История усадьбы Степановское-Павлищево (Павлищев Бор). – Ю. Кошевая. Музей-усадьба художника ярошенко в кисловодске

Николаю Александровичу Ярошенко (1846-1898 гг) известному русскому живописцу-передвижнику, автору таких работ как «Курсистка», «Заключенный», Кочегар», «Всюду жизнь» и многих других, очень понравился Кисловодск уже при первом его посещении в 1882 году, куда он прибыл с супругой во время своего свадебного путешествия. Позже они неоднократно приезжали в город, а затем в 1885 году купили здесь усадьбу недалеко от Свято-Никольского собора . Тогда здесь была Кисловодская слобода, состоявшая из семи улиц.

Кавказские горы пленили художника, и тема Кавказа прочно нашла отражение в его творчестве - его картины «Бештау», «Эльбрус в облаках» и другие, открывали вслед за Пушкиным и Лермонтовым красоты кавказской природы для соотечественников. Ярошенко объездил весь Кавказ, забираясь в горные аулы, обошел окрестности Пятигорска и Кисловодска и всюду делал этюдные зарисовки удивительных гор. Его даже называли «портретистом гор ». Ведь начинал свой творческий путь художник как портретист, но кавказские горы изменили направление его творчества. Сегодня его картины, воспевающие Кавказ, постоянно представлены в экспозиции музея. Интересно, что творил художник не оставляя службы на военном заводе, ибо был он потомственным военным.

На территории усадьбы, известной как «Белая вилла », любили собираться по субботам деятели культуры, находящиеся в это время в Кисловодске. Приходили на «ярошенковские субботы» «братья» художники (А.Куинджи, А.Васнецов , И.Репин), писатель Л.Толстой , певцы Ф.Шаляпин и Л.Собинов, ученые И.Павлов и Д.Менделеев …. Для приема столь многочисленных гостей радушным хозяевам пришлось пристроить несколько флигелей. А гости в свою очередь помогали хозяевам в оформлении дома, расписывая его в виде фресок Помпеи. В конце 19 века Белая Вилла – один из крупных культурных центров юга России.


К сожалению, Н.А.Ярошенко прожил недолго, и смерть настигла его именно в кисловодской усадьбе, недалеко от которой он и был похоронен. А случилось это после его быстрого спуска с горы Большое седло, где он в этот день рисовал, но спасаясь от сильного ливня, пробежал до дома 10 км. За свою недолгую жизнь он создал более 2000 полотен . Супруга его, Мария Павловна, сохраняла творческое наследие мужа и очень хотела создать его музей. Друзья мужа не оставляли ее. Прожила Мария Павловна в этой усадьбе после смерти Николая Александровича еще 17 лет и была похоронена рядом с ним. Музей был создан позже, однако его судьба была очень и очень непростой.

Первый музей Ярошенко открылся почти сразу после революции, была сохранена обстановка дома и его интерьер. Здесь же была организована библиотека. А улицу, где находилась усадьба, назвали улицей Ярошенко. Но уже в 1919 году захватившими город белогвардейцами музей был уничтожен. После освобождения от белогвардейцев, в 20-е годы, началось мощное курортное строительство. Про музей никто не вспомнил, здание усадьбы отдали кардиологической лечебнице. Была сделана перепланировка, пристроены коридоры, белой краской были закрашены фрески, часть сада была вырублена и там устроен солярий, остальной сад пришёл в запустение, лестница от времени разрушилась. Улица тоже была переименована. От жившего здесь когда-то художника не осталось и следа.


В 40-ю годовщину смерти Ярошенко (1938 г) на его могиле был проведен митинг, выступающие на котором деятели культуры призывали воссоздать музей известного художника. Был брошен клич о сборе вещей, когда-то находившихся в усадьбе и картин художника, которые разошлись в неизвестных направлениях. Подготовкой воссоздания музея занялся кисловодский художник Табуль-Табулевич . Но началась война. А потом пришли немцы, вместе с которыми исчез и Табуль-Табулевич.

После войны Бальнеологический институт решил снести оставшиеся строения усадьбы для дальнейшей реконструкции клиники. Но Пятигорским краеведческим обществом, Пятигорским отделом Географического общества СССР, местными краеведами и художниками началась борьба за воссоздание Белой виллы. Благодаря общественности, активисту художнику В.В. Секлюцкому и многим-многим коллекционерам музей Н.А. Ярошенко был воссоздан и укомплектован большой коллекцией его произведений. Конечно, на расселение жильцов, ремонтные работы, поиск предметов интерьера и личных вещей художника, а так же его работ, ушли годы, но энтузиазм В.В. Секлюцкого и его единомышленников сделали свое дело - 11 марта 1962 года музей был открыт для посетителей.


Музей занимает территорию бывшей усадьбы Ярошенко вместе с садом. В него входят 4 мемориальных здания, в которых размещено большое собрание работ не только хозяина усадьбы, но и других художников-передвижников. Работы самого Ярошенко находятся в главном здании, в залах других зданий можно увидеть работы М.Нестерова, Н.Касаткина, В.Васнецова, В.Перова, И.Крамского, В.Поленова и многих других. Посетив этот музей, вы узнаете много о самом художнике, о его эпохе, а также насладитесь прекрасными произведениями искусства.

Выйдя из музея можно дойти до Свято-Никольского собора , и посетить находящуюся в ограде Некрополя собора могилу Н.А. Ярошенко , на которой установлен бронзовый памятник, являющийся произведением искусства конца 19 века. Отливку этого памятника делали в Санкт-Петербурге.

Недалеко от Свято-Никольского собора находится еще один интересный музей – краеведческий, который называется «Крепость». Он расположен в месте основания Кисловодска и располагает очень интересными экспозициями.

Усадьба Степановское-Павлищево Юхновского района Калужской области расположено в 62 км к юго-западу от Калуги. Усадебный комплекс стоит на возвышенном левом берегу реки Течи, притоке реки Угры, входит в границы природоохранной зоны национального парка «Угра» и обладает статусом Объекта культурного наследия регионального значения.1

В настоящее время усадьба включает в себя главный дом, хозяйственные постройки, усадебный парк и въездные ворота с фигурами оленей. Все сохранившиеся постройки усадьбы и основная часть парка относятся к концу XIX века.

История усадьбы Павлищев Бор прослеживается со второй половины XVIII века.

Первым документом, непосредственно относящимся к усадьбе, является ситуационный план 2 , выполненный в виде наброска, на котором показана река Теча, три моста, переброшенных через неё, и несколько селений по её берегам. Рядом с одним из селений на плане начертано: «село Зубово, Купленное Лопухиною», рядом с другими «Степановское и Павлищево. Ушаковой, 305 душ». По-видимому этот план-набросок был сделан самим Степановым для уточнения положения дел по имениям, когда-то им принадлежавшим. Данное предположение подтверждается материалами генерального межевания 1782 года и «атласом Калужского наместничества» за тот же год. 3 . В 1782 года с. Зубово с деревнями действительно принадлежало В. Б. Лопухиной. Очевидно, ранее 1782 г. оно было продано ею Степановым, как указано на плане. Названный ситуационный план показывает ещё одно бывшее владение на р. Тече. - «Степановское и Павлищево», числящееся за Ушаковой. Оба эти селения являются частями, составляющими нынешний посёлок Павлищево.
Документы, относящиеся к 1790-м годам, раскрывают дату и обстоятельства перехода этого имения Степановым.4

В 1791 году дед Елизаветы Платоновны Ярошенко (урождённой Степановой), Виктор Степанович Степанов вернул себе одно из имений в Мещовском уезде Калужской губернии. Часть его была им выкуплена у княгини М. Н. Долгоруковой, часть - куплена у Ф. Ф. Ушаковой. В документах конца XIX - начала XX века оно именуется и как Степановское и как Павлищево. В фамильной переписке оно обычно называлось Степановским.

В архиве Степановых находится ещё один документ, относящийся к 1834г., когда владельцем был дед Е. П. Ярошенко (урождённой Степановой). В документе говорится о владельце усадьбы и о сёлах, ему принадлежавших. 5 Виктор Степанович Степанов умер, вероятно, в 1839 году. Этой датой помечено его духовное завещание.6 После него Мещовская вотчина принадлежала его сыну, Платону Викторовичу, а в 1873 году - к дочери последнего, Елизавете Платоновне. Дата наследования засвидетельствована в документе на выкуп крестьянами земли в её имении.7

За три четверти века, прошедшие с момента приобретения Степановыми Мещовского поместья, они, несомненно, привели его к экономической устойчивости, а также придали ему благоустроенный облик.

Последними владельцами усадьбы Степановское-Павлищево стали супруги Е. П. и В. А. Ярошенко, о которых стоит рассказать подробнее.

Елизавета Платоновна Степанова (впоследствии Ярошенко) родилась в 1850 году
«Елизавета Платоновна была женщиной маленького роста, одевалась очень скромно. Это была женщина образованная, интересовавшаяся философией и много знавшая в этой области».8 Восемнадцати лет по воле матери она вышла замуж за человека, который был вдвое старше её, за флигель-адъютанта, гвардии полковника Николая Петровича Шлиттера. Не отличавшаяся покорным характером она пошла на этот шаг, преследуя единственную цель - выйти из-под опеки своей властолюбивой матери.

Увлечённая идеей женского равноправия, она решила получить высшее юридическое образование в одном из заграничных университетов. Это предшествовало посещение в Петербурге, «где они жили с мужем», женских курсов, на которых читались лекции по физике и математике. Преподавателем оказался Василий Александрович Ярошенко, ставший впоследствии её вторым мужем. Весной 1875 года Е. П. Шлиттер (урождённая Степанова) уезжает в Швейцарию, где сначала готовится, а затем поступает в один из лучших университетов - Бернский. В фамильном архиве Степановых хранится её обширная переписка с Василием Александровичем Ярошенко, относящаяся к этому периоду.9 Она раскрывает историю их любви, приведшую Елизавету Платоновну оставить университет, вернуться в Россию (пробыв в Берне менее года), развестись с Н. П. Шлиттером и соединиться с В. А. Ярошенко. Очевидно, в следующем году состоялся бракоразводный процесс - одна из местных телеграмм, отправленная ею на петербургский адрес В. А. Ярошенко, подписана уже фамилией «Степанова».10 Брак между Е. П. Степановой и В. А. Ярошенко был заключен между 1876-м и 1878 гг.11

Сведения о Е. П. Ярошенко (Степановой) и её муже В. А. Ярошенко за XX век довольно кратки. Сохранились документы Калужского губернского жандармского управления о выдаче им в 1913-м и 1914 годах заграничных паспортов и снятии полицейского надзора с В. А. Ярошенко в 1915 г.12

Елизавета Платоновна Ярошенко в течение 1898-1913 гг. занималась расширением и перестройкой своих домов на Гончарной улице и Хитровской площади. Часто дела вели доверенные люди, но распоряжения поступали из её «домовладельческой конторы», расположенной на Гончарной улице.13 В выпусках адресной и справочной книги «Вся Москва» Е. П. Ярошенко числится в списке домовладельцев и постоянных жителей города до 1917 г. включительно 14 . Где она жила позднее - неизвестно. Письмо М. С. Волошиной к Е. П. Ярошенко датировано 1928 годом. Оно написано из Коктебеля, но куда адресовано - неизвестно. Из этого можно сделать предположение, что Елизавета Платоновна Ярошенко умерла после 1928 г.15

«Василий Александрович Ярошенко был высокого роста, с черной бородой и черными пронзительными глазами. Характер у него был строгий, речь насмешливая».16 По профессии инженер-технолог, он с удовольствием занимался естественными науками, отдавая этому большую часть своего свободного времени. В имении Василий Александрович не прекращал своих занятий наукой и техникой, имел лабораторию. После революции в подвалах дома было обнаружено множество лабораторных склянок.

Здоровье у В. А. Ярошенко было слабое (он болел туберкулёзом). Но благодаря исключительным условиям, созданным для него женой, многие сезоны он проводил вместе с ней в Италии на их собственной, приобретенной вилле, что помогло ему дожить до преклонных лет.17 Умер Василий Александрович после 1915 года, но где и при каких обстоятельствах - неизвестно.18

По свидетельству крестьян, в Степановское-Павлищево хозяева приезжали только на лето, и усадьба именовалась «Лесная дача». Хозяева усадьбы построили в селе Павлищево четырехклассную школу и взяли её на полное обеспечение, помогали погорельцам, вообще охотно шли навстречу нуждам крестьян. В праздники одаривали всё село пряниками, конфетами. Молва гласит, что из супругов более щедрым был Василий Александрович. Это по его инициативе, когда сгорело несколько крестьянских дворов, потерпевшим были выделены кирпичи и лес для строительства, скот для обзаведения хозяйством.

Итак, при Е. П. и В. А. Ярошенко родовое поместье существенно изменилось.

Первый господский дом в усадьбе Степановское-Павлищево был деревянным, он стоял здесь вплоть до 1917 года.19 Точная дата строительства каменного дома, сохранившегося до наших дней, в документах отсутствует. Однако существуют материалы, позволяющие вывести достаточно обоснованную датировку. Показательным является текст, помещенный под фотографией, изображающей один из фасадов главного дома. Фотография может быть отнесена к дореволюционному времени; текст, вероятно, современен ей или сделан несколько позже, но не позднее 1920-х годов.20 В данном тексте строителем дома (автором проекта) назван В. А. Ярошенко. Владельческая линия усадьбы свидетельствует, что Василий Александрович Ярошенко вошел в неё в 1876-1877 гг., женившись на Е. П. Степановой. Следовательно, ранее этой даты строительство дома не могло быть начато.

В краткой «Исторической записке» В. Г. Тартаковской со ссылкой на «очевидцев» говорится, что строительство дома началось после смерти родителей Елизаветы Платоновны. 21 Установлено, что отец умер в 1872 году, мать - после 1893 года.22 Однако подтверждении, даже косвенных, что дом был начат после 1893 года, в документах нет.

Датировку можно попробовать определить, опираясь на следующие факты.

В 1893 г. Елизавета Платоновна Степанова (Ярошенко) после смерти её отца Платона Викторовича стала наследницей Мещовской вотчины и одновременно больших домовладений в Москве: на Гончарной улице и на Хитровской площади.23

Архивное дело по домовладению Е.П.Степановой-Шлиттер-Ярошенко на Гончарной улице 24 (знаменитый дом Тутолмина) содержит множество документов, которые интересны для нас тем, что их содержание и даты, объединенные с материалами семейной переписки, позволяют яснее понять биографию последней владелицы, а также время возведения главного дома в Юхновском имении.25

Уже в 1880 году, как и в последующие годы, Ярошенко проводят летний период в Степановском. На это есть указание в письмах матери Елизаветы Платоновны Степановой (Ярошенко) за 1880 год: «...летом, если здоровье мое позволит, я могу побывать у Вас в деревне».26 В письмах разных лиц к В. А. Ярошенко имеются сведения о начале строительных работ в имении. Из них понятно, что летом 1880 года владельцы усадьбы запланировали в ней большое строительство. Пожелание Я. Панова «успешной постройки дома», по-видимому, подразумевает главный усадебный дом.27 Письма 1881 года от А. Юркова (управляющего) свидетельствуют, что в декабре этого года осуществляется интенсивная подготовка к строительству. В Степановское из Калуги идут многочисленные грузы с дорогостоящими строительными материалами, предназначенными, вероятнее всего, для возведения господского дома: кровельное и котельное железо, металлические рельсы (для балочных междуэтажных конструкций), дуб (для паркетов, дверей, оконных пролетов), заготавливается белый камень для цоколя, при этом в усадьбе создаётся кирпичный завод, налаживается производство извести. Некоторые работы в это время уже идут: распиловка дубовых бревен, теска цоколя.

Управляющий просит выслать «рисунок дубовым коробкам», которые следовало изготовить заранее. Обращение за таким чертежом к В. А. Ярошенко свидетельствует, что тот был руководителем работ начавшегося строительства.28

В недатированном письме Г. Волжинского 29 (друга семьи) упоминается петербургский архитектор, приносивший Ярошенко чертежи дома «с зимним садом и целым лабиринтом комнат», и отмечается, что они вносили в проект всё новые и новые изменения. Предположительно, здесь речь идет о главном доме в Степановском-Павлищеве. Очевидно, архитектор играл роль технического исполнителя, автором же проекта являлся сам Ярошенко.

Последнее письмо можно датировать по ряду признаков. Упоминаемые в нем «Коля и Мария Павловна» - брат Василия Ярошенко, художник Н. А. Ярошенко, с женой. Известно, что они жили в Петербурге до 1891 г. В следующем, 1892 г., из-за обострившегося туберкулёза горла Н. А. Ярошенко переехал на постоянное жительство в Кисловодск. Таким образом, письмо Г. Волжинского, адресованное ещё в Петербург, следует отнести к более раннему времени - 1880-м гг.

Сохранившийся личный архив Степановых имеет конечной датой 1892 год. Более поздних документов в нём нет. По этой причине нет каких-либо сведений о дальнейшем ходе строительных работ в Степановском.

Обращаясь к документам другого архивного фонда, связанного с московскими домовладениями Е. П. Ярошенко, можно увидеть, что после одиннадцатилетнего перерыва начинается в 1891г. новый этап ремонтных перестроечных работ во владении на Гончарной улице, продолжающихся до 1893 г. Многие строения во владении отдаются внаём также, как до этого принадлежавшие ей ночлежные дома на Хитровской площади. Управляющему предписывается «отдавать квартиры внаем, получать с жильцов деньги, а неисправных выселять, наблюдать за чистотою...» 30 и пр. Предположительно, что этого потребовал бюджет владелицы, из которого ранее были выделены большие средства на завершившееся уже строительство усадебного дома в Степановском. На основании всех приведенных источников и аргументов, датировкой главного дома в усадьбе Павлищев Бор можно считать 1880-е гг. В воспоминаниях одной из воспитанниц Ярошенко П. И. Васильевой 31 , говорится, что дом был построен «во второй половине XIX века». В краткой «Исторической справке» В. Г. Тартаковской 32 (1974г.) говорится: «Основное здание было построено, видимо, в последней четверти XIX века (по свидетельству очевидцев, строительство было начато после смерти родителей Елизаветы Платоновны, а достройки продолжались до начала ХХ в.)». «Очевидцы», то есть старожилы с. Павлищева, не знали точных дат смерти родителей Е. П.Ярошенко, «достройками» могли быть названы другие сооружения усадьбы, которая последними владельцами перестраивалась в целом.

Единственным фактором в пользу более поздней датировки дома, 1890-е гг., является существование близкого аналога павлищевского дома - итальянской виллы Ярошенко в городке Бордигера (Местечко Бордигера находится на итальянской части Лазурного побережья, между Ментоной и Са-Ремо. - Прим. ред.). Семейная переписка начала 1880-х гг., когда, по-видимому, был разработан проект главного усадебного дома, ничего о нём не сообщает. Ярошенко в это время проводили зимы в Петербурге, где жил и художник Н. А. Ярошенко. Позднее, в 1892 г., последний навсегда уехал из Петербурга в Кисловодск. Возможно, что семья брата (также больного туберкулёзом) после его отъезда начинает ездить на зиму и весну в Италию, где покупает виллу, ставшую архитектурным прообразом павлищевского дома. Однако нельзя исключать, что вилла была приобретена раньше, еще во время свадебного путешествия Ярошенко. Здоровье Василия Александровича уже тогда вызывало опасения, поездки супругов в Бордигеру возможны и в те годы. О существовании виллы известно от сотрудников «Мемориального музея-усадьбы художника Н. А. Ярошенко» в Кисловодске. Её фотографии поступили в музей от племянницы братьев Ярошенко Натальи Николаевны Купчинской-Трусовой (1884-1969), которая рассказывала и о самой вилле, принадлежавшей её родственникам Е. П. и В. А. Ярошенко.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что главный дом в Павлищеве стилистически соответствует архитектуре 1880-1890-х гг.

Главный дом представляет собой сложное в плане многообъёмное трехэтажное кирпичное здание с цокольным этажом под всем объемом, а в юго-восточной части — небольшим аттиковым этажом. Перекрытия над цокольным этажом сводчатые. Стены и своды цокольного этажа кирпичные оштукатуренные.

Парадный северо-западный фасад решен довольно строго. Центральный ризалит увенчан сложным фронтоном. Строгая ритмика окон, выделенная продольным рустом второго этажа и сложным межэтажным карнизом, подчеркивает горизонтальность постройки. Главный вход смещен от центральной оси влево на угол.

Парковый, юго-восточный, фасад обращен к реке. Его решение сходно с архитектурой итальянских вилл. Центральная колоннада поддерживает огромный балкон второго этажа. От этой колоннады к реке спускается широкая лестница. Справа и слева от центральной устроены колоннады различных размеров, многочисленные профилированные пилястры, трехгранные полуколонны. Центральная часть фасада завершена развитой балюстрадой, левая - аттиковым этажом, правая - сложным аттиковым фронтончиком. Всё это композиционно объединено благодаря мощным междуэтажным и венчающим карнизам и горизонтальному ряду крупных окон.

Боковые фасады дома еще более дробны по своей композиции: длинные ряды окон и карнизов здесь прерываются, и потому возрастает ощущение некоторой хаотичности архитектурного облика.
Кровля дома имеет сложную конфигурацию, как в горизонтальной плоскости, так и в вертикальной.
Внутренняя отделка главного дома не сохранилась, однако, по имеющимся воспоминаниям П. И. Васильевой и М. С. Волошиной, можно представить ее обилие и изящество.33

После 1917 года планировка дома подвергалась некоторым изменениям. В двух больших пожарах - 1929-го и 1997 гг. - сгорели междуэтажные перекрытия, кровля, выгорели интерьеры. Известно, что во время реставрации 1955 г. частично сохранявшаяся первоначальная живопись была заменена новой или достаточно грубо поновлена. По свидетельству старожилов, в период размещения в усадьбе туберкулезного санатория ВЦСПС в главном доме по распоряжению руководства санатория сбивалась декоративная лепнина. Это делалось силами бригад, набиравшихся из местных жителей, и имело целью уничтожение лепнины как мест скопления туберкулезной инфекции. Главное здание косметически ремонтировалось в 1970-1980-х гг. (кровля, покраска фасадов и интерьеров).

К северо-западу от главного дома располагается замкнутый хозяйственный двор прямоугольной планировки. Все здания расположены строго по его периметру. Первоначально в состав двора входили дом управляющего, людская, каретный сарай, конюшня для рысаков, птичник, свинарник, коровник, конюшня для рабочих лошадей, склад для инвентаря.

Дом управляющего был центром двора. Он расположен по оси господского дома, напротив парадных ворот. Эта небольшая кирпичная двухэтажная с мезонином постройка, прямоугольная в плане, имеющая традиционную объемно-пространственную композицию. Декор фасадов -простые наличники окон и сухариков карниза -прост и лаконичен. Первоначальный интерьер здания полностью утрачен. Сохранились только три кафельные печи: одна на первом этаже и две - на втором.

Склад для инвентаря расположен слева от дома управляющего - это двухэтажная постройка с пристроенными с обеих сторон верандами (По рассказам очевидцев, он был с навесом и колоннадами, которые придерживали крышу здания. - Прим. автора.), прямоугольная в плане; первый этаж - кирпичный, второй - деревянный. Все остальные постройки хозяйственного двора (конюшня для рысаков, конюшня для рабочих лошадей, птичник) - кирпичные одноэтажные.

Усадебный парк состоит из регулярной и пейзажной частей.

Регулярная часть парка сохранилась хорошо и состоит из липовой аллеи, ведущей от пруда, расположенного у реки Течи, до торцевой лестницы главного дома усадьбы; большой липовой аллеи (450 м), проложенной вдоль реки, ограничивающей парк; остатков липовых аллей у торца главного дома; зеленых «беседок» из лип и куртинных посадок лип вдоль дороги, ведущей от моста к господскому дому.

Особую ценность в парке представляет спуск к реке в виде следующих друг за другом террас, оформленных насаждениями. В пойме реки Течи расположен пруд, где раньше была купальня из белого камня в романском стиле. Сейчас воды в пруду нет. Имеется также запруда от реки. Гордостью усадьбы был цветочный партер перед главным фасадом барского дома - сохранилась его планировка.

В пейзажной части парка самые старые древесные насаждения насчитывают 100-120 лет. Это одиночные ели, высаженные по кругу на восток от главного дома, дубы и клены возле партера главного въезда, одиночные экземпляры в парке на уступах террас. Липовые аллеи к западу и востоку от основного здания возрастом также по 90-100 лет. Западная аллея некогда вела к деревянному дому, сгоревшему в 1917 г., восточная - к купальне на реке. Вдоль ограды с южной стороны находится второй ряд посадок более молодых лип. Возле современного въезда — посадки серебристого тополя, их возраст около 75-80 лет.

В парке сохранились пилоны парадных въездных ворот, увенчанные фигурами оленей (сломаны).

* * *

После революции усадьба Степановское-Павлищево была национализирована. В 1918 году издается декрет Совнаркома о регистрации, приёме на учет и охране памятников старины и искусства, находящихся во владении частных лиц, обществ, учреждений. Декрет коснулся и дворянских усадьбы. В 1919 году из главного дома в Павлищеве были вывезены произведения живописи, которые поступили в Калужский художественный музей, открытый за год до этого.34 Среди реквизированных ценностей были картины художника Н. А. Ярошенко «Курсистка», «Портрет няни», «Портрет дамы с кошкой», «Портрет матери», «Портрет брата», «За чтением газеты», «Извержение Этны», «Этюд горной речки». Кроме этих картин из усадьбы в музей поступили два произведения живописи XVII в.: «Кающийся Пётр» работы Чжачинто Бранди, «В таверне» работы Адреана ван Остаде.35

В отношении картин Н. А. Ярошенко калужские искусствоведы предполагают, что они были написаны автором не в Павлищеве, а создавались в другом месте.36 Согласно воспоминаниям П. И. Васильевой 37 , художник написал здесь только одну картину - «На качелях». Ныне она хранится в Государственном Русском музее. В фамильном архиве Степановых есть письмо Н. А.Ярошенко, написанное брату. Оно не датировано. В нем художник принимает приглашение брата приехать в Степановское.38
Помимо картин, из главного дома усадьбы в 1923 г. была вывезена библиотека - она поступила в Румянцевский музей, ставший, как известно, основой Российской государственной библиотеки; тогда же был вывезен и архив владельцев 39 , который сейчас находится в Российском государственном архиве древних актов.

В 1924-1928 гг. имение Ярошенко, усадьба Павлищево, числится в списке восьми усадеб, представляющих в Калужской губернии наибольшую архитектурно-художественную ценность. Они были обследованы, поставлены на учет и взяты под охрану Отделом по делам музеев при Наркомпросе.40

Использование главного дома и всей усадьбы после революции было различным. Здесь размещались дом отдыха, пионерский лагерь, лагерь военнопленных поляков, детский дом «Павлищев Бор» («спецдом»). В 1952г. усадьбу занял туберкулезный санаторий ВЦСПС 41 , который находился там около сорока лет-до 1989 г. Вскоре после его открытия в 1955 г. была проведена реставрация главного дома. Еще ранее в 1929 (1930) г., при другом арендаторе, в главном доме была произведена смена перекрытий. 42 Возможно, что именно тогда произошли некоторые изменения: возведено междуэтажное перекрытие в центральном зале (столовой), появился наружный балкон на уровне второго этажа дома (вместо одного из окон здесь могла быть сделана балконная дверь). Однако прояснить этот вопрос могут только детальные натурные исследования.

В 1960 г. усадьба занесена в списки памятников архитектуры местного значения (постановление Совмина РСФСР № 1327). 43

В 1989 г. туберкулезный санаторий был расформирован, здания усадьбы переданы в ведение Калужского управления здравоохранения. Вслед за этим в усадьбе разместился областной наркологический диспансер. Он существовал в ней до сентября 1995 года. Главный дом в этот период практически не использовался. К концу 1990 г. в нем оставались лишь несколько медицинских кабинетов.

В 1991 г. комиссия областного управления культуры и Общества охраны памятников отмечала, что «главный дом почти не используется, не ремонтируется и из года в год разрушается» 44 . Это положение сохранилось и в последующие годы. В 1997 г. в результате пожара сгорела кровля дома и внутренние перекрытия. С 1995 г. и по настоящее время дом, как и вся усадьба, не используется.

Собранные историко-архивные документы, фотографии и проектные материалы по данному памятнику, которые относятся к XX-XXI столетиям, позволяют говорить о достаточно хорошем обеспечении научно-исследовательской документацией необходимых восстановительных и реставрационных работ в усадьбе.

В настоящее время требуется проведение работ по оформлению прав государственной собственности на объекты недвижимости, входящие в состав усадьбы Павлищев Бор. Удовлетворительное техническое состояние объектов на территории усадьбы - главного дома, дома управляющего, конюшни, склада для инвентаря - позволило бы передать их в аренду заинтересованным лицам с учетом утверждённого характера их использования и историко-культурных особенностей, подлежащих обязательному сохранению, и таким образом способствовать финансированию реставрации главного дома.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 . Постановление Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 г. № 1327 (Приложение 2).
2 . РГАДА. Ф. 1484 (Степановы). Oп. I. Д. 313. Планы (черновые) земельных угодий, имений и построек. 1870 г. и б/д. Л. 2.
3 . РГАДА. Ф. 1355. On. I. Д. 476, 477. Экономические примечания по Мещовскому уезду Калужской губернии; Атлас Калужского наместничества. Описание и алфавиты к Калужскому атласу. Часть вторая. С-Пб., 1782. С. 56-57. № 305.
4 . РГАДА. Ф. 1484 (Степановы). Oп. I. Д. 275. Повеление Виктора Степановича Степанова бурмистру и крестьянам Мещовской вотчины. 1791 г.Л. 1,2. РГАДА. Ф. 1484 (Степановы). Oп. I. Д. 276. «Верющее» письмо (копия) В. С. Степанова крестьянину Т. В. Гнусареву на управление Мещовской вотчиной. 1791 г.Л. 1.
5 . ГАКО. Ф. 209. Oп. I. Д. 23. Списки владельцев земли и крестьян по Мещовскому уезду за 1834 г. Л. 13 об.
6 . РГАДА. Ф. 1484 (Степановы). Oп. I. Д. 3. «Объявление» В. С. Степанова в Московский опекунский совет (сопроводительное) к духовному завещанию. 1839 г. Л. 1.
7 . ГАКО. Ф. 62. Оп. 3. Д. 2530. О заключении выкупного договора Е. П. Шлиттер с крестьянами с. Степановского, д. д. Павлищево и Н. Выселки Мещовского уезда. 1874 г. Л. 143,144.
8
9 . РГАДА. Ф. 1484 (Степановы). Oп. I. Д. 183. Письма Е. П., урожд. Степановой, к В. А. Ярошенко. 1875 -1876 гг.
10 . Там же.
11 . РГАДА. Ф. 1484 (Степановы). Oп. I. Д.185. Письма Л. В. Ярошенко (матери) к В. А. Ярошенко. 1878-1880 гг. Л. 1,4 об.; ГАКО. Ф. 784. Oп. I. Д. 1182. О выдаче заграничных паспортов В. А. и Е. П. Ярошенко. 1914 г. Л. 285; ГАКО. Ф. 784. Oп. I. Д. 1259. О снятии полицейского надзора с В. А. Ярошенко. 1915 г. Л. 127 и об.
12 . ГАКО. Ф. 784. Oп. I. Д. 1058. О выдаче заграничных паспортов В. А. и Е. П. Ярошенко. 1913 г. Л. 270.
13 . Телефонный справочник абонентов московской телефонной сети. М., 1914. С. 449.
14 . Вся Москва. Адресная и справочная книга на 1917 год. М., 1917. С. 570, 645.
15 . Волошина М. С. О Максе, о Коктебеле, о себе (рукопись сборника воспоминаний и переписка жены поэта М. Волошина) / Сост. В. П. Купченко. Рукопись предоставлена московским театроведом и сценаристом Е. А. Тропило.
16 . Архив КОХМ. Научный фонд. Д. 9. Отрывки из рукописи П. И. Васильевой «Усадьба Степановское» и запись беседы с ней М. Шереметевой, сделанная 15 сент. 1948 г.
17 . ГАКО. Ф. 784. Oп. I. Д. 1058. О выдаче заграничных паспортов В. А. и Е. П. Ярошенко. 1913 г. Л. 270; ГАКО. Ф. 784. On. I. Д. 1182. О выдаче заграничных паспортов В. А. и Е. П. Ярошенко. 1914 г. Л. 285.
18 . ГАКО. Ф. 784. Oп. I. Д. 1259. О снятии полицейского надзора с В. А. Ярошенко. 1915 г. Л. 127 и об.
19 . Архив института «Спецпроектреставрация», Ш. 95. Инв. № 85. По сведениям старожила Е. М. Супранова - см.: Тартаковская В. Г. Историческая справка. М., 1974. С. 4.
20 . См.: Иконографические материалы. Архив КОХМ. Фото-фонд №№ 1-7.
21 . Архив института «Спецпроектреставрация», Ш. 95. Инн. № 85. По сведениям старожила Е. М. Супранова - см.: Тартаковская В. Г. Историческая справка. М., 1974. С. 2.
22 . В материалах архивного дела по их совместному с дочерью домовладению в Москве она упоминается до 1893 г., как «вдова Платона Викторовича Степанова» - см.: ЦАНТДМ. Ф. I. On. II. Д. 681 (Рогожская часть. № 620 (570). 1803-1913 гг.
23 . Гиляровский В. А. Москва и москвичи. М., 1989. С. 17-18,34,37,39.
24 . ЦАНТДМ. Ф. I. Oп. II. Д. 681 (Рогожская часть. № 620/570). 1803-1913 гг.
25 . РГАДА. Ф. 1484 (Степановы). Oп. I. Д. 183. Письма Е. П., урожд. Степановой, к В. А. Ярошенко. 1875-1876 гг.
26 . РГАДА. Ф. 1484 (Степановы). Oп. I. Д. 197. Письма Е. Г. Степановой (матери) к Е. П. и В. А. Ярошенко. 1878--1880-е гг. Л. 23.
27 . РГАДА. Ф. 1484 (Степановы). Oп. I. Д. 175. Письма Я. Панова к В. А. Ярошенко. 1881 г. Л. 5.
28 . РГАДА. Ф. 1484 (Степановы). Oп. I. Д. 182. Письма (управляющего) А. Юркова к В. А. Ярошенко. 1881 г. Л. 1, 3 и об.
29 . ЦАНТДМ. Ф. I. Оп. II. Д. 681 (Рогожская часть № 620/570). 1803-1913 гг.
30 . ЦАНТДМ. Ф. I. Oп. II. Д. 681 (Рогожская часть, № 620/570). 1803-1913 гг.
31 . Архив КОХМ. Научный фонд. Д. 9. Отрывки из рукописи П. И. Васильевой «Усадьба Степановское» и запись беседы с ней М. Шереметевой, сделанная 15 сент. 1948 г.
32 . Архив института «Спецпроектреставрация». Ш. 95. Инв. № 85; Тартаковская В. Г. Историческая справка. М., 1974. С. 2.
33. Купченко В. П., Волошина М. С. О Максе, о Коктебеле, о себе. Коктебель, 2004; Волошин М. Автобиографическая проза. Дневники. М., 1991. С. 312-313; Архив КОХМ. Научный фонд. Д. 9. Отрывки из рукописи П. И. Васильевой «Усадьба Степановское» и запись беседы с ней М. Шереметевой, сделанной 15 сент. 1948 г.
34 . Пушкарёва Т. И. Указ. соч. С. 18.
35 . Петровский С. А. Из истории Калужского художественного музея // Художественный отдел Калужского областного художественного музея. Калуга, 1929. С. 10; а также уточнения гл. хранителя КОХМ Л. В. Хорошиловой в ноябре 2003 г.; Пушкарёва Т. И. Указ. соч. С. 19.
36 . Пушкарёва Т. И. Указ. соч. С. 19.
37 . Архив КОХМ. Научный фонд. Д. 9. Отрывки из рукописи П. И. Васильевой «Усадьба Степановское» и запись беседы с ней М. Шереметевой, сделанная 15 сент. 1948 г.
38 . РГАДА. Ф. 1484 (Степановы), Oп. I. Д. 187. Письма художника Николая Александровича брату - Ярошенко Василию Александровичу. Б/д.
39 . ГАКО. Ф. Р-32. Oп. I. Д. II. Сведения о бывших помещичьих усадьбах Калужской губернии. II окт. 1923 г. Л. 37 об., 38.
40 . ГАКО. Ф. Р-2878. Оп. 3. Д. 14. Списки памятников архитектуры по Калужской губернии. 1924-1925 гг., Л. 191; Д. 39. То же 1927-1928 гг. Л. 23 (оба дела хранятся в архиве КГОКМ).
41 . ГАКО. Ф. Р-883. Оп. 15. Д. 258. Распоряжение Совмина РСФСР от 25.04.1952 г. об организации туберкулезного санатория «Павлищев Бор». Л. 40.
42 . Архив института «Спецпроектреставрация». Ш. 95. Инв. № 85. Тартаковская В. Г. Историческая справка. М., 1974. С. 4.
43 . Архив Калужской областной дирекции по охране памятников. Переписка, решения, постановления по усадьбе Павлищев Бор (за разные годы).
44 . Архив Калужской областной дирекции по охране памятников. Переписка по усадьбе Павлищев Бор. Письмо главе администрации Калужской области А. В. Дерягину от 16.04.1993 г. из Калужской областной дирекции по охране памятников.

использованы иллюстрации:

жж Глазуновской академии
жж Армейский репортёр
Русская усадьба. Вып. 16 (32). СПб., 2011. - Кошевая Ю. История усадьбы Степановское-Павлищево (Павлищев Бор). - С. 374-389.

Перейдем по мосту на противоположный берег, поднявшись немного в гору, свернем налево и окажемся около парадных ворот усадьбы. Усадьба невелика по размерам и почти вся утопает в зелени вековых деревьев. Через парадные ворота войдем на территорию бывшей барской усадьбы Степановское, принадлежавшей во второй половине XIX столетия Елизавете Платоновне Ярошенко (урожденной Степановой), жене брата художника Василия Александровича.
Усадьба известна с XIV века. Владельцы - бояре Степановы - были верными стражами границ Руси в борьбе с Великим княжеством Литовским и Крымским ханством. В конце XVIII века была выстроены деревянные здания усадьбы (деревянный барский дом сгорел в 1917г.). При последней владелице имения усадьба была перестроена в камне. Ее муж В.А. Ярошенко, инженер по образованию, вместе с архитекторами спроектировал двухэтажный особняк, главный дом усадьбы, проложил новые аллеи парка.
Главный дом усадьбы расположен на высоком пологом берегу реки Течи. От его парадного крыльца к реке спускаются в разных направлениях аллеи лип. Самая длинная и живописная аллея, еще сохранившая свои четкие очертания, тянется на юго-запад через всю усадьбу. Более короткие аллеи спускаются сразу к реке. Современный облик усадьба приобрела в середине XIX века. Однако представить сейчас, какой красивой была эта усадьба ранее, очень трудно. Заросли аллеи, разрушены здания, замусорена территория. Все это явно сегодня не украшает Степановское.
После революции имение было национализировано, картины, мебель утварь были в 1919 г. переданы в калужские музеи. Долгое время в имении располагались различные лечебные заведения. Многим калужанам это место известно как санаторий Павлищев Бор. Санаторий давно закрыли. После закрытия в главном доме произошел сильный пожар, существенно повредивший здание. И стоит оно теперь, медленно разрушаясь, среди зарастающего парка, как памятник былой красоты и великолепия.
А дом, действительно прекрасен, даже сейчас, когда дух запустения царит повсюду. Разрушается замечательное дворянское гнездо XIX века, одна из красивейших усадеб калужского края. Рухнули перекрытия главного дома, ограда усадьбы разобрана местными жителями на кирпичи (сохранились только парадные ворота), брошены хозяйственные постройки. И только память возвращает нас в то далекое прошлое, когда здесь кипела жизнь, наполненная творчеством, поэзией и искусством.
В последнее время в усадьбе ведутся восстановительные работы. Территорию обнесли бетонным забором. Провели расчистку мусора в главном здании. Несколько человек работают по восстановлению северного крыла главного дома. Однако работы ведутся так медленно, что надеяться на скорейшее восстановление усадьбы не приходится.
Усадьба Степановское неразрывно связана с именем известного художника-передвижника Николая Александровича Ярошенко (1846 -1898 гг.).
Ярошенко известен в русской живописи как мастер - портретист, пейзажист. Николай Ярошенко представляет большой интерес и как художник, и как незаурядная личность. Будучи по образованию военным инженером, он занимается живописью, посещает класс Академии художеств в качестве вольнослушателя. Ярошенко является одним из организаторов Товарищества передвижных художественных выставок, а после смерти художника И.Н. Крамского возглавляет Товарищество. Николай Александрович был близко знаком с лучшими представителями передовой русской интеллигенции конца XIX века: художниками И.Н. Крамским, И.И. Шишкиным, писателями Г.И. Успенским, В.Г. Короленко.
Широкую известность художнику принесли картины на тему тяжелой народной доли: «Кочегар», «Всюду жизнь», «Заключенный».
По воспоминаниям воспитанницы Елизаветы Платоновны Ярошенко П.И. Васильевой, художник часто гостил в Степановском и много работал. В имении всегда было много молодежи. Ярошенко хорошо понимал эту молодежь и запечатлел ее чаяния и революционные устремления в произведениях «Студент» и «Курсистка».
Однофигурная композиция «Курсистка» известна в двух вариантах (один хранится в Киевском музее русского искусства, второй в Калужском художественном музее). По воспоминаниям художника И.С. Остроухова, И.Н. Крамской, видевшей «Курсистку» в мастерской художника, не согласился с трактовкой ее лица и фигуры. Юная девушка вызывала скорей сочувствие, чем уважение. Тогда Ярошенко написал новую картину, полностью сохранив композиционную схему, но учтя замечания Крамского.
В Калужский художественный музей картина «Курсистка» поступила из имения Степановское в 1919 году. На картине художник изобразил юную девушку, идущую энергичной поступью по туманной петербургской улице. Ее миловидное лицо с большими глазами одухотворено. Одежда нарочито грубовата и скромна. Свитер из грубой шерсти и плед защищают ее от холода и сырости. При всей социальной конкретности в созданном образе передовой русской женщины нет будничности, он возвышен и благороден. Прототипом для создания картины стала слушательница Высших (Бестужевских) женских курсов А.К. Черткова, урожденная Дитерихс. Анна Константиновна была близка семье Ярошенко, дружила с женой художника Марией Павловной.
Среди работ, переданных в Калужский художественный музей, много портретов родственников: портрет брата Василия Александровича, «Портрет дамы с кошкой» (Е.П. Ярошенко), «Портрет няни» и «Портрет матери».
Осмотрев усадьбу, спустимся по тропинке ведущей через парк к реке Теча. Остановимся на мосту и полюбуемся речными перекатами и таинственно - загадочным гротом из деревьев, смыкающихся над рекой. Теча - лесная река с большим числом хрустально чистых родников. Ниже по течению, в окрестностях деревни Екатериновки, обнаружены источники с целебной минеральной водой. Вода по химическому составу и качеству не уступает знаменитой Липецкой воде, однако в настоящее время источник активно не используется.
Усадьба считается памятником истории и культуры и находится под охраной государства. Все это оставляет надежду на то, что когда-нибудь усадьба предстанет нам в прежнем обличий.

Летом 1882 года небольшая усадьба на улице Ольховой в Кисловодске стала приютом для прибывшего на лечение художника Николая Александровича Ярошенко. Природа Кисловодска настолько очаровала художника, что спустя три года он приобрел эту усадьбу, и начал возведение на нем собственного дома. Проект «Белой виллы» творение самого Ярошенко — одноэтажный деревянный дом с двумя флигелями был построен по эскизам великого художника.

Здесь в разные годы желанными гостями были художники, писатели, ученые. Усадьбу считали центром культурной жизни Северного Кавказа. В гостях у Ярошенко и его супруги Марии Павловны бывали Дмитрий Менделеев, Сергей Рахманинов, Илья Репин, Константин Станиславский и многие другие выдающиеся персоны. Именно на «Белой вилле» хотел найти приют и укрытие Лев Толстой, планируя свой первый побег из Ясной Поляны .

Ярошенко умер в Кисловодске в 1898 году и был похоронен неподалеку от усадьбы, в ограде Свято Никольского собора.

Возрождение усадьбы Ярошенко связано с именем художника Владимира Вячеславовича Секлюцкого, который проделал большую работу по сбору исторических документов и экспонатов. В 1959 году было принято решение об организации музея в этой усадьбе. Он был открыт в 1962 году и с тех пор неизменно привлекает внимание любителей живописи и старины.

В музее можно увидеть крупные портретные жанровые и пейзажные работы кисти Николая Ярошенко. Здесь есть и зал произведений его современников: Исаака Левитана, Алексея Саврасова, Архипа Куинджи и других.

В последние годы территория музея значительно расширилась: усадьбе возвращены ее прежние размеры и разбит прекрасный сад.

Уже много лет музей проводит встречи с интересными людьми – «Ярошенковские субботы», на которых выступают выдающиеся деятели культуры искусства. Это продолжение светлых традиций в становлении художественной культуры на Кавказе.

Город Кисловодск и его жители уже не представляют себя без этого небольшого дома над вечно говорливой рекой Ольховкой, где живет и будет жить имя художника, его живой дух, где разместился целый мир его искусства.

Литература:

Секлюцкий, В.Кисловодский художественный музей Н.Я. Ярошенко / В. Секлюцкий – Минеральные Воды: Изд. «Кавказская здравница», 1986. – 24 с.

Путеводитель по Кавказским Минеральным Водам – Ессентуки: «РОССЫ», 2005. – 344 стр.

Шейко, Н.И. Кавказские Минеральные Воды / Н. Шейко – М.: Вече, 2011. – 304 с., ил.

Опросы

Календарь

Наш instagram

    4 дня ago by molodezhka_stavropol Книжный фримаркет! 17 марта приглашаем всех на традиционную книжную ярмарку «Прочитал книгу – передай другому!». В течение всего дня вы можете приносить книги из своей библиотеки и обменивать их на предложенные издания. А также вы можете посетить интеллектуальные площадки. В 11.00 – начнётся заседание философского клуба «Автор». В 13.00 – очередное собрание любителей и знатоков литературы «Круг слова». Мы ждём всех, кто чувствует в себе нераскрытый потенциал писателя, или просто желает насладиться советами мастеров слова и пера. Тема: «Написание эссе». В 14.00 – в студии «Читаем вместе» открытая лекция профессора СКФУ Л. И. Бронской «У поэтической карты России 20

    3 дня ago by molodezhka_stavropol #ОТДЕЛКРАЕВЕДЕНИЯ РЕКОМЕНДУЕТ #ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ Памятник зачетной книжке, или просто «Студент» в Ставрополе! На одной из центральных улиц краевого центра, на улице Мира, находиться композиция, которая называется Памятником зачетной книжке, или просто «Студент». Расположен памятник напротив главного корпуса Ставропольского государственного аграрного университета. Автор объемной металлической композиции – ставропольский авангардист Василий Чуйков, член двух Союзов - художников и дизайнеров России. Уникальные работы скульптора «из того, что под рукой» можно увидеть на улицах Ставрополя, Пятигорска, Волгограда, Невинномысска и других населенных пунктов Юга России. Художественное направление, в котором работает Чуйков, называется анепластика. Это декоративные скульптурные композиции из металла, куда он добавляет многое другое. Высота монумента

    4 дня ago by molodezhka_stavropol Какая прелесть – эти сказы! В студии «Читаем вместе. Перезагрузка» – очередное студийное занятие по программе «Учимся читать и понимать классику». Будем рады видеть вас 27 марта в 12.00. Ведущая программы – профессор СКФУ Л. И. Бронская – даёт открытую лекцию на тему: «Павел Бажов – автор знаменитых «Уральских сказов». В детстве все мы с увлечением читали сказы П. Бажова, смотрели фильмы, снятые по замечательно интересным сюжетам. На этом занятии внимание присутствующих будет сосредоточено на том, как они создавались, откуда автор черпал сюжеты и образы героев. Гости библиотеки узнают много интересного о поисках материала для сказов. Во многом он

    6 дней ago by molodezhka_stavropol Экологическая акция «Чистое чтение»! В «Молодёжке» прошла экологическая акция «Чистое чтение», целью которой было привлечь внимание к писателям и поэтам, пишущим о природе, познакомить с тематической литературой по экологии и охране окружающей среды. Учащиеся МБОУ СОШ № 28 5 «В» класса смогли поучаствовать в работе различных творческих площадок, которые работали во время проведения акции. Знатоков экологических наук ждала викторина «У природы чистое сердце», которая сразу привлекла внимание своими оригинальными вопросами о природе и не только. Увлеченных фотографией привлекла фотосушка, которая назвалась «Природы чудные мгновенья». Всех гостей знакомили с книжной выставкой «Чистая книга» и предлагали вспомнить своих любимых писателей и

    6 дней ago by molodezhka_stavropol #ЛИТЕРАТУРНЫЙКАЛЕНДАР Юбилейные даты 2019 года: 14 март - 215 лет со дня рождения австрийского композитора И. Штрауса-отца (1804-1849) - 140 лет со дня рождения немецкого физика Альберта Эйнштейна (1879-1955) Иоганн Батист Штраус (более известен как Иоганн Штраус-отец) - австрийский композитор, скрипач и дирижёр. Родоначальник музыкальной династии Штраусов. Трое его сыновей - Иоганн, Йозеф и Эдуард - тоже стали известными композиторами. Наследие композитора насчитывает 251 творение (из них 152 вальса). Это наследие было бережно сохранено его сыном Иоганном Штраусом-младшим и издано в 1889 году в Лейпциге. К 28 годам Штраус стал настолько знаменит, что даже во время холеры в 1832 году