Нетрадиционная техника рисования в детском саду фроттаж поэтапно с фото. Нетрадиционные техники рисования: фроттаж

Перенесение фактуры на бумагу

Ещё одна интересная техника для создания маленьких шедевров. Слово «фроттаж» происходит от французского frotter - «тереть, протирать». Все мы в детстве переводили монеты на бумагу, положив ее под тетрадный листок и закрашивая сверху карандашом! Это, оказывается, и есть фротаж.

Техника фротажа и заключается в том, что под листок бумаги кладут какой-нибудь рельефный предмет и закрашивают его сверху пастелью, пару минут – и поделка своим руками – готова! Главная задача - найти рельеф, который будет интересно смотреться на бумаге. И подобрать цвета, конечно.

Если вы положите на монету тонкую бумагу и плотно заштрихуете ее карандашом - получится чёткое изображение рельефа. Эта техника рисунка называется фроттаж (от французского frotter - „тереть"); с ее помощью художники создают очень интересные работы.

Конечно же, рисунок, целиком состоящий из переведенного узора, не может считаться
вашим творением. Идея заключается в том, чтобы переводить на бумагу лишь отдельные рельефные элементы для дополнения собственной работы .

Огромным преимуществом фроттажа является объем, а результаты применения этой техники поражают воображение. Несмотря на то что, прежде чем использовать фроттаж, поверхность того или иного предмета внимательно изучают, угадать, как именно будет выглядеть рельеф, перенесенный на бумагу, довольно трудно. Список предметов, пригодных для этой техники, практически бесконечен. То же самое можно сказать и о получаемых фактурах.

Узор, созданный с помощью мелковолокнистой доски, пригодится для изображения не только деревянной поверхности, но и отдаленных холмов на пейзаже или кожи человека на портрете. Используя в качестве фактурной поверхности листья, можно изобразить перья птицы, стены здания или же деревья. Фроттаж - техника для творческих личностей , к тому же с чувством юмора.

Прежде всего внимательно осмотритесь вокруг: что можно использовать для получения необходимого узора? Кухни, кладовки, гаражи и сараи - вот куда непременно нужно заглянуть. Желательно выбирать сравнительно большие предметы с четко выраженным рельефом. Тогда можно будет работать быстро и спокойно, не волнуясь, что карандаш вот-вот соскользнет с поверхности. Перед тем как остановить свой выбор на каком-либо предмете, переведите его фактуру на бумагу и оцените узор.

В этой работе для передачи фактуры тюля мастерски использованы салфетки. Удачный выбор предмета для переведения узора - главный секрет хорошего фроттажа. Однако если использовать эту технику только в декоративных целях, рисунок будет казаться неубедительным и поверхностным.

Фроттаж - техника перевода на бумагу текстуры материала или слабо выраженного рельефа приёмом натирающих движений незаточенного карандаша. Фроттаж является одним из "автоматических" приемов сюрреализма, направленным на спонтанное озарение и на активизацию работы подсознания.

Изобретатель

Макс Эрнст (1891 -1976) открыл технику фротттажа 10 августа 1925 года, находясь в небольшом французском отеле. Позже он вспоминал об этом в своей книге «За пределами живописи» (1948) Эрнст был одним из ведущих сюрреалистов, которые стремились передавать реальность подсознательно посредством свободных ассоциаций. Для создания своих образов он использовал фактуру различных предметов (ржавой консервной банки, ткани, перьев, ракушек, кожи, наждачной бумаги, засохшего хлеба). Уникальные работы Эрнста будоражат воображение.

«Макс Эрнст обладает безграничными способностями; решив покончить с мошеннической мистикой мертвых изображений, он заряжает в свой аппарат самый захватывающий на свете фильм и все с той же элегантной улыбкой до самой глубины освещает нашу внутреннюю жизнь несравненным сиянием». (Андре Бретон)

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Культурно – игровые практики в работе с детьми младшего дошкольного возраста летом: « Рисование улицы города с использованием техники фроттаж » Подготовила воспитатель ГБДОУ №67, Калининского района, СПб Ершова Надежда Валерьевна

Цель: Формировать у детей понятие городская улица через рисование с использованием техники – фроттаж. Задачи: Знакомим детей с нетрадиционной техникой рисования – фроттаж. Развиваем художественно- творческие способности и изобразительные навыки от создания предметной картинки к сюжетной. Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, желание воспроизвести его на рисунке.

Актуальность Дети любят рисовать, но не всегда у них получается передать то, что они задумали и хотят показать. Ребёнок с помощью рисунка выражает своё настроение, раскрывает свой внутренний мир. Благодаря нетрадиционной технике рисования фроттаж – эти возможности возрастают.

Нетрадиционное рисование развивает у детей. Фантазию Самостоятельность Художественно- эстетический вкус Мелкую моторику Познавательно – исследовательскую деятельность Обогащение словарного запаса

Предварительная работа Проведение беседы с детьми на тему: «Что находится на улицах города? » Изготовление шаблонов по данной теме. Дома, машины, деревья, кустарники… Наклеивание шаблонов на картонную основу.

Трафареты деревья Дома и транспорт

Выбираем нужный трафарет, накрываем листом для рисования. И придерживая левой рукой трафарет под листом, правой рукой аккуратно натираем восковым мелком. Берём по одному предмету для создания рисунка. Вот такой рисунок получился.

Наши работы

Автомобили спускаются с горы

Бабочки на улице города.

Для красочности и полноты картины при рисовании можно дополнять рисунок необходимыми элементами

Наш альбом « На Улицах города»

Спасибо за внимание и всем творческих успехов

Фроттаж – техника нанесения рисунка на бумагу, ткань, реже – кожу. Для появления рисунка используется рельефная поверхность, которая располагается с обратной стороны бумаги (ткани), эта рельефная поверхность отображается на лицевой стороне бумаги (ткани) с помощью трения красящего материала (например, карандаша).

История

Работы Макса Эрнста: графитовый рисунок 1931 года с изображением солнца и деревьев, живописная работа в технике фроттаж 1970 года

Слово «фторраж» происходит от французского глагола frotter, что переводится как «тереть». Авторство техники фроттаж приписывают немецкому сюрреалисту Максу Эрнсту , он создавал большое количество своих работ методом фроттажа. Техника была разработана художником в 1925 году . Эрнста вдохновил древний деревянный пол, который он пожелал сделать частью своего произведения. Он взял лист бумаги и перевел зернистую поверхность пола на бумагу путем трения карандаша. Так и родился фроттаж.

Почти каждый ребенок знаком с техникой фроттаж. Дети любят переводить на лист бумаги отпечатки монет или других ребристых или рельефных поверхностей. Но это не только детская забава. Фроттаж сегодня – это современная техника рисования на бумаге.

Суть техники

Техника фроттажа помогает снимать размеры со старинных объектов

Художник берет карандаш (простой или цветной) или любой другой мягкий материал (уголь, сангину, восковые мелки, пастель и пр.) и закрашивает бумагу. При этом, под бумагой должна находиться какая-то ребристая поверхность. В результате на поверхности бумаге проявляется как бы «слепок» рельефа. Лучше всего получается рисунок, если закрашивать бумагу ребром грифеля, его плоской стороной.

Методом фроттажа можно получить точную копию рельефной поверхности. Например, таким способом художники-реставраторы получают «слепки» старинных ваз, посуды, монет, анализируют таким образом старинные объекты (в профессиональной среде их называют «кроки»). А затем переносят полученные «слепки» на ватман, составляя точные обмеры старинных музейных экспонатов.

Листья деревьев - одни из самых популярных объектов для фроттажа

Одними из самых популярных объектов для фроттажа являются монеты, листья деревьев, старинные элементы декора интерьера (литые решетки, люки и т.д.), даже подошвы ботинок или кроссовок .

Вариантом фроттажа можно назвать технику, при которой рифленая поверхность переносится на бумагу не грифелем карандаша, а продавливанием пальцами с помощью измельченного в пудру грифеля. Либо с помощью краски: руки или губка пачкаются в краске и на бумаге выдавливается рисунок.

Фроттаж в детском творчестве

Рифленой поверхностью может быть обычная батарея или терка для овощей

Для воспитателей и родителей фроттаж может стать настоящей находкой. Потому что им очень легко увлечь ребенка, а также потому, что сделать ошибку практически невозможно, результат всегда получается качественным. Для детей элементами фроттажа могут стать абсолютно любые ребристые или рельефные поверхности, даже терки для овощей, упаковки с объемными буквами (сроками годности), игрушки.

Аппликация из текстурированной с помощью фроттажа бумаги

  • Фроттаж для текстурирования . Любые рифленые поверхности могут стать рапортом текстуры. Например, на бумагу можно перенести рельеф древесных кругов (на срезе дерева), плетенки, решетки и пр. А затем использовать эту текстуру как фон для дальнейшего рисунка. Можно также текстурированную бумагу использовать как упаковочную для подарков .

Другой прием – сделать различные текстуры и вырезать из них элементы композиции. Это хороший принцип коллективного детского творчества. Каждый ребенок сделает свою текстуру и свой объект, а затем группа сделает общий арт-объект (картину).

Аппликация из листьев деревьев, переведенных на бумагу с помощью фроттажа

  • Фроттаж для изготовления объектов аппликации. Выдавленные рисунки можно вырезать по силуэту, а затем использовать как объекты для аппликации . Например, таким способом можно сделать интересную композицию из вырезанных листьев деревьев или цветов. Фроттаж позволяет сделать довольно тонкую детализацию рисунка, что помогает создавать даже очень сложные объекты.

Композиция-фроттаж, мастер-класс художника Ольги Поляковой

  • Фроттаж как готовая композиция . Например, можно сделать композицию из листьев деревьев и кустарников. При этом, одинаково хорошо подойдут и свежие листья, и сухие. Это может стать хорошим стимулом для ребенка собрать гербарий (засушенные листья), потому что впоследствии они станут элементами картины. Следует определиться с цветами и собрать композицию. Чтобы листья не сдвигались, их можно приклеить к бумаге (с обратной стороны картины), а затем прорисовывать мелками разного цвета. Полученную композицию следует кадрировать, а затем можно помещать в рамку.

Я предлагаю вашему вниманию небольшой обобщающий опыт в нетрадидионном виде графики, находки в технологическом процессе работы с учащимися. Покажу как в зависимости от возраста, умений и навыков учеников, можно использовать на уроках графические техники, позволяющие мотивировать к творчеству, эмоциональному и профессиональному развитию.

Для любого преподавателя, изучающего передовой опыт, важен не только результат, но и методы, приемы, при помощи которых он достигнут. Это позволяет соизмерить свои возможности и принять решение о внедрении успешного опыта в свою работу.

Графика расширяет возможности в техническом воплощении своих замыслов, позволяет найти для многих увлечение на всю жизнь, а некоторым ориентир в профессии. Ведь чем разнообразнее условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы, а также материалы, с которыми действуют ученики, тем интенсивнее развиваются художественно-творческие способности.

Уже на подготовительном отделении в своей работе я использую такие графические техники, как: «кляксография», «монотипия», «отпечатки листьев», «восковые мелки, свеча и акварель», «оттиск смятой бумагой», «печать по трафарету», «набрызг» и др. Такая практика дает учащимся представление о выразительных возможностях различных материалов, вырабатывает разнообразные умения и навыки, даёт возможность воплотить любой изобразительный замысел, раскрыть возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов.

Поступив в 1 класс нашей школы, учащиеся получают знания и навыки на дополнительном предмете, не предусмотренном учебным планом - «Графика». На учебную дисциплину «Графика» отводится 1 час в неделю. В школе имеется авторская программа по предмету. Авторы программы - Муругов Юрий Алекссандрович и Муругова Маргарита Трофимовна. Программа отмечена СЕРТИФИКАТОМ. на областном конкурсе профмастерства «Волжский проспект».

Наличие печатного станка в школе значительно расширяет возможности в изучении этого предмета. Открываются возможности преподавания - как для поднятия общего культурного уровня учащихся, так и для профессиональной специализации особо одарённых детей.

Интерес педагогов, и поиск новшеств в подходах к процессу печати, связанный с появлением новых материалов на рынке, позволяет им самим окунаться в процесс творчества, приобщая к этому и своих учеников.

На уроках решаются следующие задачи:

Формируется интерес учащихся к изобразительной деятельности;

Формируются умение предварительно продумывать содержание образа и последовательность его воплощения;

Стимулируется активность, самостоятельность, инициатива детей в придумывании содержания и способов изображения, оригинальных замыслов;

Развивается эстетическое восприятие, художественный вкус.

Расскажу об одной из самых увлекательных техник в графике «фроттаж» в переводе с французского «натирание, протирка».

Придумал эту чудо-технику немецкий художник, сторонник сюрреализма, график и живописец Эрнст Макс. Эта техника проста и оригинальна. Мы все знакомились с ней в детстве. Если положить монету под тонкую бумагу и плотно заштриховать её карандашом, получится чёткое изображение рельефа. Эта техника и есть «фроттаж».

На самом деле список предметов, помимо монеты, используемых в технике «фроттаж» безграничен, Можно использовать любой фактурный или рельефный материал для творческой работы.

Если полученное изображение целиком состоит из переведённого рисунка, он не может считаться вашим творением. Нужно на бумагу переводить лишь отдельные рельефные элементы как дополнение к собственной работе.


Главным в технике «фроттаж» является объём, что позволяет раскрытию широких возможностей для творчества и оригинальных идей.

Предметы для работы в технике «фроттаж» можно найти где угодно. В ход могут пойти любые предметы, которые вокруг нас. Их можно найти дома, на улице. Главное, чтобы предметы имели чёткую фактуру, удобную для перевода на бумагу.

Например, эти прекрасные одуванчики получились путём натирания щётки для душа.→

Букет цветов и пейзаж при помощи деревянной салфетки.

Работать можно с любым природным материалом: листьями с деревьев, кора, доски, камни и др.

Для работы в этой технике можно использовать:

  • простые и цветные карандаши от нв до ;
  • цветные восковые мелки;
  • пастель и др.

Главное в процессе работы держать правильно карандаш или мелок. Если, например, хотите показать не чётко выраженный рельеф с преобладанием штриховок, то нужно работать штриховкой, пользуясь разными карандашами, сильно нажимая грифелем на бумагу. Если, предпочитаете показать плавные тональные переходы с чётко выраженным рельефом, используйте более мягкие материалы, например восковые мелки и пастель, при этом работать надо тушевкой, держа мелок горизонтально к бумаге, либо катать, слегка нажимая, способом натирания.

Работая в технике «фроттаж» получаются очень интересные графические композиции, при использовании одного чёрного цвета. Особенно потрясающими создаются рельефные изображения с помощью восковых мелков из-за мягкости материала.

На следующем рисунке показано 3 простых варианта передачи фактуры листика в изображении на бумагу

  • 1 вариант - пользуясь одним цветом;
  • 2 вариант - пользуясь двумя цветами, наложенными друг на друга;
  • 3 вариант - добавляя для контраста чёрный цвет;



Также, в качестве упражнения, используйте разные приёмы натирания на бумагу мелками или карандашами, путём сильного и слабого надавливания. Подчеркивая контур, нужно нажимать сильнее материалом, с которым работаете, а постепенно расслабляя пальцы, можно перейти к передаче плавных тонов и передаче объёма.

Используйте бумагу разной тональности белую и разноцветную.

Цвет бумаги может быть основой для поиска идей и создания интересных композиций.

Как создать композицию в этой технике?

Процесс работы прост, но требует внимательного изучения рельефного материала и тогда может возникнуть спонтанная идея,озарение для создания уникальной работы. Если рельефный материал изучен, сделаны

предварительные упражнения для изучения фактуры материала, идея композиция есть, можно приступать к работе. Изучим 3 способа создания композиции.

1 способ

Главной центральной идеей в композиции является выбранный вами, рельефный материал. Это самый простой вариант в создании композиции. Сначала нужно правильно класть под лист материал, придерживаясь замысла вашей композиции.

После нанесения изображения на бумагу в технике «фроттаж», рисунок можно дополнить небольшими элементами, придуманными вами. Рисунок этой Жар-птицы выполнен таким способом цветными мелками, создавая красивую гамму, путём наложения цвета друг на друга.

2 способ

Возможности для раскрытия творческих идей бесконечны. Нужно только удачно выбрать предмет для переведения узора или сюжета. Техника «фроттаж» поистине уникальна тем, что она доступна всем возрастным категориям, малышам и взрослым.

Способов изображения мажет быть много, учитывая оригинальность и диапазон для творчества в технике «фроттаж». Можно начать с упражнений, для того чтобы изучить и понять фактуру предметов.

Возьмём для примера красивый природный материал: это листья с деревьев. Нельзя работать с листьями, только что снятыми с веточки, их надо слегка просушить, они очень мягкие и могут испачкать бумагу.

Для малышей можно давать уроки по технике «фроттаж», используя очень яркий фактурный материал - это листья клёна, боярышника, дуба, рябины и др.

Для них работа в этой технике как волшебство, сказочное превращение.



Покажите им простые приёмы натирания цветными мелками или пастелью по бумаге, малыши будут в восторге. Для них открывается целый мир фантазий для творчества.

Детям постарше, давая уроки симметрии и ассиметрии в технике «фроттаж», можно работать и в декоративном стиле. Путём правильного, аккуратного наложения рельефного материала под тонкую бумагу, создавайте орнаменты в разных стилях и композициях.

Например:

5.Дальше идёт работа над фоном. Для создания разноплановости и перспективы, мы последовательно накладываем листья друг на друга с обратной стороны бумаги. Сначала кладём листья и закрепив их бумажным скотчем, изображаем средний план, слегка катая мелком по бумаге. Затем, завершаем работу над дальним планом, также накладывая листья поверх других листьев, заранее отобразившихся на бумаге. Следите за тем, чтобы сказочный персонаж не сливался с фоном. Сделайте фон мягче и воздушнее.

Для творческой реализации своей фантазии в создании этой композиции, можно пользоваться цветными и чёрными мелками, пастелью и др. на белом или на цветном фоне.

Техника «фроттаж» очень полезна для развития творческой фантазии у детей младшего и школьного возраста. Изучив и поработав в этой технике, дети будут очарованы тем, что насколько большие просторы для творчества открываются перед ними.

Мастер – класс по рисованию для детей дошкольников.

Нетрадиционная техника рисования "Фроттаж".

Название работы: "Уточка".

Кириллова Ирина Николаевна.
Воспитатель МКДОУ "Детский сад №4 "Ромашка", Калужская область, г. Киров.
Назначение: данный мастер-класс будет полезен воспитателям детских садов, педагогам дополнительного образования, творческим людям и неравнодушным родителям.
Цель: Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования "Фроттаж".
Задачи:
1. Учить детей рисовать в технике "Фроттаж".
2. Совершенствовать навыки рисования восковыми карандашами, держа их плашмя к листу бумаги.
3. Продолжать учить детей работать с трафаретом.
4. Вызвать положительные эмоции от проделанной работы.
5. Воспитывать уверенность в освоении способов работы с новым материалом.
Материал: Два листа бумаги любого формата, восковые мелки, влажные салфетки, скотч, трафареты.

Наверное, многие помнят из своего детства одно нехитрое, но очень интересное своим результатом развлечение. Берём монетку, кладём под тетрадный листок и закрашиваем сверху простым графитным карандашом и о, чудо… ещё одна монетка как настоящая. А это оказывается не просто чудо, а техника изображения – фроттаж.
Слово «Фроттаж» происходит от французского «frotter» -«тереть, натирать». Это техника воспроизведения рисунка фактуры посредством натирания бумаги. Любую рельефную, фактурную форму можно скопировать, покрыв ее листом и заштриховав поверхность.
1. Подготовьте рабочее место для рисования.

2. Берём лист бумаги и раскладываем на нем элементы будущего рисунка. Например уточку или лисичку. Трафареты можно вырезать самим или взять готовые. Трафареты обязательно прикрепить к листу бумаги маленьким кусочком скотча.



3. Накройте трафарет листом другой бумаги, закрепив его.


4.Заштрихуйте поверхность карандашами, пастелью или мелками с нажимом, держа карандаш плашмя. Наносите штрихи до полного проявления узора, лежащего под бумагой.




5. Затем восковым карандашом или фломастером прорисовываем детали.


6. Закрашиваем фон рисунка восковыми карандашами.


7. Дорисовываем рисунок, делаем рамку.



Рисунки детей.




Эта техника дает возможность начать рисовать человеку, который боится плохого результата. Знакомить с этой техникой детей можно уже со средней группы. Начинать лучше с небольших картинок. Овладев этой техникой и, имея разнообразные шаблоны, дети с удовольствием создают свои композиции, что благоприятно сказывается на развитии образного мышления, воображения, творческой инициативы.
Спасибо за внимание!