Джейн остин - биография, фотографии. Джейн Остин. Биография и библиография

Я не читала книг Джейн Остин. Ни одной. Я не люблю романы. Но посмотрев кино об этой талантливой и необыкновенной женщине, дала себе обещание ознакомиться с ее произведениями. Чтобы поближе узнать ее саму.

Фильм невероятно трогательный. Сюжет, казалось бы, совсем обычный. Как сама жизнь. Но, несмотря на то, что мы не раз встречали истории о любви и невозможности быть с тем, кто всего дороже, создатели фильма «Джейн Остин» смогли преподнести настоящий подарок. Богатство и бедность, честь и запятнанная репутация, ответственность и безрассудство, интриги и совесть… Все это так мастерски завязано в истории, что два часа за просмотром пролетают незаметно.

Ее судьба, как и ее творчество, полна романтики, страсти, разочарований, и озарена нескончаемой верой в светлое будущее. «Их обеих ждет замечательный счастливый конец!» — говорит она о героинях своей книги, сама находясь почти на краю пропасти. Она настоящий друг, женщина, которая, оставаясь самой собой, вопреки своей эпохе, не боится показать окружающим наличие интеллекта, бросает вызов рамкам поведения и не желает продавать свою любовь за выгодное замужество. Ее презирают и любят одновременно. И все это Джейн Остин.

Подбор актеров замечательный, их игра потрясает своим естеством. Я им поверила! Это кино, где не просто играют, а дарят жизнь своим персонажам. Герои преображаются, развиваются на глазах у зрителя. Роль Джейн просто создана для Энн Хэтэуэй. На мой взгляд, именно здесь актриса наконец-то раскрыла свой природный талант. Она прочувствовала героиню от и до и, вне всяких сомнений, сопереживала ей больше, чем той девочке, мечтающей о работе в модном журнале.

Очередной раз порадовал Джеймс Мак Эвой. От него я ожидала блестящей игры, но, тем не менее, он снова поразил меня своим мастерством и, на мой взгляд, поднялся на новый уровень, снимаю шляпу!

Та драма, которую Хэтэуэй и Мак Эвой вместе разыграли на экране, способна достучаться до сердца даже самого строгого критика, такую искренность чувств я не видела со времен «Жестоких игр». Они не переигрывают, все показано точно в меру. Их романтику не придется запивать крепким чаем, в ней отсутствует слащавость, которую часто можно встретить в драматическом кино. Здесь все чисто. В эпизодах, совершенно лишенных фраз, их взгляды говорят намного больше, чем смогли бы выразить слова. Сцена танца на приеме у Леди Грешем сыграна так искренне, что я была не в состоянии оторвать своих глаз от экрана.

Хочется особо отметить игру Джулии Уолтерс. Ее персонаж вырвался из шаблонного чопорного образа заботливой матери, за счет чего Миссис Остин раскрылась еще и как личность. Справедливости ради, отмечу, что все остальные актеры также блестяще справились с ролями.

Работа режиссера и оператора заслуживает отдельной похвалы. На протяжении всего фильма можно наблюдать сдержанную и гармоничную картинку. Приятная игра света, многообразие естественных оттенков, каждый кадр радует глаз. Живописная природа, богатая вариация интерьеров… Все это грамотно дополняет сюжет, но не отвлекает от его действующих лиц. Музыкальное сопровождение доставит удовольствие даже самому избалованному слуху. Творческий подход отразился во всем.

Плюсом является также легкая ирония, то и дело пронизывающая сюжет. Именно тонкая, невесомая, очень жизненная.

В заключение хочется добавить, что это кино для всех. В нем романтик найдет, в какой момент тихонько утереть слезу, а признанный скептик обязательно насладится воссозданной атмосферой и мастерством всех, кто работал над фильмом.

Это фильм, который не будет иметь возраста. Именно такие фильмы хочется посмотреть еще раз. Потому что чувствуется, что они создаются в первую очередь не ради гонорара, а как возможность для творческих людей выразить себя, создав нечто прекрасное. А ведь именно в этом и заключается настоящее искусство!

За то, что увиденное превзошло все ожидания.

Джейн Остин (англ. Jane Austen, возможно написание Остен, 1775–1817) - английская писательница, провозвестница реализма в британской литературе, основоположница семейного, «дамского романа». Её книги являются признанными шедеврами и покоряют безыскусной искренностью и простотой сюжета на фоне глубокого психологического проникновения в души героев и ироничного, мягкого, истинно «английского» юмора.

Джейн Остин до сих пор по праву считают «Первой леди» английской литературы. Её произведения обязательны для изучения во всех колледжах и университетах Великобритании.

Женщины придают слишком большое значение единственному восхищенному взгляду. А мужчины стараются их в этом заблуждении поддержать

Остин Джейн

Джейн Остин родилась 16 декабря 1775 года в городке Стивентон, графство Хэмпшир. Её отец, Джордж Остин, был приходским священником.

Происходил он из старинной кентской семьи, был просвещенным и широкообразованным человеком. Его жена, Кассандра Ли, также принадлежала к старинному, но обедневшему роду. Помимо Джейн в семье было шестеро мальчиков и одна девочка (Кассандра). Джейн Остин была предпоследним ребенком.

При высокой детской смертности в те годы, все они выжили. Старший брат, Джеймс, имел склонность к литературным занятиям: писал стихи, прозу, но пошёл по стопам отца.

Человек может быть гордым, не будучи тщеславным. Гордость скорее связана с нашим собственным о себе мнением, тщеславие же - с мнением других людей, которое нам бы хотелось, чтобы они составили о нас.

Остин Джейн

О втором брате, Джордже, предпочитали в семье не говорить: он был психически неполноценным, говорить так и не научился. Ради него Джейн изучила азбуку немых. Третьего брата, Эдварда, усыновили богатые бездетные родственники Остинов Найты, что открыло перед ним широкие возможности - из класса джентри он перешел в класс нобилити.

Самая яркая и романтическая судьба была у четвёртого, любимого брата Джейн Остин, Генри Томаса. Человек увлекающийся и не очень практичный, он перепробовал на своём веку немало профессий: служил в армии, был банкиром, поначалу преуспевал, но потом разорился, принял сан. Женат он был на Элизе де Фейд, вдове французского дворянина, окончившего свои дни на гильотине.

Элиза оказала немало влияния на Джейн. Именно Элизе она обязана неплохим знанием французского языка и французских авторов: Ларошфуко, Монтеня, Лабрюйера, а также любовью к театру.

Кто интересуется танцами, тому ничего не стоит влюбиться.

Остин Джейн

Два других брата, Фрэнсис и Чарльз, были моряками, дослужились до адмиральского чина.

Но особенная дружба связывала Джейн с Кассандрой. С ней она делилась всеми своими замыслами. Кассандра, конечно же, знала имя человека, которому хранила верность Джейн Остин, на руках Кассандры Джейн умерла. Кассандра, как и сестра, замуж не вышла.

Её избранник, молодой священник Томас Фаул, умер от жёлтой лихорадки в Вест-Индии, куда отправился в надежде заработать денег на предстоящую свадьбу. Когда его не стало, Кассандре было только двадцать четыре года.

Остин Джейн

Гораздо меньше определённых сведений имеется о самой писательнице. Мнения современников даже о её внешности и то противоречивы. Джейн «совсем нехорошенькая, она чопорна для своих двенадцати лет, капризна и неестественна», так говорила её кузина Филадельфия.

«Она привлекательна, хороша собой, тонка и изящна, только щёки несколько кругловаты», - говорил брат её близкой приятельницы. С этим описанием схож и портрет Джейн, сделанный Кассандрой. Джейн Остин любила наряды, балы, веселье.

Её письма полны описаний фасонов шляпок, рассказов о новых платьях и кавалерах. Веселье сочеталось в ней с природным умом и очень неплохим, особенно для девушки её круга и положения, даже не окончившей школу, образованием.

… пренебрежение здравым смыслом - верный путь к счастью.

Остин Джейн

В период с 1783 года по 1786 вместе с Кассандрой училась в Оксфорде, Саутгемптоне и Рединге. Со школами Джейн не везло; в первой она и Кассандра страдали от деспотичного нрава директрисы, чуть было не умерли, заразившись сыпным тифом. Другой школой в Рединге, напротив, руководила очень добродушная особа, но знания учениц были последней заботой её жизни.

Вернув дочерей домой, Джордж Остин решил заняться их образованием сам и весьма в этом преуспел. Умело руководя их чтением, он привил девочкам хороший литературный вкус, научил их любить классических авторов, которых отменно знал по роду собственных занятий. Были прочтены Шекспир, Голдсмит, Юм.

Мы должны прощать эгоистов. Они неизлечимо больны.

Остин Джейн

Формирование личности Джейн Остин проходило в интеллигентной обстановке - среди книг, постоянных разговоров о них, обсуждений прочитанного и происходящего.

Хотя всю недолгую жизнь писательница провела в провинции, Стивентоне, Бате, Чотэне, Уинчестере, лишь изредка выезжая в Лондон, большой мир с его событиями и катаклизмами: войнами, восстаниями, революциями - постоянно врывался во внешне спокойное и размеренное существование дочери английского священника.

Шли Наполеоновские войны, Война за независимость в Северной Америке, Англия была охвачена промышленным переворотом, по ней уже прокатились первые выступления луддитов, Ирландия была охвачена восстаниями. Джейн Остин состояла в оживленной переписке с братьями, их женами, детьми, дальними родственниками, а некоторые из них были непосредственными участниками исторических событий.

Человек, которому некуда девать собственное время, всегда без малейшего зазрения совести посягает на чужое.

Остин Джейн

Французская революция коренным образом изменила судьбу Элизы де Фейд, братья Чарльз и Фрэнсис отправились на войну с Францией. В Вест-Индии умер жених Кассандры; в течение нескольких лет в семье Остинов воспитывался сын бывшего губернатора Индии Уоррена Гастингса.

Письма соединяли английскую провинцию с революционной Францией, незнакомой и далекой Америкой, экзотической Индией и давали Джейн Остин бесценный материал для её романов.

Но ни в одном из них не найти рассказа о войнах или революциях, да и действия никогда не выносятся за пределы Англии. Но то что она ориентировалась в происходящем особенно ощутимо в последнем её романе «Доводы рассудка», где немало моряков, только что вернувшихся на сушу после военных действий, отличившихся в сражениях, плававших в Вест-Индию.

В ком есть желание сделать приятное, многое следует прощать и многое прощается.

Остин Джейн

Однако Остин не считала себя компетентной подробно писать о военных действиях и начавшейся колониальной экспансии Англии. Сдержанность - черта не только творческого облика этой писательницы, сдержанность - основа всей её жизненной позиции. И в этом отношении важно, что Джейн Остин происходила из семьи очень английской по царившей в ней атмосфере.

Здесь умели глубоко чувствовать, но в тоже время были сдержанными в изъявлении чувств. Преподобный Джордж Остин воспитывал своих дочерей не только воскресными проповедями, но и каждодневным примером - дух человека должен быть выше тягот жизни, болезней, голода, нищеты, смерти.

Жизнь не слишком баловала Остин. В тридцать лет Джейн надела чепчик, объявив тем самым миру, что отныне она старая дева, простившаяся с надеждами на личное счастье, хотя один раз ей и было сделано предложение. Остины никогда не были богатыми, а после смерти отца, их обстоятельства стали ещё более стеснёнными. Джейн обшивала семью, помогала матери по хозяйству.

Уж лучше вообще не иметь мозгов, ежели находить им дурное применение.

Остин Джейн

Писательница скончалась 18 июля 1817 года в Винчестере, куда поехала лечиться от болезни Аддисона. Перед смертью она пыталась закончить свой последний роман «Сендитон».

Юношеские произведения
* Три сестры (рассказ) (англ. The Three Sisters)
* Любовь и дружба (англ. Love and Freindship), со знаменитой опечаткой в слове «friendship» в названии.
* История Англии (англ. The History of England)
* Прекрасная Кассандра (англ. The Beautifull Cassandra)

Романы
* Разум и чувства (англ. Sense and Sensibility), в русском переводе «Чувство и чувствительность» (1811)
* Гордость и предубеждение (англ. Pride and Prejudice) (1813)
* Мэнсфилд парк (англ. Mansfield Park) (1814)
* Эмма (англ. Emma) (1816)
* Доводы рассудка (англ. Persuasion) (1817), опубликован посмертно
* Нортенгерское аббатство (англ. Northanger Abbey) (1818), опубликован посмертно

Одной половине человечества всегда непонятно, почему что-то нравится другой.

Остин Джейн

Незавершённые произведения
* Леди Сьюзан (англ. Lady Susan), эпистолярный роман, не завершён
* Уотсоны (англ. The Watsons), не завершён
* Сэндитон (англ. Sanditon), не завершён

В творчестве Остин было два периода: в 1795-1798 гг. были созданы ранние романы; 1811-1816 гг. - период написания прославившихся романов, таких как «Гордость и предубеждение» и «Разум и чувства».

Экранизации
* «Разум и чувства»:
* «Sense and Sensibility», 1971, телефильм, Великобритания. Реж. - Дэвид Гайлз. В ролях: Майкл Элдридж, Шейла Баллантин, Эсме Черч и др.
* «Sense and Sensibility», 1981, мини-сериал, Великобритания. Реж. - Родни Беннетт. В ролях: Ирен Ричард, Трэйси Чайлдз, Боско Хоган и др.
* «Разум и чувства», 1995, Великобритания, США. Реж. - Энг Ли. В ролях - Эмма Томпсон, Кейт Уинслет, Алан Рикман, Хью Грант. (Премия «Оскар» - лучший адаптированный сценарий).
* «Найти себя» (инд. Kandukondain), 2000, фильм, Индия. Реж. - Раджив Меннон. В ролях: Мамути, Аджит, Табу и др.
* «Sense and Sensibility», 2008, мини-сериал, Великобритания. Реж. - Джон Александр. В ролях - Хэтти Морахэн, Чарити Уэйкфилд, Дэвид Морисси, Дэн Стивенс, Джанет МакТир и др. (Премьера (мир) - 1 января 2008 г.).
* «Гордость и предубеждение»:
* «Pride and Prejudice», 1938, телефильм, Великобритания, ч/б. В роли Элизабет Беннет - Curigwen Lewis.
* «Pride and Prejudice», 1940, США. В роли мистера Дарси - Лоуренс Оливье, в роли Элизабет Беннет - Грир Гарсон. (Премия «Оскар» - Лучшая работа художника-постановщика).
* «Pride and Prejudice», 1952, сериал, Великобритания, ч/б. В роли мистера Дарси - Питер Кашинг, в роли Элизабет Беннет - Энн Баскетт.
* «Pride and Prejudice», 1958, сериал, Великобритания, ч/б. В роли Элизабет Беннет - Jane Downs.
* «Pride and Prejudice», 1967, сериал, Великобритания. В роли Элизабет Беннет - Celia Bannerman.
* «Pride and Prejudice», 1980, сериал, Великобритания. В роли Элизабет Беннет - Elizabeth Garvie.
* «Гордость и предубеждение», 1995, сериал, Великобритания. В роли Элизабет Беннет - Дженнифер Или, мистера Дарси - Колин Фёрт.
* «Pride and Prejudice», 2003, США. (Адаптация с переносом места действия в современность). В роли Элизабет Беннет - Кэм Хескин.
* Невеста и предрассудки, 2004, Великобритания, США. (Адаптация с переносом места действия в Индию). В главной роли - Айшвария Рай.
* «Гордость и предубеждение», 2005, Франция, Великобритания. В роли Элизабет Беннет - Кира Найтли.
* «Lost in Austen», 2008, сериал, Великобритания. (Адаптация).
* «Мэнсфилд парк»:
* «Mansfield Park», 1983, сериал, Великобритания. Реж. - Дэвид Гайлз. В ролях: Сильвестра Ле Тузель, Nicholas Farrell, Samantha Bond, Liz Crowther, Angela Pleasence, Анна Масси, Бернард Хептон.
* «Mansfield Park», 1999, Великобритания. В роли Фанни - Frances O’Connor.
* «Mansfield Park», 2007, телефильм, Великобритания, BBC. В роли Фанни - Билли Пайпер, Эдмунд - Blake Ritson.
* «Эмма»:
* «Emma», 1948, телефильм, Великобритания, ч/б. В роли Эммы - Judy Campbell.
* «Emma», 1960, телефильм, Великобритания, ч/б. В роли Эммы - Diana Fairfax.
* «Emma», 1972, сериал, Великобритания. В роли Эммы - Doran Godwin.
* «Бестолковые», 1995, США. (Адаптация с переносом места действия в современность).
* «Эмма», 1996, Великобритания, США. В роли Эммы - Гвинет Пэлтроу. (Премия «Оскар» за лучшую музыку).
* «Emma», 1996, телефильм, Великобритания. В роли Эммы - Кейт Бекинсейл.
* «Emma», 2009, сериал, Великобритания. Реж. - Джим О’Хенлон, Джордж Ормонд. В ролях: Ромола Гараи, Джонни Ли Миллер, Кристина Коул.
* «Нортенгерское аббатство»:
* «Northanger Abbey», 1986, сериал, Великобритания.
* «Northanger Abbey», 2007, телефильм, Великобритания.
* «Доводы рассудка»:
* «Persuasion», 1960, сериал, Великобритания, ч/б. В роли Энн Эллиот - Daphne Slater.
* «Persuasion», 1971, сериал, Великобритания. В роли Энн Эллиот - Anne Firbank.
* «Persuasion», 1995, телефильм, Великобритания. В роли Энн Эллиот - Amanda Root, капитан Уэнтворт - Ciaran Hinds.
* «Persuasion», 2007, телефильм, Великобритания. В роли Энн Эллиот - Sally Hawkins, капитан Уэнтворт - Rupert Penry-Jones.

Фильмография
Фильмы о Джейн Остин:
* «Мисс Остин сожалеет», 2007, Великобритания. Режиссёр Джереми Лавринг, в роли Джейн - Оливия Уильямс.
* «Джейн Остин», 2007, Великобритания. Режиссёр Джулиан Джаррольд, в роли Джейн - Энн Хэтэуэй.

Джейн Остин (Остен) (Jane Austen) (1775-1817), английская романистка, прославившаяся остроумным и проницательным изображением провинциального общества. Родилась 16 декабря 1775 года в Стивентоне (графство Гэмпшир), в семье священника. В доме священника бытовали совсем не чопорные нравы, там устраивали любительские спектакли; с увлечением читали романы, когда чтение романов еще считалось занятием сомнительным; восторженно слушали юношеские комические сочинения Джейн. Не получив почти никакого формального образования, Джейн много читала и уже в четырнадцать лет могла сочинять забавные и назидательные пародии на различные признанные образцы литературы 18 века - от сентиментальных романов до "Истории Англии" О. Голдсмита.

В творчестве Остен ясно просматриваются два периода плодотворной активности, разделенные довольно длительным перерывом: 1795-1798, когда были созданы ранние романы, и 1811-1816, поразительно насыщенный период первых головокружительных успехов и углубляющегося мастерства, когда были пересмотрены и подготовлены к изданию "Чувство и чувствительность" и "Гордость и предубеждение" и написаны три последних завершенных романа - "Мэнсфилд-Парк", "Эмма" и "Доводы рассудка". Поскольку все романы Джейн Остен публиковались анонимно, от лица некой "леди", громкой литературной славой она, конечно, пользоваться не могла, однако три романа выдержали при ее жизни по два издания; в особенности хвалили "Гордость и предубеждение", а об "Эмме" одобрительно отозвался сам Вальтер Скотт .

Впрочем, на жизнь мисс Остен ее успех и творчество, похоже, не оказывали особого влияния. Насколько можно судить по ее письмам и воспоминаниям родных, она до самого конца оставалась прежде всего жизнерадостной, внимательной, нежной и ласково-ироничной дочерью, сестрой и теткой в своей большой и любящей семье. Умерла Джейн Остен в Уинчестере 18 июля 1817 года.

Юношеские сочинения Джейн Остен отличаются от первых опытов большинства других авторов тем, что часто забавны сами по себе, независимо от угадываемых в них черт ее позднейшего творчества. Например, "Любовь и дружба" ("Love and Friendship"), произведение, сочиненное в четырнадцатилетнем возрасте, представляет собой уморительную пародию на мелодраматические опусы 18 века. Среди юношеских писаний Джейн, сбереженных в ее семье и изданных в трех томах более чем через сто лет после ее смерти, имеются и другие довольно остроумные сочинения. К ним, не умаляя его литературных достоинств, можно отнести и "Нортенгерское аббатство" ("Northanger Abbey", опубл. 1818), поскольку этот роман писался как пародия на очень популярный тогда "готический роман" и по стилю, материалу и времени написания близок к юношеским сочинениям Джейн Остен. В "Нортенгерском аббатстве" речь идет о наивной барышне, свихнувшейся на чтении "готических романов" и вообразившей, будто в действительной жизни, если разобраться, тоже царит зловещая мистика.

"Чувство и чувствительность" ("Sense and Sensibility", 1811) начинается как пародия на мелодраматические сочинения минувшего века, которые писательница уже подвергла раньше осмеянию в "Любви и дружбе", но затем развивается в совсем неожиданном направлении. Мысль романа, лежащая на поверхности, состоит в том, что чувствительность - восторженность, открытость, отзывчивость - опасна, если ее не умеряют осмотрительность и благоразумие, - предостережение, вполне уместное в устах писательницы, выросшей в доме священника. Поэтому Марианна, воплощение чувствительности, страстно влюбляется в обаятельного господина, который на поверку оказывается негодяем; между тем ее рассудительная сестра Элинор избирает объектом своей привязанности вполне надежного молодого человека, за что получает в финале вознаграждение в виде законного брака.

"Гордость и предубеждение" ("Pride and Prejudice", 1813) - один из самых известных английских романов. Это бесспорный шедевр Джейн Остен. Здесь она впервые полностью контролирует свои пристрастия и возможности; морализаторские соображения не вторгаются в анализ и характеристику персонажей; сюжет дает простор ее чувству комического и авторским симпатиям. "Гордость и предубеждение" - роман об охоте на женихов, и тема эта освещена автором со всех сторон и исследована во всех исходах - комических, обыденных, эмоциональных, практических, бесперспективных, романтических, здравомысленных и даже (в случае мистера Беннета) трагических.

В промежутке между двумя периодами, когда одно за другим создавались масштабные произведения, в 1803-1805 годах, Джейн Остен написала два ни на что не похожих опуса: "Леди Сюзанна" ("Lady Susan") - небольшой роман в письмах, в духе беспощадного юмора ее юношеских работ, яркий, язвительный портрет бессердечной светской дамы; "Ватсоны" ("The Watsons") - не слишком интересный фрагмент романа, затрагивающий опять же тему охоты за женихами, но в самом серьезном, строгом тоне, предвосхищающем ее следующий завершенный роман. "Мэнсфилд-Парк" ("Mansfield Park", 1814) - наиболее крупное произведение Джейн Остен, с разнородным составом действующих лиц и широким тематическим охватом.

"Эмма" ("Emma", 1815) считается вершиной творчества Джейн Остен, ярчайшим образцом ее комического письма. Тема романа - самообман. Читателю дается возможность проследить за переменами, которые происходят с очаровательной Эммой, превращающейся из высокомерной самовлюбленной юной командирши в смирную, раскаявшуюся барышню, уже готовую выйти замуж за человека, который способен защитить ее от ее собственных ошибок.

"Доводы рассудка" ("Persuasion", опубл. 1818), последний завершенный роман Джейн Остин, вновь кардинально отличается от предшествующего. Но это не поворот в сторону "Мэнсфилд-Парка", а обращение к не исследованным пока областям, лишь мимоходом затронутым в образе Марианны Дэшвуд в "Чувстве и чувствительности". Новизна "Доводов рассудка" состоит в серьезном и сострадательном отношении к чувству. А в "Сэндитоне" ("Sanditon", опубл. 1925), работе, которую Джейн Остен предприняла за несколько месяцев до смерти и которая осталась интригующим фрагментом, говорится о том, как обманчива внешность и как трудно выносить справедливое суждение, и все это с таким техническим бесстрашием и с такой пластичностью, что, кажется, от этой книги можно было бы ожидать даже большего, чем было достигнуто в "Гордости и предубеждении" и в "Эмме".

Английская писательница, сатирик, предшественница реализма в британской литературе. Ее книги признаны шедеврами во всех странах мира и обязательны к изучению в школах и институтах. Джейн Остин известна как «Первая леди» английской литературы.

Джейн Остин родилась в конце 18 века в городе Стивентон, графство Хэмпшир. Отец Джордж был священником из старинного рода. Семья Остин была большая: шесть мальчиков и две девочки (Кассандра и Джейн).

Старший брат Джеймс писал стихи и прозу, но, как и его отец, стал священником. Второй брат Джордж был психически неполноценным и так и не заговорил. Третьего брата Эдварда усыновили богатые родственники. Любимый брат Джейн Генри Томас перепробовал множество профессий, был банкиром, но прогорел. Братья Фрэнсис Уильям и Чарльз Джон дослужились до адмиралов военного морского флота. Сестра Кассандра всю жизнь была влюблена в своего жениха священника Томаса Фаула , который умер в Индии от лихорадки. С ней Джейн всегда делилась самым сокровенным.

Творческая деятельность Джейн Остин/Jane Austen

Мало осталось известных фактов о писательнице Джейн Остин . Многие ее современники даже расходятся в мнении о ее внешности. Кто-то называет ее «чопорной, капризной и неестественной», кто-то – «привлекательной, тонкой, изящной». От Джейн остался лишь портрет, написанный ее сестрой Кассандрой.

В 1783 году Джейн училась в Оксфорде, Саутгемптоне и Рединге вместе со своей сестрой. С образованием им не повезло. Где-то встречались тиранического нрава директрисы, а где-то слишком мягкие. Отец Джейн забрал девочек домой и сам стал заниматься их образованием. Джейн Остин выросла на произведениях Шекспира , Филдинга , Стерна , Томпсона .

В 14 лет Джейн Остин написала свою первую пародию на скучные оды 18 века «Любовь и дружба» . Маленькой девочке хватило смелости написать пародийный памфлет на труд английского историка Голдсмита «История Англии» .

Джейн Остин всю жизнь провела в своем родном поместье, но вела активную переписку со своими братьями и их женами, которые видели события французской революции, войны с Наполеоном, войны за независимость Индии.

После смерти отца ситуация в семье ухудшилась, денег не хватало. Джейн помогала матери, шила одежду для всей семьи. Свои произведения Джейн Остин публиковала под псевдонимом «Некая Леди Д» . В 1816 году рецензию на ее роман «Эмма» написал сам Вальтер Скотт :

«Тончайшее прикосновение, благодаря которому, даже пошленькие события и характеры становятся интересными от правдивости описаний и чувств».

По некоторым свидетельствам Джейн Остин всю жизнь страдала от раковой опухоли и метастаз. Умерла она в Уинчестере в 1817 году, куда ехала лечить болезнь Аддисона. Она так и не дописала свой последний роман «Сэндитон» .

Личная жизнь Джейн Остин/Jane Austen

Джейн Остин не была замужем. В 20 лет она влюбилась в соседа Томаса Лефроя , студента-юриста. Родители посчитали их брак не выгодным, потому что их семьи были бедными. В будущем Томас Лефрой стал Лордом и Верховным Судьей Ирландии.

В 30 лет Джейн Остин одела чепчик, объявив, что она простилась с надеждами выйти замуж и объявила себя старой девой.

Произведения Джейн Остин/Jane Austen

  • Три сестры
  • Любовь и дружба
  • История Англии
  • Прекрасная Кассандра
  • Чувство и чувствительность (1811)
  • Гордость и предубеждение (1813)
  • Мэнсфилд-парк (1814)
  • Эмма (1816)
  • Доводы рассудка (1817)
  • Нортенгерское аббатство (1818)

Экранизации романов Джейн Остин/Jane Austen

Первая экранизация романа Джейн Остин – телефильм «Гордость и предубеждение» 1938 года. Фильм или мини-сериал по этому роману снимали в 1940, 1952, 1958, 1967, 1980, и 2005 годах. Особенно популярен фильм «Гордость и предубеждение» режиссера Джо Райта с Кирой Найтли в главной роли.

«Доводы рассудка» экранизировали в 1960, 1971, 1995 и 2007 годах. Последняя версия от режиссера Адриана Шерголда .

«Мэнсфилд-парк» вышел на экраны в 1983, и 2007 годах. «Нортенгерское аббатство» - 1986 и 2007. «Чувство и чувствительность» - 1971, 1981, 1995, 2000, 2008. «Эмма» - 1948, 1960, 1972, 1996, .

Произведения Джейн Остин не только становились основой сюжета для многих фильмов, но и вдохновляли режиссеров на создание производных картин. Например, «Джейн Остин на Манхэттене» , «Бестолковые» , «Гордость и предрассудки» , «Невеста и предрассудки» , «Жизнь по Джейн Остин» , «Ожившая книга Джейн Остин» , «Айша» , «Prada и чувства» .

Фильмы о Джейн Остин/Jane Austen

2002 - Настоящая Джейн Остин - Великобритания. Режиссер Никки Паттисон , в роли Джейн - Джиллиан Кирни

2007 - Любовные неудачи Джейн Остин - Великобритания. Режиссер Джереми Ловеринг , в роли Джейн - Оливия Уильямс

Даша Татаркова

НА РОССИЙСКИЕ ЭКРАНЫ ВЫШЛА ЭКРАНИЗАЦИЯ «ГОРДОСТИ, ПРЕДУБЕЖДЕНИЯ И ЗОМБИ» - пародийного романа, в котором героини Джейн Остин пытаются выжить во время зомби-апокалипсиса. Несмотря на безумную завязку, литературный мэшап оказался в меру остроумным, а в его адаптации согласились сыграть Лили Джеймс и Лена Хиди. Джейн Остин уже почти двести лет остаётся константой мировой культуры: её работы продолжают изучать и интерпретировать снова и снова. Для всех, кто хотел бы лучше понять вселенную королевы английской литературы, рассказываем, как она жила, кого читала, о чём писала и что же из всего это получилось.

Тётушка Джейн

Из-за привычки жителей XIX века держать семейные тайны под замком о Джейн Остин известно не так много. Несмотря на неиссякающий интерес к её персоне, до нас дошли лишь общие факты. Публикации под псевдонимом позволили ей вести достаточно скрытную жизнь, при том, что Остин поддерживала активную переписку с друзьями и родственниками. Однако самые интересные подробности так и канули в Лету после смерти писательницы вместе с письмами - их сожгла её сестра Кассандра из уважения к личной жизни Остин.

Долгое время о жизни Джейн Остин строили представление по биографии, написанной её племянником Джеймсом Эвардом Остином-Ли. Для него она была в первую очередь тихой и скромной «тётушкой Джейн». И хотя Остин действительно ценила размеренный семейный уклад, это описание едва ли проливает свет на глубину её характера. Биография Остина-Ли тем не менее стала ключевой для признания Остин как писательницы: после её публикации на родине началась настоящая мания. Современные биографы, не стеснённые обязательствами семейной чести, стараются копнуть глубже, включая сохранившиеся письма в исследования и рассматривая Джейн Остин в социальном, историческом и даже политическом контексте.

Джейн Остин родилась в небогатой семье джентри, самого низкого дворянского сословия, её отец был священником, занимавшимся в том числе фермерством. У Остин было шестеро братьев и сестра Кассандра, которая, как и Джейн, так и не вышла замуж, всю жизнь оставаясь её лучшим другом. Остин недолго училась в нескольких школах, но оканчивала образование под присмотром отца дома, где пользовалась его библиотекой. Семья несколько раз переезжала, так что Джейн успела пожить в том числе в курортном Бате, кипевшем культурной жизнью. В детстве она чуть не умерла от тифа, и некоторые предполагают, что причиной смерти писательницы в 41 год стал именно его рецидив, хотя правдоподобных версий её болезни несколько.

ДЖейн Остин

родилась в 1775 году в Стивентоне, жила в Бате и Чоутене. Скончалась писательница в Уинчестере, куда приехала на лечение

«Я хочу, чтобы люди были не очень приятными, это избавит меня от труда слишком сильно их любить»

из письма сестре Кассандре


Слева направо:
дом писательницы в Стивентоне; первая иллюстрация к «Гордости и предубеждению», напечатанная в издании 1830 года

Джейн Остин писала всю свою жизнь. Её семья поощряла чтение, и ещё в молодости Остин зачитывала им вслух свои рассказы. Сохранилось несколько юношеских произведений Остин, пародировавших сентиментальную прозу, смелая попытка в эпистолярном жанре «Леди Сьюзан», а также два незаконченных романа: «Утсоны» и «Сэндитон». При жизни Остин удалось напечатать четыре книги: «Разум и чувства», ставшую её дебютом, «Гордость и предубеждение», «Мэнсфилд-парк» и «Эмму». Она подписывалась просто - «A Lady». На протяжении жизни Остин постоянно возвращалась к своим работам и вносила в них правки. Посмертно вышли «Нортенгерское аббатство» и «Доводы рассудка».

Поскольку Кассандра уничтожила большую часть их с Джейн переписки, о личной жизни романистки можно только строить разной смелости догадки. Известно, что у Джейн был непродолжительный роман с племянником её соседей Томом Лефроем, которого она в письмах называла «мой ирландский друг», однако его родители не были заинтересованы в столь невыгодном браке. И хотя велик соблазн свести романтические истории Остин к её собственному печальному опыту, о драматичности этого происшествия можно только догадываться, а верить вольному рассуждению на тему в «Джейн Остин» с Энн Хэтэуэй в главной роли совершенно необязательно. Хотя Джейн однажды получила предложение руки и сердца, она его отвергла, поскольку не хотела выходить замуж из прагматических соображений и отвлекаться от писательского дела.

Те же письма Остин, что сохранились, показывают её как ироничную, умную и живую женщину, а не просто любительницу тихой домашней жизни. Несмотря на то, что семья Остин по большей части занималась тем, что общалась с многочисленными друзьями и родственниками, писательница видела в этом не столько комфорт, сколько возможность для исследования человеческой натуры. Благодаря брату Генри у неё было множество самых разных знакомых, и все они отмечали её исключительно живой ум. Письма Остин представляют её как человека с невероятно ироничным отношением к себе и жизни, глубоко чувствующего и видящего недостатки общества вокруг.

Библиотека Хантингтона

в Калифорнии, в которой, например, хранится первое издание «Гамлета», недавно приобрела ранее не изданные
письма, стихи и другие материалы писательницы

Что читать

Jane Austen: A Life

The Real Jane Austen:
A Life in Small Things

Jane Austen’s Letters

Разум против чувств

Когда Джейн Остин только начинала писать, в литературе царили возвышенный сентиментализм, преклонявшийся перед природой, и романтизм, который ставил яркие страстные чувства превыше всего. Однако социальные и политические перемены не прошли даром: всё больше женщин не боялось заниматься писательством, а засилье сентиментальной прозы потеснил реализм с Диккенсом во главе, работавшим, правда, уже после жизни писательницы. Примерно в то же время, что и Остин, писали такие выдающиеся женщины-авторы, как Фанни Берни, Анна Радклиф, Мэри Хейз, Элизабет Гамильтон, Мария Эджуорт, Мэри Шелли, которая, кстати, издала свою первую книгу аккурат в год смерти Остин.

Остин была предвестницей реализма, противопоставляя себя сентиментализму и романтизму и предпочитая иронию, пародию и бурлеск. Для писательницы это было принципиально: её комедийные сюжеты позволяли не стеснять женщин жёсткими рамками привычных образов порочности или, наоборот, невинности и прописывать сложные, изменяющиеся характеры. Хотя довольно долго работы Остин было принято относить к романам нравов, сегодня очевидно, что в них скрыто гораздо больше, чем просто наставления, и уже одна мастерская ирония Остин добавляет им не заметной на первый взгляд глубины.

Джейн Остин называют себя «джейнистами»

«Решительно, нет большего удовольствия, чем чтение!»

«Гордость и предубеждение»

Писательница обращалась к темам, которые волновали её саму, - той же несправедливой женской зависимости от мужчин, не только моральной, но и экономической. Она использовала личный опыт: поскольку Остин так и не вышла замуж, это означало, что она до конца дней будет жить на попечении родителей и братьев. Зачастую писательница строила сюжет вокруг пары персонажей, например сестёр, поскольку отношения с собственной сестрой Кассандрой всегда были для неё важнее всего. Многие героини Остин так же нежно дружат со своими отцами, как и Джейн в реальной жизни. Папа писательницы обучал её и поощрял любовь к чтению, так что тема важности женского образования, в то время не слишком распространённого, кочует из романа в роман.

Что читать

Celebrating Pride and Prejudice: 200 Years of Masterpiece

Susannah Fullerton

Understanding Austen: Key Concepts in the Six Novels

Growing Older with Jane Austen

Портрет эпохи

Жизнь писательницы пришлась на георгианскую эпоху, то есть время правления английских королей - почти всех их (кроме последнего), как несложно догадаться, звали Георг. Романы Остин были напечатаны в короткий период Регентства, самый конец эпохи, когда сын больного и обезумевшего короля принял на себя полномочия. Принц-регент, кстати, как и вся модная аристократия, был большим поклонником писательницы и как-то даже «попросил» (на деле такие просьбы, конечно, не обсуждалась) посвятить ему роман. В книгах Остин много социального контекста, но понять по ним историческую обстановку довольно трудно. Главным потрясением тех лет, безусловно, была Французская революция, перевернувшая в Европе всё с ног на голову. Британская империя тем временем зализывала раны, только-только лишившись американских колоний. Впрочем, в текстах Остин несложно найти следы наполеоновских войн: не зря многие её персонажи - военные.

«Его королевскому высочеству, принцу-регенту, наипочтительнейше посвящает эту работу с позволения его королевского высочества преданный и покорный слуга его королевского высочества автор»

По просьбе принца-регента Остин написала ему посвящение


Сельский пейзаж того времени выглядел примерно так, как на этой картине Джона Констебла

Остин писала о том, чему она становилась свидетелем изо дня в день, - о провинциальной дворянской жизни. Ни индустриальный скачок, ни исторические встряски их семьи почти не коснулись. Писательница также часто описывала места, в которых бывала сама, например Бат, в котором провела несколько лет. И хотя семья Джейн жила достаточно скромно, у писательницы было неплохое представление и о джентри, и о куда более обеспеченном дворянстве: благодаря брату Генри у неё было много знакомых разных профессий и статусов. Помимо военных и дворян у Остин часто появляются священники, поскольку она сама выросла в клерикальной семье.

О том, как была устроена жизнь дворянства и джентри, можно судить и по самой Остин, которая имела доступ к отличной библиотеке, любила шить и читать своей семье вслух - примерно так предполагалось вести себя образованной женщине того времени. По её работам - о загородной жизни аристократии, которую занимали балы, прогулки, разговоры. Охота, политика и верховая езда были уделом мужчин, а чтение, музыка, рисование, вышивание - женщин. При этом во время Регентства искусство процветало, так что читали в том числе своих современников, производивших фурор: безусловно, известного своими скандальными похождениями лорда Байрона, а также Вальтера Скотта или Марию Эджуорт.

Что читать

Jane Austen’s
Country Life

The List Lover’s Guide
to Jane Austen

Jane Austen’s England

Roy and Lesley Adkins

Права женщин

На переломе веков идея равноправия мужчин и женщин уже не была в новинку, во что сложно поверить, поскольку на практике это едва ли находило применение. Тем не менее ещё в 1792 году вышел труд писательницы Мэри Уолстонкрафт «В защиту прав женщин», одна из первых философских феминистских работ. Во времена, когда единственным способом для женщины обеспечить себе жизнь оставалось замужество, Уолстонкрафт выдвинула идею, что мужчины и женщины по рождению своему равны - и только недоступность образования не даёт им добиться высот. К сожалению, двести лет спустя не все ещё соглашаются с этим, казалось бы, бесспорным фактом. Работа Уолстонкрафт имела огромный резонанс, и, вероятно, её читала и Остин. В одно время с ней жили сразу несколько заметных писательниц-феминисток, в том числе и Мэри Эстел, также выступавшая за равные права, и Кэролайн Нортон, чьё дело дало женщинам право голоса в бракоразводных процессах.

«Дайте девочке образование и надлежащим образом подготовьте её к вступлению
в жизнь - ставлю десять к одному, всё наладится без дополнительных расходов
с чьей-либо стороны»

«Мэнсфилд-парк»


Слева направо: титульный лист «В защиту прав женщин»; портрет Мэри Уолстонкрафт, 1797

Когда речь заходит о феминизме в романах Остин, исследователи до сих пор тонут в спорах и находят подтверждения разным направлениям мысли того времени. Однако, какими бы ни были частности, нельзя не заметить независимость, объединяющую её героинь. Остин не была столь прямолинейна, чтобы провозгласить равноправие между мужчинами и женщинами - но она не скрывала своего недовольства его отсутствием на практике. Используя фирменную иронию, она давала героиням играть по своим правилам: в остроумии, моральной независимости, гордости и разумности они ничем не уступают мужчинам и не боятся им отказывать вопреки приличиям.

В глазах общества Остин оставалась, если не старой девой, то уж точно милой «тётушкой Джейн», поскольку так и не вышла замуж. На деле же она была молодой женщиной, искавшей способы реализовать себя вне игры на пиано-форте и поддержать финансово - так она решилась издать свои романы. Для Остин было критично то, как её современницы были скованы экономически и в рамках закона, и последствия этой несправедливости зачастую переживали её героини.

Остин знаменита тем, что использовала романтические клише против самого жанра и с их помощью подчеркивала несостоятельность роли, которую они навязывали женщине. И хотя героини писательницы по законам сказки всё-таки выходят замуж, феминистский тон произведений Остин работает исподволь. Эмма с самого начала - настоящая хозяйка дома, уверенная в себе, наслаждающаяся своей независимостью. Элизабет Беннет не просто саркастична, она дважды отказывает предложениям и уважает чужой выбор, даже если с ним не согласна; ей вторят делающие выбор вопреки Фанни Прайс и Энн Эллиот. Мэриэн Дэшвуд и вовсе отказывается подчиняться нормам приличия, а сестринские отношения с Элинор остаются выше всех привязанностей.

В 2017 году

портрет Остин появится на 10-фунтовой банкноте

Что читать

The Madwoman
in the Attic

Sandra M. Gilbert
and Susan Gubar

Jane Austen, Feminism and Fiction

Margaret Kirkham

Jane Austen: Women, Politics, and the Novel

Claudia L. Johnson

Учебник моды

Кино и сериалы сделали одежду, в которой ходят герои Остин, синонимичной тому, как одевалась аристократия в XIX веке. На деле это мода совсем короткого периода, которую быстро сменила викторианская строгость. Одежда времени Регентства напрямую отражала недавние события в Европе. После Французской революции пришла мода на неоклассицизм, так что силуэты платьев стали свободными, напоминая об античных одеяниях.

С одной стороны, так европейская знать всеми силами старалась дистанцироваться от образа поверженной французской аристократии, предпочитавшей дорогие тяжёлые ткани, излишества и парики. С другой - новый стиль рифмовался с обретённой свободой мысли и нежеланием загонять себя в строгие рамки пусть и, вполне буквально, корсетов. На рубеже веков отношение к одежде было невероятно утилитарным, однако, благодаря промышленной революции стало возможным всё быстрее адаптироваться к веяниям: цвета стали ярче, появились вычурные мотивы, а ухватить текущие тренды стало делом первой необходимости.

«Женщина наряжается только для собственного удовольствия. Никакой мужчина благодаря этому не станет ею больше восхищаться, и никакая женщина не почувствует к ней большего расположения»

«Нортенгерское аббатство»


Слева направо: автопортрет художницы Ролинды Шарплс, 1820; «Мадам Пьер Серизья (в девичестве Эмилия Пекуль) с сыном Эмилем», 1795, в модной тогда шляпе