Занятие декоративное рисование в средней группе. Конспект занятия по изобразительной деятельности (декоративное рисование) в средней группе «Сказочная птица. Рисование гуашью: круги и точки

Наталья Правдина
«Скатерть для чаепития». Конспект занятия по изодеятельности (рисование) в средней группе

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Большеалексеевский детский сад комбинированного вида «Калинка» .

Ступинского муниципального района.

Районный конкурс на лучший конспект занятия по ознакомления дошкольников

с русской народной культурой.

НОД по рисованию

«Скатерть для чаепития »

в средней группе

Воспитатель Правдина Н. А.

Образовательная область «Художественное творчество»

Интеграция с другими образовательными областями;

«Здоровье»

Пальчиковая гимнастика «Гости»

«Художественное творчество»

Рисование узоров

«Коммуникация»

Разгадывание загадки;

«Познание»

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей

«Музыка»

Исполнение русской народной песни «Во поле березка стояла» , танец.

Программные задачи :

- - -Образовательные :

Обогатить и активизировать речь детей словами самовар, сарафан, передник, оберег, символы - обереги;

Познакомить детей с традицией приема гостей в русской культуре.

Повторить и закрепить знания детей о декоративно-прикладном творчестве.

Учить детей составлять на бумаги простой узор из элементов народного орнамента.

- - - Развивающие :

Развивать знания, умения и навыки в фольклорном искусстве России.

Содействие развитию у детей : внимания, познавательной активности, образного и логического мышления;

Развивать речь у детей;

Развивать мелкую моторику.

Развивать творческое воображение детей.

Развивать цветовое восприятие

- - - Воспитательные :

Воспитывать интерес и любовь к русским народным традициям и обычаям

Воспитывать самостоятельность, уверенность, интерес к художественному экспериментированию.

Предшествующая работа : Чтение русских народных сказок. Беседы на тему «Российские мастера» и «Знаки и символы русского народного творчества» . Рассматривание красивых изделий : платков, фартуков и т. п., и предметов декоративно-прикладного искусства (матрешки, свистульки, ложки и т. д.) . Чтение художественного слова о промыслах России. Прослушивание русской народной музыки, разучивание русских народных песен. Разъяснения и заучивание пословиц.

Материалы и оборудование : Картинка с изображением русской народной одеждой. Книги прочитанных русских народных сказок. Игрушки - гости «Волк» , «Лиса» , «Медведь» . Магнитофон с аудиозаписью. Стол и стулья для чаепития . Самовар, баранки. Листы бумаги. Кисточки. Салфетки. Клеенки. Баночка с водой. Гуашь

Используемая литература :

1. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада . Конспекты занятий . – М.: Мозаика – Синтез, 2008. –с. 38

2. Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа (образовательная деятельность «Художественное творчество» )»: учебное – методическое пособие. - Москва. ИД «Цветной мир» , 2012 год.

3. Тания МакАрдл. «Как научиться рисовать узоры ? Как рисовать узоры шаг за шагом » Взято с kalyamalya.ru.

Ход занятия.

Вступительная часть.

Воспитатель : Здравствуйте, ребята. Посмотрите, сколько гостей пожаловало к нам. Здравствуйте, гости дорогие, гости званные и желанные.

Гости - игрушки : медведь, лиса, волк. Озвучивает воспитатель : Здравствуйте, ребята!

Дети : Здравствуйте!

Воспитатель : Ребята, из каких русских народных сказок пришли к нам гости?

Дети : «Маша и Медведь» , «Лиса и журавль» , «Лиса и Волк» (дети перечисляют недавно прочитанные русские народные сказки) .

Воспитатель : Ребята, а когда к нам приходят гости, чем мы с ними занимаемся?

Дети : Играем с ними. Пьем чай.

Воспитатель : Верно. Русский народ всегда славился своим гостеприимством. На столе красовался самый главный …. Послушайте загадку, и попробуйте отгадать, кто же красовался на столе.

У носатого у Фоки

Постоянно руки в боки.

Фока воду кипятит,

И как зеркало блестит.

Дети : Самовар.

Воспитатель : На столе всегда стоял горячий самовар. А угощением к чаю были по русской традиции сушки, бублики, баранки, сухари. Давайте пригласим наших гостей пройти к столу и угостим их чаем. (Дети идут к столу, рассаживают на стульях за столом гостей.)

Воспитатель вносит в группу самовар : Ребята, по русским обычаям мы должны застелить на стол красивую скатерть . Но у нас ее нет. Я предлагаю вам скатерть сделать самим .

Основная часть.

Воспитатель : А чтобы наши гости не скучали, давайте споем с ними русскую народную песню «Во поле березка стояла» и попляшем. (Дети исполняют песню и пляшут.)

– Развеселили мы вас, гости дорогие? Но пришло время дела делать. Как говорит народная пословица : Делу время, потехе час.

Проходите на свои места.

Воспитатель : - Посмотрите, перед вами лежат белые листы бумаги. С помощью кисточки и красок вы превратите их в красивые скатерти .

Вспомните, как украшались сарафаны, передники, рубашки, полотенце мастерицы русского народа?

Дети : Узорами, яркими полосками ткани, вышивкой.

Воспитатель : - Какие знаки вышивали мастерицы?

Дети : Кресты, цветы, круги.

Воспитатель : Эти знаки-символы вышивали не случайно. Мы с вами уже знакомились с некоторыми из них. Посмотрите на эти красивые полосы (Демонстрация образцов узорных полос) . Что означают эти волнистые линии?

Дети : Символ воды.

Воспитатель : Что означают красные круги на вышивке?

Дети : Символы солнца.

Воспитатель : Да, правильно, каждый знак имел своё значение. Даже цвета имели своё значение :

Красный цвет - благополучие,

Желтый цвет - тепло и ласка,

Синий цвет - радость,

Чёрный цвет - богатство.

Воспитатель : - Ребята, вспомните, зачем вышивали символы?

Дети : Чтобы эти символы всегда оберегали человека.

Воспитатель : Верно. Поэтому их называли оберегами. Расписывая свою скатерть , каждый из вас будет вышивать не нитками, а краской и кисточкой. Выберите свой узор-оберег, какой вам больше нравятся.

Воспитатель : Но перед работой нам нужно повторить методы рисования узоров . Давайте вспомним метод «примакивания» , которым мы изображаем цветы

.

Что мы будем рисовать кончиком кисти ?

Дети : Волнистые линии, крестики, точки.

(Воспитатель показывает у доски)

крестики

Воспитатель : Как будем рисовать круг ?

Дети : Концом кисти, не отрывая руки.

(Воспитатель показывает у доски)

Не забудьте о чередовании, только тогда у вас получится настоящий орнамент. Просто помните, что узор – всего лишь повторение форм. А чтобы руки были послушными, подготовим их к работе.

Пальчиковая гимнастика «Гости» ;

Стала Маша гостей созывать :

И Иван приди, и Степан приди,

И Матвей приди, и Сергей приди,

А Никитушка - ну, пожалуйста.

(Вращение кистей рук к себе. Поочередный массаж пальцев на обеих руках)

Воспитатель : Ребята, рассаживайтесь на свои места. Возьмите в руки кисточки и приступайте к работе - мастера!

(В процессе выполнения задания детьми, воспитатель следит за осанкой детей, за техникой работы, за последовательностью в изображении узора, за расположением узора на скатерти .)

Заключительная часть

Готовые работы раскладывают на столе.

Воспитатель : - Посмотрите, какие красивые скатерти у вас получились !

Воспитатель : Ребята, вы настоящие мастера! Все работы достойны похвалы! Скатерти красивые и яркие . Нашим гостям понравятся все скатерти ! Спасибо вам за работу!

Занятие переходит в сюжетно ролевую игру «Чаепитие с гостями » с использованием нарисованных скатерок .

Первое знакомство детей с особенностями декоративного рисования осуществляется в средней группе детского сада. Обогащение представлений о назначении декоративного рисунка, воспитание эстетического отношения к изделиям декоративно-прикладного искусства происходит на основании сравнительных характеристик внешнего вида различных предметов быта, образцов национальной одежды, оформления фасадов и интерьеров жилых и общественных сооружений и др.

Решению этих задач способствуют экскурсии в краеведческий музей, посещение выставок произведений соответствующего содержания, беседы и рассказы с иллюстрированием образцов народного и декоративно-прикладного искусства и овладение непосредственно исполнительской и творческой деятельностью по декоративному рисованию.

В процессе обследования тех или иных образцов декоративно-прикладного искусства следует обратить внимание детей на особенности элементов узора, упрощение их формы в сравнении с реальным предметом; соподчинение в зависимости от выполняемой функции -- главные и второстепенные; средства их выделения -- размером, цветом и местом на плоскости; порядок композиционной организации -- ритм, построенный на строгой метрической основе, симметрия. Первые задания, которые предлагаются детям на этом этапе, направлены на создание орнаментальных лент, посвященных растительным мотивам.

Декоративными элементами узора могут быть разнообразные листья, цветы, фрукты, овощи, ягоды, колосья пшеницы и прочее. Использованию указанных элементов предшествует изучение детьми средств их стилизации в народном декоративном искусстве.

В процессе выполнения этих заданий дети усваивают принципиальные подходы к композиционной организации элементов узора:

  • - ритм повторов одинаковых по внешним признакам элементов;
  • - чередование разных по форме, размеру или цвету элементов узора, с учетом структурных вариантов чередования -- через один, через два и т. д.;
  • - симметричное построение композиции узора от оси симметрии, размещенной поперек или вдоль ленты .

Усложнение заданий по декоративному рисованию состоит в построении замкнутых орнаментов на плоскостях круглой, квадратной и прямоугольной форм. В представлении детей предложенные плоскости желательно конкретизировать по назначению: блюдце, тарелка, поднос, полотенце, скатерка и прочее.

По смыслу предложенные орнаменты могут быть посвящены растительным мотивам, но с более определенной тематикой и использованием подходящих по смыслу и цвету декоративных элементов узора, например: осенний, зимний, весенний, летний мотивы; или посвящены одному какому-либо предмету -- ромашке, елке и тому подобное.

Знакомство детей с рациональными подходами к организации изобразительного процесса заключается в сообщении наиболее удобной поэтапности построения орнамента, например: в ленточном орнаменте, в котором элементы узора располагаются по принципу ритма повторов, лучше начинать выполнение задания слева направо или сверху вниз, во-первых, потому что контролируется качество их размещения, во-вторых, изображение не будет повреждено рукой; при чередовании элементов узора удобнее сначала разместить элементы какого-то одного цвета, например, акценты или однотипные их детали, а затем приступить к воспроизведению второстепенных элементов; в симметричных композициях лучше начинать изображение орнамента из центрального элемента, а затем -- соответственно левая или верхняя половины, правая или нижняя половины.

При создании замкнутых орнаментов процесс изображения начинается с заполнения центральной части плоскости (если по замыслу там есть в наличии декоративный элемент), а затем -- ее края в той же последовательности, что и в ленточном орнаменте (в плоскости квадратной или прямоугольной формы заполняются углы, а затем края).

Для выполнения задач декоративного рисования используются разнообразные красящие материалы и инструменты: цветные карандаши, если декоративные элементы узора мелкие; гуашь, круглые кисти разных размеров, тампоны для изображения одинаковых по форме, размеру и цвету декоративных элементов; плотная бумага или картон. При необходимости используется цветная бумага, предварительно наклеенная на плотную основу (бумагу или картон).

В старшей группе усложнение задач декоративного рисования заключается в формировании у детей представлений об изобразительных и выразительных особенностях наиболее распространенных в нашей стране его стилевых направлениях и использовании наиболее посыльных из них в практической деятельности. Кроме того, детям предоставляется возможность украшать предметы, различные по назначению и конструктивному строению.

Так, в деятельности детей совершенствуются и обогащаются не только растительные мотивы, но и используются образы животных, птиц, рыб, человека, что, в свою очередь, дает возможность воспроизводить в узорах персонажи любимых сказок, мультипликационных фильмов и прочее. Успешному использованию указанных элементов способствует то, что в предметном и сюжетном рисовании дети в основном овладевают средствами восприятия и воспроизведения объектов, которые в значительной мере стилизованы по форме .

Вместе с тем, использование указанных объектов в декоративном рисовании делает необходимым учет специфических для этого вида изобразительного искусства стилевых условностей и требований к структурному построению композиции -- сочетанию отдельных элементов узора между собой и с целым, соподчинению второстепенных элементов главному, соблюдению соответствующих расчленений объекта, удачно найденному масштабу изображения, ритмической организации элементов на строгой метрической основе и др. С указанными особенностями декоративного рисования дети в доступной форме знакомятся во время восприятия произведений народного и профессионального декоративно-прикладного искусства, а также непосредственно в ходе выполнения практических заданий.

Ознакомление детей в доступной форме с произведениями народных мастеров своего края, а также с изобразительно-выразительными достоинствами декоративно-прикладного искусства разных регионов нашей страны дает возможность сформировать у них не только определенные представления о масштабности по назначению и стилевом многообразии декоративного рисования, но и привлечь к национальной культуре, успешно решать задачи нравственного и эстетического воспитания.

Усложнение практических задач декоративного рисования заключается в наследовании детьми отдельных, наиболее характерных для того или иного направления средств выразительности воспроизведения орнаментов. Например, благоприятным условием для решения этих задач на данном этапе могут служить предметы с элементами русской росписи. Детей привлекает в них сказочная выразительность силуэта, пластичность форм и контрастная декоративность цвета, прочная связь узора с листом бумаги и, наконец, разнообразие их использования -- для отделки керамической посуды, деталей одежды, внутреннего и внешнего оформления зданий народной архитектуры и тому подобное.

Не менее важно качество для использования русской росписи в учебно-воспитательном процессе дошкольного учреждения, которое заключается в ее сравнительно упрощенной технике. Для их воспроизведения используются знакомые детям материалы: гуашь, акварель, темпера. Все раскрашивания выполняются сразу, без подготовительной работы карандашом. Наиболее распространенными техническими приемами, которые создают соответствующее стилевое звучание, являются: мазок от себя, мазок на себя, переходный мазок и другие мазки, доступные овладению детьми дошкольного возраста.

Приемом “мазок от себя” рисуют широкий с постепенным сужением элемент; “мазком на себя”, наоборот, достигают узкого элемента с последовательным расширением; “переходным мазком” предоставляется возможность сразу передать многоцветное изображение элемента (для этого в соответствующей последовательности набирают на кисть 2-3 цвета и одним мазком оставляют пятно необходимой формы с постепенным переходом одного цвета в другой) .

Накопленные представления о назначении декоративного рисования и многообразии его воспроизведения дают возможность использовать те или иные варианты отделки объектов или их деталей в предметном и сюжетном рисовании, лепке.

Декоративное рисование - это создание узоров. Узоры бывают геометрические и растительные. Узоры выполняются в полоске или в различных геометрических фигурах (квадрате, прямоугольнике, круге и др.).

Обучая детей декоративному рисованию, педагог должен развивать у них умение видеть взаимосвязь между всеми компонентами узора, цветом, композицией, элементами формы.

Ребенку необходимо почувствовать и понять, как в зависимости от назначения и формы предмета изменяется орнамент, который его украшает. Отсюда он узнает о значении, целесообразности оформления, связи формы и содержания.

Дети, знакомясь с декоративным рисованием, должны научиться ясно представлять себе, что такое ритм и симметрия, без чего декоративное искусство не может существовать.

В декоративном рисовании развитие чувства цвета выделяется как важная задача. Цвет в расписном орнаменте тесно связан с композицией, в узоре они необособленны друг от друга. Овладеть всеми возможностями цветовых сочетаний дети дошкольного возраста, естественно, не могут, хотя чувство цвета начинает развиваться еще в преддошкольном возрасте.

Задача использования цвета в декоративном рисовании усложняется, начиная с наиболее ярких, контрастных сочетаний и заканчивая оттенками теплых и холодных цветов в разных сочетаниях. Осуществление этих задач можно начать тогда, когда дети овладеют рисованием простейших изобразительных форм, так как потом потребуется концентрация внимания дошкольников на новой задаче -- расположении этих форм в определенном порядке для получения узора.

Первичные изобразительные навыки дети приобретают в первой и второй младших группах, причем некоторые задания во второй младшей группе носят декоративный характер (например, украсить края платочка полосками). Но основная цель такого занятия -- не создание узора, а закрепление умений проводить прямые линии в разных направлениях.

Задачи обучения декоративному рисованию в средней группе следующие:

  • - развивать композиционные умения в ритмичном расположении форм в узоре на полосе, квадрате, круге;
  • - развивать чувство цвета -- умение красиво сочетать контрастные цвета;
  • - развивать умение в рисовании различных крупных и мелких форм -- простых элементов узора;
  • - развивать технические навыки в пользовании кистью (легко касаться бумаги, делая точки; действовать всей поверхностью кисти, проводя полосы, мазки) .

Сначала дети учатся проводить кистью ровные линии и наносить между ними мазки, которые ритмически повторяются, или точки, чередовать мазки по цвету, меняя их положение, когда узор усложняется.

Мазок -- самый легкий для исполнения декоративный элемент, так как он не требует особо точных движений и получается легким прикладыванием кисти к бумаге. Поэтому сначала в узор включаются мазки, а потом уже точки. Точка требует овладения новым приемом работы кистью (кисть держать вертикально) и достаточно развитой координации движений, чтобы только касаться бумаги концом кисти.

Композиция первых рисунков также самая простая: ритмичное повторение одного и того же элемента. Ритм движения руки, присущий человеку, облегчает этот повтор, помогает передаче ритма в изобразительных формах.

Чередование -- более сложный композиционный прием, так как основан на сочетании нескольких форм. Детям средней группы доступно чередование двух элементов по форме или по цвету.

Усложнение программного материала идет за счет более сложной композиции и введения новых изобразительных элементов в узор. Кроме точек и мазков, дети учатся использовать в узоре круги и кольца, с приемами рисования которых они знакомились еще в младшей группе.

В декоративном рисовании изображение этих форм несколько меняется: они меньшего размера, при рисовании должны соответствовать друг другу по величине и, кроме того, они не связаны с образом предмета, что также делает их изображение более трудным для ребенка.

Кроме полоски, дети учатся располагать узор на других формах -- квадрате, круге. Эти формы требуют другой композиции в узоре. Естественно, что использовать простой линейный повтор здесь нельзя, так как у квадрата есть стороны, углы, центр; у круга -- край и центр.

У детей средней группы начинает формироваться художественный вкус. Они могут назвать, какие картины и иллюстрации им больше нравятся, определяют явления природы, которые переданы изобразительными средствами. Воспитатель знакомит детей со скульптурой малых форм. В основном это народные игрушки. Народная игрушка радует детей своей яркостью, простотой и выразительностью образа. Рассматривание произведений народного искусства проводится перед декоративным рисованием. Для развития воображения можно использовать вырезанные из бумаги силуэты животных. Перед детьми возникает необычный яркий образ народной игрушки.

Воспитатель обращает внимание детей на разноцветный узор из кругов, точек, колечек. После украшения декоративным узором птичка действительно станет красивой, сказочной.

В отдельных случаях с целью наглядного объяснения способа изображения дается дидактический образец - это изображение, в котором ясно выступают те черты, на которые надо в данном случае обратить внимание детей, и убрать все лишнее. Образец может быть выполнен нейтральным цветом без раскрашивания. Цвета дети будут применять самостоятельно. Образец должен быть грамотным и правдивым. В процессе объяснения дети называют части, определяют их относительную величину, расположение. Не допуская копирования образца, следует поощрять дополнения изображения некоторыми деталями.

Воспитатель должен помнить, что усвоение элементов узора - мазков, точек, полос, колец - есть вместе с тем и усвоение какого-либо технического навыка. Каждый элемент в узоре повторяется обычно несколько раз, поэтому у детей есть возможность упражняться в его исполнении. Повторение мазков, точек, полос является в узоре равномерным.

В таких случаях, когда узор создается по образцу, важное значение имеет восприятие его детьми. Прежде всего, воспитатель дает детям возможность увидеть узор в целом, затем выделяет элементы узора, называет их, обращает внимание на их повтор. Сухой кисточкой воспитатель показывает на образце повторные мазки, точки, делая движения, соответствующие их изображению, затем уточняет последовательность выполнения.

Показы способов создания узора после такого объяснения на образце нужны лишь на первых порах и тогда, когда усваивается новый технический прием, например нанесение мазков прижатием кисточки. Если усваивается только расположение узора, а элементы его знакомы детям, показ не нужен. Иногда можно вызвать детей, чтобы они нарисовали на мольберте те или другие части узора.

Когда какое-нибудь построение узора дается впервые, образец повторяется детьми без изменений. Но на следующем занятии они могут изменить цвета по сравнению с образцом или дополнить узор новыми элементами. В этих случаях в образце намечается лишь схема построения узора. Дальнейшие занятия проводятся без образцов.

Каждый смысл можно выразить по-разному. Поэтому следует применять такие методы обучения, которые не приведут к однообразию способов выразительности. Например, способ расположения изображения на узкой полосе не может быть единственным и обязательным во всех случаях.

В своих рисунках дети все чаще отображают то, что видели в окружающем мире или при рассматривании иллюстраций. Хотя их работы достаточно просты, воспитателю необходимо вызвать у детей доброжелательное отношение к рисункам: «Как красиво украшен этот домик, он праздничный благодаря вашим замечательным узорам».

Если дети рисуют декоративные элементы, то это должно проходить в игровой форме, чтобы вызвать интерес у детей к данному рисунку. Для того, чтобы рисунки были выразительными, воспитатель предлагает детям бумагу разного формата. Изображение определенного узора может быть передано в полосе или на квадратном листе бумаги. Варианты композиционных решений находит воспитатель, так как ребенку пяти лет еще трудно это сделать.

При изображении сложных элементов узора воспитатель использует показ, который сопровождает объяснением, помогающим запомнить последовательность действий. Например, от четкости движения кисти, умения ритмично проводить линии разной интенсивности зависит красота узора.

Кроме того, рисование несколькими красками требует овладения навыком промывания кисти, чтобы сохранить яркость и чистоту цвета краски. Воспитатель стремится к тому, чтобы дети рисовали не только узоры, которые даны в рисунке, а и придумывали новые на основе приобретенных знаний. Дети это выполняют с интересом. На каждом занятии воспитатель стремится использовать методы, которые направлены на развитие у детей самостоятельных способов изображения. Эта самостоятельность имеет место в том случае, если ребенок всегда выполняет задание, предложенное педагогом.

В средней группе дети усваивают приемы декоративного рисования: широкие прямые линии на весь ворс кисти, мазки в разном положении, точки, круги, кольца. Особое значение приобретает содержание занятий .

Т.С. Зерновая предлагает построить занятия в такой последовательности, чтобы была возможность постепенно усложнять элементы декоративного рисования. Зерновая издала даже книгу «Эстетическое воспитание в детском саду» , где раскрыла все содержание декоративного рисования. За советами Зерновой такой элемент как мазок широко применяется в декоративных изделиях и легко выполняется - приложить ворс кисти к бумаге и поднять. Но расположить мазок на бумаге можно по-разному: вверху, внизу, наискось и т. д. Если же научить последовательному овладению мазком от рисования простым способом к сложному, то дети овладевают этим элементом, и у них развивается кисть руки. Воспитатель проводит занятия, где использует разнообразные цвета. Значительная часть рисунков на белой бумаге. Используется и цветная бумага - серая, бежевая, голубая.

Чтобы научить детей декоративному рисованию, воспитатель использует различные методические приемы: наглядные, словесные и игровые. Формой наглядности на занятии является натура, образец, показ способа изображения.

В зависимости от типа занятий наглядные, словесные и игровые приемы обучения используются по-разному. Изобразительное искусство определяет три типа занятий в детском саду:

I тип - занятия, на которых даются новые знания, а также формируются новые навыки и умения.

II тип - занятия на закрепление ранее приобретенных знаний и умений.

III тип - занятия на самостоятельное применение детьми полученных знаний, умений и навыков .

На занятиях первого типа воспитатель использует натуру или образец для подражания, показывает способы изображения, дает пояснения, задает вопросы.

На занятиях второго типа - использует натуру, несколько образцов, частичный показ, объяснение, вопросы, художественное слово, игровые приемы.

Основными приемами на занятиях будут вопросы, указания, напоминания. С помощью вопросов воспитатель узнает о замыслах детей, о способах реализации этих замыслов и тому подобное.

Словесные приемы обучения - указания, оценка, поощрения используются на занятиях всех трех типов.

Итак, используя разнообразные методы, воспитатель формирует у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности, подводит их к передаче выразительного образа с помощью различных изобразительных средств. Методика занятий по изобразительной деятельности в детском саду характеризуется большой направленностью на развитие у детей самостоятельности.

Составила и провела: Рымарева Инна Анатольевна

Цель: Познакомить учащихся с росписью народной глиняной игрушки; расширить кругозор детей о художественных народных промыслах;

Задачи:
-Уточнить элементы дымковского узора, передавать яркий колорит.
- Формировать умение создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные приемы работы кистью.
- Учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины).
- Развивать эстетические чувства, мелкую моторику, глазомер.
.- Воспитывать любовь к народному искусству России.

Предварительная работа: знакомство с дымковскими изделиями, их росписью.

Оборудование и материалы: модель для раскрашивания "Дымковский конь", гуашь, кисти, баночка для воды, салфетка, тычок (ватные палочки 1 шт.), дымковские игрушки, плакаты «Дымковская игрушка», презентации «Дымковская игрушка», посылка, письмо.

Ребята, сегодня мне с утра почтальон принес для вас вот эту посылку. Интересно, что там? Давайте посмотрим.
Здесь письмо для вас и какие-то игрушки.
(Воспитатель читает стих и показывает презентацию.)
«Ели спят у большака
В инее седом,
Спят деревья, спит река,
Скованная льдом.
Мягко падает снежок,
Вьётся голубой дымок.
Дым из труб идёт столбом,
Точно в дымке всё кругом.
Голубые дали.
И село большое
Дымково назвали.
Там любили песни, пляски.
В селе рождались чудо-сказки,
Вечера зимой длинны
И лепили там из глины
Все игрушки не простые,
А волшебно-расписные.
Белоснежны как берёзки,
Кружочки, клеточки, полоски-
Казалось бы, простой узор,
Не отвести не в силах взор!
И пошла о Дымке слава,
Заслужив на это право,
Говорят о ней повсюду.
Удивительному чуду
Мы поклонимся не раз.
О древней Дымковской игрушке
Поведём сейчас рассказ.
Показ презентации.

Ребята, понравились вам дымковские игрушки? Я предлагаю вам немножко поиграть. Давайте ненадолго превратимся в дымковские игрушки. Становитесь в круг. Как только я буду называть, какую ни будь игрушку, нужно постараться изобразить ее в движения.
Игра «Изобрази игрушку»
«Барыня!» (дети стараются двигаться так, как по их представлениям, ходит дымковская барыня, придерживая длинную воображаемую юбку, поводя плечиками).
«Конь!»(дети скачут, как лошадка).
«Индюк!» (дети идут, высоко поднимая ноги, хлопая руками крыльями, надувая щеки).
Повернитесь, покружитесь,
Низко-низко поклонитесь!

Ребята, давайте рассмотрим с вами игрушки, которые нам прислали народные умельцы из села Дымково.
Мы игрушки знатные,
Складные да ладные,
Мы повсюду славимся,
Мы и вам понравимся!
(П. Синявский)
Дымковская барыня очень нарядна. По белому фону мастерицы щедро «разбрасывали» круги, клетки, крупные и мелкие горошины.
Посмотри, как хороша
Эта девица-краса,
Щечки алые горят,
Удивительный наряд.
(Народное творчество)
Дымковские кавалеры с чувством собственного достоинства чаще изображаются верхом или в паре с барыней.
С лентами да бантами,
Да под ручку с франтами
Мы гуляем парами,
Проплываем павами.
(П. Синявский)
Вот индюк нарядный,
Весь такой он ладный.
У большого индюка
Все расписаны бока.
Посмотрите, пышный хвост
У него совсем не прост –
Точно солнечный цветок,
А высокий гребешок,
Красной краскою горя,
Как корона у царя.
Дымковский петушок полон достоинства и боевого задора. На его груди всегда сияет круг – символ солнца.
Голосисты эти птицы
И нарядны, словно ситцы!
(Народное творчество)
Дымковские кони с пышной гривой и хвостом.
Кони глиняные мчатся
На подставках, что есть сил.
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил. (Народное творчество)

Ой, ребята, а почему это они такие не яркие и совсем не украшены.
Давайте исправим это и распишем их дымковскими узорами. Мы сейчас отправимся в мастерскую, где вы превратитесь в настоящих художников по росписи дымковской игрушки.
(Дети садятся за столы и смотрят на доску, где висит схема росписи дымковского коня)
Сегодня мы с вами будем расписывать Дымковского коня. Обратите внимание на элементы росписи. Что вы видите? (Прямые, волнистые линии, кружочки, колечки.)
А какими красками расписаны игрушки? (Игрушки расписаны жёлтыми, красными, синими, зелёными, чёрными красками)
Из каких элементов составлены узоры? (Узоры составлены из кружков, точек, чёрточек, колец).
Показ приёмов рисования элементов росписи коня:
Большие кружки – всей кистью, поворачивая на пяточке; Маленьких – тычком и ватными палочками;
Чёрточек – обратной стороной кисти.
Я думаю, мы все готовы превратиться в народных мастеров. Осталось только сказать волшебные слова:
Вправо- влево повернись
И в умельцев превратись!
Перед работой хочу пожелать вам, чтобы ваша игрушка была не только красивой, а еще доброй и веселой. Украсьте так, чтобы глядя на нее, душа радовалась.
Физкультминутка
А теперь, ребята, встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево
И беритесь вы за дело.
Мастерами все мы стали,
Кисти, краски в руки взяли.
Засверкали ярко краски,
Оживает всё как в сказке.
Самостоятельная работа детей. Во время работы детей индивидуальная помощь затрудняющимся.
Подведение итогов.
Ребята, вы молодцы настоящие художники. Какие красивые кони у вас получились.
Мы о дымковской игрушке,
Будем вспоминать не раз.
А сейчас, друзья подружки,
Мы закончим наш рассказ.

Декоративное рисование

Декоративно-прикладное искусство - одно из древнейших. Первые образцы такого искусства относятся к первобытной эпохе. Традиции народного прикладного искусства складывались веками, развивались и бережно передавались из поколения в поколение. Россия богата разными видами народного декоративного творчества. Росписи и резьба по дереву, кружева, плетение, вышивка, ткачество, работа по металлу и т. п.

Это искусство вносит в жизнь радость яркими, сочными красками, выразительными ритмами, особой стройностью, соразмерностью, гармонией форм, линий, пропорций, мудростью и добротой.

Декоративное искусство по своим мотивам близко к природе. Художники веками наблюдали мир животных, растений, видели, чувствовали гармонию в природе: ритм, соразмерность, упорядоченность, разумность и рациональность. Восхищение человека природой, ее гармонией, соединенное с тонким анализом, сравнением и обобщением, нашло отражение в обобщенных стилизованных формах и ритмах искусства. Так появились элементы и композиции декоративного искусства по мотивам растительных форм. В узорах разных мастеров мы находим стилизованные изображения животных, человека. Крайней формой стилизации и обобщения стали элементы в геометрическом орнаменте.

Произведения народного декоративного искусства отличает красочность, яркость. Смелые контрастные цветовые сочетания, особая насыщенность цвета характерны для большинства народных росписей.

В произведениях народных мастеров выделяются два вида узоров: сюжетные и орнаментальные.Сюжетные включают стилизованное изображение птиц, животных. Образы часто имеют символическое значение: лев, барс означают силу, сокол - олицетворение смелости, отваги, девушка - весны. Эти узоры включают и фантастические сказочные образы: русалку, кентавра. Узор - более широкое понятие, чем орнамент. Узор может быть созданным непреднамеренно, например узоры на замерзшем стекле. Орнамент - это преднамеренно созданный узор, элементы которого ритмично повторяются. Основным свойством орнамента является ритм. Ритм - определенная упорядоченность однохарактерных элементов. Ритм орнамента может быть простым и сложным. Простой ритм - повторение одного и того же элемента на равных расстояниях друг от друга. Частным случаем простого ритма является симметричность. Ритм - основа узора, чередуются и элементы узора, и цветовые пятна. Различают простой повтор и чередование элементов по цвету и форме. Таким образом, ритм рассматривается как элемент композиции, своеобразное организующее начало.

Орнамент в переводе с латинского - украшение (живописное, графическое или скульптурное). В его узоре сочетаются и повторяются геометрические или изобразительные элементы. Узоры различаются по характеру элементов и по способу организации (композиции). По элементам различаются узоры геометрические, растительные, анималистические, антропологические, смешанные. В композицию из растительных форм нередко включается изображение птиц, зверей (хохломская, городецкая росписи).

По способам организации различают узор (орнамент) бесконечный, т.е. неограниченный. Это тип сетки: обои, паркет, ткань. К неограниченным относится и линейный узор - бордюр, фриз, кайма, тесьма. Кроме этого различают ограниченный (замкнутый) узор (в круге, в ромбе, в квадрате).

Узор всегда выполнен в композиции, органично вписывающейся в форму предмета (т.е. композиция узора не произвольна, а диктуется особенностями формы).

В силу вышеназванных особенностей декоративное искусство близко и понятно детям, оно соответствует их мировосприятию.

А.П.Усова, Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина не раз отмечали, что ребенок тянется ко всему яркому, красочному. В своей художественной деятельности он сам тяготеет к чистым локальным цветам, ритму, симметрии. Многие работы народных мастеров маленькие дети воспринимают глубже и полнее, чем большие полотна живописи и станковую скульптуру. Это очень помогает педагогу в формировании у детей художественного вкуса и в руководстве их художественным творчеством. Известный ученый, педагог А.П.Усова, высоко оценивая воспитательное значение народного искусства, писала, что маленьким детям еще недоступно понятие о Родине. Воспитание в этом возрасте состоит в том, чтобы подготовить почву для них, вырастив в атмосфере, насыщенной живыми образами, яркими красками его страны. Большинство педагогов прошлого и настоящего отмечают огромное влияние народного искусства на формирование у детей первых представлений о Родине, чувства любви к ней.

Народное декоративное искусство - часть национальной культуры. В нем проявляются лучшие черты народа, общечеловеческие ценности: гуманизм, оптимизм, мудрость, смелость, извечное стремление к красоте. В то же время в искусстве каждого народа, отчетливо проступает его самобытность: нравы, обычаи, образ мышления, эстетические пристрастия, национальная психология, культура, история. Все это богатство представлено в ярчайшей, максимально выразительной форме искусства, обращенной в первую очередь к чувствам и мыслям людей.

Главный смысл широкого применения народного декоративного искусства в работе с дошкольниками - это воспитание предпосылок чувства глубокой любви к своей Родине, к своему народу, чувства патриотизма, самосознания, осознания своей национальной принадлежности . Это только начало развития таких сложных чувств. Сложное, глубокое, осознанное чувство любви к Родине, народу формируются гораздо позднее, но только при условии, если родничок первых чувств забил в период дошкольного детства. Эмоциональный язык искусства - самый легкий, верный и доступный мостик от души народа к душе ребенка. Вот почему в отечественной педагогике с давних времен (К.Д. Ушинский, Е.А. Флерина, А.П.Усова, Н.П. Сакулина, Т.Я. Шпикалова, Б.М. Неменский и др.) проповедуется главный принцип: воспитывать детей в семье и в детском саду на искусстве близком, родном искусстве того края, где живет человек. Б.М. Неменский подчеркнул, что ребенка необходимо «...привязать всеми его чувствами, эмоциями к древу культуры его народа». Национальное искусство - тот дом, из которого ребенок отправляется по дорогам мирового искусства, поэтому свое родное искусство должно быть им остро прочувствовано. Не чувствуя, не понимая родное искусство, человек вряд ли способен чувствовать искусство, культуру, понимать психологию человека другой национальности.

В педагогическом процессе искусство, как и в жизни, неотделимо от общения людей между собой, от общения с природой. Не случайна схожесть несколько монотонных, сдержанных ритмов и красок орнаментов народов Севера с холодной, строгой природой и сдержанным характером людей этого края; причудливая вязь ярких узоров узбекских мастеров живописи по тканям и камню сродни природе и людям юга. В роскошных узорах Хохломы - разноцветье трав и ягод природы средней полосы России. Фантастические букеты городецких купавок, ромашек, розанов, оформляющих наивные сюжеты из жизни купеческих кавалеров и барышень, как бы воплощают нравственно-эстетические идеалы простого народа Руси.

Декоративное искусство не есть что-то изолированное, особое в жизни людей, оно существует и органично сочетается с бытом, трудом, праздниками, нравами, традициями народа.

Поэтому подлинное чувство любви к народному искусству нельзя воспитать, если детей не приобщать к природе, фольклору, быту, нравам, традициям этого народа. Например, нельзя до конца почувствовать, понять всемирно известную дымковскую игрушку, если не знать русскую деревню, ее историю, нравы, обычаи. Идеал сельской красавицы как сильной, ловкой, здоровой, румяной воплотился и в образе крепкой бабы с ребенком (русской мадонны), и в статной горделивой красавице-водоноске.

Надо видеть деревенские закаты и рассветы с их тишиной и туманами, первым пением петухов и дымком над избами. Надо видеть сельские праздники с их буйным весельем, песнями, плясками, частушками, вечерние «посиделки», чтобы почувствовать легкую, добрую иронию народного художника, увидевшего и передавшего в фигурке деревенского щеголя его довольство собой, стремление покрасоваться.

А в хохломских узорах так и видны холмы и перелески, туманы над рекой, роса на цветке... Вероятно, поэтому и передается ребенку через искусство опыт чувств предшествовавших поколений его народа. Вне этих связей отношение к искусству народа «сувенирное». В искусстве разных народов много общего. Б.М. Неменский призывал педагогов изучать декоративное искусство разных народов, находить сходство и отличие. Постепенно у детей в более старшем возрасте рождается представление о великом многообразии художественных проявлений народов мира, вырабатывается способность видеть и радоваться этому многообразию.

Большой вклад в анализ, выявление особенностей декоративного искусства разных народов, выделение в нем содержания, приемлемого в художественной деятельности детей-дошкольников, младших школьников внесли 3.А. Богатеева, Т.Я. Шпикалова.

Собственную художественную деятельность детей в сфере декоративного искусства следует рассматривать не как цель, а как средство решения более важной задачи: развитие основ личности ребенка. Присвоение детьми через искусство нравственно-эстетических ценностей своего народа, развитие первого чувства Родины имеет огромное значение и для будущего становления личности, осознания себя как частицы своего народа, своей страны. Ностальгия проявляется в зрелые годы, а зарождается в детстве. Не случайно взрослые люди, нередко на склоне лет, хотят взглянуть на свою родину, вернуться, пусть на короткое время туда, где прошло детство.

Общие задачи обучения дошкольников декоративному рисованию:

1. Развитие у детей предпосылок чувства патриотизма, любви, уважения к своей Родине, народу.

2. Формирование у детей интереса к предметам народного искусства; понимания его особенностей; желания знать искусство местного края, различать стили наиболее известных видов декоративной живописи (хохломской, городецкой, дымковской, жостовской и др.).

3. Формирование у детей желания заниматься подобной деятельностью по предложению взрослых и по собственной инициативе.

4. Формирование обобщенных знаний и соответствующих изобразительных умений:

освоение детьми характерных элементов, колорита, композиций, узоров той или иной росписи; умений создавать выразительные узоры на бумаге разного формата и на объемных предметах;

воспитание при этом чувства формы, ритма, симметрии.

5. Воспитание активности, самостоятельности, инициативы и творчества при создании выразительных узоров (в поиске, выборе элементов, колорита, композиций). Эти общие задачи могут быть конкретизированы по возрастным группам.

Принципы обучения детей декоративному рисованию:

1. Обучение детей декоративному рисованию по мотивам народного декоративного искусства. Это объясняется тем, что все приемы декоративной деятельности представлены в этом искусстве и оно представляет собой высокохудожественные образцы, достойные для подражания.

2. Обучение детей декоративно-художественной деятельности на основе близкого, родного искусства местного края. В старшем дошкольном возрасте постепенное введение в жизнь ребенка новых видов народного искусства и сравнение их между собой. В процессе последующего сравнения формирование обобщенных представлений о способах выполнения узоров, ритме, симметрии, соответствии композиции форме предмета как основных средствах выразительности.

3. Занятия декоративным рисованием рассматриваются как элемент общей системы воспитательной работы, направленной на развитие личности средствами народного прикладного искусства.

4. Обучение декоративно-художественной деятельности необходимо вести с применением подлинных предметов народного искусства. Н.П.Сакулина отмечала, что идеальный, хотя и трудно достижимый вариант - это применение подлинных предметов-образцов, подобранных с учетом постепенно усложняющихся элементов и композиций узоров. Это действительно трудно сделать в массовой практике, поскольку узоры на этих предметах сложны и специально для обучения детей не создаются. Однако данное высказывание важно, поскольку подчеркивает приоритетность, главенство одних методов обучения и подчиненность других. В частности, первичность применения метода рассматривания (обследования) подлинных предметов декоративного искусства и вторичность, вынужденность применения упрощенных, стилизованных образцов, выполненных воспитателем по мотивам той или иной росписи.

5. Взаимосвязь всех видов декоративно-художественной деятельности (рисования, лепки, аппликации).

6. Процесс обучения предполагает органичную связь в формировании знаний, чувств и активного действия (в форме собственной изобразительной деятельности).

Методы обучения декоративной деятельности те же, что при обучении изображению предметов, сюжетов. Однако они имеют свою специфику.

Метод наблюдения необходимо использовать в системе работы, когда узоры народных мастеров выполнены по растительным мотивам, включают стилизованные изображения животных, птиц. Гордые петухи и павлины, резвые кони в узорах мастеров при всей их стилизованности выражают характерные черты этих животных. Сочные гроздья рябины, золотой крыжовник, разнотравье летних лугов созданы художниками Хохломы по образу и подобию природы. Поэтому предварительные наблюдения за природой служат основой для понимания, для искреннего эмоционального отклика детей на стилизованное воплощение в произведениях искусства. Такие наблюдения помогают взрослым объяснить, а детям - понять истоки творчества народных художников. Именно в этих наблюдениях закладываются основы поисковой деятельности детей, побуждаемой взрослыми. Полезно организовать рисование детьми хохломских узоров на основе восприятия предметов народного искусства на пленэре, среди настоящих луговых трав, рябинок и т.п. В таких наблюдениях, предшествующих или сопутствующих процессу изображения, и возникает чувство единения с природой.

Широко применяется и метод обследования , рассматривания образцов народного творчества. При сохранении общей структуры такого обследования содержанием центральной аналитической его части является выделение элементов, композиции, колорита. То есть тех изобразительных признаков, которые составляют содержание осваиваемых детьми изобразительно-выразительных средств данного вида искусства. Последовательность их выделения есть последовательность предстоящего рисования.

Таким образом, выделяются и называются главные элементы узора, их цвет, величина, месторасположение. Затем выделяются и называются другие элементы (по степени их значимости в композиции). Определяется цвет. Старших детей можно спросить, как выполняется этот элемент кистью, как его можно изобразить. Элементы узора можно выделять сухой кистью, тем самым более отчетливо их вычленяя и апробируя подходящее изобразительное движение.

В зависимости от ведущих задач занятия содержание такого анализа может меняться, ограничиваться только выделением сложного элемента (например, «розан» в городецком узоре). В том случае, если центральной задачей является освоение композиции или цвета, можно рассмотреть несколько узоров, фиксируя внимание детей только на этой особенности. Таким образом, конкретное содержание обследования предмета-образца определяется задачами занятия: чему учат, какое содержание дети осваивают и на каком уровне его освоения находятся дети. Чем более творческие задачи ставит педагог, тем более самостоятельны и активны дети при анализе предмета-образца, тем большее количество (не один) предметов можно рассматривать, так как детям нужно показать вариативность композиций (элементов, колорита).

Особое место по сравнению с предметным и сюжетным изображением занимает в обучении декоративному рисованию образец воспитателя . Первые образцы для обучения детей декоративному рисованию по мотивам народного искусства были разработаны Е.И. Ковальской. Свой образец воспитатель вынужден использовать, так как в предметах искусства узоры сложны для детского восприятия (по композиции, по набору элементов). Предметов с достаточно простым узором сравнительно немного. А в окружающем мире прямых аналогов орнаментальным узорам нет. Поэтому образцы воспитателя, в которых в упрощенном виде представлены специфические изобразительно-выразительные средства (элементы, композиции), необходимы (они наглядно демонстрируют ребенку приемы выполнения декоративного рисунка).

Образец воспитателя должен быть выполнен в стиле той или иной росписи народного декоративного искусства (стилизованный образец). Размер его в 1,5-2 раза больше, чем детская работа.

Существуют разные виды образца . Образцы для прямого следования , т.е. узор или какой-то один новый элемент либо новая композиция предлагаются для прямого подражания, поскольку дети впервые начинают осваивать эти элементы или композиции. Кроме этого, существуют неоконченные образцы . Например, предлагается узор в квадрате. В середине квадрата изображен какой-то элемент (ромашка в стиле городецкой росписи). Детям предлагается воспроизвести эту часть узора по образцу, а остальную часть узора придумать самим, используя знакомые элементы в стиле той же росписи. Если образец, предлагаемый для прямого следования, входит в структуру информационно-рецептивного метода (детям наглядно дается «готовая» информация, способ действия), то неоконченный образец - в структуру эвристического (частично-поискового) метода, так как часть задачи ребенок решает самостоятельно.

Имеют место в обучении и примерные (вариативные) образцы , в которых представлены разные варианты решения одной и той же задачи. Например, на 2-3 образцах демонстрируется узор, выполненный на круге. Элементы и композиция одинаковые, а цвет элементов, их сочетания разные. Детям предлагается выполнить узор с набором тех же элементов и в той же композиции, что на образцах, а то, что в них представлено по-разному (цветовое решение), сделать по-своему.

На таком вариативном уровне может быть представлено композиционное решение (элементы, цветовое решение - одинаковы на всех образцах, а композиции, например, на круге - разные). В образцах может быть представлен вариант применения разных элементов при одинаковости композиции и цвета.

Таким образом, данный метод входит в структуру репродуктивного и организует репродуктивную деятельность детей на вариативном уровне. В этом случае границы репродуктивного и частично поискового метода очень близки.

При освоении детьми сложных композиций эффективен образец, поэтапно демонстрирующий детям последовательность выполнения узора... Вообще, освоение последовательности выполнения узора в декоративном рисовании - задача одна из наиболее сложных. От того, какие элементы и каким цветом будут изображены сначала, а какие потом, зависит аккуратность детского рисунка. Аккуратность же декоративного рисунка в большей мере определяет его общую выразительность. Кроме того, освоение последовательности выполнения узора - это и освоение рациональных, экономных по времени способов изображения.

Общее требование к применению всех стилизованных образцов - это применение их после восприятия подлинных предметов народного творчества и выделение на них элементов, цвета, композиций узоров.

Эффективны в обучении детей фланелеграфы или панно, выполненные из бархатистой бумаги, на которой можно выкладывать узоры из форм-элементов той или иной росписи. Хороши самодельные настольные игры, сутью которых является то же самое: выкладывание узоров в стиле Хохломы, городецкой и других росписей из вырезанных из картона форм-частей тех или иных сложных элементов. (Так, дети с большим удовольствием в свободное время выкладывали сложный элемент «розан» (городецкая роспись) до рисования и после него, что облегчало процесс его освоения.) На таком материале дети достаточно быстро и легко осваивают разные композиции. Наглядно-действенный способ освоения, возможность свободного варьирования узора без боязни его испортить обусловливают интерес детей, быстроту и легкость освоения сложных композиционных приемов.

Показ способов изображения элементов, демонстрация способов действия (техники) с кистью широко применяются в обучении декоративному рисунку. Здесь особенно важны показ и усвоение технических приемов работы с кистью. Часто кисть в руках мастеров находится в вертикальном положении, что нелегко дается детям. Требования к показу воспитателем способа действия те же, что и в других видах изобразительной деятельности.

Применение в системе обучения художественного слова, музыки очень полезно. Гармонично сочетаются народное изобразительное искусство и соответствующая деятельность детей с музыкальным и поэтическим фольклором, малыми фольклорными жанрами (потешками, прибаутками), со сказками.

Все эти методы и приемы применяются в контексте занятий в разнообразном сочетании, обусловленном общей целью и задачами обучения и воспитания детей.

Методика обучения детей декоративному рисованию

Методику работы с детьми следует вести одновременно в двух направлениях:

1. Общевоспитательная работа по материалам народного декоративного искусства.

2. Специальное обучение детей соответствующей деятельности на занятиях.

Оба направления (блока) теснейшим образом взаимосвязаны. Эта взаимосвязь обусловлена единством цели и задач ознакомления с народным творчеством. Внутри каждого направления между отдельными занятиями, между всеми видами и формами общевоспитательной работы также существует тесная связь. Каждое последующее из них опирается на предыдущее и способствует все большему развитию у детей представлений, чувств, собственных художественных умений. Знания и умения детей постепенно становятся все более полными, точными, разнообразными.

Системообразующим началом работы с детьми (первое направление) является формирование у дошкольников эмоционально-интеллектуального опыта , способствующего возникновению у ребят действенных мотивов собственной изобразительной деятельности и осмысленного ее освоения.

Первоначальный процесс приобщения детей к художественной культуре своего народа необходимо строить на хорошей эмоциональной основе. Удивление, восхищение, радость от общения с таким искусством - чувства, которые необходимо вызвать у детей. Поэтому крайне важно, чтобы педагог сам знал и чувствовал это искусство, мог выразить внешне свои чувства. «Сердце к сердцу не привлечет, коль не от сердца речь течет».

Какое содержание, формы и методы работы можно использовать в работе с детьми? Идеальный вариант, когда можно организовать экскурсию на соответствующее производство (в художественный цех, мастерскую и т.п.). За неимением поблизости такового можно организовать выставку изделий народных мастеров в дошкольном учреждении. Хорошо, если для этого будет предоставлено просторное светлое помещение, где можно красиво и удобно разместить экспозицию. Подбор предметов, изделий не ограничен. Такая выставка может быть рассчитана на посещение ее детьми других дошкольных учреждений. Смысл такой экскурсии заключается в активизации детских чувств (восхищение красотой и т.д.). А на этом фоне сообщение детям знаний об ассортименте изделий и их функциональном назначении; особенностях, своеобразии узоров (элементы, колорит, композиции); технологическом процессе изготовления. Например, дети, знакомясь с искусством Хохломы, наблюдали весь технологический процесс: заготовка баклуш, вытачивание на токарном станке изделий, обработка их специальной грунтовкой, маслом, порошком алюминия до росписи и закалка в специальных печах, после чего изделия становятся «золотыми». Волшебство превращения простой деревянной чурки-заготовки в изящную, тонкостенную, легкую, словно танцующую и поющую на станке в кружеве стружек, вазу никого не оставляет равнодушным. Наблюдение за тем, как расцветают «волшебные» цветы, «прилетают» райские птицы все глубже уводит детей в мир сказки.

Хорошо, если у входа в сказку их встретит добрая волшебница Марья-искусница, может быть, в лице воспитателя группы, которая не только покажет им это чудо, но и в последующем поведет детей в мир декоративного творчества.

Подобное посещение мастерских, выставок должно быть неоднократным (с определенным объемом информации, но предполагающим всякий раз углубление и уточнение знаний).

Дополнением к такой работе с детьми может быть просмотр фильмов, диафильмов, художественных альбомов, открыток на соответствующие темы. Чтение литературы или рассказ, раскрывающий в доступной и интересной форме небольшой объем информации об истории художественного промысла, его особенностях будет полезен самым старшим детям. (Так, Марья-искусница рассказывала Ивану-царевичу про то, как она цветы дивные, Городецкие, придумала. Поведала она ему и тайну Городецкого цветка (колорит в одном цветке или теплый, или холодный). Да просила сохранить секрет, а то прослышат эту тайну другие мастера (Хохломы, Жостова), перепутают мастерицы, будут рисовать так же все цветы, не найдешь тогда своего, городецкого.)

После накопления соответствующих знаний полезно провести с детьми беседу обобщающего характера.

Например, на одной из таких бесед дети старшей группы вместе с Марьей-искусницей придумывали сказку про чудных городецких коней, петухов и рисовали волшебные цветы, расцветающие на разделочных досках, хлебницах, а то прямо на столе. Придумали, написали, красиво оформили в книжку, украшенную «купавками», да «ромашками», а потом рассказывали эту сказку то мамам, то бабушкам, то кухонным работникам и няне, то другим детям. Кто хотел слушать, тому и рассказывали. Научившись к тому времени у Марьи-искусницы рисовать, они эту сказку и рисовали. Кто сказку сказывал, кто рисовал, да свои изделия продавал, кто пел и хороводы водил. А Петрушка загадки (описание цветков) загадывал. В турнирах-викторинах об искусстве городецких мастеров участвовали все дети. Так и прошла в детском саду «Веселая ярмарка». Был на той ярмарке и «город мастеров-художников». Один рисунок в этом городе краше другого - глаза «разбегаются». И Иван-царевич там был, чай с городецкими пряниками пил: и по усам текло, и в рог попало.

Без специального обучения освоение детьми декоративных узоров по мотивам народной росписи затруднительно. Поэтому необходимо разработать цикл занятий, направленных на обучение детей способам создания узора (второе направление). Цикл таких занятий базируется на содержании общевоспитательной работы, изложенной выше, сосуществует и взаимодействует с ней, так как именно в ней заложена основа для создания у детей соответствующих, нравственно ценных мотивов деятельности на занятии. Этот цикл занятий также выстраивается системно. В основе постепенное усложнение содержания (изобразительно-выразительных средств), характера познавательной деятельности, а значит, степени самостоятельности и творчества детей. Поэтому использование методов и приемов обучения также должно быть системным. Опыт, складывающийся у дошкольников в системе общевоспитательной работы, обусловливает осмысленное и положительное эмоциональное отношение детей к содержанию и процессу обучения. В то же время опыт освоения декоративной деятельности на занятии нередко стимулирует затем самостоятельную художественную деятельность детей.

Одна из проблем методики обучения декоративному рисованию - отбор доступных для детей элементов и композиций узора в стиле той или иной народной росписи . В большинстве программ по дошкольному воспитанию применительно к средней группе достаточно четко определены элементы, которые дети могут освоить. Это точки, мазки, колечки... по существу, это элементы дымковской росписи. В старшей группе - городецкая роспись, в подготовительной - городецкая, хохломская, жостовская и др. Однако ни в одной из программ не дается точный набор элементов. Задача педагога - определить их самостоятельно. Если учесть, что характер выбираемой росписи определяется с учетом местных условий, то диапазон выбора довольно широк и его трудно, да и бесполезно регламентировать.

Кроме элементов педагогу следует отобрать наиболее типичные и доступные детям композиции узоров. Типичные композиции связаны с расположением элементов узора на бумаге разного формата.

Цвет - одно из выразительных средств в декоративном рисовании. Его освоение подчиняется законам колорита определенного искусства, так как для известных традиционных видов народной росписи они определенны и типичны. В Городецкой росписи - сочетание холодных (синий, голубой, белый, черная или белая «оживка») или теплых тонов (бордо, красный, розовый, белый) и зеленые листья.

Итак, в основу усложнения программного содержания занятий от группы к группе должна быть положена последовательность освоения детьми основных изобразительно-выразительных средств (элементов, колорита, композиций).

Программное содержание занятий предполагает и постепенное формирование всех компонентов декоративно-художественной деятельности: мотивов, целеполагания, комплекса действия, от восприятия, замысливания до изобразительных и контрольно-оценочных действий. Одновременно с этим усложнение программного содержания идет по линии определения степени самостоятельности детей и творчества. Это определяется уровнем знаний и умений детей в восприятии и замысливания образа, применении изобразительных способов его воплощения.

В системе работы используется сочетание разных типов занятий, и процесс обучения соответственно предусматривает начальное ознакомление детей со способами изображения, вариативное упражнение в их применении и, наконец, творческое решение детьми изобразительной задачи.

Системе задач соответствует и система методов, приемов обучения. Взаимосвязь с общевоспитательной работой не исключает, а предполагает включение в нее, непосредственно до занятий (за день-два) целенаправленной предварительной работы с детьми. Сутью ее является формирование у детей «живых» представлений, наглядных образов.

Таким образом, в основу системы занятий положена последовательность формирования обобщенных, гибких, вариативных знаний и умений. Это находит отражение и в методике проведения занятий.

Рассмотрим примерное усложнение задач и методов работы с детьми в разных возрастных группах.

Декоративное рисование вводится со средней группы. Детям этого возраста доступно выполнение узоров из таких простых элементов, как мазки, точки, прямые линии, кольца, круги. Эти элементы ярко представлены в росписи дымковской игрушки. И на ее примере можно учить детей декоративному рисованию. Однако роспись объемной игрушки пока недоступна детям.

В этом возрасте дети только начинают овладевать приемами построения узора на бумаге основных форм: полосе, квадрате, круге. Узоры на этих формах можно рисовать из элементов дымковской росписи.

Колорит таких узоров может быть в классическом стиле дымковской росписи (сочетание красного, желтого, синего, зеленого, черного цветов), а может быть и более современным. В дымковскую роспись в последние годы вошли и пастельные тона. Изумительные композиции созданы одной из талантливейших народных мастериц - Фалалеевой. Однако в средней группе следует выполнять узоры в колорите классической «дымки», тем более, что игрушки, расписанные таким образом, шире представлены в продаже, а значит, более доступны для использования в непосредственной работе с детьми.

Поскольку данный вид рисования в отличие от предметного, сюжетного не несет конкретного образного содержания, не имеет прямых аналогов в окружающем мире, то очень важно, чтобы дети сразу поняли смысл такой деятельности. То, что кажется нам вполне понятным и естественным (смысл, суть декоративной изодеятельности), для детей в силу отсутствия опыта мало понятно. Поэтому в повседневной жизни надо обращать внимание ребят на вещи, украшенные узором, и отмечать их красоту. Это могут быть и красивые вязаные варежки, шапочки, узор на платье, скатерти, салфетке и т.п. Обращая внимание на узор, применяя соответствующий термин, воспитатель таким образом ненавязчиво объясняет детям смысл, суть такого явления. Поэтому, когда им будет предложено украсить салфетку (силуэтная форма из бумаги), шарфик, поднос и т.п., дети легко поймут и примут задачу, поставленную педагогом.

Дымковская игрушка в силу доступности содержания и узора, украшающего ее, должна быть использована в системе общевоспитательной работы как яркое декоративное явление, радующее глаз своей необычностью, красочностью. Чтобы возникла смысловая связь между игрушкой и тем листочком бумаги, который будут украшать дети, полезно взять для выделения первых элементов «Барыню», «Водоноску» и т.п., рассмотрев юбочку, украшенную полосками (мазками и т.п.), фартучек, украшенный яркой каймой из кружков и точек, и др. Дымковская игрушка рассматривается так же, как любое другое произведение искусства. Сначала это целостное эмоциональное восприятие, связанное с узнаванием содержания (петух, козлик) или назначения (разделочная доска). Внесение игрушки может быть с элементами сюрпризности, игры, сопровождаться песенкой, загадкой, образными комментариями: «Хвост у птицы колесом да с узорами». Затем обращается внимание на выяснение причин, обусловливающих красоту изделия (узор). После этого рассматриваются элементы узора, их цвет и расположение. Завершается рассматривание целостным восприятием, любованием. Полезно вместе с детьми разместить изделие на видном месте. При подготовке к занятию педагог возвращается к рассматриванию того же или других, а может быть нескольких предметов. В зависимости от ведущих задач занятия внимание детей фиксируется на элементе, который предстоит усвоить, на колорите или композиции.

В средней группе не стоит задача глубокого ознакомления дошкольников с каким-то видом искусства. В этом возрастном периоде главный смысл заключается в ознакомлении с самими предметами искусства. В данном случае с самой игрушкой: яркой, праздничной, радующей глаз. Барыни и кони, козлики, свистульки и т.п. вносятся не все сразу. Для детей важно пережить радость от общения с каждой из них. По мере знакомства игрушки можно объединить в смысловые группы и обыграть, как в режиссерских играх. Наряду с игрушками детям показывают вышитые салфетки, полотенца и т.п. То есть те изделия, которые близки к плоскостным силуэтным формам бумаги.

При предварительном обследовании до занятия на них можно показать композиции узоров, близкие к тем, что будут осваивать дети. На полосе (дорожке) обращается внимание на ритмичное повторение одного элемента, на чередование при этом цветовых пятен, на квадрате - ритмичное расположение элементов: на всей плоскости; по углам и в центре; по углам, в центре и по сторонам. Тот же подход при освоении композиции на круге. Подносы, тарелки, салфетки, ковры круглой формы помогают ребятам почувствовать красоту узора, соответствие узора форме.

Со среднего возраста в декоративном рисовании важно формировать чувство формы. Для этого надо обращать внимание дошкольников на характерные особенности каждой из форм и соответственное расположение элементов. Педагог должен отметить зависимость выразительности узора (всего изделия) от соответствия композиции форме. Красоту создает не только ритмичное расположение однородных элементов (по углам - круги и точки, а в центре - кольцо и кружок), но и ритмичное расположение цветовых пятен (во всех четырех углах элементы одного цвета, иначе некрасиво).

Только на основе такой общевоспитательной и специальной предварительной работы возможно применение

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11

«Рисование слона» - Этап 3: Далее на голове слоника рисуем уши. Евсино» Искитимский район Новосибирская область. Этап 4: И в самую последнюю очередь – глаза, клыки и хвостик нашего слоника. Этап 2: Далее мы рисуем хобот и ноги слона. Не отчаивайтесь! Этап 5: Стираем все вспомогательные и уже не нужные нам линии. Мы нарисовали слона!

«Курсы рисования» - Часть 3. О курсе подробнее … Занятие 10. Лена рисунок после занятия 19.05.09. Воспоминание о мае. Результаты мне понравились. Занятие 9. Примеры работ студентов после 3-го занятия. Отражения солнца. Рисование лица в 3/4. Понятие гештальта. Особенности восприятия очертаний в л-режиме и п-режиме Практическая часть.

«Рисование человека» - Из истории техники «Гризайль». Пейзаж. При рисовании человека в движении на что надо обратить внимание? В технике «Гризайль» можно нарисовать: Работа с цветом. После гризайли художник приступал к работе с масляными красками. Какой способ рисования фигуры человека мы изучили на прошлом уроке? Рисование с натуры.

«Декоративное искусство» - Афинский акрополь. Работа в рудниках. Вазописец. Торговля в Древней Греции. Древняя Греция. Храм Аполлона. Сельское хозяйство. Выставка творческих работ. Практическая работа. Виды вазописи. Храм Посейдона. Храм Цецеры. Роль декоративного искусства в обществе. Древнегреческая школа. Древнегреческие сосуды.

«Русское декоративное искусство» - Ваза. Новая форма мебели, столов, комодов. Чаша. Рамки для зеркал. Бурно развивается производство шёлковых тканей для платьев и декоративных тканей. Конец XIX - начало XX века. Е.А. Прахова. Людогощенский крест. 1359 г. Фрагмент. Используются бриллианты, изумруды, сапфиры, рубины. Оклад Евангелия боярина Фёдора Андреевича Кошки 1392 г.

«Рисование животных» - Формирование навыков изображения животных на основе аналогий с геометрическими фигурами. Рисование от общих масс Рисование с помощью осей. Рисование с помощью шаблонов. Методы достижения точности рисунка. Изобразительное искусство. Внимательно посмотри на несколько набросков кошки. Перспектива. Изображение животных на основе аналогий с геометрическими фигурами.