Значение кюи цезарь антонович в краткой биографической энциклопедии. Цезарь антонович кюи

Аннотация

на произведение Ц. А. Кюи

«Уснуло всё»

Учащейся 4 курса специальности «Дирижирование. Академический хор» Пименовой Ольги

«Уснуло всё»- произведение a capella для смешанного хора. Автор музыки- Цезарь Кюи, автор литературного текста- Даниил Ратгауз.

Цезарь Антонович Кюи- русский композитор (1835-1918), музыкальный критик, деятельность которго протекала в период невиданного развития русской музыкальной культуры в 70х- 80х годах 20-го века.

Музыкальное наследие Кюи чрезвычайно обширно и многообразно: 14 опер (из них 4 детских), несколько сот романсов, оркестровые, хоровые, ансамблевые произведения, сочинения для фортепиано. Он- автор свыше 700 музыкально- критических работ.

Ц. А. Кюи родился 6 января 1835 года в городе Вильно. Его отец, Антон Леонардович Кюи, выходец из Франции, служил в наполеоновской армии, волею случая остался жить в России и стал учителем гимназии. В возрасте 5 лет Кюи уже воспроизводил на фортепиано мелодию слышанного им военного марша. В десять лет сестра начала его учить фортепианной игре; затем учителями его были Герман и скрипач Дио. Учась в виленской гимназии, Кюи, под влиянием мазурок Шопена, оставшегося навсегда любимым его композитором, сочинил мазурку на смерть одного учителя. Живший тогда в ВильнеМонюшкопредложил давать талантливому юноше бесплатно уроки гармонии, продолжавшиеся, впрочем, всего семь месяцев.

В 1851-55 гг.Кюи учился вГлавном инженерное училище в Петербурге. Впоследствии, в 1904 году, Ц. А. Кюи был произведен в чин инженер-генерала.

Самые ранние романсы Кюи написаны около 1850 года («6 Польских песен», изданы в Москве, в 1901 г.), но серьёзно развиваться композиторская его деятельность начала лишь после окончания им академии. Громадное значение в развитии таланта Кюи имела дружба с Балакиревым(1857), являвшимся в первом периоде творчества Кюи его советником, критиком, учителем и отчасти сотрудником (главным образом, по части оркестровки, оставшейся навсегда наиболее уязвимой стороной фактуры Кюи), и близкое знакомство с его кружком: Мусоргским (1857), Римским-Корсаковым (1861) и Бородиным (1864), а также с Даргомыжским (1857), оказавшим большое влияние на выработку вокального стиля Кюи.

19 октября 1858 года Кюи женился на Мальвине Рафаиловне Бамберг, ученице Даргомыжского. К тому же времени относятся два фортепианных скерцо C-durиgis-mollи первый опыт в оперной форме: два акта оперы «Кавказский Пленник» (1857-1858), позже переделанной в трёхактную и поставленной в 1883 году на сцене в Петербурге и Москве. Тогда же написана одноактная комическая опера в легком жанре «Сын Мандарина» (1859). В 60-е годы Кюи работал над оперой «Вильям Ратклиф», поставленной в 1869 г. на сцене Мариинского театра.

В 1876 г. в Мариинском театре состоялась премьера новой работы Кюи- оперы «Анджело» на сюжет драмы В.Гюго.

Цезарь Кюи участвовал в Беляевском кружке. В 1896-1904 годах Кюи состоял председателем петербургского отделения, а в 1904 г. выбран почетным членом Императорского Русского Музыкального Общества.

Замечательный лирик, способный воплощать в музыке самые возвышенные и глубокие чувства, в вокальном жанре композитор наиболее полно проявил себя в миниатюре. Истинной поэзией и вдохновением отмечены такие романсы и вокальные циклы, как «Эоловы арфы», «Мениск», «Сожжённое письмо», «Истомленная горем», «20 поэм Рипшена», «25 стихотворений Пушкина», «21 стихотворение Некрасова», «18 стиотворений А.К. Толстого» и др.

В 60-х годах в русской музыке сформировался ряд творческих школ и направлений, организовывались различные центры музыкальной жизни. Ведущее место занял кружок петербургских музыкантов «Могучая кучка», куда входили М.Балакирев, Ц.Кюи, М.Мусоргский, А.Бородин, Н.Римский-Корсаков. Всех их объединяла одна цель- продолжать дело, начатое Глинкой, «создавать музыку русскую, неразрывно связанную с искусством самого народа». Как критик Ц.Кюи играл важную роль в борьбе, которую вела «Могучая кучка» за свои национально-эстетические принципы.

И всё же определяющим в творческом наследии Кюи остаётся хоровая миниатюра. По облику и характеру своего дарования Кюи- типичный миниатюрист. Он почти не выходит из круга тихих и ясных, спокойно- созерцательных настроений. Среди большого количества произведений для хора особенно выделяются лирические: «Засветилась вдали», «Встрепенитесь, птички- песни», «Сияет солнце», «Уснуло всё», «Васильки на полях».

Именно здесь раскрывается ярче всего своеобразная индивидуальность композитора, очень тонкого и изящного в своих высказываниях. Стилю Кюи свойственны красивая мелодичность, изящная гармонизация, умение использовать хоровые краски. В его манере заметно стремление к лирической сглаженности, законченности и спокойному равновесию линий.

В этом лирическом наследии выделяются и стоят особняком несколько монументальных, развёрнутых хоров: «Жизнь», «Две розы», «Грозовые тучи». Эти хоровые произведения вошли в цикл «Шесть хоров», посвященный Бесплатному хоровому классу.

Как всякий истинно национальный художник, композитор сумел отразить в своём творчестве противоречивую и напряжённую обстановку эпохи.

Кюи как музыкальный критик

Начавшаяся в 1864 г. («Санкт-Петербургские Ведомости») и продолжавшаяся до 1900 г. («Новости») музыкально-критическая деятельность Кюи имела большое значение в истории музыкального развития России. Боевой, прогрессивный характер (особенно в более раннем периоде), пламенная пропаганда Глинки и «новой русской музыкальной школы», литературный блеск, остроумие, создали ему, как критику, огромное влияние. Он пропагандировал русскую музыку и за границей, сотрудничая во французской прессе и издав статьи свои из «Revue et gazette musicale» (1878-1880) отдельной книжкой «La musique en Russie» (П., 1880). К крайним увлечениям Кюи относится его умаление классиков (Моцарта, Мендельсона) и отрицательное отношение к Рихарду Вагнеру. Отдельно изданы им: «Кольцо Нибелунгов» (1889); «История фортепианной литературы» курс А. Рубинштейна (1889); «Русский романс» (СПб., 1896).

С 1864выступал как музыкальный критик, отстаивая принципы реализма и народности в музыке, пропагандируя творчествоМ. И. Глинки,А. С. Даргомыжскогои молодых представителей «Новой русской школы», а также новаторские течения зарубежной музыки. В роли критика он часто публиковал разгромные статьи на творчествоЧайковского. Систематическая музыкально-критическая деятельность Кюи продолжалась до начала 1900-х гг.

Творческое наследие композитора :

14 опер

(За исключением Флибустьера, все оперы Кюи впервые были сочинены на русском языке.)

    Кавказский пленник (по Пушкину)

    Сын мандарина

    Млада (1-й акт; остальное сочинили Римский-Корсаков, Мусоргский, Бородин, и Минкус)

    Вильям Ратклифф (в трёх действиях, либретто В. Крылова по одноименной драматической балладе Генриха Гейнев переводеА. Н. Плещеева; премьера дана 14 февраля 1869 года вМариинском театре)

    Анджело (по драме Виктора Гюго)

    Le Flibustier = Флибустьер (У моря ) (по комедии Ж. Ришпена)

    Сарацин (по драме Дюма-отца)

    Пир во время чумы (по Пушкину)

    Мадмуазель Фифи (по Мопассану и Метенье)

    Снежный богатырь

    Матео Фальконе (по Мериме и Жуковскому)

    Капитанская дочка (по Пушкину)

    Красная шапочка (по Перро)

    Кот в сапогах (по Перро)

    Иванушка-дурачок

Кюи закончил две оперы других композиторов:

    Каменный гость (Даргомыжского)

    Сорочинская ярмарка (Мусоргского)

Также- произведения для оркестра, камерных инструментальных ансамблей, фортепиано, скрипки, виолончели; хоры, вокальные ансамбли, романсы (более 250), отличающиеся лирической выразительностью, изяществом, тонкостью вокальной декламации. Среди них популярны «Сожжённое письмо», «Царскосельская статуя» (слова А. С. Пушкина), «Эоловы арфы» (слова А. Н. Майкова) и др.

Хоры а капелла смешанные-23, мужские-3, женские-4, детские-7, 7 смешанных квартетов, духовные хоры- 4, мужские квартеты-9, хоры с сопровождением фортепиано, женские хоры с оркестром- более70ти названий, хоры из опер Кавказский пленник, Вильям Ратклиф, Анджело и др.

Большинство хоров- лирические миниатюры в жанре романса или песни (Засветилась вдали, Ноктюрн, Небо и звёзды, Васильки на полях, Встрепенитесь,птички-песни, Розы, Сияет солнце и др.); хоры философского содержания, иногда с элементами трагизма (неразгаданный сон, две розы, Чайльд-Гарольд и др). Есть жанровые пьесы(Баркарола, Колыбельная), восточные хоры (Дарует небо человеку, Молитва бедуина), попытки воплощения общественно-гражданской темы (Голод, На Родине, Идут). Несколько больших развитых хоров (8ми голосное Жизнь; в сонатной форме- Грозовые тучи). Мелодичность, красивая гармонизация, законченность формы, изящество, умелое использование голосов и хоровых красок, выразительное прочтение текста (трудность- разная подтекстовка). Реприза динамизирована, кульминация. Постепенное включение партий, имитация, показ темы в различных голосах и регистрах, дивизи. Заботится о плавности и логичности голосоведения.

Даниил Ратгауз

Поэт Даниил Максимович Ратгауз родился в Харькове 25 января (6 февраля) 1868 г. Окончил в Киеве гимназию и юридический факультет Киевского университета (1895). Служил присяжным поверенным. Жил в Киеве, наездами бывая в Петербурге. В 1910 г. обосновался в Москве. Отец поэтессы, прозаика и актрисы Татьяны Ратгауз-Клименко. Дебютировал в печати в 1887 г. Литературным «крестным отцом» стал Василий Немирович-Данченко. Печатался в многочисленных газетах, еженедельниках и журналах («Наблюдатель», «Новый век», «Нива», «Север», «Сцена и жизнь», «Дамский мир», «Всемирная панорама», «Весь мир», «Пробуждение», «Огонек», «Новый мир», «Журнал для женщин», «Синий журнал», «Вестник Европы» и другие). Еще студентом послал свои стихи П. И. Чайковскому, который сочинил шесть романсов на стихи Ратгауза («Снова, как прежде, одни» «В эту лунную ночь», «Мы сидели с тобой»). На стихи Ратгауза романсы писали также Н. А. Римский-Корсаков, Ц. А. Кюи, С. В. Рахманинов, А. С. Аренский, Р. М. Глиэр, М. М. Ипполитов-Иванов, Ю. И. Блейхман, А. Т. Гречанинов. Первый сборник «Стихотворения» (Киев, 1893). За ним последовали книги стихов «Песни сердца» (Москва, 1896), «Собрание стихотворений» (Санкт-Петербург – Москва, 1900), «Песни любви и печали» (Санкт-Петербург – Москва, 1902; второе издание 1903), «Новые стихотворения» (Москва, 1904), трехтомное собрание стихотворений (1906), «Избранные стихотворения» (Киев, 1910), «Русским женщинам» (1915), «Мои песни» (1917; книга переиздана в Берлине в 1922 г.). В 1918 г. переехал в Киев. В 1921 г. эмигрировал, после недолгого пребывания в Варшаве поселился в Берлине, с 1923 г. в Праге. Участвовал в литературном кружке «Далиборка», состоял в Союзе русских писателей и журналистов в Чехословакии. Вместе с В. И. Немировичем-Данченко считался старейшим и известнейшим из живших в Праге русских писателей. Печатался в газетах «Либавское русское слово», «Слово», «Сегодня», «Двинский голос», «Эхо», журнале «Для Вас» и других изданиях. Издал сборник «О жизни и смерти» (Прага, 1927). В последние годы из-за тяжелой формы гипертонии был прикован к постели, однако продолжал писать. Незадолго до смерти начал готовить новый сборник, в который должны были войти стихотворения последних лет, а из старых - наиболее известные. Книгу издать не удалось. Умер 6 июня 1937 г. в Праге. Похоронен на Ольшанском кладбище.

Литературный текст написан Даниилом Ратгаузом:

Уснуло всё. Замолкли птицы.

Весь мир кругом объяла тишь.

Сверкают бледные зарницы,

едва колышется камыш.

Уж темноокая, немая

нисходит ночь с немых высот

И песни неба, песни рая

она задумчиво поёт.

Но без любви мертва природа,

В ней счастья нет, нам счастья нет.

Как это часто встречается у поэтов-романтиков, лирическая пейзажная зарисовка наполнена глубоким философским содержанием.

Все мы наблюдали, как природа меняется с наступлением ночи. Солнце село, темно кругом, природа спит. Кажется, что весь мир кругом объяла тишь. Прислушавшись, можно услышать, как ветер колышет листву деревьев, пение сверчка.

Образы природы проецируются на чувства человека и осмысляются с духовно-нравственных позиций:

Но без любви мертва природа,

В ней счастья нет, нам счастья нет.

Можно предположить, что любовь в понимании поэта– не только чувство, живущее в сердце конкретного человека, но и любовь Творца вселенной к своему творению, одушевляющая и животворящая все сущее.

Согласно поэтическому тексту, музыкальный материал представляет два контрастных образа: первый - спокойный, умиротворённый:

Уснуло всё. Замолкли птицы.

Весь мир кругом объяла тишь.

Второй - более действенный («Сверкают зарницы и колышется камыш»).

Музыкально- выразительные средства.

Произведение относится к жанру лирической хоровой миниатюры. Одним из стилевых истоков является присутствующая в скрытом виде танцевальность (полонез):

Хор написан в простой двухчастной форме, каждая из частей представляет собой период из трёх предложений.

В создании гармонического языка композитор опирается на традиционные гармонические средства с небольшим вкраплением альтерированных аккордов.

Ритм гармонических смен совпадает с общим ритмом.

Композиционная схема произведения

51 такт(начинается с затакта).

Кол-во тактов

16 (8+8)

16 (8+8)

Тональный план

1-9 такты - A dur , 9-16 т . Т =4 ст . (Е dur)

16т. T =5 гарм. (а moll ), мажоро-минор: 24 т. D 65 к A dur

25 т. A dur ; отклонения в D dur (31-32 т. через D 2 и 32-33 т. через D 43.)

A dur утверждается (два раза повторяется оборот D 9- D 7-Т в 42-45т, в тактах 49-51- T )

Таким образом, основная тональность произведения- A dur, а основа гармонического языка произведения – натуральный мажор с элементами мажоро-минора.

Темп moderato, умеренный(четверть =92). ¾. Все голоса фактуры богато мелодизированы, тематический материал излагается в разных партиях. Мелодическая линия выстраивается в восходящем движении, от баса к сопрано. Музыкальная фраза переходит из одного голоса в другой.

Мелодия гибкая, песенная, интонационно выразительная, не отличается ритмической сложностью, но в ней присутствуют широкие скачки:

Скачок на ч.5 не только придаёт мелодии изящества, присущего творчеству Кюи, но и как бы обволакивает слушателя, передаёт красоту и прелесть дремлющей ночной природы.

Музыке присуща звукоизобразительность:

Выключения и включения партий

Динамические контрасты

Агогика

Использование тембровых красок:

Композитор не зря отдаёт первоначальное проведение главного мотива партии басов- спокойный, низкий бархатный звук погружает нас в атмосферу ночного затишья.

Гомофонно- полифоническая фактура.

В музыке встречается гармоническая фигурация (и песни рая… 9,13 т).

Гибкое следование музыки за текстом.

Особенности хорового изложения (вокально-хоровой анализ)

Смешанный хор, 4 партии, divisi есть во всех голосах. Таким образом, в целом это восьмиголосный хор.

Диапазоны хоровых партий

В целом тесситурные условия удобные. Трудность представляет «ля» второй октавы на нюансе «f» у сопрано (т. 40), к которой нужно привести крещендо. Может возникнуть проблема форсированного, кричащего звучания в этом месте. Здесь следует петь светлым, но прикрытым звуком, добавив немного вибрато для «серебристого» звучания.

Басы выполняют в основном функцию основы, фона. Остальным же партиям поручается то аккомпанирующая, то руководящая роль.

Вокальная нагрузка хоровых партий разная. Наибольшая нагрузка приходится на партию сопрано, так как он она является ведущей.

При исполнении произведения у исполнителей могут возникнуть определённые трудности с интонированием. Музыкальный материал каждой партии содержит полутоновые ходы, широкие скачки:

Большую сложность играет разная подтекстовка партий, характерная для хорового творчества Кюи:

Здесь большую опасность представляет неясность слов при одновременном произношении разного текста. Дикция должна быть предельно чёткой и ясной, для этого нужно с каждой партией несколько раз утрированно и в темпе проговорить их текст.

Разная подтекстовка, в данном случае, стремится лучше раскрыть образ произведения.

Ночью природа не умирает, она живёт и тогда, когда всё погрузилось во мрак. Стрекочут сверчки, колышется камыш, журчит ручеёк, где- то вдали сверкают зарницы. Каждая партия олицеторяет разных живых существ, разные события, которые гармонично сочетаются и создают одно целое- атмосферу ночной умиротворённости.

Наиболее характерные особенности произведения Ц.Кюи «Уснуло всё»:

Звукоизобразительность;

Разная подтекстовка;

Агогика;

Использование хоровых красок;

Мелодическая линия переходит из одного голоса в другой, выстраивается от нижних голосов к верхним;

Мелодика песенного характера, интонационно выразительная, не отличается ритмической сложностью, но в ней присутствуют широкие скачки;

Включение и выключение партий из общего звучания;

Красочная классико-романтическая гармония.

В исполнении произведения необходимо добиваться хорошей дикции: четкого произношения согласных и максимального пропевания гласных.

Звуковедение – предельное легато.

Дыхание осуществляется преимущественно по фразам, во время пауз. На выдержанных и залигованных звуках – цепное дыхание. Есть цезуры, которые нужно сделать по логике, исходя из поэтического текста (5, 8, 29 такты).

Произведение следует исполнять светлым, но прикрытым звуком.

Для исполнения данного произведения необходим профессиональный или опытный хор желательно с большим опытом работы.

Вопросы исполнения (исполнительский план).

Произведение представляет собой хоровую миниатюру в жанре пейзажной зарисовки, поэтому музыка имеет лирико-изобразительный характер. В средней части сквозное развитие приводит к кульминации, а крайние части более статичны, так как в них представлен один музыкальный образ. Темп moderato (умеренно). Присутствует агогика - poco ritenuto в 24 такте, ritenuto в 46 такте и до конца произведения. Нюансировка: с начала произведения хор держится в нюансе «p». В 3 такте небольшое крещендо к тоническому аккорду в четвертом.

Следующий раздел («сверкают зарницы») более действенен, меняется ритм, изложение и соответственно динамика- mf. С 16 такта начинается динамическое развитие - от pp к f в 20 такте. Это кульминация произведения. В 20 такте композитор внезапно ставит нюанс p, что представляет сложность как в показе, так и в исполнении. Это обусловлено смысловым акцентом текста («и песни неба, песни рая она задумчиво поёт»).

Небольшое крещендо к последнему слову и пауза после него как бы проводят черту между разделами, делая форму произведения конкретной и ясной. Реприза начинается в первоначальном темпе и первоначальной динамике, однако в ней идёт не точное повторение музыкального материала, и крещендо приводит к отклонению в 4 ступень (33 такт). Композитор ставит marcato при проведении темы у теноров, это обусловлено тем, что обычно тенор - средний голос для заполнения фактуры, а здесь нужно, чтобы тема прозвучала ярко и весомо. Далее, в 38 такте, следует крещендо к f в 40 такте, которое также достигается путём расширения диапазона, восхождения мелодии и повышения тесситуры (к «ля» второй октавы у сопрано). Последний подраздел, 41 такт, начинается у басов на первоначальном материале и на динамике p, хор на ней остается до 48 такта, а далее- poco ritenuto и затихание вплоть до ppp, характерного для композиторов-романтиков, каковым и являлся Цезарь Кюи.

Основной исполнительский принцип в данном произведении – непрерывность развития.

Текст подчиняется музыкальной фразе.

Произведение Цезаря Кюи « Уснуло всё» представляет собой образец романтического стиля. Это проявляется как в образном содержании (природа и человек), так и в особой тональности (мажор с элементами мажоро-минора), и в особых видах аккордов, например, альтерированной субдоминанте. Стиль письма- имитационная подголосочность. Всё это- атрибуты романтического стиля, присущего Кюи.

В свете романтического универсализма с его «культурой чувства» понятен не только весь ранний мелос Кюи с его тематикой и поэтикой романса и оперы; понятно и увлечение молодых друзей Кюи (в том числе и Римского-Корсакова) действительно пламенным лиризмом «Ратклифа».
Б. Асафьев

Ц. Кюи - русский композитор, член балакиревского содружества, музыкальный критик, активный пропагандист идей и творчества «Могучей кучки», крупный ученый в области фортификации, инженер-генерал. Во всех сферах своей деятельности достиг значительных успехов, внес весомый вклад в развитие отечественной музыкальной культуры и военной науки. Музыкальное наследие Кюи чрезвычайно обширно и разнообразно: 14 опер (из них 4 детских), несколько сот романсов, оркестровые, хоровые, ансамблевые произведения, сочинения для фортепиано. Он - автор свыше 700 музыкально-критических работ.

Кюи родился в литовском городе Вильно в семье учителя местной гимназии, выходца из Франции. У мальчика рано проявился интерес к музыке. Первые уроки игры на фортепиано он получил у своей старшей сестры, затем некоторое время занимался с частными педагогами. В 14 лет он сочинил свое первое сочинение - мазурку, затем последовали ноктюрны, песни, мазурки, романсы без слов и даже «Увертюра или нечто в этом роде». Несовершенные и по-детски наивные, эти первые опусы все же заинтересовали одного из учителей Кюи, который показал их С. Монюшко, жившему в то время в Вильно. Выдающийся польский композитор сразу оценил дарование мальчика и, зная незавидное материальное положение семьи Кюи, стал бесплатно с ним заниматься по теории музыки, контрапункту к композиции. Всего 7 месяцев проучился Кюи у Монюшко, однако уроки большого художника, сама его личность запомнились на всю жизнь. Эти занятия, как и учеба в гимназии, были прерваны из-за отъезда в Петербург для поступления в военно-учебное заведение.

В 1851-55 гг. Кюи учился в Главном инженерном училище. О систематических занятиях музыкой не могло быть и речи, но музыкальных впечатлений, прежде всего от еженедельных посещений оперы, было много, и они впоследствии дали богатую пищу для формирования Кюи как композитора и критика. В 1856 г. состоялось знакомство Кюи с М. Балакиревым, положившее начало Новой русской музыкальной школе. Немного позднее он сблизился с А. Даргомыжским и ненадолго с А. Серовым. Продолжая в 1855-57 гг. свое образование в Николаевской военно-инженерной академии, Кюи под воздействием Балакирева все больше времени и сил отдавал музыкальному творчеству. Окончив академию, Кюи был оставлен при училище репетитором по топографии с производством «по экзамену за отличные успехи в науках в поручики». Началась многотрудная педагогическая и научная деятельность Кюи, требовавшая от него огромного труда и усилий и продолжавшаяся почти до конца жизни. За первые 20 лет службы Кюи прошел путь от прапорщика до полковника (1875), однако его преподавательская работа ограничивалась лишь младшими классами училища. Это было связано с тем, что военное начальство не могло примириться с мыслью о возможности для офицера с одинаковым успехом совмещать научно-педагогическую, композиторскую и критическую деятельность. Однако публикацией в Инженерном журнале (1878) блестящей статьи «Путевые заметки инженерного офицера на театре военных действий о европейской Турции» Кюи выдвинулся в число наиболее видных специалистов в области фортификации. Вскоре он стал профессором академии и был произведен в генерал-майоры. Кюи - автор целого ряда значительных работ по фортификации, учебников, по которым училось едва ли не большинство офицеров русской армии. В дальнейшем он дошел до чина инженер-генерала (соответствует современному воинскому званию генерал-полковника), занимался педагогической работой также в Михайловской артиллерийской академии и академии Генерального штаба. В 1858 г. увидели свет 3 романса Кюи ор. 3 (на ст. В. Крылова), тогда же он завершил в первой редакции оперу «Кавказский пленник ». В 1859 г. Кюи написал комическую оперу «Сын мандарина», предназначенную для домашнего спектакля. На премьере в роли мандарина выступил М. Мусоргский, аккомпанировал на фортепиано автор, причем увертюра была исполнена Кюи и Балакиревым в 4 руки. Пройдет много лет, и эти произведения станут наиболее репертуарными операми Кюи.

В 60-е гг. Кюи работал над оперой «Вильям Ратклиф» (пост. в 1869 г. на сцене Мариинского театра), в основу которой была положена одноименная поэма Г. Гейне. «Остановился я на этом сюжете потому, что мне нравилась его фантастичность, неопределенный, но страстный, подверженный роковым влияниям характер самого героя, увлекал меня талант Гейне и прекрасный перевод А. Плещеева (красивый стих всегда меня прельщал и имел несомненное влияние на мою музыку)». Сочинение оперы превратилось в своеобразную творческую лабораторию, в которой идейно-художественные установки балакиревцев проходили проверку живой композиторской практикой, а сами они на опыте Кюи учились оперному сочинительству. Мусоргский писал: «Ну да хорошие вещи всегда заставляют себя искать и ждать, а „Ратклиф“ более чем хорошая вещь... „Ратклиф“ не только Ваш, но и наш. Он выползал из Вашего художнического чрева на наших глазах и ни разу не изменил нашим ожиданиям. ...Вот что странно: „Ратклиф“ Гейне ходуля, „Ратклиф“ Ваш - тип бешеной страсти и до того живой, что из-за Вашей музыки ходули не видно - ослепляет». Характерной особенностью оперы является причудливое сплетение в характерах героев реалистических и романтических черт, что уже было предопределено литературным первоисточником.

Романтические тенденции проявляются не только в выборе сюжета, но и в использовании оркестра, гармонии. Музыка многих эпизодов отличается красотой, мелодической и гармонической выразительностью. Речитативы, которыми пронизан «Ратклиф», тематически насыщены и разнообразны по колориту. Одной из важных особенностей оперы является хорошо разработанная мелодическая декламация. К недостаткам оперы следует отнести отсутствие широкого музыкально-тематического развития, некоторую калейдоскопичность тонких по художественной отделке деталей. Не всегда композитору удается объединить зачастую прекрасный музыкальный материал в единое целое.

В 1876 г. в Мариинском театре состоялась премьера новой работы Кюи - оперы «Анджело» на сюжет драмы В. Гюго (действие происходит в XVI в. в Италии). К ее созданию Кюи приступил будучи уже зрелым художником. Его композиторское дарование развилось и окрепло, значительно возросло техническое мастерство. Музыка «Анджело» отмечена большим вдохновением и страстностью. Созданы характеры сильные, яркие, запоминающиеся. Кюи умело построил музыкальную драматургию оперы, постепенно от действия к действию усиливая разнообразными художественными средствами напряжение происходящего на сцене. Он мастерски применяет речитативы, насыщенные экспрессией и богатые по тематическому развитию.

В жанре оперы Кюи создал много замечательной музыки, высшими достижениями стали «Вильям Ратклиф» и «Анджело». Однако именно здесь, несмотря на великолепные находки и озарения, проявились и определенные негативные тенденции, прежде всего расхождение между масштабностью поставленных задач и их практической реализацией.

Замечательный лирик, способный воплощать в музыке самые возвышенные и глубокие чувства, он как художник наиболее раскрылся в миниатюре и прежде всего в романсе. В этом жанре Кюи достиг классической стройности и гармонии. Истинной поэзией и вдохновением отмечены такие романсы и вокальные циклы, как «Эоловы арфы», «Мениск», «Сожженное письмо», «Истомленная горем», 13 музыкальных картинок, 20 поэм Ришпена, 4 сонета Мицкевича, 25 стихотворений Пушкина, 21 стихотворение Некрасова, 18 стихотворений А. К. Толстого и др.

Ряд значительных произведений создал Кюи в области инструментальной музыки, в частности сюиту для фортепиано «В Аржанто» (посвященную Л. Мерси-Аржанто - популяризатору русской музыки за границей, автору монографии о творчестве Кюи), 25 фортепианных прелюдий, скрипичную сюиту «Калейдоскоп» и др. С 1864 г. и почти до самой смерти продолжалась музыкально-критическая деятельность Кюи. Темы его газетных выступлений чрезвычайно разнообразны. Он с завидным постоянством рецензировал петербургские концерты и оперные спектакли, создавая своеобразную музыкальную летопись Петербурга, анализировал творчество русских и зарубежных композиторов, искусство исполнителей. Статьи и рецензии Кюи (особенно в 60-е гг.) в значительной степени выражали идейную платформу балакиревского кружка.

Цезарь Кюи - одаренный композитор, который создал свое первое музыкальное произведение еще в подростковом возрасте.

Помимо того, что он блистал в культурной сфере, немалый вклад он внес в военное дело. В обеих областях он оставил свой отпечаток.

Детство

Ребёнок родился в 1835 году 6 января на территории современного Вильнюса. Его отец был французом, он остался в России после того как в 1812 году остатки наполеоновского войска, в котором он числился, не стали возвращаться на родину.

В городе Вильно он встретил свою будущую супругу и вскоре у них родился сын. Цезарь Кюи общался со своим отцом на французском языке, а с другими членами семьи на литовском. Музыкальные способности проявились в ребенке уже в 5 лет.Он мог правильно проиграть мелодии на фортепиано, предварительно послушав их. Игре на этом музыкальном инструменте его обучала старшая сестра.

В подростковом возрасте его учителем стал скрипач Дио и Герман. Позже в училище Кюи сочинил свое первое произведение - мазурку, посвященную одному из преподавателей. Она была написана под влиянием музыки любимого композитора мальчика - Шопена.

В эти же годы в Вильно проживал знаменитый польский композитор Монюшко, который согласился в течение нескольких месяцев давать Кюи частные уроки.

Биография

В возрасте 16 лет юноша поступает в Главное инженерное училище. Спустя 4 года его производят в прапорщики. Кюи продолжат свое обучение в Николаевской инженерной академии, которую закончил в 1857 году. Здесь же он остается работать топографом, впоследствии он начал преподавать фортификацию.

В 1875 году он заработал звание полковника. С началом войны с Турцией его отправили в центр военных действий. Здесь он помогал укреплять позиции и сооружения. Он был одним из первых инженеров, который применил бронебашенные установки. Благодаря его ценным знаниям и умению их применять фортификации он приобрел известность и славу.

Несколько лет спустя за блестящие заслуги на фронте его назначили адъюнкт-профессором в 3 академиях. А в 1891 году он получил звание генерал-майора. Умер композитор 13(26).03.1918г в Петрограде.

Творчество

Когда в 1850 году юноша переехал в Петербург, его стала одолевать страсть к опере. Она стал завсегдатаем театров. Поэтому Кюи начинает работу над своим произведением - опера «Замок Нейгаузен». Однако довести до конца ее ему не удалось. Через несколько месяцев композитор берется за создание «Кавказской пленницы» - на основе Пушкинской поэмы.

В 1861 году в обществе становится известно о создании музыкального кружка под названием «Могучая кучка». Одним из ее пяти членов становится Цезарь Кюи. Композиторы, входившие в эту «Новую русскую музыкальную школу» (другое название кружка), занимались самообразованием. Они часто обращались к фольклору, богослужебному пению и к различным произведениям отечественных и зарубежных музыкантов.

Таким образом, композиторы разбирали и анализировали чужое искусство, параллельно с этим создавая свое. Именно его работа «Кавказская пленница» была первой российской постановкой, которую поставили на сцене в Бельгии. Здесь же композитор написал «Флибустьер». Спустя несколько лет эта опера уже покорила парижское общество со сцены Комической оперы.

Современники с восхищением отзывались о музыкальных произведениях Кюи. Они говорили, что его музыка полна талантом, страстью и оригинальностью. Помимо опер, композитор сочинял работы в других жанрах. На его счету множество камерных произведение, романсов, вокальных квартетов и даже опер для детей.

Одним из достоинств композитора является то, что он написал первую в России книгу о музыкальном искусстве. Она называлась «Музыка в России». Ее опубликовали в странах Европы, где она пользовалась большой популярностью.

Знаменитые произведения

  • «Вильям Ратклиф»;
  • «Каменный гость»;
  • «Матео Фальконе»;
  • «Красная шапочка»;
  • «Иванушка-дурачок»;
  • «Кот в сапогах».

Личная жизнь

В 1858 году Кюи женился на своей возлюбленной Мальвине Бамберг. Ее учителем был композитор Даргомыжский. Именно ей он посвятил свой первый опус. Главной темой в произведении были первые буквы ее фамилии. Здесь же можно было проследить повторение нот С и С, что в свою очередь было его инициалами - Cesar Cui.

  • Читал лекции о военном искусстве императору.
  • Цезарь Кюи, как один из членов «Могучей кучки», оказал огромное влияние на российское музыкальное развитие.
  • Помимо этого он внес большой вклад в военную область, открыв множество достижений в фортификации, за что ему было присуждено более десяти различных орденов.

Цезарь Антонович Кюи

Цезарь Антонович Кюи был на редкость многогранной личностью. Он оставил после себя богатое музыкальное наследие, однако при жизни был известен не только как член « », но и как профессор фортификации – военной науки о создании фортификационных построек. Он прожил долгую и насыщенную жизнь. Произведения Кюи отличаются лирической выразительностью и утонченностью композиции.

Отец Цезаря, Антон Леонардович Кюи, был солдатом наполеоновской армии. После поражения в войне 1812 года он не вернулся на родину во Францию, но остался в России. Он был ранен, а потому у него просто не оставалось другого выхода. Поселился он в Вильне, там женился на Юлии Гуцевич и стал преподавать французский язык в местной гимназии.

Рожденный в их браке сын Цезарь уже с ранней юности стал проявлять интерес к музыке. Впрочем, как сказать – с юности, скорее – с младенческих лет: ему и пяти-то не было, когда он уже мог на слух наигрывать услышанные ранее военные марши. Когда ему исполнилось десять, его стала обучать музыке старшая сестра.

В 1851-м году, когда будущему композитору было всего шестнадцать, Цезарь поступил в главное инженерное училище в Петербурге, а к двадцати годам уже имел чин прапорщика. Окончив в 1857-м году николаевскую инженерную академию, он получил чин поручика и остался при академии служить в качестве репетитора. Именно в Петербурге Цезарь познакомился с , а также и с остальными членами русской пятерки.

19 октября 1858 года Кюи женился на Мальвине Бамберг, одной из учениц Даргомыжского, которой посвятил свой первый опус – Скерцо для фортепиано в 4 руки 1857 года. Она скончалась в 1899.

Но идиллия мирной жизни длилась не долго. Когда началась Русско-турецкая война, Кюи отправился на фронт. Там он участвовал в укреплении фортификационных сооружений. Параллельно он вел обзор фортификационных работ. Вскоре он занимал по своей специальности должность, причем в трех высших учреждениях сразу.

Продолжение краткой истории жизни и творчества Ц.А. Кюи.

Влияние

В конце концов он дослужился вначале до профессора, а затем и до заслуженного профессора, и получил чин генерал-майора. Одним из первых предложил использовать бронебашенные установки в сухопутных крепостях. Также он был известным автором по своему предмету и весьма уважаемым знатоком своего дела.

Портрет Ц.А. Кюи

Так когда же он умудрялся писать музыку? В этом он несколько схож с , который тоже мастерски совмещал дело своей жизни со своими увлечениями. Свои самые первые романсы Кюи написал в юности, примерно в 19 лет. Он даже опубликовал их, но всерьез занялся музыкой лишь после окончания академии.

Сдружившись с Балакиревым, который в то время был не столько феноменальным пианистом и талантливым композитором, сколько гениальным преподавателем, Кюи обрел в его лице главного идейного вдохновителя. Хотя тот был со своими причудами. Однако именно он был главным наставником таких композиторов, как Римский-Корсаков, и Бородин. В конце концов Цезарь Антонович стал членом кружка, со всеми вытекающими последствиями.

Слабой стороной Кюи были оркестровки, а потому Балакирев стал ему с ними помогать, став, таким образом, не только его педагогом, но и соавтором. Впрочем, как вы можете судить из других статей о композиторах “Могучей кучки”, Балакирева и просить-то о помощи не надо было. Порой композиторам приходилось его убеждать, чтобы он им НЕ помогал, не исправлял и не переделывал их произведения по своему усмотрению. Как бы то ни было, Балкирев оказал немалое влияние как на самого Кюи, так и на характер его творчества.

Цезарь Кюи стал одним из главных выразителей «новой русской школы», представителями которой выступали члены “Могучей кучки” (вторым после Стасова). Он публиковал свои взгляды достаточно регулярно, с 1864 и до конца века, в различных отечественных и зарубежных газетах и журналах, участвуя в жарких пропагандистских схватках, особенно в первые годы. Его подписью в течение долгого времени было “***”. Он даже сделал уничтожающую рецензию на первую постановку “Бориса Годунова”, больно ранившую Мусоргского. Существует пародийный комикс по некоторым публикациям, сделанным в течение его жизни, с надписью на латыни: “Радуйся, Цезарь Кюи, мы, на смерть идущие, приветствуем тебя”.

Прожил Кюи долгую жизнь, до 1918-го года, завершив свои дни в почтенной старости. Возможно, весь его гений он передал военному делу и преподаванию, так как всех слабых мест своего композиторского мастерства он так и не искоренил.

Был даже эпизод в его творческой карьере, когда он просил публику не ходить на премьеру его новой оперы.

Но проблема заключалась не только в посредственной оркестровке, но и в неряшливом исполнении самого произведения.Тем не менее, он создал немалое количество произведений, особое место среди которых занимают произведения для детей, а также романсы.

Примерно таких же успехов Кюи добился на поприще музыкальной критики. Его манера была откровенно агрессивной. Но свое дело сделала. Даже больше того, его критические произведения, насыщенные остроумием и блестящим литературным даром, оказали немалое влияние на развитие музыки России тех времен. В своих произведениях он отстаивал принципы реализма и народности в музыке (что было вполне характерно для членов «Могучей кучки»), частенько разносил в пух и прах творчество Чайковского и, в целом, полностью отражал идейные воззрения «Могучей кучки».

Как и Бородин, который был известен в научных кругах едва ли не более, чем в музыкальных, Кюи совершил значительный вклад в развитие науки, но науки военной. Его сочинения на тему военно-инженерного дела обрели широкое признание в свое время. Хотя сейчас его помнят в основном по его деятельности в составе знаменитых кружков.

Цезарь Антонович Кюи по-особому выделяется среди композиторов «Могучей кучки». По количеству написанных опер он уступает только – но ни одна из них не вошла в «золотой фонд», как обе народные драмы Модеста Петровича Мусоргского или единственная опера . Его романсы не поражают меткостью речевых интонаций – но очаровывают утонченным благородством, как, впрочем, и все, что создано Кюи. И никто из кучкистов не уделил столько внимания юным слушателям: Мусоргский писал о детях, но не для детей – Кюи же создал четыре детских оперы.

Родина Цезаря Кюи – город Вильна (ныне Вильнюс). Его отец – в прошлом барабанщик французской армии – остался в Российской империи после войны 1812 г. и работал в костеле в качестве органиста. Кроме того, он сочинял музыку, интересовался литературой, наряду с русским языком выучил польский и литовский. Мать умерла рано, ее Цезарю заменила старшая сестра. Именно она стала для одаренного мальчика первой учительницей фортепианной игры, затем он обучался частным образом. Любимым композитором Кюи был , именно под его влиянием четырнадцатилетний композитор создал свое первое сочинение – мазурку. Вскоре появились другие мазурки, а также ноктюрны, романсы, песни. Эти произведения он показал Станиславу Монюшко, жившему в то время в Вильне. Видя одаренность Цезаря и зная о непростом материальном положении семьи, композитор стал обучать его бесплатно. Занятия длились семь месяцев, и конец им положил отъезд в Санкт-Петербург, где Цезарь поступил в Главное инженерное училище.

В столице юноша не учился музыке, но в музыкальных впечатлениях недостатка не было. В 1856 г. он познакомился с , позднее – с Александром Сергеевичем Даргомыжским. Окончив училище, он продолжил образование в Николаевской инженерной академии. Успехи его были так велики, что по окончании учебы он был оставлен при учебном заведении как репетитор по топографии, а позднее преподавал фортификацию. Кюи стал со временем видным специалистом по фортификации, во время Русско-турецкой войны принимал участие в укреплении позиций в районе Константинополя. Однако эта деятельность не мешала музыкальному творчеству. Он создает оперы «Кавказский пленник», «Сын мандарина», «Вильям Ратклиф», «Анджело». В двух последних операх выявились новые для того времени музыкально-драматургические принципы: ориентация на напевный речитатив, симфонизация оркестровой партии. В поэме Генриха Гейне, ставшей основой «Вильяма Ратклифа», композитора привлек, по его словам, «страстный, подверженный роковым влияниям характер героя». Опера не имела большого успеха, однако горячо одобрялась друзьями-музыкантами, даже утверждал, что поэма Гейне – «ходуля», а опера Кюи – «тип бешеной страсти». В опере «Пир во время чумы», задуманной раньше «Каменного гостя» Даргомыжского, своеобразно интерпретирована одна из «Маленьких трагедий» Пушкина.

В одном из оркестровых сочинений Кюи – скерцо Фа-мажор – реализована идея, идущая от : в буквенных обозначениях темы частично воспроизводится фамилия супруги композитора. И все же в наибольшей степени талант Кюи раскрывался не в произведениях крупной формы, а в миниатюрах, прежде всего – вокальных. Печатью подлинного вдохновения отмечены его романсы на стихи Александра Сергеевича Пушкина, Алексея Константиновича Толстого, Адама Мицкевича и других поэтов. Среди инструментальных сочинений Кюи выделяются фортепианные прелюдии, сюита «Калейдоскоп» для скрипки.

Под влиянием Марины Станиславовны Поль – специалиста по эстетическому воспитанию – Кюи увлекся таким новым для того времени делом, как создание опер для детей. Свою первую детскую оперу – «Снежный богатырь» – он создал в 1905 г., в последующие годы было создано еще три сочинения такого рода – «Кот в сапогах», «Красная шапочка» и «Иванушка-дурачок».

Еще одно, не менее важное направление деятельности Кюи – музыкальная критика. Статьи, написанные им, играли роль рупора идей «Могучей кучки» не в меньшей степени, чем статьи Стасова. Перу Кюи принадлежат очерки о вагнеровском «Кольце нибелунга», о развитии русского романса и другие сочинения.

Прожив дольше всех прочих кучкистов, Кюи стал свидетелем Первой мировой войны, трех революций и зарождения новых тенденций в искусстве. Не все из них он принял – так, в своей последней статье, написанной в феврале 1917 г., Кюи дает иронические советы тем, кто желает стать модерн-композитором: нотную грамоту знать необязательно, достаточно взять лист нотной бумаги и «ставить ноты, где случится, без разбору». И все же нельзя сказать, что композитор смотрел в будущее без надежды: «А в сущности, какой интересный исторический момент мы переживаем», – говорил он в ноябре 1917 г. Но книга его воспоминаний завершается вопросом без ответа: «Доживу ли я до более светлых дней?»

Кюи скончался в марте 1918 г. В Петрограде и других городах прошли концерты и музыкальные вечера, посвященные его памяти.

Все права защищены. Копирование запрещено.