Проверка читательских умений работать с текстом художественного произведения

Задачи:

обучающие:

Познакомить с творчеством В.М. Васнецова;

Формировать умение составлять текст с элементами оценки действительности;

Обогащение словарного запаса.

развивающие:

Развивать у детей любовь к искусству;

Развивать творческие способности и воображение;

Развивать речь учащихся.

воспитывающие:

Формировать интерес к героическому прошлому нашего народа;

Способствовать воспитанию у младших школьников патриотизма;

Воспитывать интерес к живописи.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя. Подготовка к восприятию картины.

(Учитель зачитывает отрывок из былины)

Посреди поля чистого,
На закате красна солнышка,
На восходе ясна месяца
На заставу богатырскую
Собирались на походный совет
Славнорусские богатыри.
Думу думали, раздумывали,
По нарядам снарядилися.

Что я сейчас прочитала?

Что такое былина? (Былина – русская народная эпическая песня о богатырях.)

В большинстве былин говорится о делах и обычаях давних лет, о событиях времён Киевской Руси.

На высоких холмах стоял Киев-град. Пахали под Киевом пахари, раздували горны кузнецы, пасли овец пастухи. По берегам Днепра трудились рыбаки. За пригородами и сёлами тянулись дремучие леса. Бродили по ним охотники. А за лесами раскинулись степи. Шло их этих степей на Русь много горюшка. Не однажды пытались овладеть славянской землёй кочевники-степняки на лихих низкорослых конях. Обрушивали они на мирные очаги смертоносные удары, пожарами освещали свой путь в ночи, оставляя раненых и убитых, увозя добро.

Но всегда был крепок духом русский народ, и много доблестных витязей вставало в ту пору на защиту родной земли. Разбросались по краю степи заставы богатырские, маленькие крепости. Без устали разъезжали по степям богатыри, зорко всматриваясь вдаль, оберегая путь на Киев.

Вы на уроках изобразительного искусства тоже говорили о былинных героях и попытались изобразить того человека, который не боялся несметных полчищ врагов. Мне кажется, что вам удалось нарисовать мужественных, преданных Родине, народу защитников.

Вот и художнику Виктору Михайловичу Васнецову очень много сказаний о богатырях рассказывал его отец. Зимой в их дом часто заходили странники, пересказывали истории, сказки, предания. Образы русских богатырей крепко запали в душу мальчика.

Вряд ли найдётся в России человек, который не видел бы картину В.М.Васнецова. В Третьяковской галерее, висит большое живописное полотно, которое стало воплощением всех творческих замыслов художника, его размышлений, частью его жизни. Два десятилетия посвятил он созданию этой картины. Чтобы нарисовать богатырей, художник изучал былины, историю Древней Руси, в музеях знакомился с образцами древнего оружия, одежды наших предков. Спустя много лет художник сказал о своей картине “Богатыри”: “Они были моим творческим долгом, обязательством перед родным народом. Я обязан был выполнять свои обязанности перед ним так, как их понимал и чувствовал”.

3. Рассматривание картины.

Под музыку “Богатырская застава” В.Кикты ребята рассматривают картину, обращают внимание на одежду и вооружение воинов, на богатырских коней.

4. Беседа по содержанию картины.

Кто из вас знает имена богатырей, изображённых на этой картине? (Дети записывают в тетрадь.)

Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович – богатыри.

Ребята, мы всегда говорим, что при передаче текста должны избежать повторов. Давайте сразу поработаем над словами одинаковыми по значению

Как называются такие слова? (Синонимы.)

Синонимы: богатыри – защитники, художник- живописец, нарисовал – изобразил.

Как вы считаете, кто из троих – Илья Муромец? Почему вы так решили?

(Да, в центре на вороном коне – Илья Муромец. Зорко всматривается он вдаль.)

Что можно сказать про Илью Муромца, выражение его лица? (У него спокойное, мужественное лицо.)

Каков возраст Ильи? (Илья самый старший, опытный из богатырей. Густая седая прядь выбилась у него из-под шлема, серебряные нити сверкают у него в бороде.)

Кто вспомнит из былин, как называется предмет, висящий на его руке? (С удивительной лёгкостью держит Илья “палицу булатную сорока пудов” и рука его не сгибается от такой тяжести.)

Что такое палица? (Тяжёлая дубина с утолщённым концом.)

Ученик зачитывает описание Ильи Муромца из былины:

На заставе был богатырь Илья,
Илья Муромец, сын Иванович
Из-под славного города из-под Мурома,
Из того ли села Карачарова,
И конь под Ильёй, словно лютый зверь,
Он сам на коне как ясен сокол…

Какими подвигами прославился Илья в былинах? (Он чаще других стоит на заставе богатырской. Победил Соловья-разбойника, истребил несметные полчища врагов во главе с Калином-царём.)

Запишем в тетрадях те слова и словосочетания, которые помогут вам охарактеризовать Илью Муромца.

Спокойное лицо, седая прядь, в руке копьё, на чёрном мощном коне, золотая цепь.

А теперь послушайте описание богатыря из былины “Добрыня Никитич”. (Читает подготовленный ученик.)

“Растёт Добрыня, в плечах широк, тонок в поясе, брови чёрные вразлёт, соболиные, глаза зоркие, соколиные, кудри русые вьются кольцами, рассыпаются, с лица бел да румян, ровно маков цвет, а силой да ухваткой ему равных нет, и сам он ласковый, обходительный”.

Былины говорят, что Добрыня знатного происхождения, сын рязанского князя. На картине Добрыня выделяется нарядностью одежды и красотой воинского снаряжения.

Что общего в былинном описании богатыря и образе Добрыни на картине?

(Кудри русые вьются кольцами, рассыпаются, глаза зоркие, соколиные, силён, ловок, ухваткой равных нет.)

Теперь запишем в тетрадь слова, которые помогут описать Добрыню Никитича.

Глаза зоркие, соколиные; кудри вьются кольцами; кольчуга серебром блестит; Взгляд пристальный; огромный меч; силён.

По левую руку от Ильи Муромца – самый молодой богатырь Алёша Попович.

Что вы можете сказать о третьем богатыре, Алёше Поповиче?

(Он молод и красив, силён и отважен, весел и лукав. Он с усмешкою, без боязни всматривается в ту сторону, где могут быть враги земли Русской.)

Зачитывается ещё один отрывок из былины.

А и был там Алёша Попович – млад.
Он Добрыне Никитичу крестовый брат,
Что из присна города, из Ростова,
Сын соборного попа ростовского.

Дети записывают в тетрадь.

Молод и красив; весёлый; лукав да хитёр.

Почему на переднем плане картины у ног богатырских лошадей художник нарисовал маленькие сосёнки и ёлочки? Для чего он это сделал? (Чтобы показать силу и мощь богатырей, зритель смотрит на богатырей как бы снизу вверх.)

Теперь в тетрадь запишем слова, которые вам помогут описать природу на этой картине.

Где стоят богатыри на своих конях? (В широкой степи)

Запись в тетрадь: Широкая степь, молодые ёлочки.

Что мы видим на заднем плане картины до самого горизонта? (Тёмные холмы, грозовое небо)

Запишем: Тёмные холмы, грозовое небо.

Какие краски использовал художник, чтобы показать равнину, холмы? (Художник использовал тёмно-фиолетовые, синие, тёмно-зелёные, тёмно-коричневые цвета, которые вызывают чувство тревоги, беспокойства, настороженности: не затаился ли где по близости враг.)

Записываем: Тёмно-зелёные, тёмно-коричневые цвета.

Яркими и нарядными предстают перед нами богатыри. Темно и страшно за ними. Этот приём контраста как бы усиливает мощь героев картины. Под их пристальным, чутким взором ни врагу, ни зверю, ни птице не пробраться, не проскользнуть.

5. Работа над раскрытием замысла художника.

Широка ты, Русь,
По лицу земли
В красе царственной
Развернулась!
У тебя ли нет
Богатырских сил,
Старины святой,
Громких подвигов!

Какие слова Никитина можно отнести к картине? (У Руси всегда было много громких подвигов, которые совершили её богатыри, они приносили ей славу во все времена.)

А Васнецов утверждает своей картиной, что богатыри земли Русской всегда готовы:

Стать за честь твою против недруга,
За тебя в нужде сложить голову.

На картине изображены былинные богатыри, но мы вспоминаем их как живых людей, тем более что все эти былинные герои имели в жизни свои прототипы.

Как вы считаете, какие думы и чаяния хотел выразить в картине художник?

(Художник прославляет защитников Родины. Васнецов хочет, чтобы мы все гордились своими героическими предками, помнили о них, любили землю, где родились.)

Такую картину мог создать человек, который очень любил свой народ, свою историю. Картина заставляет людей волноваться, переживать самое хорошее чувство – чувство гордости за Родину.

Л.Н. Толстой так оценил картину в письме к художнику: “Я особенно никогда не задумывался, какие в жизни были наши богатыри, но, увидев Ваши картины, подумал, что именно такими были защитники и поборники родной земли и никакими другими в представлении народа быть не могли”.

6. Работа по составлению плана.

Учитель на доске записывает план описания картины.

  1. Художник, создавший картину “Богатыри”.
  2. Описание защитников: выражение лиц, одежда.
  3. Природа, на фоне которой изображены богатыри.
  4. Мысли и чувства, которые вызывает картина.

7. Работа над первым пунктом плана.

Ребята, всегда бывает трудно начать своё сочинение. Я вам немножко помогу. У каждого из вас на партах лежат карточки. В них возможные варианты начала текста, но с пропущенными словами. Вы сейчас должны внимательно прочитать и вставить подходящие по смыслу слова и словосочетания.

Карточка № 1

Виктор Михайлович Васнецов - ________________. Он написал много картин на тему __________ сказаний, былин. Одна из самых любимых всеми картин - ___________________.

Художник __________ писал её, много лет жизни _________________________.

Карточка № 2

На картине “Богатыри” В.М. Васнецов изобразил ________________. Тема русских богатырей его интересовала давно. Много лет шёл художник к этой картине. В ней он сумел показать ____________.

(Дети самостоятельно вставляют, потом идёт обсуждение.)

8. Итог урока.

9. Домашнее задание.

Устно подготовиться к сочинению.

Посреди поля чистого, На закате красна солнышка, На восходе ясна месяца На заставу богатырскую Собирались на походный совет Славнорусские богатыри. Думу думали, раздумывали, По нарядам снарядилися.

Доставалось Илье Муромцу Ехать в Западную сторону На великий богатырский дозор.

Выезжал Илья Муромец, Доезжал он до росстани, Под ночной тучей западной. Наезжал на белый камень Илья. Из-за тучи месяц выглянул: Прочитай вон, на камени Придорожном надписочка Четко-ясно повысечена:

«Прямо ехать - убитому быть! Влево ехать - женатому быть! Вправо ехать - богатому быть! Все судьбой сие предписано! » Во глубоком раздумье Илья. Он стоит, сам себе говорит: «Это бог с тобой, что - судьбой: Я готов и с судьбиной на бой! Только выбрать какую судьбу, Чтобы с нею вступить мне в борьбу? Мне в походах.жена не нужна, Мне богатство ненадобно. Ах, поеду, молодец, я туда, Где показано убитому быть! »

Навалилась туча черная, Поглотила светлый месяц она. И поехал Илья Муромец На погибель на предписанную Ночью темною-растемною. Вдруг тут из ночной темноты Из-за кустиков низовеньких, Из-за камушков кремневеньких Выглядали, выскакивали Ходовитые разбойнички, Псы ночные подорожнички. Голоса у них горластые, А щиты у них крестастые, На них шлемы, будто ведра вверх дном,

Кони-лошади в булатной броне. А заглавный пес-разбойничек Наседает, угрозой грозит: «Стой! Куда, деревенщина? Помолись перед погибелью! »

Добрый молодец не молится, Перед псом он не клонится.
Светлый месяц опять выходил, Все убранство на Илье озарил: Заблистал в сорок тысяч шлем, Засияли камни-яхонты Во сто тысяч во гриве у коня, Сам конь выше цен, выше смет! Вот тут-то разбойнички На богатство и обзарилися, Друг друга подзадоривают, Подстрекают, подзуживают: «Мы убьем его, пограбим-ко, Со конем его разлучим-ко! » Илья палицей размахивался Да слегка и приударил вожака, А размяк от удара вожак, Покачнулся, упал, не встал. Из налучника лук тугой, Из колчана калену стрелу Вынимал да пускал Илья В дуб кряковистый разрывчатую. Разрывала, расщепляла стрела Старый дуб во щепу, во черенки.

Череночки да щепочки Разлетелись, угодили они Во разбойников да всех до одного

В одночасье погубили подряд! Повернулся ко камени Илья. Надпись старую вычеркивал, Надпись новую надписывал: «Богатырь Илья Муромец Там был, да убит не бывал. Поразъездил дороженьку, Порасчистил широкую! »

После этого быванья Илья: «Я поеду, - говорит, - уж туда, Где показано женатому быть! » Луговины, горы, реки да поля Проскакал Илья Муромец, На дворцы островерхие Понаехал краснокаменные. Вереницами девицы к нему Выходили, встречали молодца.
Все красивые, приветливые, Все угодливые, ласковые, Разговоры веселые Про женитьбу, про венчанье ведут. «Погодите вы с венчаньем таким! Семь раз я отмериваю, Да один раз отрезываю! »

Поспешают красны девицы: На столы, на столешницы Стелют скатерти-прелестницы, Ставят вина заморские, На упой добра молодца поят, С обручаньем-венчаньем спешат. Без успеху! Только смеху Илье Целый год, поди, не высмеять! «Вы бы лучше, красавицы, Отвели бы во спаленку меня: Мне б с дороги уснуть-отдохнуть! » - Говорит Илья Муромец. Подходила красавица, Уводила Илью Муромца,

Материал из ТолВИКИ

Интегрированный урок прекрасное рядом с тобой – русский язык. (2 часа)

Тема. Сочинение по картине В. Васнецова «Богатыри»

Цель: знать историю создания картины В. Васнецова «Богатыри»;

уметь воспринимать картину, определять её тему, передавать её содержание, использовать речевые средства для передачи своего отношения к описываемому;

воспитывать патриотизм, любовь к истории Родины.

Ход урока.

I. Введение в урок.

1-й слайд. Изображение дома-музея В.М. Васнецова

В Москве есть переулок. Входишь в этот тихий уголок и словно попадаешь в старую Москву. Летом здесь вдоль домов распускаются тополя, зимой лежат сугробы. За забором стоит дом – русский терем.

В этом доме много лет жил русский художник Виктор Михайлович Васнецов. Дом построили по его плану и рисункам. В доме огромные печи, простые скамьи, широкие дубовые столы, крепкие стулья.

Что нового вы узнали о жизни художника?

II. Постановка учебной задачи.

На этом уроке мы будем писать сочинение по картине Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри». Мы будем учиться описывать содержание картины и передавать то, что хотел сказать художник своей работой.

Сейчас мы отправимся в Третьяковскую галерею.

2-й слайд. Внешний вид картинной галереи.

Собрание Государственной Третьяковской галереи посвящено исключительно национальному искусству, художникам, которые внесли свою лепту в историю русской культуры.

3-й слайд. Картины В.М. Васнецова.

Один из залов музея посвящен творчеству Виктора Михайловича Васнецова. В своих полотнах «Алёнушка», «Витязь», «Три царевны подземного царства», «Богатыри» он воссоздал образы народных сказок и героических преданий. Исторические события и персонажи предстают в произведениях художника такими, какими остались они в памяти людей.

III. Рассматривание картины.

4-й слайд «Богатыри»

Посреди поля чистого,

На закате красна солнышка,

На восходе ясна месяца,

На заставу богатырскую

Собирались на походный совет

Славно русские богатыри…

IV. Анализ содержания картины.

Работа со статьёй В. Пескова

Лучшей картиной Васнецова на былинный сюжет по праву считаются «Богатыри». В детстве, долгими зимними вечерами, под шум дремучих деревьев будущий художник впервые услышал и навсегда полюбил народные сказки, предания о героических подвигах богатырей. Былинные события оживали в воображении, волновали ум и чувства, а когда мальчик вырос и стал художником, его грёзы и мечты воплотились в картинах.

Более двадцати пяти лет В.М. Васнецов работал над картиной «Богатыри».

Требовательный к себе, он несколько раз переделывал те места, которые почему-то не удовлетворяли его в работе: искал подходящих к типу богатырей таких же мощных коней, как седоки… Много работал и над седоками, особенно – над Алёшей Поповичем и Добрыней Никитичем… Из трёх богатырей больше всего работал Васнецов над его головой: лицо его является собирательным типом Васнецова – отца, дяди и отчасти самого автора этой картины.

Выпиши из текста, как и сколько времени художник работал над картиной «Богатыри».

На картине изображены любимые народом богатыри.

Три былинных героя на выезде примечают, нет ли в поле врага, не обижает ли кто кого.

В центре Илья Муромец на вороном коне, дородный и сильный, неспешно осматривает просторы. Он поднёс руку ко лбу, будто не чувствуя, что на ней висит «сорокапудовая» палица. Во всём облике силача нет ничего устрашающего, он великодушен и добр.

Слева Добрыня Никитич. Его белый конь тревожно заржал, и Добрыня, готовый к бою, вынимает меч из ножен.

Справа – самый младший, Алёша Попович. Он не только храбрый, но и ловкий. В борьбе с врагом он может применить хитрость и даже обман. Алёша вложил стрелу в лук и озорно скосил весёлые глаза. Его образ самый жизнерадостный и лукавый.

Богатырская застава оберегает границы родной земли. Не пропустят защитники ни конного, ни пешего, ни зверя рыскучего, ни птицы летучей.

Все трое, несмотря на разные характеры, удивительно едины в одном: это защитники земли Русской.

Выпиши, что представляет собой каждый из героев.

Корни – это то, чем жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история. Это наши деды и прадеды. Это их дела, молчаливо живущие рядом с нами в удивительных песнях и сказах. Человеку важно знать свои корни, отдельному человеку, народу, семье.

Давайте же будем помнить об этих корнях!

Что значит «человеку нужно знать свои корни»?

Корни, это что? Найди ответы в тексте и подчеркни.

V. Составление устного рассказа по плану. 1. Художник, создавший картину.

2. Описание богатырей: выражение лиц, одежда, позы.

3. Природа на картине.

4. Мысли и чувства, которые вызывает картина.

5. Что хотел сказать художник своей картиной.

Слова для справок: творчество художника, любовь к Родине, защитники обиженных, защитники родной земли, могучие русские богатыри, зорко охраняющие родную землю, могущество и сила Ильи Муромца, честный и отважный Добрыня Никитич, сметливый и находчивый Алёша Попович, грозовые тучи, тёмные холмы, полоса леса, Русь широкая, не всё спокойно, непобедимость русского народа, гордость за свою страну, уважение к богатырям, величие земли русской.

VI. Самостоятельная работа.

1. Выбор эпиграфа.

а) Давайте вспомним, что такое эпиграф?

Эпи́граф- цитата, помещаемая во главе сочинения или части его с целью указать его дух, его смысл, отношение к нему автора.

б) Я только Русью и жил.

В. Васнецов

Любовь к Родине не знает границ

Береги землю родимую, как мать любимую.

Родина – мать, умей за неё постоять.

Родина любимая – мать родимая.

2. Примерное сочинение.

Виктор Михайлович Васнецов – выдающийся русский художник. Он написал много картин на тему народных сказаний, былин, сказок. Одна из самых любимых всеми картин – «Богатыри». Художник очень долго писал эту картину, много лет жизни он посвятил ей.

В самом центре картины три богатыря. В середине Илья Муромец. Он напряжённо всматривается вдаль: не появится ли где враг? На руке он держит палицу сорока пудов. В другой руке у него щит и копьё. Он уже не молод, но ещё очень силён. И конь под ним тоже богатырский. Стоит конь спокойно и ждёт приказа. Слева от Ильи Муромца – Добрыня Никитич. Он из более богатого рода, и щит его побогаче, и кольчуга подороже. Нетерпелив, решителен и стремителен богатырь, и конь его вот-вот понесёт своего седока. Справа от Ильи Муромца самый младший богатырь – Алёша Попович. Смотрит он лукаво. Он уступает в силе первым двум, но нередко берёт верх храбростью и находчивостью. Лукава усмешка на его губах, вот сейчас запоёт песню на всю степь. Вооружён он скромнее, луком и стрелами, но его хитрость – тоже хорошее оружие.

На заднем плане чёрные холмы, грозовое небо. Этим художник хотел показать, что не всё спокойно на Руси, много у неё врагов, которые могут неожиданно напасть.

Стоят богатыри в чистом поле, в любую минуту готовы ринуться в бой за Русь великую.

Эта картина заставляет нас удивляться, какие были сильные духом и телом люди! Художник Васнецов хотел своей картиной вызвать чувство уважения к нашей Родине, к нашим защитникам и к нашей истории. Люди всегда ему будут благодарны за это.

3. Написание сочинения.

Чтение работ.

Как вы считаете, удалось вам передать замысел художника?

Ильины три поездочки
Посреди поля чистого, На закате красна солнышка, На восходе ясна месяца На заставу богатырскую Собирались на походный совет Славнорусские богатыри. Думу думали, раздумывали, По нарядам снарядилися.

Доставалось Илье Муромцу Ехать в Западную сторону На великий богатырский дозор.

Выезжал Илья Муромец, Доезжал он до росстани, Под ночной тучей западной. Наезжал на белый камень Илья. Из-за тучи месяц выглянул: Прочитай вон, на камени Придорожном надписочка Четко-ясно повысечена:

«Прямо ехать - убитому быть! Влево ехать - женатому быть! Вправо ехать - богатому быть! Все судьбой сие предписано! » Во глубоком раздумье Илья. Он стоит, сам себе говорит: «Это бог с тобой, что - судьбой: Я готов и с судьбиной на бой! Только выбрать какую судьбу, Чтобы с нею вступить мне в борьбу? Мне в походах.жена не нужна, Мне богатство ненадобно. Ах, поеду, молодец, я туда, Где показано убитому быть! »

Навалилась туча черная, Поглотила светлый месяц она. И поехал Илья Муромец На погибель на предписанную Ночью темною-растемною. Вдруг тут из ночной темноты Из-за кустиков низовеньких, Из-за камушков кремневеньких Выглядали, выскакивали Ходовитые разбойнички, Псы ночные подорожнички. Голоса у них горластые, А щиты у них крестастые, На них шлемы, будто ведра вверх дном,

Кони-лошади в булатной броне. А заглавный пес-разбойничек Наседает, угрозой грозит: «Стой! Куда, деревенщина? Помолись перед погибелью! »

Добрый молодец не молится, Перед псом он не клонится.
Светлый месяц опять выходил, Все убранство на Илье озарил: Заблистал в сорок тысяч шлем, Засияли камни-яхонты Во сто тысяч во гриве у коня, Сам конь выше цен, выше смет! Вот тут-то разбойнички На богатство и обзарилися, Друг друга подзадоривают, Подстрекают, подзуживают: «Мы убьем его, пограбим-ко, Со конем его разлучим-ко! » Илья палицей размахивался Да слегка и приударил вожака, А размяк от удара вожак, Покачнулся, упал, не встал. Из налучника лук тугой, Из колчана калену стрелу Вынимал да пускал Илья В дуб кряковистый разрывчатую. Разрывала, расщепляла стрела Старый дуб во щепу, во черенки.

Череночки да щепочки Разлетелись, угодили они Во разбойников да всех до одного

В одночасье погубили подряд! Повернулся ко камени Илья. Надпись старую вычеркивал, Надпись новую надписывал: «Богатырь Илья Муромец Там был, да убит не бывал. Поразъездил дороженьку, Порасчистил широкую! »

После этого быванья Илья: «Я поеду, - говорит, - уж туда, Где показано женатому быть! » Луговины, горы, реки да поля Проскакал Илья Муромец, На дворцы островерхие Понаехал краснокаменные. Вереницами девицы к нему Выходили, встречали молодца.
Все красивые, приветливые, Все угодливые, ласковые, Разговоры веселые Про женитьбу, про венчанье ведут. «Погодите вы с венчаньем таким! Семь раз я отмериваю, Да один раз отрезываю! »

Поспешают красны девицы: На столы, на столешницы Стелют скатерти-прелестницы, Ставят вина заморские, На упой добра молодца поят, С обручаньем-венчаньем спешат. Без успеху! Только смеху Илье Целый год, поди, не высмеять! «Вы бы лучше, красавицы, Отвели бы во спаленку меня: Мне б с дороги уснуть-отдохнуть! » - Говорит Илья Муромец. Подходила красавица, Уводила Илью Муромца,