Баба Яга - это жена Велеса и сильная колдунья, о которой в древнеславянской мифологии было сложено немало легенд. С течением времени этот персонаж постепенно превратился в злую, страшную, косматую старуху-людоедку на костяной ноге, живущую в лесу в странном домике на птичьих ножках и заманивающую людей к себе. Однако не всё так просто. Всегда ли Баба Яга была отрицательным персонажем, и какие обряды и традиции с ней связаны - читайте в материале.
Что означает ее имя и кто она
Ученые разных стран пытались перевести слово Баба Яга, и в результате к единому мнению так и не пришли. С термином баба разночтений не возникло, можно с уверенностью утверждать, что это часть имени означает особу женского пола. А что непосредственно с Ягой? Например, на языке коми слово «яг» означает лес. С чешского «jeze» переводится как злая тётка. На словенском «jezа» означает гнев, а сербохорватский предлагает вариант «jeзa», что значит ужас. На санскрите слово яга происходит от корня ah, что в переводе – двигаться. Если вернуться к истокам, то в переводе с праславянского «ега» означает и ужас, и опасность, и гнев.Все варианты, кроме, пожалуй, коми и санскрита, предполагают что-то страшное, ужасное, злое. Тем не менее, такой Баба-Яга была не всегда: изначально этот персонаж был положительным.
В дохристианской России Яга считалась самой известной берегиней, она хранила род и народные традиции. После того как Русь была крещена, вера в языческих богов стала считаться ересью и они в большинстве своём превратились в зловредные и страшные существа. Не миновала эта участь и Бабу-Ягу, которая стала противной, злой и некрасивой старухой, чей вид и поведение внушали страх.
Яга – проводник в загробный мир
Во многих русских сказках главный герой для достижения своей цели должен попасть в Тридевятое царство. И помогает ему в этом именно Баба-Яга. После того как царевич, крестьянин, любой другой добрый молодец попадает к бабке, он просит ее о помощи в этом. Сначала Яга отказывает, запугивая героя, показывая ему свое жуткое жилье, рассказывая о своих кошмарных поступках и о том, какие страдания придется ему перенести. Но потом меняет гнев на милость и приступает к протапливанию бани, где тщательно парит гостя. Это не что иное как ритуальное омовение.Далее наступает время угощения, и этот момент тоже можно рассматривать как своеобразный обряд, так называемый покойницкий обед, предназначенный для проникновения в зловещее царство мёртвых. Получается, что герой жив, но после проведения всех ритуалов он находится странном положении, между живыми и мертвыми, что в дальнейшем трансформировалось в поговорку «ни жив, ни мертв».
Зато после этого он легко попадает в нужное царство, выполняет там свою миссию и одерживает победу.
Яга-целительница и врачевательница
Баба-Яга умеет готовить самые разные снадобья, приворотные зелья, настойки, она сушит коренья и травы, в общем, полностью соответствует образу знахарки. В древности людей, которые умели пользоваться дарами природы и добиваться нужных результатов при помощи растительных средств, чаще всего боялись, но в то же время почитали. Лишний раз с ними не связывались, обращались только тогда, когда в этом была сильная нужда.Баба-Яга не отличалась красотой.
Многие знахари действительно жили очень уединенно, часто селились в лесу. Это и понятно - там было удобнее отыскивать нужные травы и никто не мог помешать процессу приготовления лекарств.
В старинных сказках часто упоминается, что Баба-Яга жарит младенцев в печи, засовывая их туда на лопате. Но, если вспомнить обряд «припекания» младенцев, которые были больны рахитом, то всё станет ясно. Малыша укутывали в своеобразную простынку из теста, укладывали на лопату для хлеба и несколько раз засовывали в тёплую протопленную печь. После этого ребенка распеленывали, использованное тесто выкидывали во двор, где его (по приданиям – вместе с болезнью) съедали собаки.
Зловещие атрибуты и противоречия
Баба-Яга живёт, как известно сегодня каждому ребёнку по сказкам, в домике на курьих ножках. Почему именно в таком жилище проживает эта бабуля? Ответ может быть связан с тем, что в древности у славян было принято возводить своеобразные склепы для мертвых, которые представляли собой небольшие постройки на высоких сваях. Такие дома ставились на краю леса. Есть предположение, что именно поэтому Баба-Яга живет в своеобразном домике для мёртвых, и ее избушку можно рассматривать как перевалочный пункт между жизнью и смертью.Сегодня Бабу-Ягу никто не боится, она воспринимается исключительно как сказочный персонаж.
Защищая свое жилье, она возводит забор из костей, украшенный черепами. Передвигается этот персонаж в ступе, при этом во время полёта использует помело для заметания следов. Ступа внешне похожа на дубовую колоду, а в ней в старые времена хранили мертвецов. Следовательно, Баба-Яга по сути носится по воздуху в гробу, в дубовой ступе. Эта старуха обладает талантом колдуньи, она способна легко навести порчу. Развлекается Яга тем, что хитростью заманивает в свой дом людей, чаще всего молодых мужчин или детей, с целью зажарить их в своей огромной печи и съесть.
Действительно, страшновато. Несмотря на это, если вспомнить русские народные сказки, то вряд ли на ум придёт хоть одна, в которой Баба-Яга осуществила свои угрозы. Наоборот, герои, попадая к старухе в дом, парятся в бане, вкусно едят, сладко спят, а потом ещё и получают наставление, советы и подарки. Им предлагают ценные необыкновенные предметы, к примеру, ковер-самолет, гусли-самогуды, сапоги-скороходы. С их помощью гость Бабы-Яги получает особую силу, становится практически неуязвимым, что помогает ему осуществить свои планы. Баба-Яга словно наделяет главного героя особенными способностями, помогая ему победить зло и достигнуть поставленной цели. Из злобной старухи, похитительницы и хулиганки Яга возвращается в свой первоначальный образ - пусть ворчливой и вздорной, но доброй бабы-берегини.
Если проанализировать народные сказки, то Яга представляется не просто злобной старухой, которая умеет колдовать. Она – это что-то другое, умеющее видоизменять время и пространство, обладающее божественной силой.
Разработка урока
литературного чтения в 3 классе
« Тема: Изучение волшебных сказок
Анализ русской народной сказки «Баба-Яга».
Оленева Татьяна Анатольевна
Открытый урок по литературе
Тема: Изучение волшебных сказок. Анализ русской народной сказки «Баба-Яга».
Цель: выявление и осознание детьми особенности волшебных сказок; формирование понятия « волшебна сказка» через анализ текста и изучение дидактической иллюстрации.
Ход урока.
Формулировка темы.
1.Анаграмма на интерактивной доске.
Учитель : составьте из букв слово и вы узнаете литературный жанр, который мы будем изучать сегодня на уроке.
(дети располагают на доске буквы в нужном порядке)
Учитель : Почему сказку назвали сказкой? (сказывается).
Учитель : В чем ценность сказок? (в них отражается народная мудрость, знания накопленные веками).
Учитель : Назовите особенности сказочной речи (русские народные).
Дети : Зачин, троекратные повторы, устойчивые выражения, концовка (примеры).
2.Узнайте, какое название сказки здесь зашифровано?
Дети : Баба Яга.
Учитель : Почему зашифровано название именно этой сказки?
Дети : Будем изучать эту сказку.
Учитель : Сегодня будем открывать особенности волшебной сказки. Почему она так называется, вы сами скажете.
2. Актуализация знаний.
Видеоролик (фрагмент из м/ ф
Учитель : Кто знает, как появился образ Бабы-Яги в русских народных сказках?
Дети : Наши предки считали, что вся окружающая природа имеет душу, разум. Боялись таинственной жизни леса. Считали, что управляет зверьем нечеловеческое существо.
Учитель : Почему забор вокруг дома Бабы-Яги из человеческих черепов? Почему Баба-Яга летает?
Дети сообщают свои знания из области славянской мифологии.
Учитель : Что интересного узнали?
3. Составление сюжетного плана сказки. Работа в парах.
Учитель : Сформулируйте задание, которое надо выполнить.
Дети : Соотнести надписи и наши рисунки
Учитель : Восстановите последовательность развития событий сказки.
.
(Один ученик передвигает иллюстрации) . .
Учитель : Используя ключевые слова, подпишите иллюстрации.
Работа в парах с раздаточным материалом .
Самооценка результатов учебных действий. Проверка с интерактивной доски
(Один ученик соотносит надписи и иллюстрации, передвигает) . .
Что произошло с Девочкой? (несчастье).
Что выпало на ее долю? (испытание) Сколько картин?
Кто помогает Девочке преодолеть трудности? (волшебные помощники)
Чем закончилась борьба Девочки с Бабой-Ягой? (Победой врага)
Финал сказки? –награда (возвращение домой).
Учитель : Прочитайте, по какому плану разворачивались события сказки. Что заметили?
Учитель : Можно ли ее назвать волшебной? Почему?
Учитель : Такой сюжет у всех волшебных сказок.
Работа над характеристикой героев.
Учитель : - Кто является главной героиней?
Опишите ее портрет?
Какой характер у девочки?
Как определили?
Прочитайте, какие поступки совершала девочка.
Учитель : Описан ли портрет Бабы-Яги?
Посмотрите фрагмент сказки, определите характер девочки, Бабы-яги.
Учитель : Что интересного заметили? (противоположны).
Моделирование. Работа в мини- группах
Представим взаимоотношения героев в виде схемы:
Волшебные помощники
Ученик – консультант предлагает систему вопросов: Кто главные герои? Другие действующие лица? Одним словом? Какие чувства испытывала девочка к Бабе-Яге?
Дети : боится
Консультант : Как относится к ней Баба- Яга?
Дети : Хочет съесть девочку.
Ученик – консультант : Как относятся к девочке волшебные помощники7
Дети: оказывают помощь.
Ученик – консультант : Почему?
Дети: Она добра
Ученик – консультант : Почему?: Как Баба- Яга относится к помощникам?
Как они ей за это платят?
Учитель : Какие два противоположных качества борются? Что одерживает победу? Почему?
Итог: рефлексивный анализ собственной деятельности.
Поставьте знак « v ” напротив той строки, которая соответствует вашим умениям и способам действия
Работа с оценочным листом .
" Я умею выделять особенности « волшебной сказки» и могу двигаться дальше. Я понял материал урока и справился со всеми заданиями." |
|
" Этот способ деятельности мной еще не освоен, и я пока не могу двигаться дальше. Мне не всё понятно. В моей работе есть ошибки. Мне нужна помощь." |
|
Районная научно-практическая конференция
«Образ Бабы Яги в русских народных сказках».
Выполнила: ученица 3б класса
МБОУ «Железногорская СОШ № 4»:
Лапина Татьяна
Руководитель: Савичева И.А.
г. Железногорск-Илимский 2016г.
Введение……………………………………….…………………………………3
Цели и задачи проекта……...……………………….…………………………..3
Основная часть.
Общая характеристика Бабы Яги…………………………………… 3
Баба Яга - мифологическое существо ……………………………… 4
Основные черты образа Бабы Яги…………………………………… 5
Жилище Бабы - Яги ………………………………………………….. 6
Баба яга в русских народных сказках ……………………………… 7
Общие выводы ……………………………………………………… 7
Анализ результатов исследования……………………………………………. 8
Заключение ……………………………………………………………………… 9
Словарь терминов …………………………………………………………… 10
Литература …………………………………………………………………….. 11
Приложение …………………………………………………………………. 12
Образ Бабы Яги в русских народных сказках.
Где живет сказка? Да повсюду: в дремучем лесу, в поле, на распутье дорог, в шорохе листвы… Сказка родилась с человеком, и пока живет человек, жива и сказка. Сказки любят все: и взрослые, и дети. В них много разных чудес. А задумывался ли кто-нибудь над тем, как попала в сказку Баба Яга? Почему она ест маленьких детей? Почему живет одна в темном лесу? Кто ее придумал? Это вымышленный сказочный персонаж? А может быть, Баба Яга - мифологическое существо? Мы решил больше узнать об этом и найти ответы на свои вопросы.
Тема . «Образ Бабы Яги в русских народных сказках».
Цель. Проанализировать образ Бабы Яги в русских народных сказках и сделать вывод о его сущности.
Задачи. Узнать из дополнительной литературы о Бабе Яге; провести опрос по теме работы среди учащихся; прочитать русские народные сказки, в которых действует Баба Яга; проанализировать образ Бабы-яги и сделать выводы.
Объект исследования. Баба Яга.
Предмет исследования. Русские народные сказки.
Гипотеза. Предположим, что Баба Яга - это вымышленный персонаж русских народных сказок.
Методы исследования. Размышления, чтение книг, опрос, анализ результатов.
Основная часть
Общая характеристика Бабы Яги
Баба-яга - старая слепая горбатая колдунья с длинным носом и растрепанными волосами. Она питается человечиной, да и зовется «костяная нога».
В энциклопедии я нашла такое определение: Баба Яга - популярный персонаж русских народных сказок. В православном сознании - воплощение сатанинских сил зла, выражение ненависти ко всему русскому.
Баба Яга живет в лесу, в избушке на курьих ножках, иногда окруженной частоколом из человеческих костей. Избушка умеет поворачиваться вокруг себя. В доме Бабы Яги живут разные животные: черные коты, мыши, лягушки, вороны и змеи. Они являются ее советчиками и охранниками.
Баба Яга не ходит пешком, а разъезжает по белу свету в железной ступе (самокатная колесница), погоняя ее пестом или железной палицей. А чтобы не видно было следов, она заметает их метлою или помелом.
Баба Яга обладает волшебными вещами: ковром-самолетом, гуслями-самогудами, мечом-кладенцом, сапогами-скороходами и многими другими.
Такое окружение позволяет ей спокойно проживать на границе двух миров: мира живых и мира мёртвых.
Баба Яга в русских народных сказках
Сначала я решила провести опрос среди учащихся моего класса, так как мне стало интересно: что думают другие ученики о Бабе Яге? Им было предложено ответить на следующие вопросы:
1. Кто такая Баба Яга?
2. Какой вы себе ее представляете?
3. Где она живет?
4. Чем занимается?
5. Как выглядит костяная нога?
Далее я самостоятельно анализировала образ Бабы Яги. Для этого я прочитала 10 русских народных сказок, где говорилось о Бабе Яге.
Во всех русских народных сказках Баба Яга играет важную роль. К ней порою прибегают герои, как к последней надежде, последней помощнице. Но в сказках она либо помогает, либо нет.
Результаты своего исследования по следующим сказкам: «Гуси-лебеди», «Царевна-лягушка», «Василиса Прекрасная», «Баба Яга», «Марья Моревна», «Иван-царевич и Белый Полянин», «Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что», «Заколдованная королевна», «Финист - ясный сокол», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде» - я записала в таблице. (Приложение)
Поведение Яги напоминает обряды наших предков:
Банные процедуры
Угощения
Обряд «перепекания»
Этот обряд совершался над больными или слабыми детьми. Суть его заключалась в следующем: если младенец рождался недоношенным, то его сажали на хлебную лопату и трижды всовывали в теплую печь. Там малыш «допекался», становился сильнее и жизнеспособнее. Выполняла этот ритуал деревенская знахарка
Общие выводы
Таким образом, в прочитанных мною сказках Баба Яга представляется старой, беззубой женщиной, у нее длинный нос.
Баба Яга живет в лесу, в избушке на курьих ножках, которая поворачивается к лесу задом, а к пришельцу передом; забор вокруг избы - из человеческих костей, на заборе - черепа, вместо дверей - ноги, вместо запоров - руки, вместо замка - рот с острыми зубами.
Герои обращаются к Бабе Яге ласково - «бабушка». Баба Яга помогает героям, которые заслуживают этого, хотя не переносит русского духа. В 6 сказках из 10 Баба Яга - положительный персонаж, в 4 сказках - отрицательный. Значит, Бабу Ягу нельзя считать только злобной и сварливой колдуньей.
Баба Яга обладает волшебными вещами, служат ей разные животные. Преследуя сказочных героев, убегающих от нее, она гонится за ними черною тучею. В двух сказках Баба Яга погибает: в одной - упала в огненную реку с моста («Марья Моревна»), в другой ей отрубает голову Иван-царевич («Иван-царевич и Белый Полянин»). В трех сказках Баба Яга имеет сестер, в одной сказке - даже детей (41 дочь). Эта сказка необычна тем, что Баба Яга живет не в избушке на курьих ножках, а в белокаменных палатах.
Баба Яга ведает будущее, обладает несметными сокровищами, тайными знаниями. Баба Яга - обладательница огня («Василиса Прекрасная»), волшебных вещей, знания, помогающего главному герою одолеть своего противника («Царевна-лягушка»).
Во всех сказках Баба Яга действует в нескольких воплощениях:
1) Яга-богатырша («Иван-царевич и Белый Полянин»), где она на равных бьется с богатырями;
2) Яга-похитительница («Гуси-лебеди», «Баба Яга»), где крадет детей;
3) Яга-дарительница (во всех остальных сказках), где она приветливо встречает главного героя или героиню, вкусно угощает, парит в баньке, дает полезные советы, вручает богатые дары.
4)Яга-повелительница. Повелительница сил природы и животного мира (повелевает утром, вечером, ночью, ветром, волками, медведями, другим лесным зверьем).
… Баба - Яга вышла и говорит своей работнице:
Ступай, истопи баню, да вымой племянницу, да смотри, хорошенько
«Баба Яга»
… Стала Баба - Яга спать ложиться и говорит:
Когда завтра я уеду, ты смотри - двор вычисти, избу вымети, обед состряпай, бельё приготовь.
«Василиса Прекрасная»
5) Яга - советчица.Баба Яга сама ничего не делает для героя, но указывает, к кому обратиться за помощью, к примеру, к своей старшей сестре.
…Послушай же, ступай по тропинке. И дойдешь до пруда, спрячься за деревом и выжидай время. («Василиса Премудрая»)
6) Яга - покровительница. Берёт героя под свою опеку, следит с помощью своих волшебных помощников (совы, блюдечка) за похождениями героя.
Но я тебе помогу. Вот тебе серебряное блюдечко и золотое яичко.
(« Финист - ясный сокол»)
Анализ результатов исследования
На основе связей между различными предметами, явлениями, действиями Бабы Яги в русских народных сказках можно сделать вывод о ее сущности.
Баба Яга испытывает людей, наказывает их (губит), дарит клубок (путеводную нить), дает советы, которые способствуют достижению цели, «чует сердцем», а значит - ведает судьбой.
Баба Яга похищает и ест детей и людей, связана с ночью и тьмой, ей служит черный кот, она всегда старая, полускелет (костяная нога), она слепа, не видит, а чует носом («русским духом пахнет»), живет в избушке без окон и дверей, вокруг ее дома - ограда из черепов; огонь, данный ею, может убить, а значит, она связана со смертью и подземным миром.
Баба Яга живет в дремучем лесу, в избушке на курьих ножках (полузвериный облик). Служат ей дикие звери, служат ей гуси-лебеди, а значит, она повелительница зверей и леса.
Баба Яга летает на ступе, ей служат гуси-лебеди, она поднимает ветер помелом, свистит (свист связан с ветром), а значит,она связана с воздушной стихией.
Бабе Яге подвластны утро, день, ночь (белый, красный и черный всадники), а значит, она повелительница времени.
Баба Яга ведает огнем (глаза черепов в ограде), лежит на печи, наказывает людей (губит), ей подвластны утро, день, ночь, а значит, она связана с огнем небесным, подземным и домашним. (Приложение.)
Таким образом, мое исследование показало, что Баба Яга - вымышленный сказочный персонаж. Ее прообразом является славянская богиня смерти. Сущность образа Бабы Яги в русских народных сказках имеет более глубокий смысл, нежели просто злая сварливая старуха. Это образ величественной фигуры древней богини, повелевающей Временем, Огнем, Воздухом, Дикими зверями и Лесом, Жизнью и Смертью, Судьбой.
Мое предположение подтвердилось.
III. Заключение
В ходе своего исследования я нашла ответы на многие вопросы. Я прочитала много русских народных сказок, узнал значение непонятных мне слов, провела опрос среди учащихся по теме исследования, узнала из дополнительной литературы многое о Бабе Яге. По сказкам я сделала вывод о сущности образа Бабы Яги. Мне очень понравилось анализировать сказки. Я поняла, что нужно всегда очень внимательно относиться к чтению любого художественного произведения, так как только вдумчивое чтение позволит сделать какие-нибудь новые открытия.
Словарь терминов
Баба Яга - популярный персонаж русских народных сказок. Как правило злая старуха-колдунья.
Яга - язвить, причинять боль, мучить.
«Курьи ножки» - это название произошло, скорее всего, от «курных», то есть окуренных дымом, столбов, на которых славяне ставили «избу смерти».
Миф - древнее народное сказание о легендарных героях, богах, о явлениях природы; недостоверный рассказ, выдумка.
Мифология - совокупность мифов какого-нибудь народа; наука, изучающая мифы.
Пест - короткий тяжелый стержень с округлым концом для толчения чего-нибудь в ступе.Каменный, медный, деревянный пест.
Помело - палка с намотанной на конце тряпкой, мочалкой, хвоей для обметания, метла.
Сказка - древнейший народный жанр повествовательной литературы, преимущественно фантастического характера, имеющий целью нравоучение или развлечение.
Ступа - тяжелый металлический, деревянный или каменный сосуд, в котором толкут пестом зёрна, кору, листья и т.п. Ступа с Бабою Ягой (в сказках о Бабе Яге, которая летает в ступе и с метлой)
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3.
Образ Бабы Яги в русских народных сказках
Название сказки | Место обитания Бабы Яги | Волшебные вещи в сказках и др. чудеса | Животные, служащие Бабе Яге | Положительный или отрицательный персонаж |
|
«Гуси-лебеди» | «…стоит избушка на курьей ножке, об одном окошке, кругом себя поворачивается…» | «…морда жилиная, нога глиняная» | Золотые яблочки | Мышка, гуси-лебеди | Отрицательный, так как похищает детей, чтобы съесть |
«Царевна-лягушка» | «Стоит избушка на курьих ножках, кругом себя поворачивается» | «…зубы - на полке, а нос в потолок врос» | Положительный, так как дает совет, как одолеть противника (Кощея) |
||
«Баба Яга» | «Стоит в лесу хатка, а в ней сидит Баба Яга» | Баба Яга - костяная нога | Гребешок, полотенце | Кот, собаки, быки | Отрицательный, так как хотела съесть девочку |
«Василиса Прекрасная» | «В дремучем лесу избушка Яги-Бабы; забор вокруг избы из человечьих костей, на заборе торчат черепа людские с глазами; вместо дверей у ворот - ноги человечьи, вместо запоров - руки, вместо замка - рот с острыми зубами» | «В ступе едет, пестом погоняет, помелом след заметает» | три всадника (белый, красный, черный); три пары рук | Положительный, так как помогла Василисе, дав ей огонь (череп с горящими глазами) |
|
«Марья Моревна» | «За тридевять земель, в тридесятом царстве, за огненной рекой стоит дом Бабы Яги, кругом дома двенадцать шестов, на одиннадцати шестах по человечьей голове, только один незанятый» | «Во весь дух на железной ступе скачет, пестом погоняет, помелом след заметает» | Волшебный платочек | Волшебные кони | Отрицательный, так как хотела убить Ивана-царевича |
«Иван-царевич и Белый Полянин» | «Прибежала к глубокой пропасти, подняла чугунную доску и скрылась под землею» | Баба Яга - золотая нога | Волшебная игла, шило | Отрицательный, так как билась с богатырями |
|
«Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что» | Избушка на курьих ножках | Сидит седая старуха, прядет кудель | Волшебный клубок, дубинка, топор, дудка. Сват Наум | Положительный, так как помогла Андрею-стрелку |
|
«Заколдованная королевна» | Три Бабы Яги. У старшей «стоит избушка, а дальше… одна тьма кромешная, ничего не видать…» | Баба Яга - костяная нога, старая, беззубая | Ковер-самолет, сапоги-скороходы, шапка-невидимка | Положительный, так как помогла найти королевну |
|
«Финист - ясный сокол» | Три Бабы Яги. | Ноги из угла в угол, губы на грядке, а нос к потолку прирос. Третья - «сама черная, а во рту один клык торчит» | Серебряное блюдечко и золотое яичко, серебряные пяльцы и золотая иголочка, серебряное донце и золотое веретенце | Кот, собака, Серый волк | Положительный, так как все трое помогли найти Марьюшку |
«Сказка о молодильных яблоках и живой воде» | Три Бабы Яги (сестры). | «…шелковый кудель мечет, а нитки через грядки бросает» | Живая вода, молодильные яблоки | Волшебные кони | Положительный, так как дала совет, как найти воду и яблоки |
Литература .
Потебня А. А., О мифическом значении некоторых обрядов и поверий. [гл.] 2 — Баба-яга, «Чтения в Императорском обществе истории и древностей российских», М., 1865, кн. 3;
Среди различных жанров устного сказа, конечно, заслуживают особого внимания русские народные сказки. Ни для кого не секрет, что русские народные сказки появились давно и передавались из уст в уста, дожив, таким образом, до времен, когда возникла письменность. Это позволило сказкам завоевать популярность у большего количества людей, и поэтому сегодня каждый из нас может наслаждаться богатством сказочного мира, его многообразием. Сказка – это один из основных жанров фольклора, популярный жанр устного народного творчества с установкой на вымысел.
Мир русской народной сказки своеобразен и загадочен. В нем можно повстречать и простых людей, и купцов с купчихами, царей и их дочерей, да и вымышленных героев, среди которых Баба Яга - пожалуй, один из самых колоритных персонажей.
Однажды на уроке мы читали сказку «Гуси – лебеди». Одним из персонажей была баба-Яга. Она была злая – хотела девочку помыть, попарить, а потом посадить в печь, зажарить, съесть и на ее косточках покататься.
Нам стало интересно, а во всех ли сказках Баба-Яга такая же? Мы с учителем организовали кружок «Книжкины посиделки». После уроков мы собирались в классе вместе с родителями, читали сказки, обсуждали образ бабы-Яги. Что же мы выяснили?
Такая же злая, жестокая баба-Яга была только в сказке под названием «Баба Яга». Она хотела то же съесть девочку. Бросается в погоню, от злости зубами скрипит. А встретив преграду на пути в виде реки – начинает пить воду из реки. И лопнула Баба-Яга!
1. Нами были прочитаны сказки:
«Заколдованная королевна»,
«Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю чего»,
«Сказка о Василисе Премудрой»,
«Сказка о молодильных яблоках и живой воде»,
«Иван меньшой – разумом большой»,
«Финист – ясный сокол»,
«Царевна – лягушка»,
«Марья Моревна»
В этих сказках Баба-Яга встречает пришедших к ней недружелюбно по началу, ворчит, а узнав причину прихода – кормит, поит, парит в баньке, беседует с гостями, даже может ласково называть: добрый молодец, дитятко.
А ещё и помогает – дает совет или указывает дорогу.
2. Где живет баба-Яга?
В дремучем лесу (или на поляне), одна – одинешенька, в избушке на курьих ножках (или на одной куриной ножке, или на воробьиной ножке, на веретенной пятке, на бараньих рожках). У избушки одно окошко, она может поворачиваться к лесу задом, а к гостям передом, а может с востока на запад. Избушка может быть не обнесена забором, а бывает и обнесенная тыном или частоколом с черепами.
3. Как выглядит баба-Яга?
Она старая, седая, беззубая, или с одним клыком. В избушке сидит раскинув ноги из одного угла в другой, зубы держит на полке, нос в потолок врос. Может расположиться на девятом кирпиче на печке. Несмотря на возраст, быстро передвигается и даже кричит громким голосом и свистит молодецким посвистом. Умеет кудель прясть.
4. Есть ли родственники у бабы-Яги?
Да, есть. Дочь родная – Марья-царевна, жена Андрея стрелка. Зятя своего узнает по ширинке, которую ему в дорогу дала Марья-царевна. Есть сестры: средняя и старшая. Есть племянница – девица Синеглазка, Богатырка, дочь одной из сестер. У старшей сестры есть сын – Змей Горыныч, племянник остальным бабам-Ягам.
5. Есть ли волшебные вещи?
Клубочек шерсти путеводный, ступа с пестом и помелом – для передвижения; полотенце, гребешок; имеет власть над буйными ветрами; серебряное блюдечко и золотое яичко, серебряные пяльцы и золотая иголочка, серебряное донце и золотое веретенце; серебряные яблочки; табун волшебных лошадей, ворон – птица вещая. Многие из этих вещей дарит, некоторые использует для своих целей, некоторые приводят к смерти бабы-Яги.
6. Необычная Баба-Яга.
На одной из встреч мы прочитали сказку «Иван-царевич и Белый Полянин» и увидели совсем другую бабу-Ягу!
У бабы-Яги золотая нога, она очень быстро бегает, так что ее трудно догнать. Живёт под землёй в большом городе в палатах, в плену держит девицу. Есть рать несметная (которую для неё делают портные и сапожники), она 30 лет воюет с Белым Полянином. Погибает от меча Ивана-царевича.
7. Баба-Яга в славянской мифологии.
Прочитав сказки, нам захотелось узнать, а откуда появился образ бабы-Яги. Вот что мы узнали.
Наши далёкие предки придавали бабе Яге совершенно другое значение. Распущенные, растрёпанные волосы символизировали связь с потусторонним миром. По традиции умершей женщине расплетались косы. А костяная нога - тоже признак давно умершего человека. Да и летает она в ступе, след за собой заметает, потому что славяне, отправляя покойника в последний путь, всегда заметали за ним след, чтоб в мир живых не вернулся. Да и ступа по форме очень напоминает деревянный гроб. Поэтому напрашивается вывод: баба Яга - давно умершая женщина.
А почему же у неё избушка на курьих ножках? Оказывается, по славянскому обычаю, пока душа умершего человека ещё не определилась, ей сооружали «жилище». Ритуальную куколку помещали в специальный домик и ставили на срубленное дерево. Присмотритесь к корням деревьев, чем не куриные ножки. Кстати, у народов севера этот обычай сохранился до сего дня.
Очень интересен и тот факт, что все приходят к бабе Яге за советом. Почти во всех сказках Иван - царевич получает волшебные предметы, которые помогают ему в его «приключениях».
Если обратиться к происхождению «имени» «Баба Яга», то увидим следующее толкование. Бабой называли женщину, которая уже родила ребёнка. «Яга» - огнь - огонь. То есть получается, что баба Яга - женщина - огонь или огненная женщина. Существовал глагол «ягать» - кричать. Это особый крик, в котором концентрировалась очень сильная энергия. Этот крик издавали охотники и роженицы. Исходя из этого, получается, что баба Яга - это главная матерь, которая знала и умела всё.
А как часто в сказках можно слышать: «Сейчас посажу на лопату - и в печь!». Но если вспомнить все сказки, вы не найдёте ни одной, где бы баба Яга изжарила хотя бы одного ребёнка. А пошло это от того, что существовал обряд перепекания больного ребёнка. В заговоренное тесто бабка - повитуха заворачивала больного ребёнка и на хлебной лопате отправляла в печь. Через некоторое время доставала, разворачивала, а тесто отдавала собакам. И что интересно, после такой процедуры, ребёнок шёл на поправку.