Динамичность культуры. Институт социальных отношений. Динамика культуры и её источники

Одним из последних открытий культурологии является синергетическая модель динамики культуры, созданная в результате применения моделей новой науки синергетики, занимающейся изучением самоорганизации простых систем, к исследованию феноменов культуры.

Самоорганизацией называется процесс, переводящий открытую неравновесную систему, находящуюся в неустойчивом состоянии, в новое более устойчивое состояние, характеризующееся более высокой степенью сложности и упорядоченности. Изучение этих процессов началось в 1970-е годы в рамках новых наук – синергетики, создателями которой были немецкий радиофизик Г. Хакен и бельгийский химик русского происхождения И. Пригожим. Им удалось показать и отразить в математических моделях, как из хаоса может появиться порядок. При этом из нескольких однотипных систем, участвующих в этом процессе и находящихся в условиях меняющейся окружающей среды, сохраняются лишь единицы. Они станут более сложными и упорядоченными, чем прежние системы, а остальные системы погибнут в своеобразном естественном отборе, в результате которого выживуг лишь самые приспособленные к новым условиям системы.

С точки зрения синергетики любая открытая неравновесная система в своем развитии проходит два этапа .

Первый этап – это плавное эволюционное развитие системы, с хорошо предсказуемыми результатами, а главное – с возможностью вернуться в прежнее состояние при прекращении внешнего воздействия.

Второй этап в развитии систем – скачок, одномоментно переводящий систему в качественно новое состояние. Скачок – это крайне нелинейный процесс, поэтому заранее предсказать его результаты невозможно. Когда происходит скачок, система находится в точке бифуркации (ветвления), у нее есть несколько возможных вариантов дальнейшей эволюции, но заранее предсказать, какой из них будет выбран, невозможно. Выбор происходит случайно, непосредственно в момент скачка, определяясь тем уникальным стечением обстоятельств, которые сложатся в данный момент времени и в данном месте. Но самое главное – после перехода через точку бифуркации система уже не может вернуться в прежнее состояние, и все ее дальнейшее развитие осуществляется с учетом предыдущего выбора.



Как оказалось, синергетическая парадигма может быть очень эффективно использована для исследования динамики культуры. Синергетическая модель позволяет видеть в динамике культуры не линейный процесс развития, а множество путей эволюционного или интенсивно-стремительного (вплоть до катастрофического), устойчивого или неустойчивого развития. В целом процесс динамики культуры можно интерпретировать как проявление возможности сложных социальных систем адаптироваться к меняющимся внешним и внутренним условиям своего существования.

Еще одной современной моделью динамики культуры является постмодернистская ее трактовка. Постмодернизм является не школой или научным направлением, а общим умонастроением второй половины XX в., основанным на идеях плюрализма. Он не отвергает ни одной из известных форм динамики культуры, считая, что все они эклектично сочетаются друг с другом, создают огромное разнообразие вариантов. При этом апологеты постмодернизма отказываются признавать культурные изменения как направленный, упорядоченный процесс, постоянно подчеркивая их неопределенный, переходный характер. Поэтому для постмодернизма динамика культуры не является ни ростом, ни развитием, ни целенаправленным движением к какому-то состоянию, а представляет собой беспорядочное распространение, лишенное какого-либо направления, нерегулярно идущее в сторону, вверх, назад. Окружающее современного человека пространство и он сам не сводимы ни к какому объединяющему принципу, полностью децентрализованы.

Мы перечислили существующие в современной культурологии модели динамики культуры. Сегодня уже не стоит вопрос о том, какая из вышеназванных моделей истинна. Совершенно очевидно, что выбор любой из них в качестве единственно возможной был бы ошибочен. Такой сложный объект исследования, каким является культура, в принципе невозможно свести к единому фактору, причине или модели. В реальной динамике культуры мы можем наблюдать все перечисленные формы, описывающие как определенные этапы в динамике конкретных обществ и культур, так и изменения отдельных элементов внутри этих культур.

Макродинамика культуры, рассмотренная нами выше, достаточно четко соотносится с графическими изображениями этой динамики. Но качественные изменения как культуры в целом, так и отдельных составляющих ее элементов, представить в графических моделях очень трудно. Этот вопрос будет более понятен, если проанализировать внутренние процессы динамики культуры и составляющие ее элементы, которые получили название типов культурной динамики.

Типы динамики культуры.

Признавая принципиальное многообразие, многолинейность процессов динамики культуры, в современной культурологии выделяют несколько типов культурной динамики, описывающих качественные изменения культуры разного масштаба и уровня.

Изменения, ведущие к смене духовных стилей, художественных направлений, ориентаций и мод; территориальные перемены центров активной культурной деятельности; другие перемены, входящие в сферу истории культуры и ее ответвлений: истории искусства, литературы, моды и т.д. Примером служит смена художественных стилей истории западноевропейского искусства и культуры – романский, готика, барокко, классицизм, рококо, романтизм, реализм, модернизм, постмодернизм. К подобным изменениям неприменимо понятие прогресса, так как мы не можем сказать, что классика совершеннее готики, модернизм выше реализма только потому, что они появились позже. Шедевры появлялись в рамках одного из этих стилей. Изменения, ведущие к обогащению и дифференциации культуры или отношений между разными ее элементами. Это формирование новых жанров и видов искусства, создание новых научных направлений, аналогичные явления в других сферах культуры, вызванныe как творческим процессом, так и внешним влиянием. Такие процессы никогда не охватывают всей культуры, а происходят в отдельных ее сферах или ряде сфер при сохранении устойчивых механизмов стабилизации культуры в целом.

- культурный застой как состояние длительной неизменности и повторяемости норм, ценностей, смыслов и знаний, как приверженность общества неизменным традициям и резкое ограничение или запрет нововведений. Он может быть характерен как для культуры в целом, так и для отдельных ее сфер. Устойчивость обычаев, норм и стилей обязательно означает застой, так как подразумевает сохранение лобытности данного общества, культурной традиции. Но консервация общей системы ценностей, догматизация религии или идеологизация, канонизация художественной жизни, сопровождаемые отторжением нововведений или заимствований, может означать застой и приводить к длительной стагнации общества в целом. Конечно, в таких обществах происходят постоянные циклические изменения, вновь и вновь повторяющие пройденные этапы и формы культуры, но они не приводят к заметным сдвигам. Как правило, состояние застоя характерно для небольших устойчивых этнических культур, приспособленных к среде своего обитания, живущие в состоянии гомеостаза (равновесия) с ней. Они зависят от окружающей среды и не хотят, да и не могут выработать ничего нового. Сегодня это состояние может сохраниться только в изоляции от всего остального мира.

Но застой может стать уделом высокоорганизованных цивилизаций, решивших, что они достигли пика своего развития, идеального состояния общества и культуры и стремящихся сохранить это состояние. Такова была цивилизация Древнего Египта, просуществовавшая в общей сложности около четырех тысяч лет на основе консервирования экономических, социальных и культурных структур. То же самое можно сказать о культуре Китая, серьезные изменения в которой начались лишь после столкновения с европейской цивилизацией в Новое время.

- упадок и деградация культуры , связанные с ослаблением и устареванием каких-то элементов культуры, упрощением системы культуры, исчезновением составляющих ее частей, прежде устойчивых норм и идеалов. Такого рода процессы описываются этнографами на материале некоторых малых народов, попавших в орбиту влияния сильных культур (индейцы Северной Америки, коренные народы Сибири и Дальнего Востока). Слабые культуры небольших этносов могут выжить лишь ценой изоляции от всего остального мира. Упадок имеет место и в различных сферах высокоразвитых культур, когда ослабевает духовная значимость каких-то направлений и жанров и на смену им приходят другие варианты осмысления мира. Так, высокое классическое искусство античной Греции в эпоху эллинизма пришло в упадок, проявляя черты эклектики и формализма (как правило, эти черты характерны для завершающего этапа развития любого художественного стиля и жанра). Позже шедевры искусства Высокого Возрождения уступают место упадочным школам маньеризма и т.д. Упадок неоднократно происходил в истории целых обществ или каких-то его частей. Так, тоталитарные режимы приводят к стандартизации различных форм бытия, особенно заботясь об унификации политической и духовной жизни. Поэтому запрещаются целые направления в философии, искусстве, науке. Известны печальные события 1948–1949 гг. в СССР, когда шла кампания за идеологическую чистоту науки и искусства. Тогда были объявлены лженауками и запрещены генетика и кибернетика, что привело к отставанию нашей страны в этих областях от других развитых стран.

- кризис культуры , как разрыв между ослабленными или разрушенными прежними духовными структурами и институтами и формирующимися новыми, более отвечающими требованиям меняющегося общества. В зависимости от степени устойчивости духовной структуры кризис может привести к преобразованию или срыву в общественной регуляции. Как социальный, политический и духовный кризис характеризовалось состояние античного мира на исходе эпохи эллинизма (II–I вв. до н.э.). Появление эллинистических монархий, а затем и Римской империи разрушало старую античную систему ценностей, античный политеизм. Имперское мышление, формирование мировой цивилизации потребовало своего идеологического обоснования, построенного на новых религиозных принципах, которые были сформулированы в Новом завете – священной книге христианства, новой мировой религии.

- преобразование или трансформация культуры – появление нового состояния, возникшего под влиянием интенсивных процессов обновления, происходящих в данном обществе. Новые элементы вводятся через переосмысление исторического наследия или придание нового смысла привычным традициям, а также через заимствовние извне, при условии обязательного качественного изменения этих элементов, приспособления их к ценностям данной культуры. Как травило, результатом трансформации становится целостный органический синтез старого и нового. Проявлением трансформации культуры обычно становится реформация религии или формирование национальной культуры. Так, древнерусская, а затем московская культурная традиция во времена Петра I подверглась массированному воздействию европейской культуры. В течение XVIII в. шел их синтез, вписывание европейских нововведений в систему отечественных ценностей и идеалов, что и дало высочайший взлет культуры в первой половине XIX в., заслуженно носящего имя «золотого» века русской культуры, поставившего Россию в число развитых стран Европы и мира.

Вконтакте

Одноклассники

→ → → Культурная динамика

Первые научные представления о культурной динамике появились в XIX в. в рамках эволюционизма. Сам термин «динамика» тогда еще не употреблялся. Ученые говорили об эволюции, постепенном закономерном развитии общества и культуры. В XX в. представления о характере и направленности изменений в изменяются и расширяются. Теперь под изменениями понимают не только развитие, но и любые трансформации внутри культуры. Понятие «культурная динамика» ввел в научный оборот П. Сорокин в работе «Социальная и культурная динамика» (1937–1941).

Культурная динамика как раздел теории изучает социокультурные изменения и культурные процессы с позиций различения типов культурного воздействия и характера культурных изменений.

Когда речь идет о социально-культурной динамике , подразумеваются изменения, которые происходят в обществе, культуре и человеке под воздействием внешних и внутренних сил. Изменения — неотъемлемое свойство культуры. Понятие «изменение» включает в себя как внутреннюю трансформацию культурных явлений (нетождественность самим себе во времени), так и внешние перемены (взаимодействие между собой, передвижения в пространстве и т. п.). Для характеристики изменений, происходящих в культуре, чаще используется более конкретный термин — культурное развитие.

Понятие культурного развития и прогресса культуры.
Источники культурной динамики

Культурное развитие — это изменение духовных и материальных компонентов культуры, приводящих к изменению ее состава и обеспечивающих переход в новое качественное состояние.

Культурное развитие характеризуется тремя свойствами: необратимостью, направленностью, закономерностью . Развитие включает в себя восходящую линию - прогресс и нисходящую - регресс . Прогресс - это переход от высшего к низшему, от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному. В современной существует две точки зрения на проблему прогресса культуры. Иначе говоря, в лучшую или в худшую сторону происходят какие-то перемены в жизни общества. Сущность одного подхода к идее прогресса состоит в том, что никакого прогресса в культурном развитии человека нет. Еще древнегреческий поэт Гесиод утверждал, что люди постепенно деградируют, становятся все хуже и хуже. В эпоху распада родовых отношений и возникновения классовых антагонизмов прошлое человечества идеализировалось, будущее представлялось мрачным и бесперспективным.

Иудейское и христианское учение об утерянном рае и грядущем страшном суде также отражает это настроение. Возвратиться от пороков цивилизации назад к «золотому веку» призывал в XVIII веке Руссо. Такие исследователи культуры как О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин сомневаются в прогрессе культуры как поступательного ее развития и высказывают идею различных типов локальных, автономных культур, имеющий свой жизненный цикл.

Вторая точка зрения связана с утверждением, что прогресс культуры существует, что с ходом истории условия жизни людей постепенно меняются к лучшему. Философы просветители ХVII-ХVIII веков пытались осмыслить историю как путь совершенствования общества на основе развития культуры. Они были уверены в том, что освобождение человеческого разума от религиозного догматизма и феодальных устоев приведут к созданию «царства разума» - созданию нового рационного общественного устройства.

Идея прогресса стала одной из самых популярных в общественной мысли ХVIII-ХIХ веков. Предполагалось, что существуют общие законы истории, которые определяют последовательность этапов продвижения общества, что все народы рано или поздно проходят одинаковые стадии общественного развития. Можно выделить два подхода к истолкованию движущих причин прогресса: эволюционистическое и революционистическое.

Эволюционизм представляет собой разновидность модели культурной динамики и понимает культуру как процесс приспособления людей к природному окружению. Однолинейная модель эволюционного развития культуры, развития человека обосновывается в работах Э. Тейлора, Л. Моргана, Дж. Фрэзера и др. Суть ее в том, что в ходе развития человеческой истории выделяются три последовательно сменяющих друг друга периода: дикость, варварство и цивилизация . Эволюционные культуры выражаются в наслоении одного элемента культуры на другой и вытеснений старого новым.

Вторая ветвь эволюционного развития отказывается от всеобщих законов развития и признает множественность путей социокультурного прогресса . Приспособление человека к окружающей среде, к природе, ведут к возникновению новых культурных феноменов - утверждают сторонники этих взглядов.

Революционное понимание человеческой истории и культуры, их прогресс наиболее отчетливо выражены в марксистской концепции культуры. Источником культурной динамики здесь выступает диалектика производительных сил и производственных отношений. Научно-технический прогресс приводит к изменению общественных отношений, в том числе к изменению образа жизни, быта и других форм культуры. Формой перехода является социальная революция. Человечество в своем развитии проходит через этапы первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической общественно-экономической формации, стремясь к воплощению идеалов коммунизма. Прогресс при таком подходе теряет линейный характер, истолковывается как развитие по спирали, как неравномерное, антагонистическое развитие. В современном марксизме при истолковании культурного развития акцент делается на деятельности человека, как существа универсального, бесконечного и всеобщего в своем развитии. Конечно, каждая эпоха, система ограничивают рамки этого развития, но каждый новый тип культуры при разрешении противоречий эпохи будет более прогрессивным, если будет способствовать развитию универсальных способностей человека.

Основные этапы (типы) культурной динамики

Культурная динамика описывается тремя основными типами взаимодействия: фазовым, или этапным, циклическим и инверсионным .

Фазовый этап культурной динамики

Наиболее простая картина культурного развития представлена в традиционной теории линейного прогресса, т. е. целенаправленного поступательного движения культурных форм, понимаемого в эволюционизме как совершенствование человеческого рода, общества, отдельного человека, а также результатов его материальной и духовной деятельности . Этот тип культурной динамики получил название фазового, или этапного . Для его изучения используется метод исторической периодизации, ведущим критерием которой является доминирующий тип общественных отношений (тип социальности). Тип социальности складывается на основе преобладания межличностных отношений в доиндустриальном обществе, товарно-денежных факторов в индустриальном или же комплекса власти-собственности-информации, который формирует тип социальности современного постиндустриального общества.

В рамках исторического материализма концепция формационного развития культуры утверждала в качестве основного фактора изменения в способе производства. В соответствии с этими изменениями выделялись и основные периоды линейного развития мировой культуры, порождавшие соответствующие типы культуры: , рабовладельческая, феодальная, буржуазная и социалистическая. Как предполагалось, смена характера производства ведет за собой и изменение общественного строя, а вместе с ним и культуры. Если изменить масштаб и ввести стадиальный критерий универсального уровня, то общественная культурная динамика предстанет как общемировой процесс смены всемирно-исторических эпох: , и . Динамика оценивается в этом случае как комплексное поступательное восхождение человеческого сообщества по ступеням исторического прогресса.

Фундамент фазового типа культурной динамики — социокультурное преобразование . Оно имеет место, когда иное состояние возникает в результате изменения прежнего под влиянием интенсивных процессов общественного обновления. Различают три основных вида преобразований: реформу, трансформацию и революцию .

Реформой называется изменение, переустройство какой-либо стороны социокультурной жизни, не уничтожающее основ существующего порядка. В общественной теории и практике к реформам причисляют более или менее прогрессивные преобразования, известный шаг к лучшему.

Под трансформацией понимаю совокупность явлений и процессов, поэтапно и формально ненасильственным образом приводящих социокультурную систему к принципиально новому качеству отношений.

Революцию определяют как глубокое качественное изменение в развитии чего-либо. Применительно же к социокультурной среде говорят о коренном, как правило, насильственном ниспровержении главнейших традиционных ценностей и стереотипов (поведения, сознания, мышления), смене идеологий, крутом повороте государственной политики в области культуры, кардинальном преобразовании социального состава интеллигенции.

Циклический тип культурной динамики

Циклический тип культурной динамики исходит из представления о том, что изменения в мире подчинены закону повторяемости, обратимости. Каждая культура проходит определенный жизненный цикл от рождения до смерти, двигаясь по замкнутому кругу к исходному состоянию хаоса. Подобные взгляды были распространены в V-IV вв. до н. э. в (Аристотель, Полибий) и древнекитайской (Сыма Цянь) философии. Идея цикличности противостояла идее прогрессивного поступательного развития человеческой культуры и в XIX-XX вв., найдя свое отражение в движении культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского, жизни «культурных организмов» в концепции О. Шпенглера, круговороте «локальных цивилизаций» А. Тойнби, теории «этногенеза» Л. Н. Гумилева.

Изменения в рамках цикла оказываются повторимыми, общества движутся по сходным траекториям на протяжении многих поколений. В рамках циклического понимания культуры время воспринимается как замкнутое, периодически возвращающееся к исходной точке. Прошлое поэтому поэтизируется в легендах о «золотом веке», в котором для народов содержится все лучшее, предназначенное для подражания и воспроизведения.

Н. Я. Данилевский, опираясь на богатейший фактический исторический материал, приходит к выводу, что сама идея прогресса состоит не в том, чтобы всем идти в одном направлении, а в том, чтобы исходить все поле, составляющее всё поприще исторической деятельности человечества.

О. Шпенглер в работе «Закат Европы» отстаивает идею самобытности каждой культуры. По аналогии с живыми орга­низмами культуры, по его мнению, проходят следующие стадии развития, представляющие собой законченный цикл: «детство» - «весна» (период хаоса и накопления сил), «юность» - «лето», «зрелость» - «осень», когда все возможности культурной души и «старость» - «зима», период «цивилизации», гибель культуры. На весь цикл культурного организма О.Шпенглер отводит около тысячи лет, период цивилизации - 200-300 лет.

А. Тойнби, английский историк и социолог, в работе «Постижение истории» развивает идеи О. Шпенглера. Он считает, что существуют «локальные», т. е. замкнутые цивилизации как устойчивые совокупности территориальных, религиозных и политических характеристик. «Локальные цивилизации» в своем развитии проходят определенный цикл, который включает пять последовательных стадий развития: рост, рассвет, надлом, разложение и гибель (связаны с истощением «жизненных сил»).

Инверсия как тип культурной динамики

Еще одним типом социокультурной динамики называют инверсию , которую иногда рассматривают как частный случай циклических изменений. Однако это не совсем верно, ибо инверсия описывает изменения, которые движутся не по кругу, а совершают маятниковые качания — от одного полюса культурных значений к другому и обратно. Такой тип динамики возникает в обществах, где не сложилось устойчивое культурное ядро, «золотая середина» или прочная структура. Поэтому ослабление жесткой нормативности и ограничений может приводить к распущенности нравов, бессловесная покорность по отношению к существующим порядкам и их носителям может сменяться «бессмысленным и беспощадным бунтом», разгул страстей и чувственности может уступить место крайнему аскетизму и рассудочному рационализму. Чем меньше степень стабильности общества и чем слабее налажены отношения между его различными компонентами, тем больший размах приобретают повороты в его духовной и политической жизни.

Когда говорят о характере культурных изменений , имеют в виду направление их воздействия на общество. С этой точки зрения различают:

  • изменения, ведущие к обогащению и дифференциации культуры;
  • изменения, ведущие к ослаблению дифференциации культуры;
  • изменения, которые могут никак не проявлять себя в течение длительного времени, обрекая культуру на застой.

Обогащение культуры принято рассматривать как процесс углубления дифференциации ее структуры при сохранении устойчивости фундаментальных частей системы. Положительные изменения всегда связаны с формированием новых жанров, направлений, стилей искусства, внедрением новых технологий, появлением новых культурных центров, рождением гениев и т. д. Но новое не всегда служит синонимом прогресса, а лишь в том случае, когда оно способствует духовно-нравственному совершенствованию человека, помогая расширить его свободу без ущерба для всего живого.

Культурный упадок чаще всего связан с ослаблением значимости высоких сфер культуры, ее примитивизацией, ростом прагматической направленности общественного сознания, т. е. с набором факторов, вызванных стандартизацией жизни в условиях . Упадок также может выражать себя либо как усталость, реакция расслабления на предшествующий бурный период развития культуры, либо как неудовлетворенность его результатами.

Культурный кризис сопровождается резким ослаблением традиционных связей между важнейшими элементами и институтами культуры. В силу этого система подвергается распаду. Кризис может быть окончательным, но может также дать начало формированию иных, более актуальных элементов и их связок, став зародышем новой культуры.

О культурном застое говорят, когда изменения не происходят в течении длительного времени. Общество обнаруживает приверженность к традициям, ориентируется на неизменность норм, ценностей, смыслов, знаний, вводит запрет на нововведения. В таких социокультурных средах преобладает циклический тип динамики, выпрямить который в линию поступательного развития чрезвычайно сложно.

Тот или другой вариант культурных изменений, как правило, не охватывает культуры в целом. Напротив, отличительной особенностью всякой культуры является ее многослойный характер, в силу чего в ней могут происходить одновременно изменения, направленные в разные стороны и с разной скоростью. Движение к обновлению вызывает обычно накопление тенденций к стабилизации, что приводит рано или поздно к откату и смене ориентаций.

Кроме того, разные компоненты культуры изменяются с разной скоростью. Наиболее устойчивой оказывается мифология, способная в той или иной форме сохранять свои образы на протяжении многих веков. Большой объем консервативности заключает в себе и , несущая функцию интеграции общества. Более подвижной оказывается художественная культура, гибко реагирующая на изменения духовного состояния общества или его отдельных слоев. Но самой высокой способностью к изменениям отмечена современная наука, удваивающая массив своих знаний за 10-12 лет.

Использованная литература:

1.Афонин В. А., Афонин Ю. В. Теория и история культуры. Учебное пособие для самостоятельной работы студентов. – Луганск: Элтон-2, 2008. – 296 с.

2.Культурология в вопросах и ответах. Методическое пособие для подготовки к зачетам и экзаменам по курсу «Украинская и зарубежная культура» для студентов всех специальностей и форм обучения. / Отв. Редактор Рагозин Н. П. – Донецк, 2008, - 170 с.

Искренне благодарны всем, кто поделился полезной статьей с друзьями:

Вконтакте


Исторически первые представления о динамике культуры в форме временною круга (цикла) возникли еще в Древнем мире, в рамках мифологических моделей мира в Древнем Китае, Индии, Греции. Они основаны на идее вечного круговорота событий и вечного возвращения к своим истокам, а также на периодическом повторении явлений в природе и культуре.

Первое систематизированное изложение этой модели культурной динамики принадлежит Гесиоду и другим античным мыслителям. В его модели история человечества разделяется на четыре эпохи - золотой, серебряный, медный и железный века - и представляет собой движение во времени, которое понимается как вечность. Для каждой эпохи характерно свое состояние культуры. Смысл истории - в постоянном повторении, воспроизведении общих законов, не зависящих от особенностей конкретного общества. Чем дальше общество уходит от «золотого века» в своем развитии, тем сильнее отклонение от исходной идеальной модели-архетипа. Поскольку человек по сути считался неизменным, именно эти отклонения определяли культуру в каждой из четырех эпох.

концепции локальных цивилизаций Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби также являются вариантами циклической модели динамики культуры. Отрицая понятие всемирной истории, единого исторического процесса, они выдвигают идею развития отдельных народов и культур, происходящего по циклическим законам, инвариантным для всех культур. Отдельные цивилизации или культурно-исторические типы развиваются и последовательно, и параллельно и переживают стадии возникновения, развития, расцвета и упадка - возвращения к исходному состоянию. Динамику развития отдельной локальной цивилизации можно сравнить с многолетним однократно цветущим растением, которое растет и набирается сил многие годы, чтобы один раз расцвести, отдать этому все силы и затем погибнуть.

Локальные цивилизации тесно связаны с почвой, природным ландшафтом, на котором они произрастают. Он предопределяет характер и специфику локальных цивилизаций, формирует их душу, которой их наделяет Бог или мировой разум, воплощающийся в этих цивилизациях. Полное самовыражение мирового разума возможно только через совокупность локальных цивилизаций и культур, через сумму идей, развиваемых ими. Это является причиной многообразия культур на нашей планете, существовавшего в прошлом и имеющегося сейчас.

Н. Я. Данилевский отрицал эволюционный принцип. Данилевский выделил несколько обособленных «естественных групп» и обозначил их термином «культурно-исторические типы». Всякое племя или семейство народов, говорящее на собственном языке или группе языков, достаточно близких между собой, чтобы сродство их ощущалось непосредственно, является самобытным культурно-историческим типом. Данилевский насчитывает 10 таких типов. каждый тип формируется самостоятельно, при большем или меньшем влиянии предшествовавших или современных цивилизаций.

Освальд Шпенглер отвергал традиционное представление об историческом процессе как поступательном развитии человеческого общества в масштабе всего мира. Культура, по Шпенглеру, подчинена жесткому биологическому ритму: рождение и детство, молодость и зрелость, старость и «закат». два главных этапа: этап восхождения культуры (собственно «культура» – органический тип эволюции) и этап ее нисхождения («цивилизация» – механический тип эволюции).

Арнольда Тойнби представление о цивилизациях как о самозамкнутых дискретных единицах, на которые распадается человечество. Тойнби отвергает идею единой цивилизации. Цивилизация для него – группа стран и народов, связанных общей судьбой и мировоззрением. цивилизация характеризуется иерархической структурой, универсальным государством и универсальной религией. В своем развитии цивилизации проходят четыре этапа: генезис, рост, надлом и распад, причем эта динамика определяется «законом вызова и ответа», согласно которому каждый шаг вперед связан с адекватным «ответом» на «вызов» исторической ситуации.

Инверсия - вариант циклической модели динамики культуры, при которой изменения происходят не по кругу, а совершают маятниковые колебания от одного полюса культурных значений к другому. Такого рода перепады возникают в том случае, если в культуре не сложилось прочное ядро или структура. Поэтому чем менее стабильно общество, тем больший размах у поворотов в его духовной или политической жизни. Элементы противоречивости присутствуют на разных уровнях развития культуры. Для мифологического сознания эта противоречивость осмысляется как соперничество двух разнонаправленных начал, а их поочередная инверсия означает лишь временную смену состояний. В китайском культурном наследии большое место отводится соотношению двух противоположных жизненных начал - инь и ян, смена их сочетаний определяет все жизненные ситуации.

Далеко идущая инверсия приводит к разрушению накопленного ранее позитивного достояния, что рано или поздно вызывает возрождение или реставрацию прошлого. Так, европейское Возрождение привело к восстановлению античной языческой культуры. культивированию тех ценностей, которые отрицались христианской церковью на протяжении нескольких веков. Но за Ренессансом последовали Реформация и контрреформация, частично восстановившие пошатнувшееся положение религии.

Динамика культуры

Одной из ключевых тем в истории культуры является динамика культуры, способы ее функционирования, типы культурных процессов, методы их исследования и факторы культурной динамики.

Понятие культурной динамики.

К настоящему времени в мировой научной мысли накоплен огромный объем идей, представлений и концепций, позволяющих дать научное определение понятию культурной динамики.

Динамика культуры - это “изменение внутри культуры во взаимодействии разных культур, для которых характерна целостность, наличие упорядоченных тенденций, а также направленный характер” (7, с.99).

Понятие динамики культуры тесно связано с широко исследуемым в теории культуры понятием “культурные изменения”, но не тождественно ему.

Культурные изменения предполагают любые трансформации в культуре, в том числе такие, которые лишены цельности, ярко выраженной направленности движения. Понятие “культурные изменения” шире, чем понятие динамики культуры отождествляют с понятием культурного процесса (4, с.421). если рассматривать культуру как систему, то культурный процесс можно определить как взаимодействие элементов, протекающее во времени по мере того, как одно состояние системы сменяется другим. Этот процесс ярко описан Л.Уайтом как поток взаимодействующих культурных элементов - инструментов, верований, обычаев и т.д. В этом процессе взаимодействия каждый элемент воздействует на другие, а те, в свою очередь, действуют на него. Этот процесс состязательный: инструменты, верования, обычаи могут устареть и быть устранены из потока. Время от времени вводятся новые элементы. Постоянно образуются новые комбинации и синтезы - открытия и изобретения культурных элементов (5, с. 463).

Существуют разные подходы к исследованию культурного процесса. Можно рассматривать культурный процесс как великий и единый процесс, охватывающий все культурные традиции во все периоды и на всех территориях. Можно выделить отдельные сегменты культурного процесса и исследовать его сам по себе. Так можно изучить культурный процесс в действии на ограниченных участках пространства и времени. Например, в Западной Европе в течение средних веков или в России на рубеже XIX - XX вв. Это будет уже пространственное и временное выделение культурной динамики.

В дополнении к пространственному и временному выделению можно логически разложить культурный процесс на некоторое число образующих его подпроцессов, таких как эволюция, изобретение, диффузия, аккультурация, интеграция, сегментация и др.

Если посмотреть на культурный процесс с точки зрения синтеза, то можно сказать, что культурный процесс как целое состоит из всех этих более мелких процессов, каждый из которых функционирует по своим собственным правилам и в то же время взаимодействует на них.

Очевиден тот факт, что культура подвижна и изменчива, но вместе с тем изменения в культурах разных народов происходят с различной интенсивностью. Поэтому во многих культурологических теориях были предприняты попытки объяснения процессов культурной динамики.

Первые научные представления о культурной динамике появились в XIX в. в рамках эволюционизма, хотя сам термин «динамика» еще не употреблялся. Но исследователи того времени абсолютизировали процессы развития и считали, что все культурные процессы представляют собой движение от простого к сложному. Иными словами, они говорили о запрограммированном прогрессивном усложнении культуры.

В XX в. расширяются представления о характере изменений в культуре. Под изменениями стали понимать не только развитие, но и любые трансформации внутри культуры. Постепенно в ходе исследований были выяснены источники и причины культурных изменений, а также предложены модели динамики культуры.

Большое место в анализе вопроса культурных изменений занимает работа П. Сорокина «Социальная и культурная динамика» (1937 – 1941), где был впервые введен в научный оборот термин «динамика культуры».

Динамика культуры – это совокупность изменений, происходящих в культуре в пространстве и времени.

Постепенно в ходе длительных исследований определился круг вопросов, которые рассматривались в связи с динамикой культуры – типы и формы (модели) культурных изменений, детерминанты и механизмы культурной динамики.

Все изменения в истории и культуре имеют определенную последовательность стадий и могут проявляться в двух основных формах:

Эволюционный процесс – это последовательное необратимое повышение уровня сложности культурных систем;

Временной круг (цикл) – это повторяющаяся последовательность определенных состояний.

В современной культурологии выделяют несколько типов культурной динамики, которые отражают качественные изменения различных культур:

1) изменения, которые ведут к смене духовных стилей, художественных направлений, ориентаций и тенденций моды (например, смена художественных стилей в истории западноевропейского искусства и культуры: романский, готика, ренессансный, барокко, классицизм, рококо, романтизм, реализм, модернизм, постмодернизм). К таким изменениям неприменимо понятие прогресса (нельзя сказать, что классицизм совершеннее готики только потому, что он появился позже);

2) изменения, которые приводят к обогащению культуры – это формирование новых жанров и видов искусства, новых научных направлений, вызванные как творческими процессами, так и внешними факторами. Но эти изменения никогда не охватывают всей культуры, а происходят только в отдельных ее сферах (например, появление новых жанров в искусстве не меняло традиционных верований). Так, научные и философские открытия Нового времени и последовавшая за ним промышленная революция почти не затронули роли церкви в обществе, ее авторитета среди народных масс Точно так же и появление новых жанров в искусстве никак не облегчало жизнь бедняка, не меняло традиционных верований и институтов - церкви, семьи и т.п.;

3) культурный застой – это состояние длительной неизменности и повторяемости норм, ценностей, приверженность неизменным традициям и запрет нововведений. Устойчивость обычаев, норм и стилей не обязательно означает застой, так как подразумевает сохранение самобытности данного общества, культурной традиции. Но консервация общей системы ценностей, догматизация религии или идеологии, канонизация художественной жизни, сопровождаемые отторжением нововведений или заимствований, может означать застой и приводить к длительной стагнации общества в целом. Застой может быть характерен как для культуры в целом, так и для отдельных ее сфер (племена и малые народы Африки, Азии и Латинской Америки). Но застой может стать уделом высокоорганизованных цивилизаций, решивших, что они достигли пика своего развития, идеального состояния общества и культуры и стремящихся сохранить это состояние. Такова была цивилизация Древнего Египта. То же самое можно сказать о культуре Китая, серьезные изменения в которой начались лишь после столкновения с европейской цивилизацией в Новое время;

4) упадок и деградация культуры – это ослабление и устаревание элементов культуры, исчезновение составляющих ее частей. Упадок характерен для слаборазвитых культур небольших этносов, но может проявиться и в высокоразвитых культурах, когда ослабевает духовная значимость каких-то направлений и на смену им приходят другие варианты (например, упадок классического искусства античной Греции в эпоху эллинизма). Упадок неоднократно происходил в истории целых обществ или каких-то его частей. Так, тоталитарные режимы приводят к стандартизации различных форм бытия, особенно заботясь об унификации политической и духовной жизни. Поэтому запрещались целые направления в философии, искусстве, науке;

5) кризис культуры – это разрыв между ослабленными или разрушенными прежними духовными структурами и формирующимися новыми, которые более отвечают современным требованиям (например, социальный, политический и духовный кризис античного мира в конце эпохи эллинизма во II – I вв. до н.э.). В зависимости от степени устойчивости духовной структуры кризис может привести к преобразованию или срыву в общественной регуляции;

6) преобразование (трансформация) культуры – это появление нового состояния, которое возникает под влиянием процессов обновления, происходящих в данном обществе. Новые элементы вводятся через переосмысление исторического наследия или придание нового смысла привычным традициям, а также через заимствование извне, при условии обязательного качественного изменения этих элементов, приспособления их к ценностям данной культуры. Как правило, результатом трансформации становится синтез старого и нового (например, воздействие европейской культуры на культуру России времен Петра I, их синтез в XVIII в., а затем «золотой» век русской культуры).

С проблемами форм и типов динамики культуры тесно связан вопрос о прогрессе в культуре. Обычно прогрессом называют ускоренное развитие, движение общества вперед. Считается, что прогресс - это глобальный процесс, характеризующий движение человеческого общества на всем протяжении истории, его восхождение от состояния дикости и варварства к вершинам цивилизации.

Несмотря на свою популярность, применение этого понятия в сфере культуры не является бесспорным, еще более запутан вопрос о критериях культурного прогресса.

К концу XIX в. некогда популярная концепция прогресса (XVIII в.) подверглась критике со стороны многих философов и культурологов.

Слишком абстрактны были прогрессистские схемы, имевшие мало общего с реальным ходом исторического процесса. Еще больше вопросов вызывало применение понятия «прогресс» к сфере культуры.

Как оценить с точки зрения прогресса духовные ценности разных народов? Можем ли мы считать современную западную цивилизацию, вплотную поставившую мир перед возможностью уничтожения человечества, более прогрессивной, чем культуру одного из небольших народов, бережно сохраняющих среду своего обитания?

Изменения являются неотъемлемым свойством культуры и включают в себя как внутреннюю трансформацию культурных явлений (их изменения во времени), так и внешние перемены (взаимодействие между собой, передвижение в пространстве и т.п.). Благодаря этому происходит поступательное движение культуры, ее переход от одного состояния к другому.

В процессе культурных изменений зарождаются и распространяются различные культурные элементы.

Значение, влияние и степень распространения этих элементов во многом зависят от источника их возникновения. Выделяют следующие источники культурной динамики:

1. Инновации – представляют собой открытие или изобретение новых образов, символов, норм и правил поведения, политических или социальных программ, которые направлены на изменение условий жизни людей, формирование нового типа мышления или восприятия мира.

Открытие – получение новых знаний о мире. В процессе изобретения новые знания соединяются с уже известными знаниями и порождают новые элементы. Изобретение – это новая комбинация уже известных культурных элементов.

Новаторами (носителями новых элементов) могут являться представители элиты данного общества, авангардной среды, маргинальных групп, диссиденты либо выходцы из других стран и культур, которые не находят места в своей культуре.

Нововведение всегда обречено на некоторое непонимание. Поэтому существует проблема слияния инноваций с существующей культурной средой. Но если общество и культура не готовы к принятию новых идей, если к ним отсутствует интерес, то любое новшество обречено на провал.

2. Традиции и культурное наследие.

Традиция – механизм воспроизведения культуры и всех культурных институтов, которые узакониваются самим фактом их существования в прошлом. Главное свойство традиции – это сохранение прошлых образцов за счет ограничения новаций.

Более широким понятием, чем традиция, является культурное наследие – это сумма всех культурных достижений данного общества, его исторический опыт. Обращение к культурному наследию позволяет сохранить и поддержать смыслы, нормы и ценности, сложившиеся в обществе. Те элементы культурного наследия, которые передаются из поколения в поколение, обеспечивают самобытность культуры (см. тема 4, вопрос 2).

3. Диффузия культуры и культурные заимствования.

Важную роль в культуре играет пространственное распространение ее элементов. При этом неизбежно возникает культурная диффузия – взаимное проникновение отдельных элементов культуры или ее комплексов.

Культурное взаимодействие может пройти бесследно. Но часто оно может привести к сильным изменениям взаимодействующих культур, либо к одностороннему влиянию одной культуры на другую. В этом случае говорят о культурных заимствованиях – это использование предметов, норм, поведения, ценностей, которые созданы и апробированы в других культурах (аккультурация» – освоение элементов чужой культуры).

Каналами культурной диффузии служат миграции, туризм, деятельность миссионеров, торговля, конференции, ярмарки, войны, и т.д.

Все эти формы культурной диффузии могут распространяться в вертикальном и горизонтальном направлениях.

Горизонтальная диффузияпроисходит между культурами нескольких этносов, социокультурных групп или отдельными индивидами. Поэтому данный вид диффузии можно назвать межгрупповой диффузией.

Вертикальная диффузияразвивается между культурами с неравным статусом, поэтому ее можно назвать стратификационной диффузией. При этом идет диффузия культурных ценностей из одной социальной группы в другую. Примером может служить распространение одежды, символизирующей статусные различия людей.

4. Синтез – это взаимодействие и соединение разнородных элементов, при котором возникает новое культурное явление. Оно отличается от составляющих его компонентов и имеет собственное качество.

Синтез возникает в том случае, когда в культуре начинают использоваться достижения других культур, причем в тех сферах, которые недостаточно развиты в ней самой.

Как частичный синтез иудео-христианской и античной традиции формировалась на протяжении веков европейская культура. В современных условиях синтез становится важным источником преобразования социокультурной системы многих развивающихся стран. В качестве образца такого плодотворного синтеза приводят Японию и ряд других стран Восточной и Юго-Восточной Азии.

Сегодня признается принципиальная многовариантность истории и культуры, разнообразие форм культурной динамики, что не исключает возможности прогрессивного развития каких-то сфер общества и культуры.