Сказочно былинный жанр волшебный мир сказки иллюстрации. Конспект урока по ИЗО на тему "Сказочно-былинный жанр. Волшебный мир сказки" (7-й класс). Оборудование и материалы

7 класс Тема: Сказочно-былинный жанр. Волшебный мир сказок.

1. Общие сведения об уроке: урок проводился __ февраля 20 __ года в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении Савдянской средней общеобразовательной школе имени Таранова, в 7 классе. Учитель – Бочарова Ирина Владимировна. На уроке присутствовало 9 учащихся. 1 урок по расписанию. Урок проводился в классе.
Обстановка в классе: класс чисто убран, Все учащиеся готовы к уроку.
Оборудование:
для учителя – презентации «Жанры ИЗО», рисунки на доске, карты рисования сказочных героев.
для учащихся – альбом для рисования, кисть, гуашь, акварельные краски.
Организация начала урока: учащиеся приветствовали учителя стоя.
Тема урока: Ребята в ходе выполнения задания раскрывают тему урока.
Цели:
Образовательная – сформировать представление о сказочно-былинном жанре на примере изображения иллюстраций к сказкам
Воспитательная – воспитывать любовь к народному искусству, уважение к народному мастеру, создающему красоту на радость людям.
Развивающая – развитие общего кругозора, памяти, речи, мышления.
Тип урока: Изучение нового материала.
Основная цель данного типа урока – дать учащимся знания по новой теме урока. Урок состоит из организационного момента, закрепление изученного материала изложение нового теоретического материала и инструкции по выполнению практического задания.
К уроку приготовилась своевременно, подготовила весь наглядный материал, который будет необходим на уроке. Содержание, тематическая направленность и технология проведения полностью соответствовали уровню развития класса.
Учебное время мною было рационально использовано. Урок начала с организационного момента, который начался с трудового настроя учащихся на урок. С помощью схем и рисунков подвела учащихся к теме сегодняшнего урока, где непосредственно учащиеся чётко раскрыли цели и задачи урока.
Изложение нового материала – основная часть этого типа урока – проводится методом объяснения, рассказа с элементами демонстрации. Для повышения эффективности учебного процесса, на уроке использовала схемы последовательности зарисовки сказочных персонажей. Для полного сравнения отличительных особенностей были представлены сюжетно-тематические картины по необходимости.
Закрепление нового материала провела в форме игры – презентации «Сказочные герои говорят». На данном этапе очень хорошо прослеживались знания учащихся, которые были получены во время изложения теоретического материала.
Прежде чем перейти к самостоятельной работе, была проведена физ. минутка, для сохранения здоровье-сбережение учащихся.
В ходе самостоятельной работы учителем оказывалась индивидуальная помощь учащимся, исходя из индивидуальных способностей.
По окончании урока была проведена выставка работ учащихся, где был проведён анализ работ: что получилось, а что нет? Я чётко смогла проследить, как учащиеся усвоили данную тему. Оценивание учащихся.
Урок был закончен в стихотворной форме.


Сказочно-былинный жанр. (мифологический жанр) (Урок- рассуждение) Цели: 1.Сформировать представления о сказочно былинном жанре в живописи на примере творчества В. Васнецова и И. Билибина, М. Врубеля. 2.Воспитывать нравственно – эстетическое отношение к миру, любовь и интерес к искусству. 3 Развивать навыки поисковой работы и коллективного восприятия, творческое отношение к выполнению задания. План урока 1Беседа об особенностях сказочно- былинного жанра. 2.Рассказ – сообщение о жизни и творчестве И.Билибина, В.Васнецова, М.Врубеля. 3. Выполнение теста –задания. 4. Подведение итогов и анализ задания.


От греческого (my thos) – предание. Жанр изобразительного искусства, посвящённый событиям и героям, о которых рассказывают мифы,легенды, предания. Мифологический жанр формируется в эпоху Возрождения, когда античные легенды дали богатейшие сюжеты для картин С. Боттичелли, Джорджоне, фресок Рафаэля.


Васнецов Виктор Михайлович (г.) (г.)Богатыри «Преданья старины глубокой»












Билибин Иван Яковлевич (г.) Является ярким представителем «модерна» в русской графике, создал орнаментально – декоративный графически выразительный « билибинский стиль» книжной иллюстрации, основанный на стилизации мотивов народного лубка, вышивок, резьбы по дереву.






Врубель Михаил Александрович (г.) …За морем царевна есть, Что не можно глаз отвесть: Днём свет божий затмевает, Ночью землю освещает Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит. А.С. Пушкин




Тестовое задание 1. вариант Кто из братьев Васнецовых создал картину «Богатыри»: Виктор или Аполлинарий? По проекту какого русского художника выполнен фасад здания Третьяковской галереи? Сидящий, летящий, поверженный…И всё один и тот же персонаж одного и того же художника, только картины разные. Назовите художника и персонаж. 2. вариант Кто из братьев Васнецовых написал картины «Московский Кремль при Иване Калите» и «Московский Кремль при Дмитрии Донском»: Виктор или Аполлинарий? В 1896 г. Павлу Михайловичу Третьякову присвоили высокое звание «Почётный гражданин Москвы». Какой художник расписывал эту грамоту? Назовите российского художника,автора картины «Царевна Лебедь».





Слайд 2

Что узнаем

Что такое сказочно-былинный (мифологический) жанр. Познакомимся с картинами известных художников, которые работали в сказочно-былинном (мифологическом) жанре. В. М. Васнецов. Царевна – Несмеяна.

Слайд 3

Сказочно- былинный (мифологический) жанр

Сказочно- былинный (мифологический) жанр – это жанр изобразительного искусства, включающий в себя картины, написанные на сюжеты мифов, легенд, преданий, былин и сказок. Жанр зародился в средневековом искусстве, когда древнегреческие мифы перестали быть верованиями, а стали литературными рассказами. М. Врубель Пан.

Слайд 4

Виктор Михайлович Васнецов (1848 – 1926)

В развитии русской культуры очень значима роль В. М. Васнецова. Его называют «певцом русской сказки». Он написал много картин на сказочные и былинные сюжеты. Они производят на зрителя огромное впечатление. Давайте их рассмотрим. В. М. Васнецов. Автопортрет.

Слайд 5

В. М. Васнецов. Богатыри.

Какое чувство вызывает у вас картина?

Слайд 6

Витязь на распутье

О чём задумался витязь?

Слайд 7

Алёнушка

Почему грустит Алёнушка? Одно из лучших произведений художника, создающее сказочный образ сестрицы Алёнушки. Тёмный лес на втором плане, тёмная холодная вода подчёркивают печаль девушки, её беззащитность

Слайд 8

Иван царевич на сером волке.

Сквозь мрачный зловещий лес мчит Серый Волк Ивана – царевича с Василисой Прекрасной. Не просто иллюстрация к знакомой с детства сказке, но и сказ о дружбе и товариществе, любви и верности. Так же картина полна оптимизма, ведь даже в таком мрачном лесу есть нежная цветущая яблонька.

Слайд 9

Баба-Яга

  • Слайд 10

    Кощей Бессмертный

  • Слайд 11

    Ковёр - самолёт

  • Слайд 12

    Царевна - лягушка

  • Слайд 13

    Снегурочка

  • Слайд 14

    Михаил Врубель (1856-1910)

    Врубель во всём опережал своё время. Он открыл новые возможности цвета, научился передавать объём с использованием многочисленных ломающихся граней. Это позволило ему так гениально написать своих сказочных героев. М. Врубель. Автопортрет.

    Слайд 15

    М. А. Врубель. Демон.

    Какой демон у Врубеля? Жестокий, мягкий, свободный, задумчивый, лиричный, злобный, сильный, погружённый, печальный, бунтующий.

    Слайд 16

    Царевна – лебедь

    Какой момент из сказки запечатлел художник? Гармоническое соединение фантастического и реального видим и в картине "Царевна-Лебедь». Композиция построена таким образом, что создается впечатление, будто мы заглянули в сказочный мир, где внезапно появляется и вот-вот исчезнет волшебная девушка-птица, плывущая к далекому таинственному берегу. Последние лучи солнца играют на нежном оперении, переливаясь радужными красками. Девушка оборачивается, тонкое, нежное лицо печально, загадочной грустью светятся глаза; в них щемящая тоска одиночества.

    Слайд 17

    «Пан»

    В картине "Пан» греческий бог превращается в русского лешего. Старый, морщинистый, с бездонными голубыми глазами, узловатыми, словно сучья, пальцами, он как будто возникает из замшелого пня. Фантастическую колдовскую окраску приобретает характерный русский пейзаж - безбрежные влажные луга, извилистая речушка, тонкие березки, застывшие в тишине опускающихся на землю сумерек, озаренные багрянцем рогатого месяца...

    Слайд 18

    ИванЯковлевичБилибин(1876 –1942)

    Иван Яковлевич Билибин – известный русский график-иллюстратор и театральный художник. «Билибинский стиль», характерный для его книжных иллюстраций, основан на символах русского народного творчества. Иллюстрации И. Я. Билибина к сказкам и былинам воссоздают фантастический и сказочный мир.

    Слайд 19

    Иллюстрация к сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

    Обратите внимание на орнамент по краю рисунка, взятый из народных орнаментов

    Слайд 20

    Иллюстрация к «Сказке о золотом петушке»

  • Слайд 21

    Иллюстрация к сказке

    К какой сказке сделана иллюстрация? Почему художник выбрал для данного рисунка такую рамку?

    Слайд 22

    ВасильевКонстантин Алексеевич

    Константин Алексеевич Васильев (1942-1976) - русский художник, творческое наследие которого насчитывает более 400 произведений живописи и графики: портреты, пейзажи, сюрреалистические композиции, картины былинного, мифологического и батального жанров. Необыкновенное дарование, богатый духовный мир и полученное образование позволили Константину Васильеву оставить свой, ни с чем несравнимый, след в русской живописи. Его полотна легко узнаваемы

    —Обращаясь к темам фольклорной мифологии, Васнецов радикально изменил русский исторический жанр, сочетая исторические реалии, воспроизведенные с археологической достоверностью, с волнующей атмосферой легенды. Содержание своих картин он черпал из прекрасного, романтического мира народной фантазии.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Виктор Михайлович Васнецов 1848 - 1926 Сказочно – былинный жанр в живописи

    Автопортрет

    Виктор Михайлович Васнецов родился 15 мая 1848 года в русском селе Лопьял Уржумского уезда Вятской губернии (ныне Кировская область), в семье православного священника Первоначально обучался в духовной семинарии в Вятке (1862-67), затем, увлекшись искусством, поступил в рисовальную школу при петербургском Обществе поощрения художеств, где в 1867-68 учился под руководством И. Н. Крамского. В 1868-75 совершенствует мастерство в петербургской Академии художеств. С 1878 - член Товарищества передвижных художественных выставок.

    Художник любил бродить по старым московским улочкам. А возвратившись домой, часто говорил: «Сколько я чудес видел!» Перед собором Василия Блаженного не мог сдержать слез. Увиденное и пережитое вызрело в картине «Царь Иван Васильевич Грозный»

    Картина «Царь Иван Васильевич Грозный»

    Фигура царя занимала почти все полотно. Иван Грозный, oдeтый в парчовый опашень, в шапочке с образками, в шитых рукавицах, спускался по крутой лестнице. Его облик был величественен, лицо выражало волю, большой ум и в то же время - подозрительность, озлобленность и гнев. Строго выдержанная цветогамма картины создавала впечатление монументальности.

    После побоища Игоря Святославича с половцами

    В картине «После побоища Игоря Святославича с половцами», художник хотел торжественно-печально и поэтично воспеть героизм русских воинов, как это сделал создатель «Слова о полку Игореве». Вот почему он изобразил не ужасы битвы, а величие смерти за родину. Покоем веет от тел павших. Прекрасный могучий богатырь, лежащий с широко раскинутыми руками, и юный княжич в лазоревых одеждах олицетворяли идею беззаветного служения Родине.

    Витязь на распутье

    Сумеречная степь, поле былой битвы с разбросанными по нему костями. Догорает вечерняя заря. Предостерегающе стоит на перекрестке трех дорог камень-вещун. Погружен в глубокую думу остановившийся перед ним витязь

    Богатыри

    В картине «Богатыри»любимые народом герои русских былин предстают как защитники своего народа. В сочетании храбрости и гордости, сметки и ловкости, несгибаемого величия духа воплощенa в картине Васнецова богатырская застава дpeвнeй Руси. В лаконичном пейзаже ощутимо переданы просторы, необъятность русских полей.

    Аленушка

    Одним из наиболее поэтичных творений художника является картина « Аленушка » - образ горькой сиротской доли. На камне у воды сидит одинокая печальная девочка. Вокруг лесок. И, точно принимая участие в её горе, склоняются к сиротке осинки, охраняют ее стройные елочки, ласково щебечут над ней ласточки. В карих глазах Аленушки горе, и, как ее горе, темен и глубок омут. Капают слезы, и летят вниз золотые листочки.

    Любовь к фольклору, к русской народной сказке Васнецов пронес через всю жизнь. Полна поэтической сказочности его картина «Ковер-самолет» (1880). Силуэт ковра, распростертого, как диковинная птица, и пустынные степи далеко внизу, и удачливый Иванушка - все это волнует воображение зрителя, вызывая в нем любимые с детства образы.

    Ковер- самолет

    Из картин Васнецова на сказочные сюжеты известны «Иван-царевич на сером волке», «Три царевны подземного царства», «Спящая царевна», «Снегурочка» и другие.

    Иван-Царевич на Сером Волке

    Снегурочка - персонаж народной сказки о сделанной из снега девочке, которая ожила. Как все иные персонажи Васнецова, Снегурочка отражает идеал красоты, «чистой заснеженной России», и природа полностью повторяет настроение героини. Неизвестный лес, раскиданные ёлочки, мрачное, но лунное небо и искрящийся под луной ярким блеском снег.

    Снегурочка

    Картина « Спящая царевна » переносит нас в самую настоящую сказку. Яркие сочные краски только подчеркивают необычность происходящего перед нами. Расписной терем, медведь и павлины, сидящие на ветвях, шут и молодой гусляр, изумрудная зелень лесов - все это похоже на детский радостный сон. Так и есть, мы застали как раз то мгновение, когда царевна уколола палец веретеном, и сбылось грозное предсказание - заснула не только девушка, но и все огромное царство. Люди, птицы, звери, цветы и деревья - все спят. Кажется, ни один ветерок не смеет потревожить заколдованный дворец, ни один звук сюда не донесется.

    Спящая царевна

    Картина «Три царевны подземного царства» изображает трех царевен: золота, драгоценных камней и каменного угля - таинственных земных недр. Она написана на сюжет одноименной сказки. Крестьянский сын Иван, спустившись под землю, нашел царство золотое, драгоценных камней и железное и вывел на землю царевен этих царств. Васнецов изображает трех царевен в роскошных убранствах, символизирующих богатство недр Земли.

    Три царевны подземного царства

    БОЯН (Баян), русский песнотворец 11 - 12 вв., слагавший песни-славы в честь подвигов князей. Впервые упомянут в "Слове о полку Игореве. Баян запечатлен художником во время «магического процесса» - исполнения песен. Седые длинные волосы этого героя развеваются на ветру, на его лице выделяются большие горящие глаза, направленные куда-то вдаль... Окружившие его воины олицетворяют ту силу, что призвана защитить Россию.

    Обращаясь к темам фольклорной мифологии, Васнецов радикально изменил русский исторический жанр, сочетая исторические реалии, воспроизведенные с археологической достоверностью, с волнующей атмосферой легенды. Содержание своих картин он черпал из прекрасного, романтического мира народной фантазии.