Какими музыкальными способностями обладал будущий композитор гайдн. Франц Йозеф Гайдн: биография, творчество, интересные факты из жизни. Йозеф Гайдн. Лучшие произведения

КАЛЬВИН ЖАН (ИОГАНН)

(род. в 1509 г. – ум. в 1564 г.)

Деятель Реформации, основоположник кальвинизма. С 1541 г. фактический диктатор Женевы, ставшей центром Реформации. Отличался крайней религиозной нетерпимостью.

Движение Реформации, начавшееся во втором десятилетии XVI в., сильно поколебало власть римских пап. Их тирании пришел конец. Однако сами реформаторы выдвинули из своей среды фигуры не менее деспотичные, ни в чем не уступавшие обладателям престола Св. Петра или инквизиторам. Среди них особо выделяется основатель самого массового из протестантских религиозных течений – Жан Кальвин, о котором Вольтер писал: «Кальвин открыл двери монастырей не для того, чтобы выгнать оттуда монахов, а для того, чтобы вогнать туда весь мир».

Он родился 10 июня 1509 г. в Нойоне, в Пикардии. Его отец, Жерар Кавин был епископским секретарем, фискальным прокурором и синдиком соборного капитула, то есть занимал достаточно высокое положение в местном обществе. Однако семье из-за большого количества детей (кроме Жана, в ней росли еще трое сыновей и две дочери) приходилось жить очень экономно.

Жерар Кавин был человеком суровым и деспотичным. В то же время он отличался большой практичностью и поддерживал стремление сына к образованию. В 14 лет мальчика отправили на учебу сначала в Бурж, а затем в Орлеан и Париж. Кроме того, отец приобрел для Жана пребенду – должность католического священника, которая сулила ее обладателю постоянный ежегодный доход.

Домашние порядки, видимо, наложили на характер Жана неизгладимый отпечаток. Он был чрезвычайно прилежен, умел превосходно излагать выученное, но отличался угрюмым нравом, замкнутостью, обидчивостью и раздражительностью. Кальвин подмечал малейшие провинности товарищей и постоянно обрушивал на них град обвинений даже по ничтожным поводам. Недаром они прозвали его «Аккузативусом», то есть «винительным падежом».

Судя по всему, Кальвин не любил даже отца. Когда в 1531 г. Жерар умер, наследник не поехал на похороны. Его будущее было обеспечено, так как все имущество и сбережения были завещаны ему. Теперь можно было распоряжаться судьбой по своему усмотрению.

Кальвин решил оставить юриспруденцию и заняться античной литературой. Но вскоре увлечение античностью перестало занимать молодого честолюбца. Куда интереснее были проблемы религиозные, занимавшие в то время многие умы. Нужен был только случай, чтобы прославиться.

В октябре 1533 г. ректор Парижского университета Н. Коп готовился к диспуту по теме «Об оправдании верой». Кальвин предложил ему свои услуги. Коп воспользовался этим предложением. Речь ректора взволновала множество слушателей, но очень не понравилась университетским теологам. Уж слишком многие тезисы в ней напоминали проповеди Лютера. Бедному Копу пришлось скрываться в Базеле, а главный виновник скандала Кальвин, когда к нему пришли с обыском, выпрыгнул из окна и, переодевшись в крестьянское платье, тоже покинул страну. Под именем д’Эспевилля он отправился в Южную Францию и несколько лет переезжал из города в город, посещая библиотеки и общаясь с учеными. В Париж Кальвин вернулся только тогда, когда страсти по поводу выступления Копа утихли.

Честолюбивые мечты не оставляли молодого теолога. Он понимал, что выдвинуться сможет только на ниве протестантизма, который постепенно становился знаменем эпохи. И Кальвин начал разрабатывать собственное учение, уклоняясь от рискованных публичных выступлений и опасных речей. Своими соображениями он делился лишь с немногими людьми, к которым испытывал полное доверие.

Такая осторожность была очень своевременна. Во Франции усилились гонения против всех противников католической церкви. Многие протестанты покинули страну. Кальвин, жаждавший публичных выступлений и славы, решил последовать их примеру и отправиться в земли, где сторонники Реформации были в безопасности. Он перебрался в Страсбург, а затем в Базель.

Здесь был закончен и напечатан главный труд Кальвина, начатый еще в Париже. Книга носила название «Наставление в христианской вере». Со временем она несколько раз подвергалась переработке и в конце концов стала суммой всего догматического и церковного учения Кальвина и по сей день считается самым выдающимся трудом реформистского толка.

Идеолог Реформации выдвинул тезис о божественном предопределении. Он учил, что судьба каждого человека предопределена Богом к спасению или погибели, к успеху или прозябанию. Выражением Божьего благоволения является удачливость в делах, поэтому разбогатевшие граждане являются Божьими избранниками. Но воли Бога не знает никто. Поэтому, если бедняк будет неустанно трудиться, он может разбогатеть. Если же этого не случится, за покорность и усердие он все же будет вознагражден в загробной жизни. Церковный реформатор спорил с самим Христом. Кальвина ничуть не смущало то, что его идеи шли вразрез с евангельской проповедью, утверждавшей, что «легче верблюду пройти в игольное ушко, чем богачу попасть в рай». Священной обязанностью каждого становились стяжательство, накопительство, а для простого люда – повиновение хозяевам, строжайшее соблюдение суровой протестантской морали, слепое повиновение руководителям новой церкви. Недаром учение Кальвина пришлось по душе нарождавшейся буржуазии, нашедшей в нем оправдание своим стремлениям к власти и захвату имущества церкви и аристократии.

Протестанты превозносили автора до небес. А сторонники католицизма называли его труд «Кораном и Талмудом ереси». Чтобы избежать преследований, осторожный Кальвин в 1536 г. из Базеля перебрался в Феррару и некоторое время жил там под покровительством герцогини Ренэ Феррарской – молодой, красивой и очень образованной. Дружбу с ней реформатор сохранил до конца жизни.

Вынужденный из-за происков инквизиции покинуть Феррару, Кальвин проездом оказался в Женеве и задержался там. В этом городе он нашел благодатную почву для своих проповедей. Известные по всей Европе зажиточные женевские суконщики, меховщики, башмачники горячо поддержали новые идеи. Городской магистрат принял созданный Кальвином проект церковного устройства.

Постепенно город начал менять свой внешний облик. Исчезло пышное церковное убранство, в чисто вымытых храмах поселилась скука. Горожане в черных и коричневых одеждах слушали длинные и скучные проповеди пасторов – так стали называть священников новой церкви. Были запрещены все народные и даже церковные праздники, не тронутые другими реформаторскими церквами, – Рождество, Обрезание, Благовещение и Вознесение. Для отдыха народу оставили только воскресенья, но и эти дни все горожане обязаны были проводить в церкви. Дома женевцев время от времени подвергались обыскам, и горе той семье, где находили кружевной воротничок, вышитый чепчик, украшение или, не дай бог, книгу. Ослушников подвергали штрафам, публичным наказаниям, тюремному заключению, а то и вовсе изгоняли из города. После девяти часов вечера никто не имел права появляться на улице без специального разрешения городских властей. Все должны были ложиться спать, чтобы с раннего утра заняться работой.

В Европе Женева приобрела репутацию «святого города», а Кальвина стали называть «женевским папой». Однако в самом городе его дела обстояли совсем не так благополучно. Постепенно стала усиливаться оппозиция, которая к 1538 г. получила большинство в органах городского управления. Сторонники Кальвина были удалены из магистрата, а сам богослов изгнан из города. Реформатор направился в уже знакомый ему Страсбург, где принял гражданство, записавшись в цех портных. Вскоре он возглавил общину французских эмигрантов и ввел там строгую нравственную дисциплину.

Если бы Кальвин был просто ученым богословом, пусть даже очень известным, пожалуй, его карьера на этом бы закончилась. Но кроме богословского таланта, он, несомненно, обладал и качествами крупного политического деятеля. Находясь в изгнании, он начал активно участвовать в многочисленных религиозных собраниях, конференциях и сеймах – во Франкфурте, Гагенау, Вормсе, Регенсбурге – и своей крайней неуступчивостью в отношении католиков создавал себе репутацию непримиримого борца с католицизмом.

В Страсбурге Кальвин решил обзавестись семьей и попросил друзей найти ему невесту. Вскоре выяснилось, что жених очень разборчив. Он отверг ряд кандидатур, считая девушек слишком увлеченными светскими утехами. Наконец Жан остановил выбор на Иделетте Штордер, бедной вдове с тремя детьми. Свадьба состоялась в сентябре 1540 г., и супруги зажили в полном согласии. Иделетта была тихой, скромной женщиной и боготворила своего ученого мужа. Его же, по-видимому, вполне удовлетворяло такое поклонение. Немаловажны были и те удобства, которые обеспечивала жена в полном соответствии с представлениями Кальвина о месте женщины в обществе. Но так продолжалось всего девять лет. Иделетта быстро угасла, возможно, потому, что не была счастлива. По свидетельству автора десятитомного труда «Женщины и короли» Ги Бретона, злые языки утверждали, что «великий реформатор предпочитал мальчиков». Этому, однако, противоречит тот факт, что у супругов было несколько собственных детей, умиравших через несколько месяцев после рождения.

Живя в Страсбурге, Кальвин не упускал из поля зрения Женеву, поддерживая постоянные связи со своими сторонниками. К осени 1540 г. они вновь одержали верх в магистрате и направили своему кумиру письмо с предложением вернуться. Кальвин принял предложение и в сентябре вместе с семьей прибыл в Женеву. В честь этого события женевцы преподнесли богослову сюртук стоимостью 8 талеров.

Через некоторое время в городе по требованию Кальвина была создана консистория – нечто среднее между трибуналом инквизиции и светским судом, – состоявшая из 12 старейшин и 8 пасторов. Они, пользуясь огромной властью, разбирали проступки граждан перед верой, постоянно совершали обходы по домам, знали все о частной жизни сограждан, выносили приговоры.

Кальвин же превратился в настоящего диктатора. Он знал все обо всех в городе, держал в руках все нити городского управления, назначал и смещал пасторов, также, как и ректоров вновь образованного коллежа, вел дипломатическую переписку, редактировал по своему усмотрению политическое, судебное и полицейское законодательство Женевы, писал различные инструкции, даже для пожарных и ночных сторожей.

На месте прежде веселого жизнерадостного города возникло теократическое государство, где граждане имели только два права – молиться и работать. Ослушникам грозила смертная казнь – даже за супружескую измену или пощечину, данную младшим старшему. Во время допросов широко практиковались пытки. Детей заставляли свидетельствовать против родителей. В городе действовала целая армия шпионов и доносчиков. Примечательно, что Кальвин, очень довольный результатами своего труда, и сам не гнушался доносить на сограждан в консисторию. Тюремному заключению подвергались извозчики, обругавшие собственную лошадь. Известен случай, когда в тюрьму попали три кожевника, осмелившиеся съесть за завтраком 3 дюжины пирожков.

Жесткие порядки в городе не могли не вызывать противодействия. К 1547 г. в Женеве появилась сильная оппозиционная партия «перринистов», стремившаяся к сокращению личного влияния Кальвина. Пасторов стали публично оскорблять на улицах, демонстративно нарушались всякие запреты. Доклады и жалобы самого Кальвина часто оставляли без последствий. В 1553 г. перринисты получили перевес в органах городского управления, и возможно, «женевскому папе» пришлось бы туго, но тут помог случай.

В Женеву прибыл испанский философ, богослов и ученый Мигель Сервет, которому человечество обязано открытием системы кровообращения. Как-то он выпустил в свет богословский труд, опровергавший основные положения кальвинизма. По доносу «женевского папы» ему пришлось бежать из Франции в Италию. По дороге он решил навестить Женеву, чтобы послушать своего оппонента. Сервет не предполагал, как далеко может зайти Кальвин в своей ненависти. Задолго до этих событий тот заявил, показывая на портрет испанца: «Если этот человек когда-либо появится в Женеве, он отсюда живым не уйдет». Кроме того, Кальвин решил использовать прибытие Сервета в политических целях и объявил, что ученый прибыл в город, чтобы возмущать народ против священной частной собственности. Сервет был схвачен, и, несмотря на протесты из реформистского лагеря Европы, обвинявшего Кальвина в непозволительной жестокости, ученого сожгли. Он стал первым в ряду многочисленных жертв протестантов, которые со временем научились сжигать инакомыслящих с таким же рвением, как и католики. Стоит заметить, что на счету самого Кальвина числится 50 жертв, сожженных в течение четырех последних лет его правления.

Эти события, как и предполагал Кальвин, заставили многих оппозиционеров возвратиться под его крыло. И когда перринисты взбунтовались, то в ночной схватке потерпели поражение. Разгром оппозиции завершился крайне пристрастным политическим процессом, стоившим жизни самым непримиримым противникам «женевского папы» и изгнания оставшимся в живых.

После этого руки у Кальвина были полностью развязаны. Передав внутренние дела города приспешникам, реформатор занялся распространением своих идей за пределами Женевы. Здесь было основано множество типографий и лавок, в основную задачу которых входило распространение Библии во Франции. В 1559 г. женевский коллеж был преобразован в академию для протестантских священников, которых потом направляли в романские земли. Кальвин установил переписку с вождем французских гугенотов адмиралом Колиньи, королями Наварры, Швеции, Дании, завязал тесные сношения с Англией, Нидерландами, Германскими землями, Венгрией, Польшей. Позже его учение вместе с колонистами, бежавшими от религиозных преследований, попало в Америку и расцвело там пышным цветом. Особенно сильные позиции кальвинизм приобрел во Франции, Англии и Нидерландах.

Но жизнь отца кальвинизма уже катилась к закату. Физически слабый от природы, реформатор вконец расстроил свое здоровье чрезмерной работой. Жил он одиноко и замкнуто, не испытывая ни радости, ни любви, и умер 27 мая 1564 г. в Женеве после продолжительной и мучительной болезни.

По мнению немецкого психиатра и психолога Э. Кечмера, Кальвин был ярко выраженным типом шизотимической личности, т. е. склонной к шизофрении. Этому же ученому принадлежит и одна из самых ярких характеристик столпа Реформации: «Шизотимическое творчество незначительных людей преходяще, между тем религиозное учение Кальвина, как каменный монумент великого шизотимического ума, лишь постепенно проникло в умы людей и держалось столетия: со строгой организацией в построении, холодное, систематическое, полное нравоучений и фанатической силы убеждения, нетерпимое – чистая мысль и чистое слово – без образа, без смеха, без души, без юмора, без примирения».

Из книги Кальвин автора Мережковский Дмитрий Сергеевич

Из книги Жан Кальвин. Его жизнь и реформаторская деятельность автора Порозовская Берта Давыдовна

Из книги В тени Большого дома автора Косцинский Кирилл Владимирович

Из книги 50 знаменитых любовников автора Васильева Елена Константиновна

Из книги Музыка и медицина. На примере немецкой романтики автора Ноймайр Антон

Глава X. Кальвин дома и на кафедре Внутренняя жизнь Кальвина. – Семейные испытания; смерть Иделетты. – Трудолюбие его: лекции, проповеди и литературные произведения. – Корреспонденция КальвинаПадение партии либертинов окончательно упрочило торжество нового порядка

Из книги 50 гениев, которые изменили мир автора Очкурова Оксана Юрьевна

Глава II. Кальвин становится проповедником Евангелия Речь в университете. – Бегство из Парижа. – Пребывание Кальвина в Ангулеме и Нераке. – Первое теологическое сочинение Кальвина. – Возвращение в столицу, история с “летучими листками” и “очищение” Парижа. –

Из книги Самые пикантные истории и фантазии знаменитостей. Часть 1 автора Амиллс Росер

Глава V. Кальвин в Женеве Кальвин попадает в Женеву и остается. – Характеристика обоих реформаторов. – Вире. – Первые успехи Кальвина: катехизис, исповедание веры. – Его усиливающееся влияние и чрезмерная требовательность. – Диспут с анабаптистами и Кароли. – Борьба

Гете Иоганн Вольфганг (род. в 1749 г. - ум. в 1832 г.)Немецкий поэт, прозаик и драматург. Слыл любимцем и баловнем женщин.В ряду немецких гениев Иоганн Вольфганг Гете возносится на недосягаемую высоту. Его жизнь настолько многообразна, насыщена великими событиями, что ее с

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Гутенберг Гензфляйш Иоганн (род. между 1394–1399 гг. или в 1406 г. – ум. в 1468 г.) Великий немецкий изобретатель, разработавший технические основы книгопечатания (изобрел печать с наборных литер, инструмент для отливки литер, типографский сплав, сконструировал печатный станок

Из книги автора

Иоганн Мяэ - Георгиевский кавалер Август Порк ведет нас в привокзальный район, во двор небольшого домика, почти по соседству с кварталом, где сейчас окружена последняя в этом районе группировка противника. За домиком блиндаж. Спустились по узенькому ходку вниз, в

Одним из величайших композиторов всех времен является Франц Йозеф Гайдн. Гениальный музыкант австрийского происхождения. Человек, создавший основы классической музыкальной школы, а также оркестрово-инструментальный стандарт, который мы наблюдаем и в наше время. Помимо этих заслуг Франц Йозеф представлял Венскую классическую школу. Среди музыковедов бытует мнение, что музыкальные жанры симфония и квартет - впервые были сочинены именно Йозефом Гайдном. Очень интересную и насыщенную событиями жизнь прожил талантливый композитор. Об этом и многом другом вы узнаете на данной странице.

Франц Йозеф Гайдн. Фильм.



Краткая биография

31 марта 1732 года маленький Йозеф появился на свет в ярмарочной коммуне Рорау (Нижняя Австрия). Его отец был мастером колесного дела, а мать работала прислугой на кухне. Благодаря отцу, любившему петь, будущий композитор увлекся музыкой. Абсолютный слух и превосходное чувство ритма были дарованы маленькому Йозефу от природы. Эти музыкальные способности позволяли талантливому мальчику петь в церковном хоре Гайнбурга. Позже Франц Йозеф будет принят в Венскую хоровую капеллу при католическом соборе святого Стефана.
В шестнадцатилетнем возрасте Йозеф потерял свою работу - место в хоре. Это произошло как раз во время мутации голоса. Теперь у него нет никакого заработка для существования. От безысходности юноша берется за любую работу. Итальянский маэстро вокала и композитор Никола Порпора взял к себе юнца слугою, но Йозеф нашел для себя выгоду и в этой работе. Мальчик углубляется в музыкальную науку и начинает брать уроки у педагога.
Порпора ни мог ни заметить, что у Йозефа неподдельные чувства к музыке, и на этой почве знаменитый композитор решает предложить юноше интересную работу - стать его личным компаньоном-камердинером. На этой должности Гайдн был практически десять лет. Платил маэстро за работу в основном не деньгами, он бесплатно занимался с юным дарованием теорией музыки и гармонией. Так талантливый юноша узнал много важных музыкальных основ в разных направлениях. Со временем у Гайдна потихоньку начинают исчезать материальные проблемы, а его начальные композиторские работы успешно принимаются публикой. В это время молодой композитор пишет первую симфонию.
Несмотря на то, что в те времена это считалось уже "поздно", Гайдн только в 28 лет решается создать семью с Анной Марией Келлер. И этот брак оказался неудачным. По мнению супруги, Йозеф имел непристойную профессию для мужчины. В течение двух десятков совместной жизни у пары так и не появились дети, что также повлияло на неудачно сложившеюся семейную историю. Но непредсказуемая жизнь свела Франца Йозефа с молодой и обворожительной оперной певицей Луиджией Ползелли, которой во время их знакомства было всего 19 лет. Но страсть довольно быстро угасла. Гайдн ищет покровительство среди богатых и влиятельных людей. В начале 1760-ых композитор получает работу - второй капельмейстер во дворце влиятельной семьи Эстерхази. На протяжении 30 лет Гайдн работает при дворе этой знатной династии. За это время им было сочиненно огромное количество симфоний - 104.
Близких друзей у Гайдна было немного, но один из них был - Амадей Моцарт. Знакомятся композиторы в 1781 году. Через 11 лет Йозефа знакомят и с юным Людвигом ван Бетховеном, которого Гайдн делает своим учеником. Служба при дворце заканчивается со смертью покровителя - Йозеф теряет должность. Но имя Франц Йозеф Гайдн - уже прогремело не только в Австрии, но и во многих других странах таких, как: Россия, Англия, Франция. Во время своего пребывания в Лондоне, композитор заработал почти столько за один год, сколько за 20 лет в качестве капельмейстера семьи Эстерхази, своих бывших

Русский квартет оп.33



Интересные факты:

Принято считать, что день рождения Йозефа Гайдна 31 марта. Но, в его свидетельстве была указана другая дата - 1 апреля. Если верить дневникам композитора, то такое незначительное изменение было сделано для того, чтобы не отмечать свой праздник в "день дурака".
Маленький Йозеф был настолько талантлив, что уже в 6 лет умел играть на барабанах! Когда скоропостижно скончался барабанщик, который должен был участвовать в шествии по поводу Великой недели, то заменить его попросили Гайдна. Т.к. будущий композитор был невысок, за счет особенностей возраста, то перед ним шел горбун, у которого на спине был привязан барабан, и Йозеф мог спокойно играть на инструменте. Раритетный барабан и по сей день существует. Он находится в Хайнбургской церкви.

Известно, что у Гайдна с Моцартом была очень крепкая дружба. Моцарт очень уважал и почитал своего друга. И если Гайдн критиковал работы Амадея или же давал какие-либо советы, Моцарт всегда прислушивался, мнение Йозефа для молодого композитора всегда было на первом месте. Несмотря на своеобразные темпераменты и разницу в возрасте, у друзей не было ссор и разногласий.

Симфония № 94. "Сюрприз"



1. Adagio - Vivace assai

2. Andante

3. Menuetto: Allegro molto

4. Finale: Allegro molto

У Гайдна есть Симфония с ударами литавр или ее еще называют "Сюрприз". Интересна история создания этой симфонии. Йозеф с оркестром периодически гастролировал в Лондон, и однажды он заметил, как некоторые зрители во время концерта засыпают или уже смотрят красивые сны. Гайдн предположил, что такое случается из-за того, что британская интеллигенция не привыкла слушать классическую музыку и не имеет особых чувств к искусству, но англичане народ традиций, поэтому они обязательно посещали концерты. Композитор, душа компании и весельчак решил поступить хитро. Недолго подумав, он написал специальную симфонию для английской публики. Произведение начиналось с тихих, плавных, практически убаюкивающих мелодических звуков. Внезапно в процессе звучания раздавался барабанный удар и гром литавр. Такой сюрприз повторялся в произведении не один раз. Так, лондонцы больше не засыпали в концертных залах, где дирижировал Гайдн.

Симфония №44. "Trauer".



1. Allegro con brio

2. Menuetto - Allegretto

3. Adagio 15:10

4. Presto 22:38

Концерт для фортепиано с оркестром, ре мажор.



Последним произведением композитора считается оратория "Времена года". Сочиняет он ее с огромным трудом, ему мешала головная боль и проблемы со сном.

Великий композитор умирает на 78-м году жизни (31 мая 1809г.) Йозеф Гайдн провел последние дни в своем доме в Вене. Позже было принято решение перевезти останки в г. Эйзенштадт.

Йозефу Гайдну судьбой была отпущена долгая жизнь – композитор скончался в возрасте 77 лет, но не только поэтому его творческое наследие столь обширно: одних только симфоний им написано более ста.

Родился будущий композитор в деревне Рорау, расположенной во владениях графов Гаррахов в Нижней Австрии. Есть в биографии композитора и своеобразная тайна: в своих произведениях он охотно цитировал хорватские народные мелодии, а в местности, где он родился, представители этого народа живут и сейчас, жили и тогда – наряду с венграми и чехами… не исключено (хотя и не доказано), что у «отца симфонии» могли быть славянские корни.

Маттиас Гайдн – отец Йозефа – был каретным мастером, но в семье увлекались любительским музицированием, что позволило родителям заметить музыкальные способности мальчика. Для обучения хоровому пению, игре на скрипке и клавесине его отправили к родным в Хайнбург-на-Дунае. Здесь на талантливого мальчика обратил внимание директор капеллы Венского собора, и восьмилетний Йозеф отправился в Вену, где несколько лет работал певчим. Нередко он исполнял соло, ведь Йозеф обладал прекрасным дискантом, но только это в нем и ценили: композиции его никто не учил, а когда у юноши начал ломаться голос, его попросту выбросили на улицу.

Влача полуголодное существование, зарабатывая гроши частными уроками и игрой на скрипке в бродячем ансамбле, молодой человек вопреки обстоятельствам совершенствовал свое композиторское мастерство. Он изучает клавирную музыку Филиппа Эммануила Баха, вникает в музыкально-теоретические труды немецких авторов. За уроки композиции, которые давал ему Никола Порпора, Гайдн был не в состоянии платить и вместо платы отрабатывал их в качестве аккомпаниатора на уроках пения и даже слуги.

Удача улыбнулась Гайдну в 1759 г. – он стал дирижером придворной капеллы графа Морцина. На службе у этого аристократа Гайдн написал свои первые симфонии и квартеты. Правда, капельмейстером Морцина он пробыл недолго – в 1761 г. граф свою капеллу распустил, но за это время на композитора успел обратить внимание другой аристократ – венгерский князь Эстергази. Он принял Гайдна на должность вице-капельмейстера, а в 1766 г. – капельмейстера. На этой должности он обязан был руководить оркестром, сочинять музыку и даже заниматься постановкой опер.

Возможно, положение придворного капельмейстера сыграло определенную роль в том, какое огромное наследие оставил Гайдн – нередко по распоряжению князя Эстергази композитору приходилось за один день не только написать симфонию, но и разучить ее с придворным оркестром. И все же главное объяснение столь высокой продуктивности кроется в том «методе», который описал однажды сам Йозеф Гайдн: каждое утро, сотворив молитву, он принимался за сочинение музыки, а если у него не получалось, он снова молился – и снова работал… поистине, это был «ремесленник» в самом лучшем, самом высоком смысле этого слова – человек, вся жизнь которого прошла в неустанном труде… Быть может, он научился этому у своего отца – каретного мастера?

В историю музыки Гайдн вошел как «отец симфонии». Этот жанр существовал и раньше, но именно в творчестве Гайдна сонатно-симфонический цикл стал таким, каким мы знаем его сейчас – три части в сонате и четыре в симфонии, в каждой из которых присутствует нечто такое, чего нет в других… Квинтэссенция мышления классицизма с его культом разума и меры. Эта схема оказалась настолько удачной, что она не рухнула ни под напором страстей романтизма, ни в бурях ХХ века – она изменялась, представала в новом качестве, но всегда сохранялась – и этим мы обязаны Йозефу Гайдну.

Поначалу произведения Гайдна, написанные на службе у Эстергази, считались собственностью этого аристократического семейства, но в 1779 г. контракт был изменен, и композитор получил право продавать издателям свои партитуры. Это способствовало международной известности композитора.

При дворе Эстергази Гайдн прослужил около тридцати лет. В 1790 г. князь умер, его сын распустил оркестр, но по завещанию князя композитор получил пожизненную пенсию. Благодаря этому Гайдн смог отправиться за границу, чего он прежде не мог себе позволить. Дважды композитор побывал в Лондоне, где его музыка пользовалась большим успехом. Впервые за много лет композитор получил возможность работать с большими оркестрами и выступать в больших залах перед широкой публикой, а не перед узким кругом аристократов. Двенадцать симфоний композитора, написанные в это время и известные как Лондонские симфонии, стали вершиной его симфонического творчества.

Исключительная работоспособность позволила Гайдну удивить мир в 67 лет. В этом возрасте, когда люди уже неохотно берутся за что-то новое, композитор создал произведение в жанре, к которому прежде обратился только один раз и без особого успеха – ораторию « », которую критик Александр Серов впоследствии назвал «гигантским созданием». Два года спустя последовал новый шедевр в ораториальном жанре – « ». Оратории стали «эффектной точкой» творческого пути Гайдна. В последние годы жизни он уже не создавал музыки. Композитор ушел из жизни в 1809 г. – вскоре после нападения наполеоновских войск на Вену.

По словам самого композитора, более всего в нелегкой жизни и неустанном труде его поддерживало осознание того, что его труд послужит людям «источником, из которого обремененная бедами, утомленная душа будет черпать успокоение и бодрость». С этим нельзя не согласиться, слушая его сонаты, симфонии и оратории.

Музыкальные Сезоны

Йозеф Гайдн известен как австрийский композитор 18-го века. Всемирное признание получил благодаря открытию таких музыкальных жанров как симфония и струнный квартет, а также благодаря созданию мелодии, которая легла в основу Немецкого и Автро-Венгерского гимнов.

Детские годы.

Йозеф родился 31 марта 1732 года в месте, расположенном вблизи границы с Венгрией. Это была деревня Рорау. Уже в возрасте 5-ти лет родители маленького Йозефа обнаружили в нем склонностью к музыке. Тогда же его родной дядя вывез мальчика в город Хайнбург-на-Дунае. Там он учился хоровому пению и музыке в целом. Спустя 3 года учений Йозеф был замечен директором капеллы Святого Стефана, который взял ученика к себе на дальнейшее обучение музыки. В течение последующих 9-ти лет он пел в хоре капеллы и обучался игре на музыкальных инструментах.

Юношеские и молодые годы.

Дальнейший этап в жизни Йозефа Гайдна был отнюдь не легкой дорогой длиною в 10 лет. Ему приходилось работать в разных местах, чтобы обеспечить себе жизнь. Качественное музыкальное образование Йозеф не получил, однако преуспел благодаря изучению трудов Маттезона, Фукса и других музыкальных исполнителей.

Гайндну принесли знаменитость его произведения, написанные в 50-х годах 18 века. Среди его сочинений пользовались популярностью «Хромой бес» и Симфония №1 Ре мажор.

Вскоре Йозеф Гайдн женился, но брак не мог назваться счастливым. Детей в семье не было, что служило поводом для душевных терзаний композитора. Жена не поддерживала мужа в работе музыкой, так как недолюбливала его деятельность.

В 1761 году Гайдн начинает работать у князя Эстерхази. За 5 лет он поднимается в должности с вице-капельмейстера до главного капельмейстера и начинает заниматься организацией оркестра полноправно.

Период работы у Эстерхази был ознаменован расцветом творческой деятельности Гайдна. За это время им было создано множество произведений, например «Прощальная» симфония, которая обрела немалую популярность.

Последние годы.

Последние работы композиторы не были окончены из-за резкого ухудшения здоровья и самочувствия. Гайдн умер в возрасте 77-ми лет, а во время прощания с телом усопшего был исполнен «Реквием» Моцарта.

Биография подробнее

Детство и юность

Франц Йозеф Гайдн родился 31 марта 1732 года в Австрии, в деревушке Рорау. Семья жила небогато, так как отец Франца был мастером по колесам, а мать кухаркой. Любовь к музыке юному Гайдну привил отец, увлекавшийся вокалом. В молодости отец Франца самостоятельно обучился игре на арфе. В 6 лет отец замечает у мальчика абсолютный слух и способности к музыке и отправляет Йозефа в близ лежащий город Гайнбург к родственнику, ректору школы. Там юный Гайдн обучается точным наукам и языку, но и к тому же игре на музыкальных инструментах, вокалу, поёт в хоре при церкви.

Трудолюбие и от природы мелодичный голос помогли ему стать известным в местных районах. Однажды в родную деревню Гайдна приехал композитор из Вены – Георг фон Рейтер, чтобы найти новые голоса для своей капеллы. Восьмилетний Гайдн произвел огромное впечатление на композитора, и тот взял его в хор одного из самых крупных соборов Вены. Там Йозеф обучался тонкостям пения, мастерству композиции, сочинял церковные произведения.

В 1749 году начинается трудный этап в жизни Гайдна. В возрасте 17 лет его выгоняют из хора из-за его трудного характера. В этот же период у него начинается ломаться голос. В это время Гайдн остается без средств к существованию. Ему приходится браться за любую работу. Йозеф дает уроки музыки, играет в различных ансамблях на струнных инструментах. Ему пришлось быть слугой у Николая Порпоры, учителя пения из Вены. Но несмотря на это Гайдн не забывает про музыку. Он очень хотел брать уроки у Николая Порпоры, но его занятия стоили огромных денег. Благодаря своей любви к музыке Йозеф Гайдн нашёл выход. Он договорился с преподавателем, что будет тихо сидеть за занавеской во время его уроков. Франц Гайдн старался восстановлять знания, которые были им упущены. Он с интересом занимался теорией музыки и композиции.

Личная жизнь и дальнейшая служба.

С 1754 по 1756 Йозеф Гайдн служил при дворе в Вене в качестве творческого музыканта. В 1759 он стал руководить музыкой при дворе графа Карла фон Морцина. Гайдну предоставили маленький оркестр под собственное руководство и написал первые классические произведения для оркестра. Но в скором времени у графа появились проблемы с деньгами и он прекратил существование оркестра.

В 1760 году Йозеф Гайдн сыграл свадьбу с Марией-Анне Келлер. Она не уважала его профессию и всячески насмехалась над его творчеством, используя его ноты в качестве подставок для паштета.

Служба при дворе Эстерхази

После распада оркестра Карла фон Морцина Йозефу была предложена похожая должность, но у очень богатой семьи Эстерхази. Йозеф сразу получил доступ к управлению музыкальными учреждениями этого семейства. За длительное время, проведенное при дворе Эстерхази Гайдн сочиняет большое количество произведений: квартеты, оперы, симфонии.

В 1781 году Йозеф Гайдн встречается с Вольфгангом Амадеем Моцартом, который начинает входить в круг его близких друзей. В 1792 знакомится с юным Бетховеном, который становится его учеником.

Последние годы жизни.

В Вене Йозеф сочиняет свои знаменитые произведения: «Сотворение мира» и «Времена года».

Жизнь Франца Йозефа Гайдна проходила слишком сложно и напряженно. Свои последние дни композитор проводит в небольшом доме в Вене.

  • Жуковский Василий

    Василий Андреевич Жуковский родился в Тульской губернии в 1783 году. Помещик А.И. Бунин и его супруга заботились о судьбе незаконнорожденного Василия и смогли добиться для него дворянского титула

  • Екатерина II

    Императрица Екатерина 2 Алексеевна в истории носит имя Великая. Она была рассудительным человеком, в важных решениях не руководствовалась сердцем, была начитанной и умной, она очень многое сделала для становления России.

  • Франц Йо́зеф Гайдн (нем. Franz Joseph Haydn, 31 марта 1732 - 31 мая 1809) - австрийский композитор, представитель венской классической школы, один из основоположников таких музыкальных жанров, как симфония и струнный квартет. Создатель мелодии, впоследствии лёгшей в основу гимнов Германии и Австро-Венгрии. Сын каретного мастера.

    Йозеф Гайдн родился в имении графов Гаррахов - нижнеавстрийской деревне Рорау, недалеко от границы с Венгрией, в семье каретного мастера Маттиаса Гайдна (1699-1763). Родители, серьёзно увлекавшиеся вокалом и любительским музицированием, обнаружили в мальчике музыкальные способности и в 1737 году Йозефа забрал его дядя и увез его в город Хайнбург-на-Дунае, где Йозеф стал учиться хоровому пению и музыке. В 1740 году его заметил Георг фон Рейттер, директор капеллы венского святого Стефана. Рейттер взял талантливого мальчика в капеллу, и тот в течение девяти лет (с 1740 по 1749 годы) пел в хоре (в том числе несколько лет - вместе со своими младшими братьями) собора святого Стефана в Вене, где обучался также игре на инструментах.

    Последующий десятилетний период был для него весьма трудным. Йозеф брался за разную работу, в том числе был слугой у венского композитора и преподавателя пения Никола Порпоры. Гайдн очень хотел быть учеником Никола Порпоры, но его уроки стоили очень больших денег. Поэтому Гайдн договорился с ним о том, что во время уроков он будет сидеть за занавеской и слушать не мешая никому. Гайдн старался восполнять пробелы в своём музыкальном образовании, усердно занимаясь изучением творений Эммануила Баха и теорией композиции. Изучение музыкальных произведений предшественников и теоретических трудов И. Фукса, И. Маттезона и других восполнило Йозефу Гайдну отсутствие систематического музыкального образования. Написанные им в это время сонаты для клавесина были изданы и обратили на себя внимание. Первыми крупными его сочинениями были две мессы brevis, F-dur и G-dur, написанные Гайдном в 1749 году ещё до ухода его из капеллы собора святого Стефана. В 50-х годах XVIII века Йозеф написал целый ряд произведений, положивших начало его известности как композитора: зингшпиль «Хромой бес» (был поставлен в 1752 году в Вене и других городах Австрии, не сохранился до наших дней), дивертисменты и серенады, струнные квартеты для музыкального кружка барона Фюрнберга, около десятка квартетов (1755), первая симфония (1759).

    В период с 1754 по 1756 год Гайдн работал при венском дворе на правах свободного художника. В 1759 году он получил должность капельмейстера при дворе графа Карла фон Морцина, где под его началом оказался небольшой оркестр - для него композитор сочинил свои первые симфонии. Однако вскоре фон Морцин начал испытывать финансовые трудности и прекратил деятельность своего музыкального проекта.

    В 1760 году Гайдн женился на Марии-Анне Келлер. Детей у них не было, о чём композитор весьма сожалел. Жена холодно относилась к его профессиональной деятельности, использовала его партитуры на папильотки и подставки для паштета. Брак был несчастливый, однако законы того времени не позволяли им разойтись.

    Служба при дворе князей Эстерхази

    После расформирования в 1761 году музыкального проекта потерпевшего финансовый крах графа фон Морцина, Йозефу Гайдну была предложена аналогичная работа у князя Павла Антона Эстерхази - главы крайне богатой венгерской семьи Эстерхази. Поначалу Гайдн занимал должность вице-капельмейстера, однако он сразу же был допущен к руководству большинством музыкальных учреждений Эстерхази, наравне со старым капельмейстером Грегором Вернером, сохранившим абсолютные полномочия только для церковной музыки. В 1766 году в жизни Гайдна произошло судьбоносное событие - после смерти Грегора Вернера он возведён в капельмейстеры при дворе нового князя Эстерхази - Миклоша Иосифа Эстерхази, представителя одной из самых влиятельных и могущественных аристократических семей Венгрии и Австрии. В обязанности капельмейстера входило сочинение музыки, руководство оркестром, камерное музицирование перед патроном и постановка опер.

    1779 год становится переломным в карьере Йозефа Гайдна - был пересмотрен его контракт: в то время как ранее все его композиции были собственностью семьи Эстерхази, то теперь ему было разрешено писать для других и продавать свои работы издателям. Вскоре с учётом этого обстоятельства, Гайдн переносит акцент в своей композиторской деятельности: меньше пишет опер и больше создаёт квартетов и симфоний. Кроме того, он ведёт переговоры с несколькими издателями, как австрийскими так и зарубежными. О заключении Гайдном нового трудового договора Джонс пишет: «Этот документ подействовал в качестве катализатора на пути к следующему этапу карьеры Гайдна - достижение международной популярности. К 1790 году Гайдн находился в парадоксальном, если не сказать странном положении: будучи ведущим композитором Европы, но связанный действием подписанного ранее контракта, тратил своё время в качестве капельмейстера в отдалённом дворце в венгерской деревне».

    За почти тридцатилетнюю карьеру при дворе Эстерхази композитор сочинил большое количество произведений, его известность растёт. В 1781 году во время пребывания в Вене Гайдн познакомился и подружился с Вольфгангом Амадеем Моцартом. Он давал уроки музыки Сигизмунду фон Нейкому, который в дальнейшем стал его близким другом и Францу Лесселю.

    11 февраля 1785 года Гайдн был посвящён в масонскую ложу «К истинной гармонии» («Zur wahren Eintracht»). Моцарт не смог присутствовать на посвящении, так как был на концерте своего отца Леопольда.

    На протяжении XVIII века в ряде стран (Италии, Германии, Австрии, Франции и других) происходили процессы формирования новых жанров и форм инструментальной музыки, окончательно сложившихся и достигших своей вершины в так называемой «венской классической школе» - в творчестве Гайдна, Моцарта и Бетховена. Вместо полифонической фактуры большое значение приобрела гомофонно-гармоническая фактура, но при этом в крупные инструментальные произведения зачастую включались полифонические эпизоды, динамизирующие музыкальную ткань.

    Таким образом, годы службы (1761-1790) у венгерских князей Эстерхази способствовали расцвету творческой деятельности Гайдна, пик которой приходится на 80 - 90-е годы XVIII века, когда были созданы зрелые квартеты (начиная с опуса 33), 6 Парижских (1785-86) симфоний, оратории, мессы и другие произведения. Прихоти мецената нередко заставляли Йозефа поступаться творческой свободой. Вместе с тем работа с руководимыми им оркестром и хором благотворно сказалась на его развитии как композитора. Для капеллы и домашнего театра Эстерхази написано большинство симфоний (в том числе получившая широкую известность «Прощальная», 1772) и опер композитора. Поездки Гайдна в Вену позволили ему общаться с виднейшими из современников, в частности с Вольфгангом Амадеем Моцартом.

    Снова свободный музыкант

    В 1790 году, после смерти Миклоша Эстерхази, его сын и преемник, князь Антал Эстерхази, не будучи любителем музыки, распустил оркестр. В 1791 году Гайдн получил контракт на работу в Англии. Впоследствии он много работал в Австрии и Великобритании. Две поездки в Лондон (1791-1792 и 1794-1795) по приглашению организатора «Абонементных концертов» скрипача И. П. Заломона, где он для концертов Заломона написал свои лучшие симфонии , расширили кругозор, ещё более упрочили славу и способствовали росту популярности Гайдна. В Лондоне Гайдн собирал огромные аудитории: на концерты Гайдна собиралось огромное количество слушателей, что повышало его известность, способствовало сбору больши́х прибылей и, в конечном итоге, позволило стать финансово обеспеченным. В 1791 году Йозефу Гайдну присуждена степень почётного доктора Оксфордского университета.

    Проезжая через Бонн в 1792 году, он познакомился с молодым Бетховеном и взял его в ученики.

    Последние годы

    Гайдн вернулся и поселился в Вене в 1795 году. К тому времени князь Антал умер и его преемник Миклош II предложил возродить музыкальные учреждения Эстерхази под руководством Гайдна, выступающим снова в роли капельмейстера. Гайдн принял предложение и занял предлагаемую вакансию, хотя и на неполный рабочий день. Он провёл своё лето с Эстерхази в городе Айзенштадт, и в течение нескольких лет написал шесть месс. Но к этому времени Гайдн становится общественным деятелем в Вене и проводит бо́льшую часть своего времени в своём собственном большом доме в Гумпендорфе (нем. Gumpendorf), где написал несколько работ для публичного исполнения. Среди прочего, в Вене Гайдн написал две свои знаменитые оратории: «Сотворение мира» (1798) и «Времена года» (1801), в которых композитор развил традиции лирико-эпических ораторий Г. Ф. Генделя. Оратории Йозефа Гайдна отмечены новой для этого жанра сочной бытовой характерностью, красочным воплощением явлений природы, в них раскрывается мастерство композитора как колориста.

    Гайдн пробовал свои силы во всех родах музыкального сочинения, однако не во всех жанрах его творчество проявлялось с одинаковой силой. В области инструментальной музыки он справедливо считается одним из крупнейших композиторов второй половины XVIII и начала XIX веков. Величие Йозефа Гайдна как композитора максимально проявилось в двух итоговых его сочинениях: больших ораториях - «Сотворение мира» (1798) и «Времена года» (1801). Оратория «Времена года» может служить образцовым эталоном музыкального классицизма. Под конец жизни Гайдн пользовался громадной популярностью. В последующие годы этот успешный для творчества Гайдна период сталкивается с началом старости и пошатнувшимся здоровьем - теперь композитор должен бороться, чтобы завершить свои начатые работы. Работа над ораториями подорвала силы композитора. Последними его произведениями стали «Harmoniemesse» (1802) и неоконченный струнный квартет опус 103 (1802). Примерно к 1802 году, его состояние ухудшилось до такой степени, что он стал физически не в состоянии сочинять. Последние наброски относятся к 1806 году, после этой даты Гайдн уже не писал ничего.

    Скончался композитор в Вене. Он умер в возрасте 77 лет 31 мая 1809 года, вскоре после нападения на Вену французской армии под предводительством Наполеона. Среди его последних слов была попытка успокоить своих слуг, когда в окрестностях дома упало пушечное ядро: «Не бойтесь, дети мои, ибо там, где Гайдн, никакого вреда быть не может». Две недели спустя, 15 июня 1809 года, в церкви Шотландского монастыря (нем. Shottenkirche) состоялась панихида, на которой был исполнен Реквием Моцарта.

    Творческое наследие

    Так подписывал свои партитуры композитор Йозеф Гайдн: di me giuseppe Haydn , он пишет на итальянском языке: «мною, Йозефом Гайдном».

    Композитор создал 24 оперы, написал 104 симфонии, 83 струнных квартета, 52 фортепианные (клавирные) сонаты, 126 трио для баритона, увертюры, марши, танцы, дивертисменты для оркестра и разных инструментов, концерты для клавира и других инструментов, оратории, различные пьесы для клавира, песни, каноны, обработки шотландских, ирландских, валлийских песен для голоса с фортепиано (скрипкой или виолончелью по желанию). Среди сочинений 3 оратории («Сотворение мира», «Времена года» и «Семь слов Спасителя на кресте»), 14 месс и другие духовные произведения.

    Камерная музыка

    • 12 сонат для скрипки и фортепиано
    • 83 струнных квартета для двух скрипок, альта и виолончели
    • 7 дуэтов для скрипки и альта
    • 40 трио для фортепиано, скрипки (или флейты) и виолончели
    • 21 трио для 2 скрипок и виолончели
    • 126 трио для баритона, альта (скрипки) и виолончели
    • 11 трио для смешанных духовых и струнных инструментов

    Концерты

    36 концертов для одного или нескольких инструментов с оркестром, в том числе:

    • 4 концерта для скрипки с оркестром (один утрачен)
    • 3 концерта для виолончели с оркестром
    • 3 концерта для кларнета с оркестром (принадлежность Гайдну окончательно не доказана)
    • 4 концерта для валторны с оркестром (два утрачены)
    • концерт для 2 валторн с оркестром (утрачен)
    • концерт для гобоя с оркестром (принадлежность Гайдну окончательно не доказана)
    • 11 концертов для фортепиано с оркестром
    • 6 органных концертов
    • 5 концертов для двух колёсных лир
    • 4 концерта для баритона с оркестром
    • концерт для контрабаса с оркестром (утрачен)
    • концерт для флейты с оркестром (утрачен)
    • концерт для трубы с оркестром
    • 13 дивертисментов с клавиром

    Вокальные произведения

    Оперы

    Всего 24 оперы, в том числе:

    • «Хромой бес» (Der krumme Teufel), 1751 (утрачена)
    • «Истинное постоянство»
    • «Орфей и Эвридика, или Душа философа», 1791
    • «Асмодей, или Новый хромой бес»
    • «Аптекарь»
    • «Ацис и Галатея», 1762
    • «Необитаемый остров» (L’lsola disabitata)
    • «Армида», 1783
    • «Рыбачки» (Le Pescatrici), 1769
    • «Обманутая неверность» (L’Infedeltà delusa)
    • «Непредвиденная встреча» (L’Incontro improviso), 1775
    • «Лунный мир» (II Mondo della luna), 1777
    • «Истинное постоянство» (La Vera costanza), 1776
    • «Вознаграждённая верность» (La Fedeltà premiata)
    • «Роланд-паладин» (Orlando Раladino), героико-комическая опера на сюжет поэмы Ариосто «Неистовый Роланд» ^з^

    Оратории

    14 ораторий, в том числе:

    • «Сотворение мира»
    • «Времена года»
    • «Семь слов Спасителя на кресте»
    • «Возвращение Товия»
    • Аллегорическая кантата-оратория «Рукоплескания»
    • ораториальный гимн Stabat Mater

    Мессы

    14 месс, среди которых:

    • малая месса (Missa brevis, F-dur, около 1750)
    • большая органная месса Es-dur (1766)
    • месса в честь св. Николая (Missa in honorem Sancti Nicolai, G-dur, 1772)
    • месса св. Цецилии (Missa Sanctae Caeciliae, c-moll, между 1769 и 1773)
    • малая органная месса (В-dur, 1778)
    • Мариацелльская месса (Mariazellermesse, C-dur, 1782)
    • месса с литаврами, или Месса времён войны (Paukenmesse, C-dur, 1796)
    • месса Heiligmesse (B-dur, 1796)
    • Нельсон-месса (Nelson-Messe, d-moll, 1798)
    • месса Тереза (Theresienmesse, B-dur, 1799)
    • месса с темой из оратории «Сотворение мира» (Schopfungsmesse, B-dur, 1801)
    • месса с духовыми инструментами (Harmoniemesse, B-dur, 1802)

    Симфоническая музыка

    См. Список симфоний Гайдна

    104 симфонии, в том числе:

    • «Прощальная симфония»
    • «Оксфордская симфония»
    • «Траурная симфония»
    • 6 Парижских симфоний (1785-1786)
    • 12 Лондонских симфоний (1791-1792, 1794-1795), в том числе симфония № 103 «С тремоло литавр»
    • 66 дивертисментов и кассаций

    Произведения для фортепиано

    • фантазии, вариации
    • 52 сонаты для фортепиано

    Память

    • В Вене создан дом-музей, в котором композитор провёл последние годы жизни.
    • В честь Гайдна назван кратер на планете Меркурий.

    В художественной литературе

    • Жорж Санд «Консуэло»
    • Стендаль опубликовал жизнеописание Гайдна, Моцарта, Россини и Метастазио в письмах.

    В нумизматике и филателии

    Монета и почтовая марка

    20 шиллингов 1982 года - австрийская памятная монета посвящённая 250-летию со дня рождения Йозефа Гайдна

    Почтовая марка СССР,
    1959 год