Что такое средневековье в культуре. Московский государственный университет печати


Общая характеристика культуры средневековья Некоторые считают началом эпохи средневековой культуры раздел Римской империи в 395 году на два государства - восточное и западное. Другие считают, что это 476 год - падения Римской империи. Есть и искусствоведческий термин "средневековая культура" - от принятия христианства императором Рима Константином как официальной религии в 313 году и по XVII век.


При изучении темы необходимо обратить внимание на следующие вопросы: 1. Средневековье включает в себя 3 периода - 3 стадии развития феодализма (становления, расцвета и упадка) Раннее средневековье датируется V - X веками Зрелый феодализм - X - конец XV века Позднее средневековье - XV - XVII века 2. Дух эпохи: перемещение народов, создание новых государств, расширение торговых и культурных связей Европы с северной Африкой, Ближним Востоком, появление первых парламентов и конституций, изобретения, европейские языки. 3. Противоречие в мировоззрении средневековья: человек - венец природы, человек - раб божий. Историческаяточказрения Историческаяточказрения


4. Особое место в культуре занимают такие жанры искусства, как архитектура и живопись. Язык науки и церкви - латынь. Искусство "языка в камне"- удел простого народа. 5. Роль церкви и ее влияния на культуру средневековья очень велики. Церковь является основным заказчиком произведений искусства, служит религиозному культу. Сюжеты произведений носят религиозный характер: это образы потустороннего мира, язык символов и аллегорий. Отсутствует жанр портрета, так как считается, что простой человек недостоин изображения. Основной жанр живописи - икона. Сюжеты - жития святых, изображение Богоматери, Иисуса Христа. При изучении темы необходимо обратить внимание на следующие вопросы:


Сравнительная характеристика мировоззрения человека античности и средневековья: Античность Средневековье 1. Всеобщая гармония мира 1. Несовершенство мира 2. Особая роль космоса 2. Отрицание вечности, главная роль творца - изначального существа 3. Приветствуется человеческий разум и познание мира 3. Изначальная греховность человека. Искупление грехов человечества Иисусом Христом 4. Поиск справедливости 4. Вера и верность - основные качества человека 5. Возможность стать подобным богам 5. Страх перед Судом и божьей карой Культурнаяточказрения Культурнаяточказрения


7 Романской архитектуре доступен широкий диапазон чувств. Она может быть суровой и грозной, давящей на человека своей каменной тяжестью. И в то же время стройной, полной воздуха и света, нежной и холодной. Ей присущи стремление к завершенной целостности, строгости и простоте, отсутствие украшений и орнамента. Ее характерный элемент арочная форма дверных и оконных проемов.



Особенности архитектуры Романский стиль Термин " романский стиль" - появился в XIX веке от понятия - " романские языки." В основе их лежит латынь - язык древних римлян. Период, который охватывает романский стиль - X - XII века. Это первый большой стиль в искусстве. Этапы развития романского искусства: - дороманский века - романский века Главные типы сооружений: - феодальный замок - монастырский ансамбль -храм


Главные черты строительства замков: - замок - порождение феодальной эпохи, периода раздробленности, войн, набегов. В целях самозащиты замок строился как крепость. - тяжелое мрачное величие - зубчатый верх - трехэтажные башни - ров - огромные ворота на цепях - мост - Донжоны - высокие прямоугольные башни, под которыми находились подземные кладовые, помещения для слуг и охраны. Выбор места постройки: холм или возвышенное место, откос реки.






Готический стиль "Готический" - термин ввели гуманисты возрождения, считавшие все, что не античное - негативным, варварским. Готы, растворившиеся как народ среди итальянцев, германцев, испанцев к названию отношения не имеют. Готический стиль - второй великий стиль средневековья. Зародился он во Франции и господствовал с XII по XVI века.




Готическую церковь (собор) сразу можно узнать по стрельчатым аркам (заостренным кверху), аркам окон, дверных проемов. Церкви больше не похожи на крепости, легко возносятся к небу, будто они вовсе не из камня. Окна выложены цветными стеклами - витражами и занимают столько места, что почти не остается стен. Своды поддерживают покрытые полуколоннами столбы, напоминающие связки стеблей.


В поздней Готике все сложнее становятся рисунки витражей, скульптуры, "каменного" орнамента, резьба потолков. Зачастую они напоминают сложнейшие узоры кружева. Даже не верится, что все это сделано из камня.


Особенности прикладного искусства средневековья Наиболее развито было художественное ремесло. Они обильно украшали даже предметы домашнего обихода. Особенно щедро использовали плетеный орнамент. Он состоял из бесконечной полоски, переплетения которой заполняли всю поверхность предмета. Между плетениями были изображения животных и людей, искаженные и упрощенные, или стилизованные.


Особое место в ту пору заняла живопись в книге. В монастырях монахи переписывали Библию и другие книги священного содержания. Их писали на пергаменте - особым образом обработанной коже ягнят и козлят. На переписку одной книги могла уйти целая жизнь. Эти книги считались большой ценностью, их хранили в монастырских сокровищницах. Картинки в книгах получили название миниатюр из-за использования красной краски "минимум" и маленького размера.


Главные формы живописи - монументальная храмовая живопись - мозаика и фреска, иконопись, книжные миниатюры Мозаика - сложная техника складывания картины из разноцветных кусочков смальты (сплава стекла с минеральными красками). Здесь точно рассчитывался угол падения света, поверхность мозаики делалась чуть шероховатой. Мозаика - сложная техника складывания картины из разноцветных кусочков смальты (сплава стекла с минеральными красками). Здесь точно рассчитывался угол падения света, поверхность мозаики делалась чуть шероховатой. Витраж - живописное полотно из кусочков разноцветного стекла, особую роль играл угол падения света. Цвет придавал неповторимую окраску всему помещению храма. Использовались синие, красные, желтые цвета. Изображение было плоское, без теней, темы на религиозные сюжеты, которые носили поучающий характер. Витраж - живописное полотно из кусочков разноцветного стекла, особую роль играл угол падения света. Цвет придавал неповторимую окраску всему помещению храма. Использовались синие, красные, желтые цвета. Изображение было плоское, без теней, темы на религиозные сюжеты, которые носили поучающий характер.


Особенности скульптуры средневековья Скульптура средневековья имеет свои особенности - изображения святых лишены канона, простые лица, изображение реальных людей, фантастических существ, сил зла (аспидов) украшали храмы. Рельефы изображали библейские события и легендарные сюжеты из жизни святых. Помимо украшений церквей у рельефов была другая задача. Простые люди в те времена были неграмотны, для их просвещения и создавали из камня "библию бедных.


Из истории средневекового театра Театральное действие называлось - мистерия. Действие начиналось с пролога. Пролог читал священник. Поднявшись на деревянные подмостки, он обращался к шумной аудитории, заполнявшей городскую площадь, просил ее замолчать и выслушать благочестивую историю. Священник торжественно рассказывал библейскую легенду, затем воздавал хвалу богу и обещал молиться за тех, кто внимательно будет слушать и не мешать актерам делать их дело. Театральное действие называлось - мистерия. Действие начиналось с пролога. Пролог читал священник. Поднявшись на деревянные подмостки, он обращался к шумной аудитории, заполнявшей городскую площадь, просил ее замолчать и выслушать благочестивую историю. Священник торжественно рассказывал библейскую легенду, затем воздавал хвалу богу и обещал молиться за тех, кто внимательно будет слушать и не мешать актерам делать их дело.


На сцена средневекового театра: На сцену выходил Бог и творил одно за другим свои чудеса, в райских кущах появлялись Адам и Ева, выползал Змей, соблазнял запретным яблоком прародителей, затем выходил грозный ангел с мечом, изгонял Адама и Еву из Рая, черти волокли их в Ад. Писатель БогАдам ЕваЗмей Черт










Дух знанья жил, скрыт в тайном эликсире, Поя целебно мутный мрак веков. Пусть жизнь была сплошной борьбой врагов, Пусть меч звенел в бою и на турнире, – Пусть меч звенел в бою и на турнире, – Искал алхимик камень мудрецов, Искал алхимик камень мудрецов, Ум утончался в преньях о вампире, Ум утончался в преньях о вампире, Познать Творца пытался богослов, Познать Творца пытался богослов, И мысль качала мировые гири… И мысль качала мировые гири… В. Брюсов В. Брюсов Рафаэль Санти говорил о Средневековье так: «…когда же Рим был разрушен и сожжён варварами, казалось, что этот пожар и это горестное опустошение вместе со зданиями выжгли и уничтожили само строительное искусство. … Эта жестокая и беспощадная буря войны и опустошения породила такую манеру живописи, скульптуры и архитектуры, которая сверх всякой меры плоха и не имеет малейшей ценности». «…когда же Рим был разрушен и сожжён варварами, казалось, что этот пожар и это горестное опустошение вместе со зданиями выжгли и уничтожили само строительное искусство. … Эта жестокая и беспощадная буря войны и опустошения породила такую манеру живописи, скульптуры и архитектуры, которая сверх всякой меры плоха и не имеет малейшей ценности».




« Была архитектура необыкновенная, христианская, национальная для Европы – и мы её оставили, забыли, как будто чужую, пренебрегли, как неуклюжую « Была архитектура необыкновенная, христианская, национальная для Европы – и мы её оставили, забыли, как будто чужую, пренебрегли, как неуклюжую и варварскую. и варварскую. Н. В. Гоголь Н. В. Гоголь




Подъёмные мосты, глубоких рвов провалы, Крутые лестницы и сводчатые залы, Где ветер шелестит и стонет в вышине, О битвах и пирах рассказывает мне… И погружён мечтой в былое, вижу вновь я Величье рыцарства и блеск средневековья. Теофиль Готье Теофиль Готье


Культура - это разнообразные формы и способы человеческого самовыражения. Какие особенности имела культура средневековья, кратко изложенная? Средние века охватывают период более тысячи лет. За этот огромный отрезок времени произошли большие изменения в средневековой Европе. Появился феодальный строй. На смену ему пришел буржуазный. Темные века сменились эпохой Возрождения. И во всех изменениях, происходящих в средневековом мире, особую роль играла культура.

Роль церкви в средневековой культуре

Важную роль в культуре средневековья играла христианская религия. Влияние церкви в те времена было огромным. Во многом это определило и становление культуры. Среди поголовно безграмотного населения Европы служители христианской религии представляли отдельное сословие образованных людей. Церковь в раннем средневековье играла роль единого центра культуры. В монастырских мастерских монахи переписывали труды античных авторов, там же были открыты первые школы.

Культура средневековья. Кратко о литературе

В литературе основным направлениями были героические эпосы, жития святых, рыцарский роман. Позднее появляется жанр баллады, куртуазный роман, любовная лирика.
Если говорить о раннем средневековье, то уровень развития культуры был еще крайне низок. Но, начиная с 11 века, ситуация начинает коренным образом меняться. После первых Крестовых походов их участники вернулись из восточных стран с новыми знаниями и привычками. Затем, благодаря путешествию Марко Поло, европейцы получают еще один ценный опыт того, как живут другие страны. Мировоззрение средневекового человека претерпевает серьезные изменения.

Наука средневековья

Она получает широкое развитие с появлением первых у университетов в 11 веке. Очень интересной наукой средневековья была алхимия. Превращение металлов в золото, поиски философского камня - основные ее задачи.

Архитектура

Она представлена в средние века двумя направлениями - романским и готическим. Романский стиль массивен и геометричен, с толстыми стенами и узкими окнами. Он подходит больше для оборонных сооружений. Готика - это легкость, значительная высота, широкие окна и обилие скульптур. Если в романском стиле строили в основном замки, то в готическом - прекрасные храмы.
В эпоху Возрождения (Ренессанса) культура средневековья делает мощный рывок вперед.

История средних веков Европы охватывает период с V до середины XVII века внутри периода можно выделить такие этапы: а) раннее средневековье: V - XI века; б) развитое средневековье: XI - XV века; в) позднее средневековье: XVI - середина XVII века.

Термин «средние века» (от лат. medium aevum - отсюда название науки, изучающей средневековье, медиевистика) возник в Италии периода Возрождения в среде гуманистов, считавших, что это время было периодом культурного упадка, в противовес высокому взлету культуры в античном мире и в новое время.

Средние века - это время феодализма, когда человечество значительно продвинулось вперед в развитии материальной и духовной культуры, расширился ареал цивилизации.

Для феодального общества характерно: 1) господство крупной земельной собственности; 2) сочетание крупной земельной собственности с мелким индивидуальным хозяйством непосредственных производителей - крестьян, которые были лишь держателями земли, а не собственниками; 3) внеэкономическое принуждение в разных формах: от крепостничества до сословного неполноправия.

Феодальная собственность (от лат. - feodum) - наследственная земельная собственность, связанная с обязательным несением военной службы. В средневековом обществе возникает иерархия с большой ролью личных вассально-ленных связей.

Государство прошло разные этапы: для раннефеодального периода характерны крупные, но рыхлые империи; для развитого средневековья - мелкие образования, сословные монархии; для позднего средневековья - абсолютные монархии.

Феодальное право защищало монополию земельной собственности феодалов, их права на личность крестьян, на судебную и политическую власть над ними.

Огромную роль в обществе играла религиозная идеология и церковь.

Таким образом, особенности феодального производства порождали специфические особенности социальной структуры, политической, правовой и идеологической систем.

Основными чертами средневековой культуры являются: 1) господство религии, богоцентрического мировоззрения; 2) отказ от античной культурной традиции; 3) отрицание гедонизма; 4) аскетизм; 5)

усиленное внимание к внутреннему миру человека, его духовности; в) консерватизм, приверженность к старине, склонность к стереотипам в материальной и духовной жизни; 7) элементы двоеверия (христианство и язычество) в народном сознании; 8) фетишизация произведений искусства; 9) внутренняя противоречивость культуры: конфликт между язычеством и христианством, противоположность ученой и народной культуры, отношения светской и духовной, церковной властей, двойственность ценностных ориентаций (духовность и телесность, добро и зло, боязнь греха и грех); 10) иерархичность культуры, в которой можно выделить культуру духовенства, рыцарскую культуру, городскую культуру, народную, в основном, сельскую культуру; 11) корпоративность: растворение личностного начала человека в социальной группе, например, сословии.

Средневековая европейская культура сложилась на развалинах Римской Империи. В раннем средневековье углубился упадок культуры, имевший место еще в позднем Риме. Варвары разрушили города, являвшиеся сосредоточением культурной жизни, дороги, ирригационные сооружения, памятники античного искусства, библиотеки, произошла аграризация общества с господством натурального хозяйства, товарно-денежные отношения были неразвиты.

Церковь установила на многие века монополию на образование и интеллектуальную деятельность. Все области знания оказались подчинены церковно-феодальной идеологии. Обладая во времена политической децентрализации прочной организацией и сложившейся доктриной, церковь располагала и мощными средствами пропаганды.

Сутью церковного мировоззрения было признание земной жизни временной, «греховной»; материальная жизнь, природа человека противопоставлялись «вечному» существованию. Как идеал поведения, обеспечивающего загробное блаженство, церковь проповедовала смирение, аскетизм, строгое соблюдение церковных обрядов, подчинение господам, веру в чудо. Презирались разум, науки, философия, которым противопоставлялась вера, хотя из античного наследия были позаимствованы отдельные элементы философского и светского знания. Система образования: так называемые «семь свободных искусств античности», - делилась на низшую - «тривиум» (грамматика, риторика, диалектика) и высшую - «квадривиум» (геометрия, арифметика, астрономия, музыка части). Использовались работы античных авторов: Аристотеля, Цицерона, Пифагора, Эвклида, но в ограниченных пределах. Выше всех наук ставился авторитет Священного писания. В целом, для системы знаний Средневековья были свойственны такие черты: 1) универсализм; 2) энциклопедизм; 3) аллегоризм; 4) экзегеза (греч. толкование) - умение толковать и давать религиозное объяснение Библии.

Вселенная (космос) рассматривалась как творение бога, обреченное на гибель. Господствовала геоцентрическая система с различными сферами, адом и местопребыванием бога. Каждый материальный объект рассматривался как символ сокровенного и идеального мира, а задача науки - раскрыть эти символы. Отсюда проистекал отказ от изучения подлинных связей вещей при помощи опыта. Символизм наложил отпечаток на всю средневековую культуру. Считалось, что слова объясняют природу вещей. Непосредственное реалистическое восприятие мира в искусстве и литературе часто облекалось в форму символов и аллегорий.

Феодально-церковной культуре противостояла народная культура. Она уходила корнями в дофеодальную древность и связана с варварским культурным наследием, языческими мифами, поверьями, легендами, праздниками. Эти традиции, сохранившиеся в крестьянской среде на протяжении всего средневековья, были пронизаны религиозными представлениями языческого толка, чуждыми мрачному аскетизму христианства, его недоверию к живой природе: в ней виделась не только грозная сила, но и источник жизненных благ и земных радостей. Народному мировосприятию был присущ наивный реализм. Формы народного творчества разнообразны: сказки, предания, песни. Народные сказания легли в основу эпоса (ирландский эпос о герое Кухулине, исландский эпос - «старшая Эдда», англосаксонский эпос - поэма «Беовульф»). Выразителями и носителями музыкального и поэтического творчества народа были мимы и гистрионы, а с XI века жонглеры - во Франции, хуглары - в Испании, шпильманы - в Германии, бродившие по всей Европе.

Искусство раннего средневековья утратило многие достижения античности: почти полностью исчезли скульптура и вообще изображение человека; забылись навыки обработки камня, в архитектуре, преобладало деревянное зодчество. Для искусства этого периода характерно: варваризация вкуса и мироощущения; культ физической силы; выставляемое напоказ богатство; вместе с тем, ему присуще живое, непосредственное чувство материала, особенно проявившееся в ювелирном и книжном деле, где господствовали сложный орнамент и «звериный» стиль. При примитивизме варварское искусство было динамичным, его главным изобразительным средством являлся цвет. Яркие предметы создавали ощущение материальности, соответствующее варварскому чувственному видению и восприятию мира, далекому от христианского церковного аскетизма.

В раннем средневековье VII - IX веках наблюдался некоторый подъем феодально-церковной культуры при дворе Карла Великого (768 - 814) - так называемое «Каролингское возрождение», вызванное потребностями в грамотных людях для управления империей. Открывались школы при монастырях и для мирян, приглашались образованные люди из других стран, собирались античные рукописи, началось каменное строительство, но этот подъем культуры был непрочным и непродолжительным.

Развитое Средневековье отмечено значительным ростом городов и возникновением университетов.

Возникновение городов, как центров ремесла и торговли, означало новый этап в развитии средневековой культуры. Предпосылками роста городов были интенсивное развитие товарного производства и денежного обращения на базе частной собственности. Возникла потребность в грамотных людях; производство породило интерес к опытному знанию и его накоплению; для горожан характерно активное восприятие жизни, трезвый расчет, деловитость, что способствовало выработке рационалистического типа мышления; росли умственные запросы и интересы и, соответственно, тяга к светскому образованию. Монополия церкви на образование оказалась нарушена, хотя церковь и господствовала в идеологии. Городские школы успешно конкурировали с монастырскими.

Города росли в связи с притоком в них крестьян, бежавших от господ или отпущенных на оброк. По численности населения средневековые города были невелики; в XIV - XV века те из них, где проживало 20 тыс. человек, считались крупными. Население городов активно боролось за свою независимость от феодалов: города либо откупались, либо добывали независимость в вооруженной борьбе. Многие города стали коммунами, то есть они обладали правом вести самостоятельную внешнюю политику, иметь свое самоуправление, чеканить монету, все горожане были свободными от крепостной зависимости. По сути, они являлись городами-государствами, напоминавшими античный полис. Городское население, или «третье сословие», становилось духовным лидером и преимущественным носителем культуры.

С развитием городской культуры появляется светское образование, возникают университеты (от лат. universitаs - объединение, общность). В 1088 году на основе Болонской юридической школы открылся Болонский университет, в 1167 году в Англии начал работу Оксфордский университет, в 1209 году - Кембриджский университет, во Франции в 1160 году открывается Парижский университет.

Всего к концу XV века в Европе насчитывалось 65 университетов (кроме Италии, Франции, Англии университеты появились в Испании, Германии, Чехии, Польше). Преподавание в университетах велось на латинском языке, ставшим европейским языком культуры. Общий язык и религия создавали определенное культурное единство в Европе, несмотря на феодальную раздробленность и политические конфликты. Основными факультетами (от лат. facultas - возможность) были младший, на котором изучали «семь свободных искусств античности», и старшие, где изучали богословие, право, медицину.

В своей рафинированной форме духовная культура получила выражение в философии. В ходе философских споров сложились основные направления средневековой схоластики (от лат. schola - школа). Возникло два основных направления: «номинализм» (от лат. nomina - имя), считавший, что объективно существуют лишь единичные вещи, доступные человеческим ощущениям, а общие понятия - «универсалии» реально не существуют, номинализм явился зародышем материализма; «реализм», считавший, что реально существуют только общие понятия - «универсалии», единичные вещи рассматривались лишь как порождение и несовершенное отражение этих понятий. Основным вопросом схоластики был вопрос об отношении знания к вере. Проблема соотношения веры и разума получила воплощение и в литературе, и в изобразительном искусстве, и в музыке. Религиозное мировоззрение, как стержень духовной культуры, и христианский Бог, как основа нравственного мира средневекового человека, определили подчиненную роль философии по отношению к религии.

Фома Аквинский (1225/26 - 1274) - самый крупный философ- схоласт утверждал, что философия и наука являются служанками теологии, поскольку вера превосходит разум в человеческом бытии. Он аргументировал это тем, что, во-первых, человеческий разум непрерывно ошибается, тогда, как вера опирается на абсолютную правдивость бога, и, во-вторых, вера дается каждому человеку, а обладание научным и философским знанием, требующее напряженной умственной деятельности, доступно далеко не каждому.

Выдающимся схоластом был Пьер Абеляр (1079 - 1142) - французский философ, теолог и поэт, яркий выразитель свободомыслия, выступавший против крайних форм, как номинализма, так и реализма. Его свободомыслие основывалось на приоритете разума по отношению к вере: «пониманию, чтобы верить». Он был признан еретиком с запретом преподавать и писать.

Наряду со схоластикой в средние века существовали иные направления философии и богословия, в частности, мистика. Мистики отвергали необходимость изучать Аристотеля и пользоваться логическими доказательствами веры. Они считали, что религиозные доктрины познаются не с помощью разума и науки, а путем интуиции, озарения или «созерцания», молитв и бдений. Отрицая роль разума в познании мира и бога, мистики были более реакционны, чем схоласты. Но среди них были сильны демократические настроения: мистические секты критически относились к феодальному строю и проповедовали необходимость установления «царства божия на земле» без частной собственности, неравенства, эксплуатации. Среди мистиков можно выделить Бернарда Клервосского, Иогана Таулера, Фому Кемпийского.

В средневековой Европе хотя и медленно, но шло развитие науки и техники. Так, профессор Оксфорда Роджер Бэкон (1214 - 1294), исходивший из того, что опыт является основой знания, создал «Большой труд» - энциклопедию того времени. В средневековой науке развивалась алхимия, которая выражала связь ремесла, религии, мистики, магии, оккультизма. Алхимия предваряла собой возникновение опытного естествознания.

Значительное влияние на европейскую философию и науку оказала арабо-исламская цивилизация, в частности, труды Аль- Бируни (980 - 1048), Ибн-Сины (980 - 1037).

В средние века сделаны изобретения, повлиявшие на всю дальнейшую жизнь общества: изобретение пороха, бумаги, книгопечатания, очков, компаса. Особое значение имело книгопечатание, начатое в Европе Иоганном Гуттенбергом (1400 - 1468), способствовавшее развитию национальных литератур, унификации правописания и, соответственно, образованию, науке, культуре.

В XII - XIII века расцветает латино-язычная литература, в частности, поэзия вагантов (от лат. vagary - бродить). Развивается национальная литература, в частности, записывается эпос: французский - «Песнь о Роланде», испанский - «Песнь о Сиде», германский - «Песнь о Нибелунгах». Формируется рыцарская литература: светская лирическая поэзия трубадуров, прославляющая «куртуазную любовь» (от старофранцузского - придворный), рыцарские романы. Возникает интерес к личности человека, его чувствам. Развивается городская литература на национальных языках: например, на французском языке создан «Роман о Лисе», «Роман о розе»; предшественником Возрождения во Франции был Франсуа Вийон (1431 - 1461). Отцом английской литературы считается Джеффри Чосер (1340 - 1400), создавший сборник стихов на английском народном языке «Кентерберийские рассказы».

В средневековой Европе место искусства было противоречиво. Искусство рассматривалось как Библия для неграмотных. Главная задача искусства - укрепить религиозные чувства, раскрыть образы Священного писания, произведения, как правило, анонимны. От художника требуется не реализм, а раскрытие идей божественной святости. Переход из пространства внешнего мира во внутреннее пространство человеческого духа - вот главная цель искусства. Она выражена знаменитой фразой Августина: «не блуждай вне, но войди вовнутрь себя». Xристианская идеология отвергала идеалы, воодушевлявшие античных художников: радость бытия, чувственность, телесность, правдивость, воспевание человека, осознающего себя как прекрасный элемент космоса, - она разрушала античную гармонию тела и духа, человека и земного мира.

Важнейшим видом искусства становится зодчество, воплотившееся в двух стилях: романском и готическом. Романская архитектура отличается массивностью, приземистостью, ее задача - смирение человека, подавление его на фоне монументального величия мироздания, бога. С XII века возникает готический стиль, чертами которого является устремленность ввысь, стрельчатые арки, витражи. В. Гюго назвал готику «симфонией в камне». В отличие от суровых, монолитных, внушительных романских храмов, готические соборы украшены резьбой и декором, множеством скульптур, они полны света, устремлены в небо, их башни возвышались до 150 м. Античный храм считался местом жизни бога, религиозные церемонии проходили снаружи, а средневековый храм воспринимался как место общения религиозной общины и особое внимание уделялось внутреннему убранству.

В живописи главным жанром была иконопись. Живопись выступала как немая проповедь, «умозрение в красках». Иконы рассматривались как эмоциональная связь с богом, доступная неграмотным, они являются глубоко символичными. Изображения часто нарочито деформированы, условны, существует эффект, так называемой, обратной перспективы для большего воздействия на зрителя. Кроме икон, изобразительное искусство средневековья представлено также росписями, мозаиками, миниатюрами, витражами.

Университет

Рыцарство

Карнавал

Краткий очерк культуры Средневековья (V-XV вв.)

Лекция 4

Средневековая культура: феномены карнавала, рыцарства, университета

Культура Средневековья мощно и зримо выразила себя в архитектуре в сформировавшихся художественных стилях – романском и готическом. Эта тема подробно представлена в учебных пособиях по курсу, поэтому студенты смогут изучить ее самостоятельно, обратив особое внимание на периоды развития романского и готического стилей во Франции, Испании, Италии, Германии.

Средние века в Европе определялись христианской культурой. Утверждался феодализм с сельской общиной и зависи­мостью человека от нее и феодала. Многие страны Европы самоопределились и укре­пились, центром культурного совершенствования становится не сово­купность городов-полисов или одна Римская империя, а весь европейский регион. На авансцену культурного развития выходит Испания, Франция, Голландия, Англия и другие страны. Христианство как бы объединяет их духовные усилия, распространяя и утверждая себя в Евро­пе и за ее пределами. Но процесс становления государственности у наро­дов Европы еще далеко не завершен. Возникают большие и малые вой­ны, вооруженное насилие выступает и фактором, и тормозом культурного развития.

Человек чувствует себя общинником, а не свободным гражданином, как в античном обществе. Возникает ценность «служения» Богу и феодалу, но не себе или государству. Рабство сменяет­ся круговой общинной порукой и подчинением общине и феодалу. Хри­стианство поддерживает феодальную сословность, подчинение Богу и господину. Церковь распространяет свое влияние на все основные сферы жизни общества, на семью, образование, нравственность, науку. Пресле­дуется еретизм и всякое нехристианское инакомыслие. С утверждения христианства в качестве государственной религии Римской империи (325 г.) оно жестко подчинило себе всю жизнь европейского общества, и так продолжалось до эпохи Возрождения.

Таким образом определяющей особенностью средневековой культуры, сутью феномена культуры Средневековья является мировоззрение, основанное на христианском вероучении. Теологическая система христианства охватывала любой из феноменов культуры, в свою очередь, любому из феноменов было свойственно свое определенное иерархическое место. Иерархичные представления воплотились в общественной жизни (сеньоры – вассалы; этика личного служения), в духовной сфере (Бог – Сатана).

Однако было бы неправильным и односторонним оценивать культуру Средневековья только негативно. Она развивалась и добивалась успехов. В XII в. во Фландрии был изобретен ткацкий станок без механического двигателя. Развивается овцеводство. В Италии и Франции научились производить шелк. В Англии и Франции стали строить доменные печи и использовать в них каменный уголь.



Несмотря на то, что знание подчиня­лось христианской вере, в ряде стран Европы возникают религиозные и светские школы, высшие учебные заведения. В X-XI веках, например, в высших школах Испании уже преподавали философию, математику, фи­зику, астрономию, право, медицину, а также мусульманское богословие. Активность римско-католической церкви, несоблюдение ее служителями норм нравственности и религиозного культа часто вызывали среди широких масс недовольство и насмешки. Например, в XII-XIII веках во Франции широкое распространение получило движение вагантов - бродячих поэтов, музыкантов. Они остро критиковали церковь за алчность, лицемерие и невежество. Возникает поэзия менестрелей и трубадуров.

Развивается поэзия и проза рыцарства, записываются шедевры народного эпоса («Песнь о Нибелунгах», «Песнь о моем Сиде», «Беовульф»). Широко распространяет­ся библейско-мифологическая живопись, иконописание. В духовности людей христианство утверждало не только покорность, но и положитель­ный идеал спасения. Следуя заветам Бога и почитая его, человек может достичь такого желательного своего состояния и состояния всего мира, которые характеризуются преодолением всякой несвободы и зла.

С XIV века европейское католичество испытывает острый кризис, по­рожденный внутренней борьбой пап и других иерархов за религиозную и светскую власть, несоблюдением многих священнослужителями норм морали, их стремлением к богатству и роскоши, обману верующих. Существенно обострился кризис католической церкви в результате действия инквизиции и крестовых походов. Католическая вера теряла свой статус духовной основы европейской культуры. Более ровно функционировало православие в Византии и других странах Восточной Европы.

Византия, или Восточная Римская империя, возникла в 325 г. после раскола Римской империи на Западную и Восточную. В 1054 г. происходит разделение и христианской церкви. В Византии утверждается право­славие.

Византийская культура существовала на протяжении 11 веков, являясь своеобразным «золотым мостом» между западной и восточной культурой. В своем историческом развитии Византия прошла пять этапов:

Первый этап (IV - середина VII вв.). Утверждается самостоятельность Византии, формируются: власть, военная бюрократия, основы «правильной» веры на традициях языческого эллинизма и христианства. Выдающиеся памятники середины V-VI вв. – мавзолей Галлы Плакидии в Равенне; Ипподром; Храм Софии (Анфимий и Исидор); мозаичные росписи церкви Сан Витале в Равенне; мозаики в церкви Успения в Нике; икона «Сергий и Вакх».

Второй этап (вторая половина VII - первая половина IX вв.). Отражаются нашествия арабов и славян. Этническая основа культуры консолидируется вокруг греков и сла­вян. Наблюдается отчуждение от западно-римских (европейских) элементов культуры. Церковь одерживает победу над светской властью. Ортодоксально-консервативные устои православия усиливаются. Куль­тура все более локализуется, приобретает самобытность, тяготеет к восточным культурам.

Третий этап (вторая половина IX - середина XI веков). «Золотой век» византийской культуры. Возникают школы, университеты, библиотеки.

Четвертый период (вторая половина XI - начало XIII вв.). В 1071 г. Византия терпит поражение от турок, в 1204 г. ее подчиняют себе рыцари четвертого Крестового похода. Образовавшаяся Латинская империя теряет авторитет власти. Охранительную и объединительную функции берет на себя православная церковь. Культурное развитие су­щественно замедляется.

Петый этап (1261 - 1453 гг.). После освобождения от власти рыцарей-латинян Византия не смогла восстановить былое величие из-за внутрен­них смут и междоусобиц. Получают развитие: религиозно-литературное творчество, богословие, философия, миниатюра, икона, фресковая живопись.

После взятия турками Констан­тинополя в 1453 г. Византия прекратила свое существование.

Особенностями византийской культуры являются:

· православие как ортодоксально-консервативный вариант христианства в качестве духовной основы

· малая степень потерь со стороны завоевателей в сравнении с западно-римской культурой

· культ императора как представителя и выразителя светской и духовной власти

· охрана власти императора, сохранение единства государ­ства усилиями православной церк­ви

· традициона­лизм и канон символов веры православия

С 622 г. возникает сначала в Мекке, затем в Медине на Аравийском полуострове новая религия - ислам (покорный богу). Духовные основы средневековой арабо-му­сульманской культуры имеют некоторые общие черты с христианством по представлениям о боге и единобожию, по соотношению бога и бытия, бога и человека.

Утверждение христианства и ислама как монотеи­стических религий способствовало общему развитию культуры многих народов, формированию исторически новых ее типов.

В лекции более подробно раскрываются феноменальные явления средневековой культуры: карнавал, рыцарство, университет, - что позволит постичь одновременно и универсализм, и глубину противоречий средневековой культуры, черты которой сохранились в культуре вплоть до XXI века.

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте краткую характеристику культуры европейского Средневековья.

2. Поясните, в чем заключена сущность средневековой культуры.

3. В чем, по Вашему мнению, состоит уникальность Византийской культуры?

4. Охарактеризуйте самый знаменитый памятник византийской архитектуры – Храм Святой Софии в Константинополе.

5. Что относят к особенностям византизма?

6. Приведите реалии современной жизни, которые можно считать наследием Средневековья (институт, символика, памятник архитектуры, обычай, традиция, одежда, пища, напиток, пряности).

Понятие «средние века» возникло в XV в. в среде итальянских гуманистов для обозначения периода, отделявшего их время от античности. Античная ученость и античное искусство воспринимались гуманистами как идеал и образец для подражания. С этой точки зрения время, разделявшее эпоху Возрождения и античный мир, виделось как перерыв в традициях книжности, как упадок искусств.

Такая оценочность по отношению к средневековью, отразившаяся в самом термине, сохранялась на протяжении нескольких веков. Известны отрицательные и даже пренебрежительные высказывания просветителей в отношении этого периода.

Эта ситуация изменилась лишь в XIX в. Сначала романтики создали свой образ средневековья. Благородные рыцари, воспевающие прекрасных дам и совершающие подвиги в их честь, таинственные замки и далекие от обыденности чувства - все это романизм противопоставлял современной ему действительности.

С середины XIX в. формируются новые подходы к средним векам в рамках исторической науки. Возникновение понятий «цивилизация» и «формация» позволило рассмотреть средневековье системно. Цивилизационный подход дал возможность увидеть средневековую Европу как общность людей, проживавших на определенной территории, связанных единством религии, обычаев, нравов, быта и т.д. Формационный подход представил средневековье в качестве определенной ступени в развитии общества, в основе которой - феодальный способ производства и соответствующие производственные отношения.

Взгляд на средние века как на одну из ступеней в общественном развитии позволил в дальнейшем перенести понятие средневековья на внеевропейские культуры. Для сторонников этого подхода средневековая Европа и Русь, средневековый арабо-мусульманский мир и средневековый Дальний Восток в своем многообразии типологически едины.

В качестве наиболее важных типологических признаков средневековья называют следующее. С точки зрения социально-экономической средние века - это время становления, утверждения и расцвета феодализма, хотя его конкретно-исторические варианты существенно различались. Этнокультурные основания этого исторического этапа можно представить как синтез культур народов, имевших многовековые традиции государственности и народов, находившихся на стадии разложения родового строя.

В качестве чрезвычайно важной особенности средневековых культур следует назвать универсальную роль религии. Она была и системой права, и политической доктриной, и моральным учением, и методологией познания. Также и художественная культура практически всецело определялась религиозными представлениями и культом.

В соответствии с решающей ролью религии во многих средневековых культурах большое значение имел ее институт - церковь. Как правило, это была обширная, разветвленная, могущественная организация, практически сросшаяся с государственным аппаратом и контролировавшая практически все стороны жизни человека и общества.

Как характеристику средневековья можно назвать и то, что с этого времени стало возможным говорить о мировых религиях, чего древний мир не знал. Буддизм и христианство, возникшие еще в рамках культур древности, в средние века превращаются в религии мирового масштаба. Ислам возникает и распространяется в период средневековья.

Типологически сходные особенности средневековых культур реализовались в различных формах, каждая из этих культур прошла свой путь, индивидуальный и неповторимый.

Среди культур средневековья первой по времени формирования следует назвать культуру Византии.

В то время, как культура Восточной Римской империи вступила в период своего первого расцвета, Западная Римская империя оказались в полосе культурного затишья. Этот период иногда называют «темными веками» потому, что раннее европейское средневековье оставило довольно мало событий, фактов и явлений, способных стать достоянием истории культуры, особенно в сравнении с восточно-христианскими средними веками. Содержанием процесса, который происходил в Европе в период раннего средневековья, следует считать формирование собственно европейской культуры в столкновении античного мира с миром «варваров», в соединении достижений средиземноморской культуры, христианских представлений и племенных культур народов северной Европы.

Наиболее распространенная периодизация средневековой культуры отражает три ее состояния. С V по X век происходит формирование культурных основ, это время называют ранним средневековьем. ХI-ХПI века - зрелое средневековье - период наивысшего расцвета, наиболее яркого проявления всех особенностей этой культуры. ХIV-ХVI века считают поздним средневековьем, хотя на юге Европы уже с XIV века начинает формироваться культура нового времени, дав начало весьма яркому периоду в европейской культуре - эпохе Возрождения. Позднее средневековье характеризуется нарастанием кризисных явлений в традиционной культуре и расцветом городской культуры, подготовившей светскую культуру нового времени.

Основой культуры средневековья стало христианство. Несмотря на то, что возникла эта религия еще в пределах античности, она существенно отличалась от большинства религий древнего мира. Важнейшие особенности христианства заключались в том, что новая религия поставила на первое место ценности этического характера и провозгласила жизнь духовную как подлинную в противоположность жизни «материальной» как преходящей и греховной. Представление о том, что справедливость может быть достигнута лишь в жизни после земной смерти, еще раз подчеркивало несовершенство и суетность земной жизни и обосновывало необходимость руководствоваться ценностями идеальными, которые отражают жизнь истинную и вечную.

Несмотря на то, что христианство было оплотом и стрежнем всей средневековой культуры, она не была гомогенной. Достаточно четко она распадалась на три пласта, к которым впоследствии присоединился и четвертый. Уже в ХI-ХII веках европейское средневековое самосознание представило современную себе социальную структуру в виде трех групп: «те, кто молятся», «те, кто воюют» и «те, кто трудятся», то есть священнослужители, воины и крестьяне. С формированием городской культуры в результате роста и усиления городов в период зрелого и позднего средневековья появилась еще одна социальная сила - горожане, бюргерство. Каждая из этих четырех социальных групп средневековья создала свой культурный пласт, связанный с другими общностью идеологических и практических установок, но вместе с тем реализовавший эту общность в разных формах, отразив разные стороны христианского мировоззрения.

Средневековое крестьянство стало основным носителем и выразителем народной культуры. Складывалась эта культура постепенно на основе сложного и противоречивого соединения дохристианского мировоззрения с христианскими представлениями. Несмотря на то, что христианская церковь боролась с проявлениями язычества, народная культура сохранила множество элементов языческой обрядности, символики и образности.

Формирование воинского сословия происходило постепенно и неравномерно в разных частях Европы. В результате установления иерархической системы вассально-сеньориальных связей и закрепления за светскими феодалами монополии на военное дело понятия воина и знатного человека сливались в слове «рыцарь».

Рыцарство возникло как общность воинов - от малоимущих до самых правительственных «верхов». Расцвет рыцарской культуры пришелся на ХI-ХП века, а в ХIП-ХIV веках рыцарство по существу превратилось в замкнутую аристократическую воинскую касту, доступ в которую извне был чрезвычайно сложен, а иногда и невозможен. С усилением роли городского ополчения и распространением наемных воинов в боевых действиях роль рыцарства начинает уменьшаться. Параллельно этому приходит в упадок и рыцарская культура, вытесняемая новыми культурными явлениями.

Культура рыцарства опиралась на особую идеологию. Важным понятием для системы рыцарских ценностей стало представление о куртуазности (от фр. «courteis» - учтивый, рыцарский) как особом поведении благородных людей. Понятие о благородстве стало ключевым для рыцарского поведения. Кодекс рыцарской чести называл среди необходимых качеств рыцаря щедрость, сострадание к слабым, верность, стремление к справедливости и многое другое, особым образом сочетая христианские добродетели с воинскими достоинствами.

Средневековое духовенство было, с одной стороны, весьма сплоченным и организованным - церковь имела четкую иерархию, с другой стороны - это было довольно неоднородное сословие, так как в него попадали представители разных уровней общества - и социальных «низов», и аристократических семейств. В соответствии с решающей ролью христианства духовенство во многом регламентировало культуру - и идеологически, и практически: на уровне, скажем, канонизации художественного творчества. В этом смысле можно говорить об определенном влиянии культуры клерикальной на народную культуру и культуру светских феодалов. Вместе с тем нужно отметить и самостоятельную ценность культуры духовенства - ряд ее явлений имел исключительную ценность как для средневековой культуры Европы, так и для судеб европейской и мировой культуры в целом. В первую очередь речь идет о деятельности монастырей, сохранявших и воспроизводивших многие культурные ценности.

Возникшее на Востоке в III-IV веках как отшельничество, уход из мира монашество в средневековой Европе изменило свой характер. В результате этого возникли монастыри, основанные на принципе общежития с общим хозяйством и общими культурными задачами. Средневековые европейские монастыри приобретали характер важнейших культурных центров, их роль, особенно в период раннего средневековья, трудно переоценить. Значительная часть наследия древности была сохранена в монастырских библиотеках несмотря на отрицательное отношение христианской церкви к языческой античности. Как правило, каждый монастырь имел библиотеку и скрипторий - мастерскую по переписыванию книг, а кроме этого - еще и школы. В некоторые периоды средневековья монастырские школы представляли собой практически единственные очаги образования.

Говоря о средневековой церкви, нельзя не упомянуть раскол христианства на западное и восточное направления, или католицизм и православие. Достаточно автономное развитие христианства в Западной Европе и на востоке - в Византии - определило обрядовые и догматические расхождения, приведшие к окончательному размежеванию в 1054 году.

В качестве четвертого, самого позднего по времени формирования, культурного пласта средневековья следует назвать городскую культуру, отметив, правда, тот факт, что горожане представляли собой неоднородную в социальном смысле массу. Тем не менее городскую культуру можно рассматривать в известной целостности как, так сказать, горнило, в котором выплавлялись основы культуры нового времени, соединяя традиционные христианские ценности и представления с реалистичностью и рационалистичностью, иронией и скепсисом в отношении сложившихся авторитетов и устоев.

Для формирования средневековой культуры весьма важной оказалась античная традиция, придавшая начальные импульсы развитию разных областей культуры. Это справедливо и в отношении философской и богословской мысли, освоившей важные идеи и принципы античной философии. Это относится и к искусству, которое иногда, очевидно, обращалось к античному опыту, как это было в романской архитектуре, в других случаях - формировалось в полемике с античной традицией, в противовес ей: так складывалась средневековая изобразительность.

Для формирования системы образования в средневековой Европе существенным оказалась культурная преемственность: были восприняты основные принципы античной школьной традиции и прежде всего - учебные дисциплины. «Семь свободных искусств», как их называли, изучались в два этапа. Начальный уровень - «тривиум» - включал в себя грамматику, диалектику и риторику. Грамматику считали «матерью всех наук», она давала основы образования. Диалектика знакомила с началами формальной логики и философии, а риторика помогала красиво и убедительно излагать свои мысли. Второй уровень предполагал изучение арифметики, геометрии, астрономии и музыки, причем музыка понималась как учение о числовых соотношениях, на которых основывается мировая гармония.

Принципы, заимствованные из античной школьной системы, естественно, дали основание лишь формальной стороне средневекового европейского образования, а содержанием его стало христианское учение. Все, что не касалось религиозных вопросов, в частности - сведения математические и естественно-научные, изучалось бессистемно и непоследовательно. Кроме того, внерелигиозное знание не только было представлено в малом объеме, но достаточно часто оно было очень далеко от реальности и представляло собой заблуждения или основывалось на них.

Первым значительным для средневекового школьного образования стали конец VIII и начало IX века - Каролингское возрождение, время правления Карла Великого и его ближайших последователей. Карл Великий увидел необходимость создания системы образования и распорядился открыть школы в каждой епархии и при каждом монастыре. Наряду с открытием школ стали создаваться учебники по различным дисциплинам, в школы был открыт доступ детям мирян. Однако после смерти Карла Великого его культурные начинания постепенно угасали. Школы закрывались, светские тенденции в культуре затухали, образование на какое-то время замкнулось в рамках монастырской жизни.

В XI веке в школьном деле наметился новый подъем. Кроме монастырских распространились приходские и кафедральные школы - при церковных приходах и городских соборах. Рост и усиление городов, происходившие в период зрелого средневековья, привели к тому, что внецерковное образование становилось важным фактором культуры. В основном обучение в городских школах - гильдейских, муниципальных и частных - продолжало быть христианским по своим мировоззренческим основаниям, но оно не находилось под юрисдикцией церкви, а значит, давало больше возможностей. Элементы нового мировосприятия и свободомыслия, начала естественно-научных знаний и наблюдений за окружающим миром - все это стало важной составляющей городской средневековой культуры, подготовившей, в свою очередь, культуру Возрождения.

В ХII-ХIII веках в Европе появились первые университеты - высшие учебные заведения, получившие свое название от латинского слова «universitas», что означает «совокупность». Университет состоял из ряда факультетов: артистического, где изучались традиционные для средневековья «семь свободных искусств», юридического, медицинского и богословского. Специальными документами университетам давалась административная, финансовая и юридическая самостоятельность.

Значительная независимость университетов сыграла важную роль в подготовке почвы для тех изменений, которые привели впоследствии к формированию культуры нового времени. Утверждение ценности знания и образованности, развитие естественно-научных представлений, умение самостоятельно и нетрадиционно мыслить, вести дискуссию и убедительно излагать свои идеи - все это расшатывало устои средневековой культуры, готовило основы новой культуры.

Тем не менее, практически на всем протяжении периода средневековья именно христианство определяло специфику знания и форм его существования, обусловливало цели и методы познания. Средневековое знание не было систематизировано. Теология или богословие в соответствии с общим характером средневековой христианской культуры было знанием центральным и универсальным. По существу теология вмещала в себя и прочие области знания, которые периодически выходили за ее рамки и возвращались в них. Так, достаточно сложные взаимоотношения существовали между теологией и философией. С одной стороны, целью и задачами средневековой философии было постижение божественного и осмысление христианских догматов, с другой стороны - достаточно часто философские рассуждения вели к переосмыслению традиционного для католической церкви взгляду на мир. Так произошло с идеями Пьера Абеляра, чье знаменитое сопоставление веры и разума, решаемое в духе рационализма - «понимаю, чтобы верить» - вызвало резкий отпор со стороны официальной церкви, а его взгляды были осуждены соборами в 1121 и 1140 годах.

Зрелое средневековье характеризуется достаточно бурным для традиционной, ориентированной на авторитеты и преемственность культуры, развитием мысли. В этот период формируется и развивается схоластика, названная так от слова «школьный», существовавшего и в греческом, и в латинском языках. Этот тип религиозной философии характеризуется соединением традиционных для теологии задач и рационалистических, формально-логических методов. Несмотря на то, что впоследствии гуманисты Возрождения выступали против схоластики, для средневековья она оказалась чрезвычайно полезной и важной. Столкновение разных точек зрения, рациональность и логичность, сомнения в казалось бы незыблемых основах - все это стало неоценимой интеллектуальной школой.

В рамках схоластики возникает интерес к античному наследию. На латинский язык начинают переводиться малоизвестные или не известные вовсе сочинения, например, труды Аристотеля, сыгравшие важную роль в средневековой религиозной философии, работы Птолемея, Евклида. В ряде случаев идеи античных авторов были усвоены и переведены с арабских рукописей, сохранивших и переработавших античное наследие. Можно считать, что в определенном смысле интерес средневековья к античным авторам подготовил движение гуманизма, ставшее основой культуры Возрождения.

Зрелое средневековье внесло некоторый вклад в развитие естественно-научного знания. Оно было еще чрезвычайно несовершенно, так как не были разработаны естественно-научные методы познания, к тому же достаточно зыбкой была грань между реальным и ирреальным, яркий пример чему - средневековая алхимия. Тем не менее, можно говорить о некоторых попытках разрабатывать физические, в частности - механические, представления, астрономию и математику. Появился интерес к знанию медицинскому, а в рамках алхимии были обнаружены свойства различных веществ, получены некоторые химические соединения, опробованы разнообразные приборы и опытные установки. Значительную роль в формировании естественно-научных идей средневековья сыграло наследие античности и арабского мира.

Важной фигурой в приумножении знания об окружающем мире стал Роджер Бэкон - английский философ и естествоиспытатель XIII века, профессор Оксфорда. Он считал, что познание природы должно опираться на математические и экспериментальные методы, хотя и видел один из путей приобретения знания во внутренних мистических озарениях. Бэкон высказал к тому же ряд идей, предвосхитивших многие позднейшие открытия, в частности, он считал возможным создание аппаратов, самостоятельно перемещающихся по земле и воде, летательных и подводных конструкций.

В конце зрелого средневековья и в поздний период появилось достаточно много географических трудов - описания, составленные путешественниками, уточненные карты и географические атласы - готовилась почва для Великих географических открытий.

Значительной фигурой, находящейся на рубеже средневековья и Возрождения стал мыслитель XV века Николай Кузанский. Один из предшественников идей Коперника, автор математических трудов, предтеча опытного естествознания, он развивал идеи, которые не согласовывались с традиционными для католицизма представлениями об окружающем мире. Оказав существенное влияние на формирование натурфилософии Возрождения, он в определенном смысле может считаться завершением развития средневековой мысли об универсуме.

Исторические представления средневековья отразились в различных хрониках, биографиях. Описаниях деяний и, конечно, - в героическом эпосе. Средневековый эпос, бывший явлением словесного творчества, вместе с тем отразил важнейшие коллективные представления: восприятие времени и пространства, основные ценностные установки, поведенческие принципы, эстетические нормы. Европейский средневековый эпос был генетически связан с мифологиями так называемых варварских народов и отражал характерный для них образ жизни и картину мира.

Вопросы о формировании героического эпоса, о соотношении в нем мифологического и исторического начал, о степени присутствия в нем авторства всегда были дискуссионны и едва ли могут быть решены однозначно. Достоверно известно то, что самые ранние записи эпических произведений относятся к VIII-IХ векам. Очевидно, что эпос развивался и в эпоху зрелого средневековья. Постепенно изменились персонажи - образы героев, уходящие корнями в мифы и предания, приводятся в соответствие с рыцарско-христианскими идеалами. В качестве наиболее известных следует назвать англосаксонский эпос «Сказание о Беовульфе», германский эпос «Песнь о Нибелунгах», испанский - «Песнь о моем Сиде», французский - «Песнь о Роланде» и исландские саги.

Поэтическое творчество средневековья, начав формироваться в эпических произведениях, в дальнейшем тесно связано с рыцарской культурой. Лирические и хвалебные песни, стихотворные изложения тех или иных подвигов рыцаря послужили, так сказать, поэтической школой средневековья. Поэтическая традиция начинала складываться еще в раннем средневековье, но наиболее ярко проявилась в зрелый период. Тогда в разных уголках Европы возникло увлечение творчеством поэтов-рыцарей, которых на юге Франции называли трубадурами, на севере Франции - труверами, в Германии - миннезингерами.

В рамках рыцарской культуры в XII веке начала формироваться и прозаическая литература Рыцарский роман достаточно быстро обрел популярность и стал важной частью средневековой внерелигиозной культуры. Многие романы основывались на событиях кельтского эпоса о короле Артуре и рыцарях Круглого стола. Известная всем повесть о трагической любви Тристана и Изольды тоже основывается на эпических историях.

Рыцарские романы создавались на разных европейских языках и имели, так сказать, орнаментальную структуру: приключение героев как бы «нанизывались» одно на другое; характеры персонажей при этом не имели развития. К ХIV-ХV векам жанр рыцарского романа пришел в упадок, в рамках городской культуры начали появляться пародии на рыцарский роман - плутовской роман иронично излагал подвиги, традиционные для героев-рыцарей.

Городская культура становится почвой для формирования ряда новых жанров словесности. В первую очередь это жанры сатирические и пародийные. Возникновение иронии, пародии - особенно ярко это видно на примере традиционных культур - свидетельствует о переосмыслении важнейших культурных основ. По существу это говорит о том, что прежняя картина мира нуждается в пересмотре, что она уже не соответствует культурной реальности. Рационалистичность и практицизм формирующейся городской культуры приходили в противоречие с устоявшимися ценностями и жизнеустройством. В искусстве это проявилось в сатирико-пародийных тенденциях. Стремительно развивавшихся в конце зрелого средневековья и в поздний период. Яркой страницей сатирического и пародийного творчества стала поэзия вагантов - бродячих школяров и студентов.

На рубеже между поэзией средневековья и Возрождения находится творчество французского поэта XV века Франсуа Вийона. В его творчестве нашли отражение и сцены из жизни парижского «дна» и ирония в адрес ханжества и аскетизма, мотивы смерти сменялись прославлением радостей жизни. Гуманизм его поэзии, стремление к полноте ощущения жизни позволяют видеть в творчестве Вийона прообраз ренессанского искусства.

И еще одно имя нельзя не назвать, говоря о средневековой литературе. Это - Данте Алигьери, последний поэт средневековья и первый поэт нового времени, как его иногда называют. Поэта «Божественная комедия». Написанная Данте принадлежит к лучшим достижениям мировой культуры. Страстность, эмоциональность, драматизм, с которыми поэт рисует в целом традиционные для средневековья образы и сюжет, выводят произведение Данте за рамки средневековой литературы. Его фигура, возникшая в культуре Европы на рубеже ХIII-ХIV веков, может по праву считаться началом формирования искусства Возрождения.

Пространственные искусства средневековой Европы были представлены главным образом архитектурой и скульптурой. Часто можно уменьшать, как архитектуру называют ведущим видом средневекового искусства. Это не совсем так. Действительно, среди наиболее ярких явлений средневековой культуры называют сооружения романского и готического стилей. Но важно помнить, что их строительство было не самоцелью. Архитектура, особенно храмовая, должна была играть служебную роль: она создавала замкнутую, насыщенную символикой среду для проведения службы. Архитектура по сути дела лишь создавала условия для главного - несения «слова божьего».

Достаточно часто обращают внимание на синтез архитектуры и скульптуры как на одну из важных характеристик средневековой европейской культуры. Но, может быть, точнее было бы сказать о синтезе целого ряда искусств в христианском храме, В средневековье европейском внутри этого синтетического целого на первый план выходят архитектура и скульптура.

Романский архитектурный стиль появился в Европе в X веке и отличался суровостью, простотой и строгостью. Существенной характеристикой романского стиля была его универсальность - этот стиль характеризует и светские, и религиозные постройки. Церкви, замки, монастырские комплексы располагались на возвышенности, господствуя над окружающим пейзажем. Мощные стены, узкие окна, пропускающие немного света, подчеркивали то, что романская постройка вне зависимости от ее назначения - это прежде всего крепость. И действительно, нередко во время военных действий стены церкви или монастыря служили надежной защитой.

Совершенно иной образ взаимоотношений земного и божественного возникал при взгляде на готические сооружения. Готический стиль, сформировавшийся в XII веке и достаточно было распространившийся по Европе, воплотил архитектурную легкость, воздушность, изящество, устремленность ввысь. Готические постройки как бы прорывали земное пространство, воплощая собой устремление к ценностям иного порядка. Каркасная арочная система, многочисленные окна, украшенные витражами, позволяли создать в готических зданиях особые интерьеры, наполненные светом и воздухом. Чаще всего в готическом стиле были построены городские соборы, но встречались и светские сооружения - ратуши, торговые ряды и даже жильте дома.

Наряду со значительным развитием скульптуры собственно изобразительное искусство в европейской средневековой культуре почти не развивалось. Живопись была представлена главным образом росписями алтарей и книжными миниатюрами. Лишь на закате средневековья появился станковый портрет и зародилась светская монументальная живопись.

Нельзя не сказать несколько слов о театрализованных представлениях средневековой Европы, опровергая распространенное мнение о том, что театральное искусство в период средних веков прекратило свое существование. Хронологически первыми возникли театрализованные представления, сопровождающие церковную службу, - литургическая и полулитургическая драма, разъяснявшие и иллюстрировавшие события Священного писания. Параллельно с этим в творчестве бродячих исполнителей формировались начала светского театрального искусства, которое впоследствии в период позднего средневековья реализовалось в жанре площадного фарса.

Религиозная и светская линии особым образом соединились в трех театрализованных формах средневековья._ моралите, миракле и мистерии. Аллегорические фигуры моралите и чудесные истории миракля имели ярко выраженный дидактический характер, и хотя эти жанры не были прямым образом связаны с христианскими сюжетами, в них отразились основные христианские представления о добре и зле, о добродетели и пороке, о божественном провидении, решающем судьбу человека. Вершиной же театрализованных опытов средневековья следует считать мистерии - грандиозные представления, проходившие в дни празднеств, в подготовке и создании которых участвовал практически весь город.

Средневековое искусство, как и вся средневековая культура, было основано на верности традиции и незыблемости авторитетов. Анонимность художественного творчества, следование канонам, существование в рамках заданных тем, сюжетов и образов - важные типологические характеристики средневековой художественной культуры.

Несмотря на то, что средневековая культура была представлена несколькими культурными пластами и различными периодами своего существования, тем не менее, христианское мировоззрение оказалось весьма существенным мировоззренческим каркасом, который обеспечил единство христианской средневековой культуры. По существу она явилась последним в истории культуры целостным типом культуры.

Средневековье стало чрезвычайно важным периодом в истории культуры Европы - временем, когда сформировались все ее основы. В столкновении разных картин мира, во взаимодействии не похожих друг на друга народов сформировалась культурная общность, культурный синтез. И несмотря на то, что впоследствии европейская культура обрушивалась с критикой на средние века, это эпоха ее зарождения и уже только этим средневековье может быть ценно. Но кроме того средневековая европейская культура имеет самостоятельную культурную значимость. Это достаточно длинный период истории культуры, имеющий собственную логику, собственные взлеты и падения. Это ни на что не похожий сплав идеального и реального, духовного и материального, божественного и земного. Готическая архитектура и эпическая поэзия, многолюдные мистерии и строгость монашеской жизни, рыцарские подвиги и схоластическая премудрость - вот неповторимые лики этой культуры.

Арабо-мусульманский средневековый мир -это результат распространения ислама, мусульманских завоеваний и создания арабского халифата. Халифат в IХ-Х вв. распался на ряд государств, объединенных тесными торговыми связями, языком и культурой. Тем не менее внутри этой общности каждая культура обрела свои особенности и нашла свой путь.

Культура арабо-мусульманского мира основывалась на более ранних, доисламских культурах Ближнего Востока и Северной Африки. Но свою сущность и важнейшие особенности она обрела благодаря возникновению и распространению ислама, определившего все стороны культуры и жизни человека.

Социально-экономическая основа арабо-мусульманского средневековья в сравнении с другими средневековыми обществами имела ряд особенностей. Для культуры наиболее важным оказалось то обстоятельство, что типичная для феодального общества иерархичность сочеталась в исламском мире с весьма высокой социальной мобильностью. Служба могла поднять до значительных социальных высот выходца из «низов». Весьма влиятельными были средние городские слои. У власти находилась не только родовая знать, но и военные, и чиновники.

По сравнению со средневековой Европой в средневековье мусульманском большое значение имели города. Сельская местность играла служебную роль. Таких центров хозяйства и культуры, как монастыри и рыцарские замки в Европе, мусульманский средневековый мир не знал. Статус горожан был весьма высок, а их положение - стабильным. Особенно почитаемым занятием была торговля.

Важнейшей особенностью средневекового исламского мира можно считать то, что в нем не сложилось института церкви как посредника между земным и божественным миром. Духовенство в исламе было частью единого государственного аппарата, элементом политической и административной системы.

Материальная культура средневекового Ближнего Востока была представлена разнообразными орудиями труда, ирригационными сооружениями и различными приспособлениями в системе водоснабжения, а также постройками разного назначения. Ряд построек, а также большую часть продукции ремесленного производства, такую, как ковры, ткани, посуда, оружие, можно считать пограничными явлениями, в равной степени принадлежащими культуре материальной и художественной.

Множество фактов культуры находится еще на одной «границе» - между духовной и художественной культурой. Религия широко и разнообразно пользовалась художественными формами словесного творчества, в художественные формы было облечено и знание.

Несмотря на то что духовную культуру, как и культуру в целом, определял ислам, можно обнаружить явления, восходящие еще к античным традициям. В частности, в философии средневекового Востока можно усмотреть развитие некоторых идей и принципов античной философии. Этой же древней традицией, очевидно, обусловлена и тесная взаимосвязь философии и естественно-научного знания - медицинского, физического и химического, математического и астрономического.

Не будет преувеличением сказать, что в области научной и философской арабо-мусульманское средневековье намного превзошло другие средневековые культуры. В частности, Европа неоднократно обращалась к ближневосточному наследию как источнику мудрости и учености, используя в нем переработанное античное и собственно восточное.

Со времени распространения ислама, т.е. с VII в., и вплоть до XII в. можно говорить о расцвете художественной культуры арабо-мусулъманского средневековья. В ней отчетливо проявились все наиболее существенные характеристики средневековой художественной культуры. Это традиция и канон в качестве основных ориентиров художественного творчества, подражание образцам и предшественникам как важнейшие творческие методы, дидактичность искусства и многое другое.

Тем не менее проявились в мусульманской средневековой художественной культуре и особенные черты. В первую очередь это большая роль личностного и авторского начала в творчестве. Свойственная исламу неразделенность духовного и светского, земного и божественного приводила к тому, что средневековое мусульманское искусство в большей степени, чем христианское, обращало внимание на «земные» проблемы человека, затрагивала, бытовые и повседневные темы и сюжеты.

Все это вместе с большей по сравнению с Европой свободой в использовании античного наследия дает возможность ряду исследователей говорить о «ренессансности» средневековой арабо-мусульманской культуры.

Восприятие Корана как образца совершенства привело к тому, что стилистика этой священной книги особым образом отразилась на всей художественной культуре. Как известно, важнейшая стилистическая особенность Корана - в соседстве трудносоединимых или несоединимых вовсе элементов: рассуждения о божественном сочетаются с бытовыми сравнениями и торговыми понятиями, умозрительные идеи - с вполне реалистическими образами. Эти же особенности характеризуют и язык литературы арабо-мусульманского средневековья.

В качестве важнейшей особенности мусульманского искусства нужно назвать тяготение к самостоятельности отдельных частей и элементов художественного произведения. Прозаические тексты часто представляют собой искусно объединенные, но независимые друг от друга сюжеты. Стихотворные произведения состоят из отдельных частей, имеющих смысл и структурно завершенных. Внутри большого поэтического произведения они достаточно автономны, могут менять свои места, по существу не меняя структуру текста в целом.

Произведения архитектуры обращены во внешний мир глухими стенами, а декоративные и функциональные элементы находятся внутри. Таким образом, архитектурное произведение как бы замкнуто в себе и полностью завершено.

Орнамент состоит из отдельных повторяющихся законченных форм. Вместе с тем в орнаменталъности можно обнаружить следующую важнейшую характеристику арабо-мусульманской средневековой культуры. Ее можно сформулировать как стремление к протяженности, повторимости, стремление к перетеканию из одной формы в другую, из одного состояния в другое. Музыкальное произведение выстраивается на одной мелодии в разных ее вариациях, в литературных произведениях отдельные законченные части как бы нанизываются друг на друга.

Запрет на изображение живых существ привел к тому, что изобразительные искусства не получили значительного развития в арабо-мусульманской художественной культуре. Изобразительное искусство оказалось в рамках художественного ремесла и в роли служебной.

Но мы можем наблюдать иную форму изобразительности в арабо-мусульманской художественной культуре. Она - в любовании фрагментом, элементом, деталью - звуком, фразой, словом, элементом орнамента.

Это свойство наряду с особым почитанием слова в средневековой мусульманской культуре привело к особому положению каллиграфии. Буквы становились не просто знаками для выражения какого-либо содержания, но обретали и художественное значение. Надписи на разнообразных предметах и постройках были по существу малосодержательны - информация, которую из них можно было извлечь, была тривиальна. Смысл их был в другом - они зримо воплощали художественную силу слова и его божественную природу. Они служили напоминанием о слове Бога - о Коране.

С преклонением перед божественностью слова и вниманием к его форме связано искусство книги. Достаточно традиционное для любой средневековой культуры искусство рукописной книги арабо-мусулъманского средневековья внесло свою страницу в мировую культуру.

Особенностью художественной культуры средневекового Ближнего Востока можно считать и то, что творчество там почти всегда было занятием профессиональным, хотя возможным было и совмещение разных занятий.

Наиболее почитаемым среди художественных занятий было литературное. Это вело к тому, что поэты были весьма влиятельны в обществе, кроме того, доходы, которые приносило им творчество, были столь высоки, что часто обеспечивали литераторам безбедное существование.

Исполнители литературных произведений считались людьми уважаемыми, но все же их дар и умения ценились ниже, чем дарование литератора.

С формальной стороны творчество певцов, музыкантов и танцовщиков, а точнее - танцовщиц, не считалось достойным уважения. И тем не менее их выступления с удовольствием смотрели и слушали всюду - и на базарах, и во дворцах.

Вполне почетным был труд ремесленника. Причем творчество декоративно-прикладное, так же как и архитектура, не было анонимным - достаточно часто можно встретить имена авторов тех или иных произведений искусства.

Так сложилось, что художественные ремесла составляли существенную часть художественной культуры средневекового арабо-мусульманского мира. Знакомство других народов с культурой мусульманского средневековья тоже чаще всего было связано с произведениями прикладных искусств - с оружием, украшенным каллиграфией и орнаментом, коврами, одеждой, посудой. Сейчас же мы можем сказать, что и коранические сказания, и поэтические произведения, и философские идеи, и архитектурные сооружения и многое другое - бесценный и неповторимый вклад арабо-мусульманского средневековья в мировую культуру.