Где проживал русский народ в 17 веке. Народы России в XVII веке

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Юридический факультет

по курсу: “Отечественная история”

тема: “Быт русского народа XVI -XVII веков”

Выполнила: студентка 1 курса, группы № 611 очной формы обучения

Тохтамышева Наталия Алексеевна

Ростов-на-Дону 2002


1. Общественно-политическая обстановка в России в XVI-XVII веках.

2.Культура и быт русского народа в XVI веке.

3. Культура, быт и общественная мысль в XVII веке.

Литература.

1. Общественно-политическая обстановка в России в XVI-XVII веках.

Чтобы понять истоки условий и причин, определяющих образ жизни, быт и культуру русского народа, необходимо рассмотреть общественно-политическую обстановку в России того времени.


К середине XVI века Русь, преодолев феодальную раздробленность, превратилось в единое Московское государство, ставшее одним из самых крупных государств Европы.

При всей обширности своей территории Московское государство в середине XVI в. Имело сравнительно малочисленное население, не более 6-7 млн. человек (для сравнения: Франция в это же время имела 17-18 млн. человек). Из русских городов только Москва и Новгород Великий насчитывали по несколько десятков тысяч жителей, удельный вес городского населения не превышал 2% от общей массы населения страны. Подавляющее большинство русских людей жили в небольших (по несколько дворов) деревнях, раскинувшихся на необъятных просторах Среднерусской равнины.

Образование единого централизованного государства ускорило социально-экономическое развитие страны. Возникали новые города, развивались ремесло и торговля. Шла специализация отдельных районов. Так, Поморье поставляло рыбу и икру, Устюжна -- металлические изделия, из Соли Камской везли соль, из заокских земель - зерно, продукты животноводства. В разных районах страны шел процесс складывания местных рынков. Начался и процесс формирования единого общероссийского рынка, но он растянулся на длительное время и в основных чертах сложился лишь к концу XVII в. Окончательное его завершение относится ко второй половине XVIII в., когда при Елизавете Петровне были отменены еще сохранявшиеся внутренние таможенные пошлины.

Таким образом, в отличие от Запада, где образование централизованных государств (во Франции, Англии) шло параллельно складыванию единого общенационального рынка и как бы увенчивало его формирование, на Руси образование единого централизованного государства произошло раньше, чем сложился единый общероссийский рынок. И это ускорение объяснялось потребностью в военном и политическом объединении русских земель для освобождения от иноземного порабощения и достижения своей независимости.

Другой особенностью образования русского централизованного государства по сравнению с западноевропейскими государствами было то, что оно с самого начала возникало как многонациональное государство.

Отставание Руси в своем развитии-- прежде всего экономическом, объяснялось несколькими неблагоприятными для нее историческими условиями. Во-первых, в результате губительного монголо-татарского нашествия были уничтожены накопленные веками материальные ценности, сожжено большинство русских городов и погибла или была уведена в плен и продана на невольничьих рынках большая часть населения страны. Более столетия понадобилось только для того, чтобы восстановилась численность населения, существовавшая до нашествия хана Батыя. Русь более чем на два с половиной столетия утратила национальную независимость и попала под власть иноземных завоевателей. Во-вторых, отставание объяснялось тем, что Московское государство было отрезано от мировых торговых путей и прежде всего морских. Соседние державы, особенно на западе (Ливонский орден, Великое княжество Литовское) практически осуществляли экономическую блокаду Московского государства, не допуская его участия в экономическом и культурном сотрудничестве с европейскими державами. Отсутствие экономического и культурного обмена, замкнутость в рамках своего узкого внутреннего рынка таили опасность нарастания отставания от европейских государств, что чревато было возможностью превращения в полуколонию и утраты своей национальной независимости.

Владимирское великое княжество и другие русские княжества на среднерусской равнине почти на 250 лет оказались в составе Золотой Орды. А территория западно-русских княжеств (бывшего Киевского государства, Галицко-Волынская Русь, Смоленская, Черниговская, Турово-Пинская, Полоцкая земли),хотя и не вошли в состав Золотой Орды, но были чрезвычайно ослаблены и обезлюдели.

Вакуумом силы и власти, возникшим вследствие татарского погрома воспользовалось возникшее в начале XIV века Литовское княжество. Оно стало стремительно расширяться, вобрав в свой состав западнорусские и южнорусские земли. В середине XVI века Великое княжество Литовское представляло собой обширное государство, простиравшееся от берегов Балтийского моря на севере до днепровских порогов на юге. Однако оно было весьма рыхлым и непрочным. Помимо противоречий социальных, оно раздиралось противоречиями национальными (подавляющая часть населения была славянами), а также религиозными. Литовцы были католиками (как и поляки), а славяне-- православными. Хотя многие из местных славянских феодалов окатоличились, но основная масса славянского крестьянства стойко отстаивали свою исконную православную веру. Осознавая слабость литовской государственности, литовские паны и шляхта искали поддержки извне и нашли ее в Польше. Уже с XIV века предпринимались попытки объединения Великого Литовского княжества с Польшей. Однако завершилось это объединение только с заключением Люблинской унии 1569 г., в результате которой образовалось объединенное польско-литовское государство Речь Посполитая.

На территорию Украины и Белоруссии устремились польские паны и шляхта, захватывавшие земли, населенные местными крестьянами, и выгонявшие при этом нередко из их владений местных украинских землевладельцев. Крупные украинские магнаты, такие как Адам Кисель, Вишневецкий и др., и часть шляхты переходили в католичество, принимали польский язык, культуру, отрекались от своего народа. Движение на Восток польской колонизации активно поддерживалось Ватиканом. В свою очередь насильственное насаждение католичества должно было способствовать и духовному порабощению местного украинского и белорусского населения. Поскольку подавляющая его масса сопротивлялась и стойко держалась православной веры в 1596 г. Была заключена Брестская уния. Смысл утверждения униатской церкви состоял в том, чтобы при сохранении привычной архитектуры храмов, икон и богослужения на старославянском языке (а не на латыни, как в католичестве), подчинить эту новую церковь Ватикану, а не московской патриархии (православной церкви). Ватикан на униатскую церковь возлагал особые надежды в продвижении католицизма. В начале XVII в. Папа римский Урбан VIII в послании униатам писал: “О мои Русины! Через вас я надеюсь достигнуть Востока…” Однако униатская церковь получила распространение главным образом на западе Украины. Основная масса украинского населения, и прежде всего крестьянства, по-прежнему придерживалась православия.

Почти 300-летнее раздельное существование, влияние иных языков и культур (татарской в Великороссии), литовской и польской - в Белоруссии и на Украине, привели к обособлению и формированию трех особых народностей: великорусской, украинской и белорусской. Но единство происхождения, единые корни древнерусской культуры, единая православная вера с общим центром -- Московской митрополией, а затем с 1589 г. - Патриархией играли определяющую роль в тяге к единению этих народов.

С образованием Московского централизованного государства эта тяга усилилась и началась борьба за объединение, длившаяся около 200 лет. В XVI веке к Московскому государству отошли Новгород-Северский, Брянск, Орша, Торопец. Началась длительная борьба за Смоленск, неоднократно переходивший из рук в руки.

Борьба за воссоединение в единой государственности трех братских народов шла с переменным успехом. Воспользовавшись тяжелейшим экономическим и политическим кризисом, возникшим в результате проигрыша длительной Ливонской войны, опричнины Ивана Грозного и невиданного неурожая и голода 1603 г., Речь Посполитая выдвинула самозванца Лжедмитрия, захватившего в 1605 г. При поддержке польских и литовских панов и шляхты русский престол. После его гибели интервенты выдвигали новых самозванцев. Таким образом именно интервенты инициировали на Руси гражданскую войну (“Смутное время”), длившуюся до 1613 года, когда высший представительный орган -- Земский собор, принявший на себя верховную власть в стране, избрал на царство Михаила Романова. В ходе этой гражданской войны была сделана открытая попытка вновь установить на Руси иноземное господство. Одновременно это была и попытка “прорыва” на Восток, на территорию Московского государства католичества. Недаром самозванца Лжедмитрия так активно поддерживал Ватикан.

Однако русский народ нашел в себе силы, поднявшись в едином патриотическом порыве, выдвинуть из своей среды таких народных героев, как нижегородский земский староста Кузьма Минин и воевода князь Дмитрий Пожарский, организовать всенародное ополчение, разгромить и вышвырнуть из страны иноземных захватчиков. Одновременно с интервентами вышвырнуты были и их прислужники из государственной политической элиты, организовавшие боярское правительство (“семибоярщину”), ради защиты своих узких своекорыстных интересов призвавших на русский престол польского королевича Владислава и готовых даже отдать русскую корону польскому королю Сигизмунду III. Крупнейшую роль в сохранении независимости, национальной самобытности и воссоздании российской государственности сыграла православная церковь и ее тогдашний глава -- патриарх Гермоген, явивший пример стойкости и самопожертвования во имя своих убеждений.

2.Культура и быт русского народа в XVI веке.

К началу 16 века определяющую роль в влиянии на культуру и быт русского народа играло христианство. Оно сыграло положительную роль в преодолении суровых нравов, невежества и диких обычаев древнерусского общества. В частности, нормы христианской морали оказывали огромное влияние на семейную жизнь, брак, воспитание детей. Правда. богословие придерживалось тогда дуалистического воззрения на разделение полов - на два противоположных начала - "доброе" и "злое". Последнее олицетворялось в женщине, определяя ее положение в обществе и семье.

У российских народов долгое время бытовало большая семья, объединявшая родственников по прямой и боковым линиям. Отличительными чертами большой крестьянской семьи являлось коллективное хозяйство и потребление, общее владение имуществом двумя и более самостоятельными брачными парами. У городского (посадского) населения семьи были меньше и состояли, обычно, из двух поколений родителей и детей. Семьи феодалов были, как правило, малыми, так сын феодала, достигнув 15 лет, должен был служить государеву службу и мог получить как свой собственный отдельный поместный оклад, так и пожалованную вотчину. Это способствовало ранним бракам и выделению самостоятельных малых семей.

С введением христианства браки стали оформляться через обряд церковного венчания. Но традиционный христианский свадебный обряд ("веселие") сохранялся на Руси еще примерно в течении шести-семи веков. Церковные правила не оговаривали препятствий для вступления в брак, кроме одного: "бесноватость" жениха или невесты. Но в реальной жизни ограничения были довольно жесткими, прежде всего в социальном отношении, которые регулировались обычаями. Закон формально не запрещал феодалу жениться на крестьянке, но фактически это случалось очень редко, так как класс феодалов представлял собой замкнутую корпорацию, где браки поощрялись не просто с лицами своего круга, а с ровней. Вольный человек мог жениться на крепостной, но должен был получить разрешение у барина и уплатить определенную сумму по договоренности. Таким образом, и в древне, и в городе браки, в основном, могли совершаться только внутри одного класса-сословия.

Расторжение брака было весьма затруднительным. Уже в раннем средневековье развод ("распуст") разрешался лишь в исключительных случаях. При этом права супругов были неравны. Муж мог развестись с женой в случае ее измены, причем к измене приравнивалось общение с чужими людьми вне дома без разрешения супруга. В позднем средневековье (с 16 века) развод разрешался с условием пострижения в монахи одного из супругов.

Православная церковь разрешала одному лицу вступать в брак не более трех раз. Торжественный обряд венчания совершался, обычно, лишь при первом браке. Четвертый брак категорически запрещался.

Новорожденного ребенка надлежало крестить в церкви на восьмой день после крещения именем святого этого дня. Обряд крещения считался церковью основным, жизненно важным обрядом. Некрещеный не имел никаких прав, даже права на погребение. Ребенка, умершего не крещенным, церковь запрещала хоронить на кладбище. Следующий обряд - "постриги" - проводился год спустя после крещения. В этот день кум или кума (крестные родители) выстригали у ребенка прядь волос и дарили рубль. После пострижек праздновали именины, то есть день того святого, в честь которого был назван человек (позже стал называться "днем ангела"), а день рождения. Царские именины считались официальным государственным праздником.

Все источники свидетельствуют, что в эпоху средневековья чрезвычайно велика была роль ее главы. Он представлял семью в целом во всех ее внешних функциях. Только он имел право голоса на сходках жителей, в городском вече, позже - в собраниях кончанских и слободских организаций. Внутри семьи власть главы была практически неограниченной. Он распоряжался имущества и судьбами каждого из его членов. Это касалось даже личной жизни детей, которых он мог выдать замуж или женить против воли. Церковь порицала его только в том случае, если он доводил их при этом до самоубийства. Распоряжения главы семьи должны были выполняться беспрекословно. Он мог применять любые наказания, вплоть до физических. "Домострой" - энциклопедия русского быта 16 века - прямо указывал, что хозяину следует бить в воспитательных целях жену и детей. За неповиновение родителям церковь грозила отлучением.

Внутриусадебный семейный быт был долгое время сравнительно замкнутым. Однако простые женщины - крестьянки, посадские - вовсе не вели затворнический образ жизни. Свидетельства иностранцев о теремном затворничестве русских женщин относится, как правило, к быту феодальной знати и именитого купечества. Их редко выпускали даже в церковь.

Сведений о распорядке дня людей в средневековье осталось немного. Трудовой день в семье начинался рано. Обязательных трапез у простых людей было две - обед и ужин. В полдень производственная деятельность прерывалась. После обеда по старой русской привычке следовал длительный отдых, сон (что весьма поражало иностранцев). затем вновь начиналась работа до ужина. Вместе с окончанием светового дня все отходили ко сну.

С принятием христианства официальными праздниками стали особо чтимые дни церковного календаря: Рождество, Пасха, Благовещение, Троица и другие, а также седьмой день недели - воскресенье. По церковным правилам праздничные дни следовало посвящать благочестивым делам и религиозным обрядам. работать в праздничные дни считалось грехом. Однако беднота работала и по праздникам.

Относительная замкнутость домашнего быта разнообразилась приемами гостей, а также праздничными церемониями, которые устраивались преимущественно во время церковных праздников. Один из главных крестных ходов устраивался на Крещение - 6 января ст. ст. В этот день патриарх освящал воду Москва - реки, а население города совершало обряд Иордани (омовения святой водой). По праздникам устраивались и уличные представления. Бродячие артисты, скоморохи, известны еще в Древней Руси. Кроме игры на гуслях, дудках, песен представления скоморохов включали акробатические номера, состязания с хищными животными. В скоморошью труппу входили обычно шарманщик, гаер (акробат), кукольник.

Праздники, как правило, сопровождались общественными пирами - братчинами. Однако расхожие представления о якобы беспробудном пьянстве русских явно преувеличены. Только во время 5-6 наиболее крупных церковных праздников населению разрешалось варить пиво, а кабаки являлись государственной монополией. Содержание частных кабаков строго преследовалось.

Общественный быт включал также проведение игр и забав - как военных, так и мирных, например, взятие снежного города, борьбу и кулачный бой, городки, чехарду и т.п. . Из азартных игр получили распространение игра в кости, а с 16 века - в карты, привезенные с запада. Любимым развлечением царей и знати была охота.

Таким образом, хотя жизнь русского человека в эпоху средневековья хотя и была сравнительно однообразной, но далеко не исчерпывалась производственной и социально политической сферами, включала многие аспекты повседневного бытия, на которые историки не всегда обращают должное внимание

В исторической литературе на рубеже 15 - 16 вв. устанавливаются рационалистические взгляды на исторические события. Некоторые из них объясняются причинными связями, обусловленными деятельностью самих людей. Авторы исторических произведений (например, "Сказания о князьях Владимирских", конец 15 в.) стремились утвердить мысль об исключительности самодержавной власти русских государей как преемников Киевской Руси и Византии. Аналогичные идеи высказывались в хронографах - сводных обзорах всеобщей истории, в которых Россия рассматривалась как последнее звено в цепи всемирно-исторических монархий.

Расширялись не только исторические. но и географические знания людей средневековья. В связи с усложнением административного управления выросшей территорией Русского государства стали составляться первые географические карты ("чертежи"). Этому же способствовало развитие торговых и дипломатических связей России. Русские мореплаватели внесли большой вклад в географические открытия на Севере. К началу 16 века ими были обследованы белое, Студеное (Баренцево) и Карское море, открыто много северных земель - острова Медвежий, Новая Земля, Колгуев, Вйгач и др. Русские поморы первыми проникли в ледовитый океан, создали первые рукописные карты обследованных северных морей и островов. Они одними из первых освоили Северный морской путь вокруг Скандинавского полуострова.

Определенный прогресс наблюдался в области технических и естественно - научных знаний. Русские мастера научились производить довольно сложные математические расчеты при строительстве зданий, были знакомы со свойствами основных строительных материалов. При постройке зданий использовались блоки и другие строительные механизмы. Для добычи соляных растворов применялось глубокое бурение и прокладка труб, по которым жидкость перегонялась при помощи поршневого насоса. В военном деле было освоено литье медных пушек, получили распространение стенобитные и метательные орудия.

В 17 веке роль церкви в влиянии на культуру и быт русского народа усилилась. В то же время государственная власть проникала всё больше и больше в дела церкви.

Целям проникновения государственной власти в церковные дела должна была служить реформа церкви. Царь хотел получить санкцию церкви на государственные преобразования и в то же время принять меры к подчинению церкви и ограничению ее привилегий и земель, необходимых для обеспечения энергично создававшегося дворянского войска.

Общерусская церковная реформа была проведена на Стоглавом соборе, названном так по сборнику его постановлений, состоявшему из ста глав ("Стоглав") .

На первый план в работах Стоглавого собора были выдвинуты вопросы внутрицерковного порядка, прежде всего связанные с жизнью и бытом низшего духовенства, с отправлением им церковной службы. Вопиющие пороки духовенства, небрежное выполнение церковных обрядов, к тому же лишенных какого-нибудь единообразия - все ото вызывало в народе отрицательное отношение к служителям церкви, порождало вольномыслие.

Чтобы пресечь эти опасные для церкви явления, рекомендовалось усилить контроль над низшим духовенством. С этой целью создавался особый институт протопопов (протопоп - главный среди священников данной церкви), назначаемых "по царскому велению и по благословению святительскому, а также поповских старост и десятских священников". Все они обязаны были неустанно надзирать за тем, чтобы рядовые священники и дьяконы исправно отправляли богослужение, в церквах "стояли со страхом и трепетом", читали бы там Евангелия, Золотоуст, жития святых.

Собор унифицировал церковные обряды. Он официально узаконил под страхом анафемы двуперстное сложение при совершении крестного знамения и "сугубую аллилуйю". Между прочим, на эти решения позднее ссылались старообрядцы и оправдание своей приверженности старине.

Продажа церковных должностей, взяточничество, ложные доносы, вымогательства стали столь распространенными в церковных кругах, что Стоглавый собор вынужден был принять ряд постановлений, несколько ограничивающих произвол как высших иерархов по отношению к рядовому духовенству, так и последнего по отношению к мирянам. Пошлина с церквей отныне должна была собираться не десятниками, злоупотреблявшими своим положением, а земскими старостами и десятскими священниками, назначаемыми в сельских местностях.

Перечисленные мероприятия и частичные уступки не могли, однако, сколь - нибудь разрядить напряженную обстановку в стране и в самой церкви. Предусмотренная Стоглавым собором реформа не ставила своей задачей глубокое преобразование церковного устройства, а лишь стремилась укрепить его путем устранения наиболее вопиющих злоупотреблений.

Своими постановлениями Стоглавый собор пытался наложить печать церковности на всю народную жизнь. Под страхом царского и церковного наказания запрещалось читать так называемые "отреченные" и еретические книги, то есть книги, составлявшие тогда почти всю светскую литературу. Церкви предписывалось вмешиваться в повседневный быт людей - отвращать от брадобрития, от шахмат, от игры на музыкальных инструментах и т.д., преследовать скоморохов, этих носителей чуждой церковности народной культуры.

Время Грозного - время больших перемен в области культуры. Одним из наиболее крупных достижений 16 века явилось книгопечатание. Первая типография появилась в Москве в 1553 году, и вскоре здесь были напечатаны книги церковного содержания. К числу наиболее ранних печатных книг относятся "Триодь постная", изданная около 1553 г., и два Евангелия, напечатанные в 50-х гг. 16 века.

В 1563 г. организация "государева Печатного двора" была поручена выдающемуся деятелю в области книгопечатания в России Ивану Федорову. Вместе со своим помощником Петром Мстиславцем 1 марта 1564 г. он выпустил книгу "Апостол", а в следующем году "Часовник". С именем Ивана Федорова мы связываем и появление в 1574 г. во Львове первого издания российского Букваря.

Под влиянием церкви было создано и такое своеобразное произведение, как "Домострой", что уже отмечалось выше, окончательная редакция которого принадлежала протопопу Сильвестру. "Домострой" - это кодекс морали и житейских правил, предназначенных для зажиточных слоев городского населения. Он пронизан проповедями смирения и беспрекословного подчинения властям, а в семье - повиновения домовладыке.

Для возросших потребностей Русского государства нужны были грамотные люди. На созванном в 1551 г. Стоглавом соборе был поставлен вопрос о принятии мер к распространению просвещения среди населения. Духовенству предложили открыть школы для обучения детей грамоте. Обучали детей, как правило, при монастырях. Помимо этого среди богатых людей было распространено домашнее обучение.

Напряженная борьба с многочисленными внешними и внутренними врагами способствовали возникновению в России обширной исторической литературы центральной темой которой являлся вопрос о росте и развитии русского государства. Наиболее значительным памятником исторической мысли рассматриваемого периода были летописные своды.

Одним из крупных исторических произведений этого времени является Лицевой (т.е. иллюстрированный) летописный свод: он насчитывал 20 тыс. страниц и мел 10 тыс. прекрасно выполненных миниатюр, дающих наглядное представление о различных сторонах русской жизни. Этот свод составлялся в 50-60-х годах 16 века при участии царя Ивана, Алексея Алексея Адашева и Ивана Висковатого.

Особенно значительным в конце 15 и в 16 веке были достижения в области архитектуры. В 1553-54 годах был построен храм Иоана Предтечи в селе Дьякове (неподалеку от села Коломенского), исключительный по оригинальности декоративного убранства и архитектурного замысла. непревзойденным шедевром русского зодчества является воздвигнутый в 1561 году храм Покрова на Рву (Василия Блаженного). Этот собор был сооружен в ознаменование покорения Казани.

3. Культура, быт и общественная мысль в XVII веке.

Культура и быт русского народа в 17 веке испытывали качественную трансформацию, выразившуюся в трех основных тенденциях: "обмирщение", проникновение западного влияния, мировоззренческий раскол.

Первые две тенденции были в заметной степени связаны между собой, третья была скорее их следствием. При этом и "обмирщение" и "европеизация" сопровождались движением общественного развития к расколу.

Действительно, 17 век - это бесконечная цепь волнений и бунтов. И корни волнений находились не столько в экономической и политической плоскостях, а по всей видимости, в социально-психологической сфере. На протяжении всего века шла ломка общественного сознания, привычного быта и обихода, страна подталкивалась к смене типа цивилизации. Волнения же были отражением душевного дискомфорта целых слоев населения.

В 17 веке Россия установила постоянное общение с Западной Европой, завязала с ней весьма тесные торговые и дипломатические отношения, использовала европейские достижения в науке, технике, культуре.

До определенной поры это было именно общением, о какой-то подражательности не было и речи. Россия развивалась вполне самостоятельно, усвоение западноевропейского опыта шло естественным путем, без крайностей, в рамках спокойного внимания к чужим достижениям.

Русь никогда не страдала болезнью национальной замкнутости. До середины 15 века происходил интенсивный обмен между русскими и греками, болгарами, сербами. У восточных и южных славян существовали единая литература, письменность, литературный (церковнославянский) язык, которым, кстати, пользовались также молдоване и валахи. Западноевропейское влияние проникало на Русь через своеобразный фильтр византийской культуры. Во второй половине 15 века в результате османской агрессии Византия пала, южные славяне потеряли свою государственную независимость и полноту религиозной свободы. Условия культурно обмена России с внешним миром существенно изменились.

Хозяйственная стабилизация в России, развитие товарно-денежных отношений, интенсивное складывание общероссийского рынка на протяжении 17 века - все это объективно требовало обращения к техническим достижениям Запада. Правительство Михаила Федоровича не делало проблемы из заимствования европейского технологического и экономического опыта.

Слишком свежи были в памяти людей события Смутного времени и роль в них иностранцев. Поиск экономических и политических решений, исходивших из реальных возможностей, был характерен для правительства Алексея Михайловича. Результаты этого поиска были вполне успешными в военном деле, дипломатии, строительстве государственных дорог и т.д.

Положение Московской Руси после Смуты было во многих отношениях лучше, чем ситуация в Европе. 17 век для Европы - это время кровопролитной Тридцатилетней войны, принесшей народам разорение, голод и вымирание (результатом войны, к примеру, в Германии стало сокращение численности населения с 10 до 4 млн. человек).

Из Голландии, германских княжеств, других стран шел поток переселенцев в Россию. Эмигрантов привлекал громадный земельный фонд. Жизнь российского населения в правление первых Романовых становилась размеренной и сравнительно упорядоченной, а богатства лесов, лугов и озер делали ее достаточно сытной. Тогдашняя Москва - златоглавая, с византийской пышностью, бойкой торговлей и веселыми праздниками - поражала воображение европейцев. Многие переселенцы добровольно переходили в православие, брали русские имена.

Часть эмигрантов не хотела рвать с привычками и обычаями. Немецкая слобода на реке Яузе под Москвой стала уголком Западной Европы в самом сердце Московии" Многие иноземные новинки - от театральных представлений до кулинарных блюд - вызывали интерес у московской знати. Некоторые влиятельные вельможи из царского окружения - Нарышкин, Матвеев - становились сторонниками распространения европейских обычаев, свои дома устраивали на заморский манер, носили западное платье, брили бороды. При этом Нарышкин, А.С. Матвеев, также как видные деятели 80-х годов 17 века Василий Голицын, Головин были людьми патриотичными и им было чуждо слепое поклонение всему западному и полное неприятие русской жизни, столь присущее таким ярым западникам начала века, как Лжедмитрий I, князьИ.А. Хворостинин, заявлявший: "В Москве народ глуп", а также Г. Котошихин - подьячий Посольского приказа, отказавшийся выполнить требования своего и бежавший в 1664 г. в Литву, а затем в Швецию. Там он и написал по заказу шведского правительства свое сочинение о России.

Такие государственные деятели, как начальник Посольского приказа А.Л. Ордин-Нащокини ближайший советник царя Алексея Ф.М. Ртищев, полагали, что на западный манер надо переделывать многое, но далеко не все.

Ордын-Нащокин, говоря, "Доброму не стыдно навыкать и со стороны чужих", стоял за сохранение русской самобытной культуры: "Наземное платье... не по нас, а наше не по них".

В России 17 век, по сравнению с предыдущим, отмечен и ростом грамотности среди различных слоев населения: среди помещиков грамотных было около 65 %, купечества - 96 %, посадских людей - около 40 %, крестьян - 15 %. Грамотности в значительной степени способствовал перевод книгопечатания с дорого пергамента на более дешевую бумагу. невиданным для тогдашней Европы тиражом в 2000 экземпляров было издано Соборное уложение. Печатались буквари, азбуки, грамматики и другая учебная литература. Сохранились и рукописные традиции. В Посольском приказе с 1621 г. составлялись "Куранты" - первая газета в виде рукописных сводок о событиях в мире. Рукописная литература продолжала преобладать в Сибири и на Севере.

Литература 17 века в значительной степени освобождается от религиозного содержания. Мы уже не встречаем в ней различного рода "хождений" в святые места, святых поучений, даже сочинений типа "Домостроя". В том случае, если отдельные авторы и начинали свое дело как сочинители религиозные, то все-таки большую часть их творчества представляла литература светского содержания. Так выписанные для перевода Библии с греческого языка на русский (попутно заметим, что такая потребность была вызвана тем, что древнерусские иерархи, поднимавшие спор из-за написания имени Иисус, из-за того, сколько раз произносить "аллилуйя" не имели вв своем распоряжении даже исправного текста Библии и на протяжении веков прекрасно без него обходились) из Киево-Печерской лавры монахи Е.Славинецкий и С.Сатановский не только справились со своей основной задачей, но и пошли гораздо дальше. По заказу московского царя они перевели "Книгу врачевскую анатомию", "Гражданство и обучение нравов детских", "О граде царском" - сборник всякой всячины, составленный из греческих и латинских писателей по всем отраслям тогдашнего круга знаний от богословия и философии до минералогии и медицины.

Были написаны сотни других сочинений. Стали выходить книги, содержащие различные научно-практические сведения. Шло накопление ественнонаучных знаний, выпускались пособия по математике, химии, астрономии, географии, медицине, сельскому хозяйству. Усилился интерес к истории: события начала века, утверждение во главе государства новой династии, требовали осмысления. Появились многочисленные исторические повести, где представленный материал служил извлечению уроков на будущее.

Наиболее известные исторические сочинения того периода "Сказание" Аврамия Палицына, "Временник" дьяка И. Тимофеева, "Словеса" кн.И.А. Хворостинина , "Повесть" кн. И.М. Катырева-Ростовского. Официальная версия событий Смуты содержится в "Новом летописце" 1630 г., написанном по заказу патриарха Филарета. В 1667 г. был издан первый печатный исторический труд "Синопсис" (т.е. обозрение), в котором излагалась история Руси с древнейших времен. Вышли "Степенная книга" - систематизированная история Московского государства, "Царственная книга" - одиннадцатитомная история иллюстрированная история мира, "Азбуковник" - своего рода энциклопедический словарь.

Немало новых тенденций проникло в литературу, появились вымышленные персонажи и сюжеты, стали распространяться сатирические сочинения на бытовые темы "Повесть о Шемякином суде", "Повесть о Ерше Ерошовиче", "Повесть о Горе-Злосчастии" и др. Герои этих повестей пытаются освободиться о религиозных догм, и в тоже время житейские мудрости "Домостроя" остаются непреодолимыми.

Народно-обличительное и одновременно автобиографическое представляет собой и творчество протопопа Аввакума. "Житие протопопа Аввакума им самим написанное" с подкупающей откровенностью рассказывает о мытарствах многострадального человека, посвятившего всю свою жизнь борьбе за идеалы православной веры,. Лидер раскола для своего времени был исключительно талантливым писателем. Язык его сочинений удивительно прост и в то же время выразителен и динамичен "Протопоп Аввакум, - напишет позже Л.Толстой, - ворвался в русскую литературу как буря".

В 1661 г. из Полоцка в Москву приезжает монах Самуил Петровский-Ситнианович. Он становится учителем царских детей, автором од во славу царской фамилии, оригинальных пьес на русском языке "Комедия притча о блудном сыне", "Царь Новохудоносор". Так Россия обрела своего первого поэта и драматурга Семеона Полоцкого.

Литература.

1.Таратоненков Г.Я. История России с древнейших времен до второй половины XIX века. М.1998 г.

2.Курс лекций по истории отечества. Под ред. проф. Б.В.Личмана,Екатеринбург: Урал.гос.тех. ун-т.1995

Подобные документы

    Отечественные историки о причинах и сущности смутного времени в России на рубеже XVI-XVII вв. Царь Борис Годунов. Правление Лжедмитрия I, Василия Шуского. Закрепощение русского крестьянства. Народные восстания, бунташный век. Сословие в России XVII в.

    презентация , добавлен 25.09.2013

    Социально-экономическое развитие города в XVII веке, его особенности и предпосылки. Культурное развитие Нижнего Новгорода в исследуемый период: архитектура и литература. Знаменитые Нижегородцы XVII века, их роль и значение в истории государства.

    реферат , добавлен 23.09.2014

    Двоеверие на Руси в X-XI веках как итог религиозной реформы князя Владимира. Первые древнерусские сборники энциклопедического характера. Выдающиеся русские подвижники-мыслители. Появление светских литераторов в XII в. Русское искусство в X-XVII веках.

    реферат , добавлен 21.01.2010

    Сибирь до заселения русскими первопроходцами: Е. Тимофеевич, И. Москвитин, В. Поярков, Е. Хабаров, С. Дежнев. Этнографические группы народов, населяющие Сибирь в XVII веке. Роль и значение вхождения территории Сибири в состав Русского государства.

    реферат , добавлен 27.12.2012

    Формирование и основные принципы образования в России в XVII веке. Состояние фольклора и литературы, их характеристика. Научные знания славян. Развитие деловой письменности, рукописные книги. Влияние Западноевропейских держав на образованность в России.

    курсовая работа , добавлен 27.05.2009

    Описание становления единого русского государства после погрома Батыя в XIII веке. Образование удельного Московского княжества и его последующее усиление. Религиозная деятельность и политическая роль Сергея Радонежского; обобщение русского народа.

    реферат , добавлен 10.11.2015

    Просвещение и наука. М.В. Ломоносов и русская наука. Русская литература и искусство. Охранительные идеи господствующего класса. Передовая общественная мысль в России. Формирование русского просветительства. Революционные взгляды.

    дипломная работа , добавлен 09.04.2003

    Русская культура в период становления централизованного государства с XIV по XVII века. Формирование культурно-хозяйственного центра вокруг Московского княжества (XIV-XV вв.). Архитектура и изобразительное искусство России второй половины XV – XVII веков.

    реферат , добавлен 29.04.2011

    Упадок России в XVII-м веке из-за нашествий монголо-татар, деспотизма Ивана Грозного и порожденных этими факторами недовольства и смуты. Правление царей династии Романовых, их вклад в развитие страны как почва для "гигантского прорыва" Петра Первого.

    презентация , добавлен 06.05.2011

    Исследование особенностей организации системы управления Сибири, её роли и места в развитии всей истории России. Выявление недостатков этой системы, сложившихся в XVII веке. Характеристика функций и полномочий органов центрального и местного управления.

Быт России в XVII веке

Заметные сдвиги во всех областях русской культуры мало влияли на общую культурную панораму страны.
Новые веяния в области быта коснулись лишь верхушки города – царского двора, бояр, богатых посадских людей. Постепенно европейская модель жизни проникала в материально обеспеченную русскую среду. Главной чертой этих новшеств была забота о комфорте. За столом появились приборы для еды и салфетки. В ход пошли скатерти и индивидуальная посуда. Для каждого члена семьи выделялась отдельная комната. Люди использовали индивидуальные предметы туалета. В богатых семьях встречалась посуда фаянсовая, оловянная и медная. В застолье обильно были представлены напитки - пиво, квас, меды на ягодах, привозные вина.
В больших каменных домах бояр Голицыных, Нарышкиных, Одоевских, Морозова и др. стены были покрыты дорогими обоями, тканями, кожей, коврами. В простенках висели зеркала и картины. В комнатах стояла красивая мебель. Люстры и множество свечей освещали помещения. Отдельные помещения выделялись под библиотеки.
Одежда хозяев и слуг таких домов была на западный манер, короткая и легкая, из дорогих тканей, украшенная золотым и серебряным шитьем и драгоценными камнями. Европейское платье должно было стать нормой для русского общества, но эта тенденция обрела свою силу не сразу, она должна была пробивать себе дорогу сквозь прочные устои вековых традиций народа. Тем не менее, общеевропейская мода, диктовавшаяся общепризнанным лидером - Парижем, в первой половине XVIII в. была уже принята привилегированными сословиями России.
Экипажи были легкие, на рессорах, со слугами на запятках. Концерты, различные развлечения, шахматы стали элементами быта богатых людей. В шахматной игре русские легко обыгрывали европейцев. Европеизировавшиеся люди делали прически, брили лицо, некоторые использовали парики.
Представители посадской верхушки жили скромнее (суконное платье, скромные мебель и посуда). Но в их среде также наблюдалось стремление к комфорту.
В XVII в. изменился царский быт. Охрана царя доходила до 2000 человек. Специальные слуги-спальники, конюшие, сокольничьи, каретные помогали ему в течение дня. Царские дворцы в XVII в. отличались большим великолепием. Появляются постоянные летние резиденции - Коломенское и Измайловское.
В помещениях появляются картины, часы, зеркала. Для приема гостей используются парадные залы. На пирах зачастую накрывались столы на несколько тысяч гостей. Главным развлечением царя были псовая и соколиная охота.
Хоромы дворян были копией царских покоев в миниатюре. Они состояли из комплекса деревянных и каменных сооружений. В центре находилась печь. В окна вставляли слюду, или рыбьи пузыри. Мебель делалась из резного дерева. Полы делали деревянные, часто покрывали их коврами. Посуда была золотой и серебряной. Стеклянная посуда была редкостью.

Быт горожан был более скромным. Подворье включало жилой дом и хозяйственные постройки. Основой мебели были столы, лавки, сундуки. Основным украшением считался красный угол с иконами. В XVII в. посадские жители стали возводить кирпичные дома, но такое жильё могли позволить себе лишь зажиточные горожане.
Крестьянский двор включал избу, хлев, сарай. Избы топились по черному, печи были редкостью. Для освещения применялась лучина. Из мебели были столы и лавки. Спали на печи и лежанках около нее. Посуда была деревянной и глиняной. Основой питания были зерновые культуры, рожь, просо, овес, пшеница, горох. Мясо готовили на большие праздники. На севере и в Центре собирали грибы и ягоды. Семья состояла не более чем из 10 человек. В брак вступали юноши с 15,а девушки с 12 лет. Браки могли заключаться до 3 раз. С XVII в. венчание в церкви стало обязательным. Одежда шилась из домотканного холста и шкур животных. Обувью служили лапти из лыка, или моршни из кожи.
Все новые явления быта были каплей в море старорусских обычаев. Миллионы людей жили в курных избах, с лучиной в общей комнате. Крестьянские и посадские семьи ели из общей миски деревянными ложками. Носили они одежду из домотканого холста или грубого сукна, летом лапти, зимой валенки, спали на лавках в общих комнатах. В редкие дни отдыха люди наслаждались ряженьем, занимались гаданьем, с удовольствием плясали и пели песни и частушки.
Новые веяния оставались элитарными. Они лишь подчеркивали огромную пропасть между жизнью широких народных масс (крестьян и посадских людей) и чрезвычайно узкого слоя тянувшихся к образованию и культуре представителей верхов общества. И все же храмы и дома стояли на виду, вход в церкви был открыт для всех прихожан. Это откладывало на облик сознания народа цивилизационную печать.
По сравнению с XVI веком XVII век имел хоть какие-то преобразования в быту. Ведь в XVI веке быт различных слоев народа менялся медленно. Жизнь на огромных просторах России оставалась традиционной, как многие века назад. Оставалась все та же длинная и тяжелая одежда. Те же курные избы, та же деревянная посуда, те же развлечения. Лишь в крупных городах происходили некоторые сдвиги. Кое-где появились слюдявые и стеклянные окна вместо прежних, затянутых бычьими пузырями.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

17 век - это бесконечная цепь волнений и бунтов, 17 век стал временем крупных перемен в культурной жизни России. Росла грамотность населения, печатались буквари, азбуки, другая учебная литература. Сохранялись и рукописные традиции. Стали выходить книги, содержащие различные научно-практические сведения. Стали распространяться сатирические сочинения, произведения философского плана. Новым явлением в литературе стало стихосложение.

3 слайд

Описание слайда:

Культура и быт русского народа в XVII веке испытали качественную трансформацию, выразившуюся в трех направлениях: обмирщение, проникновение западного влияния, мировоззренческий раскол. Первые два направления были связаны между собой, третья - была скорее их следствием. Обмирщение, и европеизация сопровождались движением общественного сознания к расколу. Недаром XVII век вошел в историческую литературу как "бунташный век": волнения и бунты прошли чередой с его начала до самого конца.

4 слайд

Описание слайда:

Крестьянский быт Прежде всего, крестьянский быт сопровождался тяжелой физической работой на своем земельном наделе и на отработке барщины на землях помещика. Крестьянская семья была многочисленной. Количество детей достигало 10 человек и все дети с малых лет приучались к крестьянской работе, чтобы скорее становиться помощниками отцу. Приветствовалось рождение сыновей, которые могли стать для главы семьи опорой. Девочки считались «отрезанным куском» так как в замужестве они становились членом семьи мужа.

5 слайд

Описание слайда:

Расторжение брака было весьма затруднительным. Уже в раннем средневековье развод ("распуст") разрешался лишь в исключительных случаях. При этом права супругов были неравны. Муж мог развестись с женой в случае ее измены, причем к измене приравнивалось общение с чужими людьми вне дома без разрешения супруга. В позднем средневековье (с 16 века) развод разрешался с условием пострижения в монахи одного из супругов.

6 слайд

Описание слайда:

Относительная замкнутость домашнего быта разнообразилась приемами гостей, а также праздничными церемониями, которые устраивались преимущественно во время церковных праздников. Один из главных крестных ходов устраивался на Крещение - 6 января ст. ст. В этот день патриарх освящал воду Москва - реки, а население города совершало обряд Иордани (омовения святой водой). По праздникам устраивались и уличные представления. Бродячие артисты, скоморохи, известны еще в Древней Руси. Кроме игры на гуслях, дудках, песен представления скоморохов включали акробатические номера, состязания с хищными животными. В скоморошью труппу входили обычно шарманщик, гаер (акробат), кукольник.

Быт, общественная жизнь и культура российского народа в XVII веке характеризовались весьма неопределенным вектором своего развития. В сознании людей старина смешалась с активным внедрением различных новшеств.

Старые жизненные уклады начали постепенно отходить, но новые еще не были окончательно приняты. В начале XVII века, когда государство окутывала смута, на культуру не влияла ни церковь, ни государственная власть.

Поэтому в этом периоде, впервые за всю историю русской культуры, замечаются попытки внедрения свободы слова и мнений. Русская общественность постепенно начинала вступать в Новое время. Основой искусства становилась личность человека, а не общество в целом.

Просвещение и наука в XVII веке

В XVII веке значительно возрастает процент грамотного населения. Начинает зарождаться деловая письменность. В обиход постепенно начали входить печатные книги, однако им еще не удается вытеснить рукописи.

Выпускаются первые печатные пособия по арифметике и грамматике, что позволяет увеличить количество грамотного населения среди низших слоев общества. В период противостояния старообрядческой и православной церкви, начальные школы начинают отходить от монастырского начала и приобретают светский характер.

Семьи бояр и купцов начинают нанимать для своих детей специально обученных учителей, иногда иностранцев, которые вели занятия на дому. Научные открытия также были весьма значительны. Медицинские знания, как и раньше, базировались на лечении травами, однако начинает зарождаться процесс обмена опыта с иностранными врачами.

Открываются первые учреждения для обучения врачей и фармацевтов. Значительное внимание в XVII веке уделялось развитию астрологии: русская общественность узнает об учениях Коперника и начинает на ее основе развивать собственные взгляды на гелиоцентрическую систему.

Литература в XVII веке

В первой половине XVII века для литературного процесса было характерным описание трагических событий Смутного времени.

Исторические думы были насквозь пропитаны патриотическими чувствами и призывами к борьбе с иностранными захватчиками – в них прославлялись герои, которые защищали Отчизну и простой русский народ, который поддавался тяжелым угнетениям, но все - таки смог выстоять в неравном сражении.

Также в литературе были распространены летописи, которые создавались преимущественно духовенством старообрядческой церкви. Ярким примером этому является «Житие протопопа Аввакума» - биографический рассказ автора о собственных житейских страданиях, спровоцированных расколом в церкви. В литературу также начинает входить новый жанр – реалистическая повесть, которая позже выступит базой для зарождения публицистики.

Архитектура и строительство в XVII веке

В XVII веке зодчества качнулись весьма значительные изменения. На замену деревянным зданиям приходят кирпичные и каменные. В храмовой архитектуре появляются элементы барокко, позже получившим название «московского нарышкинского барокко».

Вместе с церковными сооружениями, начинается активное строительство общественных зданий: полной реконструкции поддается здание Кремля, создаются огромные торговые помещения в крупных городах.

Искусство в XVII веке

В XVII веке в России начало активно развиваться театральное искусство. Так как церковными властями началось активное гонения скоморохов(они были признаны духовенством служителями сатаны), на смену им пришли первые организованные придворные театральные труппы.

Русский народ - представители восточнославянского этноса, коренные жители России (110 миллионов человек - 80% населения Российской Федерации), самая многочисленная этническая группа в Европе. Русская диаспора насчитывает около 30 миллионов человек и она сосредоточена в таких государствах как Украина, Казахстан, Белоруссия, в странах бывшего СССР, в США и странах ЕС. В результате проведенных социологических исследований было установлено, что 75% русского населения России - последователи православия, а существенная часть населения не причисляет себя к какой-то конкретной религии. Национальным языком русского народа является русский язык.

Каждая страна и его народ имеют свое значение в современном мире, очень важны понятия народной культуры и истории нации, их становление и развитие. Каждый народ и его культура уникальны по своему, колорит и неповторимость каждой народности не должны потеряться или раствориться в ассимиляции с другими народами, подрастающее поколение всегда должно помнить, кто они на самом деле. Для России, которая является многонациональной державой и домом для 190 народов, вопрос национальной культуры стоит довольно остро, вследствие того, что на протяжении последних лет особенно заметно её стирание и на фоне культур других национальностей.

Культура и быт русского народа

(Русский народный костюм )

Первые ассоциации, возникающие с понятием «русский человек», это конечно широта души и сила духа. А ведь национальную культуру формируют люди, именно эти черты характера имеют огромное влияние на её становление и развитие.

Одной из отличительных черт русского народа всегда была и есть простота, в прежние времена славянские дома и имущество очень часто подвергались разграблению и полному уничтожению, отсюда и идет упрощенное отношение к вопросам быта. И конечно эти испытания, выпавшие на долю многострадального русского народа, только закалили его характер, сделали сильнее и научили с гордо поднятой головой выходить из любых жизненных ситуаций.

Еще одной из черт, превалирующей в характере русского этноса, можно назвать доброту. Всему миру хорошо известно понятие русской гостеприимности, когда «и накормят, и напоят, и спать уложат». Уникальное сочетание таких качеств как сердечность, милосердие, сострадание, великодушие, терпимость и опять же простота, очень редко встречающиеся у других народов мира, все это в полной мере проявляется в той самой широте русской души.

Трудолюбие - еще одна из главных черт русского характера, хотя многие историки в исследовании русской народности отмечают, как её любовь к труду и огромный потенциал, так и её лень, а также полную безынициативность (вспомните Обломова в романе Гончарова). Но все таки работоспособность и выносливость русских людей это неоспоримый факт, против которого трудно возразить. И как бы ученые всего мира не хотели понять «загадочную русскую душу», вряд ли это под силу любому из них, ведь она настолько уникальна и многогранна, что её «изюминка» навсегда останется секретом для всех.

Традиции и обычаи русского народа

(Русская трапеза )

Народные традиции и обычаи представляют собой уникальную связь, эдакий «мост времен», связывающий далеко прошлое с настоящим. Некоторые из них уходят своими корнями в языческое прошлое русского народа, еще до крещения Руси, понемногу их сакральное значение было утеряно и позабыто, но основные моменты сохранились и соблюдаются до сих пор. В селах и поселках русские традиции и обычаи чтят и помнят в большей степени, чем в городах, что связано с более обособленным образом жизни городских жителей.

Большое количество обрядов и традиций связано с семейной жизнью (это и сватовство, и свадебные торжества, и крещенье детей). Проведение старинных обрядов и ритуалов гарантировало в будущем успешную и счастливую жизнь, здоровье потомков и общее благополучие семьи.

(Раскрашенный снимок русской семьи начала XX века )

Издавна славянские семьи отличались большим количеством членов семьи (до 20 человек), взрослые дети, уже поженившись, оставались жить в родном доме, главой семейства был отец или старший брат, их все должны были слушаться и беспрекословно выполнять все их наказы. Обычно свадебные торжества проводились либо осенью, после уборки урожая, либо зимой после праздника Крещенья (19 января). Затем очень удачным временем для свадьбы стала считаться первая неделя после Пасхи, так называемая «Красная горка». Самой свадьбе предшествовал обряд сватовства, когда к семье невесты приезжали родители жениха вместе к его крестными, если родители соглашались отдать дочь замуж, далее проводились смотрины (знакомство будущих молодоженов), потом шел обряд сговора и рукобитья (родители решали вопросы приданного и дате проведения свадебных гуляний).

Обряд крещения на Руси тоже был интересен и уникален, ребенок должен был креститься сразу после рождения, для этого выбирались крестные родители, которые всю жизнь будут в ответе за жизнь и благополучие крестника. В годик малыша садили на изнанку овечьего тулупа и стригли его, выстригая на темечке крест, с таким смыслом, что нечистые силы не смогут проникнуть к нему голову, и не будут иметь над ним власти. Каждый Сочельник (6 января) немного подросший крестник должен приносить крестным родителям кутью (кашу из пшеницы с медом и маком), а те в свою очередь должны одарить его сладостями.

Традиционные праздники русского народа

Россия является действительно уникальным государством, где наравне с высокоразвитой культурой современного мира бережно чтят старинные традиции своих дедов и прадедов, уходящие вглубь веков и хранящие память не только православных обетов и канонов, а еще и древнейших языческих обрядов и таинств. И по сегодняшний день отмечаются языческие праздники, народ прислушивается к приметам и вековым традициям, помнит и рассказывает своим детям и внукам старинные предания и легенды.

Основные народные праздники:

  • Рождество 7 января
  • Святки 6 - 9 января
  • Крещение 19 января
  • Масленица с 20 по 26 февраля
  • Прощёное воскресенье (перед наступлением Великого поста )
  • Вербное воскресенье (в воскресенье, предшествующее Пасхе )
  • Пасха (первое воскресенье после полнолуния, наступающего не ранее дня условного весеннего равноденствия 21 марта )
  • Красная горка (первое воскресенье после Пасхи )
  • Троица (в воскресенье в день Пятидесятницы - 50-й день после Пасхи )
  • Иван Купала 7 июля
  • День Петра и Февронии 8 июля
  • Ильин день 2 августа
  • Медовый Спас 14 августа
  • Яблочный Спас 19 августа
  • Третий (Хлебный) Спас 29 августа
  • Покров день 14 октября

Существует поверье, что в ночь на Ивана Купала (с 6 на 7 июля) один раз в году в лесу расцветает цветок папоротника, и тот, кто его найдет, обретет несметные богатства. Вечером около рек и озер разжигают большие костры, люди одетые в праздничные древнерусские одеяния водят хороводы, поют ритуальные песнопения, прыгаю через костер, и пускают венки по течению, в надежде найти свою вторую половинку.

Масленица - традиционный праздник русского народа, отмечаемый в течение недели пред Великим Постом. Очень давно масленица была скорее не праздником, а обрядом, когда чтилась память ушедших предков, задабривая их блинами, просили у них плодородного года, а сжиганием соломенного чучела проводили зиму. Прошло время, и русский народ, жаждущий веселья и положительных эмоций в холодное и унылое время года, превратил грустный праздник в более веселое и разудалое торжество, которое стало символизировать радость скорого окончания зимы и прихода долгожданного тепла. Смысл изменился, а традиция печь блины осталась, появились захватывающие зимние развлечения: катания с горок на санках и в конных упряжках, сжигалось соломенное чучело Зимы, всю масленичную неделю родственник ходили на блины то к тещ, то к золовке, везде царила атмосфера праздник и веселья, на улицах проводились различные театральные и кукольные представления с участием Петрушки и других фольклорных персонажей. Одним из весьма колоритных и опасных развлечений на Масленицу было проведение кулачных боев, в них участвовало мужское население, для которых было честью принимать участие в своеобразном «ратном деле», проверяющем их на мужество, смелость и ловкость.

Особо почитаемыми христианскими праздниками среди русского народа считаются Рождество и Пасха.

Рождество Христово - не только светлый праздник православия, также он символизирует возрождение и возращение к жизни, традиции и обычаи этого праздника, наполненные добротой и человечностью, высокими нравственными идеалами и торжеством духа над мирскими заботами, в современном мире заново открываются обществу и переосмысливаются им. День перед Рождеством (6 января) носит название Сочельник, потому что главным блюдом праздничного стола, который должен состоять из 12 блюд, является специальная каша «сочиво», состоящая из вареной крупы политой медом, посыпанной маком и орехами. Садиться за стол можно только после появления в небе первой звезды, Рождество (7 января) - семейный праздник, кода все собирались за одним столом, ели праздничное угощение и дарили друг другу подарки. 12 дней после праздника (до 19 января) называются святки, раньше в это время девушки на Руси проводили различные посиделки с гаданьями и обрядами на привлечение женихов.

Светлая Пасха издавна считалась на Руси великим праздником, который ассоциировался у людей с днем общего равенства, прощения и милосердия. Накануне пасхальных торжеств обычно русские женщины пекут куличи (праздничный сдобный пасхальный хлеб) и пасхи, убирают и украшают свои жилища, молодежь и дети раскрашивают яйца, которые по древнему преданию символизируют капли крови Иисуса Христа, распятого на кресте. В день Святой Пасхи нарядно одетые люди, встречаясь, говорят «Христос Воскресе!», отвечают «Воистину воскресе!», затем следует троекратный поцелуй и обмен праздничными пасхальными яйцами.