Что относится к литературным произведениям. Драматические жанры литературы

Литература это один из основных видов искусства - искусство слова. Термином «литература» обозначают также любые произведения человеческой мысли, закрепленные в письменном слове и обладающие общественным значением; различают литературу техническую, научную, публицистическую, справочную, эпистолярную и др. Однако в обычном и более строгом смысле литературой называют произведения художественной письменности.

Термин литература

Термин «литература» (или, как говорили раньше, «изящная словесность») возник сравнительно недавно и начал широко употребляться лишь в 18 веке (вытеснив термины «поэзия», «поэтическое искусство», которые ныне обозначают стихотворные произведения).

Он был вызван к жизни книгопечатанием, которое, появившись в середине 15 века, сравнительно быстро сделало «литературную» (т.е. предназначенную для чтения) форму бытия искусства слова основной и господствующей; раньше искусство слова существовало прежде всего для слуха, для публичного исполнения и понималось как искусное осуществление «поэтического» действия средствами особого «поэтического языка» («Поэтика» Аристотеля, древние и средневековые эстетические трактаты Запада и Востока).

Литература (искусство слова) возникает на почве устной народной словесности в глубокой древности - в период формирования государства, которое с необходимостью порождает развитую форму письменности. Однако первоначально литература не выделяется из письменности в широком смысле слова. В древнейших памятниках (Библия, «Махабхарата» или «Повесть временных лет») элементы словесного искусства существуют в нераздельном единстве с элементами мифологии, религии, зачатками естественных и исторических наук, различного рода информацией, моральными и практическими указаниями.

Синкретический характер ранних литературных памятников (см. ) не лишает их эстетической ценности, т.к. отразившаяся в них религиозно-мифологическая форма сознания была по своей структуре близка к художественной. Литературное наследие древнейших цивилизаций - Египта, Китая, Иудеи, Индии, Греции, Рима и др. - образует своего рода фундамент мировой литературы.

История литературы

Хотя история литературы насчитывает несколько тысячелетий, она в собственном смысле - как письменная форма искусства слова - формируется и осознает себя с рождением «гражданского», буржуазного общества. Словесно-художественные творения прошедших времен также приобретают в эту эпоху специфически литературное бытие, переживая существенное преобразование в новом - не изустном, а читательском восприятии. Одновременно происходит разрушение нормативного «поэтического языка» - литература вбирает в себя все элементы общенародной речи, ее словесный «материал» становится универсальным.

Постепенно в эстетике (в 19 веке, начиная с Гегеля) на первый план выдвигается чисто содержательное, духовное своеобразие литературы, и она осознается прежде всего в ряду других (научной, философской, публицистической) видов письменности, а не других видов искусства. К середине 20 века утверждается, однако, синтетическое понимание литературы как одной из форм художественного освоения мира, как творческой деятельности, которая принадлежит искусству, но вместе с тем является такой разновидностью художественного творчества, которая занимает в системе искусств особое место; это отличительное положение литературы зафиксировано в употребительной формуле «литература и искусство».

В отличие от остальных видов искусства (живописи, скульптуры, музыки, танца), обладающих непосредственно предметно-чувственной формой, творимой из какого-либо материального объекта (краска, камень) или из действия (движение тела, звучание струны), литература создает свою форму из слов, из языка , который, имея материальное воплощение (в звуках и опосредованно - в буквах), действительно постигается не в чувственном восприятии, а в интеллектуальном понимании.

Форма литературы

Таким образом, форма литературы включает в себя предметно-чувственную сторону - определенные комплексы звуков, ритм стиха и прозы (причем эти моменты воспринимаются и при чтении «про себя»); но эта непосредственно чувственная сторона литературной формы приобретает реальное значение лишь в ее взаимодействии с собственно интеллектуальными, духовными пластами художественной речи.

Даже самые элементарные компоненты формы (эпитет или метафора, повествование или диалог) усваиваются только в процессе понимания (а не непосредственного восприятия). Духовность, насквозь пронизывающая литературу, позволяет ей развернуть свои универсальные, по сравнению с другими видами искусства, возможности.

Предметом искусства является человеческий мир, многообразное человеческое отношение к реальности, действительность с точки зрения человека. Однако именно в искусстве слова (и это составляет его специфическую сферу, в которой к литературе примыкают театр и кино) человек как носитель духовности становится прямым объектом воспроизведения и постижения, главной точкой приложения художественных сил. Качественное своеобразие предмета литературы было замечено еще Аристотелем, считавшим, что фабулы поэтических произведений связаны с мыслями, характерами и поступками людей.

Но лишь в 19 веке, т.е. в преимущественно «литературную» эпоху художественного развития, эта специфика предмета была вполне осознана. «Объект, соответствующий поэзии, есть бесконечное царство духа. Ибо слово, этот наиболее податливый материал, непосредственно принадлежащий духу и наиболее способный выражать его интересы и побуждения в их внутренней жизненности, - слово должно применяться преимущественно для такого выражения, которому оно наиболее подходит, подобно тому как в других искусствах это происходит с камнем, краской, звуком.

С этой стороны главная задача поэзии будет состоять в том, чтобы способствовать осознанию сил духовной жизни и вообще всего того, что бушует в человеческих страстях и чувствах или спокойно проходит перед созерцающим взором, - всеобъемлющего царства человеческих поступков, деяний, судеб, представлений, всей суеты этого мира и всего божественного миропорядка» (Гегель Г. Эстетика).

Всякое произведение искусства есть акт духовно-эмоционального общения между людьми и вместе с тем новый предмет, новое явление, сотворенное человеком и заключающее в себе некое художественное открытие. Эти функции - общения, созидания и познания - равно присущи всем формам художественной деятельности, но разным видам искусства свойственно преобладание той или иной функции. В связи с тем, что слово, язык есть действительность мысли, в формировании словесного искусства, в выдвижении литературы на особое, а в 19-20 веках даже на центральное место среди древних искусств наиболее полно выразилась главная историческая тенденция развития художественной деятельности - переход от чувственно-практического созидания к смыслосозиданию.

Место литературы

Расцвет литературы находится в определенной связи с подъемом познавательно-критического духа, характерного для Нового времени. Литература стоит как бы на грани искусства и умственно-духовной деятельности; именно поэтому те или иные явления литературы можно прямо сопоставить с философией, историей, психологией. Её нередко называют «художественным исследованием» или «человековедением» (М.Горький) за проблемность, аналитичность, пафос самопознания человека до сокровеннейших глубин его души. В литературе более, чем в пластических искусствах и музыке, художественно воссозданный мир предстает миром осмысленным и поднятым на высокую ступень обобщения. Поэтому она - наиболее идеологическое из всех искусств.

Литературные, образы

Литературные, образы которой не непосредственно ощутимы, а возникают в человеческом воображении , уступает другим искусствам по силе чувств, воздействия, но выигрывает с точки зрения всеохватывающего проникновения в «суть вещей». Вместе с тем писатель, строго говоря, не рассказывает и не размышляет о жизни, как это делают, например, мемуарист и философ; он творит, созидает художественный мир точно так же, как и представитель любого искусства. Процесс создания литературного произведения, его архитектоники и отдельных фраз связан с почти физическим напряжением и в этом смысле родствен деятельности художников, работающих с неподатливой материей камня, звука, человеческого тела (в танце, пантомиме).

Эта телесно-эмоциональная напряженность не исчезает в готовом произведении: она передается читателю. Литература в максимальной степени апеллирует к работе эстетического воображения, к усилию читательского сотворчества, ибо представленное литературным произведением художественное бытие может быть явлено только в том случае, если читатель, отправляясь от последовательности словесно-образных высказываний, сам начинает восстанавливать, заново творить это бытие (см. ). Л.Н.Толстой писал в дневнике, что при восприятии подлинного искусства возникает «иллюзия того, что я не воспринимаю, а творю» («О литературе»). В этих словах подчеркнут важнейший аспект созидательной функции литературы: воспитание художника в самом читателе.

Словесная форма литературы не есть речь в собственном смысле: писатель, творя произведение, не «говорит» (или «пишет»), но «разыгрывает» речь подобно тому, как актер на сцене не действует в прямом смысле слова, а разыгрывает действие. Художественная речь создает последовательность словесных образов «жестов»; она сама становится действием, «бытием». Так, чеканный стих «Медного всадника» словно воздвигает неповторимый пушкинский Петербург, а напряженные, задыхающиеся слог и ритм повествования у Ф.М.Достоевского делают как бы осязаемыми духовные метания его героев. В итоге литературные произведения ставят читателя лицом к лицу с художественной действительностью, которую можно не только постигать, но. и переживать, «жить» в ней.

Совокупность литературных произведений , созданных на определенном языке или в определенных государственных границах, составляет ту или иную национальную литературу ; общность времени создания и обусловленных этим художественных свойств позволяет говорить о литературе данной эпохи; взятые вместе, в их возрастающем взаимовлиянии, национальные литературы образуют мировую, или всемирную литературу. Художественная литература любой эпохи обладает огромным многообразием.

Прежде всего литература делится на два основных типа (формы) - поэзию и прозу, а также на три рода - эпос, лирику и драму. Несмотря на то, что границы между родами нельзя провести с абсолютной точностью и имеется много переходных форм, основные особенности каждого рода достаточно определены. В то же время в произведениях различных родов есть общность и единство. В любом произведении литературы выступают образы людей - характеры (или герои) в определенных обстоятельствах, хотя в лирике эти категории, как и ряд других, обладают принципиальным своеобразием.

Выступающую в произведении конкретную совокупность характеров и обстоятельств называют темой, а смысловой итог произведения, вырастающий из соположения и взаимодействия образов, - идеей художественной. В отличие от логической идеи, художественная идея не формулируется авторским высказыванием, а изображается, запечатлевается на всех деталях художественного целого. При анализе художественной идеи нередко вычленяют две стороны: понимание отображенной жизни и оценку ее. Оценочный (ценностный) аспект, или «идейно-эмоциональную направленность», называют тенденцией.

Литературное произведение

Литературное произведение представляет собой сложное сплетение специфических «образных» высказываний - мельчайших и простейших словесных образов. Каждый из них ставит перед воображением читателя отдельное действие, движение, которые в совокупности представляют жизненный процесс в его возникновении, развитии и разрешении. Динамичный характер словесного искусства, в отличие от статичного характера изобразительного искусства, впервые осветил Г.Э.Лессинг («Лаокоон, или О границах живописи и поэзии», 1766).

Отдельные элементарные действия и движения, из которых слагается произведение, имеют различный характер: это и внешние, объективные движения людей и вещей, и внутренние, душевные движения, и «речевые движения» - реплики героев и автора. Цепь этих взаимосвязанных движений представляет собой сюжет произведения. Воспринимая по мере чтения сюжет, читатель постепенно постигает содержание - действие, конфликт, фабулу и мотивировку, тему и идею. Сам же сюжет является содержательно-формальной категорией, или (как иногда говорят) «внутренней формой» произведения. К «внутренней форме» относится композиция.

Формой произведения в собственном смысле является художественная речь, последовательность фраз , которую читатель воспринимает (читает или слышит) прямо и непосредственно. Это отнюдь не означает, что художественная речь - чисто формальное явление; она всецело содержательна, т.к. в ней-то и опредмечен сюжет и тем самым все содержание произведения (характеры, обстоятельства, конфликт, тема, идея).

Рассматривая строение произведения, его различные «пласты» и элементы, необходимо сознавать, что эти элементы можно выделить лишь путем абстракции: реально каждое произведение представляет собой нерасчленимую живую целостность. Анализ произведения, опирающийся на систему абстракций, отдельно исследующий различные аспекты и детали, в итоге должен привести к познанию этой целостности, ее единой содержательно-формальной природы (см. ).

В зависимости от своеобразия содержания и формы произведение относят к тому или иному жанру (например, эпические жанры: эпос, повесть,роман,рассказ, новелла, очерк, басня и др.). В каждую эпоху развиваются многообразные жанровые формы, хотя на первый план выходят наиболее соответствующие общему характеру данного времени.

Наконец, в литературе выделяют различные творческие методы и стили. Определенные метод и стиль характерны для литературы целой эпохи или направления; с другой стороны, каждый большой художник создает свои индивидуальные метод и стиль в рамках близкого ему творческого направления.

Литература изучается различными отраслями литературоведения. Текущий литературный процесс составляет основной предмет критики литературной

Слово литература произошло от латинского litteratura - написанное и от littera, что в переводе означает - буква.

Поделиться:

Литературное произведение - это целый мир, со­стоящий из первоэлементов, лишь условно на них разла­гаемый. При анализе произведения мы говорим о теме, идее, композиции, поэтических средствах и других эле­ментах целого, но надо помнить, что творение искусства существует только в единстве всех его составляющих. Тем не менее, понимание того, из каких элементов состоит произведение, т.е. анализ содержания и формы, позволя­ет глубже понять его, проникнуть в замысел художника, соотнести со временем.

Художественное произведение - это единство содержания и формы. Каждый элемент содержания (тема, идея, художествен­ный образ, конфликт) художественно оформлен. Каждый эле­мент формы (жанр, композиция, сюжет, поэтические средст­ва) наполнен содержательно. Содержание не сводится к тому, о чем рассказывается в произведении, т.е. к факту. Важно, какая оценка дается факту, какой смысл в него вкладывается писате­лем. Содержание - это единство предмета изображения, его ос­мысления и оценки. Для раскрытия содержания важно выясне­ние темы произведения.

Определение «Литературное произведение» «Художественное произведение»


На этой странице искали:

  • литературное произведение это
  • литературное произведение определение
  • художественное произведение определение
  • художественное произведение это

Литературное произведение - форма существования литературы как искусства слова. Что же делает его художественным?

Читальный зал Российской государственной библиотеки.

Мы всегда ощущаем особую жизненную конкретность литературного произведения. Оно всегда связано с реальной действительностью и в то же время не тождественна ей, является ее изображением, претворением, художественным отражением. Но отражением «в форме жизни», отражением таким, которое не просто рассказывает про жизнь, но само предстает как особая жизнь.

«Искусство есть воспроизведение действительности, повторенный, как бы вновь созданный мир», - писал В. Г. Белинский. Здесь великолепно уловлена динамика содержания художественного произведения. Чтобы «повторить» неповторимый в своем развитии и постоянном самообновлении мир, его надо «как бы вновь создать», воспроизвести такое индивидуальное явление, которое, не будучи тождественным реальной действительности, в то же время с полнотой выразит ее глубинную сущность и ценность жизни.

Жизнь - это не только материальная действительность, но и жизнь человеческого духа, это не только то, что есть, что реализовалось в действительности, но и то, что было и будет, и то, что «возможно в силу вероятности или необходимости» (Аристотель). «Овладеть всем миром и найти ему выражение» - такова сверхзадача художника, по прекрасному определению И. В. Гёте. Потому и размышления о природе произведения искусства неразрывно связаны с глубочайшим философским вопросом о том, что такое «весь мир», представляет ли он собою единство и целостность и можно ли «найти ему выражение», воссоздать его в конкретном индивидуальном явлении.

Произведение, чтобы реально существовать, должно быть создано автором и воспринято читателем. И опять-таки это не просто разные, внешне обоснованные, обособленные, внутренне взаимосвязанные процессы. В истинно художественном произведении «воспринимающий до такой степени сливается с художником, что ему кажется, что воспринимаемый им предмет сделан не кем- либо другим, а им самим» (Л. Н. Толстой). Автор же выступает здесь, как писал М. М. Пришвин, в роли «убедителя, заставляющего и на море, и на луну смотреть собственным личным глазом, отчего каждый, будучи личностью неповторимой, являясь в мир единственный раз, привносил бы в мировое хранилище человеческого сознания, в культуру что-нибудь от себя самого». Жизнь произведения осуществляется лишь на основе гармонии автора и читателя - такой гармонии, которая непосредственно убеждает, что «каждый человек может чувствовать себя равноценным всем другим и всякому другому» (М. Горький).

Произведение представляет собой внутреннее, взаимопроникающее единство содержания и формы. «Стихи живые сами говорят. И не о чем-то говорят, а что-то», - писал С. Я. Маршак. Действительно, очень важно осознавать это различие и не сводить содержание литературного произведения к тому, о чем в нем рассказывается. Содержание - это органическое единство отображения, осмысления и оценки действительности, причем мысли и оценки в художественных произведениях не существуют обособленно, но пронизывают изображаемые события, переживания, действия и живут только в художественном слове - единственно возможной форме воплощения данного жизненного содержания.

Предмет реальной действительности, его осмысление и оценка превращаются в содержание литературного произведения, лишь внутренне объединяясь и воплощаясь в художественной форме. Также и любое слово, любое речевое средство оказывается художественно значимым лишь тогда, когда оно перестает быть просто информацией, когда внешние по отношению к нему жизненные явления становятся его внутренним содержанием, когда слово о жизни преображается в жизнь, запечатленную в литературном произведении как словесно-художественном целом.

Из сказанного ясно, что художественная форма литературного произведения - это не просто «техника». «Что такое отделывать лирическое стихотворение... доводить форму до возможного для нее изящества? - писал Я. И. Полонский. - Это, поверьте, не что иное, как отделывать и доводить до возможного в человеческой природе изящества свое собственное, то или иное чувство... Трудиться над стихом для поэта то же, что трудиться над душою своей». Труд над осмыслением окружающей и своей собственной жизни, над «душою своей», и труд над построением литературного произведения - это для настоящего писателя не три разных вида деятельности, а единый творческий процесс.

Л. Н. Толстой хвалил стихи А. А. Фета за то, что они «роженые». А В. В. Маяковский назвал свою статью «Как делать стихи?». Мы понимаем и противоположность, и частичную справедливость этих характеристик. Если художественные произведения и «рождаются», то все же не совсем так, как рождается человек. А из статьи В. В. Маяковского даже при всех ее полемических преувеличениях все же вполне ясно, что стихи «делают» совсем не так, как делают вещи на конвейерном, поточном производстве. В литературном произведении всегда существует это противоречие организованности («сделанности») и органичности («рожденности»), а высочайшие художественные достижения характеризуются особо гармоническим его разрешением. Вспомним, например, стихотворение А. С. Пушкина «Я вас любил: любовь еще, быть может...», четкое построение которого становится совершенно естественным выражением высокого человеческого чувства - самоотверженной любви.

Искусственно созданное словесно-художественное высказывание преображается в органически жизненное целое, каждый элемент которого необходим, незаменим и жизненно значим. И понять, что перед нами художественное произведение, - это прежде всего значит понять и почувствовать, что оно может быть только таким, как оно есть: и в целом, и в каждой своей частице.

Жизнь, содержащаяся внутри произведения, как малая вселенная, отражает и проявляет в себе вселенную, полноту человеческой жизни, всю целостность бытия. И встреча автора и читателя в художественном мире литературного произведения становится поэтому ничем не заменимой формой приобщения к этому большому миру, воспитания подлинной человечности, формирования целостной, всесторонне развитой личности.

Литературное произведение - явление, многоаспектное и целостностное. Целостность художественного произведения – это отнюдь не внутренняя однородность (=гомогенностиь–когда любой произвольно взятый фрагмент этого «тела» по своей структуре абсолютно идентичен любому другому и всему телу в целом). Ц елостность литературного произведения не является и простой суммой входящих в него элементов. Ближайшей аналогией целостности литературного произведения является целостность биологического организма, или органическая целостность (части такого целого могут существовать только в совокупности с другими частями ). Литературное произведение – это духовный организм и продукт творчества. Аспекты литературного произведения описываются в науке в системе соотносимых понятий (содержание и форма, сюжет и повествование, автор, герой и читатель, композиция, мотив и т.д). Как речевая вещь литературное произведение структурировано, то есть в нем можно выделить части: в эпическом произведении можно выделить песни (если речь идет об эпической поэме) или главы (если речь идет о романе), в драматическом произведении это акты, действия и мизансцены, в лирическом – строфы и строки (стихи).Текст – это связный знаковый комплекс (в качестве знаков - слова естественного языка). Слово «текст» первоначально обозначало ткань, образованную сплетением волокон. Важное свойство текста – его зафиксированность и внутренняя связность. Литературное произведение – текст, тк основополагающие признаки текстуальности – внутренняя связность и фиксированность сказанного – обязательное условие существования литературного произведения. Н о поставить знак равенства между понятиями «текст» и «литературное произведение» нельзя =понятие литературного произведения несводимо к понятию текста . Разницу между произведением и текстом можно обнаружить: Литературное произведение обладает целостностью. Литературное произведение завершено и в этом смысле принципиально не может быть продолжено (технически (текстуально) продолжить роман можно, но это будет уже другое произведение. Текст может быть полным или неполным. Так, например, обстоит дело со многими дошедшими до нас текстами произведениями античной литературы, или текст остается недописанным автором. В этих случаях мы говорим о фрагментарности текста литературного произведения. Даже фрагментарный текст может быть произведениям литературы, то есть обладать неизбыточной полнотой смысла. Текст литературного произведения существует независимо от нашего сознания как объективная речевая вещь и в этом смысле совершенно не нуждается в нашем существовании.

14 Структура литературного произведения. Внутренний мир литературного произведения. Рассказанное событие.

Во время чтения текста (набор связных слов и звуков) литературного произведения мы не видим слов (текста), а видим людей и их поступки, с этой точки зрения текст становится особого рода реальностью. Эту реальность в науке именуют по-разному: поэтическая реальность, внутренний мир литературного произведения, мир героев и т.д. Внутренний мир литературного произведения возникает именно в момент встречи нашего сознания с сознанием автора, которое запечатлено в тексте произведения и не существует нигде за пределами этой встречи. То есть он образован творческим взаимодействием сознания автора и читателя. Эта реальность не является копией какой бы то ни было иной реальности. Напр: роман Достоевского «Преступление и наказание» насыщен реалиями русской жизни 60-х годов, в нем не происходит ничего такого, что не могло бы произойти на этом культурно-историческом срезе времени. И в то же время можно отметить такие особенности устроенности этого мира, каких нельзя обнаружить в той реальности, с которой он соотнесен. Так все без исключения события, происходящие в романе Достоевского, так или иначе соотнесены с судьбой его главного героя Раскольникова. Таким образом, мир романа оказывается как бы стянут к герою как его естественному центру. По выражению М.М. Бахтина, «мир литературного произведения (любого литературного произведения) всегда «оплотнен вокруг героя» . В действительности никакой человек, даже самый заметный, не может стать ее центром по той простой причине, что эта действительность в принципе не может иметь никакого центра.)

Художественная реальность – это условная упорядоченная реальность, живущая по своим особым автономным законам и обладающая своей особой, внутренней мерой достоверности. Поэтому художественные миры непроницаемы друг для друга и не могут служить мерой друг для друга. То, что достоверно для одного мира, оказывается недостоверным для другого художественного мира (например, для герои художественного мира Тургеневане могут вести себя так, как ведут герои Достоевского). События, происходящие в мире литературного произведения, вступают между собой в отношения, которые свойственны только этому миру. Так обстоит дело с причинно-следственными связями. Например, роман Толстого «Война и мир». Его герой Кутузов, так же, как его исторический прототип, фельдмаршал князь Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов, умирает вскоре после того, как русские войска очистили от французов территорию Российской империи. Историческая правда здесь как будто бы соблюдена. точки зрения естественнонаучной картины мира смерть Кутузова и окончание войны 1812 года не связаны никак: он мог умереть раньше, мог умереть позже. Однако в художественном мире романа Толстого эти события оказываются связанными как причина и следствие: «Представителю русского народа, после того как враг был уничтожен, Россия освобождена и поставлена на высшую степень своей славы, русскому человеку как русскому, делать больше было нечего. Представителю народной войны ничего не оставалось, кроме смерти. И он умер». Любой биограф Кутузова мог бы уличить Толстого в массе неточностей (что в свое время и делалось). Но Толстой писал не биографию Кутузова и не историю войны 1812 года, а роман, и Кутузов в нем такой же персонаж, как, скажем, Андрей Болконский или Пьер Безухов. И живет он по тем же законам художественного вымысла, по которым живут другие персонажи, и быть он может только таким, каким его изобразил Толстой. Художественная реальность это реальность, обладающая событийной полнотой: в ней нет места случайности. Событие, которым является художественное произведение, есть событие особого рода. Это не жизненно-практическое событие, а эстетическое событие. Текст литературного произведения и мир литературного произведения - это два разных аспекта существования литературного произведения как целого. Те отношения, которые и образуют собой мир литературного произведения, выражены текстом литературного произведения. Пример: в тексте «Классического балета», противостояние «грубого» слова и условных поэтических формул, позволяет нам понять устройство поэтического мира этого стихотворения и характер совершающегося в нем события, гармонизации исходного противоречия, несовместимости мира поэзии и мира прозы, искусства и жизни. Рассказанное событие - то, о котором рассказывается в произведении. Участниками этого события являются изображенные в нем люди (герой и персонажи второго плана).

15 Структура литературного произведения. Литературное произведение как событие рассказывания. Понятие автора.

Литературное произведение есть событие самого рассказывания (=процесс рассказывания). Герой литературного произведения не является участником этого события, события рассказывания. Он является участником рассказанного события. То, что с нашей точки зрения является рассказом, для него есть самая что ни на есть серьезная реальность, в которой он ставит и решает жизненные задачи, борется с врагами, влюбляется и разочаровывается, осмысляет свои собственные поступки и т.д. Участниками события рассказывания являются: те, кто рассказывает=субъект рассказывания . В зависимости от статуса этот субъект может быть обозначен такими терминами как: повествователь, рассказчик, вторичный автор=образ автора. И его адресат=читатель =к кому обращена речь субъекта рассказывания. Читатель может быть текстуально выражен=образ читателя. Например, в «Евгении Онегине»: «Друзья «Людмилы и Руслана» / С героем моего романа \ Без предисловий, в тот же час \Позвольте познакомить вас». И может только подразумеваться. Между субъектом повествования и автором этого художественного произведения, образом читателя и исторически-реальными лицами, для которых создаётся литературное произведение - разница такая же, как между реальным прототипом литературного героя (если он имеется) и самим литературным героем. Отдельно следует рассмотреть случаи, когда повествующее лицо как бы присутствует в мире героев , то есть в изображенном событии. Например, роман «Евгений Онегин». Там, субъект повествования представляет себя нам то как автор воображаемого мира героев: «С героем моего романа …», то другом Онегина, который в качестве друга не может быть героем романа: «Онегин, добрый мой приятель, и т.д.», «Условий света свергнув бремя \ как он устав от суеты \ Я подружился с ним в то время \ Мне нравились его черты…». Но формально пребывая внутри художественного мира романа, это лицо не является участником изображенных в нем событий. Другой случай - широко распространенный в литературе тип повествования от первого лица .

Напр: «Капитанская дочка». Гринев рассказывает о событиях, активным участником которых (героем) он сам и является. Но между Гриневым-повествователем и Гриневым-героем, как и в случае с «Онегиным» устанавливается граница, но другая – временная, рассказчик смотрит на самого себя со стороны=они не равны друг другу, перед нами в сущности два разных лица , разделенных временем и жизненным опытом. Художественный мир литературного произведения предстает - две нераздельные, но и неслиянные реальности = как рассказ о событии и одновременно событие рассказывания . Фактором, объединяющим эти события, является автор-творец, или первичный автор. Первичный автор – это субъект эстетической деятельности, это творческая воля , = то/те, кто создаёт худож-ое произв-ие существование этой воли удостоверяет единство творческой установки, обнаруживаемой в тексте литературного произведения. За этим единством чаще всего стоит реальная человеческая личность, но может и не стоять, например, автор как единая творческая установка, присутствует в фольклорных произведениях, но у фольклорного произведения нет индивидуального автора-человека – оно плод коллективного творчества многих людей при сохранении единой творческой установки , а может стоять несколько реальных людей. Пример соавторство, когда за единой творческой волей создавшей романы «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок» стоят два разных человека - Ильф и Петров. Материал жизни автора-творца (события, взгляды, мнения, переживания и т.д.) могут войти в мир художественного произведения тогда мы с автобиографическим героем (Константин Левин, например, в «Анне Карениной») или автобиографической прозой в целом, например автобиографические трилогии Толстого или М. Горького. Иногда все произведение в целом может представлять собой такой материал, например, переживание этого человека,напр. в лирике, и тогда мы имеем дело с лирическим героем. «Исторически достоверный» автор пребывает вне мира литературного произведения , первичный автор, по выражению М.М. Бахтина он находится на касательной по отношению к изображенному им миру. Вторичный автор (образ автора) пребывает вне мира героев и не является героем (герой – это тот, кто совершает поступки, а вторичный автор рассказывает о них), не участвует в рассказанном событии , является участником=организатором события рассказывания . Он находится на границе, разделяющей и одновременно соединяющей два аспекта художественного мира литературного произведения: рассказанное событие и событие рассказа.

Литературный жанр - это группа литературных произведений, имеющая общие исторические тенденции развития и объединённая совокупностью свойств по своему содержанию и форме. Иногда этот термин путают с понятиями «вид» «форма». На сегодняшний день нет единой чёткой классификации жанров. Литературные произведения подразделяются по определённому количеству характерных признаков.

История формирования жанров

Первая систематизация литературных жанров была представлена Аристотелем в его «Поэтике». Благодаря этому труду стало складываться впечатление, что литературный жанр – это закономерная стабильная система, которая требует от автора полного соответствия принципам и канонам определённого жанра. Со временем это привело к формированию ряда поэтик, строго предписывающих авторам, как именно они должны писать трагедию, оду или комедию. Долгие годы эти требования оставались незыблемыми.

Решительные изменения в системе литературных жанров начались лишь к концу XVIII века.

В то же время литературные произведения, направленные на художественный поиск , в своих попытках максимально отдалиться от жанровых разделений, постепенно приходили к появлению новых уникальных для литературы явлений.

Какие литературные жанры существуют

Чтобы понять, как определить жанр произведения, необходимо ознакомиться с существующими классификациями и характерными чертами каждого из них.

Ниже приведена примерная таблица для определения вида существующих литературных жанров

по родам эпические басня , былина, баллада, миф, новелла, повесть, рассказ, роман, сказка, фэнтези, эпопея
лирические ода, послание, стансы, элегия, эпиграмма
лиро-эпические баллада, поэма
драматические драма, комедия, трагедия
по содержанию комедия фарс, водевиль, интермедия, скетч, пародия, комедия положений, комедия загадок
трагедия
драма
по форме видения новелла повесть эпос рассказ анекдот роман ода эпопея пьеса эссе скетч

Разделение жанров по содержанию

Классификация литературных направлений на основе содержания включает в себя комедию, трагедию и драму.

Комедия – разновидность литературы , которая предусматривает юмористический подход. Разновидностями комического направления являются:

Различают также комедию характеров и комедию положений. В первом случае источником юмористического содержания являются внутренние черты действующих лиц, их пороки или недостатки. Во втором случае комичность проявляется в сложившихся обстоятельствах и ситуациях.

Трагедия - драматургический жанр с обязательной катастрофичностью развязки, противоположность жанру комедии. Обычно трагедия отражает наиболее глубокие конфликты и противоречия. Сюжет носит максимально напряжённый характер. В некоторых случаях трагедии пишутся в стихотворной форме.

Драма – особый вид художественной литературы , где происходящие события передаются не через их прямое описание, а через монологи или диалоги действующих лиц. Драма как литературное явление существовала у многих народов даже на уровне произведений фольклора. Изначально в греческом языке этот термин означал печальное событие, поражающее одного конкретного человека. Впоследствии драма стала представлять собой более широкий спектр произведений.

Наиболее известные прозаические жанры

К разряду прозаических жанров относятся литературные произведения различного объёма, выполненные в прозе.

Роман

Роман – прозаический литературный жанр, который подразумевает развёрнутое повествование о судьбе героев и определённых критических периодов их жизни. Название этого жанра берёт своё начало в XII веке, когда зарождались рыцарские истории «на народном романском языке» как противоположность латинской историографии. Сюжетной разновидностью романа стала считаться новелла. В конце XIX - начале XX века в литературе появились такие понятия, как детективный роман, женский роман, фантастический роман.

Новелла

Новелла – разновидность прозаического жанра. Рождению её послужил знаменитый сборник «Декамерон» Джованни Боккаччо . Впоследствии было выпущено несколько сборников по образцу «Декамерона».

Эпоха романтизма внесла в жанр новеллы элементы мистицизма и фантасмагоричности - примерами могут служить произведения Гофмана, Эдгара Аллана По. С другой стороны, произведения Проспера Мериме несли в себе черты реалистических рассказов.

Новелла как короткий рассказ с острым сюжетом стала характерным жанром для американской литературы.

Характерными чертами новеллы являются:

  1. Максимальная краткость изложения.
  2. Острота и даже парадоксальность сюжета.
  3. Нейтральность стиля.
  4. Отсутствие описательности и психологизма в изложении.
  5. Неожиданная развязка, всегда содержащая необычайный поворот событий.

Повесть

Повестью называется проза относительно небольшого объёма. Сюжет повести, как правило, носит характер воспроизведения естественных событий жизни. Обычно повесть раскрывает судьбу и личность героя на фоне происходящих событий. Классический пример - «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» А.С. Пушкина .

Рассказ

Рассказом называется малая форма прозаического произведения, которая берёт своё начало у фольклорных жанров – притч и сказок. Некоторые специалисты-литературоведы в качестве разновидности жанра рассматривают очерк, эссе и новеллу . Обычно рассказ характеризуется небольшим объёмом, одной сюжетной линией и малым количеством персонажей. Рассказы характерны для литературных произведений XX века.

Пьеса

Пьесой называется драматическое произведение, которое создаётся с целью последующей театральной постановки.

В структуру пьесы обычно включаются фразы действующих лиц и авторские ремарки, описывающие окружающую обстановку или действия героев. В начале пьесы всегда имеется список действующих лиц с кратким описанием их внешности, возраста, характера и пр.

Вся пьеса делится на большие части - акты или действия. Каждое действие, в свою очередь, подразделяется на более мелкие элементы – сцены, эпизоды, картины.

Большую известность в мировом искусстве завоевали пьесы Ж.Б. Мольера («Тартюф», «Мнимый больной») Б.Шоу («Поживём- увидим»), Б.Брехта.(«Добрый человек из Сезуана», «Трёхгрошовая опера»).

Описание и примеры отдельных жанров

Рассмотрим наиболее распространённые и значимые для мировой культуры примеры литературных жанров.

Поэма

Поэма представляет собой крупное стихотворное произведение, имеющее лирический сюжет или описывающее последовательность событий. Исторически поэма «родилась» из эпопеи

В свою очередь, поэма может иметь много жанровых разновидностей:

  1. Дидактическая.
  2. Героическая.
  3. Бурлескная,
  4. Сатирическая.
  5. Ироническая.
  6. Романтическая.
  7. Лирико-драматическая.

Изначально ведущими темами для создания поэм выступали всемирно-исторические или важные религиозные события и темы. Примером такой поэмы может быть «Энеида» Вергилия , «Божественная комедия» Данте, «Освобождённый Иерусалим» Т. Тассо, «Потерянный рай» Дж. Мильтона, «Генриада» Вольтера и пр.

Одновременно развивалась и романтическая поэма - «Витязь в барсовой шкуре» Шота Руставели, «Неистовый Роланд» Л. Ариосто. Такая разновидность поэмы в определённой степени перекликается с традицией средневековых рыцарских романов.

С течением времени на первое место стала выдвигаться нравственно-философская и социальная тематика («Паломничество Чайльд Гарольда» Дж. Байрона, «Демон» М. Ю. Лермонтова).

В XIX-XX веках поэма все более начинает приобретать реалистический характер («Мороз, Красный нос», «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасова, «Василий Тёркин» А. Т. Твардовского).

Эпос

Под эпосом принято понимать совокупность произведений, которые объединены общей эпохой, национальной принадлежностью, тематикой.

Возникновение каждого эпоса обусловлено определёнными историческими обстоятельствами. Как правило, эпос претендует на объективность и достоверность изложения событий.

Видения

Этот своеобразный повествовательный жанр, когда сюжет излагается от лица , якобы переживающего сновидение, летаргию или галлюцинацию.

  1. Уже в эпоху античности под видом реальных видений стали описываться вымышленные события в форме видений. Авторами первых видений были Цицерон, Плутарх, Платон.
  2. В Средние века жанр стал набирать обороты популярности, достигнув своих вершин у Данте в его «Божественной комедии», которая по своей форме представляет развёрнутое видение.
  3. Некоторое время видения были неотъемлемой частью церковной литературы большинства стран Европы. Редакторами таких видений всегда были представители духовенства, получив, таким образом, возможность выражать свои личные взгляды якобы от имени высших сил.
  4. Со временем в форму видений было вложено новое остросоциальное сатирическое содержание («Видении о Петре-пахаре» Ленглэнда,).

В более современной литературе жанр видений стал использоваться для введения элементов фантастики.