Сюжетные и композиционные линии отцы дети. Сюжетно-композиционные особенности романа «Отцы и дети» И. С. Тургенева. Главы ХХ, ХХI,ХХVII- отношения Базарова с родителями

» Тургенева - это социально-психологический роман, в котором главное место отведено общественным коллизиям. Произведение построено на противопоставлении главного героя - разночинца и остальных персонажей. В столкновениях между Базаровым и другими персонажами раскрываются основные черты характера героя, его взгляды. Главным антагонистом Базарова является Павел Петрович Кирсанов. Конфликт между ними завязывается сразу после того, как Базаров приезжает в дом Кирсановых. Уже портретная характеристика свидетельствует о том, что это совершенно разные люди. При описании внешности Базарова и Павла Петровича автор использует детализированный портрет, рассчитанный, главным образом, на зрительское впечатление. Внешний облик Базарова, его манера держаться обнаруживают в нем подлинного демократа.

Перед нами - человек «высокого роста в длинном балахоне с кистями», лицо его «длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвета… оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум». Базаров не считается с условиями, принятыми в дворянских семьях, он держится просто, раскованно и так, как ему удобнее. Портрет Павла Петровича говорит о его аристократизме: «Весь облик Аркадьева дяди, изящный и породистый, сохранил юношескую стойкость и то стремление вверх, прочь от земли, которое большею частью исчезает после двадцати годов». Характеризуя манеры Павла Петровича, автор раскрывает его взгляды. Так, во время встречи с Аркадием, Павел Петрович, «совершив предварительное европейское «snake hands»… три раза по-русски поцеловался с ним». В данном случае автор подчеркивает англиканство Павла Петровича и вместе с тем его приверженность дворянским взглядам.

Для характеристики своих героев использует различные виды портрета. Так, для раскрытия образов Кукшиной и Ситникова автор прибегает к приему сатирического портрета. «Тревожное и тупое выражение, - пишет Тургенев о Ситникове, - сказывалось в маленьких, впрочем приятных чертах его прилизанного лица; небольшие, словно вдавленные глаза глядели пристально и беспокойно, и смеялся он беспокойно: каким-то коротким, деревянным смехом».

Одна из самых важных коллизий романа развивается в X главе. Автор назвал диалог, содержащийся в этой главе, «схваткой» между Павлом Петровичем и Базаровым. Во время диалога Базаров держится уверенно, хладнокровно, Павел Петрович же ведет себя как человек вспыльчивый, не умеющий сдерживать свои эмоции. Кульминация взаимоотношений Павла Петровича и Базарова происходит в XXIV главе, во время дуэли, из которой Базаров выходит победителем.

Сам автор писал, что «дуэль с Павлом Петровичем именно введена для наглядного доказательства пустоты элегантно-дворянского рыцарства, выставленного почти преувеличенно комически». Несмотря на то что главное место в произведении занимают общественные коллизии, в нем присутствует и любовная интрига, но, сжатая политическими спорами, она укладывается в пяти главах. Стесненность любовной интриги коллизиями отразилась и на размещении отдельных ее частей, способствовала сближению завязки с кульминацией, а кульминации с развязкой. Кульминация любовной интриги показана в XIII главе. Здесь происходит объяснение Базарова с Одинцовой, после которого автор разъединяет их до конца романа.

Однако, несмотря на компактность любовной интриги, она сыграет важную роль для характеристики героя. Уже в том, что Тургенев заставил своего героя потерпеть фиаско в любви, есть намерение писателя развенчать Базарова. Герой начинает высказывать пессимистические мысли, теряет самоуверенность, меняются даже его привычки и манеры: «…лихорадка работы с него соскочила и заменилась тоскливою скукой и глухим беспокойством. Странная усталость замечалась во всех его движениях, даже походка его, твердая и стремительно смелая, изменилась». Автор как бы ведет героя по нисходящей линии, постепенно лишая его уверенности в себе, в необходимости своей деятельности. Герой как бы угасает, его убеждения тают. В сцене смерти Базарова возникает образ угасающей лампады, которая выступает как аллегория судьбы героя. В эпилоге романа автор помещает пейзаж, напоминающий, по словам , реквием. Здесь Тургенев подводит окончательный итог жизни Базарова, показывая, как его личность растворяется на фоне вечной природы: «Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрывалось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами; не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной» природы, они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной…»

Таким образом, пейзаж в романе является важным средством отражения авторской позиции. С помощью пейзажа Тургенев выражает и свое отношение к утверждению Базарова, что природа не храм, а мастерская, противопоставляя ему поэтичную картину летнего вечера. Надо отметить, что в романе «Отцы и дети» гораздо меньше описаний природы и лирических отступлений, чем в других произведениях Тургенева. Это объясняется самим жанром социально-психологического романа, в котором главную роль играют политические споры, раскрывающиеся посредством диалога. Именно с помощью диалога автор сумел отразить идейную борьбу, осветить актуальные проблемы своего времени с разных точек зрения. Диалог является и важным средством характеристики главного героя.

В диалогах с Павлом Петровичем, Аркадием, Одинцовой раскрываются взгляды героя, его характер. Автор использует и речевую характеристику. В разговоре Базаров всегда краток, но его реплики наполнены глубоким смыслом, они свидетельствуют о начитанности и остроумии героя. Базаров часто употребляет пословицы и поговорки, например: «На своем молоке обжегся, на чужую воду дует», «Русский мужик Бога слопает». Речь Базарова, так же как и его портрет, свидетельствует о демократизме героя. Не менее важна речевая характеристика и для раскрытия образа Павла Петровича Кирсанова. В речи Павла Петровича много специфических слов и выражений, характерных для сословно-помещичьего лексикона XIX века. Автор сам объясняет особенности его речи: «В этой причуде сказывался остаток преданий Александровского времени. Тогдашние тузы, в редких случаях, когда говорили на родном языке, употребляли одни - эфто, другие - эхто: мы, мои, коренные русаки, и в то же время мы вельможи, которым позволяется пренебрегать школьными правилами…» Речевая характеристика Павла Петровича говорит о том, что это человек «старого века».

Сюжет и композиционное построение романа . Сюжет романа насыщен событиями. В большинстве это ситуации «бытового масштаба», естественные и непритязательные, как завязка произведения. Молодые люди отдыхают. Аркадий «сибаритствует» после защиты диплома, Базаров - на каникулах продолжает опыты (тогда, как и сейчас, обучение в медицинских вузах длилось дольше, чем в университете). То они в Марьино, то заглянут в «небольшую деревушку» родителей Базарова, то вдруг сорвутся в губернский город, то к новой знакомой Анне Сергеевне в Никольское проедутся.

Сюжет тургеневского романа предвосхищает заветы А.П. Чехова: «Пусть на сцене все будет так же сложно и так же вместе с тем просто, как и в жизни. Люди обедают, только обедают. А в это время слагается их счастье и разбиваются их жизни». В предшествовавших романах героя судили люди - намеренно и не всегда беспристрастно. Пользуясь правом старой дружбы (Лежнев), любви (Наталья) или жизненной мудрости (Пигасов) выступали герои в оппозиции Рудину. В «Отцах и детях» никто, кроме Павла Петровича, не стремится опровергать намеренно идеи Базарова. И тем не менее основы его мировоззрения подвергаются серьезнейшей проверке. Против выступает сама правда жизни, обычный порядок вещей. Это любовь (во всех проявлениях), дуэль, наконец, смерть.

Читайте также другие статьи по теме «Анализ романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».

» подсказывает, что он построен на антитезе. В романе большую роль играют споры героев, конфликты между персонажами, их мучительные размышления, напряженные диалоги. Сюжет строится на соединении прямого и последовательного повествования с жизнеописанием основных героев. Истории жизни персонажей нарушают течение романного повествования, уводят читателя в иные времена, возвращают к истокам происходящего в современности. Так, биография Павла Петровича Кирсанова прерывает общий ход повествования. Его жизнеописание даже стилистически чужеродно роману. Тургенев , рассказывая историю жизни Павла Петровича, намеренно приближается к стилю и образности романов 30-40-х годов XIX века (на это время выпадает молодость ), воссоздает особый стиль романтическогоповествования, уводящего от реальной, приземленной повседневности.

В центре повествования фигура . Все сюжетные нити тянутся к нему. В романе нет ни одного сколько-нибудь значительного эпизода, в котором бы не участвовал Базаров. Из двадцати восьми глав он не появляется лишь в двух. Умирает Базаров, и кончается . Система действующих лиц выстроена так, что отношения героев с Базаровым раскрывают читателю их внутреннюю сущность, в то же время сопоставление каждого из них с Базаровым вносит какой-либо новый штрих в характер главного героя. Можно выстроить целую цепочку таких сопоставлений: Базаров - , Базаров - Николай Петрович, Базаров - , Базаров - Одинцова, Базаров - родители, Базаров - Ситников и Кукшина, Базаров - дворовые в Марьине, Базаров - мужики в его собственной деревне, Базаров - Фенечка и т. д. Но думается, главное сопоставление - это Базаров и автор. В романе Базаров оказывается крупнее, масштабнее любого из действующих лиц, и только сила таланта автора, его поклонение вечной истине и вечной красоте торжествуют над Базаровым. Тургенев противопоставляет Базарову не каких-либо героев или группу героев, а саму жизнь.

Чтобы осуществить эту задачу, И. С. Тургенев избирает весьма своеобразную композицию.

Он дважды проводит Базарова по кругу: Марьино (Кирсановы), Никольское (Одинцова), родительская деревенька. В итоге создается поразительный эффект. В ту же обстановку, в схожие ситуации, к тем же людям во второй части романа приходит иной Базаров: страдающий, сомневающийся, мучительно переживающий любовную драму, пытающийся отгородиться от реальной сложности жизни своей нигилистической философией. Даже любимая наука теперь не" приносит облегчения.

Вторая половина романа строится на разрушении прежних связей Базарова с другими героями. «Автор проводит своего героя по книге, последовательно устраивая ему экзамены во всех сферах жизни - дружбе, вражде, любви, семейных узах. И Базаров последовательно проваливается всюду. Череда этих экзаменов и составляет сюжет романа» (Вайль, А. Генис. «Формула жука»).

Постепенно Базаров остается в полном одиночестве, наедине со смертью, которую «попробуй отрицать», она сама «тебя отрицает». В эпилоге романа обнаруживается полная несостоятельность нигилизма Базарова перед вечным движением жизни и величественным спокойствием «равнодушной» природы.

Тема урока:>. История создания романа.Сюжет и композиция

Цели урока:1.познакомить учеников с историей создания романа, познакомить с эпохой,во время которой создавался роман

2.объяснить смысл заглавия романа

3 . познакомить учеников c сюжетом романа

4.рассказать о композиции романа

5.воспитывать у учеников уважительное отношение к старшему поколению,понимание того, что роман актуален и в наше время

Ход урока:

1 .Орг. момент

2 .Сообщение темы и целей урока

3.Проверка домашнего задания

4. Объяснение новой темы

I .Вступительная беседа учителя

Каково ваше первое впечатление от произведения? Какие проблемы романа являются современными и для нас?

(отношение к природе, отношения отцов и детей.)

И.С. Тургенев писал: «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса. Вглядитесь в лицо Николая Петровича, Павла Петровича, Аркадия. Эстетическое чувство заставило меня взять именно хороших представителей дворянства, чтобы тем вернее доказать мою тему: если сливки плохи, что же молоко? ...Они лучшие из дворян – и именно потом и выбраны мною. Чтобы доказать их несостоятельность».

II. Лекция учителя1) рассказ учителя и беседа

Революционно-демократическая критика очень ценным качеством Т. Считала «Живое отношение к современности» (Добролюбов) .Умение показать новое, развивающееся. Это качество Т.-художника проступает в романе «Отцы и дети» (1862) ,который написан в годы перелома, в период подготовки и проведения крестьянской реформы. Писатель обратился к важному моменту в жизни русского общества и показал идейную борьбу между «отцами» и «детьми» - новым поколением демократической разночинной интеллигенции (История создания романа Замысел романа «Отцы и дети» возник у И.С.Тургенева в 1860 году в Англии во время летнего отдыха на острове Уайт. Работа над произведением продолжалась и в следующем году в Париже. Фигура главного героя настолько увлекла И.С.Тургенева, что он некоторое время вел от его лица дневник. В образе Базарова Тургенев точно воссоздает типичного представителя нового поколения. Роман «Отцы и дети» писался в годы, когда менялись вековые устои России. Общество было расколото на несколько лагерей, каждый из которых проповедовал и утверждал свою систему ценностей и мировоззрения. Как только роман вышел в свет, о нем все заговорили. Спор в основном шел по образу Базарова.

(СОООБЩЕНИЕ УЧЕНИКА)

Роман назван «Отцы и дети» не случайно: автор противопоставил в нем людей 40-х годов, либеральных дворян и шестидесятников, разночинцев- демократов. В основе сюжета лежит острый социальный конфликт «нового человека» Базарова с миром Кирсановых, но непростительно сводить название романа к смене общественной идеологии поколений, к конфликту аристократии и разночинцев. Роман не исчерпывается одной лишь социальной средой, он имеет и психологическое звучание. Автор противопоставляет два поколения в полном смысле этого слова Проблема отцовства – одна из важнейших,это проблема единства развития всего человечества.

То лько осознание человеком своих корней, своей глубокой связи с прошлым дает ему будущее. Смена поколений – процесс всегда непростой. «Дети» принимают в наследство духовный опыт человечества. Они на должны рабски копировать «отцов» - необходимо творческое переосмысление их опыта, но на основе уважения к принципам предков. В эпоху социальных потрясений такая переоценка происходит более жестко и жестоко, и результаты бывают трагичны. В романе Тургенева, либерального по политическим взглядам человека, показаны раздумья автора: кто они «новые люди», можно ли связать свое прошлое с их будущим?

« Я пытался представить конфликт двух поколений» - писал Тургенев Полине Виардо. Этот замысел определил и художественную структуру(строение, взаимосвязь частей) романа.

(СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКА )

В романе точная датировка событий для создания у читателя конкретного представления об исторической обстановке. Действие начинается 20 мая 1859 г. , заканчивается зимой 1860. Это были годы, когда обнажился кризис крепостнической системы, обострилась борьба демократов и либералов.

В эту эпоху формируется новый тип передового общественного деятеля – разночинца –демократа, человека дела, а не фразы, желающего изменить жизнь, чуткий художник подметил рождение героя нового времени и попытался изобразить его в романе, по жанру роман социально-психологический

Сюжет и композиция романа Пристальный интерес писателя к человеку 60-х годов определил композицию романа. Кольцевая композиция: Тургенев дважды проводит героя по кругу: Марьино – Никольское – дом родителей. Создается великолепный эффект: к тем же людям приходит новый Базаров, познавший сомнение, мучительно старающийся сохранить свою теорию спрятаться за ней от нарастающей сложности реального мира. Центральное место в романе занимает базаров (из 28 глав его он не присутствует только в 2) Все персонажи группируются вокруг главного героя, раскрываются во взаимоотношениях с ним, отчетливее оттеняют черты его облика, незаурядность натуры.

Б азаров резко противопоставлен всем действующим лицам. Он человек иной среды, и это проявляется в его взглядах,словах, во взаимоотношениях его с родителями, другом, любимой женщиной.

Резкое отличие Б. от окружающих дворян-помещиков бросается в глаза при первом появлении героя в романе. Знакомя нас в экспозиции с обстановкой и главными героями,автор рисует портрет Б. Тургенев – мастер многозначительной детали.

Найдите основные детали в облике героя. (красная,обнаженная рука символизирует человека труда, не считающего,что нужно соблюдать правила «хорошего тона» ,существенные в дворянском кругу)

Как в последующем сказывается это в поступках Базарова? В привычках? речах? В портрете героев – одежда как отражение личности, портрет детализирован (ногти П.П.) , психологический (желчное лицо)

На каком принципе строится описание внешности героев? (по принципу контраста, антитезы) Через небольшие детали автор дает понять, как между героями возникает острая неприязнь.

Поражает лаконизм тургеневского повествования. Картины жизни русского общества в переломный момент истории умещаются в рамках небольшого произведения. Характерна такая особенность композиции: в романе немного действующих лиц, отобраны наиболее существенные события. Перед нами не вся жизнь героя, а лишь важные, узловые ее моменты.

Детали позволяют писателю открыть самое главное и в общественных взглядах, и в душевном складе героев.

Т. Крайне редко поясняет значение слов и поступков героев. В этом проявляется один из характерных художественных принципов романиста. В любой сцене проявляется и «тайная Психология» героев. Тургенев – мастер диалога, в котором тонкие и точные детали обнажают психологическое состояние героев. Рассмотрим сцену разговор Аркадия с отцом о родных местах.(гл.3) Мы видим, насколько точно передано состояние смущения Аркадия, боязнь показаться в глазах Б. смешным, он «поет с чужого голоса» .

Так меткое слово писателя позволяет раскрыть сложные интимные и общественные отношения между людьми, не прибегая к пояснению, к прямым оценкам.

Итак, в романе социальная заостренность сочетается с глубоким психологизмом, мастерством создания человеческих характеров. В отличие от Толстого и Достоевского, Тургенев считал, что автор не должен подробно передавать движения души героев, а делать это средствами «внешнего обнаружения психологии»: с помощью диалога, портрета, пейзажа, реалистических деталей в описании обстановки и поведения героев.

Это и является художественным своеобразием романа.

. В главе 10 происходит открытый идеологический конфликт между Базаровым и братьями Кирсановыми. Разберемся в их споре.

Как вы думаете, что преобладает в главе: описание, повествование, диалог? Особую роль играют его столкновения с идейными противниками, большое место в романе занимают споры. Диалог – главное композиционное средство раскрытия характера Б. Лаконизм повествования достигается благодаря тщательному отбору языковых средств.

(Диалог этой главы и большинства других является характерной особенностью композиции романа.)

Как можно объяснить такое количество диалогов в романе?

(Большое количество споров обусловлено содержанием романа. Наличие острого конфликта придает произведению драматичность. А преобладание в манере изложения диалогов с авторскими замечаниями, напоминающими ремарки, говорит об известной сценичности романа; вот поэтому роман много раз инсценировался.)

Ярким свидетельством связи героя с народом может служить их речь. Что вы можете отметить в языке Базарова и Павла Петровича?(

(Павел Петрович Кирсанов говорит языком Александровсконо времени, употребляя устаревшие слова «эфто»(вместо «это»), «принсип» (вместо «принцип»), а также использует витиеватые обороты: «А вот извольте выслушать», «Чувствительно вам обязан », «Вам все желательно шутить»

Представитель молодого поколения Базаров, напротив, говорит просто, иногда даже грубо: «Тамошние ученые дельный народ», «Всякий человек сам себя воспитать должен - ну хоть как я,например», «Дрянь, аристократишко». Кроме того, будучи по образованию медиком, он часто использует в речи медицинские термины и латинские выражения .

(СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКА )

Своеобразие пейзажа в романе «Отцы и дети»

По сравнению с другими романами И.С.Тургенева, «Отцы и дети» значительно беднее пейзажами. Исключение составляет описание местности вблизи Марьино в 3 главе (пейзаж служит доказательством мысли Аркадия: «преобразования необходимы»). Вечерний пейзаж в 11 главе (показывает односторонность взглядов Базарова, который считает, что «природа не храм, а мастерская», и Н.П.Кирсанова, который, восхищаясь природой, не обращает внимания на нищету крестьян).Картина заброшенного сельского кладбища в 28 главе (настраивает читателя на философские размышления

Комментарий учителя

«Отцы и дети»- роман в жанровом отношении многоплановый. Наличие семейно-бытовой темы позволяет назвать его семейным. Использование в качестве замысла общественно-исторического конфликта- социальным. Глубокое исследование человеческих характеров - психологическим. А освещение философских проблем - философским. Чаще всего. Учитывая степень разработанности указанных аспектов, жанр «Отцы и дети» определяют как роман социально- психологический.

Базаров – бесприютный скиталец, устремленный к недостижимой цели. И разве не является романтическим этот высокий порыв к недостижимому? Базаров, отрицающий внешний романтизм. По своей духовной сути романтическая личность.

Путь и цели Базарова- «горькая, терпкая, бобылья жизнь – это сознательный, личный выбор героя, выводящий его из числа обыкновенных людей, делающий его избранным. Так признать конечность своего бытия, как делает это тургеневский Базаров, дано не каждому, но только необыкновенно сильной личности, в которой торжествует дух личности.

Но почему же так несчастливо, бездарно заканчивается жизнь самого интересного и неоднозначного героя Тургенева? Об этом мы поговорим на следующем уроке .

4. Итог урока 1. Какова же история создания этого романа? 2.Почему роман называется? Кому посвящён роман? 3. Каков сюжет и композиция этого романа? 5.Выставление оценок

Домашнее задание

Подумать над вопросом: почему роман « Отцы и дети» заканчивается смертью главного героя? Выучить историю создания,сюжет и композицию романа Тургенева


Урок в 10 классе

Тема урока :Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети».

История создания романа.Сюжет и композиция

Цели урока:1 .познакомить учеников с историей создания романа, познакомить с эпохой,во время которой создавался роман

2.объяснить смысл заглавия романа

3 . познакомить учеников c сюжетом романа

4.рассказать о композиции романа

5.воспитывать у учеников уважительное отношение к старшему поколению,понимание того, что роман актуален и в наше время

Ход урока:

1 .Орг. момент

2 .Сообщение темы и целей урока

3.Проверка домашнего задания

4. Объяснение новой темы

I .Вступительная беседа учителя

Каково ваше первое впечатление от произведения? Какие проблемы романа являются современными и для нас?

(отношение к природе, отношения отцов и детей.)

И.С. Тургенев писал: «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса. Вглядитесь в лицо Николая Петровича, Павла Петровича, Аркадия. Эстетическое чувство заставило меня взять именно хороших представителей дворянства, чтобы тем вернее доказать мою тему: если сливки плохи, что же молоко? ...Они лучшие из дворян – и именно потом и выбраны мною. Чтобы доказать их несостоятельность».

II . Лекция учителя

1) рассказ учителя и беседа

Революционно-демократическая критика очень ценным качеством Т. Считала «Живое отношение к современности» (Добролюбов) .Умение показать новое, развивающееся. Это качество Т.-художника проступает в романе «Отцы и дети» (1862) ,который написан в годы перелома, в период подготовки и проведения крестьянской реформы. Писатель обратился к важному моменту в жизни русского общества и показал идейную борьбу между «отцами» и «детьми» - новым поколением демократической разночинной интеллигенции (История создания романа Замысел романа «Отцы и дети» возник у И.С.Тургенева в 1860 году в Англии во время летнего отдыха на острове Уайт. Работа над произведением продолжалась и в следующем году в Париже. Фигура главного героя настолько увлекла И.С.Тургенева, что он некоторое время вел от его лица дневник. В образе Базарова Тургенев точно воссоздает типичного представителя нового поколения. Роман «Отцы и дети» писался в годы, когда менялись вековые устои России. Общество было расколото на несколько лагерей, каждый из которых проповедовал и утверждал свою систему ценностей и мировоззрения. Как только роман вышел в свет, о нем все заговорили. Спор в основном шел по образу Базарова.

(СОООБЩЕНИЕ УЧЕНИКА)

Роман назван «Отцы и дети» не случайно: автор противопоставил в нем людей 40-х годов, либеральных дворян и шестидесятников, разночинцев- демократов. В основе сюжета лежит острый социальный конфликт «нового человека» Базарова с миром Кирсановых, но непростительно сводить название романа к смене общественной идеологии поколений, к конфликту аристократии и разночинцев. Роман не исчерпывается одной лишь социальной средой, он имеет и психологическое звучание. Автор противопоставляет два поколения в полном смысле этого слова Проблема отцовства – одна из важнейших,это проблема единства развития всего человечества.

Только осознание человеком своих корней, своей глубокой связи с прошлым дает ему будущее. Смена поколений – процесс всегда непростой. «Дети» принимают в наследство духовный опыт человечества. Они на должны рабски копировать «отцов» - необходимо творческое переосмысление их опыта, но на основе уважения к принципам предков. В эпоху социальных потрясений такая переоценка происходит более жестко и жестоко, и результаты бывают трагичны. В романе Тургенева, либерального по политическим взглядам человека, показаны раздумья автора: кто они «новые люди», можно ли связать свое прошлое с их будущим?

« Я пытался представить конфликт двух поколений» - писал Тургенев Полине Виардо. Этот замысел определил и художественную структуру(строение, взаимосвязь частей) романа.

(СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКА )

В романе точная датировка событий для создания у читателя конкретного представления об исторической обстановке. Действие начинается 20 мая 1859 г. , заканчивается зимой 1860. Это были годы, когда обнажился кризис крепостнической системы, обострилась борьба демократов и либералов.

В эту эпоху формируется новый тип передового общественного деятеля – разночинца –демократа, человека дела, а не фразы, желающего изменить жизнь, чуткий художник подметил рождение героя нового времени и попытался изобразить его в романе, по жанру роман социально-психологический

Сюжет и композиция романа Пристальный интерес писателя к человеку 60-х годов определил композицию романа. Кольцевая композиция: Тургенев дважды проводит героя по кругу: Марьино – Никольское – дом родителей. Создается великолепный эффект: к тем же людям приходит новый Базаров, познавший сомнение, мучительно старающийся сохранить свою теорию спрятаться за ней от нарастающей сложности реального мира. Центральное место в романе занимает базаров (из 28 глав его он не присутствует только в 2) Все персонажи группируются вокруг главного героя, раскрываются во взаимоотношениях с ним, отчетливее оттеняют черты его облика, незаурядность натуры.

Базаров резко противопоставлен всем действующим лицам. Он человек иной среды, и это проявляется в его взглядах,словах, во взаимоотношениях его с родителями, другом, любимой женщиной.

Резкое отличие Б. от окружающих дворян-помещиков бросается в глаза при первом появлении героя в романе. Знакомя нас в экспозиции с обстановкой и главными героями,автор рисует портрет Б. Тургенев – мастер многозначительной детали.

Найдите основные детали в облике героя. (красная,обнаженная рука символизирует человека труда, не считающего,что нужно соблюдать правила «хорошего тона» ,существенные в дворянском кругу)

Как в последующем сказывается это в поступках Базарова? В привычках? речах? В портрете героев – одежда как отражение личности, портрет детализирован (ногти П.П.) , психологический (желчное лицо)

На каком принципе строится описание внешности героев? (по принципу контраста, антитезы) Через небольшие детали автор дает понять, как между героями возникает острая неприязнь.

Поражает лаконизм тургеневского повествования. Картины жизни русского общества в переломный момент истории умещаются в рамках небольшого произведения. Характерна такая особенность композиции: в романе немного действующих лиц, отобраны наиболее существенные события. Перед нами не вся жизнь героя, а лишь важные, узловые ее моменты.

Детали позволяют писателю открыть самое главное и в общественных взглядах, и в душевном складе героев.

Т. Крайне редко поясняет значение слов и поступков героев. В этом проявляется один из характерных художественных принципов романиста. В любой сцене проявляется и «тайная Психология» героев. Тургенев – мастер диалога, в котором тонкие и точные детали обнажают психологическое состояние героев. Рассмотрим сцену разговор Аркадия с отцом о родных местах.(гл.3) Мы видим, насколько точно передано состояние смущения Аркадия, боязнь показаться в глазах Б. смешным, он «поет с чужого голоса» .

Так меткое слово писателя позволяет раскрыть сложные интимные и общественные отношения между людьми, не прибегая к пояснению, к прямым оценкам.

Итак, в романе социальная заостренность сочетается с глубоким психологизмом, мастерством создания человеческих характеров. В отличие от Толстого и Достоевского, Тургенев считал, что автор не должен подробно передавать движения души героев, а делать это средствами «внешнего обнаружения психологии»: с помощью диалога, портрета, пейзажа, реалистических деталей в описании обстановки и поведения героев.

Это и является художественным своеобразием романа.

В главе 10 происходит открытый идеологический конфликт между Базаровым и братьями Кирсановыми. Разберемся в их споре.

Как вы думаете, что преобладает в главе: описание, повествование, диалог? Особую роль играют его столкновения с идейными противниками, большое место в романе занимают споры. Диалог – главное композиционное средство раскрытия характера Б. Лаконизм повествования достигается благодаря тщательному отбору языковых средств.

(Диалог этой главы и большинства других является характерной особенностью композиции романа.)

Как можно объяснить такое количество диалогов в романе?

(Большое количество споров обусловлено содержанием романа. Наличие острого конфликта придает произведению драматичность. А преобладание в манере изложения диалогов с авторскими замечаниями, напоминающими ремарки, говорит об известной сценичности романа; вот поэтому роман много раз инсценировался.)

Ярким свидетельством связи героя с народом может служить их речь. Что вы можете отметить в языке Базарова и Павла Петровича?(

(Павел Петрович Кирсанов говорит языком Александровсконо времени, употребляя устаревшие слова «эфто»(вместо «это»), «принсип» (вместо «принцип»), а также использует витиеватые обороты: «А вот извольте выслушать», «Чувствительно вам обязан », «Вам все желательно шутить»

Представитель молодого поколения Базаров, напротив, говорит просто, иногда даже грубо: «Тамошние ученые дельный народ», «Всякий человек сам себя воспитать должен - ну хоть как я,например», «Дрянь, аристократишко». Кроме того, будучи по образованию медиком, он часто использует в речи медицинские термины и латинские выражения.

(СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКА )

Своеобразие пейзажа в романе «Отцы и дети»

По сравнению с другими романами И.С.Тургенева, «Отцы и дети» значительно беднее пейзажами. Исключение составляет описание местности вблизи Марьино в 3 главе (пейзаж служит доказательством мысли Аркадия: «преобразования необходимы»). Вечерний пейзаж в 11 главе (показывает односторонность взглядов Базарова, который считает, что «природа не храм, а мастерская», и Н.П.Кирсанова, который, восхищаясь природой, не обращает внимания на нищету крестьян).Картина заброшенного сельского кладбища в 28 главе (настраивает читателя на философские размышления