Себестоимость транспортных перевозок. Себестоимость транспортных услуг

На самом деле это не сложно. И делать это надо обязательно. Денежки счет любят. Представьте себе перевозчика, который не в состоянии оценить плохой был для него год или хороший. Или экспедитора, который только по взмаху каких-нибудь палочек определяет стоимость перевозки. Вроде абсурд, но на практике такие люди встречаются и это не редкость. Мы такими быть не хотим и будем учиться считать нашу прибыль. Мы будем лучшие!

Наша задача:

  • научиться оценивать маршруты
  • научиться рассчитывать себестоимость грузоперевозок
  • подводить итоги работы за определенный период
  • рассчитать стоимость перевозки из пункта А в пункт Б
  • стать круче и повысить свой профессиональный навык

Теория

В теории я напишу пункты, которые попадают в расчет на больших расстояниях. Например, при оценке стоимости конкретного заказа на цену может повлиять скорость выгрузки или способ оплаты. А мы напишем только основу основ всех подсчетов. А дальше каждый для себя сам посчитает и найдет свои подходящие пункты, необходимы для более точных данных.

Основные (стандартные):
Период – Определенный промежуток времени, за который мы делаем расчет.
Пример: период 1 год. (253 рабочих дня)
Пробег — Общий (холостой пробег включен) средний пробег автотранспорта (1 единица) за период. Кто за какой период делает расчет.
Пример: пробег 150 000 км (Это средний пробег одной единицы транспорта за период).
Валовый доход — заработок за пробег (без учета расходов). Для наглядности выражают валовый доход за 1 км.
Пример: валовый доход 29 рублей за 1 км. (Это заработок за 1 км. пробега, без вычета расходов).

Расход по транспорту:
ДТ (топливо) – Затраты на дизельное топливо за пробег.
Пример: 35 литров на 100 км. 150 000 / 100 х 35 х 31 руб за литр= 1 627 500 рублей.
Резина – средства которые заменят износ резины (При подсчете не забывайте о резине которую скоро надо менять, но время еще не пришло. Ведь она тоже получила износ. Просто ее износ еще не достиг 100%).
Пример: резина 10 шт. х 11 000 рублей = 110 000 рублей. (Это затраты на резину за указанный пробег).
Замена масла – денежки, которые мы отдали на замену масла. (При подсчете помните что в расчет должны входить все затраты на масло, обратите внимание на пример)
Пример: 7.5 раз х (200 руб. х 40 л.) = 60 000 рублей (затраты на замену масла за пробег).
Фильтра топливные = 15 раз х 1000 руб. = 15 000 рублей.
Фильтра масляные = 7.5 раз х 3000 руб. = 22 500 рублей.
Ремонтный фонд – сюда входит ремонт и замена расходников. 30 000 рублей на 10 000 км.
Пример: 150000: 10000 х 30000 = 450 000 руб.
Амортизация – износ основных средств. Износ тягача и полуприцепа.
1: 60 месяцев х 100% = 1.67% — месячная норма амортизации. (60 месяцев это срок полезного использования транспортного средства, Вы можете поставить свой срок.).
(3 600 000 цена сцепки х 1.67: 100) ежемесячные отчисления х 12 = 721440 руб. в год.
Итого: 20 рублей за 1 км.

Расход по работнику (водитель):
Зарплата 3 рубля/км.
Отчисления на зарплату 34 % = 3/100х34 = 1.02 руб/км.
Командировочные 370 рублей в сутки х 253 рабочих дня = 93610 рублей.
Итого: 4.64 рубля за 1 км.

Расход на связь/офис/другое:
Связь — (440 интернет + 1600 мобильные + 3600 факс, стационарный номер) расходы на связь за один месяц х 12 = 67680 рублей.
Офис – 6000 рублей за 1 месяц х 12 = 72 000 рублей
Другое – расходники (принтер, факс, тонер, страховка …), налоги, другие непредвиденные расходы.
Пример: 150 000 / 100 х 12 = 522 000 рублей в год.
Итого: 661680 рублей или 4.41 рубля за 1 км.

Практика?

Вот я тут вроде бы в теории для самых самых маленьких расписал. Но все же давайте подведем итоги наших небольших примеров.

Период: 1 год (253 рабочих дня)
Пробег: 150 000 км.
Валовый доход: 29 руб/км.
29 — Расход по транспорту: 20 руб/км. — Расход по работнику: 4.64 руб/км. — Расход на связь/офис/другое: 4.41 руб/км. = — 0.05 руб/км .

Минус 5 копеек за каждый километр. За год работы мы в минусе 7500 рублей. Не ожидали? А так часто бывает! Сколько я встречал на своем жизненном пути таких горе-перевозчиков. Поэтому очень важно правильно уметь рассчитывать стоимость перевозки. Что бы в конце не получить отрицательный баланс. Конечно, многие скажут, что в примере завышены цифры с амортизацией и вообще транспорт только дорожает. Но видимо Вы, не учитываете ежегодную инфляцию.

На самом деле это не вопрос. Ответ на него уже дан в этой статье. Все точные цифры можно получить только на практике, запуская машину в рейс, но если подумать и напрячь серое вещество можно легко спрогнозировать свои затраты на определенные маршруты. Подсчитайте себестоимость перевозки под свой транспорт и текущие цены на топливо, налоги, ремонт, другие расходники, аренду. Добавьте 30% рентабельности в год и Вы получите оптимальную стоимость оплаты за километр.

Совет(!) : необходимо рассчитывать стоимость услуг так, что бы на длинной дистанции быть в плюсе.

Например: Вам предложили поехать в Урюпинск за 1000 км. Ваш оптимальный валовый доход 35 руб/км. И кажется что все просто, 1000 х 35 = наша стоимость перевозки. Но нет. Это только так может считать житель Урюпинска, который уже бабла заработал и домой возвращается и денег лишь бы на топливо и к дочке на день рождение успеть да цветы купить. Да и то, он себе цену знает и поедет намного дороже.

Ну и как тут быть? За сколько поехать? А вот тут и надо проявить дальновидность. Оцените близ лежащие крупные города и ставки домой. Рассчитайте круг по своему валу. И объявите стоимость заказчику. Ну не дармовозы мы! И он Вас поймет. Конечно бывают крупные заказчики. Которым надо сделать скидку в таких направлениях, что бы выиграть потом в других. Но это уже другая история.

Не ну реально же все уже написано. Вы че еще не научились? Бегом в комментарии и пишем вопросы и спасибо.

Себестоимость - это затраты, необходимые для производства единицы продукции. Этот показатель является базой для определения тарифа, т.е. цены на транспортную продукцию, являясь нижней границей цены. Продавая продукцию по себестоимости или ниже, предприятие лишается доходов, что может поставить его в положение банкротства.

Затраты транспортного предприятия связаны с затратами на перемещение груза или пассажира. Это так называемые движенческие операции, на выполнение которых необходимы расход на все виды топлива, потребляемого на эксплуатационные нужды; для отопления зданий и помещений и других технологических целей; горюче-смазочные материалы; шины; затраты на ремонт; все виды энергии, расходуемые на технологические и хозяйственные нужды; на материалы, необходимые при техническом обслуживании подвижного состава и других технических средств; запасные части для ремонта; комплектующие изделия; амортизацию (отчисление на полное восстановление основных фондов, в том числе на приобретение новых транспортных средств); услуги смежных организаций; расходы на модернизацию и реконструкцию подвижного состава; на предрейсовые медицинские осмотры водителей; на устройства, обеспечивающие безопасность работников; спецодежду; расходы на подготовку и переподготовку работников; оборудование помещений для отдыха и другие расходы, необходимые для безопасного перемещения транспортного средства на каждый километр пути. Эти затраты называются переменными, так как приходятся на каждый километр пробега.

Затраты на организацию и управление процессом транспортировки и повышение качества перевозки относят на начально-конечные операции, зависящие преимущественно от объема грузов, стоимости перегрузочных и организационных работ и не связанные с длиной маршрута. В этот раздел условно можно отнести и заработную плату водителей, которая составляет примерно 50% себестоимости. Оплата труда учитывает заработную плату, социальные выплаты в страховые фонды, компенсации, премии, единовременные вознаграждения и другие виды оплат. Это так называемые постоянные затраты, не зависящие напрямую от длины маршрута.

Также входят в себестоимость налоги, банковский кредит, взносы и др. Налоги устанавливаются государством и местными властями, т.е. являются методом государственного регулирования и могут значительно менять себестоимость, а следовательно, влиять на стоимость транспортной продукции.

На себестоимость влияют также тип и степень использования транспортного средства, скорость доставки, технология работ, структура грузов, качество путей, организация дорожного движения и другие факторы. Определенная номенклатура грузов и повышение качества пассажирских перевозок увеличивают себестоимость, так как требуют специализированного подвижного состава и более комфортабельных пассажирских транспортных средств, эксплуатация которых обходится дороже.

Не последнюю роль играют дорожно-климатические факторы. Улучшение дорожных условий дает сокращение расхода топлива, горюче-смазочных материалов, шин и др., улучшает условия движения, сокращает время на поездки и т.д. Перевозки в крупных городах средней полосы России с хорошими дорогами или в районе Крайнего Севера будут требовать различных затрат, в том числе заработной платы водителей.

Себестоимость на разных видах транспорта строится по-разному и состоит из разных затрат, поэтому составляют калькуляцию себестоимости. Например, в себестоимость на речном и автомобильном транспорте не входят расходы на содержание пути (дорожная составляющая), так как эксплуатация пути финансируется федеральными или местными государственными органами, а на железнодорожном транспорте эти затраты могут доходить до 30% себестоимости. На автомобильном транспорте расходы по поддержанию дорог не входят в состав себестоимости, а на морском транспорте не учитывают расходы на работу ледоколов (финансируются государством) и зафрахтованного флота. Все затраты на погрузочно-разгрузочные работы входят в себестоимость железнодорожного и воздушного транспорта, но не входят в себестоимость речного транспорта.

Себестоимость при увеличении расстояния может изменяться по- разному на разных видах транспорта. Например, на железнодорожном или морском транспорте при расстоянии перевозки 1 тыс. км себестоимость составит соответственно 3 и 1% от себестоимости при расстоянии 100 км, а на автомобильном транспорте - 45%. Эти расчеты поясняют, почему железнодорожный и морской транспорт эффективнее применять на большие расстояния. У железнодорожного транспорта при перевозке на расстояния до 100 км себестоимость в 4-5 раз выше, что связано со значительным влиянием стоимости начально-конечных операций.

Если сравнить среднюю себестоимость перевозок грузов на транспорте, приняв ее за 100%, то на трубопроводном транспорте она будет самая низкая и составит 25-30%, на железнодорожном - 80%, на автомобильном - 1600%, на воздушном - 5000%.

Грузовые и пассажирские перевозки также отличаются по себестоимости. Например, на железной дороге себестоимость пассажирских перевозок в 2,5-3 раза выше себестоимости грузовых, что объясняется большими затратами на комфортабельные условия для пассажиров. Стоимость пассажирских перевозок на железной дороге различна по уровню комфорта, поэтому есть общие вагоны с самой низкой ценой на билеты, а есть, например, поезд «Императорская Россия» , курсирующий из Москвы до Пекина один раз в год, с ценой билета от 4900 евро. Или туристский поезд «Восточный экспресс» с наивысшим уровнем комфорта, работающий раз в год с 1883 г. по маршруту Стамбул - Париж, билет на который стоит около 1000 ф. ст. и др. (рис. 6.1).

Рис. 6.1.

На воздушном транспорте себестоимость грузовых перевозок выше себестоимости пассажирских в 10-12 раз, что ограничивает применение авиационного транспорта в перевозках большей части грузов (см. тему 2.5).

Таким образом, понятно, что размерами себестоимости может определяться эффективная сфера деятельности разных видов транспорта по грузовым и пассажирским перевозкам. Но не менее важно определять стоимость перевозки по себестоимости как основы цены с учетом объемов, характера грузов, расстояния и требований заказчика.

  • Своим названием поезд обязан уникальным интерьерам, воссозданным по дизайнусостава, в котором путешествовала царская семья.

На самом деле это не сложно. И делать это надо обязательно. Денежки счет любят. Представьте себе перевозчика, который не в состоянии оценить плохой был для него год или хороший. Или экспедитора, который только по взмаху каких-нибудь палочек определяет стоимость перевозки. Вроде абсурд, но на практике такие люди встречаются и это не редкость. Мы такими быть не хотим и будем учиться считать нашу прибыль. Мы будем лучшие!

Наша задача:

  • научиться оценивать маршруты
  • научиться рассчитывать себестоимость грузоперевозок
  • подводить итоги работы за определенный период
  • рассчитать стоимость перевозки из пункта А в пункт Б
  • стать круче и повысить свой профессиональный навык

Теория

В теории я напишу пункты, которые попадают в расчет на больших расстояниях. Например, при оценке стоимости конкретного заказа на цену может повлиять скорость выгрузки или способ оплаты. А мы напишем только основу основ всех подсчетов. А дальше каждый для себя сам посчитает и найдет свои подходящие пункты, необходимы для более точных данных.


Основные (стандартные):
Период – Определенный промежуток времени, за который мы делаем расчет.
Пример: период 1 год. (253 рабочих дня)
Пробег - Общий (холостой пробег включен) средний пробег автотранспорта (1 единица) за период. Кто за какой период делает расчет.
Пример: пробег 150 000 км (Это средний пробег одной единицы транспорта за период).
Валовый доход - заработок за пробег (без учета расходов). Для наглядности выражают валовый доход за 1 км.
Пример: валовый доход 29 рублей за 1 км. (Это заработок за 1 км. пробега, без вычета расходов).


Расход по транспорту:
ДТ (топливо) – Затраты на дизельное топливо за пробег.
Пример: 35 литров на 100 км. 150 000 / 100 х 35 х 31 руб за литр= 1 627 500 рублей.
Резина – средства которые заменят износ резины (При подсчете не забывайте о резине которую скоро надо менять, но время еще не пришло. Ведь она тоже получила износ. Просто ее износ еще не достиг 100%).
Пример: резина 10 шт. х 11 000 рублей = 110 000 рублей. (Это затраты на резину за указанный пробег).
Замена масла – денежки, которые мы отдали на замену масла. (При подсчете помните что в расчет должны входить все затраты на масло, обратите внимание на пример)
Пример: 7.5 раз х (200 руб. х 40 л.) = 60 000 рублей (затраты на замену масла за пробег).
Фильтра топливные = 15 раз х 1000 руб. = 15 000 рублей.
Фильтра масляные = 7.5 раз х 3000 руб. = 22 500 рублей.
Ремонтный фонд – сюда входит ремонт и замена расходников. 30 000 рублей на 10 000 км.
Пример: 150000: 10000 х 30000 = 450 000 руб.
Амортизация – износ основных средств. Износ тягача и полуприцепа.
1: 60 месяцев х 100% = 1.67% - месячная норма амортизации. (60 месяцев это срок полезного использования транспортного средства, Вы можете поставить свой срок.).
(3 600 000 цена сцепки х 1.67: 100) ежемесячные отчисления х 12 = 721440 руб. в год.
Итого: 20 рублей за 1 км.


Расход по работнику (водитель):
Зарплата 3 рубля/км.
Отчисления на зарплату 34 % = 3/100х34 = 1.02 руб/км.
Командировочные 370 рублей в сутки х 253 рабочих дня = 93610 рублей.
Итого: 4.64 рубля за 1 км.


Расход на связь/офис/другое:
Связь - (440 интернет + 1600 мобильные + 3600 факс, стационарный номер) расходы на связь за один месяц х 12 = 67680 рублей.
Офис – 6000 рублей за 1 месяц х 12 = 72 000 рублей
Другое – расходники (принтер, факс, тонер, страховка …), налоги, другие непредвиденные расходы.
Пример: 150 000 / 100 х 12 = 522 000 рублей в год.
Итого: 661680 рублей или 4.41 рубля за 1 км.

Практика?

Вот я тут вроде бы в теории для самых самых маленьких расписал. Но все же давайте подведем итоги наших небольших примеров.

Период: 1 год (253 рабочих дня)
Пробег: 150 000 км.
Валовый доход: 29 руб/км.
29 - Расход по транспорту: 20 руб/км. - Расход по работнику: 4.64 руб/км. - Расход на связь/офис/другое: 4.41 руб/км. = - 0.05 руб/км .

Минус 5 копеек за каждый километр. За год работы мы в минусе 7500 рублей. Не ожидали? А так часто бывает! Сколько я встречал на своем жизненном пути таких горе-перевозчиков. Поэтому очень важно правильно уметь рассчитывать стоимость перевозки. Что бы в конце не получить отрицательный баланс. Конечно, многие скажут, что в примере завышены цифры с амортизацией и вообще транспорт только дорожает. Но видимо Вы, не учитываете ежегодную инфляцию.


На самом деле это не вопрос. Ответ на него уже дан в этой статье. Все точные цифры можно получить только на практике, запуская машину в рейс, но если подумать и напрячь серое вещество можно легко спрогнозировать свои затраты на определенные маршруты. Подсчитайте себестоимость перевозки под свой транспорт и текущие цены на топливо, налоги, ремонт, другие расходники, аренду. Добавьте 30% рентабельности в год и Вы получите оптимальную стоимость оплаты за километр.


Совет(!) : необходимо рассчитывать стоимость услуг так, что бы на длинной дистанции быть в плюсе.

Например: Вам предложили поехать в Урюпинск за 1000 км. Ваш оптимальный валовый доход 35 руб/км. И кажется что все просто, 1000 х 35 = наша стоимость перевозки. Но нет. Это только так может считать житель Урюпинска, который уже бабла заработал и домой возвращается и денег лишь бы на топливо и к дочке на день рождение успеть да цветы купить. Да и то, он себе цену знает и поедет намного дороже.

Ну и как тут быть? За сколько поехать? А вот тут и надо проявить дальновидность. Оцените близ лежащие крупные города и ставки домой. Рассчитайте круг по своему валу. И объявите стоимость заказчику. Ну не дармовозы мы! И он Вас поймет. Конечно бывают крупные заказчики. Которым надо сделать скидку в таких направлениях, что бы выиграть потом в других. Но это уже другая история.

Стоимость грузоперевозки автомобильным (равно как и любым другим) транспортом рассчитывается в соответствии с установленным тарифом - ценой за единицу транспортной работы. При этом транспортной работой может считаться и то расстояние, которое прошел автомобиль, и вес, который он перевез, и время, которое потратил на весь рейс, и количество поездок, которое совершил…

Кроме того, помимо движенческих тарифов (тех, что непосредственно касаются перемещения груза), в стоимость грузоперевозки входят и другие затраты: ставка за заказ, время нахождения под погрузкой/разгрузкой, нулевой (от парка до пункта погрузки) и холостой (без груза между пунктами разгрузки и погрузки) пробег…

Однако первое, что нужно знать о тарифах на грузоперевозки автомобильным транспортом по территории России , - это то, что они не регулируются государством. Если во времена существования СССР Государственный комитет цен утверждал прейскурант (№13-01-01) с жестко фиксированной стоимостью каждого километра пути (в зависимости, что так же четко указывалось, от массы перевозимого груза), каждого часа использования автомобиля определенной грузоподъемности и т.п., то с распадом социалистического государства и внедрением рыночной экономики сектору автомобильных грузоперевозок предоставили полную свободу.

Теперь как индивидуальные перевозчики, так и транспортные компании вольны проводить собственную политику ценообразования и устанавливать свою тарифную сетку.

Каким образом перевозчики определяют стоимость своих услуг?

На самом деле, распространено несколько вариантов тарифной политики .

1. Подстраивание под рынок: перевозчики не высчитывают тарифы самостоятельно, а всего лишь отслеживают средний уровень цен на те или иные транспортные услуги и предлагают такие же.

И хотя такое поведение свойственно индивидуальным предпринимателям и мелким транспортным компаниям, подстраиваться под средний уровень цен приходится абсолютно всем. Самый яркий пример - ситуация в секторе автомобильных грузоперевозок в России после обмена санкциями со странами Запада. В условиях кризиса, падения российского рубля, инфляции и возросшей конкуренции на внутреннем рынке перевозчики, дабы не потерять клиентов, не могли позволить себе поднять тарифы и продолжали работать в убыток по средним (что примечательно - низким) ставкам.

Что еще интересно: нередко на транспортных биржах можно натолкнуться на т.н. «пустые грузы» - грузы, которых не существует и которые уж тем более никуда перевозить не требуется. Такие заявки обычно размещают транспортные и экспедиционные компании для того, чтобы «пробить» рынок и выяснить, насколько адекватен их «ценник» и способны ли они с ним «пройти по ставкам» - то есть обойти конкурентов в борьбе за определенный вид грузоперевозки.

2. Подход «от платежеспособности», или ориентация на конкретного клиента и на конкретную ситуацию на рынке. Основной принцип расчета стоимости услуг в таком случае - определение максимально возможного уровня платежеспособности заказчика и назначение той цены, которую он в состоянии выдержать (или той цены, «которую в состоянии выдержать рынок»).

В идеале, такой подход способен приносить транспортной компании максимальную прибыль, однако постоянно применять его на практике крайне затруднительно и ресурсозатратно: необходимо анализировать не ситуацию на рынке вообще, а положение каждого конкретного клиента. Кроме того, увлекшись, можно вообще растерять клиентов.

Поэтому обычно такой вариант используется разово: когда появляется выгодный платежеспособный заказчик, оказавшийся в таких условиях, что «за ценой не постоит», или открывается новая ниша для грузоперевозок, пока еще не освоенная конкурентами.

Впрочем, индивидуальная ориентация на конкретного заказчика предполагает и обратный подход - систему скидок и преференций, которая должна «отбить» выгодного клиента, осуществляющего регулярные крупные грузоперевозки, у конкурентов и привлечь его к постоянному сотрудничеству.

3. Расчет стоимости с учетом желаемого уровня прибыли. В этом случае перевозчик устанавливает такие тарифы на свои услуги, которые за определенный промежуток времени должны обеспечить ему именно тот доход, который он хочет получить. При этом для расчета необходимо сопоставлять возможные полные издержки и возможный суммарный доход при различных значениях цены и объема предоставляемых услуг, что достаточно сложно.

Поэтому чаще всего такой вариант применяется тогда, когда транспортная компания только выходит на рынок, осваивает его новый сектор или новый вид грузоперевозок.

4. Подход «себестоимость + прибыль». В принципе, является довольно распространенным и самым справедливым, так как цена берется не «с потолка», а учитываются непосредственные издержки на осуществление грузоперевозки. В теории такой способ формирования тарифной политики не предполагает изучение спроса и средней цены на рынке, однако на практике транспортным компаниям все равно приходится ориентироваться на сложившуюся ситуацию в сфере грузоперевозок и корректировать в зависимости от нее стоимость своих услуг.

Как рассчитывается себестоимость грузоперевозки?

Первым делом необходимо учесть все непосредственные расходы, в которые «выливается» организация и осуществление грузоперевозки. В их число входят затраты на:

  • топливо: определяются исходя из линейных норм расхода на 100 километров пробега, утвержденных для определенной марки грузового автомобиля; для груженых автомобилей норма расхода увеличивается и при расчете принимается во внимание не только километраж пробега, но и объем выполненной транспортной работы (масса груза, умноженная на длину пути);
  • смазочные и иные эксплуатационные материалы: сумма издержек зависит от количества израсходованного топлива и вычисляется в соответствии с «Нормами расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте»;
  • ремонт и замену автомобильных шин: определяются исходя из стоимости шин, количества колес, пробега автомобиля по нормам износа, утвержденным Правилами эксплуатации автомобильных шин (эти нормы могут устанавливаться каждым предприятием отдельно);
  • ремонт и техническое обслуживание подвижного состава: высчитываются в соответствии с Нормами расхода материалов и запасных частей на техническое обслуживание и текущий ремонт автомобилей;
  • амортизацию основных средств: определяются исходя из Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы; зная амортизируемую (фактическую) стоимость и срок службы транспортного средства, можно вычислить сумму годовой амортизации, из нее - сумму амортизации за один рабочий день, а затем - за один рейс;
  • заработную плату: сюда входит заработная плата водителей, специалистов и служащих, руководителей, а также ремонтных и вспомогательных рабочих; определяется в соответствии с тарифной сеткой, положениями об оплате труда, структурой и штатным расписанием.

Кроме того, в себестоимость грузоперевозки включаются налоги и платежи (например, по лизингу), отчисления в бюджетные и внебюджетные фонды, накладные расходы, командировочные водителям, оплата стоянок, дорожные сборы и т.п.

Добавляем к полученной сумме процент желаемой прибыли - и получаем стоимость конкретной грузоперевозки. Правда, на практике эту стоимость обычно умножают на два: принимают во внимание холостое возвращение автомобиля из пункта разгрузки в «родные пенаты» - в парк или на стоянку.

Впрочем, обычно рассчитывают не конкретную, а приблизительную стоимость гипотетической грузоперевозки, учитывая возможные затраты, направление доставки, вес груза и т.д., а затем на ее основе определяют тариф.

Различают несколько видов тарифов:

  • за километр;
  • за тонно-километр;
  • за тонну;
  • за один рейс (ездку);
  • за час работы;
  • за автомобиле-день (смену).

На то, какой именно тариф будет выбран при расчете стоимости грузоперевозки, влияет специфика оказываемых транспортных услуг.

Так, при доставке сборных грузов за основу берется тариф за тонну/килограмм. Если оценить объемы грузоперевозок сложно и процесс транспортировки предполагает несколько «ходок», лучше использовать повременные расчеты (за один день или за час работы). При перегоне транспортных средств и спецтехники предпочтительнее брать за основу километр пути. А тариф за тонно-километр хорошо подходит при осуществлении автомобильной грузоперевозки на большие расстояния.

Особенности расчета стоимости комплектной грузоперевозки

Платежи и сборы: плата за проезд по автомобильным дорогам (система «Платон»), получение сезонных разрешений (во время «весенней просушки» дорог) или разрешений на въезд в город (Москва, Санкт-Петербург) и т.п.

ВВЕДЕНИЕ

Настоящее методическое указание содержит описание теоретических, правовых основ расчета затрат на производство услуг автотранспортного предприятия. Рассматриваются вопросы методологии расчета материальных затрат и прочих расходов, включаемых в состав затрат на выполнение технического обслуживания, ремонтов и других автосервисных услуг, а также услуг по автотранспортным перевозкам пассажиров и грузов.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Себестоимость – затраты предприятия на производство и реализацию продукции (услуг). В соответствии с этим в при курсовом и дипломном проектировании студентам следует учесть состав затрат, включаемых в себестоимость продукции автотранспортного предприятия, а именно:

1.1. затраты, непосредственно связанные с процессом перевозок грузов и пассажиров, выполнением других работ и услуг автомобильного транспорта, обусловленные технологией и организацией транспортного и экспедиционного обслуживания, в том числе расходы по обязательному страхованию перевозчиков в соответствии с действующим законодательством, а также расходы по обеспечению требований качества транспортного обслуживания согласно обязательствам перевозчика по правилам перевозок, включая требования сохранности грузов, безопасности пассажиров, соблюдения расписаний движения, безопасности процесса перевозок для оружающей среды, расходы по эксплуатации технологических средств связи;

1.2. затраты, связанные с использованием природного сырья, в том числе плата за воду, забираемую предприятиями из водохозяйственных систем в пределах установленных лимитов;

1.3. затраты по вводу в действие нового (поступившего на баланс предприятия) подвижного состава автотранспорта и иных основных фондов, включая расходы по государственной регистрации транспортных средств, обкатке, освоению эксплуатации и наладке оборудования;

1.4. затраты некапитального характера, связанные с совершенствованием технологии и организации перевозок, включая затраты по дооборудованию подвижного состава и тары для грузов, включая затраты, связанные с изобретательством и рационализацией;

1.5. затраты на обслуживание перевозочного процесса:

Обеспечение материалами, топливом, электроэнергией, инструментами, запасными частями и комплектующими;

Поддержание основных фондов в рабочем состоянии (мойка, диагностика, тех.осмотр, обслуживание, поведение текущего, капитального и других видов ремонтов;

Обеспечение выполнения санитарно-гигиенических требований, организация медпунктов на территории предприятия, противопожарной и сторожевой охраны;

1.6. затраты по обеспечению нормальных условий труда, техники безопасности, безопасности дорожного движения (включая предрейсовый осмотр и инструктаж), устройство ограждений, обеспечение спец.одеждой;

1.7. текущие расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией фондов природоохранного назначения, платежи за предельно допустимые выбросы. (за превышение – за счет прибыли, в состав затрат не включаются);

1.8. затраты, связанные с управлением предприятием:

Эксплуатационные расходы по содержанию зданий, помещений, оборудования и инвентаря;

Затраты на командировки, услуги связи, банков, информационные и консультационные услуги, представительские расходы в пределах, установленных действующим законодательством РФ;

1.9. расходы, связанные с набором, подготовкой и переподготовкой кадров;

1.10. выплаты работникам, предусмотренные законодательством РФ за непроработанное время (оплата очередных, дополнительных, учебных отпусков и др.);

1.11. отчисления в бюджет и внебюджетные фонды (пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования) от расходов на оплату труда работников предприятия;

1.12. затраты на оплату % за полученные кредиты в размере 1,1 ставки рефинансирования Центробанка;

1.13. затраты на оплату услуг посреднических и рекламных организаций в пределах норм;

1.14. затраты на содержание помещений общественного питания;

1.15. амортизационные отчисления на полное восстановление основных фондов по нормам, утвержденным в установленном порядке;

1.16. затраты на аренду земельных участков и имущества, используемого в производственном процессе, в том числе стоянок, погрузочно-разгрузочных площадок и прочее;

1.17. амортизация нематериальных активов;

1.18. платежи по обязательным видам страхования и отчисления в страховые фонды, производимые в соответствии с установленным действующим законодательством порядком;

1.19. налоги, сборы, платежи и другие обязательные отчисления, производимые в соответствии с установленным действующим законодательством порядком;

1.20. затраты на проведение сертификации продукции и услуг в области пожарной безопасности;

1.21. затраты по командировкам и перемещениям, затраты на выплату таможенных сборов, на проезд автотранспорта, оплата проезда по платным дорогам;

1.22. непроизводительные расходы:

Потери от простоев по внутрипроизводственным причинам;

Недостачи материальных ценностей в отсутствии виновных лиц и потери материальных ценностей в пределах норм естественной убыли

Затраты на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание;

Выплаты работникам, высвобождаемым в связи с сокращением численности и реорганизацией предприятия;

Затраты по возмещению вреда, причиненного работникам увечьем, проф.заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей;

1.23. другие виды затрат, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг), в соответствии с установленным действующим законодательством порядком.

Расчет затрат отражается в калькуляции себестоимости или в смете затрат. Калькуляция и смета может составляться по статьям либо по элементам затрат в зависимости от масштабов предприятия и вида выполняемых работ. Автотранспортные предприятия используют сметы оба метода в равной степени. Форма калькуляции себестоимости на техническое обслуживание по статьям затрат представлена в табл.1

Таблица 1

Статьи калькуляции

Расход нат.ед.

Сумма себестоимости, руб

Руб/н-час.

Основные расходы:

1.трудозатраты (зарплата основных рабочих)

2. ЕСН – социальные отчисления

3. материальные затраты (прямые расходы)

Затраты на материалы

Затраты на запчасти

По материалам

По запчастям

Окончание таблицы 1

Калькуляция себестоимости услуг автосервиса за месяц

Вода на технологию

Сжатый воздух

Вспомогательные материалы

Амортизация производств.оборудования

Накладные расходы:

5. Общепроизводственные расходы

6. Общехозяйственные расходы (на управление и реализацию)

Всего

По содержанию все калькуляционные статьи затрат делятся на простые и комплексные. Простые (элементарные) статьи затрат содержат однородные по своему экономическому содержанию элементы затрат. Например – амортизация, оплата труда, затраты на ГСМ, зап.части и комплектующие, энергетические затраты на технологические нужды. Комплексные складываются из разнородных по экономическому содержанию элементарных статей, например – текущий ремонт, содержание основных средств, общехозяйственные и общепроизводственные расходы. На комплексные статьи затрат составляются отдельные сметы.

По отношению к производству статьи затрат делятся на основные (имеющие непосредственное отношение к производственному процессу) и накладные .

По зависимости от объема производства – на постоянные и переменные. Сумма постоянных расходов не меняется при изменении объема производства, например – амортизация автомобилей, зданий, сооружений и других основных средств, расходы на содержание базы АТП, зарплата повременщиков при работе по принятому графику, транспортный налог и налог на имущество. Удельная величина постоянных расходов снижается с ростом производства продукции (услуг). Это ведет к снижению себестоимости единицы продукции АТП – перевозок или сервисных услуг и повышению прибыли от производственной (основной) деятельности АТП.

Сумма переменных расходов зависит от объема производства. При неизменном расходном коэффициенте удельная величина переменных расходов не меняется при росте или снижении производства (ГСМ на 1км пробега автомобиля, расход запчастей подвижного состава, расходные материалы, премии за результаты работы, зарплата сдельщиков). Без изменения расхода на единицу продукции (услуг) на величину удельной себестоимости, а, следовательно, и прибыли переменные расходы не влияют.

Сопряженная (попутная, побочная) продукция – изготавливаемая на АТП или на предприятии автосервиса продукция или услуги в дополнение к основной деятельности, выручка от ее реализации (как произведение количества реализованных единиц и цены без НДС) отражается в калькуляции как возврат, со знаком «-» .

2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ ЗАТРАТ

Группировка расходов по элементам затрат необходима для выявления фактического расходования в производственном процессе предприятия материальных, трудовых и финансовых ресурсов, определения потребности предприятия в этих ресурсах для осуществления перевозок автомобильным транспортом, выполнения работ (услуг) по транспортно-экспедиционному обеспечению, а также используется при составлении налоговой отчетности.

Затраты автотранспортного предприятия на производство и реализацию группируются в соответствии с их экономическим содержанием по следующим элементам затрат:

Затраты на оплату труда,

Материальные затраты за вычетом стоимости возвратных отходов – ГСМ, запасные части и комплектующие, энергетические затраты,

Амортизация основных средств,

Прочие затраты – налоги и сборы, расходы на управление и реализацию (коммерческие расходы).

2.1. Затраты на оплату труда

Поскольку в структуре себестоимости как услуг автосервиса, так и услуг по перевозкам доля затрат достаточно высока (не менее 30% от всей суммы затрат в курсовом и дипломном проекте необходимо детально рассмотреть этот элемент затрат. Подробный расчет затрат на оплату труда представлен в Методических Указаниях “Оплата труда работников автотранспортного предприятия”

2.2. Расчет материальных затрат

В составе материальных затрат учитываются стоимость израсходованных в процессе производства работ и услуг АТП различного рода топливно-энергетических ресурсов и материалов, запасных частей для ремонта, технического обслуживания подвижного состава, автомобильной резины и оборудования, инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов и других средств труда, не относимых к основным фондам, малоценных быстроизнашивающихся предметов, а также расходы на оплату услуг (труда) производственного характера, выполняемые сторонними организациями. Стоимость материальных ресурсов формируется исходя из цен их приобретения (без учета налога на добавленную стоимость и налога с продаж), наценок, платы на доставку, погрузку-выгрузку и хранение.

2.2.1. В составе затрат на топливо отражается стоимость всех видов топлива, приобретенных со стороны (бензина, дизельного топлива, мазута, газа и т.п.), расходуемого на эксплуатационные нужды автотранспортного предприятия (автотранспорта, а также для отопления зданий и помещений, выработки энергии и для других технологических целей).

2.2.2. В составе затрат на все виды энергии отражается стоимость всех видов покупной энергии (электрической, тепловой, сжатого воздуха и т.п.), расходуемых на технологические нужды (электросварку, электроплавку, электрообработку металлов, гальванические работы и т.п.), энергетические, осветительные и другие хозяйственные нужды предприятия, а также на трансформацию и передачу покупной энергии до места ее потребления.

2.2.3. В составе затрат на материалы отражается стоимость всех расходуемых при ремонте и техническом обслуживании подвижного состава и других технических средств и устройств покупных материалов (обтирочных, лакокрасочных, изоляционных, электротехнических, крепежных материалов, различных минеральных и органических масел), запасных частей для ремонта, автомобильных шин. А также суммы погашения износа малоценных и быстроизнашивающихся предметов (инструмент, инвентарь, спецодежда).

2.2.4. К прочим материальным затратам относятся затраты, не относящиеся к основному виду деятельности, в том числе затраты на оплату работ и услуг производственного характера сторонних организаций.

2.2.5. Из затрат на материальные ресурсы вычитается стоимость возвратных отходов.

2.3. Амортизация основных фондов

В этом элементе отражается сумма амортизационных отчислений на полное восстановление основных производственных фондов, исчисленная исходя из их балансовой стоимости и утвержденных в установленном порядке норм амортизационных отчислений (в зависимости от отнесения основных средств к амортизационным группам), с применением в необходимых случаях методов ускоренной амортизации в соответствии с законодательством.

2.4. Прочие расходы

Прочие расходы представляют собой платежи, отчисления и расходы, относимые согласно действующему законодательству, на затраты на производство и реализацию продукции, а именно:

2.4.1. ремонтный фонд для ремонта собственных основных средств формируется в соответствии с установленным порядком на проведение особо сложных ремонтов основных производственных фондов. Определяется нормативом от балансовой стоимости основных средств;

2.4.2. расходы на гарантийное и послепродажное обслуживание; расходы на сертификацию продукции (услуг) автотранспортного предприятия; содержание служебного транспорта, представительские расходы (до 4% от суммы фода оплаты труда), юридические и информационные услуги.

2.4.2. арендная плата и плата за пользование земельным участком, коммунальные расходы (связь, водоснабжение, отопление, освещение, охрана), расходы на обеспечение нормальных условий труда, техники безопасности, предрейсовых осмотров, мероприятия по охране окружающей среды;

2.4.3. суммы начисленных налогов, включаемых в себестоимость. Единый социальный налог. Транспортный налог. Расходы на обязательное страхование;

2.4.4. расходы на реализацию, в том числе расходы на рекламу (до 1% от суммы выручки от реализации); плата за полученные кредиты (в пределах до 1,1 ставки рефинансирования Центробанка РФ).

3. КАЛЬКУЛИРОВАНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ сервисных услуг

Под себестоимостью продукции предприятия автосервиса понимается стоимостная оценка затрат всех видов ресурсов, используемых для осуществления технических обслуживаний, ремонтов и других автосервисных услуг.

Ежедневное техническое обслуживание (ЕО) включает в себя уборку и мойку, контроль технического состояния систем и механизмов, от которых зависит безопасность движения, заправка топливом, маслом и охлаждающей жидкостью, а также заливка жидкости в тормозные системы и гидроприводы сцепления.

Первое техническое обслуживание (ТО-1) обеспечивает выполнение всех работ по перечню ЕО и дополнительно включает контрольно-диагностические, крепежные, смазочные и регулировочные работы, обеспечивающие стабильность основных технических и эксплуатационных характеристик транспортных средств. ТО-1 способствует экономному расходу топлива и других материалов, а также гарантирует низкое вредное воздействие на окружающую среду.

Второе техническое обслуживание (ТО-2), обеспечивает выполнение всех работ, входящих в перечень ТО-1 и дополнительно включает контрольно-диагностические и регулировочные работы, связанные с частичной разборкой составных частей подвижного состава, их снятием и проверкой на специальном оборудовании. Сезонное обслуживание (СО) включает работы по подготовке транспортных средств в эксплуатацию в холодное и теплое время года. Проводится два раза в год. Технические обслуживания для автомобилей проводят с определенной периодичностью (см табл. 2).

Таблица 2

Периодичность технического обслуживания транспортных средств (в км пробега

Под ремонтом понимают совокупность технических операций по восстановлению исправного (работоспособного) состояния транспортных средств, поддержание ресурса и обеспечение безопасной эксплуатации самих средств и их отдельных элементов, механизмов, агрегатов.

Текущий ремонт (ТР) предназначен для обеспечения работоспособного состояния транспортных средств путем замены отдельных деталей (кроме базовых), узлов и агрегатов, которые находятся в предельно допустимом состоянии. ТР должен гарантировать безотказную работу подвижного состава на срок до наступления второго технического обслуживания (ТО)

Капитальный ремонт (КР) предназначен для восстановления работоспособного состояния транспортных средств, агрегатов, узлов и доведения их ресурса до величины, составляющую не менее 80% его полного значения. КР предусматривает полную разборку объекта ремонта, его дефектацию, восстановление или замену составных частей, а также сборку, регулировку и испытания. Нормы пробега подвижного состава до капитального ремонта и приблизительная продолжительность его осуществления приведены в табл. 3.

Таблица 3

Нормы пробега подвижного состава до капитального ремонта в тыс. км и его продолжительность в днях

Подвижной состав

Норма пробега

Срок ремонта

Легковые автомобили

Малого класса

Среднего класса

Автобусы

Особого малого класса

Малого класса

Среднего класса

Большого класса

Грузовые автомобили грузоподьемностью т

От 0,3 до 1,0

От 1,0 до 3,0

От 3,0 до 5,0

От 5,0 до 8,0

От 8,0 и более

Полуприцепы

Для повышения качества сервисного обслуживания и дополнительного привлечения клиентов предприятия автосервиса могут предоставлять услуги по гарантийному ремонту. Неисправности, возникающие в течение определенного времени, предприятие устраняет бесплатно, аасходы, связанные с гарантийным обслуживанием, включаются в себестоимость работ (услуг автосервиса).

Затраты предприятия автосервиса принято измерять в нормо-часах. Нормо-час – единица затрат предприятия автосервиса по оказанию услуг по техническим обслуживаниям и ремонтам. Себестоимость нормо-часа отражает экономическую эффективность работы предприятия автосервиса.

Пример расчета себестоимости услуг автосервиса (задание № 3)

Строка 1. Затраты на оплату труда основных рабочих-ремонтников (ФОТ ор) составляют 72 440,5 руб/мес.

Строка 2. социальные отчисления (ставка ЕСН составляет 35,6 %) 72440,5*35,6/100=25788,8руб/мес.

Строка 3. Материальные затраты:

3.1. затраты на материалы определяются, исходя из расхода и стоимости материалов и запчастей на обслуживание и ремонт автомобиля в зависимости от режима его эксплуатации. Если сложно учесть расход запчастей, то следует воспользоваться следующими нормами:

Для ежедневного обслуживания автомобилей (ЕО), технического обслуживания №1 (ТО-1), технического обслуживания №2 (ТО-2) расход материалов составляет от суммы ФОТ ор с ЕСН: 110/100*(72440+25788,8)=108052,2 руб/мес;

Затраты на материалы для текущего ремонта (ТР) составляют 180% от суммы ФОТ ор с социальными отчислениями;

Для капитального ремонта (КР) - от суммы ФОТ ор с социальными отчислениями;

3.2. затраты на запчасти определяются по действующим ценам после подсчета по дефектным ведомостям запасных частей. Ориентировочно затраты на запчасти для ЕО, ТО-1, ТО-2 можно принять в размере от суммы ФОТ ор с социальными отчислениями: 8/100*(72440+25788,8)=7858,3 руб/мес;

3.3. транспортно-заготовительные расходы для создания на предприятии запасов материалов принимаются в размере 11% от суммы затрат на материалы и запчастей и 4% от суммы затрат на запчасти.

11/100*108052,2+7/100*7858,3=12200,1 руб/мес;

3.4. расходы на энергию для технологических целей рассчитываются исходя из цен и количества потребляемой энергии на работу оборудования, используемого для выполнения технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств.

16145*0,65=11301,5руб/мес

где 16145 – расход эл.энергии на работу оборудования, квт.ч.

0,65 – цена за 1 квт.ч;

3.5. расходы на топливо, пар, сжатый воздух, воду для технологических целей рассчитываются аналогично, исходя из цен и потребления на работу оборудования, используемого для выполнения технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств. 5000*0,2=1050руб/мес

где 5000 – расход воды на выполнение работ, м 3 .

0,2 – цена за 1 м 3 ;

Строка 4. Амортизация производственного оборудования, инвентаря и инструмента (со сроком службы более 1 года и стоимостью свыше 10000 рублей) определяется на основании действующих норм амортизации в зависимости от срока полезной эксплуатации.

Строка 5. Общепроизводственные расходы. Эта статья является комплексной, в нее включаются разные по своему экономическому содержанию элементы затрат и представляется в виде сметы. Смета общепроизводственных расходов включает в себя затраты на производство, которые сложно отнести к какому-либо отдельному виду услуг и относятся к процессу производства в целом:

5.1. фонд оплаты труда вспомогательных рабочих, занятых обслуживанием основного производства (трудозатраты);

5.2. социальные отчисления на фонд оплаты труда вспомогательных рабочих рассчитывается по действующим ставкам единого социального налога;

5.3. амортизация основных средств общецехового назначения рассчитывается как произведение стоимости зданий и сооружений общецехового назначения и нормы амортизации, принятой в соответствии со сроком полезной эксплуатации. В курсовых проектах рекомендуется принимать годовую норму амортизации:

Для производственных зданий 2,5% от первоначальной стоимости,

Для сооружений (эстакады, смотровые ямы) 5%-7%,

Емкости для ГСМ и отходов 10%;

5.4. затраты на спецодежду и малоценные быстроизнашивающиеся предметы рассчитываются, исходя из численности рабочих и принятых на предприятии норм расходов спецодежды и малоценных и быстроизнашивающихся предметов на 1 рабочего, руб/чел. Принимается в диапазоне руб/чел в месяц. на одного рабочего;

5.5 затраты на охрану труда и технику безопасности – для обеспечения нормальных условий труда работников. Принимаются в диапазоне от фонда оплаты труда;

5.6. затраты на текущий ремонт производственных помещений принимаются в размере от стоимости производственных помещений в год;

5.7. затраты на текущий ремонт производственного оборудования принимаются в размере от стоимости производственного оборудования в год;

5.8. затраты на электроэнергию на освещение рассчитываются как произведение расхода электроэнергии и действующего тарифа на электроэнергию;

5.9, 5.10, 5.11 - затраты на питьевую воду, отопление и вывоз отходов рассчитываются аналогично п. 5.8;

5.12. затраты на охрану проиводственных помещений зависят от применяемых средств охраны (сигнализация, услуги сторонних охранных организаций, найм сотрудников для охраны и тревожная кнопка и т.д.);

5.13. расходы на гарантийное обслуживание. Расходы на гарантийное обслуживание предусматриваются в размере 10% от суммы материальных затрат на проведение технических обслуживаний и ремонтов автотранспортных средств;

5.14. расходы от простоев не планируются, но в случае возникновения включаются в смету общепроизводственных расходов;

Пример расчета сметы затрат на общепроизводственные расходы представлен в табл. 4

Таблица 4

Наименование статей

Сумма, руб.

Фонд оплаты труда вспомогательных рабочих

ЕСН – социальные отчисления

Окончание таблицы 4

Смета затрат на общепроизводственные расходы, руб/мес.

Амортизация общецеховых основных средств

Спецодежда, МБП

Охрана труда и ТБ

Текущий ремонт производственных помещений

Затраты на текущий ремонт оборудования

Эл. Энергия на освещение

Питьевая вода

Отопление

Вывоз отходов

Гарантийное обслуживание

Потери от простоев

Всего по смете

Строка 6. Общехозяйственные расходы. Эта статья также является комплексной, в нее включаются разные по своему экономическому содержанию элементы затрат и представляется в виде сметы. Смета общехозяйственных расходов включает в себя затраты по предприятию в целом, включая расходы на управление и коммерческие расходы:

6.1. трудозатраты руководителей, специалистов и служащих, занятых управлением, а также младшего обслуживающего персонала предприятия, то есть фонд оплаты труда РСС;

6.2. социальные отчисления на фонд оплаты труда РСС;

6.3. амортизация основных средств общехозяйственного назначения, включая расходы, связанные с функционированием служебного транспорта. Расходы на служебный транспорт складываются из расходов на ГСМ, ремонт служебного транспорта и амортизационных отчислений;

6.4. оплата транспортного налога. Транспортный налог оплачивается 1 раз в год, в размере, предусмотренном действующим законодательством. Для равномерного списания ежемесячно на себестоимость продукции предприятия списывается 1/12 часть суммы транспортного налога. Ставки налога с владельцев транспортных средств, установленные Федеральным Законодательством с 1.01.03. приведены в табл. 5. Региональные власти наделены правом варьировать ставки налога как в сторону уменьшения (но не менее 5 руб./1л.с.), так и в сторону увеличения;

Таблица 5

Ставки налога с владельцев транспортных средств

6.5. налог на приобретение автотранспортных средств в курсовых проектах рассчитывается согласно действующему законодательству и для равномерного списания ежемесячно на себестоимость продукции предприятия списывается 1/12 часть суммы налога;

6.6. услуги связи рассчитываются от количества и вида эксплуатируемых средств связи (стационарный телефон, мобильный, факс, интернет и т.д.);

6.7. расходы на лицензирование и сертификацию. В целях обеспечения безопасности движения автотранспортных средств все виды деятельности автотранспортных предприятий подлежат сертификации и лицензированию для подтвержения соответвтвия выполняемых услуг установленным стандартам. В курсовом проекте стоимость годовой лицензии на каждый вид услуг рекомедуется брать в размере 15000руб/год;

6.8. расходы, связанные с услугами банка. Для курсового проектирования расходы на услуги банка рекомендуется принимать в размере 700 руб/мес. Кроме того следует учесть плату за банковский кредит. Согласно действующему налоговому кодексу в себестоимость разрешается включать сумму платы за кредит в размере 1,1 действующей ставки рефинансирования Центробанка РФ, то есть Пк= 1,1*12%*Ск,

где Пк – плата за кредит, руб;

12% - действующая годовая ставка рефинансирования ЦБ,

Ск – сумма кредита, руб;

6.9. представительские расходы – расходы делового характера на проведение переговоров, заключение договоров, получение инвестиций, крупных заказов и т.п. Согласно действующему налоговому кодексу в себестоимость разрешается включать сумму представительских расходов не более 4 % от ФОТ.

6.11. прочие общехозяйственные расходы: подготовка и переподготовка кадров, аттестация руководителей высшего уровня управления, канцелярские расходы, консультационные услуги сторонних организаций.

Пример расчета сметы затрат на общехозяйственные расходы представлен в табл. 6

Таблица 6

Смета общехозяйственных расходов, руб/мес

Калькуляцию себестоимости услуг автосервиса (себестоимость нормо-часа) рекомендуется представить в виде табл. 7. Для расчета удельной себестоимости за единицу объема производства принято принимать суммарный фонд рабочего времени основных ремонтных рабочих.

Фонд рабочего времени (Фро) основных рабочих в месяц рассчитывается следующим образом:

Фро=13·8·20 = 2080 час, где

13 – численность основных рабочих, чел,

8 – продолжительность рабочей смены, час,

20 – число смен в планируемом периоде (за месяц)

Таблица 7

Статьи калькуляции

Всего, руб.

Трудозатраты (зарплата основных рабочих)

Социальные отчисления

Материальные затраты (прямые)

Затраты на материалы

Для ЕО, ТО-1, ТО-2 100-120% от ФОТ с ЕСН

Для ТР 180% от ФОТ сЕСН

Для кап.ремонта 320-340% от ФОТ с ЕСН

Затраты на запчасти

Для ЕО, ТО-1, ТО-2 8-12% от ФОТ с ЕСН

Транспортно-заготовительные расходы

По материалам 0,11*

По запчастям 0,04*

Топливо и энергия на технологию

Вода на технологию

Сжатый воздух

Вспомог. Материалы

Окончание таблицы 7

Калькуляция себестоимости автосервисных услуг за месяц

Амортизация производственного оборудования

Общепроизводственные расходы

Общехозяйственные расходы

Итого себестоимость 1 нормо-часа.

387991,3

4. себестоимость перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом

Под себестоимостью перевозок понимается стоимостная оценка затрат всех видов ресурсов, используемых для осуществления перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом. В состав затрат включаются текущие затраты трудовых и материальных ресурсов, затраты по воспроизводству основных производственных фондов, затраты, связанные с необходимым кадровым обеспечением, расходы на управление, обеспечение сохранности имущества, соблюдение необходимых требований по охране окружающей среды, выполнение обязательств перед банком по полученным кредитам, налоги и сборы.

Затраты по основной деятельности на автомобильном транспорте классифицируются по ряду признаков:

По статьям и элементам затрат;

По видам перевозок - грузовым, пассажирским (автобусным, таксомоторным) и другим видам работ;

По видам оплаты работ (по грузовым автомобилям оплата начисляется за 1 тонну перевозимого груза, по почасовому тарифу или за автотонно-час; по автобусам – по почасовому тарифу, по тарифу за 1 пассажиро-км, и другие виды оплаты).

Классификация расходов по статьям и элементам затрат, а также видам перевозок позволяет предприятиям знать структуру затрат, направления расходования материальных, трудовых и денежных средств, позволяет управлять затратами с помощью принятия соответствующих управленческих решений.

Группировка по статьям затрат используется для калькулирования и учета себестоимости перевозок, своевременной и полной оценки результатов хозяйственной деятельности предприятия, определения расходов по отдельным звеньям транспортного процесса. В настоящее время в АТП принято деление затрат на основные (непосредственно связанные с процессом перевозки) и накладные

4.1. Основные затраты

4.1.1. Заработная плата водителей автомобилей (грузовых, автобусов, легковых) и кондукторов автобусов. В этой статье учитываются все виды заработной платы водителей и кондукторов на линии, исчисленные исходя из сдельных расценок и тарифных ставок в соответствии с принятыми на предприятии системами оплаты труда, в том числе надбавки и доплаты за работу в выходные и праздничные дни, в сверхурочное время, за совмещение профессий и т.д.; премии, начисленные в соответствии с действующими положениями о премировании а также дополнительная заработная плата и выплаты районного коэффициента. Затраты, относимые к данной статье, входят в состав элемента затрат «затраты на оплату труда».

4.1.2. Отчисления на социальные нужды . В этой статье отражаются расходы предприятия на выплату единого социального налога в федеральный бюджет (28% ФОТ), фонд обязательного медицинского страхования (3.6% ФОТ), фонд социального страхования (4% ФОТ).

4.1.3. Автомобильное топливо . В этой статье учитываются затраты на все виды топлива, расходуемого предприятием для выполнения перевозок (бензин, дизельное топливо, сжатый и сжиженный газ) по отпускным ценам с установленными скидками и надбавками, включая транспортно-заготовительные расходы. В эту статью включается также стоимость доставки автомобильного топлива от нефтебазы до емкости автотранспортного предприятия. Затраты, относимые к данной статье, входят в состав элемента затрат «материальные затраты». Но здесь не учитываются затраты на топливо, расходуемое на отопление и другие технологические цели, не связанные с осуществлением перевозок. Расчет затрат на топливо (Зт) для автотранспорта рассчитывается как:

Зт=сумма Цi·Рi, (1)

Где Цi – цена i вида топлива без учета налога на добавленную стоимость, руб/л,

Рi - расход i вида топлива на осуществление перевозки, л

Базовые нормы расхода топлива и поправочные коэффициенты отражены в табл.8.

В свою очередь Рi - расход i вида топлива на осуществление перевозки рассчитывается следующим образом:

для легковых автомобилей:

Рi = 0,01·Нs·S· (1+0.01 D), (2)

где: Нs – базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля, л/100 км,

S – пробег автомобиля, км,

D – поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение к базовой норме, %

для автобусов:

Рi = 0,01·Нs·S· (1+0.01 D)+ Нот·Т, (3)

где: Нот – базовая норма расхода топлива на работу отопителя, л/час,

Т – время работы автомобиля с включенным отопителем, час,

для бортовых грузовых автомобилей, тягачей и фургонов:

Рi = 0,01· (Нs·S + Нw·W) · (1+0.01 D), (4)

где: Нw – базовая норма расхода топлива на транспортную работу, л/т*км или куб.м/100т*км,

W – объем транспортной работы, т*км,

W=Gгр·Sгр (5)

где Gгр вес груза, Sгр пробег с грузом, км,

Для грузовых автомобилей и автопоездов, выполняющих работу, учитываемую в тонно-километрах, установлены нормы (Нw) на 100т·км в зависимости от вида используемого топлива в следующих размерах:

Бензин – 2 л,

Дизельное топливо – 1,3 л,

При газодизельном питании:

– 1,2 куб.м природного газа

– 0,25 л дизельного топлива.

для самосвалов:

Рi = 0,01·Нап·S· (1+0,01 D)+ Нz·Z (6)

где: Нап – норма расхода топлива самосвального автопоезда, л/100км, (Нап= Нs+Нw· (G+0,5g), где

Нs - базовая норма топлива автомобиля-самосвала с учетом транспортной работы, л/100км,

Нw – норма расхода топлива на транспортную работу и на дополнительную массу прицепа, л/100км,

G – собственная масса прицепа или полуприцепа, т,

g – грузоподъемность прицепа, т,

Нz – дополнительная норма расхода топлива на каждую ездку с грузом автомобиля-самосвала, л/час,

Z – количество ездок с грузом за смену.

Для автомобилей-самосвалов и автопоездов с самосвальными кузовами дополнительно устанавливается норма расхода топлива (Нz) на каждую ездку с грузом при маневрировании в местах погрузки и разгрузки:

0,25л жидкого топлива (0,25 куб.м. природного газа) на каждую единицу самосвального подвижного состава,

0,2 куб.м природного газа и 0,1л дизельного топлива при газодизельном питании двигателя,

Для большегрузных автомобилей-самосвалов БелАЗ дополнительная норма расхода дизельного топлива на каждую ездку с грузом устанавливается в размере 1 л.

При работе автомобилей-самосвалов с самосвальными прицепами норма расхода топлива увеличивается на каждую тонну собственной массы прицепа и половину номинальной грузоподъемности:

Бензин – 2 л,

Дизельное топливо – 1,3 л,

Сжиженный нефтяной газ (ГСН) – 2,5л,

Сжатый природный газ (СПГ) – 2 куб.м,

Таблица 8

Марка автомобиля, вид работы

Базовая норма расхода топлива

Легковой автомобиль ГАЗ 24-10, движение

Городской автобус. Икарус 280.33, движение

Продолжение таблицы 8

Базовые нормы расхода топлива на автомобильном транспорте, % их повышения и снижения

Одиночный бортовой автомобиль ЗИЛ –431410, движение

Бортовой автомобиль КамАЗ, движение

Автомобиль-тягач МАЗ-5429, движение

Автомобиль-самосвал МАЗ-503

Автомобиль-самосвал КамАЗ-5511

Грузовой автомобиль-фургон ГЗСА-37021

Автомобильный кран КС

Пескоразбрасыватель ЭД-403

Работа отопителя автобуса

Расход бензина на перевозку полезного груза ЗИЛ – 421410

На перевозку полезного груза КамАЗ-5320 прицепом ГКБ-8350

Расход топлива на перевозку полезного груза МАЗ-5429 полуприцепом МАЗ-5205А

Расход топлива для самосвалов МАЗ-503

Выполнение специальной работы во время движения (пескоразбрасывание, снегоочистка и т.п)

Повышение базовых норм расхода топлива

Работа в зимнее время

Работа в горной местности на высоте над уровнем моря:

От 500 до 1500м

От 1501 до 2000м

От 2001 до 3000м

Свыше 3000м

Работа автотранспорта на дорогах со сложным планом (наличие в среднем на 1 км пути более 5 закруглений радиусом менее 40м, т.е на 100 км пути не менее 501 поворота)

Работа в городах с населением свыше 2,5 млн.чел.

Работа в городах с населением от 0,5 до 2,5 млн.чел.

Окончание таблицы 8

Снижение базовых норм расхода топлива

При работе на дорогах (за пределами пригородной зоны) из цементобетона на равнинной слабохолмистой местности (высота над уровнем моря до 300м)

При работе на дорогах (за пределами пригородной зоны) с холмистой местностью (высота над уровнем моря от 300м до 1000м)

При работе на дорогах (за пределами пригородной зоны) из битумоминеральной смеси, щебня, и гористой местностью (высота над уровнем моря от1000м до 2000м)

Пример расчета расхода на топливо:

Автомобиль-самосвал МАЗ-503 совершает пробег 165км, выполняя при этом 10 ездок с грузом. Работа осуществляется в зимнее время в карьере. Расход топлива согласно формуле 6. составит:

Рi=0,01·Нап·S·(1+0,01D)+Нz·Z= =0,01·28·165·1+0,01·18)+0,25·10=57л

где: Нап – норма расхода топлива самосвала,=28 л/100км

S – пробег, = 165 км

D – надбавка к расходу топлива при работе в зимних условиях =6% и за работу в карьере = 12%; общая сумма надбавок = 18%

Нz – дополнительная норма расхода топлива на каждую ездку с грузом автомобиля-самосвала, = 0,25 л/час,

Z – количество ездок с грузом =10

4.1.4. Смазочные и прочие эксплуатационные материалы . В этой статье учитываются затраты на все виды масел, смазок, а также материалы, применяемые при эксплуатации подвижного состава. Затраты, относимые к данной статье, входят в состав элемента затрат «материальные затраты». Расчет затрат на масла и смазочные материалы (Зм) для автотранспорта рассчитывается как:

Зм=сумма Цмi·Рмi, (7)

Где Цм i – цена i вида масла и смазочных материалов без учета налога на добавленную стоимость, руб/л или руб/кг,

Рмi - расход i вида масла и смазочных материалов на 100 л общего расхода топлива на осуществление перевозки, л (кг).

Нормы расхода масел и смазочных материалов на 100 л общего расхода топлива отражены в табл.9

Таблица 9

Нормы расхода масел и смазок

Виды и сорта масел (смазок)

Временная норма расхода масел в литрах (смазок в кг) на 100 л общего расхода топлива, рассчитанного по нормам для

Легковых, грузовых автомобилей и автобусов, работающих на бензине и сжиженном газе

Грузовых автомобилей и автобусов, работающих на дизельном топливе

Внедоржных автомобилей-самосвалов, работающих на дизельном топливе

Моторные масла

Трансмиссионные масла

Спец. масла

Пластичные смазки

Пример расчета расхода масла и смазок на работу самосвала:

  1. 1. моторного масла: 5·0,01·57= 2,85 л,
  2. 2. трансмиссионного масла: 0,5·0,01·57=0,285 л,
  3. 3. специальных масел: 1·0,01·57= 0,57л,
  4. 4. пластичных смазок: 0,2·0,01·57= 0,114кг

4.1.5. Износ и ремонт автомобильной резины . Комплексная статья затрат, учитываются затраты на приобретение, снятие и установку автомобильных шин, зарплата работников, выполняющих эти работы и социальные отчисления на зарплату. В случае выполнения этой работы сторонними шиномонтажными предприятиями – оплата их услуг по предъявленным счетам. Расход автомобильной резины нормируется аналогично расходу топлива. На 50 000 км пробега автомобиля предусматривается полная замена комплекта авторезины. Сумму трудозатрат с социальными отчислениями на замену комплекта для курсового и дипломного проектирования рекомендуется принять в размере 60 руб.

4.1.6. Техническое обслуживание и эксплуатационный ремонт автомобилей . Комплексная статья затрат, учитываются затраты на все виды ремонтов (текущего и капитального) автомобилей и прицепов, включая затраты на техническое обслуживание. При выполнении ремонтов своими силами в данную статью включаются фонд оплаты труда ремонтных работников с социальными отчислениями, стоимость запасных частей, материалов и энергии, израсходованных на проведение ремонта и технического обслуживания, амортизационные отчисления на оборудование, используемое для выполнения ремонта, плата за воду. При выполнении ремонтов и технического обслуживания специализированными сторонними предприятиями, расходы по этой статье слагаются из сумм счетов, предъявленных этими организациями. Студентам для курсового и дипломного проектирования в калькуляциях на перевозки рекомендуется принимать сумму на техническое обслуживание и ремонт подвижного состава в размере 10% от стоимости автотранспортных средств, используемых в перевозках пассажиров и грузов.

4.1.7. Амортизация подвижного состава . Учитываются суммы амортизации собственного и арендованного подвижного состава в соответствии с принятым способом амортизации

4.2. Накладные расходы

4.2.1. Затраты на содержание аппарата управления . Комплексная статья затрат. Ее составляют: основная и дополнительная зарплата административно-управленческого и обслуживающего персонала с премиями по действующим системам премирования, социальные отчисления, расходы на разъезды и служебные командировки работников аппарата управления, расходы на связь, охрану, канцелярские товары, информационную сеть, и т.п. Расчет см п.3.5 и 3.6.

4.2.2. Общепроизводственные расходы. Комплексная статья затрат. Основная и дополнительная зарплата контролеров, персонала вспомогательных подразделений с премиями по действующим системам премирования, социальные отчисления, расходы на подготовку, переподготовку кадров, расходы по охране труда, противопожарные мероприятия, мероприятия для выполнения правил техники безопасности, природоохранные мероприятия, ремонт и обслуживание основных производственных средств (за исключением подвижного состава), оперативно-диспетчерская связь, приобретение лицензий, арендная плата, расходы на рекламу, уплату % по кредитам и услуг банков и др.

4.2.3. Сборы и отчисления - платежи по страхованию имущества, грузов и пассажиров в пути, оплата технических осмотров, транспортный налог, экологические платежи за предельно-допустимые выбросы, землепользование, регистрационные сборы.

4.2.4. Непроизводительные затраты – оплата простоев из-за отсутствия топлива, запасных частей и комплектующих, недостача материальных ценностей в пределах норм естественной убыли, возмещение ущерба в случае причиненного увечья, травмы.

Для курсового и дипломного проектирования рекомендуется принимать накладные расходы в диапазоне от 20 до 40% от суммы прямых затрат.

Пример расчета расходов на перевозки представлен в табл.10. (может использоваться при решении задания 3.). Для расчета удельной себестоимости за единицу объема производства принят пробег автотранспортного средства за месяц, который составляет 4000 км/мес.

Таблица 10

КАЛЬКУЛЯЦИЯ за месяц

на перевозку грузов в зимнее время самосвалом МАЗ, работающем на дизельном топливе

Элементы затрат

Цена, руб

Сумма, руб

Трудозатраты (зарплата водителя)

Социальные отчисления (35,6%)

Материальные затраты

Расход топлива (на пробег)

Расход масел (на топливо)

Техническое обслуживание и ремонт (в год 10% от стоимости автомобиля)

Амортизация автомобиля

Общехозяйственные (накладные)

Всего себестоимость 1 км пробега

41 665,2

5. Варианты контрольных заданий для самостоятельной работы по дисциплине «Экономика отрасли» для студентов специальности ТСА.

Задание 3

Наименование показателей

Варианты

Вид технического обслуживания

Фонд рабочего времени основных рабочих, час.

Трудозатраты (зарплата основных рабочих), руб

Расходы на топливо и энергию на технологию, руб

Расходы на вспомогательные материалы, руб

Амортизация основных средств производственного назначения, руб.

Зарплата вспомогательных рабочих, руб

Амортизация основных средств общецехового назначения, руб.

Расходы на спецодежду, охрану труда, ремонты основных средств, руб.

Окончание таблицы задания 3

Коммунальные платежи, руб

Охрана предприятия, руб

Зарплата РСС, руб

Расходы на служебный транспорт, руб.

Прочие организац. Расходы, руб

Задание 4

Наименование показателей

Варианты

Вид автомобиля

Легковой

Грузовой

Самосвал

Условия (город Магнитогорск)

Объем транспортной работы, т*км

Пробег автомобилей, км

ФОТ водителей, руб

Цена топлива, руб/л

Цена масла, руб/л

Расходы на ремонт, ТО, руб

Амортизация автомобилей, руб.

Общехозяйственные расходы, руб

библиографический список

  1. Устав автомобильного транспорта от 28.04.1995 №433;
  2. «Правила оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств». Постановление Правительства РФ от 24.06.98.№639;
  3. Федеральный Закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 Г. № 129-Ф3.
  4. Трудовой кодекс РФ 2002.
  5. Налоговый кодекс РФ. 25 глава. 2004
  6. “Учетная политика организации” ПБУ 1/98 утв. Приказом Минфина РФ от 09.12.98г №60н;
  7. Автотранспортные предприятия: нормативное регулирование деятельности». Справочное пособие Современная экономика и право М, 2002;
  8. Кожинов В.Я. «Бухгалтерский учет на предприятиях автосервиса». Практическое пособие. Экзамен.М.2001;
  9. Немцев В.Н. «Экономический анализ эффективности промышленного предприятия» Магнитогорск. МГТУ им. Г.И.Носова 2002;

10. Карпова В.В. «Учет работы автотранспорта» Практическое пособие. ПРИОР.М, 2003.