Паваротти лучано. Итальянский язык, италия, самостоятельное изучение итальянского языка Лучано паваротти молодой

Много, очень много людей во всем мире не смогли удержать слез, хотя все знали, что великий тенор тяжело болен. Он стойко боролся с раком поджелудочной железы. Много, слишком много значила эта фигура для поклонников оперы, любителей музыки, жителей его родного города Модена и для всех, всех, всех…

Теперь ясно: это был один из великих певцов и самый красивый голос двадцатого века. Бурная, насыщенная успехами жизнь, потрясающая карьера (Паваротти пропел почти сорок лет), несколько омраченная в последние годы рискованными “вылазками” в сферу легкой музыки, и вызывающая неоднозначное отношение личная жизнь…

Лучано Паваротти родился 12 октября 1935 года в городе Модена, одном из важных центров области Эмилия. Сын булочника, обладавшего неплохим тенором и певшего в церковном хоре, Лучано с детства был заражен страстью к музыке. Его судьбу можно было считать предопределенной, хотя он рос нормальным мальчишкой: помимо пения, его увлечением был футбол. Но в отличие от папы Фернандо, судьба одарила Лучано самым красивым, самым серебристым, самым горячим и самым харизматическим голосом, который только можно себе представить.

Паваротти не учился в консерватории: факт, который критики ставили ему в упрек в течение всей карьеры. Он занимался с тенором Арриго Пола, который научил его технике, которая может быть признана единственной и позволила ему сохранить красоту тембра и верхние ноты на протяжении многих десятилетий, а потом – с Этторе Кампогалльяни, который “отгранил” его чудесный голос, посвятил в секреты фразировки и интерпретации. Дебют Лучано состоялся 20 апреля 1961 года в театре Реджо-Эмилия, в роли Рудольфа в Богеме – она станет одной из его любимых и “знаковых” ролей.

Молодой тенор имел успех: последовали приглашения на прослушивания в Лондоне, Амстердаме, Вене, Цюрихе. Через четыре года Паваротти дебютировал в Америке, в Лючии ди Ламмермур . Его партнершей была легендарная Джоан Сазерленд . Но время “феномена Паваротти” пришло 17 февраля 1972 года, когда на сцене Метрополитен Опера в Нью-Йорке он выступил в роли Тонио в Дочери полка и так отважно, блестяще и без малейшего напряжения “отгвоздил” девять сверхвысоких “до” в знаменитой арии, что зал взорвался нескончаемыми овациями. Семнадцать вызовов “освятили” самую потрясающую карьеру двадцатого столетия.

С этого момента жизнь Паваротти проходила в самых престижных театрах мира, в окружении самых известных дирижеров и самых прославленных коллег. Он пел под руководством Аббадо, Бернстайна, Караяна, Ливайна, Меты, Маазеля, Мути, а его партнерами по сцене были Мирелла Френи (кстати, также уроженка Модены и даже его молочная сестра), Монсеррат Кабалье, Рената Скотто, Джоан Сазерленд, Леонтин Прайс, Ширли Верретт, Фьоренца Коссотто, Пьеро Каппуччилли, Шерил Милнс. С двумя другими знаменитыми тенорами, Пласидо Доминго и Хосе Каррерасом, его связывала личная и творческая дружба. Его голос звучал на всех континентах, не только в стенах театров, но и на стадионах и грандиозных открытых площадках типа Гайд-Парка в Лондоне или Сентрал-Парка в Нью-Йорке. Не сосчитать присужденных ему премий “Грэмми” и золотых и платиновых дисков.

Увы, не всё мед в истории жизни этого уникального певца. В молодости Паваротти был физически привлекателен: в истории музыки останется огромных размеров толстяк, утирающий платком непрерывно струящийся пот. Не только любовь к лакомствам его родной земли, вину ламбруско, тортеллини и дзампоне привела его к значительной полноте, но и лукулловские ужины, следовавшие за спектаклями, страсть к сладостям и булимия невротического характерa. Уже в семидесятые годы вес Паваротти достиг 150 килограммов. Нельзя сказать, что его физический облик вызывал энтузиазм у него самого: он не терпел появлений на экране в полный рост, предпочитал крупные планы.

Вокруг него существовало подобие двора, как у короля: достаточно вспомнить некоего Томаса, в прошлом немецкого сержанта, который отвечал за ритуал выхода Маэстро на сцену (“расстояние от кулис восемь метров и ни на один больше”), за необходимые ему табуретки, за минеральную воду, за буфет с тартинками с лососиной, сыром, ветчиной и обилием фруктов… И потом женщины, много женщин. Паваротти любил окружать себя женщинами: в подобные моменты он напоминал султана. Существует фильм Yes Giorgio! (провалившийся в прокате), где Паваротти появляется в качестве этакой карикатуры на итальянского тенора, в голове у которого только еда и женщины.

К числу его недостатков относился и недостаток памяти: как следствие, он не стремился к изучению новых ролей. “Big Luciano” (“Большой Лучано”) до безумия любил три из них: Неморино в Любовном напитке , Ричарда в Бале-маскараде и Рудольфа в Богеме . Его интерпретации этих партий вряд ли кому-нибудь удастся превзойти. Остаются незабываемыми исполнение ролей в операх Беллини и Доницетти, в таких операх Верди, как Ломбардцы , Эрнани , Риголетто , Трубадур , Травиата . В лучшие годы его карьеры, которые обессмертила завукозаписывающая фирма Decca, искуccтво Тенориссимо завоевало сердца знатоков и любителей оперы не только благодаря волшебной красоте голоса, но удивительным контролем над вокальным аппаратом, чистоте интонации, отчетливости дикции и тонкости фразировки.

Однако по части музыкальности и особенно актерского таланта Паваротти уступал Пласидо Доминго – сначала сопернику, потом другу. С его внешностью было трудно перевоплощаться. В ролях Неморино и Герцога Мантуанского, Рудольфа и Каварадосси, Манрико и Калафа он прежде всего был самим собой: обаятельным, улыбчивым, бесспорно добрым и заражающим оптимизмом. Признанный знаток голосов Эльвио Джудичи сказал о нем: “В конце концов, Big Luciano всегда интерпретировал самого себя”.

К началу 1990-х годов относится творческий альянс Лучано Паваротти с двумя другими знаменитыми тенорами – Пласидо Доминго и Хосе Каррерасом . Впервые они выступили вместе в Италии, в концерте, посвященному чемпионату мира по футболу. Арии и песни в их исполнении до сих вызывают ностальгические вздохи. Благодаря им оперные арии, до тех пор известные только меломанам, стали всемирными хитами, подобно арии Калафа Nessun dorma из пуччиниевской Турандот , известную более под названием Vinceró – заключительное слово арии, в которой Тенориссимо блистал неповторимой красотой и звонкостью верхнего си. Поразительная вещь: коммерческий успех компакт-дисков и видеозаписей концертов Трех Теноров превзошли превзошел успех Элвиса Пресли и группы Роллинг Стоунз!

К тому же времени относится начало выступлений в больших концертах на открытых площадках, которые принесли Паваротти еще больше славы, чем исполнение оперных партий. В Гайд-Парке он собрал 150 тысяч зрителей, и даже непрекращающийся дождь не помешал его грандиозному успеху. В 1993 году пятьсот тысяч людей собралось на концерт Паваротти в Сентрал-Парке, и миллион следил за выступлением тенора по телевидению. А в сентябре того же года под сень Эйфелевой башни собралось триста тысяч, и все ради Big Luciano!

С 1992 по 2003 год в родной Модене великий тенор организовывал благотворительное шоу Pavarotti&Friends (Паваротти и Друзья ), собирая знаменитых рок- и поп-звезд и выступая в дуэтах с ними. У специалистов эта новая сфера его деятельности вызывала чувство смущения. Pavarotti&Friends способствовали еще большей популярности певца (их регулярно транслировала итальянская телекомпания RAI), не говоря уже о количестве людей, которым помогли собранные средства, но распевание песенок в компании со Стингом, Дзуккеро, Лучо Далла, Андреа Бочелли и т.д., и т.п. привело к тому, что оперная ария стала звучать у Паваротти как какой-нибудь попсовый хит, и наоборот…

Долое время находилась в центре внимания газетчиков личная жизнь Маэстро. Его брак с Адуа Верони, от которого родились три дочери, Кристина, Джулиана и Лоренца, продлился тридцать пять лет. В фантастическом успехе Паваротти синьоре Адуа принадлежала огромная роль. Слухи о кризисе в отношениях между супругами Паваротти начали циркулировать в 1993 году, а три года спустя газеты поместили фото тенора в компании с его молодой (на тридцать пять лет моложе) секретаршей Николеттой Мантовани. В марте 1996 же года супружеская пара Паваротти подала заявление о разводе по взаимному согласию. Но это было только началом битвы в суде, которая устроила певцу жена, требовавшия половину его состояния. Общественное мнение всегда было на ее стороне. Развод последовал 4 июля 2000 года, и эта история, принесшая ее участникам немало страданий и непреходящее ощущение горечи, оказалась неотделимой от другой печальной истории: уклонения от уплаты налогов. В конце концов, Big Luciano помирился с налоговыми органами и уплатил: называют цифру в 25 миллиардов лир (около 13 миллионов евро).

От союза Тенориссимо с Николеттой 13 января 2003 года родились близнецы Риккардо и Аличе, к сожалению, мальчик умер. А 13 декабря того же года Паваротти, наконец, смог официально соединиться с обожаемой Николеттой: среди гостей были Лучо Далла и Хосе Каррерас. В последние годы бывшая секретарша всегда была рядом с ним: знающие люди говорили, что у этого ангела Маэстро голова менеджера. Мнение, что в пении дуэтом с рок- и поп-звездами и, как следствие этого, в падении репутации Паваротти, есть доля ее вины, никогда не было опровергнуто.

Официально карьера Лучано Паваротти завершилась 11 мая 2002 года когда ему пришлось отказаться от участия в Тоске на сцене Метрополитен Опера. Но предупредительные “звонки” начались девятью годами раньше: на закате карьеры Маэстро стал петь “удручающе однообразно”, забывал слова, а позднее перестал обращать внимание на оркестр и партнеров, отменял мероприятия, в которых дал согласие участвовать и тут же “засвечивался” на других…

Сразу после смерти великого тенора, последовавшей в пять часов утра шестого августа 2007 года, газеты начали кричать о “кризисе между Паваротти и Мантовани” и о “детективе, связанном с наследством”. Лидия Ла Марка, супруга Леоне Маджера, многолетнего концертмейстера Паваротти и первого мужа Миреллы Френи, дала интервью газете La Stampa, в котором цитировала высказывания певца в последние недели жизни: “Николетта мучает меня, засталяет меня жить в одиночестве, не пускает ко мне друзей, плохо говорит о моих дочерях, окружает меня людьми, которые мне не нравятся. Она постоянно думает о деньгах, приносит мне на подпись бумаги…”. И подлинный крик души: “Или я застрелюсь, или разведусь с ней”. Мирелла Френи утверждала, что в последний период жизни Паваротти сблизился с первой женой: ”Он часто звонил ей. Лучано просил меня помочь ему увидеться с ней, организовать встречу… Они виделись три раза, в доме в Саличета Панара, где прожили вместе много лет”.

Что касается наследства, то состояние Паваротти достигло 200 миллионов долларов, не считая комплекса Европа 92 (ресторан, манеж, ферма, квартиры), имения Вилла Джулия на побережье Адриатики, в Пезаро, квартиры в Нью-Йорке с окнами на Сентрал Парк, квартиры в Монте-Карло. Певец составил завещание 13 июня 2007 года: согласно итальянским законам, 50% было предназначено четырем дочерям (в равных частях), 25% - жене и оставшимися 25% завещатель мог располагать, как ему вздумается. Поначалу говорили, что эти оставшиеся 25% Паваротти предназначил все той же Николетте, кроме того, что он оставил по пятьсот тысяч евро двум своим верным сотрудникам. Имена последних не назывались, но, скорее всего, речь шла о его ассистенте Тино и о секретарше Веронике.

В последние недели жизни Паваротти поместил на своем сайте в Интернете просьбу вспоминать его как “Оперного тенора” (именно так в оригинале, с большой буквы, “un tenore d’Opera”). Как будто предвидел, что его популярность в качестве партнера поп-звезд может позволить СМИ вспоминать его как “rockettaro”… Мы же помним его таким, каким он был: подлинно выдающейся личностью, наделенной огромной харизмой и способностью общения с публикой, не чуждого человеческим слабостям, человеком, наделавшим много ошибок, но наделенным добрейшим сердцем и подарившим миллионам людей счастье открытия музыки и наслаждения ею.

Странные совпадения: Паваротти умер в год, когда исполнилось 50 лет со дня смерти Беньямино Джильи , и 25 - со дня смерти Марио Дель Монако . Бальзак говорил: “Случай – это Бог”.

Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Биография

Детство и годы обучения

Лучано Паваротти родился на окраине города Модена на севере Италии в семье Фернандо Паваротти - пекаря и певца, и Адель Вентури - рабочей на фабрике по производству сигар. Несмотря на то, что семья имела мало денег, певец всегда отзывался с любовью о своём детстве. Четверо членов семьи жили в двухкомнатном жилище. Вторая мировая война вынудила семью уйти из города в 1943 году . В течение последующего года они снимали одну комнату на ферме в соседней деревне, где Паваротти заинтересовался фермерством.

Ранние музыкальные пристрастия Паваротти заключались в записях его отца, большинство из которых включали популярных теноров тех времен - Энрико Карузо , Беньямино Джильи , Джованни Мартинелли и Тито Скипа . Когда Лучано было около девяти лет, он начал петь со своим отцом в небольшом местном церковном хоре. Также в период молодости он провел несколько уроков с профессором Донди и его женой, однако не придавал им большого значения.

После окончания школы Schola Magistrale Паваротти столкнулся с необходимостью выбора профессии. Увлекаясь футболом, он подумывал о спорте, хотел быть вратарём, но мать убедила его стать учителем. Впоследствии он преподавал в начальной школе два года, но в конце концов интерес к музыке взял верх. Осознавая весь риск, отец с неохотой согласился содержать Лучано до 30 лет, после которых, если ему не повезёт с карьерой певца, он будет зарабатывать себе на пропитание сам, теми способами, которыми сможет.

Паваротти начал серьёзное обучение в 1954 году в возрасте 19 лет с тенором Арриго Пола в Модене , который, зная о бедности семьи, предложил давать уроки без оплаты. Занимаясь с этим педагогом, Паваротти узнал, что у него абсолютный слух. Примерно в это время Паваротти познакомился с Адуа Верони, которая также была оперной певицей. Лучано и Адуа поженились в 1961 году . Когда через два с половиной года Пола уехал в Японию, Паваротти стал учеником Эттори Кампогаллиани, который также учил подругу детства Паваротти, в дальнейшем также успешную певицу, сопрано Миреллу Френи . Во время обучения Паваротти работал сначала учителем в начальной школе, затем страховым агентом.

Первые шесть лет обучения не привели ни к чему большему, чем нескольким бесплатным сольным концертам в маленьких городах. Когда на голосовых связках образовалось утолщение (складка), что вызвало «ужасный» концерт в Ферраре, Паваротти решил завязать с пением. Однако впоследствии утолщение не только исчезло, но, как певец говорил в своей автобиографии, «всё, что я выучил, пришло вместе с моим натуральным голосом, чтобы сделать звук таким, какого я так тяжело добивался».

Карьера

1960-1980

Творческая карьера Паваротти началась в 1961 году с победы на Международном конкурсе вокалистов, которую он разделил с обладателем баса Дмитрием Набоковым . В том же году вместе с Дмитрием он дебютировал в Театре Реджио Эмилия, исполнив партию Рудольфа в «Богеме » Дж. Пуччини . Эту же партию он исполнил в 1963 году в Венской опере и лондонском «Ковент-Гардене ».

Дебют Паваротти в Америке состоялся в оперном театре Майами в феврале 1965 года , когда он спел Эдгара в «Лючии ди Ламмермур » Гаэтано Доницетти вместе с Сазерленд . Тенор, который должен был петь в тот вечер, заболел и не имел дублёра. Так как Сазерленд была с ним в туре, она рекомендовала молодого Паваротти, хорошо знакомого с ролью.

В последующие годы он пел в «Ковент-Гарден» партии Эльвино в «Сомнамбуле » Беллини , Альфреда в «Травиате» Верди , Герцога Мантуанского в вердиевском «Риголетто ». Партия Тонио в опере «Дочь полка » Доницетти, спетая в 1966 году , принесла Паваротти международную известность. После этого его стали называть «королём верхнего до». В том же году Паваротти дебютировал в миланском «Ла Скала », где исполнил партию Тибальда в «Капулетти и Монтекки » Беллини . Со временем певец стал обращаться к драматическим ролям: Каварадосси в «Тоске » Пуччини , Риккардо в «Бале-маскараде », Манрико в «Трубадуре », Радамес в «Аиде » Верди , Калаф в «Турандот ».

В середине 1980-х годов Паваротти возвращается к сотрудничеству с Венской государственной оперой и Ла Скала. В Вене Паваротти исполняет Рудольфо из «Богемы» дуэтом с Миррелой Френи в роли Мими; Неморино - в «Любовном напитке»; Радамеса в «Аиде »; Рудольфо в «Луизе Миллер » ; Густаво в «Бале-маскараде»; в последний раз Паваротти выступает в Венской опере в 1996 году в «Андреа Шенье » (фр. «Andrea Chénier» ).

В 1985 году на сцене Ла Скала Паваротти, Мария Кьяра и Лука Ронкони (итал. Luca Ronconi ) под руководством Маазеля исполнили «Аиду». Ария «Celeste Aida» в его исполнении была встречена двухминутными овациями. 24 февраля 1988 года в Берлине Паваротти устанавливает новый рекорд Книги Гиннесса : в Дойче Опера после исполнения «Любовного напитка» по просьбе зрителей занавес поднимали 165 раз. В этот год тенор снова поет в «Богеме» с Миррелой Френи в доме Оперы Сан-Франциско . В 1992 году Паваротти в последний раз появляется на сцене Ла Скала в новой постановке «Дона Карлоса» Франко Дзеффирелли. Это выступление было негативно оценено критиками и частью зрителей, после чего Паваротти в Ла Скала больше не выступал.

Новую волну мировой славы Паваротти принесло исполнение арии «Nessun Dorma» из оперы Джакомо Пуччини «Турандот» в 1990 году. Компания ВВС сделала её темой своих трансляций Чемпионата мира по футболу в Италии . Эта ария стала такой же популярной, как поп-хит, и стала визитной картой исполнителя. Во время финала чемпионата «Три тенора» исполнили арию «Nessun Dorma» на территории древних бань Каракаллы в Риме, и копий этой записи было продано больше, чем копий какой-либо другой мелодии за всю историю музыки, что также зафиксировано в Книге рекордов Гинесса. Так Паваротти вынес оперу на улицу к людям. В 1991 году он сольно выступил в лондонском Гайд-парке , где собрал 150-тысячную аудиторию; в июне 1993 года в Центральном парке Нью-Йорка великого тенора собралось послушать более 500 тысяч человек, и более миллиона зрителей смотрели трансляцию по телевидению. В сентябре того же года состоялся открытый концерт на Марсовом поле в Париже для более, чем 300 тысяч слушателей. По традиции концерты «трёх теноров» также состоялись и на следующих чемпионатах мира по футболу в Лос-Анджелесе (1994) года, в Париже (1998) и Йокогаме (2002) .

Одновременно с популярностью в профессиональных кругах шоу-бизнеса росла слава Паваротти как «Короля отмен». Будучи непостоянной артистической натурой, Лучано Паваротти мог отменить своё выступление в последний момент, причиняя тем самым значительные убытки концерт-холлам и домам оперы.

В 1998 году Паваротти был награждён премией «Легенда Грэмми», которой награждали всего 15 раз с момента основания (1990 г.).

Музыкальная деятельность

Лучано Паваротти был одним из самых популярных у публики и признаваемых критикой оперных теноров XX столетия.

На свои сольные концерты Паваротти собирал сотни тысяч слушателей. На одном из выступлений в нью-йоркском «Метрополитен Опера » зрители настолько были покорены красотой голоса певца, что занавес пришлось поднимать 165 раз . Этот случай был занесен в Книгу рекордов Гиннесса . 500 тысяч зрителей слушали его концерт в Центральном парке Нью-Йорка - такую аудиторию не собирал ни один из популярных исполнителей . С 1992 года Паваротти участвовал в благотворительных концертах «Паваротти и друзья». Благотворительный проект получил колоссальную известность благодаря участию рок-музыкантов Брайана Мэя и Роджера Тэйлора (Queen ), Стинга , Элтона Джона , Боно и Эджа ( ), Эрика Клептона , Джона Бон Джови , Брайана Адамса , Би Би Кинга , Селин Дион , группы Cranberries , известных итальянских исполнителей, которые вместе с Паваротти и оркестром пели свои лучшие песни. Работать в этом проекте почитали за честь многие поп- и рок-музыканты. Альбомы, записанные проектом «Паваротти и друзья», стали сенсацией на рынке популярной музыки.

Многие любители критиковали Паваротти за подобные эксперименты, заставляющие воспринимать серьезную музыку как развлечение, и во многих крупных театрах ходило выражение: «Оперу загубили три человека и все три - теноры». К проекту «3 тенора» можно, конечно, относиться по-разному, но не стоит забывать, что это была благотворительная акция, посвященная выздоровлению Хосе Каррераса, и именно благодаря «трем тенорам» Паваротти и Доминго - давние враги помирились и стали выступать вместе в серьезных «настоящих» спектаклях, таких, как «Плащ» Пуччини и «Паяцы» Леонкавалло в «Метрополитен Опера » в один вечер. Лучано Паваротти - легенда. Он произвел оперную революцию, и даже его самые непримиримые критики не будут спорить, что его имя навсегда останется синонимом красоты человеческого голоса.

Лучано Паваротти скончался в 5 утра 6 сентября 2007 года от рака поджелудочной железы в своём доме в Модене . Там же 8 сентября 2007 года прошли прощание и похороны маэстро. Похоронен на кладбище Монтале Рангоне (Montale Rangone) под Моденой , в семейном склепе, рядом с родителями и мертворождённым сыном.

Репертуар

Отрывок, характеризующий Паваротти, Лучано

Я понимала, что наши с Анной короткие жизни приближались к своему печальному завершению... А Караффа всё так же жил, и я всё так же не знала, с чего начать, чтобы его уничтожить...
– Пойди в Мэтэору, доченька. Только они могут помочь тебе. Пойди туда, сердце моё.
Голос отца звучал очень печально, видимо так же, как и я, он не верил, что Мэтэора поможет нам.
– Но они отказали мне, отец, ты ведь знаешь. Они слишком сильно верят в свою старую «правду», которую сами себе когда-то внушили. Они не помогут нам.
– Слушай меня, доченька... Вернись туда. Знаю, ты не веришь... Но они – единственные, кто ещё может помочь тебе. Больше тебе не к кому обратиться. Сейчас я должен уйти... Прости, родная. Но я очень скоро вернусь к тебе. Я не оставлю тебя, Изидора.
Сущность отца начала привычно «колыхаться» и таять, и через мгновение совсем исчезла. А я, всё ещё растерянно смотря туда, где только что сияло его прозрачное тело, понимала, что не знаю, с чего начать... Караффа слишком уверенно заявил, что Анна очень скоро будет в его преступных руках, поэтому времени на борьбу у меня почти не оставалось.
Встав и встряхнувшись от своих тяжких дум, я решила всё же последовать совету отца и ещё раз пойти в Мэтэору. Хуже всё равно уже не могло было быть. Поэтому, настроившись на Севера, я пошла...
На этот раз не было ни гор, ни прекрасных цветов... Меня встретил лишь просторный, очень длинный каменный зал, в дальнем конце которого зелёным светом сверкало что-то невероятно яркое и притягивающее, как ослепительная изумрудная звезда. Воздух вокруг неё сиял и пульсировал, выплёскивая длинные языки горящего зелёного «пламени», которое, вспыхивая, освещало огромный зал до самого потолка. Рядом с этой невиданной красотой, задумавшись о чём-то печальном, стоял Север.
– Здравия тебе, Изидора. Я рад, что ты пришла, – обернувшись, ласково произнёс он.
– И ты здравствуй, Север. Я пришла ненадолго, – изо всех сил стараясь не расслабляться и не поддаваться обаянию Мэтэоры, ответила я. – Скажи мне, Север, как вы могли отпустить отсюда Анну? Вы ведь знали, на что она шла! Как же вы могли отпустить её?! Я надеялась, Мэтэора будет её защитой, а она с такой легкостью её предала... Объясни, пожалуйста, если можешь...
Он смотрел на меня своими грустными, мудрыми глазами, не говоря ни слова. Будто всё уже было сказано, и ничего нельзя было изменить... Потом, отрицательно покачав головой, мягко произнёс:
– Мэтэора не предавала Анну, Изидора. Анна сама решила уйти. Она уже не ребёнок более, она мыслит и решает по-своему, и мы не вправе держать её здесь насильно. Даже если и не согласны с её решением. Ей сообщили, что Караффа будет мучить тебя, если она не согласится туда вернуться. Поэтому Анна и решила уйти. Наши правила очень жёстки и неизменны, Изидора. Стоит нам преступить их однажды, и в следующий раз найдётся причина, по который жизнь здесь быстро начнёт меняться. Это непозволимо, мы не вольны свернуть со своего пути.
– Знаешь, Север, я думаю, именно ЭТО и есть самая главная ваша ошибка... Вы слепо замкнулись в своих непогрешимых законах, которые, если внимательно к ним присмотреться, окажутся совершенно пустыми и, в какой-то степени, даже наивными. Вы имеете здесь дело с удивительными людьми, каждый из которых сам по себе уже является богатством. И их, таких необычайно ярких и сильных, невозможно скроить под один закон! Они ему просто не подчинятся. Вы должны быть более гибкими и понимающими, Север. Иногда жизнь становится слишком непредсказуемой, так же, как непредсказуемы бывают и обстоятельства. И вы не можете судить одинаково то, что п р и в ы ч н о, и то, что уже не вмещается более в ваши давно установленные, устаревшие «рамки». Неужели ты сам веришь в то, что ваши законы правильны? Скажи мне честно, Север!..
Он смотрел изучающе в моё лицо, становясь всё растеряннее, будто никак не мог определиться, говорить ли мне правду или оставить всё так, как есть, не беспокоя сожалениями свою мудрую душу...
– То, что являет собою наши законы, Изидора, создавалось не в один день... Проходили столетия, а волхвы всё так же платили за свои ошибки. Поэтому даже если что-то и кажется нам иногда не совсем правильным, мы предпочитаем смотреть на жизнь в её всеобъемлющей картине, не отключаясь на отдельные личности. Как бы это ни было больно...
Я отдал бы многое, если бы ты согласилась остаться с нами! В один прекрасный день ты, возможно, изменила бы Землю, Изидора... У тебя очень редкий Дар, и ты умеешь по настоящему МЫСЛИТЬ... Но я знаю, что не останешься. Не предашь себя. И я ничем не могу помочь тебе. Знаю, ты никогда не простишь нам, пока будешь жива... Как никогда не простила нас Магдалина за смерть своего любимого мужа – Иисуса Радомира... А ведь мы просили её вернуться, предлагая защиту её детям, но она никогда более не вернулась к нам... Мы живём с этой ношей долгие годы, Изидора, и поверь мне – нет на свете ноши тяжелей! Но такова наша судьба, к сожалению, и изменить её невозможно, пока не наступит на Земле настоящий день «пробуждения»... Когда нам не нужно будет скрываться более, когда Земля, наконец, станет по-настоящему чистой и мудрой, станет светлей... Вот тогда мы и сможем думать раздельно, думать о каждом одарённом, не боясь, что Земля уничтожит нас. Не боясь, что после нас не останется Веры и Знания, не останется ВЕДАЮЩИХ людей...
Север поник, будто внутри не соглашаясь с тем, что сам только что мне говорил... Я чувствовала всем своим сердцем, всей душой, что он верил намного более в то, во что так убеждённо верила я. Но я также знала – он не откроется мне, не предавая этим Мэтэору и своих любимых великих Учителей. Поэтому я решила оставить его в покое, не мучить его более...
– Скажи мне, Север, что стало с Марией Магдалиной? Живут ли ещё где-то на Земле её потомки?
– Конечно же, Изидора!.. – тут же ответил Север, и мне показалось, что его искренне обрадовала перемена темы...

Чудесная картина Рубенса «Распятие». Рядом с телом Христа (внизу) – Магдалина и его брат, Радан (в
красном), а за Магдалиной – мать Радомира, Ведунья Мария. На самом верху – Иоанн, а справа и слева от
него – двое Рыцарей Храма. Остальные две фигуры неизвестны. Возможно это были иудеи, у которых
жила семья Радомира?..

– После смерти Христа Магдалина покинула ту жестокую, злую землю, отнявшую у неё самого дорогого на свете человека. Она ушла, уводя с собой вместе малышку-дочь, которой было в то время всего-навсего четыре года. А её восьмилетнего сына тайно увезли в Испанию рыцари Храма, чтобы он, во что бы то ни стало, остался в живых и смог продолжить великий Род своего отца. Если желаешь, я расскажу тебе истинную историю их жизни, ибо то, что преподносится людям сегодня, является просто историей для несведущих и слепцов...

Магдалина со своими детьми – дочерью Радомир со своими детьми – сыном Светодаром и дочерью Вестой
и сыном. Витражи из церкви Святого Назара,
Лему, Лангедок, Франция
(St. Nazare, Lemoux, Langedoc)
На этих чудесных витражах Радомир и Магдалина со своими детьми – сыном
Светодаром и дочерью Вестой. Также, здесь видна ещё одна весьма интересная
деталь – священнослужитель, стоящий рядом с Радомиром одет в форму като-
лической церкви, что две тысячи лет назад ещё никоим образом не могло бы-
ло быть. Она появилась у священников только в 11-12 столетиях. Что, опять же,
доказывает рождение Иисуса-Радомира только в 11 веке.

Я согласно кивнула Северу.
– Расскажи, пожалуйста, правду... Расскажи мне о них, Север...

Радомир, предчувствуя свою скорую
гибель, отправляет девятилетнего
Светодара жить в Испанию... Чув-
ствуется глубокая грусть и общее
отчаяние.

Его мысли унеслись далеко-далеко, окунаясь в давние, покрытые пеплом веков, сокровенные воспоминания. И началась удивительная история...
– Как я тебе уже рассказывал ранее, Изидора, после смерти Иисуса и Магдалины, всю их светлую и печальную жизнь оплели бессовестной ложью, перенося эту ложь также и на потомков этой удивительной, мужественной семьи... На них «одели» ЧУЖУЮ ВЕРУ. Их чистые образы окружили жизнями ЧУЖИХ ЛЮДЕЙ, которые тогда уже давно не жили... В их уста вложили СЛОВА, которых они НИКОГДА НЕ ПРОИЗНОСИЛИ... Их сделали ОТВЕТСТВЕННЫМИ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ, которые СОВЕРШАЛА И СОВЕРШАЕТ ЧУЖАЯ ВЕРА, самая лживая и преступная, существовавшая когда-либо на Земле...
* * *
От автора: Прошло много-много лет после моей встречи с Изидорой... И уже сейчас, вспоминая и проживая бывшие далёкие годы, мне удалось найти (находясь во Франции) любопытнейшие материалы, во многом подтверждающие правдивость рассказа Севера о жизни Марии Магдалины и Иисуса Радомира, которые, думаю, будут интересны для всех, читающих рассказ Изидоры, и возможно даже помогут пролить хоть какой-то свет на ложь «правящих мира сего». О найденных мною материалах прошу читать в «Дополнении» после глав Изидоры.
* * *
Я чувствовала, что весь этот рассказ давался Северу очень непросто. Видимо, его широкая душа всё ещё не соглашалась принять такую потерю и всё ещё сильно по ней болела. Но он честно продолжал рассказывать дальше, видимо понимая, что позже, возможно, я уже не смогу ни о чём более его спросить.

На этом витраже Магдалина изобра-
жена в виде Учителя, стоящего над
королями, аристократами, филосо-
фами и учёными...

– Помнишь ли, Изидора, я говорил тебе, что Иисус Радомир никогда не имел ничего общего с тем лживым учением, о котором кричит христианская церковь? Оно было полностью противоположно тому, чему учил сам Иисус, а после – и Магдалина. Они учили людей настоящему ЗНАНИЮ, учили тому, чему мы учили их здесь, в Мэтэоре...
А Мария знала даже больше, так как могла свободно черпать своё знание из широких просторов Космоса, после того как от нас ушла. Они жили, тесно окружённые Ведунами и одарёнными, которых люди позже переименовали в «апостолов»... в пресловутой «библии» оказавшихся старыми, недоверчивыми иудеями... которые, думаю, если бы могли, по-настоящему тысячу раз предали бы Иисуса. «Апостолами» же его в реальности были Рыцари Храма, только не построенного человеческими руками, а созданного высокой мыслью самого Радомира – Духовного Храма Истины и Знания. Этих рыцарей вначале было всего лишь девять, и собрались они вместе для того, чтобы в силу своих возможностей оберегать Радомира и Магдалину в той чужой и опасной для них стране, в которую так безжалостно швырнула их судьба. А ещё задача Рыцарей Храма состояла также и в том, чтобы (случись что-то непоправимое!) сберечь ИСТИНУ, которую несли «душой пропавшим» иудеям эти двое чудесных, светлых людей, отдававших свой Дар и свои чистые Жизни за покой на их любимой, но всё ещё очень жестокой планете...
– Значит и «апостолы» тоже были совершенно другими?! Какими же они были?! Можешь ли ты рассказать мне о них, Север?
Мне было настолько интересно, что на какой-то короткий миг даже удалось «усыпить» свои мучения и страхи, удалось на мгновение забыть грядущую боль!.. Я обрушила на Севера настоящий шквал вопросов, даже точно не зная, существуют ли на них ответы. Так сильно мне хотелось узнать настоящую историю этих мужественных людей, не опошлённую ложью долгих пяти сотен лет!!!
– О, они были истинно чудесными людьми – рыцари Храма – Изидора!.. Вместе с Радомиром и Магдалиной они создали великолепный костяк МУЖЕСТВА, ЧЕСТИ и ВЕРЫ, на котором строилось светлое УЧЕНИЕ, оставленное когда-то нашими предками для спасения нашей родной Земли. Двое из рыцарей Храма были нашими учениками, а также потомственными воинами из старейших европейских аристократических семей. Они стали у нас смелыми и одарёнными Ведунами, готовыми на всё, чтобы сохранить Иисуса и Магдалину. Четверо были потомками Русов-Меровингов, также имевших большой Дар, как и все их далёкие предки – короли Фракии... Как и сама Магдалина, также рождённая от этой необыкновенной династии, и с гордостью нёсшая свой семейный Дар. Двое же были нашими Волхвами, добровольно покинувшими Мэтэору, чтобы защитить идущего на собственную погибель их любимого Ученика, Иисуса Радомира. Они не смогли в своих душах предать Радомира, и даже зная, что его ждёт, без сожалений последовали за ним. Ну, а последним, девятым из рыцарей-защитников, о котором до сих пор не знает и не пишет никто, был родной брат самого Христа, сын Белого Волхва – Радан (Ра – дан, данный Ра)... Он-то и сумел сохранить сына Радомира, после гибели оного. Но, защищая его, к сожалению, погиб сам...
– Скажи, Север, не имеет ли это чего-либо общего с легендой о близнецах, где говорится, что у Христа был брат-близнец? Я об этом читала в нашей библиотеке и всегда хотела знать, было ли это правдой, или всего лишь очередной ложью «святых отцов»?

– Нет, Изидора, Радан не был близнецом Радомира. Это явилось бы нежелательной дополнительной опасностью к и так уже достаточно сложной жизни Христа и Магдалины. Тебе ведь известно, что близнецы связаны слишком тесно нитью своего рождения, и опасность для жизни одного может стать опасностью для другого? – Я кивнула. – Поэтому волхвы никак не могли допустить такой ошибки.
– Значит, всё же, не все в Мэтэоре предали Иисуса?! – обрадовано воскликнула я. – Не все спокойно смотрели, как он шёл на смерть?..
– Ну, конечно же, нет, Изидора!.. Мы бы все ушли, чтобы защитить его. Да не все сумели перешагнуть через свой Долг... Знаю, что ты не веришь мне, но мы все до единого очень любили его... и, конечно же, Магдалину. Просто не все могли забыть свои обязанности и бросить всё из-за одного человека, каким бы особенным он ни был. Ты ведь отдаёшь свою жизнь, чтобы спасти многих? Вот и наши волхвы остались в Мэтэоре, чтобы охранять Священные Знания и учить других одарённых. Такова жизнь, Изидора... И каждый делает её лучше, по мере своих возможностей.
– Скажи, Север, а почему ты называешь Франкских королей – Русами? Разве эти народы имели между собой что-либо общее? Насколько я помню, они всегда звались – Франками?.. А позже красавица Франкия стала Францией. Разве не так?
– Нет, Изидора. Знаешь ли ты, что означает слово – франки? – Я отрицательно мотнула головой. – «Франки» просто означает – свободные. А Меровинги были северными Русами, пришедшими учить свободных Франков военному искусству, правлению страной, политике и науке (как они шли во все остальные страны, будучи рождёнными для учения и блага остальных живущих людей). И назывались они правильно – Меравингли (мы-Ра-в-Инглии; мы, дети Ра, несущие Свет в родной Первозданной Инглии). Но, конечно же, потом это слово, как и многое другое, «упростили»... и оно стало звучать, как «Меровинги». Так создалась новая «история», в которой говорилось, что имя Меровинги произошло от имени короля Франков – Меровия. Хотя к королю Меровию это название ни малейшего отношения не имело. Тем более, что король Меровий был уже тринадцатым из королей Меровингов. И логичнее, естественно, было бы назвать всю династию именем первого из правящих королей, не так ли?
Так же, как и к другой глупой легенде о «морском чудовище», якобы породившем на свет династию Меровингов, это название, естественно, отношения также не имело. Видимо, Думающим Тёмным очень хотелось, чтобы люди не знали настоящего значения ИМЕНИ правящей династии Франков. Поэтому они постарались быстренько их переименовать и превратить в «слабых, невезучих и жалких» королей, изолгав в очередной раз настоящую мировую историю.
Меравингли же были яркой, умной и одарённой династией северных Русов, добровольно покинувших свою великую родину и смешавших свою кровь с высшими династиями тогдашней Европы, дабы родился из этого новый могущественный Род магов и воинов, который смог бы мудро править странами и народами, населявшими в то время полудикую Европу.
Они были чудесными магами и воинами, могли лечить страдающих и учить достойных. Все без исключения Меравингли носили очень длинные волосы, которых ни при каких обстоятельствах не соглашались стричь, так как черпали через них Живую Силу. Но к сожалению, это было также известно и Думающим Тёмным. Именно поэтому самым страшным наказанием стал насильный «постриг» последней Меравингльской королевской семьи.

Luciano Pavarotti – итальянской оперный певец с лирическим тенором, мягким и серебристым тембром с большой подвижностью и певучестью звука. Паваротти считается одним из наиболее выдающихся оперных исполнителей второй половины 20-го века. Для его вокального мастерства характерна легкость извлечения звука, высокая индивидуальность, а также безграничное тепло и жизнерадостность.

Лучано Паваротти родился в 1935 году на севере Италии в городе Модена, его отец был пекарем и увлекался пением, а мать работала на фабрике, выпускающей сигары. Семья Паваротти была небогатой, но певец всегда с теплотой отзывался о своем детстве. В 1943 году из-за войны семья была вынуждена переехать в соседнюю деревню, и здесь Лучано заинтересовался фермерской жизнью.

У отца Паваротти была небольшая коллекция с записями популярных теноров того времени – Enrico Caruso, Beniamino Gigli, Giovanni Martinelli и Tito Schipa. Они и стали основой для формирований детских музыкальных пристрастий Лучано, который в 9 лет начал печать с отцом в местной церкви.

После школы перед Паваротти встал вопрос выбора профессии, и увлеченный футболом юноша захотел стать вратарем, однако по настояния матери он пошел работать учителем. Лучано два года работал в начальной школе, но тяга к музыке дала о себе знать – он решил стать певцом. Отец Паваротти не был слишком рад такому выбору, потому что на его плечи ложилось содержание сына до 30-летнего возраста. Однако отец и сын пришли к соглашению – если Лучано не сможет к 30 годам выстроить карьеру певца, то он будет зарабатывать себе на жизнь сам, без участия родителей.

В 1954 году Паваротти начал учиться в Модене у тенора Арриго Пола, который не брал оплаты за свои уроки, потому что знал о бедности семьи ученика. В процессе занятий Лучано узнал, что он обладает абсолютным слухом. Результатом первых 6 лет обучения стали лишь несколько бесплатных концертов в небольших городках. Из-за нагрузки на связках певца появилось утолщение, и Паваротти даже подумывал о завершении карьеры.

В 1961 году Лучано Паваротти разделил победу на Международном конкурсе вокалистов с басом Дмитрием Набоковым, тогда же состоялся его дебют – партия Рудольфа в опере Пуччини «Богема». В 1963 году ту же партию он исполнил в «Ковент-Гардене» (Лондон) и Венской опере, а в 1965 году дебютировал в США – в театре Майами. С 1971 года начались регулярные выступления на фестивалях и гастроли, в 1974 году Паваротти приезжал в Москву вместе с театром «Ла Скала».

В 1990 году началась новая волна мировой славы Лучано Паваротти – он исполнил арию из «Турандота» Пуччини, и она стала темой трансляций футбольного чемпионата мира, который тогда проходил в Италии. Запись исполнения этой арии в Риме во время финального матча чемпионата стала самой продаваемой мелодией за всю историю музыки – этот факт попал в Книгу рекордов Гиннеса. Так проявилось одно из главных достижений Паваротти – он вынес оперную музыку на улицу к людям. В Лондоне послушать «трех теноров» (Лучано Паваротти, Хосе Каррерас и Пласидо Доминго) в Гайд-парке пришло 150 000 человек, а в Центральном парке Нью-Йорка – 500 000 человек.

При невероятной популярности за Паваротти также закрепилась слава в качестве «Короля отмен» - тенор обладал свойственной многим артистам непостоянной натурой, поэтому мог отметить выступления в последний момент, из-за чего организаторы несли большие убытки.

В 2004 году Паваротти в последний раз выступил в «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке с партией Марио Каварадосси из оперы Пуччини «Тоска», после чего простился со своими зрителями. Это был аншлаг, и хотя голос тенора звучал слабее обычного, зрители устроили 11-минутную овацию. Последний раз тенор вышел на сцену в 2006 году в Турине, когда открывались 20-е Зимние Олимпийские игры.

Лучано Паваротти умер в 2007 году в своем родном городе Модена от рака поджелудочной железы, он похоронен семейном склепе, вместе с отцом, матерью и мертворожденным сыном.

ВСЕ ФОТО

Великий тенор Лучано Паваротти скончался на 72 году жизни в своем доме в Модене, передает РИА "Новости" со ссылкой на менеджера исполнителя. "Лучано Паваротти умер час назад", - такую смс представитель артиста Терри Робсон отправила агентствам. Позднее менеджер уточнила, что смерть певца наступила в 5:00 по местному времени (в 7:00 по московскому).

"Лучано Паваротти до последнего боролся с раком поджелудочной железы, он всегда был сильным и положительным человеком", - говорится в официальном заявлении.

Еще в среду утром Паваротти лично прокомментировал факт присвоения ему специальной государственной премии за заслуги в области искусства. "Я признателен министру культуры Италии Франческо Рутелли за то, что именно мне присуждена эта высшая награда, - сказал Паваротти. - У меня есть блестящая возможность передать свои знания талантливым ученикам. Я всегда был уверен, что в энтузиазме и преданности, которыми мы делимся с молодым поколением, заключается наша сила".

Церемония прощания с великим итальянским тенором пройдет в субботу в центральном соборе его родного города Модена, сообщил мэр Модены Джорджо Пиги. Похороны Паваротти состоятся на кладбище Модены.

Отметим, ранее сообщалось, что состояние здоровья оперного певца резко ухудшилось . Согласно сообщению итальянского телевидения, сославшегося на неназванные источники, Паваротти находился без сознания, у него отказали почки. Отмечалось, что состояние певца "очень серьезное".

У постели 71-летнего больного дежурили специалисты онкологи из местной клиники, где Паваротти находился с 8 по 25 августа 2007 года с подозрением на воспаление легких. Год назад тенор был прооперирован в США по поводу опухоли поджелудочной железы.

В завещании Лучано Паваротти попросил вспоминать его как "оперного певца", передает ИТАР-ТАСС. "Я надеюсь, что меня будут помнить как оперного певца, а точнее, как представителя мира искусства, который смог самовыразиться в своей стране, - отмечается в документе. - Надеюсь, что любовь к опере навсегда останется центральной линией моего творчества".

По словам Паваротти, "к счастью, жизнь настолько разнообразна, что здесь можно ждать чего угодно". "Я, как и мои многочисленные предшественники, в том числе великий Карузо, люблю разнообразие звучания, - говорится в завещании. - Музыка позволяет выражать эмоции и переживания более красочно. Для тенора в каждом исполнении, "языке" музыки, сосредоточена вся гамма эмоций".

Напомним, в августе Паваротти был доставлен в Моденскую больницу с высокой температурой. Официально причиной госпитализации называлась простуда. Отметим, до госпитализации певец отдыхал на вилле в пригороде Модены вместе с женой и маленькой дочерью. Ранее в СМИ со ссылкой на дочь Паваротти появилась информация о том, что состояние здоровья маэстро вызывает серьезные опасения .

В статье, сопровождаемой фотографиями Паваротти на его вилле в Модене, сообщается, что после операции в Нью-Йорке по удалению опухоли поджелудочной железы певец похудел на 30 килограммов и передвигался только в инвалидной коляске.

Однако на следующий день Джулиана заявила, что ее слова в интервью были вырваны из контекста и поняты неправильно. Она сообщила, что Паваротти, наоборот, идет на поправку. В свою очередь, менеджер певца, Терри Робсон заявила из Лондона, что сомневается в достоверности статьи, отметив, что в данный момент Паваротти работает над новым альбомом и обучает студентов. Сам 71-летний певец рассмеялся, когда услышал сообщения о скорой кончине.

Биография великого тенора

Лучано Паваротти был одним из самых популярных у публики и безусловно признаваемых критикой оперных теноров в эпоху после Карузо. Среди достоинств пения Паваротти – превосходная высокая постановка голоса, совершенное вокальное мастерство и легкость звукоизвлечения. Сочетание подобных качеств с необыкновенной харизмой сделали певца одной из суперзвезд оперной сцены 20 столетия.

Паваротти родился 12 октября 1935 в Модене. После окончания моденской школы он начал заниматься вокалом в Мантуе у Кампогальяни. Дебютировал в 1961 в партии Родольфо в Богеме Пуччини. Через пять лет был уже подготовлен к дебюту в миланском театре "Ла Скала" (партия Тибальда в Капулетти и Монтекки Беллини).

Но только партия Тонио в Дочери полка Доницетти (спетая сначала в театре "Ковент-Гарден" в 1966, а потом, в 1972, на сцене нью-йоркской "Метрополитен-опера") принесла Паваротти международную известность и титул "Короля верхнего до" (до второй октавы). Он стал первым тенором в истории оперы, который спел все девять высоких до в арии Quel destin.

Хотя основная специальность Паваротти – лирические белькантовые партии (Эльвино в Сомнамбуле Беллини, Артуро в его же Пуританах, Эдгардо в Лючии ди Ламмермур Доницетти, Альфред в Травиате Верди, Герцог Мантуанский в его же Риголетто), со временем певец стал обращаться и к более драматическим ролям, таким, как Риккардо в Бале-маскараде Верди, Каварадосси в Тоске Пуччини, Манрико в Трубадуре Верди, Радамес в его же Аиде.

Успех Паваротти у публики набирал силу в течение 1970–1980-х годов, поддерживаемый частыми выступлениями певца по телевидению и его стремлением, давая сольные вечера и выступая в смешанных концертах, донести оперное искусство до людей, которые редко посещают оперный театр или никогда не переступали его порога. В 1990-е годы певец собирал сотни тысяч слушателей на свои концерты на стадионах и в парках.

В 2002 году Паваротти почти исчез с оперной сцены после того, как из-за болезни отменил свое прощальное выступление в Metropolitan. С тех пор мастер исполнял оперные партии лишь 5 раз - четырежды в январе 2002 года в Лондоне и в июне 2003 года в Берлине.

В 2004 году великий тенор принял окончательное решение уйти со сцены, выступив на прощание в 40 городах мира, причем программа всех концертов состояла исключительно из произведений итальянских композиторов. Причиной, побудившей Паваротти завершить карьеру, стал не столько возраст, сколько лишний вес, мешающий ему петь и передвигаться.

Выступление Лучано Паваротти в Metropolitan Opera в 2004 году должно было стать последним выходом легендарного тенора на сцену знаменитого нью-йоркского концертного зала. В интервью перед спектаклем тенор заявил, что это будет "последнее выступление на сцене" не только в Metropolitan, где он спел уже в 379-й раз, но "и везде". "Думаю, время пришло", - отметил тогда мэтр.

В июле 2006 года Паваротти планировал возобновить свои мировые гастроли прощания со сценой. Перед отъездом из Нью-Йорка великий тенор прошел медицинское обследование, в ходе которого врачи обнаружили у него рак. Паваротти должен был посетить Финляндию, Норвегию, Австрию, Швейцарию и Португалию. Однако все запланированные на 2006 год концерты были отменены.

Деятели музыки скорбят в связи с кончиной Лучано Паваротти

Тамара Синявская и Муслим Магомаев до последнего надеялись, что Паваротти победит болезнь

Известные певцы, народные артисты СССР Тамара Синявская и Муслим Магомаев шокированы известием о смерти Лучано Паваротти. "Мы знали, что он нездоров и не слишком молод, но, учитывая его сильный характер, надеялись, что Лучано все-таки победит болезнь. Поэтому сегодняшняя новость прозвучала ужасающей неожиданностью", - заявила Синявская.

Однажды ей посчастливилось спеть вместе с Лучано Паваротти. "Это было больше 40 лет назад", - поделилась воспоминаниями певица. Она была совсем юной, когда в 1964 году поступила в Большой театр. Тогда существовала практика обмена: начинающие певцы из Большого театра ездили на стажировку в Италию, а молодые итальянцы из Ла-Скала с ответным визитом приезжали в Москву, и устраивались совместные концерты. Участницей такого советско-итальянского выступления и стала однажды Тамара Синявская.

"Встреча проходила на телевидении. Я - от Большого театра, а Лучано Паваротти и Маргарети Гульельми - от Ла-Скала, - рассказала Тамара Ильинична. - Мы вместе исполнили "Соле мио", правда, это трио получилось весьма своеобразным, потому что я пела по-русски, а они - на итальянском. Лучано выглядел таким пухленьким, но не толстым. И голос у него был необыкновенно нежным, потом он значительно окреп". Это воспоминание, по словам Синявской, она сохранила на всю жизнь. И хотя больше ей не привелось петь вместе с Паваротти, она всегда с удовольствием слушала великого тенора.

"Неизгладимое впечатление произвел на нас концерт великолепного трио: Паваротти, Доминго, Каррераса, на котором мы побывали во время гастролей в Америке", - отметил Муслим Магомаев. Как и его супруга, он тоже высоко ценил талант выдающегося артиста и высокого профессионала. "Я почувствовал, как кусок драгоценного металла откололся от огромной глыбы нашей жизни", - сказал Магомаев.

Зураб Соткилава назвал смерть Паваротти страшной утратой для всего человечества

Смерть Лучано Паваротти - "страшная утрата не только для оперного мира, но и для всего человечества", заявил народный артист СССР, солист Большого театра Зураб Соткилава. "Он нес в каждую душу частичку великой музыки; очень горько, что Лучано больше нет с нами", - заметил певец.

По словам Соткилавы, он был хорошо знаком с Паваротти. "Мы вместе пели, вместе шутили, вместе ели спагетти, - рассказал артист. - Я несколько раз бывал у него дома и мы обязательно встречались, когда он приезжал с гастролями в Россию".

"Он был очень обаятельным, открытым, добродушным и, главное, всегда старался помочь людям, - считает Соткилава. - С ним было очень легко разговаривать, совершенно не чувствовалось, что общаешься с поистине величайшим артистом. Лучано обожал розыгрыши, был настоящим жизнелюбом, поэтому так страшно, что тяжелая болезнь его все-таки победила".

В последний раз Паваротти пел в Москве 21 декабря 2003 года. Тогда он уже серьезно болел и был не в лучшей форме. Однако принимали его восторженно. "Прекрасно помню этот концерт, - сказал Соткилава. - Я пришел к нему за кулисы и он сказал: "Господи, какая же потрясающая в России публика! Они же все чувствуют, прекрасно понимают, что мое выступление не очень удачно, а при этом так хорошо меня встречают. На родине в Италии меня бы освистали. Все-таки доброта русской души уникальна".

Елена Образцова: Паваротти был "высшей планкой мирового оперного искусства" 20-го века

Великий тенор Лучано Паваротти был "высшей планкой мирового оперного искусства всего двадцатого века", заявила сегодня народная артистка СССР Елена Образцова. Она узнала о смерти коллеги и друга в Салехарде, где открывала Школу искусств.

"Мы дружили с ним 40 лет, - рассказала Образцова журналистам. - Это был человек гениальный во всех смыслах". Все выступления с Паваротти на сцене миланского театра Ла Скала, по словам Елены Образцовой, были "самыми значительными" в ее жизни. Певица уверена, что сейчас великий тенор "нас видит и слышит, и понимает как мы к нему относимся".

Хосе Каррерас потрясен известием о кончине Лучано Паваротти

Известный испанский тенор Хосе Каррерас был потрясен известием о кончине своего итальянского коллеги Лучано Паваротти. "Я очень опечален этой трагичной новостью, - сказал он. - Я считал его одним из великих теноров современности". По его словам, Паваротти всегда "был чутким, веселым и дружелюбным человеком".

Великое "трио" теноров современности - Лучано Паваротти, Хосе Каррерас и Пласидо Доминго - утратило свою былую мощь. "Мы должны помнить его не только как великого оперного певца, а как человека, обладающего необычайной харизмой", - сказал Каррерас. "Он был лучшим другом для своих многочисленных друзей", - подчеркнул он.

10 выбрали

Сегодня ему исполнилось бы 76 лет, но особых торжеств не стал бы устраивать – маэстро планировал завершить карьеру оперного певца. Если бы была его воля, он позволил бы женщинам править миром, потому что считал их мудрыми, участливыми, добрыми…

Он всегда окружал себя женщинами. Возможно, сказывалась детская привычка – Лучано был первым сыном в семействе пекаря и работницы на фабрике сигар.

Его баловали, его любили, опекали. По большому счету своей карьерой Лучано обязан своей первой жене – Адуе Верони . Изначально Лучано не собирался становиться певцом. Его мечтой была карьера футбольного вратаря. Но… Адуя настояла, чтобы он подумал еще раз, прежде чем вставать на ворота.

И он подумал. И стал безропотно следовать советам своей возлюбленной. И преуспел.

Он добивался ее почти шесть лет, но жениться смог только после своего первого успеха. Он был настолько под впечатлением, что хотел оклеить купюрами стены их жилища. Естественно, Адуя не позволила так "хулиганить" новоиспеченному супругу.

Она вела его дела, преумножая их доходы, заключая выгодные контракты, следя за его здоровьем, рожая ему детей и балуя Лучано его любимыми сладкими булочками. И одновременно спускала ему с рук мелкие интрижки и излишнее женское внимание со стороны. Адуя мудро рассудила, что у любого гения есть слабые стороны и нельзя от него требовать безукоризненности во всем.

У них родилось трое дочерей – Лоренца, Кристина и Джулиана. А Лучиано так хотел сына…

Она появилась в его жизни, как одна из его секретарш. Их у Паваротти всегда было много. Но Николетта Мантовани нашла способ стать "любимой женой" этого "гарема". Говорят, она была хорошим психологом, что помогло ей выстоять против обрушившегося на нее негатива и проклятий, не только родить Лучано еще одну дочку и выйти за него замуж, но попытаться отсудить приличную долю наследства.

Николетту не любили. Только ленивый не обвинял ее во всех смертных грехах – от ближайших друзей Лучано до простых носильщиков в отелях, где они останавливались. Но она с завидным упорством рассыпалась в комплиментах Паваротти, его страстности и доброте. Лучано был счастлив. Возможно, он впервые в жизни задумался о простом человеческом счастье, ведь Адуя всегда считала, что главное для маэстро это… еда (и на первом, и на втором месте… и уж только потом – любовь: "Пусть развлекается, как хочет. Все равно в конечном итоге он выберет тарелку спагетти ").

А Лучано продолжал ездить с Николеттой на отдых, дарить ей изумруды и наслаждаться жизнью: "Может быть, ваши психологи имеют что-нибудь против человеческого счастья и радости? " Он любил слушать ее голос, часто просил читать вслух.

Они вместе переживали и радости и горести – из двух близнецов, которые должны были появиться на свет, выжила только маленькая Эллис .

После громкого и долгого развода, который длился практически столько же времени, сколько Лучано добивался руки Адуи, на Паворотти посыпались неудачи и неприятности. Но все это можно было пережить – ведь он был счастлив рядом со своей молодой женой. Если бы не здоровье… то у него пропадал голос, то ему просто нездоровилось. Пока в итоге врачи не диагностировали страшный диагноз – рак поджелудочной железы.

Близкие друзья утверждают, что после этого страшного известия Николетта буквально впала в нескончаемую истерию: как она будет без него? – он должен обеспечить ее и Эллис после своей смерти… и т.д. и т.п.

Она наняла целую армию американских адвокатов, которые еще при жизни тенора умудрились составить и заверить завещание в пользу Монтовани… Но после смерти Паваротти трое его дочерей от первого брака представили свой вариант завещания, написанный Лучано собственноручно (которое перевесило "американский вариант", напечатанный юристами на компьютере).

Лучано Паваротти не стало 6 сентября 2007 года, но, похоже, на похоронах искренне переживала утрату лишь маленькая Эллис, у которой просто не стало папы…