Образ базарова произведении отцы и дети. Взгляды на общественное устройство. Отношение Базарова к любви и романтике

События, которые описанные в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети » в канун крестьянской реформы. Прогрессивная общественность разделилась на либералов и революционер – демократов. Одни приветствовали реформу, а другие были против такой реформы.

В центре романа появляется Евгений Базаров. И роман Тургенева начинается с приезда Базарова в имение Кирсановых. Базаров был сыном лекаря, так же он прошел суровую школу, потом учился в университете на гроши, увлекался разными науками, хорошо знал ботанику, агротехнику, геологию, никогда не отказывает в медицинской помощи людям, вообщем он гордится собой. А вот неприятия и интерес у людей он вызвал своим внешним видом: высокий рост, старый плащ, длинные волосы. Так же автор подчеркивал его ум, указывая на череп и лицо, выражающие самоуверенность. А вот Кирсановы были лучшие из дворян. Взгляды Базарова вызывают у них разные чувства.

Характеристика Базарова в романе «Отцы и дети» звучит одним словом: он – нигилист, он ярко отстаивает свою позицию отрицания всего. Он плохо высказывается об искусстве. Природа не предмет восхищения для героя, она для него не храм, а мастерская, и человек в ней работник. А любовь Базаров называет ненужным чувством. Взгляды Базарова не типичны для представителей радикального дворянства.

Автор проводит своего героя через много испытаний, а так же через испытания любовью. Когда у него произошла встреча с Одинцовой, Базаров был уверен, что любви нет, и не будет вообще. На женщин он смотрит равнодушно. Анна Сергеевна для него – только представитель одного из разрядов млекопитающих. Он говорил, что её богатое тело, достойно театра, но он о ней не задумывался как о человеке. Потом неожиданно для него вспыхивает чувство, которые его вводят в состояние рассеянности. Чем дольше он находился в гостях у Одинцовой, чем ближе сходится с ней, тем сильнее к ней привязывается.

Человек, сильно веривший в свою теорию нигилизма, принимающий ее на 100 %, ломается при первой же настоящей жизненной ситуацией. Подлинная любовь настигает героя романа Базарова и он не знает, что делать и как правильно поступить. Он не лишается гордости из-за неразделенного чувства, он просто отходит в сторону.
Отношение Базарова к окружающим – разное. Аркадия он пытается увлечь своей теорией. Павла Петровича Кирсанова ненавидит, а Николая Петровича считает добрым, но уже отжившим свой век человеком. Внутри него растет чувство внутреннего противостояния с самим собой. Пытаясь выстроить свою жизнь на основе нигилизма, он не может подчинить ее всем этим сухим канонам.

Отрицая существование чести, он, в то же время, принимает вызов на дуэль, так как считает это правильным. Презирая принцип благородства, на дули он ведет себя, именно благородно, что признает сам Павел Кирсанов. Поступки, требующие определенного анализа Базарова пугают и не всегда он понимает как поступить.
Как Базаров не пытается, ему не удается спрятать свои нежные чувства к родителям. Особенно это проявляется в момент приближения смерти Базарова. Прощаясь с Одинцовой, он просит не забывать стариков. Осознание того, что базаров нигилист, но он верит в существование любви для него тягостно и болезненно.

Данная публикация поможет ученикам 10 класса при написании доклада или сочинения на тему «Евгений Базаров».

Тест по произведению

Личность Базарова замыкается в самой себе, потому что вне ее и вокруг нее почти нет вовсе родственных ей элементов.

Д.И. Писарев

Я хотел сделать из него лицо трагическое... Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, наполовину выросшая из почвы, сильная, злобная, честная, - и все-таки обреченная на погибель, потому что она все-таки стоит еще в преддверии будущего.

И.С. Тургенев

Едва выйдя в свет, роман И.С. Тургенева "Отцы и дети" вызвал настоящий шквал критических статей. Ни один из общественных лагерей не принял новое творение Тургенева. Либеральная критика не могла простить писателю того, что представители аристократии, потомственные дворяне изображены иронически, что "плебей" Базаров все время издевается над ними и морально оказывается выше их. Демократы же восприняли главного героя романа как злую пародию. Критик Антонович, сотрудничавший в журнале "Современник", даже назвал Базарова "асмодеем нашего времени". Все эти факты говорят в пользу И.С. Тургенева. Как настоящий художник, творец, он сумел угадать веяния эпохи, появление нового типа, типа демократа-разночинца, который пришел на смену аристократии.

Тургенев отразил в романе типичный конфликт эпохи и задал, в частности, вопрос о характере и роли "нового человека", деятеля в период революционной ситуации в Европе 60-х годов. Героем того времени являлся разночинец-демократ, убежденный противник дворянско-крепостнического строя, материалист, прошедший школу труда и лишений, самостоятельно мыслящий и независимый. Именно таков главный герой романа "Отцы и дети" - Евгений Базаров.

Главная проблема, поставленная писателем в романе, уже звучит в его названии: "Отцы и дети". Это название имеет двойной смысл. С одной стороны, это проблема поколений - вечная проблема классической литературы, с другой, - конфликт двух социально-политических сил, действовавших в России в 60-е годы: либералов и демократов. Действующие лица романа группируются в зависимости от того, к какой из социально-политических группировок мы можем их отнести. Но дело в том, что Базаров оказывается единственным представителем лагеря "детей", лагеря демократов-разночинцев. Все остальные герои находятся во враждебном лагере.

Базаров стал выразителем идей революционной демократии, противопоставленных в романе либеральному дворянству. Его образ занимает центральное место в композиции романа. Из 28 глав лишь в двух не появляется Базаров, в остальных он главное действующее лицо. Все основные лица романа группируются вокруг него, раскрываются во взаимоотношениях с ним, резче и ярче оттеняют те или иные черты его личности, подчеркивают его превосходство, ум, душевную силу, свидетельствуют о его одиночестве в среде уездных аристократов.

Сюжет романа строится на столкновении Базарова с чуждым ему дворянством. Тургенев сразу же показывает, что Базаров - демократ, разночинец, человек труда, чужд аристократическому этикету и условностям. В столкновении с "барчуками проклятыми" его облик раскрывается полностью. В романе широко используется прием контраста: Базаров противопоставлен Павлу Петровичу, аристократия одного демократизму другого. Последовательность, убежденность, воля и целеустремленность Базарова контрастируют с двойственностью Аркадия, с его мягкотелостью и отсутствием осознанной цели.

В Марьине, родовом поместье Кирсановых, Базаров - гость, разительно отличающийся от хозяев-помещиков. Даже со своим товарищем Аркадием он расходится в главном - в представлениях о жизни, хотя Аркадий – единственный сторонник Базарова в споре с отцами. Но их взаимоотношения все-таки нельзя назвать дружбой, потому что дружба невозможна без взаимопонимания, дружба не может быть основана на подчинении одного другому. На протяжении всего романа наблюдается подчинение слабой натуры более сильной: Аркадия - Базарову. Но все-таки Аркадий постепенно приобретает свое мнение и перестает повторять слепо за Базаровым нигилистические суждения и мнения. В спорах он не выдерживает и выражает свои мысли. Разница между героями видна в их поведении в "империи" Кирсанова. Базаров занимается работой, изучением природы, а Аркадий сибаритствует, ничего не делает. То, что Базаров человек дела, видно даже по его "красной обнаженной руке". Да, действительно, он в любой обстановке, в любом доме старается заниматься делом. Главное его дело - естественные науки, изучение природы и проверка теоретических открытий на практике. Увлечение науками является типичной чертой культурной жизни России 60-х годов, значит, Базаров идет в ногу со временем. Аркадий - совершенная противоположность. Он ничем не занимается, из серьезных дел его ни одно по-настоящему не увлекает. Для него главное - уют и покой, а для Базарова – труд и движение.

Крупное разногласие возникло между "друзьями" в разговоре о роли природы в жизни человека. Здесь уже видно сопротивление Аркадия взглядам Базарова, постепенно "ученик" выходит из-под власти "учителя". Базаров ненавидит многих, а у Аркадия нет врагов. "Ты, нежная душа, размазня", - говорит Базаров, понимая, что Аркадий уже не может быть его сподвижником. "Ученик" не может жить без принципов. Этим он очень близок к своему либеральному отцу и Павлу Петровичу. Зато Базаров предстает перед нами как человек нового поколения, которое пришло на смену "отцам", не способным решить основные проблемы эпохи. Аркадий - человек, принадлежащий старому поколению, поколению "отцов".

Аркадий хочет быть сыном своего века и напяливает на себя идеи Базарова, которые решительно не могут ему подойти. Он принадлежит к разряду людей, вечно опекаемых и вечно не замечающих над собой опеки. Базаров относится к нему покровительственно и почти всегда насмешливо, он понимает, что их пути разойдутся.

В столкновении с различными персонажами, противопоставленными ему, раскрываются замечательные черты Базарова: в спорах с Павлом Петровичем - зрелость ума, глубина суждений и непримиримая ненависть к барству и рабству; во взаимоотношениях с Аркадием - способность привлекать на свою сторону молодежь, быть учителем, воспитателем, честность и непримиримость в дружбе; в отношении с Одинцовой - умение глубоко и по-настоящему любить, цельность натуры, сила воли и чувство собственного достоинства.

Ключевыми местами в композиции романа являются сцены споров. Герои Тургенева раскрывают свое мировоззрение в прямых высказываниях, в столкновениях со своими идейными противниками. Базаров - натура независимая, не склоняющаяся ни перед кем, а подчиняющаяся лишь суду мысли. Типичен для тогдашней молодежи и интерес Базарова к естественным наукам, хотя ни карьера ученого, ни карьера врача не явилась бы его уделом.

Тургенев проводит своего героя через ряд испытаний (кстати, это типично для романов Тургенева). Он испытывает Базарова сначала любовью, затем и смертью. Тургенев как бы со стороны наблюдает за тем, как ведет себя его герой в этих ситуациях. Базаров называл любовь "белибердой", презрительно относился к идеальным, романтическим чувствам, признавал любовь только физиологическую: "Нравится тебе женщина, так возьми ее!". Однако сам, влюбившись, вдруг почувствовал себя романтиком, мучимым эмоциями.

В предсмертной сцене Базаров верен своим идеалам до конца, он не сломлен, гордо смотрит смерти в глаза. Многие критики считают эту сцену самой сильной, живой и трогательной. Потому что именно здесь раскрывается это "грешное, бунтующее сердце" до конца.

Смерть Базарова оправданна по-своему. Как в любви нельзя было доводить Базарова до "тишины блаженства", так и в его предполагаемом деле он должен был остаться на уровне еще не реализуемых, вынашиваемых, и потому безграничных стремлений. Базаров должен был умереть, чтобы остаться Базаровым.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://sochinenia1.narod.ru/


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

В романе «Отцы и дети» особенно выразительно проявились философские интересы Тургенева (напоминаем, он был именно философом по университетскому образованию).

Философские взгляды Тургенева в произведении

А.И. Батюто показал, что в ряде мест произведения вкраплены, например, реминисценции из трудов Б. Паскаля (так, они активно использованы в предсмертном монологе Базарова). С некоторыми мыслями Паскаля Тургенев солидаризуется, некоторые активно оспаривает. Любовь и смерть, жизнь и смерть, жизненное призвание человека — вот те глобальные проблемы, «вечные» темы искусства, которые поднимаются автором в его самом знаменитом романе. Прямо или подспудно присутствуя в тексте «Отцов и детей», они придают им особый интонационно-смысловой разворот и в значительной мере обусловливают высокую художественную значимость, саму литературно-читательскую «долговечность» этого тургеневского произведения. Давно утратив свою злободневность, так привлекавшую современников, «Отцы и дети» сохранили, однако, помимо названных глобальных «вневременных» проблем еще и яркую экстравагантность образа главного героя, фраппирующего здесь и эпатирующего окружающих именно так, как во все времена часто старается вести себя молодежь, желающая выглядеть оригинально и необычно.

Молодой врач Базаров справедливо полагает, что причины телесных болезней как медик знает лишь «приблизительно», однако думает, будто точно знает причины общественных «болезней» и способы их лечения — хотя тут он отнюдь не специалист.

Поведение Базарова

Базаров и Аркадий Кирсанов поочередно посещают в романе четыре места: родной дом Аркадия, губернский город, поместье Одинцовой (трижды) и дом родителей Базарова (по его словам, сам он, сын военного лекаря, отнюдь не вырос в нем и вообще прожил там всего лишь «года два сряду», все время «ведя бродячую жизнь» с родителями — то есть и родного дома у этого глубоко несчастного человека нет). Базаров всюду держится обычно с грубоватой бравадой, граничащей с хамоватостью (лишь рядом с Анной Одинцовой он временами как бы «приоткрывается», делается более естественным). Явно стесняясь перед Аркадием бедности и незнатности своих «стариков», он в их доме лишь усиливает подобные черты (как бы поглубже напяливая на себя привычную «речевую маску»): например, зло трунит над собственным покойным дедом, суворовским офицером, и неоднократно без видимых причин «одергивает» отца, нападая на его старомодную романтическую фразеологию (так, отец шутливо предлагает идти «в объятия к Морфею», а сын тут же сварливо поправляет: «То есть пора спать» и т. п.).

Базаров и родители

Интересно, что именно у родителей Базаров начинает развивать перед Аркадием пессимистические философемы, сначала непривычные в его устах («часть времени, которую мне удастся прожить, так ничтожна перед вечностию, где меня не было и не будет» и т. п.). Подобные рассуждения отчасти психологически мотивируются потрясенно-подавленным состоянием Евгения после неудачного финального объяснения с Анной (он понял, что она его не любит и не полюбит никогда), отчасти исподволь подготавливают скорый и внешне неожиданный трагический финал романа (сюда же относится яма с осиной на краю, на которую Евгений вдруг указывает Аркадию). Здесь же читатель знакомится и с нехитрыми наивно-материалистическими представлениями Базарова, что все в мире якобы зависит «от ощущений» и все ими обусловливается («принципов нет, а есть ощущения», «и честность — ощущение» и пр.).

Дуэль Базарова

После возвращения Базарова в имение Кирсановых Марьино автор проводит своего главного героя через весьма характерную ситуацию. В доме Николая Петровича, отца Аркадия, живет крестьянка Фенечка — мать его ребенка. Базаров однажды позволил себе поцеловать эту молодую женщину. Поступок грубый, неуместный, и старший брат Николая Петровича Павел вызвал оскорбителя семейной чести на дворянскую дуэль (Павел Петрович втайне сам почти влюблен в Фенечку, которая напоминает ему его юношескую любовь княгиню Р., невольно скрашивая своим присутствием где-то неподалеку его полусуществование). В сцене дуэли немало иронических, если не пародийных, параллелей с дуэлью Онегина и Ленского из «Евгения Онегина» (подобно Онегину, Базаров предлагает в свидетели простого камердинера, подобно ему, неопытен в стрельбе, но нечаянно побеждает противника и т. п.). Впрочем, финал тургеневской дуэли имеет почти фарсовый характер: презирая это «феодальное» дело, везде изображая из себя чуждого аристократам простолюдина, Базаров, тем не менее, неожиданно точно поражает Павла Петровича в ляжку (прицел в ляжку полагался, когда дворянин-дуэлянт намеревался лишь легко ранить противника); при этом пуля Павла Петровича «зыкнула» у его виска — явная сюжетная реминисценция пушкинского «Взвести друг на друга курок и метить в ляжку иль в висок». После этого события Евгений возвращается к своим родителям (по дороге побывав в имении Анны Одинцовой), а дома заражается тифом, случайно порезав палец во время медицинского вскрытия трупа больного мужика, и в расцвете сил умирает.

Смерть Базарова

На протяжении сюжета различные герои неоднократно высказывали уверенность в том, что Базарову уготовано великое будущее, да и сам он не раз выражает свое намерение многое в жизни свершить. Однако Евгений уходит из жизни — уходит мужественно, но не успев свершить ничего. Гибелью героя Тургенев подтверждает и иллюстрирует свои собственные излюбленные мысли, о которых А.И. Батюто в уже упоминавшейся работе справедливо писал:

«Итак, базаровские размышления о жизни и смерти, о вечности и человеческом ничтожестве близки авторским раздумьям, а через автора — мыслям Паскаля» (а также, о чем не раз говорилось в науке, мыслям старшего тургеневского современника А. Шопенгауэра).

Не следует однако думать, что смысл тургеневских раздумий замыкается на безысходном пессимизме в духе того же Шопенгауэра. Да, Базаров бесплодно гибнет (до гибели успев почти разувериться в самой возможности тех «великих» свершений, к которым себя готовил), зато Аркадий Кирсанов, подобно своему отцу Николаю Петровичу, становится прекрасным семьянином (и притом хорошим хозяином). Его венчают в сельской церкви с Катей (младшей сестрой Одинцовой) в тот же день, когда Николая Петровича венчают с Фенечкой. Не случайно ребенка своего Аркадий назовет в честь отца Колей: именно отец и сын Кирсановы, их жены, а затем их дети проживут жизнь так, как жили отцы, как должно простому человеку; проживут, свершив лишь то, что смертному человеку надлежит.

Базаровский тип

Однако философским аспект романа, несомненно, исключительно важный для автора, был явно недооценен современной критикой и вообще мало замечен читателем тургеневского времени, нашедшим жгуче интересные для себя проблемы в иных сторонах многогранного сюжета «Отцов и детей». Книга Тургенева стала настольной у русской молодежи. Вскоре после выхода романа как по волшебству явился в реальной жизни страны и базаровский тип — тип разночинца-нигилиста, пытающегося презирать искусство, отрицать его общественное значение («Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», — говаривал Базаров), увлеченного естественными науками, воспринимающего через их призму и законы развития общества (так называемый «социал-дарвинизм»). В стране Ломоносова, Лобачевского и Менделеева эти реальные молодые люди, как правило, по-базаровски «не имели лестного понятия» об отечественных ученых, по-базаровски же считая «немцев» своими «учителями».

ОБРАЗ БАЗАРОВА

Евгений Базаров- нигилист, а значит, материалист, не
признающий догм, проверяющий все только опытом. Он медик, ув-
лекается естественными науками. Каждый день его заполнен тру-
дом, новыми поисками. Он постоянно находит себе дело. "Базаров
вставал очень рано и отправлялся версты за две, за три, не гу-
лять - он прогулок без цели терпеть не мог,- а собирать тра-
вы". Базаров признавался Аркадию, что страсть к труду сделала
из него человека. "Только своим трудом нужно добиваться це-
ли",-считает Базаров. Он говорит, что знающий человек - это
личность. В Марьино и поместье родителей своих этот нигилист
лечит больных. Он всегда там, где нужны его знания. Эти ка-
чества отличают его от других героев романа, в том числе и от
"новых" людей.
Базаров- это человек дела. Он, однако, резок в своих
оценках и мнениях. Созидания не признает, говорит: "Сначала
нужно место расчистить...". Красоту, эстетическое наслаждение
отрицает начисто. "Природа не храм, а мастерская, и человек в
ней работник". Резко отзывается он о людях, проявляет нетерпи-
мость к их мнениям. Он утверждает, что такие, как Павел Петро-
вич Кирсанов, не нужны обществу. Они не умеют трудиться, они
не любят свой народ.
Но,видимо, такие, как Базаров, были нужны русскому об-
ществу, как овод быку, чтобы это общество проснулось от спячки
и взглянуло на себя объективно. Такие, как наш герой, появля-
ются только в определенные эпохи, и резкость их- проявление
противоречий времени. Но нас не могут не восхищать сила духа,
твердость и непреклонность Базарова, его умение смотреть прав-
де в глаза даже перед своей смертью.
Этот борец понимает, что жизнь его будет тяжела, и доро-
га, по которой он идет, потребует от него многих жертв. Но он
не изменяет своим убеждениям. Именно это качество и привлекает
нас в этом образе. Душевная сила его проявляется и в любви.
Уже то, что Базаров полюбил незаурядную женщину, говорит о
многом. Он увидел ее ум, широту кругозора, оригинальность
взглядов на жизнь. И это поднимает его в наших глазах. Базаров
в разговорах с любимой женщиной делится с ней своими мыслями и
взглядами. Убедившись, что она не способна пройти все те лише-
ния, на которые идет Базаров, он прямо объясняется с ней. И
Анна Сергеевна понимает, что перед ней человек, который по-
жертвует всем, даже любовью, ради своего дела. Многие критики
того времени писали, что любовь выбила Базарова из колеи. Но
это не так. Конечно, ему трудно, он переживает и ломает себя.
И, если бы не смерть, Евгений, без сомнения, преодолел бы свою
"слабость", как он называл любовь.
Во многом странный для нас и не во всем приятный, Евгений
Базаров в то же время привлекает нас такими чертами, которые
хотел бы видеть в себе и своем избраннике почти каждый человек.
В 1861 году, в год отмены крепостного права, Тургенев на-
писал свой лучший роман "Отцы и дети", который посвятил памяти
великого русского разночинца Белинского. В романе отразилось
дыхание эпохи. Злободневность произведения заключается в том,
что автор ярко воспроизводит положение России накануне рефор-
мы, а также рисует образ нового человека, который в столкнове-
нии со старым, обреченным на гибель миром, доказывает "тор-
жество демократизма со старым, обреченным ни гибель миром, до-
казывает "торжество демократизма над аристократией". "Новый"
человек - это Базаров. Каким же мы видим его? Он показан в
длинном "балахоне с кистями", с "обнаженными красными руками",
не знающими перчаток и привыкшими к труду.
Кто же он?
Нельзя, конечно, принять голое отрицание Базарова. Нельзя
жить без красоты, искусства, любви к природе. И нельзя не сог-
ласиться с одним молодым поэтом:

Природа-храм,
не только мастерская,
Где не учли такого пустяка,
Что можно,
все тычинки различая,
Не полюбить ни одного цветка.
Нет, нет, уж лучше верить
сказкам детства,
Когда мы все
с природою на "ты".
Ведь вы тогда- вам стоит
лишь вглядеться -
Поймете вдруг,
о чем поют цветы.

Евгений Базаров – один из главных героев романа И. Тургенева «Отцы и дети». Именно с помощью этого образа автор активно раскрывает проблему взаимоотношений разных поколений людей.

Внешность Евгения Базарова

Евгений Базаров – человек «высокого роста». Лицо его «длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум». Его возраст граничит с отметкой в 30 лет – Базаров находится в самом расцвете своих сил как умственных, так и физических.

Он не уделяет должного внимания одежде и своему внешнему виду. Костюм его старый и ветхий, он выглядит неопрятно. Базаров не пренебрегает личной гигиеной, но и не отличается таким усердием к своему туалету, как, например, Павел Кирсанов.

Семья Евгения Базарова

У Базарова небольшая семья – в ее составе мать и отец. Отца Базарова зовут Василий Иванович. Он штабс-капитан в отставке. Базаров-отец часто помогает своим односельчанам и оказывает им медицинскую помощь. Василий Иванович по происхождению простой человек, но он довольно образованный и разносторонне развитый. Мать его Арина Власьевна, дворянка по происхождению. Она владелица небольшого имения в провинции, «душ, помнится, пятнадцать». Делами поместья занимается его отец. Сама же Арина Власьевна очень образована и немного знает французский язык (что было привилегией дворян). Евгений Базаров единственный ребенок в их семье, поэтому к нему отношение со стороны родителей довольно трепетное. Они часто попускают ему прохладное отношение к себе.

Происхождение и род занятий

Евгений Базаров – студент. Он пошел по стопам своего отца и в будущем свяжет свое деятельность с медициной. «Я, будущий лекарь, и лекарский сын, и дьячковский внук» – так говорит он о себе сам.

Отец его старался дать сыну хорошее образование и воспитание, поощрял его любознательность и любовь к исследованиям: «рано умел разгадать его и ничего не жалел для его воспитания». Это значительно помогло Базарову стать успешным в своей профессии.

Он не благородного происхождения, но это не мешает ему занять выгодное положение в обществе и обзавестись хорошими друзьями. Его друзья и знакомые считают, что Базаров сможет добиться значительных результатов на поприще медицины и естественных наук.

Образ жизни и привычки

Базаров ведет активный образ жизни. Он рано просыпается и в большинстве случаев поздно ложится. Основную массу времени он проводит за опытами над лягушками – такие исследования позволят сделаться более компетентным в качестве врача: «Базаров привез с собой микроскоп и по целым часам с ним возился».

Предлагаем ознакомиться с характеристикой Павла Петровича Кирсанова в романе Ивана Тургенева “Отцы и дети”

Не сторонится Евгений и общества. Он охотно наносит визиты разным людям. Ведет там он себя в зависимости он ситуации. В обществе аристократов (если это не ужин в узком кругу) он, в основном, сдержан и редко вмешивается в ход беседы. В общении с дворянами «низшего ранга» или с людьми сродными с ним по социальному статусу Евгений ведет себя активно и часто вольготно. Порой его вольности настолько вызывающие, что кажутся неприличными.

Евгений любит сытно и вкусно поесть. Не лишает себя удовольствия выпить вина, в основном в больших количествах.

Суть нигилизма Евгения Базарова

Позиция Базарова в обществе необычна и противоречива. Он приверженец нигилизма – философского течения 60-х годов XIX века, распространенного на территории России. В своей основе это течение содержало крайне негативное отношение ко всем проявлениям буржуазно-дворянских традиций и принципов. Суть своей философии Базаров объясняет так: «Мы действуем в силу того, что мы признаём полезным, – промолвил Базаров. – В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем».

Личностные качества

Первое, что бросается в глаза читателю – это простота Евгения. Об этой его отличительной черте мы узнаем с самых первых страниц романа – его друг Аркадий неоднократно акцентирует внимание отца на этом факте, во время их поездки в родовое поместье. «Человек простой» – говорит Кирсанов-сын. У Николая Петровича первые впечатления о встрече с Базаровым были смазаны радостными переживаниями – после долгой разлуки он наконец-то дождался сына, но все же некий осадок по отношению к Евгению прочно осел в сознании Кирсанова-отца.

У Базарова незаурядный ум. Это касается не только сферы медицины, но и других сфер деятельности. Такое положение вещей стало причиной развития такого негативного качества, как самоуверенность. Евгений явно осознает свое умственное превосходство по отношению к большинству окружающих его людей и не может удержаться от резких замечаний и критики. Сопутствующим качеством к этому крайне непривлекательному букету добавляется еще и самолюбие. У Павла Петровича такие качества кажутся несовместимыми с родом деятельности Базарова. Дядя Аркадия утверждает, что человек с таким характером не может быть полноценным уездным врачом.


Евгений думает, что он «человек положительный, неинтересный». На самом же деле он довольно привлекательная личность. Его взгляды нестандартные, они мало чем похожи на общепринятые. На первый взгляд, кажется, что он действует по принципу противоположности и противопоставления – Евгений противоречит фактически любой мысли, но, если хорошо разобраться, то это не просто прихоть. Базаров может объяснить свою позицию, привести аргументы и доказательства, свидетельствующие о его правоте. Он довольно конфликтный человек – готов затеять спор с человеком любого возраста и положения в обществе, но между тем, он готов выслушать своего оппонента, проанализировать его доводы, или же сделать вид, что делает их. В этом плане позиция Базарова заключается в таком тезисе: «Докажи мне свою правоту и я тебе поверю».

Несмотря на готовность Евгения к дискуссии, он очень упрямый, его сложно переубедить, на протяжении романа никому не удалось полностью поменять его отношение к определенным вещам: «Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мной, тогда я изменю свое мнение о самом себе».

Фольклорные элементы в образе Базарова

Евгений Базаров не обладает даром красноречия. Он не любит утонченную манеру разговора аристократов. «Об одном прошу тебя: не говори красиво» – говорит он своему другу Кирсанову. В манере разговора Евгений придерживается принципов простого народа – немного грубая речь с множеством вкраплений фольклора – пословиц и поговорок.

Пословицы и поговорки Базарова отображают позицию молодого лекаря в обществе.

Многие из них относятся к положению народа и его невежества. «Русский человек только тем и хорош, что он сам о себе прескверного мнения». В этом случае ситуация усугубляется тем, что у Евгения двоякое отношение к простым людям. С одной стороны, он презирает мужиков за их необразованность и излишнюю религиозность. Не упускает возможности высмеять этот факт: «Народ полагает, что, когда гром гремит, это Илья пророк в колеснице по небу разъезжает. Что ж? Мне согласиться с ним?» С другой стороны по своему происхождению Евгений ближе к простым людям, чем к аристократии. Он искренне сочувствует мужикам – их положение в общество крайне затруднительно, многие находятся на грани нищеты.


Базаров отвергает существование человека в гармонии с природой. Он считает, что человек вправе распоряжаться всеми доступными ресурсами природы, а не благоговеть перед ней: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник».

Он считает, что порой стремление к образованию переходит все границы здравого смысла и люди забивают себе голову совсем не нужной им информацией: «В чемодане оказалось пустое место, и я кладу в него сено; так и в жизненном нашем чемодане: чем бы его ни набили, лишь бы пустоты не было».

Отношение Базарова к любви и романтике

Будучи циником и прагматиком, Базаров полностью отвергает чувства любви и симпатии. «Любовь - белиберда, непростительная дурь» – говорит он. В его глазах мужчина, позволивший любви овладеть своим умом, не достоин уважения.

«Человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви и, когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек - не мужчина, не самец».

В первую очередь это происходит из-за пренебрежительного отношения Базарова к женщинам в целом. В его понятии женщины весьма глупые создания. « Коли может женщина получасовую беседу поддержать, это уж знак хороший». Он рассматривает любовную связь с женщиной только с позиции физиологии, остальные проявления ему не знакомы, поэтому он их и отвергает.

В этом отношении Базаров допускает противоречия. Несмотря на высказывания о бесполезности для общества женщин он предпочитает их общество, особенно в том случае, если представительницы противоположного пола обладают привлекательной внешностью.

История любви Базарова и Одинцовой

Евгений Базаров очень цинично относился к любым проявлениям нежности и любви. Он искренне не понимал людей, которые теряют голову от любви – ему казалось это чем-то неприличным, а такое поведение недостойным для уважающего себя человека. «Вот тебе раз! бабы испугался!» – подумал он».

В один прекрасный момент Евгений знакомится с Анной Сергеевной Одинцовой – молодой вдовствующей девушкой, и попадает в сети любовных уз. В начале Евгений не осознавал своей влюбленности. Когда он с Аркадием Кирсановым посетили Одинцову в ее номере, Базаров ощущал непонятное, несвойственное для него смятение.

Одинцова приглашает друзей к себе погостить в имении. Аркадий, в отличие от Евгения, не скрывает своего восхищения девушкой, поездка будет хорошим способом наладить отношения и добиться благосклонности девушки.

Однако происходит все наоборот – поездка в имение Одинцовой стала губительной для влюбленности Кирсанова, но подала надежду для Базарова.

В начале Евгений пытается скрыть свои чувства. Он начинает вести себя слишком вольготно и развязно. Однако это длится недолго – любовные переживания все больше овладевают Базаровым: «Кровь его загоралась, как только он вспоминал о ней; он легко сладил бы с своею кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость».

Возникшее чувство стыда и недовольства постепенно уходит – Базаров решается признаться в своих чувствах, но взаимности не добивается. Он замечает, что Одинцова тоже не ровно дышит по отношению к нему, поэтому ее пренебрежение чувствами действуют на него удручающее. Евгений не знает точной причины отказа, и не решается узнать об этом у своей возлюбленной.

Таким образом, Евгений Базаров – очень противоречивый персонаж романа Тургенева. Он талантливый и умный, но его грубость и цинизм перечеркивают все его достоинства. Базаров не умеет находить компромисс в общении с людьми, его возмущает факт несогласия с его точкой мнения. Он готов выслушать оппонента, но на практике все выглядит иначе – это всего лишь тактический ход – для Базарова все решено, его не интересуют другие позиции.

Образ Евгения Базарова в романе «Отцы и дети»: описание личности, характера и внешности в цитатах

4.2 (84.62%) 13 votes