Почему музыкальные тембры сравнивают. Методическая разработка открытого урока по музыкальной литературе «Тембры музыкальных инструментов симфонического оркестра. Введение в урок

Гузенко Евгения Дмитриевна, учитель музыки гимназии №1.

Тембры – музыкальные краски

Цель: познакомить учащихся с многообразием тембров симфонического оркестра.

Задачи:

    формировать художественную культуру учащихся:

слушательское внимание, исполнительскую деятельность, как самовыражение переживаний в пении, музыкально-ритмической деятельности (игра на инструментах);

    Развивать музыкальный слух;

    Оптимизировать созидательные качества личности.

СЛАЙД № 1

Учитель: Перед вами две работы: одна черно-белая, а вторая – цветная. Какая из них более выразительная, яркая, красивая?

А с помощью чего художник добивается этой выразительности и красоты?

С помощью КРАСОК.

Иногда симфонический оркестр сравнивают с палитрой живописца. А можем ли мы говорить о красках в музыке? И если да, то, что это за краски?..

В музыке тоже есть свои краски, которыми искусно пользуются композиторы. Ведь у каждого инструмента свой неповторимый голос или как говорят музыканты свой тембр…

Одну и ту же ноту могут сыграть разные инструменты, но…Струна звучит иначе, чем металлическая или деревянная пластины, а деревянная трубка будет звучать не так как стеклянная.

Тема нашего урока: «Тембры – музыкальные краски» (слайд№2)

А наши задачи … (читаю на слайде№3):

Сегодня мы познакомимся с тембрами духовых и ударных инструментов и постараемся доказать , что голоса этих инструментов не только отличаются друг от друга, но и имеют разнообразную окраску .

В этом мне помогут не только ребята, которые подготовили информацию об инструментах, но и все вы.

Слушая голоса инструментов, на Листе №1 (приложение 1 ) вам нужно подобрать «цвет», соответствующий тембру инструмента: например, звонкий – яркий цвет, низкий – темный. Можно использовать оттенки цветов, можно и соединять несколько цветов...

Учитель: Итак, познакомимся с группой деревянных духовых инструментов. Само название «духовые» говорит о том, каким образом извлекается звук из этих инструментов…. Правильно, в них дуют. А деревянными их стали называть потому, что делали из дерева… СЛАЙД №4

Когда-то деревянные инструменты изготавливались из дерева, отсюда и их название «деревянные». Но в наше время они делаются из других материалов, например из пластмассы, металла и даже из стекла.

СЛАЙД № 5 Флейта

Ученик: ФЛЕЙТА – один из древнейших музыкальных инструментов. Её происхождение теряется в глубине веков, но современная флейта далеко ушла от старинной. Она обладает самым высоким голосом среди духовых. Ей нет равных в подражании мира природы: птичьим голосам, в изображении сказочных существ, населяющих леса, реки.

Её звук – легкий, звонкий, светлый и подвижный

СЛАЙД № 6 Гобой

Ученик : Войдя в состав оркестра в 17веке, гобой сразу стал кумиром музыкантов и меломанов.

Гобою лучше всего удаётся выразить лирические настроения, нежную любовь, покорную жалобу, горькие страдания.

Звук более теплый и густой, чем у флейты, его голос можно узнать как бы по «носовому» оттенку.

СЛАЙД № 7 Кларнет

Ученик: Появился лишь в 18веке, но ему единственному из всех доступно изменение силы звука от мощного до еле слышного. Кларнету доступно все: он хорош для выражения радости, страсти, драматических чувств.

Звук очень чистый, прозрачный и округлый, отличается благородством.

СЛАЙД № 8 Фагот

Ученик: Последний участник группы деревянных инструментов – фагот. Появился в 17веке, как самый низкий по звучанию инструмент. Это бас. Его деревянный ствол настолько велик, что его «складывают» пополам. Этим он напоминает вязанку дров, что и отразилось в его названии: «фагот» от итальянского означает «вязанка».

Его звук точно характеризует писатель Грибоедов в «Горе от ума»: «…Хрипун, удавленник, фагот…». В самом деле, тембр фагота немного сдавлен, ворчлив, словно голос старого человека.

Он может быть ворчливым, насмешливым, может быть и грустным, печальным.

СЛАЙД №9 МЕДНАЯ ДУХОВАЯ ГРУППА

Учитель. Следующая группа духовых инструментов – МЕДНАЯ. Как показывает название, материал из которого изготавливаются инструменты – металл, хотя и не обязательно медь, часто это латунь, жесть и др. сплавы. В оркестре «медь» может без труда заглушить остальные инструменты, поэтому композиторы пользуются их звучанием с осторожностью.

Эта группа появилась позже других оркестровых групп. В неё входят: труба, валторна и туба. Знакомство с медными инструментами начнем с Трубы.

СЛАЙД №10 Труба

Ученик: В средние века труба сопровождала празднества и торжественные обряды, созывала войско на бой, открывала рыцарские турниры. Часто она исполняет воинственные сигналы, которые стали называть «ФАНФАРЫ».

Звук – яркий, далеко летящий, праздничный, торжественный.

СЛАЙД № 11 Валторна

Ученик: произошла от старинного охотничьего рога. Название «валторна» от немецкого означает «лесной рог». Длина металлической трубки достигала почти 6 метров, поэтому её изогнули наподобие раковины.Теплый, задушевный голос позволяет исполнять широкие, плавные мелодии.Звук – мягкий, «ленивый», теплый.

СЛАЙД №12 Туба

Ученик: Самый низкий инструмент по звучанию среди медных – туба. Её создали в 19веке.

Звук – густой и глубокий, «неповоротливый».

СЛАЙД №13 Ударные инструменты

Учитель. Мы подошли к последней группе оркестра – ударным инструментам. Это большая группа, в которую входят литавры, малый и большой барабаны, там-там, треугольник, колокола, колокольчики, ксилофон. Всех их объединяет общий способ извлечения звука – удар. Стихия этих инструментов – ритм. Никакой другой инструмент не может придать музыке такую упругость и динамичность, как это делают ударные.

Постоянным, обязательным участником оркестра является только один инструмент – литавры.

СЛАЙД №14 Литавры

Ученик: Литавры - древний инструмент, представляет собой медные котлы, затянутые сверху кожей, по которой ударяют небольшой колотушкой с круглым мягким наконечником.

Звук разнообразных оттенков: от еле слышного шороха до мощного грохота. Могут передавать ощущение постепенного накопления ритмической энергии. СЛУШАЕМ (подбираем цвет голосу литавр).

СЛАЙД №15 Ксилофон

Ученик: Ксилофон – инструмент, с набором деревянных пластин, по которым ударяют двумя молоточками.

Звук – резкий, щёлкающий, сильный.

Учитель: А теперь, пока помощники разместят на доске ваши работы, мы выразительно прочитаем характеристики тембров всех инструментов

СЛАЙД №16 (Выразительно читаем)

Флейта: легкий, звонкий, светлый и подвижный.

Гобой: теплый и густой с «носовым» оттенком.

Кларнет: чистый, прозрачный и округлый, благородный.

Фагот: сдавлен, ворчлив, «хрипун».

Труба: яркий, далеко летящий, праздничный, торжественный.

Валторна: мягкий, «ленивый», теплый.

Туба: густой и глубокий, «неповоротливый».

Литавры: от еле слышного шороха до мощного грохота (руками постукиваем по парте с нарастанием).

СЛАЙД № 17 (Вывод)

Почему музыкальные тембры сравнивают с красками.

Учитель: да, окраска звука инструментов богатая и разнообразная. Их действительно можно сравнить с красками в живописи и ваши рисунки демонстрируют насколько разнообразна гамма цветов, а значит и голоса инструментов, тембры – такие же разнообразные.

ИГРА на инструментах

Учитель. Оркестр – особая страна. Она живет по своим законам. Любой инструмент в руках музыканта имеет свои обязанности и если он их не выполняет, то разрушает целое, нарушает ГАРМОНИЮ.

Сейчас несколько учеников попробуют придумать своё ритмическое сопровождение на ударных инструментах (бубен, ложки, флейта и маракас).

ВЫЗВАТЬ 2-3 раза и дать оценку исполнению:

Учитель. Ребята очень хорошо исполняли ритм на ударных инструментах, и почувствовали, что это не очень-то легко создать ГАРМОНИЮ В ОРКЕСТРЕ.

СЛАЙД № 17 КРОССВОРД

Учитель. А теперь настало время проверить, как вы запомнили инструменты духовой группы, одной из самых разнообразных по окраске голосов.

У вас на партах есть Лист №2 (приложение 2) , в который вы вписываете ответы, а затем все вместе проверяем.

СЛАЙД №18 Древнегреческий театр.

Учитель.

Музыка вообще неотделима от тембра, в котором она звучит. Поет ли человеческий голос или пастушья свирель, слышится напев скрипки или ворчливый голос фагота - любой из этих звуков входит в многоцветную палитру тембровых воплощений музыки.

Музыка настраивает на размышления, будит фантазию… Представим, что мы в Древней Греции и наш класс это «ОРХЕСТРА» - то место, где располагался хор, а мы с вами – хор. И завершим урок красивой песней «МУЗЫКА ЗВУЧИТ», а ваши работы к этой песне можно посмотреть на экране.

рисунков учащихся к песне «Музыка звучит».

Спасибо за урок.

До свидания!

Кроссворд

По горизонтали.

    Он руководит всем оркестром.

    В средние века игра на этом медном инструменте сопровождала рыцарские турниры, военные церемонии.

    В Древней Греции так называли место для хора.

    Этот деревянно-духовой инструмент имеет низкий голос.

    Название этого медного инструмента в переводе с немецкого означает «лесной рог».

    Деревянно-духовой инструмент.

    Предки этого деревянно-духового инструмента – тростниковые дудки и свирели.

оркестра , написанное в...
  • Образовательная программа начального общего образования на период 2011-2015 г г

    Образовательная программа

    ... познакомить учащихся ... Тембры инструментов и групп инструментов симфонического оркестра . Партитура. Музыкальный материал: симфоническая ... целями и задачами ; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с коммуникативными задачами . Учащиеся ...

  • Приказ № От 2011 г. «Согласовано» на мс школы Протокол №

    Пояснительная записка

    ... Цель : познакомить с тембрами народных инструментов (гармошка, баян, балалайка, бубен, рожок, ложки). Агафонникова «Музыкальные ... 1.02 Симфоническая музыка Цель : Создать условия для знакомства детей с группами инструментов симфонического оркестра . «Во...

  • Муниципальное общеобразовательное учреждение (3)

    Программа

    Темы «Тембр ». Симфонический оркестр . Слушание целиком симфонической сказки «Петя и волк». Узнавание тембров инструментов. ... в неделю).Цель музыкального образования и воспитания в начальной школе – формирование музыкальной культуры учащихся как части...

  • 10. Особое средство

    Мы познакомились почти со всеми средствами музыкальной выразительности. Но осталось ещё одно — особое. И оно имеет отношение не только к музыке, но и к физике. Давайте подумаем, какое ещё свойство имеет каждый звук, кроме высоты и длительности. Громкость? Да. Но есть и ещё свойство. Одну и ту же мелодию можно сыграть и на рояле, и на скрипке, и на флейте, и на гитаре. А можно спеть. И даже если играть её на всех этих инструментах в одной и той же тональности, в одном и том же темпе, с одними и теми же нюансами и штрихами, звучание всё равно будет отличаться. Чем же? Самой окраской звука, его тембром .

    Помните обертоны? Вот они-то главным образом и влияют на тембр. Каждый звук представляет собой колебание воздуха в форме волны. Вместе с основным тоном, высоту которого мы слышим, в неё входят обертоны, которые дают этой волне особую краску — тембр. Может ли звук быть без обертонов? Да, но получить его можно только в специальных лабораторных условиях. И звучит он довольно-таки противно. В природе таких звуков нет — она ярче и красивее.

    Исследовав и разложив тембровые волны, учёные изобрели синтезатор, который может создавать новые тембры и подражать уже существующим, иногда довольно удачно. Конечно, искусственные тембры синтезатора не могут заменить живые голоса и инструменты. Но современная музыкальная жизнь без синтезатора уже невозможна.

    Так выглядят некоторые звуковые волны:

    Но какое же отношение имеют эти физические графики к музыкальной выразительности? Очень большое. Тембры для композитора — это как краски для художника. Как вы думаете, сколько разных тембров в симфоническом оркестре? Как минимум двенадцать (а инструментов гораздо больше). А в больших, расширенных составах оркестра разных тембров может быть больше тридцати (а инструментов больше ста). Но это только чистые тембры отдельных инструментов. Точно так же, как художники смешивают краски для получения новых цветов и оттенков, композиторы часто пользуются смешанными тембрами, сочетаниями различных инструментов.

    А сколько тембров может быть в фортепианной музыке? Только один — тембр фортепиано. Если оркестровую музыку можно сравнить с картиной, написанной масляными красками, то фортепианная музыка — это рисунок карандашом. Но великие художники так владеют карандашом, что могут в карандашных чёрно-белых рисунках передавать мельчайшие оттенки и создавать иллюзию красок. Великие пианисты умеют создать на своём «чёрно-белом» инструменте впечатление большого красочного оркестра. А по тонкости передачи мельчайших нюансов фортепиано даже превосходит оркестр. Некоторые пианисты говорят о разных фортепианных тембрах и учат играть разными тембрами. И хотя это не совсем верно с физической точки зрения, но мы действительно можем услышать эти разные тембры. Потому что искусство — это чудо, а чудо может противоречить законам физики.

    Почему же тембр — особое средство музыкальной выразительности? Потому что природа этой выразительности особая, не такая, как у других средств. Мелодия, гармония, лад и ритм — наши главные средства, «лицо» музыки — целиком зависят от композитора . От композитора зависят фактура и регистр, но не всегда. Можно обработать музыкальную пьесу, не изменив её «лица», но изменив регистры и фактуру. Темп , штрихи , динамика могут быть указаны композитором, но очень сильно зависят от исполнителя . Именно из-за темпа, штрихов и динамики у каждого музыканта одни и те же произведения звучат немного по-разному. А тембр зависит от инструмента. От композитора зависит только выбор инструмента, а от исполнителя — его красивое звучание.

    Методическая разработка открытого урока по музыкальной литературе на тему:

    «Тембры музыкальных инструментов симфонического оркестра»

    Семенова Ирина Андреевна - педагог теоретических дисциплин высшей квалификационной категории.

    Дата проведения:

    Место работы: МБУ ДО «ДШИ №2» г.о. Самара

    Данное занятие разработано на основе авторской программы по музыкальной литературе «В мире музыки» Семеновой И.А. Занятие предназначено для учащихся 4 классов (группы 8-10 человек).

    Продолжительность: 40 минут

    Место проведения: кабинет сольфеджио и музыкальной литературы ДШИ №2.

    Тип урока: урок изучения нового материала.

    Вид урока: урок с элементами беседы.

    Цель: Определить особенности тембров инструментов симфонического оркестра, их роль в раскрытии музыкального образа.

    Задачи:

    Образовательные:

    Углубить знания о строении симфонического оркестра;

    Закрепить в слуховом сознании учащихся звуковой тембр инструментов симфонического оркестра;

    Познакомить с новыми музыкальными примерами.

    Развивающие:

    Развивать образно-эмоциональное восприятие музыкальных произведений;

    Развивать самостоятельность мышления, умение сравнивать и сопоставлять;

    Развивать умения и навыки учащихся логично выстраивать свой ответ, грамотно выражать свои мысли, давать эстетическую оценку прослушанному.

    Воспитательные:

    Воспитывать музыкально-художественный вкус;

    Воспитывать культуру слушания симфонической музыки;

    Воспитывать доброжелательные отношения и партнерские качества.

    Формы работы:

    Слушание музыки (анализ и сопоставление)

    Просмотр наглядного материала;

    Работа с нотным текстом;

    Беседа;

    Выполнение практических заданий.

    Формы контроля:

    Работа в тетради;

    Тестирование;

    Слуховая викторина.

    Методы контроля:

    Групповой;

    Индивидуальный в чередовании.

    Учебно-методическое обеспечение занятия:

    З. Осовицкая, А Казаринова Учебное пособие по музыкальной литературе для преподавателей ДМШ «В мире музыки»

    Я. Островская, Л. Фролова Учебное пособие для ДМШ «Музыкальная литература» 1-й год обучения

    Я. Островская, Л.Фролова «Рабочая тетрадь по музыкальной литературе» 1-й год обучения.

    Г.Ф. Калинина тетрадь «Музыкальная литература. Вопросы, задания, тесты» выпуск 1.

    Оформление, оборудование, инвентарь:

    1. Занятие проводится в оборудованном аудиотехникой кабинете с фортепиано, доской для наглядных пособий, телевизором, ноутбуком.

    2. Аудиозаписи:

    Симфоническая сказка «Петя и волк» С.С. Прокофьева - Концертный вальс М.О. Дюран - Mood Indigo Дюк Эллингтон - «Прощание Славянки» В.Агапкин - «Тоска по родине» (старинный вальс) - эстрадный оркестр п./у Б. Карамышева

    3. Нотные фрагменты из симфонической сказки С.С. Прокофьева «Петя и волк».

    4. Презентация.

    5. Раздаточные листы с перечнем разных видов оркестров.

    6. Карточки с изображением инструментов, оркестров, героев симфонической сказки «Петя и волк» С.С. Прокофьева.

    7. Листы с определением основных понятий по теме занятия для размещения на доске.

    План урока:

    1. Орг.момент 1 2. Разминка 10 3. Объяснение нового материала 15 4. Проверка усвоения нового материала закрепление знаний и умений учащихся 10 5. Домашнее задание 2 6. Подведение итогов 2

    Ход урока

    1. Орг.момент - приветствие: - Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть на своем уроке. Я улыбаюсь вам, и вы улыбнитесь друг другу. Мы все спокойны, добры, приветливы. Вы готовы к уроку. Все настроены быть сегодня внимательными, активными и доброжелательными друг к другу.

    2. Разминка

    Ребята давайте вспомним: - Что такое оркестр? (Это коллектив музыкантов, играющих произведения, написанные специально для данного состава инструментов) - Кто руководит оркестром (дирижер) - Как называются ноты, в которые вписаны партии всех инструментов? (партитура) - Переложение партитуры для фортепиано называется…? (клавир) - Как называется совместная игра всех инструментов? (тутти) - Какие виды оркестров вы знаете» (оркестр русских народных инструментов, джазовый, эстрадный, духовой и симфонический)

    Слайды 1,2,3

    Учащиеся смотрят на экран и по фотографиям определяют виды оркестров. Свои ответы фиксируют на раздаточных листах, проставляя нумерацию.

    Ребята давайте посмотрим следующий слайд и проверим свои ответы.

    Слайд 4

    В завершении разминки, предлагаю вам вспомнить, как звучат перечисленные оркестры. Вашим ответом будет поднятая карточка с названием оркестра.

    Звучат музыкальные фрагменты: - Концертный вальс М.О. Дюран (оркестр русских народных инструментов ) - Mood Indigo Дюк Эллингтон ( джазовый оркестр ) - «Прощание Славянки» В.Агапкин (духовой оркестр ) - Симфония «Зимние грезы» I часть П.И. Чайковский (симфонический оркестр) - «Тоска по родине» (старинный вальс) - (эстрадный оркестр )

    3. Объяснение нового материала

    Педагог: Сегодня на уроке мы познакомимся с инструментами, которые входят в состав симфонического оркестра. Симфонический оркестр состоит из 4-х оркестровых групп: струнные, деревянные духовые, медные духовые и ударные.

    Слайд 5

    Расположение музыкантов в оркестре зависит от различия звука и тембра инструментов, и взмах палочки дирижера должен быть виден каждому музыканту. Поэтому инструменты собраны в группы и расположены веерообразно. К тому же акустика подсказывает, что в глубине эстрады должны находиться инструменты большой, резкой звучности: ударные и медные, а на переднем плане - струнная группа.

    Слайд 6

    К струнной группе относятся: скрипка, альт, виолончель, контрабас. Это основная группа оркестра. Несмотря на различия в размерах, диапазоне звучания, инструменты близки по форме, по тембрам. - Как вы думаете, почему инструменты этой группы называются струнно-смычковыми? (все они имеют струны и смычки). Соприкосновение смычка со струной рождает нежный поющий тембр скрипки, несколько приглушенный тембр альта, бархатный, благородный - виолончели и низкий, гудящий - контрабаса.

    Слайд 7

    Вторая группа - деревянные духовые инструменты. По силе звучания эта группа имеет преимущества перед струнными. Инструменты способны к большому разнообразию и богатству выразительности. В нее входят: флейты, гобои, кларнеты и фаготы. Каждый из них имеет свой способ звукоизвлечения и звуковедения. Тембры деревянных духовых не похожи между собой, поэтому в оркестровых произведениях они часто используются как солирующие инструменты. Прозрачный, холодноватый тембр флейты, техническая подвижность сделали ее блестящей солисткой оркестра. Тембр гобоя, насыщенный, теплый, мягкий, хотя и немного гнусавый, определил его роль лирического солиста в оркестре. Четкость выполнения технических узоров гобоем вне всякой похвалы. Кларнет, также очень виртуозный инструмент, обладает разными тембровыми красками. Это свойство позволяет ему исполнять и драматические, и лирические, и скерцозные партии. А фагот, самый низкий по звучанию инструмент, «старейшина» группы, отличается красивым, чуть хрипловатым тембром. Он реже других выступает как солист. Ему поручают патетические монологи, лирические и неторопливые темы. В оркестре он используется в основном как аккомпанирующий инструмент. Все инструменты этой группы звучат благодаря воздуху, вдуваемому в них, и клапанам, с помощью которых меняется высота звука.

    Слайд 8

    3 группа - медные духовые инструменты: валторны, трубы, тромбоны и туба. По гибкости исполнения они уступают деревянным духовым, но сила звучания у них больше. Тембры этой группы яркие, блестящие. Они звучат и в героической, праздничной музыке, и в трагической. Например, валторна может звучать и мягко, певуче. Слово «валторна» означает «лесной рог». Поэтому ее тембр часто звучит в пасторальной музыке.

    Слайд 9

    Последняя группа - ударная. Эта группа расположена в левом углу эстрады. По форме, величине, материалу, из которого они сделаны, и по звуку они делятся на две большие группы. Первая имеет настройку, т.е. определенную высоту звучания. Это - литавры, колокольчики, ксилофон, колокола.

    Слайд 10

    Другая группа - не имеет настройки, и издают относительно более высокие или низкие звуки. Это - треугольники, бубен, малый барабан, тарелки, там - тамы, кастаньеты. Рядом с ударными, стоит арфа. Ее «золотой парус» словно плывет над оркестром.

    Слайд 11

    К изящно изогнутой раме прикреплены десятки струн. Прозрачно-легкий тембр арфы украшает звучание симфонического оркестра.

    Слайд 12

    Ребята, сейчас мы с вами послушаем фрагмент из музыкальной сказки « Петя и волк» С.С. Прокофьева.

    Слайд 13

    В 1936 году он создал музыкальную сказку с целью познакомить детей с тембрами инструментов. Каждый персонаж сказки имеет свой лейтмотив, поручаемый одному и тому же инструменту: утку изображает гобой, дедушку - фагот, Петю - квартет струнных смычковых, птичку - флейта, кошку - кларнет, волка - три валторны, охотников - литавры и большой барабан (выстрелы). «Петя и волк» - одно из лучших произведений С.С. Прокофьева для детей. Эту музыкальную сказку знают и любят дети разных стран.

    Слайд 14

    Звучит аудиозапись. Учащимся раздаются нотные примеры фрагментов произведения. Сочетание слуховой и зрительной наглядности концентрирует внимание учащихся и развивает полезные музыкальные навыки (ноты помогают полнее воспринимать музыку).

    4. Проверка усвоения нового материала, закрепление знаний и умений.

    А сейчас предлагаю вам несколько заданий по теме сегодняшнего урока. Задание 1 - подпишите изображенные инструменты. Задание выполняется в рабочей тетради Г.Ф. Калининой. Выпуск 1 № 39

    Задание 2 - подчеркни в каждом предложении слова, соответствующие данному определению. Задание выполняется в рабочей тетради Я. Островской, Л.Фроловой 1 год обучения (№35)

    Задание 3 - слуховая викторина (фрагмент «Петя и волк» С.С. Прокофьева) Работа с карточками, на которых изображены инструменты симфонического оркестра и герои музыкальной сказки «Петя и волк». Ребята работают в паре. Задача - найти пару, соединив героя и инструмент, который его изображает.

    5. Домашнее задание

    1.Составьте кроссворд, используя названия различных инструментов. Задание № 56 в рабочей тетради Г.Ф. Калининой.

    2. Прослушайте (в интернете) сонату Арпеджионе П.И. Чайковского. Определите музыкальные инструменты и сделайте запись в тетрадь.

    6.Подведение итогов

    Молодцы ребята! Вы сегодня хорошо работали, были активны и внимательны. Провожу оценивание, отмечаю личные достижения, завершаю урок пожеланиями.

    ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА МУЗЫКИ

    Тембр

    Искусство сочетания оркестровых
    звучностей есть одна из сторон
    души самого сочинения.
    Н. Римский-Корсаков

    Музыкальные тембры нередко сравнивают с красками в живописи. Подобно краскам, выражающим цветовое богатство окружающего мира, создающим колорит произведения искусства и его настроение, музыкальные тембры также передают многоликость мира, его образы и эмоциональные состояния. Музыка вообще неотделима от тембра, в котором она звучит. Поет ли человеческий голос или пастушья свирель, слышится напев скрипки или переливы арфы - любое из этих звучаний входит в многоцветную палитру тембровых воплощений музыки. Музыка как раз и состоит из разнообразия таких воплощений, и в каждом из них угадывается его собственная душа, неповторимый облик и характер. Поэтому никогда композиторы не создают такую музыку, которая может быть предназначена для любого тембра; каждое, даже самое маленькое, произведение непременно содержит указание на инструмент, который должен ее исполнять.

    Например, каждому музыканту известно, что скрипке присуща особая певучесть, поэтому ей нередко поручаются мелодии плавного, песенного характера, обладающие особой закругленностью линий.

    Не менее известна и виртуозность скрипки, ее способность исполнять самые стремительные мелодии с необычайной легкостью и блеском. Эта способность позволяет многим композиторам создавать для скрипки не только виртуозные пьесы, но использовать ее (один из самых «музыкальных» инструментов) для передачи звуков отнюдь не музыкальной природы! Среди примеров подобной роли скрипки - «Полет Шмеля» из оперы Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».

    Рассерженный Шмель, готовясь ужалить Бабариху, совершает свой знаменитый полет. Звук этого полета, который музыка воспроизводит с изобразительной точностью и огромным остроумием, создается мелодией скрипки, столь стремительной, что у слушателя действительно остается впечатление грозного шмелиного жужжания.

    Необыкновенная теплота и выразительность виолончели сближает ее интонацию с живым голосом - глубоким, волнующе-эмоциональным. Поэтому в музыке нередки случаи, когда вокальные произведения звучат в переложении для виолончели, поражая естественностью тембра и дыхания. С. Рахманинов. Вокализ (в переложении для виолончели).

    Там, где требуются легкость, изящество и грация, царит флейта. Изысканность и прозрачность тембра в сочетании с присущим ей высоким регистром придают флейте и трогательную выразительность (как в «Мелодии» из оперы «Орфей и Эвридика»), и грациозное остроумие. Прелестная «Шутка» из Сюиты № 2 для оркестра - пример такого изящно-юмористического звучания флейты.

    Таковы характеристики лишь нескольких инструментов, входящих в обширное семейство разнообразных тембровых звучаний музыки. Разумеется, и эти и другие инструменты могут использоваться в «чистом» виде: практически для каждого из них созданы специальные концерты, сонаты и пьесы. Широко применяются и соло различных инструментов, входящих в многозвучные оркестровые сочинения. В таких фрагментах солирующие инструменты еще ярче обнаруживают свои выразительные возможности, то просто пленяя красотой тембра, то создавая контраст различным оркестровым группам, но чаще всего - участвуя в общем потоке музыкального движения, где сопоставления и переплетения тембров образуют картину поразительного звукового богатства. Ведь именно сочетания тембров придают музыке такую выразительность и рельефность, делают доступной передачу практически любого образа, картины или настроения. Это всегда чувствовали большие мастера оркестра, с необыкновенной тщательностью, создававшие свои партитуры, использовавшие все выразительные возможности музыкальных инструментов. Выдающиеся композиторы блестяще владели оркестровкой, справедливо считая ее важнейшей носительницей музыкальной образности.

    История симфонического оркестра насчитывает более трех столетий. За это время был постепенно сформирован тот инструментальный состав, которым пользуются и современные композиторы. В нем не только отдельные тембры, но и каждая оркестровая группа приобрела собственные выразительные и технические возможности, так что можно с уверенностью сказать, что оркестр был и остается основным инструментом для воплощения музыкальных замыслов.

    Современный симфонический оркестр включает четыре группы инструментов:
    1) струнные смычковые (скрипки, альты, виолончели, контрабасы);
    2) деревянные духовые (флейты, гобои, кларнеты, фаготы);
    3) медные духовые (трубы, валторны, тромбоны, туба);
    4) ударные и клавишные (литавры, колокольчики, челеста, барабаны, тарелки и т. д.).

    Эти четыре группы при условии их умелого использования, выразительного и красочного сочетания способны создавать подлинные музыкальные чудеса, поражал слушателей то прозрачностью, то плотностью звучания, то необыкновенной силой, то еле уловимым трепетом – всеми тончайшими и разнообразнейшими оттенками, которые делают оркестр одним из замечательных достижений человеческой культуры.

    Выразительность музыкальных тембров с особенной очевидностью проявляет себя в произведениях, связанных с их конкретной изобразительностью. Еще раз обратимся к музыкальной сказке Н. Римского-Корсакова – опере «Сказка о царе Салтане», ибо где, как не в сказочно-фантастической музыке, можно «услышать» и картины природы, и различные чудеса, представленные в волшебных звуках оркестра.

    Вступление к последней картине оперы называется «Три чуда». Эти три чуда мы помним еще по сказке А. Пушкина, где дано описание города Леденца – царства Гвидона.

    Остров на море лежит,
    Град на острове стоит,
    С златоглавыми церквами,
    С теремами и садами;
    Ель растет перед дворцом,
    А под ней хрустальный дом:
    Белка в нем живет ручная,
    Да чудесница какая!
    Белка песенки поет
    Да орешки всё грызет;
    А орешки не простые,
    Скорлупы-то золотые.
    Ядра - чистый изумруд;
    Белку холят, берегут.
    Там еще другое диво:
    Море вздуется бурливо,
    Закипит, подымет вой,
    Хлынет на берег пустой,
    Расплеснется в скором беге,
    И очутятся на бреге,
    В чешуе, как жар горя,
    Тридцать три богатыря,
    Все красавцы удалые,
    Великаны молодые,
    Все равны, как на подбор -
    С ними дядька Черномор...
    А у князя женка есть,
    Что не можно глаз отвесть:
    Днем свет божий затмевает,
    Ночью землю освещает;
    Месяц под косой блестит,
    А во лбу звезда горит.

    Эти строки из пушкинской «Сказки о царе Салтане» составляют главное содержание музыки Н. Римского-Корсакова, где первое из трех чудес - Белка, грызущая орешки и поющая свою беззаботную песенку, второе – тридцать три богатыря, являющиеся из волн бушующего моря, и третье, самое чудесное из чудес,- прекрасная Царевна Лебедь.

    Музыкальная характеристика Белки, включающая два звуковых эпизода, поручена ксилофону и флейте-пикколо. Обратите внимание на щелкающий характер звучания ксилофона, так точно воспроизводящего раскалывание золотых орешков, и на свистящий тембр флейты-пикколо, придающий песенке Белки характер насвистывания. Однако только этими звуковыми штрихами не исчерпывается все богатство представлений о «первом чуде». Второе проведение мелодии обогащается челестой - одним из самых «сказочных» инструментов,- рисующей образ хрустального дома, в котором живет Белка.

    Музыка «второго чуда» - богатырей - нарастает постепенно. В ней слышится и рокот разбушевавшейся морской стихии, и завывание ветра. Этот звуковой фон, на котором выступают богатыри, создается различными группами инструментов, рисующих образ сильный, могучий, несокрушимый.

    Богатыри предстают в тембровой характеристике медных духовых - самых мощных инструментов симфонического оркестра.

    Наконец, «третье чудо» является нам в сопровождении арфы - нежного и пленительного инструмента, передающего плавное скольжение прекрасной птицы по глади ночного моря, освещенного луной. Пение Лебедь-птицы поручено солирующему гобою - инструменту, напоминающему своим звучанием голос водяной птицы. Ведь Лебедь еще не воплотилась в Царевну, первое ее появление совершается в облике величественной, царственной птицы. Постепенно мелодия Лебеди преобразуется. При последнем проведении темы Лебедь-птица превращается в Царевну, и это волшебное превращение вызывает у Гвидона такой восторг, такое беспредельное восхищение, что кульминация эпизода становится подлинным торжеством всего мыслимого света и красоты. Оркестр в этот момент достигает высшей полноты и яркости, в общем потоке звучания выделяются тембры медных духовых, ведущих свою торжественную мелодию.

    «Три чуда» Н. Римского-Корсакова открывают нам неисчерпаемые чудеса музыкальных тембров. Оркестр в этом произведении достиг такой живописности, такой неслыханной красочности, что становятся попятными безграничные возможности музыки в передаче всего, что в окружающем мире достойно такой передачи.

    Однако важно подчеркнуть и то, что музыка творит и свою собственную красоту, как творят ее живопись, архитектура или поэзия. Эта красота, может быть, не выше и не лучше красоты реального мира, но она существует и, воплощенная в чуде симфонического оркестра, обнаруживает перед нами еще одну тайну музыки, разгадку которой следует искать в пленительном разнообразии ее звучаний.

    Вопросы и задания:
    1. Почему музыкальные тембры сравнивают с красками в живописи?
    2. Может ли тембр придать музыкальному звучанию характерность и неповторимость? Назови известные тебе примеры.
    3. Можно ли, по-твоему, мелодию, написанную для одного инструмента, поручить другому? Если да, то назови варианты возможных замен.
    4. В каких музыкальных жанрах непременно используется оркестр?
    5. Какой из музыкальных инструментов по своим возможностям ближе всего к оркестру?
    6. Назови свои любимые музыкальные инструменты. Объясни, почему ты выбрал именно их тембры.

    Презентация

    В комплекте:
    1. Презентация - 19 слайдов, ppsx;
    2. Звуки музыки:
    Рахманинов. Вокализ. Виолончель, mp3;
    Бах. «Скерцо» из Сюиты для флейты и струнного оркестра №2 , mp3;
    Римский-Корсаков. Белка, из оперы «Сказка о царе Салтане», mp3;
    Римский-Корсаков. 33 богатыря, из оперы «Сказка о царе Салтане», mp3;
    Римский-Корсаков. Царевна Лебедь, из оперы «Сказка о царе Салтане», mp3;
    Римский-Корсаков. Шахеразада. Фрагмент, mp3;
    Римский-Корсаков. Полет шмеля, из оперы «Сказка о царе Салтане», mp3;
    3. Сопровождающая статья, docx.

    (Презентация к уроку "Тембры- музыкальные краски")

    «Тембры - музыкальные краски»

    (разработка урока для 6 класса)

    Цель : Формирование потребности в общении с музыкой через художественно-творческую деятельность.

    Задачи:

    Образовательная - Познакомить с многообразием тембров симфонического оркестра

    Воспитательная - Воспитывать музыкальный вкус, исполнительскую культуру, культуру слушания; формировать чувство личной ответственности за результат совместной работы

    Развивающая - Развивать умения, навыки, способы музыкально-творческой деятельности (хоровое пение, вокальная и инструментальная импровизация)

    Проблема урока: Почему тембры в музыке можно назвать музыкальными красками?

    Тип урока : Урок открытия нового знания

    Методы обучения:

    Словесно-индуктивный (беседа, диалог)

    Метод «музицирования»

    Метод «соучастия»

    Метод «погружения»

    Формы обучения: коллективная, групповая

    Материал к уроку: Иоганн Штраус «Вальс розы юга»»; Н.А. Римский-Корсаков Симфоническая сюита «Шехеразада»; И. Штраус «Полька - пиццикато»; П.И. Чайковский «Неаполитанский танец» из балета «Лебединое озеро»; И.С. Бах Сюита № 2 «Шутка»; Г.А. Струве « С нами друг!»; репродукция картины А.Лямина «Вальс»; стихотворение японского поэта Хитакара Хакусю «Тон.тон.тон»

    Оборудование урока: компьютер, проектор, экран, музыкальные инструменты (фортепиано, ксилофон, металлофон, барабан, дарбука, бубенчики, клависы, коробочки, маракасы, треугольник), 3 MP3-плеер, цветные карандаши, карточки с музыкальными инструментами

    Термины, понятия: пиццикато, образ, лад, темп, динамика, тембр

    Ход урока.

    Введение в урок:

    Музыкальное приветствие.

    У: Ребята, мы только что поприветствовали друг друга. Как прозвучало наше приветствие?

    Д: Радостно, светло и красиво.

    У: А если мысленно взять краски, кисти и нарисовать приветствие как картину - какие краски в ней будут преобладать?

    Д: желтые, красные...

    У: Посмотрите вокруг - мир полон красок, он разноцветный. Вспомните весенний сад, летние луга, осенний лес, зимнее сверкание снега. Да, нас окружает красочный мир, художники научились выражать его на холсте - с помощью красок, а в музыке? Что будет красками в музыке, что поможет нам сыграть и спеть многоцветный мир?

    СЛАЙД №1

    Тема нашего урока: «Тембры - музыкальные краски».

    Каждый урок предполагает повторение известного, открытие нового. Что бы вы хотели узнать нового, чему научиться?

    Д: Почему тембр называют музыкальными красками, узнать, как звучат разные инструменты.

    У: Это и будет целью нашего урока.

    Давайте определим, какие задачи нам предстоит решать на уроке, чтобы наша цель была достигнута?

    Д: Нужно слушать музыкальные произведения, постараться услышать, как тембр музыкальных инструментов делает их разноцветными; нужно учиться сопоставлять картины художников и музыкальные произведения.

    У: Прекрасно, этому мы и посвятим наш урок. Вы хорошие ученики, и мы завершили ту часть урока, где вы были просто учениками.

    А сейчас мы с вами преобразимся: есть в мире очень редкие профессии, благодаря которым из века в век хранится и передается следующим поколениям культура.

    Давайте познакомимся:

    Пред вами - реставраторы - это группа № 1.

    Группа № 2 - искусствоведы.

    Группа № 3 - музыканты из симфонического оркестра.

    Группа № 4 - это зрители, которые по абонементу пришли в филармонию на умную встречу, посвященную тембру в музыке.

    Каждая группа выполнит очень важное задание. А я выступлю в роли старшего ассистента, сопровождающего исследования групп, в роли модератора (ведущей) музыкального лектория и в роли дирижера.

    (дети получают карточки с заданием, в течении 3-4 минут отвечают на вопросы)

    Задание группе № 1:

    Уважаемые реставраторы! Произошло печальное событие: картина современного художника Алексея Лямина потеряла краски и название. Пожалуйста, восстановите то и другое.

    Что изменилось в картине после возвращения цвета и названия?

    Ответ начните так…

    «Мы рассмотрели картину художника Алексея Лямина и решили, что в ней должны быть___________________________________________________________________

    цвета, потому что________________________________________________________

    ______________________________________________________________________.

    Когда картина приобрела цвет, мы почувствовали, что она _____________________

    ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________»

    Задание группе № 2:

    Уважаемые искусствоведы! Рассмотрите внимательно картину художника Алексея Лямина прослушайте музыкальное произведение в исполнении симфонического оркестра. Что объединяет произведение музыки и произведение живописи? Чем они различаются?

    (СЛУШАЮТ ЗАПИСЬ В НАУШНИКАХ) И. Штраус "Вальс"

    Задание группе № 3:

    Уважаемые музыканты! Рассмотрите фотографию симфонического оркестра. Подготовьтесь рассказать всем, что такое - симфонический оркестр. Какие инструменты звучат в симфоническом оркестре? Распределите инструменты по группам.

    Приготовьтесь рассказать, по какому принципу вы объединили их в группы.

    Расположите инструменты так, как они находятся в оркестре. Почему именно такое место занимают инструменты в оркестре?

    Задание группе №4

    Уважаемые зрители! Мы уже знаем, что музыка и живопись созвучны. Но как строится музыкальный рисунок поэтического произведения, особенно того, в котором нет рифмы? Давайте попытаемся уловить музыкальный ритм и поиграть с тембром голоса, читая стихи японского поэта Хитакари Хакосю. Каждый из вас - имеет свой тембр голоса, давайте составим оркестр голосов.

    Прочитайте ритмично стихотворение, подбирая тембр голоса.

    А теперь - слово юным хранителям культуры!

    СЛАЙД №2

    У: Слово реставраторам:

    (в это время на экране - слайд картины). Дети отвечают на вопрос.

    У: ВЫВОД. Т.о вы почувствовали, что картина по-новому зазвучала.

    СЛАЙД №3

    У: Слово вам, искусствоведы:

    В это время на экране появляется картина в цвете и звучит музыка вальса. Дети отвечают на вопросы.

    У: Подводя итог вашей работы можно сказать, что в музыке и живописи присутствуют общие средства выразительности.

    У: Слово вам, музыканты!

    Молодцы, каждая группа очень хорошо справилась с заданием!

    А теперь настало время посетить наш музыкальный лекторий. Тема нашего разговора - тембры музыкальных инструментов.

    Итак, звучит королева музыки - скрипка.

    СЛАЙД №4

    Слушание отрывка из симфонической сюиты Н.А. Римский - Корсаков «Шезеразада»

    Д: плавно, певуче, нежно…

    У: В следующем музыкальном отрывке вы услышите звучание не только скрипки, но и других музыкальных инструментов. Обратите внимание, изменился ли звук у скрипки?

    Слушание отрывка из музыкального произведения И. Штрауса «Полька-пиццикато»

    Д: изменился

    У: Чем вызвана другая окраска звука?

    Д: от способа извлечения.

    У: Такой способ извлечения называется пиццикато. (НА ЭКРАНЕ)

    СЛАЙД №5

    У: А теперь познакомимся с тембрами духовых инструментов. В средние века этот инструмент сопровождал празднества и торжественные обряды, созывал войско на бой. Как вы думаете, о каком инструменте идет речь? Посмотрите на экран.

    Д: это труба.

    Слушание отрывка П.И. Чайковского «Неаполитанский танец»

    из балета «Лебединое озеро»

    У: Подберите прилагательные, характеризующие звучание трубы.

    Д: Звук - яркий, далеко летящий, праздничный, торжественный.

    У: Посмотрите: у меня в руках - один из самых известных духовых инструментов: флейта. Послушайте, как она звучит (учитель играет на флейте). Это инструмент для начинающих музыкантов, а на экране вы видите флейту симфонического оркестра. Обратите внимание на звучание флейты.

    И.С. Бах «Шутка из Сюиты №2

    У: Как звучала флейта?

    Д: (ответы детей)

    У: Спасибо за активное и творческое участие в нашем лектории, и мы перемещаемся на сцену: теперь мы - оркестр, и у нас репетиция одного из фрагментов будущего лектория: нам нужно совместить тембр голоса и тембр музыкальных инструментов. У нас молодежный оркестр, и поэтому мы очень любим ритм, а, значит, и ударные инструменты. На столе лежат ударные музыкальные инструменты - выберите тот инструмент, которые вам понравился. У каждого из них - свой тембр: послушайте выбранный инструмент, как он звучит?

    СЛАЙД №7

    У: Теперь я прошу показать выполненную работу участникам группы № 4.

    У: Ребята будьте внимательны, сейчас взрослые участники будут читать текст стихотворения, а задача нашего оркестра - подобрать тембр того или иного музыкального инструмента к поэтическому образу стихотворения.

    ВЗРОСЛЫЕ ЧИТАЮТ.

    У: Сколько поэтических образов вы можете выделить?

    Д: кленовый лист, горный ветер, лунный свет.

    У: Они одинаковые по звучанию или разные? Какие инструменты лучше всего передадут образ кленового листа? (маракасы, пружинка)

    Горного ветра? (тарелки)

    Лунного света? (металлофон, треугольник)

    У: А теперь попробуем вместе: взрослые читают, а мы озвучиваем эти строки.

    (ДИРИЖИРУЮ)

    У: Спасибо. У нас получился хороший творческий коллектив.

    Как вы думаете, нам удалось совместить тембр голоса и тембр музыкальных инструментов?

    (взрослые спасибо, садятся на места)

    У: Создавая и представляя разноцветные картины под влиянием тембра голоса и тембра инструментов, можем ли мы сказать что тембр - это краски в музыке?

    Спасибо за умные ответы, положите инструменты и присаживайтесь на свое место.

    Что является самым важным для оркестра?

    Профессионализм и талант музыкантов, сплоченность, сотрудничество.

    У: В начале урока вы дали определение, что такое оркестр. Вспомните свои ощущения при работе в оркестре, и одним словом скажите: оркестр - это…..

    У: Как вы думаете, останутся ли важными такие качества как сотворчество, сплоченность, дружба, если мы создадим оркестр, только из голосов - хор? А как с помощью тембра наших голосов передать радость от того что рядом есть настоящие друзья, что вместе мы можем сделать много-много добрых дел?

    Д: Спеть вместе песню!

    СЛАЙД №8

    Исполнение песни «С нами друг!» Г.А. Струве