Библиография гюго. Виктор Гюго. Биография и обзор творчества

Знаменитый французский поэт и писатель Виктор Мари Гюго родился в Безансоне, сын

офицера Сигизбера Гюго, ставшего впоследствии генералом и графом первой империи,

и дочери нантского судовладельца, роялистки Софии Требюше.

Готовясь к военной карьере, Виктор сопровождал отца в его командировках в

Италию. Уже его юношеские поэтические произведения были отмечены похвальными

отзывами и даже премиями.

Молодой Виктор Гюго честолюбиво говорил себе: "Я буду Шатобри-аном, или никем".

Получив от короля Людовика XVIII пенсию 1000 (а позже 2000) франков, Гюго

женился на Адели Фуше и посвятил свою жизнь литературному труду.

Виктор Гюго прожил почти весь XIX век. Начинал он с подражания тонкой эстетике

Шатобриана, а в мировую литературу вошел социальными романами, суть которых

можно определить его же словами. "Проснитесь, человек бедствует, народ раздавлен

несправедливостью" Этим он снискал искреннюю любовь читателей. Гюго не стал, как

Ша-тобриан, писать на религиозные темы, нет, он стал призывать людей прежде

всего исполнить заповедь Христа о любви к ближнему, о милосердии и сострадании.

Гюго был не только писателем, поэтом и драматургом, но и политическим деятелем.

Король Луи Филипп наградил его званием пэра Но когда власть поменялась - на трон

взошел Наполеон III, писатель был вынужден покинуть Францию, он жил в эмиграции

более 20 лет Причиной эмиграции была бескомпромиссная позиция Гюго в вопросах,

как бы сегодня сказали, прав человека. "Я ненавижу всякое притеснение, а на

земле стонут народы под тяжким игом, - писал он. - Когда я вижу, как мучается

Греция под пятой Турции, как умирает окровавленная Ирландия, как Австрия своей

палкой, постыдным и тяжелым скипетром ломает крыло венецианского льва, как Вена

держит в когтях Милан - о, тогда я проклинаю всех тиранов, я чувствую,

что поэт - их судья. Тогда я бросаю нежные песни и привязываю к своей лире

медную струну".

Гюго был, конечно, романтиком. "Первая потребность человека, первое его право,

первый его долг - свобода", - не уставал повторять он. Французская революция

1789 года стала основным источником творчества Гюго. "Революция, вся революция в

целом - вот источник литературы девятнадцатого века". "Романтизм и социализм -

одно и то же явление", - считал писатель.

мысль есть основная мысль всего искусства девятнадцатого столетия, и в этой

мысли Виктор Гюго, как художник, был чуть ли не первым провозвестником. Это

мысль христианская и высоконравственная; формула ее - восстановление погибшего

человека, задавленного несправедливо гнетом обстоятельств, застоя веков и

общественных предрассудков. Это мысль - оправдание униженных и всеми отринутых

парий общества. Конечно, аллегория немыслима в таком художественном

произведении, как, например, "Собор Парижской Богоматери". Но кому не придет в

голову, что Квазимодо есть олицетворение пригнетенного и презираемого

средневекового народа французского, глухого и обезображенного, одаренного только

страшной физической силой, но в котором просыпается, наконец, любовь и жажда

справедливости, а вместе с ними и сознание своей правды и еще непочатых,

бесконечных сил своих".

В 1862 году Гюго закончил свой роман "Отверженные". Достоевский оценил его даже

выше своего романа "Преступление и наказание". Гюго писал его тридцать лет. Он

придавал этому роману очень большое значение, считая, что книги, подобные

"Отверженным", способны переустроить общество.

Этот захватывающий, приключенческий роман в основе своей содержит социальные

проблемы. Бывший каторжник Жан Вальжан, осужденный на двадцать лет за кражу

хлеба для умирающих от голода племянников, едва снова не попадает под суд за

кражу серебряных канделябров из храма, но был спасен епископом. Поступок

епископа так Поражает Жана, что он со временем сам перерождается нравственно,

становится подвижником и праведником. До конца дней своих он оказывает

бескорыстную помощь всем, кто в ней нуждается.

Антиподом и "злым гением" главного героя романа выступает полицейский инспектор

Жавер - "дикарь, состоящий на службе цивилизации, странное сочетание римлянина,

спартанца, монаха и капрала, неспособного на ложь шпика и непорочного сыщика".

На протяжении всего романа сыщик преследует Вальжана. Последний отпускает

Жавера, приговоренного инсургентами к расстрелу. Чуть позже и Жавер отпускает

жертву, но, не вынеся неразрешимого противоречия между совестью и долгом,

кончает жизнь самоубийством.

В книге много драматических сцен из народной жизни - восстание парижан в июле

1832 года, гибель героев баррикадных боев. Все мы помним с детства историю

Гавроша. Гаврош - один из персонажей этого романа.

Оказавшись на баррикаде, жан Вальжан не принимает участия в сражении, он вне

политики, он духовный сын епископа. Но Вальжан спасает Мариуса и оказывается

настоящим героем. И спасает во имя будущего, чтобы счастливой сделать Козетту.

Но символически это воспринимается как возможность сделать счастливой Францию.

Гюго приходит к выводу, что баррикады не могут решить всех социальных проблем,

что по сути они решаются на узком плацдарме человеческой души, индивидуального

сознания. Но только пройдя через Великую революцию, главный герой романа Жан

Вальжан превращается в апостола добра и справедливости.

В следующем своем романе "Девяносто третий год" Гюго изображает революцию как

"очистительное горнило", в котором выплавляется современная цивилизация. Но при

человеческий" становится высшим критерием, Истиной и Справедливостью. Симурдин

убивает себя после того, как выносит приговор Говэну, справедливый лишь с точки

зрения политика.

"Мы хотим идти к прогрессу пологой тропинкой... Сглаживание неровностей пути - в

этом вся политика Бога", - к этой мысли Гюго пришел в конце жизни.

Талант Виктора Гюго достиг таких вершин, на которые поднимались только мировые

поэты. Благодаря соединению в его творчестве романтического и реалистического

элементов, он внес во французскую поэзию новую струю, которой со временем

суждено было превратиться в широкое течение и сказываться чуть ли не во всех

позднейших выдающихся произведениях этой литературы. Недаром Флобер зачитывался

Гюго и считал его своим первым и влиятельнейшим учителем, а один авторитетный

критик назвал его влияние на французскую литературу "беспредельным".

Гюго умер в Париже в возрасте 83 лет. Его оплакивала вся Франция, в последний

путь великого писателя провожали почти миллион человек.

(оценок: 1 , среднее: 5,00 из 5)

Гениальный поэт, драматург и писатель Виктор Мари Гюго появился на свет в Безансоне 26 февраля 1802 года в семье офицера. Супружеская жизнь у его родителей не сложилась, поэтому младенец кочевал между отцовским и материнским домом. Возможно, именно из-за этого маленький Гюго был чрезвычайно болезненным мальчиком.

Виктору еще не исполнилось и двадцати, как в октябре 1822 года он стал законным супругом Аледь Фуке – девушки, которую любил с самого детства. Первый их ребенок умер, прожив всего несколько месяцев. После трагической смерти первенца жена подарила Виктору Гюго еще четырех детей – двух дочерей и двух сыновей. Отношения между супругами были полны любви и понимания, благодаря чему коллеги писателя называли чету «святым семейством».

Период од и романов сменился волной пьес на рубеже 20-30-х годов XIX века. Все больше погружаясь в театральную среду, теряя ощущение времени на репетициях, Гюго практически не появляется дома. Семейная идиллия рушится, а на ее шатких остатках возносится триумфальная пьеса «Эрнани», принося семье небывалый финансовый достаток.

В начале 1831 года писатель ставит точку в легендарном романе и, вместе с тем, в счастливом браке. Адель уже давно разлюбила Виктора – хотя он и не замечал этого, – и жизнь в таком положении стала невыносимой для молодого творческого мужчины.

В это время судьба дарит ему новый лучик солнца, обворожительную парижанку Жюльетту Друэ. Стройная черноглазая куртизанка и Гюго были словно созданы друг для друга… В жизни писателя вновь начинается белая полоса, и он, исполненный вдохновением, с новой силой приступает к литературной деятельности. Кстати, в отличие от Адель, Жюльетта высоко ценила работу своего любимого и всегда хранила его рукописи. Вдохновение Виктора вскоре вылилось в сборник стихов «Песни сумерек».

Интересно, что в этих отношениях Гюго проявил себя скорее строгим наставником, чем искренним любовником. С его легкой руки Жюльетта из пленительной куртизанки превратилась в скромную монашку… А в это время писатель с головой окунается в общественную деятельность. Да, в 1845 году он стал пэром Франции – и это не был предел мечтаний.

В 1843 году старшая дочь Гюго, Леопольдина, трагически погибает вместе со своим мужем. В это же время дает трещину и второй (неофициальный) брак писателя: кроме Жюльетты его начинают навещать многие хорошенькие куртизанки и актрисы. Лишь спустя семь лет несчастная женщина узнает о «подвигах» своего Казановы – да еще как узнает, из уст самой соперницы, прикрепившей в добавок к своему письму еще и любовную переписку с Гюго…

В 50-х годах французский мэтр становится изгнанником, кочуя между Брюсселем и британскими островами. За пределами Франции он издает памфлет «Наполеон Малый», который приносит ему небывалую славу, после чего с новой силой принимается за творчество. Удача то и дело улыбалась ему: на гонорар за сборник поэзий «Созерцания» Гюго смог построить целый дом!

В 60-х появляются «Отверженные», «Труженики моря», «Песни улиц и лесов». На писателя не влияет даже смерть его первой любви – Адель, а также всех его детей. Ведь жизнь Виктора Гюго теперь, помимо Жюльетты, скрашивали то Мари, то Сара, то Жюдит – все как одна юные, свежие, пылкие. Даже в восьмидесятилетнем возрасте Гюго оставался собой: за два месяца до своей смерти он еще назначал любовные свидания.

22 мая 1885 года мир попрощался с великим писателем. За гробом Виктора Гюго шло два миллиона человек…

Виктор Гюго, библиография

Все книги Виктора Гюго:

Поэзия

1822
«Оды и поэтические опыты»
1823
«Оды»
1824
«Новые оды»
1826
«Оды и баллады»
1829
«Восточные мотивы»
1831
«Осенние листья»
1835
«Песни сумерек»
1837
«Внутренние голоса»
1840
«Лучи и тени»
1853
«Возмездие»
1856
«Созерцания»
1865
«Песни улиц и лесов»
1872
«Грозный год»
1877
«Искусство быть дедом»
1878
«Папа»
1880
«Революция»
1881
«Четыре ветра духа»
1859, 1877, 1883
«Легенда веков»
1886
«Конец Сатаны»
1891
«Бог»
1888, 1893
«Все струны лиры»
1898
«Мрачные годы»
1902, 1941
«Последний сноп»
1942
«Океан»

Драматургия

1819/1820
«Инес де Кастро»
1827
«Кромвель»
1828
«Эми Робсарт»
1829
«Марион Делорм»
1829
«Эрнани»
1832
«Король забавляется»
1833
«Лукреция Борджиа»
1833
«Мария Тюдор»
1835
«Анджело, тиран Падуанский»
1838
«Рюи Блаз»
1843
«Бургграфы»
1882
«Торквемада»
1886
«Свободный театр. Малые пьесы и фрагменты»

Романы

1823
«Ган Исландец»
1826
«Бюг-Жаргаль»
1829
«Последний день приговорённого к смерти»
1831
«Собор Парижской Богоматери»
1834
«Клод Гё»
1862
«Отверженные»
1866
«Труженики моря»
1869
«Человек, который смеётся»
1874
«Девяносто третий год»

Публицистика и эссе

1834
«Этюд о Мирабо»
1834
«Литературные и философские опыты»
1842
«Рейн. Письма к другу»
1852
«Наполеон Малый»
1855
«Письма Луи Бонапарту»
1864
«Вильям Шекспир»
1867
«Париж»
1867
«Голос с Гернси»
1875
«До изгнания»
1875
«Во время изгнания»
1876, 1889
«После изгнания»
1877-1878

Не обязательно быть большим любителем литературы, чтобы знать, кто такой Виктор Гюго. Биография и творчество его, однако, многим из нас знакомы лишь в общих чертах. А между тем без которого невозможно представить себе французскую литературу 19 века. Виктор Гюго, краткая биография и творчество которого представлены в этой статье, - один из самых выдающихся романтиков Франции, теоретик и вождь романтизма в своей стране. Его творчество поражает разнообразием и многогранностью. И поэт, и драматург, и прозаик, и литературный критик, и публицист - все это Виктор Гюго. Интересная биография его предлагается вашему вниманию.

Происхождение и детство Виктора

Годы жизни интересующего нас автора - 1802-1885. В Безансоне 26 февраля 1802 г. на свет появился Виктор Гюго. Краткая биография его, таким образом, начинается этой датой. Отец его был мастером столярного цеха. В годы правления Наполеона он дослужился до генерала. Мать мальчика, напротив, ненавидела Бонапарта и была рьяной роялисткой. Известно, что семья Гюго нередко переезжала с места на место. Виктор с родителями некоторое время жил в Испании. Семья распалась в Мадриде после падения Наполеона. В этом городе отец Виктора был губернатором. После развода мальчика воспитывала мать.

Первые произведения

Поэтический талант Виктора проснулся рано. Еще в подростковом возрасте стал писать Биография его отмечена ранним признанием созданных им поэм и од. Они были замечены еще в 1815-16 годах. В эти годы Виктор отличился на конкурсах, проводимых Тулузской академией. Позднее его творчество получило признание и королевского правительства. В 1822 году появился первый поэтический сборник Виктора Гюго "Оды и разные стихотворения". Он был создан в стиле классицизма.

Развитие романтизма в творчестве Гюго

Следует сказать, что Виктор Гюго довольно рано изменил классицизму. Едва только Гюго вышел из стадии ученичества, он начал постепенно переходить на позицию романтиков, сначала несмело, а через некоторое время уже решительно. Однако в прозаических жанрах Гюго с самого начала придерживался романтизма. "Ган Исландец", первый его роман, созданный в 1821-22 гг., является доказательством этого. Виктор Гюго создал свой второй роман в 1826 году. Произведение называется "Бюг Жаргаль". Оно стало свидетельством дальнейшего утверждения на позициях романтизма такого автора, как Виктор Гюго. Биография его дальнейших лет отмечена развитием в данном направлении. В произведении "Бюг Жаргаль" Виктор описал восстание негров-рабов.

"Оды и баллады"

Реформа Гюго в области поэтического стиля состояла в попытке заменить языком человеческих чувств господство разума в стихотворениях классицизма. Гюго решил отказаться от украшений, являющихся заимствованиями из мифологии античности. Примерно в это же время он обратился и к балладе, считавшейся романтическим жанром, весьма популярным в те годы. Сборник Гюго "Оды и баллады" появился в 1826 г. Само название книги говорит о ее переходном характере. Ода, которая является образцовым жанром поэзии классицизма, объединяется в ней с балладой, свойственной романтической традиции.

Первые драматические произведения Гюго

Романтики в конце 1820-х годов начали уделять большое внимание театру, остававшемуся в то время под властью господствовавшего классицизма. Виктор Гюго с этой целью написал в 1827 году свою первую драму "Кромвель". В этом романтико-историческом произведении говорится о в 17 веке. Кромвель, ее вождь, показан сильной личностью. Однако ему свойственны моральные противоречия, в отличие от цельных персонажей, созданных в рамках классицизма. Кромвель, свергнув короля, хочет изменить революции и сделаться монархом. Не только само произведение, но и предисловие к этой драме приобрело большую известность. Виктор Гюго в нем попытался связать с ходом истории развитие мировой литературы, чтобы показать, что торжество романтизма обусловлено исторически. Он представил целую программу нового направления.

"Ориенталии"

В это время многогранная Виктора достигает небывалой интенсивности. Сборник "Ориенталии", появившийся в 1829 году, стал особенно значимым событием. Это первый законченный сборник романтической поэзии, создавший Гюго репутацию выдающегося лирика.

Следует сказать, что творчеству Гюго в целом свойственно редкое разнообразие жанров. Одинаково успешно выступал и в прозе, и в поэзии, и в драматургии Виктор Гюго. Биография его, однако, свидетельствует о том, что он был в первую очередь поэтом.

Новые драмы

Что касается драмы этого автора, ее идейное содержание восходит к битве идеологий конца 1820-х годов, а также к произошедшей в 1830 году Июльской революции. Романтическая драма Виктора перекликалась с социально-политической проблематикой. Она отстаивала передовые устремления и идеалы автора.

В основу драм Гюго, созданных в 1829-39 гг. (кроме "Лукреции Борджа" 1833 года), было положено столкновение простолюдинов с монархией и феодальной аристократией ("Марион Делорм", "Мария Тодор", "Король развлекается", "Рюи Блаз" и др.).

"Собор Парижской Богоматери" (Виктор Гюго)

Биография дальнейших лет интересующего нас автора отмечена появлением множества новых произведений. Вторая половина 1820-х годов в истории литературы Франции - время господства такого жанра, как исторический роман. Произведение Виктора созданное в 1831 году, является одним из высочайших достижений этого жанра. В романе нашла отражение история Франции. В произведении имеется и актуальная проблематика, связанная с положением в стране в годы написания книги.

Произведения конца 1820-1840-х годов

Конец 1820-начало 1830-х годов - время необычайной творческой активности даже для такого плодовитого автора, как Виктор Гюго. Краткая биография его этого времени, а также периода изгнания (с 1851 по 1870 год) отмечена созданием множества различных произведений. Гюго разрабатывал романтическую драматургию, творил в прозе и в поэзии. В 1830-е и в начале 1840-х годов Гюго создал 4 поэтических сборника. В 1836 году появились "Осенние листья", в 1837 - "Песни сумерек", в 1841 - "Лучи и тень" и "Внутренние голоса". А в 1856 году вышел двухтомный сборник "Созерцания", относящийся уже к периоду изгнания.

Период изгнания

Виктор Гюго решил покинуть Францию после того, как в 1848 году произошла Февральская революция, вслед за которой стал диктатором. Гюго отправился в изгнание. Виктор поселился на острове, находящемся в проливе Ла-Манш. Для того чтобы перед всем миром обличить политического авантюриста Луи Бонапарта и его преступный режим, уже в первый год изгнания он создал книгу "Наполеон Малый". В 1877-78 годах появилось произведение "История одного преступления", которое является обличительной хроникой государственного переворота, состоявшегося в 1851 году.

Мировоззрение Виктора Гюго окончательно сформировалось именно в годы изгнания. Здесь, на острове Джерси, он создал в 1853 году сборник "Карты", считающийся лучшим в политической поэзии Гюго. На первый взгляд, это некий калейдоскоп карикатурных портретов и сцен из жизни. Однако в сборнике есть своя смысловая линия, а также высокий уровень эмоционального напряжения. Они объединяют разнородный материал в завершенное и упорядоченное произведение.

Виктор Гюго активно выступал и в прозаических жанрах во время пребывания на острове Джерси. Он создал три романа. В 1862 году появились "Отверженные", в 1866 - "Труженики моря", а в 1869 - Главной темой всех этих произведений является тема народа.

Общественно-политическая деятельность

Следует сказать, что Виктор прославился не только как поэт и писатель, но и как общественно-политический деятель. Он активно стремился изменить ход событий в жизни своей страны. В 1872 году Виктор Гюго создал сборник под названием "Грозный год". Это своего рода поэтическая хроника трагических событий 1870-71 гг., когда Франция участвовала во Франко-прусской войне.

Последние годы жизни

До последних лет жизни не угасала активность этого автора. В последний период его творчества появляются следующие поэтические сборники и поэмы: в 1877 - "Искусство быть дедушкой", в 1878 - "Папа", в 1880 - "Осел", в 1888-83 - "Все струны лиры" и др.

Писатель скончался в 1885 году, 22 мая. Общественность Франции восприняла его смерть как национальную трагедию. Проводы Виктора Гюго в последний путь стали грандиозной манифестацией. В ней участвовали тысячи людей.

Прочно вошли во французскую и мировую литературу произведения, которые создал Виктор Гюго. Биография, краткое содержание его творений, интересные факты об этом авторе - все это известно многим нашим современникам. Неудивительно, ведь Виктор Гюго сегодня является признанным классиком.

Виктор Мари Гюго (Hugo) – великий французский писатель и поэт. Родился 26 февраля 1802 в Безансоне, умер 22 мая 1885 в Париже. Сын офицера, Сигисбера Гюго, ставшего впоследствии генералом и графом первой империи , и дочери нантского судохозяина, роялистки Софии Требюше (Trébuchet). Готовясь к военной карьере, Виктор сопровождал отца в его различных командировках по Италии. Уже в возрасте 15 лет он получил похвальный отзыв за дидактическое стихотворение «Les avantages de l"étude», представленное и в академический конкурс, затем трижды получил премию на «празднике цветов» (jeux floraux) в Тулузе за стихотворения «Верденские девы», «На восстановление статуи Генриха IV » и «Моисей на Ниле» (1819 – 21) и наконец, написал «Оды и баллады» (1822 – 1828, 4 т.), возбудившие чрезвычайный интерес. По форме, они еще мало отклонялись от установившихся образцов, но увлекающий подъем речи, смелость картин и необыкновенно свободное владение стихом обличали будущего реформатора поэзии.

Виктор Гюго в молодости

Получив от короля Людовика XVIII пенсию в 1000 (позже 2000) франков, Гюго женился на Адели Фуше и в ближайшем времени напечатал два романа: «Ган Исландец» (1823) и «Бюг-Жаргаль» (1825), в которых уже решительнее отклонился от академического направления и, пока еще только введением в поэзию элемента ужасного, безобразного (grotesque) и чудовищного, дал сигнал к великому романтическому движению, верховным вождем которого ему было суждено оставаться в течение последующих двадцати лет.

Далее следовали: более книжная, чем сценическая трагедия «Кромвель» (1827), в предисловии к которой он изложил свои тогдашние эстетико-философские убеждения; «Восточные мотивы» (1828), стихотворения, прославляющие восстание Греции и в живописных строфах воспевающие чарующую прелесть Востока; драмы: «Марион Делорм» (1829), идеализация очистившейся и спасенной любовью куртизанки, и «Эрнани», которая была 1830 поставлена в первый раз на сцене и послужила поводом к настоящему сражению между сторонниками классицизма и романтиками . Пьеса эта может служить образцом всех драм Гюго, со всеми их недостатками и странностями, но и с увлекательностью диалога, заставляющей забывать о её эстетической, исторической и психологической несостоятельности во многих отношениях.

Виктор Гюго. Биография

С переменным успехом следовали одна за другой драмы: «Король забавляется» (1832), запрещенная после первого представления; «Мария Тюдор» и «Лукреция Борджиа» (1833); «Анджело, тиран падуанский» (1835); «Рюи Блаз» (1838) и трилогия «Бургграфы» (1843). Последняя потерпела такую полную неудачу, что поэт совсем перестал писать для сцены. Из других произведений к этому периоду относятся роман «Собор Парижской Богоматери» (1831), представляющий, несмотря на слишком изобильное присутствие в нем «гротеска», прекрасную культурную картину средневекового Парижа: «Последний день приговорённого к смерти» (1829), красноречивая проповедь против смертной казни, с примыкающей к ней по тенденции «Клод Гё» (1834); «Осенние листья» (1831) – сборник задушевных лирических стихотворений; эссе «Этюд о Мирабо» (1834); поэтический сборник «Песни сумерек» (1835), со знаменитым циклом песен к Вандомской колонне; следующие сборники – «Внутренние голоса» (1837); «Лучи и тени» (1840) и путевые воспоминания «Рейн» (1842, 2 т.). В 1841 Гюго был избран членом французской академии, а в 1845 король Луи Филипп пожаловал его в пэры Франции.

В политическом отношении Гюго постепенно перешел от консервативного образа мыслей эпохи реставрации к либеральным воззрениям и стал бонапартистом, чтившим в великом императоре не только славного полководца, но и «человека судьбы», воплотившего новые идеи и разнесшего со своими орлами по всей Европе плоды французской революции. Как член учредительного национального собрания 1848 , он все-таки сначала примкнул к правой стороне и принадлежал к партии порядка, но затем смело перешел в лагерь крайней левой, и отсюда в ряде пламенных филиппик громил все реакционные мероприятия. После переворота 2 декабря 1851 Гюго один из первых подвергся изгнанию. Он удалился со своим семейством на остров Джерси, через несколько времени на Гернси и здесь напечатал 1852 уничтожающий памфлет против Наполеона III «Наполеон Малый» и написанный беспощадным стилем Ювенала цикл стихотворений «Возмездие», который, несмотря на строгие запрещения императорского правительства, распространился в бесчисленных экземплярах по всей Франции и доставил поэту ту почти беспримерную популярность, которою он пользовался впоследствии.

В изгнании лирика Гюго приняла преимущественно философское, сильно пантеистическое направление, которое он с тех пор выражал в многочисленных, неравных по качеству стихотворениях. Сюда относятся: «Созерцания» (1856, 2 т.); «Песни улиц и лесов» (1865); «Легенда веков», охватывающая в смелых, часто темных видениях все эры и формы человеческой цивилизации (1859, вторая серия 1877, третья 1883); «Папа» (1878); эссе «Фанатики и религия» (1879); «Революция» (1880) (все написано в годы изгнания). В романах этого времени «Отверженные» (1862, 10 т.), «Труженики моря» (1866, 3 т.), «Человек, который смеётся» (1869, 4 т.) Гюго разрабатывал социальные вопросы. Кроме того, в это же время написана книга «Вильям Шекспир» (1864).

Он вернулся в Париж лишь после падения империи Наполеона III в 1870, подарил осажденному во время франко-прусской войны городу два орудия, а в феврале 1871 был избран в национальное собрание в Бордо, где протестовал против заключения мира, но скоро сложил полномочия. При второй кандидатуре в Париже, в 1872, он не был избран за свои симпатии к Коммуне , но в 1876 прошёл от Парижа в сенат. По возвращении во Францию, им были изданы кроме упомянутых выше лиро-дидактических произведений: стихотворный сборник «Грозный год» (1872), полный жажды мести и гневных нападений на Наполеона III и Германию; «Девяносто третий год» – исторический роман из эпохи восстания в Вандее (1874); эссе «Мои сыновья», в память своих рано умерших сыновей (1874); «До изгнания», «Во время изгнания», «После изгнания» (1875 – 76, 3 т.); «История одного преступления» – описание государственного переворота 2 декабря по личным воспоминаниям (1877); цикл стихов «Искусство быть дедом», лирическая семейная картина (1877) и «Высшая жалость» (1879), заключительная речь за амнистию осужденных коммунаров. После смерти Гюго, напечатаны: стихи «Четыре ветра духа», «Конец Сатаны», цикл пьес «Свободный театр», публицистическое произведение «Что я видел» и несколько других мелких произведений.

Гюго Виктор Мари - французский писатель, поэт, яркий представитель романтического литературного направления - родился в Безансоне 26 февраля 1802 г. Его отцом был высокопоставленный военнослужащий, поэтому, будучи ребенком, Гюго успел побывать на Корсике, Эльбе, в Марселе, Мадриде, что впоследствии сыграло определенную роль в его формировании как писателя-романтика. Заметный отпечаток на формирование его личности сыграли монархистские и вольтеровские взгляды матери. После развода она забрала Виктора, и в 1813 г. они поселились в Париже. В столице продолжилось его образование: в 1814 г. Гюго стал воспитанником частного пансиона Кордье, с 1814 по 1818 г. являлся учеником лицея Людовика Великого.

Заниматься сочинительством Гюго начал в 14-летнем возрасте. Его первые публикации – дебютные стихи и роман «Бюг Жаргаль» - относятся к 1821 г. Виктору было 19, когда смерть матери заставила его искать источник средств к существованию, и он выбрал ремесло литератора. Стихотворный сборник «Оды и разные стихотворения» (1822) приглянулся Людовику XVIII и принес автору ежегодную ренту. В этом же году состоялась женитьба Гюго на Адели Фуше, в браке с которой он стал отцом пятерых детей.

Предисловие к драме «Кромвель», написанной в 1827 г., привлекло к Гюго всеобщее внимание, поскольку стало настоящим манифестом нового - романтического - направления во французской драматургии. Благодаря ему, а также повести «Последний день осужденного» (1829) и стихотворному сборнику «Восточные мотивы» (1829) автор приобрел огромную известность. 1829 год положил начало крайне плодотворному периоду в его творческой биографии, который длился вплоть до 1843-го.

В 1829 г. Гюго пишет еще одно ставшее резонансным произведение - драму «Эрнани», которое поставило точку в литературных спорах, ознаменовав окончательную победу демократического романтизма. Драматургические опыты сделали Гюго не только прославленным, но и состоятельным автором. Кроме того, активное сотрудничество с театрами подарило еще одно приобретение: в его жизни появилась актриса Жюльетта Друэ, которая являлась его музой и любовницей более трех десятков лет. В 1831 г. был опубликован один из самых популярных романов Гюго - «Собор Парижской Богоматери».

В 1841 г. писатель становится членом Французской Академии, что означало официальное признание его заслуг в области литературы. Трагическая гибель дочери и зятя в 1843 г. заставила отказаться от активной общественной жизни в пользу занятий творчеством: именно в то время возник замысел масштабного социального романа, который Гюго условно назвал «Невзгоды». Однако революция 1848 г. вернула писателя в лоно общественно-политической деятельности; в этом же году его избрали в Национальное собрание.

В декабре 1851 г., после государственного переворота, Виктор Гюго, выступивший против самопровозглашенного императора Луи Наполеона III Бонапарта, вынужден был бежать из страны. Он провел на чужбине почти два десятка лет, живя на британских островах, где им были написаны получившие огромную известность произведения, в частности, лирический сборник «Созерцания» (1856), романы «Отверженные» (1862, переработанные «Невзгоды»), «Труженики моря» (1866), «Человек, который смеется» (1869).

В 1870 г. после свержения Наполеона III состоялось триумфальное возращение Гюго, в течение долгих лет служившего олицетворением оппозиции, в Париж. В 1871 г. его избрали в Национальную Ассамблею, однако консервативная политика большинства привела писателя к отказу от депутатского поста. В этот период Гюго продолжал литературную деятельность, однако им не было создано ничего, что приумножило бы его славу. Кончину в 1883 г. Жюльетты Друэ он пережил как тяжелейшую потерю, а спустя два года, 22 мая 1885 г. не стало и самого 83-летнего Виктора Гюго. Его похороны стали событием национального масштаба; прах великого писателя покоится в Пантеоне – там же, где упокоены останки