Скорбь и слезы в иных мирах. Романтизм: вечность зла и вечность борьбы с ним; «мировая скорбь» — состояние мира, ставшее состоянием духа

Мировая скорбь

Мировая скорбь

МИРОВАЯ СКОРБЬ (немецкое Weltschmerz) - термин буржуазного литературоведения; обозначает комплекс пессимистических настроений, проникающих творчество некоторых писателей конца XVIII и первой трети XIX вв. М. с. характеризуется перенесением личного разочарования в метафизический план. Для буржуазных ученых М. с. является литературным выражением определенного социально-психологического «недуга», симптомы к-рого: пресыщение жизнью, тоска и сплин, презрение к культуре и обществу, бегство от людей, горделивое самозамыкание, любование собой и своей тоской, «отрава мыслью» и атрофия воли как следствие неустанного самоанализа, отвлеченная скорбь о судьбах человечества и отчаяние от сознания своего бессилия изменить существующее положение вещей. Наличие этого недуга с теми или иными оттенками и вариантами констатировали у Руссо, молодых Гёте и Шиллера, Байрона, Шатобриана, Сенанкура, Б. Констана, Нодье, Виньи, Фосколо, Леопарди, Ленау, Гейне, Лермонтова и др. Различия между отдельными поэтами М. с. искали преимущественно в их индивидуально-психологическом складе (эгоисты, филантропы и т. д.), хотя бы иногда и обусловленном исторической обстановкой в буржуазно-идеалистическом ее понимании.
Верно указывая на некоторые общие черты у ряда писателей XVIII и XIX вв., буржуазные исследователи трактовали эти черты абстрактно: они не учитывали разных социально исторических условий, порождавших «одинаковые» следствия, к-рые поэтому являлись лишь относительно одинаковыми, не видели различия в сходном.
Характер М. с. у представителей различных классов в разное время далеко не совпадал. Одни акцентировали тоску от пресыщения жизнью, другие - невозможность удовлетворения своих запросов, третьи - пресыщение мыслью, четвертые - социальную скорбь и т. д. В зависимости от перемены доминанты изменялся и весь комплекс, значение других его элементов.
Различие между такими поэтами М. с., как Гёте, Шиллер, с одной стороны, и Виньи, Шатобриан - с другой, в том, что М. с. первых определена бессилием класса, еще не сумевшего завоевать себе «место под солнцем», достаточное для проявления и развития его сил, других - потерей этого места, истощением этих сил. В первом случае скорбники представляют буржуазию, во втором - нисходящее дворянство. У представителей восходящих, но еще слабых классов М. с. принимает характер скорби социальной. Элементы такой скорби ярко выражены в «Вертере» Гёте, в «Разбойниках» Шиллера. Скорбники классов нисходящих склонны придавать ей метафизический характер. Так, Леопарди скорбит о страданиях как основном законе природы, о бессмысленности человеческой жизни. Другие представители этих классов могут придавать метафизической М. с. богоборческий характер или даже синтезировать ее со скорбью социальной - Байрон, Ленау (о социальной скорби как проявлении М. с. - см. «Каин»). Представители деклассирующегося дворянства, которыми являлись эти поэты, могут находить в своей оппозиции торжествующей реакции - помещичьей или буржуазной - ноты социального протеста.Библиография:
Тэн И., Чтения об искусстве, перев. А. Чудинова, изд. 5-е, СПБ, 1904; Брандес Г., Главные течения в литературе XIX в.: Литература эмигрантов. Реакция во Франции, М., 1888 (есть несколько изданий); Стороженко Н. И., Поэзия мировой скорби, Одесса, 1895; Котляревский Н., Мировая скорбь, СПБ, 1898 (изд. 3-е, СПБ, 1914); Фор С., Мировая скорбь. Опыт независимой философии, Вильна, 1906; Ла Барт Ф., де, Шатобриан и поэтика мировой скорби во Франции, Киев, 1905; Его же, Литературное движение на Западе в 1-й трети XIX ст., М., 1914; Розанов М. Н., Очерк истории английской литературы XIX в., ч. 1, М., 1922; Коган П. С., Очерки по истории западно-европейской литературы, т. II, изд. 8-е, М., 1928; Фриче В. М., Очерк развития западных литератур, Сочинения, т. II, М., 1931; Braun W. A., Types of Weltschmerz in German Poetry, 1905; Lasserre P., Le romantisme francais, 1907. также библиографию к ст. ст. Сентиментализм , Романтизм , Лишние люди .

Литературная энциклопедия. - В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература . Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929-1939 .

Мировая скорбь

МИРОВАЯ СКОРБЬ - см. Поэзия мировой скорби.

Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. - М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель , 1925


Синонимы :

Смотреть что такое "Мировая скорбь" в других словарях:

    - (нем. Weltschmerz, вельтшмерц; в том же смысле употреблялось фр. mal du siècle болезнь века) термин, введённый немецким писателем Жаном Полем и означающий чувства, испытываемые некой персоной, которая поняла, что физическая… … Википедия

    С немецкого: Weltschmerz. Из неоконченного сочинения «Селина, или о бессмертии» (опубл. 1827) немецкого сатирика Жана Поля (псевдоним И. П. Рихтера, 1763 1825), который употребил это выражение, говоря о «бесчисленных муках людей». Как писал… … Словарь крылатых слов и выражений

    Горесть, скорбь, грусть, печаль, тоска Словарь русских синонимов. мировая скорбь сущ., кол во синонимов: 8 вельтшмерц (7) … Словарь синонимов

    Распространенное во времена романтики чувство, что мир, в котором мы живем, является не наилучшим из всех мыслимых миров (как думал Лейбниц), а наихудшим. Провозвестниками мировой скорби явились англ, поэт Байрон (1788 1824), испытавший его… … Философская энциклопедия

    Мировая скорбь - МИРОВАЯ СКОРБЬ см. Поэзия мировой скорби … Словарь литературных терминов

    Мировая скорбь - фразеологическое выражение, чаще используемое в ироническом тоне при характеристике чьих либо страданий, горя, беды. Мировая скорбь – это крайняя форма разочарования, расстройства, отчаяния от гораздо меньшего горя, беды, носящих сугубо… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    Міровая скорбь. Ср. Скорбь о несовершенствахъ міра, о нестроеніяхъ въ немъ и о страданіяхъ человѣчества вотъ что составляетъ міровую скорбь. П. И. Вейнбергъ (ср. „Новости“. 25 го ноября, 1895 г. Поэзія мировой скорби XIX в.). См. Суета сует … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Ср. Скорбь о несовершенствах мира, о нестроениях в нем и о страданиях человечества вот что составляет мировую скорбь. П.И. Вейнберг (Ср. „Новости. 25 го ноября, 1895 г. Поэзия мировой скорби XIX в.). См. суета сует … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    Мировая скорбь - Ирон. Крайний пессимизм, разочарование. Все мы знаем, какова причина твоей болезни, но тем не менее все мы просим не изображать здесь мировую скорбь (В. Беляев. Старая крепость). Первонач.: разочарованность, пессимистические настроения в… … Фразеологический словарь русского литературного языка

    - (Weltschmerz) см. Пессимизм в поэзии … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Книги

  • Мировая скорбь , Н. Дашкевич. Мрачное мировоззрение и пессимизм в западно-европейской поэзии нового времени Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1895 года (издательство`Tip. Imp. universitetaSv.…
  • Мировая скорбь в конце XVIII и в начале XIX века. Ее основные этические и социальные мотивы и их отражение в художественном творчестве , Н. А. Котляревский. Предлагаемая читателю книга выдающегося отечественного критика и историка литературы Н. А. Котляревского посвящена исследованию феномена "мировой скорби", под которой понимается…

Значение МИРОВАЯ СКОРБЬ в Литературной энциклопедии

МИРОВАЯ СКОРБЬ

[немецкое Weltschmerz] — термин буржуазного литературоведения; обозначает комплекс пессимистических настроений, проникающих творчество некоторых писателей конца XVIII и первой трети XIX вв. М. с. характеризуется перенесением личного разочарования в метафизический план. Для буржуазных ученых М. с. является лит-ым выражением определенного социально-психологического «недуга», симптомы к-рого: пресыщение жизнью, тоска и сплин, презрение к культуре и обществу, бегство от людей, горделивое самозамыкание, любование собой и своей тоской, «отрава мыслью» и атрофия воли как следствие неустанного самоанализа, отвлеченная скорбь о судьбах человечества и отчаяние от сознания своего бессилия изменить существующее положение вещей. Наличие этого недуга с теми или иными оттенками и вариантами констатировали у Руссо, молодых Гёте и Шиллера, Байрона, Шатобриана, Сенанкура, Б. Констана, Нодье, Виньи, Фосколо, Леопарди, Ленау, Гейне, Лермонтова и др. Различия между отдельными поэтами М. с. искали преимущественно в их индивидуально-психологическом складе (эгоисты, филантропы и т. д.), хотя бы иногда и обусловленном исторической обстановкой в буржуазно-идеалистическом ее понимании.

337 Верно указывая на некоторые общие черты у ряда писателей XVIII и XIX вв., буржуазные исследователи трактовали эти черты абстрактно: они не учитывали разных социально исторических условий, порождавших «одинаковые» следствия, к-рые поэтому являлись лишь относительно одинаковыми, не видели различия в сходном. Характер М. с. у представителей различных классов в разное время далеко не совпадал. Одни акцентировали тоску от пресыщения жизнью, другие — невозможность удовлетворения своих запросов, третьи — пресыщение мыслью, четвертые — социальную скорбь и т. д. В зависимости от перемены доминанты изменялся и весь комплекс, значение других его элементов. Различие между такими поэтами М. с., как Гёте, Шиллер, с одной стороны, и Виньи, Шатобриан — с другой, в том, что М. с. первых определена бессилием класса, еще не сумевшего завоевать себе «место под солнцем», достаточное для проявления и развития его сил, других — потерей этого места, истощением этих сил. В первом случае скорбники представляют буржуазию, во втором — нисходящее дворянство. У представителей восходящих, но еще слабых классов М. с. принимает характер скорби социальной. Элементы такой скорби ярко выражены в «Вертере» Гёте, в «Разбойниках» Шиллера. Скорбники классов нисходящих склонны придавать ей метафизический характер. Так, Леопарди скорбит о страданиях как основном законе природы, о бессмысленности человеческой жизни. Другие представители этих классов могут придавать метафизической М. с. богоборческий характер или даже синтезировать ее со скорбью социальной — Байрон, Ленау (о социальной скорби как проявлении М. с. — см. «Каин»). Представители деклассирующегося дворянства, которыми являлись эти поэты, могут находить в своей оппозиции торжествующей реакции — помещичьей или буржуазной — ноты социального протеста. Библиография: Тэн И., Чтения об искусстве, перев. А. Чудинова, изд. 5-е, СПБ, 1904; Брандес Г., Главные течения в литературе XIX в.: Литература эмигрантов. Реакция во Франции, М., 1888 (есть несколько изданий); Стороженко Н. И., Поэзия мировой скорби, Одесса, 1895; Котляревский Н., Мировая скорбь, СПБ, 1898 (изд. 3-е, СПБ, 1914); Фор С., Мировая скорбь. Опыт независимой философии, Вильна, 1906; Ла Барт Ф., де, Шатобриан и поэтика мировой скорби во Франции, Киев, 1905; Его же, Литературное движение на Западе в 1-й трети XIX ст., М., 1914; Розанов М. Н., Очерк истории английской литературы XIX в., ч. 1, М., 1922; Коган П. С., Очерки по истории западно-европейской литературы, т. II, изд. 8-е, М., 1928; Фриче В. М., Очерк развития западных литератур, Сочинения, т. II, М., 1931; Braun W. A., Types of Weltschmerz in German Poetry, 1905; Lasserre P., Le romantisme fran?ais, 1907. См. также библиографию к ст. ст. «Сентиментализм», «Романтизм», «Лишние люди».

Литературная энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое МИРОВАЯ СКОРБЬ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • МИРОВАЯ СКОРБЬ
    (Weltschmerz) — см. Пессимизм в …
  • МИРОВАЯ СКОРБЬ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (Weltschmerz) ? см. Пессимизм в …
  • МИРОВАЯ
    ЦЕНА - денежное выражение интернациональной стоимости единицы реализуемого на мировом рынке товара, например барреля нефти, тонны пшеницы; цена товаров, складывающаяся …
  • МИРОВАЯ в Словаре экономических терминов:
    ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА - совокупность валютно-экономических отношений, обусловленных мирохозяйственными связями. Основными составными элементами М.в.с. являются определенный набор международных платежных средств (национальные, …
  • МИРОВАЯ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    сделка - двусторонний договор, посредством которого стороны, путем взаимных уступок, устраняют неясность или сомнительность существующих между ними юридических отношений, обращая …
  • СКОРБЬ в Энциклопедическом словаре:
    , -и, мн. -и, -ей, ж. (высок.). Крайняя печаль, горесть, страдание. Глубокая …
  • МИРОВАЯ в Энциклопедическом словаре:
    , -ой, ж. (разг.). Полюбовное соглашение, разрешение спора, тяжбы без суда. Пойти на …
  • МИРОВАЯ
    "МИРОВ́АЯ ЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ", ежемес. науч. журнал (РАН), с 1957, Москва. Учредитель (1998) - Ин-т мировой экономики и междунар. …
  • МИРОВАЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИРОВ́АЯ ДУША, одно из центр. понятий в философии неоплатонизма, восходящее к учению Платона о М.д. как движущем начале космоса; выступает …
  • СКОРБЬ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    ско"рбь, ско"рби, ско"рби, скорбе"й, ско"рби, скорбя"м, ско"рбь, ско"рби, ско"рбью, скорбя"ми, ско"рби, …
  • СКОРБЬ в Тезаурусе русской деловой лексики:
    Syn: …
  • СКОРБЬ в Тезаурусе русского языка:
    Syn: …
  • СКОРБЬ
    см. горе, неприятность, печаль, …
  • МИРОВАЯ в Словаре синонимов Абрамова:
    см. сделка || пойти на мировую, сделать …
  • СКОРБЬ
    Syn: …
  • МИРОВАЯ в словаре Синонимов русского языка:
    сделка, …
  • СКОРБЬ
  • МИРОВАЯ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    ж. разг. 1) Разрешение спора, тяжбы без суда. 2) Документ, скрепляющий соглашение ссорившихся, враждовавших …
  • МИРОВАЯ в Словаре русского языка Лопатина:
    миров`ая, -`ой (пойт`и на …
  • СКОРБЬ
    скорбь, -и, мн. -и, …
  • МИРОВАЯ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    мировая, -ой (пойти на …
  • СКОРБЬ в Орфографическом словаре:
    скорбь, -и, мн. -и, …
  • МИРОВАЯ в Орфографическом словаре:
    миров`ая, -`ой (пойт`и на …
  • СКОРБЬ
    крайняя печаль, горесть, страдание Глубокая …
  • МИРОВАЯ. в Словаре русского языка Ожегова:
    полюбовное соглашение, разрешение спора, тяжбы без суда Пойти на …
  • СКОРБЬ в Словаре Даля:
    скорбеть, см. скорбить …
  • СКОРБЬ
    скорби, мн., и, скорбей, ж. 1. Крайняя печаль, горесть (книжн.). Трудящиеся всего мира с глубочайшей скорбью провожали в могилу своего …
  • МИРОВАЯ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    мировой, мн. нет, ж. (разг, устар.). Полюбовное соглашение, добровольное разрешение спора, тяжбы без суда. Пойти на мировую. Предлагать мировую. С …
  • СКОРБЬ
    ж. 1) Глубокая печаль; горесть. 2) устар. Горе, несчастье. 3) перен. устар. …
  • МИРОВАЯ в Толковом словаре Ефремовой:
    мировая ж. разг. 1) Разрешение спора, тяжбы без суда. 2) Документ, скрепляющий соглашение ссорившихся, враждовавших …
  • СКОРБЬ
  • МИРОВАЯ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    ж. разг. 1. Разрешение спора, тяжбы без суда. 2. Документ, скрепляющий соглашение ссорившихся, враждовавших …
  • СКОРБЬ
    ж. 1. Глубокая печаль; горесть. 2. устар. Горе, несчастье. отт. перен. …
  • МИРОВАЯ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    ж. 1. Разрешение спора, тяжбы без суда. 2. Документ, скрепляющий соглашение между ссорившимися, враждовавшими …
  • СКОРБЬ САТАНЫ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-08-24 Time: 18:13:18 Цитаты из романа «Скорбь Сатаны» (автор Брэм Стокер) * Ничего не дается даром на этом …
  • ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА 1914-1918
    мировая война 1914-1918, империалистическая война между двумя коалициями капиталистических держав за передел уже поделенного мира, передел колоний, сфер влияния и …
  • ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА 1939-1945 в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    мировая война 1939-1945, война, подготовленная силами международной империалистической реакции и развязанная главными агрессивными государствами - фашистской Германией, фашистской Италией и …
  • ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА в Словаре Кольера:
    (1 сентября 1939 - 2 сентября 1945). Главные участники войны с побежденной стороны - Германия, Италия и Япония; с победившей …
  • ГНОЗИС в Новейшем философском словаре:
    (греч. gnosis - познание, знание) - центральная категория гностицизма - эклектического религиозно-философского течения поздней античности, выступившего одной из культурных форм …
  • НАРЕЗЫ НА ТЕЛЕ
    (Лев 19:28). У жрецов языческих народов молитвенный экстаз или исступление выражались между прочим в скаканий, громком крике и самобичевании. Так …
  • ЕККЛЕЗИАСТ в Библейской энциклопедии Никифора:
    (проповедник, по-еврейски когелет; Ек 1:1-12 и др.) - название книги известной под сим именем в составе свящ. книг канонических В.З. …
  • ФЛП 2
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Новый Завет. Послание к Филиппийцам. Глава 2 Главы: 1 2 3 4 …
  • РИМ 8 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Новый Завет. Послание к Римлянам. Глава 8 Главы: 1 2 3 4 …
  • РИМ 2 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Новый Завет. Послание к Римлянам. Глава 2 Главы: 1 2 3 4 …
  • ПС 43 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Псалтирь. Псалом 43 Главы: 1 2 3 4 5 6 …
  • ПС 21 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Псалтирь. Псалом 21 Главы: 1 2 3 4 5 6 …
  • ПС 114 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Псалтирь. Псалом 114 Главы: 1 2 3 4 5 6 …

И означающий чувства, испытываемые некой персоной, которая поняла, что физическая реальность никогда не сможет удовлетворить потребности разума этой персоны. Этот вид пессимистического воззрения широко распространён в творчестве авторов, работавших в стиле романтизма, таких как лорд Байрон , Джакомо Леопарди , Франсуа-Рене де Шатобриан , Альфред де Мюссе , и Генрих Гейне .

«Мировая скорбь» - это пессимистическое умонастроение; разочарование в мире и его ценностях, ведущее к меланхолии, резиньяции или отчаянию. Понятие «Мировой скорби», введённое Жан Полем в романе «Зелина, или Бессмертие Души» (1810, опубл. 1827) для описания пессимизма Байрона, позднее было осмыслено как ключевая тема литературы конца XVIII - первой половины XIX в. История «Мировой скорби» восходит к античности, знавшей сходные психологические состояния (Сенека говорит об «оцепенении души, парализованной среди руин, собственных желаний» - «О спокойствии души», II, 8), однако отводившей им незначительную роль во внутренней жизни человека.

Чаще всего явления, описанные данным термином происходят с индивидом, не способным смирится с расхождениями его субъективного восприятия реальности с объективной действительностью. Больше других этому подвержены подростки, переживающие взросление, а также люди среднего возраста, переживающие мировоззренческий кризис.

Литература

  • Тэн И., Чтения об искусстве, перев. А. Чудинова, изд. 5-е, СПБ, 1904;
  • Брандес Г., Главные течения в литературе XIX в.:
  • Литературная энциклопедия терминов и понятий. М. 2001
  • Литература эмигрантов. Реакция во Франции, М., 1888 (есть несколько изданий);
  • Стороженко Н. И., Поэзия мировой скорби, Одесса, 1895;
  • Котляревский Н., Мировая скорбь, СПБ, 1898 (изд. 3-е, СПБ, 1914);
  • Фор С., Мировая скорбь. Опыт независимой философии, Вильна, 1906;
  • Ла Барт Ф., де, Шатобриан и поэтика мировой скорби во Франции, Киев, 1905;
  • Ла Барт Ф., Литературное движение на Западе в 1-й трети XIX ст., М., 1914;
  • Розанов М. Н., Очерк истории английской литературы XIX в., ч. 1, М., 1922;
  • Коган П. С., Очерки по истории западно-европейской литературы, т. II, изд. 8-е, М., 1928;
  • Фриче В. М., Очерк развития западных литератур, Сочинения, т. II, М., 1931;
  • Braun W. A., Types of Weltschmerz in German Poetry, 1905; Lasserre P., Le romantisme français, 1907.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Мировая скорбь" в других словарях:

    - (немецкое Weltschmerz) термин буржуазного литературоведения; обозначает комплекс пессимистических настроений, проникающих творчество некоторых писателей конца XVIII и первой трети XIX вв. М. с. характеризуется перенесением личного разочарования в … Литературная энциклопедия

    С немецкого: Weltschmerz. Из неоконченного сочинения «Селина, или о бессмертии» (опубл. 1827) немецкого сатирика Жана Поля (псевдоним И. П. Рихтера, 1763 1825), который употребил это выражение, говоря о «бесчисленных муках людей». Как писал… … Словарь крылатых слов и выражений

    Горесть, скорбь, грусть, печаль, тоска Словарь русских синонимов. мировая скорбь сущ., кол во синонимов: 8 вельтшмерц (7) … Словарь синонимов

    Распространенное во времена романтики чувство, что мир, в котором мы живем, является не наилучшим из всех мыслимых миров (как думал Лейбниц), а наихудшим. Провозвестниками мировой скорби явились англ, поэт Байрон (1788 1824), испытавший его… … Философская энциклопедия

    Мировая скорбь - МИРОВАЯ СКОРБЬ см. Поэзия мировой скорби … Словарь литературных терминов

    Мировая скорбь - фразеологическое выражение, чаще используемое в ироническом тоне при характеристике чьих либо страданий, горя, беды. Мировая скорбь – это крайняя форма разочарования, расстройства, отчаяния от гораздо меньшего горя, беды, носящих сугубо… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    Міровая скорбь. Ср. Скорбь о несовершенствахъ міра, о нестроеніяхъ въ немъ и о страданіяхъ человѣчества вотъ что составляетъ міровую скорбь. П. И. Вейнбергъ (ср. „Новости“. 25 го ноября, 1895 г. Поэзія мировой скорби XIX в.). См. Суета сует … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Ср. Скорбь о несовершенствах мира, о нестроениях в нем и о страданиях человечества вот что составляет мировую скорбь. П.И. Вейнберг (Ср. „Новости. 25 го ноября, 1895 г. Поэзия мировой скорби XIX в.). См. суета сует … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    Мировая скорбь - Ирон. Крайний пессимизм, разочарование. Все мы знаем, какова причина твоей болезни, но тем не менее все мы просим не изображать здесь мировую скорбь (В. Беляев. Старая крепость). Первонач.: разочарованность, пессимистические настроения в… … Фразеологический словарь русского литературного языка

    - (Weltschmerz) см. Пессимизм в поэзии … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Книги

  • Мировая скорбь , Н. Дашкевич. Мрачное мировоззрение и пессимизм в западно-европейской поэзии нового времени Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1895 года (издательство`Tip. Imp. universitetaSv.…
  • Мировая скорбь в конце XVIII и в начале XIX века. Ее основные этические и социальные мотивы и их отражение в художественном творчестве , Н. А. Котляревский. Предлагаемая читателю книга выдающегося отечественного критика и историка литературы Н. А. Котляревского посвящена исследованию феномена "мировой скорби", под которой понимается…

26 сентября, семь часов утра. Дамаск сотрясается от двух мощных взрывов. В окнах дрожат стекла, на улице слышна стрельба. Два заминированных автомобиля взорвались около здания Генерального штаба. После этого группа боевиков попыталась было в суматохе захватить здание. Но получила должный отпор - военнослужащие сработали профессионально и мужественно. Часть нападавших задержана, другие убиты и ранены. Есть жертвы и среди защитников Родины и мирных граждан. По данным на сей момент, четверо военнослужащих скончались от ран, 14 гражданских лиц и военнослужащих получили ранения. Пролита кровь и бойцов информационного фронта - журналистов. Директор телеканала Аль-Алам Хусейн Муртада ранен, а корреспондент телеканала «Пресс-ТВ» Мая Насер убит террористами. Это произошло, когда журналисты исполняли свой профессиональный долг, освещая события на площади Омайядов.

Взрыв произошел в то время, когда в этом районе недалеко от площади Омайядов, то есть в самом центре города, люди ехали на работу, и дорога полна личных автомобилей и маршруток. Только по счастливой случайности обошлось без огромных жертв. Слышны сирены пожарных машин. Над взорванным зданием поднялись клубы дыма. Но пожарные быстро справились с огнем.


Вражьи СМИ принялись раздувать инцидент, согласно известной поговорке "делая из мухи слона". Сообщили о гибели военачальников, включая министра обороны, сообщили о сильных боях, захвате здания телевидения и даже об "авиаударах по Дамаску". Однако, сирийское телевидение работает, как работало, а министр информации Сирии Омран Аз-Зоуби выступил с опровержением подобных слухов.

Накануне "бойцы за демократию" взорвали школу, находящуюся на дороге между аэропортом и городом Дамаск. Семь человек получили ранения. Свое преступление бандиты пытались объяснить тем, что якобы эта школа использовалась для тренировки полицейских. Однако, это беспомощные попытки "прикрыть зад" злодеянию. Это была просто школа-интернат. Пострадали учебные корпуса, оборудование.

В это время на трибунах Генеральной Ассамблеи ООН вновь звучат агрессивные речи против Сирии. Те, кто упорно не желает видеть преступления мятежников, те, кто не знают жалости к сирийскому народу, страдающему от деяний террористов, кто отказывается признавать их преступления терактами и у кого не хватает души на то, чтобы по-человечески выразить соболезнования погибшим, раненым, пострадавшим, - взойдя на высокую генассамблейскую трибуну, вдруг словно волшебным образом преображаются и преисполняются якобы огромной жалостью к "угнетенному народу". Вооружающие и подстрекающие террористов начинают лить слезы по сирийским гражданам. Крокодил тоже плачет, когда ест человека.

Президент США Обама разразился агрессивной и лицемерной речью, в которой призвал президента Сирии Башара Асада "уйти и не преумножать скорбь этого мира". Но думал ли сей черный "мировой жандарм" о скорбях мира сего, когда утюжил "Томагавками" Ливийскую Джамахирию? Когда погибли ни в чем не повинные маленькие внуки Муаммара Каддафи, которые еще даже не могли выговорить название заокеанской державы-убийцы? Когда цветущая страна была залита кровью своих сыновей и дочерей, растерзана и отброшена назад на десятилетия? Что тогда думал Обама о скорби не то что мира, а конкретных матерей, о детях-сиротах, о 6 миллионах сломанных судеб? А что думает Обама сейчас о скорби матерей сирийских солдат? А о скорби родных, погибших в варварских терактах в Дамаске, Алеппо, Дейр-эз-Зоре, Идлебе и других городах многострадальной Сирии, которая уже замучилась считать павших? Обама и другие господа в элегантных костюмах и при галстуках, уподобившись библейским иудеям, орут в адрес Башара Асада "Распни его, распни!", - и закрывают глаза на то, ЧТО именно они поддерживают и насколько преумножают скорбь этого мира. Так не обратить ли американскому президенту свой громогласный призыв на себя же самого?

Куда хозяин, туда и холоп. Катарский эмир Халифа Ат-Тани уже без всяких дипломатических прикрытий призвал с высокой "цивилизованной" трибуны к откровенному военному преступлению - вторжению в суверенное государство без санкции Совета Безопасности ООН: «СБ не удалось добиться эффективной позиции, и лучше для арабских стран самим вмешаться, исходя из национальных, гуманитарных, политических и военных обязательств, и сделать все возможное для прекращения кровопролития в Сирии». То есть, "эффективная позиция", по мнению эмира - это согласие на военное вторжение и разрушение страны. Но, коли на этот раз нашлись державы, не желающие беспредела, - значит, надо принести в Сирию "демократию" на бомбах и ракетах. Ат-Тани, конечно же, "забыл" упомянуть о своей немалой роли в разжигании кровопролития в Сирии, а прежде - в Ливии: о том, как спонсировал вооруженные банды в обеих странах. Сначала заготовил дрова и поднес спичку, а теперь предлагает тушить пожар бензином.

А тем, кто твердит о "диктатуре" в Сирии, - не мешало бы вспомнить прихода к власти этого эмира, который просто-напросто сверг с престола собственного отца и воцарился на троне. Что такое выборы - народ Катара уже забыл. Но данная средневековая монархия абсолютно не волнует западных "демократизаторов" - ведь вся деятельность Ат-Тани - это сплошное выслуживание перед США. Если в своей стране он монарх, - то на международной арене банальный холоп. Поэтому никто на той же Генассамблее не заикается о необходимости проведения свободных выборов в Катаре и о "легитимной передаче власти". Зато легитимного, дважды избранного народом на выборах Президента Сирии на весь мир клеймят и обвиняют в том, в чем виновны сами.

Омерзительнее всего, однако, - это когда человек, называющий себя социалистом и смеющий примазываться к социалистическим идеям, призывает к уничтожению страны, у власти в которой стоят другие социалисты. Речь о президенте Франции Олланде, выступающем против Сирии, где народ оказал доверие Партии Арабского социалистического возрождения.

"У сирийского режима нет будущего среди нас! - истерил Олланд с трибуны. - Я призываю ООН незамедлительно предоставить сирийскому народу поддержку!" Какую именно "поддержку"? Конечно же, ту самую, что его предшественник, правый радикал Николя Саркози, предоставил ливийскому народу, истекающему кровью! Ах, да, еще ту самую, которая "была оказана" народу Югославии в 1999 году, и в "оказании такой поддержки", от которой погибли тысячи сербов, участвовал предшественник Саркози Жак Ширак. Есть с кого брать пример Олланду! Достойные учителя у этого псевдосоциалиста! Его руки уже по локоть в крови сирийского народа - ведь официальные лица Франции хвастливо говорили о том, что поставляют террористам , средства связи и финансовую помощь и намерены это делать и дальше. Но Олланду этого мало - надо даже не то, что запачкать руки в крови по самые плечи, а и искупаться в ней полностью, с головой! Вот он и призывает к противозаконным действиям, к военному преступлению, не имеющему срока давности!

Жаль только, что подобные призывы звучат не где-нибудь на бандитской сходке в каком-нибудь заброшенном подвале, где обычно криминальные элементы замышляют убийства и грабежи, - а с главной трибуны мира. Подстрекательство к массовому убийству идет на глазах всех судей мира, всех присяжных, всех полицейских, всего народа земного шара! И некому арестовать эту шайку...

И эти мировые бандиты еще призывают законного Президента "не преумножать скорбь этого мира" и уйти, не спросив сирийский народ? Вот уж воистину - с больной головы на здоровую...

Разве не готовились взрывы и попытка захвата здания Генштаба Сирии в Дамаске и последующая волна дезинформации специально к заседанию Генассамблеи ООН, чтобы в очередной раз сказать, что, мол, "режим не контролирует ситуацию" и "пора его валить"? Да вот только планы врагов на этот раз вновь сорвались.

Сирийцы уже знают - как очередное заседание международного уровня - так жди или терактов, или моря вранья, или того и другого сразу... И если над враньем можно посмеяться, то что делать, когда в результате терактов погибают и получают ранения люди? Когда умножается число скорбящих матерей...

Вот и не преумножайте скорбь этого мира, господа! Уйдите сами и перестаньте множить число вдов и сирот. Правда, руки от крови вам уже не отмыть никогда.

Это книга-открытие, книга-предупреждение, книга-Откровение, книга-программа. Как написал в предисловие к ней Андрей Фурсов, эта книга – «что-то вроде приема красной таблетки в фильме «Матрица». Тот, кто ее прочтет, вряд ли будет смотреть на мир по-прежнему».

В центре исследования Елены Лариной – война элит и вопрос выживаемости России в новой исторической реальности – мире мятежевойны, где нет фронтов и союзников. Враг у ворот! – предупреждает автор. Война уже идет и в ней участвует каждый из нас, потому что сражения развернулись не на улицах и площадях наших городов, а в наших умах.

Такова современная война – ее не видно, но она есть. Выбери красную таблетку – прочитай книгу. Ты получишь знания, умножающие скорбь, но узришь мир таким, каким он является на самом деле. Выйди из Матрицы, стань Избранным!

Рычащие птицы. Комментарии к будням

Даниэль Глаттауэр Современная зарубежная литература Мировой бестселлер (Эксмо)

Показания к применению: эта книга – средство против мировой скорби, против уныния, отупения, бесчувствия, невежества, мизантропии, против воспроизведения речевого сора и против метеочувствительности. Способ применения: читать. Дозировка: если книготорговец не порекомендует иного, то ежедневно от трех до тридцати коротких историй перед сном и по пробуждении.

При зимней депрессии – от тридцати до ста историй. По окончании начать сначала. Побочные эффекты: «Рычащие птицы» в целом хорошо переносимы. В отдельных случаях: растяжение смеховых мышц и увлажнение глаз, иногда резкие вскрики в метро.

Николаус Ленау Классическая проза Отсутствует

Николаус Ленау – австрийский поэт-романтик. В печати дебютировал лишь в 1827, хотя стихи писал с юности. Принадлежит, наряду с Байроном и Леопарди, к крупнейшим поэтам «мировой скорби». Внес свой вклад в разработку образов Фауста и Дон Жуана.

Пророчество Данте

Джордж Байрон Драматургия Отсутствует Нет данных

«Пророчество Данте» – великолепная поэма знаменитого на весь мир английского поэта Джорджа Байрона (англ. George Noel Gordon Byron, 1788 – 1824). *** Автор говорит устами великого итальянского поэта Данте Алигьери. Данте предупреждает своих соотечественников о предстоящих бедствиях, ожидающих Италию, призывает к объединению, а также рассуждает о поэтическом искусстве и о поэтах, которые прославят имя Италии.

Из-под пера лорда Байрона вышли такие произведения, как «Абидосская невеста», «Мазепа», «Дон Жуан», «Оскар Альвский», «Беппо», «Корсар», «Шильонский узник », «Лара». Джордж Гордон Байрон считается символом европейского романтизма, «Прометеем нового времени».

В творчестве этой загадочной личности пессимизм и мотивы «мировой скорби» удивительным образом сочетаются со свободолюбием и революционным духом. Его произведения переведены на многие языки мира и уже несколько веков продолжают покорять сердца читателей.

Шильонский узник

Джордж Байрон Драматургия Отсутствует Нет данных

«Шильонский узник» – романтическая поэма великого английского поэта Джорджа Байрона (англ. George Noel Gordon Byron, 1788 – 1824). *** Франсуа де Бонивар рассказывает историю своей жизни – о трагической смерти его родных, о заточении в Шильонском замке и обо всем, что ему довелось пережить.

Сюжет основан на реальных событиях, имевших место в XVI веке. Лорд Байрон прославился многими блестящими произведениями, среди которых «Паризина», «Чайльд Гарольд», «Сарданапал», «Пророчество Данте», «Мазепа», «Английские барды и шотландские обозреватели», «Манфред», «Проклятие Минервы».

Джордж Гордон Байрон считается символом европейского романтизма, «Прометеем нового времени». В творчестве этой загадочной личности пессимизм и мотивы «мировой скорби» удивительным образом сочетаются со свободолюбием и революционным духом. Его произведения переведены на многие языки мира и уже несколько веков продолжают покорять сердца читателей.

Джордж Байрон Драматургия Отсутствует Нет данных

Драматическая поэма «Манфред» вышла из-под пера великого английского поэта Джорджа Байрона (англ. George Noel Gordon Byron, 1788 – 1824). *** Манфреда мучит чувство вины за какой-то загадочный поступок, совершенный им много лет назад и связанный со смертью его возлюбленной Астарты.

В отчаяньи он взывает к семи духам, которых он просит помочь ему все забыть… Другими известными произведениями лорда Байрона являются «Двое Фоскари», «Беппо», «Корсар», «Осада Коринфа», «На тему из Горация», «Оскар Альвский», «Каин», «Преображенный урод», «Гяур».

Джордж Гордон Байрон считается символом европейского романтизма, «Прометеем нового времени». В творчестве этой загадочной личности пессимизм и мотивы «мировой скорби » удивительным образом сочетаются со свободолюбием и революционным духом. Его произведения переведены на многие языки мира и уже несколько веков продолжают покорять сердца читателей.

Джордж Байрон Драматургия Отсутствует Нет данных

«Мазепа» – романтическая поэма гениального английского поэта Джорджа Байрона (англ. George Noel Gordon Byron, 1788 – 1824). *** Украинский гетман Иван Мазепа рассказывает королю Карлу XII историю своей жизни. Главный эпизод – о том, как юного Мазепу, тогда еще королевского пажа, в наказание за порочную связь с супругой одного вельможи привязывают голым к спине лошади и отпускают в поле… Произведение является обязательной частью школьной программы.

«Корсар», «Абидосская невеста», «Лара», «Марино Фальеро», «Пророчество Данте», «Гяур», «Манфред», «Дон Жуан», «Вальс». Джордж Гордон Байрон считается символом европейского романтизма, «Прометеем нового времени». В творчестве этой загадочной личности пессимизм и мотивы «мировой скорби» удивительным образом сочетаются со свободолюбием и революционным духом.

Его произведения переведены на многие языки мира и уже несколько веков продолжают покорять сердца читателей.

Переписка с читателями

Максим Горький Публицистика: прочее Отсутствует

«Дорогой Алексей Максимович! Мысль написать небольшое письмо пришла мне под впечатлением от чтения вашей статьи „О солитёре“. У меня составилось такое впечатление из других ваших статей в „Правде“, да и из этой, что вы постоянно „бомбардируетесь“ письмами тех, кто личное, в сущности ничтожное, горе стремится выдать за мировую скорбь, пустую слезу – за жемчужину исстрадавшегося сердца, кто внутреннюю пустоту принимает за пустоту жизни, кто гибель надежды личного благополучия и счастья считает гибелью счастливой жизни вообще, кто, чувствуя, что он – тонет и что иссыхает насиженное тёплое болотце его ограниченного мира, – думает, что погибает не он, а весь необъятный мир.

Чувствуя, что дни его сочтены, он, этот солитёр, начинает кричать, визжать, брюзжать, и этот визг буквально слышится повсюду…».

Мировая скорбь, мрачное мировоззрение и пессимизм в западно-европейской поэзии нового времени…

Жан де Кар – известный французский популяризатор истории. Среди его бестселлеров монографии о великих королевских династиях и о знаменитых столицах Европы. В Вену Жан де Кар влюбился в 1967 году, когда впервые побывал здесь. С тех пор ему приходилось не раз бывать в городе несравненных пирожных, вальса и психоанализа.

Постепенно из открытий и впечатлений родилась книга. Жан де Кар с неподдельным восторгом описывает город, переживший две турецкие осады, две войны, оккупацию, социальные потрясения, но даже в часы скорби сохранявший свое обаяние и жизнелюбие. Книга читается словно дневник наблюдений за исторической и современной жизнью австрийской столицы, полный блестящих зарисовок парадной Вены и ее изнанки, а также портретов выдающихся личностей: династии Штраусов, императрицы Сисси, Наполеона, Климта и др.

Как не свихнуться в этом мире

Александр Аннин Руководства Отсутствует Нет данных

Тему всемирного, поистине – вселенского сумасшествия, сползания человечества в объятия чудовищного «дома скорби» за последние годы и десятилетия успешно оседлали кинематографисты и драматурги, прозаики и поэты, фотографы, художники, скульпторы… Не говоря уж о журналистах всех видов и подвидов.

Значит, благодарная тема, хлебная. А почему же она такая хлебная, выигрышная, скажите на милость? Ответ прост: да потому, что ведь это же самая что ни на есть правда. Истина. Мир и впрямь давно сошел с ума: некоторые умные люди (не помешавшиеся еще или в меру «тронутые») называют точкой невозврата – начало Первой мировой.

Невозврата к самоуважению, к признанию абсолютной ценности человеческой жизни, основам Божьего порядка на земле. Но, как сказано в том же Священном Писании, пусть хоть весь мир вокруг сойдет с ума и добровольно ринется в ад, ты же, человече, спасай свою единственную душу и не следуй за ними.

И не пытайся никого отговорить от его выбора – гори он в аду, это его добрая воля! А спасай только самого себя. Не дай себе свихнуться, не дай миру свести тебя с ума, живи своим здравым рассудком и поступай по своей совести – вот, пожалуй, главная суть этой книги.

Как управлять переменами

Анджела Слэттер Рассказы The Best Of. Фантастика, фэнтези, мистика

Анджела Слэттер удостоена Мировой премии фэнтези, пяти австралийских премий «Ауреалис» за произведения фантастических жанров, она единственная из австралийцев, получившая Британскую премию фэнтези. Выпустила в свет шесть сборников рассказов – в том числе Sourdough & Other Stories («Закваска и другие рассказы»), The Bitterwood Bible and Other Recountings («Биттервудская Библия и другие повествования»), получила степень доктора философии, писательскую стипендию Квинсленда, ведет работу независимого редактора и временами обучает писательскому мастерству.

Ее повести «О скорби и таком («Tor. com»)» и «Потрошитель» (включены в «Ужасологию» издательства «Джо Флетчер букс») были напечатаны в 2015 году, то же издательство выпустит в свет ее первый роман, Vigil («Бдение»), и собирается издать его продолжение, Corpselight («Трупный свет»).

Она пишет в блогах обо всем блестящем, что привлекает ее взгляд, в www. angelaslatter. com, а найти ее можно в Твиттере по @AngelaSlatter.