Юнона и авось автор произведения. Юнона и Авось Информацию О. История «Юноны и Авось»

данная рок-опера я так полагаю в представлении не нуждается. всем известные песни-Я тебя никогда не забуду, и «Аллилуйя» безумно хотелось увидить реальную постановку и жаль. что уже не с такими актерами как Александр. Абдулов.и Николай Караченнцев- он жив и Дай Бог ему долгих лет. с ним эта опера наиболее сильна духом и эмоциональна.

В основу сюжета Юноны и Авось легла правдивая романтическая история любви русского графа Николая Резанова и Кончиты Аргуэлло. Как гласит история, в 1806 году Резанов предпринял морскую экспедицию с Аляски к берегам Калифорнии на кораблях Юнона и Авось с целью получения провианта для голодающих российских колоний в Америке. Прибыв в Калифорнию, он встретил в испанской колонии Сан-Франциско дочь местного губернатора, но их стремительно развивавшийся роман был прерван срочным отъездом графа в Россию. Не сумев добиться скорого разрешения на брак с католичкой, православный Резанов провел в его ожидании несколько лет и умер под Красноярском. Кончита ждала его 35 лет до тех пор, пока не получила достоверных сведений о его смерти, после чего удалилась в монастырь...

История любви, которая тревожила сердца людей на протяжении двадцати лет, возвращается. Кажется, что такая музыка не может устареть, и на протяжении многих лет эти мелодии будут заставлять сердца людей сжиматься, а из глаз будут течь слезы.

За 13 лет до появления , Алексей Рыбников впервые соединил церковные хоры и эмбиент музыку на синтезаторе. Наш соотечественник впервые открыл миру новое измерение мистической музыки.

В 1978 году композитор Алексей Рыбников показал режиссёру Марку Захарову свои музыкальные импровизации на темы православных песнопений. Захарову понравилась музыка, и тогда же возникла идея создать на ее основе музыкальный спектакль на сюжет «Слова о полку Игореве». Он обратился с этим предложением к поэту Андрею Вознесенскому (это была их первая встреча), однако тот эту идею не поддержал:

Тогда я был наглый молодой поэт, мне казалось непонятным, зачем надо писать нечто славянофильское по «Слову о полку Игореве», в то время как неизвестен его автор и даже неизвестно, был или нет автор «Слова». Я говорю: «У меня есть своя поэма, она называется „Авось!“ о любви сорокадвухлетнего графа Резанова к шестнадцатилетней Кончите, давайте сделаем оперу по этой поэме». Марк растерялся немножечко и сказал: «Давайте я почитаю». На следующий день он мне сказал, что он согласен и что мы сделаем оперу, причем выбор композитора будет его, Марка. Он выбрал Алексея Рыбникова. Это был счастливый выбор.

В основу либретто была действительно положена поэма «Авось» (1970) , хотя для театральной постановки пришлось, естественно, дописывать многие арии и сцены. Поскольку слово «рок-опера» в то время были запрещены (как и рок-музыка вообще), авторы написали под названием произведения: «современная опера». Постановка танцевальных номеров была осуществлена балетмейстером Владимиром Васильевым, который также изначально почувствовал, что готовящаяся постановка не имеет аналогов на советской сцене.

В отличие от предшествующей рок-оперы Рыбникова «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», которую комиссия отклоняла 11 раз, новый спектакль был разрешён сразу. При этом, по воспоминаниям Вознесенского, перед прохождением комиссии Захаров поехал с ним на такси в Елоховский собор, где они поставили свечки у иконы Казанской Божьей матери (которая упоминается в опере).

Премьера оперы состоялась 9 июля 1981 на сцене Московского театра имени Ленинского комсомола, в главных ролях были задействованы Николай Караченцов (граф Резанов), Елена Шанина (Кончита), Александр Абдулов (Федерико). Через несколько дней, по воспоминаниям Рыбникова , на Западе были опубликованы скандальные статьи о спектакле, оценивающие его как антисоветский, что осложнило жизнь его авторам:

Западная пресса среагировала так, будто мы делали премьеру на Бродвее, а не в советской Москве. После этого меня очень надолго подвинули в тень. Спектакль играли, но не выпускали за рубеж, очень долго не выходила пластинка (на спектакль ведь ходит 800 человек 2-3 раза в месяц, а пластинка — это массовая известность). Меня даже не признавали автором, не подписывали со мной договор, и я судился с Министерством культуры СССР, на суд приходили иностранные корреспонденты… Выиграв суд, я попал в категорию людей, с которыми лучше вообще не связываться. А. Рыбников

Однако через некоторое время благодаря Пьеру Кардену состоялись гастроли театра в Париже и на Бродвее в Нью-Йорке, затем в Германии, Голландии и других странах. Впоследствии опера была поставлена в Польше, Венгрии, Чехии, Германии, Южной Корее.

Рок опера - Юнона и Авось

Год выхода: 1980 | Страна: СССР | Жанр: Рок опера | Качество: mp3/320 Kbps
Композитор: Алексей Рыбников


«Юнона и Авось» — одна из наиболее известных русских рок-опер композитора Алексея Рыбникова на стихи поэта Андрея Вознесенского. Премьера состоялась 9 июля 1981 на сцене Московского театра имени Ленинского комсомола (режиссёр Марк Захаров, постановка танцев Владимира Васильева, художник Олег Шейнцис), в репертуар которого спектакль входит до сих пор.

Треклист:
1. 01 - Пролог
2. 02 - Отпевание
3. 03 - Романс "Я тебя никогда не забуду"
4. 04 - Ария Резанова "Душой я бешено устал"
5. 05 - Сцена в церкви, молитва
6. 06 - Ария Пресвятой Девы
7. 07 - Песня моряков "Авось"
8. 08 - Плавание
9. 09 - Прибытие в Америку
10. 10 - Сцена на балу
11. 11 - Белый шиповник
12. 12 - Ночь в спальне Кончиты
13. 13 - Ария Резанова "Ангел, стань человеком"
14. 14 - Дуэль с Федерико
15. 15 - Помолвка
16. 16 - Монолог Резанова "Принесите мне карты открытий"
17. 17 - Хор и сцена "Воздайте Господу..."
18. 18 - Сцена в келье. Ожидание Кончиты
19. 19 - Финал
20. 20 - Эпилог "Аллилуйя"

Скачать альбом "Юнона и Авось" (159 МБ):

Либретто: Андрея Вознесенского.
Действующие лица и исполнители: Резанов - Г.Трофимов; Кончита - А.Рыбникова; Федерико - П.Тилс; Румянцев, Хвостов, Отец Ювеналий - Ф.Иванов; Голос Богоматери - Ж.Рождественская; Солист в прологе - Р.Филиппов; Давыдов - К.Кужалиев; Хосе Дарио Аргуэльо - А.Самойлов; Молящаяся женщина - Р.Дмитренко; Молящаяся девочка - О.Ро

трясающая и эмоциональная постановка Марка Захарова с великими актерами

Режиссёр: Марк Захаров. В ролях: Александр Абдулов, Николай Караченцов, Елена Шанина, Павел Смеян, Александр Ширяев, Радий Овчинников, Владимир Белоусов, Сергей Греков.
Как много сказано прекрасных слов о любви, а всё кажется, что недостаточно! Этот фильм -- ещё один чудесный гимн любви.
Сюжет известный и совсем не оригинальный: немолодой русский граф и юная дочь губернатора Сан-Франциско влюбились друг в друга. Однако им не дано было соединить свои судьбы. Граф, думая, что покидает свою возлюбленную на краткий срок, так и не смог вернуться к ней. А она до последних дней своей жизни осталась верной их любви: «Я тебя никогда не увижу. Я тебя никогда не забуду...». Сколько в этой истории нежности, искренности, свежести и чистоты!

Театральной сенсацией назвали четверть века назад постановку режиссера Марка Захарова в театре им. Ленинского Комсомола рок-оперы Алексея Рыбникова на либретто Андрея Вознесенского . И не удивительно, тогда в далеком 1981 году православные молитвы и песнопения, Андреевский флаг, Богоматерь с младенцем Иисусом на сцене Ленкома – все это казалось чудом. А история этого произведения началась со встречи Рыбникова и Вознесенского.

– реальная, хоть и печальная, история любви русского путешественника Николая Резанова и дочери губернатора Сан-Франциско Марии Кончиты Аргуэльо де ля Консепсьон. Огромная разница в возрасте, тысячи километров, разделяющие влюбленных, не позволят влюбленным жить счастливо.

Эта возвышенно-трагическая история любви вдохновила Андрея Вознесенского на создание поэмы «Авось», которая позднее была переработана автором в либретто оперы. Рыбников же давно хотел соединить традиционные православные песнопения с элементами современного музыкального языка. И когда к нему подошел Андрей Вознесенский с текстом своей поэмы «Авось», написанной на основе подлинных исторических фактов, Рыбников начал работать над рок-оперой.

Cюжет рок-оперы «Юнона и Авось»

Два парусных корабля «Юнона» и «Авось» под российским флагом прибывают в Калифорнию, где капитан брига «Авось» русский граф Николай Петрович Резанов полюбил местную красавицу Марию дела Концепсион Аргуэльо , дочь коменданта крепости Сан-Франциско. Любовь графа и молодой испанки вызвала ревность и ненависть влюбленного в нее соперника. Срочный отъезд Рязанова на родину разлучил влюбленных. Несколько лет ожидая разрешения на брак с католичкой, граф умер под Красноярском, так и не добившись его. А Кончита прождала его 35 лет, до тех пор, пока не получила достоверных сведений о его смерти, после чего дала обет молчания и удалилась в монастырь.

На стихи поэта Андрея Вознесенского . Премьера состоялась 9 июля на сцене Московского театра имени Ленинского комсомола (режиссёр Марк Захаров , постановка танцев Владимира Васильева , художник Олег Шейнцис), в репертуар которого спектакль входит до сих пор.

В названии спектакля использованы имена двух парусников , «Юнона» и «Авось», на которых совершала своё плавание экспедиция Николая Резанова .

История создания

Однако через некоторое время благодаря Пьеру Кардену состоялись гастроли театра в Париже и на Бродвее в Нью-Йорке , затем в Германии, Нидерландах и других странах. Впоследствии опера была поставлена в Польше, Венгрии, Чехии, Германии, Южной Корее.

Первоисточник сюжета

По воспоминаниям Андрея Вознесенского, поэму «Авось» он начал писать в Ванкувере , когда «глотал… лестные страницы о Резанове толстенного тома Дж. Ленсена, следя судьбу нашего отважного соотечественника». Кроме того, сохранился и был частично издан путевой дневник Резанова, который был также использован Вознесенским.

А спустя еще два века, произошел символический акт воссоединения влюбленных. Осенью 2000 года шериф калифорнийского города Бениша, где похоронена Кончита Аргуэльо , привез в Красноярск горсть земли с ее могилы и розу, чтобы возложить к белому кресту, на одной стороне которого выбиты слова Я тебя никогда не забуду , а на другой - Я тебя никогда не увижу .

Естественно, и поэма, и опера - не документальные хроники. Как говорит об этом сам Вознесенский:

Автор не столь снедаем самомнением и легкомыслием, чтобы изображать лиц реальных по скудным сведениям о них и оскорблять их приблизительностью. Образы их, как и имена, лишь капризное эхо судеб известных. Да и трагедия евангельской женщины, затоптанной высшей догмой, - недоказуема, хотя и несомненна. Ибо не права идея, поправшая живую жизнь и чувство.

Сюжет

Юбилейные спектакли

Спектакль Дата Резанов Кончитта Фернандо
1-й 20.10.1981 Николай Караченцов Елена Шанина Александр Абдулов
700-й 25.02.1999 Николай Караченцов Инна Пиварс Виктор Раков
800-й 03.02.2002 Николай Караченцов Анна Большова Виктор Раков
1000-й 10.09.2008 Дмитрий Певцов Алла Юганова Станислав Рядинский

Спектакль в нумизматике

Примечания

См. также

Ссылки

  • "Резанов и Кончита - история любви в памяти поколений" О. Николаева

Подробности

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РСФСР
УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ОМСКОГО ОБЛИСПОЛКОМА
ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР

А. Рыбников

„ЮНОНА" И „АВОСЬ"

Ритм-балет в 2-х действиях
Либретто А. Дементьева по мотивам поэмы А. Вознесенского «Авось!»

Балетмейстер-постановщик-засл. арт. РСФСР А. Дементьев
Художник - засл. деят. иск. РСФСР А. Крюков
Художник по костюмам - Э. Покровская
Балетмейстер-ассистент - Л. Фарбер

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА И ИСПОЛНИТЕЛИ:

МОРЯКИ, ПРИХОЖАНЕ - артисты балета

Спектакль идет под фонограмму

Звукооператоры - М. Ионов, А. Паркулевич
Спектакль ведут: Б. И. Бобров, Г. П. Хворостяная
Зав. литературной частью - засл. раб. культуры РСФСР Е. Н. Злотина
Зав. труппой - Н. В. Куценко
И. о. зав. художественно-постановочной частью - Ю. Н. Орлов

Техника спектакля:

Главный дирижер театра - лаурат Государственной премии Удм. АССР Э. В. РОЗЕН
Главный режиссер театра- Л. В. КОГАН

Цена 10 коп.

Ом, обл. тип. 1985 г. 3. 3633, т. 10000

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ БАЛЕТА

Пролог

Во время церковной службы Юродивый рассказывает о тяжелой доле народа.

Действие первое

Граф Резанов просит разрешения на первую экспедицию к берегам Америки на кораблях «Юнона» и «Авось», чтобы наладить торговые и политические отношения двух стран, способствовать процветанию России.

Скорбя о смерти жены, Резанов обращается к иконе Богоматери. Ему кажется, что изображение оживает, становясь прекрасной женщиной, и утешает его...

Набрав команду моряков, Резанов отправляется в плавание. Юродивый оберегает его в опасном путешествии. Наконец первопроходцы достигают берегов Калифорнии.

Губернатор Сан-Франциско дает бал в честь гостей из России. Здесь Резанов встречает дочь губернатора Кончитту. Он поражен: девушка напоминает тот образ иконописной красоты...

Кончитта одна. Она понимает, что полюбила русского моряка. Появляется Резанов и клянется ей в вечной любви...

Действие второе

Различие в вероисповедании становится препятствием на пути возлюбленных. Резанов отправляется в Россию за разрешением на брак с католичкой.

По пути в Петербург Резанов погибает. Умирая, он думает о любимой...

Моряки скорбят о гибели командира...

Кончитта ждет его возвращения. Проходят десятилетия. Так и не узнав о кончине Резанова, Кончитта умирает...

Эпилог

Влюбленные погибли, но Любовь бессмертна.

Жители двадцатого столетья,
Ваш к концу идет двадцатый век...
Неужели вечно не ответит
На вопрос согласья человек?..
Аллилуйя возлюбленной паре!
Мы забыли, бранясь и пируя,
Для чего мы на землю попали...
Аллилуйя любви, аллилуйя!

Тип. «Ом. пр.», 1985 г. 3. 8694. Т. 5000.

Отправной точкой для сюжета балета послужила поэма Андрея Вознесенского «Авось!», посвященная Николаю Резанову, «действительному камергеру, создателю японского словаря, мечтательному коллеге и знакомцу Державина и Дмитриева», храбрецу, возглавившему первое кругосветное путешествие россиян.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Резанов Николай Петрович (1764-1807) - выдающийся русский путешественник и госу-дарственный деятель. Один из учредителей Российско-американской торговой компании. Происходил из небогатого рода дворян Смоленской губернии. Служил поручиком лейб- гвардии Измайловского полка. Позднее занимал должность управляющего Главного правления Российско-американской компании. В 1806 году предпринял путешествие в Калифорнию, где содействовал налаживанию торговых связей между Российско-американской компанией и испанскими колонистами. На обратном пути в Россию умер в Красноярске.
Но не ищите в нашем спектакле исторически точного портрета Николая Резанова, хотя, по словам Вознесенского, Алексей Рыбников «завороженно оркестровал историю России, вечную и нынешнюю». Авторы балета выбрали из судьбы Резанова яркую и драматичную повесть его любви к дочери губернатора Сан-Франциско Кончитте Аргуэльо.

Из интервью Алексея РЫБНИКОВА

«Меня давно мучила мысль о какой-то неполноценности нашей рок-музыки, об отсутствии в ней национальных русских мотивов. Хотелось создать нечто на русской основе, найти форму и сюжет, в которых отразился бы русский характер. И вот поэма Андрея Вознесенского «Авось!». История русского путешественника Николая Резанова. Мы взяли всего три факта из его биографии, олицетворяющие Мечту, Любовь и Смерть: отплытие парусников «Юнона» и «Авось» к далеким берегам, обручение с 16-летней Кончиттой и смерть на обратном пути в Россию.

Раньше я считал, что стихи А. Вознесенского на музыку не ложатся. Лишь со временем открыл для себя, что к этой поэзии необходимо найти свой музыкальный ключ. В «Юноне» и «Авось» я опирался на старинный романс, русскую романтическую музыку. И все это должно было звучать современно, сочетаться с возможностями электронной музыки».

(Журнал «Студенческий меридиан»)

Из статей народного артиста СССР композитора Родиона ЩЕДРИНА:

«Прежде всего нужно сказать об Андрее Вознесенском... «Авось!». Здесь и историческая достоверность, и беспечная моцартовская фантазия, и отсветы приключенческого романа. В поэме есть юмор, море лирики, возвышенные пронзительные раздумья. Есть и какая-то ибсеновская грусть по женщинам, всю жизнь - словно Сольвейг,- прождавшим своих возлюбленных. Есть высокие человеческие поступки, которые по красоте своей и значимости остаются в истории... Во всем этом - и оценка былого, и перекличка с беспокойными поисками нравственности сегодня...

Музыка Алексея Рыбникова ярко помечена знаком таланта. Мелодическая броскость «Юноны» и «Авось» очевидна с пер вого же прослушивания. Каждая мелодия - это то, что мы на зываем шлягер в добром разумении слова. То есть мелодия сидит в вас и после того, как вы выходите из театра, ...возникая в вашем слуховом сознании весьма долгое время.

Партитура написана человеком, по-настоящему профессионально оснащенным... Рыбников - ученик Арама Ильича Хачатуряна. За ним - подлинная музыкальная культура, эрудиция.

Особое место в партитуре занимают хоровые эпизоды. Осно ванные на подлинной древнерусской музыке, они обретают бла годаря современным способам звукозаписи не традиционно культовое звучание, а воспринимаются как музыкальный образ видений, фантазий Резанова - человека, жившего в начале XIX века и не мыслившего себе мира вне связи с высшими мистиче скими силами.

Работа Рыбникова, созданная на таком уровне философского осмысления темы, на таком уровне музыкальной эрудиции и таланта, поможет аудитории обрести большую степень доверия к поискам серьезной современной музыки».

Рок - опера (мюзикл) Юнона и Авось построена на чувствах и эмоциях, и конечно же, не оставит никого равнодушным.
Сюжет. Камергер Резанов, похоронив жену, решил отдать все свои силы служению России. Его предложения о необходимости попытки наладить торговые отношения с Северной Америкой долго не встречали отклика у властей, но, наконец, ему повелели исполнить желаемое путешествие. Перед отъездом Резанов говорит, что с юных лет его терзает одно обстоятельство, впечатление, которое произвела на него икона Казанской Божьей Матери — с тех пор он относится к Деве Марии скорее как к возлюбленной женщине, нежели как к Матери Божьей. Явившись ему в видении, Богородица говорит ему не ужасаться своему чувству и обещает молиться за него…

Под Андреевским флагом к берегам Калифорнии отплывают два корабля, «Юнона» и «Авось». В испанской в то время Калифорнии близится свадьба Кончиты, дочери губернатора, и сеньора Федерико. Резанов от лица России приветствует Калифорнию, и губернатор приглашает его, как посла императора Александра, на бал в честь шестнадцатилетия своей дочери. На балу Резанов приглашает Кончиту на танец — и это событие становится роковым в их жизнях и в жизни Федерико. Жених открыто ревнует, спутники Резанова заключают циничное пари, сможет ли тот «сорвать калифорнийский цветок». Мужчины понимают, что никто из них не отойдет в сторону без боя.

Ночью Кончита молится Деве Марии в своей спальне. К ней приходит Резанов со словами любви…

В душе Кончиты в этот момент зарождается ответное чувство, и она отвечает Резанову взаимностью.

Но счастливая фортуна с этого момента отворачивается от Резанова. Жених Кончиты вызывает его на дуэль. Дела Российско-Американской компании идут плохо. Скандал, вызванный поступками Резанова, заставляет русских срочно покинуть Сан-Франциско.

Совершив тайную помолвку с Кончитой, Резанов пускается в обратный печальный путь. В Сибири он заболевает горячкой и умирает под Красноярском. А Кончита остается верной своей любви всю оставшуюся жизнь. Прождав Резанова тридцать пять лет — с шестнадцати до пятидесяти двух, она постригается в монахини и в келье доминиканского монастыря Сан-Франциско оканчивает свои дни.

А спустя еще два века, произошел символический акт воссоединения влюбленных. Осенью 2000 года шериф калифорнийского города Бениша, где похоронена Кончита Аргуэльо, привез в Красноярск горсть земли с ее могилы и розу, чтобы возложить к белому кресту, на одной стороне которого выбиты слова Я тебя никогда не забуду, а на другой — Я тебя никогда не увижу.

Еще короче:

Николай Резанов, один из руководителей первой русской кругосветной экспедиции, в 1806 прибыл в Калифорнию для того, чтобы пополнить запасы продовольствия для русской колонии на Аляске. Его полюбила 16-летняя Кончита Аргуэльо, с которой они обручились. Резанов был вынужден вернуться на Аляску, а затем ехать к императорскому двору в Санкт-Петербург, чтобы выхлопотать разрешение на брак с католичкой. Однако по дороге он тяжело заболел и умер в Красноярске в возрасте 42 лет. Кончита не верила доходившим до нее сведениям о смерти жениха. Только в 1842 английский путешественник Джордж Симпсон, прибыв в Сан-Франциско, сообщил ей точные подробности его гибели. Поверив в его смерть лишь тридцать пять лет спустя, она дала обет молчания, а через несколько лет приняла постриг в доминиканском монастыре в Монтерее, где провела почти два десятилетия и скончалась в 1857 году.

«Юнона» и «Авось» — одна из наиболее известных русских рок-опер композитора Алексея Рыбникова на стихи поэта Андрея Вознесенского. Премьера состоялась 9 июля 1981 на сцене Московского театра имени Ленинского комсомола (режиссёр Марк Захаров, постановка танцев Владимира Васильева, художник Олег Шейнцис), в репертуар которого спектакль входит до сих пор.

В названии спектакля «Юнона и Авось» использованы имена двух парусников, «Юнона» и «Авось», на которых совершала своё плавание экспедиция Николая Резанова.

В отличие от предшествующей рок-оперы Рыбникова «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», которую комиссия отклоняла 11 раз, новый спектакль был разрешён сразу. При этом, по воспоминаниям Вознесенского, перед прохождением комиссии Захаров поехал с ним на такси в Елоховский собор, где они поставили свечки у иконы Казанской Божьей матери (которая упоминается в опере). Три освященных иконки они привезли в театр и поставили в гримерке на столике у Николая Караченцова, Елены Шаниной и Людмилы Поргиной, исполнительницы роли Богоматери («Женщины с младенцем», как было написано в программке).

Премьера оперы «Юнона и Авось» состоялась 9 июля 1981 на сцене Московского театра имени Ленинского комсомола, в главных ролях были задействованы Николай Караченцов (Резанов), Елена Шанина (Кончита), Александр Абдулов (Федерико)..