Исследовательский проект по русскому языку имя и характер. Выбор имени - серьезная задача. Ведь дают его до конца жизни. И оно имеет значение не только для самого названного, но и для множества людей, соприкасающихся с ним. величайших русских ученых

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Подписи к слайдам:

Проект по русскому языку ученика 3 – А класса МКОУ «Васильевская СШ» Тихонова Александра

«Тайна

моего

имени»

Почти каждый из нас хоть раз задавался вопросом, что обозначает то или иное имя для мальчика и девочки. Нам интересно узнать каково точное значение имени, которым нарекли нас наши родители, какова его история, этимология, что это имя означает для других людей, и что предрекает нам. Полная тайна имени может раскрыть для нас черты характера наших друзей, близких и коллег, помочь избежать ошибок в общении с ними.

Ведь многим наиболее важно не само толкование имени, а то, как оно влияет на судьбу.

Происхождение имени Александр

Имя Александр - русское, еврейское,

православное, католическое. Имя Александр происходит от двух древнегреческих слов – «алекс» - защитник и «андрос» - мужчина,

поэтому дословно его можно перевести

как «Мужественный защитник».

Происхождение имени Александр имеет греческие корни.

Благодаря Александру Македонскому оно стало популярно во всём мире.

В мусульманских странах Александр звучит как Искандер.

Откуда произошло имя точно неизвестно.

Этимология имеет также еврейскую историю.

В благодарность за милосердие Александра Македонского

при завоевании Святой Земли, память о великом полководце была увековечена в списке еврейских имен.

Тайна имени связана также с христианством.

Александр Невский, чьё имя стало символом победы

и непобедимости Руси, стал святым покровителем всех православных Александров.

Краткая форма имени Александр – Саша, Алекс.

Варианты имени и как ласково называть : Саша, Сашечка, Шура, Александрушка, Алексаня, Саня, Алекс, Санюха, Санюша, Алексаха, Алексаша, Сашенька, Сашуля, Сашуня, Сале, Сандр, Сашура, Шурик.

Имя Александр на разных языках

Перевод имени Александр с греческого (ἀλέξω - «защищаю»,

ἀνδρός - «человек») - «защитник людей».

Как переводится имя, в соответствии с его значением,

на японский язык: 守る (Мамору). Рассмотрим написание и звучание имени на других языках:

  • Китайский: 阿里山德 (али-шань-дэ).
  • Японский: アレクサンダ(арэ-ку-сан-да).
  • Арабский: إسكندر (ис-кан-дер).
  • Хинди: अलेक्जेंडर (алек-джен-дер).

Имя Александр широко распространено во всех странах Европы. Многие обладатели этого красивого имени проживают по всему свету, включая Северную и Южную Америки, Австралию, Азию и Африку.

Чаще всего в иностранном звучании имя будет произноситься как Алекзандер или же Александер:

  • в Испании мальчика назовут Алехандро;
  • в Италии – Алессандро;
  • в Греции – Александрос;
  • в Румынии – Александру;
  • на Украине – Олександр;
  • в Белоруссии – Аляксандр;
  • в Ирландии – Аластар;
  • в Шотландии - Аластер.

В детстве Александр отличается уравновешенностью, покладистостью и в то же время ему характерны развитая фантазия и подвижность. Саша может часами с увлечением рисовать, а может целый день бегать с друзьями на улице. Младшие братья и сестры для мальчика никогда не бывают обузой - он всегда их чем-то увлекает, придумывает для них игры и занятия. Значение имени Александр для ребенка - самостоятельность и ответственность.

Учёба в школе не вызывает у Александра особых трудностей.

Если он достаточно усидчив, то может стать лучшим учеником в классе. Но, обычно, он не гонится за лучшими результатами и не имеет больших амбиций в учёбе. В классе одинаково дружен

как с мальчиками, так и с девочками. Зачастую в школьные годы

Саша серьёзно увлекается танцами или спортом.

Значение имени Александр

для мальчика очень благоприятно

в подростковые годы. Юношеский максимализм, комплексы как будто не касаются молодого человека. Взрослея, он не имеет проблем

с повышенной или завышенной самооценкой, адекватно реагирует на критику

и не конфликтует с родителями.

В зрелые годы Саша знает себе цену.

Он уверен в себе, целеустремлён имеет

чёткие приоритеты в жизни.

Благодаря положительным чертам характера, умению найти общий язык практически

с любым человеком, он добивается

в жизни всего, чего желал.

Бизнес и карьера

Александр - прирождённый лидер и руководитель, а, значит, он всегда стремиться вперёд. Карьера мужчины начинается с самых низов. Он с интересом и ответственно относится к любым своим обязанностям. Достигнув высоких показателей на своём рабочем месте, он продвигается вперёд. В коллективе Саша пользуется уважением и готов помочь всем, кто просит у него помощи. Благодаря положительным чертам характера, он завоёвывает симпатию коллег.

Большого успеха Александр добьётся в коммерции, дизайне, журналистике, администрировании. Кем бы ни работал наш герой, везде он получает признание и в итоге достигает верхней

ступени карьерной лестницы. Зачастую набравшись

необходимого опыта, он пускается

в самостоятельное плавание.

Тайна имени

  • Камень : александрит.
  • Именины :
  • 17, 19, 20, 21 февраля;
  • 6, 8, 10, 14, 17, 22, 22 марта;
  • 9, 23, 27, 28, 30 апреля;
  • 3, 4, 24, 26, 27, 29 мая;
  • 1, 2, 5 июня, 6, 10, 21, 22 июля;
  • 2, 7, 27, 29 августа;
  • 3, 9, 12, 17, 26 сентября;
  • 3, 14, 30 октября;
  • 2, 14, 20, 27 ноября;
  • 2, 7, 23, 26, 30 декабря.
  • Цвет имени : красный
  • Цветок Александра : алая роза
Известные люди с именем Александр

Александр Невский

(русский полководец)

Александр Пушкин

(русский поэт)

Александр Блок

(русский поэт)

Александр Грибоедов

(русский поэт, драматург)

Александр Дюма

(французский писатель)

Александр Суворов

(русский полководец, генералиссимус)

Тайна имени Александр

Защитник у нас Александр бывает Не трусит он никогда, не пугает, Он словно рыцарь на бравом коне, Крепко сидит верхом он в седле. Он любознателен и очень активен, С женщиной он не бывает противен, Но иногда скрываться может в глубинах, Уйти сам в себя, без особой причины. Он артистичен, играет прекрасно, Роли все в жизни, ему это важно, Но иногда он заходит в тупик, А из него, сам себе проводник. В бизнесе тоже добивается цели, Тут никогда ни садится на мели, Знает куда чего нужно вложить, Чтоб прибыль достойную ему получить. Вот Александр, такой он герой. Словно как лук с натяжною стрелой.

Семёнова Ольга

Именные надписи
  • В стародавние времена родители, выбирая имя ребёнку, верили в то, что оно может повлиять на его характер и судьбу. Постепенно о значении имён люди стали забывать, особенно когда имена заимствовались одними народами у других. Сегодня мы уже не задумываемся о том, что же значат наши имена. А ведь если обратиться к их происхождению, можно узнать много интересного.
    Узнаем, что означают имена, пришедшие к нам из греческого, латинского, скандинавского и других языков.

1. Прочитайте толкование некоторых имён.

Славянские имена

Владимир - «владеющий миром»
Владислав - «владеющий славой»
Вячеслав - «наиславнейший, самый славный»
Ростислав - «возрастающая слава»
Святослав - «священная слава»
Ярослав - «славящий Ярйлу»
Вера - «вера, верная»
Лада - «любимая, милая»
Людмила - «милая людям»
Светлана - «светлая, чистая»
Снежана - «беловолосая, холодная»

Греческие имена

Александр - «защитник, борец»
Андрей - «мужественный»
Василий - «царь, царский»
Евгений - «благородный»
Николай - «победитель»
Елена - «светлая»
Ирина - «мир, покой»
Маргарита - «жемчужина»
София - «мудрая»

Латинские имена

Валентин - «сильный, здоровый, крепкий»
Валерий - «сильный, бодрый, крепкий»
Максим - «величайший»
Сергей - «высокочтимый»
Виктория - «победа» Марина - «морская»
Юлия - «женщина из рода Юлиев»

Скандинавские имена

Игорь - «молодой»
Олег - «святой»
Ольга - «святая»

2. Кто из ваших родственников, знакомых носит какое-либо из этих имён? Соответствуют ли личные качества, характер этих людей значению их имени?

3. Узнайте значение вашего имени. Если его не оказалось в списке на этой страничке, обратитесь к книге Льва Успенского «Ты и твоё имя» или к современному словарю имён.

В древнееврейском языке нет слова «Иван». Но имя это, которое у всех европейских народов звучит сейчас по-разному (у немцев - Иоганн, у французов - Жан, у англичан - Джон, у грузин - Иванэ, у финнов и эстонцев - Юхан, у поляков - Ян), когда-то в Древней Иудее произносилось как Йэхоханан, или Йоханаан. И означало это слово «божья благодать», «божий дар», то есть - Фёдор.

4. Какие литературные герои или известные люди носят то же имя, что и вы? Что между вами общего и различного?

Иван-царевич,
Иван IV Грозный,
Иван Сусанин,
Иван Купала,
Иван Крузенштерн,
Иван Крылов

Подготовьтесь рассказать о происхождении своего имени в классе. Дополните свой рассказ интересными сведениями о людях, носящих такое же имя, как у вас.

Имя Иван во время Великой Отечественной войны использовалось немцами как прозвище для обозначения русских. От имени Иван образована одна из наиболее распространённых русских фамилий - Иванов.

Характер человека по имени Иван очень противоречив. В нём в одинаковой мере сочетаются слабость и сила, открытость и любовь схитрить, добродушие и коварство. Сложный характер обрекает Ивана на сложную жизнь, наполненную препятствиями и ухабами. Иван, как Иван-царевич, с честью выносит все испытания благодаря своей выносливости. К желаемой цели Иван идёт спокойно и настойчиво, не сворачивая с прямого пути. Иногда в моменты, когда до желаемого осталось лишь протянуть руку, Иван внезапно отказывается от этого.

Истории известно немало замечательных Иванов. К примеру, знаете ли вы, кто первым из европейцев побывал на острове Пасхи и рассказал о населяющих его громадных статуях-исполинах? Этим человеком был не кто иной, как Иван Крузенштерн (1770–1846), мореплаватель, первым в России осуществивший кругосветное путешествие.
Упорство и честолюбие – качества, отличающие многих людей с этим именем, в большой мере были присущи и Крузенштерну – ему не исполнилось и девятнадцати, когда он был награждён за геройские действия во время сражения у острова Готланд и произведён в лейтенанты. Свое первое кругосветное плавание он совершил, пересаживаясь с корабля на корабль, как обычный путешественник, после чего, вернувшись на родину, стал настойчиво рекомендовать Павлу I профинансировать кругосветный проект русских кораблей.
Но лишь после восшествия на престол Александра I инициатива была поддержана, и в августе 1803 года два корабля – «Надежда» и «Нева» вышли из Кронштадта. Плавание было долгим и трудным, однако оно принесло миру множество замечательных открытий. Так, помимо острова Пасхи, именно Иван Крузенштерн и его спутники стали одними из первых европейцев, чьи корабли прошли по Японскому морю, в результате чего были впервые составлены его точные мореходные карты. В августе 1806 года мореплаватели с триумфом вернулись в Россию, где вдохновитель проекта Иван Крузенштерн был награждён золотой медалью Географического общества и удостоен звания почётного члена Академии наук. Что и неудивительно – составленное им описание путешествия, а также «Атлас Южных морей» на несколько десятилетий стали руководством для географов и моряков всего мира.

Ртищева Вера Григорьевна, учитель русского языка и литературы, Муниципальное образовательное учреждение «Лесогорская средняя общеобразовательная школа», Муниципальное образование «Выборгский район», Ленинградская область.

Цель:
Пробудить интерес к истории происхождения своего имени;

Задачи:
образовательная: закрепление навыка написания собственных имен;
развивающая: создание поисковой ситуации, стремление к исследовательской работе над происхождением и разгадкой смысла имен, фамилий своих друзей, родных и близких;
воспитательная: вызвать эмоциональный отклик; помочь осознать нравственный смысл имени.

Оборудование:
выставка книг по истории происхождения имен и фамилий;
раздаточный материал (тексты стихотворений З.Александровой «Восемь Тань», С.Я. Маршака «В защиту детей»; отрывок из сказки Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес»);
макет игры «Знаешь ли ты имена своих подруг?»
Опорные слова, выражения:
ИМЯ, ФАМИЛИЯ, ОТЧЕСТВО, ТАЙНА ИМЕНИ, СОЗДАТЬ СЕБЕ ДОБРОЕ ИМЯ, КЛЯНУСЬ ИМЕНЕМ, ИСПЫТЫВАТЬ ГОРДОСТЬ ЗА СВОЕ ИМЯ.

С именем Иван, без имени – болван.
Хорошо там и тут, где по имени зовут.
Без имени ребенок – чертенок.
(пословицы)

Ход урока.
1. Вступительное слово учителя:
Давайте вспомним знаменитые сказки английского писателя Льюиса Кэрролла об Алисе и ее забавных друзьях. Прочитаем отрывок из сказки:
- Надеюсь, вы не намерены потерять свое имя?
-Конечно, нет, - растерянно сказала Алиса.
- Не знаю, не знаю, - пробормотал Комар. – Вы только подумайте, как удобно вернуться домой без имени! Например, вас вызывают на уроке. Учительница говорит: «Иди к доске…» и тут она замолчит, потому что у вас не будет имени, и вы, разумеется, сможете сделать вид, что зовут не вас, а кого-то там.
- Ничего из этого не выйдет, - сказала Алиса, - и все равно придется отвечать мне, а не кому-то там. Если учительница забудет, как меня зовут, она скажет: «Эй, ты!» или «Эй!», или еще как-нибудь.
Догадались ли вы, ребята, о чем пойдет речь на нашем уроке? (Об имени человека, о его фамилии, как человек должен догадаться, что обращаются именно к нему).
Запишем тему урока в тетрадях.

2. Лексическая работа. Значение слова «имя».
А) пояснение значения (устно): Имя, фамилия человека служат для различения в каком-либо коллективе знакомых людей или родственников: в семье, в классе, т.е. в узком кругу.
Б) запись в тетрадь:
Имя – отличительное название, обозначение человека, которое дается при рождении.
Имя – рекло, нарок, название, назвище, прозвище, прозвание, проименование, кличка.

3. Сообщение учеников о возникновении имен:
А) по тексту А. Угрюмова «О наших именах».
Б) В первобытном обществе не было имен, фамилий, отчеств. Люди их брали из окружающей жизни.
Ученые установили, что в именах отражаются различные свойства и качества людей; особенности их характера; поведения, речи; физические достоинства и недостатки. В Древней Руси встречались такие имена, как Неждан (т.е. человек, которого не ждали), Ждан, Большой, Первый, Буян (драчливый), Рябой, Кривой, Волк, Кот, Бык, Медведь, Орел, Окунь, Жук, Еж, Дуб, Камень и т.п.
Следы таких имен просматриваются в наших современных фамилиях: Нежданов, Жданов, Большаков, Первухин, Буянов (Буякин), Рябов (Рябиков), Кривошеев, Волков, Котов (Котовский), Орлов, Окунев, Жуков, Ежов, Дубов
и т. п.

4. Самопрезентация. Представление себя.
Четко произнесите свои имя, фамилию, отчество. Кратко расскажите о своей родословной.
Еще раз проговорите орфографически название своего имени, фамилии, отчества. Запишите их в тетрадь.
Продиктуйте свои данные соседу по парте.
Выпишите в один столбик имена девочек вашего класса, в другой – имена мальчиков.

5. Беседа.
Для чего необходимо имя?
Дополнение учителя: человек проносит имя через всю жизнь. Его можно лишить всех богатств, званий, всех прав, но нельзя лишить имени. Имя, как говорится в загадке, - это то, что «в воде не тонет и в огне не горит». Доброго, уважаемого человека всегда называют по имени. Людей, создавших себе доброе имя, издавна называли «именитыми», «знатными», «славными», «знаменитыми».
В разных концах Земли принято клясться своим именем, т. е. убеждать другого в правоте того, о чем говоришь.
Именами (фамилиями) уважаемых, заслуженных людей названы города, улицы, парки, ордена и многое другое.
Приведите подобные примеры из истории родного края (улицы, города, поселка, учреждения). (В нашем поселке одна из улиц носит имя первого космонавта земли Ю.А. Гагарина. В городе Светогорск, что находится в двух километрах от нашего поселка, некоторые улицы названы в честь солдат, которые совершили подвиг, защищая наш край. Это улицы Гарькавого, Коробицына).
Запишите 4 – 5 собственных наименований в тетрадь.

6. Обратимся еще раз к сказке про Алису и ее друзей (читает учитель).
- Меня зовут Алиса, и я…
- Довольно дурацкое имя! – нетерпеливо перебил ее Шалтай. – Что оно означает?
- Разве имя должно что-нибудь означать? – спросила озадаченная Алиса.
- Вне всякого сомнения, - фыркнул Шалтай- Болтай. – Лично мое имя указывает на ту хрупкую форму, которая мне присуща. Потрясающая форма! А с таким именем, как у тебя, можно оказаться какой хочешь формы, даже самой уродливой.
А вам интересно, ребята, узнать о происхождении и значении своих имен?
А кто уже знает, что означает его имя и откуда оно произошло?
(Ответы учащихся).
Александр (греч.): алексо – защищать, андрос – муж: мужественный борец, защитник людей.
Артем (греч.): артемиус – посвященный Артемиде (богине луны, охоты), артемис – здоровый, невредимый.
Марина (латин.): маринус- морской.
Дмитрий (греч.) – посвященный Деметре (богине земледелия и плодородия).
Екатерина (греч.) – чистая.

7. Подготовленные сообщения учащихся из книги «Краткий толковый словарь русских имен и фамилий».

8. Занимательная минутка. Игры-загадки:
Имя этой девочки пишется и произносится одинаково как слева направо, так и справа налево. Отгадайте его (Анна, Алла, Ада).
Если от имени мальчика отнять букву, вы получите имя девочки. Как зовут мальчика и девочку? (Коля – Оля; Вася – Ася)
В каком имени пол Я? (Поля)
Назовите женское имя, которое состоит из двух гласных. (Ия)
Какое женское имя не заканчивается ни на гласный А, ни на Я? (Любовь)
Название какого города на Украине состоит из одного мужского и ста женских имен? (Севастополь)
Что принадлежит только тебе, а употребляется чаще другими, чем тобой? (имя)

9. Слово учителя:
Имена могут быть полными и неполными. Имена, с которыми мы обычно обращаемся друг другу, являются неполными, сокращенными. Например, Однако, не все имена могут иметь сокращенную форму Таня – Татьяна; Саша – Александр; Света – Светлана.. Например, имена Вера, Нина употребляются только в одной форме, которая хотя и короткая на первый взгляд, но считается полной.

10. Задание: запишите свое имя и имя соседа по парте в краткой и полной (если таковая имеется) форме.

11. Работа в парах. Игра «Знаешь ли ты имена своих подруг?» Приложение 2.

12. Лексическая работа.
Знакомы ли вы со словом ТЕЗКИ?
(тезки – люди, которые носят одинаковые имена).

13. Чтение стихотворения З.Александровой «Восемь Тань»
В первом классе восемь Тань –
Это прямо наказанье!
Ведь у них, куда не глянь,
Всюду Таня, Таня, Тань!
Если скажут: «Таня, встань!»
Встанут сразу восемь Тань.
А ведь можно очень просто
Разобраться в новичках…
Объясните, каким образом это можно сделать? (Надо назвать фамилию девочки).
Есть ли в вашем классе среди учащихся тезки? (Два Даниила, два Дмитрия).

14. Зрительный диктант. Спишите текст с доски:
Восемь Иванов в нашей деревне. Как различить?
Различали, не путали. Ваня большой, да Ваня маленький, да Ваня- пуд, да Иванко, да Ивко, да Ваня-зять, да Иван Иванович, да Ванюша.
Как вы думаете, благодаря чему жители деревни различали людей, имеющих одно и тоже имя? (благодаря употреблению разных форм имени, прозвищ, указания на родственные связи)

15. Лексическая работа. Значение слова ОТЧЕСТВО (запись на доске и в тетрадях: ОТЧЕСТВО – имя по отцу). Человек получает отчество от отца, т.е. к имени ребенка добавляется отцовское имя, указывающее, чьим сыном или дочерью является ребенок. Отчество всегда дается по полному имени.

16. Выбор имени.
А) Слово учителя:
Не всегда, давая ребенку имя, некоторые родители вдумываются в его смысл, знакомы с его значением. Многие молодые мамы и папы стремятся дать своему малышу красивое имя, не имея об этом имени никакого представления.
Какие же неудобства могут ожидать детей тех родителей, которые необдуманно подходят к выбору имени?
Б) чтение стихотворения С.Я. Маршака
В защиту детей
Если только ты умен,
Не давай ребятам
Столь затейливых имен,
Как протон и Атом.
Удружить хотела мать
Дочке белокурой,
Вот и вздумала назвать
Дочку Диктатурой.
Хоть семья ее звала
Сокращенно Дита,
На родителей была
Девушка сердита.
Для другой искал отец
Им похитрее
И назвал он, наконец,
Дочь свою – Идея.
Звали мама и сестра
Девочку Идейкой,
А ребята со двора
Стали звать Индейкой.
А один оригинал,
Начинен газетой.
Сына Спутником назвал.
Дочь назвал Ракетой.
Пусть поймут отец и мать,
Что с прозваньем этим
Век придется вековать
Злополучным детям.
Обсуждение содержания стихотворения.

Вывод: к выбору имени нужно относиться обдуманно и осторожно.

17. Подведение итога урока.
А) Эмоциональный. Учитель читает стихотворение ингушского поэта Джемалдина Яндиева «Есть четыре начальных слова…»
Есть четыре начальных слова, и каждый народ
Их вручает ребенку навечно беречь и любить:
Слово ЖИЗНЬ, потому что и он, будет время, умрет,
Слово СМЕРТЬ, потому что обязан он правильно жить,
Слово РОДИНА, что продавать на базаре нельзя,
ИМЯ, данное матерью, пусть беспорочно несет –
Вот наследство, которое всем нам дается, друзья,
И отчета от нас будет требовать вечно народ.

Б) Познавательный .
Что обозначает слово ИМЯ? (Имя – отличительное название, обозначение человека, которое дается при рождении).
Для чего (для какой цели) человеку необходимы имя, фамилия, отчество? (По фамилии, имени и отчеству мы отличаем людей друг от друга. В официальных документах (паспорте, свидетельстве о вождении автомобиля) указываются фамилия, имя, отчество).
Как появились имена и фамилии людей? Какой смысл скрывается в этом? (Имена появились в глубокой древности и сначала отражали особенности характера, поведения, привычки, а иногда недостатки. Люди уже в древности пытались отделять себя от других).
Что значит ГОРДИТЬСЯ СВОИМ ИМЕНЕМ, СОЗДАВАТЬ СЕБЕ ДОБРОЕ ИМЯ?

В) Рефлексия. Анкета. Приложение 1 .

18. Домашнее задание: (дифференцированное)
А) для сильной группы учащихся: исследовательская деятельность: расспросите родителей, почему вас назвали именно так, а не иначе; выясните, знакомы ли ваши мама и папа с тайной своих и вашего имен; приготовьте презентацию по итогам своего исследования;
Б) для учащихся с небольшой зоной ближайшего развития: то же задание, но с алгоритмом выполнения, без презентации;
В) для учащихся с гипоопекой: карточка с заданиями по типу:
1. Напиши фамилию, имя, отчество твоих родителей; бабушек, дедушек.
2. Допиши отчество девочек по данным мужским именам: Иван, Олег, Максим, Александр, Алексей, Геннадий, Дмитрий, Василий, Павел.
3. Напиши 10 имен девочек (мальчиков).

Приложение 1.
Анкета для учащихся:
Что означает твое имя?
Есть ли такие же имена в твоем роду, в твоей семье?
Какие бы имена ты дал своим детям?
Какие формы работы на уроке тебе понравились больше всего?
(индивидуальные, работа в парах, по карточкам, самостоятельная работа, работа в группах, исследовательская работа).

Приложение 2. Макет игры «Знаешь ли ты имена своих подруг?»
Напиши данное имя в полной форме (каждая клеточка соответствует одной букве в имени)

СОНЯ ТОНЯ ЛИЗА РАЯ ШУРА ЗИНА РИТА ПОЛЯ ПАША НЮРА ДУНЯ УЛЯ

Список использованной литературы
1. Борисова Ю.С. Все тайны имени.- М.: ООД ТД «Издательство Мир книги», 2010
2. Зубова Е.Н., Титкова Е.В., Щеглова О.А., Кузина Е.В., Ларина О.В., Пивоварова И.А. Тайна вашего имени, фамилии, отчества. ООО «Дом Славянской книги», 2009
3. Откупшиков Ю.В. К истокам слова: Рассказы о происхождении слов. – СПб.: Авалонъ, Азбука-классика, 2008
4. Школьный фразеологический словарь русского языка: Значение и происхождение словосочетаний/ Н.М.Шанский, В.И.Зимин, А.В.Филиппов.-2-е изд.-М.: Дрофа; Русский язык, 1997
5. Краткий толковый словарь русского языка/Сост. И.Л.Городецкая, Т.Н.Поповцева, М.Н.Судоплатова, Т.А.Фоменко; Под ред. В.В.Розановой. – 3-е изд., испр. и доп.-М.: Рус.яз., 1982
6. Синицын В.А. «Я начну, а ты продолжи…»: Занимательное пособие по русскому языку для учителя начальных классов. – Чебоксары: КЛИО,1997

Интернет-ресурсы
1. ru.wikipedia.org
2. http://www.ug.ru/ -«Учительская газета»
3. http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
4. http://schools.techno.ru/ - образовательный сервер «Школы в Интернет»
5. http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
6. http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета
7. Словарь русских фамилий http://www.rusfam.ru/
8. Толковый словарь В.И. Даля http://www.slova.ru/
9. Русские словари. Служба русского языка http://www.slovari.ru/lang/ru/
10. festival.1september.ru›articles/410246/



Исследовательский проект по русскому языку Имя и характер

Автор: Пруцков Артем ученик 5 класса Г

МОУ «Средняя школа № 20»

Руководитель: Бессчастнова С. Н.

Имя человека - самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке.

Дейл Карнеги



Введение

Выбор имени - серьезная задача.

Ведь дают его до конца жизни. И оно имеет значение не только для самого названного, но и для множества людей, соприкасающихся с ним.

Актуальность исследования.

Имя – своего рода код. Тот, кто обладает этим кодом, обладает властью и над самим человеком.



Цели:

Цели:

1.определить взаимосвязь имени и характера.

2.Выяснить влияет ли имя на судьбу человека.

Объект исследования:

антропонимика.

Новизна:

определение взаимосвязи значения имени и характера.

Задачи:

  • провести анализ психолого-педагогической литературы в аспекте исследования;

  • выявить распространенные группы женских и мужских имен среди учащихся школы;

  • сравнить и выявить взаимосвязь имени и характера и влияние звукового сочетания фамилии, имени и отчества.

  • проследить на литературном материале судьбы героев в соответствии с их именами.


Исследование проводилось в три этапа:

  • 1 этап. Изучение и анализ литературы по проблеме исследования, определение основных направлений исследования.

  • 2 этап. Определение целей, задач, гипотезы исследования.

  • 3 этап. Анкетирование, анализ, обработка,

обобщение и систематизация результатов, оформление исследования.

Практическая значимость:

Практическая значимость: помощь будущим родителям в выборе имени для своих детей (создание буклетов).

Что такое антропонимика?

Наука, изучающая личные имена людей, фамилии, отчества, псевдонимы называется антропонимика. Основой этого термина являются греческие слова antropos – «человек» и onuma – «имя».

Наука о личных именах – наука общественная (социальная) и, безусловно, наука - языковая (лингвистическая).

Исследование имен учащихся

В нашей школе обучается 1197 человек.

Среди них 639 мальчиков(53,4%) и

558 девочек (46,6%).

Количество учащихся в школе.



Распространенные имена нашей школы

Самыми распространенными именами нашей школы среди мальчиков является:
  • 1.Александр- 41 человек(6,5%)

  • 2.Дмитрий – 40 человек (6,3%)

  • 3.Максим -32 человека (5%)


Распространенность имен


Анкета:

1.Почему родители дали вам это имя?

2.Нравится ли вам ваше имя?

3.Знаете ли вы, что значит ваше имя?

Результаты анкетирования:

  • значение своего имени знают15 человек. Имена давали в честь: святых, родных, героев фильмов и различных литературных произведений.

  • 19 ученикам нашего класса нравятся их имена.

  • 11 человек знают значение своего имени.


Выводы анкетирования:

Самыми распространенными именами нашего класса являются:

Юля(4чел.)16% и Настя(2 чел.)8 %.

Среди мальчиков нашего класса самым распространенным(в школе) является Александр.

Типы темперамента:

  • Флегматик Неспешен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою неспешность прилежанием.

  • Холерик Быстрый, страстный, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается.

  • Сангвиник Живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой настроения, впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Обычно сангвиники обладают выразительной мимикой. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, приходя в сильное возбуждение от этого, если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно.

  • Меланхолик Человек легко ранимый, склонный к постоянному переживанию различных событий, он остро реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он зачастую не может сдерживать усилием воли, он повышенно впечатлителен, легко эмоционально раним.


Совпадение имени и темперамента

Лещенко Анна Бирюкова Юлия

Холерик = сангвиник холерик = холерик

Анастасия Коннова Анастасия Руденская

Сангвиник = флегматик сангвиник = сангвиник



Совпадения имени и темперамента.

Шилов Никита Ляпин Александр.

флегматик = холерик сангвиник= холерик

Сусарин Владислав Смирнов Михаил

Холерик =сангвиник холерик = холерик



Заключение:

Родители дают своим детям имена своих близких родственников, стараются назвать ребенка редкими именами, чтобы не было повторений.

Заключение:

Значение имени частично влияет на психологические характеристики личности.

Люди с одним и тем же именем не будут иметь одинаковый характер, но основные черты будут схожими, даже если это не будет бросаться в глаза

Каждый человек делает свою судьбу сам!