Культура камбоджи в новое время. Обычаи и культура кхмеров. Архитектурные элементы храмов

Камбоджа – старинное королевство, находящееся на полуострове индокитай , в юго-восточной азии, рядышком с лаосом, вьетнамом и таиландом. Территория государства небольшая – чуть больше 180 тыс. Кв. Км, но перспективы ее формирования довольно многообещающие. Туризм тут лишь начинает формироваться, но климат для него просто идеален, а достопримечательности истории, хотя и пострадавшие от бесчетных войн, «скапливались» с 1-й половины I тысячелетия. Достаточно сказать, что собственно в камбодже расположен известный храмовый комплекс ангкор – одна из очень таинственных и известных достопримечательностей всей азии.

Столицей государства считается пномпень – самый большой город, считавшийся в минувшем, в период французской колонизации, очень красивым, но теперь очень много его исторических и культурных ценностей пропало – войны не пощадили и их. Сегодняшний пномпень называют мегаполисом, политическим, научным, культурным и центром промышленности, в котором рядышком с технологичными небоскребами очень хорошо сосуществуют королевские замки и буддийские храмы, однако для отдыхающих – особенно европейских, он малопривлекателен – в том смысле, что развлекательных мероприятий тут чуть-чуть, отдых не очень организован, да и бедности тоже хватает – не всегда она просто шокирует. Часто на улочках встречаются кучи мусора, а жара и пыль вообще считаются традиционным событием; уличное движение можно именовать экстремальным, а тротуары нередко заполнены; также на улочках встречается немало калек и попрошаек – население города составляет более 1 млн. 325 тысяч людей.

Правда, путешественники все же заезжают в пномпень на пару дней, по дороге на сиануквиль – пляжный курорт с прекрасно отличной инфраструктурой, тёплым морем и комфортными пляжами. Достаточно тут и странников, желающих посетить буддийские храмы.

В столице стоит посетить только пару мест, и начать можно с королевского дворца. Хотя вход в сам дворец закрыт, можно осмотреть ближайшие строения, королевские сады и статую золотого будды. Для поклонников истории открыт государственный музей, в котором собраны богатейшие коллекции предметов – начав с VI столетия.

В городах сосредоточены большинство знаменитых мест государства – пожалуй, даже их основная часть.

Вторым большим городом, после столицы, считается баттамбанг , находящийся в северной части камбоджи, и в нем тоже многое сбереглось еще с колониальных периодов – к примеру, устаревший французский квартал. В окрестности разместились и иные интересные места: по большей части это храмы и храмовые комплексы, но имеется еще искусственное озеро и месторождения сапфиров – они тоже интересуют отдыхающих.

Более того, в городе немало ресторанов, ресторанов и кафе, где можно пробовать кухню многих азиатских стран – не только камбоджийскую, но и тайскую, китайскую и китайско-кхмерскую, японскую, европейскую и даже российскую – в государствах азии, где развивается туризм, сервис тоже регулярно развивается и становится больше.

О климате камбоджи

Сейчас немножко об идеальном климате, так заманивающем поклонников отдыха на пляже. Климат в камбодже тропический муссонный: в летнее время года, с мая до октября, воздух нагревается до 26-32°C, а в зимнее время года температура пониже, до 22°C – для жителей россии вполне удобно и то, и другое. Влажность во время зимы тоже уменьшается, так что туристические операторы предлагают отправиться в камбоджу с сентября по март, но на пляжах и в летнюю пору можно себя чувствовать очень хорошо – дожди есть, однако они не очень тревожат отдыхающих.

Вообще отдых на пляже в камбодже выделяется от отдыха в прочих государствах: море тут очень чистое, а мир под водой нетронутый – дайверы пока еще нечасто навещают эти места.

Ситуация, культура и природа камбоджи

Культурное наследие государства сбереглось не целиком – особенно разрушительным был период «красных кхмеров», но до сегодняшних дней все равно «дошло» много ценностей.

Ангкор сложно было разрушить – этот очень большой храмовый комплекс в девятом веке был столицей кхмерского государства, а сегодня его посещает почти что каждый приехавший в камбоджу путешественник. Ангкор-бат известен больше, чем другие сооружения – всего их около сотни, и они все внесены ЮНЕСКО в перечень всемирного наследства. Собственно храмы являются в камбодже главными достопримечательностями, но также и в здешней природе есть поразительные места, очень достойные внимания.

В западной камбодже есть озеро тонлесап – самое крупное пресное озеро юго-восточной азии. Оно довольно помутневшее, и знаменито тем, что очень резко может менять собственную площадь, разливаясь на 16 тыс. Кв. Км в дождливый сезон, и уменьшаясь до 2,5 тыс. Кв. Км во время сухого сезона. Эта натуральная знаменитость влечет отдыхающих собственной оригинальностью: тут в биосферных заповедниках живёт очень много видов болотных птиц и зверей. Биосферными называют те заповедники, в которых животные не только охраняются, но и исследуются, и всегда проходит прогноз обстановки природы.

В озере тонлесап и сейчас много рыбы, а раньше оно просто кишело ею, и многие жители этих мест до этих пор зарабатывают на жизнь ловлей рыбы. Люди тут практически всю жизнь проводят на воде, и с детских времен умеют держать весла: тут все плавучее – бары и кафе, рестораны и магазины, школы, поликлиники, станции автозаправочные станции и полиция.

Королевский балет – это то, без чего не может обойтись отдых в камбодже. Этот балет оригинален тем, что в нем применяются обычаи средневекового танца, относящегося к периоду ангкорской культуры – раньше он назывался сиамским балетом. Представления базируются на древних индийских, тайских и яванских танцах; это искусство часто расположилось на грани исчезновения, но его сумели сохранить, и по сей день вместе с обычными сюжетами в танец стали вносить сегодняшние детали.

Отдых на курортах камбоджи

Курорты камбоджи не так развиты, как в иных южно-азиатских государствах , однако они развиваются, и также отличительны поразительной натуральной чистотой. К примеру, в сиануквиле, не считая чистейшей воды, богатейшей растительности и золотых пляжей, есть очень комфортные современные отели – с тремя, четырьмя и пятью «звездами», а при большом желании можно снять комфортное бунгало.

Курорт кеп был наиболее востребован в 1-й половине прошлого столетия – тут отдыхали богатые жители франции и камбоджийцы, однако при кхмерах тут достаточно многое было разрушено и закинуто. Сегодня можно видеть много закинутых и полуразрушенных французских вилл – джунгли частично поглотили их, однако некоторые строения превосходно сбереглись и применяются.

Пляжи в кепе не подобные, как в сиануквиле – на них много черных скал, но существует и песочные – в основном на островах, до которых легко добираться на небольшом катере. Там, на мелководье, можно найти много поразительных зверей, растений и кораллов – можно даже своими силами поохотиться на крабов, а после попросить их подготовить прямо на берегу.

Отдыхающих тут пока мало, но кеп возрождается, и вскоре опять станет знаменитым и преуспевающим курортом.

Сейчас камбоджу сложно назвать райским местом для отдыхающих, но она очень интересна и красива, а рассказывать о ней можно долго – многие, кто там побывал, говорят, что данная страна «очаровывает» туриста.

Климат и развлечения в камбодже

Теги: камбоджа,
интересные места камбоджи,
культура камбоджи

Официальное название - Королевство Камбоджа (Preahreacheanachakr Kampuchea). Расположена в южной части Индокитайского полуострова. Площадь 181 035 км2, численность населения ок. 12,2 млн чел. (2001). Государственный язык - кхмерский. Столица - г. Пномпень (900 тыс. чел., 2001). Государственный праздник - День независимости 9 ноября. Денежная единица - риель.

Член ООН и ряда её специализированных организаций, МВФ, МБРР, Мирового банка, Азиатского банка развития, МАГАТЭ и др.

Достопримечательности Камбоджи

География Камбоджи

Расположена между 10° и 16° северной широты, 106° и 108° восточной долготы. На юго-западе омывается водами Сиамского залива. Береговая линия 443 км. Побережье от границы с Таиландом до реки Коки низкое и болотистое, далее до мыса Соривонг обрывистое, вслед за этим идёт широкая полоса песчаных пляжей. На участке от Кампонгсаома до залива Веальрень пляжи вновь сменяются скалами. Далее до границы с Вьетнамом берега Сиамского залива низкие и илистые. На побережье находятся полуострова Самит и Веальрень, отделённые один от другого заливом Кампонгсаом. Камбодже принадлежит группа островов в Сиамском заливе. Самый большой из них - остров Конг площадью 80 км2.

Камбоджа на северо-востоке граничит с Лаосом, на востоке и юго-востоке с Вьетнамом, на севере и северо-западе с Таиландом. Сухопутные границы: общая протяжённость 2572 км; с Лаосом - 541 км, с Вьетнамом - 1228 км, с Таиландом - 803 км.

Камбоджа - преимущественно равнинная страна. Значительную часть территории занимает низменная Центральная равнина, открытая на северо-запад и юго-восток. По периметру Центральной равнины идут горы и плоскогорья, в т.ч. горы Кравань (Кардамоновы) - на западе, горы Дангрэк - на севере, плато Члоунг - на востоке. Высшая точка Камбоджи - гора Ораль (1813 м), расположена в системе гор Кравань.

Речная сеть Камбоджи достаточно густа. Реки относятся к трём главным бассейнам - Сиамского залива, Меконга и озера Тонлесап. В сухой сезон акватория крупнейшего в Камбоджи озера Тонлесап равна 2700 км2, длина 150 км, ширина 32 км. В период дождей его площадь увеличивается в 3 с лишним раза и достигает 10 тыс. км2. Глубина возрастает в 5-10 раз, достигая 12 м.

В Камбоджи имеются в основном два вида почв: аллювиальные и латеритовые (базальтовые). Аллювиальные делятся на песчаные, луговые, или пойменные, глинистые, латеритовые - на красные, красно-жёлтые и красно-бурые.

В зависимости от высоты над уровнем моря Камбоджа делится на ряд климатических поясов с характерной для каждого из них растительностью. Примерно ½ территории страны (90 тыс. км2) покрыто лесами. Различаются два основных вида лесов: затопляемые - мангровый лес на побережье Сиамского залива и леса вокруг озера Тонлесап, а также нагорные - расположенные в горах и на возвышенных равнинах. Мангровый лес образуется низкорослыми деревьями и стелющимися кустарниками с вечнозелёной листвой. Среди нагорных лесов большую часть занимает т.н. многоярусный лес - высота деревьев верхнего яруса достигает 40-45 м, средний ярус - деревья высотой 15-20 м и лианы, внизу растут кустарники, травы, мхи, папоротники.

Из хищных животных в Камбоджи (в основном в горных лесах) встречаются тигр, леопард, бенгальская кошка - самое маленькое животное из семейства кошачьих. В стране обитают кабаны, дикие олени, быки, буйволы. Много разнообразных видов обезьян, пресмыкающихся.

Недра страны содержат запасы драгоценных камней, марганца, фосфоритов, бокситов, незначительные запасы железной руды. В провинции Кампонгтхом выявлены следы меди, золота и угля. В провинции Стынгтраенг обнаружены россыпи золота, циркона и корунда, а близ местечка Тукмеах в провинции Кампот - месторождение фосфоритов (350 тыс.т). Залежи фосфоритов имеются также в провинции Баттамбанг (районы Пномкрапы и Сампоу - 360 тыс. т). В этой же провинции открыты запасы бокситов, имеющие промышленное значение (5-10 млн т). Кроме того, имеются месторождения железа, марганца, драгоценных камней. На дне относящейся к Камбоджи территории Сиамского залива обнаружены запасы нефти.

Три фактора определяют особенности климата в Камбодже: а) страна расположена недалеко от экватора в пределах тропической зоны; б) находится в зоне тропических муссонов, что определяет наличие сухого и влажного сезонов; в) со стороны моря путь влажному муссону преграждают горы Кравань, что обусловливает выпадение в районе этих гор и на побережье большего количества осадков, чем на Центральной равнине. В течение всего года температура воздуха в стране держится в основном в пределах +25-30°С.

Различаются два климатических сезона: с ноября по апрель дует северо-восточный, или зимний, муссон. На этот период приходятся и самые прохладные месяцы - декабрь-январь и самый жаркий - апрель, когда средняя температура воздуха может подниматься до +37-38°С. С мая по ноябрь с Индийского океана дует юго-западный, или летний, муссон. В стране наступает сезон дождей. В целом на территории Камбоджи в течение года выпадает 750-2000 мм осадков в год. Наибольшее их количество выпадает в горах Кравань. Так, в 1923 на острове Муль выпало за год 7971 мм. На Центральной равнине их значительно меньше, в районе Северных нагорий несколько больше, чем на Центральной равнине, но намного меньше, чем в горах Кравань.

Население Камбоджи

Средняя плотность населения ок. 63 чел. на 1 км2. В густонаселённой центральной части страны она доходит до 90 чел. на 1 км2.

Камбоджа входит в число стран с очень молодым и быстрорастущим населением. За 1875-1975 его численность с 1,1 млн возросла примерно в 6 раз. Несмотря на огромные потери в период правления «красных кхмеров» (от 1 до 2 млн чел.), численность населения продолжала устойчиво расти. Среднегодовой прирост в некоторые годы доходил до 2,1-2,2%, сейчас он несколько снизился - 1,4-1,7%. Возрастные группы: 0-14 лет - 42%, 15-64 года - 55%, 65 лет и старше - 3%.

Этнический состав: камбоджийцы (кхмеры) - 90%, вьетнамцы - 5%, китайцы - 1%, остальные - чамы, тайцы и малые народности, проживающие в труднодоступной горной местности.

Языки населения Камбоджи принадлежат к нескольким языковым семьям: аустроазиатской, тайской, малайско-полинезийской и китайско-тибетской. К первой из них относится кхмерский язык, на котором говорит подавляющее большинство населения страны. Из европейских языков определённое распространение получили французский и за годы независимого развития - английский.

Наиболее распространённой религией в Камбодже является буддизм южной ветви - хинаяны (тхеравады). Сегодня это государственная религия, которую исповедует ок. 94% населения страны. Наряду с тхеравадой распространены буддизм махаяны (вьетнамцы и китайцы), ислам (чамы). Среди национальных меньшинств сохраняется влияние традиционных родоплеменных культов.

Грамотно, по разным оценкам, 32-36% населения старше 15 лет.

История Камбоджи

Первые сведения о заселении территории Камбоджи человеком относятся к эпохе палеолита. Примерно к 14-му тыс. до н.э., как показали раскопки в Молупрее, Лонгпрао и Самронгсене, население Камбоджи уже занималось ранним земледелием, собирательством, рыболовством и охотой.

С 7-го тыс. до н.э. на территории Камбоджи датируется неолит, а с 6-5-го тыс. до н.э. - поздний неолит. К этому времени население из стоянок по вершинам холмов в зоне красных земель стало спускаться в долины рек. Здесь стали появляться первые постоянные поселения земледельцев, начало распространяться орошаемое земледелие.

Первым крупным государством на территории современной Камбоджи был Бапном (1-6 вв.), известный также под названием Фунань (от китайской транслитерации кхмерского слова пном - гора). Возникло оно на юго-востоке современной Камбоджи с центром в нижнем течении Меконга. Здесь же находилась столица Бапнома- Вьедхапура. Во 2-4 вв. Бапном был наиболее значительным государством на Индокитайском полуострове, и его влияние распространялось на территории, занятые современными Таиландом, Бирмой и Малайзией. Материальной основой этого государства были долинное земледелие, в основном рисоводство по берегам Меконга и Тонлесапа, и развитое ремесленное производство. В стране была развита внутренняя торговля, о чём свидетельствуют находки местных монет из золота, серебра, бронзы и олова, а также каменных и металлических гирь.

К 6 в. Бапном приходит в упадок, тогда как на севере всё более крепнет ранее зависимое от него государство Ченла. В сер. 6 в. правитель Ченлы Бхававарман завоёвывает Бапном и основывает новое государство Камбоджа, названное так в честь мифического родоначальника династии правителей Ченлы аскета Камбу. Политическое единство нового государства оказалось непрочным. Непрерывные войны и междоусобицы привели к тому, что к 710 оно распалось на две независимые части - Ченла Воды на юго-востоке Индокитая и Ченла Земли в среднем течении Меконга.

В 9 в. на территории бывшей Ченлы Воды начинается становление могущественного и развитого по тем временам государства Юго-Восточной Азии - империи Камбуджадеша с центром в районе Ангкора. Ядром этой империи стало одно из государств, на которые распалась Ченла Воды, - Индрапура, находившееся в зависимости от правителей Явы. История империи Камбуджадеша распадается на три основных периода: ранний - кон. 8-10 вв., период расцвета - нач. 11 в. - нач. 13 в., поздний - 13 - сер. 14 вв.

Ранний период истории империи связан с деятельностью Джаявармана II (802-54) - объединителя кхмерских земель и основателя новой династии. В последней из основанных им столиц Махедрапарвате он провозгласил независимость своего государства от яванских властителей, построил первый религиозный центр страны и учредил официальный культ дева-раджи (бога-короля).

Тип государства, сложившийся при Джаявармане II, представлял собой форму неограниченной монархии, где король считался воплощением бога.

В 10 - нач. 13 вв. происходит дальнейшее политическое усиление Камбуджадеши, превращение её в полиэтническую империю. В этот период в результате многочисленных завоевательных походов были захвачены обширные территории, включавшие, помимо нынешней Камбоджи, части земель современных Бирмы, Таиланда, Лаоса, Вьетнама и Малайзии.

Наибольший подъём Камбуджадеши связан с именами Сурьявармана II (1113-50) и Джаявармана VII (1181-1220). Сурьяварман II, сумев установить хорошие отношения с Китаем, начал войны на востоке с Дайвьетом и Тьямпой, а на западе с монским государством Харипунджая и тайскими княжествами. Территория империи значительно превышала в это время территорию современной Камбоджи. Помимо кхмеров, в империи проживали моны, тайцы, тьямы, малайцы, горные племена. В столице в это время возводится величественный храм Ангкорват, ставший усыпальницей этого монарха.

Другим известным правителем этого периода был Джаяварман VII. Начав свою деятельность с победоносной войны с Тьямпой, он в дальнейшем сыграл выдающуюся роль в переходе кхмерского общества к новой религии - буддизму. Закладывая основы новой религиозной системы, Джаяварман VII развернул широкое религиозное строительство. В его правление были возведены знаменитый Байон, ряд других храмов.

При Джаявармане VIII (1243-95) и его преемниках признаки упадка кхмерской империи становятся всё более очевидными. Неудачные войны, особенно против тайского государства Сккотаи, религиозные распри (к этому времени относятся попытки восстановления шиваизма как государственного культа) всё более ослабляют государственную власть. Приход к власти новой династии во главе с королём Чаем (1336-40) стал свидетельством окончательного торжества буддизма тхеравады в Камбоджа.

В 1-й трети 15 в. определился упадок западных районов страны с центром в Ангкоре. После взятия Ангкора тайцами в 1432 столица страны при короле Понья Яте переносится на восток в долину Меконга в район современного Пномпеня. Камбоджа теряет все территории некхмерского населения и превращается в моноэтническое государство.

Постепенно страна всё более попадает в зависимость от быстро усиливающихся соседей - Вьетнама и Сиама. Соперничество этих государств за преобладание на Индокитайском полуострове крайне обостряло междоусобные распри кхмерских феодалов, стремившихся в борьбе за власть опереться на поддержку иноземных правителей. В результате Камбоджа оказалась в двойной зависимости от Сиама и Вьетнама. Отношения двойного сюзеренитета были характерны для страны во 2-й пол. 18 в.- 1-й пол. 19 в.

В 1863 вслед за покорением территории Кохинхины (современный Южный Вьетнам) Франция вынудила короля Камбоджи Нородома (1860-1904) подписать договор о протекторате, который лишал Камбоджа права проводить самостоятельную внешнюю политику. В рамках последовавших за этим соглашений в стране учреждалась должность французского Верховного резидента и французских резидентов в провинциях, создавалась колониальная администрация, в ведение которой переходил контроль за установлением и взиманием налогов, косвенного обложения, таможенных сборов. Кхмерский король был лишён какого-либо участия в делах государственного управления. За ним оставалось лишь «право» подписывать декреты, он был главой буддийского духовенства и номинальным главой кхмерского административного аппарата.

В период французского протектората (1863-1953) страна прошла через «верхушечную модернизацию», которая затронула главным образом городские слои и кхмерскую правящую элиту. Серьёзных перемен в аграрной сфере, которые бы существенно улучшили жизнь камбоджийского крестьянства, составлявшего до 90% населения, так и не произошло. Кхмерское крестьянство в рамках созданной в стране экономической модели оказалось фактически в полной зависимости от ростовщиков и чиновников, балансируя на грани выживания. Такое положение на многие десятилетия вперёд предопределило политическую нестабильность и угрозу социального взрыва в стране. Достижение страной независимости в 1953 существенно ситуацию не изменило. Процесс социальной дифференциации и разорения большинства крестьянских хозяйств не только продолжался, но из-за неразумной политики правящего в стране режима Сианука даже усилился. Отказ от экономической помощи со стороны США, национализация банковской сферы и сферы экспортно-импортных операций, попытки вытеснить ростовщиков из деревни в условиях, когда государственный кредит крестьянству мог составить лишь 1/10 часть от ростовщического, подтолкнули давно назревавший социальный взрыв, последствиями которого сумели успешно воспользоваться кхмерские коммунисты в лице движения «красных кхмеров», возглавляемого Пол Потом. После проамериканского переворота в Пномпене в марте 1970 кхмерские коммунисты при поддержке вьетнамских войск сумели поставить под свой контроль значительные территории Камбоджи, где с 1973 приступили к реализации своих планов переустройства страны. В это время в т.н. освобождённых районах начался процесс широкого обобществления имущества крестьян, обрабатываемой земли и даже их сельскохозяйственного инвентаря. Появились т.н. кооперативы с общим имуществом, которые после победы «красных кхмеров» в гражданской войне и взятия ими Пномпеня в апреле 1975 были распространены на всю территорию страны. «Красные кхмеры» методом жесточайших репрессий против собственного народа попытались создать принципиально иную экономическую модель - бестоварную, в которой не существовало бы денег и даже товарного обмена, с тотальной трудовой повинностью и с тотальным контролем за людьми, когда вся жизнь отдельного человека и его семьи проходила бы под управлением и контролем правящего режима.

Отказ «красных кхмеров» от вхождения в зону вьетнамского контроля, их территориальные претензии к Вьетнаму и политика на обострение вооружённого приграничного конфликта привели к тому, что в результате вьетнамского вторжения в январе 1979 режим «красных кхмеров» был свергнут и к власти пришли кхмерские коммунисты, тесно связанные с Вьетнамом. Вслед за этим страна вступила в новый этап гражданской войны, когда уцелевшие силы «красных кхмеров» совместно с поддерживавшими Сианука националистическими группами повели борьбу против вьетнамских войск и политического режима, образованного в Пномпене. Только вмешательство ООН и проведение в стране одной из крупнейших за всю историю этой организации миротворческой операции позволили положить конец десятилетиям гражданской войны и тоталитаризма в Камбоджа.

В 1993 под эгидой ООН прошли парламентские выборы, которые ознаменовали переход страны на демократические рельсы развития. «Красные кхмеры» участия в выборах не принимали, однако провал объявленного ими бойкота выборов продемонстрировал резкое падение их влияния в стране. В результате народного волеизъявления к власти пришли две политические силы: Народная партия Камбоджа (НПК), созданная на основе правившей в стране в 1979-90 гг. Народно-революционной партии Камбоджа, отказавшейся от всех коммунистических лозунгов и атрибутов, и т.н. Единый национальный фронт за суверенную, независимую, нейтральную и мирную Камбоджа - ФУНСИНПЕК, объединивший некоммунистические и националистические силы. Первые получили ок. 39% голосов, вторые - 45% и совместно образовали первое демократическое правительство, где глава националистов принц Раннарит занимал пост первого премьер-министра, а глава НПК Хун Сен - второго премьер-министра. Такое сложное разделение власти, когда практически во всех наиболее важных министерствах действовали по два министра, было инициировано как миротворцами ООН, так и бывшим королём Камбоджа. Нородомом Сиануком, который в 1993 по решению избранных в Национальную ассамблею депутатов был провозглашён официальным главой государства. Цель создания коалиционного правительства состояла в том, чтобы всеми силами не допустить нового витка гражданской войны в стране. Движение «красных кхмеров», изолированное в джунглях после сформирования коалиционного правительства, стало быстро распадаться, а его лидеры - искать возможности вернуться к легальной политической борьбе. Вся последовавшая за выборами история страны - история борьбы двух главенствующих политических сил за контроль над Камбоджа. При этом НПК опирается главным образом на сельскую местность (муниципальные выборы 2002, где НПК получила подавляющее большинство голосов, подтверждают это), а ФУНСИНПЕК - на городские слои (на всеобщих выборах 1998 в Пномпене НПК получила менее 30% голосов, а националисты - более 40%). Несмотря на то что иногда эта борьба ставит Камбоджа на грань новой гражданской войны, как это было в 1997, когда многие сторонники ФУНСИНПЕК вынуждены были бежать из страны, обвинённые в попытке организации государственного переворота, определённый баланс сил между этими крупнейшими политическими организациями Камбоджи сохраняется, постепенно вырабатываются и достаточно цивилизованные правила политической борьбы, что является гарантом всё более стабильного и предсказуемого политического развития Камбоджи.

Государственное устройство и политическая система Камбоджи

Камбоджа - конституционная монархия с многопартийной либеральной демократией (с 1 сентября 1993).

Административное деление: 19 провинций (кхетов) и 2 города центрального подчинения. Крупнейшие города (тыс. чел.): Пномпень, Баттамбанг (94), Кампонгcаом (быв. Сиануквиль) (33), Кампот (13).

Глава государства - король Нородом Сианук (коронован 24 сентября 1993). Двухпалатный парламент - сенат (61 место) и Национальная ассамблея (122 места); члены обеих палат избираются сроком на 5 лет.

Высший орган законодательной власти - Национальная ассамблея. Высший орган исполнительной власти - правительство Камбоджа, которое формируется по результатам парламентских выборов.

Председатель Национальной ассамблеи - принц Нородом Раннарит. Глава правительства - Хун Сен, лидер НПК.

В Национальной ассамблее после выборов 1999 представлены три политические партии: 64 места - НПК, 43 места - ФУНСИНПЕК (лидер принц Нородом Раннарит) и 15 мест - резко оппозиционная Хун Сену радикально проамериканская Сэм Райнси партии (лидер Сэм Райнси).

Король Нородом Сианук обладает ограниченной официальной властью (царствует, но не правит), но при этом пользуется большим влиянием. В то же время политический режим в стране нельзя в целом назвать демократическим, несмотря на наличие парламента, всеобщих и муниципальных выборов и других атрибутов демократической власти.

В 1990-е гг. Камбоджа удалось добиться определённых успехов в реализации программ экономического и политического развития. Политическая стабильность рассматривалась как основа и гарантия экономического развития, результаты которого, однако, оказались ниже ожидаемых. Несмотря на то что до 60% бюджета Камбоджа формировалось за счёт внешней помощи, 39% населения всё ещё продолжает находиться за чертой бедности. В связи с этим на 2001-05 борьба с бедностью и подъём жизненного уровня объявлены приоритетными задачами правительства.

Во внешней политике страна стремится основываться на принципах нейтралитета. Камбоджа присоединилась к Балийскому договору о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии (ЮВА), вступила в АСЕАН, активно участвует в региональном форуме АСЕАН по вопросам безопасности (АРФ). Основное внимание во внешней политике уделяется развитию отношений с соседними странами АСЕАН, а также с КНР и Японией, которая возглавляет международный комитет по реконструкции Камбоджа и предоставляет наибольший объём помощи, обещанной этой стране мировым сообществом.

Из экономически развитых стран основными партнёрами являются США, Франция и в последнее время Австралия.

США и Камбоджа имеют достаточно обширные торговые связи. В 1992 США отменили эмбарго на торговлю с Камбоджа. В 1996 между двумя странами было подписано Соглашение по торговым связям. США активно выступают за организацию международного суда над «красными кхмерами», и нерешённость этого вопроса сильно осложняет положение правительства Хун Сена в отношениях с американской администрацией. До последнего времени правительство Камбоджа отвергало предложения ООН по организации международного суда для рассмотрения преступлений «красных кхмеров», настаивая на суде национальном. В этом вопросе позицию Камбоджи чётко поддерживает КНР.

Королевские камбоджийские Вооружённые силы включают армию, Военно-морской флот и Военно-воздушные силы; созданы в 1993 путём воссоединения Камбоджийской народной армии и двух армий антикоммунистического сопротивления. Призывной возраст - 18 лет. Помимо государственных Вооружённых сил в Камбодже существуют силы сопротивления, включая Народную объединённую армию («красные кхмеры») и сепаратистское роялистское движение.

Камбоджа имеет дипломатические отношения с РФ (установлены с СССР в 1955).

Экономика Камбоджи

Камбоджа в целом остаётся слаборазвитым аграрным государством. Эта страна наряду с Лаосом и Мьянмой входит в тройку самых слаборазвитых стран ЮВА. Камбоджа выделяется и крайне незначительным процентным отчислением бюджета на инвестиции - всего 4% (самый низкий показатель по ЮВА). На протяжении 1990-х гг. экономика оставалась сильно зависимой от иностранной помощи и инвестиций, которые за 1996-98 резко сократились. Прирост ВВП в 1999 - 4,3% (3,34 млрд долл. США), в 2000 - 5,5%, в 2001 - 6,25%, в 2002 - св. 5%. За чертой бедности проживает 36% населения. Безработица 2,8% населения.

Основной целью в сфере экономики правительство объявляет поддержание макроэкономической стабильности и проведение экономических реформ. Намеченная программа включает мероприятия по упорядочению политики в сфере налогообложения и в сфере управления государственными расходами, а также реструктуризацию банков, новые принципы политики в сфере лесоразработок.

Камбоджа - аграрная страна. Обрабатывается 13-16% всей территории, причём св. 1/2 пахотных земель используется для выращивания риса - главного продукта питания для большей части населения. В сельском хозяйстве занято 80-85% трудоспособного населения. Сельскохозяйственное производство составляет 45% ВВП. Принятый в 1992 аграрный закон предусматривает следующие формы владения землёй: частная собственность для земельного участка с домом, владение сельскохозяйственной землёй размером до 5 га с разрешением наследования, концессия для больших по размеру сельскохозяйственных участков без права наследования, сдачи в аренду и продажи. Производство риса составляет, по некоторым данным, 15% ВВП. Урожайность остаётся очень низкой - ок. 1,64 т с 1 га (для сравнения: Таиланд - 2,1, Филиппины - 2,7 и Вьетнам - 3,2 т).

Второй по важности аграрный продукт - каучук. Его плантации расположены на краснозёмах провинций Кампонгчам, где занимают 61 000 га. В последние годы площадь, занятая под гевею, существенно возросла (по разным оценкам, от 100 до 150 тыс. га, иногда называют и цифру 330 тыс. га). Основные потребители каучука: Малайзия, Сингапур, Индонезия, Таиланд.

К числу других выращиваемых в Камбодже культур относятся сахарный тростник, маниок, бананы, кукуруза, кокосовая и другие пальмы, цитрусовые, батат, манго, хлопковое дерево (сейба пятитычинковая), джут, маслины, пряности.

Рыболовство (рыба - основной источник животного белка) ведётся в водах Таиландского залива и озера Тонлесап. В последние годы стоки промышленных предприятий Пномпеня привели к экологическому кризису в районах рыболовства - на озере Тонлесап и реке Меконг. Уникальный экологический комплекс озера и реки Тонлесап подвергается серьёзной угрозе из-за: а) порубки леса по берегам, что приводит к сползанию земли в озеро, резко увеличивает уровень отложений; 2) роста числа поселений по берегам озера. Животноводство включает разведение крупного рогатого скота, свиней, буйволов.

Примерно 3/4 площади Камбоджи покрыто лесами, которые ещё мало эксплуатируются законным путём, особенно в удалённых горных районах со слабо развитой инфраструктурой. Лесозаготовка и продажа круглого леса в Таиланд являются одним из основных элементов криминального бизнеса в стране. Остановить этот бизнес камбоджийское государство не в силах. Чтобы как-то уменьшить потери леса, правительство принимает оригинальные меры по увеличению лесных ресурсов страны: Национальная ассамблея приняла дополнение к закону о лесах, согласно которому для получения разрешения на свадьбу молодожёны обязательно должны посадить два дерева.

Большинство промышленных предприятий Камбоджи занимается переработкой сельскохозяйственной продукции и изготовлением разного рода потребительских товаров: хлопчатобумажной пряжи, велосипедных шин, резиновой обуви, мыла, сигарет, прохладительных напитков. В результате военных действий и социально-экономических потрясений в 1970-90-е гг. экономике страны был нанесён огромный ущерб. Имеются (но не всегда функционируют в полную силу) авто- и тракторосборочные, металлообрабатывающие, судоремонтные, цементные, химические, фармацевтические, текстильные, лесобумажные предприятия.

Общая протяжённость автомобильных дорог 15 тыс. км, но лишь 1/5 имеет асфальтовое покрытие. Две железнодорожные линии общей протяжённостью ок. 650 км связывают Пномпень с Пойпетом на границе с Таиландом и с городом Кампонгсаомом на южном побережье.

До строительства в Кампонгсаоме (быв. Сиануквиле) нового порта, обеспечившего Камбодже выход в океан через Таиландский залив, главным портовым центром страны оставался Пномпень. Крупные морские суда могут подниматься до Пномпеня по реке Меконг только в период высоких вод.

Экспорт: каучук, древесина, соя, рис, кукуруза, кунжут, фрукты, чёрный перец, рыба. Импорт: нефтепродукты, оборудование, трактора, грузовые автомобили, цемент, потребительские товары. Камбоджа полностью зависит от импорта нефти и нефтепродуктов. Главные внешнеторговые партнёры: Сингапур, Малайзия, Вьетнам, Япония, Австралия, Индонезия, Франция, ФРГ, США. В 1990-е гг. торговый дефицит постепенно сокращался. Объём внешней торговли в 1997 составил ок. 1,8 млрд долл. (852 млн долл. - импорт, 425 млн - экспорт, 523 млн - реэкспорт).

В 2003 правительство надеялось на увеличение доходов государства в результате возобновления посещения туристами крупнейшего храмового комплекса Ангкора, но из-за вспышки атипичной пневмонии позитивные результаты туристического бизнеса могут быть поставлены под сомнение. В марте 2002 было открыто 29 туристских точек с информацией о преступлениях режима «красных кхмеров».

Слабое развитие инфраструктуры также препятствует туризму. Одним из шагов на пути преодоления этих сложностей стало решение о строительстве рядом с Ангкором нового терминала аэропорта Сим Реап. Правительство Камбоджа подписало 20-летний договор с французским консорциумом о его финансировании.

Наука и культура

Образование в Камбодже является ныне одной из приоритетных задач правительства. В стране действует несколько тысяч начальных школ, расположенных как в городах, так и в сельской местности. В этих школах и приравненных к ним т.н. монастырских школах дети получают элементарные знания. В школах средней ступени образование имеет более широкий спектр, во многих изучают иностранные, в первую очередь французский и английский, языки. Значительное число средних учебных заведений, особенно в Пномпене, частные.

Главный научный центр - Камбоджийская академия наук, в которую входят несколько институтов, в основном гуманитарного профиля.

Камбоджийская культура имеет длительную и богатую историю. Её истоки уходят в период Фунани и Ченлы, она поражает богатством форм в эпоху империи Камбуджадеша.

Храмовый комплекс Ангкора - один из крупнейших в мире. Такие храмы, как Ангкорват - усыпальница короля-воина Сурьвармана II, Байон, который во все стороны света смотрит глазами Джаявармана VII, удивительный Бантей Срей (Цитадель женщин), поражающий высочайшим искусством барельефов и изображений, высеченных в камне, свидетельствуют об уровне культуры в древней Камбоджи.

Современная камбоджийская культура, несмотря на понесённые утраты, развивается довольно быстрыми темпами, сочетая обращение к традиционным кхмерским жанрам с современными формами. В стране публикуются как традиционные бытовые романы, построенные на буддийской этике (Петь Тумкровыл и его роман «Мак Тхынг» - современная обработка средневекового сюжета для традиционного кхмерского театра бике), так и в большом объёме детективная литература и особенно любимые кхмерами комиксы. Популярностью пользуются и включённые в хрестоматии для школьников известные романы 1930 - 40-х гг. «Пка сропын» («Пайлинская роза»), Неак Тхиема, произведения Рым Кина.

Значительным явлением кхмерской культуры стало создание литературных произведений, основанных на сюжетах, возникших на национальной почве или исторических событиях периода Камбуджадеши. Таковы поэма «Тум и Тиеу», рассказы о правлении Джаявармана VII и других великих властителей страны.

Особую роль в культурной жизни страны играет Буддийская библиотека. В ней собрано множество образцов кхмерского народного фольклора - сказки, легенды, пословицы и поговорки.

Буддизм считают своей религией около 95 % населения страны Камбоджа. Религия этой местности носит название тхеравада, или «южный буддизм».

В Камбодже не удивительно, что буддизм имеет статус основополагающего вероисповедания и полностью признаётся законами страны.

Есть небольшой процент (1,5%) населения страны Камбоджа, религия которых ислам. Христиан здесь и того меньше – около 0,5 %. Здесь буддизм носит название и характер тхеравадского, который к тому же, признан государственной религией. В Камбодже насчитывается огромное количество (более 4300) монастырей и храмов.

Монахи Камбоджи разделены на два крупных ордена: Тхаммаютникай (более численный) и Маханикай. Хотя второй орден не столь велик, он поддерживается местными органами власти.

Монашеские группы живут скромно и соблюдают 227 правил буддистских монахов. Они не принимают участие в развлекательных мероприятиях, а своё существование полностью посвящают религии. Буддийские монастыри носят название «вата».

В жизни обычного народа страны Камбоджа, религия имеет важнейшее значение, и камбоджийцы придерживаются религиозных буддийских принципов в обычной жизни.

Во все века становления культуры страны Камбоджа, религия находила своё отражение в её искусстве. Вера местных жителей в анимизм всецело отражалась в их культурном развитии. Своих приверженцев имеют также религии индуизм и буддизм. Обе эти направленности появились на Азиатском материке ещё в самом начале нашей эры.

Кхмеры проживают в поселениях, расположенных недалеко друг от друга. Там они обрабатывают земли, а когда запас полезных свойств почвы, на выбранной ими территории, иссякает – они покидают эту землю и переселяются. Остальная основная часть жителей Камбоджи живёт в постоянных сёлах у берегов водоёмов или вблизи рек. Поселения кхмеров часто включают также китайские общины, которые исповедуют конфуцианство.

Красными кхмерами, во времена своего властвования на территории современной страны Камбоджа, религия была запрещена до 1979 г.

Жители Камбоджи, исповедующие буддизм, считают всё бытие круговоротом переселения души. Потому, стараются «накопить» хорошие дела. Это они делают через пожертвование финансов или вещей для храмов, или приносят пищу для монахов.

На развитие культуры кхмеров, в различные эпохи, было оказано влияние интернациональных культур. Камбоджийское культурное наследие объединяет в себе черты китайской и тайской культур.

Санскрит – официальный язык, используемый в литературе. Разговорным языком является кхмерский, который в изучении довольно трудный. Место второго языка страны принадлежит английскому, несмотря на то, что многие жители говорят на французском.

Необычайные архитектурные постройки, сохранённые на сегодняшний день, - это комплексы храмов «Ангкор-Ват» и «Байон», расположенные в городке Сием-Реал. Это мощное наглядное свидетельство величественности возводимых сооружений культурного характера империи.

Наряду с постройками сооружений и храмов, небывалым развитием характеризуется также прикладное искусство, развитие скульптурных памятников, становление музыкальных и танцевальных направлений. Всё это, в дальнейшем сыграет необычайно важную роль в развитии культуры и архитектуры современной Камбоджи, которая известна сегодня.
Пример объединения прошлого Камбоджи и её настоящего – королевский балет, который был основан на танцевальных тайских, явских и индийских традициях и принципах.

Прекрасным местом, с образцами кхмерской культуры и изображением индуистских божеств, является Национальный музей в г. Пномпень.

Уникальная камбоджийская культура - это переплетение буддизма и индуизма и местных верований. Кхмеры, а именно они составляют подавляющее большинство населения Камбоджи, трудолюбивые и приветливые люди.

Особое отношение у кхмеров к свободе. Несмотря на большую лояльность к власти и почитания королевской власти, у камбоджийцев всегда было ярко выраженное чувство независимости и свободы. Может поэтому до сих пор для них правила дорожного движения во многом только слова и не более.

Буддизм в Камбодже

Буддизм в Камбодже исповедуется более 90 % населения страны, остальные религии это христианство, ислам, даосизм, конфуцианство и местные верования.

Наиболее распространено буддийское течение Тхервада. Для этого направления буддизма свойственно придавать большое значение позам и жестам при изображении Будды - это имеет большой религиозный смысл.

Национальные особенности Камбоджи

Национальные особенности Камбоджи - это яркий оптимизм местных жителей, радушие и приветливость. Конечно, одновременно с этим, многие камбоджийцы застенчивы, они «побаиваются» туристов, общение с ними может быть сложным. Впрочем, в туристических местах застенчивых жителей не так много, большинство уже привыкло к туристам, и порой пользуется их незнанием страны, местных правил, цен.

Камбоджийские семьи во многом традиционны, мужчины работают, а женщины и дети или занимаются хозяйственными делами, или продают на рынках рыбу, поделки, еду, одежду. Хотя традиционные семьи в туристических районах уже редки, местные женщины и девушки работают в офисах и магазинах. Есть в Камбодже и проституция, которая во многих городах процветает. Однако подобные знакомства довольно опасны, риск подхватить заболевание или оказаться втянутым в «грязную» историю чрезвычайно высок.

Правила европейского образа жизни в Камбодже пока достаточно формальны, даже офисные менеджеры вне стен могут надевать кхмерскую одежду и жить в традиционных жилищах. Привычные правила дорожного движения, гигиены и многие другие здесь фиктивны, на дорогах творится хаос, а в уличных забегаловках продавцы одной и той же рукой могут готовить еду, брать деньги и одновременно выбрасывать мусор.

Кхмерская свадьба

Кхмерская свадьба - один из интереснейших ритуалов, среди которых немалую роль играют песнопения в честь камбоджийских богов.

Все церемонии проходящие на кхмерской свадьбе связанны с древней легендой «Сом Сла Каншенг». В легенде говорится: «Двое мужчин, пасшие своих буйволов на поле, захотели скрепить свою дружбу и породниться за счет брака между детьми (у одного был сын, а у другого дочь). В доказательство своих слов и твердости намерений они обменялись орехами бетеля, завернутыми в листья крама». С тех незапамятных пор в Камбодже существует традиция, когда жених дарит невесте коробку с орехами бетеля.

Еще одной интересной особенностью свадьбы в Камбодже является то, что на свадьбе молодожены обязательно должны обменяться одеждами.

Камбоджийская музыка и танцы

Камбоджийская музыка, как и вся культура Камбоджи, основана на кхмерских традициях. Музыка кхмеров делится на два основных направления - Пинпеат и Мхори. Различие между ними заключается в том, что Пинепеат состоит из струнных и ударных инструментов, а в Мхори музыка исполняется только ударными.

Самым популярным музыкальным инструментом Камбоджи стал чапей - струнный инструмент со смычком. Среди направлений народной музыки выделяется «Скор» - тип народного ансамбля. Ансамбли «Скор» есть практически во всех деревнях, они исполняют народную музыку на свадьбах, на праздниках и традиционных представлениях.

Камбоджийские танцы - прямые наследники придворных танцев Индии. Самым ярким образцом классического народного танца стал сюжет поэмы Рама.

На основе этой легенды в Камбодже был составлено целое музыкальное произведение, которое на протяжении более 200 лет исполняется Королевский камбоджийский университет.

Праздники в Камбодже

Количество праздников в Камбодже может озадачить многих туристов, что, впрочем, не удивительно, ведь кроме исконно камбоджийских в стране отмечаются буддийские, тайские и китайские праздники, а в последнее время к ним прибавились праздничные дни позаимствованные из европейских стран.

Даже Новый Год в Камбодже празднуется несколько раз, так у китайцев и вьетнамцев, живущих здесь лунный Новый Год отмечается в конце января - начале февраля, кхмеры празднуют это событие (Чнам-Тмай) в середине апреля, а официальный праздник назначен, как и в Европе, на 1 января.

Наиболее красочными праздниками в стране являются Чнам-Тмай (камбоджийский Новый Год) - в это время по всей стране люди сооружают песчаные холмы, ставшие символом ступ - буддийских религиозных строений. Считается, что каждая песчинка в таком холме способствует искуплению грехов.

Следом за Чнам-Тмай, в мае начинается Чат-Пре-Нангкал - королевская пахотная церемония, проходящая в мае около Королевского дворца в Пномпене.

Также большой у местных жителей в Камбодже пользуется праздник Прочум-Бен (Пчам-Бен) - праздник поминовения умерших отмечаемый в сентябре. По легенде, в период убывающей луны, когда небо затянуто облаками, а ночи становятся все темнее, Яма - король мертвых - отпускает души умерших, и они на время живут среди людей. В первую очередь души усопших идут в пагоды, и если не находят в них традиционных подношений, то проклинают родных.

Официальные праздники Камбоджи

  • 1 января - европейский Новый Год
  • 7 января - День Победы над режимом геноцида
  • 8 марта - международный женский день
  • 13-15 апреля - Чнам-Тмай (кхмерский Новый Год)
  • 1 мая - День Труда
  • 13-15 мая - День Рождения короля
  • 19 мая - День Рождения Будды
  • 18 июня - День Конституии
  • 24 сентября - День предков
  • 29 октября - День коронации
  • 31 октября - День Рождения короля-отца
  • 9 ноября - день Независимости
  • 10 декабря - день защиты прав человека

· Административное деление · Политическое устройство · Внешняя политика · Экономика · Транспорт · Культура · Наземные мины в Камбодже · Близкие статьи · Примечания · Литература · Официальный сайт · Видео «Камбоджа»

За развитие культуры в стране ответственно Министерство культуры и изобразительного искусства. Культура Камбоджи имеет сильные индийские влияния, касающиеся языка, искусства и других элементов. Важным фактором, формирующим культуру, был также буддизм направления тхеравада, пришедший в эти земли в первые века нашей эры и широко здесь распространившийся. Помимо собственно кхмерской, культура страны включает также и культуру более 20 различных этнических групп, проживающих главным образом в горных и холмистых районах на северо-востоке страны.

Танцы и музыка

Камбоджийские танцы как правило делят на 3 группы: классические танцы, народные танцы и бальные танцы. Классические танцы изначально исполнялись только для представителей королевского двора в качестве развлечения, имеют также церемониальное значение. Несмотря на некоторые влияния соседних культур, классический кхмерский танец - довольно уникальный вид искусства. Исполнители таких постановок искусно одеты, особое значение в исполнении имеют движения, жесты и позы танцора. Само исполнения носит медленный, размеренный характер. Музыка, сопровождающая такие представления, включает ксилофоны, металлофоны, деревянные духовые инструменты, различные барабаны и гонги.

Народные танцы отличаются от классических как правило более быстрым ритмом, меньшей значимостью жестов и движений и менее декоративной одеждой исполнителей. Народные танцы и особенности их исполнения разнятся от региона к региону и различны у разных этнических групп страны. Народные танцы тесно связаны со сказками и другими произведениями местного фольклора. Кхмерская традиционная музыка, как и танцы, восходит к временам древней Кхмерской империи и имеет заметные индийские влияния.

Изобразительное искусство

История изобразительного искусства Камбоджи уходит в глубь вков к древним ремёслам. Кхмерское искусство достигло своего пика с течение периода Ангкора. Традиционное искусство и ремесло включает ткачество, производство изделий из серебра и золота, резьбу по камню, производство лакированных изделий, гончарное дело, монументальную живопись, искусство изготовления воздушных змеев и др. Серьёзным ударом по искусству стал период нахождения у власти красных кхмеров, связанный с гонениями на художников и других представителей искусства и их довольно частым физическим устранением. Последнее время наблюдаются некоторые улучшения в этой области, связанные с поддержкой правительства и неправительственных организаций, и, кроме этого, с привлечением в страну туристов.

Литература

Многочисленные надписи на камнях, стенах и колоннах говорят о древности кхмерского языка. Вслед за надписями на камнях получили распространения, записанные на пальмовых листах, тексты и комментарии буддийских текстов Типитаки; большое число их и сегодня хранится в монастырях по всей стране. Кхмерская эпическая поэма Реамкер основывается на индийском эпосе Рамаяна и имеет традиционную танцевальную постановку. Широкое распространение в Камбодже получили различные формы устного творчества. Позже развитие получила придворная литература, так король Анг Дуонг (1841-1860) известен не только как правитель, но и как классик литературы благодаря написанию им романа Какей , который имеет важное культурное значение и сегодня. Классической историей трагической любви является Тум Теав , получвшая широкое распространение как минимум начиная с середины XIX века и имеющая устную, литературную и танцевальную формы. Тум Теав стала широко известна на западе после перевода литературной версии этой истории, написанной монахом по имени Преах Ботумтхера Сом (англ. ) на английский язык американцем Джорджем Чигасом в 1915 году. Монах Сом признаётся одним из лучших кхмерских классиков.

Кухня

Рис и жареный прахок

Как и в других странах юго-восточной Азии, основой пищи камбоджийцев является рис. Ввиду густой речной сети и наличия таких крупных водоёмов как Меконг и озеро Тонлесап, важное место в камбоджийской кухне традиционно занимает рыба. Традиционна также паста из квашеной рыбы прахок , которая по своей сути представляет способ длительного хранения продукта. Прахок служит наиболее распространённой приправой к еде; часто просто употребляется с рисом. Кроме того, традиционные ингредиенты включают различные тропические фрукты, рыбный, устричный и соевый соусы, карри, тамаринд, имбирь, кокосовое молоко, чёрный перец и др. Широко распространённое обеденное блюдо камбоджийцев представляет собой суп из рисовой лапши в свином бульоне с луком и чесноком. По сравнению с соседними тайской и вьетнамской кухней, камбоджийская довольно малоизвестна и не имеет широкого распространения в мире.

Камбоджа. Сиануквиль - город для всех 2013