Десять фактов об убийстве джона леннона. Убийца Джона Леннона — психопат одиночка или наёмник ЦРУ

40.776436 , -73.976006

Джон даёт автограф убийце за несколько часов до смерти. Последнее фото Леннона

На момент убийства Джон Леннон с семьёй (женой Йоко Оно и пятилетним сыном Шоном) проживал на Манхеттене , в доме под названием «Дакота », рядом с Центральным парком . Как рассказывают близко знавшие Леннона и Оно люди, в семье царил мир, а сам Леннон чувствовал жизненный подъём, он даже написал песню Life Begins at 40 (Жизнь начинается в 40). За 3 недели до своей смерти, 17 ноября 1980 года Джон выпустил альбом Double Fantasy , хорошо принятый критикой и поклонниками. Это было триумфальное возвращение Леннона после пятилетнего молчания (предыдущий альбом вышел в 1975 году), связанного с рождением долгожданного ребёнка, воспитанию которого он и посвятил эти годы.

Убийство

Джон с Йоко вернулся домой около 22:50, чтобы пожелать спокойной ночи Шону. Лимузин не заезжал во внутренний двор Дакоты, Джон и Йоко вышли на 72-й улице. Джон поравнялся с Чепменом и бросил на него короткий взгляд, Йоко шла чуть впереди. Они прошли в арку дома (некоторые утверждают, что перед выстрелами убийца окликнул Леннона, но сам он этого не помнит) и Марк Чепмен выстрелил в спину 5 раз, первая пуля прошла над головой, остальные попали в Джона: две в район сердца, две в левое плечо. Пройдя, шатаясь, 5 шагов Джон упал.

Швейцар Perdomo выбил пистолет из рук убийцы и бросил его на тротуар. Он заорал на Чепмена: «Do you know what you’ve done? (Ты знаешь, что ты наделал?)». Тот спокойно ответил: «Yes, I just shot John Lennon (Да, я только что застрелил Джона Леннона)». Чепмен снял пальто и шапку, продемонстрировав, что безоружен. Он не пытался скрыться и оставался на месте преступления до прибытия полиции. При нём была обнаружена книга «Над пропастью во ржи » Сэлинджера в бумажной обложке. На внутренней стороне обложки было написано рукой Чепмена: To Holden Caulfield. From Holden Caulfield. This is my statement. (Холдену Колфилду. От Холдена Колфилда. Это мои показания.)

Вход в Дакоту

В 22:55 на место преступления приехала полиция. За 5 минут преодолев 15 кварталов, машина скорой помощи привезла Джона в больницу имени Рузвельта. Доктор Стефан Линн принялась за меры по спасению Леннона. Когда он прибыл, у него не было пульса и он не дышал. Доктор Линн и двое других врачей работали в течение 20 минут, вскрыв грудную клетку и попытавшись предпринять прямой массаж сердца, чтобы восстановить кровообращение, но повреждения кровеносных сосудов вокруг сердца были слишком велики. Леннон был объявлен мертвым по прибытии в отделение скорой помощи в больнице Рузвельта в 23:15. Доктор М. Эллиотт Гросс, главный судмедэксперт, говорил, что никто не мог бы прожить несколько минут после таких множественных ранений. Ведь Леннон был убит четырьмя выстрелами полыми изнутри пулями , которые расширяются при входе в цель и серьезно разрывают большую часть внутренних тканей. Пораженные органы Леннона были практически уничтожены в результате выстрелов. Его жена, рыдая, «О нет, нет, нет, нет… скажите мне, что это неправда», была доставлена в больницу Рузвельта и уведена в шоке после того как она узнала, что её муж умер. В этот момент в больнице зазвучала песня «All My Loving ».

На следующий день Оно объявила: «Похорон Джона не будет. Джон любил и молился за человеческий род. Сделайте то же за него, пожалуйста. С любовью, Йоко и Шон». 10 декабря 1980 года , тело Джона было кремировано на кладбище Фернклиф. Прах отдали Йоко.

Реакция на убийство

Убийство Леннона шокировало остальных экс-битлов и усилило в них уже существовавшие опасения за свою жизнь. Пол Маккартни однажды сказал об этом:

Мы, три битла, узнали эту новость утром, и вот что странно: мы все реагировали на это одинаково. Отдельно, но одинаково. В тот день мы все пошли на работу. Все. Никто не мог оставаться дома наедине с такой вестью. Мы все почувствовали желание пойти на работу и побыть с людьми, которых мы знали. Пережить это было невозможно. Надо было как-то заставить себя двигаться дальше. Я весь день проторчал на работе, но все делал, будто в трансе. Помню, вышел я из студии и ко мне подскочил какой-то репортер. Мы уже отъезжали, и он сунул микрофон в окошко машины, крикнув: «Что ты думаешь о смерти Джона?» Измученный и потрясенный, я выдавил лишь: «Это такая тоска». Я имел в виду, тоска в самом сильном смысле, знаете, как говорят, вкладывая в одно слово всю душу: тоска-а-а-а… Но когда читаешь такое в газете, видишь только одно сухое слово «Young Americans» которого Леннон принимал небольшое, но важное участие. Марк Чепмен присутствовал на пьесе «Человек-Слон» (в которой Боуи исполнял роль Джозефа Меррика), фотографировал Боуи у дверей на сцену и сразу после этого уехал в Дакоту для того, чтобы застрелить Леннона. Полиции он заявил, что если бы ему не удалось убить Леннона, он бы вернулся в театр и застрелил Дэвида Боуи. У Чепмена нашли программку пьесы «Человек-Слон», на которой имя - Дэвид Боуи, было жирно обведено чёрными чернилами .

В настоящее время

Чепмен отбывает пожизненное заключение в тюрьме «Аттика». Начиная с 2000 года он имеет право раз в два года подавать прошение о досрочном освобождении, которым неизменно пользуется, каждый раз также неизменно получая отказ.

По иронии судьбы, об этой же тюрьме Джон пел в одной из своих песен.

Джон Леннон (рожд. 9 октября 1940 г. — смерть 8 декабря 1980 г.) — рок-музыкант, певец, композитор, поэт. Один из основателей легендарной группы «The Beatles». 1980 год — был убит фанатом.

Ранние годы

Джон родился в небогатой семье в Ливерпуле (Англия). Его отец пропал без вести на войне. В школьные годы будущий кумир миллионов слыл нерадивым учеником. Больше всего он интересовался рисованием, английским языком и литературой. Он рано начал сочинять стихи, но лишь в начале 1956 годов под влиянием услышанной по радио песни Элвиса Пресли начал серьезно увлекаться музыкой. Именно он создал школьную группу, которая в последствии превратилась в «Битлз».

9 декабря — после убийства

Три главные святыни Джона Леннона — мир, любовь и музыка. Этим же святыням поклонялись и миллионы его фанатов, которые никак не могли осознать, за что же безумец-одиночка решился убить их кумира.

1980 год, 9 декабря — ранним утром множество людей собралось перед нью-йоркским домом Джона, распевая песню «Все что тебе надо — это любовь». Они оплакивали своего кумира, которого накануне смертельно ранили у подъезда этого дома.

Джон Леннон был убит как раз тогда, когда начал появляться на публике после продолжительного периода уединения. В течении долгого времени он избегал встречи даже с друзьями, ушел из мира коммерческой музыки. За несколько часов до своей смерти Джон Леннон дал свое первое за многие годы интервью, которое было посвящено его новому альбому «Двойная фантазия». Музыкант заявил, что этот альбом адресован людям его поколения. «Людям, которые выросли вместе со мной, я говорю: «Вот он я, а как дела у вас? Как поживает ваша родня? Скажите, разве 70-е были скучными годами? Давайте же сделаем 80-е годы великими!» — призывал известный музыкант.

Письма с угрозой

Опасения за жизнь свою и близких людей появились у музыканта после неприятного инцидента, который произошел в 1964 г. во Франции.

Во время концерта в одном из городов он получил записку, в которой говорилось о смерти, уготованной ему ближайшей ночью. Темное время суток Джон провел в тревожных ожиданиях, однако «шутник» не выполнил своего обещания.

В последующие годы письма с угрозой расправы продолжали приходить, но угрозы всегда оставались только угрозами.

Джон расценивал такие послания как неудачные шутки поклонников над знаменитостью, он даже не мог себе представить, что может найтись человек, который решится на такое дерзкое преступление, как убийство.

Вечер убийства

Восьмого декабря около 23 часов Джон Леннон — один из музыкантов легендарной группы «Битлз» — с женой Йоко Оно возвращался домой из студии звукозаписи. Перед самым входом какой-то мужчина окликнул известного певца. И только тот повернулся, как раздался выстрел, за ним второй, третий, четвертый, пятый. Йоко в шоке начала пронзительно кричать, а ее муж, истекая кровью, каким-то образом смог добраться до подъезда. И перед тем, как упасть на пол, смертельно раненный музыкант даже смог два раза подряд выкрикнуть фразу “В меня стреляли”.

«В меня стреляли», — прохрипел музыкант, захлебываясь кровью. Охранник позвонил в полицию, которая приехала меньше чем через 2 минуты. Полицейский уложил истекающего кровью на заднее сиденье автомобиля и на максимальной скорости помчался к ближайшей больнице. Спустя несколько минут Джон уже был на операционном столе, но ранения оказались до такой степени серьезными (кровопотеря составила около 80 %), что спасти рок-звезду так и не удалось.

25-ти летний убийца Джона Леннона по имени Марк Чэпмен даже не пытался скрыться с места трагедии. Ожидая приезда тотчас же вызванной полиции, он спокойно читал свою любимую книгу «Над пропастью во ржи».

Кто убил Джона Леннона

Родился Марк Дэвид Чэпмен в 1955 году, он был исключительно набожный человек. В какое-то время он увлекся музыкой «Битлз», а в особенности Ленноном. Стараясь во всем подражать своему кумиру, Чэпмен даже носил значок «Я - Леннон». С течением времени у него начали все чаще проявляться признаки душевного расстройства. Как-то раз он пытался , но неудачно. Леннон продолжал привлекать его, но вместе с этим Чэпмена мучил комплекс неполноценности. Осенью 1980 года он решился убить Джона Леннона.

«Я чувствовал, что я - ничто, и если я убью его, я стану чем-то», - объяснил в последствии он мотив своего поступка. В день убийства он взял автограф у своего кумира, а спустя несколько часов убил его на том же месте.

Чэпмен, который был арестован на месте преступления, не отрицал своей вины. После прохождения теста на вменяемость, установившего психические отклонения, убийца был отправлен в тюрьму. За ним установили строгий надзор, дабы предотвратить возможную попытку суицида.

Убийцу Джона Леннона Марка Чэпмена, приговорили к пожизненному заключению.

Спустя десять лет после громкого убийства, потрясшего весь мир, в интервью одной американской газете Марк Чэпмен раскрыл «истинные» причины своего поступка.

Он уверял, будто к преступлению его подталкивали демоны и Сатана, именно они главные инициаторы убийства Джона Леннона (конечно, это походило на бред психически неуравновешенного человека). Кроме этого, убийца во всех подробностях рассказал о подготовке к преступлению.

После убийства

Убийство Кеннеди, на протяжении 10-ти месяцев расследовала специально созданная комиссия…

Убийство Джона Леннона вызвало взрыв возмущения по всему миру. На следующий день радиостанции непрерывно передавали песни в его исполнении. Больше 250 тыс. писем-соболезнований пришло в дом, где жил легендарный музыкант. За последующие 2 месяца лишь в Англии продали два миллиона пластинок с записями «Битлз».

Отдавая дань рок-звезде, американские СМИ подчеркивали, что «Битлз» стали неотъемлемой частью жизни целого поколения молодых людей, выросших в 1960-е годы. «Я чувствую, что взрослею, становлюсь совсем взрослым человеком», сказал один из юных фанатов Леннона, собравшихся у его дома после смерти своего кумира.

А американский президент Джеймс Картер сказал, что Леннон «помог создать музыку и настроение нашего времени. Он оставил после себя убедительное и нестареющее наследие. В особенности горько то, что он пал жертвой насилия, хотя сам всегда боролся за мир».

Я думаю, что я умру раньше, чем Йоко

Известный музыкант мало думал о смерти, у него еще было много дел в этом мире. В одном из последних интервью, которое было опубликовано в журнале «Ньюсуик» Джон сказал: «Я не чувствую себя сорокалетним. Я чувствую себя ребенком, и у меня еще впереди так много хороших лет жизни с Йоко и моим сыном, по крайней мере, мы на это надеемся».

Убийца певца признался, что в его планах также было убить таких знаменитостей, как Марлон Брандо и Элизабет Тейлер. Стало известно, что Чепмен посетил пьесу, в которой участвовал Дэвид Боуи. Марк сфотографировал его у сцены, после чего отправился к Леннону и застрелил певца. Как признался сам Чепмен, если бы у него не вышло убить Леннона, он бы поехал обратно в театр что бы застрелить Боуи.

Со слов самого убийцы, он пытался заставить себя убить рок-звезду несколько раз, но до рокового вечера всякий раз побеждала его светлая сторона. Марк купил оружие за несколько месяцев до преступления и даже бросил свою работу. Он работал сторожем, а в свой последний рабочий день поставил роспись в рабочем журнале не как “Марк Чепмен”, а под именем “Джона Леннона”.

После нескольких утомительных часов в студии, Леннон и Оно решили отправиться домой. Однако из-за довольно теплой декабрьской погоды они решила немного прогуляться пешком, вместо того, чтобы добраться до дома на автомобиле вместе с телохранителями. Этот выбор стоил рок-музыканту жизни.

Новое слово в хронике громких преступлений: убийца берет у жертвы автограф!

Почему убили Джона Леннона? Кто его убил? Ответы на эти вопросы адепты теорий заговора ищут до сих пор.

Та самая «Дакота» – место, где принял смерть Джон Леннон.

8 декабря – черная дата для битломанов: в этот день 30 лет назад Марк Чэпмен застрелил Джона Леннона. Официальная версия гласит, что Чэпмен был убийцей-одиночкой, однако верят этому не все. Как обычно и бывает с покушениями на видных людей, убийство Джона Леннона моментально обросло теориями заговора.

Пять выстрелов у «Дакоты»

События рокового для Джона Леннона дня расписаны буквально по минутам. Утром в доме «Дакота» на Манхэттене, где жили Леннон и Йоко Оно, побывала Энни Лейбовитц, фотограф журнала Rolling Stone. После обеда Леннон дал свое последнее интервью радиодиджею Дэйву Шолину. Около пяти часов вечера Джон и Йоко отправились на студию микшировать песню «Walking On Thin Ice».

На пути к лимузину их встретила группа просителей автографов, среди которых был и Марк Дэвид Чэпмен, 25-летний охранник из Гонолулу. Некогда он боготворил Леннона, потом, когда тот заявил, что не верит в Бога, возненавидел его (сам Чэпмен считал себя христианином). Идею убить Леннона Чэпмен вынашивал давно и с этой целью прилетал в Нью-Йорк с Гавайев в октябре, однако решил повременить.

Когда Ленноны вернулись из студии к «Дакоте», было без десяти одиннадцать. Джон направился к воротам здания, Чэпмен, ждавший под аркой, выпустил в него пять пуль. Первый выстрел ушел в молоко, одна пуля застряла в теле Леннона, остальные три прошли насквозь. Фатальным оказался выстрел, разорвавший аорту. Леннон скончался через полчаса в реанимации от потери крови.

Расправившись с бывшим кумиром, Чэпмен спокойно сел на землю и стал в ожидании полиции читать повесть Сэлинджера «Над пропастью во ржи», с героем которой он себя отождествлял. Книга была надписана рукой Чэпмена: «Холдену Колфилду. От Холдена Колфилда. Вот мое заявление». К слову, накануне убийства Марк Чэпмен читал Евангелие от Марка, с которым тоже себя отождествлял – как-никак тезка.

Убийца сразу признал себя виновным, потому расследование не проводилось. Несмотря на очевидное помешательство (на суде Чэпмен зачитал вслух отрывок из Сэлинджера, полагая, что это всё объясняет), его отправили не в психушку, а в тюрьму, осудив на 20 лет лишения свободы.

Немало людей верит в то, что Чэпмен действовал по чьей-то указке. Кто-то считает, что «заказать» певца могла Йоко Оно – вскоре после убийства у нее вроде бы завязался роман с одним из знакомых Леннона. По традиции в убийстве винят масонов и, разумеется, спецслужбы.

Запрограммирован на убийство

Наибольшей популярностью пользуется «теория манчжурского кандидата», названная так по американскому триллеру «Манчжурский кандидат» (1962). В этом фильме советские ученые имплантируют солдату, попавшему в плен на Корейской войне, ложные воспоминания и «программу», которая должна заставить его убить одного из кандидатов в президенты. Марк Чэпмен, говорят приверженцы этой теории, застрелил Леннона не по своей воле: он выполнял ментальную программу, которую заложили в его подкорку спецы из Федерального бюро расследований. До поры Чэпмен и не подозревал о том, что стал машиной для убийства. Программа активизировалась в тот момент, когда убийца открыл книгу «Над пропастью во ржи».

ФБР в самом деле держало Леннона под колпаком, в частности, из-за того, что он выступал против войны во Вьетнаме и симпатизировал коммунистам. В 1983 году историк Джон Винер через суд потребовал обнародовать «дело Леннона», в котором насчитывалась 281 страница. Разбирательства заняли полтора десятка лет, основной массив документов был опубликован в конце 1990-х, остаток – в декабре 2006-го. Из бумаг следует, что в начале 1970-х за Джоном Ленноном велась слежка, однако в них нет и намека на причастность ФБР к убийству.

Зачем спецслужбам понадобилось убить Леннона в 1980 году, когда экс-битл не представлял для властей реальной угрозы? Конспиролог Мэй Брасселл считает, что дело тут в Рональде Рейгане, который через полтора месяца после убийства стал президентом и тут же принялся готовить США к войне с СССР. Если бы Леннон был жив, он не стал бы молчать: страну потрясли бы массовые демонстрации, могло дойти и до революции. Вот Рейган и решил убрать неудобного ему пацифиста. В это верит, в частности, сын Леннона Шон.

Брасселл указывает на то, что 1976-1978 годы в биографии Чэпмена остаются «темным пятном». Как власти разрешили явно нездоровому человеку работать охранником и иметь при себе оружие? Откуда Чэпмен взял деньги на свое кругосветное путешествие? Был ли он запрограммирован на убийство?

«Я всего лишь вооруженная пешка...»

Самая безумная теория гласит, что Леннона убил не Марк Чэпмен, а... Стивен Кинг. Да-да, тот самый Стивен Кинг, «король ужасов» и автор полусотни бестселлеров. На чистую воду писателя вывел некто Стив Лайтфут из Калифорнии. Для Лайтфута раскрытие убийства Леннона стало делом всей жизни, он даже электронную почту завел по адресу [email protected]. В основании теории лежит сходство между убийцей, который берет у Леннона автограф (этот момент заснял фотограф Пол Гореш), и Стивеном Кингом, каким он изображен на обложке романа «Воспламеняющая взглядом». Лайтфут считает, что автограф у Леннона брал вовсе не Чэпмен: у того были другие очки и не было ямочек на щеках. А у Стивена Кинга ямочки на щеках есть!

Прямых доказательств причастности писателя к убийству у Лайтфута нет, зато есть косвенные – «правительственные коды». Власти США зачем-то зашифровали информацию о готовящемся убийстве в текстах, публиковавшихся в печатной прессе. Так, за три недели до убийства в журнале U.S. News & World Report были напечатаны письма сержанта Роджера Чэпмена («Как и миллионы добровольцев в нашей армии, я – лишь вооруженная пешка, ожидающая момента, когда гигантская рука передвинет меня на враждебное поле...»; автор добавлял: «Mark my words» – «Попомните мои слова») и некоего Дэвида Кинга. Совпадение или намек?

Более того, в том же номере «Плейбоя», где было напечатано одно из последних интервью Леннона, появилась и статья Стивена Кинга о фильмах ужасов. Кинг писал о том, что эти фильмы помогают ему «кормить крокодилов подсознания», то есть гасить вспышки агрессии. Завершалась статья словами: «Джон Леннон и Пол Маккартни сказали, что всё, что нам нужно – это любовь, и я согласен. Только крокодилы должны быть накормлены». Снова намек! Наконец, немало интересного можно найти и в романах Кинга, начиная с «Салимова удела», где действует персонаж Марк, и заканчивая «Мертвой зоной», во многом напоминающей «Манчжурского кандидата»...

Мир капитала: идолы вместо идеалов

Вначале-два свидетельства, каждое из которых можно с полным основанием назвать свидетельством обвинения...

Первое. Известный американский социолог Олвин Тоффлер, автор книги "Столкновение с будущим", пишет о современной Америке: "Во всех сферах нашей жизни можно обнаружить приметы некоей болезни. Эта болезнь все более проявляется в нашей культуре, в нашей философии, в нашем отношении к реальности. Неудивительно, что многие называют наше общество домом дня умалишенных".

И второе. Говорит американский философ и социолог Дж. М. Камерон: "Возведенное в ранг института насилие чаще всего обнаруживается в различных формах действий с применением оружия... Самоутверждение насилия - признак того, что что-то в этом обществе происходит не так, что совершается если не юридическое, то моральное преступление".

Сколько произнесено и написано слов, фиксирующих различные симптомы той болезни, которая раздирает капиталистический мир и против которой бессильна любая терапия, ибо неизлечимая болезнь эта возникла из самой сути общественной системы, чьи законы и принципы определяет чистоган. Имя ее - антигуманность.

Психически неуравновешенный подонок стреляет в того, кому поклонялся и кого одновременно ненавидел... Сын знаменитого актера, "звезды" из "звезд", пускает себе пулю в лоб... Убийство, самоубийство... И в том и в другом случае - дикая иррациональность действий. Патологические отклонения? Или логическое порождение той духовной и нравственной, а точнее, бездуховной и безнравственной атмосферы, которая утвердилась в метрополии капитализма - США?

Об этом материалы, предлагаемые вашему вниманию.

Кто убил Джона Леннона?

Пять выстрелов из пистолета, прогремевшие 8 декабря 1980 года в ночном Нью-Йорке, всколыхнули пушечной канонадой не только Америку. Они отдались в сердцах миллионов людей многих стран болью и потрясением, когда радиоэфир, как обычно, перегруженный разноязыкой информационной текучкой, вдруг на секунду замер, а затем разрядился трагической "молнией"- убит Джон Леннон!

Композитор, поэт, певец, один из создателей знаменитого английского ансамбля "Битлз", открывшего эру поп-музыки, был убит наповал у подъезда своего дома на манхэттенском Вест-сайде - в центральном районе города. За два месяца до этого, 9 октября, ему исполнилось 40 лет. Уже через несколько минут после трагедии, случившейся около 11 часов вечера по местному времени, к "Дакоте" - старинному, похожему на замок зданию в готическом стиле на 72-й улице, где Джон Леннон жил с женой Йоко Оно и пятилетним сыном Шоном, - стали стекаться людские потоки со всех концов взбудораженного американского "Вавилона". Чугунные ворота перед входом в сумрачный двор здания исчезли из виду - они были сплошь увешаны букетами цветов, открытками, фотографиями Леннона.

За свое пятилетнее пребывание в Нью-Йорке, где я работал в Секретариате ООН, мне ни разу не довелось быть свидетелем такой бурной и волнующей реакции людей. На моей памяти ни убийство голливудской "звезды" Шарон Тэйт, ни "уотергейтское" дело и публичная отставка президента Никсона, никакие другие драмы и трагедии не вызывали у американцев такого брожения, сумятицы и отчаяния, какое вызвала смерть Джона Леннона...

Вот как все произошло...

Трагедия, разыгравшаяся на Манхэттене и завершившаяся столь молниеносным фатальным исходом, вызревала не в Нью-Йорке. Нити новой "Вест-сайдской истории" тянулись в Гонолулу-столицу "райского штата" Америки на Гавайских островах. Для полиции и следственных органов Нью-Йорка обнаружить эти нити не составило никакого труда, ибо главный действующий персонаж трагедии - убийца Джона Леннона-сам во всем сразу и признался. Он даже не пытался бежать. Когда подъехала полицейская машина, он бросил пистолет на землю и спокойно произнес: "Я убил Леннона". Убийцу зовут Марк Чэпмэн.

В конце октября 1980 года 25-летний американский гражданин Марк Дэвид Чэпмэн, безработный, вошел в один из магазинов в центре Гонолулу и выразил желание купить пистолет. Владелец магазина навел в ближайшем полицейском участке справки и, удостоверившись, что его клиент не числится в "черных списках" уголовников и прочих правонарушителей, продал Чэпмэну оружие. Торговец не придал никакого значения (или сделал вид, что не придал?) тому, что Чэпмэн, как он указал в анкете при оформлении покупки, нигде не работал. Он, конечно, мог бы и полюбопытствовать: откуда у безработного деньги на приобретение пистолета? Но когда коммерческий дух оттесняет на задворки гражданские соображения - стоит ли дознаваться, откуда у покупателя деньги? Главное, чтобы они побыстрее перекочевали из его кармана в твой собственный-а дальше все трын-трава.

На тот факт, что будущий убийца Леннона числился безработным, не обратила внимания и гавайская полиция. Ее представитель заявил впоследствии корреспонденту агентства Ассошиэйтед Пресс, что приобретение Чэпмэном огнестрельного оружия было "обычной" процедурой, предусмотренной американскими законами.

Потом, уже в момент ареста, в карманах у Чэпмэна было обнаружено 2 тысячи долларов наличными. Эту сумму, по словам его адвоката Адлерберга, он "занял", чтобы по приезде в Нью-Йорк "сделать то, что сделал...".

Так или иначе, вооружившись пистолетом 38-го калибра, безработный гонолулец отправился на континент - в надежде, как потом строили догадки эксперты, "получить автограф" у одного из своих идеалов, Джона Леннона? Звучит парадоксально. Но Чэпмэн действительно заполучил автограф экс-битла. Это произошло в день убийства. А за несколько дней до кровавой трагедии некоторые жильцы "Дакоты" и прилегающих кварталов заприметили "опрятно одетого, спокойного с виду" молодого человека в черной кожаной куртке, прогуливавшегося около фешенебельного дома на углу 72-й улицы и Центрального парка. Это был Чэпмэн. В руках у него была новая, выпущенная несколько недель назад пластинка Джона Леннона "Двойная фантазия". Дефилирование незнакомца перед воротами "замка" никого не удивило-ведь в "Дакоте" живет немало знаменитостей сцены и экрана, которых почитатели хотят увидеть воочию или взять у них автограф.

8 декабря в 5 часов после полудня Джон Леннон и Йоко Оно вышли из "Дакоты", направляясь в одну из звукозаписывающих студий. У ворот к ним подошел неизвестный молодой человек в черной кожаной куртке и, протянув диск "Двойная фантазия", попросил у автора автограф. Леннон расписался на альбоме и поспешил с женой к машине. В течение последующих шести часов Чэпмэн не отходил от "Дакоты", дожидаясь возвращения Леннонов. В 22 часа 50 минут к дому подъехал лимузин, из него вышли Джон и Йоко и направились через арку с массивными чугунными воротами к подъезду здания. В этот момент из темноты к ним шагнул человек в черной куртке-и выстрелил. Через несколько минут, когда Леннон был доставлен в расположенную неподалеку больницу Рузвельта, врачи сообщили, что он мертв.

Добровольно сдавшийся полиции Чэпмэн был направлен для обследования в психиатрическую клинику, а американская Фемида поспешила предъявить ему предварительное обвинение в "убийстве со смягчающими вину обстоятельствами".

Первые дни убийца невозмутимо отлеживался в отдельной палате нью-йоркской психиатрической клиники "Бельвю", куда к нему каждые 15 минут заходили дежурные врачи или полицейские, чтобы упредить возможное самоубийство. Потом его стали возить из клиники на судебное разбирательство. Чэпмэн, такой же "спокойный с виду", как и накануне совершенного им преступления, этакий "тихий американец", являлся в суд в окружении плотного кордона полиции и в пуленепробиваемом жилете - слишком много было телефонных звонков с угрозой расправиться с ним. Кстати, примерно полтора года назад Джон Леннон ассигновал для нью-йоркской полиции тысячу долларов на приобретение таких пуленепробиваемых жилетов...

Так вот, пока шло разбирательство по делу гавайского преступника, американские криминалисты и эксперты в области социальной психологии на страницах газет, по радио и телевидению ломали голову над возможными мотивами "необъяснимого" преступления, пространно рассуждали о "загадках" человеческой природы, а некоторые пытались найти какие-либо зацепки и "смягчающие обстоятельства" в биографии убийцы.

Биография Чэпмэна - не ключ-универсал к разгадке "дакотской" трагедии. Но в ней есть такие штрихи и обстоятельства, которые вкупе с определенными чертами характера преступника из Гонолулу в самом деле могут пролить какой-то свет на маниакальные действия этого человека. Так что с некоторыми моментами жизни Чэпмэна и его особенностями как личности имеет смысл познакомиться - это знакомство поможет нам лучше понять саму американскую действительность, которая способна порождать таких чудовищ, как убийца Леннона.

Марк Дэвид Чэпмэн родился в 1955 году в штате Техас в семье сержанта американских ВВС. В начале 60-х годов он учился в школе в Атланте (штат Джорджия), когда "Битлз" уже взмыли на гребне мировой славы. С 10-летнего возраста Чэпмэн стал заядлым битломаном. На предвыпускных школьных фотографиях он изображен с длинноволосой прической "а-ля битлз". Марк играл на гитаре в школьной рок-группе и все годы собирал пластинки "Битлз".

После школы Чэпмэн нигде не учился, у него не было определенной профессии. В период после окончания школы и до ареста у ворот "Дакоты" он много путешествовал в качестве "агента по делам азиатских беженцев". География его поездок включала Южную Корею, Японию, Гонконг, Таиланд, Ливан и Англию. Из Ливана Чэпмэн привез магнитофонную запись уличной перестрелки. Дома он прослушивал эту ленту по нескольку раз. По свидетельству очевидцев, она его "сильно возбуждала и одновременно наводила на него ужас".

С декабря 1979 года Чэпмэн устраивается сторожем в кооперативном доме "Вайкики" в центре Гонолулу. Управляющий кооператива Джо Бустаменте отзывался о Чэпмэне в самых лестных тонах. Это был "очень добросовестный работник, нормальный во всех отношениях", заверил он американского журналиста, взявшего у него интервью вскоре после трагической гибели Леннона. От управляющего репортер узнал несколько любопытных деталей, связанных с уходом Чэпмэна из "Вайкики". Во-первых, оформляя расчет, Чэлмэн заявил, что уходит с работы "по личным причинам". Во-вторых, он сказал, что сразу уезжает в Лондон. В-третьих (самая, пожалуй, любопытная деталь), в последний день работы в "Вайкики" (23 октября 1980 года) сторож Чэпмэн расписался в рабочем журнале не как "Марк Чэпмэн", а как "Джон Леннон". "Мы заметили это только тогда, - сказал Бустаменте, - когда у нас стали наводить о нем справки после смерти м-ра Леннона".

Рассчитавшись с "Вайкики", Чэпмэн, как уже упоминалось выше, купил пистолет, занял 2 тысячи наличными и, не объяснив толком жене, куда он едет, отправился через Тихий океан в самый большой город Америки, чтобы "сделать то, что сделал".

Фанатичное поклонение битлам и подражание им во всем переплетались в душе Чэпмэна с еще одной "неуправляемой" чертой - неотступной верой в бога, в "неземные силы". Один из его однокашников по средней школе вспоминал, что Марк стал "очень религиозным" еще в начальных классах. Позднее Чэпмэн сделался неутомимым читателем Библии. По словам приятеля Чэпмэна, работавшего вместе с ним в 1975 году в агентстве по делам азиатских беженцев, Марк время от времени приходил в ярость от фразы, произнесенной в шутку Джоном Ленноном еще в 1965 году: "Битлз" стали более популярны, чем Иисус Христос". Для Чэпмэна никого выше Христа не было. В ходе следствия по делу убийцы Леннона в руки полиции попал подписанный документ, в котором утверждается, что Чэпмэн услышал "голоса сверху" и что на убийство его "толкнул дьявол".

Есть еще один момент в биографии этого американца, который, несомненно, свидетельствует о ненормальности его психики. Чэпмэн признался своему адвокату, что дважды пытался покончить с собой. Первый раз мысль о самоубийстве пришла к нему, когда развелись его родители, второй - когда его покинула девушка, на которой он намеревался жениться. Чэпмзн был также активным наркоманом.

701-я жертва

Разумеется, биосоциальные пружины, подобные тем, что были заложены природой и обществом в Чзпмэне, не всегда толкают человека на преступление. У человека может трудно сложиться жизнь, может расшататься нервная система, но он не впадает в отчаяние, не уходит в фанатизм, не прибегает к "крайней психотерапии", как это сделал Чэпмэн. У Чэпмэна психика не выдержала - и он "успокоил" себя, разрядил напряженность, выпустив пистолетную обойму в невинного человека.

Но, может быть, поведение Чэпмэна не характерно для американского общества? Может быть, его преступление - лишь сугубо патологический, из ряда вон выходящий, не типичный для "американского образа жизни" случай, что и нужно было учитывать психиатрам и следователям при поисках ответа на вопрос: "Почему этот человек убил Леннона?"

Но в том-то и дело, что "казус Чэпмэна" весьма типичен для Америки. Британец стал 701-й жертвой вооруженного нападения в Нью-Йорке лишь в 1980 году. В 1979 году по стране в целом от пуль погибло, по данным Федерального бюро расследований, 10 тысяч 728 человек - это 29 смертей в день, по убийству каждые 50 минут! Всего же с начала века в США от выстрелов преступников и психически неуравновешенных граждан вроде Чэпмэна погибло более 800 тысяч американцев - на 250 тысяч больше, чем погибло во всех войнах, в которых участвовали Соединенные Штаты за свою 200-летнюю историю. Есть также данные о том, что каждый четвертый американец живет в постоянном страхе быть ограбленным или убитым. Страх перед насильственной смертью и сама смерть от руки психопата, фанатика или политического террориста - уже одна эта трагическая и реальная возможность "общества изобилия" сводит на нет любые разглагольствования о его преимуществах...

Но преступность и преступники, как всякая сорная трава, не растут на голом месте, в безвоздушном пространстве. Для жизнедеятельности им нужны определенные условия, определенный климат, среда. Так вот, уже не статистика ФБР, а другие данные - наблюдения ученых, деятелей культуры и искусства, высказывания государственных и политических деятелей-свидетельствуют о том, что такая среда, почва для "преступномании" в США прочно утвердилась. Эта среда - сама американская действительность, весь комплекс политических, экономических, юридических и нравственных институтов крупнейшей страны капиталистического мира.

"Американское общество - больное общество, - заявил представителям печати профессор Калифорнийского университета Питер Сэмпсон, когда узнал об убийстве Леннона. - Всякий в нем может начать стрелять в кого вздумается и когда вздумается. А известные люди в любой момент могут оказаться здесь жертвой безумцев, имеющих при себе оружие". Президент американского "Общества Джона Берча" Р. Уэлч сравнил Америку с "огромным домом для сумасшедших", в котором верховодят "самые безнадежные пациенты". Американский историк А. Шлезингер еще лет десять назад указывал, что американская нация таит в себе угрозу для других народов. Киноактер Марлон Брандо, сыгравший главную роль в "Крестном отце", фильме об американской мафии, назвал действующие в США синдикаты преступников "эталоном капиталистического предпринимательства".

Мафия действует не только в системе капиталистического хозяйничанья США. Дух "мафиози", "коза ностра", так или иначе, в большей или меньшей степени пронизывает, по сути, все судебно-правовые инстанции, все законодательные и исполнительные органы страны. Главная общая черта всех этих юридических систем - мягкотелость по отношению к преступникам, которые подчас пользуются полной безнаказанностью.

Безнаказанность - благодатная почва для преступников и кошмар для честного человека. О том, насколько обеспокоены таким положением честные американцы, говорят данные опроса общественного мнения, проведенные статистическими службами Гэллапа и Харриса. В 1965 году 45 процентов всех опрошенных граждан США считали, что американская Фемида относится к правонарушителям слишком снисходительно. В 1970 году это число возросло до 64 процентов, а в 1973-м 74 процента американцев считали, что отношение органов правосудия США к преступникам должно быть в корне изменено, стать более строгим. По данным той же службы Гэллапа, основная причина роста преступности в США - "недопустимая мягкость законов". За примерами далеко ходить не надо. Во время войны во Вьетнаме американский лейтенант Колли приказал расстрелять и сам участвовал в расстреле нескольких сот ни в чем не повинных вьетнамских крестьян в деревне Сонгми. Сегодня этот военный преступник на свободе. Десять лет назад маньяк Мэнсон убил в Голливуде актрису Шарон Тэйт, а недавно из США пришло сообщение о том, что ему тоже собираются дать "вольную". Наверняка отделается легким испугом и убийца Леннона - если, конечно, с ним не расправится кто-нибудь без суда и следствия.

Кулак и пистолет - символы "образа жизни"

Одним из законов США, который наиболее активно потворствует деятельности преступников, стал закон о продаже огнестрельного оружия населению. Пример Чэпмэна показывает, насколько легко можно приобрести пистолет в американском магазине. Если оружие попадет в руки "спокойному с виду" садисту - ждите очередной трагической сенсации. На следующий день после убийства Джона Леннона новому американскому президенту Рейгану был задан вопрос: не собирается ли он запретить продажу огнестрельного оружия частным лицам? Глава вашингтонской администрации ответил, что не собирается. Зловещая усмешка судьбы: через три с половиной месяца после этого врачи университетского госпиталя в Вашингтоне извлекали пулю, которую всадил в президента Джон Хинкли, 25 лет, неонацист по политическим симпатиям и владелец пяти (пяти!) пистолетов, "типичный американский парень", согласно характеристике, которую дал ему один из его школьных учителей...

Нежелание американских властей взять под эффективный контроль продажу оружия частным лицам английская газета "Таймс" прокомментировала так: "Тупое упрямство властей США, не желающих изменить закон о продаже оружия, - лишь одна из сторон давно сложившейся практики правления в этой стране".

Преступности в США способствуют не только общий "больной" климат Америки, не только антигуманная "мягкотелость" ее юридических институтов, не только "тупое упрямство" политического "истэблишмента". Важнейшим звеном в цепи многочисленных причин и факторов, которые могут лежать в основе совершаемых преступлений, нередко оказываются определенные черты культивируемого "национального духа", присущие янки мерила нравственности.

Во многих странах считают - и тому в немалой степени способствовала и способствует пропагандистская машина США, - что типичному американскому национальному характеру издавна присущи такие черты, как энергичность, практическая сметка, целеустремленность, мужественное благородство. Да, американцев с такими чертами много. Однако не все знакомы с выводами тех ученых, которые считают, что Америка с самого начала заселялась людьми не только дерзающими и благородными, но и такими, которые из-за своих личных качеств не могли добиться успеха в родной стране и поэтому уезжали куда глаза глядят - и прежде всего в Новый Свет. Такие люди составляли львиную долю иммигрантов в США, пишет американский социолог Ф. Слэйтор в своей книге "Преследование одиночества". Это были люди, которые "нигде не имели пристанища, не брезговали никакими средствами, люди, которые ставят деньги выше человеческих отношений, а самовозвеличивание - выше любви и порядочности".

Кстати, люди с такими качествами составляют немалый процент и сегодняшних иммигрантов в США. И они, как и первые европейцы, осевшие в Новом Свете из-за неудач в родной стране, продолжают закреплять и углублять эту черту в американском национальном характере - когда материальное благополучие ставится выше духовного богатства, а надменность и себялюбие выше доброты, таланта и порядочности.

"Надменность и самоуверенность" - наиболее зримые, выпуклые черты в характере сегодняшнего американца, отмечал старейший американский поэт, профессор Гарвардского университета Арчибальд Маклейш. В том, что это так, мне довелось не раз убеждаться, пока я жил за океаном.

Неуступчивость и надменность (открытая или замаскированная) присущи не только тем или иным американцам-живым носителям американского духа. Эти черты присущи также всей официальной, политической и даже эстетической иерархии Америки. В газетах, публицистических статьях, трудах ученых, речах государственных деятелей США постоянно мелькают набившие оскомину штампы: "великая американская мечта", "великое американское разочарование", "великий американский роман", "великое общество" и т. п. Самовозвеличивание стало неотъемлемой чертой внешней политики США еще со времен военной колонизации "дикого Запада" в XIX веке - с тех пор, как американский генерал Шерман "узаконил" разбойничьи действия "людей, не брезговавших никакими средствами", человеконенавистнической фразой: "Хороший индеец-это мертвый индеец!"

Индейцы, обитавшие на американском континенте в течение многих тысячелетий до прихода "бледнолицых" завоевателей, оказались для Вашингтона просто иностранцами - стало быть, второсортными людьми!

Робот выполняет приказ...

Иностранцем в Америке был и Джон Леннон. Власти не дали ему американского гражданства, предоставив после долгих проволочек лишь вид на жительство. Не дали из-за его прошлого: Леннон выступал против грязной авантюры США во Вьетнаме, боролся за мир, защищал права американских бедняков и нацменьшинств, в том числе индейцев. Официальный Вашингтон не мог простить композитору и поэту таких песен, как, например, "Представь себе", в которой поется: "Представь себе - нет собственников, нет голодных, и незачем убивать... Представь - все люди живут ради мира..."

Свести счеты с английским певцом намеревался, очевидно, и американец Марк Чэпмэн. Этот человек был не только по-американски надменен и неуступчив, но и злопамятен. Многие годы он таил в своей "боговерной" душе злобу на Леннона за его "антихристову" фразу. Уже после ареста возле "Дакоты", во время допроса в полицейском участке, Чэпмэн, как стало известно, заявил, что ему не понравилось, с какой поспешностью и небрежностью Леннон черкнул свое имя на пластинке, когда будущий убийца попросил у него автограф. Возможно, и этот момент сыграл какую-то роль в трагедии у стен "Дакоты".

Но какая теперь разница? Ведь убийца, который давно решил пойти на задуманное преступление, мог выстрелить в любой момент под влиянием любого слова, жеста или воспоминания, мелькнувшего в его голове. И ведь оттого, какие еще детали вскроют криминалисты в ходе следствия по делу Чэлмэна, итог трагедии не изменится. Артист Джон Леннон погиб не из-за поспешности, с какой он дал автограф "спокойному с виду" подонку, не из-за оброненной им шутливой фразы о Христе, которая так задела религиозного фанатика Чэпмэна, и уж никак не из-за того, что его убийца услышал в тот роковой день дьявольские "голоса сверху". Артист Джон Леннон погиб в Америке по другим причинам. Он стал жертвой действительности, выпестовавшей монстра Чэпмэна. По воле случайного или неслучайного стечения жизненных обстоятельств, под неизбежным воздействием всесильных социально-психологических факторов и законов американского общества сын безвестного сержанта оказался "великим избранником", роботом, послушно выполнившим очередной бессловесный приказ (№ 701) безликого земного "дьявола". У нынешних и всех последующих почитателей таланта Джона Леннона и остальных битлов будет лишь одно мнение об американце Чэпмэне: он - выкормыш "великого американского разочарования", обычный бесталанный неудачник, завистливо лелеявший "великую американскую мечту" самоутвердиться, прославиться любой ценой...
Вместо эпилога

По иронии судьбы, за несколько дней до своей смерти Джон Леннон заявил в интервью английской радиовещательной компании "Би-Би-Си", что ему нравится жить в Нью-Йорке, потому что он "чувствует себя в этом городе в безопасности". Певец редко выступал по телевидению, радио или в прессе.

С 1975 года, когда у Джона и Йоко родился сын, экс-битл и вовсе отошел от общественной жизни, решив заняться исключительно его воспитанием. Лишь осенью 1980 года он выпустил свой первый за последние пять лет диск - "Двойную фантазию"...

Утром 9 декабря, когда Джона уже не было в живых, Йоко Оно, плача и дрожа от горя и страха, с трудом объяснила сыну, что у него больше нет отца. Шон, испуганно выслушав мать, спросил, почему же все-таки незнакомый дядя стрелял в папу - ведь "дэдди" был такой хороший. Йоко ответила, что дядя был, наверное, не совсем нормальным человеком.

Мальчик уставился в одну точку, замер. Потом его глаза вдруг налились слезами, и он горько, безутешно заплакал. Шон не мог понять, что же вчера случилось.

Знаменитый музыкант, один из артистов величайшей группы за всю историю человечества Джон Леннон появился на свет 9 октября 1940 в Ливерпуле, Англия.
Родителями будущей знаменитости были Альфред и Джулия Ленноны – их первый и единственный ребенок родился во время атаки немецкой авиации на город. Родители Джона разошлись, когда мальчику еще не было и четырех лет. В результате этого разрыва Джона взяла на воспитание его тетя по матери – Мими Смит.
Отношения с Джоном у Мими сложились непростые – она была весьма строгой женщиной, а Джон был столь же ехиден, сколько умен. Тетя совершенно не одобряла его увлечение гитарой, считая, что это пустая трата времени, которая никогда не принесет ему пользы.
Как и многие творчески одаренные личности, в школьных предметах Джон не блистал. Ему было скучно зарабатывать высокие баллы – вместо этого он издавал школьный журнал и пел в хоре. При всем этом Джон был регулярным нарушителем дисциплины, да еще и рисовал карикатуры на учителей.
В это время в Англии начинается повальное увлечение молодежи рок-н-роллом. Это течение не могло пройти мимо Джона Леннона и он, вместе со своими друзьями организует группу The Quarrymen. Это произошло в 1956 году. Джон в группе был гитаристом, а кроме него было еще 5 человек – еще один гитарист, двое ударников, один банджо и даже один музыкант, который играл на стиральной доске! В июле 1957 происходит судьбоносная встреча – Джон знакомится с Полом Маккартни и приглашает его в группу. Через некоторое время Пол приводит и третьего участника будущей The Beatles – Джорджа Харрисона.
Учеба в средней школе закончилась для Джона так же, как и длилась – он провалил выпускные экзамены. Но, благодаря помощи директора, ему удалось поступить в художественный колледж Ливерпуля.
В 1959 году The Quarrymen трансформируется сначала в Silver Beatles, а потом в просто The Beatles.
Первое время популярность новой группы была локальной – они были умеренно известны в Ливерпуле, да еще в Гамбурге, куда они часто приезжали с концертами.
В 1961 группа меняет менеджера (им становится Брайан Эпстайн) и имидж – кожаные куртки и развязное поведение на костюмы, красные галстуки и сдержанные манеры. Возможно, этот маркетинговый ход послужил детонатором, возможно, что-то еще, но слава The Beatles росла в астрономической прогрессии – если в 63 они были неплохо известны в Ливерпуле и окрестностях, то в 1964 о них знал весь мир.
1964-66 – время безусловного и неоспоримого лидерства The Beatles. Они гастролировали по всему миру. В это время Джон неосторожно высказался о том, что «христианство уже не то, оно теряет свои позиции». Его слова, немного подправленные, были растиражированы по всему миру. Это привело к гневным письмам, срыву концертов. Джона не раз угрожали убить.
С 1967 Леннон начинает увлекаться наркотиками, постепенно отдаляясь от других членов группы. Лидерство, до этого на равных делимое в паре Леннон-Маккартни переходит к Полу.
Отношения в коллективе достигли критической точки в 1968 году и камнем преткновения стали противоречия Пола и Джона. Последним альбомом группы стал «Abbey Road», выпущенный в 1969 году. К моменту его выпуска Джон и Пол заявили о выходе из группы.
С 1968 по 72 у Джона Леннона был «политический период». В это время он со своей женой Йоко Оно проводил различные политические акции, весьма неоднозначные по форме и содержанию. Основным его постулатом было отрицание войны. С 1971 Джон и Оно переезжают жить в Нью-Йорк, и получают там вид на жительство. С тех пор Леннон ни разу ни приезжал в Англию.
Некоторое время Джон продолжал заниматься политикой – в частности, проблемой ассимиляции американских индейцев. В 1973 году Джону было предписано покинуть США. Это привело к годичной разлуке с женой и творческому кризису.
В 1975 у Леннона рождается сын Шон. После этого Джон заявляет об окончании карьеры музыканта и о том, что последующие пять лет он посвятит воспитанию своего сына. Несмотря на свое заявление, в 1980 году он выпускает альбом «Double Fantasy», которому суждено было стать последним в его жизни.
8 декабря 1980 года Джон Леннон был застрелен Марком Чепменом в упор. Четыре выстрела из пяти достигли цели, и Джона, несмотря на оперативную госпитализацию, не смогли спасти – он умер от значительной потери крови. Его убийца получил пожизненный срок.

Уважайте чужой труд. При копировании материалов активная ссылка на сайт обязательна.