Презентация по окружающему миру "жилища разных народов". Бытовая идентичность народов средней азии и кавказа

Европеоиды

Языковая принадлежность:

Тюркская группа алтайской семьи (азербайджанцы), армянская группа индоевропейской семьи (армяне) и картвельская семья (грузины)

Основные занятия:

Пашенное земледелие. Тягловые животные – волы или буйволы. Основа земледелия зерновые, хлебные культуры (ячмень, просо, пшеница). Культивируются бобовые, овощные культуры (помидоры, перец, баклажаны, шпинат, лук, чеснок, пряные травы и др.). Отличительная черта – садоводство и виноградарство. Развито животноводство. Стойловое и отгонное. Разведение крупного и мелкого рогатого скота, лошадей, ослов, свиней, домашнюю птицу. Ремесла: гончарное, кузнечное, ткацкое и мн. др. Ковроткачество.

Жилища:

Особенность жилищных комплексов – многочисленность жилых и хозяйственных построек. У азербайджанцев – дома ограждались глинобитным дувалом, скрывающим семейную жизнь от посторонних глаз.

Одежда:

Пестрота и разнообразность цветовой гаммы и построек. Хевсур (мужская и женская одежда в Грузии). Мужская нательная одежда – рубаха из грубой шерстяной ткани или бязи красно-бурого цвета украшали пуговицами, крестами из ткани, нашитыми в виде треугольника, а также тесьмой желтого, красного, белого и черного цвета. Верхнюю одежду (чоху) из домотканой шерсти красного, реже синего цвета обшивали пестрой тесьмой из бязи красного, оранжевого цветов. Женскую чоху, кроме вышивки на спине украшал кусок шерстяной ткани с мелкими монетами и бусами. В ушах женщины носили большие по размеру круглые серьги. Не менее примечателен головной убор хевсурки и способ его ношения. Основа – на подобии кокошника (сатаура) из шерстяной или льняной ткани, украшенной вышивкой и бисером, поверх носили черный платок, подвязывающийся, так что его конец висел над правым ухом.

В мужских комплексах – черкеска, бурка, башлык, папаха, ноговицы, мягкие чувяки или сапоги.

Пища:

Основа питания – растительная пища. Дрожжевой хлеб – лаваш. Пироги – хачапури. Шашлык.

Социальная организация:

Крестьянские поземельные общины характерные для всех народов Закавказья. В структуры общины сложным образом вплетались семейные отношения, обширные семейные союзы (патронимии). Твердые представления о власти старших мужчин, о священных принципах и обязанностях родственной взаимопомощи, об обязательной кровной мести. Аталычество. Куначество (побратимство).

Верования:

Различные формы христианства и ислама. Архаичные верования и обряды. Синкретизм ислама и местных традиционных религий.

Культура:

28.Народы Средней Азии

Обширные территории Евразии, ограниченные на востоке Памиром, на западе – Каспийским морем, на севере – арало-иртышским водоразделом и на юге – границами Ирана и Афганистана, называют Средней Азией.

Антропологическая характеристика:

Европеоиды

Языковая принадлежность:

Тюркские народы алтайской семьи (туркмены, киргизы, узбеки и др.)

Основные занятия:

Орошаемое земледелие, основанное на ирригационных системах. Вода подавалась на поля при помощи каналов и арыков.

Основная выращиваемая культура – хлопчатник. Садоводство (абрикосы, персики, гранаты и др.). Виноградарство. Пшеница. Сельскохозяйственные орудия примитивны и малопроизводительны. Основное пахотное оружие – деревянная соха с железным или чугунным наконечником. Землю боронили деревянной доской закрепленными в ней каменными, а позже железными зубьями. Тягловые животные – быки, лошади, а в отдельных районах верблюды. Важное орудие земледелия – кетмень.

Подвижное скотоводство. Отгонное скотоводство. Коневодство.

Домашние промыслы и ремесло. Дробная специализация в ремесле. В соответствии со специализацией ремесленники объединялись в цехи. Ремесло передавалось по наследству. Отсутствие национальной специфики в ремесле.

Жилища:

В Средней Азии распространены глинобитные постройки. Принципиальная конструкция оседлого дома – одинакова. Строили из сырцового кирпича.

Дом состоит из одной комнаты, кухни и небольшой крытой террасы.

Одежда:

Основу мужской одежды составляет свободного покроя рубаха и штаны с широким шагом. Женская одежда отличается от мужской некоторыми деталями кроя, длиной рубахи и ее цветом. Мужской костюм шили из белой ткани, женский – из цветной. Верхней одеждой был распашной халат с длинными рукавами. В земледельческих районах преобладали ватные стеганые халаты, а у скотоводческого населения – стеганые халаты из шерстяных тканей. В холодное время носили шубы из овчины.

Социальная организация:

Основная ячейка соседская община. Внутри общины вода и земля распределялась между семьями.

По шариату, помимо общинной собственности существует частнособственнические земли – мюльк. Вакуф – форма собственности на землю.

Верования:

Шаманизм, позже замещен исламом

Благотворительная стенгазета для школьников, родителей и учителей Санкт-Петербурга «Коротко и ясно о самом интересном». Выпуск №88, февраль 2016 года.

Обратите внимание:
В интернет-версии БОЛЬШЕ материалов, чем в печатной.
Пробовали смотреть газеты на экране смартфона? Рекомендуем – очень удобно!

«Жилища народов мира»

(66 выбранных нами «объектов жилой недвижимости» от «абылайши» до «яранги»)

Стенгазеты благотворительного образовательного проекта «Коротко и ясно о самом интересном» (сайт сайт) предназначены для школьников, родителей и учителей Санкт-Петербурга. Они бесплатно доставляются в большинство учебных заведений, а также в ряд больниц, детских домов и других учреждений города. Издания проекта не содержат никакой рекламы (только логотипы учредителей), политически и религиозно нейтральны, написаны лёгким языком, хорошо иллюстрированы. Они задуманы как информационное «тормошение» учащихся, пробуждение познавательной активности и стремления к чтению. Авторы и издатели, не претендуя на академическую полноту подачи материала, публикуют интересные факты, иллюстрации, интервью с известными деятелями науки и культуры и надеются тем самым повысить интерес школьников к образовательному процессу.

Дорогие друзья! Наши постоянные читатели заметили, что мы не в первый раз представляем выпуск, так или иначе связанный с темой недвижимости. Недавно мы обсудили самые первые жилые сооружения каменного века, а также пригляделись к «недвижимости» неандертальцев и кроманьонцев ( выпуск). О жилищах народов, издавна проживающих на землях от Онежского озера до берегов Финского залива (а это вепсы, водь, ижоры, ингерманландские финны, тихвинские карелы и русские), мы поговорили в серии «Коренные народы Ленинградской области» ( , и выпуски). Самые невероятные и своеобразные современные здания мы рассмотрели в выпуске. Не раз писали мы также и о праздниках, имеющих отношение к теме: День риэлтора в России (8 февраля); День строителя в России (второе воскресенье августа); Всемирный день архитектуры и Всемирный день жилища (первый понедельник октября). Эта стенгазета – краткая «настенная энциклопедия» традиционных жилищ народов со всего света. 66 выбранных нами «объектов жилой недвижимости» расставлены по алфавиту: от «абылайши» до «яранги».

Абылáйша

Абылáйша - походная юрта у казахов. Её каркас состоит из множества жердей, которые крепятся сверху к деревянному кольцу – дымоходу. Вся конструкция накрывается войлоком. В прошлом подобные жилища использовались в военных походах казахского хана Абылая, откуда и название.

Аил

Аил («деревянная юрта») – традиционное жилище теленгитов, народа Южного Алтая. Бревенчатое шестиугольное строение с земляным полом и высокой крышей, покрытой берестой или корой лиственницы. Посередине земляного пола находится очаг.

Ариш

Ариш – летний дом арабского населения побережья Персидского залива, сплетённый из стеблей пальмовых листьев. На крыше установлена своеобразная матерчатая труба, которая в условиях чрезвычайно жаркого климата обеспечивает вентиляцию в доме.

Балагáн

Балагáн – зимнее жилище якутов. На бревенчатом каркасе укреплялись наклонные стены из тонких жердей, обмазанных глиной. Низкая пологая крыша покрывалась корой и землёй. В маленькие окна вставлялись куски льда. Вход ориентирован на восток и прикрыт навесом. С западной стороны к балагану пристраивали хлев для скота.

Барасти

Барасти – на Аравийском полуострове общее название для хижин, сплетённых из листьев финиковой пальмы. Ночью листья впитывают избыточную сырость, а днём постепенно высыхают, увлажняя жаркий воздух.

Барабóра

Барабóра – вместительная полуземлянка алеутов, коренного населения Алеутских островов. Каркас делался из китовых костей и выброшенных на берег коряг. Крыша утеплялась травой, дёрном и шкурами. В крыше оставляли отверстие для входа и освещения, откуда спускались внутрь по бревну с вырубленными в нём ступенями. Бараборы строились на холмах у побережья, чтобы удобно было наблюдать за морскими животными и приближением врагов.

Бордей

Бордей – традиционная полуземлянка в Румынии и Молдавии, крытая толстым слоем соломы или тростника. Подобное жилище спасало от значительных перепадов температуры в течение суток, а также от сильного ветра. На глиняном полу был очаг, однако топился бордей по-чёрному: дым выходил через маленькую дверь. Это один из древнейших типов жилья в этой части Европы.

Бахареке

Бахареке – хижина индейцев Гватемалы. Стены – из жердей и веток, обмазанных глиной. Крыша – из сухой травы или соломы, пол – из утрамбованного грунта. Бахареке устойчивы к сильным землетрясениям, случающимся в Центральной Америке.

Бурама

Бурама – временное жилище башкир. Стены делались из брёвен и веток и не имели окон. Двускатная крыша покрывалась корой. Земляной пол застилался травой, ветками и листьями. Внутри сооружались нары из досок и очаг с широким дымоходом.

Валкаран

Валкаран («дом из челюстей кита» по-чукотски) – жилище у народов побережья Берингова моря (эскимосов, алеутов и чукчей). Полуземлянка с каркасом из крупных костей кита, покрытая землёй и дёрном. Имела два входа: летний – через отверстие в кровле, зимний – через длинный полуподземный коридор.

Вардо

Вардо – цыганская кибитка, настоящий однокомнатный дом на колёсах. В нём есть дверь и окна, печь для приготовления пищи и обогрева, кровать, ящики для вещей. Сзади, под откидным бортом, – ящик для хранения кухонных принадлежностей. Снизу, между колёсами, – багаж, съёмные ступеньки и даже курятник! Вся повозка достаточно лёгкая, так что её могла везти одна лошадь. Вардо отделывался искусной резьбой и окрашивался яркими красками. Расцвет вардо пришёлся на конец XIX – начало XX века.

Вежа

Вежа – старинное зимнее жилище саамов, коренного финно-угорского народа Северной Европы. Вежа делалась из брёвен в форме пирамиды с дымовым отверстием вверху. Остов вежи покрывали оленьими шкурами, а сверху укладывали кору, хворост и дёрн и придавливали берёзовыми жердями для прочности. В центре жилища устраивали каменный очаг. Пол покрывали оленьими шкурами. Рядом ставили «нили» – сарайчик на столбах. К началу XX века многие саамы, живущие на территории России, уже строили себе избы и называли их русским словом «дом».

Вигвам

Вигвам – общее название жилища лесных индейцев Северной Америки. Чаще всего это шалаш куполообразной формы с отверстием для выхода дыма. Каркас вигвама делался из изогнутых тонких стволов и накрывался корой, циновками из тростника, шкурами или кусками ткани. Снаружи покрытие дополнительно прижималось жердями. Вигвамы могут быть как круглыми в плане, так и вытянутыми и иметь несколько дымовых отверстий (такие конструкции называются «длинными домами»). Вигвамами часто ошибочно называют конусообразные жилища индейцев Великих равнин – «типи» (вспомните, например, «народное творчество» Шарика из мультфильма «Зима в Простоквашино»).

Викиап

Викиап – жилище апачей и некоторых других индейских племён Юго-Запада США и Калифорнии. Небольшая грубая хижина, покрытая ветками, кустарником, соломой или циновками, часто с дополнительно накинутыми сверху кусками ткани и одеялами. Разновидность вигвама.

Дёрновый дом

Дёрновый дом – традиционная постройка Исландии ещё со времён населяющих её викингов. Его конструкция определялась суровым климатом и дефицитом дерева. На месте будущего дома выкладывались большие плоские камни. На них ставился деревянный каркас, который обкладывался дёрном в несколько слоёв. В одной половине такого дома жили, в другой – содержали домашний скот.

Дяолоу

Дяолоу – укреплённый многоэтажный дом в провинции Гуандун на юге Китая. Первые дяолоу были построены ещё при династии Мин, когда в Южном Китае орудовали шайки разбойников. В более поздние и относительно безопасные времена такие дома-крепости строили, просто следуя традиции.

Землянка

Землянка – один из древнейших и повсюду распространённых видов утеплённого жилья. В ряде стран крестьяне жили преимущественно в землянках вплоть до позднего средневековья. Вырытая в земле яма перекрывалась жердями или брёвнами, которые засыпались землёй. Внутри находился очаг, а вдоль стен – нары.

Иглу

Иглу – куполообразная хижина эскимосов, сложенная из блоков плотного снега. Пол и иногда стены застилали шкурами. Для входа прорывали в снегу тоннель. Если снег неглубокий, вход устраивали в стене, к которой достраивался дополнительный коридор из снежных блоков. Свет в помещение проникает прямо через снежные стены, хотя делали и окна, закрытые тюленьими кишками или льдинами. Часто несколько иглу соединяли между собой длинными снежными коридорами.

Изба

Изба – бревенчатый дом в лесной зоне России. До Х века изба была похожа на полуземлянку, достроенную несколькими рядами брёвен. Двери не было, вход прикрывался поленьями и пологом. В глубине избы располагался сложенный из камней очаг. Изба топилась по-чёрному. Люди спали на подстилках на земляном полу в одном помещении со скотом. С веками изба обзавелась печью, отверстием на крыше для выхода дыма, а затем и трубой. Появились отверстия в стенах – окошки, которые закрывали пластинками слюды или бычьим пузырём. Со временем стали перегораживать избу на две части: горницу и сени. Так появилась изба-«пятистенка».

Северорусская изба

Изба на Русском Севере строилась в два этажа. Верхний этаж - жилой, нижний («подклет») - хозяйственный. В подклете жили слуги, дети, дворовые работники, там же были помещения для скота и хранения припасов. Подклет строился с глухими стенами, без окон и две­рей. Наружная лестница вела сразу на второй этаж. Это спасало от заметания снегом: на Севере бывают сугробы по нескольку метров! К такой избе пристраивали крытый двор. Длинные холодные зимы вынуждали объединять жилые и хозяйственные постройки в единое целое.

Икукване

Икукване – большой куполообразный тростниковый дом зулусов (Южная Африка). Строили его из длинных тонких прутьев, высокой травы, тростника. Всё это переплеталось и укреплялось верёвками. Вход в хижину закрывался специальным щитом. Путешественники считают, что Икукване идеально вписывается в окружающий пейзаж.

Кабáнья

Кабáнья – небольшая хижина коренного населения Эквадора (государство на северо-западе Южной Америки). Её каркас плетут из лозы, частично обмазывают глиной и кроют соломой. Такое название получили также беседки для отдыха и технических нужд, устанавливаемые на курортах у пляжей и бассейнов.

Кава

Кава – двускатный шалаш óрочей, коренного народа Хабаровского края (Дальний Восток России). Крышу и боковые стены покрывали еловой корой, отверстие для дыма в непогоду прикрывали специальной покрышкой. Вход в жилище всегда обращался к реке. Место для очага засыпали галечником и ограждали деревянными плахами, которые изнутри обмазывались глиной. Вдоль стен сооружали деревянные нары.

Кажим

Кажим – большой общинный дом эскимосов, рассчитанный на несколько десятков человек и многолетний срок службы. На избранном для дома месте копали прямоугольную яму, по углам которой устанавливали высокие толстые брёвна (местной древесины у эскимосов нет, поэтому шли в ход деревья, выброшенные прибоем на берег). Далее возводились стены и крыша в виде пирамиды – из брёвен или китовых костей. В отверстие, оставшееся посередине, вставлялась рама, обтянутая прозрачным пузырём. Всё строение засыпалось землёй. Крыша подпиралась столбами, так же, как и лавки-кровати, установленные вдоль стен в несколько ярусов. Пол устилался досками и циновками. Для входа выкапывался узкий подземный коридор.

Кáжун

Кáжун – традиционное для Истрии (полуостров в Адриатическом море, в северной части Хорватии) каменное строение. Кажун цилиндрической формы с конической крышей. Без окон. Постройка велась методом сухой кладки (без использования связывающего раствора). Из­начально служил жилищем, но впоследствии стал играть роль хозяйственной постройки.

Карамо

Карамо – землянка селькупов, охотников и рыболовов севера Западной Сибири. У крутого берега реки выкапывали яму, ставили по углам четыре столба и делали бревенчатые стены. Крыша, также из брёвен, засыпалась землёй. Со стороны воды прокапывали вход и замаскировывали его прибрежной растительностью. Чтобы землянку не заливало, пол делали постепенно повышающимся от входа. Попасть в жилище можно было лишь на лодке, причём лодку тоже затаскивали внутрь. Из-за таких своеобразных домов селькупы назывались «земляными людьми».

Клочан

Клочан – куполообразная каменная хижина, распространённая на юго-западе Ирландии. Очень толстые, до полутора метров, стены выкладывались «насухо», без связующего раствора. Оставлялись узкие щели-окна, вход и дымоход. Такие незамысловатые хижины строили для себя монахи, ведущие аскетичный образ жизни, поэтому внутри не приходится ожидать особого комфорта.

Колыба

Колыба - летнее жильё пастухов и лесорубов, распространённое в горных районах Карпат. Это бревенчатый сруб без окон с двускатной крышей, крытой дранкой (плоскими щепками). Вдоль стен располагаются деревянные лежанки и полки для вещей, пол земляной. Посередине находится очаг, дым выходит через отверстие в крыше.

Конáк

Конáк - двух- или трёхэтажный каменный дом, встречающийся в Турции, Югославии, Болгарии, Румынии. Строение, в плане напоминающее букву «Г», покрывает массивная черепичная крыша, создающая глубокую тень. При каждой спальне есть крытый выступающий балкон и паровая баня. Большое количество разнообразных помещений удовлетворяет все нужды хозяев, поэтому в постройках во дворе нет необходимости.

Кувакса

Кувакса – переносное жилище саамов в период весенне-летних кочёвок. Имеет конусообразный каркас из нескольких шестов, соединённых вершинами, на который натягивали чехол из оленьих шкур, бересты или парусины. В центре устраивался очаг. Кувакса является разновидностью чума, а также напоминает типи североамериканских индейцев, но несколько более приземистая.

Кула

Кула – укреплённая башня из камня в два-три этажа с мощными стенами и маленькими окнами-бойницами. Кулы можно встретить в горных районах Албании. Традиция строительства подобных домов-крепостей очень древняя и существует также на Кавказе, Сардинии, Корсике и в Ирландии.

Курéнь

Курéнь (от слова «куриться», что значит «дымиться») - жилище казаков, «вольных войск» Русского царства в низовьях Днепра, Дона, Яика, Волги. Первые казачьи поселения возникали в плавнях (речных камышовых зарослях). Дома стояли на сваях, стены делались из плетней, заполненных землёй и обмазанных глиной, крыша была камышовая с отверстием для выхода дыма. Особенности этих первых казачьих жилищ прослеживаются и в современных куренях.

Лепа-лепа

Лепа-лепа – лодка-дом баджао, народа Юго-Восточной Азии. Баджао, «морские цыгане», как их называют, всю свою жизнь проводят в лодках в «Коралловом треугольнике» Тихого океана – между Борнео, Филиппинами и Соломоновыми островами. В одной части лодки они готовят пищу и хранят снасти, а в другой спят. На сушу они выбираются только для того, чтобы продать рыбу, купить рис, воду и рыболовные снасти, а также похоронить умерших.

Мáзанка

Мáзанка – практичный сельский дом степной и лесостепной Украины. Своё название мазанка получила по старинной технологии постройки: каркас из веток, утеплённый тростниковой прослойкой, обильно обмазывался глиной, смешанной с соломой. Стены регулярно белились изнутри и снаружи, что придавало домику нарядный вид. Четырёхскатная соломенная крыша имела большие свесы, чтобы в дождь стены не размокали.

Минка

Минка – традиционное жилище японских крестьян, ремесленников и торговцев. Минка строилась из легкодоступных материалов: бамбука, глины, травы и соломы. Вместо внутренних стен использовались скользящие перегородки или ширмы. Это позволяло обитателям дома по своему усмотрению менять расположение комнат. Крыши делались очень высокими, чтобы снег и дождь сразу скатывались, и солома не успевала намокнуть.

Одаг

Одаг – свадебный шалаш шорцев, народа, живущего в юго-восточной части Западной Сибири. Девять тонких молодых берёз с листвой связывали сверху и покрывали берестой. Жених разжигал внутри шалаша огонь с помощью огнива. Молодые оставались в одаге три дня, после чего переселялись в постоянный дом.

Пальясо

Пальясо – вид жилища в Галисии (северо-запад Пиренейского полуострова). По кругу диаметром 10-20 метров выкладывали каменную стену, оставляя проёмы для входной двери и маленьких окон. Поверх на деревянном каркасе ставили конусообразную крышу из соломы. Иногда в больших пальясо устраивались две комнаты: одна – жилая, вторая – для скота. В качестве жилья пальясо использовались в Галисии до 1970-х годов.

Пальейру

Пальейру – традиционный домик фермеров деревни Сантана на востоке острова Мадейры. Это небольшое каменное строение с покатой соломенной крышей до самой земли. Домики раскрашены в белый, красный и синий цвета. Пальеру начали строить первые колонизаторы острова.

Пещера

Пещера – наверное, самое древнее естественное убежище человека. В мягких породах (известняках, лёссах, туфах) люди издавна вырубали искусственные пещеры, где обустраивали комфортные жилища, иногда – целые пещерные города. Так, в пещерном городе Эски-Кермен в Крыму (на фото) вырубленные в скале комнаты имеют очаги, дымоходы, «кровати», ниши для посуды и других вещей, ёмкости для воды, окна и дверные проёмы со следами от петель.

Поварня

Поварня – летнее жилище камчадалов, народа Камчатского края, Магаданской области и Чукотки. Чтобы обезопасить себя от перепадов уровня воды, жилище (наподобие чума) строили на высоких сваях. Использовались брёвна, выброшенные морем на берег. Очаг размещали на куче гальки. Дым выходил в отверстие посередине острой крыши. Под крышей делались многоярусные жерди для сушки рыбы. Поварни и сейчас можно увидеть на берегу Охотского моря.

Пуэбло

Пуэбло – древние поселения индейцев пуэбло, группы индейских народов Юго-Запада современных США. Замкнутое сооружение, построенное из песчаника или сырого кирпича, в виде крепости. Жилые помещения располагали уступами в несколько этажей – так, чтобы крыша нижнего этажа являлась двором для верхнего. На верхние этажи забирались по приставным лестницам через отверстия в крышах. В некоторых пуэбло, например, в Таос-Пуэбло (поселение тысячелетней давности), индейцы живут до сих пор.

Пуэблито

Пуэблито - небольшой дом-крепость на северо-западе американского штата Нью-Мексико. 300 лет назад их построили, как предполагается, племена навахо и пуэбло, которые оборонялись от испанцев, а также от племён юта и команчи. Стены выложены из валунов и булыжников и скреплены глиной. Внутренние помещения также покрыты глиняной обмазкой. Потолки сделаны из сосновых или можжевеловых балок, поверх которых уложены прутья. Пуэблито располагались на высоких местах в пределах видимости друг друга, чтобы обеспечить возможность дальней связи.

Рига

Рига («жилая рига») – бревенчатый дом эстонских крестьян с высокой соломенной или тростниковой крышей. В центральном помещении, топившемся по-чёрному, жили и сушили сено. В соседнем помещении (оно называлось «гумнó») молотили и веяли зерно, хранили орудия и сено, а зимой содержали домашний скот. Были ещё неотапливаемые комнаты («каморы»), которые использовали как кладовки, а в тёплое время и в качестве жилого помещения.

Рондавéль

Рондавéль – круглый дом народов бáнту (юг Африка). Стены складывались из камня. Цементирующий состав состоял из песка, земли и навоза. Крыша – шесты из веток, к которым травянистыми канатами привязывались пучки тростника.

Сáкля

Сáкля – дом жителей горных местностей Кавказа и Крыма. Обычно это дом из камня, глины или сырого кирпича с плоской крышей и узкими окнами, похожими на бойницы. Если сакли располагались друг под другом на склоне горы, крыша нижнего дома запросто могла служить двором для верхнего. Балки каркаса делали выступающими, чтобы обустроить уютные навесы. Впрочем, саклей здесь может называться и любая маленькая хижина с соломенной крышей.

Сенек

Сенек – «бревенчатая юрта» шорцев, народа юго-восточной части Западной Сибири. Двускатная крыша покрывалась берестой, которая сверху крепилась полубрёвнами. Очаг был в виде глиняной ямы напротив входной двери. Над очагом на поперечной жерди подвешивался деревянный крюк с котелком. Дым уходил в отверстие в крыше.

Типи

Типи – переносное жилище кочевых индейцев Великих равнин Америки. Типи имеет форму конуса высотой до восьми метров. Каркас собирают из шестов (сосновых - на северных и центральных равнинах и из можжевельника - на южных). Покрышку сшивают из кож бизонов или парусины. Сверху оставляют дымовое отверстие. Двумя дымовыми клапанами регулируют тягу дыма очага с помощью особых шестов. На случай сильного ветра типи привязывают к особому колышку ремнём. Не следует путать типи с вигвамом.

Токуль

Токуль – круглая соломенная хижина жителей Судана (Восточная Африка). Несущие части стен и конической крыши делают из длинных стволов мимозы. Затем на них надевают обручи из гибких ветвей и покрывают соломой.

Тýлоу

Тýлоу - дом-крепость в провинциях Фуцзянь и Гуандун (Китай). Из камней по кругу или квадрату выкладывался фундамент (что затрудняло врагам подкоп во время осады) и строилась нижняя часть стены тол­щиной около двух метров. Выше стена достраивалась из смеси глины, песка и извести, которая затвердевала на солнце. На верхних этажах оставлялись узкие проёмы под бойницы. Внутри крепости располагались жилые помещения, колодец, большие ёмкости для продовольствия. В одном тулоу могли жить по 500 человек, представляющих один клан.

Трýлло

Трýлло – оригинальный дом с конической крышей в итальянской области Апулия. Стены трулло очень толстые, поэтому в жаркую погоду там прохладно, а зимой - не так холодно. Трулло двухъярусный, на второй этаж поднимались по приставной лестнице. Нередко у трулло было несколько крыш-конусов, под каждой из которых – отдельная комната.

Туэдзи

Туэдзи – летний дом удэгейцев, орочей и нанайцев – коренных народов Дальнего Востока. Над вырытой ямой устанавливалась двускатная крыша, покрытая берестой или корой кедра. Боковые стороны засыпались землёй. Внутри туэдзи делится на три части: женскую, мужскую и центральную, в которой располагался очаг. Над очагом устанавливали помост из тонких жердей для сушки и копчения рыбы и мяса, а также подвешивали котёл для приготовления пищи.

Урасá

Урасá - летнее жилище якутов, конусообразный шалаш из жердей, обтянутый берестой. Длинные, жерди, поставленные по кругу, сверху скрепляли деревянным обручем. Изнутри каркас окрашивали в красновато-коричневый цвет отваром ольховой коры. Дверь делали в виде берестяного занавеса, украшенного народными узорами. Для прочности бересту вываривали в воде, затем скоблили ножом верхний слой и сшивали тонким волосяным шнуром в полосы. Внутри вдоль стен сооружались нары. Посередине на земляном полу находился очаг.

Фале

Фале – хижина жителей островного государства Самóа (южная часть Тихого океана). Двускатная крыша из листьев кокосовой пальмы устанавливается на деревянные столбы, расположенные по кругу или овалу. Отличительная особенность фале – отсутствие стен. Проёмы между столбами при необходимости завешиваются циновками. Деревянные элементы конструкции связываются канатами, сплетёнными из нитей шелухи кокосовых орехов.

Фáнза

Фáнза – тип сельского жилища в Северо-Восточном Китае и на Дальнем Востоке России у коренных народов. Прямоугольное строение на каркасе из столбов, поддерживающих двускатную соломенную крышу. Стены делали из соломы, смешанной с глиной. Фанза имела хитроумную систему обогрева помещений. От глиняного очага вдоль всей стены на уровне пола проходил дымоход. Дым, прежде, чем выйти в длинную трубу, построенную снаружи фанзы, отапливал широкие нары. Горячие угли из очага высыпали на особое возвышение и использовали для подогрева воды и сушки одежды.

Фелидж

Фелидж – шатёр бедуинов, арабских кочевников. Каркас из длинных переплетённых друг с другом жердей накрывают тканью, сотканной из верблюжьей, козьей или овечьей шерсти. Эта ткань настолько плотная, что не пропускает дождь. Днём тент поднимают, чтобы жилище проветрилось, а ночью или в сильный ветер – опускают. Фелидж поделён на мужскую и женскую половины занавеской из узорчатой ткани. В каждой половине – свой очаг. Пол застилают циновками.

Ханóк

Ханóк – традиционный корейский дом с глиняными стенами и соломенной или черепичной крышей. Его особенность – система отопления: под полом проложены трубы, по которым горячий воздух от очага разносится по всему дому. Идеальным местом для ханока считается такое: позади дома – холм, а перед домом течёт ручей.

Хáта

Хáта – традиционный дом украинцев, белорусов, южных русских и части поляков. Крыша, в отличие от русской избы, делалась четырёх­скатной: соломенной или камышовой. Стены возводились из полубрёвен, обмазанных смесью глины, конского навоза и соломы, и белились – как снаружи, так и изнутри. Непременно на окнах делались ставни. Вокруг дома шла завалинка (широкая, заполненная глиной лавка), предохраняющая нижнюю часть стены от размокания. Хата делилась на две части: жилую и хозяйственную, разделённые между собой сенями.

Хóган

Хóган – древнее жилище индейцев навахо, одного из самых многочисленных индейских народов Северной Америки. Каркас из жердей, поставленных под углом 45° к земле, переплетался ветками и густо обмазывался глиной. Нередко к этой простой конструкции пристраивалась «прихожая». Вход занавешивался одеялом. После того, как по территории навахо прошла первая железная дорога, конструкция хогана изменилась: индейцы нашли весьма удобным строить свои дома из шпал.

Чум

Чум – общее название конического шалаша из жердей, покрываемых берестой, войлоком или оленьими шкурами. Такая форма жилища распространена по всей Сибири – от Уральского хребта до берегов Тихого океана, у финно-угорских, тюркских и монгольских народов.

Шабоно

Шабоно – коллективное жилище индейцев яномáмо, затерянных в тропических лесах Амазонии на границе Венесуэлы и Бразилии. Большая семья (от 50 до 400 человек) выбирает себе подходящую поляну в глубине джунглей и огораживает её столбами, к которым крепится длинная крыша из листьев. Внутри такой своеобразной изгороди остаётся открытое пространство для хозяйственных работ и ритуалов.

Шалáш

Шалáш – общее название простейшего укрытия от непогоды из любых подручных материалов: палок, веток, травы и пр. Являлся, вероятно, первым рукотворным убежищем древнего человека. Во всяком случае, нечто похожее создают и некоторые животные, в частности, человекообразные обезьяны.

Шалé

Шалé («хижина пастуха») – небольшой сельский домик в «швейцарском стиле» в Альпах. Один из признаков шале – сильно выступающие карнизные свесы. Стены – деревянные, их нижняя часть может быть оштукатуренной или обложенной камнем.

Шатёр

Шатёр – общее название временной лёгкой постройки из ткани, кожи или шкур, растянутых на кольях и верёвках. Издревле шатры использовали восточные кочевые народы. Шатёр (под разными названиями) часто упоминается в Библии.

Юрта

Юрта – общее название переносного каркасного жилища с войлочным покрытием у тюркских и монгольских кочевников. Классическая юрта легко собирается и разбирается силами одной семьи в течение нескольких часов. Она перевозится на верблюде или лошади, её войлочное покрытие хорошо защищает от перепадов температуры, не пропускает ни дождь, ни ветер. Жилища этого типа настолько древние, что распознаются даже на наскальных рисунках. Юрты в ряде местностей с успехом ис­пользуются и в наши дни.

Яодун

Яодун - дом-пещера Лёссового плато северных провинций Китая. Лёсс – мягкая, легко поддающаяся обработке порода. Местные жители это давно обнаружили и испокон веков выкапывали себе жилища прямо в склоне холма. Внутри такого дома комфортно при любой погоде.

Ярáнга

Ярáнга – переносное жилище некоторых народов северо-востока Сибири: чукчей, коряков, эвенов, юкагиров. Вначале по кругу устанавливают треноги из жердей и фиксируют их камнями. К треногам привязывают наклонные шесты боковой стенки. Сверху крепится каркас купола. Всю конструкцию покрывают оленьими или моржовыми шкурами. Две-три жерди ставят посередине для того, чтобы подпереть потолок. Яранга делится пологами на несколько помещений. Иногда внутри яранги ставят маленький накрытый шкурами «домик».

Мы благодарим Отдел образования администрации Кировского района Санкт-Петербурга и всех, кто бескорыстно помогает в распространении наших стенгазет. Наша искренняя признательность замечательным фотографам, любезно разрешившим использовать в этом выпуске свои фотографии. Это Михаил Красиков, Евгений Голомолзин и Сергей Шаров. Большое спасибо Людмиле Семёновне Грек – за оперативные консультации. Ваши отзывы и пожелания направляйте по адресу: pangea@mail..

Дорогие друзья, спасибо, что вы с нами!


Важнейшая функция жилища — оберегать человека от пагубного воз­действия окружающей среды. Народное жилище любого географического района, будь то за Полярным кругом или в тропиках, приспособлено к условиям природы и климата. Именно это свойство жилища жаркого пояса в последнее время привлекает внимание современных зодчих и у нас, и за рубежом. Такая заинтересованность, вполне оправданная по­требностями строительной практики, по правде говоря, несколько запоз­дала. Необходимость научного подхода к строительной климатологии серьезно назрела к середине текущего столетия, а в 50 – 60 — х годах были детально разработаны методы адаптации строительства к условиям пояса тропиков. При этом опыт прошлого не принимался во внимание, но теперь, вглядываясь в народную традицию, проектировщики откры­вают один за другим прототипы нынешних солнцезащитных устройств, хотя и далекие от технического совершенства. Изучая адаптацию народ­ного жилища к условиям климата, особенно интересно сопоставить эмпи­рический подход прошлого с выводами современной теории. Любопытно наблюдать в то же время, как воздействие одинаковых климатических агентов и, очевидно, обмен опытом вызвали в разных странах известную общность солнцезащитных форм и приемов. Основы современной климатологии жаркого пояса вкратце, сводятся к следующему. Принята классификация климатов, которые делятся на две основные категории: 1) Теплый влажный климат с большим количе­ством осадков (характерен для экваториального пояса). Температура обычно не превышает 32 — 33° С с суточными колебаниями 4 — 8° С. Глав­ное зло составляет влажность воздуха. 2) Жаркий сухой климат с тем­пературами до 43°С и выше, с резкими суточными перепадами темпера­тур. В зимние месяцы влажность возрастает, но всегда ниже, чем-в пер­вом случае. Практические рекомендации для первой и второй зоны во многом прямо противоположны. Конструкции в теплом влажном климате должны быть легкими (тонкие стены и потолки из пористых материалов, де­ревянных или иного типа щитов), они, образно говоря, «лишены памяти» и легко принимают температуру внутреннего воздуха. Для жаркого су­хого климата выгоднее тяжелые конструкции (из камня, обожженного кирпича, глины), они обладают «термической инерцией», т. е. медленно нагреваются и охлаждаются. Это свойство используется путем изоляции помещения днем от внешнего воздуха и сохранения ночной прохлады. Таким образом, проветривание помещений в сухом климате совершается только в ночные часы, тогда как во влажном климате оно круглосуточ­ное и является главным требованием при создании комфортных условий. Планировка зданий во влажном климате должна быть максимально от­крытой, обеспечивая проветривание; в сухом климате желательна надежная изоляция от внешней среды. В обоих случаях необходимо защи­щать проемы от блеска облачного неба (влажный климат) или слепящих солнечных лучей (сухой климат). Для защиты от солнца выработано множество вариантов затеняющих ребер, козырьков и решеток. Республики Средней Азии расположены между 36°70′ и 45 е северной широты. Климат здесь в основном сухой и резко континентальный, с довольно холодной, но кратковременной зимой и знойным летом. Здесь имеют место не только резкие суточные колебания температуры, но так­же» значительный (до 30° и более) разрыв между температурами зимы и лета. Все же климатическая характеристика по своим основным пока­зателям укладывается в рамки второй категории со всеми вытекающими отсюда требованиями к жилищу. И особенности жилища — его конструк­ция, планировка и внутреннее устройство — отвечают этим требованиям. Стационарный тип жилища сложился в большей или меньшей степени у всех народов Средней Азии, особенно у издревле оседлых таджиков и узбеков. Для того чтобы сделать более наглядным анализ конструкций и дру­гих черт местного жилища, приведена таблица основных климатических параметров по главным городам Средней Азии, где народное жилище изучалось наиболее полно.

Мощные пласты лёссовых отложений на равнинах Средней Азии обес­печивали строителей простейшим и весьма подходящим материалом. Сте­ны из сырых производных лёсса — сырца, пахсы (уложенная слоями би­тая глина) и глиняных катышей гуваля с деревянным каркасом, балоч­ная крыша с земляным настилом дают превосходную теплоизоляцию. По своим качествам они представляют ярко выраженные «тяжелые» конструкции. При этом характер конструкций гибко следует климатиче­ским особенностям отдельных районов. Толщина кровли прямо связана с количеством осадков. В пунктах, где количество годовых осадков 400 мм и более (Ташкент и особенно. Шахрисябз), толщина крыши достигает и даже превосходит 50 см (не считая балок). В Хиве, где ничтожное количество осадков, толщина кров­ли снижается до 15 — 18 см. Обилие осадков заставляет позаботиться об-удалении их с крыши. В Шахрисябзе и Ташкенте для избежания размыва стен все четыре фасада постройки снабжались выступающими карниза­ми, вода отводилась лотками путем небольшого наклона в засыпке и смазке кровли. В других городах довольствовались карнизом на фасаде, куда выходят проемы. Там, где можно не опасаться размыва, стены смы­каются с кровлей круглым ребром. В Хиве и вообще в Хорезме достаточ­но было обвести кровлю бортиком, предохраняющим стены от стока воды. Нередко даже при отсутствии карниза можно видеть торчащие наружу потолочные балки — просушивание торцов предохраняло балки от загнивания.

Не исключено приспособление к дождю самих фасадов. В хорезмских усадьбах «хаули» внешняя поверхность стен имела желобчатую факту­ру, которую делали но сырой еще глине специальной лопаткой. Такая отделка стен имела скорее всего какую — то утилитарную цель. В свое время была выдвинута версия (впоследствии вызвавшая возражения»), что желобки предохраняют стену от растрескивания. Но можно предпо­ложить и другое — желобки «организуют» по поверхности стены дожде­вые воды. Следует учесть при этом слегка наклонный профиль стен и отсутствие штукатурки, что усугубляет воздействие даже малого коли­чества осадков. Как установлено, рельефная фактура стен отнюдь не без­различна для дождезащиты и воздействует на долговечность бетонных панелей.

Толщина стен не была связана с требованиями теплоизоляции (хотя существовала специальная пустотелая конструкция стен). Тяжесть тол­стой земляной кровли не могла не отразиться на конструкции стен. Но при этом играли главную роль соображения сейсмостойкости, о чем свидетельствует градация толщины стен в разных городах. Ферганская до­лина, особенно Наманган, является одним из угрожаемых в сейсмиче­ском отношении районов. Здесь все четыре стены жилого помещения имели двойной каркас толщиной в 60-70 см, а в Намангане — до 90 см. Изрезанные глубокими нишами стены фактически имели толщину одно­рядного каркаса, но обладали пространственной жесткостью, что давало преимущество при колебаниях почвы. В Ташкенте также все четыре сте­ны помещения были двухрядного каркаса, но менее толстые (40 — 60см). В других городах конструкция постепенно облегчается. В Шахрисябзе торцевая стена комнаты при входе чаще делалась из однорядного карка­са, в Самарканде бывали две такие стены. В комнатах бухарских домов обычно всегда одна торцевая стена с нишами для одеял состоит из двух­рядного каркаса. В Хиве, где температура января ниже ферганской, но сейсмическая балльность низка, а количество осадков ничтожно, в жи­лище приняты исключительно стены однорядного каркаса. Конструкции жилища юга Таджикистана отступают от нормы сред­ней полосы; глинобитные без ниш стены покрыты двускатной соломен­ной кровлей. Наблюдаются при этом бесчердачный и чердачный типы покрытий. Первый — без потолка; во втором балочное с глиняной обмаз­кой покрытие дополняется свободно продуваемым двускатным навесом. Чердак используется для хранения топлива и фуража. Ныне соломен­ная кровля заменяется волнистой асбофанерой. Приведенный анализ убедительно показывает, что при разработке конструкций жилища всегда учитывались местные особенности климата. Прямую связь с условиями климата имеет планировка жилища. Для стран с жарким сухим климатом характерен тип дома с внутренним двором. Конфигурация феодального города, стесненного кольцом крепостных стен, способствовала формированию замкнутых владений: «зажатые» со всех сторон внутриквартальные участки нередко полностью изолированы от улицы. Но не только социальные условия диктовали замкнутый ха­рактер жилища: глухое ограждение препятствовало проникновению во двор уличной пыли и помогало создать сносный микроклимат. Двор играл и играет роль термического регулятора, удерживая до полудня охлажденный за ночь воздушный слой. Вечерняя поливка увлажняет и охлаждает двор — это простейший способ кондиционирования воздуха. Температура воздуха во дворе и а 4 — 5° ниже уличной. Через двор осу­ществляется связь между комнатами, растянутыми однорядной цепочкой по периметру участка.

В крупных городах Средней Азии жилой комплекс образует замкну­тую систему с внутренним двором. Расположенные по периметру участка и смыкаясь торцевыми стенами в один ряд, комнаты открыты во двор и обращены глухой тыльной стороной на улицу. Общая структура плана определяется числом помещений дома и размерами владения. По­мещения охватывают весь периметр участка или оставляют разрывы, заполненные глухой тыльной стеной строений соседа или дворовой огра­дой. Поскольку жилище расширялось вместе с ростом семьи (напоминая этим живой организм), пустоты постепенно заполнялись. Размеры вла­дений порой снижаются до 100 — 80 кв. м. Во двор по возможности про­водят проточную воду, его озеленяют, что способствует улучшению мик­роклимата.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Пословицы и поговорки о доме. Мой дом - моя крепость. В каждой избушке свои игрушки. В гостях хорошо, а дома лучше. Не дом хозяина красит, а хозяин дом. В своём болоте и лягушка поёт. Всяк кулик своё болото хвалит. И крот в своём углу зорок.

3 слайд

Описание слайда:

Дома разных народов С древних времён дома у разных народов Земли различны. Особые черты традиционного жилища разных народов зависят от особенностей природы, от своеобразия хозяйственной жизни, от различий в религиозных представлениях. Однако есть и большое сходство. Это помогает нам лучше понимать друг друга и взаимно уважать обычаи и традиции разных народов России и мира, быть гостеприимными и с достоинством представлять другим людям культуру своего народа.

4 слайд

Описание слайда:

Изба Изба-традиционное жилище русских. Это деревянный жилой дом в лесистой местности России, Украины, Белоруссии. На Руси тысячу лет назад, избу ставили из сосновых или еловых бревен. На крышу клали осиновые дощечки- лемех или солому. Сруб (от слова «рубка») представлял собой ряды положенных друг на друга бревен. Избу строили не используя гвоздей.

5 слайд

Описание слайда:

Хата Хата, (у украинцев), - жилое помещение с печью или вся постройка с сенями и хозяйственным помещением. Бывает срубной, плетнёвой, глинобитной. Снаружи и внутри хату обычно обмазывают глиной и белят.

6 слайд

Описание слайда:

Сакля В горах нет деревьев в таком количестве чтобы строить дома, поэтому дома там строят из камня или глины. Такое жильё называют САКЛЯ. Сакля, жилище кавказских народов. Часто ее строят прямо на скалах. Чтобы защитить такой дом от ветра, для постройки выбирают ту сторону горного склона, где ветра тише. Крыша ее плоская, поэтому сакли часто располагались примыкая вплотную один к другому. Получалось что крыша нижестоящего здания часто являлась полом или двором дома, который стоит выше. Сакли обычно каменные глинобитные или из саманного кирпича, с плоской крышей.

7 слайд

Описание слайда:

Чум ЧУМ – кочевой, переносный шалаш сибирских инородцев; жерди, составленные сахарной головой и покрытые, летом, берестой, зимою - цельными и сшитыми оленьими шкурами, с дымовым выходом вверху. Летняя изба, холодная, но жилая, с огнищем посредине, бывает и у русских.

8 слайд

Описание слайда:

Юрта Юрта, переносное жилище у монгольских народов-кочевников в Центральной и Средней Азии, Южной Сибири. Состоит из деревянных решётчатых стенок с куполом из жердей и войлочным покрытием. В центре юрты - очаг; место у входа предназначалось для гостей; на женской половине хранилась утварь, на мужской - сбруя.

9 слайд

Описание слайда:

Кибитка Кибитка - крытая телега, крытая повозка. Русское название переносного жилища кочевых народов Средней и Центральной Азии.

10 слайд

Описание слайда:

Келья Келья (от лат. cella - комнатка),жилое помещение в монастыре. По монастырским уставам большинству русских монастырей разрешалось строительство собственной кельи каждому монаху или монахине.

11 слайд

Описание слайда:

Вигвам Вигвам – жилище лесных индейцев Северной Америки. Вошло в литературу как название индейского жилища куполообразной формы. При сооружении вигвама индейцы втыкают в землю по кругу или овалу гибкие стволы деревьев, сгибая концы их в свод. Остов вигвама покрывают ветками, корой, циновками.

12 слайд

Описание слайда:

Иглу Жилище из снежных или ледяных блоков строях эскимосы на севере, где кроме снега другого строительного материала нет. Называется жилище- ИГЛУ. Внутреннее помещение обычно застилается шкурами, иногда шкурами покрываются и стены. Свет в иглу проникает прямо через снежные стены, хотя иногда устраиваются окна из тюленьих кишок или льда. Снежный дом впитывает изнутри лишнюю влагу, поэтому в хижине достаточно сухо. Эскимосы могут соорудить иглу на два-три человека за полчаса.

13 слайд

Описание слайда:

Конак Конак - двух- или трехэтажный дом, встречающийся в Турции, Югославии, Болгарии, Румынии. Это выразительная постройка под широкой тяжелой черепичной крышей, создающей глубокую тень. Часто такие «особняки» напоминают букву «г» в плане. Выступающий объем верхней комнаты делает постройку асимметричной. Строения ориентируют на восток (дань мусульманству). При каждой спальне есть крытый вместительный балкон и паровая баня асам. Жизнь здесь всецело изолирована от улицы, а большое количество помещений удовлетворяет все нужды хозяев, потому надворные постройки не нужны.

14 слайд

Описание слайда:

Жилища на дереве Жилища на деревьях в Индонезии сооружают подобно сторожевым вышкам - на шести- или семиметровой высоте над землей. Постройку возводят на заранее подготовленной привязанной к ветвям площадке из жердей. Балансирующее на ветвях сооружение нельзя перегружать, но оно должно выдержать большую двускатную крышу, венчающую постройку. У такого дома устраивают два пола: нижний, из саговой коры, на котором расположен очаг для приготовления пищи, и верхний - настил из досок пальмы, на котором спят. В целях обеспечения безопасности жильцов такие дома строят на деревьях, растущих у водоема. Попадают в хижину по длинным лестницам, связанным из жердей.

15 слайд

Описание слайда:

Пальясо Испания: из камня, высотой 4-5 метров, круглого или овального сечения, диаметром от 10 до 20 метров, с конической крышей из соломы на деревянном каркасе, одна входная дверь, окна отсутствовали вообще или имелось лишь небольшое оконное отверстие.

16 слайд

Описание слайда:

Хижина Южная Индия. Традиционное жилище Tодов (этнос в Южной Индии), бочкообразная хижина, сделанная из бамбука и тростника, без окон, с одним маленьким входом.

17 слайд

Описание слайда:

Подземные жилища Жилища троглодитов в пустыне Сахаре представляют собой глубокие земляные ямы, в которых сделаны внутренние помещения и двор. На склонах холмов и в пустыне вокруг них расположены около семисот пещер, в некоторых из них и по сей день живут троглодиты (берберы). Кратеры достигают десяти метров в диаметре и в высоту. Вокруг внутреннего двора (хауша) расположены комнаты до двадцати метров в длину. Нередко жилища троглодитов имеют несколько этажей, лестницами между которыми служат завязанные веревки. Кровати - небольшие альковы в стенах. Если берберской хозяйке нужна полочка, она просто выкапывает ее в стене. Впрочем, возле некоторых ям можно увидеть телеантенны, а иные превращены в рестораны или мини-гостиницы. Подземные жилища хорошо спасают от жары - в этих меловых пещерах прохладно. Так решают в Сахаре квартирный вопрос.

18 слайд

1981 0

На чем основываются традиции и обычаи данных народов, что их объединяет в создании бытовых-ремесленных изделий, какие есть отличия и как им удалось сохранить национальные особенности?

Использование текстильных материалов в жилище народов Средней Азии и Кавказа зависело от ряда факторов: кочевого или оседлого образа жизни, характера отопления, наличия мебели и ее высоты, этнических традиций и так далее.

Жилища народов Средней Азии, Казахстана, ногаев и туркменов Северного Кавказа и части курдов Южного Кавказа имели важную особенность интерьера кочевого образа жизни, где широко использовались подвесные текстильные сумки, мешки, футляры. Техника изготовления этих вещей определялась этническими или местными обычаями. Так, у туркмен они были изготовлены в ворсовой технике, у казахов и ногайцев – преимущественно из войлока, у полукочевых узбеков – из шерстяной домотканины. Северные киргизы покрывали войлок покупными тканями, прежде всего черным хлопчатобумажным бархатом.

Традиция изготовления этой категории предметов у южных киргизов была поистине роскошной и изобиловала разнообразными вариантами: с вышивкой по замше, войлоку, домотканине или покупным тканям; в лоскутной технике, в технике гладкого паласного и ворсового ткачества.

В юрте одной из доминант интерьера являлся свадебный занавес, который отделял супружеское ложе и, как считалось, магическим образом стимулировал плодородие семьи. Занавес мог изготавливаться из куска дорогой покупной ткани, но, как правило, его вышивали или шили из лоскутов. У киргизов обязательным элементом внутреннего убранства юрты была узорная циновка ашкана, выполнявшая функцию ширмы для отгораживания кухни.

Напольными покрытиями служили ковры и войлочные кошмы.

Роль и место текстильных предметов в интерьере оседлого жилища земледельческих оазисов Средней Азии находились в прямой зависимости от способов его отопления. Если жилище отапливалось «по-черному», как в Хорезмском оазисе или в Южном Таджикистане, то основной акцент в декоре интерьера делался на деревянных резных элементах. При отоплении с помощью камина или углей, помещавшихся в специальное углубление в полу; потолок и стены расписывали красками, декорировали резным или литым гипсом, а также широко применяли украшения из текстиля.

В то же время наличие открытого очага в постоянном жилище горцев Северного Кавказа не препятствовало использованию в нем циновок и войлоков, закрываваших полки с постельными принадлежностями и посудой. Поскольку, по традиции, в среднеазиатских жилищах практически не было мебели, а пол служил и столом, и ложем, качество напольных покрытий было особенно важным. В отсутствие местного производства шерстяных изделий жители оазисов покупали их у кочевого населения.

Очень высоко ценились казахские и киргизские кошмы, а в Ферганской долине также кашгарские – однотонные и орнаментированные. У полукочевых узбеков и арабов приобретали паласы гилем , обычно с полосатым рисунком. Только зажиточные семьи могли покупать ворсовые ковры – особо дорогие туркменские халы или более доступные узбекские джульхырс с высоким ворсом. В горной полосе от Малой Азии до Гиндукуша напольные покрытия имели еще одно назначение: коврами и полотнищами ткани домочадцы укрывались на ночь, положив их на приспособление, напоминающее табурет без сидения, которое ставилось над притушенным очагом.

Культура постели, основными видами которой являлись ватные матрасики – курпача, одеяла и подушки была очень высокой, так как эти вещи характеризовали достаток хозяев дома. Кроме того, этикетные нормы требовали достойного уровня приема гостей, которых усаживали на матрасы, крытые дорогими шелковыми и полушелковыми среднеазиатскими тканями. Кочевники такие курпачи покупали на рынках, но и сами изготавливали матрасы из сукна и бархата, зачастую украшая их вышивкой.особый стиль отличал курпача, сшитые в лоскутной технике курак, считавшейся в регионе магическим защитным средством.

Жители оазисов предпочитали ватные подушки-валики лула , чехлы для которых шили из дорогих тканей. В Бухаре подушки могли иметь специальные декоративные кисти. Кочевое население использовало прямоугольные длинные подушки, у которых украшалась только одна торцевая часть, поскольку только она была видна в стопке спальных принадлежностей джук . Эта часть выполнялась из лоскутов или вышивалась.

Еще одной чертой сходства интерьера жилища народов Средней Азии и Южного Кавказа на протяжении трассы Великого Шелкового пути было наличие стопки одеял, ковров, войлоков и т.п. Состоянию стопки джук , располагавшейся в жилище на видном месте, уделялось особое внимание как престижному участку интерьера.