Развитие коллектива на второй стадии характеризует. Этапы и стадии развития коллектива: методика. Важны такие характеристики

Для поездки за рубеж в некоторых случаях может потребоваться заграничный паспорт. Для его получения необходимо обратиться в ФМС по месту прописки или временной регистрации. Вам потребуется собрать определенный пакет документов на загранпаспорт. Необходимые бумаги для получения заграничного паспорта в 2018 году отличаются в некоторых моментах в зависимости от того, какого он образца – старого или нового. Также они отличаются в зависимости от возраста того, кто его получает.

Какие документы нужны для оформления загранпаспорта на 5 лет (старого образца) в 2018 году

В пакет документов на загранпаспорт 2017 года входят:

  • Анкета установленного образца. Заполнять ее следует печатными заглавными буквами вручную или на компьютере;
  • Общегражданский паспорт с копиями всех его страниц, на которых имеется информация;
  • Цветные фотографии установленного образца в количестве 4 штук;
  • Свидетельство о рождении;
  • Свидетельство о браке и его копия, выполненная в цвете;
  • Предыдущий загранпаспорт, если таковой имеется;
  • Квитанция, подтверждающая факт оплаты взноса;
  • Трудовая книжка с ксерокопией заполненных в ней страниц.

При оформлении загранпаспорта для выезда ребенка до 18 лет необходимо брачное свидетельство родителей или законных представителей. Во втором случае дополнительно потребуется документ, подтверждающий право представлять права ребенка. Если загранпаспорт оформляется для ребенка младше 14 лет, то должен быть предоставлен паспорт одного из родителей и его копия. Дети, не получившие общегражданский паспорт, могут быть вписаны в загранпаспорт старого образца родителей. Но для облегчения проверки желательно оформить ему собственный паспорт.

  • Мужчинам призывного возраста – военный билет;
  • Иностранцам и лицам без гражданства – виза или вид на жительство;
  • Лицам, выезжающим по приглашению – договор или приглашение с указанием названия организации и даты;
  • Военнослужащим – разрешение комиссариата военной части по месту прохождения службы;
  • Служащим Федеральной исполнительной службы – заявление на выезд за территорию РФ и разрешение от начальства.

Пакет необходимых документов для оформления загранпаспорта нового образца в 2018 году

Для оформления заграничного паспорта нового образца в 2018 году потребуются следующие документы:

  • Заполненный вручную или на компьютере бланк анкеты. Его и образец заполнения можно получить в ФМС или скачать на нашем сайте;
  • Паспорт гражданина РФ и копии его страниц. Важно проследить, чтобы паспорт был действительным, т.е. без помятых нечитаемых страниц и размытых штампов;
  • Если в наличии имеется действующий заграничный паспорт, то необходимо предоставить его и копию страниц;
  • Две фотографии установленного образца;
  • Для военнообязанных мужчин должен быть предоставлен военный билет;
  • Квитанция об уплате государственной пошлины.

Требования к документам на получение загранпаспорта в 2018 году

Если в пакете документов для оформления заграничного паспорта в 2018 году будет отсутствовать хотя бы один из них, либо он не будет соответствовать установленным требованиям, то появится веское основание для отказа в выдаче загранпаспорта. В случае выявления каких-либо недостатков должностное лицо ФМС должно указать их и предложить устранить, чтобы вновь обратиться по поводу оформления загранпаспорта. При этом по согласованию сторон осуществляется предварительная запись на прием.

Загранпаспорт, оформленный ребенку, должен забирать тот из родителей, который подавал соответствующие документы. Совершеннолетние и дееспособные граждане РФ забирают документы самостоятельно.

Если какой-либо из документов был оформлен на территории другого государства, то его необходимо легализовать в консульстве или дипломатическом представительстве. Также на него может быть проставлен апостиль. Если же он заполнен на иностранном языке, то потребуется перевод его на русский. При этом подлинность перевода подтверждается русским нотариусом.

Если документы на загранпаспорт приняты должностным лицом ФМС, то им должна быть выдана соответствующая справка о приеме заявления. В дальнейшем она может быть использована для разрешения спорных ситуаций.

У Вас остались вопросы по оказываемым услугам, требуется дополнительная консультация?

ОН-ЛАЙН ЗАЯВКА

Граждане России, желающие получить шенгенскую визу, обязаны сдавать отпечатки пальцев и делать цифровое фото.

Глава миграционной службы РФ Константин Ромодановский сообщил средствам массовой информации, что УФМС предлагает разрешить в случае необходимости оформлять гражданам России по два загранпаспорта.

Сотрудники УФМС совместно с Правительством РФ разрабатывают проект, согласно которому, граждане Украины смогут получать вид на жительство без оформления разрешения на временное проживание. Данное предложение было одобрено кабинетом министров 18 февраля 2016 года.

Адрес: 119180, г. Москва, ул. Большая Полянка, д. 43, стр. 3

Основным документом, который может идентифицировать российского гражданина за рубежом во время командировки или туристической поездки, является загранпаспорт (старого образца или же биометрический новый). Поэтому перед тем как оформить загранпаспорт, необходимо ознакомиться с основными правилами прохождения процедуры.

Они могут отличаться в разных регионах страны, поэтому проверить список необходимых документов и ознакомиться с перечнем требований следует заранее в ближайшем к месту прописки УФМС.

Выдача загранпаспорта с прошлого года производится с некоторыми изменениями в особенностях процедуры и стоимости пошлины. Анкета на загранпаспорт нового образца теперь не требует заверения в отделе кадров на текущем месте работы и у работодателя. Не нужно вкладывать в основной пакет документов ни копию трудовой книжки, ни оригинал.

Сегодня все УФМС в регионах страны требуют заполнять анкеты на загранпаспорт на специальных бланках по новому образцу. Узнать все требования, затрагивающие правила оформления для конкретного населённого пункта, можно, обратившись к официальному сайту УФМС, выбрав раздел с нужной темой.

Скачать бланки заявлений можно на нашем сайте:

Образец заполнения анкеты по новым правилам и сам бланк можно распечатать не выходя из дома.

С 2018 года у заявителей появилась новая возможность. Подать заявку на биометрический загранпаспорт можно через МФЦ. Сотрудники учреждения помогут с заполнением анкеты, если возникнут затруднения. За готовым документом нужно будет придти туда же.

Требования к документам

Для оформления анкеты в УФМС в режиме онлайн или же на распечатанном бланке по образцу анкеты в обязательном порядке необходимо предоставить определённые документы на загранпаспорт нового образца. Способов два:

  1. Подача в электронном варианте через Портал Госуслуг.
  2. Личное обращение заявителя в расположенное по месту жительства УФМС. Помимо основного заполненного заявления от совершеннолетнего гражданина, следует представить чек об оплате пошлины в установленном размере и оригинал внутреннего российского паспорта.

Если заявитель – совершеннолетний мужчина, возраст которого не превышает 27 лет, то в список основных документов для загранпаспорта включается военный билет. Если гражданин не служил, то потребуется соответствующая справка (запрос на получение информации о ней направляется в военкомат сотрудниками миграционного отделения).

К документу, оформленному через сайт Госуслуг электронным путём, обязательно прикрепляется цифровой фотоснимок установленного образца.

Сроки оформления

Изменения, затронувшие оформление загранпаспорта и цену, никак не отразились на сроках выдачи документа нового образца в 2019 году. Если заявитель подаёт заявку на загранпаспорт нового образца в месте прописки, то процедура не займёт больше 30 календарных дней. С документом о временном проживании ждать придётся больше 3 месяцев. Аналогичный срок ожидания у лиц, которые владеют информацией, относящейся к секретной или государственного значения.

В некоторых случаях, предусмотренных правилами, можно получить новый загранпаспорт срочно:

  • необходимость экстренной госпитализации и последующего лечения за пределами родной страны;
  • тяжёлое заболевание, диагностированное у ближайшего родственника;
  • смерть близкого человека.

Все вышеперечисленные случаи предполагают срочное оформление, не превышающее трёх рабочих дней. Стоит учесть, что заявителю выдаётся загранпаспорт старого образца, без чипа, так как за столь короткий срок биометрический документ изготовить не представляется возможным.

Заграничные паспорта с электронными информационными носителями принимают все страны мира без исключения. Некоторые государства, например, .

Проблемы с оформлением документа могут возникнуть у граждан, которые уклоняются от исполнения судебных постановлений, подозреваются в совершении преступления, осуждены на определённый срок. .

Одним из самых распространённых сегодня способов получить загранпаспорт является использование в удалённом режиме Портала Госуслуг, где можно быстро заполнить все поля бланка и отправить документ на рассмотрение. Загранпаспорт, оформленный через интернет, можно получить также в ближайшем отделении УФМС.

Все процедуры онлайн на Портале Госуслуг могут осуществлять только зарегистрированные пользователи. Процесс довольно трудоёмкий, не у всех получается с первого раза, но при успешном прохождении регистрации сервисом можно пользоваться в полном объёме и без каких-либо дополнительных действий.

При регистрации указываются требуемые личные сведения: ФИО, год рождения и номер пенсионного страхового свидетельства, которое оформляется на работе или же в местном Пенсионном фонде. Далее потребуется ввести специальный код, индивидуальный для каждого пользователя портала.

Способы получения кода

Оформление загранпаспорта возможно только после получения кода активации и подтверждения всех данных на сайте. Вариантов несколько, выбирается тот, который максимально удобен для каждого:

  1. Использование электронной подписи.
  2. Обращение за кодом в обслуживающий центр «Ростелекома», находящийся в каждом крупном населённом пункте. В отделении оператор попросит предъявить СНИЛС и российский паспорт. В большинстве случаев, код выдаётся в сроки, не превышающие 7 дней.
  3. Заявка на получение кода через почту, поле чего в течение одного месяца нужная бумага придёт вам на почтовый адрес. Если за это время оповещение и само письмо не пришло, нужно обратиться в отдел поддержки или повторить регистрацию на Портале Госуслуг.

Во время ожидания кода можно заполнить данные, необходимые для полного прохождения регистрации. Это контактные номера мобильных телефонов, индивидуальный налоговый номер, а также номер страхового свидетельства. Помимо ФИО, требуется указать адрес проживания и электронной почты. Требуется выбрать и запомнить пароль для входа, а также контрольный вопрос к нему и, соответственно, ответ. После быстрой проверки введённых данных сервис пришлёт СМС-уведомление на указанный номер и электронное письмо на почту.

Воспользовавшись кодом активации и подтвердив, что вы реальный человек (необходимо будет ввести данные с картинки — буквы и цифры — в нужное поле), можно зайти в свой личный кабинет. После этого на портале будут доступны все услуги.

Заполнение документа в режиме онлайн

Особый акцент нужно сделать на процедуре полного оформления заявления. требует ответственного подхода и аккуратности. Лучше всего пользоваться шаблоном или примерами заполнения. Анкета в одном оформляется на распечатанном бланке или же в режиме онлайн. После выбора адреса ближайшей миграционной службы можно начинать ввод данных:


После заполнения анкеты на загранпаспорт, вставки фотографии и полной проверки правильности написания всей информации, документ отправляется для дальнейшего рассмотрения соответствующими органами. Сроки проверки разные: кому-то решение приходит на электронную почту спустя 40 мин после отправки, другим же – через несколько суток.

В ответном письме будет информация о совершении проверки заявления и переходу к этапу оформления. Через несколько дней после ответа миграционной службы приходит ещё одно извещение — о дате явки заявителя в отделение для выполнения снимка на паспорт и дальнейшего прохождения получения документа. Сроки явки – не позднее 2 недель с даты получения письма.

Информация о том, в какой кабинет обращаться, к какому специалисту и его номер телефона сообщается в письме. С собой нужно будет взять квитанцию, оплаченную любым удобным способом, и российский паспорт. После прохождения всех процедур нужно дождаться оповещения о готовности документа.

В своем развитии коллектив проходит три основные стадии (этапы).

На первой стадии развития коллектив характеризуется следующими признаками:

Он только начинает создаваться;

Члены коллектива недостаточно знают друг друга;

Воспитанники в полной мере осознают задачи;

Отсутствует инициатива в конкретной деятельности;

Отсутствует актив.

Ведущей тактической линией деятельности учителя является обеспечение системы требований и организация деятельности на основе единоначального руководства и педагогического авторитаризма.

Исходя из признаков коллектива на этой стадии и тактической линии деятельности воспитателя, можно определить следующие направления его работы:

Изучение членов коллектива;

Обеспечение знакомства воспитанников между собой;

Выдвижения конкретных задач перед воспитанниками;

Организация совместной деятельности, направленной на выполнение указанных задач;

Содействие формированию актива.

На этой стадии развития коллектива отношения между педагогом и воспитанниками строятся на основе непосредственного влияния как на коллектив в целом, так и на каждого члена коллектива в частности. Воспитатель в своих действиях не имеет возможности опираться на помощников (актив) из числа воспитанников. Поэтому приходится проявлять авторитаризм и действовать по принципу единоначалия. Воспитатель единолично определяет конкретные задачи каждому воспитаннику коллектива, руководит выполнением этих задач и проверяет и оценивает результаты.

По этому поводу А.С. Макаренко в одной из своих лекций о воспитании говорил: "Такое требование, высказанное в форме, не предполагает возражений, необходимая для начала в каждом коллективе. Я не представляю себе, чтобы можно было дисциплинировать расстроен, раздражен коллектив без такого холодного тона требования отдельного организатора. А потом это идет значительно легче "1.

Схематично структуру деятельности первичного коллектива на первой стадии можно представить следующим образом (рис. 3.6).

Классному руководителю в работе с коллективом, который находится на первой стадии развития, приходится решать ряд педагогических задач. Проследим логику действий педагога на этой стадии в контексте определенных ситуаций.

Коллектива класса необходимо сделать генеральную уборку классной комнаты. Воспитатель собирает всех учеников класса, объясняет сущность задачи; порядок его выполнения; распределяет поручения между учениками, конкретизирует, кто чем должен заниматься, инструменты, устройства, орудия труда необходимо использовать, кто отвечает за них; показывает, инструктирует учащихся, контролирует их действия; в итоге оценивает деятельность каждого ученика и коллектива в целом.

Классному руководителю надо выставить оценки за поведение воспитанников за первую четверть. Педагог самостоятельно (в отдельных случаях проконсультировавшись с учителями, которые работают в этом классе) выставляет оценки каждому ученику, объявляет их на классных собраниях. Это в том случае, если в школе оценивается поведение учеников.

Дирекция школы поручила ученикам 6-го класса на пришкольном участке вскопать грядку земли для размещения клумбы. Классный руководитель обследует объект, знакомит учащихся с объемом работы. Разделяет всю площадь на отдельные участки; за каждым участком закрепляет по два ученика; дает им инвентарь (лопаты, грабли) контролирует ход работы; отдельным показывает, как надо копать и боронить, выбирать корешки; после завершения принимает работу от каждого звена, оценивает качество.

Как долго коллектив может находиться на первой стадии зависит от многих факторов: от возраста членов коллектива; от осведомленности воспитателя теории и технологии формирования и развития коллектива; от уровня социально-психологического развития членов коллектива; от умения педагога правильно определить перспективную цель деятельности коллектива.

В процессе жизнедеятельности коллектива на первой стадии в нем вызревают признаки (социальные, психологические), которые поднимают его на высшую ступень.

Коллектива на второй стадии развития свойственны следующие признаки:

Сформировался актив

Большинство воспитанников подчиняется меньшинства;

Члены коллектива осознают свои задачи;

Актив начинает проявлять инициативу в определении задач и организации коллективной деятельности.

Ведущая тактическая линия руководителя: осуществлять руководство коллективом на демократических началах с опорой на актив. Здесь действует принцип: "Мы решили вместе с активом".

Согласно такому статуса коллектива педагог организует свою деятельность в следующих направлениях:

Продолжает изучать воспитанников (их развитие постоянно находится в динамике);

Учит членов актива осуществлять руководящие функции;

Способствует формированию органов самоуправления;

Совместно с активом, органами самоуправления определяет перспективные линии и задачи деятельности коллектива на первый период.

На второй стадии развития отношения между педагогом (руководителем) и воспитанниками базируются на принципах демократизма и принципе параллельных воздействий на личность воспитанников (сочетание непосредственного и косвенного воздействий).

По этому поводу А.С. Макаренко размышлял: "Вторая стадия развития этого требования, когда на вашу сторону перешли первый, второй, третий, четвертый активисты, когда вокруг вас организуется группа мальчиков или девочек, которые сознательно хотят поддержать дисциплину.

Я спешил с этим. Я, несмотря на то, что эти мальчики или девочки имеют много недостатков, пытался быстрее набрать такую группу активистов, которые поддерживали мои требования своими требованиями, которые они высказывали в общем собрании, в своей группе, своими мыслями.

Этот путь от диктаторской требования организатора к свободной требования каждого человека от себя на фоне требований коллектива, этот путь я считаю основным путем в развитии детского коллектива «1.

Схематическое структура деятельности первичного коллектива на второй стадии имеет следующий вид (рис. 3.7).

На второй стадии развития коллектива начинает действовать принцип параллельного действия: педагог влияет на воспитанников через актив и одновременно тактично и ненавязчиво осуществляет непосредственное влияние. Это действенный, но одновременно и довольно тонкий инструмент фор-

вания коллектива и обеспечения надлежащих условий для жизнедеятельности каждого его члена.

"Что такое параллельная педагогическое действие? - Задавал вопрос А. С. Макаренко и отвечал. - Мы имеем дело только с отрядом. Мы с лицом не имеем дела. Такое официальная формулировка. По сути, это форма воздействия именно на лицо, но формирование параллельно существу. На самом деле, мы имеем дело с лицом, но утверждаем, что к лицу нам нет никакого дела ». И приводит пример параллельной педагогического воздействия:

"Петренко опоздал на завод. Вечером я достаю об этом рапорт. Я вызываю командира того отряда, в котором находится Петренко, и говорю:

У тебя опоздание на заводе.

Да, Петренко опоздал.

Чтобы этого больше не было.

Есть, больше не будет.

На второй день Петренко снова опоздал. Я собираю отряд.

У вас Петренко опаздывает вдруг на завод. Я делаю замечание всему отряду. Они говорят, и до этого не будет.

Можете идти.

Потом я скажу, что делается. Отряд сам будет воспитывать Петренко и говорить ему:

Ты опоздал на завод, значит, наш отряд опаздывает!

Отряд ставить огромные требования к Петренко как к члену своего отряда, как к члену всего коллектива "".

Но это пример из опыта воспитательной работы А.С. Макаренко в коммуне. А возможно воздействие принципа параллельного влияния в обычной школе? Бесспорно возможна. При хорошо сплоченного коллектива, даже если тот находится на второй стадии развития. Только не надо забывать, что это достаточно тонкая психолого-педагогическая дело, которое требует умения и филигранной техники.

Вот пример из опыта общеобразовательной школы.

Седьмой класс. Коллектив класса твердо "стоит на ногах" с признаками второй стадии развития. Сплотился действенный актив, который помогает классному руководителю. Хотя в коллективе еще есть "неорганизованное болото", как выразился А.С. Макаренко.

Один из членов такого "болота" на уроке грубо оскорбил молодую учительницу географии. Она оставила класс. Пожаловалась директору школы. Директор пригласил всех семиклассников на 17-й час на следующий день на разговор, не указав о чем будет идти речь. Несколько учеников во главе со старостой появились к директору сразу же и заявили: "Анатолий Дмитриевич, мы уже знаем, почему вы нас вызываете. С Игорем уже серьезно поговорили. Так может сейчас привести к Вам Игоря?" - "Во-первых, я не вызвал Вас, а приглашал, - отметил директор. - Во-вторых, приходите все же завтра в 17 часов".

На второй день ученики несколько раз разговаривали с оскорбленной учительницей, проводили какие-то собрания. Игорь ходил грустный, пытался зайти в кабинет директора, но не решился. В тот же день за 20 мин до 17 часов все семиклассники собрались возле кабинета директора. Анатолий Дмитриевич в назначенное время пригласил их к себе. Игорь чувствовал себя довольно неловко, лицо его горело, глаза были опущены судьбы.

Анатолий Дмитриевич рассадил учеников (стулья были занесены в кабинет заблаговременно в расчете на каждого воспитанника), серьезно окинул взглядом всех, отдельно остановился на фигуре Игоря. Здесь поднялся староста Саша.

Анатолий Дмитриевич, мы уже говорили серьезно с Игорем. И родители его знают об этом случае. Младшая сестренка рассказала дома. Игорь ходил к Светлане Дмитриевне извиняться... Но она... Игорь, скажи.

Игорь с опущенной головой поднялся. Все товарищи смотрели на него.

Я... - начал было парень.

Игорь, - перебил его директор. - Я думаю, что ты понял свою ошибку.

Угу. Понял, Анатолий Дмитриевич. Плохо я сделал...

Вот и хорошо, что понял. Это по-человечески, сказал директор. Игорь еще ниже опустил голову. Его уши были красные.

А директор школы рассказал ученикам о Светлане Дмитриевне. Оказывается, что она родилась в соседнем селе, закончил местную девятилетку, а 10-й и 11-й классы - уже в местной школе. Была отличницей. Затем поступила в педагогический университет. И вот первый год работает в школе.

Педагог, работающий с коллективом длительное время, замечает качественные изменения в его становлении. Если в работе с коллективом, который находился на первой стадии развития, руководитель стоит на позиции педагогического авторитаризма, то с переходом на вторую стадию надо выявить педагогическую мудрость и решительно перестроить свое отношение к воспитанникам - перейти на позицию педагогического демократизма. Если же педагогу не хватит понимания и он будет продолжать руководить коллективом в новом качестве с позиций авторитарного стиля, подавлятиме инициативу актива - все завершится, в конце концов, глубоким конфликтом между руководителем и коллективом. Проявления такой закономерности касаются не только школьных коллективов, но и производственных.

Вспоминается такой случай.

В новом микрорайоне областного центра построили помещение средней школы. К ней отнесли учеников всех классов, которые до этого учились в разных школам города. Педагогический коллектив также укомплектовали из учителей, которые ранее работали в разных школах. Руководители городского отдела образования длительное время искали человека на должность директора. Остановились на 3. В., которая имела 15-летний стаж педагогической работы и некоторое время работала в руководящих органах города. Женщина ерудо-вана, волевая, целеустремленная, с хорошими качествами организатора и грамотного хозяйственника-менеджера.

Начался учебный год. 3. В. на общем собрании школьного коллектива (600 учащихся и более 50 учителей) четко и бескомпромиссно определила задачи на учебный год, ознакомила 3 организационными требованиями к ученикам и педагогов. С первых дней взяла, как говорится, всех в руки.

В школе под влиянием авторитарных мер директора поддерживалась надлежащая дисциплина как среди учеников, так и среди педагогов. Требования были объективные, но достаточно жесткие. Любой отход от установленных правил не оставался без внимания директора. На первом этапе такой стиль руководства понравился как педагогам, так и ученикам. Но это была первая стадия развития коллектива.

Впоследствии, уже со второго полугодия появились заметные качественные изменения В школьном коллективе: начал вырисовываться актив среди учеников и учителей. Члены актива обращались к руководителю учреждения с предложениями демократического плана. Но 3. В. не хотела никого слушать, отвергала любые предложения, рекомендации, болезненно реагировала на критику. Любимой фразой, своеобразным девизом в ее работе было "Пока я директор - командовать народом буду я!" И командовала.

Уже под конец учебного года в школе начали возникать конфликты, которые перерастали в локальные "войны". Школьный коллектив раскололся, его начало "лихорадить". Ссоры, жалобы в вышестоящие инстанции, комиссии, проверки и т. Д. На этой волне начался новый учебный год с новыми конфликтами.

У директора не хватило мудрости и педагогических знаний, чтобы взойти на определенном этапе развития коллектива с "пьедестала" авторитарной педагогики и дальше двигаться на демократических началах руководства коллективом. Закончилось все увольнением 3. В. от занимаемой должности.

Завершая описание направлений деятельности руководителя коллектива, находится на 1-й стадии, мы привели примеры, как должен работать педагог в процессе решения задач, которые выдвигают жизненные обстоятельства перед первичным коллективом. Если же коллектив перешел во вторую стадию развития, педагог организует воспитанников на выполнение различных действий и поручений через актив. На первом месте у воспитателя должна стоять задача - учить активистов управлять процессами деятельности товарищей.

Период деятельности коллектива на 2-й стадии может продолжаться долго. Это опять же зависит от многих объективных и субъективных факторов.

Большинство воспитанников перешла на сторону актива, осознает требования руководителя;

Большинство подчиняет себе меньшинство;

Коллектив осознает свои задачи;

Воспитанники в состоянии сами формировать новые задачи;

Органы самоуправления способности организовать коллектив на выполнение указанных задач.

Тактическая линия деятельности руководителя такого коллектива: осуществлять управление через общее собрание с соблюдением демократических основ.

Основные направления работы педагога с коллективом на третьей стадии:

Продолжает изучать воспитанников;

Включая активистов поочередно в исполнение руководящих функций;

Совместно со всем коллективом определяет перспективные линии деятельности.

На этом этапе важна смена направлений требований. "... Третья стадия развития этого требования, - писал А. С. Макаренко, - когда требует коллектив. Это - тот результат, что вознаграждает вас за нервную труд первого периода. Когда требует коллектив, когда коллектив сбился в определенном тоне и стиле, работа воспитателя становится математически точной, организованной работой "1.

Структура деятельности коллектива на 3-й стадии укладывается в следующую схему (рис. 3.8).

Все вопросы жизнедеятельности коллектива на этой стадии рассматриваются на общем собрании. Педагог-воспитатель получает статус рядового члена коллектива с правом одного голоса. У него есть одно преимущество: знания и практический опыт, который воспитанники могут использовать в консультативном плане.

Вернувшись к тем задачам, которые надо было выполнить с коллективом на первой стадии развития - организация надлежащей дисциплины, уборка класса, работа на пришкольном участке и т.д., на третьей стадии эти вопросы решаются решениями общего собрания. Для выполнения определенных краткосрочных

задач общим собранием могут быть назначены руководители (старосты, бригадиры, звеньевые и др.) * Воспитатель на этой стадии не должен выполнять роль надзирателя, контролера. Наиболее удобная для него позиция - активно участвовать в конкретных делах вместе с учениками, показывая им пример.

Приведем пример, характеризующий особенности деятельности коллектива, находится на 3-й стадии развития.

Сельская школа. Начало зимы. Предыдущие дни шли дожди. И вдруг ночью температура снизилась до -10, пошел снег. На утренней линейке учеников 5-11-го классов старший дежурный по школе (ученик 10-го класса) знакомил школьный коллектив с задачами, над которыми должны работать воспитанники в течение дня. Среди них и такое: после уроков залить ледовую площадку на школьном дворе. Исполнителями назначены учащихся 8-го класса.

После завершения уроков ученики разошлись по домам. Но в 16 часов все ученики 8-го класса вернулись в школу с лопатами, другим инвентарем и начали подготовку площадки для заливки воды. Все делали верно, по-хозяйски. Руководил процессом староста класса. До наступления темноты ледовую площадку был залит водой. Классный руководитель совсем не вмешивался, он только перед началом работы предупредил учеников: "Если возникнут какие-то проблемы, аукнется меня. Мы с Николаем и Дмитрием готовить коньки в мастерской".

На успешность развития и становления коллектива влияет ряд социально-педагогических факторов. В частности:

Глубокие знания воспитателями психолого-педагогических основ теории и практики формирования и развития коллектива;

Обеспечение преемственности и единства действий педагогов в работе с коллективом;

Владение техникой создания перспективных линий;

Обеспечение педагогически целесообразной работы с активом и органами самоуправления;

Соблюдение надлежащего тона и стиля деятельности коллектива;

Наличие традиций в жизнедеятельности коллектива;

Создание социально-педагогических условий для эффективной деятельности членов коллектива.

Все люди, живущие на нашей планете, объединены между собой в разнообразные многочисленные устойчивые и не очень общности. Их называют группами. Подобные общности бывают различными, а именно: социальными, малыми и большими, формальными и неформальными, условными и реальными, трудовыми и учебными, и т. д. Кроме того, выделяют группы низкого и высокого уровня развития.

Для первых из них характерно отсутствие сплоченности, четкого разделения лидеров и личных взаимоотношений. Группу высокого уровня развития принято называть коллективом. Эта общность обладает теми свойствами, которые отсутствуют в формировании на низком уровне его развития.

Понятие коллектива

Путь, который проходит группа низкого уровня до самой верхней ступеньки своего развития, индивидуален. Но в конечном итоге такая общность оказывает значительное воздействие на личность.

Признаки коллектива

Группа людей достигает своего высокого уровня развития, если есть:
- общая цель;
- совместная деятельность;
- взаимозависимые отношения ответственности;
- общее руководство, которым может быть либо один из наиболее авторитетных членов, либо органы управления.

В коллективе присутствуют различные типы отношений:
- личные, основу которых составляют симпатия, антипатия и привязанность;
- деловые, необходимые для совместного решения поставленных задач.

Школьный коллектив

В школьный коллектив входят следующие элементы:
- первичные (классы);
- временные (кружки, спортивные секции);
- формальные (орган самоуправления школы, ученический комитет);
- неформальные.

Средства воспитания

Формирование личности ученика в школьном коллективе происходит посредством:
- учебной работы;
- внеклассных мероприятий;
- трудовой деятельности;
- культурно-просветительной и общественно-социальной работы.

Для того чтобы сформировать здоровый школьный коллектив, необходимо:
- воспитать ученический актив, помогающий педагогу и положительно влияющий на всех своих одноклассников;
- правильно организовать спортивно-оздоровительную, просветительскую, трудовую и учебную деятельность;
- четко сформулировать педагогические требования.

Этапы становления коллектива

Великий педагог А. С. Макаренко сформулировал основной закон, по которому должна жить общность воспитанников. Его основной принцип состоит в движении. Это форма жизни коллектива. Остановка всегда означает его смерть.

Основными принципами коллектива, по мнению великого педагога, являются зависимость и гласность, а также перспектива. Немаловажную роль при этом играют и параллельные действия всех его членов.

Также Макаренко выявил стадии развития коллектива. Они состоят из четырех этапов, первым из которых является становление. Оно происходит в период формирования класса, кружка или группы в коллектив или социально-психологическую общность, где отношения между учениками определяются их целями, задачами и характером совместной деятельности. При этом основным организатором является педагог, выдвигающий к детям определенные требования.

На второй усиливается влияние актива. Это учащиеся, которые не только выполняют требования педагога, но и предъявляют их к остальным одноклассникам. На этом этапе развития коллектив выступает как целостная система, в которой уже развиты и начинают работать механизмы саморегуляции и самоорганизации. При этом данная общность является инструментом целенаправленного воспитания положительных человеческих качеств.

На третьей стадии развития коллектива по Макаренко происходит расцвет. Общность доходит до такого этапа своего развития, когда требования ее членов к себе становятся более высокими, чем к своему окружению. Все это свидетельствует о достижении высокого уровня воспитанности, а также устойчивости суждений и взглядов учащихся.

Находясь в подобном коллективе, у личности есть все предпосылки в формировании ее нравственности и целостности. Основной признак такой общности на данной ступеньке развития состоит в наличии общего опыта и одинаковой оценке тех или иных событий.

Четвертая стадия развития группы представляет собой движение. На данном этапе школьники, опираясь на уже усвоенный коллективный опыт, предъявляют к себе определенные требования. При этом основной потребностью детей становится соблюдение нравственных норм. На данном этапе процесс воспитания плавно переходит в самовоспитание.

Все стадии развития коллектива по Макаренко не имеют четких границ. Каждый из последующих этапов добавляется к предыдущему, а не сменяет его.

Описывая свою теорию стадий развития коллектива, великий педагог уделял большое внимание созданным его членами традициям. Это устойчивые формы жизни общности, помогающие вырабатывать линию поведения, а также украшающие и развивающие школьную жизнь.

По утверждениям Макаренко, сплотить и увлечь коллектив способна цель, которая может быть близкой, средней и далекой. Опорой первой из них является личная заинтересованность. Средняя цель определяется по сложности и времени, а далекая является наиболее социально значимой. Подобная система перспектив должна пронизывать весь коллектив. Только в таком случае его развитие будет протекать естественным образом.

Рассматривая стадии развития детского воспитательного коллектива, Макаренко выдвинул также и принцип параллельных действий. Что он означает? На той или иной стадии развития коллектива каждый из его членов оказывается под одновременным воздействием воспитателя и своих товарищей. Порой наказание провинившихся может быть чересчур суровым. Именно поэтому данный принцип Макаренко советов использовать с осторожностью.

Согласно теории известного педагога, для полностью сформированного коллектива характерны следующие черты:
- постоянная бодрость;
- дружеское единение всех членов;
- чувство собственного достоинства;
- мотивация к упорядоченному действию;
- ощущение защищенности;
- эмоциональная сдержанность.

Развитие теории Макаренко

Характеристика стадий развития коллектива рассматривалась и в трудах Сухомлинского. Этот педагог, работая много лет учителем и директором школы, на основе собственного опыта сформулировал совокупность принципов, благодаря которым формируется высокоорганизованная группа учеников. Среди них:
- единство воспитанников;
- инициатива;
- самодеятельность;
- богатство отношений между учениками и педагогом;
- гармония интересов;
- руководящая роль педагога и т. д.

Стадии развития коллектива рассматривают в своих трудах А. Т. Куракин, Л. И. Новиков и др. Причем к этому вопросу у них имеется совершенно другой подход. Данные авторы считают, что на стадии развития ученического коллектива сплотить детей могут не только требования. Помогают в этом и другие средства.

В последнее время существует отчетливая тенденция понимать под коллективом группу, члены которой обладают высоким уровнем развития. При этом подобная общность должна отличаться интегративной деятельностью, сплоченностью и единой направленностью. Самым существенным качеством группы, по мнению современных авторов, является уровень Именно эта черта и является основной предпосылкой для создания группы-коллектива. Каковы основные этапы ее формирования?

На первой стадии развития группы-коллектива возникает конгломерат. Эта общность складывается из ранее незнакомых друг с другом детей, которых собрали в одно время на одном пространстве. Взаимоотношения ребят на данной стадии, как правило, ситуативны и поверхностны. Если подобной группе присвоить название, то произойдет ее номинализация. В том случае, если члены подобного коллектива не примут поставленных перед ними условий и целей, то перехода от конгломерата так и не произойдет. Подобные случаи нередки в школьной практике.

Если начальное объединение все же произошло, то коллектив принял статус первичного. При этом группа переходит в ассоциацию, где цель для каждого из ее членов проектируется заданием. На данном уровне закладываются первые кирпичики в формировании коллектива. При совместной жизнедеятельности группа переходит на более высокий уровень организации, меняя межличностные отношения.

При наличии благоприятных условий происходит изменение стадии развития детского коллектива. На следующей ступени образовывается группа-кооперация. Такая общность отличается успешной и реально действующей структурой организации. Также в этом случае имеется высокий уровень группового сотрудничества и подготовленности. Все отношения между членами группы-кооперации носят деловой характер и направлены на достижение поставленной цели.

Концепция Лутошкина

По мнению данного автора, существуют следующие стадии развития ученического коллектива:
1. Первый этап - номинальная группа. Эта общность существует формально и обладает совместной деятельностью и временем. Если подобное наблюдается в школе, то такой коллектив называют недружным классом.
2. Второй этап - группа-ассоциация. Она возникает при наличии одинаковых целей у всех ее членов.
3. На третьей стадии развития коллектива по Лутошкину возникает группа-кооперация. Для нее характерно единство целей, высокая сплоченность и единый подход к решению поставленных задач.
4. Четвертый этап - создание группы-автономии. Данную общность отличает внутреннее единство, развитый самоконтроль и высокая подготовленность к решению задачи.
5. Пятый этап характерен возникновением группы-коллектива. Это высшая стадия развития общности, все члены которой связаны единой целью, а также деятельностью на пути ее достижения. Кроме того, в такой группе можно наблюдать морально-психологическое единство, высокую подготовленность и совершенную организационную структуру.

Рассмотрим характеристики всех описанных А. Н. Лутошкиным стадий.

Номинальная группа

На этой стадии развития воспитательного коллектива его можно назвать «песчаной россыпью». Сравнение это не случайно. На первый взгляд песчинки собраны вместе. Однако каждая из них находится сама по себе. Любое дуновение ветра может разнести песчинки в разные стороны. Так они и останутся, пока не найдется тот, кто сгребет их в одну кучку. Такое же явление происходит и в человеческой общности, когда те или иные группы специально организовываются или возникают по воле обстоятельств. С одной стороны все вместе. Но с другой - каждый из членов такой группы находится сам по себе. Такая «песчаная россыпь» не приносит удовлетворения и радости.

Группа-ассоциация

Эта стадия развития коллектива носит название «Мягкая глина». Такое название данному этапу дано не случайно. Мягкая глина является материалом, легко поддающимся воздействию. Взяв его в руки, можно лепить все, что угодно. Хороший мастер может сделать из глины красивый сосуд или любое другое прекрасное изделие. Но без приложения усилий материал навсегда останется просто куском почвы.

Так же и в детском объединении. Здесь роль мастера может играть формальный лидер, классный руководитель или просто авторитетный школьник. Да, не все идет гладко. У коллектива не хватает опыта взаимопомощи и взаимодействия. Однако на этой стадии уже заметны усилия, направленные на сплочение сообщества.

Группа-кооперация

Эта ступень развития коллектива носит название «мерцающий маяк». На данной стадии коллектив сравнивается со штормовым морем. Находящемуся среди бушующих волн опытному моряку мерцающий огонь маяка позволяет выбрать правильный путь и приносит уверенность. Здесь только нужно быть внимательным и не потерять спасительный луч из виду.

Коллектив, формирующийся в группе, также подает каждому своему члену сигналы выбора правильного пути и всегда готов протянуть руку помощи. В такой общности возникает желание трудиться и помогать друг другу. Роль маяка в ней играет актив.

Группа-автономия

Следующая ступень развития коллектива носит название «алый парус». Эта стадия устремленности вперед, дружеской верности и неуспокоенности. В таком коллективе действуют и живут по принципу мушкетеров «один за всех и все за одного». На данной ступени развития коллектива заинтересованность и дружеское участие идут параллельно со взаимной требовательностью и принципиальностью. Актив такой группы - это надежные и знающие организаторы, а также верные товарищи. Они всегда помогут, как делом, так и советом.

Группа-коллектив

Итак, все основные стадии развития коллектива пройдены, и он поднимается на пятую ступень, носящую название «горящий факел». Недаром данный этап ассоциируется с живым пламенем. Оно означает единую волю, тесную дружбу, деловое сотрудничество и отличное взаимопонимание. На этой стадии формируется настоящий коллектив, который никогда не замкнется в узких границах своего сплоченного и дружного объединения. Входящие в него люди не останутся равнодушными к проблемам других групп, освещая их путь, как легендарный Данко, своим пылающим сердцем.