Иоганн штраус интересные факты кратко. Краткая биография иоганна штрауса самое главное

Дата рождения: 25 октября 1825
Место рождения: Вена
Страна: Австрия
Дата смерти: 30 июня 1899

Иоганн Штраус (сын) (нем. Johann Strau?) — австрийский композитор, дирижёр и скрипач.

Родился в Вене в 1825 г. Его отец возглавлял собственный оркестр, игравший танцевальную музыку, которую сам сочинял, его называли "королем вальса". Дети в этой семье все были музыкальны. Иоганн уже в шесть лет наигрывал на фортепиано мелодии собственного сочинения. Но отец был категорически против музыкальной будущности своих детей.

Ситуация изменилась после того, как отец бросил семью. В 1844 г. Иоганн Штраус закончил музыкальное образование у известных педагогов, которые дали ему блестящие рекомендации. Он организовывает небольшой оркестр, с которым выступает в увеселительных заведениях Вены.

Осенью 1849 г. неожиданно умирает отец Штрауса. Сын посвятил его памяти вальс «Эолова арфа». Отцовский оркестр выбирает своим дирижером Иоганна Штрауса. В 1852 г. оркестр начинает играть на придворных балах и концертах.

Летом 1854 г. Штраус получил приглашение выступать вместе со своим оркестром в роскошном Павловском парке, где располагались дворцы царя и великого князя Константина. В 1856 г. он переезжает в Россию. Публика очень тепло приняла его выступления, на концертах бывали члены императорской семьи. В Вене Иоганна Штрауса успешно заменял его брат Йозеф, тоже талантливый дирижер и композитор.

В августе 1862 г. Штраус женится на Хетти Трефц, уже имевшей трех дочерей и четырех сыновей. На летний сезон 1863 г. Хетти вместе с мужем приезжает в Россию. В этот период Иоганн Штраус создает свои лучшие вальсы "На прекрасном голубом Дунае"(1866 г.) и "Сказки Венского леса"(1868 г.), в которых нашла выражение музыкальная душа Вены.

В 1870 г. Штраус передает придворные обязанности брату Эдуарду и начинает заниматься написанием оперетты. Уже первая оперетту Штрауса "Индиго и сорок разбойников" имела огромный успех. Весной 1874 г. была поставлена знаменитая "Летучая мышь", триумфальный успех которой приходит лишь спустя 20 лет.

В 1878 г. после смерти Хетти Трефц Штраус женится на молодой актрисе Анжелике Дитрих, брак оказался неудачным и вскоре распался.

В 1882 г. Штраус женится на вдове своего друга, Адели Дойч, ей он посвятил вальс «Адель». Несмотря на три брака, своих детей у Штрауса не было.

В 1885 г. после оперетты "Ночи в Венеции" он создает новый шедевр - оперетту "Цыганский барон"(по сюжету романа "Саффи" Мора Йокаи). Премьера этой оперетты 24 октября 1885 г. накануне шестидесятилетия композитора стала для венцев настоящим праздником, а затем началось ее триумфальное шествие по всем крупным театрам Германии и Австрии.

Иоганн Штраус скончался в Вене 30 июня 1899 г. в возрасте 73 лет от пневмонии, не успев закончить балет «Золушка».

После смерти Штрауса были поставлены несколько оперетт, смонтированных из различных его произведений. Лучшей из них считается «Венская кровь», лейтмотивом которой служит одноимённый вальс Штрауса.

Вальсы Штрауса

«Король Венского вальса» звучит гордо! Именно так величественно нарекли великого композитора, имя которому Иоганн Штраус-сын. Он вдохнул в этот жанр новую жизнь, подарил ему «поэмную трактовку». Много интересного и удивительного кроется в вальсах Штрауса. Так давайте заглянем в таинственный мир Венской музыки, дверь в который приоткрыл для нас сам король!

О композиторе и его вальсах

Мало кто знает, но композитор Иоганн Штраус-отец категорично был против того, чтобы его сын продолжал дело и становился музыкантом. Если бы не упрямство и дикое желание юноши, то мы никогда не смогли слушать вальсы Штрауса , наполненные лирикой и поэтикой.

  • В течение двух дней запись на виниловых пластинках «Голубой Дунай» разошлась в тираже на 140 тысяч экземпляров. Любители музыки часами стояли в магазине, чтобы получить аудиозапись.
  • Все знают, что Вагнер был сложным человеком и плохо относился к творчеству других композиторов. Придирчивый до безумия Рихард обожал произведение Штрауса, которое носило название «Вино, женщины, песни». Порой, если оперный классик находился в зале, то он просил специально для него повторить данную композицию.
  • «Весенние голоса» - это любимое произведение Льва Николаевича Толстого. Писатель любил слушать вальсы Штрауса, но особенно часто ставил пластинку именно с этой композицией.
  • Произведение «Прощание с Петербургом» посвящено Ольге Смирницкой, с которой во время проживания в северной столице России у композитора был длительный роман. Штраус хотел жениться на девушке, но ее мать была против такого брака. Они долго переписывались, пока Штраус не узнал, что Ольга выходит замуж за композитора Антона Рубинштейна.
  • Фрагмент «Весенних голосов» можно услышать у легендарной группы Queen. В альбоме «A day at the Races».
  • Банковское образование сыграло собственную роль в организации концертов композитора. Чтобы не упускать выгодные предложения, гений композиции собрал несколько оркестровых коллективов и разучил с ними самые популярные произведения. Затем оркестры исполняли произведения в одно, и тоже время, в разных местах, и в итоге прибыль лишь приумножалась. Сам композитор успевал дирижировать лишь одно произведение, после чего уезжал на вечер в другом доме.
  • Вальс «Жизнь артиста» является своеобразной автобиографией композитора, в нем раскрывается упоение жизнью.
  • В Бостоне вальс «На прекрасном голубом Дунае» исполняли оркестранты в количестве двух тысяч человек.
  • В Европе вальс «Весенние голоса» является символом празднования Нового года .

Фильмы


Популярность вальсов Штрауса сложно недооценить. Разумеется, что многие кинорежиссеры и продюсеры использовали музыку в собственных фильмах.

  • Так Жан Ренуар в начале собственного фильма «Великая иллюзия» использовал вальс «Весенние голоса».
  • Существует замечательный мультипликационный фильм о мышке по имени Иоганн, в нем часто звучит вальс «Кровь Вены».
  • Знаменитый во всем мире Альфред Хичкок также не отказался вставить музыкальные композиции в собственный шедевр, более того он создал интереснейший фильм «Венские вальсы». История о создании одного из произведений Штрауса.
  • Популярная кинематографическая картина «Космическая одиссея» дополняется вальсом «На прекрасном голубом Дунае» . Более того режиссер специально монтировал кадры под музыкальное сопровождение.
  • Саундтрек кинокартины «Шерлок Холмс. Игра теней» содержит фрагмент произведения «Кровь Вены» в несколько измененном виде. Идею предложил сам Гай Ричи.
  • «Прощание с Петербургом» - это картина наполнена сразу несколькими шедеврами творчества композитора. Более того, фильм рассказывает биографический отрывок из жизни музыканта в период проживания в Санкт-Петербурге.

Также вальсы Иоганна Штрауса можно услышать в кинолентах:

Вальс

Фильм

«На прекрасном голубом Дунае» Новый Человек-паук. Высокое напряжение (2014)
Гуд бай, Ленин! (2003)
Книга джунглей (1994)
Прощальный квартет (2012)
Ранго (2011)
«Весенние голоса» Тонкий лед (2011)
Собственность дьявола (1997)
Убийственные красотки (1999)
Дикий тростник (1994)
«Сказки Венского леса» Титаник (1997)
Эпоха невинности (1993)
Сибирский цирюльник (1998)
«Императорский вальс» Вкус солнечного света (1999)
Последний император (1987)

На сегодняшний день музыка используется в нескольких короткометражных фильмах:

  1. Вечер гражданских сумерек в Империи Олова (2008);
  2. Лучезарный (2007);
  3. Незабываемая романтика (2004).

Иоганн Штраус-сын родился в Вене в 1825 году. Его отец, тоже Иоганн, прежде чем стать скрипачом, перепробовал несколько профессий, и в конце концов именно на музыкальном поприще добился больших успехов. Женившись, Штраус-отец организовал собственный оркестр, игравший танцевальную музыку для увеселения богатых жителей Вены, при необходимости сам сочинял, стал знаменит и получил титул "короля вальса". Штраус-отец много гастролировал со своим ансамблем - выступая в Берлине, Париже, Брюсселе, Лондоне. Своими вальсами он оказывал магическое действие на публику - даже такие маэстро, как Лист и Берлиоз выражали ему свое восхищение.


Почти 10 лет семья Иоганна Штрауса кочевала из одной венской квартиры в другую, и почти в каждой из них появлялся на свет ребенок - сын или дочка. Дети росли в атмосфере, насыщенной музыкой, и все были музыкальны. Оркестр отца часто репетировал на дому, и маленький Иоганн внимательно следил за происходящим. Он рано стал учиться на фортепьяно, пел в церковном хоре. Уже в шесть лет он наигрывал свои собственные танцы. Однако ни отец, ни мать не желали музыкальной будущности своим детям.

Тем временем жизнелюбивый отец стал жить на две семьи, и к семи детям от первого брака у него прибавилось еще семь. Отец был для Иоганна кумиром, и все-таки юноша лелеял мечту когда-нибудь подняться еще выше. Официально он числился в Политехническом училище, однако втайне продолжал заниматься музыкой: зарабатывая деньги преподаванием игры на фортепьяно, он отдавал их за уроки игры на скрипке. Попытки же родителей пристроить его к банковскому делу успеха не имели.

Наконец в свои девятнадцать лет Иоганн Штраус собрал небольшой ансамбль и получил в венском магистрате официальное право зарабатывать на жизнь дирижированием. Его дебют состоялся 15 октября 1844 года в качестве капельмейстера и композитора в знаменитом казино в предместье Вены. Публичное выступление молодого Штрауса с собственным оркестром стало для венской публики настоящей сенсацией. Само собой разумеется, что все увидели в честолюбивом сыне конкурента отцу.

На следующее утро газеты написали: "Добрый вечер, Штраус-отец. Доброе утро, Штраус-сын". Отцу же в ту пору было всего лишь сорок лет. Поступок сына привел его в ярость, и вскоре для сына, еще упивающегося своим триумфом, начались жестокие будни - борьба за выживание. Отец по-прежнему играл на светских балах и при дворе, на долю же сына во всей Вене оставалось лишь два небольших заведения - казино и кафе. К тому же, отец затеял бракоразводный процесс со своей первой женой - история эта на все лады смаковалась прессой, и обиженный сын не удержался от публичных нападок на отца. У этой истории был печальный конец - отец, пользуясь своими связями, выиграл судебный процесс, лишив первую свою семью прав на наследство и оставив ее без средств к существованию. Победил отец и на концертных подмостках, и оркестр сына влачил довольно жалкое существование. К тому же, у венской полиции сын был на плохом счету, имея репутацию человека легкомысленного, безнравственного и расточительного. Однако осенью 1849 года отец неожиданно умирает, и для сына все разом переменилось. Знаменитый оркестр Штрауса-отца без лишних разговоров избрал Штрауса-сына своим дирижером, и почти все увеселительные заведения столицы возобновили с ним свои контракты. Проявляя недюжинные дипломатические способности, зная, как польстить сильным мира сего, Штраус-сын вскоре стремительно пошел в гору. В 1852 года он уже играл при дворе молодого императора.

Летом 1854 года к И.Штраусу явились с деловым предложением представители русской железнодорожной компании, владевшей пригородной линией, связывавшей С.-Петербург с Царским селом и Павловском. Маэстро получил приглашение выступать вместе со своим оркестром в роскошном Павловском вокзале и в парке, где располагались дворцы царя и великого князя Константина. Деньги предлагались немалые, и Штраус немедленно согласился. 18 мая 1856 года начался его первый сезон под русским небом. Публика сразу же была покорена его вальсами и польками. На его концертах бывали члены императорской семьи. В Вене же Штрауса не без успеха заменял его брат - Йозеф, тоже талантливый дирижер и композитор.

В России Штраус пережил немало романов, однако супружеское счастье нашел в Вене, женившись в августе 1862 года на Етти Трефц, уже имевшей до него трех дочерей и четырех сыновей. Это ничуть не помешало ей стать не только его возлюбленной, но также музой, сиделкой, секретаршей, деловой советчицей. При ней Штраус еще выше вознесся и еще больше окреп духом. На летний сезон 1863 года Етти вместе с мужем поехала в Россию... Стараясь не отставать от Йозефа, к тому времени ставшего в Вене известным композитором, Иоганн Штраус создает свои шедевры - вальсы "Голубой Дунай" и "Сказки Венского леса", в которых выразилась музыкальная душа Вены, сотканная из мелодий самых разных наций, ее населяющих. С братом же Иоганн выступает в России летом 1869 года, но дни того сочтены - крайнее переутомление приводит к неизлечимой болезни и в июле 1870 года сорокатрехлетний Йозеф умирает. Как и отец, он словно передал Иоганну венок своей собственной славы.

В 1870 году венские газеты сообщили, что Штраус работает над опереттой. На это его подвигла честолюбивая жена. И вправду, Штраусу надоело "пиликанье" вальсов и он отказался от должности "дирижера придворных балов". Эту должность займет третий его брат - Эдуард Штраус. Первую оперетту Штрауса под названием "Индиго и сорок разбойников" публика приняла на ура. Третьей же опереттой композитора стала знаменитая "Летучая мышь". Поставленная весной 1874 года, она сразу же полюбилась венцам. Композитор одолел еще один Олимп. Теперь он был признан во всем музыкальном мире, однако продолжал работать в лихорадочном темпе и с огромным напряжением. Успех и слава так и не избавили его от страха, что однажды муза покинет его, и он больше ничего не сможет написать. Этот баловень судьбы был вечно недоволен собой и полон сомнений.

Отказ от придворного дирижирования не помешал Штраусу и далее гастролировать по странам и весям, с успехом выступать Санкт-Петербурге и Москве, Париже и Лондоне, Нью-Йорке и Бостоне. Доходы его растут, он входит в элиту венского общества, строит свой "городской дворец", живет в роскоши. Смерть жены и неудачный второй брак на некоторое время выбили Штрауса из привычной колеи успеха, но через несколько лет, будучи уже в третьем браке, он снова на коне.

После оперетты "Ночи в Венеции" он пишет своего "Цыганского барона". Премьера этой оперетты 24 октября 1885 года накануне шестидесятилетия композитора явилась для венцев подлинным праздником, а затем началось ее триумфальное шествие по всем крупным театрам Германии и Австрии. Но Штраусу уже и этого было мало - душа его требовала другого музыкального простора, другой сцены - оперной. Он внимательно следил за музыкальными тенденциями своего времени, учился у классиков, дружил с такими маэстро, как Иоганн Брамс и Ференц Лист . Ему не давали покоя их лавры, и он решил одолеть еще один Олимп - оперный. От этой затеи его не без труда отговорил Брамс и, пожалуй, был прав. Но отсюда следует и другое - Иоганн Штраус как настоящий художник не мог не искать для себя новых путей, новых точек приложения своего недюжинного таланта.

И все-таки для Штрауса это был крах некой мечты. После этого творчество композитора резко пошло по нисходящей. Его новая оперетта "Венская кровь" не понравилась публике и выдержала лишь несколько представлений. В октябре 1894 года Вена торжественно отмечала 50-летие дирижерской деятельности "короля вальсов". Сам же Штраус прекрасно понимал, что это всего лишь ностальгия по старым добрым временам, от которых в воздухе почти ничего не осталось. В дверь стучался суровый двадцатый век.

Последние годы жизни Штраус провел уединенно, прятался в своем особняке, где время от времени гонял с друзьями биллиардные шары. По случаю 25-летия оперетты "Летучая мышь" его уговорили дирижировать увертюрой. Последнее выступление Штрауса оказалось для него роковым - он простудился и заболел. Началось воспаление легких. 30 июня 1899 года Штраус умер. Как когда-то его отцу, Вена устроила ему грандиозные похороны.

Иоганн Штраус (сын) – король вальса

Каждый композитор, который когда-либо творил для детей, старался делать это по-своему. отличался стремлением сделать свои произведения поучительными, полезными для музыкального развития. Моцарт стремился сгладить различия между музыкой для детей и взрослых, полагая, что юный ум ничем не хуже воспринимает тайну звука. создавал мелодии, будто открывающие незримые сказочные королевства, не только близкие детскому слуху, но и позволяющие взрослым снова почувствовать себя детьми.

Как детский композитор Иоганн Штраус (сын), пожалуй, сделал для детей своего времени, да и для будущих поколений довольно большое дело. Штраус – король вальса, вдохновенный создатель музыки танца, он сделал современную ему танцевальную музыку истинным произведением искусства.

До сих пор вальсы Штрауса занимают главные места на балах и иных классических танцевальных событиях. Для детей он сделал то же, что и для взрослых, – он создал музыку, которая позволяла идеально погружаться в атмосферу танца, ощущать радость, легкость, особенность волнующих моментов движения по бальному залу.

Музыка Штрауса позволила и детям, и взрослым по-новому почувствовать глубину и значение танца в жизни. Его вальсы объединяли движение и симфоническое совершенство.


С детства Штраус вынужден был бороться за свое право быть композитором

Можно было бы сказать, что Иоганну Штраусу повезло: он родился в семье знаменитого композитора. С юных лет Иоганна окружала музыкальная атмосфера, звуки скрипок и фортепьянных клавиш, нотные листы и выкладки талантливых композиций его отца.

Однако, Иоганн Штраус-отец был человеком непростым: по неясным причинам он запрещал своим детям заниматься музыкой. Увидев музыкальный инструмент в руках сына-Иоганна или кого-то из его братьев, Штраус-старший немедленно отбирал его и яростно отчитывал чадо за неподобающее занятие.

Всем детям известного в Европе композитора «грозили» скучные профессии банкиров, юристов, финансистов. Но Иоганн стремился к музыке и благодаря поддержке своей матери Анны Штраус он сначала получил возможность заниматься дома, а потом и шанс учиться тайком от отца у опытных учителей, весьма довольных талантом юноши.

Родился Иоганн Штраус в Вене 25 октября 1825 года, музыке долгое время учился тайком от отца, а по достижении определенного возраста поступил из-за требований Штрауса-старшего в коммерческое училище. По вечерам Иоганна заставляли работать с финансовыми отчетами, но он все же находил время на учебу.

К 1844 году Иоганн Штраус-сын сумел закончить свое музыкальное образование, его наставниками были опытные и талантливые педагоги Вены, не побоявшиеся гнева Штрауса-старшего, имевшего влияние в музыкальных кругах города и страны.

Благодаря помощи матери, ради будущего сына сумевшей развестись со своим неверным мужем, Иоганн Штраус (сын) получил возможность собрать оркестр и выступать как в Вене, так и в других городах Австрии. Несмотря на недовольство и даже явные попытки вмешаться в судьбу сына, очень скоро Штраус становится в музыкальном мире величиной не меньшей, чем Штраус-старший.

Старания, постоянная учеба, готовность встречать трудности грудью, талант и упорство очень скоро позволили Штраусу-сыну превзойти Штрауса-отца. К 1848 году Иоганн, как и его отец, был назначен капельмейстером, но вскоре разразилась революция. Отец и сын вновь оказались по разные стороны баррикад. По завершении мятежа «бунтовщика» Штрауса-младшего, проникшегося революционными идеями, отдали под суд, но он был оправдан.


Штраус остался в памяти потомков как вдохновенный музыкант

Иоганн Штраус прожил долгую, полную опасностей и приключений, труда во славу музыке и драматических поворотов жизнь. Он долгое время жил в России, был влюблен в русскую Ольгу Смиртинскую в течение пяти лет, пока выступал с концертами при Павловском вокзале в Санкт-Петербурге. Ольга на всю жизнь запомнилась Штраусу, но женой его так и не стала.

У Иоганна Штрауса после влюбленности в Смиртинскую нашлись и иные объекты воздыхания: он трижды был женат, один раз счастливо, второй раз уже на склоне лет быстротечно и не слишком успешно и в третий раз очень благополучно, но недолго.

За свою жизнь Иоганн Штраус написал 168 вальсов и массу других танцевальных музыкальных произведений: польки, мазурки, кадрили, марши. Почти вся музыка Штрауса была тонко и органично связана с танцем.

Под конец жизни он увлекся опереттой – сферой искусства, которую считали не слишком значительной в мире высокой музыкальной классики. Штраус сумел успешно опровергнуть это мнение, создавая работы, ставшие классикой оперетты.

На склоне лет Штраус даже попытался написать музыку для балета, но не успел ее закончить. Своих детей, несмотря на три брака и очень долгую жизнь, у Иоганна Штрауса не было, однако, многие свои успешные произведения он посвятил именно детям.

Детская музыка движения


Произведения Штрауса для детей и для взрослых отличались живостью и динамикой

Как детский композитор Иоганн Штраус (сын) создал немало красивых произведений: польку Тик-Так, бравурный Персидский Марш, большое количество вальсов, в том числе «Где цветут лимонные деревья» и «Звуки единства». Детям он также посвятил увертюру одного из самых своих известных произведений – «Летучая мышь».

Музыка Штрауса для детей была написана с любовью и вниманием, он прилагал при ее создании усилий не меньше, если не больше, чем в своих «взрослых» произведениях. Марши и польки Штрауса – бравурные, радостные, динамичные, наполненные движением, внутренним светом, ощущением радостного возбуждения.

Они были созданы для танца, для наслаждения музыкой, ритмом шагов, развлечения, становившегося воплощением настоящего искусства. Вальсы Штрауса – мелодичные, задумчивые, легкие, предназначенные не для танца на земле, но будто для парения в небесах, они становились настоящим откровением для детей, только входивших в мир танца, да и для взрослых были значительны.

Сейчас произведения Штрауса для детей имеют и иное, весьма важное значение. Как произведения Баха служат идеальной основой для начала обучения игре на музыкальных инструментах, так и произведения Штрауса стали прекрасной основой для тех, кто желает освоить искусство классического танца.

По всему миру кадрили, мазурки, но в первую очередь вальсы Штрауса звучат в танцевальных школах, а гениальные мелодии композитора будто ведут юных учеников, осваивающих хитрое искусство танца, шаг за шагом делая все легче и удобнее.

Иоганн Штраус-сын родился в Вене в 1825 году. Его отец, тоже Иоганн, прежде чем стать скрипачом, перепробовал несколько профессий, и в конце концов именно на музыкальном поприще добился больших успехов. Женившись, Штраус-отец организовал собственный оркестр, игравший танцевальную музыку для увеселения богатых жителей Вены, при необходимости сам сочинял, стал знаменит и получил титул «короля вальса». Штраус-отец много гастролировал со своим ансамблем - выступая в Берлине, Париже, Брюсселе, Лондоне. Своими вальсами он оказывал магическое действие на публику - даже такие маэстро, как Лист и Берлиоз выражали ему свое восхищение.

Почти 10 лет семья Иоганна Штрауса кочевала из одной венской квартиры в другую, и почти в каждой из них появлялся на свет ребенок - сын или дочка. Дети росли в атмосфере, насыщенной музыкой, и все были музыкальны. Оркестр отца часто репетировал на дому, и маленький Иоганн внимательно следил за происходящим. Он рано стал учиться на фортепьяно, пел в церковном хоре. Уже в шесть лет он наигрывал свои собственные танцы. Однако ни отец, ни мать не желали музыкальной будущности своим детям.

Тем временем жизнелюбивый отец стал жить на две семьи, и к семи детям от первого брака у него прибавилось еще семь. Отец был для Иоганна кумиром, и все-таки юноша лелеял мечту когда-нибудь подняться еще выше. Официально он числился в Политехническом училище, однако втайне продолжал заниматься музыкой: зарабатывая деньги преподаванием игры на фортепьяно, он отдавал их за уроки игры на скрипке. Попытки же родителей пристроить его к банковскому делу успеха не имели.

Наконец в свои девятнадцать лет Иоганн Штраус собрал небольшой ансамбль и получил в венском магистрате официальное право зарабатывать на жизнь дирижированием. Его дебют состоялся 15 октября 1844 года в качестве капельмейстера и композитора в знаменитом казино в предместье Вены. Публичное выступление молодого Штрауса с собственным оркестром стало для венской публики настоящей сенсацией. Само собой разумеется, что все увидели в честолюбивом сыне конкурента отцу.

На следующее утро газеты написали: «Добрый вечер, Штраус-отец. Доброе утро, Штраус-сын». Отцу же в ту пору было всего лишь сорок лет. Поступок сына привел его в ярость, и вскоре для сына, еще упивающегося своим триумфом, начались жестокие будни - борьба за выживание. Отец по-прежнему играл на светских балах и при дворе, на долю же сына во всей Вене оставалось лишь два небольших заведения - казино и кафе. К тому же, отец затеял бракоразводный процесс со своей первой женой - история эта на все лады смаковалась прессой, и обиженный сын не удержался от публичных нападок на отца. У этой истории был печальный конец - отец, пользуясь своими связями, выиграл судебный процесс, лишив первую свою семью прав на наследство и оставив ее без средств к существованию. Победил отец и на концертных подмостках, и оркестр сына влачил довольно жалкое существование. К тому же, у венской полиции сын был на плохом счету, имея репутацию человека легкомысленного, безнравственного и расточительного. Однако осенью 1849 года отец неожиданно умирает, и для сына все разом переменилось. Знаменитый оркестр Штрауса-отца без лишних разговоров избрал Штрауса-сына своим дирижером, и почти все увеселительные заведения столицы возобновили с ним свои контракты. Проявляя недюжинные дипломатические способности, зная, как польстить сильным мира сего, Штраус-сын вскоре стремительно пошел в гору. В 1852 года он уже играл при дворе молодого императора.

Летом 1854 года к И.Штраусу явились с деловым предложением представители русской железнодорожной компании, владевшей пригородной линией, связывавшей С.-Петербург с Царским селом и Павловском. Маэстро получил приглашение выступать вместе со своим оркестром в роскошном Павловском вокзале и в парке, где располагались дворцы царя и великого князя Константина. Деньги предлагались немалые, и Штраус немедленно согласился. 18 мая 1856 года начался его первый сезон под русским небом. Публика сразу же была покорена его вальсами и польками. На его концертах бывали члены императорской семьи. В Вене же Штрауса не без успеха заменял его брат - Йозеф, тоже талантливый дирижер и композитор.

В России Штраус пережил немало романов, однако супружеское счастье нашел в Вене, женившись в августе 1862 года на Етти Трефц, уже имевшей до него трех дочерей и четырех сыновей. Это ничуть не помешало ей стать не только его возлюбленной, но также музой, сиделкой, секретаршей, деловой советчицей. При ней Штраус еще выше вознесся и еще больше окреп духом. На летний сезон 1863 года Етти вместе с мужем поехала в Россию... Стараясь не отставать от Йозефа, к тому времени ставшего в Вене известным композитором, Иоганн Штраус создает свои шедевры - вальсы «Голубой Дунай» и «Сказки Венского леса», в которых выразилась музыкальная душа Вены, сотканная из мелодий самых разных наций, ее населяющих. С братом же Иоганн выступает в России летом 1869 года, но дни того сочтены - крайнее переутомление приводит к неизлечимой болезни и в июле 1870 года сорокатрехлетний Йозеф умирает. Как и отец, он словно передал Иоганну венок своей собственной славы.

В 1870 году венские газеты сообщили, что Штраус работает над опереттой. На это его подвигла честолюбивая жена. И вправду, Штраусу надоело «пиликанье» вальсов и он отказался от должности «дирижера придворных балов». Эту должность займет третий его брат - Эдуард Штраус. Первую оперетту Штрауса под названием «Индиго и сорок разбойников» публика приняла на ура. Третьей же опереттой композитора стала знаменитая «Летучая мышь». Поставленная весной 1874 года, она сразу же полюбилась венцам. Композитор одолел еще один Олимп. Теперь он был признан во всем музыкальном мире, однако продолжал работать в лихорадочном темпе и с огромным напряжением. Успех и слава так и не избавили его от страха, что однажды муза покинет его, и он больше ничего не сможет написать. Этот баловень судьбы был вечно недоволен собой и полон сомнений.

Отказ от придворного дирижирования не помешал Штраусу и далее гастролировать по странам и весям, с успехом выступать Санкт-Петербурге и Москве, Париже и Лондоне, Нью-Йорке и Бостоне. Доходы его растут, он входит в элиту венского общества, строит свой «городской дворец», живет в роскоши. Смерть жены и неудачный второй брак на некоторое время выбили Штрауса из привычной колеи успеха, но через несколько лет, будучи уже в третьем браке, он снова на коне.

После оперетты «Ночи в Венеции» он пишет своего «Цыганского барона». Премьера этой оперетты 24 октября 1885 года накануне шестидесятилетия композитора явилась для венцев подлинным праздником, а затем началось ее триумфальное шествие по всем крупным театрам Германии и Австрии. Но Штраусу уже и этого было мало - душа его требовала другого музыкального простора, другой сцены - оперной. Он внимательно следил за музыкальными тенденциями своего времени, учился у классиков, дружил с такими маэстро, как Иоганн Брамс и Ференц Лист. Ему не давали покоя их лавры, и он решил одолеть еще один Олимп - оперный. От этой затеи его не без труда отговорил Брамс и, пожалуй, был прав. Но отсюда следует и другое - Иоганн Штраус как настоящий художник не мог не искать для себя новых путей, новых точек приложения своего недюжинного таланта.