Детское изобразительное искусство тест. Тест на тему: Тестовые задания «Теория и методика развития детского ИЗО творчества. Тестовые задания по изобразительному искусству

Задание 1. Из предложенных четырех вариантов ответа выбери один правильный. Если ты отметишь более одного варианта, то ответ будет засчитан как неверный.

1. Какой из перечисленных музеев находится в Москве?
а) Эрмитаж б) Третьяковская галерея
в) Русский музей г) Лувр

2. Какие цвета наиболее характерны для произведений гжельских мастеров:
а) Красный и золотой б) Желтый и черный
в) Белый и синий г) Оттенки зеленого.

3. Кто из перечисленных художников является знаменитым древнерусским иконописцем?
а) А. Рублев б) В. Суриков в) И. Репин г) В. А. Серов

4. Кто из перечисленных деятелей искусства является выдающимся архитектором?
а) Б.Кустодиев б) И. Шишкин в) В. Растрелли г) М. Врубель

5. В каком жанре создана картина И.Левитана «Золотая осень»
а) батальный б) анималистический в) натюрморт г) пейзаж

6. Что является основным в художественном языке живописи?
а) линия б) штрих в) декоративность г) цвет

7. Что из перечисленного является наиболее типичным художественным материалом для графики:
а) гуашь б) карандаш в) глина г) акварель

8. В какой художественной деятельности получил широкую известность И. И. Шишкин?

а) живопись б) иконопись в) архитектура г) скульптура

9. Кто из перечисленных деятелей искусства является выдающимся итальянским художником эпохи Возрождения?
а) М. Врубель б) Леонарда да Винчи
в) Э.-М. Фальконе г) Пабло Пикассо

10. Какие народные промыслы знамениты в первую очередь росписью по дереву
а) Дымково б) Городец в) Гжель г) Жостово

11. Какие из перечисленных ниже понятий относятся к жанрам изобразительного искусства:
а) гравюра б) портрет в) скульптура г) фреска.

12. Кто из перечисленных деятелей искусства прославился в первую очередь как живописец:
а) В. Растрелли б) И. Левитан в) О. Роден г) В. И. Баженов

13. Что из перечисленного является исторически сложившимся стилем искусства?
а) барокко б) графика в) композиция г) натюрморт

14. Какие черты свойственны изделиям хохломских мастеров:
а) преимущественное использование холодных тонов
б) частое использование растительного орнамента
в) преимущественное использование геометрического орнамента
г) использование в качестве материала для росписи в основном глиняной посуды.

15. В каком жанре изобразительного искусства прославился В. И. Суриков?
а) пейзаж б) анималистический жанр
в) исторический жанр г) натюрморт

16. Назови 3 основных хроматических цвета в живописи (механическое смешение цветов):
а) красный, желтый, синий б) черный, белый, серый
в) оранжевый, фиолетовый, зеленый г) красный, желтый, зеленый

17. Что из перечисленного является видом скульптуры?
а) фреска б) станковая в) книжная г) марина

18. Какое из перечисленных понятий основано на ритмическом повторении каких-либо элементов, мотивов?
а) портрет б) орнамент в) колорит г) формат

19. Для создания каких произведений наиболее важно знание законов линейной перспективы?

а) изделия народных промыслов б) икона
в) скульптура г) городской пейзаж

20. В произведениях какого художника часто можно встретить сказочных героев?

а) В. М. Васнецов б) В. И. Баженов в) Ф. С. Рокотов г) В. Ван Гог

Задание 2. Выполни на выбор одно из заданий:
а) нарисуй небольшой орнамент или узор (можно схематично) в стиле одного из народных промыслов, укажи название этого промысла и вид орнамента (растительный, геометрический и т.п.)
б) нарисуй эскиз эмблемы для своего класса и объясни в 2-3 предложениях свой художественный замысел (идеи проекта).

Примерный образец составления тестовых заданий с использованием наглядных материалов.

На доске вывешиваются различные репродукции и другой иллюстративный материал. Рядом с каждой иллюстрацей написана буква алфавита.
Учащимся могут предлагаться различные вопросы по этим материалам.

Примеры вопросов. Примечание: В скобках приведены различные варианты вопроса.

Среди представленных на доске репродукций выбери верный ответ на заданный вопрос и поставь рядом с номером вопроса соответствующую букву (только одну, даже если правильных вариантов несколько).

1. Что из представленного является произведением графики (живописи, скульптуры, архитектуры) ?
2. Что из представленного является натюрмортом (портретом, пейзажем, бытовой картиной, батальной картиной, исторической картиной) ?
3. Найди среди представленных произведений хохломскую (гжельскую, городецкую ) роспись.
4. Какое представленное произведение декоративно-прикладного искусства изготавливается из глины (дерева, металла )?
5. Найди среди представленных произведений работу Андрея Рублева (В. Сурикова, И. Айвазовского, И. Левитана и т.д.) .
6. Что из представленного связано с искусством барокко (готики, модерна) ?
7. В каком произведении живописи преобладает холодный (теплый) колорит?
8. Какое произведение живописи построено на резких цветовых контрастах?
9. В каком произведении композиционный центр выделен с помощью светлотного контраста.
10. В каком произведении использован орнамент?

Как правило, под тестом понимают набор вопросов с выбором вариантов ответа из предложенных. Но это не обязательный признак теста. Главное – наличие четкой системы подведения итогов, которая позволяет упростить проверку, подсчитать количество баллов за правильные ответы и сделать выводы. Это обусловливает определенные требования к заданиям.
Специалисты предлагают различные классификации тестовых заданий. Остановимся на одной из них, проиллюстрировав примерами из области искусства.
Тестовые задания можно разделить на открытые и закрытые. Открытые вопросы не дают учащимся вариантов ответа. Например,
 К какому жанру относится данное произведение?
 Какой цвет получится, если смешать синюю и желтую краску?
 Кто автор данного произведения?
Не каждый открытый вопрос можно считать подходящим для теста. Например,
 В чем отличительные особенности стиля модерн?
На этот вопрос ученики могут давать различные ответы, которые могут быть правильными, но неполными, либо частично правильными. В этом случае трудно определить, засчитывать ли этот ответ как верный или нет.
Задания закрытого типа предполагают выбор из нескольких вариантов ответа. Их можно в свою очередь разделить на задания с альтернативным выбором и задания с множественным выбором.
Задания с альтернативным выбором предполагают только два варианта ответа («да» или «нет», «согласен» или «не согласен»). Например,
 Являются ли термины «модерн» и «модернизм» синонимами?
 Верно ли утверждение, что Айвазовский создал много произведений в жанре «марина»?
У альтернативных тестов называют главный недостаток – большую вероятность угадывания правильного ответа. Но если из 20 вопросов ученик правильно ответил на 19, мы можем достаточно объективно судить о том, что у него высокий уровень знаний по данной теме. Важным же достоинством такого теста является возможность его проведения «на слух», без распечатывания бланков.
Задания с множественным выбором предлагают конечное множество ответов, из которых нужно выбрать правильный.
Например,
 Какой из перечисленных музеев находится в Москве?
А) Эрмитаж Б) Лувр
В) Третьяковская галерея Г) Русский музей

Иногда в тестах с множественным выбором может быть несколько правильных ответов. Например,
Из предложенных вариантов выбери 3 правильных и подчеркни их:
 Какие центры народных промыслов знамениты производством игрушки:
А) Хохлома Б) Дымково В) Филимоново
Г) Гжель Д) Каргополь Е) Жостово

Кроме таких типов вопросов в тесты можно включать и другие варианты заданий, где правильный ответ также можно представить в стандартизованном виде.
В тестах на диагностику интеллектуальных способностей встречаются задания на исключение лишнего. В таких заданиях не задано основание для классификации, а предполагается, что ученик сам найдет закономерности и связи. Например,
 Определи и выпиши лишний элемент в списке: портрет, живопись, натюрморт, пейзаж.
Ученик сам должен найти, что объединяет 3 элемента списка (жанры изобразительного искусства), и определить, что лишнее слово – «живопись».
Составлять такие задания достаточно сложно, так как некорректные варианты ответа могут привести к тому, что логика ученика тоже будет правильной, но отличной от логики учителя.
Например,
 Выпиши лишний элемент в списке: Левитан, Малевич, Клодт, Рафаэль.
В данной ситуации возможны различные способы классификации (скульпторы – живописцы, отечественные – зарубежные и т.д.).
Такие задания лучше включать не в контрольные тесты, а в предлагать на этапе закрепления знаний.
Еще один тип заданий – на соответствие, где требуется соотнести элементы из двух списков, например, «композиторы» и «оперы». Задание может быть сформулировано так:
 Установите соответствие между элементами правого и левого столбца и запишите ответ в виде пар чисел.

Задания на аналогию предполагают установление взаимосвязей, чтобы продолжить список. Например,
 Продолжи ряд:
Синий – оранжевый,
Красный – зеленый,
Желтый – (…).
Ученик должен догадаться, что слова в парах обозначают дополнительные цвета, и написать, что дополнительным цветом к желтому является фиолетовый.

Задания на упорядочение предполагают сортировку элементов списка по предложенному основанию (по хронологии, по возрастанию и т.д.). Например,
 Расположите фамилии композиторов в хронологическом порядке…

Еще один тип заданий – задания на продолжение последовательности. Здесь ученик также должен установить закономерности.
 Продолжи последовательность: фа, соль, ля, си бемоль, до…
В заданиях с конструируемым ответом учащимся предлагается фраза или текст, куда нужно вставить пропущенные слова, даты и т.п. Например,
«В (…) году Моцарт написал оперу «Волшебная …».

Некоторые из перечисленных типов заданий могут быть как открытого, так и закрытого типа: например, в конце задания могут быть приведены «слова для справок».
Можно выделить некоторые требования, предъявляемые к тестовым заданиям:
1. Формулировка вопроса не должна допускать двойственного толкования.
2. Содержание вопроса должно соответствовать целям контроля и тем требованиям, которые предъявляются к уровню знаний и умений учащихся.
3. Варианты ответа должны быть правдоподобными.
4. По возможности нужно избегать отрицательных формулировок:
 Что из перечисленного не является жанром изобразительного искусства?…
5. Не нужно стремиться к большому количеству вариантов ответа. Достаточно трех-пяти вариантов. Увеличение их числа снижает вероятность угадывания незначительно, но увеличивает время на составление теста и его проведение.

Задания могут быть представлены различными способами. Помимо текстового варианта могут использоваться репродукции, изделия декоративно-прикладного искусства, слайды, аудио- и видеозаписи, ноты, географические карты, схемы, таблицы и т.д. Их использование снижает утомляемость учащихся, способствует дальнейшему закреплению материала.

Скачивайте также тесты с видеорядом в формате электронной презентации на нашем форуме педагогов (см. Меню сайта)

Диагностика изодеятельности детей

Известно, что детский рисунок может использоваться в качестве средства диагностики интеллектуального и эстетического развития ребёнка. В связи с этим важно знать критерии оценки уровня овладения ребёнком навыками изобразительной деятельности.

Для выявления степени овладения учащимся навыками изобразительной деятельностью предлагается методика диагностирования детей.

Полный набор соответствующих критериев и показателей можно использовать для более глубокой характеристики уровня овладения детьми навыками изобразительной деятельности; для более оперативного диагностирования следует отобрать некоторые из них.

Выделенные критерии объединены в две группы:

    первая применяется при анализе продуктов деятельности;

    вторая – при анализе процесса деятельности.

1.Содержание изображения (полнота изображения образа)

Анализ детских работ представляет собой краткое описание созданного каждым ребёнком изображения.

2.Передача формы:

    форма передана точно;

    искажения значительные, форма не удалась.

3.Строение предмета:

    части расположены, верно;

    есть незначительные искажения;

    части предмета расположены неверно.

4.Передача пропорции предмета в изображении:

    пропорции предмета соблюдаются;

    есть незначительные искажения;

    пропорции предмета переданы неверно.

5.Композиция (для более полной и точной характеристики овладения детьми композицией выделены две группы показателей):

а)расположение изображений на листе;

    по всему листу;

    на полосе листа;

    не продумана, носит случайный характер;

б) соотношение по величине разных изображений, составляющих картину:

    соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов;

    есть незначительные искажения;

    пропорциональность разных предметов передана неверно.

6.Передача движения:

    движение передано достаточно чётко;

    движение передано неопределённо, неумело;

    изображение статичное.

7.Цвет (в этом критерии также выделены две группы показателей: первая характеризует передачу реального цвета предметов и образцов декоративного искусства, вторая – творческое отношение ребёнка к цвету, свободное обращение с цветом):

а) цветовое решение изображения:

    передан реальный цвет предметов;

    есть отступления от реальной окраски;

    цвет предметов передан неверно;

б) разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и выразительности изображения:

    многоцветная или ограниченная гамма – цветовое решение соответствует замыслу и характеристики изображаемого;

    преобладание нескольких цветов или оттенков в большей степени случайно;

    безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете (или случайно взятыми цветами).

Анализ процесса изобразительной деятельности.

1.Характер линии (в соответствии с проведённым исследованием по формированию у детей ручной умелости этот критерий включает четыре группы показателей):

а) характер линии:

    слитная;

    линия прерывистая;

    дрожащая (жесткая, грубая);

б) нажим:

    средний;

    сильный, энергичный (иногда продавливающий бумагу);

    слабый (иногда еле видный);

в) раскрашивание (размах):

    мелкими штрихами, не выходящими за пределы контура;

    крупными размашистыми движениями, иногда выходящими за пределы контура;

    беспорядочными линиями (мазками), не умещающимися в пределах контура;

г) регуляция силы нажима:

    ребёнок регулирует силу нажима, раскрашивает в пределах контура;

    ребёнок не всегда регулирует силу нажима и размах;

    ребёнок не регулирует силу нажима, выходит за пределы контура.

2.Регуляция деятельности (в этом критерии выделены три группы показателей для более детальной характеристики отношения детей к деятельности):

а) отношение к оценке взрослого:

    адекватно реагирует на замечания взрослого, стремиться исправить ошибки, неточности;

    эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале – радуется, темп работы увеличивается, при критике – сникает, деятельность замедляется или вовсе прекращается);

    безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется);

б) оценка ребёнком созданного им изображения:

    адекватна;

    неадекватна (завышенная, заниженная);

    отсутствует;

в) эмоциональное отношение к деятельности: насколько ярко (сильно, средне, безразлично) ребёнок относится:

    к предложенному заданию;

    к процессу деятельности;

    к продукту собственной деятельности.

3.Уровень самостоятельности:

    выполняет задание самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости обращается с вопросами;

    требуется незначительная помощь, с вопросами к взрослому обращается редко;

    необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается.

4.Творчество:

а) самостоятельность замысла;

б) оригинальность изображения;

в) стремление к наиболее полному раскрытию замысла.

Оценка детских работ по критерию «творчество» и названным в нём показателям носит не количественный, а качественный характер и даётся в описательной форме.

По всем критериям, имеющим одну или две и три группы показателей, оценка даётся по трехбалльной системе: 1-й – 3 балла; 2-й – 2 балла; 3-й – 1 балл.

Все оценки показателей по каждому критерию и по каждому ребёнку суммируются. Наивысшее число баллов, которое может получить ребёнок, - 45, низшее – 15 баллов. На основе набранной суммы можно дифференцировать детей по уровню овладения навыками изобразительной деятельности. Для этого нужно создать ранговый ряд, то есть составить список детей в последовательности от высшего числа набранных ребёнком баллов к низшему. Такой ранговый ряд можно построить и по каждому критерию отдельно. Ранговый ряд условно можно разделить на три части. Так, если в группе диагностировалось 20 человек, то в каждой подгруппе может в среднем получиться 6 – 7 детей, но могут быть и резкие различия. Каждая из этих подгрупп будет отнесена к высшему, среднему и низшему уровню (по числу набранных балов).

Следующее диагностическое обследование, проведённое после целенаправленных занятий с детьми, должно изменить количество детей в каждой подгруппе за счёт увеличения школьников в подгруппах высокого и среднего уровня и сокращения числа тех, кто выполнял изображение на низком уровне, что будет свидетельствовать об эффективности работы воспитателя.

Для текущей диагностики можно ограничиться первой группой критериев, построенной на анализе продуктов деятельности и позволяющей определить уровень овладения детьми навыками рисования, лепки, аппликации (опуская те критерии, которые не характерны для некоторых видов деятельности, как, например, цвет для лепки). Для определения уровня развития творчества к этим показателям следует присоединить диагностику с дорисовыванием кругов.

Можно составить сводную таблицу, в которой будут представлены все оценки, полученные детьми по каждому критерию и показателю. Возьмём за основу данные показателей анализа продукта деятельности (их восемь). С целью выявления результатов опытно – экспериментальной работы и уровня развития художественно – творческих способностей у детей дошкольного и младшего школьного возраста в конце учебного года можно провести следующее диагностическое обследование.

Всем детям предлагается задание на дорисовывание шести кругов: детям выдаётся стандартный альбомный лист бумаги с нарисованными на нём в два ряда (по три в каждом) кругами одинаковой величины (диаметром 4,5 см). Детям предлагается рассмотреть нарисованные круги, подумать, что это могут быть за предметы, дорисовать и раскрасить их.

Выполнение этого задания оценивается следующим образом: по критерию «продуктивность» - количество кругов, оформленных ребёнком в образы, и составляется количество баллов, полученных ребёнком. Так, если в образы оформляются все шесть кругов, по выставляется оценка 6, если 5, то оценка 5 и т.д. Все баллы суммируются. Общее число баллов позволяет определить процент продуктивности выполнения задания воспитанниками всей группы.

Результаты выполнения детьми задания по критерию «оригинальность» оцениваются по трехбалльной системе. Оценка «3» – высокий уровень – ставится тем детям, которые наделили предмет оригинальным образным содержанием преимущественно без повторов (например, яблоко или мордочки зверюшек). Оценка «2» – средний уровень – ставится детям, которые наделяют образным значением все или почти все круги, но допускают практически буквальное повторение (например, мордочка) или оформляют круги очень простыми, часто встречающимися в жизни предметами (шарик, мячик и т.п.). Оценка «1» – низкий балл – ставится тем детям, которые не смогли наделить образным решением все круги, задание выполнили не до конца и небрежно.

Оценивается не только оригинальность образного решения, но и качество выполнения рисунка (разнообразие цветовой гаммы, тщательность выполнения изображения: нарисованы характерные детали или ребёнок ограничивался лишь передачей общей формы, а также техника рисования и закрашивания). Подсчитывается общее количество баллов, полученное детьми каждой группы (суммарный балл), затем выводится средний балл для класса (общее число баллов, полученное классом, делиться на количество детей в нем).

Анализ продуктов изобразительной деятельности.

Ф.И.

ребёнка

форма

строение

пропорции

Композиция

передача

движения

цвет

Общее

кол-во

баллов

Итого

баллов по критериям

возможное высшее число

Ранговый ряд, построенный на основе полученной детьми суммы баллов

(от высшего числа к низшему).

п/п

Фамилия, имя ребёнка

Общее число баллов

Наивысшее число баллов

Итого

баллов по критериям

возможное высшее число

Тесты по оценке качества знаний по ИЗО

Крутенкова Алёна Дмитриевна, педагог дополнительного образования, МБОУ ДОД "Дом детского творчества" с. Молчаново Томской области

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему "Тестовую тетрадь" , из материала
"Проектирование и разработка тестовых заданий для мониторинга и оценки качества учебных достижений"

Тестовые задания разработаны с целью тренировочного тестирования воспитанников Образцового детского коллектива «Сказочная мастерская «Кудесники» по модифицированной образовательной программе «Удивительный мир красок». Данная программа составлена в соответствии с концепцией модернизации российского образования, с Государственным стандартом общего внешкольного образования, проходит апробацию.

Цель: мониторинг и оценка качества учебных достижений обучающихся по ОП "Удивительный мир красок" - изобразительное искусство.

Задачи:
-установить уровень индивидуальных учебных достижений обучающихся;
-учить работать с тестами открытой и закрытой формы, на установление соответствия и правильной последовательности;
-приучать к анализу воспринимаемой информации;
-формировать культуру работы с тестовым материалом.

Программа по изобразительному искусству с использованием нетрадиционных техник рисования разработана с учетом логики учебного процесса начального образования, межпредметных связей, формирования у учащихся эстетического отношения к миру на основе визуальных художественных образов, реализации художественно-творческого потенциала учащихся. В программе отобраны самые интересные нетрадиционные техники рисования с различными материалами. Они привлекают - новизной, доступностью, хорошими итоговыми результатами. Работы с использованием нетрадиционных техник получаются яркими, красочными и интересными. Обучение осуществляется по индивидуальному выбору ребёнком и его родителями.

Программа рассчитана на 3 года обучения детей младшего школьного возраста 7-11 лет, без предварительного отбора. Состав групп постоянный, количество обучающихся в группах 15-20 человек.
Занятия по данной программе включают теоретическую и практическую части. В основном преобладает практический вид деятельности, где отрабатываются теоретические навыки.

Обучения по ОП предусматривает различные виды контроля результатов обучения:
1. Текущий, который осуществляется на каждом занятии педагогом, предполагает совместный просмотр выполненных изделий, их коллективное обсуждение, выявление лучших работ. Такая форма позволяет воспитанникам оценивать не только чужие работы, но и свои.
2. Промежуточный и Итоговый, где происходит качественная оценка деятельности воспитанников в объединении.
В конце первого полугодия и в конце учебного года проводится аттестация обучающихся, проверка уровня знаний по трём уровням освоения программы:
«В» - высокий, освоение программы более 80%;
«С» - средний, освоение программы более 50%;
«Н» - низкий, освоение программы менее 50%.
По итогам аттестации воспитанники переводятся на следующий год обучения.
В дальнейшем возможен вариант разработки тестов для итоговой аттестации воспитанников с целью установления фактического уровня знаний и умений теоретической части программы и выдачи «Свидетельства» об обучении по ОП «Удивительный мир красок».

Тестовая тетрадь.

Инструкция для учащихся
1. Назначение теста внутришкольный контроль по результатам обучения в течение года по предмету изобразительное искусство по программе «Удивительный мир красок», 3 год обучения.
Ваш успех зависит от Вашей собранности и настойчивости.
На выполнение работы дается ограниченное время.
Прежде чем начать отвечать, вникните в смысл задания.
Не задерживайтесь слишком долго на одном задании, переходите к другому.

2. Правила заполнения бланков для ответов. Вы получили комплект материалов, состоящий из тестовой тетради и бланка для ответов. Внимательно послушайте правила заполнения бланков. Тестовая тетрадь содержит 25 заданий:
-На бланке ответов запишите свою фамилию и имя,
образовательное учреждение: МБОУ ДОД « Дом детского творчества»,
детское объединение: с/м «Кудесники», год обучения 3,
заполните дату выполнения работы.
-В столбце «№ задания» стоят все задания по порядку.
-В заданиях 1, 2, 3, 9 и 10 (закончите предложение) вам надо вписать одно слово из 5 предложенных вариантов. Писать нужно понятно. Почерк должен быть аккуратным и разборчивым.
-В заданиях 4 и 16 вы записываете буквы в определённой последовательности, номера к заданию даны в графе «ответы».
-В задании № 5 вам надо отметить 3 основных цвета в живописи, значит, вы отмечаете 3 соответствующие буквы.

Для выполнения заданий вам достаточно простого карандаша и стирательной резинки, на тот случай, если вы вдруг ошибётесь.

3. Образцы решения тестового задания
1.Инструкция. Обведи кружком букву, соответствующую правильному варианту ответа.
Вопрос. Холодный цвет – это:
Варианты ответа:

Правильный ответ: D. В «Бланке ответов» обводим кружком букву, соответствующую правильному варианту ответа на данной строке.

2. Инструкция. Обведи кружком букву, соответствующую правильному варианту ответа.

Варианты ответа:

Правильный ответ: Е. В «Бланке ответов» обводим кружком букву, соответствующую правильному варианту ответа на данной строке.


Вопрос. Структурная основа любого изображения: графического, живописного, скульптурного, декоративного – это…
Варианты ответа:
-этюд;
-эскиз;
-набросок;
-зарисовка;
-рисунок

Правильный ответ: рисунок. На данной строке записываем правильное слово.

4. Инструкция: Обведи кружком букву, соответствующую правильному варианту ответа.
Вопрос: Статика – это:
Варианты ответа:

Правильный ответ: D. Обводим кружком букву, соответствующую правильному варианту ответа на данной строке.

Бланк для фиксации ответов учащимися

Тесты по изобразительному искусству к модифицированной образовательной программе «Удивительный мир красок»
Инструменты и материалы.

1. Инструкция. Закончи предложение.
Вопрос. Небольшая тонкая и лёгкая пластинка четырёхугольной или овальной формы, на которой художник смешивает краски в процессе работы – это …
Варианты ответа:
-стек;
-паспарту;
-палитра;
-ватман;
-панно.

2. Инструкция. Закончи предложение.
Вопрос. Подставка (обычно треножная), на которой помещается холст на подрамнике или доска для работы художника – это …
Варианты ответа:
-муштабель;
-мольбрет;
-станок;
-стек
-мольберт.

3. Инструкция. Закончи предложение.
Вопрос. Мягкие цветные карандаши без оправы, сформованные из красочного порошка, а также рисунок или живопись, выполненные ими – это …
Варианты ответа:
-гуашь;
-сангина;
-темпера;
-пастель;
- акварель.

Основы живописи.

4. Инструкция. В графе ответов проставь соответствующие буквы. Расположи в правильной последовательности.
Вопрос. Порядок цветов в цветовом спектре:
Варианты ответа:

5. Инструкция. Обведи кружком буквы, соответствующие правильному варианту ответа.
Вопрос. Три основных цвета в живописи – это:
Варианты ответа:

6. Инструкция. В графе ответов проставь соответствующие буквы.
Вопрос. При смешивании следующих цветов получится:


Варианты ответа:

7. Инструкция. Обведи кружком букву, соответствующую правильному варианту ответа.
Вопрос. Холодный цвет – это:
Варианты ответа:


8. Инструкция. Обведи кружком букву, соответствующую правильному варианту ответа.
Вопрос. Тёплая цветовая гамма – это:
Варианты ответа:


Нетрадиционные техники рисования.
9. Инструкция. Закончи предложение.
Вопрос. Техника «уникального отпечатка», при которой гладкую поверхность или лист бумаги покрывают краской, а потом делают с нее отпечаток на листе – это…
Варианты ответа:
-графика;
-линогравюра;
-монотипия;
-ксилография;
-гравюра.

10. Инструкция. Закончи предложение.
Вопрос. Графический рисунок, выполненный с помощью острого предмета на специально загрунтованной поверхности, методом процарапывания это …
Варианты ответа:
-набрызг;
-монотипия;
-тычкование;
-граттаж;
-графика.

11. Инструкция. Обведи кружком букву, соответствующую правильному варианту ответа.
Вопрос. При помощи ниток выполняют графический рисунок в технике:
Варианты ответа:
A. граттаж;
B. ниткография;
C. монотипия;
D. тычкование;
E. графика.

12. Инструкция. Обведи кружком букву, соответствующую правильному варианту ответа.
Вопрос. При помощи зубной щётки выполняют графический рисунок в технике:
Варианты ответа:
A. ниткография;
B. рисование тычком;
C. батик;
D. напыление;
E. графика.

13. Инструкция. Обведи кружком букву, соответствующую правильному варианту ответа.
Вопрос. При помощи ватных палочек выполняют графический рисунок в технике:
Варианты ответа:
A. рисование мыльными пузырями;
B. рисование тычком;
C. рисование углём;
D. рисование солью;
E. рисование фактурами.

14. Инструкция: Обведи кружком букву, соответствующую правильному варианту ответа.
Вопрос. При помощи растений выполняют графический рисунок в технике:
Варианты ответа:
A. ниткография;
B. рисование тычком;
C. фитографика;
D. батик;
E. графика.

15. Инструкция. В графе ответов проставь соответствующие буквы. Расположи в правильной последовательности.
Вопрос. Технология выполнения графического рисунка при помощи техники «фитографика»:
Варианты ответов:
A. выложите композицию из листьев на альбомный лист;
B. расстелить газету на рабочем столе;
C. набрать краску на зубную щётку:
D. взять ножницы;
E. подсушить рисунок;
F. лёгкими движениями зубной щетки о край ножниц напылить краску на рисунок;
G. положить альбомный лист на газету;
H. убрать листья с альбомного листа;
I. убрать рабочее место;
J. графический рисунок готов!

16. Инструкция. В графе ответов проставь соответствующие буквы. Соотнеси название нетрадиционных способов рисования с изображением на картинке.
Вопрос. Виды нетрадиционных техник рисования:
Варианты ответа:

1. ниткография;
2. рисование тычком;
3. рисование осенними листьями
4. печать осенними листьями;
5. графика


Виды графики.

17. Инструкция: Обведи кружком букву, соответствующую правильному варианту ответа.
Вопрос. Линия, штрих, тон, пятно – основные средства художественной выразительности:
Варианты ответа:
A. живописи;
B. скульптуры;
C. графики;
D. архитектуры;
E. дизайна.

18. Инструкция: Обведи кружком букву, соответствующую правильному варианту ответа.
Вопрос. Вид книжной графики, её основа.
Варианты ответа:
A. форзац;
B. иллюстрация;
C. переплёт;
D. суперобложка;
E. титульный лист.

Основы рисунка.

19. Инструкция: Обведи кружком букву, соответствующую правильному варианту ответа.
Вопрос. На блестящей поверхности отражается источник света и образует самое яркое место на предмете.
Варианты ответа:
A. свет;
B. рефлекс;
C. полутень;
D. блик;
E. собственная тень.

20. Инструкция: Обведи кружком букву, соответствующую правильному варианту ответа.
Вопрос. Художественное произведение вспомогательного характера, являющееся подготовительным для более крупной работы и обозначающее её замысел и основные композиционные средства.
Варианты ответа:
A. этюд;
B. эскиз;
C. набросок;
D. зарисовка;
E. рисунок.

21. Инструкция: Обведи кружком букву, соответствующую правильному варианту ответа.
Вопрос. Условная исходная единица измерения в пластических искусствах, принятая для выражения кратных отношений размеров целого и составляющих его частей.
Варианты ответа:
A. модуль;
B. подмодуль;
C. пропорция;
D. часть;
E. узел.

22. Инструкция. Обведи кружком букву, соответствующую правильному варианту ответа.
Вопрос. За основу построения рисунка фигуры взрослого человека взят модуль:
Варианты ответа:
A. длина голени;
B. высота головы;
C. высота предплечья;
D. длина кисти;
E. длина стопы.

Основы композиции.

23. Инструкция: Обведи кружком букву, соответствующую правильному варианту ответа.
Вопрос: Асимметричные предметы – это:
Варианты ответа:

24. Инструкция: Обведи кружком букву, соответствующую правильному варианту ответа.
Вопрос: Динамика – это:
Варианты ответа:


Практическое задание.
25. Инструкция. Выполни графический рисунок.
Вопрос. Композицию, составленную из точек, линий и геометрических фигур преврати в образную композицию, сохраняя данные композиционные соотношения фигур.

Ключи

1. палитра
2. мольберт
3. пастель
4. EGADBCF
5. ACE
6. BCEAD
7. B
8. B
9. монотипия
10. граттаж
11. ниткография
12. напыление
13. рисование тычком
14. фитографика
15. BGACDFEHJI
16. BECAD
17. C
18. B
19. D
20. B
21. A
22. B
23. D
24. E
25.


Литература
1. Майоров А. Н. «Основы теории и практики разработки тестов для оценки знаний школьников»: лекции 1–8. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010г.
2. Медкова Е.С. Как разбудить в ребёнке художника: современные технологии развития творческих способностей (на основе первообразов искусства): лекции 1–8. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009г.Рисование на срезе дерева. Мастер-класс с пошаговым фото

Тестовые задания

«Т еория и методика развития детского ИЗО творчества»

Ф.И.О. педагога:__________________________________

Обведите кружком тот ответ, который Вы считаете правильным.

1. В какой возрастной группе, каждый ребенок должен готовить себе рабочее место и полностью убирать его по окончании работы?

а) в средней группе

б) в старшей группе

в) в подготовительной к школе группе

г) ни в какой

2. Кисть, смоченная в краске, прикладывается всем ворсом к бумаге, получается отпечаток - этот приём называется…

а) придавливание

б) примакивание

в) прикладывание

г) прижимание

3. Процесс занятия по рисованию…

а) не делится на части

б) состоит из 2 частей

в) состоит из 3 частей

г) состоит из 4 частей

4. Обычно в детских садах раздача материала и мелкого оборудования для занятия…

а) возлагается на дежурных детей

б) возлагается только на помощника воспитателя

в) возлагается только на воспитателя

г) возлагается на воспитателя и помощника воспитателя

5. Освоение изобразительных умений детьми начинается с проведения прямых, вертикальных и горизонтальных линий…

а) при рисовании по точкам

б) при дорисовывании рисунка, начатого воспитателем

в) при рисовании по контуру

г) при закрашивании силуэта рисунка

6. Дети учатся представлять себе, что такое ритм и симметрия знакомясь…

а) с предметным рисованием

б) с сюжетным рисованием

в) с декоративным рисованием

г) с нетрадиционными техниками рисования

7. В какой группе во втором квартале дети рисуют снеговика, форма которого состоит из кругов разных размеров, и елку с ритмично расположенными ветвями?

а) в 1 младшей группе

б) во 2 младшей группе

в) в средней группе

г) в старшей группе

8. Изобразительная деятельность включается в педагогический процесс…

а) с первой младшей группы

б) со второй младшей группы

в) в средней группе

г) в старшей группе

9. В какой возрастной группе к концу учебного года дети могут правильно пользоваться карандашом, кистью, красками?

а) в старшей группе

б) в подготовительной к школе группе

в) в 1 младшей группе

г) во 2 младшей группе

10. Целью обучения изобразительной деятельности детей является…

а) подготовка руки к письму

б) формирование знаний о приёмах рисования

в) формирование умений и навыков в рисовании

г) развитие творческих способностей детей

а) фломастер

б) акварель

в) гуашь

г) карандаш

а) Т. С. Комарова

б) Е. А. Янушко

в) И. А. Лыкова

г) Л. В. Куцакова

13. Каждое дерево имеет вертикально направленный ствол, толстые и тонкие ветви, на них листья, образующие крону - эти признаки передаются детьми…

а) подготовительной группы

б) старшей группы

в) средней группы

г) младшей группы

14. В каком возрасте детям доступно для понимания и передачи в рисунке человека в движении?

а) в младшем дошкольном возрасте

б) в старшем дошкольном возрасте

в) в среднем дошкольном возрасте

г) только в младшем школьном возрасте

15. Коллективные работы создаются с детьми…

а) начиная со средней группы

б) только в подготовительной к школе группе

в) начиная со старшего возраста

г) начиная с младшего возраста

СПАСИБО ЗА ОТВЕТЫ!

Результаты тестовых заданий:_____________________________

_________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теория и методика развития детского изобразительного творчества

В презентации рассматриваются педагогические условия организации изобразительной деятельности детей от 2-7 лет. Раскрыта методика работы по руководству изобразительной деятельностью и предс...

Контрольная работа по курсу «Теория и методика развития детского изобразительного творчества» «Влияние цвета на выразительность детского рисунка»

ПланВведение.Цветовое восприятие и его значение в изобразительном творчестве детей.Особенности восприятия цвета детьми и использование его в изобразительной деятельности.Уровень цветового восприятия у...

Дистанционное обучение.Теория и методика развития детского музыкального творчества дошкольников Дисциплина 5. Модуль 1 Теоретические основы развития творческой деятельности детей.

Тема 1 - Теории творчества в психолого-педагогическом наследииТема 2 - Виды творчества детей.Тема 3 - Музыкальное творчество дошкольниковПрактическое задание...

Тестовые задания по изобразительному искусству

Творческое задание «Дорисовывание кругов»

Задание: детям даётся альбомный лист бумаги с нарисованными на нем в 2 ряда (по 3 круга в каждом ряду) кругами одинаковой величины (диаметр 4,5 см). Детям предлагается рассмотреть нарисованные круги, подумать, что это могут быть за предметы, дорисовать и раскрасить их, чтобы получилось красиво. Диагностическое задание должно стимулировать творческие способности детей и дать им возможность осмысливать, модифицировать и трансформировать имеющийся опыт.

Анализ результатов выполнения задания

Выполнение этого диагностического задания оценивается следующим образом: по критерию «продуктивность» - количество кругов, оформленных ребенком в образы, составляет выставляемый балл. Так, если в образы оформлялись все 6 кругов, то выставлялась оценка 6, если 5 кругов, то выставляется оценка 5 и т.д. Все полученные детьми баллы суммируются. Общее число баллов позволяет определить процент продуктивности выполнения задания группой в целом.

Результаты выполнения детьми задания по критерию «оригинальность» оцениваются по 3-балльной системе:

Оценка 3- высокий уровень - ставится тем детям, которые наделяли предмет оригинальным образным содержанием преимущественно без повторения одного (яблоко - желтое, красное, зеленое; мордочки зверюшек - заяц, мишка и т.п.) или близкого образа.

Оценка 2 - средний уровень - ставится тем детям, которые наделяли образным значением все или почти все круга, но допускали почти буквальное повторение (например, мордочка) или оформляли круги очень простыми, часто встречающимися в жизни предметами (шарик, мяч, яблоко и т.п.).

Оценка 1 - низкий балл - ставится тем, кто не смог наделить образным решением все круги, задание выполнил не до конца и небрежно. Оценивают не только оригинальность образного решения, но и качество выполнения рисунка (разнообразие цветовой гаммы, тщательность выполнения изображения: нарисованы характерные детали или ребенок ограничился лишь передачей общей формы, а также техника рисования и закрашивания).

Тесты на выявление творческих способностей

Тест: “Цветные зонтики”

Предлагается задание для диагностирования внутреннего мира ребенка.

Детям предлагается следующее: “Нарисуйте своим любимым цветом, которым вам хочется сегодня рисовать, зонтик, сделать растяжку выбранного цвета от самого темного до самого светлого”.

Тест: Игра “Закорючка”

Ребенку последовательно предъявляются десять рисунков - закорючек. В его задачу входит каждый раз зарисовывать закорючку так, чтобы получился конкретный узнаваемый образ, и раскрасить получившийся образ цветом, которым ему хочется сегодня рисовать.

Результаты теста отражают творческие возможности воображения и образной памяти ребенка.

Тест: “Я чайник”

Детям предлагается изобразить себя в роли одушевленного образа чайника и раскрасить его цветом, не смешивая краски без палитры.

Это тест-задание полно отражает способность ребенка мыслить образно. А также с помощью цветового решения можно выявить некоторые особенности личности.

Тест: “Тайна отпечатков”

Ребенок доложен задумать определенный образ и в соответствии с этим расположить на листе цветовые пятна. Далее поменяться с соседом работой, и отгадать задуманный им образ.

Это задание является наиболее показательной при определении способностей обучающихся воображать и находить образ. Бесконечное разнообразие цвета и фактура отпечатка стимулирует продуцирование самых разнообразных образов. По сложности обработки и интерпретации результаты этого задания выходят на первое место. Это задание позволяет использовать все три критерия творческого мышления: скорость, гибкость, оригинальность.

Тест: “Орнамент”

Создать свой орнамент, используя геометрические фигуры и раскрасить самыми любимыми цветами (красный, желтый, оранжевый, зеленый, голубой, фиолетовый) и подписать работу.

Тест: “Маэстро”

Дети выступают в роли великих художников живописи:

Творческие задания

Задание: “Фантазеры”

Агглютинация - соединение несоединимых в реальности качеств и свойств (задумать слова арбуз - электричество - рыба; в действительности не соединяемые, но дети могут нарисовать электрического кота с арбузом вместо головы, туловищем в виде рыбы и двумя глазами - лампочками).

Задание: “Волшебник”

Гиперболизация - увеличение или уменьшение предмета (муха с большими глазами, в которых отражается мир; кит, на нем огромные города).

Результаты задания отражают творческие возможности воображения и образного мышления ребенка.

Задание: “Дизайнеры”

Учитель предлагает выполнить аппликацию животных, с помощью различных геометрических фигур. Для его изображения можно использовать точку, прямые линии и геометрические фигуры: круг, прямоугольник, треугольник. Это могут быть и “геометрические” птицы. Предлагаемое задание достаточно полно отражают способности восприятия линейного контура, способности “достраивания”, “продолжения” линейного образа.

Результаты задания отражают творческие возможности воображения и образного мышления ребенка.

Задание: “Бегемотик Буби-Бу”

При проведении данного задания учащиеся слушают сказку Е. Каргановой “Бегемотик Буби - Бу” и передают ощущения главного героя через цвет.

Задание: “Волшебные краски”

Схематизация - сглаживание различных предметов (кувшин - змея; чашка - цветок) и их превращение в различные образы.

Результаты задания отражают творческие возможности воображения и образного мышления ребенка.

Задание: “Что попало в сети”

Учащимся предлагается закрыть глаза и на листе бумаги начертить, не отрывая руки от листа линию, проводя ее в любых направлениях и придавая ей любой графический характер. Дети открывают глаза и должны найти в получившейся сетке свой улов: предметы, человека, животных. Найденный образ надо заштриховать тем цветом, который свойственен обучающемуся.

Результаты задания отражают творческие возможности воображения и образного мышления ребенка.

Задание: Найдите различные геометрические тела, которые лежат в основе формы, созданной природой или руками человека

Земной шар – круг

Озеро – овал

Горы – треугольник

В нашем кабинете…..

В лице Маши…..

Результаты задания отражают творческие возможности воображения и образного мышления, наблюдательности и внимательности ребенка.

Задание: Изобразите произвольный каракуль, добавьте детали и превратив в определённый образ …….

Задание: Какиемогут произойти метаморфозы, если чайник превратить в лебедя, ёжика в слона и т.д.

Задание: Возьмите контрастные формы из геометрических фигур и подберите контрастные пары из овощей и фруктов.

Круг – треугольник

Яблоко – перец

Апельсин – груша

Задание: Методом аппликации наклейте фигуру человека из треугольников, кругов и овала, квадрата и прямоугольник

Результаты задания отражают творческие возможности воображения

Задание: Расскажите с помощью пиктограммы сказку, рассказ…

Жили - были дед и баба. Отправили они внучку в лес. Пришла внучка в лес и попала под дождь. Ничего не нашла и вернулась домой…

Результаты задания отражают творческие возможности воображения

Задание: Придумайте иную форму различным материалам: бумаге, песку, снегу и т. д. по любой заданной теме «Конструирование города» (макет города)

Задание: Выполните серию работ киригами и оригами (киригами – с помощью ножниц, оригами – с помощью складывания бумаги)

Задание: Придумайте графические знаки для надписей в зоопарке

Результаты задания отражают творческие возможности воображения, наблюдательности воспитанника

Задание: Подберите подобие форм в природе,жизни, архитектуре, прикладном искусстве. Результаты задания отражают творческие возможности воображения, наблюдательности, мышления воспитанника

Тест “Определение уровня воображения”

Инструкция:

Вам предлагается 12 вопросов теста. На них надо отвечать либо "да", либо "нет".

Первая цифра в скобках (количество баллов) означает положительный ответ, вторая - отрицательный.

    Интересуетесь ли вы живописью? (2, 1).

    Часто ли вы скучаете? (1, 2).

    Рассказывая какую-либо историю, любите ли вы украсить ее красочной деталью, добавленной от себя? (1, 0).

    Инициативны ли вы на работе, в школе? (2, 1).

    "Широко" ли вы пишите, много ли занимаете место на бумаге? (1,0).

    Руководствуетесь ли вы в выборе одежды законами моды или собственным вкусом? (2, 1).

    Любите ли вы рисовать во время собраний или лекций на листе бумаги одни и те же фигурки? (О, 1).

    Слушая музыку, представляете ли вы какие-либо образы, связанные с ней? (1,0).

    Любите ли вы писать длинные письма? (2, 1).

    Видите ли вы иногда цветные сны? (1, 0).

    Любите ли вы мысленно бывать в тех снах, которые знаете лишь по рассказам? (1, 0).

    Часто ли вы плачете, расстраиваетесь в кино? (1, 0).

Итак, подсчитайте очки.

14-17 очков: у вас богатое воображение. Если вы сумеете применить его в жизни, то добьетесь больших творческих успехов.

9-13 очков: среднее воображение. Такое воображение встречается у очень многих людей. От вас и только от вас зависит, сумеете ли вы развить его.

5-8 очков: вы реалист в полном смысле этого слова. В облаках не витаете. Однако немного фантазии еще никому не вредило. Поэтому задумайтесь о себе.

Упражнения (тесты) на развитие воображения

Упражнения предложить на отдельном листе бумаги для каждого обучающегося.

Упражнение 1. Посмотри внимательно, на что похожа каждая фигурка? Назови несколько вариантов, а потом можешь её дорисовать так, как ты себе это представляешь.

Упражнение 2 . Дорисуй линии и фигуры так, чтобы получился волшебный лес со своими обитателями.

Упражнение 3. Подумай, как можно эти фигуры превратить в подарки для твоих друзей. Попробуй дорисовать.