Биография и картины микеланджело караваджо. Караваджо – биография и картины художника в жанре Барокко – Art Challenge

Родился осенью 1573 года в Ломбардии, на севере Италии. Точно неизвестны ни дата, ни место его рождения. Последним мог быть как Милан, так и расположенный в 30 милях к востоку от него городок Караваджо. Отец художника, Фермо Меризи, занимался строительством при дворе Франческо Сфорца, маркиза ди Караваджо.
Микеланджело родился в семье первым (за ним последовали еще три его брата и сестра). Социальное положение его отца позволяет предполагать, что он получил приличное образование. До четырехлетнего возраста Микеланджело, по всей видимости, жил в Милане, но эпидемия чумы, разразившаяся в 1576 году, заставила семью вернуться в Караваджо. В 1577 году умер отец Караваджо.
Следующим, документально подтвержденным событием в жизни художника стало его поступление в апреле 1584 года в ученики к миланскому живописцу Симоне Петерцано. Учителя Караваджо современники знали очень хорошо, но сейчас этот художник практически забыт. Если Микеланджело кончил полный четырехлетний курс обучения у Петерцано, то он должен был получить звание художника в 1588 году, однако подтверждающих это предположение документов не сохранилось. В 1590 году умерла мать художника. В мае 1592 года наследство обоих родителей было поделено между их детьми (один брат умер в 1588 году). Доля Караваджо оказалась достаточной для того, чтобы обеспечить ему несколько лет благополучной творческой жизни. Видимо, сразу после получения наследства он покинул родной город. Молодого художника манил к себе Рим, где он вскоре и появился. Этот факт подтверждает биография Караваджо, написанная в 1620 году Джулио Манчини. Биограф отмечает, что художник «поехал в Рим в возрасте примерно двадцати лет».
Из того же источника известно, что Караваджо «усердно занимался» в Милане, но «время от времени допускал экстравагантные выходки, вызванные его пылким темпераментом». Другой писатель XVII века, Джованни Беллори, предположил в сборнике биографий художников, что переезд Караваджо в Рим был связан не только с творческими устремлениями, но отчасти с его «несдержанным нравом, повлекшим неприятности, из-за которых он был вынужден покинуть Милан». По некоторым сведениям, этими «неприятностями» стал инцидент, приведший к тому, что художник то ли ранил, то ли убил человека.
Первое время Караваджо испытывал трудности. Это заставляло его браться за любую работу. Вскоре нужда отступила - Караваджо стал подмастерьем у Джузеппе Чезари (другое имя - Кавалер д"Арпино), считавшегося в то время выдающимся мастером. Короткий период работы с Чезари оборвался, когда Караваджо сильно ударила лошадь и он угодил в больницу. Оправившись, молодой художник решил работать самостоятельно. В середине 1590-х годов несколько его картин попали к кардиналу Франческо дель Мойте, который и стал покровителем Караваджо. Дель Монте отличался разносторонними интересами, он дружил с Галилеем, хорошо знал музыку, театр и живопись. Приблизительно в 1597 году кардинал взял к себе Караваджо на службу, определив ему достойное жалованье. Здесь художник провел следующие три года.
Именно благодаря дель Монте Караваджо сумел получить крупный заказ - два больших полотна «Призвание апостола Матфея» и «Мученичество апостола Матфея» для капеллы Контарелли римской церкви Сан-Луиджи деи Франчески. Предварительный контракт, подписанный в июле 1599 года, является первым документом, относящимся к жизни художника в Риме. Год спустя картины были закончены. Они укрепили репутацию Караваджо, и художник стал получать новые престижные заказы. Между сентябрем 1600 года и ноябрем 1601 года он, в частности, написал «Обращение Савла» и «Распятие апостола Петра» для капеллы Черази церкви Санта-Мария дель Пополо.
Не приходится удивляться тому, что все эти работы привлекли большое внимание. Они отличались смелостью художественного решения, драматизмом и оригинальностью. Образы Караваджо выглядели вполне реальными, земными, они опровергали идеализированные стандарты, принятые в тогдашней религиозной живописи. Многие современники Караваджо были очарованы мощью его таланта. Впрочем, находились и оппоненты - они считали недопустимым изображать святых столь приземленно. Так, в 1602 году Караваджо создал алтарный образ «Святой Матфей и ангел», отвергнутый церковными функционерами как «недостойный и неприличный». Тогда художник написал новый вариант той же картины, исполненный по принятым канонам. Отвергнутое же полотно приобрел крупнейший коллекционер того времени, маркиз Винченцо Джустиниани, впоследствии купивший еще 15 работ Караваджо.
По той же причине были отклонены церковью еще два алтарных образа Караваджо, пополнив собой коллекции римских ценителей живописи. Подобные эпизоды способствовали тому, что за короткое время Караваджо превратился в одного из самых знаменитых и скандальных римских художников. К 1604 году слух о нем распространился уже по всей Северной Европе - доказательством тому служит пассаж в «Книге художников» голландца Карла ван Мандера, где Караваджо назван «Микеланджело из Караваджо, пишущим в Риме удивительные картины».
Художнической славе Караваджо сопутствовала и другая слава - слава человека, находящегося не в ладах с законом. Между ноябрем 1600 года и октябрем 1605 года его имя - в связи с различными выходками - одиннадцать раз появлялось в полицейском списке правонарушителей. Среди них - швыряние подноса в лицо официанту, ношение меча и кинжала без соответствующего разрешения и битье стекол в доме своего хозяина, забравшего у Караваджо часть мебели за то, что тот не вносил квартирной платы. Несколько раз художника помещали в тюрьму. Большая беда случилась 28 мая 1606 года, когда Караваджо в случайной драке, возникшей из-за спора при игре в мяч, убил человека. После этого художник бежал из города. Оставшиеся четыре года своей жизни он провел в изгнании.
Первое время Караваджо скрывался неподалеку от Рима, надеясь на помилование. Осознав тщетность своих ожиданий, он отправился в Неаполь. В Неаполе, как и повсюду, ему легко удалось найти заказчиков. Он пробыл там девять месяцев, а затем перебрался на Мальту, где его появление документально зафиксировано 13 июля 1607 года.
Месяцы его мальтийской жизни были наполнены как творческими триумфами, так и новыми опасностями. На Мальте Караваджо писал картины для церквей и по заказу местных рыцарей-госпитальеров. 14 июля 1608 года за заслуги перед Мальтийским орденом Караваджо был посвящен в его . Вскоре после этого у него случилась стычка с высокопоставленным членом ордена, в результате чего художника бросили в тюрьму. Караваджо бежал из-под стражи и отправился на Сицилию.
Римские власти перестали его разыскивать, но теперь ему приходилось опасаться мести со стороны госпитальеров. Биограф художника Дж. Беллори отмечал, что «страх гнал его с места на место», и Караваджо метался между большими городами, едва находя время для работы. Осенью 1609 года он вернулся в Неаполь. В октябре Караваджо подстерегли несколько вооруженных людей (возможно, это были рыцари ордена или их агенты) и сильно изуродовали ему лицо. Весной 1610 года Караваджо перебрался в Порто-Эрколе. Здесь его вновь арестовали - на этот раз по ошибке. Вскоре художник был выпущен на свободу, но заболел малярией и 18 июля 1610 года умер. Было ему всего 37 лет.

На долю великого художника Микеланджело Меризи, известного нам как Караваджо, выпало много бед и злоключений. Судьба не была к нему благосклонна. То ли в силу его темперамента, вспыльчивого нрава, образа жизни, то ли из-за таланта, задатки которого были уже заметны к одиннадцати годам.

Родился он, по некоторым данным, 28 сентября 1571 года в Ломбардии, на севере Италии в небольшом городке Караваджо, в семье вполне обеспеченного архитектора местных маркизов синьора Фермо Меризи. В 1577 году он умирает от чумы. В 1584 году мальчика отправляют в Милан для обучения искусству к достаточно известному тогда художнику Симоне Петерцано из Бергамо, который обещает обучить его к пятнадцати годам.

В 1590 году умирает его мать. Поделив с братом, оставшееся после смерти родителей наследство, которое позволило Микеланджело несколько лет прожить безбедно, в 1592 году он покидает родной город. Пристрастие к азартным играм, шумным хмельным компаниям вскоре пошатнуло его благосостояние, и в Рим он попадает уже без денег, голодным и оборванным. Изо дня в день он перебивается работой над непритязательными поделками в мастерской некого Лоренцо

Сичилиано. Конечно, молодого художника уже проявившего способности делать нечто лучшее, такое положение дел не могло устроить. Разочарования, нищета, приводят Караваджо к болезни, он попадает в госпиталь для бедняков. После выздоровления его берет в свою мастерскую Джузеппе Чезари д’Арпино. Он хорошо разбирается в пристрастиях заказчиков, знает коньюктуру рынка, достаточно оборотлив и у него всегда есть клиенты. Нужда ненадолго отступает от Караваджо.

Но тут опять случается беда. Художника ударяет лошадь, и он вновь попадает в больницу. После выздоровления Караваджо решает работать самостоятельно. В это время одна за другой возникают самые известные картины его первого периода творчества. «Гадалка, предсказывающая судьбу», «Отдых на пути в Египет», «Кающаяся Магдалина», «Юноша, укушенный ящерицей».

Но, несмотря на то, что этими работами он заявил о себе, как о талантливом художнике, публика остается к нему безразлична. И лишь волею судеб несколько работ попадают к знатоку живописи кардиналу Франческо дель Монте, который берет его себе на службу с вполне приличным заработком.

По свидетельству современников покровитель художника не отличался благочестием и целомудрием. На его пиры «никогда не приглашали женщин, зато там танцевали молодые мальчики, одетые в женское платье». Ну а поскольку Караваджо напрямую зависел от желания заказчика, постольку в эго картинах появлялась и эротика с гомосексуальной наклонностью.

К сожалению, о Караваджо сохранилось очень мало достоверной информации. Он не был женат, но к женскому полу был не безразличен. «Шалунья, живущая в районе Банки», «Лаура и её дочь и её дочь Изабелла, из-за которых возник процесс», «Маддалена, жена Микеланджело, живущего неподалёку от площади Навоны», разбитые окна ревнивого мужа – всё это лишь из небольших заметок биографов, осведомителей наблюдающих по распоряжению инквизиции за прогрессивными течениями художественной жизни тех лет.

Благодаря кардиналу дель Монте Караваджо получает первый крупный заказ для капеллы Контарелли римской церкви Сан-Луиджи деи Франчески «Призвание апостола Матфея» и «Мученичество апостола Матфея». Это непременно отразилось на его авторитете, художник начинает получать престижные заказы.

Караваджо в своих работах всегда испытывал пристрастие к живописи с натуры. Он тщательно прописывал каждую деталь, пытаясь приблизить её к оригиналу. Именно Караваджо ввел новый для Рима жанр – натюрморт как таковой. Если из его жанровых работ убрать будь то фигуры людей, фрукты, приборы, остатки ужина, музыкальные инструменты, все эти детали все равно продолжают жить своей жизнью, являя собой почти самостоятельный центр притяжения. В склонности Караваджо к натурализму было только одно желание – как можно более точно отразить предмет, обстановку, героев вплоть до применения зеркала как независимого от сетчатки глаз экрана передачи изображения и мощного светового потока в моделирование объектов. При помощи резких светотеней, которые ранее не приветствовались мастерами эпохи возрождения, Караваджо добивается необычайного напряжения в стоп кадре своих работ. При этом очень сложно определить, что важнее зеркало или свет, который бьёт словно прожектор, на наиболее значимые участки тела точно указывая зрителю на суть идеи, ради которой было задумано полотно. Натурализм Караваджо это не бездушный клон, а зрительная передача внутренних эмоций происходящих здесь и сейчас. Образы его героев не вписываются в идеализированные стандарты главенствующих тогда направлений маньеризма и академизма. Он пишет их с реальных простых людей из толпы независимо от сюжета картины.

Но в Риме требовалось не сходство с натурой, а возвышенность и благочестие сюжетов, действий, и уж никак не приземленность святых персонажей. Поэтому церковь очень часто не принимала работы Караваджо. Он делал новые работы исходя из канонов заказчика. А отвергнутые полотна приобретали знающие в живописи толк коллекционеры. Церковные функционеры довольно часто отказывались от его полотен. Караваджо становился скандальным художником. Популярность Микеланджело росла. И в 1604 году слух о нём распространился уже по всей Северной Европе.

Наряду со славой художника увеличивались и случаи участия его в скандальных происшествиях. Все больше проявлялись черты его характера как вспыльчивого, эгоцентричного человека, живущего одним днем. Один из осведомителей, наблюдающих за тенденциями художественной жизни тех лет, писал о Караваджо: «Недостаток его состоит в том, что он не уделяет постоянного внимания работе в мастерской – проработав две недели, он предается месячному безделью. Со шпагой на боку и пажом за спиной он переходит из одного игорного дома в другой, вечно готовый вступить в ссору и схватиться врукопашную, так что ходить с ним весьма небезопасно».

Частые походы в харчевню с друзьями, швыряние подноса в лицо официанту, шумные выходки по ночам, столкновения с соперниками, разбитые окна у ревнивого хозяина дома, ношение оружия без разрешения, оскорбление полиции, дни, поведенные в кутузке – все это создавало ему репутацию в глазах властей как человека неблагонадежного.

В мае 1606 года во время ссоры Караваджо убил Рануччио Томмазони. Сам художник был ранен и вывезен друзьями из Рима. Суд приговорил его к смертной казни, а за его поимку было назначено вознаграждение.

В 1607 году он перебирается жить на Мальту. Там в 1608 году художник становится рыцарем Мальтийского ордена. И снова возникает ссора со знатным рыцарем, которого он ранил. Затем тюрьма, побег, исключение из рыцарского ордена, Сицилия. Караваджо становится известно, что раненный им рыцарь подослал к нему убийц. Художник возвращается в Неаполь, его преследует страх, он даже спит с кинжалом. Но осенью 1609 года наемники, настигнув Караваджо на пороге харчевни, нанесли ему удары кинжалами в лицо.

Устав от всех злоключений художник мечтает вернуться в Рим. Но там ещё не отменен смертный приговор. До него доходят слухи, что благодаря влиятельным покровителям, в том числе и кардиналу Гонзаго, отмена смертного приговора скоро будет подписана. Из Неаполя он отправляется в Порт Эрколе, что бы там дождаться более определенных известий. Но и тут, уже в последний раз, на его голову обрушиваются злоключения. По ошибке его принимают за бандита и арестовывают, но затем отпускают. Что бы вернуть свои вещи, оставленные во флюгере, он возвращается на берег, зараженный малярией, заболевает, и 18 июля 1610 года в возрасте 37 лет умирает, так и не узнав, что 31 июля папским рескриптом Караваджо объявлено об амнистии.

Караваджо - биография

Великий итальянский художник Микеланджело Меризи да Караваджо родился 29 сентября 1571 г. в Милане. В 1576 г. от чумы умер его отец, а мать с детьми переезжает в Караваджо – городок невдалеке от Милана. Здесь Микеланджело прожил до 1591 года. Первые написанные в Милане жанровые сценки и портреты не сохранились.

Микеланджело имел вспыльчивый характер. Драки и тюремные заключения стали спутниками его жизни. В 1591 году художник вынужден бежать из Милана в Венецию, а затем в Рим.

Здесь Караваджо (так его стали называть, как было принято у художников, по месту рождения) знакомится с видными художниками и меценатами, например с Яном Брейгелем Бархатным, а также изучает работы Леонардо, Джорджоне и Тициана. Первая из дошедших до нас картин самого Караваджо – «Мальчик, чистящий фрукты» (1593).

Едва не умерев от лихорадки (1593) Караваджо создает, возможно, автобиографическую картину «Больной Вакх». В том же году пишет свои первые многофигурные картины, противопоставляя вырождающемуся маньеризму и зарождающемуся академизму живой реализм. Герои Караваджо – люди из уличной толпы, красивые и жизнерадостные. В 1594-96 гг Караваджо переживает плодотворный период, работая для своего покровителя просвещенного кардинала Франческо дель Монти на его вилле (многие картины того времени сохранились до наших дней).

Несмотря на выдающиеся успехи в 1596 Караваджо было отказано в принятии академию святого Луки. В том же году он создал первый чистый натюрморт в истории итальянской живописи «Корзинка с фруктами».

В последующие годы художник получает много заказов на украшение церквей, однако не всех заказчиков удовлетворяют выполненные работы.

В 1601 году Караваджо, наконец, снимает собственную мастерскую, у него появляются ученики. Его «Положение во гроб» (1603) копировали многие художники (включая великого Рубенса).

Создание шедевров перемежалось у Караваджо разгульной жизнью, драками, заключениями. 26 мая 1606 г Караваджо обвинили в убийстве в драке человека. Объявленный вне закона, художник бежит в Неаполь, затем на Мальту и продолжает писать картины. Жизнь его и здесь полна приключений (в 1608 г. он даже становится кавалером Мальтийского ордена), однако здоровье его уже было подорвано. В городке Порто д"Эрколе Караваджо умирает от лихорадки 18 июля 1610 года. Папский указ о помиловании был опубликован уже после его смерти.

Караваджо – великий реформатор европейской живописи, основатель реализма 17 века. Для его метода характерно резкое противопоставление света и тени.

Значение Караваджо оказалось неслыханным, потому что никто иной, как он первым в истории европейского искусства провозгласил сутью художественных образов жизненно конкретные явления, людей за свойственными им занятиями, вещи, которые их окружают в действительности. Новаторство концепции Караваджо заключалась в той жёсткой прямоте, с какой живопись стала буквальным воспроизведением жизни. Причём творческие установки мастера, как и его многочисленных последователей в разных европейских странах, так называемых «караваджистов», не менялись даже и тогда, когда они обращались к религиозным сюжетам.

Влияние Караваджо на всё последующее искусство столь огромно, что его просто не с чем сравнить: даже влияние Яна ван Эйка, Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана и Микеланджело не было таким всеобъемлющим. Если назвать хотя бы несколько имен тех, кто испытал его существенное или даже решающее влияние, комментарии уже окажутся излишни: Рибера, Сурбаран, Веласкес и Мурильо в Испании, Рубенс и Йорданс во Фландрии, Рембрандт и Вермеер в Голландии, Жорж де Ла Тур, братья Ленен, отчасти даже Пуссен во Франции. В самой же Италии 17 века не было, похоже, ни одного живописца, не ставшего в той или иной степени «караваджистом».

Искусство отныне не было зациклено преимущественно на идеале, но усматривало в природе, как и в самой жизни, одновременное присутствие противоположных начал. В этом смысле весьма показательной стала упомянутая «Корзинка с фруктами» Караваджо, где наряду со спелыми и сочными плодами и листьями присутствуют также гнилые и увядшие, в результате чего картина становится не гордым утверждением природы и жизни, но печальным раздумьем над сущностью нашего бытия…

Его называют реформатором европейского изобразительного искусства XVII века, внесшим много нового в господствовавший до этого стиль. Если ранее образы на господствовавших в то время религиозных полотнах идеализировались, то с появлением Караваджо в их изображении стал использоваться максимальный натурализм. Он одним из первых применил новый метод письма «кьяроскуро» - резкое противопоставление света и тени. Реалистичность прописанных образов делала античных богов, христианских святых и мучеников ближе к миру живых людей, в них ярко читались индивидуальность и характер, что снижало их пафос, делало искусство более «демократичным». Все детали, даже второстепенные, прорисовывались крайне тщательно, что создавало эффект реальности, «осязаемости». Караваджо внес значительный вклад в развитие новых для искусства того времени направлений – бытового жанра и натюрморта, ранее относившимся к «низким» жанрам.

Примечательно, что, создавая свои сложные композиции, художник не использовал эскизы и зарисовки, сразу реализовывая замысел на холст.

Помимо уникального таланта художник был неординарной личностью со сложным характером. Сама история его жизни – живописное полотно, полное контрастов: творческие взлеты и успехи соседствуют с дуэлями, драками и дебоширством, а за посвящением в рыцари следуют тюремные заключения, побег из Рима из-за убийства, скитания по разным городам Италии и смерти в возрасте 37 лет от малярии в одиночестве и печали.

Начиная свой творческий путь с бедствования в Риме: случайных заработков и дописывания картин признанных мастеров, Караваджо достиг престижного положения и добился однозначного одобрения своих работ при жизни, с чем не всегда везло многим талантливым мастерам. Ему давали множество заказов.

Стоит заметить, что не всегда заказчики понимали новаторство художника: некоторые работы из-за неотступного следования правде жизни и изображения тела во всей естественности считались неприличными, однако это не мешало продавать отвергнутые работы просвещенной публике, высоко ценившей талант живописца.

«Вечерка» вспоминает 6 наиболее значимых картин великого художника, выполненных в различных жанровых направлениях.

1. Религиозная живопись: "Положение во гроб" (1602-1604).

Одно из наиболее монументальных произведений художника. Картина предназначалась для алтаря римской церкви Кьеза Нуова. Долгое время она считалась самым главным шедевром художника. В 1797 году французы увезли ее в Париж в музей Наполеона. В 1815 году полотно было возвращено и с 1820 года оно находится в Пинакотеке в Ватикане.

К библейским сюжетам Караваджо пришел в своем более зрелом творчестве. В них художник находил драму современного бытия. Преднамеренно довольно обыденно трактуя высокие образы, отходя от возвышенной красоты и героизма, он пытается поднять суровую действительность до уровня легенды, мифа. И наоборот, спустить высокопарность религиозных героев к драме народной жизни, а оплакивание Христа – к событию, понятному всем.

В лицах, позах и жестах персонажей нет ни малейшего намека на патетику и возвышенные чувства. Герои Караваджо ведут себя естественно, как обыкновенные, простые люди. В искреннем горе они склонили свои головы, как будто согнулись под тяжестью навалившегося на них несчастья. Благодаря углу зрения зритель как бы включен в картину. Контраст яркого потока света и темной части картины подчеркивает скорбную выразительность всего полотна.

Вот некоторые персонажи композиции. Тело Христа поддерживает молодой Иоанн Евангелист, которому перед смертью Иисус поручил заботу о своей матери. Ноги Спасителя придерживает Иосиф Аримафейский; этот человек добился разрешения снять тело Христово с креста и затем положил его в гроб, приготовленный им для себя. Из женщин крайняя слева - мать Иисуса, Дева Мария.

2. Мифологическая живопись: "Вакх" (1592-93)

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра


Данная картина также отлично отображает новаторский стиль Караваджо, его нестандартный подход к трактовке сюжетов: его Вакх никоим образом не напоминает недоступное пафосное божество. Наоборот он выглядит максимально приближенным к реальному молодому человеку: изнеженный и отчасти вульгарный юноша, полупьяный на вид, который повернул к зрителю свое пухлое женоподобное лицо и протягивает кубок с вином изящно изогнутыми пальцами, «украшенными» толстым слоем грязи под ногтями. Тщательно прописанные детали показывают всю натуралистичность образа. Фрукты и графин на картине привлекают чуть ли не больше внимания, чем сам Вакх. Среди плодов айва, виноград, гранат, яблоки со следами гусениц. Фрукты, большинство из которых представлено в испорченном, малосъедобном состоянии, как полагают критики, олицетворяют бренность мирской суеты.

Автор словно говорит, что это вовсе не Вакх, а некая совершенно ординарная личность, надевшая на себя атрибуты античного Бога и глядящая на зрителя томным и в то же время настороженным взглядом из-под полуопущенных ресниц. Однако чувственное обаяние картины настолько велико, что зритель не чувствует ни капли иронии или негатива.

Это полотно отлично отображает фирменную черту художника – отображение празднично – игрового начала и даже эротического подтекста в античных сюжетах.

Картина хранится в галерее Уффици во Флоренции.

3. Портретная живопись: "Лютнист" (1595)

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра


Эта картина визуально отлично знакома даже тем, кто не знаком с творчеством художника. «Юноша с лютней» (второе название картины) - раннее произведение художника, но уже в нем в полной мере проявились все особенности художественного языка мастера, его стремление передать материальность окружающего мира.

На картине изображен музыкант, играющий на лютне. Его фигура, одетая в белую рубашку, четко выделяется на темном фоне стены. Вдохновенное лицо музыканта, с полураскрытыми губами и влажным блеском в мечтательных глазах вносит в бытовую сцену поэтическое настроение и здоровый налет чувственности. Эффекты освещения еще больше подчеркивают праздничную и лиричную атмосферу музицирования.

Лежащая перед музыкантом скрипка со смычком словно приглашает зрителя присоединиться к исполнителю и сыграть дуэтом. Слева на столе лежат фрукты и овощи, чуть дальше в глубине видна ваза с цветами. Резкое боковое освещение, собственные и падающие тени придают предметам почти осязаемую объемность и весомость. Более того, предметы натюрморта также имеют свои индивидуальные характеристики: потрепанные ноты, лютня с трещиной, помятая груша.

Интересно, что споры о том, какого пола герой картины Караваджо, не прекращаются с XVII столетия. Однако, сам автор говорил, что для этой (и других) картины позировал его любимец Марио Миннити, с которым тот жил в молодости в Риме. В работах этого цикла любовное чувство символически передаётся через образы плодов (как бы приглашающих зрителя насладиться их вкусом) и музыкальных инструментов (музыка как символ мимолётного чувственного наслаждения)

Приятен факт, что картина хранится в Санкт-Петербурге, в Эрмитаже.

4. Автопортрет: «Больной Вакх» (1573-1610)

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра


Несмотря на повторное обращение к мифологической тематике, этот шедевр раннего периода творчества Караваджо, относится к автопортретам художника. В картине, написанной после его пребывания в больнице, проявились первые признаки драматизма, которым отмечена зрелая живопись мастера. Пробыв долгое время между жизнью и смертью, он потом нередко обращался к этому состоянию в своих полотнах.

Название возникло позже, когда в лице выздоравливающего от болезни юноши, изображённом на полотне, признали бога виноделия Вакха. Картина была написана в период жизни Караваджо в Риме. Не имея возможности заплатить натурщику, художник срисовал для картины своё зеркальное отражение. Это позволило потомкам создать представление о его внешности.

Тему бренности бытия молодой Караваджо обыгрывает очень искусно: в самом колорите с холодными, зеленовато-синими тонами почти физически ощущается состояние озноба, которым охвачен молодой человек. Греческий бог вина и веселья сидит в том самом наряде, в котором живописец изобразит его пару лет спустя на картине, о которой мы рассказывали выше, находящейся ныне в галерее Уффици: белая накидка схвачена темным поясом, завязанным бантом. Но если Вакх на полотне из Уффици изображен здоровым, цветущим и призывно играет концом своего кушака, то этот слаб и не думает никого дразнить или веселить. На голове у него - наполовину увядший венок, сплетенный вовсе не из виноградных листьев, как положено. И вообще это не Вакх, а смертный, нарядившийся им, словно бы говорит художник, спуская нас с небес на землю.

Сейчас произведение находится в собрании галереи Боргезе в Риме.

5. Бытовая живопись: «Шулеры» (около 1596г.)

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра


Как уже говорилось, Караваджо – один из основателей жанровой живописи. Карточная игра – довольно часто повторяющая тема в его творчестве (он и сам был страстным игроком, и в одной из игр и завязалась драка, повлекшая убийство, после чего художник вынужден был бежать).

За грубым деревянным столом идет карточная игра, одна из разновидностей старинного покера. Слева молодой и, судя по всему, неопытный игрок внимательно разглядывает свои карты. Через его плечо туда же смотрит средних лет мужчина, один из шулеров. При этом пальцами правой руки он подает тайный знак своему напарнику, который сидит напротив и прячет за спиной пятерку червей. Слева на переднем плане в коробке возвышается столбик, составленный из монет, - предмет вожделения нечистой парочки.

Картина полна внутреннего динамизма, характеры игроков тщательно прописаны и создают впечатление об их личности.

В 1627 году после смерти владельца полотна кардинала дель Монте картина «Шулеры» была инвентаризирована среди прочего его имущества, но затем была утеряна. Местоположение картины было неизвестно в течение долгих лет, она была случайно обнаружена в европейской частной коллекции лишь только в 1987 году. В настоящее время полотно находится в музее Кимбелл.

6. Натюрморт: «Корзина с фруктами» (ок. 1596 г.)

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра


Картина является знаковой, потому что до Караваджо, по сути, натюрмортов «в чистом виде» в европейской живописи не существовало. После Караваджо этот жанр приобрел большую популярность. Чтобы компенсировать «бедность сюжета», Караваджо прибегает к иллюзионистскому приему, помогающему придать большую монументальность самому предмету, изображенному на картине. Корзина находится на уровне глаз зрителя, и край стола отграничивает пространство изображения от внешнего пространства. Однако, изобразив корзину стоящей на столе лишь частью своего основания, художник добился впечатления, что корзина, частично «сойдя» с холста, вторглась в пространство зрителя. А в изображении фруктов художник достиг почти осязаемой объемности.

Картина хранится в Пинакотеке Амброзиана в Милане.

Интересные факты

Преданность Караваджо реализму иногда заходила очень далеко. Таким крайним случаем является история создания полотна «Воскрешение Лазаря». Ссылаясь на свидетельства очевидцев, литератор Сузинно рассказывает, как в отведённое под мастерскую просторное помещение при госпитале братства крестоносцев художник приказал принести выкопанное из могилы тело недавно убитого молодого человека и раздеть его, чтобы добиться большей достоверности при написании Лазаря. Двое нанятых натурщиков наотрез отказались позировать, держа в руках уже начавший разлагаться труп. Тогда, разозлившись, Караваджо выхватил кинжал и принудил их силой подчиниться его воле.

Микеланджело Караваджо (1571-1610) — итальянский художник, отказавшийся от характерной для его эпохи манеры живописи и положивший начало реализму. Его произведения отражают мировоззрение автора, его неуемный характер. Микеланджело Караваджо, биография которого полна тяжелых моментов, оставил впечатляющее наследие, до сих пор вдохновляющее художников всего мира.

Приметы эпохи

Художник родился в 1571 году в Ломбардии. Название селения (Караваджо), в котором Микеланджело появился на свет, стало его прозвищем. Историки отмечают, что на долю Италии во времена, когда жил и творил Караваджо, пришлось немало испытаний. Страну разоряли войны и внутренние противоречия, осложнявшиеся экономическим кризисом. На смену некоторой свободе Возрождения пришла церковная реакция. Все это не могло не повлиять на искусство.

Маньеризм и академизм

В годы, когда итальянский художник Микеланджело Караваджо начал двигаться по творческому пути, живопись стала наполняться мистическими сюжетами, далекими от реальности. Поддерживаемый церковью маньеризм, зародившийся в середине XVI века, был направлением субъективным, не стремящимся к гармонии духовной и телесной составляющей.

Чуть позже, почти в конце столетия, возникает академическая живопись. Для нее характерна простота композиции и монументальность форм, противопоставляемые маньеризму. Художники, отдававшие предпочтение академизму, обращались к Античности с ее идеализированными героями и образами, отметая реальность как не стоящую внимания.

Микеланджело Караваджо — художник-новатор

Созданное Караваджо направление, названное после его смерти «караваджизмом», берет свое начало в живописных традициях Северной Италии. Одним из учителей Микеланджело Меризи в Милане был Симоне Петерцано. Вероятно, именно у него художник научился использовать контраст света и тени, ставший впоследствии одной из главных отличительных черт многих его полотен.

Микеланджело Караваджо в своем творчестве продолжил традиции реалистического подхода мастеров Северной Италии. Он не стал последователем маньеризма или академизма, но положил начало новому течению, нередко вызывавшего критику со стороны как других живописцев, так и церкви. Однако некоторые религиозные деятели покровительствовали Караваджо. Среди них стоит отметить кардинала дель Монте, который благоволил к художнику в период с 1592 по 1594 год, когда Микеладжело жил и трудился в Риме.

Житель провинции

Микеланджело Караваджо, биография, творчество и вся жизнь которого неразрывно связаны с провинциальными городами, даже в полотнах на религиозные темы изображал простых людей. Герои его картин далеки от античных идеалов, их можно было встретить на улицах итальянских селений. Художник во множестве создавал жанровые полотна (например, «Гадалка», «Юноша с лютней»), в реалистичной манере передавая жизнь простого народа. На его картинах, запечатлевших различные сюжеты из Священного Писания, появлялись далеко не канонические детали, делавшие служителей церкви и мучеников не идолами, а простыми и понятными людьми. Среди подобных полотен можно назвать «Магдалину» и «Апостола Матфея».

Характерные для работ Микеладжело Караваджо черты — это реализм, иногда доходящий до крайней натуралистичности, лаконичная композиция, игра света и тени, использование сдержанной цветовой гаммы.

«Призвание апостола Матфея»

Знаменитый цикл работ для церкви Сан-Луиджи деи Франчези, изображающих эпизоды жизни святого Матфея, художник создал в последнее десятилетие XVI века. Лучшей среди них часто называется «Призвание апостола Матфея». Особую выразительность композиция приобретает за счет контраста света и тени. Все основные детали: - перст Христа, лицо апостола — ярко освещены. Тень покрывает малозначительные элементы полотна. Свет создает особое движение картины, направляет взгляд зрителя. Художник и в этой картине нашел место для реализма и деталей, характерных для житейских ситуаций. Он изобразил святого Матфея, сборщика подати, считающим деньги вместе с помощниками. Все герои картины, кроме Христа и апостола Петра, одеты в современные для Караваджо костюмы. Мастерство художника нашло выражение и в изображении лиц героев.

Движение к цели несмотря ни на что

Упрямым, неуемным и полным бурлящей энергии — таким описывают историки-искусствоведы Микеланджело Меризи. Он настойчиво развивал реализм, несмотря на критику и оппозицию церкви. Наиболее значимые свои работы художник создал в 1600-1606 годах. В их число входят полотна «Видение Савла», «Мученическая смерть апостола Петра», «Успение» и другие. Эти картины вызвали неодобрение со стороны церкви из-за отклонения от принятой манеры изображения, ненужного, по мнению католических сановников, реализма и материализма.

Слава и побег из Рима

«Положение во гроб» — одно из полотен Микеланджело Караваджо, фото которого неизменно сопутствует описанию биографии художника. Необыкновенно сильный эмоциональный эффект, производимый полотном, мастер достиг с помощью светотеневого контраста. Работа была создана для церкви Санта Мария ин Валличелла в Вечном городе. Драматический сюжет положения во гроб тела Спасителя написан художником в белых, красных и синих тонах, напряженное противостояние которых умножает эффект от игры света и тени. Это полотно признавалось шедевром не только среди поклонников и последователей мастера, но и его врагами.

И именно в тот момент, когда Микеланджело Караваджо достиг славы, судьба приготовила для художника очередное испытание. В 1606 году ему пришлось бежать из Рима после дуэли. Ссора во время игры в мяч имела роковые последствия: Караваджо убил противника и был вынужден покинуть город.

Последние годы

Скрываясь от правосудия, художник продолжать работать, хотя условия его жизни порой становились невыносимо тяжелыми. В Неаполе он написал «Мадонну с четками», «Семь дел милосердия». Последняя картина из названных представляет собой объединение нескольких разных сюжетов. Несмотря на сложную композицию, полотно не распадается на отдельные части. Художнику удалось скомпоновать сюжеты в единое целое.

На Мальте, повздорив с вельможей, Караваджо попал в тюрьму, а затем бежал на Сицилию. Работы последнего периода жизни мастера плохо сохранились. Картины, относящиеся к этому времени, полны драматизма. К ним относится «Погребение св. Лючии», «Усекновение головы Иоана Крестителя», «Поклонение пастухов». Эти картины объединяет ночное пространство, выступающее фоном для основного действия и неохотно расступающееся, показывая героев полотна.

Последние годы Караваджо провел в скитаниях по Сицилии. Незадолго до смерти он отправился в Рим, где ему была обещана помощь в получении прощения от Папы Римского. Однако и тут судьба не была расположена идти ему навстречу. По пути в Вечный город художник заболел. Он умер в Порто д’Эрколе в 1610 году от лихорадки.

Итальянский художник Микеланджело Караваджо, фото работ которого украшают все труды по истории искусства XVII века, оказал огромное влияние на развитие живописи. Трудно себе представить, сколько еще шедевров мог сотворить мастер, не оборвись его жизнь в 38 лет. Однако и то, что художник успел создать, сделало его одним из самых почитаемых мастеров прошлого. Став родоначальником реализма, он вдохновил на сотворение шедевров многих известных живописцев Западной Европы. К их числу принадлежит Рубенс, Рембрандт, Веласкес и многие другие. Последователи Микеланджело Меризи в Италии стали называть себя караваджистами, отдавая дань первопроходцу жанра.

Знаменитый итальянский художник, Микела́нджело Меризи да Карава́джо (итал. Michelangelo Merisi da Caravaggio) известен как самый яркий реформатор живописи на рубеже XVI – XVII веков (годы жизни: 1571 – 1610 гг.).

Караваджо достигает такого мастерства в использовании контрастов света и тени в своих картинах, что после него возникает даже целое поколение художников-«караваджистов». Караваджо не признавал существующие правила о том, что с помощью рисунка необходимо создавать идеализированные образы на полотнах – изображал на своих картинах настоящих людей: уличных мальчишек, куртизанок, стариков.

Мастер не оставил потомкам ни единого наброска – творил сразу на холсте.

Художник родился в пригороде Милана, где после эпидемии чумы рано остался без отца, и мать переехала с детьми в городок Караваджо. Талантливый юноша имел сложный неуживчивый характер. В 1591 году ему пришлось сбежать в Рим, после трагических разборок с карточным игроками, изображенными затем в работе «Шулера».

К слову, в различные передряги он будет попадать еще не раз на протяжении всей карьеры. Караваджо неоднократно был под следствием, однако слава скандалиста и дебошира не мешала ему быть востребованным.

В столице заметили его дар живописца, дав покровительство и базовые навыки – у мастеров школы Тициана. Так как в истории искусства уже был гений по имени Микеланджело, наш художник выбрал иной путь – он взял себе прозвище «Караваджо», копируя название родного города.

В Риме он оставил миру лучшие полотна в период творчества с 1592 по 1606 годы.

29 мая 1606 года в жизни Караваджо произошла трагическая случайность – во время уличной игры в мяч был убит Рануччо Томассони, а виновным в убийстве посчитали великого мастера. Чтобы не быть осужденным, художник подался в бега, оставив Рим.

Затем он переехал в Ла-Валетта (Valletta, столица Мальты) , и вступил в Мальтийский орден. Однако его скитания не прекращались до конца жизни. В итоге художник умер от малярии в 39 лет, забытый и отверженный, оставив миру десятки своих шедевров.

Кисти Караваждо принадлежат первые натюрморты в итальянской живописи – «Корзина с фруктами» – один из наиболее известных натюрмортов мастера, где фрукты изображены настолько точно, как будто это макросьемка.

Но плоды он начал изображать немногим ранее, на портретах подростков – это «Юноша с корзиной фруктов», «Вакх».

Некоторые наиболее удачные сюжеты живописец повторял 2-3 раза, по заказу богатых вельмож – «Гадалка», «Мальчик, чистящий фрукты» (один из первых шедевров). Женщин он изображал редко – «Кающаяся Магдалина», «Юдифь, убивающая Олоферна», «Мадонна и младенец со святой Анной» и еще несколько работ.

Рим в начале XVII века стал своеобразной школой для европейских художников. Со временем мастер техники «кьяроскуро» открыл собственную мастерскую, где у него было немало талантливых учеников, таких как Марио де Фьори, Спада, и Бартоломео Манфреди.

Впоследствии подражание «кьяроскуро» Караваджо стало очевидно в полотнах Веласкеса и Рубенса, Рембрандта и Жоржа де Латура.

Часть работ художника безвозвратно утрачены, и тем не менее в Риме осталось множество картин Караваджо, лицезреть которые можно бесплатно в церквях и платно в музеях и частных коллекциях. Далее мы приводим полный список картин с адресами для истинных поклонников творчества великого мастера.

Бесплатно

Церковь Сан-Луиджи-дей-Франчези

  • Адрес: Piazza di S. Luigi de’ Francesi, 00186 Roma

Любители полотен Караваджо чаще всего заходят в святую обитель Сан-Луиджи-деи-Франчези (San Luigi dei Francesi) – одну из «жемчужин» Рима, но из названия понятно, что церковь была открыта для французской общины. Она была построена как дань уважения французскому монарху Людовику IX (1214-1270), сумевшему положить конец непримиримой вражде церкви и светского руководства. А в Византии правитель смог договориться о выкупе священной реликвии всего христианского мира – Терновый венец Спасителя (хранится во Франции).
Церковь стала очередным «долгостроем», однако за 70 лет наполненную шедеврами святую обитель завершили к 1589 году. Здесь все пронизано духом почитания Святой Марии, как и подобает в католицизме. Однако снаружи постройка выглядит довольно скромно, если не считать статуи, а вся роскошь – внутри. Фрески Доминикино, отделка цветным мрамором, образа в позолоте.

Здесь в Капелле Контарелли (слева от главного алтаря) можно посмотреть 3 работы великого Меризи да Караваджо с изображенными сценами из жизни Святого Апостола Матфея.

Живописец сменил предыдущего мастера, и после Кавальеро д’Арпино что-то пришлось завершить, а что-то переделать. Те люди, что наняли работать Караваджо, рисковали, поскольку мастер не любил эскизы, работал под пучком направленного света и выстраивал композицию иначе, чем множество его современников. Но риск был оправдан, и сегодня мы имеем возможность лицезреть «Призвание Апостола Матфея».

«Призвание Апостола Матфея» (холст 322 x 340 см, написан в 1599 г.) – это известный сюжет о призвании сборщика налогов Иисусом в ученики, впоследствии мытарь Левий стал Апостолом и автором «Евангелия от Матфея». Два хорошо одетых юноши, присевших возле мытаря, с неподдельным интересом вглядываются в образ Спасителя, призывающего указующим перстом избранного Им. В работе чувствуется влияние предшественников, например, характерная кисть руки Господа с известного полотна Микеланджело в .

Интересно отметить, что святой Матфей является покровителем налоговых органов едва ли не во всех странах мира.

Мученичество святого Матфея

«Мученичество святого Матфея» (холст 323 х 343 см, написан в 1599-1600г.) – на полотне изображена сцена убиения благовестника, где угадывается автопортрет самого Караваджо. Эксперты утверждают, что лицо художника – в одной из фигур очевидцев события на заднем плане, обращено назад. Художник-реалист нарушил религиозные каноны, и патетику заменил реализмом страданий за Благую Весть. Полотно для фамильной часовни семьи Контарелли.

Святой Матфей и Ангел

«Святой Матфей и Ангел» (холст написан в 1599-1602 г.) – изображен одухотворенный Апостол, который внимает голосу Ангела, записывая Евангелие от Матфея. Картина известна тем, что заказчик был шокирован реализмом образа, где Святой Апостол изображен как простолюдин, вопреки канонам.

Базилика Святого Августина

  • Адрес: Piazza di Sant’Agostino, 00186 Roma

Церковь Святого Августина (Sant’Agostino) – еще одно место в Риме, где любители живописи имеют возможность увидеть шедевр Караваджо. Постройку легко найти на площади с тем же названием.

Здесь можно полюбоваться картиной Караваджо «Мадонна ди Лорето» и другими шедеврами итальянских мастеров эпохи.
Реалистичность библейских персонажей и особая манера письма Караваджо сделали его знаменитым и хорошо оплачиваемым. Он выполнял выгодные заказы на оформление церквей. В последнее десятилетие жизни живописец писал картины преимущественно на сюжеты из Евангелия, изображая библейских персонажей.

Мадонна ди Лорето или Матерь паломников

«Мадонна ди Лорето или Матерь паломников» (холст, 1604-1605г) – работа находится в первой капелле слева, и это самое нашумевшее полотно мастера. Тут не обошлось и без экстравагантных выходок – алтарный образ Богоматери написан с куртизанки.

Куртизанки позировали всегда и всем, но он первым отказался превращать обычную натурщицу в идеализированный образ Мадонны, а оставил все как есть.

Сановники были возмущены обнажением груди до неприличия, хотя это обычное дело для кормящей матери. Но именно нарушением канонов прославились реформаторские полотна Караваджо. Некоторых современников также смущали грязные стопы паломников, изображенные на картине, но таков закон реализма.

Библейские сюжеты, воплощенные на полотнах Караваджо, были настолько впечатляющими, что их неоднократно пытались копировать. Однако особая манера письма не давала шансов копиистам, а все подделки выглядят тусклыми и бледными. Большинство работ великого мастера «кьяроскуро» написаны на библейский сюжет, поэтому были в почтении у религиозной элиты.

Базилика Санта-Мария-дель-Пополо

  • Адрес: Piazza del Popolo
  • Время работы: 7:15–12:30, 16:00–19:00

Еще одно место в Риме, где выставлены два шедевра Караваджо и многие другие произведения искусства. Невзрачная на вид базилика Basilica di Santa Maria del Popolo открыта в утренние и вечерние часы. Сюда легко добраться на метро (красная ветка А) до станции Flaminio или пешком от за 10 минут. Этот объект – часть туристического маршрута, рядом с северными воротами Рима (Porta del Popolo), где слева стоит неприметное строение, одно из святилищ Девы Марии. Скромный облик постройки обманчив, но как написано в Библии: «Вся красота дочери Царя внутри».

Ваша цель – левый неф у алтаря – полотна Аннибале Карраччи и Меризи да Караваджо.

Обращение Савла или Павел на пути в Дамаск

«Обращение Савла» или «Павел на пути в Дамаск» (1601 г.) – картина иллюстрирует библейскую историю о начале служения Богу Апостола Павла, бывшего Савла. Он известен христианскому миру как автор нескольких Посланий в Новом Завете. Караваджо несколько раз изображал эту историю, и этот вариант наиболее реалистичен, более известен как композиция с лошадью. Фарисей Савл (Саул), имевший поручение сажать в темницы первых христиан, на пути в Дамаск имел сверхъестественную встречу с Иисусом, говорившим к нему с неба. Его попутчики ничего не поняли, но застыли в оцепенении, а чудесный свет ослепил Павла на 3 дня, что впоследствии привело его к исцелению, покаянию и служению Богу.

Распятие Святого Петра

«Распятие Святого Петра» (1600-1601 г.) – на холсте изображен Святой Апостол Пётр (бывший Симон), избранный Христом, которого распинали на кресте вниз головой. Такое неестественное положение, в котором Апостол с готовностью принял смерть – желание мученика. Он считал, что недостоин быть распятым как Христос. Именно об этом повествует картина Караваджо, великого мастера игры света и теней.

Платно

Галерея Боргезе

  • Адрес: Piazzale del Museo Borghese, 5, 00197 Roma
  • Стоимость: 14 евро – , как купить билет без посредников

Мальчик и корзина с фруктами

«Мальчик и корзина с фруктами» (1593-1594 г.) – это одна из первых работ, где тщательно проработано изображение каждого плода.

Больной Вакх

«Больной Вакх» (1592-1593 г.) – известный автопортрет живописца. Юный художник в то время тяжело болел и не имел средств к существованию. Пришлось выполнять заказ без натурщика и писать свое зеленоватое бледное лицо с зеркального отражения. Одно из лучших творений мастера было продано за долги из частной коллекции его учителя живописи в Риме Кавальер д’Арпино, было конфисковано и попало в коллекцию Шипионе Боргезе, племянника папы римского. Ценителей искусства живописи восхищает не только страдальческий лик полуобнаженного юноши, но и мастерское изображение кистей бело-розового и черного винограда.

Мадонна и младенец со святой Анной

«Мадонна и младенец со святой Анной» (1606 г.) – одна из самых почитаемых работ, известна как «Мадонна со змеёй», где Христос и Мария наступили на голову аспида.

Пророчица Анна, согласно апокрифическим текстам – это мать Марии, бабушка Иисуса, которая благословила Младенца, когда его впервые принесли в храм, в этом сюжете стоит поодаль. Работа для алтаря церкви Св. Анны.

Святой Иоанн Креститель

«Иоанн Креститель» (1610 г.) – есть несколько версий этого сюжета, в то время портреты многих обнаженных юношей подписывали именно так. Манера письма живописца узнаваема по непревзойденному мастерству изображения обнаженных юношей, ярко очерченных светом. Хотя библейский образ воспет многими живописцами, не все они отражают суровый образ Предтечи, крестившего народные массы в Иордане. Он жил в пустыне, прикрывая наготу шкурами животных, ел сушеные акриды и дикий мед. Чтобы придать значимость своим работам, живописцы давали своим работам имя Иоанна Крестителя. Для достоверности на полотнах изображали посох и шкуры овнов – атрибуты скитальца и аскета.

Святой Иероним в размышлении

«Святой Иероним в размышлении» (1606 г.) – полотно с философским смыслом, где человеческий череп побуждает старца к размышлениям о сути бытия. Говорят, что этот сюжет вдохновлял многих авторов шедевров литературы и искусства. Помните «Быть или не быть…»?

Давид с головой Голиафа

«Давид с головой Голиафа» (1609-1610 г) – наиболее интересная картина, которую живописец долгое время возил с собой и совершенствовал.

Это одно из поздних полотен Караваджо. Художник все еще находился вне закона и надеялся на прощение папы. Караваджо изображает себя в виде Голиафа, которому Давид отрубил голову, но Давид на картине не показан как победитель – он смотрит на отсеченную голову Голиафа почти с сочувствием. Картину Караваджо отправил в Рим, как дар кардиналу Шипионе Боргезе, чтобы получить папское помилование и в знак этого на мече Давида находятся буквы “h.o.s.”, означающие «скромность побеждает гордость».

Хотя нам кажется, что головы непропорциональны, но это вовсе не ошибка художника.

В Библии Давид описан симпатичным белокурым отроком. Когда войска израильтян и филистимлян стояли на поле боя, пастушок Давид принес братьям обед, но битва не начиналась – у Израиля не было достойного поединщика. А великан Голиаф (ростом 2,5 метра) произносил ругательства и проклятья в адрес израильтян. Давида возмутили пренебрежительный тон в адрес израильтян и их Бога, и он сразил гордеца в лоб камнем из пращи. Потом отсек ему голову, чтобы ободрить Израиль. Поэтому на картине голова Голиафа такая большая, а Давид совсем юный.

Пинакотека Ватикана

  • Адрес: Viale Vaticano
  • Стоимость: 20 евро
  • Время работы: c 9:00 до 16:00
  • с лицензированным гидом
  • в музеи Ватикана по пятницам

Также картины Караваджо есть в пинакотеке Ватикана, которая включена в комплекс .

Погребение Христа

В Ватикане взору многочисленных паломников представлена иллюстрация библейского сюжета «Погребение Христа» (холст 300 x 203 см, написан в 1602-1603 г.). Эту композицию впоследствии копировали многие последователи Караваджо, она также известна как «Положение во гроб Христа». Его сняли с креста и положили в пещере, предназначенной под место для погребения.
Один из шедевров великого живописца, который хранится в Ватиканской пинакотеке, изначально был написан для церкви Кьеза Нуова (Chiesa Nuovo). Композиция впечатляет глубиной трагизма центральной сцены Евангелия – о распятии Спасителя и его погребении перед Его чудесным воскрешением. Иисус умер на кресте за грехи всего человечества, став совершенной искупительной жертвой Богу. Одно из сильнейших проявлений трагизма в реалистичных полотнах мастера.

Известен особый случай, когда его приверженность реализму доходила до фанатизма – изображение мертвой натуры для картины «Воскрешение Лазаря».

Как известно из Евангелия, Иисус пришел воскрешать своего умершего друга, брата Марфы и Марии, на 4-й день, когда тело «уже смердит». Натурщики отказались позировать с разлагающимся трупом, и Караваджо принуждал их так стоять угрозами, пока не достиг цели. Но эта работа выставлена в региональном музее города Мессина (Museo Regionale Interdisciplinare di Messina) на Сицилии в городе Мессина, а не в Риме.

Палаццо Дория-Памфили

  • Адрес: Via del Corso, 305
  • Билет: 12 евро
  • Время работы: c 9:00 до 19:00

Палаццо Дория-Памфили (Palazzo Doria Pamphilj) – это серое здание с запоминающейся архитектурой, принадлежавшее кардиналам. Впоследствии дворец перешел в частную собственность от семьи Альдобрандини к Памфили, породнившейся с еще одним благородным родом – Дория. Их потомки посвятили много времени и сил на то, чтобы пополнить семейную коллекцию шедевров новыми творениями искусства, включая 2 картины Караваджо.

Кающаяся Магдалина

«Кающаяся Магдалина» (1595 г.) – известный библейский сюжет о раскаянии блудницы, пойманной на прелюбодеянии, которую фарисеям и законникам Иисус не разрешил побивать камнями. Всем известно изречение Иисуса «кто без греха – первым брось в нее камень», которое дало этой женщине право на жизнь и покаяние. Впоследствии она омыла слезами ноги Иисуса и намазала драгоценными благовониями накануне распятия.

Отдых на пути в Египет

«Отдых на пути в Египет» (1595 г.) – изображено Святое Семейство во время бегства с Младенцем, которое описано в «Евангелии от Матфея». Известный эпизод из жизни Иосифа и Марии, которые были вынуждены скрываться от царя Ирода, велевшего стражникам убивать всех младенцев до 2-х лет. Причина гнева – пророчество о рождении Мессии и Спасителя, о котором поведали волхвы, видевшие Вифлеемскую звезду.

Палаццо Корсини

Дворец (Палаццо) Корсини (Palazzo Corsini) находится в районе , рядом с Виллой Фарнезина. Сады, постройки и коллекция произведений искусства принадлежала уважаемому семейству флорентийцев, перебравшихся в Рим. Здесь есть и живописное полотно Караваджо.

Иоанн Креститель

«Иоанн Креститель» (1603-1604 г.) – один из вариантов известного сюжета об Иоанне Предтече, жившего в пустыне и крестившего народ в водах Иордана. В те времена это был один из наиболее популярных библейских образов, поэтому так много версий. Даже у Караваджо есть несколько картин с одинаковым названием. Образ аскета, который в пустыне ел акриды (съедобная саранча) и дикий мед, прикрывая наготу шкурами, крестил массы в Иордане. Иисус называл его величайшим из пророков. Но полуобнаженную натуру часто рисовали художники в те времена, и когда хотели выгодно продать картины с изображением юношей, образ дополняли посохом скитальца и шкурами овнов.

Никто не может с определенной долей достоверности утверждать, почему в последнее десятилетие Караваджо писал сцены из Евангелия.

Было ли это обращение раскаявшегося грешника к Богу, хорошо оплачиваемые заказы художника в церквях или чтение Святого Писания – не известно. Работы последнего десятилетия мастер живописи подписывал буквой «F», что обозначало «брат» (член братства верующих). Его полотна тем и ценны, что это не просто сценки на библейскую тему, в них чувствуется вся глубина сопереживания.

Коллекция Одескальки – Бальби

  • Адрес: Palazzo Odescalchi Balbi, Piazza dei Santi Apostoli, 80

Обращение Савла

«Обращение Савла» (ок. 1600 г.) – один из вариантов композиции, которая впечатляет своей реалистичностью – библейский персонаж, ослепленный божественным светом с неба. В Деяниях Святых Апостолов рассказывается о фарисее, «неумеренном ревнителе отеческих преданий» и Закона Моисеева, который держал в страхе первых учеников Иисуса Христа. Божественный свет сначала его ослепил, затем коренным образом изменил жизнь, и Савл (Саул) стал Павлом, величайшим из Апостолов.

Сюжет покаяния Савла в данном варианте – первый шедевр, отвергнутый клиентом для капеллы Черази в церкви о котором писали выше. Считается менее удачным произведением мастера «кьяроскуро», хотя неподражаемая игра света и тени тут весьма показательна. Сложная композиция с драматичным сюжетом отражается в каждом жесте – ослепленный Савл закрыл глаза руками. По дороге в Дамаск его ослепил божественный свет, приведший к покаянию, после чего он стал известен как Апостол Павел, написавший значительную часть Нового завета.

Пинакотека Капитолийских музеев

Гадалка или Предсказатель судьбы

«Предсказатель судьбы» или «Гадалка» (холст 99 x 131 см, 1594-1595 г.). Сюжет художник писал несколько раз под заказ для состоятельной клиентуры. Существует также несколько копий композиции, которую неоднократно повторяли его последователи. Однако его живопись с потрясающими эффектами света и тени.

неподражаема, благодаря чему подделки легко отличить от подлинника.

Молодой художник, прибывший в Рим, много экспериментировал, подыскивая характерные типажи для своих полотен.

Талантливый живописец отвергал общепринятые приему живописи маньеризма и изображал в своих картинах реальных, живых людей в такой же обстановке. Он отвергал общепринятую манеру письма эпохи барокко, ему импонировал Ломбардский реализм.

Современники свидетельствовали о реальной истории встречи Караваджо с цыганкой, которая предрекла ему непростую судьбу. Он дал ей денег и пригласил в дом в качестве натурщицы для своего очередного шедевра «Гадалка».
Немало сюжетов на его полотнах не связано с религиозной тематикой, и эти жанровые сценки сегодня дают возможность понять, как выглядели итальянцы в те времена. Его современники на полотнах, их быт, одежда, посуда и музыкальные инструменты, сегодня хорошо известны по самым популярным картинам, включая «Предсказатель судьбы».

Дворец Барберини

Palazzo Barberini туристы могут найти на Via delle Quattro Fontane 13, неподалеку от знаменитого фонтана. Роскошный Дворец в стиле барокко – одно из наиболее посещаемых мест, где выставлено еще одно выликое творение Караваджо.

Юдифь, убивающая Олоферна

«Юдифь, убивающая Олоферна» (1599 г.) – живописная иллюстрация к известной легенде. На полотне все необычно и ломает классические стереотипы живописи тех времен. Особенно интересна реалистичная гримаса отвращения иудейской вдовы во время обезглавливания вавилонского полководца.

Нарцисс

«Нарцисс» или «Юноша, рассматривающий себя в отражении» (1599 г.) – на картине мастерски изображен юноша, пристально смотрящий на свое отражение в воде. Сюжет картины – очень известный и был взят из «Метаморфоз» Овидия: прекрасный юноша, которого полюбила нимфа, отверг ее любовь, за что был наказан богами

К сожалению, часть полотен Караваджо украдено или утрачено, по некоторым есть копии, есть картины, приписываемые кисти Караваджо, но их авторство оспаривается. Есть и другие работы, но они украшают коллекции Европы и Америки. Большая же часть картин находится в Риме, куда мы и рады вас пригласить за вдохновением.

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ