Что мы знаем о нашем прошлом или версии краеведа. Что мы знаем о прошлом? К этимологическим изыскам добавлю свои собственные

Откуда мы знаем о прошлом

Все, что содержит в себе информацию о минувшей жизни человека, называется историческими источниками. Это очень точное понятие. Из источников, как известно, текут ручьи и речки, образуются реки и озера. Из исторических источников текут реки знаний, но из маленьких источников – только небольшие ручейки знаний. Сливаясь друг с другом, они образуют поток, черпая из которого, мы, естественно, обнаружим в нем только то, что ему дали образовавшие его источники.

Самый крупный источник знаний о русском средневековье – летопись, а для истории Новгорода – Новгородские летописи. Древнейшая из дошедших до пас написана в XIII-XIV вв., но она повествует и о более ранней эпохе. Источники самой летописи разнообразны. Ее составители пользовались записями своих предшественников, но не пренебрегали и легендами. Рассказывая о временах им близких, летописцы бывали точны, а повествуя о той старине, которая была седой и для них, целиком зависели от точности или неточности использованных ими материалов. Иными словами, летописный рассказ требует постоянной проверки. Такую проверку возможно делать, сравнивая между собой рассказы разных летописей об одном и том же событии. Если эти рассказы совпадают, по-видимому, им можно верить. По ведь бывает и так, что разные летописцы пользуются одним общим источником, лишь пересказывая его всякий раз своими словами. При таком допущении проверить правильность летописного сообщения можно, лишь обратившись уже не к летописи, а к другому источнику, существовавшему самостоятельно, совершенно независимо от летописи. Чаще всего исследователи умеют находить доказательства правильности или неправильности летописного сообщения. Однако у летописей имеется и другой существенный недостаток.

Разумеется, летописи вмещают колоссальное количество необходимых историку сведений. Если бы мы не знали летописей, у нас вообще не было бы сколько-нибудь систематических знаний истории русского средневековья. Но летопись содержит далеко не все, что нужно знать современному историку в первую очередь. Летописец всегда тяготел к необычному. Он стремился писать о том, что выходило за рамки.повседневности. Его интересовали поенные походы и победы, объявления войны и заключения мира, избрание и изгнание князей, смена епископов, строительство церквей. Он охотно рассказывал о поражающих его воображение солнечных и лунных затмениях, появлении комет и падении метеоритов. Своим трагическим пером он живописал страшные эпидемии и массовые голодные смерти от неурожаев. Но он не записывал то, что казалось ему общеизвестным. Зачем говорить о вещах, хорошо известных отцу, деду и прадеду? Медленные процессы общественного развития, которые становятся видны на значительном удалении, ускользали от его внимания потому, что вблизи явления, развивающиеся неспешно, представляются неподвижными. Когда нужно было сказать о том, что его современникам было общеизвестно, летописец ссылался на «старину и пошлину», т. е. на то, как было раньше или же было всегда. Вот пример такой ссылки на старину.

В Новгороде князья не наследовали свою власть от отца, а приглашались по вечевому решению. Между новым князем и республиканским Новгородом всякий раз заключался договор, в котором точно оговаривалось, что князь имеет право делать, а чего не имеет, поскольку, в отличие от других городов, в Новгороде он не был центральной фигурой власти. Такие договоры частично дошли до нас, но самый ранний относится только к середине XIII в. Казалось бы, прочитав подобный договор, легко определить место князя в системе управления Новгородом, но историки до сих пор по-разному определяют это место. И только потому, что самое главное в договорах скрыто понятной для современников, но туманной для нас формулой: «Целуй, княже, крест на чем отец твой целовал и дед и прадед», т. е. «Клянись, что ты будешь княжить на тех лее условиях, что твои предки». Сами эти условия в договорах не. повторялись. Они тогда были общеизвестны и назывались «Правдой Ярослава». Но возникли-то они в первой половине XI в., когда систематического летописания еще не было, а в летопись проникло только известие том, что в награду за помощь на войне Ярослав Мудрый дал новгородцам «Правду и Устав», т. е. закон, в котором князь вынужден был поступиться своей власти в пользу новгородского боярства. В чем конкретно состояло это ограничение власти, летописец так и не счел нужным рассказать.

Сообщая о голодных годах, летописец называет, например, высокие цены на хлеб, но какими были эти цены в обычных условиях, мы из летописи не узнаем. Материальные богатства Новгорода из века в век создавались крестьянами и ремесленниками, но в летописи нет сведений о том, как крестьянин пользовался землей, в каких отношениях он находился с землевладельцем, как развивались технические навыки ремесленников, откуда они брали сырье для своих изделий, как они продавали их, каким был их заработок. Упоминая множество боярских имен, летописец не дает представления о величине земельных владений бояр. Более того, еще недавно историки, хорошо знавшие летопись, считали, что бояре и купцы – одно и то же.

Новгород прославлен многими сохранившимися до сегодняшнего дня шедеврами архитектуры и живописи, сделавшими его местом паломничества туристов буквально изо всех стран мира. Но из летописи знаем только, что собор Юрьева монастыря в том числе XII в. был построен мастером Петром, а фрески конца XIV в. в церкви Спаса на Ильине улице написаны великим художником Феофаном Греком. Имена творцов других прекрасных зданий, фресок и икон не запечатлены летописцем. Можно было бы конечно приводить подобные примеры, говорящие о том, что современный историк, стремящийся представить себе по возможности полную картину прошлого, слишком многого не найдет в летописи.

Если летопись при всех ее умолчаниях остается рекой знаний, то другие источники, сливающиеся с ней, можно уподобить небольшим речкам и ручьям. Они несут в себе чаще всего чистую, незамутненную воду, будучи по существу первоисточниками знания, но знания, всякий раз предельно ограниченного самими особенностями источника.

Возьмем в качестве примера писцовые книги. В конце XV в., вскоре после присоединения Новгорода к Москве, московский великий князь Иван III, чтобы окончательно ликвидировать стремление новгородцев к независимости, переселил всех крупных местных землевладельцев в московские города, а их земли отдал переселенным в Новгород москвичам. После этого были составлены писцовые книги, в которых переписаны все новгородские сельскохозяйственные угодья с указанием и новых и старых их владельцев, с цифрами доходности и определением налога с каждого владения в пользу великого князя. Эти книги дошли до нас, но, к сожалению, не в полном виде. Очевидна колоссальная ценность этого источника, по которому можно изучить всю систему землевладения и землепользования, а также самый состав землевладельцев – от богатейших бояр до земцев, собственноручно пахавших свои участки или убиравших с них сено. По писцовым книгам можно даже подсчитать численность деревенского населения в разных районах Новгородской земли и составить детальнейшую карту ее населенных пунктов, подавляющее большинство которых состояло из одного или двух дворов. Все эти сведения, взятые когда-то на месте, а не из вторых рук, прекрасно дополнят летопись, но коснутся только узкого периода конца XV в.

Особый источник составляют акты – официальные грамоты, исходящие от верховной власти или ее органов или утвержденные ими. К их числу относится государственные договоры Новгорода с русскими князьями и иноземными государствами, некоторые вечевые решения, а также документы, утверждающие куплю и продажу, передачу в дар или и наследство крупной собственности. До нас дошли и подлинные акты, и – чаще – копии с них, сделанные в XVI-XVII вв. Но сохранившиеся документы составляют ничтожную долю процента по сравнению с тем, сколько их существовало в древности. От X и XI столетий нет ни одного такого акта, от XII в. их известно всего лишь восемь (из них только два подлинных). С каждым следующим столетием число актов увеличивается, однако остается бесконечно малым. Многие тысячи актов, хранившихся в домах горожан, истреблены частыми в деревянном городе пожарами, а те, которые хранились в государственных архивах, погибли вместе с архивами.

В Новгороде, в частности, громадный архив официальных документов существовал с конца XI до XVI в. в княжеской резиденции на Городище. Вероятно, в опричнину Ивана Грозного архив был ликвидирован, а хранившиеся в нем документы выброшены в снег. Документы сгнили. Потом, уже в конце XVIII в. на этом месте был вырыт канал, и земля из него образовала насыпи по его берегам. Но от архива в этих насыпях остались многочисленные свинцовые печати, только малая часть которых собрана и собирается каждый год после разлива Волхова или после сильных дождей на прибрежных отмелях, а большинство смыто паводками на илистое дно реки. Но даже то, что случайно уцелело, дает возможность сделать интересные сопоставления. Если нам известно лишь восемь актов древнейшего (до середины XIII в.) периода, то печатей того же времени только на Городище найдено уже свыше 700. А сколько не найдено? Случайные обстоятельства сохранили случайное число актов, отразивших разные по своим масштабам разрозненные события прошлого. Каждый сохранившийся акт – историческая драгоценность, рассматривая которую мы соприкасаемся с подлинной частицей ушедшей действительности, но частица всегда остается частицей. Выше уже был приведен пример, как важнейшее для историка содержание акта может быть скрыто ссылками на установившийся обычай, известный всем прежде, но не известный нам теперь.

Официальные документы всегда писались по установленной форме. Изменение привычной формы связывается с переменами политической обстановки, с важными шагами общественного развития, но, если летопись этих шагов не отметила, а сохранившиеся акты разделены большими промежутками времени, как обнаружить дату таких перемен? Древнейший дошедший до нас договор Новгорода с князем датируется 1264 г. В нем, в частности, говорится о том, что князь не имеет права владеть землей на большей части новгородских владений, где бояре ревниво оберегали свои земельные богатства. К 1137 г. относится другой документ – грамота новгородского князя Святослава Ольговича, из которой видно, что при этом князе подобного ограничения еще не существовало. Между 1137 и 1264 гг. прошло свыше столетия, но к какому году относится установление отмеченного ограничения, продержавшегося до конца новгородской независимости, и результатом каких событий оно явилось, пока установить не удается: не сохранилось ни одного полезного для таких наблюдений документа второй половины XII и первой половины XIII в.

Факты исторической действительности отражались в литературных произведениях прошлого, и, тщательно отделяя их от вымысла, можно дополнить летописный рассказ живыми красками бытовых зарисовок, которые можно найти, например, в церковных житиях. Эти рассказы повествуют о людях, причисленных церковью к лику святых за их особую роль в укреплении христианской религии. Однако в большинстве случаев жития оставлялись не раньше XVI в. и их авторы живописуют не прошлое, а лишь свое представление о нем.

Ценнейшим источником знания являются своды шпонов Древней Руси, начиная с «Русской правды». Исследование этих сводов дает очень много для понимания классовых взаимоотношений и истории русского права, а сравнение древнейших кодексов с памятниками более позднего времени, например XV в., позволяет наблюдать самый процесс общественного развития, в том числе и возникновение новых групп зависимого от феодалов населения. Пои этот источник, существенно дополняющий летописи, показывает былую действительность только под определенным углом зрения и далеко не полно.

Все эти и некоторые другие источники постепенно с опирались и сопоставлялись историками начиная с: VIII в. Они позволили установить многие факты и обстоятельства новгородской истории, но даже взятые вместе эти источники не дают ответа на сотни крупных и мелких вопросов, волновавших исследователей.

Из книги Русская Атлантида автора

Глава 3 ОТКУДА МЫ ВСЕ ЭТО ЗНАЕМ? Жилье археолога - палатка. Еда археолога - консервы. Орудие археолога - лопата. Радость археолога - пожар. Счастье археолога - помойка. Мечта археолога - могила. Студенческие «Заповеди

Из книги Русская Атлантида автора Буровский Андрей Михайлович

Глава 3. ОТКУДА МЫ ВСЕ ЭТО ЗНАЕМ? 23. Полное собрание русских летописей. Западно-русские летописи. СПБ., 1907. Т. 17.24. Тихомиров М. Н. Источниковедение истории СССР с древнейших времен до конца XVIII века. М., 1940. Т. 1.Пресняков А. Е. Лекции по русской истории. Западная Русь и

Из книги Русь арийская [Наследие предков. Забытые боги славян] автора Белов Александр Иванович

Упыри в прошлом и настоящем В связи с амбивалентным статусом мертвецов в обществе людей утвердилось двоякое к ним отношение. С одной стороны, умершего предка почитали как благодетеля, наделенного мистическими способностями, впустившего в бренный мир чреду своих

Из книги Русская Атлантида. Невымышленная история Руси автора Буровский Андрей Михайлович

Глава 4 ОТКУДА МЫ ВСЕ ЭТО ЗНАЕМ? Жилье археолога - палатка. Еда археолога - консервы. Орудие археолога - лопата. Радость археолога - пожар. Счастье археолога - помойка. Мечта археолога - могила. Студенческие «Заповеди археолога» …Узнаем, конечно же, из исторических

Из книги Кавказская война. Том 1. От древнейших времен до Ермолова автора Потто Василий Александрович

I. ГРУЗИЯ В ЕЕ ИСТОРИЧЕСКОМ ПРОШЛОМ Много есть поэзии в кровавой истории Кавказа; грузин читает ее со слезами. Она описывает веками исчисляемые бедствия, дробление царства на царства, междоусобицу между царями и князьями, восстание племен на племена и родов на роды, замки

Из книги Географические открытия автора Згурская Мария Павловна

Из книги Запрещенный Рюрик. Правда о «призвании варягов» автора Буровский Андрей Михайлович

Введение второе, в котором вводятся летописи и выясняется, откуда мы вообще что-то знаем про Рюрика Исторические источники Люди изучают историю в школе и в университете, читают исторические романы и смотрят фильмы. Некоторые люди на вопрос, откуда они взяли, что

Из книги Загадки истории. Факты. Открытия. Люди автора Згурская Мария Павловна

Что мы знаем и чего не знаем о финикийцах В древности на восточном берегу Средиземного моря жил трудолюбивый и предприимчивый народ - финикийцы. Так их именуют благодаря грекам, сами же они называли себя хананеями, а свою землю Ханааном. Финикийцы относятся к

Из книги Тайна Санкт-Петербурга. Сенсационное открытие возникновения города. К 300-летию основания автора Курляндский Виктор Владимирович

4. Это не просто воспоминание о прошлом Перед лицом угрозы космической катастрофы человек остается беспомощным животным, а человечество - сообществом примитивных организмов, если человеческая цивилизация не обладает технологиями и техническими средствами,

Из книги Кельты анфас и в профиль автора Мурадова Анна Романовна

Глава 1. Соленую воду не украдешь, или Откуда мы знаем о кельтах А вот это, - увлеченно рассказывал французский археолог с заскорузлыми руками и обветренным до красноты лицом, - мы нашли совсем недавно.На его ладони лежала фибула, искусно украшенная металлическая

Из книги Великие загадки истории автора Пернатьев Юрий

Воспоминания о прошлом Положение существенно изменилось после того, как проблемой заинтересовался швейцарец Эрих фон Деникен. Талантливый по­пуляризатор написал книгу и снял нашумевший фильм «Воспо­минания о будущем», рассчитанный на широкую аудиторию, пос­ле чего

Из книги История человечества. Запад автора Згурская Мария Павловна

Что мы знаем и чего не знаем о финикийцах В древности на восточном берегу Средиземного моря жил трудолюбивый и предприимчивый народ – финикийцы. Так их именуют благодаря грекам, сами же они называли себя хананеями, а свою землю Ханааном. Финикийцы относятся к

Из книги Московская Русь: от Средневековья к Новому времени автора Беляев Леонид Андреевич

Откуда мы знаем о Смуте? В XVI в. еще создавали большие летописные своды, но ведение постоянной летописи постепенно сходило на нет. Ей на смену пришли новые источники, в эпоху Смуты особенно многочисленные. Побывавшие в России иностранцы (правители, как Марина Мнишек и

I. НАУКА О ПРОШЛОМ И ЕЕ ЗАДАЧИ

Чем дальше мы удаляемся от своих истоков, тем все труднее и труднее понять их, установить: кто мы и откуда пошли наши предки, почему наша малая родина носит те названия, которые вписаны в наши паспорта и, которые, зачастую, ничего не говорят нам. А между тем, не зная этого не возможно быть подлинными патриотами малой родины, да и всей нашей Отчизны.

Так о чем же пойдет речь? О территории на северо-западе нынешней Московской области, известной как муниципальное образование «Лотошинский район», ее истории.

В качестве отправной точки возьмем, размещенную на официальном сайте администрации Лотошинского района информацию «История Лотошино с 1478 по 1990», в которой утверждается, что «Лотошинская земля – древняя земля. Многие тысячелетия назад здесь жили люди. Об этом свидетельствуют найденные … изделия людей каменного века. В те годы Лотошино еще не существовало и такого понятия как «земля Лотошинская» не было. Судьба жителей этой территории была связана с теми событиями, которые происходили в соседнем Волоке-Ламском, во владения, которого входили, видимо, и эти земли. Лишь позднее, в середине ХV века та территория, которую сейчас занимает район, принадлежала частично Московскому, частично Тверскому княжествам. И лишь после покорения Твери эти земли отошли к Москве. … После присоединения Твери к Москве, его Старицкий уезд, куда входило Лотошино и Микулино, тоже стало Московскими владениями.» Кроме того, в размещенной на официальном сайте администрации Лотошинского района информации «Летопись основных исторических событий п. Лотошино» указано, что «1478 – Впервые упомянуто с. Лотошино 1485 – Лотошино стало дворцовым великокняжеским селом». Также, используя в качестве своеобразного обоснования со ссылкой на писцовые московские книги за 1581 г., в вышеупомянуто информации «История Лотошино с 1478 по 1990», утверждается, что «само название «Лотошино» произошло от слова «лотошить» - торговать с лотка»

Очевидно, вдумчивый и внимательный читатель подметил некоторые, мягко говоря, «нестыковки».

Первая – что за люди, какого роду-племени, жили на Лотошинской древней земле?

Вторая - если на территории еще в каменном век жили люди, то где, в каких по-современному говоря, населенных пунктах они и их потомки до второй половины ХV в. (первого упоминания Лотошино) жили? А то, что они жили весь вышеуказанный период, подтверждает ссылка на события, «которые происходили в соседнем Волоке-Ламском, во владения, которого входили, видимо, и эти земли.»

Третья – что это за события «которые происходили в соседнем Волоке-Ламском», с которыми связана судьба древних жителей нынешнего Лотошинского района? .

Четвертое – если с. Лотошино впервые упомянуто в 1478 г., значит к данному году село уже носило название Лотошино, так почему же в качестве обоснования названия используется ссылка из источника более чем на сто лет позднее - на 1581 г.?

Пятое - почему кроме Лотошино упоминается и Микулино?

Итак, прежде чем автор попытается дать ответы на эти, да и на ряд возникающих попутно вопросов, он еще раз напоминает, что это зачастую догадки автора, основанные на изучении опубликованных исторических, этимологических и др. документов.

Современной исторической наукой установлено, что в первом тысячелетии до н.э. на территории Русской равнины, куда входила и входит территория нынешнего муниципального образования «Лотошинский район», проживали племена балтов, предков нынешних латышей, литовцев, эстов. Затем она была заселена финно-угорскими племенами, ассимилировавшими балтов. В IX – XI в.в. на эту территорию переселились племена кривичей и вятичей, также ассимилировавших финно-угорские племена. Граница между племенем кривичей и племенем вятичей проходила немного севернее нынешнего расположения Москвы на территории водораздела Москвы-реки и реки Клязьмы. Таким образом, территория нынешнего муниципального образования «Лотошинский район» - это территория кривичей, тесно взаимодействовавших со словенами (новгородцами).

Каждое новое вновь приходившее главным образом вдоль рек на территорию и осваивающее ее племя, встречало уже сформированные прежними «коренными» племенами названия рек и селений, которые, как утверждают ученые, практически не изменялись, или подвергались некоторым изменениям в связи с особенностью языка (диалектов) того или иного впервые пришедшего на территорию племени. В этой связи, интересны, следующие результаты анализа гидронимов Лама и Лоба (в современном написании и звучании - Лобь) – названий рек, протекающих по территории нынешнего муниципального образования «Лотошинский район». Учеными доказано их балтское происхождение: Лама – «низина, узкая долина», Лобь - «долина, русло реки».

Говоря современным языком, населенные пункты и финно-угорскими племенами и кривичами преимущественно создавались на незанятых, не освоенных их предшественниками территориях, и некоторый период существовали рядом с уже ранее имевшимися населенными пунктами. Конечно, некоторая часть пришедших расселялась и в уже ранее существовавших населенных пунктах, но это было исключением из правила.

А поскольку это так, то и названия нынешних населенных пунктов, значительная часть которых возникла на местах прежних поселений племен, тоже должны сохранить следы балтизмов, финно-угорского и славянского языков. Здесь особенно важно, что, по мнению ученых, в древности славянский язык был общим языком и для кривичей, и для вятичей, и для других славянских племен. Необходимо принять во внимание и такую характерную и общепризнанную учеными особенность: прежние названия нынешних населенных пунктов (ойконимы) определяли и устанавливали в своем содержании тип называемого объекта (городище, село и т.п.), его характеристику (например, Новошино, Татьянкино), принадлежность объекта (как вариант – Карлово, Татьянкино, Микулино, Княжьи горы), назначение объекта.

И такие языковые следы действительно есть на территории нынешнего муниципального образования «Лотошинский район». Возьмем, например, ойконим Лотошино.

Мало кому известно, что вплоть до окончания XVIII в. на географических картах нынешнее название «Лотошино» писалось как «Латашина» или «Лоташина»..

Поскольку названия населенных мест с суффиксом –ин- известны уже XI в., активно распространяются в XIII – XV в.в., и получают повсеместное применение с XVIII в., ясно, что основу названия «Латашина» («Лоташина») могут составлять слова «лат», «латаш».

Если это так, т.е. «лат» - это, говоря современным языком, национальность (в рассматриваемый исторический период, как известно, национальностей, народностей и наций в нынешнем понимании не существовало) представителя одного из балтских племен (в их состав входили наряду с ливами и др., латы); а «латаш» - видоизмененное слово «латыш». Следовательно, Латашина (Лоташина) – населенный пункт, где живут латы.

Есть и еще одна версия, перекликающаяся с вышеизложенной. «Латаш» слово, производное от глагола «латышать», т.е. картавить, шамкать, нелегко говорить. Почему не допустить, что пришедшие на заселенную не славянскими, а финно-угорскими племенами, а ранее племенами балтов, кривичи испытывали затруднения в понимании языка «аборигенов», и это и нашло свое отражение в названии данного населенного пункта, а в дальнейшем закрепилось в тверском говоре.

В этой связи нельзя не остановиться на спорном на взгляд автора утверждении о том, что «само название «Лотошино» произошло от слова «лотошить» - торговать с лотка». Как выше указывалось, написание «Лотошино» установилось после XVIII в.; поэтому, с учетом тверского говора, в его основе могли лежать слова «лоточина» или «лотошливый», которые, соответственно означают, «долинка, росточь, овраг» или «человек торопыга».

Много на территории нынешнего муниципального образования «Лотошинский район» и других языковых следов. Интересны, например, ойконимы Турово, Карлово. Как и в отношение суффикса –ин-, названия населенных мест с суффиксом –ов- известны уже XI в., активно распространяются в XIII – XV в.в., и получают повсеместное применение с XVIII в.

Относительно первого ойконима, по мнению автора, очень большая вероятность того, что название созданному населенному пункту дали кривичи, пришедшие из территории существовавшего в X – XII в.в. Турово – Пинского княжества и перенесшие на созданный населенный пункт название города – Туров. Не многочисленные случаи транстопонимизации (переноса старого названия на новое место) известны и признаны учеными.

Вместе с тем имеет право на существование и версия о том, что данное название имеет более древнее происхождение, и обозначает место, где в лесных чащах находилось большое количество крупных животных – туров (диких крупных быков), на которых охотились наши предки.

Чем интересен ойконим Карлово, деревни, которая в настоящее время не существует на территории нынешнего муниципального образования «Лотошинский район»?

Во-первых, тем, что в этом названии отчетливо просматривается древнегерманское имя – Карл, широко распространенное в различных европейских языках (Польша, Чехия, Италия, Франция, Швеция, Финляндия, нынешние прибалтийские государства и др.)

Во-вторых, как не свойственное славянам имя попало в практически непроходимую и малонаселенную лесную местность, которой была, да и в настоящее время в значительной степени, остается территория нынешнего муниципального образования «Лотошинский район»?

Сразу напрашивается, что это сохраненное наследие балтов, т.е. древний населенный пункт, в котором жил Карл (из племени латов, ливов, эстов?). А может быть здесь несколько позднее, уже при кривичах, проживал Карл, оставивший службу в варяжской дружине (кривичи были в тесном взаимодействии с варягами) или, говоря современным языком, торговый представитель Скандинавии на этом участке пути «из варяг в греки»?

Еще одна версия основана на том, что Карл - это нарицательное имя, используемое в средневековой России в качестве общего названия приезжих из нынешней Западной Европы, обычно немцев. Понятно, что в те далекие времена практически не было людей, способных разобраться кто из иностранцев приехал из какой страны, а учитывая, что в указанный период отечественной истории по территории нынешнего муниципального образования «Лотошинский район» проходили войска и Литвы, и Польши (Смутное время), в составе которых было много наемников из разных стран Европы (кроме перечисленных выше даже из Венгрии и Швеции), некоторое время данная территория была оккупирована ими.

В пользу того, что ойконим Карлово древнего происхождения говорит и то, что от имени Карл произошло слово «король». Польша, например, была королевством, так что есть некая степень вероятности и того, что данный ойконим означает принадлежность населенного пункта «королю», или как раньше говорили «короне». Интересно, что по воспоминаниям жителей деревни на полях сооружались риги. А на древне-русском языке «рига» означала «король». Правда, со временем слово «рига» потеряло свой первоначальный смысл и приобрело новое значение.

Другая версия связана с тем, что в средневековой России имя «Карл» применялось для названия людей маленького роста (карла, карлик). Однако, она вряд ли имеет право на существование, поскольку допустить, что в данном населенном пункте жили карлики не возможно.

Вполне вероятна версия о том, что ойконим Карлово – это искаженное слово «Карела», т.е. название народности карел. Карелы в XVII в. через новгородскую землю переселялись в центральные территории Российского государства, в т.ч. размещались на части территории нынешней Тверской области. И существует некоторая степень вероятности того, что, по крайней мере один или несколько представителей данной народности, могли поселиться на территории нынешнего муниципального образования «Лотошинский район». В пользу этой версии говорит и тот факт, который сохранился в памяти жителей этой деревни: наличие во дворах риг. Рига – это молотильный сарай, крытый ток. Термин «рига» - финского, карельского происхождения.

Может быть и другая версия: ойконим Карлово означает принадлежность данного населенного пункта некому собственнику по имени Карл или по фамилии Карлов, как вариант, мелкопоместному дворянину или, например, управляющему помещичьим имением, «пожалованным» ему прежним владельцем.

Нельзя игнорировать и то, что окончание –ово- не что иное как измененные окончания –uva- и -ava-, означающие «река» и распространенные в названиях гидрономов (водных объектов) Латвии и Литвы (опять балты!) . Если это так, то Турово – это место охоты на туров (диких крупных быков) на реке, а Карлово – это место проживания некого Карла у реки или, что на взгляд автора более вероятно, - маленькая река.
В целом, ученые считают, что названия населенных пунктов оканчивающиеся на –ово- и –ино- - это ничто иное как традиционный тип названий сельских поселений.

А как же тогда ойконим Васильевское? Это название могло появиться после возникновения Москвы и, очевидно, по мере расширения территории Московского княжества, поскольку названия на –ский- (-ское-) – это типично московские по происхождению. Однако, вполне вероятно, что данный населенный пункт существовал и до указанного периода или как село Васильево, или, если допустить наличие древнерусского суффикса –ьскъ-, как Васильевьскъ/Васильевск, при этом не мало важно, по мнению автора, и то, что имя Василий имеет византийское происхождение («базилевс», что означает «царь»).

Существуют и другие версии возникновения ойконома Лотошино, их рассмотрение, как и некоторых других ойконимов, целесообразно провести одновременно с выяснением тех событий «которые происходили в соседнем Волоке-Ламском», с которыми связана судьба древних жителей нынешнего Лотошинского района.

Основополагающее значение здесь, по мнению автора, имеет тот факт, что через Волоколамск (Волок, Волок Ламский) проходил древнейший путь по водным путям из «варяг в греки». Путь из «варяг в греки» сложился, по мнению ученых, в первом тысячелетии до н.э., т.е проходил по территории нынешних муниципальных образований «Лотошинский район» и «Волоколамский район» первоначально заселенной балтами, затем финно-угорскими племенами, ассимилировавших балтов, а затем кривичами, ассимилировавших финно-угорские племена.

В этой связи еще две версии происхождения ойконима Лотошино.

Первая заключается в том, что ойконим Лотошино (вспомним его написание на географических картах до окончания XVIII в. Латашина, Лоташина) происходит от слова «латать», т.е. чинить, ставить заплату. Следовательно, Лотошино, расположенное на реке Лобь, - место, где производился ремонт древних деревянных судов, перевозивших товары по пути «из варяг в греки». А уж, лесом, в т.ч. строевыми деревьями, Лотошинская земля всегда богата!

Вторая перекликается с первой и связана с тем, что в слове Лотошино, как и в слове Новошино, можно выделить две составляющие. В первом – «лото» и «шино», во втором «ново» и «шино». Тогда, с учетом написания на географических картах до окончания XVIII в., получается, что для Лотошино исходными являются «латать» и «шина», а для Новошино – «новость» («новая») и «шина». «Шина» - это металлическая (железная) полоса, крепящаяся на обод колеса или полозья.

Таким образом, Лотошино – это населенный пункт в котором что-то ставилось на колеса или полозья, причем покрытые железом. Что же это что-то? На взгляд автора, это и есть те древние суда, которые перевозили товары по пути из «варяг в греки», их переоборудовали для перетаскивания волоком по суше. Если это так, то Новошино – новое (в отличие от старого – Лотошино) место для такого переоборудования судов.

Металлическая (железная) полоса, очевидно, использовалась для придания необходимой крепости и упругости, меньшего износа трущихся деревянных частей. Откуда же брали наши предки металл (железо)?

В этой связи нельзя не уделить внимание ойкониму Калицино. Очевидно, он образован от существительного «кал» или глагола «калить». Старославянское «кал» означает «грязь, лужа» и практически совпадает с греческим «гуща, грязь, тина» и литовским «болото, топь». Как видим, и здесь опять-таки балты! Вот и ответ на вопрос о металле (железо), поскольку как установили ученые, в древности железную руду добывали из болот.

В поддержку этой версии говорит и то, что глагол «калить» означает раскалять, сильно нагревать твердое тело в огне.

Если это так, то в древние времена вся территория от Лотошино, Новошино до Калицино – это территория, где население занималось кузнечным делом и другими ремеслами (говоря современным языком – кораблестроением, транспортными перевозками, погрузочно-разгрузочными работами и др.), т.е. Лотошино – один из ремесленных центров и балтов, и финно-угоров, и кривичей, а после возникновения княжеств – соответственно один из ремесленных центров Лотошинского, Тверского и Московского княжеств.

В этой связи понятно и происхождение ойконима Татьянкино, деревни, не существующей в настоящее время на территории нынешнего муниципального образования «Лотошинский район». «Тать» - это разбойник, вор, а суффикс –ян- имеет древнерусское происхождение. Следовательно, «Татьянкино» - населенный пункт, где находятся (укрываются) разбойники.

Кем были эти разбойники? Очевидно, они преимущественно были в соответствующие периоды и балтами, и финно-угорами, и кривичами, да и, вполне возможно, новгородцами, о которых известно, что их «ватаги» занимались разорением населенных пунктов по Волге и впадающим в нее рекам.

На кого же они нападали, кого грабили? Ответ понятен: на торговых гостей (вспомните, например, контакты кривичей с новгородцами), купцов, на их суда, перевозившие товар. Где же нападали? Очевидно, там, где легче всего – не на реке, а на суше, т.е. в местах, где проводился ремонт и переоборудование судов, - в Лотошино и Новошино.

Если это так, то тогда версии о происхождении ойконимов Карлово и Микулино получают новые подкрепления.

Варяги изначально нанимались для охраны торговых судов, караванов и путей от нападений разбойников - отсюда имя «Карл» в ойкониме Карлово и имя «Микула» в ойкониме Микулино. Очевидно, и Карлово и Микулино были местами, в которых находились вооруженные отряды варягов или возглавляемые варягами, выполняющие функции охраны проходившего по нынешней территории муниципального образования «Лотошинский район» участка торгового пути из «варяг в греки».

Позднее, во многом эти же функции выполняли Микулинское (ориентировочно XII – XV в.в.) и Лотошинское (1478 -1485 г.г.) удельные княжества, входившие в состав Тверского.

То, что это так, следует из нижеследующего. На торговом пути из «варяг в греки» между Новгородской землей и Волоком Ламским находилось Тверское княжество. Поэтому, не случайно учеными зафиксированы в новгородских договорах с князями, как приглашаемыми на княжение в сам Новгород, так и с другими, в т.ч., вполне вероятно, и с удельными князьями, княжеские обязательства по обеспечению свободного, без задержек и препонов, безопасного пути из «варяг в греки» новгородским торговым людям.

Интересно и происхождение ойконима Микулино. Данное название – результат контаминации имени Николай с именем Михаил. Кстати, имя Mikoльaj встречается в Польше XIV в. Микулино – это старинное село, которое в XIV – XV в.в. было городом (впервые упоминается в летописи 1363 г.) Микулин – центром одноименного удельного княжества. Основанным тверскими князьями, Микулинское удельное княжество после присоединения в 1485 г. Твери к Москве прекратило свое существование, а город, утративший свои, в т.ч. охранные функции, постепенно превратился в село.

В 1485 г. и Лотошино, также утратившее свои охранные функции, перешло в разряд великокняжеского (Московского) дворцового села.

Таким образом, на территории нынешнего муниципального образования «Лотошинский район» много языковых следов балтов, финно-угоров, кривичей. Кстати, характерный факт: в латышском языке и в наши дни осталось название русских кривичами (krievi), а России - Криевией (Krievija).

Итак, подводя промежуточный итог в своих краеведческих изысканиях, автор надеется, что размещенные в данной статье подготовленные им версии будут интересны заинтересованным читателям, помогут лучше узнать отечественную историю и прошлое их семей, их малой родины.

10 невероятных археологических открытий + кое-что на закуску

Идешь, на меня похожий, Глаза устремляя вниз. Я их опускала - тоже! Прохожий, остановись! Прочти - слепоты куриной И маков набрав букет, Что звали меня Мариной И сколько мне было лет. Не думай, что здесь - могила, Что я появлюсь, грозя... Я слишком сама любила Смеяться, когда нельзя! И кровь приливала к коже, И кудри мои вились... Я тоже была прохожий! Прохожий, остановись! Сорви себе стебель дикий И ягоду ему вслед, - Кладбищенской земляники Крупнее и слаще нет. Но только не стой угрюмо, Главу опустив на грудь, Легко обо мне подумай, Легко обо мне забудь. Как луч тебя освещает! Ты весь в золотой пыли... - И пусть тебя не смущает Мой голос из под земли. 3 мая 1913 Марина Цветаева

Человечество всегда было очаровано прошлым. Все мы любим порой поразмышлять о том, как жили те, кто жил на Земле до нас, наши предки. Перед вами - подборка самых значимых находок, рассказывающих о древних цивилизациях.

1. Израильские захоронения

В пещерах горы Кармель в Израиле были найдены человеческие захоронения. Удивительно то, что тела были похоронены вместе с океанскими ракушками, хотя гробницы находятся в некотором отдалении от океана. Поскольку в пустынной местности ракушки в пищу не употреблялись, остаётся предположить, что они служили в качестве ритуальных украшений.

Важность находки в том, что она рассказывает о многих ритуальных обрядах наших предков и показывает, как развивалось общество.

2. Оловянные рудники

Открытие бронзы считается существенным достижением в металлообработке. Очень немногие металлы ценны сами по себе, в природной форме - к таким относят, например, золото и серебро. Бронза же является сплавом меди и олова, и в качестве материала для орудий труда и убийства до определённого времени подходила лучше всего остального.

К сожалению, олово довольно редко встречается в Европе, однако людям издавна был известен мощный инструмент взаимодействия и получения того, в чём они нуждались - торговля. Так, греки импортировали олово из одного из немногих месторождений в Корнуэлле на территории Англии.

Археологические исследования этих рудников показали, что рудники использовались на протяжении нескольких тысяч лет. Находки бронзовых изделий, в состав которых входило это олово, найдены на Средиземноморском побережье, а значит, и в те далёкие времена народы были не так изолированы друг от друга, как мы привыкли считать.

3. Троя

До середины 19-го века считалось, что легендарный город Троя и знаменитая Троянская война - всего лишь легенды. Однако в 1871-м году археолог Генрих Шлиман, пользуясь данными из текстов Гомера «Илиада» и «Одиссея», сумел обнаружить физические останки города на холме Гиссарлык в Турции. Также исследователь обнаружил в этом месте множество сокровищ. Но важность находки даже не в сокровищах, а в том, что сказки, легенды и предания при правильном подходе могут служить вполне достоверными источниками информации.

4. Отполированные каменные инструменты

Самые древние отполированные каменные инструменты были обнаружены в Японии. Их возраст - около 30 000 лет. Предполагается, что каменные топоры играли большую роль в вырубке лесов, имевшей место в период неолита, когда люди начали осваивать сельское хозяйство.

Однако топоров было найдено очень много, и некоторые были настолько тяжёлыми и неудобными, что это позволило сделать вывод, что оружие служило не только орудием труда, но и символом социального положения. А это означает, что именно тогда произошёл огромный скачок в социальной истории человечества. Но и это не всё: позднее мужчин стали хоронить с такими топорами. В конечном итоге топор стал символом коллективной памяти общества о личности и выполнял ту же функцию, что и современные надгробия.

5. Таблички из Виндоланды

В Северной Англии найдена так называемая Стена Адриана - остатки древнего форта. Люди жили здесь во времена могущества Римской Империи. Они оставили после себя деревянные таблички с письменами, сохранившимися до наших дней. Документы уникальны тем, что это не речи императоров, а послания простых солдат и иногда даже их жён.
Например, на одной из них написано: «Как и положено честному человеку, я умоляю Ваше Величество не допустить, чтобы меня, невиновного человека, избили палками». Эти письма позволяют лучше понять жизнь солдат того времени.

6. Оксиринхские папирусы

Оксиринх был городом на юге Египта. В нём не было бы ничего особо примечательного, если бы не причуда окружающей среды. Дело в том, что в сухом пустынном климате превосходно сохранились многие вещи. Когда люди нашли город, а в нём - тексты на папирусной бумаге, они просто выбросили их на свалку, как мы выбрасываем газеты. Однако в один прекрасный день руки археологов дошли и до этой свалки, в результате чего были обнаружены редчайшие фрагменты Библии. К сожалению, только фрагменты - большинство текстов не найдено до сих пор.

7. Библиотека Ашшурбанипала

Библиотека Ашшурбанипала, также известная как библиотека Ниневии, является старейшей коллекцией поддающихся переводу текстов на нашей планете. Считается, что процветающая между реками Тигр и Ефрат цивилизация возникла одной из первых. Для управления таким государством царям Месопотамии было необходимо найти способ издания законов и записи имущества.

Вероятно, письменность в этом государстве изначально была придумана для счёта. А библиотека ассирийского царя Ашшурбанипала даёт представление о развитии письменности. Среди найденных там текстов есть и знаменитый эпос о царе Гильгамеше - история о человеке, пустившегося после смерти своего друга в странствия, чтобы найти причину, по который люди должны умирать.

8. Л’Анс-о-Медоуз

В школе нас учат тому, что Америку открыл Христофор Колумб. Однако это не совсем верно: европейцы впервые побывали в Новом Свете по крайней мере за 500 лет до его рождения.

Л’Анс-о-Медоуз в провинции Ньюфаундленд является местом поселения викингов в Америке. Существует исландская поэма - сага об Эрике - где рассказывается о североамериканском поселении Винладии. До недавенего времени поэма считалось не более чем легендой, однако в 1960-х годах поселение было обнаружено. Это открытие учит нас тому, что можно забыть всё, плоть до сведений о расположении целого континента.

9. Индская цивилизация

Если уж можно забыть о целом континенте, то почему бы не забыть и о целой цивилизации? Три величайших государства выросли рядом с реками, но если о Египте и Месопотамии сведения сохранились, то о государстве в долине реки Инд до 20-го века было почти ничего не известно.

Недавно вдоль берегов Инда были обнаружены развалины городов со следами технологий, науки и письменности. Найти их оказалось не просто, потому что река, когда-то подарившая жизнь этим городам, сама же их и уничтожила. Искусство Индской цивилизации демонстрирует значительный уровень социального равенства. Скорее всего, период перехода от тирании к демократии в этом обществе был очень коротким, и такие сведения имеют огромное значение для историков.

10. Гёбекли-Тепе

Гёбекли-Тепе - это старейшее в мире мегалитическое сооружение. Оно находится в Турции и представляет собой храмовый комплекс из огромных вертикальный камней и колонн с искусной резьбой в виде животных и абстрактных пиктограмм.

Считается, что комплекс был построен более 12 000 лет назад. Это было ещё до того, как на Ближнем Востоке начали возникать первые поселения, что говорит о высокой социальной организации строителей, а резьба на стенах - один из старейших в мире видов письменности, который пока не расшифрован. Этот памятник древнейшей архитектуры говорит о том, что люди собирались вместе и формировали сложные общества гораздо раньше, чем мы могли предположить.

Но не только олово, где ОНИ взяли чистое железо? Споры об этом идут давно. Варианты - от метеорита до пришельцев

Итак, Кутб Минар:

Башня Кутб Минар находится в Дели на территории древней индийской мечети под названием Кувват-ул-ислама, которая в свою очередь была построена мусульманскими завоевателями Индии на месте, где до этого не одно столетие стояло множество индуистских культовых сооружений.

Минарет Кутб-Минар является самым высоким кирпичным минаретом в мире. Высота башни достигает 72,5 метров, а на вершину строения ведут 379 ступеней.

Помимо башни здесь есть ещё одна, не менее занимательная достопримечательность - небольшая железная колонна, которая установлена неподалеку от минарета. Высота этого, с виду незамысловатого сооружения, всего 7,2 метра, а вес около 6 тонн.

На ней имеется санскритская стихотворная надпись, которая говорит о том, что колонна эта поставлена в эпоху царя Чандрагупты II из династии Гуптов, царствовавшего между 381 и 414 гг. н. э. Это один из самых загадочных памятников индийской культуры. Первоначально Железная колонна, посвященная богу Вишну, находилась в другом месте Индии и увенчивалась изображением мифической птицы Гаруды. Позднее мусульманские завоеватели перенесли ее во двор мечети Кувват уль-Ислам. Тогда же или ранее с колонны исчезла птица Гаруда.

Уже в наше время ученые-химики провели доскональный химический анализ материала, из которого изготовлена эта колонна. В результате было выяснено, что это состоит она из практически чистого железа (99,72%) и незначительной примесей фосфора (0,1%) и менее 0,01% примесей серы и углерода. У ученых сразу же возникли вопросы: Откуда древние индийские металлурги взяли столько чистого железа? И каким методом эта колонна была изготовлена?

Некоторые исследователи предполагают, что материалом для колонны послужил метеорит, упавший на Землю почти три тысячи лет назад.

Минарет Алай-Минар стал строить Алауддин Хильджи, собираясь его сделать в два раза выше, чем Кутб-Минар. Однако строительство было прекращено, когда конструкция достигла 24,5 метров и был построен только один ярус после смерти Алауддина.

Но именно Новгород всегда будет стоять в начале списка таких охраняемых законом городов. Неповторимые условия великолепной сохранности древних исторических остатков могли ведь наблюдаться в каком-нибудь третьестепенном центре, сохранив лишь свидетельства малозначительного, захолустного бытия его жителей. В Новгороде эти условия сочетаются с непреходящей славой одного из главнейших центров Древней Руси. И на усадьбу средневекового новгородца археологи входят не только для того, чтобы представить себе ее былого владельца в привычной для него обстановке, но прежде всего в поисках ответа на труднейшие вопросы истории Древней Гуси. Таких вопросов множество. И число их не уменьшается, а увеличивается с каждым сезоном раскопок. Решение одних проблем вызывает к жизни постановку других – больших и малых. И порой уточнение, казалось бы, маловажной детали порождает цепную реакцию переоценки давно устоявшихся мнений и пересмотра того, что представлялось давно и навсегда решенным, устоявшимся и не вызывавшим сомнений.

Все эти большие и малые вопросы оказываются лишь частями нескольких крупных проблем, имеющих важное значение для понимания больших закономерностей истории. Вот, к примеру, одна из проблем.

В средневековом Новгороде сложилась особая форма политического строя. В то время как в подавляющем большинстве других центров Руси правили князья, существовал монархический образ правления, в Новгороде в эпоху его расцвета князь не был главой государства. Верховная власть в нем принадлежала крупнейшим землевладельцам – боярам, местным аристократам, из среды которых на вече. избирались руководители государства – посадники. На вече формировались и другие органы государственного управления. И этот порядок превращал Новгородское государство в республику бояр. «Великой русской республикой средневековья» называл Новгород Карл Маркс. Почему в Новгороде сложился республиканский строй? Кто имел право участвовать в вечевом собрании? Зачем новгородцы, избирая своих руководителей, приглашали и князя со стороны, оставив за ним пусть ограниченную, но все яке важную сферу власти? Какова была сама роль этого князя? Какую роль в развитии культуры Новгорода играл республиканский строй? Что в Новгороде составляло его особенность, отличную от других русских городов? Что, наконец, в нем может быть использовано для характеристики русского средневековья в целом?

Или другой круг вопросов. Известно, что Новгород делился на пять самоуправляющихся районов – концов. В каждом из этих концов было свое вече и выборные на нем власти. Из представителей концов формировались на общегородском вече и органы верховной власти Новгорода. Но эти концы находились в сложных отношениях друг с другом. Иногда один конец выступал против другого с оружием в руках. Порой в Новгороде начиналась междоусобица, и которой несколько концов в союзе друг с другом выступали против остальных концов, и Великий мост через Волхов, соединявший обе стороны города, разъединял их, превращаясь в место боевой схватки. Такие отношения продолжались вплоть до присоединения Новгорода к Москве в 1478 г. Что такое конец? Как он возник? Как образовался столь противоречивый союз концов, т. е. сам Новгород? Не связана ли история этой административной системы ответом на главный вопрос, уже поставленный выше: почему в Новгороде сложилась республика, а по монархия?

Эти и сотни других вопросов волнуют исследователей уже давно. Но только в последние пятьдесят лет историки вооружились лопатой, оставляя на лето библиотеки и архивы. Почему же изменилось само направление поиска? Чтобы ответить на этот вопрос, надо рассказать о том, как вообще исследователи узнают о событиях прошлого.

Откуда мы знаем о прошлом

Все, что содержит в себе информацию о минувшей жизни человека, называется историческими источниками. Это очень точное понятие. Из источников, как известно, текут ручьи и речки, образуются реки и озера. Из исторических источников текут реки знаний, но из маленьких источников – только небольшие ручейки знаний. Сливаясь друг с другом, они образуют поток, черпая из которого, мы, естественно, обнаружим в нем только то, что ему дали образовавшие его источники.

Самый крупный источник знаний о русском средневековье – летопись, а для истории Новгорода – Новгородские летописи. Древнейшая из дошедших до пас написана в XIII-XIV вв., но она повествует и о более ранней эпохе. Источники самой летописи разнообразны. Ее составители пользовались записями своих предшественников, но не пренебрегали и легендами. Рассказывая о временах им близких, летописцы бывали точны, а повествуя о той старине, которая была седой и для них, целиком зависели от точности или неточности использованных ими материалов. Иными словами, летописный рассказ требует постоянной проверки. Такую проверку возможно делать, сравнивая между собой рассказы разных летописей об одном и том же событии. Если эти рассказы совпадают, по-видимому, им можно верить. По ведь бывает и так, что разные летописцы пользуются одним общим источником, лишь пересказывая его всякий раз своими словами. При таком допущении проверить правильность летописного сообщения можно, лишь обратившись уже не к летописи, а к другому источнику, существовавшему самостоятельно, совершенно независимо от летописи. Чаще всего исследователи умеют находить доказательства правильности или неправильности летописного сообщения. Однако у летописей имеется и другой существенный недостаток.

Разумеется, летописи вмещают колоссальное количество необходимых историку сведений. Если бы мы не знали летописей, у нас вообще не было бы сколько-нибудь систематических знаний истории русского средневековья. Но летопись содержит далеко не все, что нужно знать современному историку в первую очередь. Летописец всегда тяготел к необычному. Он стремился писать о том, что выходило за рамки.повседневности. Его интересовали поенные походы и победы, объявления войны и заключения мира, избрание и изгнание князей, смена епископов, строительство церквей. Он охотно рассказывал о поражающих его воображение солнечных и лунных затмениях, появлении комет и падении метеоритов. Своим трагическим пером он живописал страшные эпидемии и массовые голодные смерти от неурожаев. Но он не записывал то, что казалось ему общеизвестным. Зачем говорить о вещах, хорошо известных отцу, деду и прадеду? Медленные процессы общественного развития, которые становятся видны на значительном удалении, ускользали от его внимания потому, что вблизи явления, развивающиеся неспешно, представляются неподвижными. Когда нужно было сказать о том, что его современникам было общеизвестно, летописец ссылался на «старину и пошлину», т. е. на то, как было раньше или же было всегда. Вот пример такой ссылки на старину.

В Новгороде князья не наследовали свою власть от отца, а приглашались по вечевому решению. Между новым князем и республиканским Новгородом всякий раз заключался договор, в котором точно оговаривалось, что князь имеет право делать, а чего не имеет, поскольку, в отличие от других городов, в Новгороде он не был центральной фигурой власти. Такие договоры частично дошли до нас, но самый ранний относится только к середине XIII в. Казалось бы, прочитав подобный договор, легко определить место князя в системе управления Новгородом, но историки до сих пор по-разному определяют это место. И только потому, что самое главное в договорах скрыто понятной для современников, но туманной для нас формулой: «Целуй, княже, крест на чем отец твой целовал и дед и прадед», т. е. «Клянись, что ты будешь княжить на тех лее условиях, что твои предки». Сами эти условия в договорах не. повторялись. Они тогда были общеизвестны и назывались «Правдой Ярослава». Но возникли-то они в первой половине XI в., когда систематического летописания еще не было, а в летопись проникло только известие том, что в награду за помощь на войне Ярослав Мудрый дал новгородцам «Правду и Устав», т. е. закон, в котором князь вынужден был поступиться своей власти в пользу новгородского боярства. В чем конкретно состояло это ограничение власти, летописец так и не счел нужным рассказать.

Чем серьёзнее начинаешь изучать историю, тем больше начинаешь понимать, что в ней абсолютно всё искажено и специально перевёрнуто с ног на голову! От нас пытаются скрыть нечто, очень для нас важное, необходимое для выживания...

К вопросу о фальсификации истории и искалеченном сознании

Мои изыскания по соответствию истине официальной версии изТОРии начались с небольших наблюдений и информации, полученной в личном общении. Суть информации сводилась к утверждению, что ещё недавно на всей Земле прошла ядерная война и после этого нас оккупировали и историю переписали (в том числе этим действием сломали наше сознание).

Сама эта информация оказалась настолько шокирующей, необычной и полностью противоречащей всем нашим привычным знаниям, убеждениям и взглядам, что сразу серьёзно мной не рассматривалась. Многие из нас за свою жизнь прочитали множество книг, в том числе по истории, о Бородине, об отважных рыцарях, о Робин Гуде, о Денисе Давыдове и т.д. Многие просмотрели достаточно много научно-популярных фильмов на подобную тематику (и художественных фильмов, воспевающих подвиги героев). Некоторые посещали музеи, где выставлены кости мамонтов, орудия первобытного человека и, самое главное - свидетельства той эпохи - медные пушки, мундиры русских солдат и полководцев, оружие тех времён.

Сомнения в подлинности официальной версии истории появились у меня не сразу, а после обнаружения ряда предметов, т.н. артефактов, существование которых историки даже не пытались как-то внятно объяснить. К таким артефактам можно смело отнести мраморный саркофаг, выставленный в Историческом Музее, расположенном на Красной Площади Москвы. Этот саркофаг похож на саркофаг Алтайской принцессы, описанный в статье "Тисульская находка".


Самое интересное, что он хоть и найден якобы в другом месте, ему вроде всего две с половиной тысячи лет, но он сделан с качеством, труднодостижимом нами даже сейчас. Потом, исследуя другие неординарные объекты, например Атлантов Эрмитажа и их уровень изготовления, мне удалось предположить, что саркофаг и атланты изготовлены из геополимерного бетона.

Выходит, и 2500 лет назад, и 200 лет назад наши предки знали секрет геополимерного бетона, а мы, с нашим уровнем развития, только в конце 20 века смогли вновь открыть этот материал. И если всего 200 лет назад это был самый обычный материал, то, что произошло такого, что так резко укоротило нашу память и обеднило наши знания?

Все исследования, результаты которых были опубликованы в официальных источниках, не давали ответов на заданные вопросы, возникшие при анализе этой удивительной информации. Поэтому, на основе "технологического метода реконструкции", успешно применённого Алексеем Артемьевым и описанного им в статье "Города мастеров", был предложен метод исследования подлинности истории, на основе реконструкции технологического уровня развития общества, необходимого для изготовления артефактов и (или) сооружения мегапостроек. Ведь, зная инструмент, мы можем предположить, что им можно изготовить, а, видя изготовленный объект, определить инструмент. К примеру: если в гробнице Тутанхамона мы обнаружим современный танк Т-80 , то можем предположить, что во времена его изготовления в наличии были токарные станки, прокатные станы, развитая электронная промышленность, соизмеримые с нашим современным.

Объектами моих исследований стали мегалиты и невероятные (по значимости и красоте) здания. В результате этих исследований, описанных в статье "Город, который не могли построить", было обнаружено, что многие здания и сооружения, построенные 200-300 лет назад, например, такие как Эрмитаж, Исаакиевский и Казанский соборы, Александрийская колонна, сделаны с применением технологий, уровень которых намного превосходил уровень общества того времени, описываемого официальной историей.


Мало того, оказалось, что 200 и более лет назад многие здания, построенные в разных частях света, были построены с применением одних и тех же технологий и в одной и той же культурной традиции. Например, такие здания как: Британский музей, Белый Дом в Вашингтоне, Капитолий, менее известные церковь на вершине пирамиды в Мексике и мечеть возле Баальбека).


Строительство с применением в массовом порядке огромных колонн из монолитных пород повсеместно и одномоментно прекратилось ориентировочно на рубеже 1812-1815 годов. Про мегалиты, такие как Египетские Пирамиды, Баальбек и им подобные, современная наука вообще ничего достоверного сообщить не может или не хочет. Всё это очень напоминает сказки, рассказанные на ночь (технологии "египетских рабов"). А ведь техника изготовления мегалитов требовала уровня развития технологий, хотя бы соизмеримого с нашим. Все теории о происхождении этих объектов построены на предположении, что их построил "кто-то другой": Боги, Инопланетяне, Атланты и т.д., так как люди в этот момент якобы были дикими (неразвитыми) и не могли (точно не могли) построить такие объекты.

Такие сооружения, как Исаакиевский собор и Александровская колонна по праву могут быть приравнены к мегалитическим сооружения, так как в их конструкции применены элементы в сотни и тысячи раз превышающие по своей массе физические возможности обычного человека и требующие применения при транспортировке и обработке специализированных приспособлений с мощными приводами.

Дальнейшее исследование артефактов выявило ряд очень интересных особенностей в психологии людей. Когда мы говорим людям о таких привычных вещах, как балясина для лестницы, точёная на станке, то это никого не удивляет. Но, как только речь заходит о колоннах Исаакиевского собора - сооружениях, представляющих из себя фигуры вращения размерами с 8-9-этажный дом, - то у всех в мозгу включается некий фильтр, и люди с пеной у рта начинают доказывать, что такое изделие сделано вручную, потому, что они точно уверены, что в то время это можно было сделать только вручную! Якобы в то время машинных технологий не могло быть, потому что это был 17-18 или начало 19 века. То есть, люди просто не верят своим глазам и бездумно отрицают очевидное.


Теоретически такой объект, как колонна весом несколько десятков тонн, можно сделать вручную, если очень долго и скрупулёзно возиться. Но любое неверное движение резцом оставит глубокую царапину или скол (а сколы - неизбежны), исправить который будет очень сложно, если вообще возможно. А вот повторить за короткое время эту операцию по изготовлению 64 раза - действительно невозможно. Многие оппоненты предполагали, что колонны для Питерских Соборов были сделаны по бетонной технологии. Наличие технологических заплат на колоннах и структура материала указывает на то, что использовался именно монолитный материал.


Дальнейшие исследования артефактов Санкт-Петербурга, описанное в статье "Исторические мифы и действительность", выявило, что большинство исторических документов, описывающих время и способ строительства, при детальном рассмотрении оказалось просто фальшивками.

Результаты всех этих наблюдений и исследований не укладываются в те представления, которые нам навязала официальная историческая наука. Большинство учёных-историков строят свои заключения на основе официальной версии хронологии, не подозревая, что в основе неё лежат сфальсифицированные документы и представления.

Позднее, после проведения нескольких Конференций, к моим исследованиям подключились многие другие люди. Сообщения приходили из разных городов и от разных людей. Большое исследование провёл Алексей Артемьев. Он доказал, что на рубеже 1814-1816 годов произошло такое явление как климатический сдвиг (см. его статью "Я видел сон... Не всё в нём было сном"), факты реальных бомбардировок (статьи 1 и 2), нашёл реальные воронки от ядерных взрывов, описал их, хотя большинство таких воронок трудноразличимы с земли и видны только из космоса. На Урале, в Ижевске и других регионах обнаружено такое явление, как уничтоженный под ноль лес, и все современные леса в Европейской части страны имеют возраст не более двухсот лет. Более подробно это описано в статье А. Артемьева "Мне понятна твоя вековая печаль...".

Конечно, все эти факты по отдельности - утрата технологий, климатический сдвиг, уничтоженные леса и большое количество воронок (предположительно от ядерных взрывов) - не могут объяснить, что именно происходило на рубеже 1812-1815 годов. Но в совокупности они укладываются в наше представление о ядерной войне, о малой ядерной зиме и её последствиях.

Большинству людей эти факты сами по себе ни о чём не говорят, а тем более, не являются доказательствами. Но для умных людей они являются очень важной и интересной основой для размышлений. Ведь, если будет установлена правда и доказан факт высокотехнологичной войны в то время, то вся последующая наша история может быть представлена совсем по-другому!

Например, многие, если не все, войны и революции могут оказаться этапами постоянной борьбы наших предков за независимость: и то, что преподносится нам, как крестьянские восстания в 19 веке, и революции 1905 и 1917 годов, и Великая Отечественная война 1941-1945 гг.

Особо сообразительные с пеной у рта кинутся доказывать: что-что, но про войну 1941-1945 года мы знаем всё! Но, к большому нашему сожалению, элементарная проверка общеизвестных и общедоступных фактов с помощью калькулятора показывает, что загадок в официальной версии истории ещё больше, чем нам кажется (см. статью "О математике и исторической реальности").

К примеру, общеизвестно и якобы подтверждено документально, в Ленинграде перед войной мощность потребляемой электроэнергии составляла 1400 МВт, а в годы войны (с учётом электричества от Волховской ГЭС) - только 58 МВт. И нам так же официально говорят и даже пишут, что при такой катастрофической нехватке энергии работала вся промышленность, и даже ходили трамваи! Кроме того, нам говорят, что из окружённого Ленинграда на фронт регулярно отправлялось огромное количество свежеизготовленных вооружений и боеприпасов!

Но ведь, чтобы изготовить это оружие и боеприпасы, было необходимо завозить ещё большие количества сырья в окружённый город! Снабжать его не только энергией, но и теплом, и горюче-смазочными материалами, и продовольствием, и водой, и медикаментами, и одеждой, и другими вещами первой необходимости! И всё это необходимо было поставлять десятками или сотнями тысяч тонн ежемесячно!

Как это можно было делать, если, как утверждают военные историки, город был полностью окружён в течение трёх лет?! Никак! Если бы город действительно был окружён врагами, то ничего этого сделать было бы нельзя! Значит, где-то здесь многое было не так. Совсем не так!

И таких вопросов, даже при минимально детальном рассмотрении нашей истории, возникает по всем направлениям очень много. Надеяться на историков, лгавших нам долгие десятилетия, уже не приходится. Поэтому проводить честные, добросовестные исследования и устанавливать истину придётся нам самим!