Жанровое своеобразие произведения грибоедова горе от ума. Жанр "Горе от ума". Комедия в стихах А. С. Грибоедова. Афоризмы из "Горе от ума". Особенности жанра комедии «Горе от ума»

История создания комедии

Комедия «Горе от ума» – главный и наиболее ценный результат творчества А.С. Грибоедова. При изучении комедии «Горе от ума» анализу следует подвергнуть, в первую очередь, условия, в которых писалась пьеса. Она затрагивает вопрос назревающего противостояния прогрессивного и консервативного дворянства. Грибоедов высмеивает нравы светского общества начала 19 века. В связи с этим создание такого произведения было довольно смелым шагом в тот период развития русской истории.

Известен случай, когда Грибоедов, вернувшись из-за границы, оказался на одном из аристократических приемов в Петербурге. Там его возмутило подобострастное отношение общества к одному иностранному гостю. Прогрессивные взгляды Грибоедова подтолкнули его к высказыванию своего резко отрицательного мнения по этому поводу. Гости сочли молодого человека сумасшедшим, и весть об этом быстро распространилась в обществе. Именно этот случай подтолкнул писателя к созданию комедии.

Тематика и проблематика пьесы

Анализ комедии «Горе от ума» целесообразно начинать с обращения к ее названию. В нем отражена идея пьесы. Горе от своего здравомыслия испытывает главный герой комедии – Александр Андреевич Чацкий, который отвергнут обществом только из-за того, что он умнее окружающих его людей. Отсюда же вытекает и другая проблема: если общество отвергает человека незаурядного ума, то как это характеризует само общество? Чацкий чувствует себя неуютно среди людей, считающих его безумным. Это рождает многочисленные речевые столкновения главного героя с представителями ненавистного ему общества. В этих разговорах каждая из сторон считает себя умнее собеседника. Только ум консервативного дворянства заключается в умении подстраиваться под существующие обстоятельства для получения максимальной материальной выгоды. Тот, кто не гонится за чинами и деньгами для них безумец.

Принятие взглядов Чацкого для консервативного дворянства означает начать менять свою жизнь в соответствии с требованиями времени. Это никому не кажется удобным. Проще объявить Чацкого сумасшедшим, ведь тогда на его обличительные речи можно просто не обращать внимания.

В столкновении Чацкого с представителями аристократического общества автор поднимает ряд философских, нравственных, национально-культурных и бытовых вопросов. В рамках этих тем обсуждаются проблемы крепостного права, служения государству, образования, семейного уклада. Все эти проблемы раскрываются в комедии через призму понимания ума.

Конфликт драматического произведения и его своеобразие

Своеобразие конфликта пьесы «Горе от ума» заключается в том, что их два: любовный и социальный. Социальное противоречие заключается в столкновении интересов и взглядов представителей «века нынешнего» в лице Чацкого и «века минувшего» в лице Фамусова и его сторонников. Оба конфликта тесно связаны друг с другом.

Любовные переживания заставляют Чацкого прийти в дом Фамусова, где он не был уже три года. Свою возлюбленную Софью он застает в растерянном состоянии, она очень холодно принимает его. Чацкий не догадывается, что прибыл не вовремя. Софья занята переживаниями любовной истории с Молчалиным, секретарем своего отца, живущим в их доме. Бесконечные размышления о причинах охлаждения чувств Софьи заставляют Чацкого задавать вопросы возлюбленной, ее отцу, Молчалину. В ходе диалогов выясняется, что у Чацкого расходятся взгляды с каждым из собеседников. Они спорят о службе, об идеалах, о нравах светского общества, об образовании, о семье. Взгляды Чацкого пугают представителей «века минувшего», потому что они угрожают привычному укладу жизни фамусовского общества. Консервативные дворяне не готовы к переменам, поэтому в обществе мгновенно разносится слух о сумасшествии Чацкого, невзначай пущенный Софьей. Возлюбленная главного героя является источником неприятной сплетни потому, что он мешает ее личному счастью. И в этом снова усматривается переплетение любовного и социального конфликтов.

Система действующих лиц комедии

В изображении персонажей Грибоедов не придерживает четкого разделения их на положительных и отрицательных, что было обязательным для классицизма. Все герои имеют как положительные, так и отрицательные черты. Например, Чацкий умен, честен, смел, независим, но он также вспыльчив, бесцеремонен. Фамусов сын своего века, но при этом он прекрасный отец. Софья, безжалостная по отношению к Чацкому, умна, смела и решительна.

А вот использование «говорящих» фамилий в пьесе – прямое наследие классицизма. В фамилию героя Грибоедов старается вложить ведущую черту его личности. Например, фамилия Фамусов произведена от латинского fama, что означает «молва». Следовательно, Фамусов – человек, которого больше всего волнует общественное мнение. Достаточно вспомнить его финальную реплику, чтобы в этом убедиться: «…Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!». Чацкий первоначально был Чадским. Эта фамилия намекает на то, что герой находится в чаду своей борьбы с нравами аристократического общества. Интересен в этом отношении и герой Репетилов. Его фамилия связана с французским словом repeto – повторяю. Этот персонаж – карикатурный двойник Чацкого. Он не имеет собственного мнения, а только повторяет чужие слова, в том числе и слова Чацкого.

Важно обратить внимание и на расстановку персонажей. Социальный конфликт происходит в основном между Чацким и Фамусовым. Любовное противостояние выстраивается между Чацким, Софьей и Молчалиным. Это главные действующие лица. Объединяет любовный и общественный конфликт фигура Чацкого.

Самым сложным в комедии «Горе от ума» считается образ Софьи. Ее сложно отнести к лицам, придерживающимся взглядов «века минувшего». В отношениях с Молчалиным она презирает мнение общества. Софья много читает, любит искусства. Ей противен глупый Скалозуб. Но и сторонницей Чацкого ее не назовешь, ведь в разговорах с ним она корит его за язвительность, беспощадность в словах. Именно ее слово о безумии Чацкого стало решающим в судьбе главного героя.

Важны в пьесе и второстепенные и эпизодические персонажи. Например, Лиза, Скалозуб непосредственно участвуют в развитии любовного конфликта, усложняя и углубляя его. Эпизодические персонажи, появляющиеся в гостях у Фамусова (Тугоуховские,Хрюмины, Загорецкий), полнее раскрывают нравы фамусовского общества.

Развитие драматического действия

Анализ действий «Горя от ума» позволит выявить композиционные особенности произведения и особенности развития драматического действия.

Экспозицией комедии можно считать все явления первого действия до приезда Чацкого. Здесь читатель знакомится с местом действия и узнает не только о любовной связи Софьи и Молчалина, но и о том, что раньше Софья питала нежные чувства к Чацкому, уехавшему странствовать по свету. Появление Чацкого в седьмом явлении первого действия – завязка. Далее следует параллельное развитие социального и любовного конфликтов. Конфликт Чацкого с фамусовским обществом достигает своего пика на балу – это кульминация действия. Четвертое действие, 14 явление комедии (заключительный монолог Чацкого) представляет собой развязку как общественной, так и любовной линии.

В развязке Чацкий вынужден отступить перед фамусовским обществом, потому что он в меньшинстве. Но его едва ли можно считать побежденным. Просто время Чацкого еще не пришло, раскол в дворянской среде только наметился.

Своеобразие пьесы

Исследование и анализ произведения «Горе от ума» позволит обнаружить его яркое своеобразие. Традиционно «Горе от ума» принято считать первой русской реалистической пьесой. Несмотря на это в ней сохранились черты, присущие классицизму: «говорящие» фамилии, единство времени (события комедии происходят в течение одного дня), единство места (действие пьесы разворачивается в доме Фамусова). Однако Грибоедов отказывается от единства действия: в комедии параллельно развиваются сразу два конфликта, что противоречит традициям классицизма. В образе главного героя также четко просматривается формула романтизма: исключительный герой (Чацкий) в необычных обстоятельствах.

Таким образом, актуальность проблематики пьесы, ее безусловное новаторство, афористичность языка комедии имеют не только огромное значение в истории русской литературы и драматургии, но также способствуют популярности комедии у современных читателей.

Тест по произведению

«Горе от ума» А. С. Грибоедова по-настоящему можно считать новаторским произведением. До сих пор существует полемика по вопросу жанра данной пьесы.

Привычно определение жанра произведения как комедии. Действительно, в пьесе можно наблюдать комические ситуации, в которых оказываются комические персонажи. К примеру, образ Скалозуба олицетворяет необразованность и ограниченность, во всех сценах он смешон. Да даже сам Чацкий, по мнению А. С. Пушкина, выглядит смешно, когда пытается «метать бисер» перед необразованными людьми. Язык пьесы также комичен, он легкий, остроумный, легко запоминающийся. Не зря речь настолько афористична.

Но нельзя точно определить разновидность комедии. Здесь есть черты и комедии характеров, и бытовой комедии, и общественной сатиры.

Сам Грибоедов первоначально определяет произведение как сценическую поэму, затем называет его драматической картиной, а впоследствии обозначает пьесу комедией в стихах. Даже здесь мы видим невозможность четко определить жанровое своеобразие грибоедовского произведения. Современники писателя называли пьесу высокой комедией, так как в ней автор поднимает достаточно серьезные проблемы современного им общества.

Однако есть критики, спорящие по поводу того, является ли пьеса «Горе от ума» комедией. Важным аргументом служит то, что главный герой – Чацкий – далеко не комичен. В пьесе происходит противостояние человека образованного с не понимающим его обществом. И этот конфликт между «веком минувшим» и «веком нынешним» трагичен. В этом отметим черты трагедии.

Чацкий даже переживает душевную драму, оказавшись в противостоянии со всем обществом. Драму, но уже личного характера, переживает и Софья, которая разочаровывается в своем возлюбленном. Поэтому здесь проявляются черты драматического жанра.

Таким образом, авторский замысел был настолько велик, что не смог уложиться в рамки одного жанра. Можно отметить черты драмы и трагедии, хотя ведущим жанром, конечно, является комедия, принцип которой «смех сквозь слезы».

Вариант 2

Произведение не является ни одним из классических литературных жанров, поскольку относится к новаторскому созданию писателя, который изначально определял пьесу в виде сценической поэмы, затем называл ее драматической картиной, а впоследствии отнес к комедийному произведению.

Автор сознательно отходит от традиционных принципов произведений классицизма, вводя в сюжетную линию пьесу несколько конфликтов, в которых помимо любовной линии присутствует острая социально-политическая направленность, определяющая основную тематику комедии в виде трагического противостояния разумной личности, разоблачающей взяточничество, карьеризм, лицемерие, недалекому окружающему ее обществу.

Для реализации своего творческого замысла писатель вносит существенную корректировку в классицистические каноны традиционного понимания комедийного литературного жанра.

Во-вторых, автор, описывая характерные черты персонажей комедии, добавляет к ним реалистичные, достоверные качества, наделяя каждого из героев, как положительными, так и отрицательными чертами характера. Реалистичность пьесы подчеркивается раскрытием автором насущных проблем, волнующих прогрессивных представителей современного общества, которые писатель выражает через образ основного персонажа произведения.

Кроме того, в комедии присутствуют элементы драматического произведения, которые выражаются в душевных переживаниях главного героя, столкнувшегося с безответной любовью.

Применяя в повествовании острую сатиру, писатель представляет свое произведение в виде живой демонстрации существующей общественной жизни, погрязшей в ханжестве, чинопреклонении, лживости, лицемерии, жадности. Комическая речь героев пьесы пестрит использованием многочисленных живописных, ярких, выразительных афоризмов, которые автор вкладывает в уста практически всех персонажей комедии.

Отличительной особенностью пьесы является его стихотворная форма, заключенная в неизбежный ритм, не допускающих пауз, остановок, представляющей произведение в форме музыкальной драмы.

Все вышеперечисленное позволяет отнести грибоедовское произведение к разряду литературных творений, представляющих жанровое сочетание, при этом основным из них является общественно-социальная комедия. Использование комических обстоятельств в пьесе с применением разнообразных несоответствий, противоречий между трагедией и комедией позволяет автору продемонстрировать истинный смысл драматического конфликта века нынешнего и века минувшего, раскрывая жанровую суть произведения в форме трагикомедии, выражающейся в психологическом реализме описываемых событий.

Созданное писателем творение, изобилующее художественно-сатирическими элементами, является значительным вкладом в развитии русской литературы.

Несколько интересных сочинений

  • Смысл названия повести Очарованный странник Лескова

    В 1873 году Н.С.Лесков написал повесть «Черноземный Телемак», но потом по какой-то причине переименовал её. Произведение получило более точное и ёмкое название – «Очарованный странник».

  • Сочинение Хлестаков и хлестаковщина 8 класс

    В произведении Гоголя под названием «Ревизор» существует два понятия, которые неразрывно связаны друг с другом. Хлестаков и хлестаковщина, которые со временем вышли за пределы простых литературных понятий

  • Характеристика и образ Лели в рассказе Кусака Андреева сочинение

    Основным персонажем произведения является Леля, представленная писателем в образе молодой девушки, являющейся учащейся гимназии.

  • Образ и характеристика Григория Муромского в повести Барышня-крестьянка Пушкина сочинение

    Григорий Иванович Муромский - это зажиточный помещик, жена которого умерла. Он бездарно и необдуманно тратит деньги, сыпет ими налево и направо.

  • История донских Казаков уходит в глубину веков. Во времена Ивана Грозного, казаки дрались с крымским ханом, царица Екатерина любила, казаков, они пользовались большими привилегиями

Комедия Грибоедова «Горе от ума» известна нам еще с детских лет, так как она уже давно включена в школьную программу. В этой статье мы более подробно поговорим о жанре произведения, его основных темах и идее, рассмотрим сюжет, образы главных героев, а также приведем несколько самых популярных афоризмов.

О произведении

Жанр («Горе от ума») рассмотрим ниже, а пока поговорим об истории создания. Известно, что Грибоедов начал писать пьесу в 1821 году. В эти годы писатель служил в Тифлисе, но тем не менее находил время для работы. В 1823 г. Грибоедов вернулся в Москву, где и завершил работу над комедией. Здесь он впервые прочитал произведение в кругу друзей.

Жанр

Довольно непросто определить каков его жанр. «Горе от ума» - произведение новаторское и нарушает многие канонические принципы классицизма. Как и любая традиционная пьеса, «Горе от ума» в своей основе имеет любовную интригу, но главным оказывается общественный конфликт, развивающийся параллельно. К тому же пьеса объединяет бытовую комедию, комедию характеров и общественную сатиру, что недопустимо для классицизма.

Также возникают сомнения и относительно того, можно ли назвать произведение комедией, как охарактеризовал его автор. Ведь главный персонаж совсем нетипичен и не вызывает смеха. С другой стороны, присутствуют все признаки заявленного жанра - сатирические персонажи и ситуации.

В итоге современные критики назвали произведение высокой комедией, поскольку Грибоедов поднимает в нем серьезные общественные и нравственные проблемы. А изменения, внесенные в жанр автором, обуславливаются тем, что для реализации замысла требовалось больше возможностей, чем позволяла классическая традиция.

Что нового?

Жанр («Горе от ума») не зря считается новаторским. Начнем с того, что автор нарушил в произведении единства действия. То есть вместо одного конфликта, как было принято в классицизме, Грибоедов изображает два - социальный и любовный. Также в классической комедии порок неизбежно побеждается добродетелью, но здесь и этого не происходит. Чацкий оказывается в меньшинстве и вынужден бежать.

Также по-другому изображает персонажей Грибоедов. Они не делятся на отрицательных и положительных, и наделены более реалистическими чертами: у них есть как нелицеприятные, так и позитивные качества. Например, Софья переживает личную драму, несмотря на то, что ее сложно назвать отрицательным персонажем. Девушка искренне была влюблена в Молчалина.

Из всего вышесказанного можно заключить, что своеобразие произведения состоит в том, что оно включает в себя несколько жанров, из которых ведущим является общественная комедия.

Смысл названия

При анализе пьесы невозможно не раскрыть смысл названия. «Горе от ума» - заглавие, которые помогает читателю понять основную тему, которую хотел раскрыть автор. А именно, он акцентировал внимание именно на категории ума. Начнем с того, что название отсылает нас к русской народной пословице, где описывается столкновение умного и глупого, оканчивающееся победой последнего. Таким образом, еще не прочитав текст, мы уже можем предсказать развязку.

Этот конфликт глупости и ума всегда был важен для классицизма. Но Грибоедов переосмыслил его. Не зря у современников сразу же возник вопрос: а кто же в комедии умен? Критики сходятся во мнении, что наделены этим качеством двое - Молчалин и Чацкий. Однако первому он помогает жить, а второго губит. Дело в том, что перед нами два типа ума. У Молчалина - умеренный, житейский, а у Чацкого пылкий и неприспособленный к реалиям. Таким образом, смысл названия («Горе от ума») обретает несколько другое значение. Мы видим, что несчастья приносит не просто разум, но ум определенного типа.

Главный герой произведения - Александр Андреевич Чацкий, дворянин, который после трехлетнего путешествия возвращается к своей возлюбленной Софье. Таким образом, сначала мы видим обычный любовный сюжет.

«Горе от ума» начинается с пробуждения Лизоньки, которая не выспалась из-за ночных встреч Софьи и Молчалина ведь она должна была сохранить свидание в тайне. В этот же день девушка вспоминает о своем давнем увлечении Чацким, называя его умным и незаурядным человеком. Однако это все было лишь детским увлечением, к тому же он обидел ее своим неожиданным отъездом. В этот момент докладывают о возращении Чацкого.

Молодой человек рад встрече и намеревается жениться на Софье, но та встречает его очень холодно. Фамусов также не хочет отдавать свою дочь за дворянина без высокого чина. Разгорается спор о «старых» и «новых» людях.

Постепенно Чацкий начинает подозревать, что у Софьи есть другой возлюбленный. Он становится холоден, за что обвиняется девушкой в бесчувственности.

Оставшись наедине с Лизой, Молчалин заигрывая с ней.

Третье и четвертое действие: кульминация и развязка

Комедия Грибоедова «Горе от ума» не дает читателю идеального героя: даже Чацкий изображается несовершенным человеком со своими недостатками.

Итак, главный персонаж не может понять, кто же мил Софье. Молчалина он не может считать кандидатом, так как он «жалчайшее создание», неспособное на пылкие чувства и самоотверженность. Когда же выясняется, что именно он стал избранников Софьи, Чацкий разочаровывается в возлюбленной.

Главный герой произносит обличительный монолог о современном обществе. В это же время в свете распространяется слух, пущенный Софьей, о том, что Чацкий безумен. В итоге герой вынужден бежать из Москвы.

«Горе от ума»: персонажи

Сначала перечислим главных героев комедии.

  • Начнем, разумеется, с Александра Чацкого. Он с детства знал Софью и был в нее влюблен. Но за 3 года до начала действий комедии отправился путешествовать. Именно с его возращением связано начало пьесы и завязка всех конфликтов. Чацкий противопоставляет себя обществу со всей пылкостью юности. Но в итоге он терпит поражение и ему приходится бежать из дома, знакомого с детства.
  • Софья Фамусова - девушка 17 лет, которая выросла без матери и была воспитана отцом. Она беззаветно влюблена в Молчалина и готова защищать того до последнего. Софья не глупа, также Грибоедов наделил ее смелостью и способностью противостоять мнению окружающих.
  • Алексей Молчалин - служит секретарем у Фамусова и живет в его доме. Он весьма осторожен и осмотрителен, помнит о своем низком происхождении. Молчалин знает, что Софья его любит. Он не отвечает взаимностью и готов притворяться ради хорошего отношения со своим работодателем.
  • И, наконец, Фамусов Павел Афанасьевич - отец Софьи, служащий управляющим в казенном доме. Для него важны две вещи - чин и мнение света. Он очень боится просвещения и образованных людей.

Второстепенные герои

Есть и другие действующие лица в пьесе «Горе от ума». Персонажи второго плана, можно сказать, делятся на две группы - это представители местного света и слуги. Первые являются отражением общественных веяний. По ним можно судить, что творится в умах представителей высшего общества. Грибоедов изображает их недалекими, закостенелыми, глупыми консерваторами. К их числу относятся Скалозуб, Тугоуховский, Хрюмины, Горичи, а также Фамусов, глава дома. Жанр («Горе от ума») предполагает наличие комического начала, которое и воплотилось в этом обществе.

Слуги не занимают столь значительного места. Они, как принято в русской литературе, отражают характер народа. Среди этой группы выделяются двое - Лизонька, служанка Софьи, помогающая ей тайно видеться с Молчалиным, и Петрушка, исполняющий роль насмешника.

Темы произведения

В пьесе далеко не одна тема. «Горе от ума» имеет обширную проблематику. Грибоедову удалось коснуться практически всех проблем своего времени. Именно поэтому пьеса долгое время была под цензурным запретом. Итак, перечислим основные темы комедии: образование и воспитание дворян, жестокость помещиков, крепостное право, бессмысленная бюрократия, погоня за чинами, борьба «старого» и «нового», аракчеевщина, французомания, либерализм, любовь ко всему иностранному. Также писатель обращается к таким извечным темам, как любовь, брак, семья, отношения между женщиной и мужчиной и пр.

Афоризмы из «Горе от ума»

Цитаты из пьесы давно полюбились читателям и «ушли в народ». Сейчас мы не всегда может даже понять, что это слова из произведения Грибоедова, настолько мы привыкли к этим выражениям.

Приведем самые известные:

  • «И дым Отечества нам сладок и приятен!».
  • «Счастливые часов не наблюдают».
  • «Чуть свет уж на ногах! И я у ваших ног».
  • «Карету мне, карету!».

Афоризмы из «Горе от ума» пользуются такой популярностью благодаря своей меткости и удивительной злободневности, которая сохранилась и сегодня.

О своеобразии комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” писали многие критики. Например, В. Г. Белинский сказал так: “Горе от ума” - это благороднейшее создание гениального человека”. Наиболее же полный и исчерпывающий отзыв о комедии - это критический этюд И. А. Гончарова “Мильон терзаний”: “Комедия “Горе от ума” есть и картина нравов, и галерея живых типов, и вечно острая, жгучая сатира, и вместе с тем комедия”. Да, в этой комедии необычно все. Жанровые особенности этого произведения неординарны, как и вся пьеса. "На первый взгляд, это бытовая комедия, так как все действие происходит в доме Фамусова и в него вовлечены все, кто живет в нем, а читатель и зритель узнает о мельчайших подробностях жизни в этом дворянском особняке. Кажется, что Грибоедов не выходит за рамки описания быта этих людей, но мы видим отношение автора комедии к жизни московского барства. Это произведение отражает конфликт между двумя поколениями дворян в России начала XIX века, почему и может быть названо комедией политической. Но, изображая все общество, автор не забывает про личности. Он описывает всех и каждого в отдельности. Мы видим чувства и переживания Софьи, Чацкого, Фамусова и многих других персонажей. Следовательно, комедия носит и психологический характер. В центре произведения - проблема ума, достоинства личности, значит, это еще и философская драма.

Построена она по правилам классицизма: говорящие фамилии, пространные монологи героев, единство времени и места. Но единство действия уже не соблюдено. А. С. Грибоедов удивительно точно и метко отражает все проблемы современного ему общества, все его недостатки, показывая типических героев в типических обстоятельствах. Следовательно, комедия А. С. Грибоедова - произведение реалистическое с элементами классицизма. Она столь необычна, но почему? Возможно, это объясняется неординарностью личности самого автора. Этого человека можно и нужно назвать гением. Его таланты настолько разнообразны, что даже невозможно предугадать, в какой области этот человек мог бы себя проявить лучше. За что бы он ни брался, все у него получалось и всегда он был на высоте. Примером тому могут служить написанные им вальсы, которые высоко оценил Ф. Глинка и Иоганн Штраус. Грибоедов знал множество языков, причем самых разнообразных, и был великолепным дипломатом, много сделавшим для блага Родины. Это был один из самых умных и образованнейших людей своего времени, который прекрасно понял и оценил свою эпоху, почему и мир героев в его произведении так разнообразен.

Особый к себе интерес вызывает фамусовское общество. Эти люди посредственны, они похожи один на другого, у них одинаковое понимание смысла жизни. Но прежде всего они люди со своими проблемами, слабостями и недостатками. Каждый герой имеет свои особенности, присущие только ему. К примеру, Репетилов такой же, как все. Но он слишком многословен, и его цель - во всем следовать моде. Он ставит себя наравне с Чацким, считает себя умным и образованным человеком. Репетилов ходит в Английский клуб, где “тайные собрания”, “секретнейший союз”, где “вслух, громко говорим, никто не разберет”. Разговаривая с собеседником, Репетилов слышит только себя, он даже порой не замечает появления и ухода собеседника. Он иногда произносит философские фразы, которые, вероятно, услышал в Английском клубе: “Да умный человек не может быть не плутом...” Но, говоря всю правду, он не идет против фамусовского общества. Когда он узнает, что Чацкий безумен, то поначалу не верит, но потом произносит: “Простите, я не знал, что это слишком гласно”. Так, если вначале, благодаря услышанным в клубе фразам, Репетилов может показаться не таким, как все, то потом читатель яснее видит его истинное лицо. Интересна также супружеская пара Горичей, их манера общения друг с другом, их разговоры. Наталья Дмитриевна постоянно называет мужа “ангелом”, “жизнью”, “бесценным”, “душечкой”, и тут же ремарка Грибоедова: “Целует мужа в лоб”. А Платон Михайлович: “Наташа-матушка. Тебе в угодность, пускаюсь по команде в пляс”. А после ее ухода говорит: “Да кто жениться нас неволит!” Вот пример “мужа-мальчика, мужа-слуги”. Грибоедов высмеивает эту пару, показывая “высокий идеал московских всех мужей”. Не менее интересен образ Антона Антоновича Загорецкого. Он тут же передает все сплетни, бегает, болтает со всеми без остановки. Грибоедов осмеивает тип таких людей, что было высоко оценено А. С. Пушкиным. Загорецкий - истинный представитель фамусовского общества. Он точно так же, как, например, Фамусов и Скалозуб, ненавидит просвещение, побаивается басен:

Басни - смерть моя!

Насмешки вечные над львами! над орлами!

Кто что ни говори:

Хотя животные, а все-таки цари.

Все прекрасно понимают, что это за человек: Лгунишка он, картежник, вор.

Но несмотря на это, он вхож во все приличные дома Москвы... Горич замечает по этому поводу:

У нас везде ругают, а всюду принимают.

Этих людей Грибоедов высмеивает и осуждает за глупые высказывания, лицемерное поведение, необразованность, бездушие. Всем им автор противопоставляет Чацкого. Этот человек образован и открыт. Все, что у него на душе, он высказывает человеку прямо в лицо, ничего не скрывая. Но именно поэтому Пушкин отказал ему в уме, сказав, что умный человек не будет “метать бисер перед Репетиловыми и тому подобными”. Так что об уме Чацкого (а вернее, о его проявлениях в обстоятельствах пьесы) можно поспорить, но в образованности отказать ему нельзя. Ему неприятно видеть лицемерие и ложь, которые царят в фамусовском обществе, так как он человек “века нынешнего”. Это “новый человек” с новыми принципами и взглядами на жизнь. Лиза говорит о нем:

Кто так чувствителен, и весел, и остер,

Как Александр Андреич Чацкий!

Необходимо отметить, что собирательный образ дворянского общества в комедии был бы недостаточно полным без внесценических персонажей, которых мы не видим, но о которых часто упоминают действующие лица комедии. Кто же они? Это и Максим Петрович, и некто “Нестор негодяев знатных”, и Татьяна Юрьевна, о которой столь лестно отзывается Молчалин, и княгиня Марья Алексеевна, мнения которой так боится Фамусов. Эти герои позволили расширить рамки произведения, показать все российское общество начала XIX века.

Комедия жива до наших дней, так как в обществе всегда есть Молчалины, Фамусовы, Загорецкие и Чацкие. Пушкин сказал о комедии: “О стихах я не говорю: половина из них войдет в пословицу”. Это пророчество сбылось. В наши дни многие пользуются фразами из комедии, которые уже успели стать афоризмами. Самые распространенные из них:

Счастливые часов не наблюдают...

Ба! Знакомые все лица...

Дома новы, но предрассудки стары...

Жанровое своеобразие комедии Грибоедова «Горе от ума».

Сюжет и композиция.

Дата проведения:

Цель:

- Раскрыть жанровое своеобразие пьесы.

Выяснить - комедия или драма?

Изучить мнение критиков по данному вопросу.

Особенности композиции пьесы.

Тексты…внешне даже самые яркие и податливые,

говорят лишь тогда, когда умеешь их спрашивать.

Марк Блок

«Горе от ума»…до сих пор неразгаданное и, может

Быть, величайшее творение всей нашей литературы…

Александр Блок

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Чтение сочинений «Перечитывая комедию Грибоедова…».

II. Слово учителя.

Мы перечитали комедию вместе. Ваши выступления показали, как много интересных наблюдений, открытий вы для себя сделали.

Теперь нам предстоит обобщить наши наблюдения, систематизировать их, перевести на литературоведческий язык, то есть проделать важную аналитическую работу для того, чтобы понять авторское отношение к героям, увидеть не только то, ЧТО хотел сказать Грибоедов в своем произведении, но и КАК он это сделал и ЗАЧЕМ.

В первый эпиграф урока вынесены слова из работы французского историка Марка Бока (1886-1944)”Апология истории, или Ремесло историка”.

С чего начать анализ произведения?

С его жанра, потому что жанр-это те “ первые ворота, ” через которые читатель входит в художественный мир произведения. Жанр во многом организует наше восприятие: ведь у каждого жанра свои законы, и грамотный читатель их должен знать, чтобы “уметь спрашивать”.

III . Сопоставление разных высказываний о жанре комедии.

(Для эффективности работы желательно раздать ученикам заранее подготовленный материал.)

МАТЕРИАЛ ДЛЯ РАЗДАЧИ НА УРОКЕ

1.И.А. Гончаров:

“…Комедия “Горе от ума” есть и картина нравов, и галерея живых типов, и вечно острая, жгучая сатира, и вместе с тем и комедия, и скажем сами за себя - больше всего комедия – какая едва ли найдется в других литературах…”

2.А. Блок:

“Горе от ума”...- гениальнейшая русская драма; но как поразительно случайна она! И родилась она в какой - то сказочной обстановке: среди грибоедовских пьесок, совсем незначительных; в мозгу петербургского чиновника с Лермонтовкой желчью и злостью в душе и с лицом неподвижным, в котором “жизни нет ”; мало этого: неласковый человек с лицом холодным и тонким, ядовитый насмешник и скептик…написал гениальнейшую русскую драму. Не имея предшественников, он не имел и последователей себе равных”

3.Н. Пиксанов:

“По существу, “Горе от ума” следовало бы назвать комедией, а драмой, употребляя этот термин не в родовом, а в видовом, жанровом его значении. ”…”

Реализм “Горе от ума” – это реализм высокой комедии – драмы, стиль строгий, обобщенный, лаконичный, экономный до последней степени, как бы приподнятый, просветленный”.

4. А.А. Лебедев:

«Горе от ума» все пропитано стихией смеха, в самых разных его модификациях и применениях… Стихия комического в «Горе от ума» - стихия сложнейше противоречивая… Тут образуется некий сложный сплав самых разных элементов, порой едва совместимых, порой контрастирующих: тут и «легкий юмор», «трепещущая ирония», даже «вроде ласкающий смех» и тут и «едкость», «желчь», сатира.

… Трагедия ума, о которой идет речь в комедии Грибоедова, освещена остроумно. Вот на этой острейшей грани соприкосновения трагического элемента с комическим в «Горе от ума» и выявляется своеобразный подтекст собственно авторского восприятия всего происходящего…»

Как оценили жанр пьесы Грибоедова литературные критики, писатели, поэты: И.А. Гончаров, А. Блок, Н.К. Пиксанов, А.А. Лебедев? (Оценка неоднозначная: комедия или драма.)

IV. Слово учителя.

Каков жанр «Горя от ума» - комедия или драма? Обратимся к тексту произведения и найдем в нем подтверждения выводам исследователей.

АРГУМЕНТЫ В ПОЛЬЗУ КОМЕДИИ.

1. Приемы комического:

А) Главным прием, используемый в комедии Грибоедова, - комические несоответствия:

Фамусов (управляющий в казенном месте, но к обязанностям своим относится халатно):

Дай волю вам, оно бы и засело;

А у меня, что дело, что не дело,

Обычай мой такой:

Подписано, так с плеч долой.

Комические несоответствия в речи и поведении:

Фамусов (Лизе ): Ой! Зелье, баловница…

(Софии ): Свободен, вдов, себе я господин…

Монашеским известен поведеньем!..

Скалозуб (характер героя не соответствует его положению и тому уважению, которое ему оказывают в обществе):

Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы;

Об них как истинный философ я сужу:

Мне только бы досталось в генералы.

Есть противоречия и в высказываниях о нем других персонажей комедии: с одной стороны, он «слова умного не выговорил сроду», с другой – «и золотой мешок, и метит в генералы».

Молчалин (несоответствие мыслей и поведения: циник, но внешне угодлив, обходителен).

Хлестовой:

Ваш шпиц – прелестный шпиц, не более наперстка,

Я гладил все его: как шелковая шерстка!

Лизе о любви к Софье:

И вот любовника я принимаю вид

В угодность дочери такого человека…

Пойдем любовь делить плачевной нашей крали…

Чацкий (несоответствие между умом и смешной ситуацией, в которую он попадает: например, речи Чацкого, обращенные к Софье, он произносит в самый неподходящий момент).

б) Комические ситуации: разговор глухих (монолог Чацкого в I действии, разговор графини бабушки с князем Тугоуховским).

в) Комический эффект создает пародийный образ Репетилова.

г) Прием гротеска в споре гостей Фамусова о причинах сумасшествия Чацкого и т.д.

2. Язык «Горя от ума» - язык комедии (разговорный, меткий, легкий, остроумный, порой резкий, богат афоризмами, энергичный, легко запоминающийся).

Приведите примеры запоминающихся афоризмов из комедии Грибоедова (работа над интонацией произнесения!).

АРГУМЕНТЫ В ПОЛЬЗУ ДРАМЫ

  1. Драматический конфликт героя общества.
  2. Трагедия любви Чацкого и любви Софьи.

Мы убедились: в пьесе есть элементы и комического, и драматического начала. Вот почему мнение критиков неоднозначно.

V. Инсценировка финальных сценок, подготовленных учащимися (в двух интерпретациях – комической и трагической).

VI. Слово учителя.

«Горе от ума» - это, бесспорно, комедия. Но особая, созданная на русской почве, а значит – грустная. Это первая грустная комедия, «смех сквозь слезы» (Гоголь), и первый из типично русских героев: страдающих, ищущих, которых впоследствии назовут в русской классике «лишними людьми»… Вот, вероятно, почему реплика Фамусова в конце комедии быстро забывается – и финал пьесы чаще всего мы связываем с чувствами Чацкого, с его драматической судьбой…

Комедия Грибоедова оказывается сродни «высокой» комедии, своеобразие, которой однажды так охарактеризовал А.С. Пушкин: «… высокая комедия не основана единственно на смехе, но на развитии характеров… нередко (комедия. – Авт.) близко подходит к трагедии».

VII. Работа над сюжетом и композицией комедии.

Своеобразие жанра пьесы, представляющее собой, по сути, «внутренний подрыв» основ классицистической драмы (как рода литературы), естественно, привело к видоизменению традиционного любовного сюжета и композиции пьесы.

1. Познакомьтесь с фрагментом из статьи И.А. Гончарова «Мильон терзаний», посвященной литературоведческому разбору «Горя от ума» и подумайте, какую роль и почему отводит писатель любовной интриге пьесы.

Между нею (Софьей) и Чацким завязался горячий поединок, самое живое действие, комедия в тесном смысле, в которой принимают близкое участие два лица: Молчалин и Лиза. Всякий шаг Чацкого, почти всякое слово в пьесе тесно связано с игрой чувства его к Софье, раздраженного какой-то ложью в ее поступках, которую он и бьется разгадать до самого конца. Весь ум его и все силы уходят в эту борьбу: она и послужила тем мотивом, поводом к раздражениям, к тому «мильону терзаний», под влиянием которых он только и мог сыграть указанную ему Грибоедовым роль, роль гораздо большего, высшего назначения, нежели неудачная любовь, словом роль, для которой и родилась вся комедия».

2. Выделите в комедии те явления, сцены, которые непосредственно связаны с любовным конфликтом, и определите их роль в композиции произведения. Сюжет «Горя от ума» строится на развитии «любовного треугольника», соответствующего в основном классицистической «системе амплуа», за исключением Молчалина, которого любит София, но который никак не подходит под амплуа «добродетельного героя». Кроме того, в пьесе появляются еще два «любовных треугольника», усиливающие комизм положения героев.

3. Охватывает ли любовный конфликт всех героев произведения, исчерпывается ли любовной историей все содержание пьесы?

Нет. Общественный конфликт в пьесе оказывается шире любовного сюжета.

4. Многих современников Грибоедова смутило необычайное построение пьесы. Существуют два высказывания Пушкина, причем разделяет их всего несколько дней: «Во всей комедии ни плана, ни мысли главной, ни истины»; «Драматического писателя должно судить по законам, им самим над собой признанным. Следовательно, не осуждаю ни плана, ни завязки, ни приличий комедии Грибоедова. Цель его – характеры и резкая картина нравов». Что заставило великого писателя при более внимательном чтении изменить свое мнение? (Безусловное признание художественного мастерства и поэтического таланта Грибоедова и необходимость понимания авторского замысла.)

VIII. Слово учителя .

Основным принципом общего плана пьесы Грибоедова является закон художественной симметрии.

В комедии четыре действия, и прежде всего она делится на две половины, которые находятся в диалектической взаимосвязи друг с другом. В первой половине преобладает комедия, основанная на любовной интриге (и потому первые два действия «мало населены»), во второй – общественная комедия, но обе комедии не обособлены, а тесно переплетаются. Общественная тема – столкновение Чацкого с фамусовской Москвой – намечается в первом действии, усиливается во втором, в третьем достигает кульминации и окончательное завершение получает в четвертом действии. Те же этапы развития проходит и любовная интрига; при этом ее «центр тяжести» лежит в первых двух действиях пьесы – они перенасыщены интригующими каждого из героев сомнениями: «Который же из двух?»

Для Фамусова – это либо Молчалин, либо Чацкий; для Чацкого – Молчалин или Скалозуб; возможно, что для Скалозуба существует тот же вопрос, что для Фамусова; тут же строится и комический треугольник, вносящий дополнительные забавные недоразумения: Фамусов – Лиза – Молчалин; впрочем, как выясняется в конце второго действия, и тут двум неудачливым соперникам противостоит третий - Петруша.

В свою очередь, каждое действие делится на две относительно самостоятельные картины, причем в обеих половинах пьесы по «краям» находятся «любовные» картины, а в центре – «общественные»…

Таким образом, общий план пьесы классически строен; в основе его – сопоставление любовной драмы и общественной трагедии Чацкого, которые, конечно, взаимодействуют и взаимопроникают, но в то же время и ритмично чередуются, подробно рифмам при кольцевой рифмовке в двух четверостишиях.

IX. Домашнее задание.

  1. Задания по группам:

1 группа – как развивается общественный конфликт в комедии?

2 группа – сопоставить взгляды Чацкого и представителей фамусовского общества по основным проблемам, поднятым в комедии.

3 группа – дать характеристику Фамусова.

4 группа – найти в тексте и выписать высказывания персонажей комедии об уме, безумии и глупости, распределив их в два столбика: ум в понимании Фамусова и ум в понимании Чацкого.

2. Индивидуальное задание: подготовить сообщение по теме «Реализм общественного конфликта в комедии Грибоедова» (по карточке 13).

Карточка 13

Реализм общественного конфликта в комедии

Отечественная война 1812 г. пробудила политическое и национальное сознание многих русских людей, захваченных большими историческими событиями, открыла великие силы, таившиеся в русском народе. «Еще война длилась, когда ратники, возвратясь в домы, первые разнесли ропот в классе народа», - писал декабрист А. Бестужев. «Мы проливали кровь, - говорили они, - а нас опять заставляют потеть на барщине. Мы избавили родину от тирана, а нас вновь тиранят господа». На Дону и в других районах России, вспыхнули крестьянские волнения. Между тем многие помещики-крепостники, не слишком обременявшие себя патриотическими заботами в 1812 г., по возвращении в Москву, «спаленную пожаром», вернулись к прежнему образу жизни и, сделав вид, что, собственно, ничего страшного не случилось, стремились сохранить незыблемыми крепостной быт и присущие ему нравы и устои…

Постепенно в русском дворянском обществе того времени складываются два враждующих между собой лагеря, борьба между которыми и определила всю общественную и культурную жизнь России первых десятилетий XIX в. Свободолюбивая молодежь сразу же столкнулась с реакционными защитниками феодальных порядков. Декабрист Якушкин в своих записках говорит об этом времени: «В 14 году существование молодежи в Петербурге было томительно. В продолжение двух лет мы имели перед глазами великие события, решавшие судьбы народов, и некоторым образом участвовали в них; теперь было невыносимо смотреть на пустую петербургскую жизнь и слушать болтовню стариков, выхваляющих все старое и порицающих всякое движение вперед. Мы ушли от них на 100 лет вперед». Жить по-старому передовая и мыслящая молодежь не могла и не хотела. И дело заключалось не только в ее политических взглядах; сменилось все: жизненные идеалы, представления о смысле жизни, о чести и достоинстве человека, понятия о прекрасном, о дружбе, о славе, о любви…

В русской общественной мысли и в русской литературе после 1812 г. слились в нерасторжимом единстве и просветительские идеи, и романтическое воодушевление. Передовая дворянская молодежь во время Отечественной войны глубоко прониклась патриотическими чувствами, уважением и сочувствием к закрепощенному народу. Естественно, что вместе с этим она ополчилась против взглядов и нравов старого крепостнического общества, видя в нем неразумие, невежество, эгоистические интересы, вражду к свободе личности. Можно было бы привести немало свидетельств о новых мыслях и чувствах, владевших и воспитанниками лицея, и студентами Московского университета, и многими офицерами, участниками войн с Наполеоном!