Завораживающий сентиментализм и легкий эротизм от лорда Фредерика Лейтона (хотя этот титул он носил всего один день). Легкий эротизм и завораживающий сентиментализм: Картины Фредерика Лейтона, который побыл лордом один день


Фредерик Лейтон - один из самых заметных художников Викторианской эпохи.

Фредерик Лейтон — английский живописец и скульптор, выдающийся представитель академической живописи Викторианской эпохи. Излюбленными темами его творчества были мифология и история. Он стал первым английским художником, удостоенным титула лорда.
Лейтон Фредерик (Leighton Frederick) родился 3 декабря 1830 в Скарборо (графство Йоркшир). Его отец был врачом, а дед, сэр Джеймс Лейтон, придворным врачом русского императора Александра I.
В детстве Фредерику Лейтону пришлось много путешествовать по Европе. Лейтон начал изучать живопись в возрасте десяти лет в Риме, а позже в Лондоне, Дрездене и Флоренции. Фредерик Лейтон жил и творил в эпоху королевы Виктории. В 1855 впервые выставил свои произведения в Королевской академии художеств и получил награду за картину, приобретенную впоследствии королевой Викторией. В 1860 художник поселился в Лондоне. В своих работах Лейтон часто обращался к мифологии и истории, а его поддержка классицизма принесла ему высокую репутацию в Англии. В 1868 году Фредерик Лейтон стал академиком Королевской Академии Художеств, а в 1878 - ее президентом. В 1878 получил дворянство, а в 1895 - титул барона. За день до смерти в 1896 году, живописцу был пожалован титул лорда. Фредерик Лейтон стал первым английским художником, удостоенным этой чести. Лейтон писал картины главным образом на сюжеты из античной литературы и истории с изображениями обнаженных женских фигур. Лейтон часто вводил в свои композиции сентиментальные подробности. Именно эта особенность его работ стала одной из причин популярности художника. Среди наиболее известных картин Лейтона - признанный шедевр "Пылающий июнь", 1895; также "Сиракузская невеста", 1866; "Электра у гробницы Агамемнона", 1869; "Летняя луна", 1872; "Купание Психеи", 1890. Картина "Пылающий июнь" ("Flaming June") была написана Лейтоном в конце жизни, в 1895 году. Она никак не связана ни с мифологическими, ни с библейскими темами. Фредерик Лейтон написал ее только ради удовольствия, сумев уловить очарование июньского дня и прекрасной женщины. В качестве модели художнику позировала актриса Дороти Дени. Она же запечатлена на картинах художника "Купание Психеи", "Феба" и других. Лейтон скончался 25 января 1896 года в Лондоне.

"Сад Гесперид" 1892



Актея, нимфа берега
1868

Идиллия
1881

Сиракузская невеста.

Юные гречанки, играющие в мяч
1889

Чтение книги. 1877

Примирение Монтекки и Капулетти над трупами Ромео и Джульетта
1853-55: Agnes Scott College at Decatur, Georgia

Пылающий июнь (ок. 1895), Музей искусств, Понсе
Знаменитый "Пылающий июнь" Лейтон написал незадолго до своей смерти. По его словам, идея картины пришла ему в голову, когда он увидел натурщицу (Дороти Дин), уснувшую в его мастерской. "Меня поразила гибкость и податливость фигуры уставшей девушки, - говорил художник, -и я решил изобразить ее". Лейтон к тому времени уже не раз изображал спящих девушек. Да и сама тема сна была чрезвычайно популярна в викторианскую эпоху. Пожалуй, ни один живописец той поры не устоял перед соблазном написать "красивый" сон молодой женщины. Лейтон, безусловно, знал это, и тщательно прорабатывал композицию, стараясь, чтобы его картина не была похожа на сотни других "сонных полотен". Работая над "Пылающим июнем", он создал множество набросков, ища нужное положение тела натурщицы и наиболее выразительный формат картины. Мастер приблизил фигуру спящей девушки почти вплотную к зрителю и заключил ее в рамки "тесного", герметичного пространства, напоенного летним теплом и пронизанного таинственностью.

Орфей и Эвридика, 1864
Частная коллекция

Картина "Мать и дитя", показанная Лейтоном на выставке 1865 года, имеет и второе название: "Вишни".
Рыбак и Сирена, 1856-1858
Частное собрание

"Павония", приобретенная у Лейтона принцем Уэльским.

Миссис Джеймс Гатри. 1866

Урок музыки (1877), Художественная галерея Гуилдхолл, Лондон

Во второй половине XIX века в Европе возникла мода на "восточные" картины. Спрос на все "ориентальное" стремительно вырос. Художники, однако, при написании восточных сцен не гнались за этнографической точностью. Исключения из этого правила были редки (например, Делакруа). Обыкновенно живописцы изображали восточный мир не таким, каким он был в действительности, а таким, каким желали увидеть его европейцы. Лейтон называл картины этого рода "откровенной халтурой". Однако такое отношение отнюдь не мешало ему писать в том же ключе. "Откровенная халтура" хорошо продавалась, что позволяло художнику возместить затраты на путешествия по странам Ближнего Востока. "Урок музыки", впрочем, сложно считать халтурной работой, хотя ее можно скорее назвать костюмированной, чем ориентальной сценкой. Восточные платья, в которые одеты здесь натурщицы, были, по всей видимости, куплены Лейтоном в 1873 году в Дамаске. Вспоминая о той поездке, сопровождавший Лейтона миссионер Уильям Райт писал: "Мы посетили несколько магазинов, где продавались дорогие ткани и восточные платья. В тот день Лейтон возвратился в гостиницу с ворохом расшитых серебром и золотом костюмов". Маленькая рыжеволосая девочка, которую мы видим на картине, - это Копии Джилкрайст, юная натурщица, позировавшая для многих художников и фотографов (в том числе, для Льюиса Кэрролла). Позже Конни стала артисткой мюзик-холла, а в 1892 году вышла замуж за графа Оркни и навсегда покинула сцену.

Блондинка. 1879

Девушка в зеленом

Gulnihal~1886: Private collection

Май Сарторис
1860: Кимбелл художественный музей, Форт-Уэрт

Portrait of a Lady

Песни без слов
~1861.Частная коллекция

Художник в медовый месяц
1864: Museum of Fine Arts at Boston

Союз
~1882: Art Gallery of New South Wales, Sydney

Дездемона

Купание Психеи Лондон Галерея Тэйт.
Чувственная, с нежной фарфоровой кожей богиня любуется своим отражением перед тем, как сойти в купальню. Теплые оттенки желтого, белого и телесного цвета создают ощущение покоя, а ионическая колонна на заднем плане и вытянутая форма холста подчеркивают стройность тела. Неразличимые глазу мазки столь же гладки и прозрачны, как поверхность воды.

Электра у могилы Агамемнона.

Фредерик Лейтон / Frederick Leighton (1830–1896), английский художник и скульптор.
Родился 3 декабря 1830 в Скарборо (графство Йоркшир).

Его отец был врачом, а дед, сэр Джеймс Лейтон, придворным врачом русского императора Александра I.

В детстве Фредерику Лейтону пришлось много путешествовать по Европе. Лейтон начал изучать живопись в возрасте десяти лет в Риме, а позже в Лондоне, Дрездене и Флоренции. Фредерик Лейтон жил и творил в эпоху королевы Виктории. В 1855 впервые выставил свои произведения в Королевской академии художеств и получил награду за картину, приобретенную впоследствии королевой Викторией.

В 1860 художник поселился в Лондоне. В своих работах Лейтон часто обращался к мифологии и истории, а его поддержка классицизма принесла ему высокую репутацию в Англии. В 1868 году Фредерик Лейтон стал академиком Королевской Академии Художеств, а в 1878 - ее президентом. В 1878 получил дворянство, а в 1895 – титул барона.
За день до смерти в 1896 году, живописцу был пожалован титул лорда. Фредерик Лейтон стал первым английским художником, удостоенным этой чести.
Лейтон писал картины главным образом на сюжеты из античной литературы и истории с изображениями обнаженных женских фигур. Лейтон часто вводил в свои композиции сентиментальные подробности. Именно эта особенность его работ стала одной из причин популярности художника.

Среди наиболее известных картин Лейтона – признанный шедевр "Пылающий июнь", 1895; также "Сиракузская невеста", 1866; "Электра у гробницы Агамемнона", 1869; "Летняя луна", 1872; "Купание Психеи", 1890.

"Притворная смерть Джульетты" 1856-1858

"Золотое время" 1864

"Смерть Брунеллески" 1852

"Сад Гесперид" 1892 Арт галерея Леди Левер, Мерсисайд

"Персей на Пегасе торопится спасать Андромеду " 1896 Музей Лейсисетершайр, Англия

"Пленённая Андромаха" с 1886-1888

"Дедал и Икар" 1869 Частная коллекция

"Рыбак и Сирена" 1856-1858 Частное собрание

" Mrs. Ellinor Guthrie"

"Орфей и Эвридика" 1864 Частная коллекция

"Сиракузская невеста" 1866

" The Daphnephoria" 1874-1876

"Winding the Skein" ок. 1878

"Nausicaa" 1879

"Андромеда и Персей" 1891

"Электра у могилы Агамемнона" 1868-1869

Картина "Пылающий июнь" ("Flaming June") была написана Лейтоном в конце жизни, в 1895 году. Она никак не связана ни с мифологическими, ни с библейскими темами. Фредерик Лейтон написал ее только ради удовольствия, сумев уловить очарование июньского дня и прекрасной женщины. В качестве модели художнику позировала актриса Дороти Дени. Она же запечатлена на картинах художника "Купание Психеи", "Феба" и других.

"Пылающий июнь" 1895 Городской музей, Понс, Пуэрто-Рико

"Greek Girls Picking up Pebbles" 1879

" Идиллия" ок. 1880-81

"Cymon and Iphigenia" 1884


Фредерик Лейтон - первый барон Королевской Академии искусств Великобритании, известный английский художник и скульптор, творивший во второй половине 19 века. За свои труды был глубоко почитаем английской королевой Викторией и ее указом удостоен титула лорда. Правда, в этом статусе художнику пришлось прожить всего лишь один день... Но его великолепные творения уже второй век волнуют умы и заставляют трепетать сердца зрителей.


Лейтон Фредерик (Frederick Leighton)(1830–1896) был рожден в 1830 в графстве Йоркшир в Великобритании в семье потомственного врача. Его дед, сэр Джеймс Лейтон, был придворным врачом при двух российских императорах, Александре I и Николае I. Служба при российском дворе позволила Джеймсу Лейтону скопить немалое состояние, которое после его смерти унаследовал его сын, отец Фредерика. А старшая сестра художника, Александра Лейтон, была крестницей русской императрицы Александры.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/00-Frederik_Leyton-0007.jpg" alt="Автопортрет. (1880 год).

Фредерику Лейтону довелось жить и творить в эпоху правления королевы Виктории и, когда ему было двадцать пять молодой художник впервые выставил свои произведения в Королевской Академии художеств и получил награду за одну из картин, немногим позже приобретенную королевой.

В начале своей творческой карьеры Лейтон писал полотна на библейскую, историческую и мифологическую тематику, что принесло ему известность и звание академика Королевской Академии Художеств, а в 38 лет Фредерик уже был ее президентом. В то же время ему было пожаловано дворянство, а в шестьдесят пять – титул барона.


За день до кончины в 1896 году, художник был удостоен титула лорда. Но к сожалению всего лишь один день он имел честь носить это звание, которым впервые в истории Великобритании награждали художника. На его патенте стоит дата 24 января, а во второй половине дня, в субботу, 25 января он скончался в своей усадьбе, изнемогая от сильных болей и страданий. Последние дни его были настолько мучительны, что врачи были вынуждены применить морфин.

Творческое наследие живописца

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/00-Frederik_Leyton-00001.jpg" alt="«Сиракузская невеста». Фрагмент. (1866 год). Автор: Лейтон Фредерик." title="«Сиракузская невеста». Фрагмент. (1866 год).

Много произведений создано живописцем, затрагивающих сюжеты мировой литературы, древнегреческих мифов и исторических событий. Как правило, эти произведения весьма масштабны по размерам и выглядят очень помпезно. Но есть у Лейтона и удивительные сентиментальные творения, пропитанные чувственностью и нежностью.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/00-Frederik_Leyton-0019.jpg" alt="«Рыбак и Сирена».

В 1858 году Лейтон завершил работу над полотном «Рыбак и Сирена», где ярко отразил тематику роковых женщин, которая была популярна среди английских живописцев девятнадцатого столетия. Также, следует отметить и эротизм этого творения, где Сирена, с красивым молодым телом выглядит очень соблазнительно.

Пылающий июнь" была написана уже зрелым художником за год до смерти. Она никак не связана ни с мифологической, ни с библейской тематикой. Фредерик Лейтон написал ее только ради удовольствия, сумев запечатлеть очарование июньского дня и негу прекрасной женщины. В качестве модели художнику позировала актриса Дороти Дени. Она же была моделью для некоторых других произведений художника.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/00-Frederik_Leyton-0011.jpg" alt=" «Идиллия».

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/00-Frederik_Leyton-0017.jpg" alt="«Молодые супруги».

Барон Фредерик Лейтон (англ. Frederic Leighton, 3 декабря 1830 - 25 января 1896) - английский художник, яркий представитель викторианского академизма (салонного искусства), в некоторых отношениях близкий к прерафаэлитам.

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Фредерик Лейтон родился 3 декабря 1830 года в Скарборо, графство Северный Йоркшир. Его отец, Эдвард Лейтон, преподавал медицину, а дед был придворным врачом российского императора Александра I. В детстве много путешествовал по Европе.

Лейтон начал рисовать в девять лет, поправляясь после скарлатины.

В 1842 году он (прибавив себе несколько лет) поступил в берлинскую Академию художеств. Уже через три года его приняли в Академию художеств во Флоренции. Серьёзно писать Фредерик Лейтон начал во Франкфурте в 1846 году. Здесь он поступил в местный институт культуры. Через два года Лейтон покидает Франкфурт, в связи с революционными волнениями и переезжает в Париж.

В 1850 году он вместе с семьёй вновь оказался во Франкфурте и смог закончить учёбу.

В 1855 году он завершил работу над своей «Мадонной Чимабуэ» и отослал её в Лондон, на выставку Королевской Академии. Картина заполучила огромный успех и была приобретена королевой Викторией за 600 гиней. О художнике заговорили в аристократических кругах Англии. В 1855 Лейтон так же посещает Всемирную выставку в Париже и остаётся в городе на последующие три года (с перерывами), где совершенствовал своё мастерство.

В 1857 году он едет в Алжир. С этой поездки началось его увлечение восточной культурой, мотивы которой впоследствии художник часто использовал в своих живописных полотнах.

В дальнейшем мастер побывал в Сирии, Египте и Турции. В 1859-м художник вступил в 20-й Добровольческий стрелковый корпус Миддлсекса, больше известный как «Стрелковый корпус художников» и принимал самое активное участие в жизни своего подразделения.В 1880-м году Лейтону присвоили звание полковника.

Уже в начале 1860-х годов его ежегодный доход составлял около 4000 фунтов стерлингов.

В 1864 году положение Лейтона ещё более упрочилось - он стал членом Королевской Академии художеств. К этому году для художника был построен роскошный особняк с мастерской в Кенсингтоне, на Холленд-Парк-роуд столицы Британии. А в 1869-м году Лейтона назначили инспектором художественных школ при Королевской Академии.

1878 год принёс Лейтону новые почести и обязанности. Его избрали президентом Королевской Академии и наградили французским орденом Почётного легиона. Тогда же ему был присвоен дворянский титул.

В 1880-м году правительство Италии предложило мастеру прислать свой автопортрет для уникальной коллекции автопортретов знаменитых живописцев, которая хранится в галерее Уффици. А в 1896 году, перед самой смертью, Лейтон получил титула барона.

25 января 1896-го года Лейтон скончался. Гроб с телом мастера выставили в Королевской Академии, а 3 февраля Лейтона со всеми почестями похоронили в лондонском соборе Св. Павла.

ТВОРЧЕСТВО ХУДОЖНИКА

В Германии Лейтон преступил к работе над первыми масштабными полотнами (сюжеты, взятые из жизненных сцен итальянского живописца Чимабуэ, жившего во второй половине XIII столетия). Подобный выбор был характерен для художника, воспитанного в традициях классической школы. Чтобы лучше проникнуться творчеством великих итальянских живописцев, Лейтон в 1852 году принял первое в своей жизни самостоятельное (одиночное) путешествие.

Крупнейшим произведением, созданным живописцем в 1869 году, стали две фрески «по индустриальным мотивам».

Лейтон писал картины главным образом на сюжеты из античной литературы и истории с изображениями обнаженных женских фигур. Он часто вводил в свои композиции сентиментальные подробности. Именно эта особенность его работ стала одной из причин популярности художника.


Лейтон обладал большим даром рисовальщика.

Среди наиболее известных картин Лейтона – Сиракузская невеста (1866); Электра у гробницы Агамемнона (1869); Летняя луна (1872); Купание Психеи (1890). Скульптурные работы Лейтона, такие, как Атлет, борющийся с Пифоном (Лондон, галерея Тэйт), выполнены в неоклассицистической манере.

КАРТИНА «ПЫЛАЮЩИЙ ИЮНЬ»

Картина была написана в 1895 году и считается важнейшим произведением художника. Возможно, на изображение фигуры спящей женщины на картине Лейтона вдохновили многочисленные греческие скульптуры спящих нимф и наяд. В правом верхнем углу находится ветка олеандра, сок листьев которого ядовит, что может быть намёком на тонкую грань между сном и смертью.

Картина никак не связана ни с мифологическими, ни с библейскими темами. Фредерик Лейтон написал ее только ради удовольствия, сумев уловить очарование июньского дня и прекрасной женщины. В качестве модели художнику позировала актриса Дороти Дени. Она же запечатлена на картинах художника «Купание Психеи», «Феба» и других.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ФРЕДЕРИКА ЛЕЙТОНА

В 1859 году в Лондоне принц Уэльский приобрёл его картину, после чего наследник престола стал не только дальнейшим покровителем живописца, но и его верным другом.

В Риме, где он с головой окунулся в вихрь светских удовольствий, руководительницей Лейтона в его похождениях стала Аделаида Сарторис, известная оперная певица. Салон Аделаиды Сарторис открыл возможность молодому живописцу познакомился со многими замечательными людьми своего времени, в том числе с Уильямом Теккереем. В 1879 году Аделаида Сарторис скончалась, и эту смерть Лейтон переживал очень тяжело.

Дороти Дин стала его новой натурщицей после смерти Аделаиды Сарторис. Дороти послужила моделью для таких работ Лейтона, как «Пылающий июнь», «Плененная Андромаха» и «Сад Гесперид». А после смерти мастера она получила по его завещанию значительную сумму. Кроме того, известно, что Лейтон всегда с удовольствием посещал дом родителей Дороти (она родилась в бедном рабочем квартале Лондона), говоря, что там он отдыхает душой, и занимался образованием девушки.

Фредерик Лейтон был одним из самых выдающихся людей викторианской эпохи. О том, насколько выдающимся, свидетельствует хотя бы тот факт, что похоронен он в соборе Святого Павла рядом с самим сэром Кристофером Реном.

Знаменитый художник происходил из семьи прославленных медиков. Его дед сэр Джеймс Бонифаций Лейтон пользовал русских царей Александра I и Николая I. Служба при Российском императорском дворе способствовала финансовому благополучию Джеймса Лейтона, а после его кончины выгодная вакансия перешла по наследству к его сыну Фредерику Септимусу.

Впрочем, довольно скоро он подал в отставку. По одной версии, в связи с прогрессирующей глухотой. По другой, по причине слабого здоровья супруги. Как бы то ни было, семейство покинуло Россию и отправилось в странствия по Европе, которые затянулись на целых 20 лет.

Скитания по Европе и первые проблески таланта

Сначала был Париж, потом Германия, затем Италия, куда ж без нее. Парадоксально, но факт: будучи одним из выдающихся английских живописцев всех времен и точно самым выдающимся художником викторианской эпохи, Лейтон при этом вырос и всю жизнь оставался под сильнейшим итальянским влиянием.

Юный Лейтон был прирожденным лингвистом и скоро уже бегло говорил по-французски, по-немецки и по-итальянски. В 1842 году он стал студентом Берлинской академии художеств. Ему тогда было всего 12 лет. Пришлось соврать насчет своего возраста, чтобы поступить.

Потом — новые переезды и новые школы и учителя. Впрочем, Лейтон-старший не разделял интересов и пристрастий сына и не поощрял его успехов в искусстве. В письме 1879 года знаменитый живописец признавался:

Мои родители дали мне все возможности учиться рисованию, но решительно не одобряли мою идею стать художником, если только я не стану знаменитым».

Возможно, это в какой-то мере объясняет его маниакальное упорство в работе. С другой стороны, сам Лейтон вырос человеком, чутким к творчеству и проблемам молодых художников, и часто оказывал им финансовую поддержку из собственного кармана.

В 1851 году семейство Лейтонов наконец вернулось на историческую родину. Однако к тому времени уже финансово независимым 21-летний Фредерик предпочел снова податься в Италию. Там он встретил Аделаиду Сарторис, привлекательную и умудренную пожилую даму, которая стала его самым большим другом и ментором, а также Роберта и Элизабет Баррет Браунингов, ставшими его друзьями на всю оставшуюся жизнь. Благодаря этим знакомствам, Лейтон вошел в широкие артистические круги, где тусовались в числе прочих Уильям Теккерей и Джордж Санд.

В это же время он начал работу над прославленной «Мадонной Чимабуэ». Именно благодаря ей он обратил на себя внимание интересующейся искусством публики. Кроме того, эта картина продемонстрировала многие из отличительных особенностей художника, которые он совершенствовал на протяжении всей жизни: она педантично спланирована, мастерски написана, демонстрирует большой талант в искусстве композиции и очень статична.

Это живописное полотнище – его длина превышает 5 метров — в 1855 году выставлялось в Королевской академии художеств, где приглянулась принцу Альберту. Тот упомянул ее в разговоре с королевой Викторией, и та купила ее любимому мужу за 600 гиней – целое состояние по тем временам. Неплохой старт для начинающего художника.

Впрочем, сам Лейтон не очень радовался факту приобретения его работы королевой, опасаясь, что за этим может последовать негативная реакция со стороны критиков. И оказался совершенно прав. В следующем году его работы, представленные на выставке в Академии художеств, были разнесены арт-прессой в пух и прах и еще несколько лет ему не удавалось повторить первоначальный успех.

«И рисует тоже»

Любопытно, что сам Лейтон не считал себя великим художником и говорил:

Слава богу, я никогда ни в чем не был талантлив».

Тут он явно скромничал. Он был не только чрезвычайно трудолюбивым и талантливым живописцем, но и скульптором, полиглотом, свободно владевшим как минимум 5 языками, великолепным пианистом и певцом и светским львом с безукоризненными манерами. Вообще, Лейтон был настолько многогранной личностью и настолько преуспевал во всем, за что бы ни брался, что едва ли не производил впечатление человека, в жизни которого живопись была не более чем случайным достижением.

И рисует тоже», — как заметил один из его собратьев по ремеслу.

Впрочем, под внешним образом успешного и уверенного в себе человека скрывалась довольно робкая и сомневающаяся натура. Лейтон был очень одиноким человеком. Его друг принц Уэльский охарактеризовал его как «чрезвычайно чувствительного». Будучи публичным человеком, практически постоянно находившимся в центре внимания, Лейтон оставался при этом тайной за семью печатями. Вечный холостяк, не оставивший дневников и весьма скупо упоминавший детали своей личной жизни в переписке, он до сих пор остается предметом многих споров.

Его любимой моделью и музой была Ада Алиса Пуллен, девица-кокни, пытавшаяся заработать на хлеб себе и младшим сестрам, позируя художникам. Их знакомство состоялось в начале 1880-х. Лейтон питал самые теплые чувства к Дороти Дин (сценический псевдоним Ады Пуллен). Она позировала ему для многих полотен, написанных в последнее десятилетие его жизни, включая «Пламенеющий июнь». Дороти мечтала сделать карьеру актрисы, и Лейтон приложил немало усилий, чтобы поспособствовать ее успеху, однако, напрасно. Бернард Шоу знал художника и его любимую модель и, по слухам, именно они послужили прототипами профессора Хиггинса и Элизы Дулиттл в его пьесе «Пигмалион».

Неутомимый путешественник

В начале 1890-х годов здоровье Лейтона стало понемногу расшатываться. По совести говоря, всю свою сознательную жизнь он провел, работая не покладая рук, ведя бурную светскую жизнь и неутомимо путешествуя, так что расплата была неизбежна.

В начале 1895-го врачами была диагностирована стенокардия. Они рекомендовали ему спокойный отдых где-нибудь в теплых краях. Лейтон, к сожалению, был хронически гиперактивным человеком, просто не умевшим вести другой образ жизни. Летом того года он вернулся в Лондон, где его ждали обязанности президента Академии художеств – на этот пост он был избран в 1878 году и занимал его рекордные 18 лет. А в начале осени снова отправился в путешествие.

Помимо регулярных поездок по Европе, особенно в Италию, где он старался бывать каждый год, Лейтон также бывал в Северной Африке и на Среднем Востоке. Его первая неевропейская поездка состоялась в 1857 году, когда он посетил Алжир. По его собственному признанию, эта поездка произвела на него сильнейшее впечатление и именно тогда зародилась его глубокая любовь к Востоку.

В 1868 году он посетил Египет и сам оттоманский владыка тогдашнего египетского государства по личной просьбе о содействии художнику сына королевы Виктории Альберта Эдварда (будущего короля Эдварда VII) одолжил ему свой пароход для путешествия по Нилу. О том, насколько сильна была в Лейтоне страсть к путешествиям, свидетельствует его письмо сестре Августе, написанное в 1893 году:

Я совершил грандиозное путешествие по Германии – 30 городов за 30 дней».

Будучи несвязанным семейными обязательствами, он мог путешествовать практически ежегодно, уезжая далеко и надолго. Одним из главных его занятий во время этих поездок было создание набросков с натуры.

Это самый ни к чему необязывающий отдых, который я могу себе позволить, и к тому же прекрасно скрашивает часы досуга», — писал он.

Другим было коллекционирование. Кроме того, путешествия были для Лейтона также важной частью его самообразования.

Наследие

1 января 1896 года было объявлено о пожаловании сэру Фредерику Лейтону титула барона. Он, кстати, единственный английский художник, удостоившийся этой чести. Сама жалованная грамота датирована 24 января, а днем 25 января теперь уже лорд Лейтон умер у себя в доме после нескольких дней настолько тяжелых мучений, что врачи вынуждены были прибегнуть к использованию морфина.

Известие о смерти лорда Лейтона было передано в телеграмме от имени руководства Академии художеств королеве Виктории. Ее Величество телеграфировала свои соболезнования сестрам покойного художника.

Согласно оставленному им завещанию, 10.000 фунтов стерлингов полагались Королевской академии художеств, которую он вспоминал и на смертном одре. Чтобы выполнить волю покойного, его сестры вынуждены были продать практически все его шикарные коллекции керамики, текстиля и прочего, собранные за время средиземноморских и восточных путешествий. Распродажа состоялась на аукционе Кристис и заняла 9 дней. Спустя два года после смерти мастера его дом в Кенсингтоне стал музеем его памяти.

Несмотря на то что в момент своей кончины Лейтон был чем-то вроде национального института, после смерти его имя и репутация быстро пришли в забвение, а работы стали объектом насмешек. И должно было пройти почти 70 лет, прежде чем его творчество снова вернулось в моду.