Васнецов биография для детей 3. Виктор Васнецов: краткая биография. Васнецов Виктор Михайлович, русский живописец

Боярин. Фактический правитель России в царствование Фёдора Иоанновича (1584-1598), последнего монарха из московской ветви Рюриковичей, которому приходился шурином. Русский царь (1598-1605). Вступил на престол 21 февраля (3 марта) 1598 года.

Родословная

Принадлежал к костромскому дворянскому роду, который, по семейным преданиям, происходил от татарского мурзы Чета, выехавшего на московскую службу при Иване Даниловиче Калите , в крещении принявшего имя Захария и почитаемого как основатель Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря в Костроме. Один из его потомков носил имя Годун, от которого пошло родовое прозвище.

Отец - Фёдор Иванович, который рано умер и, судя по всему, высоких чинов не имел. Мальчик воспитывался в доме дяди Дмитрия Ивановича Годунова, постельничего, а позднее окольничего и боярина при дворе Ивана IV . Мать - Степанида Ивановна (в монашестве - Сундулия), её родословная не известна. Брат - Василий. Сестра - Ирина, супруга царевича Ф ё дора Иоанновича, с 1584 года - царица, в 1598-1603 годах инокиня Александра. Жена - Мария, дочь Григория Лукьяновича Малюты Скуратова из рода Бельских. Их дети: Фёдор и Ксения.

Придворная служба. Правление страной при Фёдоре Иоанновиче

Женитьба на дочери главы царских опричников, состоявшаяся около 1570 года, упрочила положение Бориса на придворной службе, которую он начал в 1567 году. Карьере не помешала отмена опричнины (1572) и смерть Малюты (1573). Во второй половине 1570-х годов Борис занял при дворе должность кравчего, а затем стал боярином. Однако к активной политической и государственной деятельности приступил только после смерти Ивана IV и воцарения своего зятя (1584). Первоначально вошел в число бояр, опекавших не способного к управлению царя Фёдора. После смерти в 1586 (?) года влиятельного дяди царя Никиты Романовича Захарьина-Юрьева (предка будущих царей династии Романовых ) выдвинулся среди придворных на первый план и устранил от власти ссылками, насильственными пострижениями, тайными убийствами своих конкурентов из числа князей Мстиславских и Шуйских, их родственников и сторонников. С 1587 года сосредоточил в своих руках основные нити управления страной. Именно с Борисом связывается проведение общегосударственных мероприятий и важнейшие события царствования его зятя. Были смещены поддержавшие противников Бориса высшие иерархи русской церкви, в том числе митрополит Дионисий, место которого занял ростовский архиепископ Иов. Борис сделал всё возможное, чтобы учредить на Москве патриаршество и помочь Иову стать в 1589 году первым русским патриархом. Это решение было утверждено на соборе в Константинополе в 1590 году, участники которого в особой грамоте подчеркнули заслуги и милости Годунова, способствовавшие повышению роли и значения русской церкви.

Положительные результаты принесли усилия, предпринятые правительством Бориса Годунова, по выходу из хозяйственного кризиса, порожденного многолетней Ливонской войной, резким ростом налогового бремени, бегством населения на окраины, запустением центра страны. Были проведены писцовые описания земель, что позволило уточнить и сделать более посильными нормы налогообложения; помещики и вотчинники стимулировались к увеличению барской запашки путём освобождения её от налогов (1594); в то же время отменялся ряд податных привилегий наиболее богатых и влиятельных землевладельцев. Вместе с тем усиливались крепостнические порядки и росло социальное напряжение, поскольку запрет переходов крестьян («заповедные годы» ), введённый в конце правления Иоанна IV в качестве чрезвычайной временной меры, стал постоянно действующей нормой. Писцовые описания сопровождались массовым возвращением беглых и самовольно ушедших на прежние места жительства, а запись в писцовые книги становилась основанием для «крепости». В 1597 году был установлен 5-летний срок их сыска («урочные лета» ). Нормы крепостного права распространялись не только на крестьян, но и на посадских людей.

Успешно шла как вольная народная, так и правительственная колонизация южных и восточных окраин страны. Определённые результаты были достигнуты на других направлениях внешней политики. Для укрепления рубежей страны, коммуникаций, защиты оседлого земледельческого и торгово-ремесленного населения были основаны на Волге и ее притоках крепости Самара, Саратов, Царицын, Цивильск, Царевококшайск (Йошкар-Ола) и др.; на южных реках черноморского бассейна был возобновлён город Курск, возникли Ливны, Кромы, Воронеж, Белгород, Оскол, Валуйки и проч. Несмотря на гибель атамана Ермака в 1585 году в сражении с ханом Кучумом , присоединение Западной Сибири было закреплено посылкой туда новых войск, строительством Тюмени, Тобольска, Пелыма, Берёзова, Сургута, Тары, Нарыма и иных поселений и острогов. В 1588 году была восстановлена русская крепость на Тереке и возобновлены союзные отношения с Кабардой; налажены постоянные дипломатические отношения с Кахетинским царством в Грузии, которое просило о принятии его под покровительство России из-за угрозы со стороны Турции и враждебных мусульманских правителей Кавказа. Велось большое каменное крепостное строительство: Белый город в Москве, кремли в Казани и Астрахани, Смоленская крепость. По Тявзинскому миру после удачной войны со Швецией в 1595 году России были возвращены новгородские пригороды вблизи Финского залива, захваченные в годы Ливонской войны: Корела, Орешек, Ивангород, Ям, Копорье, а также Кольский полуостров.

Главной проблемой Годунова как правителя оставался династический кризис. У царя Фёдора не было мужского потомства, а 15 мая 1591 года в Угличе погиб его младший и последний брат царевич Дмитрий Иоаннович , единственный бесспорный наследник престола. Следствие, произведенное комиссией из Москвы, пришло к выводу, что гибель была случайной из-за припадка. Однако противники и народная молва обвинили Бориса в убийстве. Вопрос о его причастности к смерти царевича остаётся до сих пор невыясненным; среди историков, писателей, государственных и церковных деятелей есть сторонники разных версий. Обвинение Бориса основывается, прежде всего, на соображении о том, что эта смерть была в его интересах, спасая от возможной опалы при смене на престоле и, более того, открывая путь к самому престолу. На этом же соображении, обладающем весьма непрочной доказательной силой, покоятся другие многочисленные слухи о причастности Бориса к различным бедам. Среди них: сильный пожар в июне 1591 года в Москве (Борис, де, нарочно велел зажечь город, чтобы последующими милостями погорельцам привлечь симпатии жителей); нашествие крымского хана Казы-Гирея летом 1593 года (Годунов будто бы желал тем самым отвлечь внимание народа от гибели Дмитрия); даже обвинения в смерти самого царя Феодора, его дочери и своей племянницы Феодосии, а также еще одного ребёнка - внучатой двоюродной племянницы Ивана IV и дочери ливонского короля Евдокии Магнусовны, что создает из Бориса гротескный, но малодостоверный образ серийного детоубийцы и цареубийцы. В этих условиях попытка занять престол, оставшийся вакантным после царя Фёдора, была не только проявлением властолюбия Годунова, а актом элементарного самосохранения.

Избрание на царство

Избрание на царство в 1598 году было событием, до того на Руси не бывалым. Объективно (по наличию поддержки в церковных, военных и придворных кругах, по близости к рычагам государственного управления) и субъективно (по политическому весу, административному опыту, готовности занять трон) у Бориса не было конкурентов. Передача ему всей власти была очевидным и самым безболезненным выходом из тупика безвластия и междуцарствия. Тем не менее, в течение многих дней и недель с 7 января по 21 февраля 1598 года продолжались заседания Освященного собора иерархов церкви, Боярской думы, Земского собора, переговоры их участников с царицей Ириной (Александрой) Фёдоровной, остававшейся законной правительницей России, и с самим Годуновым. Продолжались молебны и крестные ходы, многолюдные шествия просителей в Новодевичий монастырь, где рядом с сестрой-инокиней поселился Борис, демонстративно покинувший Кремль. С официальной точки зрения, он не решался возложить на себя огромное бремя власти и делал всё, чтобы вопрос с престолонаследием решился, как можно более легитимно и в соответствии с Божьей волей. По мнению его врагов и критиков, Годунов лицемерил и разыгрывал представление, теша самолюбие и диктуя свои условия. Отражение этих споров и оценок осталось в русской исторической, общественной, художественной мысли последующих лет и эпох. Отсутствие единства в русском обществе по такому принципиальному вопросу, как законность новой династии, по сути, означало начало Смуты. Тем не менее, 17 февраля Земский собор избрал Бориса царём, а 21 февраля тот согласился принять венец.

Правление

Всё же первые годы царя Бориса были в целом успешными. Ещё до венчания на царство, которое произошло 1 сентября 1589 года, был совершен весной впечатляющий по масштабам поход к пограничной Оке. Демонстрация военной мощи Москвы заставила крымского хана отказаться от набегов и прислать послов. Деятельность царя сопровождалась выдачей щедрого жалованья дворянам, представлением широких податных льгот. В Сибири сопротивление хана Кучума было сломлено, а сам он погиб в 1601 году; там продолжалась русская колонизация и строились новые города: Верхотурье, Мангазея, Туринск, Томск. На западе в 1601 году Годунов заключил перемирие с Речью Посполитой. В поисках союзников он предлагал руку своей дочери Ксении различным европейским правителям и остановился на брате датского короля Кристиана IV Иоганне, который даже приехал в Москву, но заболел и умер в 1602 году. Новый царь вообще приветствовал контакты с Западом. Он активно звал на русскую службу иноземцев, освобождая их от налогов, покровительствовал иноземным купцам. Немцам разрешено было построить в Москве лютеранскую церковь. Борис намеревался пригласить из Германии, Англии, Испании, Франции и других стран Запада учёных для создания в Москве высшей школы, посылал молодых русских на учёбу в Европу. Годунов поощрял книгопечатание, открывая новые типографии, и каменное строительство жилых, торговых, инженерных, военных сооружений.

Положение в стране осложнилось с наступлением жестокого голода в 1601-1603 годах, вызванного чредой стихийных бедствий и неурожайных лет. Попытки царя бороться с последствиями голода с помощью организации общественных работ, раздачи казённого хлеба, предотвращения спекуляции продовольствием оказались несоразмерны масштабам бедствия. Росла социальная напряженность и активность деструктивных элементов. Отряды «разбоев», в которые сходились разорившиеся и голодные люди разных сословий, деклассированные элементы и мародёры, действовали в окрестностях самой Москвы, где даже вступали в стычки с войсками, посланными против них. Самым заметным проявлением недовольства в центральных районах страны стало восстание Хлопка, подавленное с большим трудом в 1603 году. Однако ещё более опасным стало сосредоточение антиправительственных сил на юго-западных окраинах страны, которые могли быть использованы как внутренними, так и внешними врагами Годунова. Считая самыми опасными соперниками бояр Романовых, он отправил в 1601 году в ссылку в разные места старшего из братьев Фёдора Никитича (будущего патриарха Филарета ), его жену Ксению Ивановну (инокиню Марфу) и их малолетнего сына (будущего царя Михаила Романова ), подверг гонениям и казням их родственников и сторонников. Однако главная угроза неожиданно объявилась в Речи Посполитой в лице самозванца, выдававшего себя за чудесно спасшегося от убийц в Угличе царевича Дмитрия, которым, по официальной версии, являлся беглый монах Григорий Отрепьев. Известно о нём стало в начале 1604 года, а в октябре он перешел русскую границу с войском, составленным из своих сторонников и наёмников. Годунов послал против самозванца войска, которые одержали победу при Добрыничах 21 января 1605 года, однако подавить антиправительственное движение полностью не смогли. Самозванец уцелел и собрал новое войско. Развязка наступила неожиданно. 13 апреля страдавший от подагры и расстроенный всем происходящим царь неожиданно упал, у него хлынула кровь изо рта, носа и ушей, врачи посчитали это «ударом» (инсультом). Хотя и здесь его недруги злословили о, якобы, самоубийстве. У Годунова ещё хватило сил на последние слова, которыми он благословил на царство сына Фёдора (1589-1605). Хотя Москва присягнула царю Феодору Борисовичу , тот пробыл у власти только полтора месяца. Судьбу его и страны решили события 7 мая в лагере правительственных войск под Кромами, основная часть которых перешла на сторону самозванца, по приказу которого сын и вдова Бориса Годунова были убиты 1 июня в Москве. Дочь Ксения была обесчещена самозванцем, пострижена в монастырь и умерла в 1622 году.

Как и других русских царей, Бориса первоначально погребли в Архангельском соборе Московского Кремля. По приказу самозванца его останки перезахоронили в Варсонофиевском монастыре на улице Сретенке, а в 1607 году он окончательно упокоился вместе с семьёй в родовой усыпальнице в Троице-Сергиевском монастыре.

    Виктор Васнецов Автопортрет. 1873 Дата рождения: 3 (15) мая 1848 Место рождения … Википедия

    Живописец; род. в 1848 г.; воспитывался в Вятской духовной семинарии, откуда, в 1868 г. перешел в ученики Имп. Академии художеств, в которой пробыл до 1875 г. и получил за успехи в рисовании и за этюды с натуры две малые и одну большую серебряные … Большая биографическая энциклопедия

    Русский живописец. Учился в Петербурге в Рисовальной школе общества поощрения художеств (1867‒68) у И. Н. Крамского и в АХ (1868‒75), действительным членом которой стал в… … Большая советская энциклопедия

    - (1848 1926) российский живописец. Брат А. М. Васнецова. Передвижник. Жанровые картины (С квартиры на квартиру, 1876), лирические или монументально эпические полотна на темы русской истории, народных былин и сказок (После побоища, 1880,… … Большой Энциклопедический словарь

    - (1848 1926), русский живописец. Брат А. М. Васнецова. Учился в Петербурге в Рисовальной школе ОПХ (1867 68) у И. Н. Крамского и в АХ (1868 75). Член ТПХВ (с 1876; см. Передвижники). Посетил Францию (1876) и Италию (1885). Жил в Петербурге … Художественная энциклопедия

    - (1848 1926), рус. художник. Брат А.М.Васнецова. Чл. Т ва передвижников. В историю рус. иск ва вошел как создатель картин на сюжеты из нар. эпоса. В 1880 С. И. Мамонтов, владелец Абрамцева, предложил В. Д. Поленову и В. написать картину на сюжет… … Лермонтовская энциклопедия

    Выдающийся русский живописец. Родился в 1848 г. в Вятке, образование получил в местной духовной семинарии, в 1868 73 годах учился в Академии Художеств, по окончании которой ездил за границу. Выставлять начал с 1869 г., сначала на академических,… … Биографический словарь

    - (1848 1926), живописец. Брат А. М. Васнецова. Передвижник. Жанровые картины («С квартиры на квартиру», 1876), лирические или монументально эпические полотна на темы русской истории, народных былин и сказок («После побоища», 1880, «Алёнушка», 1881 … Энциклопедический словарь

    ВАСНЕЦОВ Виктор Михайлович - (15.05.1848 10.07.1926), великий русский художник, участник право монархического движения, один из авторов Иконы Покрова Монархической, член редкомиссии «Книги русской скорби». Родился в семье сельского священника в с. Лопьял Вятской губ. В… … Черная сотня. Историческая энциклопедия 1900–1917

    В. М. Васнецов. Васнецов Виктор Михайлович (1848, село Лопьял, ныне в Кировской области — 1926, Москва), живописец, брат. Учился в Петербурге в Рисовальной школе Общества поощрения художников у И.Н. Крамского (1867—68) и в Академии… … Москва (энциклопедия)

Книги

  • Виктор Михайлович Васнецов. издание Комиссии по устройству общеобразовательных чтений для фабрично-заводских рабочих г. Москвы , А. И. Успенский. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Если до Петра Великого русская живопись носила характер преимущественно византийский, то с его…
  • Виктор Михайлович Васнецов , А. К. Лазуко. Альбом посвящен творчеству крупнейшего русского художника В. М. Васнецова (1848-1926). Созданные им эпические и сказочные образы положил начало поэтическому осмыслениюнациональной темы в…

Родом из семьи священнослужителей. Отец Михаил Васильевич Васнецов, как и дед, и прадед был священником. На втором году рождения, мальчика и всю семью перевозят в село Рябово, где отец художника получил новый приход. В Рябово в той же губернии прошло детство художника вместе с пятью его братьями. Брат Аполинарий в будущем тоже стал художником, он был младше Виктора Васнецова на восемь лет. Васнецов учился в крестьянской художественной школе в то время, когда шла партийная борьба против священнослужителей. Отец Михаил не мог оплатить учёбу сына в живописи. Так в десять лет мальчик поступает в Вятское духовное училище, затем в четырнадцать – в Вятскую духовную семинарию. На последнем курсе, однако, Виктор уезжает поступать в Академию художеств, не окончив учёбы. Отец благословил сына, а тот выручил деньги на аукционе за две свои картины – «Молочница» и «Жница» - получил уже деньги, будучи в Петербурге. Так в 1867 году Васнецов приехал в Петербург практически без средств на существование.

В Академии художеств молодой Васнецов успешно сдаёт экзамен по рисованию. Но ещё не понял, что поступил и год обучался в Рисовальной школе при Обществе поощрения художеств. С 1868 года он приступает к занятиям в Академии, где его любимым наставником являлся П. Чистяков.

В Академии Васнецов близко дружил с Репиным, писал в духе передвижников жанровые картины. Его первая картина на передвижнической выставке – «Чаепитие в трактире» (1874).

В 1875 году Васнецов В.М. покидает Академию художеств, не окончив, и в 1876 едет в Париж, где находится более года вместе с пенсионерами Академии – Репиным и Поленовым. Пишет картину «Акробаты» (1877) – жанровое, исполненное с французскими декорациями произведение.

Вернувшись в Россию, он вступает в Товарищество передвижных художественных выставок, как жанровый художник. Художник переехал жить в Москву, его новые знакомые – С. Мамонтов и П. Третьяков. В Абрамцеве входит в кружок художников, где проектирует для имения церковь Спаса Нерукотворного. А занятия декорациями для Частной оперы Мамонтова приводят его к увлечению русским фольклором. Васнецов выходец из провинции, был покорён Москвой, её историческими памятниками, здесь развивается и крепнет талант русского художника, происходят большие перемены в его творчестве.

В 1880 году на VIII передвижной выставке появилась картина Васнецова В.М. – «После побоища Игоря Святославича с половцами» - по мотивам «Слова о полку Игореве». Об этой картине с восхищением отзывались И. Крамской, П. Чистяков и И. Репин. Эта картина написана на пороге смут и народных волнений. Задачей нового направления в живописи Васнецова является поиск положительного пути для России. Этому Васнецов посвятил всё своё дальнейшее творчество.

С 1885 по 1896 год Васнецов оформляет Владимирский собор в Киеве. Расписывал он собор вместе с М. Нестеровым. Так Васнецов В.М. стал известным иконописцем и получил большое количество церковных заказов.

В 1892 – профессор Академии. Однако позднее, в 1905 году Васнецов в знак протеста против политических предубеждений молодых художников отказывается от этого звания.

В 1893 году Васнецов получил звание действительного академика живописи.

В 1899 году свет увидела знаменитая картина Васнецова «Богатыри». Тогда состоялась персональная выставка русского художника.

В 1912 году Васнецов возведён в «дворянское Российской империи достоинство со всем нисходящим потомством». Его сказочные картины были символичны в то время Васнецов был противником революции и не принял произошедших перемен. Журналы в пух, и прах громили творчество художника. Последней незаконченной работой Васнецова был портрет М. Нестерова, доброго старого товарища и ученика. Жизнь художника закончилась в другой стране – СССР.

Известные произведения Васнецова Виктора Михайловича

Картина «С квартиры на квартиру» написана в 1876 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Это произведение пронизывает достоевское звучание сюжета. По сюжету картины старик со старухой изгнаны из квартиры по бедности – на это указывают старые одежды, собранный узел – вынуждены скитаться в поисках нового жилища. Лица их преисполнены страданием, в глазах отчаяние и растерянность. Тут же изображена бездомная собака, съёжившаяся от холода, что усиливает безысходность всей сцены. Эта картина считается лучшей из произведений Васнецова, выполненных в жанровом стиле. Здесь нет академизма, вместо которого изображены огромные недостатки общества. Именно поэтому художник оставил Академию художеств и примкнул к передвижничеству.

Васнецов «по мотивам» «Слова о полку Игореве» написал картину «После побоища Игоря Святославича с половцами» в 1880 году. Картину можно увидеть в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. На VIII передвижной выставке 1880 года о показанной картине И.Крамской сказал: « Это вещь удивительная, которая нескоро будет понята по-настоящему». Эта картина представляет собой не взгляд в прошлое, а из прошлого в настоящее. Картина изображает не саму битву, а её завершение. С этой картиной Васнецов перешёл от жанровой живописи к монументальным историческим и фольклорным произведениям. Композиционным и смысловым центром картины является нагрудный крест, свисающий с шеи убитого воина-отрока. Лицо павшего богатыря выражает спокойствие, в нём нет злобы. Всё это показывает умиротворённость картины. Стервятники символизируют бесов, рвущих души людей. Лишь переплетённые тела русского воина и половца говорят о недавнем свирепом бое.

Картина Васнецова В.М. «Алёнушка» (1881). Васнецов писал эту картину на сюжет русской сказки. Начал летом в Ахтырке под Абрамцевом, а закончил зимой в Москве. В то время он посещал музыкальные вечера Третьяковых, где слушал Баха, Моцарта, Бетховена. Васнецов долго вынашивал сюжет «Алёнушки» и написал лишь тогда, когда встретил русскую девушку с глазами полными печали, одиночества. «Каким-то особым русским духом веяло от неё» - рассказывал Васнецов. Лицо, поза, сцепленные пальцы выразительно отображают глубокую печаль девушки. Птицы сказочные притаились на ветвях деревьев. Здесь Васнецов передал переживания человека через природу. Тёмная вода омута притягивает Алёнушку.

Картина «Витязь на распутье» (1882). Создана картина Васнецовым по сюжету былины «Илья Муромец и разбойники». Первые наброски были сделаны художником в 1870-х годах. В 1878 году написан первый вариант картины «Витязь», который открывает серию фольклорных произведений Васнецова. В 1882 году русский художник пишет для С. Мамонтова второй вариант, больший по размерам, обладающий монументальностью живописи. Этот новый вариант был не последним, но стал общепризнанным. В данном произведении переплетаются фольклорная «фантастика» и реалистические детали. При написании картин он изучал историю эпохи в историческом музее, в Оружейной палате. Надписи на камне вещуне взяты художником в Публичной библиотеке. Витязь изображён с опущенным копьём в глубоком раздумье перед камнем, однако, из картины уже понятно какое единственное решение будет принято. Огромная птица – обязательный персонаж русского фольклора – распласталась на линии горизонта. На камне написано: - «Как прямо ехати –живу не бывати – нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетаемому». Другие надписи («Направу ехати – женату бытии; налеву ехати – богату бытии») Васнецов частично стёр или спрятал подо мхом. Выписанные череп и кости дополняют фабулу картины.

Шедевр Васнецова В.М. Картина «Богатыри»

Картина создавалась с 1881 по 1898 годы и хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Над этой картиной художник работал почти тридцать лет (первый набросок был сделан в 1871 году). В Париже в 1876 году – эскиз, сделанный в парижской мастерской Поленова. В апреле 1898 года законченную картину купил П. Третьяков, «Богатыри» стали одним из последних его приобретений. В этом же году Васнецов организовал персональную выставку, на которой «Богатыри» были главным произведением. По словам Васнецова «Богатыри» были его творческим долгом, обязательством перед родным народом. Так наряду с жёстким отображением жизни (реализмом) возник интерес к истокам народной культуры, к фольклору.

Илья Муромец Васнецова простой бесхитростный человек, могучий воин.

Добрыня Никитич опытный мужественный, предусмотрительный и образованный (в молодости он прошёл «школу» у шести старцев). Этот образ взят Васнецовым из народного эпоса.

Зритель смотрит на богатырей как бы снизу вверх, что достигнуто приёмом расположения линии горизонта в более высокое положение. Тут и меч кладинец, и лютый конь под Ильёй, на что указывает массивная металлическая цепь. Всё это взято из былинных сказаний о русских богатырях.

  • Акробаты

  • С квартиры на квартиру

  • Витязь на распутье
25 января 2014

Когда речь заходит о художниках, работавших над «оживлением» былин, сказок и легенд, одним из первых вспоминается именно Васнецов. Биография для детей традиционно будет начинаться с момента рождения талантливого мастера и его детства.

Как прошло детство будущего художника?

А родился Виктор Михайлович 15 мая 1848 г. в селе под названием Лопьял, близ Вятки. Его отец, Михаил Васильевич, был местным священником. После рождения сына он был вынужден переехать в другое место - село Рябово. Мама будущего художника, Аполлинария Ивановна, растила шестерых сыновей (сам Виктор был вторым).

Жизнь семьи Васнецовых нельзя было назвать особо богатой. В их доме одновременно присутствовали обычаи и уклады, характерные как для сельской, так и для городской жизни. После смерти жены за главного остался отец семейства, Михаил Васнецов. Биография для детей, рассказывающая об основных моментах жизни будущего художника, продолжается. Михаил Васильевич был умным и хорошо образованным человеком, поэтому постарался привить всем своим сыновьям пытливость, наблюдательность, дать им познания в самых разных областях. А вот рисовать детей учила бабушка. Несмотря на бедность, взрослые всегда находили средства на покупку интересных научных журналов, красок, кистей и других принадлежностей для творчества и учёбы. Виктор Васнецов уже в детстве проявил необычайную склонность к рисованию: на первых его зарисовках встречаются живописные деревенские пейзажи, а также сцены сельской жизни.

Других жителей деревни Виктор Васнецов воспринимал как своих добрых приятелей и с удовольствием слушал сказки и песни, которые те рассказывали во время посиделок при приглушенном свете и треске лучины.

Васнецов не представлял своей жизни без рисования ещё с ранних лет

Васнецов Виктор Михайлович, биография которого сегодня является темой нашей беседы, начал рисовать очень рано. Но в те времена было принято, чтобы сын шёл по стопам отца, поэтому он сначала пошёл учиться в духовное училище, а потом - в семинарию в Вятке. Будучи семинаристом, Васнецов постоянно изучал летописи, жития святых, хронографы, различные документы. А особое внимание привлекала древнерусская литература - она ещё больше укрепила любовь к русской старине, которой и без того отличался Васнецов. Биография для детей, посвященная этому удивительному художнику, должна упомянуть и о том, что именно в семинарии Васнецов получил глубокие знания в области православной символики, которые потом пригодились ему во время работы над росписью храмов.

Обучение в семинарии не помешало Виктору Михайловичу усердно заняться изучением живописи. В 1866-1867 гг. из-под его руки вышли 75 чудесных рисунков, которые в итоге послужили иллюстрациями для «Собрания русских пословиц» Н. Трапицина.

Сильное впечатление на Васнецова произвело знакомство с Э. Андриоли - польским художником, находившимся в ссылке. Андриоли рассказывает своему юному другу про академию художеств, что в Санкт-Петербурге. Васнецов тут же загорелся желанием поступить туда. Отец художника не возражал, но сразу предупредил, что материально помогать не сможет.

Видео по теме

Начало самостоятельной жизни в Петербурге

Впрочем, без поддержки Васнецов не остался. Андриоли и его знакомый епископ Адам Красинский поговорили с губернатором Кампанейщиковым, и тот помог им продать картины «Молочница» и «Жница», которые нарисовал Васнецов. Биография для детей должна включать в себя ещё несколько интересных моментов, связанных с этим. За проданные картины Васнецов получил 60 рублей, и с этой суммой отправился в Петербург. Скромность и неуверенность юноши не позволили ему даже взглянуть на список зачисленных в академию после сдачи экзаменов. Виктор через знакомых смог устроиться рисовальщиком, чтобы заработать себе на прожитьё. Позднее Васнецов находит себе занятие по душе и начинает рисовать иллюстрации для журналов и книг. Тогда же он поступает в школу Общества поощрения художников, где знакомится с И. Крамским, которому ещё предстоит сыграть в жизни молодого художника важную роль.


Обучение в Академии художеств и дальнейшая жизнь художника

В 1868 г. Васнецов вновь делает попытку поступить в академию Петербурга. И узнаёт, что в прошлый раз ему всё-таки удалось успешно сдать экзамены.

Время обучения в академии подарило Виктору Михайловичу множество новых интересных знакомств. Здесь он сближается и начинает дружить с Репиным, Поленовым, Куинджи, Суриковым, Максимовым, братьями Праховыми, Антокольским, Чистяковым.

Уже в течение первого года учёбы Васнецов получает серебряную медаль, а затем - ещё две малые медали за этюд с натуры и рисунок «Два обнажённых натурщика». Ещё через два года преподаватели наградили его за рисунок «Христос и Пилат перед народом», на сей раз - большой серебряной медалью.

Период этот стал для Васнецова весьма непростым. В 1870 г. скончался отец художника, и тот стал заботиться своём дяде по материнской линии, который тоже грезит о славе талантливого художника и ищет возможность заработать. Начиная с 1871 г. Васнецов всё реже появляется в академии, в основном из-за нехватки времени и ухудшившегося здоровья. Однако он по-прежнему плодотворно трудился: за это время выполнил более 200 иллюстраций к «Солдатской азбуке», «Народной азбуке», «Русской азбуке для детей» (Водовозов). Художник занимается иллюстрированием сказок «Жар-птица», «Конек-горбунок» и некоторых других. Успевает Васнецов рисовать и для себя - как правило, это были рисунки на бытовую тематику.

1875 г. стал годом кардинальных перемен в жизни Виктора Михайловича. Он покидает академию из-за того, что необходимость зарабатывать деньги становится для него на первое место, а кроме того, потому, что он желает самостоятельно развивать свой талант. На выставке передвижников появляется его картина «Чаепитие в трактире», также заканчивается работа над «Нищими певцами». В 1876 г. он представляет картины «Книжная лавочка» и «С квартиры на квартиру».

В том же году Васнецову представляется возможность посетить Париж. Визит во Францию поражает воображение художника, и под впечатлением от него он пишет знаменитые «Балаганы в окрестностях Парижа» (1877).

Год спустя художник возвращается на родину, венчается с Александрой Рязанцевой и перебирается с новоиспечённой супругой в Москву.

Роспись Владимирского собора в Киеве - важнейшая работа в жизни Васнецова

В 1885 г. А. Прахов приглашает Васнецова поучаствовать в росписи недавно возведённого Владимирского собора (Киев). Подумав, художник соглашается. Минимальный опыт он уже получил, работая над абрамцевской церковью Спаса и эпическими полотнами. Будучи человеком глубоко верующим, именно в росписи церквей Васнецов начинает видеть своё настоящее призвание.

Над росписью во Владимирском соборе Васнецов трудился больше десяти (!) лет. Ведь ему было поручено расписать и главный неф, и апсиду. Художник умело изобразил важные сюжеты из Нового и Ветхого заветов, русских святых, облагородил своды с помощью изумительных орнаментов. В истории искусства всего XIX столетия масштабы проведённой работы не имеют равных. Ведь за это время Виктор Михайлович создал свыше четырехсот эскизов, а общая площадь росписи занимает более 2 тыс. кв. м.!

Работа была интересной, но и очень сложной. Ведь В. М. Васнецов, биография которого является темой нашей беседы, тщательно изучал ту тему, с которой ему предстояло работать. С этой целью он ознакомился с памятниками раннего христианства, сохранившимися в Италии, фресками и мозаиками, существовавшими в киевском Софиевском соборе, росписью Михайловского и Кирилловского монастырей. Пристальное внимание Васнецов уделял и изучению смежных областей искусства: народного творчества, древнерусской книжной миниатюры. Во многом при работе он ориентировался на московские старообрядческие иконы. А кроме того, Васнецов всегда проверял, достаточно ли согласуются его работы с духом Церкви. Многие эскизы художник был вынужден отбрасывать из-за того, что сам считал свои работы недостаточно церковными, или потому, что согласие на них не давал церковный Совет.

Сам Васнецов считал, что его работа в соборе - это его личный «путь к свету», к осмыслению великих ценностей. Иногда ему было очень трудно из-за того, что не получалось изобразить тот или иной сюжет именно так, как он видел его в мыслях.

Одним из самых любимых образов стала Богоматерь Васнецова, впервые изображённая «с теплотой, смелостью и искренностью». Во многих российских домах конца XIX-начала ХХ вв. можно было встретить ее репродукции.

Работы завершились в 1896 г., и в присутствии семьи царя собор был торжественно освящён. Роспись Васнецова имела огромный успех, и уже в том же году со всех сторон на художника посыпалось множество предложений по оформлению петербургских, варшавских, дармштадских и других храмов. Вершиной творчества Васнецова в качестве монументалиста-декоратора стало его полотно «Страшный суд».

Васнецов - экспериментатор, сочетающий в своём творчестве вековые традиции и живую силу

Расписывая киевский собор, Васнецов в свободное время не прекращает работать в других жанрах. В частности, в это время он создал целый цикл историко-былинных картин.

Некоторое время Виктор Михайлович посвятил созданию театральных декораций.

В 1875-1883 гг. Васнецову поручают нарисовать нетипичную для него картину «Каменный век», которая должна была украсить открывающийся вскоре Исторический музей Москвы.

А вот над одной из самых известных своих картин - «Богатыри» - художник трудился несколько десятилетий, а закончил свою работу в 1898 г. Сам Васнецов называл эту картину своим «обязательством перед родным народом». А в апреле того же года Павел Третьяков с радостью забрал эту картину, чтобы она навсегда стала одним из самых ярких экспонатов в его галерее.

Картины Васнецова никогда не оставляли людей равнодушными, хотя вокруг них часто развивались яростные споры. Кто-то преклонялся и восхищался ими, кто-то - критиковал. Но удивительные, «живые» и имеющие свою душу работы никак не могли остаться незамеченными.

Умер Васнецов 23 июля 1926 года в возрасте 79 лет из-за проблем с сердцем. Однако традиции, которым он положил начало, продолжали и продолжают жить и в работах художников следующих поколений.

­Краткая биография Виктора Васнецова

Васнецов Виктор Михайлович­ - выдающийся русский художник-живописец; один из основоположников русского модерна. Васнецов был также архитектором и увлекался фольклорной живописью. Родился 15 мая 1848 года в селе Лопьял, расположенном в Вятской губернии. Отец будущего художника был священником. Помимо Виктора, в семье было еще пятеро детей. Младший брат Аполлинарий был также известен в художественных кругах. Фамилия Васнецовых имела древне-вятские истоки.

Талант у мальчика проявился в раннем возрасте, но в связи с отсутствием денег, его отдали в духовное училище, а затем семинарию. Детей священников в такие заведения принимали бесплатно. В 19-летнем возрасте Васнецов, оставив на полпути семинарию, уехал поступать в петербургскую Академию художеств. Денег у него было совсем мало, но выручила продажа двух его картин: «Молочница» и «Жница». Уроки рисования ему когда-то давал гимназический учитель Н. Г. Чернышев и И. Н. Крамской. В Петербурге он смог отточить свое мастерство в области живописи.

Впервые работы молодого художника были представлены на одной из академических выставок в 1869 году. Уже в его ранних картинах отслеживался авторский почерк и склонность к стилю модерн. В 1878 году Виктор Михайлович переехал в Москву, где он выработал иллюстративно-фольклорную направленность. Все свои лучшие произведения художник создал именно в этом городе. Он рисовал полотна на исторические темы, былинных богатырей, персонажей русских сказок.

Искусство Васнецова не осталось незамеченным, поэтому его работы украшали страницы таких журналов как «Мир искусства». Его творчество оказало большое влияние на художников периода модерн и членов Абрамцевского кружка. В Москве ему посчастливилось общаться с Мамонтовым и Третьяковым. Совместно с В. Поленовым он построил храм в «русском стиле». Помимо этого он спроектировал фасад Третьяковской галереи, собственного дома-мастерской, галерею Цветкова и многие другие здания в городе. В 1885 году он перебрался в Киев, чтобы расписывать Владимирский собор.

Через десять лет кропотливой работы его стали почитать как великого русского иконописца. Однако пиком его творческой карьеры стала картина «Три богатыря», представленная на личной выставке художника в 1899 году. Умер В. М. Васнецов в 1926 году в своей московской мастерской. До конца жизни он не выпускал из своих рук кисть. Последнее, над чем он работал, это портрет его друга и ученика Нестерова.