Останкинский дворец графа шереметьева. Усадьба Останкино-бывшее имение графов Шереметевых Шереметьевский дворец в останкино посещение

Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы
"Московский музей-усадьба Останкино".

Музей – усадьба «Останкино» для меня не только историческое место, но и родное для нашей семьи. В этом музее когда-то познакомились мои родители, потому что бабушки с детства водили их в Останкинский парк: гуляли по территории, рассматривали экспозиции дворца, прикасались к шахматному полу в одном из залов, ели пончики.
Не удивительно, что когда я родилась и подросла, родители тоже привели меня в музей – усадьбу «Останкино».
В этой усадьбе, мне кажется, я знаю все и, тем не менее, обожаю посещать музей и слушать удивительные истории. Я не устаю ходить по залам музея, рассматривать картины, слушать о театре графа Шереметева.
У нас появились огромные возможности получить дополнительную информацию об этом уникальном музее. Вот уж мне было раздолье. Мне хотелось знать больше и больше.
Я люблю музей – усадьбу Останкино, чувствую себя там очень комфортно. Мне кажется оно одним их самых интересных мест нашего города.
Когда я узнала, что проводится конкурс «Я узнаю Москву», сразу решила участвовать в нем и всем рассказать о любимом месте - музее – усадьбе «Останкино».

Историческая справка.
Дворец.
Усадьба Останкино представляет собой музей, в котором можно окунуться в историю жизни и быта графов Шереметевых.
В 16 веке усадьба принадлежала дьяку Василию Щелкалову, который был у царя хранителем печати. В 1584 году Щелкалов уже имел деревню Останкино с боярскими хоромами, садом, озером и деревянной церковью.
В годы Смуты почти все было уничтожено, сохранилось лишь озеро. Позднее, в 1601 году, владельцем этого имения стал князь А. М. Черкасский, при котором здесь были устроены жилые хоромы, высажены дубовые рощи и была сооружена дошедшая до наших дней прекрасная каменная Троицкая церковь (церковь Живоначальной Троицы). Зодчим храма был крепостной мастер Павел Потехин.
Граф Петр Шереметев получил Останкино в качестве приданного, когда женился на дочери канцлера Российской империи Варваре Алексеевне Черкасской.
При Петре Шереметеве в поместье появились аллеи и сад. В оранжереях по приказу нового хозяина стали высаживать декоративные и сельскохозяйственные культуры.
Но основной этап развития истории усадьбы Останкино начался при графе Николае Петровиче Шереметеве. Именно при графе Шереметеве приобрела свой неповторимый облик усадьба Останкино.
Он был истинным ценителем и знатоком искусств, образованнейшим человеком того периода и страстным театралом. Останкино – усадьба, где Шереметьев смог осуществить свою мечту. Граф создал в поместье театрально-дворцовый комплекс. Интересно был устроен Останкинский театр. Его можно было быстро преобразовывать в бальный зал. Сценические размеры позволяли производить постановку опер, в которых осуществлялась быстрая смена декораций и было много массовых эпизодов.
Строительные работы велись на протяжении шести лет с 1792 г.
В проектных и строительных работах принимали участие знаменитые архитекторы Ф. Кампорези, В. Бренн, И. Старов, а также архитектор И. Аргунов.
Н. П. Шереметев собрал коллекцию картин, скульптур и гравюр, но все свободное время посвящал музыке и театру. Это его увлечение создало все предпосылки для создания в Останкине одного из лучших крепостных театров не только в Москве, но и во всей России. В труппе Останкинского театра, сложившейся в 70-е гг. 18 в., было много талантливых актеров, среди них крепостная актриса, оперная певица Прасковья Ковалева, возлюбленная графа с которой он был тайно обвенчан и для которой был построен дворец, вырыт каскад прудов и разбит парк.
В те времена Останкино – усадьба, в которой собиралось светское общество столицы и которое считалось одной из лучших усадеб в Москве.
После смерти родителей владельцем имения стал шестилетний Дмитрий. И некоторое время дворец оставался в стороне от светской жизни. С первой половины 19 века Останкинский парк становится любимым местом гуляний москвичей всех сословий.
Во время Октябрьской революции Останкино было национализировано, в 1918 г. усадьба была превращена в государственный музей. С 1938 г. усадьбу Шереметевых переименовали в Дворец-музей творчества крепостных. Новое название поместье получило в 1992 г. Оно стало Московским музеем-усадьбой Останкино.
В настоящее время дворец закрыт на реставрацию до декабря 2016года.

Храм Живоначальной Троицы /Троицкая церковь. /

В 1584 году дьяк Василий Щелкалов построил боярский дом, посадил рощу, устроил пруд и заложил деревянную церковь, которая была утрачена.
Став владельцем усадьбы, князь Михаил Яковлевич Черкасский, подал челобитную на имя Патриарха Иоакима. Получив Благословенную грамоту на сооружение, с 1677 года по 1683 год на месте ранее стоявшей деревянной, была построена церковь Живоначальной Троицы, которая считается одной из самых старых зданий, находящихся в этом месте. Зодчим храма предположительно был крепостной мастер Павел Потехин, но есть вероятность, что в строительстве принимал участие Стефан Порецкий.
Храм построен в традиционном стиле и имеет три придела - северный, освященный во имя Тихвинской иконы Божией Матери, южный - во имя святого Александра Свирского, и центральный - во имя Живоначальной Троицы, давший имя храму
Был еще и четвертый престол - св. Николая Чудотворца, который находился в подклете храма и действовал в 1920году.
Стиль, в котором выполнен храм, часто называют «русским узорочьем» благодаря красивому силуэту и обилию архитектурных элементов. Формы декора весьма разнообразны, причем есть просто выдающиеся по красоте элементы. Церковь поражает не только своей сложной композицией, но и разнообразием декоративных форм: стены декорированы поясами-карнизами, арками и кокошниками. Особой гордостью церкви был пышный иконостас в стилистике барокко и который был утрачен.
В 1743 году, когда церковь перешла к графу Шереметеву, он решает провести реставрацию, т.к. это настоятельно требовало здание. При этом была произведена некоторая реконструкция. Были увеличены окна и над колокольней вместо шпилей появились шатры. Реставрацией занимались архитекторы А. К. Серебряков и Н. В. Султанов.
После Октябрьской революции из церкви были изъяты церковные украшения и утварь.
В 1991 году Патриарх Алексий 2 осветил церковь после реставрации.
В настоящее время Храм Животворящей Троицы в Останкине является подворьем Патриарха Московского и всея Руси и открыто для прихожан.

Топонимика.
Что означает название Останкино и его происхождение?
Бытует несколько предположений. По одной версии Останкино происходит от слова останок «родовой кусок, остаток, имение, полученное в наследство».
Во время правления Ивана Грозного деревня Осташково числилось за вольнодумцем Алексеем Сатиным, который был яростный противник политики царя, за что и был казнен, а деревню Осташково Иван Грозный подарил своей жене Анне Котловской. Через некоторое время Грозный передарил это село одному из своих опричников Орту. После него земли стали принадлежать дьяку Щёлканому.
Так и переходила деревня из рук в руки, пока не обрело постоянных хозяев князей Черкасских, у которых Останкино оставалось почти два столетия.
Последним владельцем Останкино был граф Николай Петрович Шереметев.
Имя села Останкино не связано ни с названием храма, ни с одной из вышеназванных фамилий владельцев (Черкасские, Шереметевы), известных и знаменитых в свое время, и по другой версии можно предположить, что очень часто названием села или деревни становилось имя или фамилия первопоселенца, наиболее знаменитого владельца кому они принадлежали; того, кто был в здешних местах первопоселенцем. Вполне возможно, что названием деревни Осташково (ныне – Останкино) стало имя никому теперь не известного первопоселенца по имени Остап (Останка, Останок) или Осташ (Осташка, Осташок). Может быть этот человек несколько веков тому назад получил за верную службу или купил участок лесной заросли, раскорчевал его, расчистил под пашню, поставил здесь деревню, которую стали называть - Осташкова деревня, или Останкина («Чья деревня?» - «Принадлежащая Осташке, Останке»).
В московской топонимии сохраняется память о графе Шереметеве, об архитекторе Аргунове в названии улиц, которые расположены недалеко от Останкино.

Геральдика.

Герб рода князей Черкасских. (См. фото1)

В щите, разделенном на четыре части, посередине находится горностаевый щиток с державой обозначенный. В первой части в красном поле черкас в золотой епанче и в княжеской шапке с пером, скачущий на белом коне с золотой сбруей, имеющий на плече золотое копье. Во второй части в голубом поле между трех шестиугольных звезд серебряных изображены крестообразно две серебряных стрелы, остроконечием вверх поднятые, на которых поставлен щит красного цвета с серебряным на нем полумесяцем. В третьей части в серебряном поле натурального цвета лев, держащий в передних лапах натянутый лук со стрелой. В четвертой части в золотом поле видны два змия, перпендикулярно перевившиеся, натурального цвета. Щит покрыт мантией, принадлежащей княжескому достоинству и шапкой с пером, имеющей вид чалмы, которая наложена на золотую корону. Сия шапка с пером изъявляет знаменитость родоначальника Черкасских князей Инала, который был султаном в Египте.

Герб рода графов Шереметевых. (См. фото2)

Посередине золотого щита в красном поле окруженным лавровым венцом изображена золотая корона, т.е. герб древних владетелей Прусских, и под ней два серебряных креста означенные перпендикулярно. В нижней части на золотом щите вида шапка, служившая в древние времена отличием для бояр, в которых чинах фамилии Шереметьевых многие находились, а внизу шапки копье и меч, положенные крестообразно на серебряном полумесяце, рогами обращенном вверх. Щит покрыт графской короной, на поверхности которой означен турнирный шлем по достоинству увенчанный с изображением на нем кумиропоклонного дуба, по сторонам которого видны две серебряные звезды шестиугольные. Щит держат два льва, имеющие золотые лбы, а во рту лавровую и масличную ветви, из коих у стоящего с правой стороны находится в лапах скипетр, а с левой стороны - держава в память того, что предки фамилии Колычевых были в Пруссии владетелями. Намет на щите золотой, подложен красным. Под щитом надпись: DEUS CONSERVAT OMNIA.
«Бог сохраняет все» - это девиз графов Шереметевых, под которым они творили добро.

Интересные факты.

Усадьба Останкино - уникальный по сохранности памятник русской архитектуры XVIII века.
Граф Н. П. Шереметев собрал уникальную коллекцию картин, скульптур и гравюр, им был построен «дом искусств» - красивейший деревянный театр, с невероятными техническими приспособлениями, ставший бесценным памятником архитектуры.
Частой гостьей в имении была императрица Елизавета Петровна.
В 1797 г. сюда лично приезжал Павел I, в честь которого был дан бал.
В 1801 г. в Останкине побывал император Александр I.
В 1856 году, перед коронацией Александра II, в Останкино была устроена временная резиденция нового императора, который вместе с семьей прожил здесь неделю, готовясь к церемонии. В Останкино Александр II подписал указ об отмене крепостного права и потом еще долго во дворце хранилась та самая чернильница императора.
В останкинском музее находится усадебный архив и библиотека, часть книг в которой принадлежала еще Шереметевым. В архиве сохранилось множество оригинальных чертежей, обмерных рисунков и проектов, по которым создавали здешний дворец и проектировали парк.

Площадь территории.

Экспозиционно-выставочная - 2292м2
Фондохранилище - 880м2
Парковая зона - 9га

Музей - усадьба графа Шереметьева


Фрагмент ограды усадьбы графа Шереметьева в Останкино


фрагмент ограды
Останкино - уникальный архитектурный и художественный памятник, связанный с историей русского и европейского театрального искусства. Архитектурный комплекс усадьбы складывался в течение четырех столетий.
Боярская вотчина с прудом (XVI в.), церковью Св. Живоначальной Троицы (XVII в.) , господским домом и дубравой становится в конце XVIII века дворцово-паковым ансамблем,парадной летней резиденцией графа Н.П. Шереметева.



В 1743 году деревня Осташково была отдана в приданое дочери князя Черкасского Варваре, вышедшей замуж за сына графа Шереметьева, знатного вельможу, сподвижника Петра I. Таким образом, Останкино перешло во владение графов Шереметьевых.

в парке музея - усадьбы


ротонда
Известия конца столетия рассказывают, что в то время в Останкино был «увеселительный дом и регулярный сад с прудами». Однако в 1789 году граф Н.П. Шереметьев - большой знаток и поклонник искусства, в особенности театрального - задумывает перестроить особняк таким образом, чтобы разместить в нем не только дворцовые помещения, но и театральный зал. В результате перестройки получился скорее музей, чем жилая усадьба. А сам граф необычайно гордился своим созданием и считал его «величайшим, достойным удивления делом».


А причиной тому была - любовь. Любовь графа Н.П.Шереметьева к своей крепостной актрисе Прасковье Ковалевой-Жемчуговой.
Его чувства к Параше были настолько сильны, что граф пренебрег светскими условностями и тайно обвенчался с ней. Вот для того, чтобы избавить жену от воспоминаний о ее скромном происхождении и унизительном прошлом, граф и решил построить на другом конце Москвы дворец-театр, где ее талант мог бы раскрыться во всем своем блеске.

граф Шереметьев


фрагмент украшения



Останкинский дворец построен из сибирской сосны с наружной штукатуркой и внутренней декоративной отделкой (1792-1798) в стиле русского классицизма... Двухэтажный театр расположен в центре дворца и окружен системой парадных залов. В оформлении парадных залов использована своеобразная театрализованная версия классицизма.Фасады симметрично расположенных разновеликих объемов дворца украшены колоннадами ионического, коринфского, тосканского ордеров.


Потолок театра Шереметьва. В театре и по сей день устриваются спектакли, существуют так называемые Шереметьевские праздники.


Зал дворца Шереметевых


Самая знаменитая скульптура из Шереметевской коллекции в Останкино: "Дерущиеся петухи" Кановы. Когда обходишь ее вокруг, удивляешься, почему не слышно петушиного клекота, ведь их тут сразу трое!

До сих пор во внутреннем убранстве дворца Шереметьева сохранился подлинный паркет, некоторые люстры, потолок. Там была замечательная сборная позолоченная мебель, высокие зеркала, чертежи усадьбы, коллекционное собрание картин. Само убранство тоже напоминало театр, его композиции был посвящён интерьер дворца...

Перед вами кусочек театра Шереметьевых, здание которого помещалось прямо во дворце. Именно театр составил славу Останкино! Он был оборудован о последнему слову техники: колонны поднимались и раздвигались, потолок менялся, существовали всяческие приспособления для передачи звука грома, дождя... Верхний ярус театра - на снимке. Оттуда крепостные наблюдали за действием, происходящим на сцене театра...

Декор оштукатуренных стен состоит из гипсовых барельефов на мифологические темы, стенные ниши "оживлены" скульптурными изображениями героев античной мифологии, связанных с культом Диониса и Аполлона. Двухэтажный театр расположен в центре дворца и окружен системой парадных залов...В отделке интерьеров использованы ткани, позолота и резьба по дереву, роспись по бумаге.



Несмотря на всю классичность своих форм, Останкинский дворец отличается необыкновенной нарядностью и роскошью. Да и немудрено, ведь он не мог не отражать тот дух обилия и вычурности, который господствовал в архитектуре и искусстве на всем протяжении 18 века. Сам граф дотошно вникал в малейшие детали строительства своего детища. Часто советовался и спорил со своими архитекторами. В результате Останкино не выглядит как творение одного мастера, но зато в нем замечательно отражена эпоха и то понимание красоты,
которое объединяло всех мастеров конца 18 века.

, официальный сайт

Членство в организациях:
Союз музеев России - R14
Российский национальный комитет международного совета музеев - ИКОМ России - R158
Ассоциация музыкальных музеев и коллекций (АММиК) - R1928

Спонсоры, меценаты и грантодатели:
Благотворительный фонд В. Потанина

Единиц хранения:
21905, из них 17254 предметов основного фонда

Крупные выставочные проекты:
"Дворец во Дворце". Москва, ГМЗ "Царицыно", 2014 г.
"Непревзойденный Веджвуд". Москва, Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства, 2014 г.
"Сто лет праздников в подмосковной усадьбе. Кусково. Останкино. Архангельское. Люблино". Москва, Московский государственный объединенный художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник, 2014-15 гг.
"Палладио в России. От барокко до модернизма". Италия, Венеция, Музей Коррер, 2014 г., Москва, ГМЗ "Царицыно", 2015 г.

Выездные и обменные выставки:
"Страсти по бисеру" (первая четверть XVIII - начало XX вв.). Весь спектр работ из бисера эпохи его расцвета - от чехольчиков для наперстка до мебели. От 200 до 300 экспонатов. Требуются витрины
Французская гравюра XVII - XIX вв. Из собрания Московского музея-усадьбы Останкино. Жанровая и репродукционная гравюра ведущих французских мастеров. На выставку предоставляются 60 листов, во всем блеске представляющих изысканное искусство французского эстампа
Английская цветная гравюра XVII - XIX вв. из собрания Московского музея-усадьбы Останкино. Великолепные цветные листы ведущих английских мастеров изысканного по технике, высочайшего по качеству исполнения и самобытного вида искусства. 40 экспонатов
"Джамбаттиста, Франческо и Лаура Пиранези. Шедевры мировой графики из собрания Московского музея-усадьбы Останкино". 40 редких листов из творческого наследия знаменитой художественной семьи - великого итальянского офортиста Джамбаттиста Пиранези, его сына Франческо и дочери Лауры
Архитектурный пейзаж в итальянской гравюре конца XVII - начала XIX вв. из собрания Музея-усадьбы Останкино. Шедевры графического искусства в жанре архитектурной ведуты, популярной как среди профессиональных художников и архитекторов, так и любителей искусств. 50 листов
Русский акварельный портрет XIX вв. из собрания музея-усадьбы Останкино. Экспозиция включает такие известные имена, как П.Ф. Соколов, В.И. Гау, А.П. Рокштуль и др. 60 портретов, дополненных предметами ДПИ - веерами, шкатулками и пр.
Русский графический портрет I половины XIX вв. из собрания музея-усадьбы Останкино. Камерные портреты, рисованные графическим и цветными карандашами, углем, пастелью, акварелью и гуашью. 50 портретов, дополненных предметами ДПИ - веерами, шкатулками и пр.
Русский миниатюрный портрет XVIII - XIX вв. из собрания музея-усадьбы Останкино. Произведения самых известных мастеров русской миниатюры. Число экспонатов может варьироваться от 100 до 200 экспонатов. Требуются вертикальные витрины с подсветкой
Западноевропейский миниатюрный портрет XVIII - XIX вв. из собрания музея-усадьбы Останкино. Произведения известных мастеров портретной миниатюры XVIII-XIX. Число экспонатов может варьироваться от 100 до 200 экспонатов. Требуются вертикальные витрины с подсветкой

В настоящее время усадьба на реконструкции.

Останкинская усадьба — красивейшее здание, окруженное многолетними дубами и липами, с прудами, сооруженными в XVII веке. Она принадлежала графу Петру Шереметьеву, именно он соорудил парк и большой бальный зал. Его наследник Николай Шереметьев увлекался театром, ему пришла мысль создать профессиональный домашний театр. Было решено расширить усадьбу, для этого был приглашен Итальянский архитектор Францеско Каспорези, именно он объединил в нем театр, Итальянский и Египетский павильоны и жилые помещения.

Реконструированная усадьба построена не из камня, а из дерева. Граф хотел, чтобы театральный зал можно было использовать и как площадку для танцев. Именно использование дерева позволяло это сделать.

В 1795 году было проведено торжественное открытие театра и постановка драмы «Зельмира и Смелон, или Взятие Измаила». В театре была большая труппа, около 170 человек было задействовано в постановке драмы, комедий, оперы и балета. В театре Н. Шереметьева поставлены сотни опер, балетов и комедий. Одной из артисток была возлюбленная графа крепостная Полина Жемчугова. В 1801 году они тайно обвенчались. Театр просуществовал до 1804 года.

В 1856 году царь Александр II провел в Останкино неделю, создал на месте театра зимний сад, убрал машинное помещение и постелил полы. После революции 1917 года усадьба была объявлена национальным достоянием и в 1919 году открылась для посещения.


Деревянные конструкции покрыты армированной сеткой, на которую особым образом нанесен слой мраморной крошки. Получившаяся поверхность разрисована узорами удивительной красоты, интерьеры обставлены уникальной мебелью и великолепными светильниками.

На территории усадьбы растет старинная кедровая роща. Если приглядеться к зеленой сетке на фасаде одного из зданий, можно увидеть герб семьи Шереметьевых.

Режим работы:

  • открыт с 18 мая по 30 сентября;
  • вторник-воскресенье — с 11.00 до 19.00;
  • не работает во время дождя и при влажности свыше 80%.

Каждое третье воскресенье месяца вход в усадьбу бесплатный.