Музыкальный уголок в средней группе. Музыкальный уголок – младшая группа. Иллюстративные материалы: фотогалерея

«СОДЕРЖАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ЗОНЫ В ГРУППЕ»

Для развития самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников нужны условия, как принято называть, зоны музыкальной деятельности, где дети могли бы самостоятельно музицировать, играть в музыкальные игры, прослушивать аудиозапись с любимыми песнями и т.д.

Хорошо организованная музыкальная среда способствует эмоциональному благополучию детей, их эстетическому развитию, а также проявлению самостоятельности и инициативности. Музыкальная зона в группе должна быть обеспечена разнообразными музыкальными инструментами и музыкально-дидактическим материалом с учетом возрастных особенностей дошкольников. Желательно чтобы дети принимали непосредственное участие в оформлении и преобразовании предметно-развивающей среды в группе, а воспитатель незаметно и мудро направлял бы активность своих воспитанников.

Развитие творческого начала детей во многом зависит от оборудования и его привлекательности. Необходима оригинальность, простота, привлекательность, доступность, а так же достаточное количество ассортимента инструментов, дидактических пособий, демонстрационного материала, атрибутов и т.д.

Для небольших групп или групп с большим количеством детей удобны мобильные зоны - дети могут играть в раздевальных, спальных комнатах. Благодаря мобильности музыкальных зон дети могут играть в них, не мешая другим. При необходимости музыкальные мини-центры должны легко передвигаться. Например, для хранения шумового оркестра можно использовать «музыкальные лукошки» или «музыкальные корзинки». Они очень удобны для прогулок - в них шумовые инструменты, платочки, ленточки для импровизированных танцев на участке. Корзинки оформляются в зависимости от времени года (весенняя корзинка, зимняя корзинка, летняя или осенняя).

Одним из условий успешного музыкального развития дошкольников является наличие разнообразного дидактического материала. С его помощью решаются развивающие и воспитательные задачи в доступной для детей игровой форме (развитие чувства ритма, тембрового и динамического слуха и т.д.). Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр заключается в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний, навыков в повседневной жизни. Музыкально-дидактические игры должны быть разнообразны по содержанию и красочно оформлены, тем самым привлекая внимание детей и вызывая желание музицировать.

Для того чтобы у детей постоянно поддерживался интерес к самостоятельной музыкальной деятельности, необходимо время от времени (1-2 раза в месяц) обновлять пособия в музыкальном уголке, вносить новое оборудование или менять его.

Грамотно подобранная музыкальная зона в группе способствует художественно-эстетическому развитию дошкольников, развитию их творческих способностей. Такая зона вызывает у детей чувство радости, восторга, создает эмоционально-положительное отношение к группе, детскому учреждению, желание посещать его. Переполненные положительными эмоциями дети делятся своими впечатлениями с родителями. Так как для развития детского музыкального творчества требуется большое количество наглядных пособий, атрибутов и оборудования, сделать их могут помочь родители воспитанников, а дети получат удовольствие от совместной деятельности с родителями и приобретут уверенность в себе. Так детский сад становится своеобразным культурным центром для детей и их родителей.

ПРИНЦИПЫ содержания музыкальных зон в ДОУ:

    Целесообразность размещения зоны, доступность оборудования для детей, продуманность хранения.

    Разнообразие оборудования.

    Учет возрастных особенностей детей.

    Эстетическое оформление.

Музыкальные пособия можно разделить на четыре группы:

1.Образные пособия - мягкие игрушки, иллюстрации, пособия типа «ЛОТО» и т.п.

2. Детские музыкальные игрушки и инструменты , которые в свою очередь делятся на озвученные и не озвученные .

а) Неозвученные предназначаются для создания игровой ситуации, при которой дети, фантазируя, представляют себя музыкантами, играющими на муз. инструментах.

б) Озвученные делятся на 3 типа, в зависимости от их звучания:

Игрушки-инструменты со звуком нефиксированным, неопределенной высоты

(погремушки, бубны, барабаны, треугольники и др.)

Игрушки-инструменты с фиксированным звуком (органчики, музыкальные шкатулки)

Игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим звуком

3. Графические пособия - нотное лото, карточки-эмоции, карточки - долгие и короткие звуки, нотный стан, нотная лесенка - ступенька, геометрические фигуры для условного обозначения частей произведения.

4.Аудиовизуальные пособия делятся на экранные и звуковые (диапозитивы, компакт диски, фонограммы, аудио и видео кассеты, видео диски).

Примерное содержание и наполнение музыкальных зон по возрастным группам:

1 и 2 младшие группы: неваляшки, образные музыкальные «поющие» или «танцующие» игрушки (петушок, котик, зайка и т.п .). Игрушки-инструменты с фиксированным звуком - органчики, шарманки. Игрушки-инструменты со звуком нефиксированным, неопределенной высоты: погремушки, колокольчики, бубен, барабан. Музыкально-дидактические игры : «Матрешка учит танцевать», «Где мои детки?», «Птицы и птенчики», «Музыкальные волчки», «Угадай на чем играю?», «Кого разбудило солнышко?», «Где мои ребятки?», «Чудесный мешочек» - мешочков может быть два: один с музыкальными инструментами, другой с игрушками животных для игр на развитие тембрового голоса « Кто как поет?» и др. Набор не озвученных образных инструментов (гармошки, дудочки, балалайки и т.д .) Атрибуты к музыкальным подвижным играм по программе: «Догони нас, мишка», «Кошка и котята», «Паровоз», «Мячи» и др. Флажки, султанчики, платочки, яркие ленточки с колечками, погремушки, осенние листочки, снежинки и т.п. для детского танцевального творчества(по сезону). Ширма настольная. Магнитофон и набор программных аудио записей. Поющие и двигающиеся игрушки. Перчаточная игрушка (для воспитателя ) и пр. Музыкальные картинки к песням, которые могут быть выполнены на кубе и в виде большого альбома или отдельные красочные иллюстрации.

Средняя группа :здесь должны находиться все пособия младшей группы. А так же: металлофон, неозвученные инструменты, шумовые инструменты для детского оркестра, книжки-малютки- «Мы поем» (в них яркие иллюстрации к знакомым песенкам ), фланелеграф или магнитная доска, музыкально-дидактические игры: «Три медведя», «Узнай и назови», «В лесу», «Наш оркестр», «Цветик-семицветик», «Угадай колокольчик»» и др. Атрибуты к подвижным музыкальным играм:«Гуси, вы гуси», «Кошка и котята», «Курочка и петушок», « Зайцы и медведь», «Лётчики» и др. Музыкальная лесенка 3-х ступенчатая и 5-ти ступенчатая на которых находятся маленькая и большая птички или маленькая и большая матрешка). Также, ленточки, цветные платочки, яркие султанчики и т.п. (атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону - листики, снежинки, цветы и тд .). Ширма настольная. Музыкальные игрушки озвученные и не озвученные. Магнитофон и набор программных аудио записей.

Старшая группа: пособия средней группы, а так же, озвученные музыкальные инструменты: игрушки-инструменты со звуком нефиксированным, неопределенной высоты это погремушки, бубны, барабаны, треугольники и др.

Игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим звуком (металлофон, пианино, баян, аккордеон, флейта).

Иллюстрации «Времена года», музыкальные игрушки-самоделки (шумовой оркестр) , портреты композиторов можно альбом или отдельные, иллюстрации «Музыкального букваря», музыкально -дидактические игры:»Пчелка», «Музыкальное лото», «Узнай и назови», «Ступеньки», «Повтори звуки», «Три поросенка», «Волшебный волчок», «Музыкальный паровозик», «Угадай, что звучит» и др.. Атрибуты к подвижным играм «Хоровод в лесу», «Ворон», «Кот и мыши», и др. Детские рисунки к песенкам и знакомым музыкальным произведениям. Ширмы: настольная и ширма по росту детей. Музыкальные лесенки 3-х, 5-ти и 7-ми ступенчатые - озвученные. Иллюстрации «Времена года», атрибуты для детского танцевального творчества: элементы костюмов к знакомым народным танцам. Разноцветные перышки, разноцветные перчатки для музыкальных импровизаций за ширмой и другие атрибуты. Атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону (листики, снежинки, цветы и тд.) Магнитофон и набор программных аудио записей или дисков.

Подготовительная группа: музыкальные инструменты: маракасы, бубны, арфа, детское пианино, металлофон, бубны, колокольчики, треугольники, флейты, барабаны и др. Портреты композиторов, иллюстрации «Времена года», «Музыкальный букварь». Альбомы « Мы рисуем песенку» или «Мы рисуем и поем» с рисунками детей, в которых они отражают свои эмоции и чувства о прослушанных музыкальных произведениях и полюбившихся песен. Графическое пособие «Эмоции» (карточки на которых изображены лица с разными эмоциональными настроениями ) для определения характера мелодии при слушании произведений. Альбомы для рассматривания - «Симфонический оркестр», «Народные инструменты», «Танцы народов мира», и т.п. Музыкальные лесенки 3-х, 5-ти и 7-ми ступенчатые (озвученные ). Набор самодельных инструментов для шумового оркестра. Музыкально-дидактические игры : «Три поросенка», «Три цветка», «Музыкальный зонтик», «Ритмическое лото», «Найди землянички», «Ритмические кубики», «Назови композитора музыки», «Веселая пластинка», «Музыкальные птенчики» и т.д.

А так же атрибуты к подвижным играм «Здравствуй, осень», «Космонавты» и т.п. Атрибуты для детского танцевального творчества, элементы костюмов к знакомым народным танцам (косынки, веночки, шляпы и атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону - листики, снежинки, цветы и т.д.). Разноцветные перчатки, султанчики, газовые платочки или шарфы, разноцветные ленточки, разноцветные перышки для музыкально-танцевальных импровизаций. Магнитофон и набор программных аудио записей или дисков.

Семенихина Н.Ю., музыкальный руководитель МБДОУ № 100

Татьяна Москалева
Организация предметно-развивающей среды согласно ФГОС. Музыкальный уголок.

Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация предметно-развивающей предметной среды . Правильно организованная развивающая среда позволит каждому ребенку найти свое занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это лежит в основе развивающего обучения.

Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

Среда , окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них .

Организация предметно-развивающей среды в детском саду несет эффективность воспитательного воздействия, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру предметов , людей, природы. Она должна формироваться с учетом определенных принципов , разработанных в работах ведущих педагогов, в частности – с учетом возраста детей, поскольку каждая возрастная группа обладает своими специфическими психолого-педагогическими характеристиками. Для развития самостоятельной музыкальной деятельности детей очень большое значение имеет музыкальный уголок в группе , (музыкально-театральная зона ) . Наличие в группе музыкальных инструментов уже вызывает у ребенка желание научиться на них играть, а с помощью музыкально -дидактического материала можно решать разнообразные воспитательные задачи в доступной для детей игровой форме (например развитие чувства ритма, тембрового, динамического слуха и т. д.).

Основными требованиями музыкального уголка являются :

1 Эстетичность музыкального уголка , его отдельных элементов.

2. Наличие всех необходимых пособий по данной возрастной группе.

3. Педагогически грамотное руководство самостоятельной музыкальной деятельностью детей со стороны воспитателя.

4. Удобное расположение музыкального уголка или музыкально-театральной зоны .

Музыкальный уголок можно оформить очень интересно и ярко - в виде подиума сцены на ступеньках которой располагаются необходимые пособия по музыкальному воспитанию , также можно оформить музыкальный уголок в младших группах - на сшитых из ткани различных персонажей это могут быть Петрушка, матрешка, снеговик, можно в виде елочки с игрушкам и т. д.

При подборе оборудования в музыкальный уголок нужно учитывать возраст детей.

Итак, в музыкальных уголках в в ясельной и мл . гр. должны находиться :

Материал для творческих сюжетно-ролевых игр – это мягкие игрушки; мягкие музыкальные игрушки ; куклы - неваляшки, образные музыкальные поющие или танцующие игрушки (собачка котик, петушок, зайка и т. п.)

иллюстрации музыкальных инструментов , ноты, картинки с изображением животных поющих, танцующих или играющих на музыкальных инструментах .

Бутафорские музыкальные инструменты- игрушки((что это такое) -это неозвученные плоскостные музыкальные инструменты изготовленные из плотного картона или тонкой фанеры которые нужны для создания игровой ситуации, при которой дети, фантазируя, представляют себя музыкантами .

(пианино, гармошка, балалайка и т. д.)

Детские музыкальные игрушки и инструменты для творческого

музицирования : (детское пианино, гармошка, со средней группы добавляется металлофон и т. д.)

5. Озвученные игрушки (музыкальный молоточек , шарманки, гитары, погремушки, музыкальные волчки и т . д. дети рассматривают их, пытаются извлечь из них отдельные звуки или фиксированную мелодию.

5. Шумовые инструменты : (бубны, погремушки, барабаны, маракасы, колокольчики маленькие и большие, бубенчики, ложки и др.).

6. Также необходимы в музыкальном уголке : Музыкально - дидактические игры : («Птицы и птенчики» , «Угадай на чем играю?» , «Где мои детки?» «Чудесный мешочек» ).

Для музыкальной игры можно изготовить музыкальную лесенку из 3х ступенек. На 1 ступеньке низко сидит мама птица и поет низко чик –чирик, а птенчики сидят высоко и поют высоким голосом чик- чирик. Игра на развития высоты звука.

Музыкально – дидактические игры должны быть разнообразны по содержанию и красочно оформлены, тогда они будут привлекать внимание детей, вызывать желание играть, петь и слушать музыку .

Также в музыкально -театральной зоне должны находиться атрибуты к подвижным музыкальным играм и детского танцевального творчества :

Шапочки – маски, Шапочки – ушки, лошадки, рули музыкальные . В уголоке ряжения косыночки матрешек, фартучки и т. д. А также разноцветные флажки, султанчики, платочки, яркие ленточки с колечками, погремушки, клубочки, плотные шарики надувные с крупой, разноцветные кубики, осенние листочки, снежинки, колокольчики в зависимости от сезона.

Сейчас очень модно изготавливать самодельные музыкальные инструменты и всевозможного бросового материала.

Музыкальный уголок должен быть расположен очень удобно, чтобы дети могли свободно подходить и брать инструменты и пособия.

Для того чтобы у детей постоянно поддерживался интерес к самостоятельной музыкальной деятельности , необходимо 1-2 раза в месяц обновлять пособия в музыкально-театральной зоне , вносить новое оборудование.

Для прослушивания произведений классической музыки , детских песен и музыкальных сказок , а также во время занятий, например рисованием или для пробуждения после дневного сна необходим магнитофон.

Можно даже оформить фонотеку дисков с музыкальным репертуаром (детские песни, народная и классическая музыка , голоса птиц и животных, шумы природных явлений и воды, русские народные сказки и сказки мира). Фонотека помогает глубже развивать музыкальный слух детей и приобретать музыкальные знания , обеспечивает всестороннее развитие личности каждого ребенка.

В музыкальном уголке должны быть театры :

Знакомство детей с театральной игрой и театральной куклой начинается уже в раннем детстве. Важно, чтобы уже первые встречи с театральной куклой создавали радостную атмосферу.

Виды театров :

Театр картинок (Фланелеграф)

Пальчиковый театр

Кукольный театр

1. Театр картинок (Фланелеграф) . (Как изготовить) Вырежьте персонажей сказок из картона, а с обратной стороны приклейте кусочки фланели, такие фигурки будут отлично держаться на фанерке обтянутой фланелью.

С помощью наглядного сопровождения картинок, игрушек дети учатся следить за действиями персонажей в коротких стихах, потешках, сказках.

Пальчиковый театр (куклу можно изготовить из обрезанных перчаток, приделать глазки, ушки, косички и т. д.)

Игры с пальчиковыми куклами помогут ребенку научиться управлять движениями собственных пальцев. Играя вместе со взрослыми, ребенок овладевает и ценными навыками общения.

В более раннем возрасте воспитателю лучше применять метод объяснительно-иллюстративный.

Воспитатель обыгрывает действия с игрушкой сам, а дети смотрят, гладят игрушку, здороваются, звукопадражают : собачка гав-гав, птичка чик-чирик, киска мяу-мяу (мишка идет, зайчик прыгает, куколка танцует, спит и т. д.) В свою очередь ребенок усваивает эти способы и впоследствии будет играть сам.

Игра на детских музыкальных инструментах очень нравится детям, конечно, сначала это будут погремушки, колокольчики. Кстати, владеть колокольчиком не сразу получится. Вы должны объяснить ребёнку, что держать колокольчик нужно двумя пальчиками за «ушко» . Только тогда звук будет громким. Затем, можно попробовать играть левой рукой (сначала воспитатель, потом дети) . Гораздо легче ребёнку будет обращаться с бубенцами, это тоже колокольчик, но закрытый. Причём, бубенцы бывают самых разных видов – на деревянной ручке, на тканевом манжете, в форме погремушки.

Начиная со 2 мл. гр. Воспитатель, наблюдая за детьми во время самостоятельной музыкальной деятельности показывает новые игры, приемы, поддерживает инициативу одних детей, отмечает в какой помощи нуждается другой ребенок. Кроме того, воспитатель должен уметь заметить, когда дети исчерпали все возможности данной игры и заменить ее другой. Поэтому игры, инструменты необходимые в работе находятся в доступном детям месте, остальные же можно убрать и менять по мере необходимости.

Роль воспитателя – побуждать детей применять навыки, полученные на музыкальных занятиях в повседневной жизни детского сада.

Самостоятельная музыкальная деятельность в группе, являясь одним из показателей уровня развития детей, дает представление о том объеме навыков, умений, знаний, которые дети получили в результате проводимой с ними работы. Происходит перенос способов действий, освоенных на музыкальных занятиях , в совершенно новые условия, ситуации; ребенок действует уже по собственной инициативе, в соответствии со своими интересами, желаниями, потребностями.

Публикации по теме:

В соответствии с ФГОС ДО и общеобразовательной программой развивающая среда создаётся педагогами для развития индивидуальности каждого ребёнка.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в условиях введения ФГОС ДО Деловая игра для педагогов ДО на заседании КМО. В ФГОС большое значение придается развивающей среде, которая является частью целостной.

Раздевалка детского сада оформляется согласно комплексно-тематическому планированию. В этом учебном году наша средняя группа отметила новоселье.

Консультация «Организация предметно-пространственной развивающей среды в соответствии с ФГОС» В настоящее время, в связи с введением ФГОС, нами, педагогами ДОУ остро встает вопрос об организации ППРС согласно новым требованиям. ППРС.

Музыкальное развитие ребёнка обусловлено не только занятиями с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, экспериментировать с музыкальными игрушками, свободно заниматься творческим музицированием. Самостоятельная творческая деятельность ребёнка возможна при условии создания специальной предметно-развивающей среды. Для развития самостоятельной музыкальной деятельности детей очень большое значение имеет музыкальный уголок в группе (музыкальная зона). Развитие творческого начала детей во многом зависит от оборудования и его привлекательности.



Музыкальный уголок – это место, где дети познают музыку и её красоту. Творчески оформленный музыкальный уголок поможет не только окунуться в мир музыки и расширить представления о ней, но и разовьет воображение детей, активизирует эмоциональную сферу, мышление, речь.



Важно, чтобы музыкальный уголок находился в освещенном, легкодоступном для детей месте; кроме того, он должен быть по возможности изолирован, так как, с одной стороны, музыкальные занятия и игры детей требуют сосредоточения слухового внимания, а с другой стороны, «звучащая» деятельность не должна мешать другим занятиям дошкольников.





Музыкальная предметная среда должна быть соответствовать глазу, действиям руки, росту ребенка. В музыкальном уголке должны стоять шкаф, полки для музыкальных пособий, пару столов, стулья для дидактических игр. Пособия развивающей среды должны быть эстетичны, привлекательны, просты в обращении, вызывать желание действовать с ними.











Музыкальный уголок должен быть расположен очень удобно, чтобы дети могли свободно подходить и брать инструменты и пособия. Для того чтобы у детей постоянно поддерживался интерес к самостоятельной музыкальной деятельности, необходимо 1-2 раза в месяц обновлять пособия в музыкальной зоне, вносить новое оборудование.



Оборудование музыкального уголка разделяют на два уровня: для воспитателя и для детей. На верхнюю полку помещают инструменты, которые используются детьми дозировано (например, металлофон), и те, с которыми дети могут заниматься только под контролем воспитателя, в соответствии с санитарно- эпидемиологическими нормами ДОУ


На нижней полке - барабаны, ложки, треугольники, маракасы. Необходимо уделять особое внимание качеству звучания музыкальных инструментов. Они должны быть хорошо настроены и издавать знакомые детям звуки. Не забывайте, что некачественное звучание калечит и засоряет слуховой опыт ребёнка!


В музыкальных уголках должны находиться: Материал для творческих сюжетно-ролевых игр – мягкие игрушки мягкие музыкальные игрушки; куклы - неваляшки, образные музыкальные "поющие" или "танцующие" игрушки








Всевозможные картинки: Книжки-малютки «Мы поем», Музыкальные картинки к песням, которые могут быть выполнены в виде большого альбома или отдельные красочные иллюстрации, Иллюстрации по теме «Времена года», Иллюстрации музыкальных инструментов, Картинки с изображением животных поющих, танцующих или играющих на музыкальных инструментах, Альбомы «Мы рисуем песенку» Альбомы для рассматривания «Симфонический оркестр», «Народные инструменты», «Танцы народов мира», Графическое пособие «Эмоции




Озвученные музыкальные инструменты и игрушки игрушки-инструменты со звуком неопределённый высоты игрушки-инструменты, издающие только один звук игрушки-инструменты с фиксированной мелодией игрушки-инструменты с диатоническими и хроматическими звукорядом для творческого музицирования





Роль воспитателя – побуждать детей применять навыки, полученные на музыкальных занятиях в повседневной жизни детского сада. От компетентности взрослого, его доброжелательности и заинтересованного отношения к детям зависит, станет ли эта среда развивающей, захочет и сможет ли ребёнок освоить её в своей деятельности. Ребёнок и взрослый действуют вместе им обоим должно быть комфортно в музыкальной среде.


Самостоятельная музыкальная деятельность в группе является одним из показателей уровня развития детей, дает представление о том объёме навыков, умений, знаний, которые дети получили в результате проводимой с ними работы. Происходит перенос способов действий, освоенных на музыкальных занятиях, в совершенно новые условия, ситуации; ребёнок действует уже по собственной инициативе, в соответствии со своими интересами, желаниями, потребностями.

Наполнение музыкального уголка в группах детского сада

консультация

для воспитателей

музыкальные руководители

Дмитриева М.В.

Швыдкова Н.В.


  • Музыкальное развитие ребёнка обусловлено не только занятиями с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, экспериментировать с музыкальными игрушками, свободно заниматься творческим музицированием.
  • Самостоятельная творческая деятельность ребёнка возможна при условии создания специальной предметно-развивающей среды.
  • Для развития самостоятельной музыкальной деятельности детей очень большое значение имеет музыкальный уголок в группе (музыкальная зона).
  • Развитие творческого начала детей во многом зависит от оборудования и его привлекательности.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ УГОЛОК – это место, где дети познают музыку и её красоту.

ЗАДАЧИ:

Творчески оформленный музыкальный уголок поможет:

  • расширять представления о музыке;
  • развивать воображение детей;
  • активизировать эмоциональную сферу, мышление, речь;
  • создавать радостное настроение.

  • Соответствие возрасту, требованиям Программы, ФГОС.
  • Рациональность расположения, доступность, подвижность.
  • Наличие фонотеки, аудиотеки с песнями, сказками, музыкой
  • Наличие атрибутов из бросового материала, нетрадиционного оборудования.
  • Наличие иллюстративного материала для ознакомления детей с разными видами музыкальных инструментов
  • Разнообразие детских музыкальных и шумовых инструментов.
  • Эстетика в оформлении оборудования и самого уголка.
  • Креативность (творчество) педагогов в дизайне уголка.
  • Безопасность оборудования и материалов уголка музыкальной деятельности;
  • Разнообразие дидактических игр по разным видам музыкальной деятельности и их соответствие возрастным особенностям детей;
  • Наличие и разнообразие иллюстративного материала по музыкальным произведениям;
  • Наличие портретов известных музыкантов в соответствии с программой;

Оборудование музыкального уголка разделяют на два уровня:

для воспитателя и для детей

  • На верхнюю полку помещают инструменты, которые используются детьми дозированно (например, металлофон), и те, с которыми дети могут заниматься только под контролем воспитателя, в соответствии с санитарно - эпидемиологическими нормами ДОУ
  • На нижней полке - барабаны, ложки, треугольники, маракасы. Необходимо уделять особое внимание качеству звучания музыкальных инструментов. Они должны быть хорошо настроены и издавать знакомые детям звуки. Не забывайте, что некачественное звучание калечит и засоряет слуховой опыт ребёнка!

ВИДЫ ПОСОБИЙ: 1. Не озвученные детские музыкальные игрушки и инструменты

2. Озвученные музыкальные инструменты и игрушки

  • игрушки-инструменты со звуком неопределённый высот
  • игрушки-инструменты, издающие только один звук
  • игрушки-инструменты с фиксированной мелодией
  • игрушки-инструменты с диатоническими и хроматическими звукорядом для творческого музицирования

3. Образные пособия

  • Портреты композиторов (произведения которого дети поют или слушают)

Чайковский П.И.

Кабалевский Д.Б .

Прокофьев С.С.

Рахманинов С.В.

2) Иллюстрации - пособия типа «Лото»: карточки

с нарисованными или наклеенными на них картинками


4. Самодельные музыкальные инструменты

Раз в два- три месяца обновлять пособия, вносить новые музыкально-дидактические игры, самодельные музыкальные инструменты (стуканчики, сыпучки, коробочки, трещотки, погремушки), пополнять картотеку песен, попевок, упражнений, артикуляционной гимнастики, материалом, ранее выученном на музыкальных занятиях.


Важно, чтобы музыкальный уголок находился:

  • в освещенном, легкодоступном для детей месте;
  • кроме того, он должен быть по возможности изолирован, так как, с одной стороны, музыкальные занятия и игры детей требуют сосредоточения слухового внимания, а с другой стороны, «звучащая» деятельность не должна мешать другим занятиям дошкольников.

В углу лучше поставить магнитофон, с помощью которого дети прослушают музыку, а также мелодии, способствующие психологической релаксации и психическому расслаблению.

В музыкальном уголке должны лежать игрушечные музыкальные инструменты:

  • барабан,
  • дудочка,
  • миниатюрное пианино,
  • металлофон,
  • также музыкальные игрушки.

Обычно на стенах музыкального уголка вывешивают стенды.

На них закрепляются:

  • фотографии детских выступлений,
  • портреты композиторов,
  • красочные плакаты,
  • картинки с музыкальными инструментами.

  • Ванька – встанька
  • Музыкальные «поющие» или «танцующие» игрушки (петушок, котик, зайка и т. д.)
  • Музыкальные инструменты с фиксированным звуком - органчики, шарманки
  • Шумовые инструменты: погремушки, колокольчики, бубен, барабан
  • Неозвученные бутафорские музыкальные инструментов (гармошки, дудочки, балалайки и т. д.)
  • Атрибуты к музыкальным подвижным играм
  • Флажки, султанчики, платочки, яркие ленточки с колечками, погремушки, осенние листочки, снежинки для детского танцевального творчества (пополняется по необходимости)
  • Ширма настольная с перчаточными игрушками
  • Музыкальные картинки к песням, которые могут быть выполнены на кубе, в виде альбома или отдельные красочные иллюстрации.

СРЕДНЯЯ ГРУППА

  • Целесообразно пособия, атрибуты и музыкальные инструменты оставить

с младшей группы и добавить:

  • Металлофон
  • Шумовые инструменты для детского оркестра
  • Книжки «Наши песни» (каждая книжка иллюстрирует знакомую детям песню)
  • Фланелеграф или магнитная доска
  • Музыкально-дидактические игры: «
  • Музыкальные инструменты», «Звонкие ладошки», «Ритмические палочки» и др.
  • Атрибуты к подвижным музыкальным играм:
  • «Кошка и котята», «Заинька», «Зайцы и медведь», «Лётчики» и др.
  • Музыкальные лесенки (трехступенчатая, на которых находятся маленькая и большая птички или маленькая и большая матрешка
  • Ленточки, цветные платочки, султанчики и т. п. (атрибуты к танцевальным импровизациям но сезону)
  • Ширма настольная и набор игрушек
  • Магнитофон и набор программных аудиозаписей

СТАРШАЯ ГРУППА

  • Дополнительно к оборудованию музыкального уголка средней группы используется следующее:
  • Погремушки, бубны, барабаны, треугольники
  • Музыкальные игрушки-инструменты с хроматическим и диатоническим звуком

(металлофон, пианино, баян, аккордеон, флейта)

  • Иллюстрации