Юрий говоруха-отрок - биография, фотографии

говоруха-отрок юрий николаевич

Критик, писавший под псевдонимом Николаев, Ю. Родился в середине 1850-х годов на юге России в состоятельной дворянской семье, учился в одной из харьковских гимназий, но курса не кончил. В 1874 г. примкнул в Харькове к революционному кружку, ходил "в народ" и судился впоследствии по так называемому "процессу 193". Просидев в заключении несколько лет, зачтенных ему в отбытие наказания, Говоруха-Отрок в 1882 г. снова поселился в Харькове и принял деятельное участие в только что возникших тогда харьковских изданиях: журнал "Мир" и газете "Южный Край". К этому времени он разочаровался в революционной деятельности, а многие воззрения 60-х годов, в особенности отношение к искусству, ему начали казаться узкими. Окончательно он, однако, еще не разрывал с прежним настроением; литературные дебюты его (под псевдонимом Юрко) - рассказ "Из неоконченного романа" ("Слово", 1880, № 11) и, в особенности, "Fatum" ("Полярная Звезда", гр. Сальяса, 1881) - был апофеозом героев революционного движения. Появление в печати "Fatum"a" было отчасти цензурным недосмотром, и когда "Русская Мысль" (ст. С. Венгерова), давая отчет о литературных явлениях 1881 г., привела, без всяких комментариев, несколько отрывков из рассказа, то отчет не увидел света. В "Вестнике Европы" 1882 г. появились два рассказа Говорухи-Отрока: "Развязка" и "Отъезд". Статьи Говорухи-Отрока в "Южном Крае" носили уже следы нового настроения. Прежним его знакомым они показались оппортунизмом, и это повело к враждебному по отношению к Говорухе-Отроку инциденту на одном из студенческих вечеров, имевшему известную связь с возникшими тогда в Харьковском университете беспорядками. С тех пор все статьи Говорухи-Отрока в "Южном Крае" представляют собою неустанную, ожесточенную борьбу с идеями 60-х годов, с "петербургским" либерализмом, с деятелями "Отечественных Записок", из которых он особенно нападал на недавнего личного друга своего, Н.К. Михайловского. Рядом с этим он ведет пропаганду новых своих политических и религиозных идеалов. В 1889 г. Говоруха-Отрок был приглашен редакцией "Московских Ведомостей" вести литературный фельетон и театральный отдел. Оба отдела он вел до самой смерти своей в июле 1896 г.; писал также критические статьи в "Русском Обозрении" и "Русском Вестнике" (под псевдонимом Ю. Елагин). Часть их вышла отдельными книжками: "В.Г. Короленко" (1893), "Последние произведения графа Л.Н. Толстого" (1894), "Тургенев" (1894). Статьи московского периода деятельности Говорухи-Отрока гораздо выше статей, появившихся в "Южном Крае". К тому времени личное раздражение значительно улеглось в нем, и борьба его с "петербургскими" журналами носит по преимуществу принципиальный характер. С большим увлечением писал он театральные отчеты свои, выказывая в них много вкуса и предъявляя к репертуару и игре актеров строгие художественные требования. Как литературный критик, Говоруха-Отрок был человек несомненного таланта, живого эстетического чутья и хорошего литературного образования, но всегда писал с предвзятой целью - показать пустоту движения 60-х годов, пользуясь для этого и произведениями писателей другого лагеря, почему-

либо ему симпатичными. Такой характер носит, например, его этюд о В.Г. Короленко. В этюде о Тургеневе полемист совершенно вытеснил вдумчивого критика. Во всем творчестве Тургенева Говоруха-Отрок видит подчинение модным влияниям; по его мнению, только образ ушедшей в монастырь Лизы из "Дворянского гнезда" действительно "свободно" сложился в душе Тургенева. Говоруха-Отрок вообще часто становился на религиозную точку зрения, утверждая, что русскую литературу губит неверие и отсутствие связи с главной святыней народа - православием. В сфере государственности Говоруха-Отрок считал себя последователем славянофильства, но совершенно оставлял в стороне такие кардинальные стороны славянофильского миросозерцания, как свобода мысли и слова и участие общественного мнения в ходе государственной жизни. В литературных взглядах своих Говоруха-Отрок любил выставлять себя последователем Аполлона Григорьева, но и его понимал односторонне, заимствуя из широкого и свободного литературно-общественного мировоззрения Григорьева только его полемические выходки против западничества и крайностей журнальной литературы начала 60-х годов. Ближе всего Говоруха-Отрок примыкает к направлению Н.Н. Страхова в последние годы его жизни. - Ср. ст. Розанова ("Русское Обозрение", 1896, № 8 и 9 и "Отечественные Записки", 1883); Михайловский "Сочинения"; Венгеров "Источники Словесности русских писателей". С. Венгеров. См. также статьи: Николаев Ю. ; Россия, разд. Русская литература (1880-е и 1890-е годы) ; Страхов Николай Николаевич (писатель I) ; Толстой Лев Николаевич; Тургенев Иван Сергеевич.

Значение в Краткой биографической энциклопедии

ГОВОРУХА-ОТРОК ЮРИЙ НИКОЛАЕВИЧ

Говоруха-Отрок Юрий Николаевич - критик, писавший под псевдонимом Николаев, Ю. Родился в середине 1850-х годов на юге России в состоятельной дворянской семье, учился в одной из харьковских гимназий, но курса не кончил. В 1874 г. примкнул в Харькове к революционному кружку, ходил "в народ" и судился впоследствии по так называемому "процессу 193". Просидев в заключении несколько лет, зачтенных ему в отбытие наказания, Говоруха-Отрок в 1882 г. снова поселился в Харькове и принял деятельное участие в только что возникших тогда харьковских изданиях: журнал "Мир" и газете "Южный Край". К этому времени он разочаровался в революционной деятельности, а многие воззрения 60-х годов, в особенности отношение к искусству, ему начали казаться узкими. Окончательно он, однако, еще не разрывал с прежним настроением; литературные дебюты его (под псевдонимом Юрко) - рассказ "Из неоконченного романа" ("Слово", 1880, ¦ 11) и, в особенности, "Fatum" ("Полярная Звезда", гр. Сальяса, 1881) - был апофеозом героев революционного движения. Появление в печати "Fatum"a" было отчасти цензурным недосмотром, и когда "Русская Мысль" (ст. С. Венгерова), давая отчет о литературных явлениях 1881 г., привела, без всяких комментариев, несколько отрывков из рассказа, то отчет не увидел света. В "Вестнике Европы" 1882 г. появились два рассказа Говорухи-Отрока: "Развязка" и "Отъезд". Статьи Говорухи-Отрока в "Южном Крае" носили уже следы нового настроения. Прежним его знакомым они показались оппортунизмом, и это повело к враждебному по отношению к Говорухе-Отроку инциденту на одном из студенческих вечеров, имевшему известную связь с возникшими тогда в Харьковском университете беспорядками. С тех пор все статьи Говорухи-Отрока в "Южном Крае" представляют собою неустанную, ожесточенную борьбу с идеями 60-х годов, с "петербургским" либерализмом, с деятелями "Отечественных Записок", из которых он особенно нападал на недавнего личного друга своего, Н.К. Михайловского. Рядом с этим он ведет пропаганду новых своих политических и религиозных идеалов. В 1889 г. Говоруха-Отрок был приглашен редакцией "Московских Ведомостей" вести литературный фельетон и театральный отдел. Оба отдела он вел до самой смерти своей в июле 1896 г.; писал также критические статьи в "Русском Обозрении" и "Русском Вестнике" (под псевдонимом Ю. Елагин). Часть их вышла отдельными книжками: "В.Г. Короленко" (1893), "Последние произведения графа Л.Н. Толстого" (1894), "Тургенев" (1894). Статьи московского периода деятельности Говорухи-Отрока гораздо выше статей, появившихся в "Южном Крае". К тому времени личное раздражение значительно улеглось в нем, и борьба его с "петербургскими" журналами носит по преимуществу принципиальный характер. С большим увлечением писал он театральные отчеты свои, выказывая в них много вкуса и предъявляя к репертуару и игре актеров строгие художественные требования. Как литературный критик, Говоруха-Отрок был человек несомненного таланта, живого эстетического чутья и хорошего литературного образования, но всегда писал с предвзятой целью - показать пустоту движения 60-х годов, пользуясь для этого и произведениями писателей другого лагеря, почему-либо ему симпатичными. Такой характер носит, например, его этюд о В.Г. Короленко. В этюде о Тургеневе полемист совершенно вытеснил вдумчивого критика. Во всем творчестве Тургенева Говоруха-Отрок видит подчинение модным влияниям; по его мнению, только образ ушедшей в монастырь Лизы из "Дворянского гнезда" действительно "свободно" сложился в душе Тургенева. Говоруха-Отрок вообще часто становился на религиозную точку зрения, утверждая, что русскую литературу губит неверие и отсутствие связи с главной святыней народа - православием. В сфере государственности Говоруха-Отрок считал себя последователем славянофильства, но совершенно оставлял в стороне такие кардинальные стороны славянофильского миросозерцания, как свобода мысли и слова и участие общественного мнения в ходе государственной жизни. В литературных взглядах своих Говоруха-Отрок любил выставлять себя последователем Аполлона Григорьева, но и его понимал односторонне, заимствуя из широкого и свободного литературно-общественного мировоззрения Григорьева только его полемические выходки против западничества и крайностей журнальной литературы начала 60-х годов. Ближе всего Говоруха-Отрок примыкает к направлению Н.Н. Страхова в последние годы его жизни. - Ср. ст. Розанова ("Русское Обозрение", 1896, ¦ 8 и 9 и "Отечественные Записки", 1883); Михайловский "Сочинения"; Венгеров "Источники Словесности русских писателей". С. Венгеров.

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ГОВОРУХА-ОТРОК ЮРИЙ НИКОЛАЕВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ГОВОРУХА-ОТРОК ЮРИЙ НИКОЛАЕВИЧ
    (1850-96) русский литературный критик, публицист. Представитель позднего славянофильства. Публицистические выступления с консервативных позиций. Критические исследования "Последние произведения гр. Л. Н. …
  • ГОВОРУХА-ОТРОК ЮРИЙ НИКОЛАЕВИЧ
    критик, писал под псевдонимом Ю. Николаев (см. соотв. …
  • ОТРОК в Справочнике Населённых пунктов и почтовых индексов России:
    662693, Красноярского, …
  • ОТРОК в Кратком церковнославянском словаре:
    - мальчик от 7 до 15 …
  • ’ОТРОК в Библейском словаре:
    — мальчик в возрасте от 12 лет (Лук.2:42-43) до 16 лет (Быт.21:16), но в некоторых случаях и больше, ибо Иосифу …
  • ОТРОК в Лексиконе секса:
    (жен. отроковица), мальчик или девочка-подросток, находящиеся в переходном возрасте. см. пубертат …
  • ОТРОК в Большом энциклопедическом словаре:
  • ОТРОК в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    в Древней Руси этим термином обозначали 1) подростков, юношей; 2) младших дружинников. О. были княжеские, боярские и посадничьи. За убийство …
  • ЮРИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    славянская переделка имени Георгий (старослав. Гюргий). О русских князьях Юриях см. Георгии. Согласно фонетическим свойствам различных славянских языков и наречий, …
  • НИКОЛАЕВИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Юрий) — сербохорватский писатель (род. в 1807 г. в Среме) и дубровницкий "прота" (протоиерей). Издал в 1840 г. замечательный для …
  • ОТРОК в Энциклопедическом словаре:
    , -а, м. (устар.). Мальчик-подросток. II прил. отроческий, -ая, -ое. О. …
  • ЮРИЙ
    ́ЮРИЙ ДОЛГОРУКИЙ (90-е гг. 11 в.- 1157), князь суздальский и вел. князь киевский. Сын Владимира Мономаха. В 1125 перенёс столицу …
  • ЮРИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ́ЮРИЙ ДМИТРИЕВИЧ (1374-1434), князь звенигородский и Галича-Костромского (с 1389). Сын Дмитрия Донского. С 1425 вступил в борьбу с Василием II …
  • ЮРИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ́ЮРИЙ ДАНИЛОВИЧ (кон. 70-х гг.- нач. 80-х гг. 13 в.- 1325), князь московский (с 1303). Сын Даниила Александровича. Боролся с …
  • ЮРИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ́ЮРИЙ ВСЕВОЛОДОВИЧ (1188-1238), вел. князь владимирский (1212-16 и с 1218). Сын Всеволода III Большое Гнездо. Потерпел поражение в Липицкой битве …
  • ОТРОК в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ́ОТРОК, подросток, юноша. Младший княжеский дружинник на Руси 10-12 вв., участвовал в походах и сборах дани, выполняя отд. поручения князя …
  • ЮРИЙ
    - славянская переделка имени Георгий (старослав. Гюргий). О русских князьях Юриях см. Георгии. Согласно фонетическим свойствам различных славянских языков и …
  • НИКОЛАЕВИЧ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (Юрий) ? сербохорватский писатель (род. в 1807 г. в Среме) и дубровницкий "прота" (протоиерей). Издал в 1840 г. замечательный для …
  • ОТРОК в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    о"трок, о"троки, о"трока, о"троков, о"троку, о"трокам, о"трока, о"троков, о"троком, о"троками, о"троке, …
  • ОТРОК в словаре Анаграмм:
    рокот - …
  • ОТРОК
    Юноша ушедших …
  • ОТРОК в Словаре для разгадывания и составления сканвордов.
  • ЮРИЙ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Мужское …
  • ОТРОК в Словаре синонимов Абрамова:
    см. малолеток, мужчина, …
  • ЮРИЙ
    георгий, егор, …
  • ОТРОК в словаре Синонимов русского языка:
    малолеток, мальчик, подросток, юнец, …
  • ГОВОРУХА в словаре Синонимов русского языка:
    балаболка, балагурка, болтунья, болтушка, говорунья, говоруша, говорушка, краснобайка, пустобрешка, пустомеля, пустословка, таратора, …
  • ОТРОК
    м. 1) Мальчик-подросток среднего возраста между ребенком и юношей. 2) Младшей член дружины князя (на Руси IX-XIII …
  • ГОВОРУХА в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    ж. разг.-сниж. То же, что: …
  • ОТРОК
    `отрок, …
  • ГОВОРУХА в Словаре русского языка Лопатина:
    говор`уха, …
  • ЮРИЙ
    Юрий, (Юрьевич, …
  • ОТРОК в Полном орфографическом словаре русского языка:
    отрок, …
  • ГОВОРУХА в Полном орфографическом словаре русского языка:
    говоруха, …
  • ОТРОК в Орфографическом словаре:
    `отрок, …
  • ГОВОРУХА в Орфографическом словаре:
    говор`уха, …
  • ОТРОК в Словаре русского языка Ожегова.
  • ОТРОК в Словаре Даля:
    муж. отроковица жен. отрочица жен. , архан. дитя от 7 до 15 лет, а пора эта: отрочество, отроческий возраст; подросток. …
  • ОТРОК в Современном толковом словаре, БСЭ:
    1) подросток, юноша.2) Младший княжеский дружинник на Руси 10-12 вв., участвовал в походах и сборах дани, выполнял отдельные поручения князя …
  • ОТРОК в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    отрока, м. 1. Мальчик-подросток, среднего возраста между ребенком и юношей. Конем спокойно всадник правит и отроком отец повелевает. Пушкин. Я …
  • ОТРОК
    отрок м. 1) Мальчик-подросток среднего возраста между ребенком и юношей. 2) Младшей член дружины князя (на Руси IX-XIII …
  • ГОВОРУХА в Толковом словаре Ефремовой:
    говоруха ж. разг.-сниж. То же, что: …
  • ОТРОК
    м. 1. Мальчик-подросток среднего возраста между ребенком и юношей. 2. Младшей член дружины князя (на Руси IX - XIII вв. …
  • ГОВОРУХА в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    ж. разг.-сниж. то же, что …
  • ОТРОК
    I м. устар. Мальчик-подросток среднего - между ребенком и юношей - возраста. II м. Младшей член дружины князя (на …
  • ГОВОРУХА в Большом современном толковом словаре русского языка:
    ж. разг.-сниж. то же, что …
  • ЮРИЙ МИХАЙЛОВИЧ КУБЛАНОВСКИЙ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-07-03 Time: 22:06:17 Навигация Тема = Юрий Кублановский Википедия = Кублановский, Юрий Михайлович Юрий Михайлович Кублановскй — русский поэт, …

Юрий Николаевич Говоруха-Отрок родился 29 января 1852 г. в с. Таврово Белгородского уезда Курской губернии в дворянской семье. Когда Юрий был еще младенцем - внезапно умер отец. Осиротевшая семья со временем вынуждена была продать имение на погашение долгов и переехать в Харьков. Но память о летах младенчества в отчем доме хранила и согревала Юрия Николаевича всю оставшуюся жизнь. В автобиографическом рассказе «Светлый праздник», в котором говорится о незабываемых переживаниях семилетнего мальчика в пасхальные дни, почти с топографической точностью описано село Таврово .

Мать Юрия - Елизавета Семеновна, урожденная Елагина, впоследствии вышла замуж за уездного доктора Прожанского, и семья переселилась в Волчанский уезд Харьковской губернии. Юрий воспитывался дома под руководством матери, которая и готовила его к поступлению в гимназию, особое внимание уделяя французскому языку. Обучала сына и игре на фортепиано. Кроме того, Юрий много читал, любимыми его писателями с детства были Пушкин, а потом Гоголь и Шекспир.

Юрий был принят во вторую харьковскую гимназию, которую отличали в ысокий уровень преподавания литературы, искусств, особенно изобразительного, в чем была заслуга учителя рисования Д.И. Бесперчего, учившегося у К. Брюллова.

Неудивительно, что эту гимназию окончило немало ставших впоследствии известными людей, таких как художник Г.И. Семирадский, композитор Н.В. Лысенко, правовед А.Д. Градовский, биолог И.И. Мечников, филолог-славист А.А. Потебня и др. Вместе с Ю.Н. Говорухой-Отроком (но двумя-тремя классами моложе) здесь учился будущий теоретик монархизма, талантливый публицист, литературный, музыкальный, театральный критик Н.И. Черняев, который после смерти своего друга оставил интересные и важные воспоминания о нем .

Учась в гимназии, Юрий, - по свидетельству Н.И. Черняева, - жил «пансионером у различных содержателей ученических квартир, претерпевая, конечно, немало невзгод и разделяя в этом отношении участь своих товарищей, живших вместе с ним, вне семейного надзора. Домой, в деревню, он приезжал только на время Рождественских праздников и летних каникул».

С первых лет учёбы его любимыми предметами стали русский язык и литература. Ученические сочинения Юрия отличались глубиной мысли и прекрасным стилем изложения. Одновременно у него развилась любовь к театру, не покидавшая его до последних дней жизни.

Окончив пять классов гимназии, он, по состоянию здоровья (так как проживал зачастую в холодном и сыром жилье), вынужден был оставить учёбу, жил частными уроками и готовился к экзаменам в Императорский Харьковский университет . Однако из-за продолжительной болезни поступление пришлось отложить. При содействии своего дальнего родственника актёра Стружкина Юрий даже вступил в странствующую труппу, сыграв в нескольких спектаклях в провинции.

В 18 лет он женился на 16-летней дочери уездного врача Софье Поповой, которая так же, как и её молодой супруг, увлекалась театром, литературой и модными тогда революционными идеями.

Хорошо знавший их Н.И. Черняев вспоминал: «У Юрия Николаевича была страстная, нервная и общительная натура. Он легко сближался с людьми, имел много приятелей и знакомых, любил оживленную беседу и готов был спорить до петухов о "проклятых вопросах". У Софьи Федоровны была сосредоточенная и замкнутая натура; она больше слушала, чем говорила, и редко высказывала свои мысли. Она производила впечатление изящной, доброй и милой, но несколько холодной женщины с ироническим складом ума. Ее любимой мечтою было приносить пользу » .

Молодая семья не очень хорошо умела вести хозяйство и вскоре впала в бедственное материальное положение. И если бы не мать Софьи, помогавшая им по хозяйству, то дело было бы совсем плохо.


Учась в Харьковском университете, в котором была хорошая библиотека, Юрий много читал, и в первую очередь - периодические издания. Не удивительно, что он не прошел мимо дарвинизма, испытал немалое влияние революционной публицистики, идей А.И. Герцена, Н.А. Добролюбова, Д.И. Писарева, Н.Г. Чернышевского и их единомышленников. Ценил он и народника Н.К. Михайловского.

По воспоминаниям Н.И. Черняева: «Время было тревожное. Почва для агитации благоприятная. Из десяти студентов пятеро или шестеро повторяли с чужого голоса революционные фразы и видели спасение России в немедленном присвоении и применении к делу отрицательных и разрушительных доктрин <...>. При таких условиях мудрено было не влететь в «революцию» даже таким юношам, которые по своим наклонностям не могли и не должны были попасть в её сети. Дух товарищества, мимолетные увлечения, случайные знакомства и т.д. - все это имело решающее значение». В апреле 1874 года Ю.Н. Говоруха-Отрок познакомился с одним из инициаторов «хождения в народ » С.Ф. Коваликом , приехавшим в Харьков, и некоторыми другими вольнодумцами. Он посетил три сходки, но вскоре вышел из кружка, обратившись к литературному труду.

Подготовив несколько рассказов и повестей, в декабре 1874 г. он поехал в Петербург, чтобы лично познакомиться с авторитетным для него в то время Н.К. Михайловским и при его содействии опубликовать их в «Отечественных записках». Михайловский высоко оценил литературный талант начинающего писателя и его политические взгляды. Однако сотрудничеству их не суждено было состояться. 18 декабря 1874 г. к Юрию в гостиничный номер пришли и объявили, что он уже месяц находится в розыске в связи с начавшимися арестами его харьковских знакомых. Хотя, по воспоминаниям самого потерпевшего, все его ««политическое преступление», состояло, в сущности, в болтовне на разные революционные темы - в болтовне, которая тогда была в ходу между молодежью» .

Первоначально его отправили в Александро-Невскую часть, где он провел первые сутки своего заключения.

Именно здесь Ю.Н. Говоруха-Отрок пережил настоящее потрясение, повлиявшее на всю его дальнейшую жизнь. Услышав утром тихое пение в коридоре, он подошел к дверному окошку и увидел группу арестантов, которые стояли перед висевшей в углу иконой и стройно пели «Отче наш». Он, «тогда довольно равнодушно относившийся к религии, хотя не лишенный, если не религиозного, то эстетического чувства, невольно перекрестился» . И действительно, никакое торжественное служение не производило на него «такого странного, полумистического, полухудожественного впечатления, как это тихое и стройное пение арестантов» .

С 24 декабря 1874 г. по 13 декабря 1875 г. Ю.Н. Говоруха-Отрок находился в одиночной камере Петропавловской крепости,

Свое пребывание здесь арестант описывал так: «Камера была просторная и, как я потом убедился, прекрасно устроенная в гигиеническом отношении: сухая и теплая; но видом она напоминала склеп, с сводчатыми стенами, с высоко, к потолку почти поднятым решетчатым окном. Тут была железная кровать, стол и табуретка. В двери маленькое стеклянное окошко, куда время от времени, заглядывал кто-нибудь; ниже в той же двери четырехугольное окошко, запертое на замок, куда подавали обед, чай. На столике я заметил маленькую книжку в черном переплете - это было Евангелие» .

Именно оно изменило внутренний мир начинающего писателя, не раз писавшего об этом: «В первое время (в продолжение целого года), пока длилось дознание, книг «с воли» получать было нельзя. Единственная книга, которую я имел, было Евангелие: я нашел его в камере, на своем столе. Потом мне разрешили купить Библию. С полгода я только и имел лишь Библию и Евангелие» .

«Кормили в крепости и содержали хорошо, - вспоминал он, - давали два раза, утром и вечером, чай с хлебом, хороший обед из трех блюд. Так кормятся только достаточные студенты, бедные - хуже. В праздники пища еще улучшалась, а на Рождество и на Светлый Праздник - и очень. На Светлый праздник - давали кулич, крашенные яйца, ветчину и т. д. Давали даже казенные папиросы. Кроме того, те из арестованных, у кого были свои деньги, могли покупать для себя что угодно через смотрителя: табак, сигары, съедобное, сласти, даже вино, с разрешения доктора, в котором, впрочем, никому не отказывалось. Только заключение было уже вполне и абсолютно одиночное» .

Последнее и стало для общительного Юрия самым тяжелым испытанием. Даже прислуга из солдат выполняла свои обязанности, сохраняя при этом полное молчание. Не выдержав, подследственный предпринял попытку самоубийства. И только Евангелие удержало его от смерти и укрепило дух.

Когда арестанту разрешили брать книги из библиотеки крепости, то среди них оказалось несколько журнальных книжек «Эпохи» и «Времени» (которые издавали братья Ф.М. и М.М. Достоевские) со статьями Аполлона Григорьева, которые заметно повлияли на формирование мировоззренческих и идейно-эстетических позиций молодого писателя, явившись для него «как бы новым откровением». В этих статьях на Юрия производили сильное впечатление «искренность и та безграничная любовь к литературе, которые светятся в каждой строчке, написанной Григорьевым», который стал для Ю.Н. Говорухи-Отрока «новым открытием» и учителем в художественной критике.

Впоследствии, когда Юрия освободили из заключения, он достал первый том сочинений А.А. Григорьева, изданный Н.Н. Страховым, где было собрано всё самое существенное - и опять - «впечатление было неотразимое».

В декабре 1875 г. Ю.Н. Говоруху-Отрока переводят в Дом предварительного заключения, где он остается в течение двух с половиной лет. Здесь происходит его основательное знакомство с сочинениями славянофилов. Но особенно сильно в это время повлияли на него «Россия и Европа» Н.Я. Данилевского, а также сочинения Н.Н. Страхова, которые подвигнули к коренному переосмыслению многих его идеологических, политических, эстетических, литературных воззрений.

Суд над участниками «хождения в народ» - так называемый «большой процесс» («процесс 193-х», «о пропаганде в Империи») - проходил в Особом Присутствии Сената с 18 октября по 4 ноября 1877 г. Говоруха-Отрок был удален из залы заседания за отказ отвечать суду. Дело его разбиралось в последний день.

23 января 1878 г. он был признан виновным во вступлении в противозаконное сообщество со знанием о его преступных целях и в имении запрещенных книг. Его приговорили к ссылке в Тобольскую губернию с «лишением всех особенных прав и преимуществ и отдаче в исправительные арестантские отделения на один год и три месяца» . Но по ходатайству суда, не обнаружившего ничего особенно серьезного в деле Говорухи-Отрока, был учтен срок его предварительного заключения, и 11 мая 1878 г. он был освобожден, а местом жительства под надзором полиции ему был назначен Харьков.

Но Юрий, не имея ни профессии, ни средств к существованию, решил на некоторое время еще остаться в столице, пытаясь найти литературный заработок.

Н.К. Михайловский, не забывший начинающего писателя и посещавший его в Доме предварительного заключения, помог ему напечататься анонимно в петербургских журналах «Отечественные записки» и «Дело», а также газете «Голос». Но идейного сближения между ними не произошло, что вскоре стало очевидным. Юрий вышел на свободу практически другим - освобождаясь от народовольческих увлечений, он всё более и более становился русским верующим человеком с твердыми православно-монархическими убеждениями.

Л.А. Тихомиров впоследствии замечал: «Умственные интересы его пошли далеко в сторону от «революции». Говоруха интересовался эстетикой, религией, философией. Разумеется, нелегко ему было разбираться в этом новом мире; однако, он скоро выдержал испытание, показавшее, что уже начинал находить какие-то очень крепкие основы, с которых его не могли сбить влияния и посильнее революционных».

В Харьков Юрий вернулся без паспорта в конце лета 1878 года , где получил по ходатайству знавшего его еще студентом профессора физики А.П. Шимкова место сверхштатного помощника университетского библиотекаря .

Вскоре его статьи стали появляться в открывшейся годом ранее частной газете «Харьков», которая сразу привлекла к себе внимание. Однако её редактор Сталинский, по свидетельству Н.И. Черняева, «не имел ни денег, ни имени», он «едва сводил концы с концами и туго расплачивался с сотрудниками», и в 1880 г. газета прекратила свое существование.

Ю.Н. Говоруха-Отрок поместил в этой газете несколько фельетонов, представляющих собой критический обзор различных журнальных книжек. Однако «критический отдел для такой газеты, как «Харьков», был совершенно ненужной роскошью, - полагал Н.И. Черняев. - Бойкие литературные заметки Юрия Николаевича резко выделялись из того литературного хлама, которым наполнялся «Харьков»...».

Здесь Ю.Н. Говоруха-Отрок установил тесные и дружественные отношения с В.М. Гаршиным. «Довольно долго мы были с В.М. очень дружны и очень откровенны, - вспоминал он в 1888 году. - Познакомились мы <...> - ровно десять лет назад. Были мы почти одних лет, имели одинаковую склонность - к литературе, оба только что пережили ряд тяжелых впечатлений, хотя и разного характера: когда мы познакомились, В.М. только что, раненный, вернулся с войны, а я только что был выпущен на свободу после трехгодичного заключения по политическому делу. Очень много было у нас общих мыслей и общих отвлеченных интересов, и мы сразу сошлись...»

Благодаря Гаршину Юрий дебютирует как прозаик: в 1880 г. он публикует в петербургском журнале «Слово» рассказ «Эпизод из ненаписанного романа» .

В 1881 г. Н.И. Черняев становится постоянным сотрудником новой харьковской газеты «Южный край» , а затем и идейным руководителем редакции, печатая множество статей по самым разным проблемам. Одним из талантливейших его сотрудников (с августа 1881 г.) становится его друг с гимназических лет - Ю.Н. Говоруха-Отрок,

Начал он с «Литературных заметок» и «Заметок о театре». Но затем он обращает внимание и на другие сферы жизни. «Религия, философия, политика, социальные проблемы, наука, искусство, общественная жизнь - все интересовало Юрия Николаевича», - отмечал в своих воспоминаниях Н.И. Черняев . В течение первых пяти месяцев для газеты «Южный край» он написал более 30 статей.

С октября 1881 г. профессор А.П. Шимков начал издавать ежемесячный журнал «Мир», просуществовавший всего пять месяцев (по февраль 1882 г.). Заведующим беллетристическим отделом он пригласил Ю.Н. Говоруху-Отрока, который поместил уже в первой, октябрьской, книжке комедию «В болоте», затем - рассказ «Юнкер Дубяга» и в последнем номере - повесть «До горького конца (несколько глав из пролога)». Все они были подписаны псевдонимом «Г. Юрко».

Революционеры-народники не оставляли надежду вернуть «отступника» в свои ряды. В сентябре 1879 г. в Харьков к нему приезжает А.И. Желябов. Однако Ю.Н. Говоруха-Отрок видел свой путь иначе. Вскоре после казни главных фигурантов покушения на Государя Императора Александра А. Желябова и С. Перовской (3 апреля 1881 г.) Юрий пишет и под псевдонимом «Г. Юрко» публикует в петербургском журнале «Полярная звезда» рассказ «Fatum» , где выступает против героизации террора.

Герои его прозы этого времени - замешавшиеся в политику молодые люди, не умеющие выбраться из непростых обстоятельств. Неудивительно, что всё более заметным становится охлаждение к нему народнической журналистики. Юрий Николаевич отказывается от революционно-демократической идеологии, становится последователем «органической критики» Ап. Григорьева в искусстве, из современников в это время ему ближе всех Н.Н. Страхов и Н.Я. Данилевский.

И народнический, и либеральный, и революционный лагерь увидели в Говорухе-Отроке «вероотступника». Чашу их терпения переполнил его саркастический фельетон «Повесть о том, как Сенечка и Веточка в народ ходили», который был помещен в новогодних номерах газеты «Южный край» . Из-за студенческих беспорядков и по сути революционно-либерального террора в его адрес в начале 1882 г. Юрий Николаевич вынужден был покинуть Харьков и почти на полгода прервать сотрудничество с «Южным краем».

Но он продолжает плодотворно работать, и его проза появляется спустя несколько месяцев в «Вестнике Европы » . Рассказы «Fatum» и «Развязка» вызвали резкую реакцию Н.Н. Михайловского, который назвал их героев «гамлетизированными поросятами», а позднее написал памфлет «Карьера Оладушкина» , где одним из прототипов героя-ренегата должен был служить Говоруха-Отрок.

Возвратившись в Харьков, он вновь активно приступил к журналистской деятельности. После освобождения из заключения, православие становится основой его убеждений и мировоззрения. Именно в православии он видел основу национального культурного идеала. Он часто посещал Троицкий Ахтырский монастырь , изучал отцов Церкви (В.В. Розанов впоследствии оставит воспоминания, в том числе и о московской квартире своего товарища, где «особенно выделялись громадные фолианты отцов Церкви, в кожаных переплетах, с белыми серебряными надписями на корешках и красным обрезом»). На протяжении всей своей публицистической деятельности в газете «Южный край» Юрий Николаевич неизменно обращается к религиозной тематике, чему были посвящены сотни его статей, такие как «Светлый праздник», «По поводу киевского торжества 900-летия крещения Руси» и др.

Впоследствии В.П. Мещерский напишет: «Этот Говоруха-Отрок замечателен тем, что он из Савла превратился в Павла, и от самых либеральных увлечений перешел после внутренней борьбы к твердому и убежденному консерватизму, но перешел без шума, без рекламы, без тех практических приемов, к которым на моих глазах прибегали некоторые обращенные с целью похвалиться обращением и снискать себе в оплату всякие земные выгоды <...>

Обращение Говорухи-Отрока тем и ценно было, что оно совершилось совсем бескорыстно и совсем искренно» .

Основополагающими принципами российской государственности он считает православие, самодержавие и народность, а монархию - высшей формой государственной власти. Он становится убежденным православным идеологом, сторонником самобытного развития России. Этой теме посвящено немало статей: «Правление партий», «Споры о «властях»» и др.

Но не следует думать, что Юрий Николаевич стал записным идеологом власти. Л.А. Тихомиров так охарактеризовал положение Говорухи-Отрока, человека и гражданина: «С точки зрения правительства - он был человек неблагонамеренный, местная полиция записала его как «осужденного государственного преступника». В то же время этот «государственный преступник» насмехался над революционерами и давно окончательно разорвал с ними. Оттолкнул он от себя также и либеральные сферы. Вообще остался один одинешенек, ища своей правды и единогласно отрицаемый всеми представителями тогдашних направлений».

Он неоднократно выступал в защиту славянофильства и с критикой западничества. Во многих своих статьях он выступает и как единомышленник Ф.М. Достоевского. Он окончательно отошёл от идей «шестидесятников», которых называл «не отпетыми мертвецами».

Со второй половины 1880-х гг. Ю.Н. Говоруха-Отрок постоянно писал о К.Н. Леонтьеве и в своих поли-тических высказываниях часто почти дословно повторял его мнения: «Во-сточный вопрос не столько вопрос национальный, сколько вопрос рели-гиозный». Как и Леонтьев, критик подчеркивал опасность «"племенного" характера политики на Востоке взамен "вероисповедного"» .

К.Н. Леонтьев в примечаниях к ста-тьям о себе, которые он незадолго до смерти подготовил для В. В. Розанова, сделал такую за-пись: «Говоруха-Отрок - пришедши ко мне прошлой весной в Москве с Грингмутом, с первых слов рекомендовался: "Я ваш ученик!" А потом рассказывал, как еще живя в Харькове - он выпи-сал себе "Византизм и Славянство" и как много он этому моему труду обя-зан». Сохранилось письмо Говорухи-Отрока, где он выражал на-мерение посетить его в Оптиной пус-тыни и спрашивал об условиях проживания в монастыре .

На протяжении восьми лет работы Юрия Николаевича в «Южном крае», которая продолжалась до ноября 1889 г., газета регулярно выходила с его передовыми статьями, подписанными криптонимами Г., Г.О., Ю.Г., Ю.Г.-О, Ю.Н., и псевдонимами «Никто», «Скромный летописец», «Старый литератор», «Ненужный человек». Причем он использовал их в определенном порядке, подписывая различные циклы статей, такие как «Литературные заметки», «Заметки о театре», «Пестрые заметки», «Беседа», «Между делом», «Из впечатлений и наблюдений ненужного человека» .

Примечательно и жанровое разнообразие его статей: очерк-размышление, доверительная беседа, острополемический диалог, фельетон.

Со временем на сочинения Ю.Н. Говорухи-Отрока обратили внимание в столицах, в том числе и знаменитый М.Н. Катков, издатель и главный редактор (с 1851 по 1887 г.) газеты «Московские ведомости», занимавшей ведущее место в общественно-политической жизни России. Выходила она ежедневно многотысячными тиражами и насчитывала от 10 до 14-ти страниц.

Преемник М.Н. Каткова - С.А. Петровский, хороший знакомый Ю.Н. Говорухи-Отрока, высоко оценивая его талант, решил пригласить его на место литературного, а затем и театрального обозревателя.

В феврале 1889 г. к Юрию Николаевичу в Харь-ков с предложением о сотрудничестве газеты «Мос-ковские ведомости» приезжает Л.А. Тихомиров, идейный путь которого во многом был похож на путь Ю.Н. Говорухи-Отрока: они вместе судились по «Процессу 193-х», вместе сидели в Доме предварительного заключения, о чем Тихо-миров оставил воспоминания .

Но, в отличие от Ю.Н. Говорухи-От-рока, Л.А. Тихомиров в молодости был настоящим революционером, эмигри-ровал в 1882 г., вместе с П.Л. Лавровым издавал за границей «Вестник На-родной воли», который нелегально ввозился в Россию. О том, как он раскаял-ся в своих заблуждениях, Л.А. Тихомиров рассказал в изданной за рубе-жом книге «Почему я перестал быть революционером?» (1888 г.). Л.А. Тихоми-ров обратился к правительству с просьбой о разрешении ему вернуться в Россию, и такое разрешение было получено.

Язвительные отклики на книгу Л.А. Тихомирова появились рань-ше, чем она попала в Россию. Так в газете «Новости» появился материал на ее заграничное издание - «Запоздалое раскаяние» . Ю.Н. Говоруха-Отрок нашел необходимым поддержать Л.А. Тихомирова, сразу три фельетона он посвятил объяснению причин, по кото-рым нравственно не окрепшая молодежь легко попадала в сети революционеров .

Первоначально в России были опубликованы пространные извлечения из книги Л.А. Тихомирова. На эту публикацию Юрий Николаевич также откликнулся, отметив, что видит в этой книге сви-детельство перелома в русских умах, происшедшего за последнее десятилетие. «Я много раз старался доказать, - писал Говоруха-Отрок, - что русский нигилизм есть явление психологическое, а не политическое, и конечно, только с этой точки зрения понятны случаи такого покаяния, как покаяние г. Тихомирова - покаяния, не вызванного никакими расчетами и являющегося только делом совести, и больше ничем...» .

Ко времени приезда Л.А. Тихомирова в Харьков Юрий Николаевич пережил много личного горя: умерли его жена, сестра, мать. Он согласился сотрудничать с «Московскими ведомостями». 1889 год оказался одним из самых плодотворных в его жизни. В «Южном крае» с 1-го января по 19 ноября появилось 168 его статей и заметок. В то же время, с 11 апреля того же года он начинает публиковаться и в «Московских ведомостях», поместив там 17 различных сочинений, сразу же завоевавших внимание читателей.

Ю.Н. Говоруха-Отрок лично знакомится со многими выдающимися писателями того времени: Н.Н. Страховым, К.Н. Леонтьевым, П.Е. Астафьевым, о. Иосифом Фуделем, В.В. Розановым и некоторыми другими.

Особенно сблизился он с Н.Н. Страховым, о котором Юрий Николаевич вспоминал с нескрываемой симпатией: «Мы постоянно переписывались, довольно часто виделись лично, проводя время в нескончаемых беседах - конечно, о литературе и об искусстве» .

В отличие от публицистики в «Южном крае», охватывающем практически все сферы общественной жизни, на страницах «Московских ведомостей» Ю.Н. Говоруха-Отрок прежде всего сосредоточивает внимание на литературе (он вел рубрику «Литературные заметки») и театре.

Но, благодаря общению со Н.Н. Страховым, особенно много времени он посвящает философии, становится членом Московского Психологического Общества и принимает в нем деятельное участие.

С августа 1892 г., по воскресеньям (кроме Великого поста и летнего отпуска) Юрий Николаевич стал вести «Театральную хронику». Всего для «Московских ведомостей» он написал 537 статей, из них: 320 посвящены литературе, 102 - театральной критике , более 80 различной общественно-политической, социальной тематике.

Около семи лет (с 1889 по 1996 гг.) читающая и неравнодушная Россия имела возможность не реже раза в неделю (а то и чаще) знакомиться с глубокомысленными, неподдельно-искренними статьями талантливейшего сотрудника «Московских ведомостей». Все свои статьи, как и в Южном крае», Юрий Николаевич подписывает криптонимами и псевдонимами: театральные обозрения - «Ю.Н.», «маленькие заметки» - «Vox» или - «а-ъ», иногда - «Старый литератор». Но чаще всего под литературными и иными статьями значилось: «Ю. Николаев».

Он приветствовал выход первого номера «Русского обозрения», который стал лучшим консервативным журналом 1890-х гг. Здесь он печатает немало своих работ, в том числе: «Тюрьма и крепость. Из посмертных записок подследственного арестанта. Отрывок первый» (1894, №1), «Несколько мыслей о религиозной живописи» (1894, №2), «Федор Павлович. Святочный рассказ» (1895, №1). Печатал свои статьи он и в журнале «Русский вестник» и газете «Русское слово».

Ю.Н. Говоруха-Отрок представлял поколение русских мыслителей, которое развивало философию русского самосознания в традициях и вслед за славянофилами. Девяностые годы XIX столетия в русской публицистике стали годами ожесточенных споров правых и левых изданий о славянофилах. В 1890-х либеральные журналы и либеральные публицисты во главе с Вл. Соловьевым повели целое наступление на славянофилов, отказывая этому учению в жизнеспособности и желая раз и навсегда опровергнув его - похоронить.

Одним из активнейших участников этих споров был Ю.Н. Говоруха-Отрок. Он писал: «<...> чтобы показать несостоятельность самой сущности славянофильства, надо доказать, во-первых, что православие не есть учение вселенское, каким оно было при Христе и Апостолах; во-вторых, что основу исторической жизни Русского народа составляет не православие, а что-нибудь иное; в-третьих, что культурное развитие народов не имеет вообще в основе своей начала религиозного - и, наконец, что в учении Церкви Православной не примиряются все противоречия, раздирающие европейский мир: противоречия Церкви и государства, нации, философии и религии, социализма и свободы, что в православии нет той великой объединяющей мысли, того великого объединяющего чувства, в которых может разрешиться трагическая коллизия, созданная ходом европейской истории и отчасти перенесенная на нашу почву» .

Для Ю.Н. Говоруха-Отрока главнейшим русским началом являлось Православие, и в выяснении его значения для России он видел главнейшую заслугу славянофильского движения: «Лишь в лоне Церкви возможно правильное развитие общества» .

Ю.Н. Говоруха-Отрок неоднократно писал, что он является последователем теории культурно-исторических типов Н. Я. Дани-левского, обогащенной идеями К. Леонтьева, который «твердо и отчетливо указал, что православная идея, еще не совсем опре-деленная у первых славянофилов, заключается в идее Церкви. Церковный взгляд - это и есть православный взгляд. С этой точки зрения, то есть с церковной, Леонтьев рассматривал и Рос-сию, и Европу» .

Ю.Н. Говоруха-Отрок поддерживал мысль о противосто-янии России и Европы того времени как противостоянии двух цивилизаций, каждая из которых имеет свои задачи. Комментируя ход развития евро-пейской мысли, Говоруха-Отрок соглашался с П.Е. Астафьевым, автором книги «Из итогов века»: «<...> идеал со-временной Европы заключается в том, чтоб "устроиться без Бо-га"» .

При всех публицистических талантах Ю.Н. Говоруха-Отрока многие современники все же считали, что истинным предназначением его стала художественная критика. В.В. Розанов писал о Ю.Н. Говоруха-Отроке, что он был «лучший критик 90-х годов» XIX века .

Такие же оценки высказывал и Н.Н. Страхов, друживший с Юрием Николаевичем и не раз гостивший у него: «<...> я его тоже постоянно читаю, и только радуюсь, что у нас теперь явились такие критики, каких давно не слыхать было» .

«Настоящую область, - писал Л.А. Тихомиров, - его творчества, где он был на верху своей силы, составляла художественная критика. Здесь все его способности сливались удивительно удачно, чтобы создать первоклассного писателя, который, конечно, войдет в историю литературы. Здесь он был у себя дома, все чуял, все понимал, все умел выразить» .

Поразительная работоспособность позволяла Юрию Николаевичу откликаться, по сути, на все заметные явления литературной, театральной, общественной жизни. Но это сказывалось и на здоровье писателя. Кроме того, в московский период последовала череда утрат: уходят из жизни К.Н. Леонтьев (1891), П.Е. Астафьев (1893), Н.Н. Страхов (1896) ...

Весной 1896 г. у Юрия Николаевича случилось воспаление легких. По совету докторов он побывал на лечении в Крыму. Вернулся поздоровевший и веселый. Строил планы на летний отпуск: собирался с редактором журнала «Русское обозрение» А.А. Александровым и Л.А. Тихомировым ехать на Волгу. 25 июля он приезжал в редакцию «Московских ведомостей»...

А на следующий день здесь был помещен некролог, где «с глубокой печалью» сообщалось: «<...> сегодня, 27 июля, скончался на даче в Разумовском, после краткой болезни, наш дорогой товарищ Юрий Николаевич Говоруха-Отрок. Тяжелый литературный труд, требующий от журналиста чрезвычайного напряжения умственных сил и расшатывающий нервную систему, преждевременно подорвал и без того не особенно крепкое здоровье покойного. Вчера, 26 июля, около двух часов пополудни у больного случилось кровоизлияние в мозгу, и паралич поразил почти весь организм. Все усилия врачей привести его в сознание оставались тщетными, и если временами в нем проявлялось сознание, то он мог с большим трудом сделать свои желания понятными для окружавших его. В одиннадцать часов утра, сложив пальцы правой руки для осенения себя крестным знамением, он этим, очевидно, показал, что желал бы приобщиться Святым Таинствам. Прибывший священник из села Владыкина, в один из светлых моментов для больного, причастил его. Положение больного в течение дня становилось все труднее, и было очевидно, что надежды на сохранение жизни нет никакой. Вечером, в десять часов и двадцать пять минут, больной тихо скончался» .

На кончину откликнулись практически все крупные периодические российские издания: «Новое Время», «Русский Вестник», «Русское слово», «Русские ведомости» и мн. др., а также некоторые зарубежные: «Figaro», «LaVerité».

Особенно переживали о великой утрате своего «прекрасного товарища и даровитого писателя, который среди бурь житейских сумел сохранить чистое, доброе сердце, незлобивый ум и ничем не нарушавшуюся любовь к ближнему» сотрудники из «Московских ведомостей» и «Русского обозрения» .

В.П. Мещерский в «Гражданине» поместил обстоятельную статью, где в частности подчеркивал: «<...> скончался один из главных, если не ошибаюсь, самый даровитый сотрудник «Московских ведомостей» <...> как критик, он, по-моему, не имел себе равного в русской печати...»

Даже либеральный «Вестник Европы» подчеркивал: «Расходясь с ним почти во всем, часто восставая против его мнений, мы всегда видели в нем крупную умственную силу и искренне сожалеем, что ему не удалось высказаться до конца, не удалось исполнить занимавшие его широкие планы...»

Говоруха-Отрок Юрий Николаевич - критик, писавший под псевдонимом Николаев, Ю. Родился в середине 1850-х годов на юге России в состоятельной дворянской семье, учился в одной из харьковских гимназий, но курса не кончил. В 1874 г. примкнул в Харькове к революционному кружку, ходил ""в народ"" и судился впоследствии по так называемому ""процессу 193"". Просидев в заключении несколько лет, зачтенных ему в отбытие наказания, Говоруха-Отрок в 1882 г. снова поселился в Харькове и принял деятельное участие в только что возникших тогда харьковских изданиях: журнал ""Мир"" и газете ""Южный Край"". К этому времени он разочаровался в революционной деятельности, а многие воззрения 60-х годов, в особенности отношение к искусству, ему начали казаться узкими. Окончательно он, однако, еще не разрывал с прежним настроением; литературные дебюты его (под псевдонимом Юрко) - рассказ ""Из неоконченного романа"" (""Слово"", 1880, № 11) и, в особенности, ""Fatum"" (""Полярная Звезда"", гр. Сальяса, 1881) - был апофеозом героев революционного движения. Появление в печати ""Fatum´a"" было отчасти цензурным недосмотром, и когда ""Русская Мысль"" (ст. С. Венгерова), давая отчет о литературных явлениях 1881 г., привела, без всяких комментариев, несколько отрывков из рассказа, то отчет не увидел света. В ""Вестнике Европы"" 1882 г. появились два рассказа Говорухи-Отрока: ""Развязка"" и ""Отъезд"". Статьи Говорухи-Отрока в ""Южном Крае"" носили уже следы нового настроения. Прежним его знакомым они показались оппортунизмом, и это повело к враждебному по отношению к Говорухе-Отроку инциденту на одном из студенческих вечеров, имевшему известную связь с возникшими тогда в Харьковском университете беспорядками. С тех пор все статьи Говорухи-Отрока в ""Южном Крае"" представляют собою неустанную, ожесточенную борьбу с идеями 60-х годов, с ""петербургским"" либерализмом, с деятелями ""Отечественных Записок"", из которых он особенно нападал на недавнего личного друга своего, Н.К. Михайловского. Рядом с этим он ведет пропаганду новых своих политических и религиозных идеалов. В 1889 г. Говоруха-Отрок был приглашен редакцией ""Московских Ведомостей"" вести литературный фельетон и театральный отдел. Оба отдела он вел до самой смерти своей в июле 1896 г.; писал также критические статьи в ""Русском Обозрении"" и ""Русском Вестнике"" (под псевдонимом Ю. Елагин). Часть их вышла отдельными книжками: ""В.Г. Короленко"" (1893), ""Последние произведения графа Л.Н. Толстого"" (1894), ""Тургенев"" (1894). Статьи московского периода деятельности Говорухи-Отрока гораздо выше статей, появившихся в ""Южном Крае"". К тому времени личное раздражение значительно улеглось в нем, и борьба его с ""петербургскими"" журналами носит по преимуществу принципиальный характер. С большим увлечением писал он театральные отчеты свои, выказывая в них много вкуса и предъявляя к репертуару и игре актеров строгие художественные требования. Как литературный критик, Говоруха-Отрок был человек несомненного таланта, живого эстетического чутья и хорошего литературного образования, но всегда писал с предвзятой целью - показать пустоту движения 60-х годов, пользуясь для этого и произведениями писателей другого лагеря, почему-либо ему симпатичными. Такой характер носит, например, его этюд о В.Г. Короленко. В этюде о Тургеневе полемист совершенно вытеснил вдумчивого критика. Во всем творчестве Тургенева Говоруха-Отрок видит подчинение модным влияниям; по его мнению, только образ ушедшей в монастырь Лизы из ""Дворянского гнезда"" действительно ""свободно"" сложился в душе Тургенева. Говоруха-Отрок вообще часто становился на религиозную точку зрения, утверждая, что русскую литературу губит неверие и отсутствие связи с главной святыней народа - православием. В сфере государственности Говоруха-Отрок считал себя последователем славянофильства, но совершенно оставлял в стороне такие кардинальные стороны славянофильского миросозерцания, как свобода мысли и слова и участие общественного мнения в ходе государственной жизни. В литературных взглядах своих Говоруха-Отрок любил выставлять себя последователем Аполлона Григорьева, но и его понимал односторонне, заимствуя из широкого и свободного литературно-общественного мировоззрения Григорьева только его полемические выходки против западничества и крайностей журнальной литературы начала 60-х годов. Ближе всего Говоруха-Отрок примыкает к направлению Н.Н. Страхова в последние годы его жизни. - Ср. ст. Розанова (""Русское Обозрение"", 1896, № 8 и 9 и ""Отечественные Записки"", 1883); Михайловский ""Сочинения""; Венгеров ""Источники Словесности русских писателей"". С. Венгеров.
Юрий Говоруха-Отрок
Имя при рождении:

Юрий Николаевич Говоруха-Отрок

Псевдонимы:

Ю. Николаев, Юрко, Ю. Елагин.

Полное имя

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата рождения:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место рождения:
Дата смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место смерти:
Гражданство (подданство):

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Род деятельности:
Годы творчества:

с Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). по Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Направление:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Жанр:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Язык произведений:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дебют:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Премии:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Награды:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Подпись:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

[[Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/Interproject на строке 17: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |Произведения]] в Викитеке
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Юрий Николаевич Говоруха-Отрок (29 января , с. Таврово, Курская губерния - 8 августа 1896, Москва) - русский писатель и публицист, литературный критик.

Биография

Родился в дворянской семье, ведущей своё происхождение от запорожских казаков . Детство его прошло в имении отца. После смерти отца Юрий переехал в Харьков , поступил там во вторую гимназию. Учась в гимназии, Говоруха-Отрок находился под влиянием революционной публицистики, идей Чернышевского , Писарева , Добролюбова и других. Окончив пять классов гимназии, он жил частными уроками и готовился к экзаменам в Императорский Харьковский университет . В 18 лет женился на 16-летней дочери уездного врача Софье Фёдоровне Поповой, которая также как и он увлекалась театром, литературой и революционными идеями. Говоруха-Отрок не умел вести хозяйство и вскоре впал в бедственное материальное положение, однажды даже думал стать актёром, и при содействии своего дальнего родственника актёра Стружкина вступил в странствующую труппу, сыграв в нескольких спектаклях в провинции.

В апреле 1874 года Говоруха-Отрок познакомился с одним из инициаторов «хождения в народ » Коваликом и некоторыми другими вольнодумцами. Он вступил в революционный кружок, посетил три сходки, но вскоре вышел из кружка и не стал заниматься революционной деятельностью. В декабре этого же года он поехал в Петербург , где познакомился с Н. К. Михайловским , но 18 декабря был там арестован и посажен в Петропавловскую крепость . В 1877 году его осудили по «Делу о пропаганде в Империи (Процесс 193-х) » и приговорили к ссылке в Тобольскую губернию на год и три месяца. Но ему был учтён срок, который он уже отсидел в тюрьме, и в мае 1878 его выпустили на свободу.

Несколько месяцев Говоруха-Отрок прожил в Петербурге, при помощи Михайловского анонимно печатался в «Отечественных записках ». Затем выслан в Харьков, работал там помощником библиотекаря Харьковского университета и в газете «Харьков ». В сентябре 1879 к нему приезжал Желябов . В 1880-х годах его проза печаталась петербургскими журналами «Слово » и «Вестник Европы », и в харьковском журнале «Мир ». К тому времени Говоруха-Отрок пересмотрел свой взгляд на жизнь, и в его произведениях встречалась критика народовольческого движения. В 1881 году он стал сотрудником харьковской газеты «Южный край », найдя себя в публицистике и литературной критике. В то время на него большое влияние оказали труды Аполлона Григорьева .

Рассказы «Fatum» и «Развязка» вызвали резкую реакцию Михайловского, который назвал их героев «гамлетизированными поросятами», а позднее написал памфлет «Карьера Оладушкина», где одним из прототипов героя-ренегата должен был служить Говоруха-Отрок.

В 1889 году Говоруха-Отрок был замечен московскими издателями, и был приглашён литературным обозревателем в «Московские ведомости ». Там он познакомился с выдающимися консервативными литераторами - Н. Н. Страховым , К. Н. Леонтьевым , Л. А. Тихомировым , П. Е. Астафьевым , В. В. Розановым и другими. К этому периоду Говоруха-Отрок окончательно отошёл от идей «шестидесятников», которых он называл «не отпетыми мертвецами». Лев Тихомиров охарактеризовал его как православного до мозга костей, убеждённого, искреннего монархиста. Он не был славянофилом , но в то же время выступал с опровержениями критики славянофилов, проводимой либеральными публицистами во главе с Владимиром Соловьёвым . Главной заслугой славянофилов он считал выявление значения православия для России.

Большое признание Говоруха-Отрок получил как литературный критик. Его выдающееся дарование на этом поприще отмечали Василий Розанов, Николай Страхов, Лев Тихомиров. В 1890 годах он печатался в «Русском обозрении » и «Русском вестнике ».

Сочинения

  • Последнее произведение графа Л. Н. Толстого: Критический этюд. - М., 1890.
  • Очерки современной беллетристики. В. Г. Короленко: Критический этюд. - М., 1893.
  • Тургенев: Критические этюд. - М., 1894.
  • Заметки о прогрессе и цивилизации. - М., 1897.

Напишите отзыв о статье "Говоруха-Отрок, Юрий Николаевич"

Литература

  • Иванова Е. В. Литературный гёз (О судьбе Ю. Н. Говорухи-Отрока) // Контекст 2008. Историко-литературные и теоретические исследования. - М .: ИМЛИ РАН, 2009. - С. 167-202 . - ISBN 978-5-9208-0327-6.

Ссылки

  • Николаев, Ю. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1897. - Т. XXI. - С. 112-113.
  • Говоруха-Отрок, Юрий Николаевич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907. - Т. Ia, доп. - С. 587.
  • .
  • Село Таврово. Дворянский род Говорухо-Отроков.
  • З. Т. Прокопенко, профессор БелГУ. Дворянский род Говорухо-Отроков из слободы Таврово.

Отрывок, характеризующий Говоруха-Отрок, Юрий Николаевич

Но ударить мы так и не успели, потому что паук в тот момент резко остановился и мы, почувствовав сильный толчок, со всего маху шлёпнулись на землю... Видимо, он притащил нас к себе домой намного раньше, чем мы предполагали...
Мы очутились в очень странном помещении (если конечно это можно было так назвать). Внутри было темно, и царила полная тишина... Сильно пахло плесенью, дымом и корой какого-то необычного дерева. И только время от времени слышались какие-то слабые звуки, похожие на стоны. Как будто бы у «страдавших» уже совсем не оставалось сил…
– Ты не можешь это как-то осветить? – я тихо спросила Стеллу.
– Я уже попробовала, но почему-то не получается... – так же шёпотом ответила малышка.
И сразу же прямо перед нами загорелся малюсенький огонёк.
– Это всё, что я здесь могу. – Огорчённо вздохнула девчушка
При таком тусклом, скупом освещении она выглядела очень усталой и как бы повзрослевшей. Я всё время забывала, что этому изумительному чудо-ребёнку было всего-то ничего – пять лет!.. Наверное, её такой временами серьёзный, недетский разговор или её взрослое отношение к жизни, или всё это вместе взятое, заставляло забывать, что в реальности она ещё совсем малюсенькая девочка, которой в данный момент должно было быть до ужаса страшно. Но она мужественно всё переносила, и даже ещё собиралась воевать...
– Смотри, кто это здесь? – прошептала малышка.
И вглядевшись в темноту, я увидела странные «полочки», на которых, как в сушилке, лежали люди.
– Мама?.. Это ты, мама??? – тихонько прошептал удивлённый тоненький голосок. – Как же ты нас нашла?
Я сначала не поняла, что ребёнок обращался ко мне. Начисто позабыв, для чего мы сюда пришли, я только тогда поняла, что спрашивают именно меня, когда Стелла сильно толкнула меня кулачком в бок.
– А мы же не знаем, как их зовут!.. – прошептала я.
– Лия, а ты что здесь делаешь? – прозвучал уже мужской голос.
– Тебя ищу, папочка. – Голоском Лии мысленно ответила Стелла.
– А как вы сюда попали? – спросила я.
– Наверняка, так же, как и вы... – был тихий ответ. – Мы гуляли по берегу озера, и не видели, что там был какой-то «провал»... Вот мы туда и провалились. А там ждал вот этот зверь... Что же будем делать?
– Уходить. – Постаралась ответить как можно спокойнее я.
– А остальных? Ты хочешь их всех оставить?!. – прошептала Стелла.
– Нет, конечно же, не хочу! Но как ты собираешься их отсюда забирать?..
Тут открылся какой-то странный, круглый лаз и вязкий, красный свет ослепил глаза. Голову сдавило клещами и смертельно захотелось спать...
– Держись! Только не спи! – крикнула Стелла. И я поняла, что это пошло на нас какое-то сильное действие, Видимо, этому жуткому существу мы нужны были совершенно безвольными, чтобы он свободно мог совершать какой то свой «ритуал».
– Ничего мы не сможем... – сама себе бурчала Стелла. – Ну, почему же не получается?..
И я подумала, что она абсолютно права. Мы обе были всего лишь детьми, которые, не подумав, пустились в очень опасные для жизни путешествия, и теперь не знали, как из этого всего выбраться.
Вдруг Стелла сняла наши наложенные «образы» и мы опять стали сами собой.
– Ой, а где же мама? Ты кто?... Что ты сделала с мамой?! – возмущённо прошипел мальчик. – А ну немедленно верни её обратно!
Мне очень понравился его бойцовский дух, имея в виду всю безнадёжность нашей ситуации.
– Дело в том, что здесь не было твоей мамы, – тихо прошептала Стелла. – Мы встретили твою маму там, откуда вы «провалились» сюда. Они за вас очень переживают, потому что не могут вас найти, вот мы и предложили помочь. Но, как видишь, мы оказались недостаточно осторожными, и вляпались в ту же самую жуткую ситуацию...
– А как давно вы здесь? Вы знаете, что с нами будут делать? – стараясь говорить уверенно, тихо спросила я.
– Мы недавно... Он всё время приносит новых людей, а иногда и маленьких зверей, и потом они пропадают, а он приносит новых.
Я с ужасом посмотрела на Стеллу:
– Это самый настоящий, реальный мир, и совершенно реальная опасность!.. Это уже не та невинная красота, которую мы создавали!.. Что будем делать?
– Уходить. – Опять упорно повторила малышка.
– Мы ведь можем попробовать, правда? Да и бабушка нас не оставит, если уж будет по-настоящему опасно. Видимо пока мы ещё можем выбраться сами, если она не приходит. Ты не беспокойся, она нас не бросит.
Мне бы её уверенность!.. Хотя обычно я была далеко не из пугливых, но эта ситуация заставляла меня очень сильно нервничать, так как здесь находились не только мы, но и те, за кем мы пришли в эту жуть. А как из данного кошмара выкарабкиваться – я, к сожалению, не знала.
– Здесь нету времени, но он приходит обычно через одинаковый промежуток, примерно как были сутки на земле. – Вдруг ответил на мои мысли мальчик.
– А сегодня уже был? – явно обрадованная, спросила Стелла.
Мальчонка кивнул.
– Ну что – пошли? – она внимательно смотрела на меня и я поняла, что она просит «надеть» на них мою «защиту».
Стелла первая высунула свою рыжую головку наружу...
– Никого! – обрадовалась она. – Ух ты, какой же это ужас!..
Я, конечно, не вытерпела и полезла за ней. Там и правда был настоящий «ночной кошмар»!.. Рядом с нашим странным «местом заточения», совершенно непонятным способом, повешенные «пучками» вниз головой, висели человеческие сущности... Они были подвешены за ноги, и создавали как бы перевёрнутый букет.
Мы подошли ближе – ни один из людей не показывал признаков жизни...
– Они же полностью «откачаны»! – ужаснулась Стелла. – У них не осталось даже капельки жизненной силы!.. Всё, давайте удирать!!!
Мы понеслись, что было сил, куда-то в сторону, абсолютно не зная – куда бежим, просто подальше бы от всей этой, замораживающей кровь, жути... Даже не думая о том, что можем снова вляпаться в такую же, или же ещё худшую, жуть...