Цирк фокусы. Что такое цирк? Цирковое искусство. Цирковые артисты. Иллюзионисты в цирке

Реквизит: Обыкновенная ручка, лучше легкая.

Продемонстрируйте публике ручку. Сконцентрируйте на ней внимание, предложите всем желающим рассмотреть ее, потрогать, убедиться, что это самая обыкновенная ручка.

Теперь сожмите ручку в кулаке, как показано на фото, и придержите запястье этой руки свободной рукой, как если бы это было нужно вам, чтобы поправить манжет.

Разожмите кулак, в котором вы держите ручку. Теперь ваши пальцы свободны, но ручка не упала – она словно прилипла к вашей ладони или парит в воздухе! (аплодисменты)

Секрет исполнения: Пальцем руки, обхватившей запястье, придерживайте ручку. Мало кто сразу заметит, что вы показываете лишь 4 пальца руки, лежащей на запястье. Когда перед фокусом вы предложили аудитории убедиться в том, что ручка самая обыкновенная, вы сосредоточили внимание зрителей на реквизите. Таким образом вы мотивировали их искать разгадку в особенностях предмета.

2. Ручка в воздухе - на этот раз без шуток!

Реквизит: Обыкновенная ручка, ложка с длинной ручкой (или другой подходящий по форме предмет), рубашка или кофта с длинным рукавом, манжеты которой плотно прилегают к запястьям.

Спрячьте ложку в рукав той руки, в которой вы будете держать ручку. Прежде, чем приступить к фокусу, проделайте все то же, что и в предыдущем трюке: дайте аудитории убедиться, что ручка самая обыкновенная.

Повторите предыдущий трюк, но потом уберите руку, которой вы придерживали запястье.

Секрет исполнения: Никто не догадается, что вы успели ловко вытащить ложку из рукава, и это она держит ручку.

Этим трюком вы показываете, что предыдущий, сходный с данным, был лишь разминкой, а вот теперь действительно совершается чудо. Зрители начнут размышлять над более сложными способами заставить ручку парить возле вашей ладони, и не подумают о таком очевидном и простом способе, как крепление, спрятанное в рукаве.

3. Исчезновение монетки

Реквизит: Ручка, монетка.

Покажите зрителям монетку так же, как вы это делали с ручкой в предыдущих фокусах.

Положите монету на ладонь, в другую руку возьмите ручку и укажите ей на монету в ладони.

Сожмите руку в кулак и скройте от взглядов публики монету, затем взмахните другой рукой, словно ручка – это волшебная палочка, прикоснитесь ручкой к кулаку с монеткой.

Повторите это движение, но при этом незаметно спрячьте ручку за ухо, когда рука взметнется ввысь в магическом жесте: тогда в этот раз вы коснетесь руки с монеткой уже невидимой «волшебной палочкой».

При быстрых движениях зрители этого не заметят. Теперь чуть наклоните корпус вперед той стороной, с которой спрятана за ухом ручка, и обратите внимание зрителей на неожиданный момент: «Але-ап!» - достаньте из-за уха ручку.

Затем разверните корпус, протяните к зрителям руку, в которой должна быть монетка, разожмите кулак – оп! – а ладонь пуста!

Секрет исполнения: Важно незаметно положить ручку за ухо, для этого жесты должны быть уверенными, быстрыми, причем второй взмах руки должен быть совершенно идентичен первому.

Когда вы извлекаете ручку из-за уха, этим неожиданным жестом вы совершенно отвлекаете внимание публики от действия другой руки – а она тем временем убирает монетку в карман.

Сценарий тематической беседы для учащихся начальной школы «Поговорим о фокусниках».


Матвеева Светлана Николаевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №9, г. Ульяновск.
Описание работы: Предлагаю Вашему вниманию тематическую беседу с учащимися начальных классов о фокусниках. Материал входит в цикл бесед «Профессия - Артист цирка». Беседы из данного цикла можно использовать, как на внеклассных мероприятиях и занятиях для школьников, так и на классных часах. Данный материал будет полезен учителям начальных классов, воспитателям групп продлённого дня, воспитателям детских садов, воспитателям детских оздоровительных лагерей и санаториев при проведении мероприятий. Тематическая беседа ориентирована на учащихся младшего школьного возраста, возможно на дошкольников подготовительных групп.
Цель: знакомство с профессией фокусника.
Задачи:
- уточнить знания детей о фокусниках;
- расширять кругозор младших школьников;
- развивать познавательный интерес и творческие способности детей;
- воспитывать уважение к артистам, выступающим в цирке.

Ход мероприятия

Учитель: Добрый день, ребята! Сегодня мы с Вами отправляемся в цирк!
(Просмотр видеосюжета, начало циркового представления).
Учитель: В цирке огромное множество разнообразных артистов. Для всех, кто выбрал своей профессией служение цирковому искусству, - это жизнь, а не просто место работы. Артисты цирка - народ кочевой, находятся в бесконечных разъездах. Труд любого артиста цирка - тайна для зрителя. Настоящие профессионалы работают легко, непринужденно и весело. Хотя цирковое искусство и живёт традициями, артист пребывает в постоянном поиске новых идей и технических возможностей, новых трюков и сюжетов. Зрителей требуется восхищать, удивлять и покорять. Не только физическое, но и творческое развитие - вот основные задачи артиста цирка.
Звучит песня в исполнении Витаса «Цирк».
Учитель: Предлагаю разгадать загадки, и узнать, о каком артисте цирка сегодня пойдёт речь.
1. В моих руках любой предмет
Как будто заколдован.
Вот шарик есть, а вот уж нет!
Вот появился снова!
То там, то здесь, То нет, то есть!
И вот уж шариков не счесть!
Смотри, пропали!
Где ж их взять?!
И очень даже странно,
Что достаю я их опять...
Из твоего кармана!
2. Волшебник, маг и чародей,
Любимец взрослых и детей.
Едва он палочкой взмахнёт
И чудо вдруг произойдёт. (Фокусник.)
(На доске появляется фотография фокусника).


Учитель: Фокусником, действительно, называют и волшебника, и мага, и чародея, и иллюзиониста.


Учитель: Иллюзионист (фокусник) - артист, демонстрирующий фокусы, основанные на тех или иных физических и психологических явлениях и подсознательных заблуждениях, в отличие от фокусника-манипулятора, эффект фокусов которого основан исключительно на ловких действиях руками. Иллюзионизм - вид исполнительского искусства, который характеризуется использованием ловкости рук, трюков или специальной аппаратуры для создания иллюзии нарушения привычных физических свойств хорошо известных предметов. Название происходит от французского слова «illusionner» - «вводить в заблуждение» .


Учитель: А знаете ли Вы, ребята, когда и где появились первые иллюзионисты? И ещё много интересного о фокусниках узнаем из презентации.

Примерный текст:
В преданиях из древнеегипетских Весткарских папирусов, относящихся к 2.900 году до нашей эры, эпохе царствования фараона Хеопса, упоминаются фокусник и дрессировщик Джеди , который мог заставить льва следовать за собой, и маг Веба - Анер , который превращал маленькую восковую фигурку крокодила в живого свирепого зверя.


Учитель: Искусство иллюзии своими корнями уходит в глубокую древность, когда приёмы и техника манипуляции сознанием людей стали использоваться не только для управления ими (шаманы, жрецы и вожди), но и для развлечения.


Учитель: В средние века на ярмарках появились профессиональные артисты - кукольники, фокусники, применяющие различные механизмы, карточные фокусники (шулеры).


Учитель: В художественной литературе о фокусниках впервые упоминается в XVI веке. Фокусника по имени Боккал де Бергамоск упомянул Теофило Фоленго в своей поэме «Макаронада». Во второй половине XVIII века приобрёл широкую популярность «Турок» Вольфганга фон Кемпелена , публике было неизвестно, что в шахматном автомате был спрятан сильный шахматист. В 1750 году итальянец Бальдуччи искусно исполнял свои трюки. Джон Генри Андерсон в 1830-е годы был первый, кто показал трюк с появлением кролика из цилиндра.


Учитель: В конце XIX века стал знаменитым Гарри Гудини , создавший идеи многих иллюзионных аппаратов.


Гарри Гудини (1874 - 1926 г. г.) - знаменитый американский иллюзионист, маг, гипнотизёр, прославившийся разоблачением шарлатанов и сложными трюками с побегами и освобождениями. Его родители эмигрировали в США, когда Эриху было четыре года. Свои карточные фокусы Гарри публично показывал с 10 лет. Настоящее имя Гарри Гудини - Эрих Вайсс . В 1892 году взял псевдоним Гудини, в честь французского фокусника Робер-Гудена. Позже к фамилии добавилось имя Гарри в честь Гарри Келлара. Первоначально гастролировал по США вместе с братом. В ранней карьере Гудини преобладали номера по самоосвобождению от наручников и из резервуаров с водой.


Учитель: В рекламных целях он практиковал эффектные трюки, которые могли быть засвидетельствованы целыми толпами зевак. Так, однажды он был подвешен в мешке к карнизу небоскреба, но успешно освободился. В другой раз прошёл на глазах множества зрителей через кирпичную стену. Гастролировал по России. В начале XX века он показывал трюк «исчезновение живого слона» .


Учитель: Слон стоял на фоне чёрного бархатного занавеса; ассистенты накрывали его белым покрывалом, под которым было другое, из чёрного бархата. По знаку иллюзиониста белое покрывало сдёргивали, а слон, накрытый чёрным покрывалом, оказывался невидимым на чёрном фоне. C возрастом постановочные трюки давались Гудини сложнее. Даже после удачных выступлений он не раз попадал в больницу. С 1910 года он стал сниматься в кино. В последнее десятилетие своей карьеры Гудини выпустил ряд книг, раскрывавших секреты своего мастерства.


Учитель: Генри Ролтэйр (1853 - 1910 г. г.) ездил по сцене на велосипеде, постепенно поднимаясь в воздух, в дальнейшем он проделал этот трюк на автомобиле с водителем. Оказывается, волшебное заклинание «Сим - Сала - Бим» , которое впервые произнёс датский иллюзионист Данте (1883 - 1955 г. г.) взяты из датского детского стихотворения. «Апельсиновое дерево» - один из самых знаменитых трюков XIX века. Француз Жан - Этьен Робер - Уден на глазах зрителей насыпал в горшок землю, бросал зерно и несколько раз поливал. В горшке появлялся росток, он превращался в зелёный куст, а затем покрывался апельсинами.


Учитель: Фокусник угощал ими зрителей. Последний апельсин он разрезал, и оттуда выпархивали две механические бабочки, которые летали по сцене.


Учитель: Иллюзионисты обычно используют специальные технические приспособления, а также технику манипуляции, то есть ловкость рук. Они демонстрируют появление и исчезновение предметов, людей (принцип чёрного кабинета), превращения одних предметов в другие. Широко используется психологическое манипулирование вниманием, его отвлечение с помощью ассистентов, повторяющихся отвлекающих движений, а также явления, построенные на обмане зрения.

Александр Герман 19 в.

Учитель: В XX веке иллюзионисты работают в цирке, на эстраде, производится обучение искусству иллюзионизма. Артисты создают шоу, построенное на сложных физических эффектах, используют электромагниты, сверхвысокочастотное излучение и т. д.


Учитель: А теперь, ребята, я попрошу Вас выполнить задание – раскрасить фокусника . Работать будем каждый индивидуально.
(Проводится индивидуальная работа с детьми).



Учитель: Ребята, каких иллюзионистов и фокусников Вы знаете?
(Далее следуют ответы детей).
Учитель: Предлагаю посмотреть презентацию о них.
(Просмотр презентации с комментариями учителя).
Примерный текст:
Эмиль Теодорович Кио (1894 – 1965 г. г.) - настоящая фамилия Гиршфельд - Ренард - цирковой иллюзионист, народный артист, родоначальник знаменитой династии иллюзионистов, создатель иллюзионных представлений, конструктор цирковой аппаратуры.
(На доске появляется фотография).


Учитель: Сначала работал в театре миниатюр, затем перешёл в цирк. Вернувшись из Польши в Россию в начале 1920-х годов, выступал как иллюзионист на эстрадных площадках. С 1932 года одним из первых начал выступать в цирках с иллюзионной аппаратурой на открытой арене. Использовал в своих выступлениях балет, сценическую игру, общение со зрительным залом. В некоторые номера вносил элементы сатиры. Создал и модернизировал ряд иллюзионных трюков, позже использованных другими фокусниками. Гастролировал за рубежом (Румыния, Великобритания, Дания, Япония).


Учитель: Дэвид Копперфильд - знаменитый американский иллюзионист, гипнотизёр, известен благодаря зрелищным иллюзиям.


Учитель: Дэвид Копперфильд начал показывать фокусы профессионально в возрасте 12 лет в родном городе Метучене, Нью-Джерси. В то же время вступил в Американское сообщество магов. В 16 лет учил студентов искусству магии в университете.


Учитель: В 17 лет параллельно учился в университете и играл главную роль в мюзикле «Волшебник» в Чикаго. В это время и был создан псевдоним Дэвид Копперфильд, до этого он выступал под псевдонимом Давино.


Учитель: Вскоре Дэвид бросил университет, год снимал квартиру в Нью-Йорке, находясь в поисках работы для себя как для иллюзиониста. В 18 лет был приглашён на телевидение, вёл программу «Магия Дэвида Копперфильда». В 1979 году сыграл второстепенную роль в фильме «Terror Train». И стал более известным. Начал выступать на телевидении. Выполнял большие, грандиозные иллюзии, и первой из них стало исчезновение самолёта. Затем Дэвид исполнил исчезновение Статуи Свободы, проходившее в присутствии публики и множество других трюков.


Учитель: Амаяк Арутюнович Акопян - артист эстрады, кино, цирка, иллюзионист.


Учитель: Родился в 1956 году. Мог перевоплощаться в кого угодно: в факира, Бабу Ягу, иллюзиониста, режиссёра. Сын знаменитого циркового иллюзиониста Арутюна Акопяна. С раннего детства во Амаяке боролись две страсти: мечта стать художником или лицедеем.


Учитель: Будучи, ведущим передачи "Спокойной ночи, малыши!", Акопян радовал малышей своими фокусами.


Учитель: Сыграл 35 ролей в кино, объездил со своими оригинальными номерами 59 стран. Лауреат 5 международных премий, обладатель специального приза за пластику. Заслуженный артист России. Амаяк Акопян - это целая эпоха.


Учитель: Братья Сафроновы - Илья, Сергей и Андрей Сафроновы - российские иллюзионисты, актёры и ведущие. Родились в Москве. Известность получили благодаря проекту «Битва экстрасенсов» и зрелищному иллюзионному шоу.


Учитель: Илья в группе занимает должности режиссёра и исполнителя, Сергей - постановщика трюков и исполнителя, Андрей - сценариста и исполнителя. Братья Сафроновы имеют актерское и режиссерское образования. Как иллюзионисты работают с 2002 года. Впервые их творчество открыл для всей страны ведущий программы «Что? Где? Когда?» Борис Крюк.


Учитель: Иллюзионное шоу Братьев Сафроновых - первая большая сольная программа в Москве. Сафроновы показали свои эксклюзивные трюки, творили настоящие чудеса. Такого шоу страна еще не видела!


Учитель: Предлагаю посмотреть всеми любимый мультипликационный фильм о приключениях поросенка Фунтика и его друзей . Мультфильм о том, что доброта и волшебство всегда побеждают жадность и коварство.
(Далее следует просмотр мультфильма).
Учитель: Всем иногда хочется представить себя на месте волшебника.


Учитель: Фокусы - это не только интересное времяпровождение, это ещё полезное и развивающее занятие. Оно учит терпеливости, сосредоточенности, вниманию и общительности. Дэвид Копперфилд с детства читал всю литературу о фокусах, которую только мог найти, и это помогло ему стать величайшим иллюзионистом мира. Захватывающие трюки, невероятные трансформации и таинственные исчезновения помогут нам с головой окунуться в мир магии.
Далее учитель знакомит детей с выставкой книг и наборами для магов.

Цирк - единственное место на земле, где тебя обманут, а ты порадуешься, восхитишься и добродушно посмеешься. Это бывает тогда, когда на арене под звуки таинственных мелодий появляется иллюзионист.

Иллюзионное искусство, иллюзионизм, - цирковой жанр, который строится на фокусе. Каждый человек с детства знает: фокус - это трюк, который показывает зрителям фокусник-иллюзионист, и основан он на обмане зрения, умении в нужный момент отвлечь внимание публики какими-либо движениями, активной жестикуляцией, либо взглядом и репликой. Причем фокус настолько достоверен, правдив, что мы, сидя в зрительном зале, наблюдая за манипуляциями циркового мага-волшебника, добросовестно ломаем голову: как это он сотворил чудо? Может, он действительно наделен сверхъестественной силой и нечеловеческим умением из одного творить другое, перемещать людей и предметы в любую точку, какую ему заблагорассудится?

Иллюзионное искусство имеет два вида: манипуляцию и иллюзионизм. И тот, и другой вид предполагает виртуозное умение артиста на глазах у зрителей сотворить иллюзию, обман. Различие состоит лишь в способах, приемах, той помощи технических средств, благодаря которым эта иллюзия достигается. Без специальной аппаратуры иллюзионизм лопнет как мыльный шарик. А манипулятор может обойтись тем реквизитом, который спрятал в тайниках своего костюма...

Корни иллюзионного искусства таятся в незапамятных временах и тянутся в наши дни из Древней Сирии, Древнего Египта, Византии, Ассиро-Вавилонии, а первыми фокусниками-иллюзионистами были, как ни странно, серьезные, умные люди - жрецы.

«Как поразить воображение верующих граждан? Как сотворить чудо, чтобы, поверив в него, все больше и больше народу спешило в храмы?» Такие вопросы ставили перед собой жрецы и в конце концов успешно их решали. Пораженный народ мог наблюдать внезапное появление под сводами храмов статуй богов, огня на жертвеннике и многое другое.

В Древней Греции искусство показывать различные фокусы (его тогда называли тавматургией) вошло в каждый дом. Тавматурги - исполнители фокусов - забавляли гостей и хозяев того или иного дома во время праздников, для чего специально приглашали артистов.

В конце же XVIII-начале XIX веков началась эра иллюзионных автоматов. Целые представления строились на использовании затейливо придуманных механизмов, и чего только не предлагали на обозрение простодушному зрителю! В 1759 году некий Петр Дюмолин придумал «механическую ткачиху». Знаменитый русский изобретатель Петр Кулибин с помощью изобретенных им приспособлений устраивал грандиозные иллюзионные зрелища, слава о которых шла как о чудесах чудесных. Мысль иллюзионистов работала, не уставая.

Они демонстрировали и «механические кабинеты», и механические куклы. Простой люд успевал лишь ахать и дивиться.

В начале XX века у зрителей стали особенно любимы и популярны номера, во время которых артисты стремительно, на глазах у зрителей, легко освобождались от веревок и цепей, выбирались из наглухо закрытых сундуков... Кудесник-иллюзионист нашего времени Дэвид Копперфилд с большим энтузиазмом продолжает (сейчас правда поутих) эту традицию и продемонстрировал всему миру, как легко он высвобождается из веревок, цепей, запертого ящика, рухнув в смертельную пасть Ниагарского водопада...

В каждом мало-мальски уважающем себя городке XX столетия появились индийские факиры, египетские маги, китайские волшебники. Номера их на цирковых аренах окутывались покровом загадочности и тайны, а имена на этих афишах театра притягивали своей необычностью, причудливостью - Али, Линга-Синг, То-Рама.

Цирк уже нынешних времен создал новые имена, подарил зрителям новых иллюзионистов, фокусников, таких, как Ю. Аверьино, Кио, Клео Доротти, И. Символоков, Э. Тарасова, А. Фурманов, А. Шаг, и многих других.

Кио... Когда зрители слышат эту фамилию, их сердца замирают в предвкушении чудес.

Родоначальником семьи цирковых артистов-иллюзионистов Кио был Эмиль Теодорович Кио (настоящей его фамилией была Гиршфельд-Ренард, 1894-1965). В молодости он работал простым актером в Театре миниатюр в Москве, потом униформистом, берейтором, администратором в цирке А. Чинизелли в Польше.

В 1921 году Эмиль Теодорович приобрел специальную аппаратуру у берлинской фирмы Конради-Хорстера и начал выступать как иллюзионист на эстраде. Первыми его номерами были «Омоложение», «Человек-молния». В цирке Кио-иллюзионист начал свою карьеру с 1932 года.

Кио появлялся перед зрителями в необычном облике: в чалме, под звуки восточной музыки, постоянно менял костюмы, за ним, словно шлейфы, тянулись тайны. Его окружали ассистенты - по афише 75 человек!

Эмиль Теодорович никогда не останавливался на достигнутом успехе. Он все время придумывал новые номера, постоянно искал новые приемы околдовать и удивить зрителей. В 1961 году Кио получил золотую медаль Международной артистической ложи (Англия).

«Обманную» профессию отца продолжили его сыновья - Эмиль Эмильевич (1938) и Игорь Эмильевич (1944). Как величайших магов арены и сцены их знает весь мир.

И все же, когда иллюзионист выходит на арену цирка и ты наблюдаешь, как из его рукавов вылетают десятки голубей, а из шляпы тянется неиссякаемый поток разноцветных платков, когда на твоих глазах лев превращается в дирижера циркового оркестра, а фонтаны воды начинают бить из арены как гейзеры, хотя бы на секунду, но веришь в то, что нет никакого обмана, нет иллюзии. Есть чудо, без ощущения которого жить невозможно!