Чайка краткое содержание по действиям. «Чайка», анализ пьесы Чехова, сочинение

Действие происходит в усадьбе Петра Николаевича Сорина. Его сестра, Ирина Николаевна Аркадина, - актриса, гостит в его имении вместе со своим сыном, Константином Гавриловичем Треплевым, и с Борисом Алексеевичем Тригориным, беллетристом, довольно знаменитым, хотя ему нет ещё сорока. О нем отзываются как о человеке умном, простом, несколько меланхоличном и очень порядочном. Что же касается его литературной деятельности, то, по словам Треплева, это «мило, талантливо но после Толстого или Золя не захочешь читать Тригорина».

Сам Константин Треплев также пытается писать. Считая современный театр предрассудком, он ищет новые формы театрального действа. Собравшиеся в имении готовятся смотреть пьесу, поставленную автором среди естественных декораций. Играть в ней единственную роль должна Нина Михайловна Заречная, молодая девушка, дочь богатых помещиков, в которую Константин влюблён. Родители Нины категорически против ее увлечения театром, и поэтому она должна приехать в усадьбу тайно.

Константин уверен, что его мать против постановки пьесы и, ещё не видев, горячо ненавидит ее, так как беллетристу, которого она любит, может понравиться Нина Заречная. Ему также кажется, что мать его не любит, потому что своим возрастом - а ему двадцать пять лет - он напоминает ей о собственных годах. К тому же Константину не даёт покоя тот факт, что его мать - известная актриса. Ему думается, что поскольку он, как и его отец, ныне покойный, киевский мещанин, то его терпят в обществе знаменитых артистов и писателей только из-за матери. Он страдает также из-за того, что его мать открыто живёт с Тригориным и ее имя постоянно появляется на страницах газет, что она скупа, суеверна и ревнива к чужому успеху.

Обо всем этом в ожидании Заречной он и рассказывает своему дяде. Сам Сорин очень любит театр и литераторов и признается Треплеву в том, что сам когда-то хотел стать литератором, да не получилось. Вместо этого он двадцать восемь лет прослужил в судебном ведомстве.

Среди ожидающих спектакль также Илья Афанасьевич Шамраев, поручик в отставке, управляющий у Сорина; его жена - Полина Андреевна и его дочь Маша; Евгений Сергеевич Дорн, доктор; Семен Семенович Медведенко, учитель. Медведенко безответно влюблён в Машу, но Маша не отвечает ему взаимностью не только потому, что они разные люди и друг друга не понимают. Маша любит Константина Треплева.

Наконец приезжает Заречная. Она сумела вырваться из дома только на полчаса, и потому все спешно начинают собираться в саду. На эстраде декораций нет никаких: только занавес, первая кулиса и вторая кулиса. Зато открывается великолепный вид на озеро. Над горизонтом стоит полная луна и отражается в воде. Нина Заречная, вся в белом, сидя на большом камне, читает текст в духе декадентской литературы, что тут же отмечает Аркадина. Во время всей читки зрители постоянно переговариваются, несмотря на замечания Треплева. Вскоре ему это надоедает, и он, вспылив, прекращает представление и уходит. Маша спешит за ним, чтобы отыскать его и успокоить. Тем временем Аркадина представляет Нине Тригорина, и после недолгого разговора Нина уезжает домой.

Пьеса не понравилась никому, кроме Маши и Дорна. Ему хочется наговорить Треплеву побольше приятного, что он и делает. Маша же признается Дорну, что любит Треплева, и просит совета, но Дорн ничего не может ей посоветовать.

Проходит несколько дней. Действие переносится на площадку для крокета. Отец и мачеха Нины Заречной уехали в Тверь на три дня, и это дало ей возможность приехать в имение Сорина, Аркадина и Полина Андреевна собираются в город, однако Шамраев отказывается предоставить им лошадей, мотивируя это тем, что все лошади в поле на уборке ржи. Происходит маленькая ссора, Аркадина чуть было не уезжает в Москву. По дороге в дом Полина Андреевна почти признается Дорну в любви. Их встреча с Ниной у самого дома даёт ей ясно понять, что Дорн любит не ее, а Заречную.

Нина ходит по саду и удивляется тому, что жизнь знаменитых актёров и писателей точно такая же, как жизнь обыкновенных людей, со своими бытовыми ссорами, перепалками, слезами и радостями, со своими хлопотами. Треплев приносит ей убитую чайку и сравнивает эту птицу с собой. Нина же говорит ему, что почти перестала понимать его, так как он стал выражать свои мысли и чувства символами. Константин пытается объясниться, но, увидев показавшегося Тригорина, быстро уходит.

Нина и Тригорин остаются вдвоём. Тригорин постоянно записывает что-то в записную книжку. Нина восхищается тем миром, в котором живут, по ее представлению, Тригорин и Аркадина, восхищается восторженно и считает, что их жизнь наполнена счастьем и чудесами. Тригорин же, напротив, рисует свою жизнь как мучительное существование. Увидев убитую Треплевым чайку, Тригорин записывает в книжечку новый сюжет для небольшого рассказа о молодой девушке, похожей на чайку. «Случайно пришёл человек, увидел и от нечего делать погубил ее».

Проходит неделя. В столовой дома Сорина Маша признается Тригорину, что любит Треплева и, чтобы вырвать эту любовь из своего сердца, выходит замуж за Медведенко, хотя и не любит его. Тригорин собирается уезжать в Москву вместе с Аркадиной. Ирина Николаевна уезжает из-за сына, который стрелялся, а теперь собирается вызвать Тригорина на дуэль. Нина Заречная собирается тоже уезжать, так как мечтает стать актрисой. Она приходит попрощаться (в первую очередь с Тригориным). Нина дарит ему медальон, где обозначены строки из его книги. Открыв книгу на нужном месте, тот читает: «Если тебе когда-нибудь понадобится моя жизнь, то приди и возьми ее». Тригорин хочет последовать за Ниной, так как ему кажется, что это то самое чувство, которое он искал всю жизнь. Узнав об этом, Ирина Аркадина на коленях умоляет не покидать ее. Однако, согласившись на словах, Тригорин договаривается с Ниной о тайном свидании по дороге в Москву.

Проходит два года. Сорину уже шестьдесят два года, он очень болен, но также полон жаждой жить. Медведенко и Маша женаты, у них есть ребёнок, но счастья в их браке нет. Маше отвратительны и муж, и ребёнок, а сам Медведенко очень от этого страдает.

Треплев рассказывает Дорну, который интересуется Ниной Заречной, ее судьбу. Она убежала из дома и сошлась с Тригориным. У них родился ребёнок, но вскоре умер. Тригорин уже разлюбил ее и опять вернулся к Аркадиной. На сцене у Нины все складывалось, кажется, ещё хуже. Играла она много, но очень «грубо, безвкусно, с завываниями». Она писала Треплеву письма, но никогда не жаловалась. В письмах подписывалась Чайкой. Ее родители знать ее не хотят и не пускают к дому даже близко. Сейчас она в городе. И обещала прийти. Треплев уверен, что не придёт.

Однако он ошибается. Нина появляется совершенно неожиданно. Константин в который раз признается ей в любви и верности. Он готов все ей простить и всю жизнь посвятить ей. Нина не принимает его жертвы. Она до сих пор любит Тригорина, в чем и признается Треплеву. Она уезжает в провинцию играть в театре и приглашает Треплева взглянуть на ее игру, когда она станет великой актрисой.

Треплев после ее ухода рвёт все свои рукописи и бросает их под стол, затем уходит в соседнюю комнату. В покинутой им комнате собираются Аркадина, Тригорин, Дорн и другие. Собираются играть и петь. Раздаётся выстрел. Дорн, сказав, что это, очевидно, лопнула его пробирка, уходит на шум. Вернувшись, он отводит Тригорина в сторону и просит его увести куда-нибудь Ирину Николаевну, потому что ее сын, Константин Гаврилович, застрелился.

Основным сюжетом «Я - чайка-2011» стали произведения выдающегося русского писателя и драматурга А. Л. Чехова, в том числе, пьеса «Чайка», рассказы «Смерть чиновника», «Выигрышный билет», «Человек в футляре» и другие.

Сюжет «Чайки» А.П.Чехова:

Комедия в четырёх действиях Антона Павловича Чехова. Пьеса написана в 1895-1896 годах, впервые опубликована в 12 номере за 1896 год журнала «Русская мысль». Премьера состоялась 17 октября 1896 года на сцене петербургского Александринского театра.

Действие происходит в усадьбе Петра Николаевича Сорина, который после отставки проживает там с сыном своей сестры Константином Гавриловичем Треплевым. Его сестра, Ирина Николаевна Аркадина, - актриса, гостит в его имении вместе со своим любовником, Борисом Алексеевичем Тригориным - беллетристом. Сам Константин Треплев также пытается писать. Собравшиеся в имении готовятся смотреть пьесу, поставленную Треплевым среди естественных декораций. Играть в ней единственную роль должна Нина Михайловна Заречная, молодая девушка, дочь богатых помещиков, в которую Константин влюблен. Родители Нины категорически против ее увлечения театром, и поэтому она должна приехать в усадьбу тайно. Среди ожидающих спектакль также Илья Афанасьевич Шамраев, поручик в отставке, управляющий у Сорина; его жена - Полина Андреевна и его дочь Маша; Евгений Сергеевич Дорн, доктор; Семен Семенович Медведенко, учитель. Медведенко безответно влюблен в Машу, но та не отвечает ему взаимностью, потому что любит Константина Треплева. Наконец приезжает Заречная. Нина Заречная, вся в белом, сидя на большом камне, читает текст в духе декадентской литературы, что тут же отмечает Аркадина. Во время всей читки зрители постоянно переговариваются, несмотря на замечания Треплева. Вскоре ему это надоедает, и он, вспылив, прекращает представление и уходит. Маша спешит за ним, чтобы отыскать его и успокоить.

Проходит несколько дней. Действие переносится на площадку для крокета. Отец и мачеха Нины Заречной уехали в Тверь на три дня, и это дало ей возможность приехать в имение Сорина. Нина ходит по саду и удивляется тому, что жизнь знаменитых актеров и писателей точно такая же, как жизнь обыкновенных людей. Треплев приносит ей убитую чайку и сравнивает эту птицу с собой. Нина же говорит ему, что совсем перестала понимать его, так как он стал выражать свои мысли и чувства символами. Константин пытается объясниться, но, увидев показавшегося Тригорина, быстро уходит. Нина и Тригорин остаются вдвоем. Нина восхищается тем миром, в котором живут Тригорин и Аркадина. Тригорин же рисует свою жизнь как мучительное существование. Увидев убитую Треплевым чайку, Тригорин записывает в книжечку новый сюжет для небольшого рассказа о девушке, похожей на чайку: «Случайно пришел человек, увидел и от нечего делать погубил её».

Проходит неделя. В столовой дома Сорина Маша признается Тригорину, что любит Треплева и, чтобы вырвать эту любовь из своего сердца, выходит замуж за Медведенко, хотя и не любит его. Тригорин собирается уезжать в Москву вместе с Аркадиной. Нина Заречная собирается тоже уезжать, так как мечтает стать актрисой. Нина дарит Тригорину медальон, где обозначены строки из его книги. Открыв книгу на нужном месте, тот читает: «Если тебе когда-нибудь понадобится моя жизнь, то приди и возьми её». Тригорин хочет последовать за Ниной, так как ему кажется, что это то самое чувство, которое он искал всю жизнь. Узнав об этом, Ирина Аркадина на коленях умоляет не покидать её. Однако, согласившись на словах, Тригорин договаривается с Ниной о тайном свидании уже в Москве.

Проходит два года. Сорину уже шестьдесят два, он очень болен, но так же полон жаждой жить. Медведенко и Маша женаты, у них есть ребенок, но счастья в их браке нет. Маше отвратительны и муж, и ребенок, а сам Медведенко очень от этого страдает. Треплев рассказывает Дорну, который интересуется Ниной Заречной, ее судьбу. Она убежала из дома и сошлась с Тригориным. У них родился ребенок, но вскоре умер. Тригорин уже разлюбил её и вернулся к Аркадиной. На сцене у Нины все складывалось еще хуже. Играла она много, но очень «грубо, безвкусно, с завываниями». Она писала Треплеву письма, но никогда не жаловалась. В письмах подписывалась Чайкой. Её родители знать её не хотят и не пускают к дому даже близко.

Нина появляется совершенно неожиданно. Константин в который раз признается ей в любви и верности. Нина не принимает его жертвы. Она до сих пор любит Тригорина, в чём и признается Треплеву. Она уезжает в провинцию играть в театре и приглашает Треплева взглянуть на ее игру, когда она станет великой актрисой. Треплев после ее ухода рвет все свои рукописи, затем уходит в соседнюю комнату. В покинутой им комнате собираются Аркадина, Тригорин, Дорн и другие. Раздается выстрел. Дорн, сказав, что это лопнула его склянка с эфиром, уходит на шум. Вернувшись, он отводит Тригорина в сторону и просит его увести

куда-нибудь Ирину Николаевну, потому что её сын застрелился.

2. Вторым, после «Черного монаха» произведением, продолжающим онтологическую линию, была гениальная пьеса «Чайка». Ее появление в рамках нашего видения позднего творчества Чехова как поиск ответов на глубинные, онтологические вопросы, вполне закономерно, поскольку у него, после выяснения факта различия формы и содержания, неминуемо должен был возникнуть вопрос о том, что же в этой дихотомии важнее – форма или содержание?
Действительно, писатель начинает свою историю с того, что приводится разговор двух, вообще говоря, второстепенных персонажей – учителя и молодой девушки Маши. Объявляется, что вскоре будет гроза и пьеса, при этом учитель объясняется в любви Маше, и параллельно рассказывал ей о своей бедности. Последнее, конечно, ирония. Ведь одновременные признания в любви и в бедности несовместимы. Но суть разговора заключается не в этом, а в том, что «жених» говорил «невесте» об обычных и естественных вещах (о том, что ему трудно живется), а та отвечала, что все это ей неинтересно, т.е. что обычное и естественное совсем не то, что ей надо. Таким образом, Чехов с первой же страницы дает понять, что в пьесе, которой вот-вот предстоит случиться (читай – «Чайке»), речь будет идти о том, что естественно, и о том, что не-естественно. Но естественно то, что воспринимается непосредственно, в режиме систематического видения, т.е. форма. Тогда не-естественным следует называть спрятанное и требующее выяснения, т.е. содержание. Итак, «Чайка» с самого начала предстает как новое исследование (гроза – символ очищения и новизны) соотношения формы и содержания. Сказав это, мы сразу начинаем воспринимать эту пьесу как такую философскую притчу, которая является продолжением «Черного монаха».
В дальнейшем обнаруживается, что молодой амбициозный драматург Треплев написал пьесу, которую и должны вот сейчас сыграть. В ней он пытается найти что-то новое, причем новое это он видит в формах: «Нужны новые формы. Новые формы нужны, а если их нет, то лучше ничего не нужно». Спектакль пришли смотреть его мать, актриса Аркадина; ее «друг», писатель Тригорин; родной дядя Треплева Сорин, врач Дорн; а также Маша, учитель и другие второстепенные лица. Спектакль играет Нина Заречная. Вот занавес поднялся и она читает. Чтиво оказывается какой-то не вполне понятной абстракцией, достаточно занудной (типичный модный декаданс того времени). Аркадина практически без прикрас выражает свою скуку и Треплев, психуя, обрывает действие. Его пьеса кончена, а пьеса Чехова набирает обороты.
Что мы здесь имеем? Треплев приходится сыном актрисы Аркадиной. В дальнейшем мы понимаем, что актриса она настоящая, в дешевых спектаклях не играет, да и все персонажи произведения относятся к ней с крайним почтением, так что возникает впечатление, что Аркадина выступает в роли искусства в чистом виде, в роли его символа.
Ну, в самом деле, все герои пьесы, так или иначе, призваны подчеркнуть такую аллегорию. Например, Аркадина не может жить без творца Тригорина, но и он заворожен ею. И хотя он постоянно порывается пойти то на рыбалку, то «пойти» к Нине, однако в главном он остается верен своей писательской работе – с одной стороны, а с другой – постоянно возвращается к Аркадиной, так что этим своим возвратом подчеркивает ее тождество с искусством. В их паре полная гармония: писатель создает искусство, а искусство таково, что завораживает его. Далее, Сорин неудовлетворен своей жизнью, ему постоянно что-то хочется, он – сама духовная, внутренняя неудовлетворенность. Его сестра любит его и заботится о нем, переживает, если у него возникают нелады со здоровьем. Причем интересно, что Сорин является старшим братом Аркадиной, т.е. он несет в себе некоторую первичность относительно своей сестры. Конечно, ведь идея искусства возникает после возникновения внутренней неудовлетворенности, желания что-то сделать. Искусства нет там, где нет никаких желаний, стремлений, где отсутствует неудовлетворенность собой. Но и само это ощущение бессмысленно, если не разрешается идеей. Поэтому, с точки зрения нашей тезы о том, что Аркадина есть символ искусства, пара Аркадина – Сорин оказывается вполне гармоничной. Наконец, отметим Шамраева – хозяйственника и скупердяя, представляющего собой отображение Аркадиной на область обычной жизни. И он, и она эгоисты. Только если Шамраев эгоист в ведомом им хозяйстве, то Аркадина эгоистка по всем вопросам, которые ее касаются. А касаются ее не только денежные вопросы, но преимущественно ее талант. Здесь деньги у Чехова выступают в качестве метки: ее прижимистость относительно денег указывает на аналогичное отношение к богатству вообще. Но поскольку ее главным богатством является талант, то ее «бережное» отношение к деньгам служит в качестве обозначения бережного (уже без кавычек) отношения к своему таланту. Нахождение близ Аркадиной страстного в отношении хозяйства Шамраева усиливает ощущение наличия страсти в отношении какой-либо собственности, следовательно, повышает ценность главной собственности Аркадиной – ее таланта. Шамраев своим присутствием подчеркивает истинность Аркадиной как явления в искусстве, как его символ.
Таким образом, Треплев, будучи сыном Аркадиной, фактически обозначен писателем в качестве исходящего из области настоящего искусства. Он вышел из него, покинул его и теперь не принимается им: его мать не принимает его стараний, она открыто высказывается против того, чтобы в искусстве были одни лишь формы. При этом она считает, что наличие одних лишь форм – это полное отсутствие какой либо формы. Аркадина явно не на стороне Треплева, а тот, выйдя когда-то из ее чрева, уходит от нее все дальше и дальше.
Нине Заречной пьеса тоже не нравится. Она, практически отстраненная от своей семьи (мать умерла и оставила все деньги отцу, а тот повторно женился), стремится играть, стремится к искусству. Это показано и позиционной расстановкой ее имения и сцены, близ которой разворачиваются все события – они находятся на противоположных берегах озера. Выходит, она идет оттуда, где есть лишь простая без-искусстная (без искусства) жизнь, и идет туда, где есть жизнь искусства (жизнь в искусстве), которую олицетворяет Аркадина. И вот эта Нина, стремящаяся из без-искусства в искусство, поддерживает Аркадину и тоже отрицает движение Треплева в пустые бессодержательные формы, но вынуждена играть, подыгрывать ему в этом. Она лукава? Что ж, может и так, но тот, кто сам пробивался из темноты в свет, не станет ее ругать. Наоборот, он отметит ее настойчивость в достижении цели. Ведь ее родители не только ее покинули, но наложили на нее различные запреты, например, не покидать дом. Она нарушает запреты, преодолевая эти глупые, бессодержательные, формальные границы и, несмотря на трудность своего положения, все же прикасается к тому, что связано с искусством. В своем движении она пытается преодолеть границу формы и стремится войти в ситуацию «живых лиц». Поэтому ее игра-участие в пьесе Треплева – это лишь точка, момент пересечения двух противоположных движений: Треплева – от содержания к формам, Заречной – к содержанию сквозь границу форм (сквозь формы).
Однако вернемся к «изыскам» Треплева. Положительно отзывается о его пьесе лишь доктор Дорн. Чтобы понять причины этого обстоятельства, посмотрим повнимательнее на этот персонаж. Господин Дорн ничего неправильного не делает: в молодости в меру погулял, работал честно, к жизни относится трезво и берет от нее все, что можно, но не во вред себе. Конечно, Дорн – это хороший обыватель, всегда высказывающийся относительно жизненных обстоятельств вполне здраво, рационально. Не думаю, что будет большой натяжкой назвать его воплощением здравого смысла, и тогда его поддержка Треплева будет означать, что с точки зрения здравого смысла новизна, конечно, необходима. Но здравый смысл видит лишь то, что на поверхности, что очевидно и он совершенно естественно не в состоянии ответить на вопрос о том, что же именно нового необходимо в искусстве. Дорн так и говорит: в целом хорошо и даже такой-то момент хороший, и в будущем у Треплева может быть успех. Однако что следует конкретно делать, на что следует обратить внимание, чтобы этот успех и в самом деле пришел? Этого Дорн не знает и ограничивается общей поддержкой молодого драматурга. Выходит, Чехов здесь говорит нам, что вообще-то да, поиски нужны, но должны ли они сводиться к поискам новых форм? Из общего контекста ясно, что нет, не должны.
В подтверждение этому Треплев, ищущий лишь формы, ни с того ни с сего убивает Чайку. С чего бы, спрашивается, надо было убивать несьедобную и красивую птицу? Употреблять в пищу ее нельзя, а красоты стало меньше. Очевидно, этим актом Чехов хочет показать всю ненужность, никчемность деятельности Треплева. Более того, эта деятельность не просто никчемная, но она даже вредная. Ведь чайка, будучи живой, не может не вызывать восхищение и живые, яркие ассоциации. Но в пьесе она появляется мертвой и это вызывает отвращение к Треплеву – убийце живого. И в самом деле, стремление к одним лишь формам в искусстве убивает его. И подобно чайке, из которой впоследствии сделали чучело – пустое, бессмысленное и ненужное в доме у Сорина, так и искусство в руках Треплева превращается в то, о чем и говорить-то не стоит. И все его движение – от наполненного и живого искусства – к формам без содержания есть движение к тотальной бессмысленности, т.е. к смерти. Поначалу он убивает невинную птицу, затем совершает попытку самоубийства, и, наконец, в конце пьесы – он действительно убивает себя. Его движение завершилось логическим концом, который неотвратимо наступил, несмотря на наличие у Треплева трудолюбия и упорства, через которые он даже смог завоевать себе некоторое положение, я бы сказал, в «тусовочном» мире деятелей. Нет, ничего не поможет. Окончательно осознав это после разговора с Ниной Заречной, у которой совсем иная ориентация в искусстве – ориентация на смысл, на содержание, на живое – Треплев ушел туда, к чему он изначально двигался, куда он должен был прибыть, очистив жизнь от своего жизнеотрицания. Своим выстрелом он поставил точку в признании своей ошибочности. Перед смертью он признался: «Да, я все больше и больше прихожу к убеждению, что дело не в старых или новых формах, а в том, что человек пишет, не думая ни о каких формах, пишет, потому что это свободно льется из его души». Выстрел – это точка в конце этой утверждающей тезы, отметающая любые сомнения в ее истинности.
С этих позиций следует без сомнения поддержать общераспространенное мнение, согласно которому Чехов через Треплева говорит «нет» символизму . Однако это отрицание заключается вовсе не в противостоянии «мечтательности», которое характерно для этого течения в искусстве того времени. Так принято считать, но дело тут, видимо, в другом. Скорее, Чехов выступал не против отвлеченности от повседневного быта, на котором настаивали символисты. Ведь любое художественное произведение есть та или иная абстракция, то или иное отвлечение от реальности, та или иная фантазия. Ошибка Треплева заключается вовсе не в том, что он в своих работах «полностью отстранился от жизни» . На деле такого отстранения не было, напротив, была попытка описать ее. Беда Треплева оказывается в том, что он, подобно многим из тогдашних символистов, захотел описать жизнь в непосредственном виде, как она дана в ощущениях, пусть даже в ощущениях, порождаемых фантазиями. Чехов пытается сказать: в художественном произведении жизнь оживает только когда в нем дребезжащим светом кажит себя нечто, что оживляет саму жизнь – некая потаенность, бытийная подоплека. Художник должен создавать не формальные оболочки увиденного, отображать не просто существующее, а то, что стоит за ним и наполняет его завораживающей силой – бытие этого существующего. С другой стороны, художник не может приоткрыть занавес над бытием, не прибегнув к помощи тех или иных форм: бытие себя кажит (способ высказывания Хайдеггера) посредством сущего, посредством форм. В этом вся суть: надо так преподнести материал, очевидно, посредством показа существующего, формы, чтобы сквозь него выступало его бытие, или в грубом выражении – содержание. И именно наличие такого притягивающего центра, которое манит, возбуждает в нас подозрение о наличии какой-то скрытности, причем скрытности, касающейся самого что ни на есть существа дела, характеризуются все основные работы позднего Чехова. Это-то их и оживляет, превращает из обычных красивых описаний в шедевры. Символисты посредством своих замысловатых ходов пытались отождествить форму и содержание, бытие и сущее. Они говорили, что в самом написанном тексте, в самих словах уже должен быть заключен весь смысл. Чехов в «Черном монахе» выступил оппонентом этого, а в «Чайке» он подтвердил эту свою позицию. Он считал, что смысл создается каждым читателем индивидуально в соответствии с его способностями и т.д., так что невозможно вогнать в прокрустово ложе весь спектр возможностей, который раскрывается лишь при учете всех потенциальных читателей. Отсюда его стремление к тому, чтобы каждый читатель или зритель его пьес мог сам, самостоятельно додумывать потаенное, спрятанное им. Все его работы – это сплошная череда намеков.
А что же Нина? Нина – прямая противоположность Треплеву. Она – самая лучшая. Действительно, с одной стороны, она стремится к жизненному искусству. С другой стороны – она динамична. Этим она отличается от Аркадиной, которая, хотя и олицетворяет некую отвлеченную идею искусства вообще и притягивает к себе все жизненное в искусстве, но является неизменной в своей истинности. Отличается Нина и от талантливого писателя Тригорина, который обозначает уже нашедшего свою линию художника. Он уже не ищет, а стремится вкусить всю радость жизни, при этом неизменно возвращается к идеалу искусства, к Аркадиной. Нина же находится в движении, причем в движении таком, которое можно лишь приветствовать. Она ищет смысл, содержание. Что может быть выше, лучше, чем поиск смысла?
Конечно, она делает ошибки: кто не ищет, тот и не ошибается. Так, она вошла в иллюзию, что впитывание в себя чужого содержания (ее роман с безусловно одаренным Тригориным) – это и есть искомое. Естественно, Тригорин бросил Нину, поскольку не имеет той же необходимости осуществлять поиск, как у Нины. Он уже нашел себя в искусстве, ему нужно только оно. Поэтому, после недолгих «гуляний» (читай – новых творческих исследований) он и вернулся к символу искусства, которому только и верен, т.е. вернулся к Аркадиной. Родившийся у Нины ребенок умер, что тоже естественно, поскольку он родился хотя и от Нины, но с чужим, тригоринским, содержанием. Конечно, это печально, когда художник (Нина), находясь в поиске, заражается чужими идеями и повторяет их. Ведь в этом случае плод его усилий обречен на умирание, он не имеет долгой жизни.
Нине было тяжело, но она справилась с собою. Продолжая любить Тригорина (фактически – то, что он делает), она как истинно одержимая творчеством в очередной раз преодолевает границу – себя – и прорывается к себе, поскольку, лишь выражая в своем актерском порыве свое нутро, свое естество, свое содержание, она обрела в себе актрису. Она пошла своим путем и нашла то, что искала – содержание.
Ну а как же, в свете сказанного, охарактеризовать часто совершаемую попытку называть Нину Заречную чайкой? Думается, здесь скрыто недоразумение. Конечно, в тексте пьесы Нина иногда называла себя чайкой. Но, во-первых, это еще не факт, что она и в самом деле чайка. Ведь сущность того или иного лица у Чехова определяется не только и даже не столько словами (хотя и к ним, конечно, прислушиваться полезно), но в первую очередь его вписанностью в общий смысловой контекст произведения. Образ того или иного героя у него имеет тот смысл, на который указывает вся совокупность не только слов, но и действий всех персонажей, включая, разумеется, и самого героя. Здесь писатель развивает старую театральную традицию, согласно которой «короля играет свита», обобщив ее на всех участников событий: у него все играют всех. А во-вторых, в конце пьесы Нина повторяет несколько раз: «Я – не чайка...Нет, не то». Иными словами, она все-таки не видит в себе чайку, хотя и сомневается в этом. Но это и понятно: Нина символизирует поиск смысла, поиск жизненного искусства (можно ли сказать искусства жизни?) и сомнение для нее естественно, имманентно. Это сомнение – как граница форм, сквозь которую она прорывается в суть. И вот она прорывается сквозь сомнение и утверждает «Нет, не то», т.е. «Я – не чайка». Конечно, Нина вовсе не чайка, поскольку она живет наполненной смыслом жизнью. Чайка же в пьесе фигурирует только как мертвый объект. Когда Нина была очарована Тригориным, то это следует понимать как нахождение в ситуации своеобразного гипноза. Как художник она стала подражать другому художнику – Тригорину, и вошла в состояние глубокой ошибки. И вот в этом ошибочном состоянии она и писала в письмах, что она чайка. Здесь ошибочность ее ситуации (подражательство другому таланту) предопределяет ее ложные ходы и утверждения. При этом важно, что ее собственное ошибочное высказывание о том, что она – чайка, писатель показывает нам не в явном виде, не через непосредственную речь Нины, а опосредованным образом – через письмо. Этим приемом Чехов снижает степень доверия к тому, что будто бы Нина отождествляется с чайкой. А вот ее «Я – чайка...Нет, не то» он выдает через явную, живую артикуляцию персонажа. По сравнению с «мнением» в письме это новое мнение явно выигрывает по яркости, звучности и степени нашего соучастия в нем.
Таким образом, основную мысль Чехова, которую он блестяще оформил в своей пьесе, можно выразить в следующем виде: форма – не главное, главное – содержание. Он так и говорит процитированными выше словами Треплева перед его самоубийством, в момент озарения относительно безбытийности (ничто-жности) своей позиции. Эту фразу часто цитируют, но почему-то не видят в ней именно того смысла, которое в нем высказано. Видимо, фигура Треплева является столь отрицательной, что странно от него услышать что-то положительное. Тем не менее, все вопросы снимаются, если вспомнить, что «отрицательный» Треплев вскоре после такого удручающего для себя признания застрелился. Здесь отрицание различия формы и содержания, и как следствие – утверждение одних лишь форм, отреклось от самого себя. При этом Чехов на примере Нины показывает, что содержание только тогда будет жизненным, когда оно выражает внутреннюю сущность самого художника. Поэтому художник должен быть самим собой, никому не подражая. Самовыражаясь, он создаст свое оригинальное содержание, под которое подстроится и форма, став, таким образом, оригинальной формой.
Тогда и образ чайки превращается в предупреждение. Писатель этим образом говорит: вот, смотрите, подобно тому, как чайка – символ жизни – легко превращается в пустое нежизненное чучело, так и художник, погнавшись за формами прочь от содержания, легко превратится в убийцу живого искусства. Мы видим здесь предупреждение: художник, бди, не позволяй себе опуститься до погони за формами.
Важно отметить, что в «Чайке», как и в «Черном монахе», писатель отказывается от непосредственного исследования психологии отношений, а на первое место ставит сущностные вопросы человеческого бытия. Первая часть нашей тезы была замечена ранее, например, у И. Длугош и Р. Дуганова и совершенно противоположна классическому мнению, идущего от А.П. Скафтымова, согласно которому для Чехова главным выступает «общее чувство жизни, некий синтез всего, что человек чувствовал» . В то же время и у И. Длугош и у Р. Дуганова в целом правильный ход мысли прерывается банальностью вроде того, что Чехов, подобно Брехту, побуждал к критическим размышлениям о характерах и судьбах своих героев , или что чеховская внутренняя конфликтность есть следствие общего конфликтного состояния мира . Из предложенного анализа «Чайки» видно, что для позднего Чехова характеры и судьбы, в общем-то, малоинтересны. Они являются частностями на фоне главных, онтологических вопросов. При этом «конфликтное состояние мира» тоже не играет особенной роли в его драматургии по той причине, что оно предстает в качестве материала, формы, а не сущности.

Рецензии

в данной пьесе центральный персонаж вовсе не Нина Заречная.
На мой взгляд, пьеса написана о Треплеве - его судьба, его искания - "красная нить" пьесы. И самая сильная взаимосвязка - это Треплев - Аркадина. Ради её одобрения затевается показ его "новаторской" пьесы.
Треплев видит, что Аркадина любит искусство и хочет стать олицетворением этого самого искусства - только её любовь, восхищение и одобрение ему нужны.
Важно: Аркадина ругает пьесу не потому что она ей не понравилась, не потому что она считает её декадентской. Ведь когда Трегорина начинают печатать журналы, на вопрос: "Нравиться ли Вам, что сын становится известным?" Она отвечает: "А я его рассказы и не читала..."
Ей просто психологически надо втаптывать сына в грязь. Для чего?
А для того, чтобы он всю жизнь пытался доказать ей, что он не "грязь", а талант. И, таким образом, всю жизнь был бы зависим от неё и эти патологические отношения страсть-любовь между матерью и сыном никогда не заканчивались бы.
Когда Аркадина в начале пьесы привозит Тригорина в деревню, Треплева начинает страшно раздражать Тригорин. Он объясняет это себе и окружающим, что якобы он ревнует его к Заречной, но ясно, что его раздражает его связь с матерью. Но и Аркадину раздражает Заречная (кстати, её мини успех в пьесе сына - причина по которой Аркадиной была прервана пьеса) не потому что ею интересуется Тригорин, а потому что она нравится его сыну.информацию о портале и связаться с администрацией .

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Произведение "Чайка" было написано в 1896 году и относится к категории пьес. В этом же году она была поставлена в Александринском театре. Автор рассказывает об искусстве и творчестве, о взаимоотношениях между людьми и о жестокости судеб. За тему можно взять описание любовных переживаний, то, как человек ищет своё призвание, о неразделенных чувствах и конечно же искусстве.

Читать краткое содержание пьесы Чехов Чайка

Время чтения 3 минуты

Действия пьесы проходят в поместье Сорина Петра Николаевичка, к нему в гости приехала его сестра-актриса, Ирина Николаевна Аркадина, с ней ещё приехал и беллетрист Борис Тригорин, последнему еще не было сорока, но он уже являлся довольно знаменитым. В усадьбе жил так же сын Аркадиной-Константин Треплев, он завидует славе матери, что вынуждает его начать писать пьесы и ставить их в импровизированном театре в парке. Константин не был особо талантлив, но он хотел славы, поэтому после приезда матери он устраивает спектакль по своему сценарию. На главную роль он позвал Нину Заречную, в которую был влюблен. Та в свою очередь не является поклонницей Треплева и понимает, что ничего годного не выйдет, но соглашается на роль потому что мечтает быть артисткой. В конечном итоге спектакль с треском провалился, мать начала высмеивать сына, тот не выдержав позора убегает.

Второе действие рассказывает нам о том, что девушка Нина после общение с Тригориным, влюбляется в него. Константина она избегает, тот думает, что это все из-за его неудачи и пытается поговорить с ней, но та даже внимания на него не обращает. Треплев убил чайку и принес ее девушке со словами, что скоро и себя убьет. Тригорин же видя мертвую чайку начинает придумывать сюжет про молодую девушку, которая похожа на чайку.

Маша разговаривает с Тригориным и признается, что влюблена в Треплева и чтобы унять свою любовь, на зло себе она выходит замуж за Медведенко. Константин из-за не взаимной любви к Нине, пытается убить себя, но попытка не удалась. Он решается пойти на дуэль с Тригориным, но тот с Аркадиной собирается уезжать в Москву. Нина долго думала о том, что ей тоже нужно ехать и искать своё призвание. Она решается уехать, но прежде она идет попрощаться с Тригориным, на память она она дарит медальон в котором строки из его книги, они не успели договорить, так как девушка убежала. Тригорин пытается уговорить Аркадину остаться в усадьбе еще не на долго, но та стоя на коленях умоляет его ехать сегодня же, так как понимает, что остаться тот хочет из-за Нины. Борис соглашается и когда они должны были уже выезжать, Тригорин делает вил, что якобы забыл вещь идет к Нине и говорит ей место, в котором они должны встретится, когда та приедет в Москву.

Последнее действие происходит спустя два года. Константин продолжает писать и достигает некоторых успехов, его произведения начинают писать. Маша всё так же страдает в браке с не любимым мужчиной, у них есть ребенок, но ей не особо это интересно, она проводит своё время в доме Треплевых. Нина как и мечтала вышла замуж за Тригорина, но счастье было не долгим. У них родился ребенок, но вскоре умер. После этого случая муж бросил девушку и ушел к Аркидиной. Жизнь Нина шла под откос, актрисой у нее не получилось стать из-за плохой игры, родители от неё отказались и выгнали из дома.

Погостить в имение снова возращаются Аркадина и Тригорин, они сидят и общаются, играют. К Треплеву приходит Нина, она выглядит потрепано и устало, но Константин всё так же любит её и рад видеть. Он снова признается ей в чувствах и хочет уехать с ней, но та словно не слышит его, а только твердит, что любит до сих пор Тригорина. Эти слова ранят Константина и не выдержав мук, он застрелился.

Комедия в четырех действиях

Действующие лица

Ирина Николаевна Аркадина, по мужу Треплева, актриса

Константин Гаврилович Треплєв, ее сын, молодой человек

Петр Николаевич Сорин, ее брат

Нина Михайловна Заречная, молодая девушка, дочь богатого помещика

Илья Афанасьевич Шамраев, поручик в отставке, управляющий у Сорина

Полина Андреевна, его жена

Маша, его дочь

Борис Алексеевич Тригорин, беллетрист

Евгений Сергеевич Дорн, врач

Семен Семенович Медведенко, учитель

Яков, рабочий

Горничная

Действие происходит в имении Сорина.

Между третьим и четвертым действиями проходит два года.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

В парке имения Сорина, широкая аллея ведет к озеру, она перегорожена эстрадой, так-сяк взбитой для домашнего спектакля.

Маша в черном одеянии вместе с Медведенком возвращаются с прогулки. Она говорит, что носит траур по своей жизнью, вот и ходит в черном. Ее собеседник искренне не понимает: «Почему? (в раздумье) Не понимаю... Вы здоровы, отец у вас хоть и небогатый, но с достатком. Мне живется гораздо тяжелее, чем вам. Я получаю всего двадцать три рубля в месяц, да еще отчисляют из меня... а все же я не ношу траур». Маша говорит, что и бедный может быть счастлив, но Медведенко понимает, что это теория, а на практике он на те двадцать три рубля должен кормить не только себя, а еще и мать, двух сестер и брата. Они разговаривают о предстоящем спектакль по пьесе Треплева, о том, что будет играть в нем Нина Заречная и что эти молодые люди влюблены друг в друга. Воспользовавшись случаем, Медведенко говорит о своей любви к Маше, но напрасно, она не отвечает на его чувства.

Приходят Треплєв и Сорин. Константин Гаврилович заметно нервничает, опасаясь, что Нина опоздает, ведь отец и мачеха стерегут ее, не дают никуда ходить, чтобы она не случайно нашла себе мужа, который потребует за ней часть имущества в вино. Сорин с племянником разговаривают о Аркадину, и Константин Треплєв объясняет, почему мать не в настроении: ей обидно, что на этой сцене будет не она, а Нина: «Психологический курьез - моя мать. Бесспорно талантлива, умна, способна рыдать над книгой, моментально выдаст тебе всего Некрасова наизусть, больных ухаживает, как ангел; но попробуй при ней похвалить Дузе. Ого-го! Следует хвалить только ее саму, следует писать о ней, кричать, восхищаться ее необыкновенной игрой в «Даме с камелиями» и т. д. Здесь в деревне ей не хватает этого дурмана, вот она и скучает. Да и скупа, имеет деньги в банке - не менее семидесяти тысяч, но в долг не допросишься». На замечание о том, что мать его все-таки любит, Треплєв с горечью отмечает: «Видишь, моя мать меня не любит. Еще бы! ей хочется жить, любить, носить светлые кохтинки, а мне уже двадцать пять лет, и я постоянно напоминаю ей, что она уже не молода. Когда меня нет, ей только тридцать два года, а при мне же сорок три, а за это она меня ненавидит... Она знает также, что я не признаю театра. Она любит театр, ей кажется, что она служит человечеству, служит святому искусству, а по-моему, современный театр - это рутина, предрассудки». Его раздражает, когда «из пошлых картин и фраз стараются выудить мораль - мораль маленькую, мелкую, удобную и понятную, полезную для домашнего употребления». Он считает, что нужны новые формы. Вспоминая детство, полное унижений из-за того, что вокруг матери все время находятся гении, таланты, а он только ее сын, он сожалеет, что она не обычная женщина. Может, тогда они нашли общий язык, ведь он ее так любит. На вопрос Сорина о Тригорина Треплєв отвечает, что тот человек умный, простой, немного меланхоличная и порядочный. Он значительно моложе мать. Говорят, что талантливый, но «после Толстого и Золя не хочешь читать Тригорина». Когда появляется Нина, Треплєв забывает обо всем, потому что любит ее до безумия. Она же, как всегда, боится отца и спешит: «Отец и его жена не пускают меня сюда. Говорят, что здесь богема... боятся, чтобы Я не пошла в актрисы... А меня тянет сюда к озеру, будто чайку... Мое сердце полно вами».

Все собрались для просмотра спектакля, поставленного Константином Треплєвим. Когда начинается спектакль, Треплєв говорит, что намерен представить будущее через двести тысяч лет. Поднимаются самодельные кулисы, и на сцене в белом все видят саму и одинокую на фоне озера Нину, которая говорит: «Люди, львы, орлы и куропатки, рогатые олени, гуси, пауки, молчаливые рыбы, обитавшие когда-то в воде, морские звезды и те, которых не увидишь глазом, - словом, все жизни, все жизни, все жизни, завершив печальное круг, угасли...» Она передает холод и страх одиночества земли, лишенной жизни, и свое намерение бороться с дьяволом. Когда показываются две красные пятнышки, пахнет серой. Так задумал Треплєв для усиления эмоционального воздействия действия. Но Аркадина все портит, начиная отпускать комментарии и смеяться. Треплєв прерывает спектакль и в отчаянии и оскорблении идет прочь. Аркадина делает вид, что она здесь ни к чему. И тут же возмущается, что этот «самолюбивый мальчишка...» «хочет поучать нас», здесь «претензии на новые формы, на новую эпоху в искусстве». Однако через некоторое время она начинает испытывать угрызения совести и зовет его. Маша идет искать Треплева, а тем временем Аркадина представляет Нину Тригоріну и пренебрежительно-снисходительно хвалит ее, предсказывая карьеру актрисы. Тригорин говорит, что ничего не понял в пьесе и Нина называет ее странной. Вскоре она идет, и все расходятся.

Остается только врач Дорн, который рассуждает вслух о том, что пьеса его взволновала, что она интересная, поэтому надо побольше хорошего сказать о ней автору. Он так и поступает, когда тот появляется. Дорн называет его талантливым: «Вы взяли сюжет из области отвлеченных идей. Так и следовало, потому что художественное произведение обязательно должно выражать какую-то большую мысль. Только то прекрасно, что серьезное...» Треплєв благодарит Дорну на добром слове, но теперь его интересует только Нина. Узнав, что ее здесь нет, он быстро идет.

Маша признается Дорну, что любит Константина. И Дорн восклицает: «Какие все нервные! Какие все нервные! И столько любви... О, волшебное озеро! Ну что же я могу сделать, дитя мое? Что? Что?»

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

Действие происходит в полдень вблизи доме Сорина. Видно озеро, в котором отражается солнце. Жара. Под липой в тени Аркадина, Дорн и Маша. Аркадина хвастается своей осанкой, горделиво проходя мимо площадки для крикета. Она говорит Маше, что никогда не позволяет себе распускаться: всегда зачісана к лицу, Подтянутая, корректная, стройная, даже в деревне, даже когда выходит к парку, а еще и работает. Все это позволяет ей чувствовать себя молодой. Маша же говорит, что в свои двадцать два года едва «волочит свою жизнь, как бесконечный шлейф», и часто в нее не бывает желание жить. Она, правда, говорит, что надо стряхнуть это с себя и как-то собраться. На этих разговорах их застают Сорин, Нина и Медведенко. У Нины радость: ее родители уехали в Тверь, и она на три дня вполне свободна. Аркадина хвалит ее внешний вид, но она обеспокоена строгости сына и спрашивает Нину, почему он целыми днями на озере. Маша говорит, что у него неспокойно на душе и просит Нину прочитать что-то из его пьесы, но и отвечает, что это неинтересно. Маша отрицает и говорит, что когда он сам читает что-то, глаза у него горят, а лицо становится бледным. «У него прекрасный печальный голос; а манеры, как у поэта». Сорин тем временем засыпает и храпит. Его с шутками будят и поучают, как беречь здоровье, а он отвечает: «Я прослужил в судебном ведомстве двадцать восемь лет, но еще не жил, ничего не испытал в конце концов, и, понятное дело, жить мне очень хочется. Вы сыты и равнодушны, и потому имеете наклонность к философии, я же хочу жить и потому пью за обедом херес и курю сигары и все».

Тем временем приходит Шамраев с Полиной Андреевной, и Аркадина просит у него лошадей для выезда в город. Тот отказывает, потому что все лошади в поле, вывозят рожь. Аркадина обижается и угрожает сразу же поехать или пойти пешком. Шамраев, в свою очередь, угрожает Соріну, что он уйдет с должности управляющего. Нина удивляется, что известная артистка плачет из-за пустяка, а Тригорин, такой знаменитый, просто сидит с удочкой и радуется двум пойманным рыбкам. Тем временем Полина Андреевна, оставшись наедине с Дорном, ревниво корит его за общение с другими женщинами и потихоньку выбрасывает букет цветов, подаренный ему Ниной. Треплєв, увидев Нину самую, бросает к ее ногам убитую чайку, которую он только что подстрелил на озере, и упрекает ее за то, что она стала с ним холодной и чужой: «Это началось с того вечера, когда так глупо провалилась моя пьеса. Женщины не прощают неуспеха...» Он ревниво наблюдает ее в восторг, когда к ним приближается Тригорин. Тот способен всю жизнь превратить в сюжет и записывает в книге характеристику лица, в которой узнаем Машу. Нина и Тригорин говорят о том, что каждый из них хотел бы на некоторое время оказаться на месте другого, чтобы его понять. Тригорин долго и подробно рассказывает, как он пишет и какое у него нелегкая жизнь, и все ради того, «чтобы сказали только, что он пишет мило, талантливо... но далеко до Толстого». Он говорит, что не любит себя как писателя, потому что ничего не успевает: «я чувствую, что если я писатель, то я обязан писать о народе, об его страданиях, об его будущем, говорить о науке, о правах человека и прочее... но в конце концов я чувствую, что умею писать только пейзаж, а во всем остальном я фальшивый, и фальшивый до костей». Его зовут, и он выражает сожаление, что они больше не увидятся, а ему так не хочется ехать. Увидев судьбы чайку, спросил, что это. Нина сказала. И он сразу записывает в книжечку: «Сюжет для небольшого рассказа: на берегу озера с детства живет молодая девушка, такая, как вы; любит озеро, как чайка, и счастлива и свободна, как чайка. Но случайно пришел человек, увидел и от нечего делать погубил ее, как эту чайку». Вдруг из окна выглянула Аркадина и сообщила, что они остаются здесь.

ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ

Действие в столовой. Заметны приготовления к отъезду. Тригорин завтракает. Маша говорит с ним, стоя у стола, о свое безнадежное любви к Треплева и обещает вырвать это чувство из сердца, выйдя замуж за Медведенко. Тригорин жалуется Маши, что они вынуждены ехать: «Сын ведет себя крайне бестактно. То стрелялся, а теперь, говорят, собирается меня на дуэль вызвать. А с чего бы это? Дуется, пирхає, проповедует новые формы... Но ведь всем хватит места, и новым, и старым, - зачем же толкаться?» Маша говорит, что это из ревности, ведь ей это знакомо, и попрощавшись, уходит. Заходит Нина, что в руке держит горошину, пытаясь несложным гаданием решить, идти ли ей в актрисы. Потом она дарит Тригоріну медальон, на котором она приказала вырезать с одной стороны его инициалы, а с другой - название его книги «Дни и ночи». Тригорин целует подарок и говорит, что всегда будет вспоминать ее, особенно в светлом платье, когда у ног ее лежала белая чайка. Нина, услышав голоса, торопливо исчезает, а Тригорин читает: «страница 121, строки 11 и 12». Теперь его очень интересует, что там у него написано. Он идет в кабинет Сорина искать свою книгу «Дни и ночи ». Тем временем Аркадина и Сорин разговаривают о Константина, ее сына. Она занимается тем, что и до сих пор не знает, почему стрелялся сын, небось, из-за ревности? Но Сорин говорит, что были и другие причины: человек он молодой, умный, живет в глухім селе, без денег, без определенного общественного состояния, без будущего. Никаких занятий. Стесняется и боится своего безделья. Сорин говорит, что любит его сердечно, но Треплєву кажется, что он здесь лишний, нахлебник. Аркадина говорит: «А не пойти ли ему на службу, что ли...» Сорин говорит, что парня надо бы было немного одеть, дать ему хоть немного денег, может, отправить за границу на некоторое время. Но Аркадина, сначала сгоряча согласившись дать денег на костюм, и это обещание берет назад: ведь она актриса, и ей надо одеваться. Ее брат видит, что ему не уговорить Аркадину помочь сыну, а сам он не имеет денег, потому что полностью зависит от своего управляющего. Соріну становится плохо, он идет, опираясь на палку. Как раз подоспел Треплєв и просит мать перевязать ему голову, потому что врач что-то запаздывает. Он с радостью вспоминает лучшие времена из их прошлого, когда она была такая внимательная, отзывчивая, впрочем, более к чужих, незнакомых или посторонних людей. Ему так не хватает его внимания и любви, понимания. Но она больше занимается своим любовником Тригоріним, из-за которого едва не погиб ее сын. Она утверждает, что он такой благородный, талантливый, а сын, мол, просто завидует ему. Треплєв пытается раскрыть ей глаза на захват Тригорина Ниной, однако Аркадина только раздражается еще больше, они ссорятся, потом извиняются друг в друга. Но встречаться с Тригоріним сын Аркадіної не желает и стремительно уходит прочь, увидев того. Ирину Николаевну все устраивает, чтобы только не было дуэли с ее любовником. А тот твердит найдены в книге слова, что были на 121 странице его книги: «Если тебе когда-нибудь понадобится моя жизнь, то приди и возьми его». Охваченный страстью, которой пахнуло от этих слов, он умоляет Аркадину отпустить его, быть ему другом, потому что его так манит любви Нины. С горечью Аркадина говорит: «Неужели я такая старая и уродливая, что со мной можно, не стесняясь, говорить о других женщинах? (обнимает и целует его) О, ты сошел с ума! Мой прекрасный, удивительный... Ты последняя страница моей жизни! Моя радость, моя гордость, мое блаженство... (становится на колени). Если ты покинешь меня, хоть на час, то я не переживу, сойду с ума, мой странный, мой прекрасный, мой повелитель...» Она вспоминает и призывает все свое искусство актрисы, чтобы удержать его возле себя и добивается обещания остаться с ней. Но встретив перед отъездом Нину, которая сказала, что решила сбежать от отца в Москву и поступить в актрисы, назначает ей там встречу в гостинице «Славянский базар».

ДЕЙСТВИЕ ЧЕТВЕРТОЕ

Прошло два года. Одну из комнат Сорина его племянник превратил в свой кабинет. За окнами осенний ветер качает деревья, воет в трубе. Маша и ее муж Медведенко говорят о Константина Треплева, которого дядя все время зовет к себе, чтобы тот был на глазах. Медведенко вспоминает о старый театр возле озера и говорит, что надо бы его сломать, потому что он похож на скелет и кажется, что там кто-то плачет. Он просит Машу ехать с ним домой, потому что там, видимо, уже голодная их ребенок, но Маша надеется на служанку и собирается остаться ночевать в доме Сорина. Сам же Сорин собирается ночевать на диванчике в комнате с Костей. Полина Андреевна приносит постель и говорит Треплева: «Никто и не думал и не гадал, что с вас, Костя, получится настоящий писатель. А вот, слава Богу, и деньги стали присылать из журналов. И красивый стал...» Отправив домой Машиного мужа, она просит Треплева быть ласкавішим с ее Машей. Константин молча встает и уходит. Маша в разговоре с матерью обещает вырвать эту любовь из сердца, пусть только ее мужа переведут подальше от этого дома. Тут заходит Медведенко, потому что отец Маши не дал ему лошадей, чтобы ехать. Среди общего разговора Сорин говорит о том, что его жизнь - сюжет под названием «Человек, который хотел». В молодости он хотел быть литератором, говорить хорошо, жениться и жить в городе, а взамен должен оставаться одиноким в селе, не совершив ничего. Правда, он дослужился до чина действительного статского советника. А Дорн отмечает, что «выражать недовольство жизнью в шестьдесят два года... - это не великодушно». Сам он относится к жизни и смерти несколько философски: «Страх смерти - животный страх... Надо душить его». Вспоминая о поездке за границу, он говорит о интересное ощущение, которое охватило его во время пребывания в Генуе - тогда, в толпе, что передвигался словно живое существо, - он почувствовал что-то похожее на существование мировой души. Что-то вроде той мировой души, которую играла в пьесе Треплева Нина Заречная. Когда вспомнили про Нину, Треплєв рассказал, что она убежала из дома и сошлась с Тригоріним. У них был ребенок, которая потом умерла. Тригорин разлюбил ее и вернулся к своим прежним женщин и обязательств, которых и не оставлял, успевая и там и здесь. По театра, то она дебютировала в подмосковном дачном театре, а потом уехала в провинцию. Треплєв некоторое время ездил по ней, потом она писала к нему письма и подписывалась Чайкой. Теперь она приехала в город и находится на постоялом дворе: Отец и мачеха расставили везде стражу, чтобы не пускать ее и близко к дому. Треплєв, обращаясь к Дорну, отмечает, что легко быть философом на бумаге, а в жизни гораздо сложнее.