Настоящее имя о генри. Биография О.Генри

(настоящее имя - Уильям Сидни Портер)

(1862-1910) популярный американский юморист

Уильям Портер родился в семье деревенского доктора, который после смерти жены спился и бросил врачебную практику. 15-летний подросток оставил школу и поступил учеником в аптеку, потом получил диплом фармацевта. Но болезнь легких заставила его переехать в Техас на скотоводческое ранчо, где он общался с ковбоями и пестрым бродячим людом.

Поправившись, Уильям переехал в небольшой городок Остин, столицу штата Техас. Там он попробовал писать очерки и фельетоны, в 1894 г. стал издавать юмористический журнал и служил кассиром и бухгалтером в остинском банке. Там была обнаружена недостача 5 тысяч долларов, и, чтобы избежать судебной ответственности, Портер был вынужден бежать в Гондурас, за пределы юрисдикции судебных органов США. Но из-за смертельной болезни жены он был вынужден вернуться в США, где в 1898 г. его приговорили к пяти годам заключения. Три года он провел в каторжной тюрьме штата Огайо, в которой за неповиновение заключенных забивали насмерть, морили голодом и жестоко пытали. Его спасло мастерское знание аптекарского дела: он получил место аптекаря при тюремной больнице.

И все же его письма из тюрьмы говорят о страшном потрясении, которое он испытал. Из тюрьмы Портер переправил на волю и опубликовал три рассказа под псевдонимом О Генри. После тюрьмы он перебрался в Нью-Йорк, весь отдался напряженной литературной работе и всеми силами пытался скрыть свое прошлое. О Генри работает как конвейер, выпуская в год по сборнику, а то и по два сборника рассказов. Это была титаническая работа. Интересно, что после его смерти были опубликованы еще семь книг его новелл. О Генри скончался в нью-йоркской больнице на сорок восьмом году жизни. Ведя богемный образ жизни, страшно непрактичный в быту, без денег и без помощи друзей, он несколько месяцев провел совершенно больной в одиночестве в номере гостиницы.

Самая яркая черта таланта О Генри - искрометный юмор тонкого наблюдателя. Задорная манера повествования, умение найти забавное в самом, казалось бы, примелькавшемся явлении, шутки, каламбуры, остренькие насмешки и язвительные сатирические зарисовки - все это коренится в американском фольклоре. Непосредственным предшественником О Генри в жанре юмористического искусства был замечательный американский писатель старшего поколения - Брет Гарт. Но юмор О Генри - это юмор большого города, а не «деревенский». Его герои как бы предугадывают появление грустно-смешного чаплинского героя. Рассказы писателя пронизаны любовью к «маленькому американцу», в его новеллах отражены смешные и печальные судьбы бродяг и миллионеров, продавщиц и клерков, ковбоев и нищих художников, добропорядочных обывателей и жуликов. Читатель с напряжением следит за динамичным сюжетом, переходит от одного неожиданного поворота к другому, обманывается ложной развязкой и еще более поражается, а подчас и ошеломлен неожиданным результатом. Сюжет здесь - головоломная игра, в которую втянут читатель.

В лучших рассказах игра окрашена иронией, скептической усмешкой. Это особенно характерно для нью-йоркского цикла рассказов - в «Четырех миллионах» и «Горящем светильнике». Громадный город небоскребов и маленькие, ошеломленные мощью, богатством и блеском его конторские служащие, клерки и секретарши, официанты, шоферы, кэбмены, мастерицы швейных заведений, репортеры, хористки, начинающие писатели, артистическая богема - плохо обеспеченные или на грани нищеты, они все одержимы мечтой преуспеть. Но впереди у них только миражи. Жизнь в гигантском городе полна неожиданностей и драматических поворотов. И героям предстоит трудная и опасная борьба за существование. Власть социальных законов капиталистического города представляется его маленьким обитателям как власть случая. И автор, полный сочувствия, завершает судьбы своих героев трогательными концовками («Последний лист», «Дары волхвов», «Кому это нужно»). Здесь О Генри предстает сказочником, но многие из его рассказов все же демонстрируют лживость американской демократии. Так, повесть «Короли и капуста» показывает, как приехавшие из США хищные коммерсанты и политические авантюристы все прибирают к своим рукам в «банановой республике» (Гондурасе). Те же законы наживы действуют и в городе «четырех миллионов» - Нью-Йорке: «Неоконченный рассказ», «Волшебный профиль», «Меблированная комната».

О Генри мечтал написать большой роман и поведать миру правду о жизни, которую еще никто не написал. Он хотел пожить «еще хоть чуточку, ну хоть тысячу лет, всего какую-нибудь тысячу лет», чтобы подойти вплотную к Поэзии. «Ко мне отовсюду стекаются люди, с кораблей, из степей и лесов, с проезжих дорог, с чердаков и подвалов, и лепечут мне в страстных бессвязных речах все о том, что увидели и передумали». Но этой мечте не пришлось осуществиться.

О Генри был современником Марка Твена , Теодора Драйзера , Э. Синклера, Джека Лондона . Он не достиг их вершин в искусстве, но читателей всего мира покоряет обаяние, ум, наблюдательность и человечность этого веселого американца с невеселой судьбой.

О. ГЕНРИ
(1862-1910)

Американский прозаик О. Генри (настоящее имя и фамилия Вильям Сидней Портер) родился 11 сентября 1862 года в Гринсборо, штат Северная Каролина. Он является автором более двухсот восьмидесяти рассказов, скетчей, юморесок. Жизнь Уильяма Портера была нерадостной от самого детства. В три года он потерял мать, а отец, провинциальный врач, став вдовцом, начал пить и вскоре превратился в никчемного алкоголика.

Покинув школу, пятнадцатилетний Билли Портер стал за аптечный прилавок. Работа в окружении микстур от кашля и порошков от блох пагубно повлияла на его и без того подорванное здоровье.

В 1882 году Билли отправился в Техас, два года жил на ранчо, а затем обосновался в Остине, служил в земельном управлении, кассиром и счетоводом в банке. С банковской карьеры ничего путного у него не вышло. Портера обвинили в растрате 1150 долларов — очень серьезной суммы на то время. Биографы писателя до сих пор спорят, был ли он действительно виноват. С одной стороны, он нуждался в деньгах для лечения больной жены (и для издания «Rolling Stone»), с другой — кассир Портер уволился из банка в декабре 1894 года, тогда как растрата была раскрыта только в 1895 году, причем владельцы банка были на руку нечистые. Против Портера возбудили уголовное дело, и в феврале 1896 года он в панике убегает до Нового Орлеана, а оттуда — в Гондурас. В этой стране судьба свела Портера с приятным джентльменом — профессиональным бандитом-грабителем Элом Дженнингсом.

Много позже Дженнингс, отложив револьвер, взялся за перо и создал мемуары, в которых вспоминал интересные эпизоды латиноамериканских приключений. Друзья участвовали в местном гондурасском путче, потом сбежали в Мексику, где Дженнингс спас будущего писателя от неминуемой смерти. Портер неосторожно приударил за какой-нибудь замужней красотки; человек, который был где-то поблизости, мексиканец-мачо, достал ножичек с лезвием длиной два фута и хотел защитить свою честь. Ситуацию урегулировал Дженнингс — выстрелом от бедра выстрелил ревнивцу в голову, после чего они с Уильямом сели на лошадей, и конфликт остался позади.

В Мексике Портер получил телеграмму, в которой сообщалось о том, что его любимая жена — Атолл Эстес умирает. Во время отсутствия мужа, она не имела средств к существованию, голодала, а заболев, не могла купить лекарства, однако в канун Рождества продала за двадцать пять долларов кружевную накидку и выслала Биллу в Мехико подарок — золотую цепочку для часов. К сожалению, именно в тот момент Портер продал своего часов, чтобы купить билет на поезд. Он успел повидаться и попрощаться с женой. За несколько дней она умерла. Агенты полиции с траурными повязками молча шли за гробом. Сразу после похорон они арестовали кассира-растратчика, который не сказал ни слова на суде и получил пять лет тюрьмы.

В ссылке Портер пробыл три года и три месяца. Освободился досрочно (за примерное поведение и хорошую работу в тюремной аптеке) летом 1901 года. Тюремные годы он никогда не упоминал. Помогли воспоминания Эла Дженнингса, что по иронии судьбы снова оказался бок о бок с писателем в каторжной тюрьме Коламбуса, штат Огайо.

Вместе с Портером и Дженнингсом сидел двадцатилетний «медвежатник» Дикий Прайс. Он сделал доброе дело — спас из сейфа, который неожиданно закрылся, маленькую дочь богатого бизнесмена. Срезав ножом ногти, Прайс открыл сверхсекретный замок за двенадцать секунд. Ему обещали помилование, но обманули. На этот сюжет Портер составил свой первый рассказ — про Джимми Валентайна, который спас племянницу своей невесты из несгораемого шкафа. Рассказ, в отличие от истории Дика Прайса, заканчивалось счастливо.
Прежде чем отправить рассказ в газету, Портер прочитал его сокамерникам. Эл Дженнингс вспоминал: «С той минуты, как Портер начал читать своим низким, бархатным, слегка заїкуватим голосом, воцарилась мертвая тишина. Мы абсолютно замерли, затаив дыхание. Наконец грабитель Рейдлер громко вздохнул, и Портер, будто очнувшись от сна, посмотрел на нас. Рейдлер усмехнулся и принялся тереть глаза своей искалеченной рукой.- Черти бы вас взяли, Портер, это впервые за мою жизнь. Накажи меня Господь, если я знал, как выглядит слеза!» Рассказы к печати приняли не сразу. Три следующих были опубликованы под псевдонимом.

Находясь в тюрьме, Портер стыдился печататься под своей фамилией. В аптечном справочнике он наткнулся на фамилию известного в то время французского фармацевта О. Генри. Именно ее в той же транскрипции, но в английском произношении (О.генри) писатель избрал своим псевдонимом до конца жизни. Исходя из тюремных ворот, он произнес фразу, которую цитируют уже на протяжении едва ли не столетия: «Тюрьмы могли бы оказать большую услугу обществу, если бы общество выбирало, кого туда сажать».

В конце 1903 года В. Генри подписал контракт с нью-йоркской газетой «orld» на еженедельную сдачу короткого воскресного рассказа — по сто долларов за одно произведение. Этот гонорар на то время был достаточно большой. Годовой заработок писателя равнялся прибылям популярных американских романистов.
Но бешеный темп работы мог убить и более здорового человека, чем О. Генри, который не мог отказать еще и другим периодическим изданиям. В течение 1904 года В. Генри напечатал шестьдесят шесть рассказов, за 1905 — шестьдесят четыре. Иногда, сидя в редакции, он дописывал сразу два рассказа, а рядом переминался редакционный художник, дожидаясь, когда можно будет начать иллюстрирования.

Читатели американских газет не могли преодолеть большие тексты, терпеть не могли философствования и трагические истории. О. Генри стало не хватать сюжетов, и он все чаще брал, а то и покупал их у друзей и знакомых. Постепенно он начал уставать и снижал темп. Однако из-под его пера вышло 273 рассказа — более тридцати рассказов на год. Рассказы обогатили газетчиков и издателей, но не самого О. Генри — непрактичного, который привык к богемного жизни. Он никогда не торговался, ничего не выяснял. Молча получал свои деньги, благодарил и уходил: «Я виноват мистеру Гилмену Холлу, по его словам, 175 долларов. Думаю, что должен ему не больше 30 долларов. Но он умеет считать, а я нет…».

Он избегал общества литературных собратьев, стремился к уединению, сторонился светских приемов, не давал интервью. По несколько суток без уважительных причин бродил по Нью-Йорком, потом запирал дверь комнаты и писал.

В блужданиях и отрешенности он узнавал и «переваривал» большой город, Вавилон-на-Гудзоне, Багдад-над-Подземкой,- его звуки и огни, надежды и слезы, сенсации и провалы. Он был поэтом нью-йоркского дна и самых низких социальных местах, мечтателем и фантазером кирпичных закоулков. В унылых кварталах Гарлема и Кони-Айленда волей О.Генри появлялись Золушки и Дон Кихоты, Гарун аль-рашиды и Диогены, которые были всегда готовы прийти на спасение погибающих, чтобы обеспечить реалистическом рассказу неожиданную развязку.

Последние недели жизни О.генри провел самом нищем гостиничном номере. Он болел, много пил, уже не мог работать. На сорок восьмом году жизни в нью-йоркской больнице он перешел в другой мир, в отличие от своих героев, так и не получив чудесной помощи.

Похороны писателя вылились в настоящий сюжет. Во время панихиды в церковь ввалилась веселая свадебная компания, и не сразу поняла, что придется подождать на входе.

О.Генри можно было бы назвать своеобразным запоздалым романтиком, американским сказочником XX века, но природа его уникальной новеллистических творчества шире эти определения. Гуманизм, независимая демократичность, зоркость художника к социальным условиям своего времени, его юмор и комедия преобладают над сатирой, а «утешительный» оптимизм — над горечью и возмущением. Именно они создали уникальный новеллистический портрет Нью-Йорка на заре эры монополий — многоликого, привлекательного, загадочного и жестокого мегаполиса с его четырьмя миллионами «маленьких американцев». Интерес и сочувствие читателя к жизненных перипетий клерков, продавщиц, бурлаков, безвестных художников, поэтов, актрис, ковбоев, мелких авантюристов, фермеров и т.д., считается особым даром, который присущ О.генри как рассказчику. Образ, возникающий будто на глазах, откровенно условный, приобретает мимолетной иллюзорной вероятности — и навсегда остается в памяти. В поэтике новеллы О. Генри очень важный элемент острой театральности, что, несомненно, связан с его мироощущением фаталиста, который слепо верит в Случай или Судьбу. Освобождая своих героев от «глобальных» размышлений и решений, О.генри никогда не отвращает их от моральных ориентиров: в его маленьком мире действуют жесткие законы этики, человечности — даже у тех персонажей, чьи действия не всегда согласуются с законами. Чрезвычайно богатой, ассоциативной и причудливой является язык его новелл, насыщенная пародийными пассажами, иллюзиями, скрытыми цитатами и всевозможными каламбурами, которые ставят очень сложные задачи перед переводчиками. При всей своей оригинальности новелла О.Генри — явление сугубо американское, что выросло на национальных литературных традициях.

Письма и незаконченные рукописи свидетельствуют о том, что в последние годы жизни О.генри подошел к новому рубежу. Он жаждал «простой честной прозы», стремился освободиться от определенных стереотипов и «розовых конечностей», которых ждала от него коммерческая пресса, ориентированная на мещанские вкусы.

Большая часть его рассказов, публиковался в периодике, вошла в сборники, изданные при его жизни: «Четыре миллиона» (1906), «Горящий светильник» (1907), «Сердце Запада» (1907), «Голос города» (1908), «Благородный жулик» (1908), «Дороги судьбы» (1909), «На выбор» (1909), «Деловые люди» (1910), «Волчки» (1910). Посмертно издано еще более десятка сборников. Роман «Короли и капуста» (1904) состоит из условно связанных сюжетом авантюрно-юмористических новелл, действие которых происходит в Латинской Америке.

Судьба наследия О.генри была не менее тяжелой, чем личная судьба. С. Портера. После десятилетия славы настала пора беспощадной критической переоценки ценностей — реакция на тип «хорошо выполненного рассказы». Впрочем, примерно с конца 50-х годов прошлого века в США вновь возродился литературоведческий интерес к творчеству и биографии писателя. Что же касается читательской любви к нему, то она неизменна: О.генри, как и раньше, занимает постоянное место среди авторов, которых любят перечитывать во многих странах мира.


О. Генри . Настоящее имя Уильям Сидни Портер. Родился 11 сентября 1862 г. в Гринсборо, США, умер 05 июня 1910 года в Нью-Йорке, США. Известный американский писатель, прозаик, вошедший в мировую литературу, как «непревзойденный мастер короткого рассказа». Всего О. Генри написал 273 рассказа, полное собрание его произведений составляет 18 томов.

Находясь в каторжной тюрьме по обвинению в растрате, Уильям Портер, отбывая наказание, работал в лазарете (поскольку имел образование фармацевта, а тюремному госпиталю требовался ночной аптекарь). Ночные дежурства позволяли заниматься сочинительством, иногда ему даже удавалось переправлять свои рассказы на волю. Но он стыдился печататься под своей фамилией, поэтому решил взять псевдоним «О.Генри» , происхождение которого совсем не ясно.

Считается, что этот псевдоним – переделанная на английский лад фамилия французского фармацевта Этьена Осеана Анри, автора популярного в то время медицинского справочника, который был в тюремной аптеке.

Сам писатель о происхождении своего псевдонима говорил, что инициал «О.» выбран, потому что «О» - самая простая буква, а фамилия «Генри» взята из газеты. Одной из газет он сообщил, что «О.» расшифровывается как Оливер, и на самом деле, несколько рассказов он опубликовал там под именем Оливер Генри.

Интересный вариант расшифровки

псевдонима

Предложил учёный и писатель Гай Дэвенпорт: «О. Генри» - сокращение названия тюрьмы, где сидел писатель - Ohio Penitentiary.

Некоторые записывают этот псевдоним наподобие ирландской фамилии - О"Генри, что является ошибкой.

Страх быть разоблаченным преследовал его до конца жизни. Он боялся, что, каторжное прошлое станет известно, его перестанут печатать, и отгораживался от всех. Так исчез Уильям Сидней Портер, а вместо него появился писатель О.Генри .

Позднее жена поставила на его могилу серую гранитную глыбу с надписью: «Уильям Сидней Портер», вернув этим знаменитому писателю его настоящее имя.

Жизнь писателя во многом похожа на его остросюжетные новеллы. Уильям Сидни Портер лишился матери в трехлетнем возрасте, умершей от туберкулёза. Отец, похоронив жену, спился, бросил врачебную практику и вскоре его тоже не стало.

Мальчик попал под опеку своей тётки по отцу. После школы учился на фармацевта, пять лет работал в аптеке у дяди. Потом уехал в Техас, прожил два года на скотоводческом ранчо, общаясь с прототипами своих будущих литературных героев. Затем переехал в небольшой городок Остин, столицу Техаса, где перепробовал много профессий: был аптекарем, страховым агентом, продавцом в табачной лавке, чертежником, счетоводом, кассиром в местном банке. В 1894 году Портер начинает издавать в Остине юмористический еженедельник Роллинг Стоун, заполняя его собственными очерками, шутками, стихами и рисунками. Через год журнал закрылся.

Из банковской карьеры хорошего вышло мало. Портера вскоре обвинили в растрате 850 долларов. Освобожденный после предварительного следствия под залог, он поселился в Хьюстоне. Получив вызов в суд, уехал в Новый Орлеан, а затем в Гондурас, но через полгода вернулся домой из-за смертельной болезни жены. После ее смерти был арестован и приговорен к 5 годам тюрьмы по обвинению в растрате.

1898-1901 годы провел в каторжной тюрьме штата Огайо. Вышел досрочно за примерное поведение и хорошую работу в тюремной аптеке. Выходя из тюремных ворот, он произнёс фразу, которую цитируют, уже на протяжении столетия: "Тюрьмы могли бы оказать известную услугу обществу, если бы общество выбирало, кого туда сажать". В конце 1903 г. О. Генри подписал контракт с нью-йоркской газетой "World" на еженедельную сдачу короткого воскресного рассказа – по 100 долларов за штуку.

За 1904 год О. Генри напечатал 66 рассказов В этом же году вышел его единственный роман - «Короли и капуста». За 1905 год вышли еще 64 рассказа О.Генри . Бывало, сидя в редакции, он дописывал сразу два рассказа, а рядом его ждал редакционный художник, чтобы приступить к иллюстрациям. Всего за свою жизнь он написал 273 рассказа. Писатель скончался 5 июня 1910 г. в Нью-Йорке.

Американский прозаик О. Генри (настоящее имя и фамилия Вильям Сидней Портер) родился 11 сентября 1862 года в Гринсборо, штат Северная Каролина. Он является автором свыше двухсот восьмидесяти рассказов, скетчей, юморесок. Жизнь Вильяма Портера была нерадостной c самого детства. В три года он потерял мать, а отец, провинциальный врач, став вдовцом, начал пить и вскоре превратился в никудышного алкоголика.

Покинув школу, пятнадцатилетний Билли Портер стал за аптечный прилавок. Работа в окружении микстуры от кашля и порошков от блох пагубно повлияла на его и без того подорванное здоровье.

В 1882 году Билли отправился в Техас, два года жил на ранчо, а затем устроился в Остини, служил в земельном управлении, кассиром и счетоводом в банке. Из банковской карьеры ничего путного у него не вышло. Портера обвинили в растрате 1150 долларов - очень серьезной суммы на то время. Биографы писателя и доныне спорят, был ли он в действительности виновен. С одной стороны, он нуждался в деньгах для лечения больной жены (и для издания "Rolling Stone"), с другой - кассир Портер уволился из банка в декабре 1894 года, тогда как растрата была раскрыта только в 1895 году, причем владельцы банка были на руку нечисты. Против Портера возбудили уголовное дело, и в феврале 1896 года он в панике убегает в Новый Орлеан, а оттуда - в Гондурас. В этой стране судьба свела Портера с приятным джентльменом - профессиональным бандитом-грабителем Эллом Дженнингсом.
Много позже Дженнингс, отложив револьвер, взялся за перо и создал мемуары, в которых вспоминал интересные эпизоды латиноамериканских приключений. Друзья принимали участие в местном гондурасском путче, потом убежали в Мексику, где Дженнингс спас будущего писателя от неминуемой смерти. Портер неосторожно поухаживал за какой-то замужней женщине; муж, который был где-то поблизости, мексиканец-мачо достал ножичек с лезвием длиной в два фута и хотел защитить свою честь. Ситуацию урегулировал Дженнингс - выстрелом от бедра выстрелил ревнивцу в голову, после чего они с Вильямом сели на коней, и конфликт остался позади.
В Мексике Портер получил телеграмму, в которой сообщалось о том, что его любимая жена, - Атолл Эстес умирает. Во время отсутствия мужа, она не имела средств к существованию, голодала, а заболев, не могла купить лекарства, однако в преддверие Рождества продала за двадцать пять долларов кружевную накидку и выслала Биллу в Мехико подарок - золотую цепочку для часов. К сожалению, именно в тот момент Портер продал свои часы, чтобы купить билет на поезд. Он успел увидеться и попрощаться с женой. Через несколько дней она умерла. Агенты полиции с жалобной повязкой молча шли за гробом. Сразу после похорон они арестовали кассира-растратчика, который не сказал ни одного слова на суде и получил пять лет тюрьмы.

В ссылке Портер пробыл три года и три месяца. Освободился досрочно (за образцовое поведение и хорошую работу в тюремной аптеке) летом 1901 года. Тюремные годы он никогда не вспоминал. Помогли воспоминания Элла Дженнингса, что по иронии судьбы опять очутился бок о бок с писателем в каторжной тюрьме Коламбуса, штат Огайо.

Вместе с Портером и Дженнингсом сидел двадцатилетний "медвежатник" (взломщик сейфов) Дикий Прайс. Он сделал хорошее дело - спас из сейфа, который неожиданно закрылся, маленькую дочь богатого бизнесмена. Срезав ножом ногти, Прайс открыл сверхсекретный замок за двенадцать секунд. Ему обещали помилование, но обманули. По этому сюжету Портер составил свой первый рассказ - о взломщике Джимми Валентайне, который спас племянницу своей невесты из огнеупорного шкафа. Рассказ, в отличие от истории Дика Прайса, заканчивался счастливо.

Прежде чем послать рассказ в газету, Портер прочитал его сокамерникам. Элл Дженнингс вспоминал: "С той минуты, как Портер начал читать своим низким, бархатным, слегка заикающимся, голосом, воцарилась мертвая тишина. Мы абсолютно замерли, затаив дыхание. Наконец грабитель Рейдлер громко вздохнул, и Портер, будто проснувшись от сна, взглянул на нас. Рейдлер улыбнулся и взялся тереть глаза своей искалеченной рукой.- Черти бы вас взяли, Портер, это впервые за мою жизнь. Накажи меня Господь, если я знал, как выглядит слеза!" Рассказы в печать взяли не сразу. Три следующих были опубликованы под псевдонимом.

Находясь в тюрьме, Портер стеснялся печататься под своей фамилией. В аптечном справочнике он натолкнулся на фамилию известного в то время французского фармацевта О.Анри. Именно ее в той же транскрипции, но в английском произношении (О.Генри) писатель избрал своим псевдонимом до конца жизни. Выходя из тюремных ворот, он вымолвил фразу, которую цитируют уже в течение если не века: "Тюрьма могла бы сделать большую услугу обществу, если бы общество выбирало, кого туда сажать".

В конце 1903 года О. Генри подписал контракт с нью-йоркской газетой "World" на еженедельную сдачу короткого воскресного рассказа - по сто долларов за одно произведение. Этот гонорар на то время был достаточно большим. Годовой заработок писателя равнялся прибыли популярных американских романистов.

Но бешеный темп работы мог убить и более здорового человека, чем О. Генри, который не мог отказать еще и другим периодическим изданиям. В течение 1904 года О. Генри напечатал шестьдесят шесть рассказов, за 1905 - шестьдесят четыре. Иногда, сидя в редакции, он дописывал сразу два рассказа, а рядом переминался редакционный художник, ожидая, когда можно будет начать иллюстрировать.

Читатели американской газеты не могли осилить большие тексты, терпеть не могли философствование и трагические истории. О. Генри стало недоставать сюжетов, и он в будущем чаще брал, а то и покупал их у друзей и знакомых. Постепенно он стал уставать и снижал темп. Однако из-под его пера вышло 273 рассказов - свыше тридцати рассказов за год. Рассказы обогатили газетчиков и издателей, но не самого О. Генри - непрактичного, который привык к полубогемной жизни. Он никогда не торговался, ничего не выяснял. Молча получал свои деньги, благодарил и шел: "Я должен мистеру Гилмену Холлу, по его словам, 175 долларов. Думаю, что должен ему не больше 30 долларов. Но он умеет считать, а я нет...".

Он избегал обществ литературных побратимов, стремился к одиночеству, чурался светских приемов, не давал интервью. По несколько суток без уважительной причины блуждал Нью-Йорком, потом запирал дверь комнаты и писал.

В блужданиях и отчужденности он узнавал и "переваривал" большой город, Вавилон-на-гудзоне, Багдад-над-подземкой, - его звуки и огни, надежда и слеза, сенсация и провалы. Он был поэтом нью-йоркского дна и самых низких социальных слоев, мечтателем и фантазером кирпичных закоулков. В унылых кварталах Гарлема и Кони-Айленда волей О.Генри появлялись Золушки и Дон Кихоты, Гарун аль-рашиды и Диогены, которые были всегда готовы прийти на спасение к тем, кто погибает, чтобы обеспечить реалистичному рассказу неожиданную развязку.

Последнюю неделю жизни О.Генри провел в одиночестве, в нищем гостиничном номере. Он болел, много пил, уже не мог работать. На сорок восьмом году жизни в нью-йоркской больнице он перешел в другой мир, в отличие от своих героев, так и не достав чудодейственной помощи.

Похороны писателя вылились в настоящий огенриевский сюжет. Во время панихиды к церкви ввалилась веселая свадебная компания, и не сразу поняла, что придется подождать на входе.

О.Генри можно было бы назвать своеобразным запоздалым романтиком, американским сказочником XX века, но природа его уникального новеллистического творчества шире этих определений. Гуманизм, независимая демократичность, бдительность художника, к социальным условиям в свое время, его юмор и комедия преобладают над сатирой, а "утешительный" оптимизм - над горечью и возмущением. Именно они создали уникальный новеллистический портрет Нью-Йорка на заре эры монополии - многоликого, привлекательного, загадочного и жестокого мегаполиса с его четырьмя миллионами "маленьких американцев". Интерес и сочувствие читателя к жизненным перипетиям, клеркам, продавщицам, бурлакам, безвестным художникам, поэтам, актрисам, ковбоям, мелким авантюристам, фермерам, и тому подобным, считается особенным даром, что свойственно О.Генри как пересказчику. Образ, который возникает будто на глазах, откровенно условен, приобретает быстротечную иллюзорную достоверность - и навсегда остается в памяти. В поэтике новеллы О. Генри очень важный элемент острой театральности, что, несомненно, связано с его мироощущением фаталиста, который слепо верит в Случай или Судьбу. Освобождая своих героев от "глобальных" размышлений и решений, О.Генри никогда не отворачивает их от моральных ориентиров: в его маленьком мире действуют твердые законы этики, человечности, - даже у тех персонажей, чьи действия не всегда соглашаются с законами. Чрезвычайно богатой, ассоциативным и изобретательным является язык его новеллы, насыщенный пародийными пассажами, иллюзией, скрытой цитатой и всяческими каламбурами, которые ставят чрезвычайно сложные задания перед переводчиками, - ведь именно в языке О.Генри заложен "формообразовательный фермент" его стиля. При всей своей оригинальности новелла О.Генри - явление сугубо американское, что выросло на национальной литературной традиции (от Э. По к Б. Гарта и М. Твена).

Письма и незаконченная рукопись свидетельствуют о том, что в последние годы жизни О.Генри подошел к новому рубежу. Он жаждал "простой честной прозы", стремился освободиться от определенных стереотипов и "Розовых концовок", которых ожидала от него коммерческая пресса, ориентированная на мещанские вкусы.

Большая часть его рассказов, которая публиковалась в периодике, вошла в сборники, которые были выданы при его жизни: "Четыре миллиона" (1906), "Пылающий светильник" (1907), "Сердце Запада" (1907), "Голос города" (1908), "Благородный плут" (1908), "Дорога судьбы" (1909), "На выбор" (1909), "Деловые люди" (1910), "Заразиха" (1910). Посмертно выдан еще больше десяток сборников. Роман "Короли и капуста" (1904) состоит из условно связанных сюжетом авантюрно юмористических новелл, действие которой происходит в Латинской Америке.

Судьба наследства О.Генри была не менее тяжелой, чем личная судьба В. С. Портера. После десятилетия славы наступила пора беспощадной критической переоценки ценности - реакция на тип "хорошо выполненного рассказа". Впрочем, приблизительно с конца 50-х лет прошлого века в США опять возродился литературоведческий интерес к творчеству и биографии писателя. Что же касается читательской любви к нему, то она неизменна: О.Генри, как и раньше, занимает постоянное место среди авторов, которых любят перечитывать во многих странах мира.

11 сентября 2012 года исполняется 150 лет со дня рождения американского писателя О.Генри.

Прозаик, журналист, мастер жанра "короткого рассказа" О.Генри (О. Henry), настоящее имя Уильям Сидней Портер (William Sydney Porter), родился 11 сентября 1862 года в городе Гринсборо, штат Северная Каролина (США).

Отец Уильяма был врачом. В возрасте трех лет ребенок потерял мать и воспитывался своей тетей Эвелиной Портер, заведовавшей частной школой для девочек, где он и получил начальное образование.

В 1879-1881 годах Уильям работал в аптеке своего дяди, но из за проблем со здоровьем переехал на ранчо в Техас. Там он познакомился с Атолл Эстес, ставшей в 1887 году его женой.

В 1882 году Уильям Портер перебрался в город Остин , где работал аптекарем, банковским служащим и корреспондентом.

Первые литературные опыты Портера относятся к началу 1880-х годов. В 1894 году Уильям Портер начал издавать в Остине еженедельный юмористический журнал "Роллинг Стоун" (The Rolling Stone), почти полностью заполняя его собственными очерками, стихами и рисунками. Через год журнал закрылся, Портер переехал с семьей в Хьюстон, где стал работать колумнистом, репортером и, по совместительству, карикатуристом в местной газете.

Проведенная аудиторская проверка в банке, где ранее работал Уильям Портер, обнаружила недостачу, он был обвинен в растрате и должен был предстать перед судом.

Зять Портера внес залог, чтобы освободить его от суда, но в 1896 году Уильям бежал от тюрьмы и через Новый Орлеан добрался до Гондураса.

В феврале 1897 года, узнав о смертельной болезни жены, он вернулся в Остин, где был сразу арестован. Суд отложили до смерти Атолл Эстес (25 июля 1897 года), после чего Портера приговорили к пяти годам с содержанием в Федеральной тюрьме Колумбус, штат Огайо (с 25 апреля 1898 года).

В тюрьме Уильям Портер работал в лазарете, ему предоставили отдельную комнату, где он имел возможность писать рассказы.

За первые два года тюремного срока в журналах Нью-Йорка появилось 14 его рассказов, опубликованных под различными псевдонимами (Oliver Henry, S.H. Peters, James L. Bliss, T.B. Dowd, Howard Clark). Писатель написал в тюрьме и свой первый рассказ под псевдонимом О.Генри - "Рождественский подарок Дика Свистуна", напечатанный в 1899 году в "Журнале МакКлюра" (McClure’s Magazine).

Существует несколько версий происхождения псевдонима О.Генри.

По одной из них, имя Генри было взято из колонки светских новостей в газете, а инициал "О" выбран писателем "как самая простая буква". Согласно другой версии, псевдоним был образован от имени французского фармацевта Этьена Осеана Анри (Etienne Ocean Henry), медицинский справочник которого был популярен в то время.

Весной 1902 года О.Генри переехал в Нью-Йорк.

В конце 1903 года он подписал контракт с нью йоркским изданием World на еженедельную сдачу короткого воскресного рассказа - по 100 долларов за рассказ, годовой заработок писателя равнялся доходам популярных американских романистов.

О.Генри работал в высоком темпе, одновременно писал рассказы и для других периодических изданий. Несмотря на это, по утверждению самого писателя , он не умел распоряжаться деньгами и имел много долгов.

В 1904 году вышел первый сборник О.Генри "Короли и капуста" (Cabbages and Kings) - цикл связанных общим сюжетом новелл. За ним последовали сборники рассказов: "Четыре миллиона" (The four million, 1906), "Горящий светильник" (The trimmed Lamp, 1907), "Сердце Запада" (Heart of the West, 1907), "Голос города" (The Voice of the City, 1908), "Благородный жулик" (The Gentle Grafter, 1908), "Пути судьбы" (Roads of Destiny, 1909), "Избранное" (Options, 1909), "Точные дела" (Strictly Business, 1910) и "Коловращение" (Whirligigs, 1910).

В 1907 году писатель женился на Саре Линдсей Колман и переехал с дочерью к жене в Эшвилл, штат Северная Каролина. Однако в 1909 году они расстались.

Писатель стремился к уединению, избегал светских приемов, не давал интервью.

Последние недели жизни О.Генри провел в одиночестве в гостиничном номере Нью-Йорка. Он сильно болел, много пил и уже не мог работать.

О.Генри - признанный мастер жанра "короткого рассказа" , им написано более 300 рассказов, полное собрание произведений составляет 18 томов. Герои О.Генри - миллионеры, ковбои, спекулянты, клерки, прачки, бандиты, финансисты, политики, писатели, артисты, художники, рабочие, инженеры, пожарные и другие. Для рассказов писателя характерен тонкий юмор и неожиданная развязка сюжета.

В 1918 году в честь писателя была учреждена ежегодная за лучший рассказ (O.Henry Award), которая вручается американским и канадским авторам. Рассказы издаются в сборнике The O.Henry Prize Stories. Победителями в разные годы становились Труман Капоте, Уильям Фолкнер, Фланнери О’Коннор, Джон Апдайк, Вуди Аллен, Стивен Кинг и другие.

По мотивам рассказов О.Генри снято несколько фильмов, среди которых советская картина "Великий утешитель" (1933), американский фильм "Вождь краснокожих и другие…" (O.Henry"s Full House, 1952), а также трилогия режиссера Леонида Гайдая "Деловые люди" (1963), в которую вошли короткометражные фильмы "Дороги, которые мы выбираем", "Родственные души", "Вождь краснокожих".