Евгений васильевич базаров характеристика цитаты. Евгений Базаров. Происхождение героя в романе «Отцы и дети

Базаров, характеристика которого представлена в статье, — разночинец. Он — сын лекаря и сам с гордостью заявляет, что его дед землю пахал. Впервые Тургенев сделал разночинца центральной фигурой романа. Базаров, прежде всего, позитивист и материалист. Для него не существует веры, общих принципов и априорных идеалов. «Я не верю ни во что», — говорит он Павлу Петровичу. Порядочный химик в его глазах «в двадцать раз полезнее всякого поэта». Даже «науки вообще» он не признает. Естествознание представляется ему единственно важным занятием. «Лягушек резать», исследовать природу — вот чему посвящает свои силы Евгений Базаров.

Сообразно с этим он считает чепухой, «романтизмом» искусство, красоту, пафос и любовь—все, к чему так восторженно относились идеалисты 40 -х годов. Когда ему говорят о принципах, о логике истории, Евгений Базаров противопоставляет им только факты, только очевидные материальные побуждения. Спор Базарова с Кирсановым — это конфликт, спор позитивиста с идеалистом, спор о том, существуют пи прирожденные априорные нравственные представления в душе человека или только одни чувственные восприятия определяют наши поступки и воззрения. «Принципов нет, а есть ощущения; от них все зависит», — говорит Базаров. Евгений торжествует над Кирсановым. Базаров словно мстит эпохе идеализма за то, что она обманула ожидания общества, — эпохе, когда обличалось взяточничество, говорилось «об отсутствии дорог, торговли, правильного суда».

Таким образом, Евгений Базаров провозглашает единственный стимул деятельности - потребность. Никаких идеалов, только факты и голые потребности. Он действует в силу того, что признает полезным. Для своего времени он считает самым полезным отрицание, а потому отрицает все без остатка. На замечание Кирсанова, что нельзя только разрушать, необходимо и строить, Базаров отвечает: «Сперва нужно место расчистить». Эту разрушительную работу, это отрицание он называет нигилизмом.

Отречение, ограничение личности во имя общества и его интересов отрицаются, и на их место возводится культ силы и эгоизма. «Мы ломаем, потому что мы сила». Жизнь есть борьба. Превосходство того или другого начала определяется его силой. Когда Кирсанов говорит, что «миллионы раздавят» этих проповедников-разрушителей, Базаров спокойно замечает. «Коли раздавят, туда и дорога». Всякая личность должна считать свою сущность единственным началом, свое «само» ставить выше всего. Пусть эти самодовлеющие личности борются каждая за свое существование, и в этой борьбе погибнет все слабое и ненужное и удержится все то, что ведет человечество в сверхчеловеческие высоты.

Для Базарова нет ничего священного. Он не признает авторитетов, идолов и кумиров. Даже для народа он не делает исключения. Он смеется над общиной, глумится над верой в мужика и уверяет, что в «современном нашем быту» нет ни одного установления, которое бы не вызывало «полного и беспощадного отрицания».

Тургенев не совсем верно изобразил нигилиста-разночинца и материалиста. Он не мог уловить его положительных стремлений. И его Базаров из грубого материалиста и разрушителя не раз превращается в тоскующего лишнего человека, и в словах его звучат речи, которые сводятся к одному мотиву, «хочу послужить людям, но не умею и не знаю как». Временами Евгений Базаров завидует своим родителям, которые хлопочут, толкуют, у которых весь день «напичкан занятиями».

Базаров признавал, что человеку не уйти от чувства сострадания, от сознания связи и солидарности с другими людьми, что голый инстинкт и эгоизм возможны только в животном царстве. Не раз выдает он, что ему трудно осуществить свои теории. «Хочется с людьми возиться, хоть ругать их, да возиться с ними».
Словом, позавидовав силе новых людей, создав в лице Базарова своего любимейшего героя, воплотив в нем ту мощь, к которой бесплодно стремился он сам, — Тургенев кончил тем, что наделил Базарова своей собственной тоской, не разглядел самого главного в новых людях, именно того обстоятельства, что у них были положительные идеалы и не было тоски и душевного разлада.

Базаров изменяет не только своей материалистической философии. Он не остается до конца верным своей вражде к романтизму и сентиментальным чувствам. Этот человек с его холодным умом и злой иронией изменил себе, когда бросил Одинцовой: «Так знайте же, что я люблю вас глупо, безумно». Он дерется на дуэли с Павлом Петровичем, хотя сознает, что это глупо.

Образ Евгения Базарова занимает центральное место во всем романе. Не удивительно, что из 28 глав он не появляется только в двух. Именно поэтому вокруг этого героя строятся все взаимоотношения и группируются персонажи.

Характеристика Базарова - это сложная цепь последовательных событий, соединенных с новым мировоззрением. Евгения можно охарактеризовать с четырех сторон:

1) Базаров - «новый человек» . Описываемое время в романе являлось временем разночинной революционности, а Евгений был как раз человек, который, кажется, отрицает все - он нигилист, но в то же время представляет себя как демократа, то есть сторонника нового течения в политической мысли. Внешне непривлекательный герой удивляет своей самобытностью, умом и уверенностью в себе. Характеристика Базарова также основывается на его материалистических взглядах, схожих со взглядами многих известных ученых (Мечникова, Боткина, Павлова).

2) Базаров - революционер . Характеристика Базарова подтверждает его революционные взгляды: герой открыто спорит с либеральной аристократией в лице Павла Петровича Кирсанова, он резок в своих убеждениях и суждениях, утверждает, что сначала нужно исправить общество, а потом и болезней не будет. Характеристика Базарова также может указать и на то, что Евгений начисто отрицает красоту и всякое эстетическое наслаждение.

3) Базаров - теоретик . Роман «Отцы и дети» (характеристика Базарова, главного героя романа, составлена в точности по страницам произведения) перевернул сознание многих людей. Герой стремился построить свою жизнь в соответствии с нигилизмом - теорией отрицания чувств, переживания и «всякой белиберды».

4) Базаров - «народный герой» . Характеристика Базарова показывает, что он умеет обращаться с мужиками, так как вырос в деревне; у него народный склад речи; его отличает простота в общении.

Весь роман построен на приеме антитезы: противопоставление Евгения Базарова с Аркадием, с его дядей Павлом Петровичем, противопоставление демократии и аристократизма.

Уверенность и целеустремленность героя каждый раз заставляют вступать его в спор со всеми, но в отношениях с Анной Одинцовой полная характеристика Базарова открывается совсем с другой стороны: оказывается, этот всегда смелый и резкий молодой человек, отрицающий красоту и чувства, способен к глубокой и настоящей любви.

В любовном конфликте проявляются его лучшие черты: умение держать удар отвергла чувства, но Базаров с достоинством вышел из этой «битвы» и одержал психологическую победу над эгоизмом любимой женщины), способность к глубоким душевным переживаниям, переоценке своих ценностей. Именно Анне Базаров посвящает свою предсмертную записку, в которой просит позаботиться о его родителях.

Зачем же Тургенев убивает своего героя? На этот вопрос сложно ответить однозначно. Основной причиной считается одиночество. Характеристика Базарова подчеркивает это: отвержение всего привели его к обреченной гибели.

Первоначально читатель знает о нем только то, что это студент-медик, приехавший в деревню на каникулы. Рассказ об этом эпизоде его жизни, собственно, и составляет сюжет “Отцов и детей”. Сначала Базаров гостит в семье своего друга Аркадия Кирсанова, затем вместе с ним едет в губернский город, где знакомится с Анной Сергеевной Одинцовой, живет некоторое время в ее усадьбе, но после неудачного объяснения в любви вынужден уехать и, наконец, попадает в родительский дом, куда направлялся с самого начала. В усадьбе родителей живет недолго, тоска гонит его прочь и наставляет еще раз повторить тот же самый маршрут. В конце концов выясняется, что места ему пет нигде. Базаров опять возвращается домой и вскоре погибает.
Базаров называет себя “нигилистом”, определение это поначалу звучит несколько загадочно, по вскоре значение его выясняется вполне: читатель-современник без труда узнавал в герое выразителя в самой крайней форме идей и настроений революционной молодежи. Базаров провозглашает идею “полного и беспощадного отрицания”, не признавая никаких пределов, способных ограничить ее осуществление. Вместе с “постановлениями” отжившего крепостнического строя и либеральным реформаторством он так же категорично отрицает любовь, поэзию, музыку, красоту природы, философское мышление, семейные связи, альтруистические чувства, такие нравственные категории, как долг, право, обязанность. Базаров выступает беспощадным противником традиционного гуманизма: в глазах “нигилиста” гуманистическая культура оказывается прибежищем для слабых и робких, создавая красивые иллюзии, способные служить их оправданием. Гуманистическим идеалам просвещенной элиты и верованиям или предрассудкам невежественных масс “нигилист” одинаково противопоставляет истины естествознания, утверждающие жестокую логику жизни-борьбы. Базаров считает необходимым начать историю заново, на голом месте, не считаясь ни с объективной ее логикой, ни с “мнением народным”. И все это не только идеи, перед читателем человек действительно повой формации, дерзкий, сильный, неспособный к иллюзиям и компромиссам, достигший полной внутренней свободы, готовый идти к своей цели, сокрушая или ненавидя все, что ему противостоит. В спорах с умеренным либералом Павлом Петровичем Кирсановым Базаров легко побеждает. На его стороне не только преимущества молодости и новизны его позиции.
Тургенев видит, что “нигилизм” глубоко связан с общественным неустройством и народным недовольством, что это естественное выражение духа времени, когда в России все переоценивается и переворачивается. Тургенев признает, что роль “передового класса” переходит от дворянской интеллигенции к разночинцам. Но это лишь часть истины, открываемой читателю в “Отцах и детях”. Тургенев проводит Базарова по кругам жизненных испытаний. Герой переживает трагическую любовь, тоску одиночества и даже своеобразную “мировую скорбь”. Обнаруживается его зависимость от обычных законов человеческой жизни, сто причастность к обычным человеческим интересам, заботам и страданиям. Первоначальная самоуверенность Базарова исчезает, его внутренняя жизнь становится все более сложной и противоречивой. Постепенно выясняется мера объективной правоты и неправоты героя. “Полное и беспощадное отрицание” оказывается отчасти оправданным как единственная, по мысли Тургенева, серьезная попытка действительно изменить мир, покончив с противоречиями, которые не могут разрешить ни усилия общественных партий, ни влияние вековых идеалов гуманизма. Однако для Тургенева бесспорно и то, что логика “нигилизма” неизбежно ведет к свободе без обязательств, к действию без любви, к поискам без веры. Тургенев не находит в “нигилизме” созидающей творческой силы: те изменения, которые “нигилист” предусматривает для реально существующих людей, по сути дела, равносильны их уничтожению.
“Нигилизм”, по мысли Тургенева, бросает вызов непреходящим ценностям духа и естественным основам жизни. В этом усматривается трагическая вина героя, причина его неизбежной гибели.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. К работе над романом Тургенев приступил в начале августа 1860 года, а закончил его в июле 1861 года. Появились “Отцы и дети” в февральской книге журнала “Русский вестник” за 1862 год. В основу романа Тургенев положил конфликт между дворянским либерализмом Read More ......
  2. В романе “Отцы И дети” речь идет об остром, непримиримом Конфликте между аристократами и Демократами, между либералами и Революционерами-разночинцами. Хотя И. С. Тургенев не верил в перспективность дела Базарова, он прекрасно понимал Превосходство “детей” над либералами “отцами”. Либералы были классовыми Read More ......
  3. Роман раскрывает жестокий и сложный процесс ломки прежних, устоявшихся социальных отношений. Этот процесс предстал в романе как разрушительная стихия, меняющая привычные течения жизни. Тургенев так строит роман, что Базаров – нигилист и Павел Кирсанов все время находятся в центре внимания. Read More ......
  4. Скрытой сюжетной линией романа И. С. Тургенева “Отцы и дети” является кризис крепостного строя и необходимость его уничтожения. На фоне этой линии и разворачивается конфликт “отцов и детей”. Идея романа, по определению самого автора, – показ “торжества демократизма над аристократией”. Read More ......
  5. “Отцы и дети” – одно из вечных произведений русской литературы. И не только потому, что новые поколения читателей по-разному воспринимают сложную позицию автора, но и потому, что в романе запечатлен вечный и неизбежный для истории момент смены поколений, столкновения идей, Read More ......
  6. Великий русский писатель И. С. Тургенев тонко чувствовал все происходящее в общественной жизни России. В романе “Отцы и дети” он затрагивает животрепещущую для шестидесятых годов прошлого столетия проблему “отцов” и “детей”. Два поколения, сопоставленные Тургеневым в этом произведении, расходятся не Read More ......
  7. На протяжении всего романа “Отцы и дети” И. А. Тургенев планомерно проводит главного героя – Евгения Базарова – через многие испытания, развенчивающие его нигилистическую теорию. Самым серьезным и болезненным для героя стало “испытание любовью”, которое перевернуло всю его жизнь, заставило Read More ......
  8. Роман И. С. Тургенева “Отцы и дети” отразил общественную атмосферу, сложившуюся накануне крестьянской реформы 1861 года, когда в России появилась разночинная интеллигенция. Это были люди, вышедшие из небогатых слоев общества: врачи, священники, мелкие чиновники. Это поколение “детей” было настроено чрезвычайно Read More ......
Базаров Евгений Васильевич главный герой романа “Отцы и дети”

    Базаров, Евгений Васильевич (персонаж) - Евгений Базаров … Википедия

    Евгений Васильевич Базаров - персонаж романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». Является приверженцем течения нигилизма, то есть отрицает практически все принятые в обществе ценности. Содержание 1 История жизни 2 Период в истории России 3 См. также … Википедия

    БАЗАРОВ - герой романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» (1862). Евгений Базаров во многом программный образ Тургенева. Это представитель новой, разночинно демокра тической интеллигенции. Б. называет себя нигилистом: он отрицает основы современного ему… … Литературные герои

    Евгений (значения) - Евгений мужское имя. Носители, известные по имени Папы римские Евгений I папа римский в 654 657. Евгений II папа римский в 824 827. Евгений III папа римский в 1145 1153. Евгений IV папа римский в 1431 1447 … Википедия

    Базаров - русская (от слова «базар») и бурятская (от бур. базар ваджра) фамилия. Известные носители Мужчины Базаров, Александр Иванович (1845 1907) российский химик. Базаров, Борис Ванданович член корреспондент РАН. Базаров, Борис Яковлевич (1893 1939)… … Википедия

    Евгений Александрович Головин - 1782 – 27 июня 1858 Портрет Е.А.Головина мастерской Джорджа Доу. Военная галерея Зимнего Дворца, Государственный Эрмитаж (Санкт Петербург) Принадлежность … Википедия

    Смотри также Сын отставного штаб лекаря, студент медик, готовящийся к экзамену на доктора. Б. был высок ростом, с мужественным голосом, с твердой и стремительной походкой. Длинное и худое лицо его, с широким лбом, кверху плоским, книзу… … Словарь литературных типов

    Базаров, Евгений Васильевич ("Отцы и дети") - Смотри также, Евгений Васильевич (Словарь литературных типов). Сам Т. в письме к Случевскому считал, что Б. все таки подавляет все остальные лица романа (Катков находил, что я в нем представил апофеозу Современника). Приданные ему качества не… … Словарь литературных типов

    Базаров, Василий Иванович "Отцы и дети") - Смотри также Отставной штаб лекарь, 62 лет. Высокий, худощавый человек, со взъерошенными волосами и тонким орлиным носом. Он очень походил лицом на своего сына, только лоб у него был ниже и уже и рот немного шире, и он беспрестанно двигался,… … Словарь литературных типов

    Базаров, Евгений - … Википедия

Книги

  • О t цы и де t и , Андреева Н.. Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов окончили медицинский институт. Впереди блестящие перспективы, надежды, планы. И надо бы отметить это знаменательное событие громкой пирушкой в ночном клубе!… Купить за 225 руб
  • О t цы и де t и , Наталья Андреева. Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов окончили медицинский институт. Впереди блестящие перспективы, надежды, планы. И надо бы отметить это знаменательное событие громкой пирушкой в ночном клубе!…

Меню статьи:

Образ Евгения Базарова уникален тем, что он сочетает в себе черты безграничного ума и безрассудства. Базаров – глашатай новых порядков и новой философии.

Биография и семья Евгения Базарова

Социальное положение Базарова очень затруднительное. Связано оно не с родом деятельности молодого человека, а с его происхождением. Евгений Базаров родился в семье отставного «штабс- лекаря» и дворянки. Этот факт оказывается губительным для молодого человека – он находится на границе между миром простых мужиков и аристократии. Высшее общество не воспринимает его из-за незнатного происхождения отца, а простые люди считают его на ступень выше себя. И хотя мужики благосклонно относятся к нему, его появление проносит в их жизнь меньше смущения, чем аристократа, они не ощущают привычной скованности и смущения, при этом абсолютно своим Базарова мужики не считают в «их глазах был все-таки чем-то вроде шута горохового».

Отец рано заметил пристрастие сына к естественным наукам и способствовал развитию его знаний в этой области. Позже, Евгений, продолжает дело отца и поступает на лекаря. «Я, будущий лекарь» – говорит Базаров.

Он не испытывает особой любви к медицине, но возможность заниматься исследованиями спасают ситуацию. Благодаря своим опытам и бесконечными часами за микроскопом, Базаров достигает внушительных результатов и становится подающим большие надежды в развитии медицины и естественных наук молодым человеком.

Родители души не чают в Евгении – он единственный ребенок в семье, к тому же очень талантливый и умный – повод для гордости.

Мать очень скучает по сыну, но Базаров не спешит ответить взаимностью – он любит своих родителей, но его любовь не похожа на общепринятую, она лишена нежности и ласки, больше похожа на уважение. Родителей печалит такое отношение по отношению к себе, но изменить его они не в состоянии. Отец считает, что это необходимая мера в жизни Евгения – он должен быть в обществе, и только тогда сможет достичь чего-то в жизни.

Внешность Евгения Базарова

Евгений Базаров – очень обаятельный человек. Он молод и красив. Высокого роста и стройной комплекции.

Лицо его было «Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум». Тонкие губы, темные брови и серые глаза – его лицо привлекательное. Волосы его были «темно-белокурые», густые и длинные.

Руки его были похожи на руки музыкантов – утонченные, с длинными пальцами.

Базаров не следил за модой. Его одежда не отличается новизной. Она уже порядком поношена и далеко не в идеальном состоянии. Этот факт не смущает Евгения. Он не высказывает неудовольствия своим костюмом.

Отношение к другим людям

Базаров не отличается дружелюбием, но при этом и не настроен изначально враждебно по отношению к другим. Ему не свойственно привязываться к другим людям, он легко расстается с ними.

Сложные отношения у него складываются с Павлом Петровичем Кирсановым – дядей друга. Павел Петрович – классический представитель высшего общества. Он аристократ от корней волос до пят – его манера держаться в обществе, одеваться, следить за своей внешности – все соответствует идеалу. Евгений Базаров считает аристократическое существование в классическом его проявлении пустым и бесполезным, поэтому конфликт этих героев был предсказуем.

Базаров уверен в своей правоте и держится довольно сдержанно и надменно. Павел Петрович возмущен поведением молодого человека и время от времени срывается. Апогеем их конфликта становиться дуэль. Исходя из официальной версии, причиной стали идеологические разногласия. На самом же деле, это всего лишь отговорка – Кирсанов стал свидетелем поцелуя Фени (возлюбленной и матери сына Николая Петровича – своего брата) и Евгения Базарова. Евгений не чувствует угрызений совести за свой поступок. Для него это ничего не значащее действие. Для Павла Петровича – это оскорбление. Его брат принял этого человека у себя в доме, а тот отплатил ему неблагодарностью.



На дуэли Базаров ведет себя спокойно, он много шутит, и стреляет в соперника, не целясь в него. После дуэли Евгений понимает, что больше не должен находиться в поместье Кирсановых и уезжает.

Сложные отношения у него и с Аркадием Кирсановым – своим другом. В начале романа Аркадий в восхищении от своего знакомого, он его негласный учитель. Жизнь в родительском поместье открыла глаза на многие отрицательные стороны друга. Евгений готов резко критиковать всех без разницы, когда дело касалось знакомых – это не задевало Аркадия, но когда объектами критики стали его родные – отец и дядя, отношение в Базарову начинает постепенно меняется в худшую сторону. Со стороны Базарова подобное поведение было проявлением крайне невоспитанным и не толерантным.

Для Аркадия семья всегда была чем-то священным, Базаров же взялся за запретное. Кирсанов мягко защищает своих родных, пытается убедить, что и отец, и дядя хорошие люди, они очень изменились под влиянием определенных жизненных трагедий. «От всего готов отказаться человек, со всяким предрассудком расстанется; но сознаться, что, например, брат, который чужие платки крадет, вор, – это свыше его сил» – делает вывод Базаров. Такое положение вещей шокирует Аркадия. Авторитет Евгения тает, как снег на солнце. Базаров – грубый и жестокий человек, он готов переступить через всех, даже через тех, кого еще вчера он называл своими друзьями.

К женщинам Евгений относится пренебрежительно и даже не пытается этого скрыть. «Ведь вы нас всех презираете» – говорит ему Одинцова и это сущая правда.



Независимо от социального статуса и положения в обществе Базаров именует всех женщин грубым словом «баба».

Молодой человек считает, что женщины нужны только с физиологической точки зрения – больше ни на что они не годны: «Лучше камни бить на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца». Мужчины же, которые славят женщин и позволяют им повелевать собой не стоят и выеденного яйца.

Философия Евгения Базарова

Евгений Базаров – представитель уникального философского течения – нигилизма. Он, как и все нигилисты, яро противостоит всему, что связано с аристократией и высшим обществом. «Мы действуем в силу того, что мы признаём полезным» – говорит Базаров, имея в виду развенчание общепринятых принципов и постулатов. «Отрицание» становится ключевым понятием его мировоззрения. «В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем…».

Базаров отрицает любые принципы: «Принципов вообще нет… а есть ощущения. Все от них зависит».

Мерилом добропорядочности он считает полезность обществу – чем больше пользы приносит человек окружающим, тем лучше.

Исходя из такой позиции, Базаров отвергает необходимость любого вида искусства: «Рафаэль гроша медного не стоит, а русские художники и того меньше». Он считает деятелей науки намного важнее, чем литераторов, художников и скульпторов: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта».

Необычный у него взгляд на проблемы нравственности и воспитания человека. Негативные качества он сравнивает с болезнями. «Нравственные болезни происходят от дурного воспитания, от всяких пустяков, которыми сызмала набивают людские головы, от безобразного состояния общества, одним словом. Исправьте общество, и болезней не будет»- говорит он.

Характеристика личности

В романе время от времени персонажи называют Базарова «простым человеком». Такая коннотация выглядит очень странной в виду того, что Евгений обладает сложным характером. На самом деле, эпитет, который стал для Евгения постоянным, касается бытовой части жизни. Когда окружающий говорят о Базарове, что он человек простой, то имеют в виду, что Базаров не любит церемоний, он не привык к роскоши, и спокойно воспринимает отсутствие комфортных условий. Объяснение этому очень простое – Евгений всегда жил бедно, он равнодушен к роскоши и не стремится начинать привыкать к излишнему комфорту.

Базаров не любит нежностей в нем «всякого рода «объяснения» и «изъявления» постоянно возбуждали нетерпеливое чувство».

В затруднительных ситуациях Базаров умеет быстро привести мысли в порядок и не упасть лицом в грязь: «не робел, он даже отвечал отрывисто и неохотно».

Евгений отрицает риторику, для него умение красиво говорить становится негативной характеристикой человека. «Я нахожу, что говорить красиво – неприлично» – говорит он.

Наряду с отрицанием искусства Базаров отвергает и романтику отношений. Он утверждает, что нет никаких влюбленных взглядов – это все чушь и ерунда. «И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения».

Взаимоотношения Евгения Базарова и Анны Одинцовой

Легко было отрицать любую привязанность и влюбленность, когда сам не испытал подобного чувства. Встреча Базарова с Одинцовой была подобна грому среди ясного неба. Евгений впервые ощутил влияние любви. Анна Сергеевна полностью пленила мысли молодого врача. Как ни старался Евгений не думать о ней, у него ничего не получалось. Базаров видит, что его чувства взаимны и, в конце концов, решается на признание: « Базаров стоял к ней спиною. – Так знайте же, что я люблю вас глупо, безумно. Вот чего вы добились». Анна Сергеевна не решается ответить взаимностью – она влюблена, но не готова привнести изменения в свою жизнь.

Смерть Базарова

К концу романа Евгений Базаров оказывается в крайне затруднительном положении – он окончательно рассорился с Аркадием Кирсановым, его отвергла Одинцова.

У него не осталось друзей, к которым бы он мог поехать, поэтому Евгений возвращается к родителям в свое имение.

Там он порядком скучает, а затем принимается помогать отцу и вскоре преуспевает как врач.
Случайность определила его будущее – он инфицируется от больного тифом.

Базаров осознает, что его смерть не за горами. «Через несколько дней ты меня хоронить будешь» – говорит он отцу. « К вечеру он впал в совершенное беспамятство, а на следующий день умер».

Таким образом, личность Евгения Базарова глубоко симпатична как автору романа, так и читателям. Тургенев изображает перед нами обычного человека, который сделал себя сам. И это воодушевляет. Мы принимаем во внимание, что ни один человек не идеален – у каждого есть своя светлая и темная сторона. Базаров осознает свои недостатки, и именно потому его образ притягательный и милый.

Характеристика Базарова в романе “Отцы и дети” Тургенева в цитатах: описание личности и характера Евгения Базарова

4.5 (90%) 12 votes