Первая и вторая промышленная революция. Технологическая революция

Общая тенденция экономического развития. На рубеже XIX-XX вв. главной тенденцией развития экономики стал переход от капитализма, основанного на свободной конкуренции отдельных самостоятельных государственных и частных предприятий, к капитализму, который базируется на многих формах монополии или олигополии.

Изменения в производственных отношениях, которые привели к этому переходу, вызванные бурным развитием науки и техники. В историю период конца XIX - начала XX в. вошел как время второй технологической революции (первая - промышленный переворот), которая продолжалась до Первой мировой войны (1914-1918).

В этот период кардинально изменились основы научного мышления, переживало расцвет естествознание, шел процесс формирования единой системы наук. Тесная взаимосвязь науки с техникой обусловило постепенное превращение науки в непосредственную производительную силу общества.

На рубеже XX в. возникали крупные научные институты, лаборатории, созданные на мощной технической базе. Появилась отдельная звено - научно-исследовательская деятельность, задачей которой стало доведение теоретических решений до технического воплощения, в том числе исследовательско-конструкторские разработки, производственные, технологические и другие исследования. Этот процесс революционных преобразований в области науки впоследствии охватил технику и технологию, что способствовало необычно высоким темпам роста объема мирового промышленного производства (суммарная выплавка стали с 1870 по 1900 г. выросла в 20 раз).

Электрика и электротехника. Важное значение имели изменения в энергетической базе производства и транспорта: паровую энергию было заменено электрической, началась электрификация, сложилась технология получения, передачи и приема электроэнергии. В 1867 г. немецкий изобретатель В. Сименс сконструировал электромагнитный генератор с самозбудником, который давал возможность с помощью вращения проводника в магнитном поле получать и вырабатывать электрический ток. В 70-х годах было изобретено динамо-машину, ее можно было использовать не только как генератор электроэнергии, а и как двигатель, который преобразует электрическую энергию в механическую. Через десять лет в США Т. Эдисон изобрел первый современный генератор (1883). В 1891 г. он создал трансформатор, а это решило проблему передачи электроэнергии на значительное расстояние. Промышленные предприятия перестали быть привязанными к энергетической базы. Производство электроэнергии организовали на особых предприятиях - электростанциях.

Внедрение в производство электродвигателей способствовало увеличению скорости станков, повышению производительности труда и создавало предпосылки автоматизации производства. В 1884 г. английский инженер Ч. Парсонсон изобрел многоступенчатую паровую турбину, а в результате ее объединение в единый агрегат с динамо-машиной было создано турбогенератор. В 1896 г. на Ніагарській гидроэлектростанции установили изобретенную перед тем гидравлическую турбину. Возникли новые отрасли промышленности - электрохимия, электрометаллургия, электрический транспорт. Появились двигатели внутреннего сгорания, работающие на энергии, которую получали при сгорании паров бензина (Н. Отто) и нефти (Г. Дизель). В 1885 г. был построен первый автомобиль (Г. Даймлер, К. Бенц). Двигатель внутреннего сгорания стал широко применяться во всех отраслях промышленности и транспорта, ускорив механизацию сельского хозяйства. В 1906 г. в США с такими двигателями начали выпускать тракторы. Применение их в отдельных хозяйствах американских фермеров началось в 1907, p. массовое же производство освоили лишь в годы Первой мировой войны.

Одной из ведущих отраслей стала электротехника. Российский ученый В. Лодыгин изобрел лампу накаливания с угольной стержнем в стеклянной колбе (1873), а Г. Яблочков - электродуговую лампу (1875), что способствовало распространению электрического освещения. Его начали применять на крупных предприятиях, в крупных городах. Впоследствии конструкцию ламп накаливания изобретатели многих стран усовершенствовали. Так, В. Лодыгин разработал лампу с металлической нитью, в том числе с вольфрамовой. Электрическое освещение постепенно начала вытеснять газовое.

В конце XIX в. получила широкого развития такая отрасль электротехники, как техника средств связи. Совершенствовалась аппаратура проводной телеграфа, началось использование телефонной связи (изобретатель телефона - американец А. Белл, 1876 г.). Первую телефонную станцию построили в 1877 г. в США, в начале 80-х годов они появились почти во всех городах европейских стран. В 1889 г. А. Строуджер запатентовал автоматическую телефонную станцию. С 1895 г. распространялось использование радио, которое сконструировал российский ученый В. Попов.

Металлургия и транспорт. Высокие темпы развития производительных сил нуждались в модернизации старых отраслей промышленности, прежде всего горной металлургии. Именно здесь вводили технические новинки, меняли конструкцию и размер доменных печей. В результате использования конвертеров Г. Бессемера (Англия, 1856) и С. Томаса (Англия, 1878) в важную отрасль выделилось сталеплавильное производство. Получили развитие электрическая сварка, ковка и литье металлов. В 80-х годах было введено электролитический метод получения алюминия, что позволило развивать цветную металлургию. С 1878 г. таким же методом начали получать медь.

Рост объемов производства товаров требовало увеличения скорости перевозки их, а это способствовало развитию и совершенствованию транспорта. В дорожное строительство все больше проникала сталь (железнодорожные рельсы, мосты). "Эру стальных мостов" открыл построен в 1874 г. в США через реку Миссисипи арочный мост возле м. Сент-Луис. Совершенствовалась конструкция пароходов. С 1903 г. началось строительство судов с двигателями внутреннего сгорания - теплоходов. Началась электрификация железнодорожного транспорта, появились новые транспортные средства - нефтеналивные танкеры (судна). В 1896 г. немецкий конструктор Г. Зельферт применил для дирижаблей двигатель внутреннего сгорания, работающий на жидком топливе. Первые шаги делала авиация, широкое развитие которой стал возможным после установки на самолетах легких и компактных бензиновых двигателей. В 1903 г. в США братья В. и О. Райт совершили четыре полеты на самолете с двигателем внутреннего сгорания. Сначала самолеты имели спортивное значение, впоследствии их стали использовать в военном деле, а позже - для перевозки пассажиров и грузов.

В эпоху НТР благодаря промышленному производству автомобилей с 90-х годов появился новый вид транспорта - автомобильный. Успеха внедрения автомобилей способствовало изобретение ирландского инженера Дж. Денлоп - резиновые шины (1895). На заводах Г. Форда в 1912-1913 гг. впервые применили конвейер. Высокие темпы развития автомобилестроения способствовали широкому строительству шоссейных дорог.

Технология и организация производства. В период второй технологической революции значительного развития приобретает химическая промышленность. Химические методы обработки сырья проникают практически во все отрасли производства. Началось производство искусственных (анилиновых красителей). В таких отраслях, как машиностроение, электротехническое производство, текстильная промышленность, стали широко применять химию синтетических волокон - пластмассы, изоляционные материалы из искусственного волокна, искусственного каучука и др. В 1869 г. американский химик Дж. Хайєт получил целлулоид, в 1906 г. Л. Бакеланд добыл бакелит, затем было получено карболіт и другие пластические массы, которые сразу внедряли в производство. Основой для производства нітрошовку стали разработки французского инженера Г. Шардона (1884). Исследования 1899-1900 гг. российского ученого И. Кондакова дали возможность получить искусственный каучук из углеводов. Были разработаны новые эффективные технологии получения серной кислоты, соды и т.п., предложены методы изготовления аммиака - основы для азотных соединений, необходимых в производстве красителей, минудобрений и взрывчатых веществ. В сельском хозяйстве начали широко применять минеральные удобрения.

Проблему удовлетворения растущей потребности в жидком топливе на новых видах транспорта решил крекинг-процесс - метод разложения нефти при высоких давлениях и температурах. Он обеспечил повышенный выход бензина, и в 1916 г. в США это были внедрены в промышленное производство. Еще в 1903-1904 гг. российский химик О. Фаворский открыл метод производства жидкого топлива из твердого топлива. Промышленное же изготовления легкого топлива из угля осуществил немецкий инженер Ф. Бергиус, что имело важное экономическое и военное значение для Германии, в которой не было природных нефтяных ресурсов.

В производственную сферу проникала автоматизация производства в легкой, полиграфической и других отраслях промышленности. Началась автоматизация станков, широко внедрялась в другие производства поточная система, которая возникла в консервном и спичечному производствах. Особенно важную роль в развитии машиностроения отыграл изобретение конвейера. Благодаря его внедрению в производство уже в 1914 г. на заводах Форда составления одного автомобиля длилось лишь 1,5 часа.

Внедрение поточного производства изменило характер заводского оборудования в машиностроении. Вводили специализированные станки для изготовления деталей - винтов, болтов, шайб и т.д. В текстильной промышленности в 1890 г. появился автоматический ткацкий станок.

Значительный шаг был сделан в военном оснащении: автоматизация стрелкового оружия и артиллерии (1883 г. - пулемет Максимова, несколько типов автоматических винтовок), появление бронеавтомобилей, производство взрывчатых средств, широкое использование средств воздухоплавания и авиации. С 1915 г. самолеты вооружают пулеметами, появляются самолеты-бомбардировщики, создают большие надводные корабли (панцирники), становится реальным подводное плавание.

Первая мировая война требовала большого количества оружия и оснащения. Если количество изобретений периода промышленного переворота выражалось двузначным числом, то в эпоху технологической революции - четырехзначным. Больше всего изобретений запатентовал американец Т. Эдисон (более 1000).

Результаты технологической революции. Основные последствия технологической революции такие:

1. Промышленный переворот XVIII-XIX вв. дал толчок становлению машинной индустрии, вызвал изменения в социальной структуре общества: создание двух новых классов - буржуазии и наемных рабочих, утверждения господства буржуазии. В отличие от него результатам второй технологической революции стали изменения в технике и технологии производства, реконструкция машинной индустрии, превращение науки на непосредственный фактор производства. Поэтому эту революцию называют не промышленной, научно-технической. Она обеспечила резкий рост производства: за 1850-1900 гг. добыча угля увеличилось в 10 раз, нефти - в 25, выплавка стали за 1870-1900 гг. возросла более чем в 50 раз.

2. Вторая технологическая революция обеспечила появление многих новых отраслей промышленного производства, которых раньше не знала история: электротехнической, химической, нефтеперерабатывающей, автомобилестроительной и др.

3. Происходила не только диверсификация отраслей и подотраслей (машиностроение: производство локомотивов, автомобилей, самолетов, кораблей - речных и морских, трамваев и т.п.).

4. Изменения в технологии производства, применение новых материалов и быстрое развитие новых отраслей и машиностроения обусловили изменения в структуре черной металлургии, вследствие чего значительно вырос спрос на сталь.

5. Технологическая революция вызвала изменения в мировой отраслевой структуре промышленности. На первый план вышли отрасли тяжелой индустрии, значительно опередив по темпам роста легкую промышленность. Эти изменения привели к усилению концентрации производства, стали преобладать крупные предприятия. Такие структурные сдвиги вызвали резкий рост размеров капитала, необходимого для создания и работы отдельного предприятия. Привлечения дополнительных капиталов достигалось путем выпуска акций и создания акционерных обществ.

6. В результате второй технологической революции вместо индивидуальной частной формы собственности основной становится акционерная, в сельском хозяйстве - фермерская: два варианта хозяйствования - американский (США и Канада) и прусский. Для Европы было характерно сочетание обоих путей развития капитализма в аграрном секторе. Развивались также кооперативная и муниципальная формы собственности. В 1913 г. в США на предприятиях, которые принадлежали акционерным обществам (28% всех предприятий), работало 80% рабочих. В Германии создания акционерных обществ охватило прежде всего горную и металлургическую промышленность, строительство и железной дороги. С разрешением выпуска мелких акций номиналом до 1 фунта стерлингов в 1895-1905 гг. происходит значительный рост акционерных обществ в Англии. Несколько медленными темпами этот процесс осуществлялся во Франции. Кооперативная собственность возникла на основе добровольного объединения капиталов и средств мелких товаропроизводителей и служила формой защиты их от эксплуатации посредников и крупных предпринимателей. Основными видами кооперации, которые возникли до 1914, p. были потребительская, кредитная, сельскохозяйственная, жилая. К началу Первой мировой войны Россия, в состав которой входила значительная часть украинских земель, занимала первое место в мире по числу участников кооперативного движения (24 млн человек), объединенных в 63 тыс. кооперативов. В Западной Европе 120 тыс. кооперативов объединяли 20 млн человек, в США в 600 кооперативах находилось 70 тыс. человек.

Монополизация производства. Муниципальная собственность и хозяйство возникли в городах и в сельской местности в последней трети XIX в. в связи с развитием социально-экономической инфраструктуры (транспорт, электроснабжение, газоснабжение, школы, больницы). Государственная собственность в конце XIX - начале XX в. формировалась двумя основными путями: за счет госбюджета (более распространенный в странах Старого света) и в результате национализации частных предприятий (преимущественно в странах переселенческого капитализма). Завершением этой цепочки изменений стало образование монополистических союзов - монополий, как в области производства, так и в области капиталов (финансовых источников).

Капиталистическая монополия - это объединение капиталов, что возникает на основе высокого уровня концентрации производства и капитала для сосредоточения производства и сбыта значительной части продукции отрасли, установление монопольных цен и обеспечения стабильных сверхприбылей. Простейшими формами монополий является пул, конвенция, корнер, ринг; более зрелыми - картель, синдикат, трест, концерн.

Причины монополизации такие:

1) рост минимальных размеров капиталов;

2) стремление предпринимателей получить максимум прибыли за счет вытеснения конкурентов и установления барьеров для вхождения в отрасль;

3) предоставление правительством какой-либо одной фирме привилегий на поставку газового топлива, электроэнергии, телефонных услуг (естественные монополии) в связи с развитием коммунального хозяйства;

4) развитие патентного права, различные махинации и злоупотребления вплоть до прямого шантажа и разбоя.

Постепенно менялась роль банков в экономике - из пассивного посредника в платежах банк превратился в активного участника рынка. Происходили концентрация и централизация банковского дела. Сами банки часть капиталов вкладывали в промышленность, выступая уже как организаторы производства. Образовался финансовый капитал. Особенно интенсивно этот процесс проходил в США, где банки, финансируя компании, устанавливали над ними контроль, подчиняя их путем скупки акций, направляя своих представителей в правление трестов, а иногда образуя новые тресты. Примером может служить деятельность банка Ж. Моргана, под контролем которого оказались огромные корпорации в энергетике и электротехнике ("Дженерал электрик"), телеграфно-телефонной связи (АТТ), автомобилестроение ("Дженерал моторс") и др. Морган создал первую в мире компанию с миллиардным оборотом - "Юнайтед стейтс стил", под контроль которой было взято 3/5 американского производства стали. Промышленники часто превращались на банкиров. Например, Т. Рокфеллер, нажив огромные прибыли в нефтяном бизнесе, использовал их для создания Национального городского банка Нью-Йорка, который стал основой современного "Чейз Манхэттен-банк".

Из числа наиболее влиятельных банкиров и предпринимателей в процессе усиления финансового капитала образовалась финансовая олигархия.

Возросло значение внешней торговли. Увеличение масштабов производства потребовало расширения рынка. Международная торговля с 1891 по 1910 г. увеличилась в 1,5 раза. Укрепление и расширение международных экономических связей положило начало формированию мирового хозяйства как единого механизма, который объединял все регионы земли. Важным звеном системы стали бирже крупных городов мира, которые ежегодно регистрировали изменения мировых цен под влиянием мирового спроса и предложения. Международный обмен превращался в необходимое условие дальнейшего развития производства и рынка. Активизировался мировой движение не только товаров (внешняя торговля), но и рабочей силы, капитала.

Экспорт капитала осуществлялся в различных формах: государственные и коммунальные займы, прямые и портфельные инвестиции, кредиты. Наибольшего развития государственные и коммунальные займа вступили во Франции, яйу называли мировым ростовщиком. Кроме процентов, страна-экспортер имела, как правило, дополнительные выгоды. Например, Франция, предоставляя заем Турции на 2,2 млрд франков, получила концессию на строительство железных дорог, установила контроль над важнейшими турецкими морскими портами, оказывая влияние на деятельность главного банка страны - Оттоманского. Турция фактически превратился в полуколонию страны-кредитора.

Ведущей страной прямых и портфельных инвестиций была Великобритания, капиталовложения которой до 1900 г. за рубежом составили 20 млрд долл. Франция вывезла 10 млрд долл., Германия - 5 млрд, США - 0,5 млрд долл., к тому же страна еще и оставалась должником Европы.

Развитие монополий в начале XX в. практически уничтожил государственную конкуренцию. Она сохранилась на мировом уровне как конкуренция за сферу влияния. Примером может служить конкуренция двух крупнейших электрических компаний мира - американской "Дженерал электрик" и немецкой АЕГ. Вторая, обладая капиталом в 1,5 млрд марок, была огромным предприятием по производству различной продукции - от кабелей и изоляторов до автомобилей и летательных аппаратов. В 1907 г. эти компании заключили договор о разделе рынков: "Дженерал электрик" получила для своей продукции рынки США и Канады, АЕГ - Европы и части Азии. На мировом уровне использовались любые методы поощрения на внутреннем рынке, вплоть до промышленного шпионажа. Монополиям способствовала государство, которая меняла таможенные и железнодорожные тарифы в их интересах.

Конкуренция за сферы влияния сопровождалась территориальной экспансией. В последней четверти XIX в. борьбу за территории в Азии, Африке и Тихом океане вели индустриальные государства: Великобритания, Франция, США, Япония, Бельгия, Голландия, Португалия, Испания. За 1884-1900 pp. Великобритания приобрела 3,7 млн кв. миль с населением 57 млн человек, Франция - соответственно 3,6 млн кв. миль и 36 млн человек, Германия - 1 млн кв. миль и 16 млн человек. На начало XX века группа государств в основном завершили территориальный раздел мира.

Следовательно, изменения в технике и технологии производства и в развитии производительных сил, вызванные второй технологической революцией, создали материальные предпосылки для образования монополий и перехода от капитализма промышленной стадии и свободной конкуренции к монополистической стадии. Сначала эпоху структурных институциональных изменений в начале XX в. определяли понятием империализм (от латинского імрегіим - власть), позже распространился срок монополистический капитализм. Проявление и регулярная цикличность экономических кризисов в конце XIX - начале XX века. (1873, 1883, 1893, 1901, 1902 и др.) способствовали процесса монополизации экономики. Разорение мелких и средних предпринимателей в период кризисов способствовали концентрации и централизации производства и капитала. Их уровень в странах не был одинаковым, но в конце XIX - начале XX в. монополия как форма организации производства и капитала заняла господствующее положение.

На этом историческом этапе изменяется лидерство стран мира: ведущие места по промышленным развитием занимают молодые капиталистические страны - США и Германия, значительно продвинулась Япония, тогда как прежние лидеры - Великобритания и Франция - отстают. Центр мирового экономического развития с Важнейшими перемещается в Северную Америку. Первой державой мира на долгое время становятся Соединенные Штаты Америки. Мощный экономический рывок Германии дает возможность Бисмарку в 70-80-х годах XIX в. начать борьбу за гегемонию в Европе. Этим обусловлен курс на милитаризацию страны.

В конце XIX в. в Европе наметились основные контуры коалиций, которые противостояли друг другу. Завершилось оформление их в начале XX ст., что привело европейский мир, его народы до Первой мировой войны.

Изучив эту главу, вы узнаете:

  • o в чем суть второй промышленной (технологической) революции;
  • o каковы причины акционирования, формы и виды акционерных компаний;
  • o каковы причины монополизации, формы и виды монополий;
  • o какие причины привели к формированию финансового капитала;
  • o что привело к образованию финансовых групп и созданию финансовой олигархии;
  • o в чем причины экономических кризисов;
  • o каковы причины перехода от политики "фритредерства" к протекционизму;
  • o в чем причины экономического и территориального раздела мира и последовавшей за этим милитаризации экономики;
  • o какие причины стимулировали стремление стран к экономической модернизации и как она осуществлялась в различных странах мира.

Ключевые термины: вторая технологическая революция, акционерные компании, монополии, картель, синдикат, трест, экономический кризис, финансовые группы, финансовая олигархия, колониальная политика, фермерский (американский) и прусский пути развития сельского хозяйства, демпинг, кропперство, дзайбацу, экономическая политика, страны "второго эшелона"

Экономическое развитие мира в конце XIX - начале XX в.: основные тенденции

Последняя треть XIX - начало XX в. было периодом глубоких и качественных перемен, завершивших этап развития капитализма классического образца, радикально преобразивших облик прежнего общества и подготовивших его вступление в качественно новую фазу развития.

В ряде индустриальных стран Западной Европы, Америки и некоторых азиатских государствах набирали силу процессы, которые характеризовали вступление капитализма в монополистическую стадию развития и усиление государственного вмешательства в хозяйственную жизнь.

Вторая технологическая революция

Огромное влияние на развитие хозяйственной жизни оказывали успехи науки и техники. Научно-технические достижения легли в основу второй технологической революции. Первой технологической революцией являлся промышленный переворот.

Основу второй технологической революции составили изменения энергетической базы производства. На смену паровой энергии пришло электричество и началась электрификация производства. Появились технологии получения, передачи и приема электроэнергии. Началось создание новых производств, таких как электрохимия, электрометаллургия, электрический транспорт.

Открытие анилиновых красителей (1856 г.), создание паровой турбины (1884-1889 гг.), автомобиля с двигателем внутреннего сгорания, дизель-мотора (1896-1899 гг.), аэроплана (1903 г.) оказали сильное воздействие на рост промышленного производства, завершение перехода к крупной машинной индустрии, становление новых отраслей промышленности.

В 1885 г. был построен первый автомобиль (Г. Даймлер, К. Бенц). Двигатель внутреннего сгорания стал широко использоваться на транспорте и в военной технике. Началась механизация сельского хозяйства.

Значительных успехов добилась химическая промышленность. Появились искусственные красители, пластмассы, искусственный каучук. Были разработаны новые эффективные технологии получения серной кислоты и соды. В сельском хозяйстве стали широко применяться минеральные удобрения.

Огромное влияние на промышленный подъем оказала бурно развивавшаяся металлургия. Новые способы получения стали, разработанные англичанином Г. Бессемером (1885 г.) и французом П. Мартеном (1864 г.), резко увеличили и удешевили производство. Английский металлург С. Томас (1873 г.) разработал способ очистки жидкого чугуна, позволивший использовать богатые залежи фосфористой железной руды. Мировое производство стали с 1870 г. по 1900 г. увеличилось в 56 раз. Мир перешел из "железного" в "стальной" век.

Увеличение выплавки стали создало основу для роста машиностроения. Переход от парового молота к мощным прокатным станам обеспечил массовый выпуск стальных плит, труб и рельсов. Создавались условия для более энергичного железнодорожного строительства и развития океанского судоходства. В Европе наиболее развитой и протяженной сетыо железных дорог обладали Англия и Германия. В США в это время закончилось сооружение нескольких трансконтинентальных линий. Общая протяженность железных дорог с 1870 по 1900 г. выросла с 210 до 790 тыс. км.

Возросла мощность, сила тяги и быстроходность паровозов. Совершенствовались конструкции пароходов. Началась электрификация железнодорожного транспорта, появились новые транспортные средства - танкеры (нефтеналивные суда) и дирижабли. Первые шаги делала авиация.

В 1895 г. русским ученым А. С. Поповым было изобретено радио, началось использование телефонной связи, увеличилась протяженность телеграфных линий.

Ускорение технического прогресса, быстрое расширение промышленного производства, происходившее в странах, вступивших в фазу ускоренной индустриализации, способствовали оформлению их экономического неравенства, приобретшего скачкообразный характер. Так, с 1870 по 1900 г. физический объем промышленного производства в Англии увеличился в 1,8 раза, в Германии и США он вырос в 3,7 раза (в США это произошло за сравнительно короткий срок - с 1880 по 1900 г.). Приведенные цифры показывают, что к концу XIX в. произошла смена мирового лидера. На место бывшей "владычицы морей", "мастерской мира" - Англии пришли новые государства, стремившиеся не только к экономическому, но и политическому лидерству: США и Германия.

Еще в 1860 г. Соединенные Штаты занимали лишь 4-е место в мире по объему промышленного производства, но уже в 1890-е гг. они прочно заняли 1-е место, превратившись в высокоразвитую индустриально-аграрную страну. Экономический динамизм был обусловлен наличием огромных естественных ресурсов, удобными речным и морским сообщениями, ввозом капиталов из Англии и других европейских государств, иммиграцией, обеспечивавшей постоянный приток рабочей силы, отсутствием феодальных отношений в обществе и современной, постоянно развивавшейся системой государственно-правовых институтов, гарантировавших экономическую и политическую свободы граждан.

Великая индустриальная революция, достижения и проблемы которой будут рассмотрены в статье, началась в Англии (середина XVIII века) и постепенно охватила всю мировую цивилизацию. Она привела к механизации производства, росту экономики и созданию современного индустриального общества. Тема рассматривается в курсе истории восьмого класса и будет полезна как ученикам, так и родителям.

Основное понятие

Развёрнутое определение понятия можно видеть на картинке выше. Впервые его применил экономист из Франции Адольф Бланки в 1830 году. Развили теорию марксисты и Арнольд Тойнби (английский историк). Индустриальная революция - это не эволюционный процесс, связанный с появлением на базе научно-технических открытий новых машин (некоторые существовали уже в начале XVIII века), а массовый переход на новую организацию труда - машинное производство на крупных фабриках, пришедшее на смену ручному труду мануфактур.

В книгах встречаются и другие определения этого явления, в том числе промышленный переворот. Он применим к начальному этапу революции, в ходе которой их выделяют три:

  • Промышленный переворот: появление новой отрасли - машиностроения и создание парового двигателя (с середины XVIII века - до первой половины XIX века).
  • Организация поточного производства за счёт использования химикатов и электричества (со второй половины XIX века - до начала XX века). Впервые этап выделил Дэвид Лэндис.
  • Использование в производстве информационно-коммуникационных технологий (с конца XX века - по настоящее время). В науке по поводу третьего этапа нет единого мнения.

Индустриальная революция (промышленный переворот): основные предпосылки

Для организации фабричного производства необходим ряд условий, главными из которых являются:

  • Наличие рабочей силы - людей, лишённых собственности.
  • Возможность реализации товара (рынки сбыта).
  • Существование богатых людей, имеющих денежные накопления.

Раньше всего эти условия сформировались в Англии, где после революции XVII века к власти пришла буржуазия. Изымание земли у крестьян и разорение ремесленников в острой конкуренции с мануфактурами создали огромную армию обездоленных, нуждающихся в заработках. Переселение бывших земледельцев в города привело к ослаблению натурального хозяйства. Если сельчане сами производили для себя одежду и утварь, то горожане были вынуждены их покупать. Вывозились товары и за границу, так как в стране было хорошо развито овцеводство. В руках буржуазии скапливались прибыли от работорговли, ограбления колоний и вывоза богатств из Индии. Индустриальная революция (переход от ручного труда к машинному) стала реальностью благодаря ряду серьёзных изобретений.

Прядильное производство

Промышленный переворот сначала коснулся хлопчатобумажной промышленности, наиболее развитой в стране. Этапы её механизации можно увидеть в представленной таблице.

Эдмунд Картрайт усовершенствовал ткацкий станок (1785), ибо ткачи уже не могли перерабатывать столько пряжи, сколько производили на фабриках Англии. Повышение производительности в 40 раз - лучшее подтверждение того, что наступила индустриальная революция. Достижения и проблемы (таблица) будут представлены в статье. Они связаны с возникшей необходимостью изобретения особой двигательной силы, не зависящей от близости воды.

Паровой двигатель

Поиск нового источника энергии был важен не только в но и в горной промышленности, где труд был особенно тяжёл. Уже в 1711 году была предпринята попытка создания парового насоса с поршнем и цилиндром, внутрь которого впрыскивалась вода. Это была первая серьёзная попытка применения пара. Автором усовершенствованного парового двигателя в 1763 году стал В 1784-м была запатентована первая паровая машина двойного действия, используемая на прядильной фабрике. Введение патентов сделало возможным защиту авторских прав изобретателей, что способствовало их мотивации к новым достижениям. Без этого шага вряд ли была возможна индустриальная революция.

Достижения и проблемы (таблица представлена на картинке ниже) показывают, что паровой двигатель способствовал промышленному перевороту в развитии транспорта. Появление первых паровозов на гладких рельсах связано с именем Джорджа Стефенсона (1814), лично управлявшего в 1825-м поездом из 33 вагонов на первой в истории железной дороге для граждан. Её маршрут протяжённостью в 30 км соединил Стоктон и Дарлингтон. К середине века вся Англия была опоясана сетью железных дорог. Чуть раньше американцем работавшим во Франции, был испытан первый пароход (1803).

Успехи машиностроения

В представленной выше таблице следует выделить достижение, без которого была бы невозможна индустриальная революция - переход от мануфактуры к фабрике. Это изобретение токарного станка, дающего возможность нарезать гайки и винты. Механик из Англии Генри Модсли совершил прорыв в развитии промышленности, фактически создав новую отрасль - машиностроение (1798-1800). Чтобы обеспечить станками работников фабрики, должны быть созданы машины, производящие другие машины. Вскоре появились строгальный и фрезерный станки (1817, 1818). Машиностроение способствовало развитию металлургии и добыче каменного угля, что позволило Англии наводнить другие страны дешёвыми промышленными товарами. За это она получила название «мастерской мира».

Коллективный труд с развитием станкостроения стал необходимостью. Сформировался работник нового типа - выполняющий только одну операцию и не способный произвести готовый продукт от начала до конца. Произошло отделение интеллектуальных сил от физического труда, что повлекло за собой появление квалифицированных специалистов, составивших основу среднего класса. Индустриальная революция - это не только технический аспект, но и серьёзные социальные последствия.

Социальные последствия

Главный результат промышленного переворота - создание индустриального общества. Его характеризуют:

  • Личная свобода граждан.
  • Рыночные отношения.
  • Техническая модернизация.
  • Новая структура общества (преобладание городских жителей, классовое расслоение).
  • Конкуренция.

Появились новые технические возможности (транспорт, связь), что повышало качество жизни людей. Но в погоне за прибылью буржуазия искала пути удешевления стоимости рабочей силы, что привело к повсеместному использованию труда женщин и детей. Общество раскололось на два противоборствующих класса: буржуазию и пролетариат.

Разоряющиеся крестьяне и ремесленники не могли устроиться на работу из-за недостатка рабочих мест. Виновниками они считали машины, заменившие их труд, поэтому размах получило движение против станков. Рабочие громили оборудование фабрик, что положило начало классовой борьбе против эксплуататоров. Рост банков и увеличение капиталов, ввозимых в Англию в начале XIX века, привёл к низкой платежеспособности других стран, что вызвало кризис перепроизводства в 1825 году. Это те последствия, которые вызвала индустриальная революция.

Достижения и проблемы (таблица): итоги промышленного переворота

Таблица про индустриальные революции (достижения и проблемы) будет неполной без учёта внешнеполитического аспекта. Большую часть XIX века экономическое превосходство Англии было неоспоримым. Она господствовала на мировом торговом рынке, который стремительно развивался. На первом этапе конкуренцию ей составляла только Франция благодаря целенаправленной политике Наполеона Бонапарта. Неравномерность экономического развития стран можно увидеть на картинке ниже.

Второй этап революции: возникновение монополий

Технические достижения второго этапа представлены выше (см. картинку № 4). Главные среди них: изобретение новых средств связи (телефон, радио, телеграф), двигателя внутреннего сгорания и печи для выплавки стали. Появление новых источников энергии связано с открытием месторождений нефти. Это позволило впервые создать автомобиль на бензиновом двигателе (1885). На службу человеку пришла химия, благодаря которой стали создаваться прочные синтетические материалы.

Для новых производств (по разработке месторождений нефти, например), требовались значительные капиталы. Усилился процесс их концентрации путём объединения компаний, а также их сращивания с банками, чья роль значительно возросла. Появляются монополии - мощные предприятия, контролирующие как производство, так и сбыт продукции. Их породили индустриальные революции. Достижения и проблемы (таблица будет представлена ниже) связаны с последствиями возникновения монополистического капитализма. представлены на картинке.

Последствия второго этапа промышленной революции

Неравномерность развития стран и возникновение крупных корпораций привели к войнам за передел мира, захват рынков сбыта и новых источников сырья. За период с 1870 по 1955 год произошло двадцать серьёзных военных конфликтов. В две мировые войны было вовлечено огромное количество стран. Создание международных монополий привело к экономическому разделу мира при господстве финансовой олигархии. Вместо вывоза товара крупные корпорации начали вывозить капитал, создавая производства в странах с дешёвой рабочей силой. Внутри стран господствуют монополии, разоряя и поглощая более мелкие предприятия.

Но и много положительного несут индустриальные революции. Достижения и проблемы (таблица представлена в последнем подзаголовке) второго этапа - это овладение результатами научно-технических открытий, создание развитой инфраструктуры общества, приспособление к новым условиям жизни. Монополистический капитализм - самая развитая форма капиталистического способа производства, в котором все противоречия и проблемы буржуазного строя проявляются наиболее полно.

Итоги второго этапа

Индустриальная революция: достижения и проблемы (таблица)

Достижения Проблемы
Технический аспект
  1. Технический прогресс.
  2. Возникновение новых отраслей промышленности.
  3. Экономический рост.
  4. Вовлечение в мировую экономику менее развитых стран.
  1. Необходимость вмешательства государства в экономику (регулирование жизненно-важных отраслей: энергетической, нефтедобывающей, металлургической).
  2. Мировые кризисы экономики (1858 - 1-й в истории мировой кризис).
  3. Обострение экологических проблем.
Социальный аспект
  1. Создание развитой социальной инфраструктуры.
  2. Повышение значимости интеллектуального труда.
  3. Рост среднего класса.
  1. Передел мира.
  2. Обострение социальных противоречий внутри страны.
  3. Необходимость вмешательства государства в урегулирование отношений работников и работодателей.

Индустриальная революция, достижения и проблемы которой представлены в двух таблицах (по итогам первого и второго этапов), - величайшее достижение цивилизации. Переход к фабричному производству сопровождался техническим прогрессом. Однако риск военных и экологических катастроф требует того, чтобы развитие современных технологий и использование новых источников энергии находились под контролем гуманистических общественных институтов.

Перечислим главные инновации, создавшие технологическую революцию.

Вторая промышленная революция произошла во второй половине 19 века. В отличии от Первой промышленной революции, основанной на переходе от ручного труда к машинному, ее главным «двигателем» стало развитие науки и внедрение ее результатов в производство. Только в США с 1860 по 1890 году было зарегистрировано около 500 тысяч изобретений (оформленных патентами). Причем, что очень важно, инновации, появившиеся в ходе технологической революции 19 века, были не случайными открытиями изобретателей-одиночек, а следствием системного применения научных знаний. Все это привело к бурному экономическому росту (за 1880-е годы ВВП США удвоился), который вылился в «ревущие двадцатые». Именно США (как самая рыночная страна) были главными «революционерами», что позволил им стать самой мощной экономической державой мира.

Перечислим главные инновации Второй промышленной революции:

1.Появление массовой электрификации (первая центральная электростанция была создана Томасом Эдисоном в Нью-Йорке в 1882 году) и электромотора (В 1886 г. электромотор был использован для движения трамвая).

2.Зарождение и развитие нефтяной промышленности. Проявилась в массовом применении керосина (торговая марка «керосин» зарегистрирована в 1854 году), а с начала 20-го века — бензина.

3.Изобретение Генри Бессемером дешевого способа создания стали из чугун (патент на технологию «бессемеровского процесса» получен в 1856 году).

4.Электрический телеграф и телефон. В 1866 году США и Европа была соединена первым долговечный трансатлантическим телеграфным кабелем, а в 1876 году был выдан патент на телефон Александру Беллу. В конце 1898 года открылась телефонная линия Москва — Петербург.

5.С появлением бумагоделательной машины, бумагу стали делать из древесины, что резко удешевило процесс передачи информации (газеты, книги и пр.).

6.Изобретение автомобиля. Первый автомобиль с двигателем внутреннего сгорания был создан Карлом Бенцем в 1886 году, а уже в 1916 году компания Генри Форда снизила цены на модель «Т» до 360 долларов, что сделало его народным средством передвижения.

7.Появление «научного менеджмента». Новый подход организации производства, основанный на стандартизации и оптимизации операций, связан, в первую очередь с Фредериком Тейлором, внедрившим конвейерный метод на заводах Форда.

8.Резкий скачок в строительстве железных дорог (научились делать рельсы из стали), что снизило себестоимость перевозки грузов и пассажиров и дало мощный толчок торговле. Общая длина американских железных дорог между 1860 и 1880 гг. выросла в три раза, а к 1920 г. - ещё втрое.

P.S. Для того, чтобы осознать какой рывок сделала наука в конце 19-го и начале 20-го века посмотрите на это фото (V Сольвеевский конгресс по физике в Брюсселе, осень 1927 года). Все эти ученые родились во второй половине 19-го века.

Тема 2: Мировая индустриальная экономика 2 – ой пол. 19 – 1 пол. 20 вв.

Вторая технологическая революция и формирование монополистического капитализма.

Вторая технологическая революция
Главной тенденцией развития мировой индустриальной экономики во
второй половине XIX – начале ХХ вв. стал переход от капитализма,
основанного на свободной конкуренции отдельных самостоятельных
предприятий, к монополистическому капитализму.
В основе этого перехода лежали изменения в производительных силах,
вызванные бурным развитием науки и техники в конце XIX – начале XX вв.,
получившие название второй технологической революции . Первой
технологической революцией была промышленная революция. Вторая
технологическая революция развернулась в последней трети XIX в. и
продолжалась до Первой мировой войны (1914–1918 гг.). В отличие от
промышленной революции вторая технологическая революция основывалась
на научных достижениях, а не просто на удачных технических изобретениях.
Следует выделить основные достижения второй технологической
революции :
1) Качественные изменения в металлургии :В результате
использования открытий английских изобретателей Генри Бессемера (1856) и
Синди Томаса (1878) возникает производство стали путем продувки жидкого
чугуна кислородом в специальных агрегатах – конвертерах. В 1864 г.
французский металлург Пьер Мартен разработал процесс получения стали в
мартеновской печи. Конвертерная и мартеновская технологии стали основой
для массового сталелитейного производства , ставшего одной из
важнейших отраслей промышленности.
2) Электрификация производства : На базе открытия явления
электромагнитной индукции возникает технология получения, передачи и
приема электроэнергии. На этой основе венгерский физик Аньош Йедлик
сконструировал первый электрический генератор (динамо-машину),
немецкий физик Мориц Герман фон Якоби в 1834 г. – первый электрический
двигатель . К концу XIXв. происходит широкое внедрение в промышленное
производство электрической энергии. Возникли новые отрасли
промышленности электрохимия, электрометаллургия, электрический
транспорт. С 1880-х гг. начинается строительство крупных электростанций.
В 1895 г. в качестве привода электрического генератора на электростанции в
Кембридже была впервые использована паровая турбина, изобретенная в
1884 г. английским инженером Чарлзом Парсонсом. В 1886 г. электрический
двигатель был использован для созданиятрамвая. В 1890-е гг. электричество
стали использовать для уличного освещения и на фабриках. Для освещения
жилых зданий в крупных городах электричество начали применять в 1920-
х гг.
3) Изобретение и внедрение двигателей внутреннего сгорания : Двумя
вариантами данных двигателей стали двигатель, работающий от энергии,
получаемой при сгорании паров бензина (изобретен немецким инженером
Николаусом Отто в 1877 г.), и двигатель, работающий от энергии,
получаемой от сгорания топлива, полученного а результате нефтеперегонки,
либо сырой нефти (изобретен немецким инженером Рудольфом Дизелем в
1897 г.).Двигатель внутреннего сгорания стал широко использоваться на
транспорте, в военной технике, на небольших промышленных предприятиях,
ускорил механизацию сельского хозяйства. В 1885 г. был построен первый
автомобиль (Г. Даймлер, К. Бенц).
4) Качественные преобразования в химической промышленности :
Началось производство искусственных красителей, пластмасс,
искусственного каучука; были разработаны новые технологии получения
серной кислоты, соды и т.п. В сельском хозяйстве стали широко применяться
минеральные удобрения.
5) Развитие транспорта: Началась электрификация железнодорожного
транспорта; возросла мощность, сила тяги и быстроходность паровозов;
совершенствовались конструкции железных дорог. В конструкциях
пароходов стали активно использоваться паровые турбины; появились новые
транспортные средства – танкеры (нефтеналивные суда) и дирижабли,
возникла авиация (первый полет управляемого самолета с двигателем,
сконструированного американскими изобретателями братьями Райт
состоялся в 1903 г.).
6) Изобретение радио и телефона : В 1895 г. русским ученым
Александром Поповым было изобретено радио. В 1876 г. американский
изобретатель Александр Белл сконструировал первый телефон – началось
использование телефонной связи; увеличилась протяженность телеграфных
линий.
7) Стандартизация производства : Возникает конвейерное
производство, которое впервые было внедрено в США в 1913 г. на
автомобильных заводах Форда и привело к значительному повышению
производительности труда. Быстрый рост масштабов промышленных
предприятий, на которые привлекали все больше рабочих, привел к
разработке системы научной организации труда или «тейлоризма », в честь
ее основоположника, американского инженера Фредерика Тейлора, который
применил концепцию стандартизации не только к механизмам, но и к
операциям, производимым людьми.
Вторая технологическая революция привела к ускорению темпов
промышленного роста. За 1850–1900 гг. добыча угля в мире увеличилась
более чем в 10 раз, добыча нефти – в 25 раз, выплавка стали за 1870–1900 гг.
возросла более чем в 50 раз. Вместе с тем вторая технологическая революция
изменила отраслевую структуру промышленности. На первый план
вышли отрасли тяжелой индустрии (металлургия, машиностроение),
нефтедобыча и нефтепереработка, электроэнергетика и электротехника,
значительно опередив по темпам роста легкую промышленность. Быстро
развиваются химическая и автомобильная промышленность.
Формирование монополистистического капитализма
Технический прогресс стал предпосылкой для перехода
капиталистической экономики в новую фазу развития –
монополистистический капитализм .
Для данного типа экономической системы характерны следующие
признаки:
1) концентрация капитала и формирование монополий;
2) сращивание промышленного и банковского капитала и
формирование финансовой олигархии;
3) преобладание вывоза капиталов над вывозом товаров;
4) завершение колониального раздела мира и борьба за передел мира
между крупнейшими мировыми державами .
Концентрация капитала и формирование монополий. Создание
новых предприятий, оборудованных с учетом новейших достижений
техники, требовало крупных капиталовложений, для которых были
недостаточны средства отдельных предпринимателей. Вследствие этого
происходило объединение ряда самостоятельных предприятий некоторой
отрасли промышленности и создание акционерных обществ – финансово-
промышленных групп, объединявших капиталы нескольких собственников и
привлекавших дополнительные капиталы населения путем выпуска акций.
Итогом данных процессов стало возникновение новой формы
организации производства – монополии. Капиталистическая монополия
это объединение владельцев капитала, возникающее на основе высокого
уровня концентрации производства и капитала, для сосредоточения
производства и сбыта значительной части продукции данной отрасли,
установления монопольных цен и обеспечения стабильных сверхприбылей.
Причинами монополизации рынка являлись стремление
предпринимателей к извлечению максимума прибыли за счет вытеснения
конкурентов и установления барьеров для вступления в отрасль, появление
естественных монополий (предоставление правительством какой-либо одной
фирме исключительной привилегии на поставку газового топлива,
электричества, телефонных услуг и т.д.) в связи с развитием коммунального
хозяйства, развитие патентного права, различного рода махинации и
злоупотребления вплоть до шантажа и прямого разбоя.
Монополии ограничивали конкуренцию, но в то же время не устраняли
ее полностью. Конкурентная борьба велась как между самими участниками
монополистических объединений за долю в прибылях, так и против других
монополий и любых иных конкурентов. Монополисты различными методами
содействовали разорению мелких предпринимателей (например, путем
установления монопольно высоких или монопольно низких цен), особенно в
периоды циклических кризисов перепроизводства, крупнейшим из которых
был кризис 1900-1903 гг.
К началу ХХ в. монополии стали играть ведущую роль в
капиталистической экономике. Классическими странами
монополистического капитализма стали США и Германия. В этих странах
монополии обеспечивали большую часть выпускаемой промышленной
продукции и практически полностью контролировали ведущие отрасли
производства (каменноугольная, металлургическая, нефтяная
промышленность, транспорт). В несколько иных формах и более медленно
монополии создавались в других промышленных державах.
Сращивание промышленного и банковского капитала и
формирование финансовой олигархии. Структурные сдвиги в
промышленности обусловили концентрацию банковского капитала.
Потребности предпринимателей в заемных средствах для расширения
производства и обновления основного капитала способствовали изменению
роли банков в экономике – из пассивного посредника в платежах банк
превращался в активного участника рынка. Крупные банки поглощали или
подчиняли себе мелкие банки посредством скупки или обмена акций,
системы долговых отношений и т.д. и становились таким образом
банковскими монополиями . С ростом концентрации банков сокращался круг
учреждений, к которым можно обращаться за кредитом, результатом чего
стало увеличение зависимости крупной промышленности от банковских
монополий. Но при этом сами банки часть капиталов вкладывали в
промышленность, выступая уже в качестве организаторов производства.
Образование банковских монополий ускорило монополизацию
производства. Угрожая лишением кредита и другими мерами
экономического давления, банковский капитал заставлял контролируемые им
промышленные, торговые и транспортные предприятия быстрее идти по пути
объединения в монополии. Банку было достаточно захватить в свои руки
контрольный пакет акций какого-нибудь акционерного общества, чтобы
подчинить его себе. Такое общество само нередко могло контролировать ряд
дочерних обществ, которые также оказывались вовлеченными в сферу
влияния банка. Таким образом, несколько крупнейших финансистов,
господствовавших в банке или группе банков, получали возможность
распоряжаться гигантскими капиталами, крупнейшими предприятиями и
даже целыми отраслями промышленности.
Широкое распространение получила система включения директоров и
других представителей банков в наблюдательные советы промышленных,
торговых и транспортных предприятий, страховых компаний и, с другой
стороны, вступления промышленных монополистов в правления и советы
банков. Таким образом, банковский капитал срастался с промышленным в
финансовый капитал .
Особенно интенсивно этот процесс проходил в США, где банки,
финансируя различные компании, устанавливали над ними контроль,
подчиняли их путем скупки акций, направляли своих представителей в
правления трестов, а иногда образовывали новые тресты. Например, под
контроль банка Дж. Моргана попали крупнейшие корпорации в энергетике и
электротехнике («Дженерал электрик»), телеграфно-телефонной связи (АТТ),
автомобилестроении («Дженерал моторз») и др. Морган создал первую в
мире компанию с миллиардным оборотом – «Юнайтед стейтсстил», под
контролем которой оказалось 3/5 производства американской стали. Нередко
и промышленники превращались в банкиров. Например, П. Рокфеллер,
нажив огромные прибыли в нефтяном бизнесе, использовал их для создания
«Национального городского банка Нью-Йорка», ставшего основой
современного «Чейз Манхэттен бэнк».
Усиление позиций финансового капитала приводило к образованию
финансовой олигархии из числа наиболее влиятельных банкиров и
предпринимателей.
Одним из путей получения гигантских прибылей финансовой олигархии
была спекуляция ценными бумагами, которые выпускались акционерными
обществами. Принимая участие в создании акционерных обществ и банков
или реорганизуя их, крупные финансисты обычно завладевали значительной
частью акций и удерживали их, ожидая благоприятного момента, чтобы
пустить акции в продажу и получить огромную прибыль, иногда вдвое
превышавшую первоначально вложенный капитал.
Преобладание вывоза капиталов над вывозом товаров. Рост
масштабов производства, наращивание объемов производимой продукции
неизбежно требовали расширения рынка. Выросло значение внешней
торговли. Так, с 1891 по 1910 г. международная торговля увеличилась в
1,5 раза. Укрепление и расширение международных экономических связей
положило начало формированию мирового рынка как единого механизма,
связывающего все регионы земли. Важнейшим звеном системы стали биржи
крупнейших городов мира, ежедневно регистрирующие изменения мировых
цен под влиянием мирового спроса и предложения.
В то же время формирование мирового рынка сопровождалось крайним
усилением неравномерности экономического развития отдельных стран. С
одной стороны, выдвинулась небольшая группа наиболее богатых государств
(государства Западной Европы, Северной Америки, а также
присоединившаяся к ним в конце XIX в. в результате ускоренного
экономического развития Япония). Эти государства составили основу
центра мировой экономической системы . С другой стороны, существовали
многочисленные экономически отсталые страны, которые составили
периферию мировой экономической системы .
В данных условиях из стран центра усиливается экономическая
экспансия в периферийные страны путем экспорта капитала . Экспорт
капитала осуществлялся в двух основных формах:
- денежные кредиты;
- инвестиции в промышленные предприятия, строительство железных
дорог и т.д.
Первая форма наибольшее развитие получила во Франции. Помимо
процентов с займа страна-экспортер получала, как правило, дополнительные
выгоды. Например, предоставив Турции крупный кредит, Франция получила
концессию на строительство железных дорог, установила контроль над
важнейшими турецкими морскими портами, оказывала влияние на работу
главного банка страны. Тем самым Турция фактически попала в
экономическую зависимость от Франции.
Ведущей страной по вывозу прямых инвестиций была Великобритания.
Ее капиталовложения за рубежом к началу ХХ в. составили более половины
всех мировых иностранных инвестиций. Следует отметить, что Англия и
Франция, уже ранее захватившие значительные колониальные владения,
были в более выгодном положении в сравнении с молодыми
капиталистическими державами, как например, США или Германия, что
обостряло противоречия между ними.
Завершение колониального раздела мира и борьба за передел мира
между крупнейшими мировыми державами. В начале XX в., когда
развитие монополий существенно ослабило конкуренцию в рамках
отдельных государств, усилилась конкуренция за сферы влияния на
мировом уровне между крупными монополиями. В качестве примеров можно
рассматривать конкуренцию двух крупнейших электротехнических
компаний мира: американской «Дженерал электрик» и германской АЭГ, а
также конкуренцию между нефтяными монополиями: англо-голландским
«Ройял Датч Шелл» и американским «Стандард Ойл». На мировом уровне
использовались любые методы конкурентной борьбы – от снижения цен за
счет их повышения на внутреннем рынке до промышленного шпионажа. В
конкурентную борьбу активно включалось государство, менявшее
таможенные пошлины и железнодорожные тарифы в интересах монополий.
Таким образом, международная конкуренция между крупными
национальными монополиями содействовала росту противоречий между
крупнейшими мировыми державами.
Формирование мирового рынка сопровождалось территориальной
экспансией – созданием крупных колониальных империй. К началу ХХ в. большая часть территорий Азии и Африки превратилась в колонии.
Крупнейшими колониальными державами были Англия, Россия и Франция.
Колонии имели и более мелкие государства: Бельгия, Голландия,
Португалия, Испания, Италия. В конце XIXв. колониальные владения
приобрели новые промышленные державы: Германия, США и Япония В сферу экспансии капитала попали многие формально независимые
государства в Азии (Китай, Иран, Турция и др.), Африке и Латинской
Америке, которые превращались в своего рода полуколонии крупных
держав. К началу ХХ в. практически весь мир был разделен на сферы
влияния между несколькими крупными индустриальными государствами.
Данная система определялась понятием «империализм ». С наступлением эпохи империализма борьба развитых держав за
территориальный раздел мира сменилась еще более острой борьбой за его
передел в соответствии с изменившимся соотношением сил. Старые
колониальные державы – Великобритания, Франция, Россия – стремились
удержать и еще больше расширить свои империи. Германия, США, Япония,
недавно включившиеся в колониальную политику, требовали расширения
доли колониальных владений, рынков капитала и сбыта товаров.
Империалистическое соперничество крупных держав иногда приводило к
войнам за передел колоний и территориальных сфер влияния. Примерами
могут служить испано-американская война 1898 г., англо-бурская война 1899-1902 гг., русско-японская война 1904-1905 гг. Итогом межимпериалистических противоречий данной эпохи стала
Первая мировая война 1914-1918 гг., в которой противостояли друг другу два
крупных блока мировых держав: Антанта во главе с Англией, Францией и
Россией и Четвертной союз во главе с Германией и Австро-Венгрией. Экономическое развитие в эпоху монополистического капитализма
ускорило процессы урбанизации . За 1870-1914 гг. более 20 млн. человек
переселились в города. По темпам урбанизации в этот период впереди была
Англия, где еще в начале1870-х гг. численность городского населения
превышала число сельского. Появились города с более чем миллионным
населением. Развитие промышленности и урбанизация содействовала дальнейшему
формированию капиталистических отношений. В то же время в структуре
рабочего класса увеличивается доля квалифицированных рабочих;
происходит некоторое увеличение оплаты труда и повышение уровня жизни
рабочих. В развитых странах в этот период вводится всеобщее избирательное
право, легализуются профсоюзы и забастовки, вводится государственное
регулирование в сфере труда: ограничивается рабочий день, запрещается
детский труд, проводятся меры по соблюдению охраны труда и т.д. Вместе с
тем значительная часть пролетариата, особенно в малоразвитых странах по- прежнему находится в тяжелом положении.