Васнецов три царевны подземного царства описание. Сочинение по картине «Три царевны подземного царства. Описание картины В. М. Васнецова «Три царевны подземного царства

В конце семидесятых годов 19 столетия художнику был дан заказ на три картины для здания управления Донецкой железной дороги. Васнецова всё сильнее тянет к русскому фольклору. Красочнее становятся изображаемые им образы, сказочные сюжеты, и вот, наконец, художник дает жизнь трём прекрасным царевнам: Золотой, Медный и Царевне Каменного угля. Сказочный сюжет художник сумел адаптировать к тематике железных дорог. По сути, девушки на картине олицетворяют собой главные богатства края — золото медь и уголь. Однако, эта картина не удовлетворила членов правления железной дороги, им не понравились статные девушки в роскошных одеждах и стоящая чуть в стороне их скромная подруга. Эту версию картину купил брат Саввы Ивановича — Александр Иванович Мамонтов.

В 1884 году Васнецов создает второй вариант картины. Он меняет цветовую гамму на более светлую, яркую, и позволяет младший царевне опустить руки вдоль тела. Теперь она не кажется маленькой и неуверенной в себе рядом с подругами. Эту картину выкупил меценат и коллекционер Терещенко. Сейчас она находится в Киевском музее русского искусства.

Год написания картины: 1879.

Размеры картины: 152,7 x 165,2 см.

Материал: холст.

Техника написания: масло.

Жанр: мифологическая живопись.

Стиль: романтизм.

Галерея: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия.

Другие картины художника:

Описание картины Виктора Васнецова «Аленушка»

Описание картины Виктора Васнецова «Богатыри»

Описание картины Виктора Васнецова «Витязь на распутье»

Картину «Три царевны подземного царства» в 1880 году заказал Виктору Васнецову промышленник и меценат Савва Мамонтов.

В 1882 году Савва Мамонтов построил Донецкую каменноугольную железную дорогу. Кабинет правления нового предприятия меценат решил украсить картинами молодого талантливого художника Виктора Васнецова. В результате договорённости специально для Мамонтова Васнецов написал три работы: «Три царевны подземного царства», «Ковер-самолет» и «Битва скифов со славянами».

За основу картины «Три царевны подземного царства» взята сказка «Подземные царства». Полотно по замыслу автора должно было олицетворять богатство недр Донбасса. Но члены правления не приняли работу Васнецова. Они посчитали сказочную тему неуместной для служебного помещения.

В 1884 году Васнецов пишет ещё одну версию картины, немного меняя при этом композицию и колорит. Картину приобретает киевский коллекционер и меценат Иван Терещенко.В новой версии изменилось положение рук царевны каменного угля, теперь они лежали вдоль тела, что придало фигуре спокойствие и величавость.

Сын Мамонтова Всеволод вспоминал об этих картинах: «Первая картина должна была изображать далекое прошлое Донецкого края, вторая - сказочный способ передвижения и третья - царевен золота, драгоценных камней и каменного угля - символ богатства недр пробуждённого края».

Так одевались на Руси

Художник всегда был внимателен к истории и прежде, чем приступить к написанию картины внимательно изучал быт эпохи. Виктор Васнецов знал все тонкости костюмов. Двух старших царевен он одел в русские народные костюмы.

Золотая царевна изображена одетой в ферязь. Этот тип одежды с рукавами до пола, где есть прорези для рук, был распространён в допетровской России. На голове у нее коруна - головной убор, который могли носить только незамужние девушки (макушка оставалась открытой, что для семейной женщины было недопустимо). Обычно коруна была элементом свадебного наряда.

Царевна Драгоценных камней, как и Золотая царевна, одета в ферязь, под которой - длинная шелковая рубаха. На руках у нее опястья - элемент русского национального костюма, а на голове - невысокий венец.

Следует отметить, что на Руси старые девы не имели права на ношение одежды замужних женщин. Они плели косу как девушки, покрывали голову платком. Им запрещалось надевать кокошник, сороку, повойник, носить понёву. Ходить они могли лишь в белой рубахе, темном сарафане, нагруднике.

Орнамент на одежде многое мог рассказать о его владельце. Так, например, в Вологодской области, дерево изображалось на рубашках беременных женщин. Курицу вышивали на одежде замужних, белых лебедей - у незамужних девушек. Сарафан синего цвета носили незамужние девушки, готовящиеся к свадьбе или старушки. А вот, например, красный сарафан надевали те, кто только что вышел замуж. Чем больше времени прошло после свадьбы, тем меньше красного цвета женщина использовала в своей одежде.

Младшая царевна

Древнерусская красавица не могла появляться на людях с открытыми руками и непокрытой головой. Но младшая царевна на картине изображена в современном платье с короткими рукавами. Руки её обнажены. Это образ царевны Каменного угля - «черного золота», которое в то время обеспечивало движение поездов.

Противопоставляя одежды царевен, художник хотел подчеркнуть, что полезные свойства каменного угля человечество открыло лишь недавно. Это полезное ископаемое относится к настоящему и будущему, а золото и драгоценные камни - к прошлому.

В 1883–1884 годах по заказу Ивана Терещенко была написана ещё одна версия картины, на которой художник изображает братьев Ивана-царевича, поражённых красотой царевен. Васнецов совмещает разные трактовки сказки. В одной Иван встречает царевен в горах, а в другой - спускается в подземелье по веревке, фрагмент которой нарисован в правом нижнем углу картины. Братья ждали его на поверхности и по сигналу подняли царевича, свою мать и освобождённых пленниц.

«Влюбился в черненькую»

Брат Виктора Васнецова Аполлинарий, тоже живописец, писал ему о XII Передвижной выставке, где был представлен второй вариант картины:
«…Привелось ознакомиться с тем, как относится к твоей картине публика. Производит, несомненно, впечатление и нравится многим, но затрудняются содержанием, и мне привелось несколько раз вступить в объяснения сюжета. Что же касается меня лично, то я просто влюбился в чёрненькую, прелестна и золотая, но немного горда; одежда на последней, по-моему, сделана так, что ничего нет на выставке, что бы сравнилось по широте письма и натуральности...» (Виктор Васнецов. «Письма. Дневники. Воспоминания»).

Сказочница и исследователь

Сегодня мой сказ про картину Виктора Васнецова «Три царевны подземного царства»:) Полотно это примечательно тем, что имеется аж в двух вариантах, сюжеты которых несколько отличаются.

Итак, на обеих картинах, как следует из названия, изображены три царевны, образы которых автор взял из русской народной сказки «Подземные царства» или «Три подземных царства: медное, серебряное и золотое». Однако нельзя сказать, что картина является прямой иллюстрацией, так как Васнецов придал образам царевен несколько иной смысл. Он заменил серебряную царевну на самоцветную, а медную - на угольную. И все вместе они стали олицетворять богатства земных недр, а так же то, что уголь из этих богатств далеко не самое последнее.

Облачив третью девушку в черный наряд, художник придает ей больше скромности и в то же время усиливает её значимость, ведь уголь несет тепло и свет людям. Главные героини на картине именно царевны и только их мы и видим в первом варианте, созданном в 1881 году.

Хочу отметить, что веревка изображенная на этом полотне и уходящая в глубокую яму, вызывала у меня большой интерес. Но тут, чтобы понять, что к чему, стоит обратить внимание на второй вариант того же холста. На киевской копии, созданной в 1884 году, мы можем видеть уже не только царевен, но и двух вооруженных мужчин в самом углу картины, склонившихся перед девушками.


Кликабельно

Тут-то, чтобы узнать, кто они такие, пришлось обратиться к сказке, которая и вдохновила Васнецова на создание сюжета картины. Если пересказывать в двух словах, то из сказки следует, что вооруженные мужчины - это два брата Ивана-царевича, который отправились вместе с ним искать похищенную Анастасию Прекрасную, свою матушку. В процессе поисков Иван проявил недюжинную отвагу и даже спустился под землю, где и познакомился с Медной, Серебряной и Золотой царевнами. Одолев похитителя матери Ворона Вороновича, молодой человек собрался обратно на землю прихватив с собой и матушку, и всех трех царевен. Однако пострадал из-за своего благородства, потому что пока братья вытаскивали на поверхность красавиц, они передумали вытаскивать самого Ивана и обрезали веревку. Именно этот момент мы и видим на картине. Два брата-злодея, обрезанная веревка, и девицы, взирающие на душегубов. Золотая и самоцветная царевны смотрят со спокойствием и надменностью, но угольная с печалью и слезами отчаяния. В сказке именно третья сестра была возлюбленной Ивана-царевича, и только она не предала его память, правда в сказке эта героиня была царевной не угольного, а золотого царства, без аллегорий:)

Вообще сама сказка примечательна тем, что у неё очень много вариаций, а одна из них - настоящий сборник-компиляция сказочных сюжетов, использованных в других сказочных историях. Речь идет о «Подземных царствах» и такой сюжетной солянки я еще нигде не видала. Например, в ней есть Ворон Воронович известный нам по сказке «Солнце, Месяц и Ворон Воронович»; девушки-птицы, что купаются, приняв человеческий облик, и как следствие одна из них лишается какой-то вещи возвращаемой потом за выкуп («Василиса Премудрая», «Морской царь и Настасья Премудрая»); молодцы, что выполняют желания обладателя волшебной вещи (как в «Волшебном кольце» или «Поди туда не знаю куда»); ну и как апофеоз всего этого купание в кипящем молоке с последующим превращением в красавца и смерть царя при попытке совершить такое же омовение («Конек-горбунок»).

А еще этот вариант сказки примечателен тем, что главный герой полюбил золотую царевну после длительных бесед (то есть за ум, а не за красоту), а так же адюльтером похищенной царицы и намерением царя жениться на невесте сына. Ниже текст этой истории:) Взято отсюда , иллюстрации из диафильма "Морской царь и Настасья Премудрая", в исполнении Ирины Ивановны Большаковой.

Подземные царства
Русская народная сказка

В то давнее время, когда мир наполнен был лешими, ведьмами да русалками, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки, в то время жил-был царь по имени Горох с царицею Анастасьей Прекрасною; у них было три сына-царевича.

И вдруг сотряслась беда немалая - утащил царицу нечистый дух. Говорит царю старший сын: "Батюшка, благослови меня, поеду отыскивать матушку!" Поехал и пропал; три года про него ни вести, ни слуху не было. Стал второй сын проситься: "Батюшка, благослови меня в путь-дорогу, авось мне посчастливится найти и брата, и матушку!" Царь благословил; он поехал и тоже без вести пропал - словно в воду канул.

Приходит к царю младший сын, Иван-царевич: "Любезный батюшка, благослови меня в путь-дорогу, авось разыщу и братьев, и матушку!" - "Поезжай, сынок!"
Иван-царевич пустился в чужедальнюю сторону; ехал-ехал и приехал к синю морю, остановился на бережку и думает: "Куда теперь путь держать?" Вдруг прилетели на море тридцать три колпицы, ударились оземь и стали красными девицами - все хороши, а одна лучше всех; разделись и бросились в воду. Много ли, мало ли они купались - Иван-царевич подкрался, взял у той девицы, что всех краше, кушачок и спрятал за пазуху.

Искупались девицы, вышли на берег, начали одеваться - одного кушачка нет. "Ах, Иван-царевич, - говорит красавица, - отдай мне кушачок!" - "Скажи прежде, где моя матушка?" - "Твоя матушка у моего отца живет - у Ворона Вороновича. Ступай вверх по морю, попадется тебе серебряная птичка - золотой хохолок: куда она полетит, туда и ты иди!"

Иван-царевич отдал ей кушачок и пошел вверх по морю; тут Повстречал своих братьев, поздоровался с ними и взял с собой.

Идут они вместе берегом, увидели серебряную птичку - золотой хохолок и побежали за ней следом. Птичка летела, летела и бросилась под плиту железную, в яму подземельную. "Ну, братцы, - го-ворит Иван-царевич, - благословите меня вместо отца, вместо матери: опущусь я в эту яму и узнаю, какова земля иноверная, не там ли наша матушка!" Братья его благословили, он обвязался веревкой, и полез в ту яму глубокую, и спускался ни много, ни мало - ровно три года; спустился и пошел путем-дорогою.

Шел-шел, шел-шел, увидел медное царство: во дворе сидят тридцать три девицы-колпицы, вышивают полотенца хитрыми узорами - городами с пригородками. "Здравствуй, Иван-царевич! - говорит царевна медного царства. - Куда идешь, куда путь держишь?" - "Иду свою матушку искать!" - "Твоя матушка у моего отца, у Ворона Вороновича; он хитёр и мудёр, по горам, по долам, по вертепам, по облакам летал! Он тебя, добра молодца, убьет! Вот тебе клубочек, ступай к моей средней сестре - что она тебе скажет. А назад пойдешь, меня не забудь!"

Иван-царевич покатил клубочек и пошел вслед за ним. Приходит в серебряное царство, и тут сидят тридцать три девицы-колпицы. Говорит царевна серебряного царства: "Доселева русского духа было видом не видать, слыхом не слыхать, а нынче русский дух воочию проявляется! Что, Иван-царевич, от дела лытаешь али дела пытаешь?" - "Ах, красная девица, иду искать матушку!" -"Твоя матушка у моего отца, у Ворона Вороновича; и хитер он, и мудёр, по горам, по долам летал, по вертепам, по облакам носился! Эх, царевич, ведь он тебя убьет! Вот тебе клубочек, ступай-ка ты к младшей моей сестре - что она тебе скажет: вперед ли идти, назад ли вернуться?"

Приходит Иван-царевич к золотому царству, и тут сидят тридцать три девицы-колпицы, полотенца вышивают. Всех выше, всех лучше царевна золотого царства - такая краса, что ни в сказке сказать, ни пером написать. Говорит она: "Здравствуй, Иван-царевич! Куда идешь, куда путь держишь?" - "Иду матушку искать!" - "Твоя матушка у моего отца, у Ворона Вороновича; и хитер он, и мудер, по горам, по долам летал, по вертепам, по облакам носился. Эх, царевич, ведь он тебя убьет! На тебе клубочек, ступай в жемчужное царство: там твоя мать живет. Увидя тебя, она возрадуется и тотчас прикажет: "Няньки-мамки, подайте моему сыну зелена вина!" А ты не бери, проси, чтоб дала тебе трехгодовалого вина, что в шкапу стоит, да горелую корку на закусочку. Не забудь еще: у моего батюшки есть на дворе два чана воды - одна вода сильная, а другая малосильная; переставь их с места на место и напейся сильной воды; а когда будешь бороться с Вороном Вороновичем и побеждать его, проси у него только посошок-перышко".

Долго царевич с царевной разговаривали и так полюбили друг друга, что и расставаться им не хочется, но делать нечего - попрощался Иван-царевич и отправился в путь-дорогу.

Шел-шел, приходит к жемчужному царству. Увидела его мать, обрадовалась и крикнула: "Мамки-няньки! Подайте, моему сыну зелена вина!" - "Я не пью простого вина, подайте мне трехгодовалого, а на закуску горелую корку!" Выпил царевич трехгодовалого вина, закусил горелою коркою, вышел на широкий двор, переставил чаны с места на место и принялся сильную воду пить.

Вдруг прилетает Ворон Воронович; был он светел, как ясный день, а увидел Ивана-царевича - и сделался мрачней темной ночи; опустился к чану и стал тянуть бессильную воду.

Тем временем Иван-царевич пал к нему на крылья; Ворон Воронович взвился высоко-высоко, носил его и по долам, и по горам, и по вертепам, и по облакам и начал спрашивать: "Что тебе нужно, Иван-царевич? Хочешь - казной наделю?" - "Ничего мне не надобно, только дай мне посошок-перышко!" - "Нет, Иван-царевич! Больно в широки сани садишься!"

И опять понес его Ворон по горам и по долам, по вертепам и облакам. А Иван-царевич крепко держится; налег всей своей тяжестью и чуть-чуть не обломил ему крылья. Вскрикнул Ворон Воронович: "Не ломай ты мои крылышки, возьми посошок-перышко!" Отдал царевичу посошок-перышко, сам сделался простым вороном и полетел на крутые горы.

А Иван-царевич пришел в жемчужное царство, взял свою матушку и пошел в обратный путь; смотрит - жемчужное царство клубочком свернулось да вслед за ним покатилось.

Пришел в золотое царство, потом в серебряное, а потом и в медное, взял с собою трех прекрасных царевен, а те царства свернулись клубочками да за ними же покатились. Подходит к веревке и затрубил в золотую трубу: "Братцы родные! Если живы меня не выдайте!"

Братья услыхали трубу, ухватились за веревку и вытащили на белый свет душу - красную девицу, медного царства царевну; увидели ее и начали меж собой ссориться: один другому уступить ее не хочет. "Что вы бьетесь, добрые молодцы! Там есть еще лучше меня красная девица!" - говорит царевна медного царства.

Царевичи опустили веревку и вытащили царевну серебряного царства. Опять начали спорить и драться; один говорит: "Пусть мне достанется!" А другой: "Не хочу! Пусть моя будет!" - "Не ссорьтесь, добрые молодцы, там есть еще краше меня девица", - говорит царевна серебряного царства.
Царевичи перестали драться, опустили веревку и вытащили царевну золотого царства. Опять было принялись ссориться, да царевна-красавица тотчас остановила их: "Там ждет ваша матушка!"

Вытащили они свою матушку и опустили веревку за Иваном-царевичем; подняли его до половины и обсекли веревку. Полетел Иван-царевич в пропасть и крепко ушибся - полгода лежал без памяти; очнувшись, посмотрел кругом, припомнил все, что с ним сталося, вынул из кармана посошок-перышко и ударил им о землю. В ту же минуту явилось двенадцать молодцев: "Что, Иван-царевич, прикажете?" - "Вынести меня на вольный свет!" Молодцы подхватили его под руки и вынесли на вольный свет.

Стал Иван-царевич про своих братьев разведывать и узнал, что они давно поженились: царевна из медного царства вышла замуж за среднего брата, царевна из серебряного царства - за старшего брата, а его наречённая невеста ни за кого не идет. И вздумал на ней сам отец-старик жениться: собрал думу, обвинил свою жену в том, что совет держит со злыми духами, и велел отрубить ей голову; после казни спрашивает он царевну из золотого царства: "Идешь за меня замуж?" - "Тогда пойду за тебя, когда сошьешь мне башмаки без мерки!"

Царь приказал клич кликать, всех и каждого выспрашивать: не сошьет ли кто царевне башмаков без мерки? На ту пору приходит Иван-царевич в свое государство, нанимается у одного старичка в работники и посылает его к царю: "Ступай, дедушка, бери на себя это дело. Я тебе башмаки сошью, только ты на меня не сказывай!" Старик пошел к царю: "Я готов за эту работу взяться!"

Царь дал ему товару на пару башмаков и спрашивает: "Да потрафишь ли ты, старичок?" - "Не бойся, государь, у меня сын чеботарь!"
Воротясь домой, отдал старичок товар Ивану-царевичу, тот изрезал товар в куски, выбросил за окно, потом отворил золотое царство и вынул готовые башмаки: "Вот, дедушка, возьми, отнеси к царю!"

Царь обрадовался, пристает к невесте: "Скоро ли к венцу ехать?" Она отвечает: "Тогда за тебя пойду, когда сошьешь мне платье без мерки!"
Царь опять хлопочет, сбирает к себе всех мастеровых, Дает им большие деньги, только чтоб платье без мерки сшили. Иван-царевич говорит старику: "Дедушка, иди к царю, возьми материю, я тебе платье сошью, только на меня не сказывай!"

Старик поплелся во дворец, взял атласа и бархата, воротился домой и отдал царевичу. Иван-царевич тотчас за ножницы, изрезал на клочки весь атлас и бархат и выкинул за окно; отворил золотое царство, взял оттуда что ни есть лучшее платье и отдал старику: "Неси во дворец!"
Царь радёхонек: "Что, невеста моя возлюбленная, не пора ли нам к венцу ехать?" Отвечает царевна: "Тогда за тебя пойду замуж, когда возьмешь старикова сына да велишь в молоке сварить!" Царь не задумался, отдал приказ - и в тот же день собрали со всех дворов по ведру молока, налили большой чан и вскипятили на сильном огне.

Привели Ивана-царевича; начал он со всеми прощаться, в землю кланяться; бросили его в чан: он раз нырнул, другой нырнул, выскочил вон и сделался таким красавцем, что ни в сказке сказать, ни пером написать. Говорит царевна: "Посмотри-ка, царь! За кого мне замуж идти: за тебя ли, старого, или за него, доброго молодца?" Царь подумал: "Если и я в молоке искупаюсь, таким же красавцем сделаюсь!" Бросился в чан и сварился в молоке.

А Иван-царевич поехал с царевной венчаться; обвенчались, выслал он своих братьев из царства и стал с царевной жить-поживать да добра наживать.

Васнецова мы помним по известным со школы «Трем богатырям» и «Иване Царевиче на сером волке». А сегодня давайте обратим внимание на не такую известную, но очень интересную работу мастера — «Три царевны подземного царства». Поверьте, ей есть чем удивить нас!

Савва Мамонтов

Как-то странно, что великие художники, чьи работы можно видеть в лучших музеях, работали на заказ. Нуждались, зарабатывали, писали даже для украшения офисов и квартир. Как-то не вяжется. А тем не менее это так и именно с таким вот заказом и связана история этой удивительной картины.

Итак, у Виктора Васнецова был друг — Савва Мамонтов. А надо сказать, это был известный в то время (а увлекающимся искусством и сейчас) предпрениматель и меценат. Это значит, что он поддерживал художников «безвозмездно, то есть даром».

Вот он, Савва, видите — вальяжно развалился на диване на картине Репина. Почти новый русский. И как знать, что было бы с русским искусством, не будь Саввы, определенно в Третьяковке стало бы меньше картин. Хотя был еще конечно и сам Третьяков, и другие меценаты, да не о том речь. Значение Саввы для искусства переоценить невозможно — вот что я хотела сказать.

Савва очень хотел поддержать своего друга художника Васнецова, предоставив ему хороший заказ. Он пришел в управление Донецкой железной дороги, членом которой являлся, и убедил коллег, что лучшим украшением их офиса будут работы Виктора Михайловича. Ударили по рукам и Васнецов с радостью принялся за работу.

Тут надо отметить, что Виктор был большой любитель сказок и всякого русского творчества и подошел к заказу весьма творчески. «Три царевны подземного царства» были кстати не единственной картиной заказа, была еще парочка -«Ковёр-самолет» и «Битва скифов со славянами». И все картины, как несложно догадаться, получились очень волшебными. И были бы хороши для…учебника, например, или хотя бы галереи. Но никак не офиса, где серьезные люди решали серьезные задачи. Вот как посчитали заказчики — и отказали покупать полотна.

Чтож, пришлось Савве решать вопрос. Картины были выкуплены — семьей мецената.

Но давайте остановимся детальнее на «Трех царевнах». Какой интересный замысел родился в голове художника. В то время в Донбасе начали добывать полезные ископаемые — золото, драгоценные камни и уголь. Есть такая сказка — «Подземные царства», вот ее-то Васнецов и взял за основу, добавив царевну угля. То есть он в своей картине сделал такой интересный образ богатств этого края, изобразив их в виде королевских особ. Вы только посмотрите на этих женщин — золото, драгоценные камни и уголь! Это не картина, а целый спектакль!

Видимо, так посчитал и Васнецов (и не только) и В 884 он создал вторую версию этой работы, с небольшими изменениями. Ее приобрел меценат и коллекционер из Киева Терещенко.

Сейчас картина «Три царевны подземного царства» украшает стены Третьяковской галереи, и тем кто живет в Москве или гостит в столице, очень рекомендую рассмотреть «девушек» подробнее.

Одним из важных этапов становления В. Васнецова , как первопроходца сказочного жанра в русской живописи, стал заказ промышленником и меценатом Саввой Мамонтовым в 1880 году трех картин для правления Донецкой железной дороги. Одна из этих картин - «Три царевны подземного царства». Как и «Ковёр-самолет» она несла аллегорический смысл и олицетворяла богатства, скрытые в недрах Донбасса. Хотя в итоге правление отказалось от покупки картин, их приобрели братья Мамонтовы. А в 1884 году Васнецов снова обратился к этому сюжету, немного дополнив исходный вариант. Эту картину приобрел коллекционер и меценат И. Терещенко.

Сюжет картины основан на русской народной сказке «Подземные царства». Согласно ей Иван Царевич со своими братьями искали свою матушку Анастасию Прекрасную, похищенную Вороном Вороновичем. Для этого ему пришлось спуститься под землю, где он познакомился с царевнами подземных царств: Медной, Серебряной и Золотой. Победив злодея, герой собрался обратно наверх, вместе с матушкой и тремя царевнами. Но его братья, увидев красавец, передумали вытаскивать Ивана и перерезали веревку. Именно этот момент и изобразил Васнецов. На первой версии картины показаны только сами царевны, а в варианте 1884-го года присутствуют и два брата, склонившиеся в низких поклонах перед красавицами.

В угоду своему замыслу, художник заменил Серебряную и Медную царевен на Угольную и Драгоценных камней. Эти три прекрасные девушки, сияющие красотой нарядов, и стали персонажами картины. В центре находится царевна Драгоценный камней. Ее величественная осанка и гордая, высоко поднятая голова, говорят о благородном происхождении. У неё прекрасное лицо: горящий румянец, соболиные брови, алые губы. Поражает и её наряд: дорогое платье, расшитое причудливым орнаментом с вкраплениями драгоценных камней: изумрудных, розоватых, бирюзовых, красных и желтых, дополненное массивными бусами на груди и венцом из самоцветов.

Слева от неё стоит величественная царевна Золота в сверкающем золотом одеянии. Замысловатый узор на её платье дополняется богатой россыпью самоцветов, которые украшают рукава и подол платья. На царственной голове сияет блеском драгоценных камней корона-кокошник. Но её прекрасное лицо печально, в опущенных глазах чувствуется тоска. Хотя, кому-то кажется, что у царевны Золота надменное выражение лица.

Чуть в стороне от своих величественных сестер стоит робкая Угольная царевна. Её наряд отличается скромностью, в нём нет вычурности и пышности одеяний её сестер. Простое, но изысканное парчовое черное платье, блестящие черные волосы, ниспадающие на плечи, печаль на белоснежном лице - художник сделал её самой человечной из своих героинь. В версии 1881 года Угольная царевна держит руки сомкнутыми, что придает ее образу еще большую трагичность, ведь по сюжету сказки ее прототип был возлюбленной Иван Царевича. Во втором варианте картины Васнецов изменил положение её рук, расположив их вдоль тела, придав фигуре младшей царевны спокойствие и величавость. Глыбы черных скал на втором плане, красное закатное небо придают картине монументальности. А контрастное сочетание земли и неба, на фоне которого показаны похищенные царевны, подчеркивает тревогу и волнение героинь.