Сценарий творческого урока-исследования на тему «Тайны сказки «Теплый хлеб. Мбук "центральная библиотека борисовского района" Зеленый мир константина паустовского сценарий

18 мая в детской библиотеке № 26 в рамках программы продвижения чтения среди дошкольников и младших школьников «Волшебная страна, которой нет на карте» прошел библиотечный урок для дошкольников «Поэт в прозе» по творчеству советского русского писателя К. Г. Паустовского.

Детям было представлено творчество классика русской литературы Паустовского Константина Георгиевича. В ходе мероприятия дети были ознакомлены с его автобиографией, интересными фактами из жизни, становлением и началом его творческого пути. Были представлены его детские произведения – повести и рассказы.

Константин Георгиевич Паустовский — классик русской литературы. Был награжден орденом Ленина и Трудового Красного Знамени. Он был кандидатом на Нобелевскую премию по литературе.

С самого начала его жизненного пути он не боялся трудностей. После окончания Киевской гимназии был вынужден сам зарабатывать себе на хлеб, и занимался репетиторством. В Первую Мировую войну потерял 2-х своих братьев, работал санитаром и отступал с русской армией в Польше. В Великой Отечественной войне был военным корреспондентом на Южном фронте. Находясь вместе с солдатами на первой линии обороны, писал рассказы. Работал на промышленных заводах. Много путешествовал по разным странам. Переживший столь нелегкий жизненный путь, он — «ни разу не подписал, ни единого письма или обращения, клеймящего кого-нибудь. Он изо всех сил пытался остаться и поэтому остался самим собой». Любил природу и написал много произведений, посвященных природе России и любимого «Мещерского края».

Его детские произведения «Заячьи лапы», «Стальное колечко», «Теплый хлеб», «Повесть о лесах», «Прощание с летом» — погружают нас в волшебный мир природы и человеческих взаимоотношений. Писатель легким и доступным языком объясняет, что только от нас зависит, в каком мире мы будем жить. О том, что надо любить и ценить окружающую природу. Что только добрые поступки и дела способны сделать этот мир лучше, помогают оставаться человеку человеком. Отдавая в мир хорошее, обратно можно получить его приумноженным.

Соколовская Инна Владиславовна – учитель ОПК, педагог – библиотекарь МБОУ Тацинская СОШ № 3. Ростовская область
Описание материала: Сегодня я решила рассказать вам о литературном музее. Отечественная классическая литература от Пушкина до Пастернака тесно связана с теми памятными местами, где жили и творили русские писатель и поэты.
Такие музеи занимают особое место в культурной и общественной жизни нашей страны…
Внеклассное мероприятие рассчитано для учащихся 5 – 8 классов. Использовать материал можно в самой разнообразной форме. На выбор учителя.
Цель: Формирование общекультурной компетентности учащихся через восприятие литературы
Задачи:
1. Образовательная: расширить представление о музеях отечественной классической литературы. Учащиеся могут использовать при подготовке домашнего задания, написания реферата. Просто углубить свои знания.
2. Развивающая: развивать индивидуальные творческие способности учащихся, образное и логическое мышление, воображение, умение мыслить нестандартно.
3. Воспитательная: прививать интерес к музеям, писателям, литературе.
Оборудование: Выставка книг о музеях, литература писателя

Внеклассное мероприятие «Мой край задумчивый и нежный»


Сегодня литературный музей – это не просто тихие музейные залы, где собираются книги, документы, рукописи, фотографии, личные вещи и другие экспонаты, рассказывающие о жизни и творчестве писателя или поэта. Литературный музей – это живое, интересное. Увлекательное дело. Кроме традиционных экскурсий, лекций и выставок в музее проходят концерты, театрализованные экскурсии – представления. Можно и самому стать участником старинного бала, примерить на себя костюм из прошлых веков и встретиться с героями литературных произведений. Можно проявить и собственное дарование и уже с новым чувством и впечатлением перечитать любимые книги.
Сегодня литературных музеев в России много, и создаются новые. Внимание к таким местам никогда не ослабевает.

Таруса. Мемориальный дом – музей К.Г. Паустовский.


В Тарусе очень хорошо. Окрестности сказочные… места здесь чудесные.
К.Г. Паустовский


Мой друг, поехали в Тарусу!
В дом, где давно темно и грустно,
Но старый парк доселе жив,
И средь равнины среднерусской
Река забвения бежит...
Тут можно быть самим собою,
Дремотно слушать крик разбойный
Ворон, торчащих там и тут,
Цедить сквозь решето забора
И летний зной, и влагу туч...
В посудине с дырявым днищем
Живет паук, художник нищий.
Попросим крова у него.
Нежданно иволга засвищет,
И тишь... И боле никого.
Войдем в заветную часовню,
Где века ржавые засовы
Скрывают разоренье чувств,
Звенит Марины ключ кастальский...
С трудом открыв глухие ставни,
Затеплим памяти свечу.
Ну, а потом пора в долину
Волшебную, где выгнул спину
Мост над сверкающим ручьем...
И, завершая в тон картину,
Две ивы плачут ни о чем.
Там наша раненая роща...
Забыть ее, конечно, проще,
Как позабыли мы в бреду,
Что не прогресса жадный росчерк
На небе начертал звезду...
И не железными руками,
А грозовыми облаками,
Дыханьем, звуком и огнем
Творилось это чудо мира,
Где нет ни капищ, ни кумира,
И чудо днесь сокрыто в нем.
Мой друг, поехали в Тарусу.
Там – тоже грязь, и те же трусы,
Но есть высокие черты
Непроданной российской Музы,
И неразорванные узы
Любви, Добра и Красоты...
Валентина Невинная


В очарованье русского пейзажа
Есть подлинная радость, но она
Открыта не для каждого и даже
Не каждому художнику видна.
И лишь когда за темной чащей леса
Вечерний луч таинственно блеснет,
Обыденности плотная завеса
С ее красот мгновенно упадет.
Вздохнут леса, опущенные в воду,
И, как бы сквозь прозрачное стекло,
Вся грудь реки приникнет к небосводу
И загорится влажно и светло.
И чем ясней становятся детали
Предметов, расположенных вокруг,
Тем необъятней делаются дали
Речных лугов, затонов и излук.
Николай Заболоцкий


Весной Таруса утопает в белом облаке цветущих садов. Старинный город, известный по летописям с 13 века, уютно расположился на живописных, зеленых холмах при впадении реки Тарусы в Оку. Город внесен в перечень исторических городов России и имеет статус природно – архитектурного заповедника.
На одной из тихих улочек Тарусы стоит скромный дом. Бревенчатые стены покрашены в синий цвет, белые наличники. Словно синее небо и белые облака…


В этом доме 31 мая 2012 года в честь 120 – летнего юбилея со дня рождения Константина Георгиевича Паустовского был открыт музей. И этот скромный, обычный деревенский дом – сегодня единственный в России мемориальный дом – музей писателя. В Тарусе Константин Георгиевич прожил более десяти последних лет своей жизни.


Творчество К.Г. Паустовского хорошо знакомо всем, кто любит родную литературу. Многие книги писателя переведены на иностранные языки. Паустовский даже выдвигался кандидатом на соискание Нобелевской премии в области литературы.
«Константин Георгиевич Паустовский – писатель в русской литературе необыкновенный. Это бросается в сердце, инстинктивно чувствуется каждым читателем, полюбившим или только еще впервые влюбляющимся в его благоуханно – певучую, светящуюся прозу… Да и нужно ли объяснять чудо?» - эти строки о творчестве Паустовского написал поэт Б. Чичибанин к 100 – летнему юбилею писателя.


Ясное утро не жарко,
Лугом бежишь налегке.
Медленно тянется барка
Вниз по Оке.
Несколько слов поневоле
Всe повторяешь подряд.
Где-то бубенчики в поле
Слабо звенят.
В поле звенят? На лугу ли?
Едут ли на молотьбу?
Глазки на миг заглянули
В чью-то судьбу.
Синяя даль между сосен,
Говор и гул на гумне...
И улыбается осень
Нашей весне.
Жизнь распахнулась, но всe же.
Ах, золотые деньки!
Как далеки они. Боже!
Господи, как далеки!
М.И. Цветаева


Тарусские дали, привольные пейзажи полюбились Паустовскому. Он, побывавший во многих живописных уголках не только России, но и других стран, признавался: «Я не променяю Среднюю Россию на самые прославленные и потрясающие красоты земного шара. Всю нарядность Неаполитанского залива с его пиршеством красок я отдам за мокрый от дождя ивовый куст на песчаном берегу Оки или за извилистую речонку Таруску – на ее скромных берегах я теперь часто и подолгу живу». И еще одна цитата: «Я живу в одном маленьком городке… Он так мал, что все его улицы выходят или к речке с ее плавными и торжественными поворотами, или в поля, где ветер качает хлеба, или в леса, где по весне буйно цветет между берез и сосен черемуха…»


Мне чудятся Оки серебряные воды,
Лесов березовых серебряный язык.
В сиреневой тени, ромашкой зацветая,
Таруса спит смолы янтарным сном.
Игнатовской горы за тетиным сараем
Рыже-зеленый виден мне излом.
Анастасия Цветаева. Чужбина. 1941.

Таруса еще с 19 века стала одним из культурных центров России. Эти места связаны с именами многих художников, писателей, поэтов. Вот почему Константин Георгиевич назвал Тарусу «творческая лаборатория и приют для людей искусства и науки».


Константин Георгиевич Паустовский родился 31 мая 1892 года. Спустя годы писатель в своем автобиографическом очерке напишет: «Родился в 1892 году в Москве, в Гранатовом переулке, в семье железнодорожного статистика. Отец мой… был неисправимым мечтателем… Моя мать – дочь служащего на сахарном заводе… Мать была убеждена, что только при строгом и суровом обращении с детьми можно вырастить из них «что – то путное».
Свое первое литературное произведение – рассказ «На воде» - Паустовский написал еще учеником гимназии. Рассказ напечатал в 1912 году киевский журнал «Огни». Уже тогда Паустовский решает стать писателем и понимает, что для этого нужен жизненный опыт.
Константин Паустовский учился в Киевском и Московском университетах. Но в 1914 году начинается Первая мировая война. В один день, но на разных фронтах, погибают два брата будущего писателя. Константин Георгиевич работает вагоновожатым и кондуктором трамвая.
Трудится на санитарном поезде, который под вражеским огнем вывозит раненных бойцов с фронта.

Тайна записной книжки:


В автобиографической «Повести о жизни» Константин Паустовский вспоминал о своей работе кондуктором в московском трамвае. Грозой всех кондукторов был старик со сторублевой ассигнацией. Каждое утро он садился в трамвай и протягивал кондуктору эту крупную купюру. Но у кондуктора, разумеется, не было сдачи. Хитрый старик и не требовал размена. Он покорно выходил на первой же остановке и садился в следующий трамвай. И все повторялось снова. И так «зайцем» хитрец ездил на службу постоянно. Но Паустовский оказался хитрее. Он под расписку получил в кассе трамвайного парка сто рублей мелочью. И когда хитрый старик привычно протянул сторублевую купюру, Паустовский неторопливо отсчитал 99 рублей 95 копеек мелочью. Больше этого «зайца» в трамваях не встречали…


Потом были годы скитаний. Паустовский сменил много профессий. На протяжении нескольких лет, с 1916 по 1923 год, Паустовский работает над первой своей повестью «Романтики». Напечатана она будет только в 1935 году. Но главной в то время профессий стала журналистика. Константин Георгиевич много ездит по стране. Эти путешествия дали богатый материал не только для журнальных и газетных очерков, но и будущих произведений писателя. В 1932 году выходит повесть «Кара – Бугаз».


Издав несколько книг, Константин Георгиевич Паустовский решил посвятить свою жизнь литературному творчеству. Но, как и прежде, писатель много путешествует. Цикл коротких лирических рассказов он посвящает мещерскому краю.
В суровые годы Великой Отечественной войны Паустовский – военный корреспондент. В короткие минуты отдыха и затишья он работает над романом «Дым отечества».
В 1950-х годах Паустовский – писатель с мировым именем. И вновь новые страдания, на этот раз – зарубежные.


И все же скромный домик в Тарусе, беседка в саду стали любимым «рабочим кабинетом» писателя. Среди произведений писателя есть многотомная автобиографическая «Повесть о жизни» и работа, посвященная труду писателя, - «Золотая роза». Паустовский обладал удивительным свойством видеть в обычном то, мимо чего мы проходим, не обращая внимания. Недаром писателя часто называют «Левитан в литературе».
Дом – музей Паустовского в Тарусе сегодня знают многие. В этом небольшом музее любовно сохранена теплая, уютная домашняя атмосфера. Здесь все, как было при жизни писателя. В рабочем кабинете – стол у окошка, пишущая машинка, любимые книги писателя, фотографии. Среди них – снимок звезды мирового кинематографа, актрисы и певицы Марлен Дитрих. Она была горячей поклонницей таланта русского писателя.





В Тарусе ежегодно проводятся праздники К. Г. Паустовского в день его рождения – 31 мая


Детский фестиваль в Тарусе




Игорь Шацков. "Таруса"

Уютный, мирный городок;
Над голубеющей Окою,
От суеты земной далек,
Он дышит благостным покоем.
Он весь ютится по холмам,
Ключи лепечут по низинам,
И ветхи серые дома,
А посреди - собор старинный
И колокольня, как свеча.
В садах грачи кричат, кричат,
Однообразен крик грачиный...
Внизу широким полукругом
Оки сверкающая гладь.
А там, за мелями, за лугом,
Лесов бесчисленная рать
Толпится по горам прибрежным
И мягко тонет в дымке нежной...
Какая ширь и благодать! Лесной пейзаж
Здесь Паустовский, всегда живой,
Всегда веселый, вдохновенный,
Своей талантливой рукой
В Тарусе пишет несравненно
В туманной дымке и снегах
И в ярких солнечных лучах.
Его торжественные ивы,
Оки синеющей извивы,
Окрестных далей глубина -
Все душу трогает до дна.
Есть кладбище среди берез
На берегу, над горным скатом,
Могила с краю - в ней Мусатов
Почил, исполнен тайных грез.
Мир неразгаданный, богатый
С собой навеки он унес...
Вот резвой Тарусянки струи,
Бурля, сверкают по камням,
И речка светлая чарует,
К себе прохладою маня.
Вот сваи мельницы забытой,
Колеса поросли травой,
Кругом тенистые ракиты
Склонили ветви над водой.
Коряги, камни, темный омут…
И много розовых цветов
Цветет по берегу крутому
Средь дикой заросли кустов.
Кричит гудок протяжно, резко
И, всколыхнувши лоно вод,
Дымя, шипя, с бурливым плеском,
Отчалил белый пароход.
Еще минута - поворот
Его совсем закрыл собою...
И снова веет тишиною.
Молчат горячие пески.
Лесная даль синеет кротко.
И нежно плачут кулики.
Плывет с пахучим сеном лодка,
Тревожа зеркало реки.
А.В.Чельцов 1924

Константин Паустовский:

«Ожидание счастливых дней бывает

иногда гораздо лучше этих самых дней»

– Отлично помню, как в детстве, читая рассказы Константина Паустовского «Заячьи лапы», «Барсучий нос», не могла сдержать слёз, – делится воспоминаниями гл.библиотекарь Центральной библиотеки им.А.С.Пушкина Елена Коркина. – Уже теперь понимаю, что это своеобразный индикатор мастерства автора. Детские эмоции – самые правдивые, ведь открытым сердцем ребенок распознает фальшь мгновенно. Прошли годы, и теперь я с удовольствием читаю эти произведения своему сыну.

Символично, что 2017 год стал годом 125-летия известного автора. Мало кто знает, но Константин Георгиевич – человек очень непростой судьбы. Расскажу немного о семье русского классика. 31 мая 1892 года в семье служащего в управлении железной дороги и работницы сахарного завода родился мальчик. Семья Паустовского неоднократно переезжала с места на место, со временем обосновавшись в Киеве. Атмосфера в семье была творческой: здесь много пели, играли на рояле, не пропускали ни одной театральной премьеры. Первыми учителями писателя стали специалисты Киевской классической гимназии. Они и заронили в нем желание заниматься словесностью.



Когда мы сетуем на свою жизнь, то часто не задумываемся, какие лишения уготованы на долю прочих людей. Например, Константину Паустовскому пришлось очень рано повзрослеть. Когда мальчик учился в шестом классе, родители его развелись. Оставив учебу, будущий писатель занялся репетиторством.

Свой первый рассказ Паустовский написал, учась в последнем классе гимназии. После гимназии, Паустовский два года проучился в Киевском университете. В 1914 году, писатель переехал в Москву. Это совпало с началом . И здесь писатель не выбрал легкий путь – при формировании тыловых санитарных поездов Константин Паустовский стал работать там санитаром. Тогда-то, по его собственному признанию, он всем сердцем полюбил среднюю полосу России.


Во время Великой Отечественной войны Константин Георгиевич был военным корреспондентом на Южном фронте, одновременно продолжая писать. Уже в послевоенные годы к Паустовскому пришла мировая известность, что дало ему возможность много ездить по Европе. Писатель был в Болгарии, Польше, Чехословакии, Турции, Италии, Бельгии, Франции, Голландии, Англии, Швеции, жил на острове Капри. Впечатления от этих поездок легли в основу множества его произведений.

В отделе научно-популярной литературы Центральной библиотеки им. А.С. Пушкина к юбилею писателя оформлена книжная выставка из цикла «Певцы родной природы» . На открытие выставки пришли туристы-любители, а также именитые в уральских туристических кругах личности – Анатолий Николаевич Сычев и Ольга Анатольевна Чарыкова, известные как организаторы уникальных пеших маршрутов по заповедным местам Челябинской области.



Атмосфера встречи была неформальной: строили планы относительно предстоящего похода по тропам Приполярного Урала. Анатолий Николаевич, геолог по профессии, детально разъяснял правила туристических путешествий, а нам оставалось только восхищаться этими самоотверженными людьми. Ведь активный отдых требует самодисциплины, силы воли и, естественно, выдержки.

Сценарий творческого урока-исследования на тему «Тайны сказки «Теплый хлеб»

Цели урока:

· познакомить учащихся с личностью писателя;

· раскрыть жанровые особенности сказки;

· формировать исследовательские навыки при определении истоков сказки, опираясь на дополнительную информацию о русском фольклоре, фольклоре других стран и их взаимодействии;

· научить определять идею сказки через обращение к сюжету, к образам и художественному мастерству писателя;

· развивать монологическую речь, мышление, память;

· воспитывать стремление и желание быть внимательным и вдумчивым читателем;

· прививать интерес к предмету.

Оборудование:

· тексты сказки «"Теплый хлеб" в любом издании;

· учебная электронная презентация;

Оформление доски: портрет

Ход урока

1. Организация начала урока.

Я знаю, что вы любите сказки?

За что вы любите сказки?

Назовите главные признаки сказки как жанра литературы и фольклора.

Учащиеся отмечают социально значимые признаки сказок: торжество добра над злом, наличие волшебства и чудес, а также мораль.

Да, нет ничего интереснее сказки. Об одной такой сказке пойдет сегодня речь на уроке.

2. Подготовка к восприятию.

Угадайте, о содержании какой сказки мы будем сегодня говорить?

Герою какой сказки мог бы принадлежать этот предмет? (Демонстрирую кусочек хлеба).

Учащиеся легко и свободно называют мальчика по прозвищу «Ну тебя» из сказки «Теплый хлеб»

Сопровождаю ответы учащихся презентация №1 ,содержащим сканированную обложку книги и иллюстрации, репродукцию портрета, ввожу учащихся в коммуникативную ситуацию и помогаю создать эмоциональную установку на ее восприятие.

3. Постановка учебной задачи.

Мы сегодня исследуем содержание, художественные особенности сказки, раскроем авторский замысел.

Учащиеся принимают установку учителя.

4. Обобщающая беседа о личности.

Выступает заранее подготовленные ученики с небольшими рассказами о писателе .

Константин Георгиевич Паустовский родился 19 (или 31) мая 1892 г. в Москве в семье чиновника управления Юго-Западной железной дороги. После окончания гимназии он учился в Киевском университете на естественно - историческом факультете , затем на юридическом факультете Московского университета. Первый рассказ «На воде» был опубликован в журнале «Огни» в 1912 г. в Киеве. В 1925 г. Константин Георгиевич выпустил свою первую книгу «Морские наброски» А в 1929 г. вышел его роман «Блистающие облака». В 1920-1930 гг. писатель много ездил по Советскому Союзу, занимался журналистикой, публиковал очерки и репортажи в центральной прессе. Паустовский написал повести «Кара-Бугаз (1932) и «Колхида» (1934), которые принесли ему известность.
В годы Великой Отечественной войны Константин Георгиевич ездил на фронт в качестве военного корреспондента ТАСС. В последний период творчества создаёт автобиографическое произведение « Повесть о жизни» (1945-1963) и книгу «Золотая роза» (1956) о психологии художественного творчества. Тематика прозы разнообразна. Он писал о художниках, поэтах, прозаиках, композиторах, о природе.

Мы узнали, что любил путешествовать. Он много ездил по России, жил на Полярном Урале, на берегах Каспийского моря, в Карелии . Второй родиной стал для него Мещерский край невдалеке от Москвы. Паустовский побывал и во многих зарубежных странах: Чехии, Франции, Италии и других. Писатель был на нескольких войнах - первой мировой, гражданской, второй мировой. За свою жизнь он написал свыше сорока книг, не считая рассказов, пьес и статей.

Подведем итог нашему разговору. Как это отразилось на его последующей взрослой жизни?

Организую творческую работу в 3 группах. Учащиеся составляют логические цепочки, в которых показывают роль окружающей действительности на становление как личности, а в будущем как писателя.

У учащихся должны получиться такие цепочки:

· стремление к учебе (стал умным, образованным);

· любовь к путешествиям (много впечатлений);

· был на нескольких войнах (написал сказку «Теплый хлеб»);

· любовь к родному краю.

5. Работа по первичному восприятию содержания сказки.

1. Где происходит действие сказки? (в Бережках)

2. Кто взял раненого коня? (мельник)

3. Какое прозвище имел Филька? (Ну тебя)

4. Что сделал Филька с куском хлеба после того, как ударил коня? (бросил на снег)

5. Что случилось в природе после этого? (метель, сильный мороз)

6. Сколько лет назад был такой же мороз? (сто лет)

7. От чего, по мнению бабки, случился такой мороз? (от злобы)

8. Куда послала бабка Фильку в поисках совета? (к Панкрату)

9. Что посоветовал Фильке Панкрат? (изобрести средство от стужи)

10. Сколько времени дал Панкрат на размышление? (час с четвертью)

11. Что придумал Филька? (продолбить лед на реке)

12. Кто был свидетелем разговора? (сорока)

13. Какую роль сыграла сорока в спасении людей? (позвала теплый ветер)

14. Что понес Филька раненому коню? (буханку свежего хлеба)

15. Что конь сделал после того, съел хлеб? (сложил голову на плечо Фильке)

16. Почему сердилась сорока? (ее никто не слушал)

6. Исследовательская деятельность учащихся.

Это сказка или рассказ? Какую роль сыграл конь? Есть ли в сказке волшебство? Как выглядят волшебные предметы? Почему сказка называется «Теплый хлеб?» Попробуем разобраться.

1. Особенности жанра.
Мы с вами прочитали сказку до конца. А разве много сказочного мы увидели в этом произведении? Может, это не сказка, а рассказ? Давайте разберемся (заранее подготовленная группа представляет презентация №2).

Выводы: Наверное, нельзя однозначно ответить на вопрос: сказка это или рассказ. Но мы с вами знаем, что для понимания любого художественного произведения важно осмыслить название.

Почему сказка называется «Теплый хлеб»? Чтобы объяснить название, мы обратимся к каждому слову.
а) Сначала вспомним, как на Руси относились к хлебу. Нам помогут в этом пословицы. .
Хлеб – всему голова.
Хлеб да вода – крестьянская еда.
Хлеб сердце человеку укрепит.
Хлеба нет – и друзей не бывало.
Хлеба нет – и корочки в честь.
Хлеб хлебу брат.
Хлеб за брюхом не ходит, а брюхо за хлебом.
Хлеба не куска – и в горнице тоска.
Хлеба край – и под елью рай, хлеба ни куска – в полатях возьмет тоска.
Мы видим, как уважительно, с почтением относились к хлебу.
б) Какие значения имеет слово «теплый» (Работа со словарем Ожегова. Теплый 1) не успевший остыть, 2) свежий, 3) добрый, побеждающий зло)
в) Почему сказка называется «Теплый хлеб»? (Теплый хлеб помог помириться Фильке с конем. Хлеб был теплым не только потому, что его недавно испекли, но потому, что был согрет теплом души, общей радостью).

Учитель

Есть такое поверье. Хлеб выбрасывать – большой грех. Кто недоеденные куски бросает, тот бедным станет. Поверье очень древнее. А смысл его ясен: хлеб надо беречь, он вырос с помощью Даждьбога (Солнца), на его выращивание, обработку затрачено много труда. Кто не бережлив к хлебу, того небесные силы накажут. Лучше отдать недоеденный хлеб птицам, так как птицы символизируют души умерших. Лучше отдать хлеб им и тем самым совершить благой поступок.

Филька бросил хлеб в снег, поэтому был наказан.

Обладает хлеб волшебной силой? (учащиеся отвечают на этот вопрос теперь однозначно: конечно, обладает). Оказывается, самые обычные предметы становятся волшебными.

А теперь нам надо ответить еще на несколько вопросов:

Что мы можем назвать волшебством?

Как выглядят волшебные предметы?

Учитель.

Представьте себе человека (европейца) каких-нибудь 200 лет назад. Если бы Вы встретились с ним и рассказали ему о нашем современном мире: о телефонах, телевизорах, самолетах, интернете, системе GPS и т. д., что бы на это он сказал?
Во-первых, он бы Вам не поверил, а потом бы решил, что вы волшебник, так как человечеству свойственно называть волшебством те действия, которые дают зримые результаты, но не поддаются логике. И такие знакомые нам приспособления как: сотовый телефон, компьютер, самолет и другие, он назвал бы волшебными предметами и, рассказывая о них своим знакомым, он бы пользовался известной ему терминологией, сравнивая эти предметы (по внешнему виду и результатам применения) с теми предметами, которые существуют в его мире. Что бы получилось? (учитель называет предметы, а дети сами придумывают название).
Автомобиль – это (повозка без лошади), сотовый телефон – это (говорящая шкатулка), телевизор – (волшебный ящик) и так далее. А ведь мы говорим о человеке, жившем всего лишь каких-то 200 лет назад! Что же говорить о тех, кто принадлежит миру, удаленному от нас на тысячи и десятки тысяч лет?! Информацию об этом мире мы можем почерпнуть только в мифах, которые полны волшебства, волшебных предметов и сказочных существ.
Традиционно принято считать, что все сказки – это попытки диких людей объяснить явления природы, но тогда почему волшебными предметами пользуются не только боги или феи – олицетворение сил природы, но и обычные люди, случайно с этими предметами столкнувшиеся?
А давайте посмотрим на эти предметы не как на красивую метафору, а как на технические устройства, описанные очевидцами, не имевшими представления о том, что же это такое.
Сразу же вырисовываются вполне четкие ассоциации: ковер-самолет – средство передвижения по воздуху (даже название схоже с тем средством, которым пользуемся сегодня мы), гусли-самогуды – (магнитофон) и этот список можно продолжать бесконечно.

Презентация № 3 (реализация индивидуального домашнего задания)

А как выглядят волшебные предметы и помощники в сказке «Теплый хлеб?». Один волшебный предмет (пища) мы уже знаем, это хлеб.

Учащиеся высказывают свои версии (конь, ветер, сорока, свист.)

Выступление ученика (реализация индивидуального домашнего задания)

Стрибог – бог ветра, руководитель воздушных течений. Именно к Стрибогу, не упоминая его имени, обращались для совершения заговоров или заклятий на тучу или засуху. В своем подчинении Стрибог имел различные ветры (имена утрачены). Считается, что одним из таких Стрибожичей-ветров была Погода, несущая теплые и мягкие западные воздушные массы. Другим – Позвизд или Посвист, злой северный ветер. “И тотчас в голых деревьях, в изгородях, в печных трубах завыл, засвистел пронзительный ветер, вздул снег, запорошил Фильке горло. Ревела, обезумев, метель, но сквозь её рев Филька слышал тонкий и короткий свист, - так свистит конский хвост, когда рассерженный конь бьёт им себя по бокам”.

В апреле прилетает Стрибог с востока молодым теплым дуновеним.

Летом прилетит с юга, обжигая жаром.

Осенью и весной разгоняет тучи, открывая солнце. «Ветер дул с юга. С каждым часом становилось все теплее. С крыш падали и со звоном разбивались сосульки».

Зимой вращает крылья мельниц, перемалывая зерно в муку, из которой потом замесят хлеб.

Стрибог – это наше дыхание, это воздух, в котором звучат слова, распространяются запахи и рассеивается свет, позволяющий нам видеть окружающее. «Ночью по деревне стоял такой запах теплого хлеба с румяной коркой, что даже лисицы вылезли из нор…»

Выступление ученика (реализация индивидуального домашнего задания)

Издревле свист считается обращением к потустороннему миру и призывом нечистой силы. Эта примета является не только славянским народным поверьем, но и суеверием в Японии. Однако в ряде европейских стран свист ассоциируется с ветром и является орудием ведьм. В Румынии и Польше негативно относятся к свисту женщины: «Когда девушка свистит, семь костелов сотрясаются, а Богоматерь плачет». А ещё в России существовал обычай устраивать «свистопляски», в дни годового поминовения. Этот обычай - подражание свисту чертей, чтобы отпугнуть тех от могил родственников и дорогих сердцу людей.

В современном мире по-прежнему не жалуют свистунов. Свист – символ невежливого обращения, свист – признак осуждения артистов, плохо играющих в театре, не принято

свистеть в доме – «денег не будет», и даже в море – «шторм накликать». И только американцам чужды приметы, связанные со свистом. Они спокойно свистят в доме, точно так же, как и покупают и дарят чётное количество цветов живым.

Вот несколько примет, связанных со свистом:

Не свисти в доме – денег не будет.

Нельзя свистеть в доме, а то дом опустеет.

К свисту в народе вообще отношение отрицательное. А мистически это ассоциируется со свистом ветра, который может унести из дому деньги, добро. Будешь свистеть – на всех несчастье накличешь, в том числе и на себя. “И тотчас в голых деревьях, в изгородях, в печных трубах завыл, засвистел пронзительный ветер…»

Русский былинный персонаж, выступающий как противник богатырей, обладающий загадочной и чудовищной силой - особым посвистом. Соловей сидит в своем гнезде, расположенном на двенадцати дубах и поджидает прохожих, преграждая прямую дорогу в Киев.
Свист Соловья трактуется по-разному. Одни видят в нем олицетворение губительного ветра, другие - посвист разбойной силы, вероятнее всего - татарской, на что указывает отчество Соловья Будимирович.

Выступление ученика (реализация индивидуального домашнего задания)

В мифологии народов мира птицы выполняют разнообразные функции. Они могут быть божествами, героями, прообразами людей, в которых способны превращаться. Что означают птицы в символике? Птицы – символы верха, неба, солнца, грома, ветра, облаков, свободы, жизни, плодородия, изобилия, души, духа свободы и так далее. На мировом древе птицы находятся у вершины его.

По народным поверьям, птицы могут превращаться в людей, а люди – в птиц. 0собенно широко отражены подобные волшебства в славянском фольклоре.

В сказках он иногда помогает герою и даже спасает его, предупреждая об опасности.

Группа учащихся №1 представляет свою презентацию (презентация №4)

Выступление ученика (реализация индивидуального домашнего задания)

О волшебных конях разговор особенный. Более всего выделяется из них Сивка-Бурка. Не случайна его масть: у богатырей былин конь тоже непременно "Бурко-Бурочко, косматочко, троелеточко". Это тоже как бы оборотень, полуконь-получеловек: он понимает речь людей и деяния высших сил, выступает как орудие судьбы героя, изменяя его облик, помогая ему сделаться богатырем, красавцем и совершить великие деяния. Он и сам говорит человеческим языком и выступает всегда на стороне сил добра. Сивка-Бурка обладает волшебной силой. "Сивко бежит, только земля дрожит, из очей пламя пышет, а из ноздрей дым столбом. Иван-дурак в одно ушло залез - напился-наелся, в другое вылез - оделся, молодец такой стал, что и братьям не узнать!" - читаем мы в сказке.

Напоминает своими чудесными свойствами Сивку и Конек-Горбунок, но внешне они резко различны. Горбунок намного меньше героических коней, невзрачен, горбат, с длинными ушами. Зато преданностью хозяину отличается необычайной.

У П. Ершова в "Коньке-Горбунке" чудесная кобылица говорит герою:
...Да еще рожу конька Ростом только в три вершка, На спине с двумя горбами Да с предлинными ушами... На земле и под землей Он товарищ будет твой.

Группа учащихся №2 представляет свою презентацию (презентация №5)

Учитель

А как Филька отнесся к коню? («Да ну тебя! Дьявл! – крикнул Филька и наотмашь ударил коня по губам». «Слеза скатилась у коня из глаз. Конь заржал жалобно, протяжно…»)

Как вы считаете, конь заслужил свой кусок хлеба? (дети отвечают утвердительно)

Немецкий снаряд ранил коня в ногу, и командир оставил коня в деревне. Мельник Панкрат вылечил коня. Конь остался при мельнице и помогал Панкрату. Каждый считал своей обязанностью его покормить.

Подведение итогов.

В начале рассказа мы видели злого мальчишку, который нехотя вышел за калитку, грубо закричал на коня, наотмашь ударил его по губам, а хлеб забросил глубоко в снег. В заключительном эпизоде Филька с уважением относится и к хлебу, и к коню. Как человеку, он хочет поднести коню хлеб с солью в знак дружбы и примирения, протягивает хлеб из рук. Когда конь отказался брать хлеб, Филька заплакал, а не отмахнулся, как раньше: "Да ну тебя". Когда же конь наконец взял хлеб, мальчик заулыбался. Теперь он совсем не похож на прежнего Фильку, хмурого, недоверчивого, сердитого. Он очень изменился. Даже Панкрат говорит: "Филька не злой человек".

Добрые советы сказки Паустовского (Творческая работа).
Чему учила и учит сказка «Теплый хлеб»? (Ребята отвечают письменно, затем читают вслух).
Желательно учащихся подвести к следующим выводам:

1. Учащиеся стараются сформулировать авторский замысел сказки: нужно добиваться своей цели добротой, щедростью души – все это заслуживает вознаграждения, только добрые могут быть счастливы по-настоящему Человек и природа неразделимы. Человек не должен забывать об этом.

2. Нельзя относиться безразлично к окружающему миру.

3. Волшебсто – это добрые поступки людей, добрые слова, это любовь ко всему живому.

8. Инструктаж домашнего задания.

Литература:

1. Энциклопедия для детей. Русская литература. От былин и летописей до классики. 19 век. // О. М.: Аванта+.- 2005.

2. Константин Паустовский. Книга о жизни. Далекие годы

3. : Мещёрская сторона

Рассказы о природе К.Г. Паустовского знает каждый ученик. Но и жизнь самого писателя - захватывающая история, полная приключений, а всё потому, что ему было суждено начать карьеру до революции, пережить её и получить признание в советские годы.

С 21 марта в Детско-юношеском филиале «МАУК Библиотека городского поселения Селятино», в рамках празднования Недели детской книги проходил литературный круиз «Заповедники и сказки Паустовского», который был посвящен предстоящему юбилею писателя. Эта тема была выбрана неслучайно. У нас в стране объявлен «Год Экологии». Слайд-фильм «Наш Паустовский», подготовленный сотрудниками библиотеки, сопровождался интереснейшим рассказом ведущих. Из него ученики узнали наиболее важные этапы биографии писателя.
В годы Великой Отечественной войны, Паустовский работал военным корреспондентом ТАСС на Южном Фронте и публиковался во фронтовых газетах.
В послевоенные годы жизнь и творчество Паустовского были тесно связаны с Тарусой - городком на Оке, где он прожил более двадцати лет и завещал там себя похоронить.
«Я не променяю среднюю Россию на самые прославленные и потрясающие красоты земного шара, - писал Константин Паустовский. - Всю нарядность Неаполитанского залива с его пиршеством красок я отдам за мокрый от дождя ивовый куст на песчаном берегу Оки или за извилистую речонку Таруску - на ее скромных берегах я теперь часто и подолгу живу».
В середине 50-х гг. Константин Георгиевич становится писателем с мировым именем, признание его таланта выходит за границы родной страны.
Писатель получает возможность отправиться в путешествие по всему континенту, и он с удовольствием ею пользуется, побывав в Польше, Турции, Болгарии, Чехословакии, Швеции, Греции и др. Впечатления от этих поездок легли в основу рассказов и путевых очерков.
В 1965 г. писатель был вероятным кандидатом на Нобелевскую Премию по литературе, которая досталась М. А. Шолохову.
Паустовский награжден орденом Ленина, двумя другими орденами и медалями.
Ведь «голос совести, вера в будущее, - говорил Паустовский, - не позволяют подлинному писателю жить на земле, как пустоцвет, и не передать с полной щедростью всего огромного разнообразия мыслей и чувств, наполняющих его самого». А Константин Георгиевич был и остается подлинным писателем.
В 2010 году в Одессе был открыт первый памятник писателю, на котором он, по задумке скульптора, изображен в виде загадочного сфинкса.
А 24 августа 2012 года, к 120- летию писателя, в городском парке города Тарусы был открыт памятник К. Паустовскому.
Рассказ библиотекарей сопровождался музыкой Эдварда Грига «Утро в лесу» (Дагни Педерсен - дочери лесника Хагерупа Педерсена, когда ей исполнится восемнадцать лет). На это обратили внимание библиотекари и рассказали, что же общего между этим произведением и рассказом К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками» и, как домашнее задание, предложили ребятам прочитать данный рассказ.
Далее началась викторина под общим названием «В мире животных». В ходе мероприятия участники сами, поочередно, читали со слайдов рассказ «Барсучий нос».
Оживление вызвал конкурс «Лукошко с листочками». Листочки были вырезаны из плотной бумаги с напечатанными на них отрывками из детских произведений Паустовского. Нужно было прочитать отрывок и назвать это произведение.
В следующем конкурсе «Угадай героя произведения». Отвечая на вопросы конкурса, ребята отгадывали героев произведений. Конкурс под названием «По предмету угадай произведение», заставил ребят вспомнить основные предметы из произведений писателя.
Завершилась встреча просмотром отрывка из мультфильма «Растрёпанный воробей». Этот мультфильм своего рода юбиляр, в этом году ему исполнилось 50 лет.
Викторина проводилась по сказкам и рассказам писателя: «Тёплый хлеб», «Заячьи лапы», «Кот Ворюга», «Тёплый хлеб», «Стальное колечко», «Барсучий нос», «Растрёпанный воробей». На мероприятии побывали учащиеся СОШ №2, 21 марта - 3«А» рук. Наумкина В.С., 23 марта - 3«Б» рук. Мягкова Т.М. и 23 марта - 3«В» (рук. Афанасьева Н.Г. (29 марта - 4 «В» рук. Быковская С.Н. запланировано).
В конце мероприятия был объявлен конкурс творческих работ по произведениям К.Г. Паустовского «В мире Паустовского».