Биография генделя для детей кратко. Гендель Георг Фридрих - биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация. Восстановление после болезни

Активно занимался политической деятельностью. Родился он в начале 1859 года. Отец его - известный архитектор, дворянин.

Образование Павел получал в первой Московской гимназии. Во время очередной (1877-1878), Милюков работал казначеем в войсках в Закавказье.

После окончания войны, он поступил в Московский университет. В 1882 году окончил обучение на историко-филологическом факультете. В последствии Милюков стал магистром русской истории.

Тема его магистерской работы - изучение и оценка деятельности на русском престоле. Павел Милюков стал первым, кто утверждал, что у Петра Алексеевича не было четкого плана действий, его реформы проходили спонтанно.

Самым главным его научным трудом по Истории России, считается труд «Очерки по истории русской культуры». В своих трудах Павел Николаевич рассуждал о роли государства в развитии русского общества, об исторических путях развития страны.

В 1886 году Милюков становится приват-доцентом Московского Университета. Проработав в этой должности почти 10 лет, он был уволен и сослан в Рязань, за свои политические взгляды. Через год его пригласили поработать за рубежом - в Софии, читать лекции по русской истории, он согласился.

В 1899 году Павел Николаевич возвращается в . Через два года он побывает в тюремных застенках, за революционную деятельность. В 1903 году едет в США, где в течение двух лет читает лекции в Университетах. В 1905 году в Российской Империи началась Первая Революция, Милюков возвращается на Родину.

В октябре 1905 года, вместе с группой сотоварищей организует партию «Кадетов» - Конституционно-демократическая партия. Милюков был безоговорочным лидеров новой партии, в её рядах он имел огромнейшие уважение среди соратников. Он активно участвовал в разработке программы «кадетской» партии, считал, что в Российской Империи должна существовать ограниченная монархия.

Власть монарха, в понимании Милюкова, ограничивалась конституцией и наличием государственной думы. В период с 1907 по 1917 годы Павел Николаевич был членом Государственной Думы. Его очень затрагивали внешнеполитические вопросы. Павел не раз высказывал свое мнение о внешней политике с трибуны Государственной думы.

В начале 1917 года в Российской Империи произошла февральская революция. Император был вынужден отречься от русского престола. Вся полнота власти перешла в руки Временного Правительства. Милюков оставался сторонником Конституционной монархии, но у него было мало сторонников.

В составе Временного Правительства он занял кресло министра иностранных дел. На своем посту, Павел Николаевич высказывался за выполнение всех обязательств Россией перед союзниками по «Антанте». Вскоре возник кризис власти. Состав кабинета министров Временного Правительства сменился. В новой команде Милюкову было отведено место министра народного просвещения. Новая должность показалась маленькой, и он добровольно вышел из состава правительства.

Павел Николаевич поддержал Корниловское выступление. После его провала был вынужден бежать в Крым. Приход большевицкой партии к власти, оценивал очень негативно. Милюков даже поехал на Дон, где помогал Добровольческой армии .

В конце 1918 года Павел Николаевич отправляется в эмиграцию, где пытался уговорить западные страны поддержать белые армии в борьбе с большевизмом. В эмиграции, в дальнейшем он занимался научной и публицистической деятельностью. Умер Павел Милюков в марте 1943 года.

Биография Генделя свидетельствует о том, что он был человек большой внутренней силы и убежденности. Как говорил о нем Бернард Шоу: «Вы можете презирать кого и что угодно, но вы бессильны противоречить Генделю». По мнению драматурга, даже закоренелые атеисты теряли дар речи при звуках его музыки.

Детство и юные годы

Георг Фридрих Гендель появился на свет 23 февраля 1685 года, его родители проживали в Галле. Отцом будущего композитора был цирюльник-хирург, жена которого выросла в семье священника. Ребенок очень рано начал интересоваться музыкой, однако в раннем детстве на его увлечения обращали не так много внимания. Родители полагали, что это лишь детские забавы.

Первоначально мальчика отдали в классическую школу, где будущий композитор смог воспринять некоторые музыкальные понятия от своего наставника Преториуса. Будучи истинным знатоком музыки, он и сам сочинял оперы для школы. В числе первых педагогов Генделя оказался и органист Кристиан Риттер, который дал мальчику уроки игры на клавикордах, и придворный капельмейстер Давид Пооле, нередко бывавший в доме.

Талант юного Генделя был оценен по достоинству после случайной встречи с герцогом Иоганном Адольфом, и судьба мальчика сразу же начала резко меняться. Большой поклонник музыкального искусства, услышав замечательную импровизацию, уговорил отца Генделя дать сыну соответствующее образование. В результате Георг стал одним из учеников органиста и композитора Фридриха Цахау, пользовавшегося большой известностью в Галле. В течение трех лет он учился сочинительству музыки, а также овладел навыками свободной игры на нескольких инструментах - освоил скрипку, гобой и клавесин.

Начало карьеры композитора

В 1702 году Гендель поступил в Галльский университет, а вскоре получил назначение органиста в Галльский кальвинистский собор. Благодаря этому юноша, отец которого к тому времени скончался, смог зарабатывать на жизнь и обрел крышу над головой. Одновременно Гендель преподавал теорию и пение в протестантской гимназии.

Годом позже молодой композитор принимает решение о переезде в Гамбург, где тогда располагался единственный в Германии оперный театр (город даже называли «немецкой Венецией»). Примером для подражания для Генделя тогда стал руководитель оркестра театра Райнхард Кайзер. Гендель, поступивший в коллектив в качестве скрипача и клавесиниста, разделял мнение о том, что в операх предпочтительнее использовать итальянский язык. В Гамбурге Гендель создает свои первые произведения - оперы «Альмира», «Нерон», «Дафна» и «Флориндо».

В 1706 году Георг Гендель по приглашению великого принца Тосканского Фердинандо де Медичи приезжает в Италию. Проведя в стране около трех лет, он написал знаменитый «Dixit Dominus», в основу которого вошли слова 110 псалма, а также оратории «La resurrezione» и «Il trionfo del tempo». Композитор становится популярным в Италии, публика воспринимает его оперы «Родриго» и «Агриппина» очень тепло.

Гендель в Англии

Период с 1710 года и до конца жизни композитор проведет в Лондоне, куда отправится в качестве капельмейстера принца Георга (позже он станет королем Великобритании и Ирландии).

Ежегодно создавая по несколько опер для Королевской музыкальной академии, Королевского театра, театра «Ковент-Гарден», композитор был вынужден менять места работы - воображению великого музыкального деятеля было тесно в существовавших тогда рамках последовательной структуры оперы seria. Кроме того, Генделю постоянно приходилось вступать в разногласия с вельможами. В результате он постепенно переключился на сочинение ораторий.

Весной 1737 Гендель пережил удар, из-за которого у него частично парализовало правую руку, а позже начали замечать помрачения рассудка. Но композитору удалось в течение года восстановиться, однако оперы он больше не создавал.

За девять лет до кончины Гендель совершенно ослеп по воле рокового случая и был вынужден провести эти годы во тьме. 7 апреля 1759 года композитор прослушал концерт, во время которого исполнялась созданная им оратория «Мессия», и это стало последним выходом мастера, имя которого славилось по всей Европе. Спустя неделю, 14 апреля, Георг Фридрих Гендель покинул этот мир. Согласно его последней воле, похороны состоялись в Вестминстерском аббатстве. Траурная церемония была организована с пышностью, как у самых значительных государственных мужей Англии.

На юридический факультет университета все-таки пришлось поступить: это была последняя воля умирающего отца. Но связь с музыкой уже никогда не прерывалась: он подрабатывает органистом, учителем пения. Но небольшой город Галле скоро стал «мал» Генделю, и он уезжает в Гамбург. Скоро и Гамбург становится тесен для творчески планов юного композитора, и Гендель отправляется в Италию. Там он пишет свои оперы, которые с успехом ставятся во многих итальянских городах.

Тут нужно понимать: для итальянцев опера — это больше чем опера. Это их детище, их слава, их великая любовь. То, что они признали «чужака», означало то, что этот приезжий немец писал музыку, которая вполне соответствовала их требовательному, взыскательному и даже несколько избалованному вкусу.

Но Гендель через три года переезжает в Англию (проведя некоторое время в Ганновере), впоследствии принимает подданство и остается там уже до конца своей жизни. Георг Гендель стал исключительно востребован при королевском дворе. Там же, по легенде, родилась его «Музыка на воде» — по случаю лодочной прогулки английского короля Георга Первого по Темзе.

Бороться с огромным влиянием, которая имела в Англии, было трудно. Генделя ждало банкротство, поскольку конкуренции с итальянцами в Англии композитор не выдерживал. Гендель обращается к жанру оратории («Самсон», «Иуда Маккавей», «Геракл», «Валтазар», «Эсфирь», «Израиль в Египте» и другие).

Георг Гендель был (и остается) кумиром англичан. Надо сказать, что по странному до сих пор необъяснимому обстоятельству, Англия в истории музыки не является чем-то особенно выдающейся. В эпоху барокко работал Генри Пёрселл, уже в 20 веке — Бенджамен Бриттен. Больше за всю историю композиторов с мировыми именами Англия не знала. Понятно, что немец Гендель, будучи гениальным композитором, стал для английской музыки значительным явлением.

Георг Гендель начал слепнуть (как и Бах). После того как наступила полная слепота, он еще продолжал диктовать ноты специальным переписчикам. Умер Гендель 14 апреля 1759 года, был с почестями похоронен в Вестминстерском аббатстве — как выдающийся гражданин страны. По завещанию, около 20000 фунтов (огромная сумма для того времени) были розданы друзьям композитора и отданы на благотворительные цели. Таким был великий композитор Георг Фридрих Гендель.

«Музыка на воде» и «Мессия» — самые знаменитые произведения Генделя (одно — светское, одно — церковное). Я даже не боюсь сказать, что самые популярные, поскольку эту музыку можно услышать где угодно: не только в концертных залах, но и как фрагменты киномузыки в художественных фильмах и так далее.

«Музыка на воде»

Эта музыка сопровождала короля Георга Первого во время его прогулки по Темзе. С этим королем Георг Гендель был знаком давно — еще по Ганноверу, там он состоял на службе у курфюрста Георга Людвига — последний и стал тем самым королем Англии. Обязанности свои в Ганновере при будущем короле Гендель выполнял не слишком ревностно. Георг-король и Георг Гендель снова «встретились» уже в Лондоне, надо сказать, что король сменил гнев на милость в отношении композитора.

Для того чтобы музыка была слышна на всем протяжении реки и ровным акустическим фоном по Лондону, Гендель использовал приемы, характерные для «военной музыки». За королем шла баржа с 50 играющими музыкантами.

«Музыка на воде» — это три сюиты, каждая состоит из нескольких частей. Написана она для оркестра, музыка разнообразная, включает в себя много популярных в то время танцев (менуэты, бурре). Многое из этой музыки сохраняет популярность и по сей день. Она представлена и в масс-культуре. Одна из мелодий «Музыки на воде» стала заставкой телекомпании Anglia Television, другие слышны в рекламных роликах и даже кулинарных шоу. «Музыку на воде» использовал в своем мультфильме Уолт Дисней и ряд кинорежиссеров в своих картинах.

«Мессия»

Одно из самых знаменитых произведений Георга Генделя — оратория «Мессия». Мессия в христианской традиции — это Иисус Христос. Текст для оратории был взят, естественно, библейский, в английском переводе. Свое грандиозное произведение Гендель написал за 24 дня. Он вообще сочинял очень быстро, что никак не умаляет достоинств его музыки.

Оратория — один из жанров, который родился в эпоху . Истоки этого жанра уходят в глубь Средневековья, к духовным представлениям с музыкой (XII-XIII века). Оратория — крупное многочастное произведение для оркестра, хора и солистов — изначально на религиозный текст. Правда, уже у Генделя можно встретить светские оратории. В любом случае, ораторию можно назвать концертным видом духовной драмы.

В этой духовной драме нет «видимого» действия, это не опера с актерами-певцами, своим сюжетом и драматургией. Тем сложнее задача написания музыки: ведь все происходящее нужно передать строго музыкальными средствами. Вот и представьте себе, какой мощью должна обладать музыка, чтобы своими средствами передать то, что следует из библейского текста. Нужно передать все: и «звуки войны», и героику, и плач, и скорбь, и созерцание. Сила оратории в том, что ее музыка часто приобретала общегражданский смысл. Так случилось с ораториями Генделя.

Не случайно, наверное, при исполнении «Аллилуйя» (одна из частей «Мессии») во многих странах до сих пор принято вставать.

К тому времени условность границ церковной и светской музыки стала еще заметней. Самые выдающиеся произведения, написанные для церковной службы, становились неотъемлемой частью светской жизни общества. Музыка остается музыкой. Кстати, средства от исполнения «Мессии» Гендель завещал использовать на вспоможение нуждающимся.

В «Мессии» Генделя три большие части, разделенные на сцены. Там есть и пророчества, и крестные муки, и вознесение, и Судный день, и прославление. Структуру оратории те, кому интересно, могут посмотреть в Интернете. Те же, кто будет частично слушать, могут обратить внимание на специфический музыкально-живописный язык. Мелодия поднимается там, где в тексте слово «гора» («mountain»), она «искривляется» на слове «crooked» («кривой»), идет по «мелодическим равнинам» на слове «plain» («гладкий, ровный»). Но можно послушать просто как музыку, хотя бы несколько частей «Мессии», для того чтобы иметь представление, что же это за знаменитая оратория.

С первого же исполнения оратория Генделя начала свое победное шествие по Европе. Исполнена она была во всех странах, с тех пор этот процесс не прерывается. Сейчас дом, в котором Гендель работал в Лондоне над «Мессией», стал музеем — английским. Музей Генделя есть и в его родном городе — Галле, в Германии.

Г. Ф. Гендель - одно из крупнейших имен в истории музыкального искусства. Великий композитор эпохи Просвещения, он открыл новые перспективы в развитии жанра оперы и оратории , предвосхитил многие музыкальные идеи последующих столетий - оперный драматизм К. В. Глюка, гражданственный пафос Л. Бетховена, психологическую глубину романтизма. Это человек уникальной внутренней силы и убежденности. «Вы можете презирать кого и что угодно, - говорил Б. Шоу, - но вы бессильны противоречить Генделю». «...Когда звучит его музыка на словах „восседающий на своем извечном престоле“, атеист теряет дар речи».

Национальную принадлежность Генделя оспаривают Германия и Англия. В Германии Гендель родился, на немецкой почве сложилась творческая личность композитора, его художественные интересы, мастерство. С Англией же связана большая часть жизни и деятельности Генделя, формирование эстетической позиции в музыкальном искусстве, созвучной просветительскому классицизму А. Шефтсбери и А. Пола, напряженная борьба за ее утверждение, кризисные поражения и триумфальные успехи.

Гендель родился в Галле, в семье придворного лекаря-цирюльника. Рано проявившиеся музыкальные способности были замечены курфюрстом Галле - герцогом Саксонским, под влиянием которого отец (намеревавшийся сделать сына юристом и не придававший серьезного значения музыке как будущей профессии) отдал мальчика на обучение лучшему музыканту города Ф. Цахову. Хороший композитор, эрудированный музыкант, знакомый с лучшими сочинениями своего времени (немецкими, итальянскими), Цахов раскрыл Генделю богатство разных музыкальных стилей, привил художественный вкус, помог отработать композиторскую технику. Сочинения самого Цахова во многом вдохновили Генделя на подражание. Рано сформировавшийся как личность и как композитор, Гендель уже к 11 годам был известен в Германии. Изучая право в университете Галле (куда он поступил в 1702 г., выполняя волю уже умершего к тому времени отца), Гендель параллельно служил органистом в церкви, сочинял, преподавал пение. Он работал всегда много и упоенно. В 1703 г. движимый желанием совершенствования, расширения сфер деятельности, Гендель уезжает в Гамбург - один из культурных центров Германии XVIII в., город, имеющий первый в стране публичный оперный театр, соревнующийся с театрами Франции и Италии. Именно опера влекла к себе Генделя. Желание ощутить атмосферу музыкального театра, практически познакомиться с оперной музыкой, заставляет его поступить на скромную должность второго скрипача и клавесиниста в оркестр. Насыщенная художественная жизнь города, сотрудничество с выдающимися музыкальными деятелями того времени - Р. Кайзером, оперным композитором, бывшим тогда директором оперного театра, И. Маттезоном - критиком, литератором, певцом, композитором - оказало огромное воздействие на Генделя. Влияние Кайзера обнаруживается во многих операх Генделя, притом не только ранних.

Успех первых оперных постановок в Гамбурге («Альмира» - 1705, «Нерон» - 1705) окрыляет композитора. Однако пребывание его в Гамбурге оказывается недолгим: банкротство Кайзера ведет к закрытию оперного театра. Гендель направляется в Италию. Посещая Флоренцию, Венецию, Рим, Неаполь, композитор вновь учится, впитывая самые разнообразные художественные впечатления, прежде всего - оперные. Способности Генделя к восприятию разнонационального музыкального искусства были исключительными. Проходит буквально несколько месяцев, и он осваивает стилистику итальянской оперы, притом с таким совершенством, что превосходит многие признанные в Италии авторитеты. В 1707 г. Флоренция ставит первую итальянскую оперу Генделя «Родриго», через 2 года Венеция - следующую, «Агриппину». Оперы получают восторженное признание у итальянцев, весьма требовательных и избалованных слушателей. Гендель становится знаменитым - входит в известную Аркадскую академию (наряду с А. Корелли, А. Скарлатти. Б. Марчелло), получает заказы на сочинение музыки для дворов итальянских аристократов.

Однако главное слово в искусстве Генделю надлежит сказать в Англии, куда его впервые приглашают в 1710 г. и где он окончательно обосновывается с 1716 г. (в 1726 г. принимая английское подданство). С этого времени начинается новый этап в жизни и творчестве великого мастера. Англия с ее ранними просветительскими идеями, образцами высокой литературы (Дж. Мильтона, Дж. Драйдена, Дж. Свифта) оказалась той плодотворной средой, где раскрылись могучие творческие силы композитора. Но и для самой Англии роль Генделя была равна целой эпохе. Английская музыка, потерявшая в 1695 г. своего национального гения Г. Перселла и остановившаяся в развитии, вновь поднялась на мировую высоту только с именем Генделя. Его путь в Англии, однако, был не простым. Англичане приветствовали Генделя вначале как мастера оперы итальянского стиля. Здесь он быстро победил всех своих соперников, как английских, так и итальянских. Уже в 1713 г. его Te Deum исполняется на празднествах, посвященных заключению Утрехтского мира, - честь, которой до этого не удостаивался ни один иностранец. В 1720 г. Гендель берет на себя руководство Академией итальянской оперы в Лондоне и таким образом становится во главе национального оперного театра. На свет появляются его оперные шедевры - «Радамист» - 1720, «Оттон» - 1723, «Юлий Цезарь » - 1724, «Тамерлан» - 1724, «Роделинда» - 1725, «Адмет» - 1726. В этих сочинениях Гендель выходит за рамки современной ему итальянской оперы-seria и создает (свой тип музыкального спектакля с ярко очерченными характерами, психологической глубиной и драматической напряженностью конфликтов. Благородная красота лирических образов опер Генделя, трагическая сила кульминаций не имели себе равных в итальянском оперном искусстве своего времени. Его оперы стояли у порога назревающей оперной реформы, которую Гендель не только почувствовал, но и во многом осуществил (намного раньше Глюка и Рамо). Вместе с тем социальная ситуация в стране, рост национального самосознания, стимулированный идеями просветителей, реакция на навязчивое преобладание итальянской оперы и итальянских певцов порождают негативное отношение и к опере в целом. На итальянские оперы создаются памфлеты, высмеивается сам тип оперы, ее персонажи, капризные исполнители. Как пародия появляется в 1728 г. английская сатирическая комедия «Опера нищих» Дж. Гея и Дж. Пепуша. И хотя лондонские оперы Генделя распространяются по всей Европе как шедевры этого жанра, падение престижа итальянской оперы в целом отражается и на Генделе. Театр бойкотируется, успехи отдельных постановок не изменяют общей картины.

В июне 1728 г. Академия перестает существовать, но авторитет Генделя как композитора с этим не падает. Английский король Георг II заказывает ему по случаю коронации антемы, которые исполняются в октябре 1727 г. в Вестминстерском аббатстве. Вместе с тем со свойственным ему упорством Гендель продолжает бороться за оперу. Он едет в Италию, набирает новую труппу и в декабре 1729 г. оперой «Лотарио» открывает сезон второй оперной Академии. В творчестве композитора наступает пора новых исканий. «Порос» («Пор») - 1731, «Орландо» - 1732, «Партенопа » - 1730. «Ариодант » - 1734, «Альцина » - 1734 - в каждой из этих опер композитор по-разному обновляет трактовку жанра оперы-seria - вводит балет («Ариодант», «Альцина»), «волшебный» сюжет насыщает глубоко драматическим, психологическим содержанием («Орландо», «Альцина»), в музыкальном языке достигает высшего совершенства-простоты и глубины выразительности. Намечается также и поворот от серьезной оперы к лирико-комической в «Партенопе» с ее мягкой иронией, легкостью, изяществом, в «Фарамондо» (1737), «Ксерксе» (1737). Одну из последних своих опер - «Именео» («Гименей», 1738) Гендель сам назвал опереттой. Изнурительная, не без политической подоплеки борьба Генделя за оперный театр кончается поражением. Вторая оперная Академия закрывается в 1737 г. Как раньше, в «Опере нищих» пародирование не обошлось без привлечения широко известной всем музыки Генделя, так и сейчас, в 1736 г. новая пародия на оперу («Вантлейский дракон») косвенно затрагивает имя Генделя. Композитор тяжело переносит крах Академии, заболевает и почти 8 месяцев не работает. Однако поразительные жизненные силы, скрытые в нем, вновь берут свое. Гендель возвращается к деятельности с новой энергией. Он создает свои последние оперные шедевры - «Именео», «Дейдамию», - и с ними завершает работу над оперным жанром, которому отдал более 30 лет жизни. Внимание композитора сосредоточивается на оратории. Еще в Италии Гендель начал сочинять кантаты, хоровую духовную музыку. Позднее, в Англии, Гендель пишет хоровые антемы, праздничные кантаты. Заключительные хоры в операх, ансамбли также сыграли свою роль в процессе оттачивания хорового письма композитора. Да и сама опера Генделя является по отношению к его оратории фундаментом, источником драматургических идей, музыкальных образов, стиля.

В 1738 г. одна за другой появляются на свет 2 гениальные оратории - «Саул» (сентябрь - 1738) и «Израиль в Египте » (октябрь - 1738) - гигантские, исполненные победной мощи сочинения, величавые гимны в честь силы человеческого духа и подвига. 1740-е гг. - блестящий период в творчестве Генделя. Шедевр следует за шедевром. «Мессия », «Самсон », «Валтасар», «Геракл » - теперь всемирно известные оратории - были созданы в невиданном напряжении творческих сил, в очень короткий промежуток времени (1741-43). Однако успех приходит не сразу. Неприязнь со стороны английской аристократии, саботирующей исполнение ораторий, материальные затруднения, сверхнапряженная работа вновь ведут к заболеванию. С марта по октябрь 1745 г. Гендель находится в тяжелой депрессии. И вновь титаническая энергия композитора побеждает. Резко изменяется и политическая ситуация в стране - перед угрозой нападения на Лондон Шотландской армии мобилизуется чувство национального патриотизма. Героическое величие генделевских ораторий оказывается созвучным настроению англичан. Вдохновленный национально-освободительными идеями, Гендель пишет 2 грандиозные оратории - «Ораторию на случай» (1746), призывающую к борьбе с нашествием, и «Иуду Маккавея » (1747) - могучий гимн в честь побеждающих врагов героев.

Гендель становится кумиром Англии. Библейские сюжеты и образы ораторий приобретают в это время особый смысл обобщенного выражения высоких этических принципов, героизма, народного единения. Язык генделевских ораторий прост и величествен, он влечет к себе - он ранит сердце и вылечивает его, он не оставляет за собой равнодушных. Последние оратории Генделя - «Теодора», «Выбор Геркулеса» (обе 1750) и «Иевфай» (1751) - открывают такие глубины психологической драмы, какие не были доступны никаким другим жанрам музыки времен Генделя.

В 1751 г. композитор слепнет. Страдающий, безнадежно больной, Гендель остается за органом при исполнении своих ораторий. Он был похоронен, как того желал, в Вестминстере.

Преклонение перед Генделем испытывали все композиторы, как XVIII, так и XIX вв. Генделя боготворил Бетховен. В наше время музыка Генделя, обладающая огромной силой художественного воздействия, получает новое значение и смысл. Ее могучий пафос созвучен нашему времени, он взывает к силе человеческого духа, к торжеству разума, красоты. Ежегодные торжества в честь Генделя проходят в Англии, в ФРГ, привлекая к себе исполнителей и слушателей со всего мира.

Ю. Евдокимова

Характеристика творчества

Творческая деятельность Генделя была столь же продолжительной, как и плодотворной. Она принесла огромное количество произведений самых различных жанров. Здесь и опера с ее разновидностями (seria, пастораль), хоровая музыка - светская и духовная, многочисленные оратории, камерная вокальная музыка и, наконец, сборники инструментальных пьес : клавесинных , органных , оркестровых .

Свыше тридцати лет жизни Гендель посвятил опере. Она всегда находилась в центре интересов композитора и больше всех других видов музыки привлекала его. Деятель большого масштаба, Гендель великолепно понимал силу воздействия оперы как драматического музыкально-театрального жанра; 40 опер - таков творческий итог его работы в этой области.

Гендель не был реформатором оперы seria. То, чего он добивался, было поисками направления, приведшего впоследствии во второй половине XVIII века к операм Глюка. Тем не менее в жанре, уже во многом не отвечающем современным запросам, Гендель сумел воплотить возвышенные идеалы. Прежде чем раскрыть этическую идею в народных эпопеях библейских ораторий, он показал красоту чувств и поступков человека в операх.

Чтобы сделать свое искусство доступным и понятным, художнику нужно было найти иные, демократические формы и язык. В конкретных исторических условиях эти свойства в большей мере были присущи оратории, нежели опере seria.

Работа над ораторией означала для Генделя выход из творческого тупика и идейно-художественного кризиса. В то же время оратория, по типу близко примыкающая к опере, предоставляла максимальные возможности для использования всех форм и приемов оперного письма. Именно в ораториальном жанре Гендель создал произведения, достойные его гения, произведения подлинно великие.

Оратория, к которой обратился Гендель в 30-40-е годы, не была для него новым жанром. Первые ораториальные произведения его относятся еще ко времени пребывания в Гамбурге и Италии; последующие тридцать сочинялись на протяжении всей творческой жизни. Правда, до конца 30-х годов Гендель уделял сравнительно мало внимания оратории; только отказавшись от оперы seria, он начал глубоко и всесторонне разрабатывать этот жанр. Таким образом, ораториальные произведения последнего периода можно рассматривать как художественное завершение творческого пути Генделя. Все, что в глубине сознания десятилетиями зрело и вынашивалось, что частично претворялось и совершенствовалось в процессе работы над оперой и инструментальной музыкой, получило в оратории наиболее законченное и совершенное выражение.

Итальянская опера принесла Генделю владение вокальным стилем и разнообразными видами сольного пения: выразительным речитативом, ариозными и песенными формами, блестящими патетическими и виртуозными ариями. Пассионы, английские антемы помогли выработать технику хорового письма; инструментальные, и в частности оркестровые, сочинения способствовали умению пользоваться красочно-выразительными средствами оркестра. Таким образом, богатейший опыт предшествовал созданию ораторий - лучших творений Генделя.

Однажды в беседе с одним из своих почитателей композитор сказал: «Мне было бы досадно, милорд, если бы я доставлял людям только удовольствие. Моя цель - делать их лучшими».

Отбор тематики в ораториях происходил в полном соответствии с гуманными этическими и эстетическими убеждениями, с теми ответственными задачами, которые возлагал Гендель на искусство.

Сюжеты для ораторий Гендель черпал из самых разных источников: исторических, античных, библейских. Наибольшую популярность при жизни и наивысшую оценку после смерти Генделя получили его поздние произведения на сюжеты, взятые из Библии: «Саул», «Израиль в Египте», «Самсон», «Мессия», «Иуда Маккавей».

Не следует думать, что, увлекшись ораториальным жанром, Гендель сделался религиозным или церковным композитором. За исключением нескольких сочинений, написанных по специальному поводу, у Генделя нет церковной музыки. Оратории он писал в музыкально-драматическом плане, предназначая их для театра и исполнения в декорациях. Только под сильным давлением духовенства Гендель отказался от первоначального проекта. Желая подчеркнуть светский характер своих ораторий, он стал исполнять их на концертной эстраде и создал тем самым новую традицию эстрадно-концертного исполнения библейских ораторий.

Обращение к Библии, к сюжетам из Ветхого завета, также было продиктовано отнюдь не религиозными побуждениями. Известно, что в эпоху средних веков массовые социальные движения нередко облекались в религиозную оболочку, шли под знаком борьбы за церковные истины. Классики марксизма дают этому явлению исчерпывающее объяснение: в средние века «чувства масс вскормлены были исключительно религиозной пищей; поэтому, чтобы вызвать бурное движение, необходимо было собственные интересы этих масс представлять им в религиозной одежде» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 21, с. 314.).

Со времени Реформации, а затем английской революции XVII века, протекавших под религиозными знаменами, Библия сделалась чуть ли не самой популярной книгой, почитаемой в любой английской семье. Библейские предания и сказания о героях древнееврейской истории привычно связывались с событиями из истории собственной страны и народа, и «религиозные одежды» не скрывали вполне реальных интересов, потребностей и желаний народа.

Использование библейских сказаний в качестве сюжетов для светской музыки не только расширяло круг этих сюжетов, но и предъявляло новые требования, несравненно более серьезные и ответственные, придавало тематике новый социальный смысл. В оратории можно было выйти за пределы общепринятой в современной опере seria любовно-лирической интриги, трафаретных любовных перипетий. Библейские темы не допускали в толковании фривольности, развлекательства и искажений, которым подвергались в операх seria античные мифы или эпизоды древней истории; наконец, давно всем знакомые легенды и образы, употребляемые в качестве сюжетного материала, позволяли приблизить содержание произведений к пониманию широкой аудитории, подчеркнуть демократический характер самого жанра.

Показательно для гражданского самосознания Генделя направление, по которому происходил отбор библейских сюжетов.

Внимание Генделя приковано не к индивидуальной судьбе героя, как в опере, не к его лирическим переживаниям или любовным приключениям, а к жизни народа, к жизни, исполненной пафоса борьбы и патриотического подвига. По существу, библейские предания служили условной формой, в которой можно было в величественных образах воспеть прекрасное чувство свободы, стремление к независимости, прославить самоотверженные действия народных героев. Именно эти идеи составляют действительное содержание генделевских ораторий; так они были восприняты современниками композитора, так же они были поняты наиболее передовыми музыкантами других поколений.

В. В. Стасов в одной из рецензий пишет: «Концерт заключился хором Генделя. Кому из нас он потом не снился, как какое-то колоссальное, беспредельное торжество целого народа? Что за титаническая натура был этот Гендель! И вспомним, что таких хоров, как этот, можно найти у него несколько десятков».

Эпико-героический характер образов предначертал формы и средства их музыкального воплощения. Гендель в высокой степени владел мастерством оперного композитора, и все завоевания оперной музыки он сделал достоянием оратории. Но в отличие от оперы seria, с ее опорой на сольное пение и господствующее положение арии, стержнем оратории оказался хор как форма передачи мыслей и чувств народа. Именно хоры сообщают ораториям Генделя величественный, монументальный облик, содействуют, как писал Чайковский, «подавляющему эффекту силы и мощи».

Владея виртуозной техникой хорового письма, Гендель добивается разнообразнейших звуковых эффектов. Свободно и гибко он применяет хоры в самых контрастных положениях: при выражении скорби и радости, героического подъема, гнева и возмущения, при обрисовке светлой пасторали, сельской идиллии. То он доводит звучание хора до грандиозной силы, то низводит его до прозрачного pianissimo; иногда Гендель пишет хоры в сочном аккордово-гармоническом складе, соединяя голоса в компактную плотную массу; богатые возможности полифонии служат средством, усиливающим движение, действенность. Эпизоды полифонические и аккордовые следуют попеременно, или оба принципа - полифонический и аккордовый - объединяются.

По мнению П. И. Чайковского, «Гендель был неподражаемый мастер относительно умения распоряжаться голосами. Нисколько не насилуя хоровые вокальные средства, никогда не выходя из естественных пределов голосовых регистров, он извлекал из хора такие превосходные эффекты масс, каких никогда не достигали другие композиторы...».

Хоры в генделевских ораториях - всегда активно действующая сила, которая направляет музыкально-драматическое развитие. Поэтому композиционные и драматургические задачи хора исключительно важны и разнообразны. В ораториях, где главным действующим лицом является народ, значение хора особенно возрастает. Это видно на примере хоровой эпопеи «Израиль в Египте». В «Самсоне» партии отдельных героев и народа, то есть арии, дуэты и хоры, распределены равномерно и дополняются один другим. Если в оратории «Самсон» хор передает лишь чувства или состояния враждующих народов, то в «Иуде Маккавее» хор выполняет более активную роль, принимая непосредственное участие в драматических событиях.

Драма и ее развертывание в оратории познаются единственно музыкальными средствами. Как говорит Ромен Роллан, в оратории «музыка служит сама себе декорацией». Как бы восполняя отсутствие декоративного убранства и театрального разыгрывания действия, оркестру придаются новые функции: живописать звуками происходящее, обстановку, в которой совершаются события.

Ровесник Скарлатти и Баха, Георг Гендель является одним из величайших композиторов эпохи Барокко. За 57 лет творческой карьеры он сочинил более 120 кантат, дуэтов и трио, 29 ораторий, 42 оперы, многочисленные арии, антемы, камерную музыку, оды и серенады, органные концерты.

Гендель сделал неоценимый вклад в развитие оперы и, по мнению критиков, родись этот композитор несколько позже, он мог бы успешно провести полную реформу этого жанра. Английский подданный немецкого происхождения, Гендель был поистине транскультурным деятелем, легко сочетая в своем творчестве музыкальный опыт английских, итальянских, немецких композиторов и исполнителей.

Краткая биография

Георг Фридрих Гендель родился в Галле, Германия в 1685 году. Отец будущего композитора – Георг Гендель, женившись в свое время на вдове придворного цирюльника-хирурга, унаследовал и должность покойного. Своих пятерых детей от брака с той женщиной он воспитал согласно своим жизненным принципам: «консервативности, осторожности, бережливости и рассудительности». После смерти первой жены Георг женился на дочери священника-лютеранина Доротее Тауст, которая и стала матерью Г.Ф. Генделя.

Коллекция картин Г.Ф. Генделя

Гендель очень любил живопись, и пока зрение не покинуло его, часто любовался картинами, выставленными на продажу. Он собрал огромную коллекцию картин, состоящую из 70 полотен и 10 гравюр, на которых были изображены ландшафты, руины, охота, исторические сцены, морские пейзажи и сцены сражений. Коллекция содержала также пару полотен эротического характера и несколько портретов и сцен на библейскую тематику.

Некоторые полотна Гендель завещал своим близким и друзьям, остальные картины были проданы с аукциона 28 февраля 1760 Абрахамом Ленгфордом.

Музей Г. Генделя в Галле, Германия.

Первый Музей Генделя был открыт в 1948 году в доме, где родился будущий композитор. Особой популярностью среди туристов Дом-музей Генделя стал пользоваться с 2009, когда там открылась постоянная выставка «Гендель – европеец». В каждом из 14 залов экспозиции представлен определенный период жизни композитора.

В мансарде кроме основной экспозиции проводятся временные выставки редких экспонатов, связанных не только с Генделем, но с историей музыки в целом. В фондах музея хранится более 700 музыкальных инструментов различных эпох, с которыми можно ознакомиться в соседнем с Домом Генделя здании.

Каждый год, начиная с 1922 года, в стенах музея проходит традиционный Галльский фестиваль Генделя. В остальное же время во всех залах музея звучат записи шедевров композитора.


Музыка Г. Ф. Генделя в фильмах

Многие произведения композитора очень популярны и часто звучат в современном кино, о чем можно судить по представленной ниже таблице.



Музыкальное произведение Г. Ф. Генделя

Фильм

«Ксеркс»

Морган (2016)

Проблеск гениальности (2008)

На краю (2001)

Хор «Аллилуйя» из оратории «Мессия»

Сверхъестественное (2016)

Области тьмы (2016)

Таинственный сад (2010)

Необыкновенное путешествие (2008)

«Lascia Ch"io Pianga» из оперы «Ринальдо»

Пятьдесят оттенков черного (2016)

Ложь (2001)

Увертюра из «Музыки для королевских фейерверков»

Страховщик (2014)

«Музыка на воде»

Красавица и чудовище (2014)

Всегда говори да (2008)

Герцогиня (2008)

Прыгни завтра (2001)

Антем «Священник Садок»

Молодая Виктория (2009)

Мы – легенды (2008)

Завтрак на Плутоне (2005)

Опера «Оттон»

На чужой вкус (2000)

«La Rejoussance» из «Музыки для королевских фейерверков»

Австралийский итальянец (2000)

«Concerto Grosso»

Неприкасаемые / 1+1 (2011)

Фильмы о Г. Ф. Генделе

Гендель мог бы порадоваться завидному количеству биографических и документальных фильмов о нем, которым может похвастать не каждый всемирно известный композитор:

  1. «Великий г-н Гендель» (1942), в роли Генделя – Уилфрид Лоусон.
  2. «Плач ангелов» (1963), в роли Генделя – Вальтер Слезак.
  3. «Восток и суета» («East End Hustle») (1976), в роли Генделя – Джеймс Винсент.
  4. «Честь, выгода и удовольствие» (1985), в роли Генделя – Тревор Ховард.
  5. «Гарфилд: его 9 жизней» (1988), в роли Генделя – Хэл Смит.
  6. «Ужин в четыре руки» («Sopar a quatre mans») (1991), в роли Генделя – Иоаким Кардона.
  7. «Фаринелли-кастрат» (1994), в роли Генделя – Йерун Краббе
  8. «Последний шанс Генделя» (1996), в роли Генделя – Леон Поунол.
  9. «Ужин в четыре руки» (2000), в роли Генделя – Михаил Козаков.
  10. «Гендель» (2009), в роли Генделя – Маттиас Вибальк и Рольф Роденбург.

Штрихи к музыкальному портрету Генделя

Когда Гендель приехал в Лондон, английское музыкальное искусство, по словам Р. Роллана, была мертво, и композитору предстояло исправить это положение. На протяжении 15 лет он основал три оперных театра, обеспечивая их репертуаром и лично подбирая артистов и музыкантов в их труппы. Это доказывает, что Гендель был не только прекрасным композитором, но и первоклассным драматургом и ловким предпринимателем.

В Европе 18 века преобладала опера seria, которой Гендель должен был обеспечить и английскую аристократию. «Opera seria» – это итальянский музыкальный термин, обозначающий аристократический и «серьезный» стиль итальянской оперы. Этот термин начали употреблять в современном значении только когда данный жанр вышел из моды и считался устаревшим. В противовес опере seria существовала опера buffa – комический жанр, берущий свое начало от импровизаций комедии дельʼарте. Сочиняя в среднем по опере в год, Гендель неустанно предпринимал попытки реформировать оперу seria, развить ее драматургическое начало, ввести массовые сцены. Но итальянская публика того времени ценила в опере лишь пение как таковое, а английской культуре этот жанр был и вовсе чужд, в отличие от его оппонента – комедии.


Пытаясь поддержать угасающий интерес к опере seria, Гендель, работая в 1730-х в театре «Ковент-Гарден», вставляет в оперу хоровые номера, балет, а в 1735 году даже вводит концерты органной музыки между актами.

Всего через год после перенесенного паралича Гендель написал оперу «Ксеркс» (1738), которая содержит снискавшую всемирную славу арию «Ombra mai fù», более известную под названием «Ларго Генделя».

«Деидамия» (1741) была последней оперой, которую сочинил Гендель. Первое ее исполнение увенчалось… полным провалом. Гендель оставляет жанр оперы и полностью посвящает себя сочинению антемов и ораторий, в которых он смог реализовать все то, чего ему не позволяли тесные рамки оперы seria.

Известнейшая оратория «Мессия» – шестое по счету произведение композитора в данном жанре – была впервые исполнена в Дублине, Ирландия в 1742 году. Гендель написал «Мессию» в сдержанной голосовой и инструментальной форме с рядом необязательных индивидуальных номеров. Примечательно, что Гендель в своей лучшей оратории сохранил баланс между хором и сольными номерами, ни разу его не нарушив. После смерти композитора оратория была адаптирована для исполнения в гораздо большем масштабе, с огромным хором и оркестром. Среди прочих, оркестровкой оратории занимался и Моцарт. В конце ХХ – начале XIX ст. начала прослеживаться обратная тенденция: исполнение, максимально приближенное к оригинальному.

В поздних ораториях Генделя роль хора приобретает все большее значение. Высокодраматичная последняя оратория композитора «Иевфай» (1751) хоть и сочинялась очень тяжело и медленно из-за наступающей слепоты, является не меньшим шедевром, чем написанные ранее произведения.