Г сенкевич биография. Краткая биография генрика сенкевича. Романы Генрика Сенкевича

Годы жизни: с 05.05.1846 по 15.11.1916

Польский писатель, прозаик, журналист. Классик польской литературы. Лауреат Нобелевской премии по литературе. Известность получил своими историческими романами, действие которых происходит в Польше и Римской империи эпохи ранних христиан.

Генрик Адам Александр Пий Сенкевич родился в польском городке Окжейска (сейчас территория Литвы). Его отец, Йозеф Сенкевич был владельцем нескольких небольших имений. Его мать происходила из знатной образованной семьи. Когда Сенкевич достиг школьного возраста, экономические трудности вынудили его семью продать имения и переехать в Варшаву, где Генрик заинтересовался польской историей и литературой и начал писать прозу и стихи. После окончания гимназии (1866) Сенкевич поступил в Варшавский университет на факультет медицины, однако затем поменял специальность и перевелся на историко-филологический факультет. Во время обучения Сенкевич начинает заниматься литературой.Закончить обучение Сенкевичу не удалось, его семья вконец обеднела и в 1871 г., писатель был вынужден был уйти из университета, не сдав экзамены и не получив диплома. В следующем году вышел написанный в студенческие годы роман С. «Напрасно» ("Namarne"). В это же время Сенкевич становится журналистом, пишет статьи сразу для нескольких польских периодических изданий, едет представителем этих газет в Вену и Париж, а также в Остенд. В 1876 г. Сенкевич совершает поездку по США с целью основания польской общины в Калифорнии. Сенкевич проводит в Калифорнии больше года, и, хотя создать польскую колонию не удается, его американские репортажи, публиковавшиеся в польской печати с 1876 по 1878 г., а затем изданные отдельной книгой «Письма с дороги» ("Listy z podrozy do Ameryki"), имели большой успех.Вернувшись в Европу в 1878 г., Сенкевич путешествует по Франции и Италии, выступает с лекциями, пишет репортажи и навеянные впечатлениями об Америке новеллы, печатавшиеся в варшавских периодических изданиях. В Италии в 1879 г. он познакомился с Марией Шеткевич, полькой, которая через два года стала его женой (скончалась в 1885 г.). После возвращения в конце 1879 г. в Варшаву Сенкевич становится редактором новой ежедневной газеты и начинает уделять внимание более масштабным беллетристическим произведениям.В 1884 г. выходит роман «Огнем и мечом» ("Ogniem i mieczem"), который приносит писателю широкую известность, еще более увеличившуюся после выхода романов «Потоп» ("Potop", 1886) и «Пан Володыевский» ("Pan Wolodyjowski", 1888). Сенкевич много путешествовал, многократно меняя место жительства (Австрия, Англия, Италия, Литва, Франция, Швейцария, в 1886 году - Румыния, Болгария, Турция, Греция, в 1891 - Египет и Занзибар, и проч.). В конце 1894 г. Сенкевич женился на почитательнице его таланта, юной Марии Романовской, однако брак скоро распался. Вскоре после этого события Сенкевич начинает работу над своим самым известным произведением: романом «Камо грядеши» ("Quo Vadis", 1896) – о гонениях на христиан во времена императора Нерона. Роман был восторженно встречен польской и зарубежной критикой; о нем говорил глава римской католической церкви папа Лев XIII.У себя на родине Сенкевич был настолько популярен, что в 1900 г. в связи с 50-летием писателя по подписке ему была собрана достаточная сумма денег для приобретения небольшого имения Облегурек неподалеку от Кельце. Вскоре после этого Сенкевич женился на Марии Бабской, своей кузине, а в 1905 г. завершил роман «На поле славы» ("Na polu chwaly") продолжение своей первой исторической трилогии.В 1905 г. Сенкевич был удостоен Нобелевской премии по литературе «за выдающиеся заслуги в области эпоса». В 1909-1910 годах Сенкевич пишет роман о событиях русской революции 1905-1907 - «Омут». Последнее произведение писателя, роман «Легионы» (1913-1914) остался незаконченным. В начале первой мировой войны Сенкевич покидает Облегурек и переезжает в нейтральную Швейцарию, где работает, несмотря на сильный склероз, в польском Красном Кресте. Он скончался в Веве в 1916 г., а через восемь лет его тело было перевезено в Польшу, прах писателя погребён в крипте кафедрального собора Св. Яна.

После трилогии «Огнём и мечом», «Потоп», «Пан Володыёвский» Сенкевич стал польским писателем с самыми высокими заработками (за право издания трилогии в течение 20 лет получил от издателя 70 тысяч рублей).

Творчество Генрика Сенкевича высоко ценил Л.Н. Толстой. Писатели даже вели переписку.

Название «Камо грядеши» (Куда идешь) связано с эпизодом из жизни св. Петра. Спасаясь от гонений императора Нерона на христиан, Петр ночью тайком покинул Рим. За городской стеной ему явился Христос. Петр спроси его: «Quo Vadis, Domine?»(Камо грядеши, Господи?) Христос ответил: «В Рим, чтобы вновь быть распятым». В это мгновение Христос вознесся на небо, а Петр, воспринимая его слова как знак своей мученической смерти за веру, возвратился в Рим, где его распяли на кресте.

Г. Сенкевич изображен на польской банкноте 500 000 злотых 1990 года.

Награды писателя

Библиография

Старый слуга (1875)
Ганя (1876)
Селим Мирза (1876)
Наброски углём (1877)
Янко-музыкант (1879)
Из дневника познанского учителя (1879)
За хлебом (1880)
Бартек-Победитель (1882)

Quo vadis (1951) реж. М. Лерой
Ребенок по имени Иисус (1985) реж. Ф. Росси

Наиболее известные польские экранизации:
Крестоносцы (1960) реж. А. Форд
Пан Володыёвский (1969) реж. Е. Гофман
Потоп (1974) реж. Е. Гофман
Огнём и мечом (1999) реж. Е. Гофман
Quo vadis (2001) реж. Е. Кавалерович

Польский романист Генрик Адам Александр Пий Сенкевич родился в польском городке Окжейска, ныне находящемся на территории Литвы, в литовско-польской семье, получившей дворянство в 1775 г. Его отец, Йозеф Сенкевич, участвовавший в польском восстании 1831 г.


Был владельцем нескольких небольших имений. Его мать, Стефания (урожденная Чецишовска), происходила из знатной образованной семьи. Детские годы писателя прошли в сельской местности, однако, когда он достиг школьного возраста, экономические потрясения вынудили его семью, в которой были еще старший брат и четыре сестры, продать имения и переехать в Варшаву, где Генрик заинтересовался польской историей и литературой и начал писать прозу и стихи.

В целом ученик довольно посредственный, он преуспел в польском языке и литературе. Особенно большое впечатление произвели на него романы Вальтера Скотта и Александра Дюма, под влиянием которых юноша написал роман «Жертвоприношение» ("Ofiara"), рукопись которого не сохранилась.

Пробыв недолгое время домашним учителем в имении одной знатной польской семьи, С. поступил в 1866 г. в Варшавский университет. Вначале он изучал право и медицину, а затем, поменяв специальность, историю и литературу.

В 60-е годы XIX в. в Польше проходили массовые политические выступления. Восстание 1863 г. против царского самодержавия закончилось поражением польских патриотов, и царское правительство усилило политику русификации польской культуры (преподавание в Варшавском университете должно было вестись исключительно на русском языке), а также экономической зависимости Польши от России. Польская интеллигенция в ответ на это организовала нелегальное национально-патриотическое движение, ставившее своей целью противодействовать политике русификации. Новое, влиятельное направление в польской литературе отстаивало приоритет реалистических произведений на современные темы, а не героических романов, прославляющих польскую историю. Хотя все эти события не оказали непосредственного влияния на С., без них все попытки писателя пробудить в читателе национальное самосознание были бы невозможны.

В 1871 г., вконец обеднев, С. вынужден был уйти из университета, не сдав экзамены и не получив диплома. В следующем году выходит написанный в студенческие годы роман С. «Напрасно» ("Namarne"), который, несмотря на недостатки, получил положительный отзыв Юзефа Игнация Крашевского, ведущего польского писателя того времени. В это же время С. становится журналистом, пишет статьи сразу для нескольких польских периодических изданий, едет представителем этих газет в Вену и Париж, а также в Остенд. К 1875 г. журналистский талант С. становится общепризнанным в кругах польской интеллигенции. В следующем году он совершает поездку по США с целью основания польской общины в Калифорнии, где польские эмигранты, не подвергаясь репрессиям, могли бы свободно жить и работать; варшавская «Газета Польска» ("Gazeta Polska") согласилась оплатить писателю дорогу в обмен на серию статей о Соединенных Штатах. С. проводит в Калифорнии больше года, и, хотя создать польскую колонию не удается, его американские репортажи, публиковавшиеся в польской печати с 1876 по 1878 г., а затем изданные отдельной книгой «Письма с дороги» ("Listy z podrozy do Ameryki"), имели большой успех.

Вернувшись в Европу в 1878 г., С. путешествует по Франции и Италии, выступает с лекциями, пишет репортажи и навеянные впечатлениями об Америке новеллы, печатавшиеся в варшавских периодических изданиях и упрочившие его репутацию мастера психологического очерка. В Италии в 1879 г. он познакомился с Марией Шеткевич, полькой, которая через два года стала его женой. После возвращения в конце 1879 г. в Варшаву С. становится редактором новой ежедневной газеты и начинает уделять внимание более масштабным беллетристическим произведениям.

В 1884 г. выходит роман С. «Огнем и мечом» ("Ogniem i mieczem"), в котором показана борьба Польши с восставшей в XVII в. Украиной. Хотя радикалы и критиковали писателя за увлечение далеким прошлым, большинство читателей высоко оценило это произведение за колоритность и правдоподобие и ставило С. в один ряд с лучшими писателями Польши. Романы «Потоп» ("Potop", 1886) и «Пан Володыевский» ("Pan Wolodyjowski", 1888) вместе с романом «Огнем и мечом» составили трилогию, упрочив авторитет писателя – мастера исторического романа. Для воссоздания атмосферы эпохи С. всесторонне изучал источники по истории XVII в., консультировался с историками, выезжал на места, где разворачивались описываемые им события. В 1897 г. английский критик Эдмунд Госсе отметил, что от этой трилогии «в целом остается впечатление... книги скорее сильной и масштабной, чем утонченной и проницательной. Трилогия пронизана щемящим чувством меланхолии... В этой грандиозной великолепной вещи есть сдержанность, есть чувство, которое следует отличать от чувствительности».

В 1882 г. у Марии Сенкевич родился сын, Генрик Йозеф, а через год – дочь Ядвига. После рождения второго ребенка здоровье Марии ухудшилось, и в 1885 г. она скончалась от туберкулеза.

В эти годы С. много путешествовал. В 1891 г. он совершает поездку в Египет, в Центральную Африку. Однако действие его следующих книг «Без догмата» ("Bez dogmatu", 1891), «Семья Поланецких» ("Rodzina Polanieckich", 1895) происходит в Польше конца века, и написаны они в психологическом ключе ранних новелл. В конце 1894 г. С. женился на почитательнице его таланта, юной Марии Романовской, однако брак скоро распался.

Вскоре после этого события С. задумывает два широкомасштабных исторических романа: «Камо грядеши» ("Quo Vadis", 1896) – о гонениях на христиан во времена императора Нерона, и «Крестоносцы» ("Krzysacy", 1900) эпопею из истории борьбы поляков с Тевтонским орденом на рубеже XIV – XV вв. (в США этот роман переведен под названием «Тевтонские рыцари»). Работая над романом «Камо грядеши». С., как всегда, скрупулезно собирает материал; посещает те районы Италии, которые стали ареной знаменитых исторических событий. В результате, как писал в 1924 г. критик Роман Дибоски, роман отличается «грандиозной исторической панорамой, богатством красок и подробностей, созидательной энергией, давшей жизнь многочисленным римлянам и христианам». К 1916 г, году смерти С., «Камо грядеши», один из популярнейших романов своего времени, был распродан только в США в количестве 1,5 млн. экземпляров По книге было снято сразу два фильма французский и итальянский. Роман был восторженно встречен польской и зарубежной критикой; о нем говорил глава римской католической церкви папа Лев XIII.

У себя на родине С. был настолько популярен, что в 1900 г. в связи с 50-летием писателя по подписке ему была собрана достаточная сумма денег для приобретения небольшого имения Облегурек неподалеку от Кельце. По случаю юбилея писателя проводился ряд мероприятий, печатались многочисленные хвалебные статьи, причем не только в Польше, но и в России. Вскоре после этого С. женился на Марии Бабской, своей кузине, а в 1905 г. завершил роман «На поле славы» ("Na polu chwaly") продолжение своей первой исторической трилогии.

В 1905 г. С. был удостоен Нобелевской премии по литературе «за выдающиеся заслуги в области эпоса» В приветственной речи С.Д. Вирсен, член Шведской академии, назвал С. одним из «редкостных гениев, которые воплощают в себе дух нации... Творчество С. необъятно и в то же время тщательно продумано. Что же касается его эпического стиля, то он отличается художественным совершенством». В ответном слове С. отметил, что «каждая нация представлена своими поэтами и писателями... Следовательно, Нобелевская премия – высокая честь не только для автора, но и для народа, сыном которого он является. Не раз говорилось, что Польша мертва, измучена, порабощена, но сегодня мы получили доказательство ее жизнеспособности и триумфа».

В начале первой мировой войны С. покидает Облегурек и переезжает в нейтральную Швейцарию, где работает, несмотря на сильный склероз, в польском Красном Кресте. Он скончался в Веве в 1916 г., а через восемь лет его тело было перевезено в Польшу.

При жизни С. получал высокие оценки критиков различных стран. В книге «Очерки о современных романистах» ("Essays on Modern Novelists", 1910) американский критик Уильям Лайонз Фелпс назвал его «одним из величайших современных мастеров реалистического романа...». И хотя в настоящее время за пределами Польши широко известен разве что роман С. «Камо грядеши», писатель все равно является классиком польской литературы. «Место С. в истории польской словесности незыблемо, писал в 1968 г. польский исследователь Мечислав Гергелевич, он не открыл новых средств выражения, однако искусно совместил традиционные приемы, которыми владел виртуозно».

Генрик Сенкевич (полное имя - Генрик Адам Александр Пий Сенкевич) родился на Подляшье, в имении Воля-Окшейска неподалеку от Лукова, 5 мая 1846 г. Польский писатель, лауреат Нобелевской премии был потомком древнего шляхетского небогатого рода, почитавшего военные традиции.

В 1863 г. родители перебрались в Варшаву, и Генрик стал учащимся местной гимназии, после которой в 1867 г. поступил в Главную школу (в 1869 г. была преобразована в Императорский университет). Мать хотела, чтобы он стал врачом, но уже спустя год с более «перспективного» медицинского факультета Генрик перешел на историко-филологический, т.к. имел склонность к литературе. Студенчество было непростой поройв биографии Сенкевича: ему приходилось подрабатывать гувернером, репетитором, т.к. материальное положение оставляло желать лучшего. К этому же периоду относится начало его литературно-критической деятельности.

Генрик не сдал итоговый экзамен по греческому языку и перестал заниматься в университете в 1871 г. Источником заработка для него было сотрудничество с местной газетой. Дебют в печати относится к 1869 г., когда его работы впервые опубликовал журнал «Еженедельное обозрение». В 1872 г. увидела свет его первая повесть «Напрасно», повествующая о неудавшемся польском восстании 1863 г.

С 1873 г. Генрик Сенкевич постоянно работает в «Газете польской» в качестве фельетониста, а со следующего года становится сотрудником еженедельника «Нива», возглавляя литературный отдел. Написанные в начале 70-х гг. рассказы, а также опубликованная в 1876 г. повесть «Ганя» свидетельствуют о том, что их автор испытывает явную симпатию к ушедшей эпохе благородных рыцарей и прекрасных дам.

На протяжении 1876-1879 гг. Генрик Сенкевич путешествовал по европейским странам и США. Во время странствий он знакомился с простыми людьми, а свои впечатления изложил в очерках и рассказах цикла «Письма с дороги», публикуемых в 1876-1878 гг. В 1881 г. Сенкевич женился, а в 1885 г. его супруга Мария Шеткевич умерла от туберкулеза, оставив сиротами двоих детей. На деньги неизвестного мецената Г. Сенкевич организовал фонд, названный в честь жены, который платил стипендии людям искусства, страдающим от такой же болезни. После этого в его жизни было еще два брака.

Вернувшись в Европу, Сенкевич какое-то время проживал во французской столице, в 1879 г. посетил Львов, Венецию, Рим, и с того времени его биография была связана с многочисленными путешествиями и сменой места проживания. Так, ему удалось побывать в Англии, Австрии, Литве, Италии, Швейцарии, Франции, Болгарии, Румынии, Греции, Турции, Занзибаре, Египте и в других странах. В 1802 г. Сенкевич возглавил газету консервативного направления «Слово». В этот период его творчества прослеживается огромная любовь к родине, гордость за нее, исторический оптимизм, которые можно увидеть в романах «Огнем и мечом» (1883-1884), «Потоп» (1884-1886), «Пан Володыевский» (1887-1888).

Его талант как автора исторических романов наиболее ярко раскрылся в эпопее «Камо грядеши» (1894-1896), рассказывающей о противостоянии первых христиан и императора Нерона. В 1905 г. за нее Сенкевичу была вручена Нобелевская премия по литературе. Последним из крупных произведений стал роман, который он писал на протяжении 1897-1900 гг. - «Крестоносцы». В 1900 г. в честь 25-летнего юбилея творческой деятельности Сенкевич стал обладателем подаренного ему от имени общественности имения Обленогорек, находившегося в Келецком повете. Позднее здесь будет создан музей.

Когда началась Первая мировая война, Генрик Сенкевич уехал в Швейцарию. Был главой комитета, помогающего жертвам войны в Польше. В этой стране, в городе Веве, его настигла смерть. Случилось это 15 ноября 1916 г.; прах был похоронен в одном из городских католических храмов, а в 1924 г. его перезахоронили в кафедральном соборе св. Иоанна Крестителя в Варшаве.

В ранних повестях и рассказах наблюдается интерес к трем темам: угасание патриархального быта («Старый слуга», 1875; «Ганя», 1876), судьбы крестьянства («Наброски углём», 1877, «Янко-музыкант», 1879 и др.; например в рассказе «Za chelebem» («За хлебом»), 1880, описывается полное невзгод путешествие крестьянской семьи в Америку).

Ранние работы писателя характеризуют его как позитивиста, но, в отличие от других польских позитивистов, он был также и консерватором .

Его «Latarnik» («Фонарщик на маяке», 1881) считается [кем? ] одним из лучших рассказов в польской литературе [ ] . В рассказах 1882 года «Bartek Zwycięzca» («Бартек-победитель», 1882) и «Sachem» («Сахем», 1889) проводится параллель между трагическими судьбами главных героев и жизнью поляков под гнетом оккупации.

Автор исторической трилогии «Огнём и мечом » (1883-1884), «Потоп » (1884-1886), «Пан Володыёвский » (1887-1888). Все эти романы были встречены читателями с восторгом и сегодня считаются классикой польской литературы. В первом романе отображается борьба шляхетской Речи Посполитой с казаками Хмельницкого . Во второй части трилогии воссоздаётся картина освободительной войны поляков со шведской интервенцией -1656 годов . В третьем романе поэтизируются ратные подвиги польских рыцарей в период турецкого нашествия ( -).

В психологическом романе «Без догмата» (1889-1890) изображён тип декадента-аристократа. В нём Сенкевич экспериментирует с самоанализом, выбирая для романа форму дневника, а сам роман при этом носит и натуралистические черты.

В романе «Семья Поланецких» (1893-1894) с идеализацией дельца из шляхты контрастирует сатирическое изображение светского общества.

Роман «Омут» (1909-1910) повествует о событиях русской революции 1905-1907 .

В 1910-1911 годах написал приключенческую повесть для детей «В дебрях Африки ». Роман об участии поляков в наполеоновских войнах «Легионы» (1913-1914) остался незаконченным.

К 170-летию со дня рождения Генрика Сенкевича

«Особо ценная награда для сына польского народа» , – такими словами в своей ответной речи Нобелевскому комитету по литературе отозвался писатель, получивший премию в 1905 году. «За выдающиеся заслуги в области эпоса», такова формулировка Нобелевского комитета, вручившего премию Генрику Сенкевичу. Такая высокая награда была для писателя подтверждением того, что «весь мир стал свидетелем признания достижений Польши и ее гения» , – страны, которой в тот момент даже не было на карте.


Получению Нобелевской премии предшествовал выход романа « Quo Vadis » , который стал, пожалуй, самым известным романом Генрика Сенкевича. Изначально роман печатался на страницах газет, на этот процесс ушел почти год, и только в 1896 году роман вышел отдельным изданием. С самого начала выхода романа в свет, его шествие было триумфальным. Гигантские тиражи, множество переводов на различные языки мира (роман вышел даже на идише, латыни и на эсперанто), несколько экранизаций и театральных постановок. Все это говорило о безоговорочном признании романа читательской публикой, хотя литературные критики не были столь благодушными.

Но к этому времени Генрик Сенкевич был уже сложившимся и достаточно прославленным писателем.

Генрик Адам Александр Пий Сенкевич родился 5 мая 1846 года в имении Воля-Окшейска на территории Польши, в то время входившей в состав Российской империи. Воспитывался он в небогатой шляхетской семье, где наряду с устоями сословно-религиозной морали свято чтились военно-патриотические традиции. Свое писательское пристрастие к рыцарству Сенкевич позже объяснял культом семейных традиций. Его дед, инсургент времен Костюшки, служил в легионах Домбровского. Отец, Юзеф Сенкевич, в юности участвовал в патриотических битвах 1830 года. Старший брат Казимеж эмигрировал после восстания 1863 года и погиб под Орлеаном, сражаясь за честь Франции во франко-прусской войне. Так же в роду Генрика была известная поэтесса Мария Лущевская и знаменитый историк Иоахим Лелевель. И вообще, в его воспитании был сделан упор на сохранение национальной самобытности и воспевание культурных традиций польского народа.

В детские годы Генрик часто гостил в имении бабушки в деревне, где познакомился с деревенским диалектом, который позже использовал в некоторых произведениях. Здесь же, мальчик пристрастился к чтению, пользуясь богатой домашней библиотекой. Предпочтение отдавал чтению исторических романов.

В 1858 году семья будущего писателя переехала в Варшаву, где он начал посещать гимназию. Обучение было продолжено в Варшавском университете, с 1866 по 1870 год. Вначале Сенкевич учился на медицинском факультете, который скоро сменил на историко-филологический. Однако университет Генрик Сенкевич так и не окончил, виной тому было сложное финансовое положение семьи.

Не имея возможности продолжать обучение в университете, Генрик Сенкевич отдается журналистской и литературной деятельности. В 1872 году он публикует повесть «Напрасно», написанную еще в студенческие годы. В это же время Сенкевич работает журналистом и пишет статьи для разных газет, а чуть позже отправляется в заграничные командировки уже как представитель этих издательств. Так в последующие годы Сенкевич путешествует по Европе и Америке. Почти два года (с 1876 по 1878) он проводит в Северной Америке, колеся по ее дорогам, и пишет репортажи для польской прессы, рассказывая об американском образе и стиле жизни. Так появляются его американские репортажи, хроники событий и «Письма с дороги», которые пользуются большим успехом не только на родине писателя, но и в Америке.

Многочисленные статьи, фельетоны-хроники, рассказы – так постепенно журналистский и писательский талант Генрика Сенкевича становится общепризнанным. Выходят его ранние произведения: «Старый слуга» (1875), «Ганя» (1876), «Селим Мирза» (1877), составившие во многом автобиографическую «маленькую трилогию». Также писатель выпускает несколько произведений о жизни поляков-эмигрантов: «За хлебом» (1880), «На маяке» (1881), «Встреча в Марипозе» (1882). Первое произведение в историческом жанре вышло в 1880 году – это была повесть «Татарская неволя». Дар повествователя быстро делает Сенкевича популярным писателем, его имя становится известным не только в Польше, но и за рубежом. Но подлинный талант проявляется именно в большой исторической прозе.


Историческая трилогия Сенкевича – «Огнем и мечом» (1884), «Потоп» (1886) и «Пан Володыёвский» (1888) – литературное событие, которое сделало автора национальным достоянием. Как только первые главы романа в 1885 году появились на страницах газеты «Слово», он сразу же стал событием. Жизнь многих поляков теперь была подчинена ожиданию и беспокойству. По свидетельству современника можно увидеть, что люди ждали с нетерпением выхода каждого номера газеты, в которой печатались фрагменты романа и читали отрывки вслух прямо на почте, и только потом расходились по своим делам. Роман был настолько популярен, что читатели пытались влиять на ход событий, обращаясь с просьбами к писателю – «продлить» жизнь любимым героям. А когда один из героев все же погиб, то в стране временно наступил траур, а в костелах служили молебны об упокоении его души. Этого героя звали Лонгинус Подбипятка, а погиб он от рук татар под Збаражем, об этом можно прочитать в первой части трилогии – романе «Огнем и мечом».

В своей трилогии Сенкевич описал Польско-Литовское государство 17 века: «Огнем и мечом» – роман о борьбе шляхетской Речи Посполитой с Украиной времен Богдана Хмельницкого; «Потоп» – повествование о войне поляков со шведской интервенцией в 1655-1656 годах; «Пан Володыёвский» – изображение ратных подвигов польских рыцарей при турецком нашествии в 1672-1673 годах.

«Трилогия» Генрика Сенкевича была написана в сложную для поляков эпоху. Некогда один из самых ярких и влиятельных народов Европы оказался лишен своего государства, польский язык и культура были вне закона. Именно в этот сложный период у угнетенной Польши была велика потребность в героическом слове, на которую и откликнулся Генрик Сенкевич. «Поддержание духа» – основополагающая идея авторского замысла, о чем он и сообщил в эпилоге к последней части трилогии.

Как и полагается в историческом романе, автор заполнил его страницы множеством персонажей – как существовавших на самом деле, так и вымышленных. В центре повествования – яркая четверка героев, которая не уступала по своим подвигам мушкетерам Дюма. Это Ян Скшетуский, Анджей Кмициц, Онуфрий Заглоба и Ежи Володыёвский. Подвиги, приключения, интриги соперничество и, конечно, любовь.



И еще один немаловажный аспект – все три романа цикла Генрика Сенкевича удивительны по своей тональности, автор великолепно воссоздал старопольский язык и атмосферу тех далеких времен. Именно язык придает данным сочинениям убедительность и впечатление подлинности – богатый и сочный, обильный диалогами и разговорными оборотами, искрящийся самобытным старопольским остроумием и тонким авторским юмором.

В польской литературе «Трилогия» Генрика Сенкевича стала не только самым известным произведением, но и самым обсуждаемым, причем шкала оценок, как самой книги, так и автора, была самой разнообразной: от «экстраординарного события» и «целебного эликсира для общества» до «дешевки» и «классика отсталости и шляхетского невежества».

«Читаю Сенкевича. Мучительное занятие. Мы говорим: довольно слабо, и читаем дальше. Говорим: ну и дешевка — и не можем оторваться. Мы восклицаем: несносная опера! и, очарованные, продолжаем читать. Мощный гений! — и никогда, пожалуй, не было столь первосортного писателя второго сорта. Это Гомер второй категории, это Дюма-отец первого класса» – такую оценку творчеству Генрика Сенкевича дал другой, не менее известный литератор Витольд Гомбрович.

Споры о достоинствах книги не стихают с самого первого дня ее выхода, по день сегодняшний, а читатели… просто читали ее. Все три части «Трилогии» были экранизированы, а театральную версию «Огнем и мечом» сыграли в театре Сары Бернар в 1904 году.

Следующее крупное произведение Генрика Сенкевича увидело свет в 1889 году, это была первая часть дилогии – роман «Без догмата» , в нем автор изобразил тип декадента-аристократа, воссоздал «кусочек души сложной и больной, но подлинной » и воспроизвел человеческую натуру «глубже, чем она обычно берется в польских романах ». Герой романа – Леон Плошовский – достаточно обеспеченный молодой дворянин, умный и образованный, но лишенный жизненной силы. Он не может найти свое место в жизни и поэтому пускается в длительное путешествие по Европе. В дороге он ведет дневник, в котором дает оценку человеческому поведению. Роман существенно обогатил польскую и европейскую литературу новой, самобытной «исповедью сына века». «Без догмата» – стал модным и популярным романом среди современников и был переведен на 18 языков. В России этот роман вызвал особый интерес тем, что Плошовский очень подходил на тип «лишнего» человека русской литературы. Роману дали положительную оценку Л.Н. Толстой, А.П. Чехов и А.И. Куприн.


Вторая часть дилогии, роман «Семья Поланецких» вышел в 1893 году. Его герой – Станислав Поланецкий – полная противоположность Леону Плошовскому, ему некогда сидеть без дела, он делец, но весьма своеобразного толка, в нем сочетается деловая хватка с верностью дворянской чести. Но верность и честность в делах, у Поланецкого, не подразумевает верности домашнему очагу. В отличие от «Без догмата», сделанного в монологическом, дневниковом ключе главного героя, «Семья Поланецких» сюжетно разветвлена. Но художник ярко очертил личности и главных героев, и второстепенных.

Оба романа затрагивают тему любви, нравственности, долга и семейных отношений.

« Quo Vadis » – роман, который в кратчайшие сроки приобрел славу выдающегося образца исторической романистики и принес Сенкевичу мировую известность. Название в переводе с латыни на церковнославянский звучит как «Камо грядеши», а на русском – «Куда идешь».

Выбор темы для автора не был случайным. Сенкевич был давним любителем истории древнего Рима и имел многолетнюю привычку перечитывать труды римских историков. «Всего сильнее привлекал меня из историков Тацит. Вчитываясь в его «Анналы», я неоднократно чувствовал искушение изобразить в художественном произведении два противостоящих друг другу мира, из которых один представлял собой правящую мощь, всесильную административную машину, второй же – исключительно силу духа» , – так говорил сам Сенкевич».

Действие романа охватывает 64-68 годы – последние времена правления Нерона. Основной темой книги стало зарождение христианства, противопоставленного отмирающему язычеству времен Нерона. Эта тема неоднократно звучала на страницах литературных произведений. Но у Сенкевича она отличается стремительным действием, увлекательным развитием сюжета и, самое главное, – живостью литературных образов. Исторические события у Сенкевича мастерски переплетены с вымышленными. Сочными красками написан Рим, в цирках которого для развлечения знати погибают гладиаторы, а христиан заживо терзают львы. В центре повествования – любовь знатного римлянина Виниция и полонянки Лигии, христианки из варварского племени лигов. Драматургия сюжета накалена до предела, приключения молодой пары – Лигии и Виниция – в блистающем и развратном Риме увлекательны: попытка похищения, бегство возлюбленной, обращение Виниция в христианство, пленение Лигии, ее спасение на гладиаторской арене, и, наконец, воссоединение влюбленных.

«Значительные герои и масштабные образы — это, несомненно, творческие достижения автора «Камо грядеши» , – так говорил о романе исследователь творчества Сенкевича Тадеуш Жабский. Так же он отмечал искусную «латинскую» стилизацию текста. И действительно: текст насыщен терминами, которые создают многочисленные ассоциации с древностью. А аллюзии на мифологические сюжеты и тщательно реконструированная карта Рима позволяют читателю мысленно перенестись в Вечный город.

«Крестоносцы» – роман, который так же, как и предыдущие публиковался частями в периодике, с 1897 по 1900 год. События романа – важнейшие как для истории Польши, так и для соседей – славянских и балтийских народов, происходят в конце 14-начале 15 века. Это решающая борьба против немецкого католического духовно-рыцарского Ордена крестоносцев (Тевтонского ордена), увенчавшаяся в 1410 году Грюнвальдской битвой.

Роман насыщен не только историческими событиями, но и приключениями главных героев. В центре повествования образы бывалого рыцаря Мацько из Богданца и его молодого и вспыльчивого племянника Збышко. Ненавидящий крестоносцев Збышко нападает на посла Ордена, за что ему грозит смертная казнь. Есть в романе и любовная линия, и прекрасные дамы – Дануся и Ягенка.

Исторический конфликт заканчивается эпическим описанием Грюнвальдской битвы, где побеждают объединенные польско-литовские силы.

В 1900 году Генрику Сенкевичу было 54 года. Он жил и творил, много путешествовал, всегда был в гуще событий. Своим творчеством завоевал любовь читателей во всем мире. По числу переводов на другие языки Генрик Сенкевич затмил многих польских мастеров слова. Недаром в 1900 году, по случаю 25-летнего юбилея с начала литературной деятельности, писателю прислал поздравление сам Папа римский. Генрик Сенкевич умер 15 ноября 1916 года в Швейцарии. Через 8 лет его прах был перевезен на родину и погребен в крипте варшавского Кафедрального собора Святого Иоанна Крестителя.

Интересные факты из жизни Генрика Сенкевича:

· Генрик Сенкевич много путешествовал, объехал всю Европу, совершил длительное путешествие по Америке, побывал в Египте, и в охотничьей экспедиции в Занзибаре.

· В 1911 Сенкевич выпустил роман «В пустыне и пуще», в написании которого использовал свой опыт, полученный во время путешествия по Африке. Сюжет разыгрывается в Судане во время восстания магометан против англичан. Главные герои романа – дети, которые попадают в плен к повстанцам, сбегают из него и преодолевают большую часть континента, попадая в различные приключения.

· Генрик Сенкевич был женат три раза и всех его жен звали Мария. В 1881 году писатель женился на Марии Шеткевич, но счастье было недолгим, четыре года спустя она умерла от туберкулеза, оставив ему двоих детей. Вторая жена – Мария Володкевич, третья – Мария Бабская.

· Один анонимный поклонник «Трилогии» в 1888 году выслал Сенкевичу 15 тысяч рублей, вложенных в письмо. В письме было сказано: «Это ничто – Михал Володыёвский». Писатель не хотел принимать деньги. Он пытался убедить анонима забрать подарок, дав объявление в газете, но тот так и не отозвался. Сенкевич не стал тратить деньги попусту, а организовал фонд помощи больным туберкулезом деятелям культуры.

· На 25-летие литературной деятельности Сенкевича соотечественники, собрав сообща деньги, купили и подарили мэтру имение Обленгорск.

· Сюжет романа «Камо грядеши» автор обдумывал длительное время и для того, чтобы начать ему была необходима художественная зацепка. И магическим толчком стала встреча Сенкевича на Виа Аппиа в Риме, где он был частым гостем. Он увидел часовню под названием " Quo vadis ". Она стояла на том месте, где апостол Петр встретил Иисуса. Об этом месте было сложено апокрифическое предание.

– Quo Vadis , Domine ? (Куда идешь, Преобладающий?) – этот вопрос задал апостол Петр Христу, которого встретил, спасаясь от гонений Нерона.

– В Рим, чтобы снова принять распятие, - отвечал Христос.

Пётр вернулся в Рим и принял мученическую смерть.

Эта церковь сохранилась до наших дней, в ней был установлен бюст Сенкевича.

· В Польше 2016 год объявлен Годом Генрика Сенкевича. Такое постановление принял польский Сенат, аргументируя так: «Своим творчеством и общественной деятельностью Сенкевич пробуждал общественное сознание, учил гордиться принадлежностью к польской культуре, любить родину и уметь жертвовать собой ради нее» , а также «во времена неволи писал «для укрепления сердец», а его книги стали достоянием масс» . Также отмечается, что Сенкевич «был и остается послом польской культуры во всем мире, в частности, благодаря роману «Камо грядеши», который провозглашает универсальные ценности и который сейчас, во время столкновения цивилизаций, обрел дополнительное, современное значение».

Романы Сенкевича всегда привлекали режиссеров – по его произведениям было снято порядка 25 фильмов. Первые экранизации известного романиста появились еще при жизни писателя. Так в 1901 году был снят короткий черно-белый немой фильм по роману «Камо грядеши».

Сюжет романа «Камо грядеши» не давал покоя кинематографистам, и они обращались к нему еще четыре раза. Но наибольшей популярностью пользовалась версия 1951 года режиссера Мервина Лероя. Главные роли в картине исполнили Роберт Тейлор и Дебора Керр, а воплотивший образ Нерона Питер Устинов в 1952 году был удостоен премии "Золотой глобус". В небольшом эпизоде фильма снялась Элизабет Тейлор, имя которой в титры не попало. "Камо грядеши" был номинирован на «Оскар» в восьми категориях, но, ни одной заветной статуэтки так и не получил.

Фильм «Крестоносцы» режиссера Александр Форда, снят в 1960 году – одноименная версия романа. Эта экранизация побила все рекорды по завоеванию зрительских симпатий. Особенно фильм нравился мальчишкам, которым, конечно же, нравилось играть в рыцарей. И поэтому во многих домах пропадали крышки от различной металлической посуды – их использовали в качестве щитов. Яркие роли в картине исполнили Анджей Шалявский, Хенрик Боровский, Мечислав Каленик и Гражина Станишевска, а невероятно красивую музыку написал Казимеж Сероцкий.

Знаменитую «Трилогию» Сенкевича на экране воплотил в жизнь культовый польский режиссер Ежи Гофман. Экранизацию приключенческой «Трилогии» Сенкевича Гофман начал с конца, а именно — с «Пана Володыёвского» в 1969 году. Фильм сопровождал прекрасный актерский состав: Тадеуш Ломницкий, воплотивший образ «маленького рыцаря» Володыёвского, Мечислав Павликовский в образе Заглобы, а также Ян Новицкий, Магдалена Завадская, Барбара Брыльска и Даниэль Ольбрыхский, который сыграл демонического Азию Тугай-беевича.


«Потоп» – 1973, режиссер Ежи Гофман.

«Огнем и мечом» – последнюю часть трилогии (а вернее первую) Гофмана зрителям пришлось ждать очень долго. Фильм был снят в четыре серии и вышел на широкий экран только в 1999 году. Эта лента, сделанная с размахом и вниманием к историческим деталям, стала большим событием в польском кинематографе. Хитом стал не только сам фильм, но и прозвучавшие в нем мелодии и песни.

Книги Генрика Сенкевича ждут своих читателей во всех муниципальных библиотеках города Челябинска

До встречи в библиотеке!


Обзор подготовлен Галиной Фортыгиной