Знакомство детей с родным городом средствами музейной педагогики (из опыта работы)

Консультация для педагогов и родителей, в которой даются рекомендации как подготовить ребнка к посещению музея. Она поможет взрослому подготовить вопросы к ребенку, настроит его на нужный лад, выстроить план посещения музея.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов и родителей

КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО РЕБЕНКА С МУЗЕЕМ?

Горлевская Е.Л., старший воспитатель

МБДОУ детский сад 58, г. Апатиты

Самое важное - верно выбрать музей для первого посещения. Нужно исходить из интересов ребенка: то, что интересно взрослым, может не заинтриговать дошкольника. Когда выбор музея сделан, нужно предупредить ребенка о ваших планах. Для дошкольника очень важно знать, что грядет значимое событие, первый раз в музей ребенок должен идти подготовленным, чтобы он был готов воспринимать новую информацию, проникся новыми впечатлениями. Для похода в музей необходимо выбрать день, свободный от других значимых событий. Так, нельзя вести ребенка в храм муз «в подарок» на день рождения , нельзя совмещать его с днем знаний и т.д.

Итак, особый день настал, и вы за руку со своим дошкольником идете в Музей. Идеальным вариантом первого посещения музея могла бы стать экскурсия по экспозиции под руководством опытного специалиста, который хорошо знакомы с особенностями детского восприятия и для него не составит труда показать и рассказать вашему ребенку все самое интересное и в то же время доступное детскому пониманию.

Если же вы решили провести время в музее вдвоем с ребенком, потребуется дополнительная подготовка – и взрослого, и ребенка. Но эти вложения обязательно окупятся хорошим настроением, новыми знаниями, совместной деятельностью с маленьким человеком. Родитель должен помнить, что экскурсия по музею для дошкольника не может превышать 40 минут, иначе внимание будет рассеиваться, и в итоге вместо веселого заинтересованного ребенка из музея выйдет капризный уставший от большого объема новой информации и впечатлений человек. Помните, пусть лучше у ребенка останется небольшой «эстетический голод», нежели он настолько переполнится новым, что еще долго не захочет сходить в музей вновь.

За некоторое время до «выхода в свет» можно показать ребенку открытки с изображением известных музеев – Эрмитажа, Русского музея, музея им. Пушкина, провести цикл занятий по данной тематике. На которых расскажете, что музеи бывают очень разные по содержанию, их экспозиции рассказывают о самых разных вещах, событиях и даже людях.

Подготовьте ребенка к тому, что в музее его встретят сотрудники заведения. Дошкольнику интересно будет узнать, что работников музея называют смотрителями и хранителями. Почему? Пусть ваш малыш попробует сам выдвинуть версии. Не забудьте приобрести билет и предъявить его на входе, поздороваться со смотрителем, познакомиться со схемой расположения экспозиций. Дайте ребенку время осмотреться, привыкнуть к необычной атмосфере. Все может показаться удивительным – люди передвигаются по выставочным залам тихо, разговаривают шепотом, ничего не трогают руками, хотя вокруг столько всего интересного! Спросите у ребенка, почему в музеях не разрешают трогать экспонаты. Вспомните правила поведения в музее, предположите, что может случиться с ценными историческими экспонатами, если их будет брать в руки каждый, кто захочет? Сохранятся ли они сотни лет, чтобы радовать наших потомков? Можно показать ребенку какой-либо экспонат и рассказать, что любоваться на него приходила еще его бабушка – вот как долго в музеях живут предметы!

А теперь можно приступить к знакомству с экспозицией.

У дошкольников чаще всего вызывает живой интерес декоративно-прикладное искусство (ДПИ), потому что выставка ДПИ всегда яркая, необычная, соответствующая детскому позитивному мировосприятию.

Особое внимание взрослого нужно обратить на то, что в памяти малыша вряд ли останется хоть какая-то информация, если по залам музея просто ходить и рассматривать выставленное. Ребенку необходимо «приблизить, присвоить» каждый предмет, и помочь ему в этом – задача взрослого. Как это можно сделать? Безусловно, методы зависят от того, с какими экспонатами мы работаем. Но в любом случае можно:


1. Попросить придумать название картине, скульптуре, композиции. Обосновать его

2. Спросить, какие чувства испытывает ребенок, рассматривая экспозицию.

3. Придумать совместно сказку или историю, которая могла бы произойти с увиденным.


4. В картинном зале попросить ребенка выбрать самую радостную, самую, на его взгляд, грустную и т.д.


5. В музее техники можно попытаться выстроить хронологию появления технических «новинок», попробовать угадать, для чего используется тот или иной агрегат.

6. Дети очень много информации получают через ощущения тела. Поэтому полезным и забавным бывает упражнение «изобразить», скопировать то, что малыш видит. Особенно хороши такие задания при рассматривании скульптур или жанровых сценок.

Алла Фишелева рекомендует строить знакомство с экспозицией музея по принципу контраста, то есть переходить от мелких экспонатов к крупным, от выполненных в металле к деревянным, от картин к скульптурам. Это необходимо для внесения разнообразия и предотвращения преждевременной усталости у детей.

Не ставьте своей целью осмотреть весь музей за один раз, помните, что впереди еще «домашняя работа».

Для чего она необходима? Чтобы у ребенка осталось «послевкусие», чтобы знакомство с миром прекрасного не оборвалось сразу за порогом музея. Для поддержания интереса у ребенка надо совсем немного: если вы знакомились с предметами декоративно-прикладного искусства, можно дома прочитать сказы Бажова, если ходили в музей кукол – рассказать домашним куколкам об их предшественницах, о том, в какие куклы играли мамы и бабушки, нарисовать понравившийся экспонат и т.д.
В любом случае интересным моментом в общении взрослого и ребенка может стать сочинение сказки «Однажды в музее»: «Каждый вечер после закрытия музея вещи оживают и рассказывают друг другу свою необычную историю: как они жили до того момента, когда люди принесли их в музей, как оказались здесь… Однажды свою сказку рассказал …».


По мнению психолог, ребенок уже способен концентрировать внимание на отдельных предметах, он живо интересуется новым, а информация ложится на приобретенный жизненный опыт.

Великие полотна

Хорошо, если вы немного разбираетесь в живописи,- тогда можно пойти в картинную галерею. Постарайтесь, чтобы первое знакомство с шедеврами живописи прошло у сына или дочку успешно. Не нужно тянуть ребенка за руку, подтаскивая к картинам, не стоит пугать его непонятными словами «Врубель» и «Левитан». Лучше дайте ему возможность самостоятельно сориентироваться в незнакомой для него обстановке. Только ненавязчиво подводите малыша к месту, удобному для просмотра картин. Фраза о том, что большое видится на расстояние, в данном случае имеет абсолютно прямой смысл. Найдете оптимальное расстояние от картины с учетом роста ребенка, или же возьмите его на руки, когда захотите обратить его взор на то или иное полотно.

Рассматривая картину, обращайте внимание ребенка на простые вещи. Композицию, эмоциональное содержание и колористику вы обсудите позже, когда чадо пойдет в школу. Пока же просто смотрите, что происходит на картине. Обсуждайте увиденное, объясняйте малышу то, чего он не понимает, но не перегружайте свою речь непонятными словами. Достаточно объяснить, что делают дяди и тети, куда бежит волк и кто сидит на его спине.

При правильной организации экскурсии у детей надолго остаются впечатления от музея. Но, как говорится, повторение – мать учения. Если вы увидели, что малышу там понравилось, не поскупитесь – купите хорошего качества альбом с репродукциями уже знакомых ребенку картин. Конечно, шедевры живописи можно смотреть и на экране компьютера, но книга по искусства – это искусство, а совместное перелистывание альбома – занятие приятное и абсолютно безопасное для детских глаз.

Из жизни кукол

Эта мечта всех девочек любого возраста, но экспозиция не оставит равнодушными и маленьких мальчиков – особенно железная дорога и дом кукол. В музее проводятся экскурсии, в том числе и для самых юных посетителей (от года и старше). Но записываться на экскурсии нужно заранее.

Флора и фауна

Маленьким посетителям – большие чучела! Примерно под таким девизом следует отправляться в зоологический музей. Только обязательно расскажите малышу заранее, что вы там будете смотреть. Сделайте акцент на том, что там очень большие медведи и волки – иначе ребенок может испугаться! Поэтому в музее проверяйте – не страшно ли ему. Если же в глазах нет ни тени испуга, переходите к носорогам, китам, мамонтам. И учтите, что для хранения чучел нужна низкая температура, и в музее, скорее всего будет прохладно. Поэтому возьмите с собой кофточку (в верхней одежде по музею ходить не принято).

К любимым героям

В мире есть немало музеев, которые созданы специально для малышей. Там все «нельзя» превращаются в «можно». Правда, многие из них расположены за границей, но тогда это может стать прекрасным поводом устроить себе дополнительные каникулы. К тому же межсезонье – лучший шанс избежать встречи с толпой туристов.

«Юнибакен», или музей Астрид Линдгрен, находится в Стокгольме. И это один из немногих музеев в мире, где все можно трогать руками. По экспонатам можно лазить, на них можно висеть и кататься – ведь они для этого и созданы. Созданы фантазией детской писательницы, «мамы» Карлсона и Пеппи-Длинный Чулок, которую тут зовут просто Пиппи.

Но пожалуй самое яркое впечатление и у детей, и у взрослых остается от сказочного поезда. Вы оказываетесь то в горах, то на чердаке. То вдруг превращаетесь в великана, а потом становитесь меньше чайной ложки и встречаете огромную мышь. Вам даже не надо знать все сказки Астрид Линдгрен – во время экскурсии звучит история на русском языке.

  • о походе в музей постарайтесь сообщить ребенку заранее, лучше сделать это несколько раз («Скоро мы пойдем в музей», «Завтра мы пойдем в музей», «Сегодня мы идем в музей»). Расскажите, что такое музей и что вы будете там делать;
  • познакомьте карапуза с правилами поведения в музее, которые одинаковы для все посетителей;
  • пусть ребенок сам отдаст контролеру свой билет на входе, выберет картину, которая ему нравится, темп передвижения по залу. Ребенку должно быть комфортно;
  • малыш не способен слишком долго концентрировать внимание. 30-40 минут – это предел для трехлетнего ребенка;
  • помните, что первые посещения очень важны для приобщения малыша к музею как к месту, где можно увидеть много интересного и важного. Пока ваша главная задача – не столько обогатить кроху культурно, сколько побудить в нем желание еще раз придти сюда.

Людмила Погодина

Современный этап развития общества характеризуется ростом национального самосознания, стремлением людей познать и понять историю и культуру своей страны. Известно, что любовь к Родине начинается с любви к своему родному краю – месту , где родился человек, поэтому одной из важнейших задач своей работы с дошкольниками мы считаем возможность как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле , интерес к истории своего края, города . Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, вступивший в силу с 1 января 2014 года, направлен на решение задач формирования первичных представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа. В этом педагогам может помочь довольно молодая отрасль педагогической науки – музейная педагогика . Музейная педагогика – процесс направленного воздействия на ребенка музейными средствами с целью формирования у него определенных навыков поведения в данной культурной среде , умения получать информацию непосредственно от экспонатов . Методы музейной педагогики , используемые в процессе образовательной работы в детском саду способствуют развитию эмоциональной, познавательной активности каждого ребёнка, позволяющей укоренить в сознании детей такие понятия как история, традиции, формировать национальное достоинство, любовь к Отечеству.

Организуя работу по совершенствованию традиционных форм, разработке инновационных форм и методов работы с дошкольниками в области музейной педагогики мы определили одной из основных задач работы ДОУ - культурологическое воспитание детей в процессе приобщения к истории родного города (к 330-летию города Сызрани , итогом которой станет смотр-конкурс мини-музеев о Сызрани .

Начиная работу в данном направлении, определили основные задачи деятельности педагогического коллектива по использованию средств музейной педагогики в воспитательно-образовательной работе с детьми : знакомить с историей своего города , его достопримечательностями; учить видеть и оценивать историко-культурное окружение; расширять кругозор, развивать способность воспринимать музейную информацию , понимать «язык» музейной экспозиции ; воспитывать любовь к родному краю , уважение и бережное отношение к традициям предков.

При включении основ краеведения в образовательную практику дошкольного учреждения мы учитывали следующее : введение краеведческого материла в работу с детьми с учетом принципа постепенного перехода от более близкого ребенку, личностно значимого к менее близкому - культурно-историческим фактам; развитие музейной педагогики , дающей возможность наладить диалог ребенка с культурным наследием прошлого и настоящего; осуществление деятельностного подхода в приобщении детей к истории , культуре, природе родного города ; привлечение детей и родителей к участию в городских праздниках с тем , чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу общей радости и веселья (ярмарка, выставка, праздник «Сызранский Помидор» , «Серебряные трубы Поволжья» и др., создание такой развивающей среды в группе и ДОУ , которая способствовала бы развитию личности ребенка с опорой на краеведческий материал (мини-музеи русского быта , предметы декоративно-прикладного искусства, фольклор, музыка и др.);

В процессе организации краеведческой работы мы опирались на мнение Н. Н. Поддьякова, считавшего, что важна не только рационализированная взрослым «зона ближайшего развития» , но и те «неясные, сверхподвижные знания, образы, представления» , которые намечают «дальние горизонты развития» , для чего всегда старались создать педагогически значимый образ взрослого-воспитателя :

Помогающего детям выстроить мир своего сообщества и собственные деловые, игровые, нравственные, мировоззренческие отношения (творческая игра «Экскурсионное бюро» , игра «Путешествие по Сызранскому Кремлю» , рисование, конструирование «путешествие» по карте и т. д.);

Идущего вместе с ребенком к чему-то, что одинаково интересно и по-своему непонятно каждому из них (история рождения крепости и города Сызрань , старинные здания, фронтовики-сызранцы, промышленность в нашем городе , растительный и животный мир Сызрани и т. д);

Выясняющего взгляды, мнения, оценки детей и ведущего с ними обсуждение увлекающих детей вопросов и загадок (наш город будущего , любимые места, моя семья, интересные ремесла, городские праздники и т . д.);

Занимающегося рядом с детьми своим делом, но привлекающего их внимание обстановкой, содержанием, стилем этого дела, своим отношением к нему (изготовление макетов Сызранского Кремля, кукол-оберегов, оформление фотовыставки, альбомов и т. д.).

В каждой возрастной группе был создан свой мини-музей о родном городе , который стал результатом общения и совместной работы воспитателя , детей и их семей . Педагогами подобраны наглядные и методические рекомендации по ознакомлению детей с историей основания и строительства Сызрани, достопримечательностями, объектами социальной сферы города . Сделана подборка стихов, песен, рассказов о городе Сызрани . Руками педагогов , детей и родителей были изготовлены интересные экспонаты : макеты Сызранского Кремля, железнодорожного вокзала, причала, Сызранского драмтеатра, Центрального рынка, детского парка «Гномик» , вертолетного училища, микрорайона детского сада; поделки «Сеньора Помидорка» , «Герб г. Сызрани» , куклы в национальных костюмах, картинная галерея о Сызрани.


Особо хочется выделить мини-музей кукол-оберегов народов Поволжья, созданный воспитателем старшей группы. Педагог считает , что кукла-игрушка является неисчерпаемым ресурсом для обучения и воспитания, познания соцокультурных ценностей ребенком, развивает его интеллект, эстетический вкус, дает навыки общения. А ещё дети сами делают куклы в кружке «Умелые ручки» . Не используя иголку и ножницы, дети с удовольствием смастерили из лоскутков ткани кукол «Колокольчик» , «Пеленашку» , «Веснянку» .

Экскурсии по мини-музеям проводили сначала воспитатели, а потом и «дети-экскурсоводы» устраивали экскурсию в свой музей , рассказывая об экспонатах. Они включаются в диалог с воспитателем, изучают экспонаты, знакомятся с культурой поведения в музее , т. е. приобретают умения и навыки общения в процессе музейной коммуникации . Основной формой организации работы с детьми считаем игру, театрализованные экскурсии - путешествия и продуктивную деятельность. Практика показала, что проводимая работа эффективна только при условии активного взаимодействия детей и родителей . Родители наших воспитанников – неотъемлемые участники и помощники в полноценном проведении мероприятий образовательного процесса.

Опыт использования мини - музеев в ДОУ с целью социокультурного развития дошкольников приносит результаты. Дети знают, что такое музей , правила поведения в нем, с удовольствием принимают участие в создании музея и привлекают своих родителей. Активно используя средства музейной педагогики в познавательной , продуктивной, игровой деятельности, дети значительно расширили своё представление о родном городе Сызрани , историческом, культурном, национальном, природном своеобразии родного региона .

Литература :

1. Алешина Н. В. «Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание) . - М.:УЦ «Перспектива» , 2011г.

2. Мой родной дом . Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Редактор-составитель Н. А. Арапова-Пискарева. – М., 2005

3. Лебедева С. А., Перлова С. Н., Ткаченко Е. Ю. Ознакомление с родным городом средствами музейной педагогики : Метод, рекомендации. Шуя, 2012.

4. Кто есть кто в Сызрани. Справочно-энциклопедическое издание. – «ЗАО «Навигатор-Ф» , 2001

5. Книга-альбом «Сызрань» . – Сызранское полиграфобъединение, 2000.

Презентация "Я поведу тебя в музей". Знакомство с Художественным музеем Брянска.

Я поведу тебя музей

ЦЕЛЬ:

Ознакомление дошкольников с понятием «музей» .

Знакомство с художественным музеем города.

Что такое «музей» ?

Это место, помещение, где собирают и берегут вещи: посуду, одежду, картины, заботятся о них, показывают людям. Эти вещи называют экспонаты. Заботятся о них сотрудники музея. Они следят за порядком, чистотой. Помогают посетителям ориентироваться в музеях, на выставках.

А специалисты, которые показывают нам музей, рассказывают об экспонатах, называют экскурсоводами.

А кто – нибудь из вас знает, какие музеи есть в нашем городе?

Не так давно я побывала в 3 музеях нашего города:

Художественом

Краеведческом

Парке-музее им А.Толстого.

Сегодня я вам об этом расскажу и пока один из них.

И первый музей, который мы с вами посетим, будет «Художественный музей» .

При входе в музей нас встречает афиша. Мы сразу узнаем, какие выставки проходят сейчас в музее. Кроме постоянных экспозиций, можно посетить выставку живописи «Старый Брянск» , выставку работ молодых брянских художников и экспонаты Дятьковского музея хрусталя.

Мы попали в холл музея. Здесь находиться касса, в которой приобретаются билеты для входа.

В холле мы видим больших стеклянных витринах, где видим первые экспонаты – это игрушки, поделки.

Посмотрите внимательно на эти и поделки? Кто из вас назовет эти игрушки, как они называются?

Мы входим в первый зал «Художественного музея» - в котором выставлены старинные иконы

Под стеклянными витринами лежат старинные книги.

Рассмотрев, иконы старинные книги мы попадаем в следующий зал

Здесь мы видим, картины художников и рояль

Это необычный зал. Стоят стулья как в концертном зале. Это зал, в котором проводятся тематические мероприятия, с прослушиванием произведений известных композиторов. Такие мероприятия, называются музыкальными гостиными.

Здесь же мы можем увидеть скульптуры

Музей состоит из нескольких залов, в каждом зале представлены картины разных художников.

Здесь мы видим картины разных жанров: портреты, натюрморты, пейзажи.

Вы обратили внимание, что в залах тоже стоят стулья,

На стулья можно присесть и сидя любоваться произведениями искусства. Портретами, пейзажами и натюрмортами.

Переходя из зала в зал, мы рассматриваем картины разных художников. Картины имеют разные размеры

Заходим в зал, в нем представлена выставка «Старый Брянск» . В разное время художники изображали улицы нашего города. А здесь мы можем увидеть, какими они были в разное время.

Вот такой была Набережная, когда не было еще концертного зала «Дружба»

А это наша лестница ведущая на Набережную

Это улица Калинина, изображена такой, какой она была в прошлом веке.

В этом зале мы тоже можем не только посмотреть картины, но и просмотреть видеофильмы на тему выставки.

В этом зале представлены картины молодых брянских художников.

Картины выполнены в разной технике…

…на разные темы.

Следующий зал, который мы посетим это выставка экспонатов Дятьковского музея хрусталя.

Здесь за стеклянными витринами представлена продукция Дятьковского хрустального завода сделанная в разное время разными мастерами, уникальные, интересные, неповторимые, которые можно считать произведениями искусства

Мы можем рассмотреть вазы из белого, прозрачного, цветного стекла.

Настоящие произведения искусства

Стеклянными витринами экспонаты защищены от неаккуратных и очень любопытных посетителей.

В этом просторном красивом зале, среди экспонатов Дятьковского хрустального завода, мы и закончим нашу экскурсию.

На этом просмотр экспонатов закончен.

И мы выходим их музея.

ВОПРОСЫ:

Где мы с вами побывали?

Как называется музей?

Что можно увидеть в музее?

Что вам понравилось?

Захотелось ли вам сходить в Художественный музей?

Подготовила, провела и самолично сфотографировала залы музея и экспонаты

воспитатель

НДОУ «Детский сад №68 ОАО «РДЖ» Орешкова Наталья Николаевна.