Поцелуй иуды. Картина Караваджо «Поцелуй Иуды»: история написания и значение полотна

Его мастерство в оперировании светом и наложении теней, а также максимальный реализм в соединении с трагической экспрессией персонажей выводят мастера на первый план. Караваджо получил признание еще при жизни. Популярного художника приглашали писать полотна богатые и могущественные семьи Италии. Он имел своих учеников и последователей, пытавшихся рисовать в той же манере. Их называют «караваджистами». Такое наследование породило большое количество якобы «авторских копий». И картина «Поцелуй Иуды» не является исключением. С одной из них произошла интересная история в Одессе. О ней, а также об оригинальном полотне читайте в этой статье.

Тема взятия Христа под стражу

В средние века фрески и церковные росписи были «Библией для неграмотных». Но насчет последних дней Христа описания Евангелий расходятся. Иоанн утверждает, что Иисус Сам вышел навстречу вооруженному отряду и спросил: «Кого ищете?» И когда Он назвался, пришедшие Его арестовывать «пали на землю» (Ио. 18:6). Три прочих евангелиста рассказывают совсем иную историю. Отряд солдат привел в Иуда. Документов с фотографиями тогда не было, а Христос внешне был похож на Иакова Младшего (в Евангелиях его еще называют братом Иисусовым). Поэтому уговор был таков: кого Иуда поцелует, того нужно арестовывать. К этой теме предательства обращались многие художники, начиная с Джотто. Фреска этого мастера в Падуе стала христоматийным примером. Так возникла традиция изображать Иуду всегда в профиль и с черным нимбом. Но картина Караваджо заставляет нас по-иному взглянуть на события, случившиеся две тысячи лет тому назад.

История написания

Приблизительно в 1602 году аристократический римский род Маттеи пригласил к себе модного на то время художника. Семья владела небольшой картинной галереей. Негоцианты хотели во что бы то ни стало заполучить творение популярного мастера. Караваджо поселился во дворце Маттеи и получил задаток за работу. Тему для картины, предположительно, заказал один из членов фамилии - кардинал Джироламо. И она была написана в рекордно короткий срок - всего за тридцать дней. Но и гонорар за работу мастер получил небывалый - сто двадцать пять скудо. Картина Караваджо «Поцелуй Иуды» долгое время была жемчужиной в семейном собрании Маттеи. Известно, что мастер делал собственноручные копии своих удачных работ. Кроме того, ему вторили ученики его школы. Сейчас насчитывается двенадцать полотен, повторяющих оригинал.

Композиция полотна «Поцелуй Иуды»

Картина Караваджо написана на удлиненном холсте. Новаторство художника проявляется в том, что фигуры людей изображены не в полный рост, а на три четверти. Караваджо остается верен себе в игре со светом. Главное сияние исходит из невидимого зрителю источника, который находится в верхнем левом углу. Но есть и меньший свет - фонарь, который держит молодой человек справа. Два источника, перекликаясь между собой в ночной тьме, придают всему действу особый трагизм. Одна рука Иуды несколько укорочена. Это сразу бросается в глаза, поскольку остальные фигуры выполнены с удивительным реализмом. Недостаточное мастерство художника? Искусствоведы полагают, что это сознательный шаг. Так художник хотел выказать моральное уродство человека, поднявшего руку на своего Учителя. Поэтому и называется полотно не «Взятие Христа под стражу», а «Поцелуй Иуды». Картина Караваджо акцентирует внимание именно на теме предательства. Последние дни Иисуса при этом отходят на второй план.

Картина Караваджо: утерянная и вновь обретенная

Семейство Маттеи владело полотном около двухсот лет. Со временем менялась мода, брутальный реализм и вихрь барочных страстей уступил место идеалистическим, копирующим античность композициям эпохи классицизма. Картина Караваджо утратила авторство в документах семьи Маттеи. Когда потомки этого рода стали испытывать финансовые трудности, они решили продать это полотно. Картину купил член английского парламента Гамильтон Низбет как произведение Герарда ван Хонтхорста. В 1921 году умерла последняя представительница этого шотландского рода, а полотно под тем же авторством было куплено с аукциона Джоном Кемпом. Он перепродал его ирландке Марии Ли-Уилсон, которая в 1934 году подарила картину иезуитской консистории в Дублине. Поскольку полотно нуждалось в реставрации, монахи пригласили для этой работы специалиста Серджио Бенедетти из Национальной галереи Ирландии. Он и определил истинного автора. Сейчас полотно можно увидеть в Дублине, в Национальной галерее.

Одесская копия

Когда была мода на Микеланджело Караваджо, картины этого мастера копировались как им самим, так и его учениками и последователями. Образец, хранящийся в собрании Музея западноевропейского и восточного искусства в Одессе, был заказан родным братом владельца оригинала, Асдрубале Маттеи. Об этом свидетельствует запись в его бухгалтерских документах. Уже спустя десять лет после смерти прославленного мастера он заплатил за копирование его творения Джованни ди Атилли. приобретя картину от семейства Маттеи, настаивал, что это - оригинал. Вероятно, это и послужило причиной кражи. Одесское полотно было похищено в июле 2008 г. Однако два года спустя картина была изъята из рук преступников в Берлине.

Загадки картины

Таит в себе немало тайн, до сих пор не раскрытых исследователями. И «Поцелуй Иуды» - не исключение. Считается, что в одном из персонажей, мужчине с фонарем в руках, художник запечатлел себя самого. И в этом автопортрете нет ничего от суетного тщеславия. Скорее, наоборот: художник продвигает идею, что все человечество, и он также, виновны в Страстях Христа.

На четвертый день после Своего торжественного входа в Иерусалим Иисус Христос сказал ученикам Своим: «вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие».

В этот день, по нашему это была , — первосвященники, книжники и старейшины народа собрались у первосвященника Каиафы и совещались между собою, как бы им погубить Иисуса Христа. На этом совете они решили взять Иисуса Христа хитростью и убить Его, но только не в праздник (тогда собирается много народа), чтобы не произвести возмущения в народе.

Один из двенадцати апостолов Христовых, Иуда Искариотский, был очень жадный к деньгам; и учение Христово не исправило души его. Он пришел к первосвященникам и сказал: «что вы дадите мне, если я вам предам Его?»

Они обрадовались и предложили ему тридцать серебренников.

«Иуда, получающий плату за предательство», Джотто ди Бондоне


Предательство Иуды. Автор: Дуччо ди Буонисенья, XIII в.


Великая Пятница. Поцелуй Иуды. Нач. XIV в, фреска монастыря Ватопед, Афон

С того времени Иуда искал удобного случая, чтобы предать Иисуса Христа не при народе.

После моления Христа в Гефсиманском саду в сад пришел Иуда, предатель, с толпою людей, которые шли с фонарями, кольями и мечами; это были воины и служители, посланные первосвященниками и фарисеями схватить Иисуса Христа. Иуда уговорился с ними: «Кого я поцелую, Того и берите».

Подойдя к Иисусу Христу, Иуда сказал: «Радуйся, Равви (Учитель)!» И поцеловал Его.

Иисус Христос сказал ему: «Друг! Для чего ты пришел? Целованием ли предаешь Сына Человеческого?» Эти слова Спасителя были для Иуды последним призывом к покаянию.

Базилика Сан Аполлинаре Нуово. Поцелуй Иуды

Предательство Иуды. Иван АйвазовскийПоцелуй Иуды. Петров Александр Николаевич.

Картина Предательство Иуды — Миронов Андрей Николаевич.

Когда Иуда предатель узнал, что Иисус Христос осужден на смерть, он понял весь ужас своего поступка. Он, может быть, не ожидал такого приговора, либо полагал, что Христос не допустит этого, или избавится от врагов чудесным образом. Иуда понял, до чего довело его сребролюбие. Мучительное раскаяние овладело его душою. Он пошел к первосвященникам и старейшинам и возвратил им тридцать серебренников, говоря: «согрешил я, предав Кровь невинную» (т. е. предал на смерть неповинного Человека).

Они же сказали ему: «что нам до того; смотри сам» (то есть сам отвечай за свои дела).

Но не захотел Иуда смиренно покаяться в молитве и слезах перед милосердным Богом. Холод отчаяния и уныния объял его душу. Он бросил серебрянники в храме перед священниками и вышел. Потом пошел и удавился (т. е. повесился).

Сюжет

История

Картина была создана художником по заказу его постоянного клиента Кириако Маттеи. Считалось, что в XVIII веке картина исчезла. В 1990 году потерянный шедевр был опознан главным реставратором Ирландской Национальной Галереи Серджио Бенедетти в картине, висящей в дублинском Обществе Иисуса . Открытие было опубликовано в 1993 году. Бенедетти опознал картину, очистив ее.

Картина, висевшая в иезуитской трапезной с начала 1930-х, долго считалась копией утерянного оригинала Герарда ван Хонтхорста, одного из голландских караваджистов. С такой атрибуцией она пришла из наследия рода Маттеи, которые продали ее как Хонтхорста в 1802 году Уильяму Гамильтону Нисбету, в шотландском доме которого она оставалась до 1921. Затем она была продана ирландскому педиатру Марии Ли-Уилсон, которая пожертвовала ее в 1930-х (вероятно, в 1934), дублинским иезуитам в благодарность за их поддержку после убийства ее мужа капитана Персиваля Ли-Уилсона ирландской республиканской армией в 1920.

В настоящий момент иезуиты предоставили картину галереи в бессрочную аренду.

Повторение в Одессе

Одесская картина после возвращения потребовала реставрации

Картина «Поцелуй Иуды» была похищена из одесского Музея западноевропейского и восточного искусства 30 июля 2008 года. Долгое время она считалась авторским повторением либо же вообще оригиналом (с чем яростно не соглашался Дублинский музей).

Она была обнаружена в Берлине. 25 июля федеральной криминальной полицией были задержаны 4 участника международной банды (1 россиянин и 3 украинца). На территории Украины арестованы еще около 20 возможных соучастников кражи. Полотно было найдено при попытке воров передать покупку подпольному коллекционеру . Преступление было раскрыто благодаря внедрению подставного покупателя-«миллионера» .

В 2012 году украинский музей согласился, что их «Поцелуй Иуды» не является авторским повторением дублинской картины. Украинские эксперты объявили, что теперь, после проведенных исследований, они согласны с этим фактом, на котором прежде настаивали представители ирландского музея. Заместитель директора Национального научно-исследовательского центра реставрации Татьяна Бычко, в чьем ведомстве сейчас находится картина, поведала журналистам, что для установления истины пришлось ехать в Эрмитаж. Петербургский музей располагает собственным подлинником великого итальянца (знаменитый «Лютнист»), в 1954 году занимался реставрацией «Поцелуя Иуды» в мастерских Грабаря и подтвердил данное предположение. Вероятней всего, картина была написана итальянским художником Джиованни ди Атилли через 10 лет после смерти Караваджо. Ее заказал родной брат владельца оригинального «Поцелуя»: имена братьев - Чиаракко и Адсрубале Маттеи (о том, что такая работа была проделана, свидетельствует записи в его бухгалтерской книги). Петербургские специалисты со всей определенностью утверждают, что картина - не оригинал. Манера ее написания заметно отличается от манеры Караваджо. Это стало понятно после внимательного исследования рентгеновских снимков .

Картине потребовалась значительная реставрация.

Летом 2012 года директор Пушкинского музея Ирина Антонова на открытии выставки «Возвращение Святого Луки. Западноевропейская живопись VI-XVIII веков из музеев Украины», где было представлено 100 шедевров из украинских музеев (в том числе предмет другой громкой кражи - Святой Лука (картина Хальса)), рассказала, что одесский «караваджо» планировался для участия выставки, но поскольку его авторство было пересмотрено, в список экспонатов ее не включили.

Примечания

Категории:

  • Картины Караваджо
  • Украденные картины
  • Картины по алфавиту
  • Картины XVII века
  • Картины по сюжетам Нового Завета
  • Иуда Искариот

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Поцелуй Иуды (картина Караваджо)" в других словарях:

    Франц Хал … Википедия

    Картина Репина «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года» в 1913 году пострадала от трёх ударов ножом, после чего лица изображённых пришлось воссоздавать фактически заново … Википедия

    Запрос «Страсти Христовы» перенаправляется сюда; см. также другие значения. «Несение креста», Жан Фуке, миниатюра из «Часослова Этьена Шевалье». В медальоне святая Вероника с … Википедия

    О фильме см. «Страсти Христовы (фильм)» «Несение креста», Жан Фуке, миниатюра из «Часослова Этьена Шевалье». В медальоне святая Вероника с платом. На заднем плане изображено самоубийство Иуды, из которого исходит демон. На переднем плане куют… … Википедия

    О фильме см. «Страсти Христовы (фильм)» «Несение креста», Жан Фуке, миниатюра из «Часослова Этьена Шевалье». В медальоне святая Вероника с платом. На заднем плане изображено самоубийство Иуды, из которого исходит демон. На переднем плане куют… … Википедия

    I Италия (Italia) Итальянская Республика (La Repubblica Italiana). I. Общие сведения И. государство на юге Европы в центральной части Средиземноморья. Берега И. омываются морями: на З. Лигурийским и Тирренским, на Ю.… … Большая советская энциклопедия

    Случаи краж картин известных художников в 2007-2012 гг. - Случаи краж картин известных художников в 2007 2012 гг. 2012 19 июня неизвестные украли картину испанского художника Сальвадора Дали Дон Хуан Тенорио из галереи на Манхэттене в Нью Йорке. Картина оценивается в 150 тысяч долларов. Камеры… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Случаи краж картин известных художников в 2007-2011 гг - 2011 14 августа из отеля Ritz Carlton в Южной Калифорнии неизвестный украл выполненный великим голландским художником Рембрандтом ван Рейном рисунок Приговор (The Judgment) приблизительной стоимостью 250 тысяч долларов. Заранее спланированная… … Энциклопедия ньюсмейкеров

5 марта 2015

Микеланджело Караваджо - художник эпохи барокко. Его мастерство в оперировании светом и наложении теней, а также максимальный реализм в соединении с трагической экспрессией персонажей выводят мастера на первый план. Караваджо получил признание еще при жизни. Популярного художника приглашали писать полотна богатые и могущественные семьи Италии. Он имел своих учеников и последователей, пытавшихся рисовать в той же манере. Их называют «караваджистами». Такое наследование породило большое количество якобы «авторских копий». И картина «Поцелуй Иуды» не является исключением. С одной из них произошла интересная история в Одессе. О ней, а также об оригинальном полотне читайте в этой статье.

Тема взятия Христа под стражу

В средние века фрески и церковные росписи были «Библией для неграмотных». Но насчет последних дней Христа описания Евангелий расходятся. Иоанн утверждает, что Иисус Сам вышел навстречу вооруженному отряду и спросил: «Кого ищете?» И когда Он назвался, пришедшие Его арестовывать «пали на землю» (Ио. 18:6). Три прочих евангелиста рассказывают совсем иную историю. Отряд солдат привел в Гефсиманский сад Иуда. Документов с фотографиями тогда не было, а Христос внешне был похож на Иакова Младшего (в Евангелиях его еще называют братом Иисусовым). Поэтому уговор был таков: кого Иуда поцелует, того нужно арестовывать. К этой теме предательства обращались многие художники, начиная с Джотто. Фреска этого мастера в Падуе стала христоматийным примером. Так возникла традиция изображать Иуду всегда в профиль и с черным нимбом. Но картина Караваджо заставляет нас по-иному взглянуть на события, случившиеся две тысячи лет тому назад.

История написания

Приблизительно в 1602 году аристократический римский род Маттеи пригласил к себе модного на то время художника. Семья владела небольшой картинной галереей. Негоцианты хотели во что бы то ни стало заполучить творение популярного мастера. Караваджо поселился во дворце Маттеи и получил задаток за работу. Тему для картины, предположительно, заказал один из членов фамилии - кардинал Джироламо. И она была написана в рекордно короткий срок - всего за тридцать дней. Но и гонорар за работу мастер получил небывалый - сто двадцать пять скудо. Картина Караваджо «Поцелуй Иуды» долгое время была жемчужиной в семейном собрании Маттеи. Известно, что мастер делал собственноручные копии своих удачных работ. Кроме того, ему вторили ученики его школы. Сейчас насчитывается двенадцать полотен, повторяющих оригинал.

Видео по теме

Композиция полотна «Поцелуй Иуды»

Картина Караваджо написана на удлиненном холсте. Новаторство художника проявляется в том, что фигуры людей изображены не в полный рост, а на три четверти. Караваджо остается верен себе в игре со светом. Главное сияние исходит из невидимого зрителю источника, который находится в верхнем левом углу. Но есть и меньший свет - фонарь, который держит молодой человек справа. Два источника, перекликаясь между собой в ночной тьме, придают всему действу особый трагизм. Одна рука Иуды несколько укорочена. Это сразу бросается в глаза, поскольку остальные фигуры выполнены с удивительным реализмом. Недостаточное мастерство художника? Искусствоведы полагают, что это сознательный шаг. Так художник хотел выказать моральное уродство человека, поднявшего руку на своего Учителя. Поэтому и называется полотно не «Взятие Христа под стражу», а «Поцелуй Иуды». Картина Караваджо акцентирует внимание именно на теме предательства. Последние дни Иисуса при этом отходят на второй план.

Картина Караваджо: утерянная и вновь обретенная

Семейство Маттеи владело полотном около двухсот лет. Со временем менялась мода, брутальный реализм и вихрь барочных страстей уступил место идеалистическим, копирующим античность композициям эпохи классицизма. Картина Караваджо утратила авторство в документах семьи Маттеи. Когда потомки этого рода стали испытывать финансовые трудности, они решили продать это полотно. Картину купил член английского парламента Гамильтон Низбет как произведение голландского художника Герарда ван Хонтхорста. В 1921 году умерла последняя представительница этого шотландского рода, а полотно под тем же авторством было куплено с аукциона Джоном Кемпом. Он перепродал его ирландке Марии Ли-Уилсон, которая в 1934 году подарила картину иезуитской консистории в Дублине. Поскольку полотно нуждалось в реставрации, монахи пригласили для этой работы специалиста Серджио Бенедетти из Национальной галереи Ирландии. Он и определил истинного автора. Сейчас полотно можно увидеть в Дублине, в Национальной галерее.

Одесская копия

Когда была мода на Микеланджело Караваджо, картины этого мастера копировались как им самим, так и его учениками и последователями. Образец, хранящийся в собрании Музея западноевропейского и восточного искусства в Одессе, был заказан родным братом владельца оригинала, Асдрубале Маттеи. Об этом свидетельствует запись в его бухгалтерских документах. Уже спустя десять лет после смерти прославленного мастера он заплатил за копирование его творения итальянскому художнику Джованни ди Атилли. Одесский музей, приобретя картину от семейства Маттеи, настаивал, что это - оригинал. Вероятно, это и послужило причиной кражи. Одесское полотно было похищено в июле 2008 г. Однако два года спустя картина была изъята из рук преступников в Берлине.

Загадки картины

Творчество Караваджо таит в себе немало тайн, до сих пор не раскрытых исследователями. И «Поцелуй Иуды» - не исключение. Считается, что в одном из персонажей, мужчине с фонарем в руках, художник запечатлел себя самого. И в этом автопортрете нет ничего от суетного тщеславия. Скорее, наоборот: художник продвигает идею, что все человечество, и он также, виновны в Страстях Христа.

Животные - существа сугубо рациональные. Каждый предмет, каждая вещь для них, в первую очередь, утилитарное средство выживания, где нет места высокоморальным переживаниям, либо ты станешь очередным израсходованным звеном в пищевой цепочке, либо твоя жертва. Лишенным разума и подчиняющимся инстинктам самосохранения и размножения, животным чуждо понятие об искусстве и красоте - с точки зрения выживания эти понятия бессмысленны.

Вряд ли, допустим, рак-отшельник, найдя прекрасную и совершенную в своих формах раковину, станет любоваться ею, отступая на шаг и закатывая дробины глаз на стебельках. Он сразу же исследует ее на предмет пригодности к защите его тела и, если она не подходит, без сожаления бросит, отправившись искать другую, попроще, но понадежнее. Или белка - она не станет восхищаться, как князь Андрей Болконский, неповторимой корявости старым дубом на двух страницах собственных размышлений о смысле жизни и бытия, белке важны желуди и дупло, где можно безопасно спрятать натасканную еду и вывести потомство. И уж точно никто из животных не станет тратить время для создания услаждающего взор, но бесполезного сооружения или рисунка - это, с точки зрения природы, безмерная глупость, ставящая под угрозу само существование организма.

Другое дело человек, наделенный разумом и имеющий понятие о красоте - единственное на сегодняшний день живое существо, умеющее понимать и внимать искусству, абсолютно непригодному и ненужному для выживания, но дарящему душе наслаждение и отдохновение. Ради этого люди проводят по нескольку часов, а то и всю жизнь, в окружении произведений искусства, тратя драгоценные моменты отпущенной им земной жизни, дабы насладиться совершенством и красотой музыки, живописи, архитектуры или ручной работы изделий.

И лишь человеку свойственно оценивать произведения искусства во вполне осязаемом денежном эквиваленте, что в наше непростое финансово-технологичное время является аналогом гарантии выживания. Коллекционеры и ценители выкладывают миллионы, бьются насмерть на аукционах и идут на ухищрения и, порой, преступления, дабы стать счастливым обладателем картины или ювелирной безделушки, превосходно понимая, что с годами их ценность лишь возрастает, а, значит, это не только удовольствие от обладания - это еще и отличное вложение капитала. Недаром понятие «преступление века», как правило, относится к краже именно из музеев и с выставок произведений искусства, ибо шедевры неповторимы и уникальны, второго такого уже создано не будет, а рука давно усопшего мастера больше никогда не произведет на свет нечто подобное.

Наверное, именно этими соображениями руководствовалось преступное сообщество, похитившее летом 2008 года из одесского Музея западного и восточного искусства всемирно известную картину крупнейшего мастера барокко, итальянского живописца и реформатора европейской живописи XVII века Микеланджело Меризи да Караваджо «Поцелуй Иуды». Собственно говоря, автор называл это полотно «Взятие Христа под стражу», но в искусствоведческом сообществе прижился именно «Поцелуй Иуды» - евангелическое значение картины отражает глубокий смысл предательства, когда Иуда Искариот, один из учеников Иисуса, предал его, раскрыв место пребывания и указав на него страже, когда Христос выходил из Гефсиманского сада.

Полотно размером 134х172,5 см датируется 1573-1602 годами. Известный российский дипломат и коллекционер Александр Базилевский приобрел его в Париже и в 1870 г. преподнес в дар великому князю Владимиру Александровичу. В начале XX века полотно было передано Одесскому художественному училищу, а в 20-е гг. поступило в галерею старинной живописи (ныне Музей западного и восточного искусства). Авторство Караваджо долгое время находилось под вопросом, пока в середине 50-х годов XX века московский искусствовед Ксения Малицкая не доказала принадлежность картины кисти великого мастера. В 2005 г. этот вывод был подтвержден испанскими экспертами. Экспертами аукциона «Сотбис» знаменитое полотно оценивалось в 50 миллионов фунтов стерлингов, что приблизительно соответствует 100 млн вечнозеленых американских долларов.

И вот, в ночь на 31 июля 2008 года неизвестные взломали окно на втором этаже здания музея в Одессе, забравшись туда по строительным лесам, вырезали картину из рамы и скрылись.

Кража повергла в шок сотрудников Одесского музея западного и восточного искусства, которые долго не могли прийти в себя после случившегося, ведь полотно «Взятие Христа под стражу или поцелуй Иуды» было здесь самым ценным экспонатом, которое привлекало внимание ценителей искусства всего мира.

Коварные злодеи проникли в музей ночью, разбив окно на втором этаже, где и находилась картина, - страдальчески заламывал руки директор музея Виктор Сергеевич Никифоров. - Рама была тяжелой, потому ее не взяли, а картину грубо вырезали, оставив кусочки полотна…

В музее объявили бессрочный санитарный день, а директор, Виктор Никифоров, даже заболел от тяжелых моральных переживаний и пребывал в постели дома в Одессе. Его можно понять - такие потрясения на работе, а тут еще и в семье неурядицы - дочь спуталась с сомнительными личностями с Кавказа и объявила, что в очередной раз выходит замуж, причем без документального оформления, чисто по Шариату…

А тем временем, полотно великого мастера было объявлено в розыск по всему миру. Интерпол отслеживал всех крупных потенциальных коллекционеров - ведь ясно, что такие картины не воруются просто так, они похищаются только по особому заказу, причем, как правило, с предоплатой. Такие образы неоднократно обыгрывал Голливуд и даже наше кино в свое время в бессмертных «Стариках-разбойниках» довело тему «похищений века» в комедийной форме до советских трудящихся.

Следователи работали круглосуточно. Главным управлением Министерства внутренних дел Украины в Одесской области сразу была создана оперативно-следственная группа для раскрытия дела о краже картины, резонанс был настолько большой, что при расследовании дела бывали случаи, когда сотрудники Главного управления Министерства внутренних дел Украины в Одесской области по звонку из Киева садились в автомобиль и в тот же день доставляли материалы дела в Генеральную прокуратуру. И постепенно стали выясняться подобности происшедшей кражи.

В первую очередь, следствие обратило внимание на загадочную насильственную смерть в день похищения картины известного коллекционера из Харькова, Николая Пономаренко. По одной из версий известный антиквар мог быть причастен к преступлению. У него дома даже проходил обыск, но следователи так и ничего нашли. Позже украинское следствие объявило, что, мол, Пономаренко не причастен к похищению, а убили его в тот же день лишь по совпадению якобы из-за долгов.

Расследование шло дальше. Было установлено, что, оказывается, незадолго до преступления в учреждении проводился ремонт. Директор Виктор Никифоров распорядился перенести экспозицию картин, включая «Поцелуй Иуды», в другой зал, где сигнализация работала с перебоями. Ремонтом занималось примерно сто человек, которые «постоянно что-то разбивали». Так, в зале, куда перенесли Караваджо, они разбили оконное стекло. На следующий день поставили новое, но не закрепили его должным образом. И надо же было такому случиться, что именно через это окно в музей и залез вор!

Осмотр места происшествия показал, что стекло аккуратно вынули и поставили у стены. Очевидно, преступник знал о том, что его не закрепили, чем и воспользовался. Между тем, следователи даже не пытались установить, какая именно организация проводила ремонт музея. Соответственно, не нашли, не допросили и не проверили на предмет причастности к преступлению рабочих.

Кстати, что касается фирмы, которая проводила ремонт, то ее долго искать не надо. С 2008 по 2011-й годы все работы в здании вела одна и та же организация - ООО «ПКФ «Александр», — освоившая без малого 33 миллиона государственных гривен. Одно время директора фирмы Александра Грушевича даже привлекали к уголовной ответственности за присвоение бюджетных средств, но дело закрыли после его гибели в донецкой авиакатастрофе. Но следователи оставили это без внимания, так и не отразив данную фирму в расследовании, и продолжили следственные действия следующие долгие 2 года.

В это же время директор музея за допущенную халатность, повлекшую за собой похищение картины Караваджо, был уволен с должности, однако, судя по его дальнейшей жизни, не слишком переживал об этом. Виктор Никифоров по случаю приобрел квартиры сразу в двух достаточно дорогостоящих городах - Киеве и Москве, а также несколько автомашин престижных марок, записанных, правда, на другие имена, в том числе жены и дочери. То есть, директор одной из самых бедных искусствоведческих организаций за несколько лет беспорочной службы, благодаря рачительности и умелому хозяйствованию, сумел скопить достаточно денежных средств, дабы потратить их на улучшение благосостояния своей любимой семьи и себя лично.

Но вот какое дело: в 2010 году грянула неожиданная новость - после долгих лет изучения «Поцелуя Иуды» дублинские искусствоведы, всегда возражавшие против признания одесского Караваджо подлинником, восторжествовали победу - картина была признана повторением оригинала, но не самим оригиналом. Как установила экспертиза, картина была написана итальянским художником Джиованни ди Атилли через 10 лет после смерти Караваджо. Её заказал родной брат Кириако Маттеи, владельца оригинала, — Асдрубале Маттеи (о том, что такая работа была проделана, свидетельствуют записи в его бухгалтерской книге).

Удивительное совпадение - через две недели после объявления о том, что Караваджо, похищенный из одесского музея, оказался не подлинником, вдруг от сердечной недостаточности умирает директор музея Виктор Никифоров. Ну, мало ли, возраст, душевные переживания… А вскоре и саму картину обнаруживают в Германии при попытке сбыть ее похитителями через интернет-аукцион, где в роли покупателя выступил немецкий полицейский, представившийся коллекционером, готовым заплатить требуемую похитителями сумму, которые вдруг снизили ее со 100 ожидаемых миллионов долларов до 3, 5 млн.

Похитителями оказались 4 человека (из них двое кавказцев), из которых трое были экстрадированы на Украину, а одного так и не удалось установить - остальные молчат. Как было объявлено следствием, замысел похищения картины Караваджо "Взятие Христа под стражу или Поцелуй Иуды" из Одесского музея возник у четверых членов группы (Лери А., Алексея Б., Сергея П. и у некоего неустановленного следствием человека) до 29 июля 2008 года, то есть за три дня до кражи. Один из них, Лери вынул оконное стекло и проник в зал. Там он обрезал полотно картины по периметру рамы, и холст забрал с собой. Потом вернулся на крышу и по водосточной трубе спустился во двор, где его ожидал неизвестный. Эти двое вернулись к Алексею Б., сидевшему в Mitsubishi Outlander, на котором и скрылись с места преступления.

При этом особо отмечается, что банда ранее была обычной криминальной шайкой, никакого отношения не имевшая к резонансным похищениям на сотни миллионов.

Забавно. Особенно, если учесть череду смертей и массу недомолвок, а также обстоятельства, о которых будет рассказано ниже.

Директор музея Виктор Никифоров, так внезапно обогатившийся и столь же внезапно померший через две недели после объявления похищенной картины Караваджо неоригиналом - том самый Никифоров, что записан заботливым отцом у нынешней героини украинского истэблишмента «Амины Окуевой», той самой звезды чеченского сопротивления за рубежом, радетельницы «Свободной Ичкерии» и яростной обличительницы карающей руки Москвы и Грозного в отношении так называемой «чеченской оппозиции». Впрочем, это не помешало новоявленной «чеченке» обретаться на приобретенных «папой» жилфондах в Москве и в Киеве, а также пользоваться удачно подвернувшимся после его безвременной кончины наследством.

Саму картину немцы тоже вернули, сложенную в 6 раз из-за чего она требует глубокой реставрации. Но суть не в этом. Рассуждая логично и следуя принципу «бритвы Оккама», на основании изложенных обстоятельств, можно вывести простые соображения.

Папа Никифоров договорился с неизвестным коллекционером о продаже картины и получил задаток. Инсценировав похищение, папа благополучно уволился и принялся тратить полученные средства, однако, после выяснения того, что картина - не Караваджо, был поставлен перед выбором - рассчитаться за полученное, но не смог этого сделать и умер «от сердечной недостаточности». Однако прямой связью с заказчиком обладал лишь Никифоров, что и объясняет, почему осиротевшие воры вдруг кинулись продавать ее через аукцион в интернете - у них такой связи не было, а заказчик, после расправы с Никифоровым, испарился.

Вообще, история «Амины Окуевой» может служить наглядным подтверждением, как можно умело перекрашиваться, мимикрируя в зависимости от наиболее выгодных обстоятельств. Если вкратце рассказывать о ее «славном пути», то можно резюмировать следующее:

Гражданка Украины Наталья Викторовна Никифорова (она же Анастасия Никифорова, она же Анастасия Мустафинова, она же Амина Мустафинова, она же Амина Окуева) родилась в Одессе 5.06.1983 г. в семье Ирины Каминской. Отцом записан отчим(?) Виктор Сергеевич Никифоров. Как она "стала чеченкой"?

Натуся Никифорова с мамой в образе чеченки

Некоторое время с семьей проживала в Москве и Чечне. В 2000 году "вышла замуж" за боевика Мустафинова Ису и стала «Анастасией Мустафиновой". В 2001 г. "принимает" Ислам» и берёт имя Амина. При этом меняется и отчество - Вахитовна. В 2003 г. уже (!) Амина Вахитовна Мустафинова выходит замуж за некоего Тухашева Ислама, который при заключении брака использовал поддельный паспорт на имя Окуева Ислама Мусаевича.

В 2004 г. уже легализованная «чеченка" Окуева Амина Вахитовна выезжает "с мужем" на Украину, где ее очередной муж выдворяется из страны за нарушение миграционного законодательства. В РФ "мужу" дают пожизненное, задержав за убийство сотрудника УФСБ по Ингушетии через полтора месяца.

Этапы большого пути: На Майдане (2014 г.) и после была медсестрой Афганской сотни. Баллотировалась на депутата Верховной Рады по одномандатному округу №136 в Суворовском районе Одессы. Участница террористических операций против ЛНР и ДНР в составе батальона "Киев-2", где также выступала в качестве говорящей головы, строя из себя пресс-секретаря.

Резюмируя этот пространный пост можно отметить несколько главных моментов:

Во-первых, героиней Украины признана та, кто вместе со своим папашей ограбил Украину и поднялся за счет воровства украинского национального достояния.

Во-вторых, учитывая, что задаток за картину, по общепринятой практике, равнялся примерно 50% ее оценочной стоимости, то есть, примерно 25 млн фунтов стерлингов, можно предположить, что «французский» киллер, настолько безграмотный, что долго и неумело доставал пистолет из коробки, был никем иным, как представителем заказчика, желающего вернуть себе не окупившийся задаток, причем, судя по возрасту, костюму и четырем полученным пулям, далеко не нападавшим, а защищавшимся, выстрелив лишь один раз. Похоже, что сладкая парочка не пожелала отдавать хапнутое бабло, а вознамерилась пристрелить юриста, полагая, что это им сойдет с рук, тем более, на такой криминализированной территории, как нынешняя Украина.

Натусю даже принимали на работу в полицию Киева

В-третьих, как говорят «злые языки», в музеях Украины, видимо, из-за менталитета и всеобщего хаоса, около половины всех имеющихся экспонатов заменены копиями и подделками. Это чрезвычайно выгодный бизнес, позволяющий срубать десятки миллионов долларов на одном предмете. И вряд ли международные преступные синдикаты на этом остановятся - продолжение обязательно последует.

В целом, конечно, вчерашняя стрельба лишь одно из ярких выражений существующей украинской действительности - раздел, дележка и распри криминалитета над и без того находящимся в перманентной коме молодым украинским государством, будут продолжаться. Воры и барыги при власти все сумеют списать на Россию, которая, похоже, виновата даже в утреннем поносе после вечерних возлияний Порошенко. Вопрос только в том, насколько хватит глотки у украинцев, чтобы и дальше глотать чушь, которую впаривают им функционеры от новой власти, уже доведшей некогда богатую страну, житницу континента, до униженного состояния попрошайки и самой бедной страны в Европе.

P.S. Спасибо Вам, дорогие одесситы, за подготовку этого материала. Надеюсь, это мракобесие, воцарившееся в Украине (сейчас напишу именно "в Украине") скоро сгинет, и мы вновь встретимся, как раньше.