Юрий Бондарев: биография, фото и интересные факты. Юрий бондарев - биография, фото, книги, личная жизнь писателя

(15 марта 1924 года)
Юрий Васильевич
Родился 15 марта 1924 года в городе Орске Оренбургской области. Отец - Бондарев Василий Васильевич (1896-1988), работал народным следователем. Мать - Бондарева Клавдия Иосифовна (1900-1978). Супруга - Бондарева Валентина Никитична (1927 г. рожд.). Дочери: Бондарева Елена Юрьевна (1952 г. рожд.), специалист по английскому языку; Бондарева Екатерина Юрьевна (1960 г. рожд.), художник. Внук - Бондарев Андрей, дипломат.

В 1931 году Бондаревы переехали в Москву. Жили в Замоскворечье. Юрий учился в 516-й средней школе. Уроки, увлечение футболом, коньками, голубями - обычная мальчишеская жизнь с ее радостями и огорчениями. В ряде его интересов большое место занимали и книги. Этому во многом способствовала мать, часто читавшая ему по вечерам и постепенно приохотившая сына к русской классике.

Но, пожалуй, главное испытание характера будущий писатель получил на войне. В 1941 году комсомолец Бондарев вместе с тысячами юных москвичей участвовал в сооружении оборонительных укреплений под Смоленском. Потом была эвакуация, где Юрий окончил 10-й класс. Летом 1942 года его направили на учебу во 2-е Бердичевское пехотное училище в городе Актюбинске. В октябре того же года курсанты были переброшены под Сталинград. Бондарев был зачислен командиром минометного расчета 308-го полка 98-й стрелковой дивизии. В боях под Котельниковым он был контужен, получил обморожение и легкое ранение в спину. После лечения в госпитале служил командиром орудия в составе 23-й Киевско-Житомирской дивизии. Участвовал в форсировании Днепра и штурме Киева. В боях за Житомир был ранен и снова попал в полевой госпиталь.

С января 1944 года Ю. Бондарев воевал в рядах 121-й Рыльско-Киевской Краснознаменной дивизии в Польше и на границе с Чехословакией. В октябре по приказу был направлен в Чкаловское училище зенитной артиллерии и после окончания учебы в декабре 1945 года был признан ограниченно годным к службе и демобилизован по ранениям.

Фронтовой путь Бондарева отмечен боевыми наградами: орденом Отечественной войны I степени, двумя медалями "За отвагу", медалями "За оборону Сталинграда", "За победу над Германией", польскими медалями. На войне он вступил в Коммунистическую партию и оставался в ее рядах до 1991 года.
Именно на фронте в сознание Ю. Бондарева окончательно вошли кристально чистые и ясные заповеди любви к Родине, порядочности, верности. Ведь в бою все обнажено и очевидно - что добро, а что зло. И каждый оказывается перед выбором. Бондарев сделал свой выбор один раз и навсегда. Он выбрал берег человеческой порядочности. И там же, на войне, писатель понял главное: "человек рождается для любви, а не для ненависти" (слова героя повести "Батальоны просят огня").

После войны Юрий Бондарев окончил Литературный институт имени Горького в Москве, в 1949 году начал печататься. В 1951 году избран членом Союза писателей СССР. Первый сборник его рассказов - "На большой реке" вышел в 1953 году.

Очень скоро Бондарев стал одним из самых печатающихся авторов. Его перу принадлежат романы: "Тишина" (1962), "Двое" (1964), "Горячий снег" (1969), "Берег" (1975), "Выбор" (1980), "Игра" (1985), "Искушение" (1991), "Непротивление" (1996), "Бермудский треугольник" (1999); повести: "Юность командиров" (1956), "Батальоны просят огня" (1957), "Последние залпы" (1959), "Родственники" (1969); сборник рассказов "Поздним вечером" (1976); циклы миниатюр "Мгновения" (с 1977); книги литературных статей "Поиск истины" (1976), "Взгляд в биографию" (1977), "Хранители ценностей" (1978).

Произведения Бондарева переведены более чем на 70 языков, в том числе английский, французский, итальянский, испанский, немецкий, японский, голландский, датский, финский, польский, турецкий, румынский, чешский, словацкий, сербский, венгерский, болгарский, греческий, арабский, хинди и другие. Всего за период с 1958 по 1980 год за рубежом опубликовано 130 произведений Бондарева . В Советском Союзе и России вышло в свет 3 собрания сочинений писателя: 1973-1974 (4 тт.), 1984-1986 (6 тт.), 1993-1996 (9 тт.).

По произведениям Юрия Бондарева сняты художественные фильмы "Последние залпы", "Тишина", "Горячий снег", "Батальоны просят огня", "Берег", "Выбор". Картины по произведениям писателя смотрел, без преувеличения, весь мир. По сценарию Ю.Бондарева (совместно с Ю. Озеровым и О. Кургановым) снята эпопея "Освобождение", зрителями которой стали более 350 миллионов человек. Как одному из авторов сценария фильмов "Освобождение": "Огненная дуга", "Прорыв", "Направление главного удара", "Битва за Берлин", "Последний штурм", в 1972 году Ю. В. Бондареву была присуждена Ленинская премия.
Творчеству писателя посвящено несколько книг. Среди них: В. Михайлов "Юрий Бондарев " (1976), Е. Горбунова "Юрий Бондарев " (1989), В. Коробов "Юрий Бондарев " (1984), Ю. Идашкин "Юрий Бондарев " (1987), Н. Федь "Художественные открытия Бондарева " (1988).

Наряду с творчеством, Ю. В. Бондарев ведет и активную общественную деятельность. С 1959 по 1963 год он являлся членом редколлегии, редактором раздела литературы и критики "Литературной газеты". В ноябре 1971 года был избран первым заместителем председателя правления Союза писателей РСФСР, а с 1990 по 1994 год являлся председателем Союза писателей России. На протяжении восьми лет, с 1991 по 1999 год, работал сопредседателем Международного сообщества писательских союзов. В 1974-1979 годах возглавлял добровольное общество любителей книги.

В 1963 году Юрий Бондарев был принят в Союз кинематографистов. В 1961-1966 годах он являлся главным редактором Объединения писателей и киноработников на студии "Мосфильм".

Писатель избирался депутатом Верховного Совета РСФСР IX-X созывов, был заместителем председателя Совета национальностей Верховного Совета СССР (1984-1989), членом ЦК Компартии РСФСР (1990-1991).

В настоящее время Ю. В. Бондарев - действительный член Русской, Международной славянской и Пушкинской академий, а также Академии российской словесности. Он избран почетным профессором Государственного открытого педагогического университета.
Ю. В. Бондарев - Герой Социалистического Труда (1984), лауреат Ленинской премии (1972), двух Государственных премий СССР (1974, 1983) - за романы "Берег" и "Выбор"), Государственной премии РСФСР (1975 - за сценарии к фильму "Горячий снег"), премии имени Льва Толстого (1993), Международной премии имени Михаила Шолохова (1994), Всероссийской премии "Сталинград". Награжден двумя орденами Ленина, орденами Трудового Красного Знамени, Октябрьской Революции, "Знак Почета", золотой медалью А. А. Фадеева", а также орденом "Большая Звезда Дружбы народов" (ГДР).

Юрий Васильевич увлекается живописью. Дома он собрал внушительную коллекцию книг о живописи и альбомов с репродукциями мировых шедевров.

В людях писатель чрезвычайно ценит добропорядочность: "Это значит уметь быть сдержанным, уметь слушать собеседника (великое достоинство в общении людей), не переступать границы гнева, а именно - уметь владеть собой, не опоздать прийти на зов о помощи в чужой беде, уметь быть благодарным..."
Его оценки современности предельно жестки: "Мы живем в безвременье, без больших идей, без естественной доброты и нравственности, без скромности и защитительной стыдливости... Наша свобода - это свобода плевка в свое прошлое, настоящее и будущее, в святое, неприкосновенное, чистое..." Однако Юрий Бондарев не теряет веры в будущее. Он убежден, что даже в самой страшной трагедии есть надежда.
Живет и работает в Москве.

Бондарев Юрий Васильевич – русский советский писатель и общественный деятель, первый заместитель председателя правления Союза писателей РСФСР, город Москва.

Родился 15 марта 1924 года в городе Орск Оренбургской губернии (ныне – области) в семье народного следователя Василия Васильевича Бондарева (1896-1988) и Клавдии Иосифовны Бондаревой (1900-1978). Русский. В 1931 году семья переехала в Москву. Окончил среднюю школу.

В 1941 году был призван в ряды Красной Армии. Участвовал в сооружении оборонительных укреплений под Смоленском. Летом 1942 года был направлен на учебу во 2-е Бердичевское пехотное училище, которое было эвакуировано в город Актюбинск (ныне – Актобе, Казахстан). С августа 1942 года сражался с немецко-фашистскими захватчиками. В октябре того же года был направлен под Сталинград и зачислен командиром миномётного расчета 308-го полка 98-й стрелковой дивизии. В боях был контужен, получил обморожение и лёгкое ранение в спину. После лечения в госпитале служил командиром орудия в составе 23-й Киевско-Житомирской дивизии. Участвовал в форсировании Днепра и освобождении Киева. В боях за Житомир был ранен и снова попал в полевой госпиталь. С января 1944 года Бондарев воевал в рядах 121-й Краснознаменной Рыльско-Киевской стрелковой дивизии в Польше и на границе с Чехословакией. В октябре был направлен в Чкаловское училище зенитной артиллерии. После окончания учебы в декабре 1945 года был признан ограниченно годным к службе и демобилизован по ранениям.

Именно на фронте в сознание Бондарева окончательно вошли кристально чистые и ясные заповеди любви к Родине, порядочности, верности – ведь в бою все обнажено и очевидно: что есть добро, а что – зло. И каждый оказывается перед выбором – его Бондарев сделал раз и навсегда. Он избрал берег человеческой порядочности. И там же, на войне, писатель понял главное: «человек рождается для любви, а не для ненависти» (слова героя повести «Батальоны просят огня»).

Печататься Юрий Бондарев начал в 1949 году. Первые рассказы писателя выходили в журналах «Огонёк», «Смена» и «Октябрь». В 1951 году он окончил Литературный институт имени М.Горького. В том же году был принят в Союз писателей СССР. Первый сборник его рассказов – «На большой реке» – вышел в 1953 году. Очень скоро Бондарев стал одним из самых печатающихся авторов. Его перу принадлежат романы «Тишина» (1962), «Двое» (1964), «Горячий снег» (1969), «Берег» (1975; Государственная премия СССР, 1977), «Выбор» (1980; Государственная премия СССР, 1983), «Игра» (1985), «Искушение» (1991), «Непротивление» (1996), «Бермудский треугольник» (1999); повести «Юность командиров» (1956), «Батальоны просят огня» (1957), «Последние залпы» (1959), «Родственники» (1969); сборник рассказов «Поздним вечером» (1976); книги литературных статей «Поиск истины» (1976), «Взгляд в биографию» (1977), «Хранители ценностей» (1978).

Бондарев является нравственным авторитетом для многих поколений россиян. Впечатления военных лет нашли отражение во многих его произведениях. В повестях «Батальоны просят огня», «Последние залпы», в романах «Горячий снег», «Берег» Юрий Бондарев показал героизм советских солдат, офицеров и генералов, раскрыл их психологию и неизменную верность Родине и народу. Его знаменитый роман «Тишина» рассказал о судьбах людей, прошедших сражения, которые искали и не всегда могли найти свое место в послевоенном обществе.

В произведениях Бондарева последних лет «Искушение», «Бермудский треугольник» талант прозаика открылся новыми гранями. В 2004 году писатель-юбиляр издал новый роман под названием «Без милосердия». Произведения Бондарева переведены более чем на 70 языков мира. Всего за период с 1958 по 1980 год за рубежом опубликовано 130 произведений Бондарева. В Советском Союзе и России вышли в свет 4 собрания сочинений писателя: 1973-1974 (в 4 томах), 1984-1986 (в 6 томах), 1993-1996 (в 9 томах).

По произведениям Юрия Бондарева сняты художественные фильмы «Последние залпы», «Тишина», «Горячий снег» (Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых, 1975), «Батальоны просят огня», «Берег», «Выбор». Картины по произведениям писателя смотрел, без преувеличения, весь мир. Писатель стал одним из соавторов (совместно с Ю.Озеровым и О.Кургановым) сценария киноэпопеи «Освобождение» (1970-1972), посвященной глобальным событиям Великой Отечественной войны. Фильм только за два года посмотрело более 350 миллионов зрителей в СССР и десятки миллионов за рубежом. Как одному из авторов сценария фильмов «Освобождение» («Огненная дуга», «Прорыв», «Направление главного удара», «Битва за Берлин», «Последний штурм») в 1972 году Бондареву была присуждена Ленинская премия.

Наряду с творчеством Бондарев ведет активную общественную деятельность. С 1959 по 1963 год он являлся членом редколлегии, редактором отдела литературы и критики «Литературной газеты». В ноябре 1971 года был избран первым заместителем председателя правления Союза писателей РСФСР, а с 1990 по 1994 год являлся председателем Союза писателей России. На протяжении 8 лет, с 1991 по 1999 год, работал сопредседателем Международного сообщества писательских союзов. В 1974-1979 годах возглавлял Добровольное общество любителей книги. Бондарев много раз ездил за рубеж по приглашению издательств как общественный деятель.

В 1963 году Юрий Бондарев был принят в Союз кинематографистов. В 1961-1966 годах он являлся главным редактором Объединения писателей и киноработников на студии «Мосфильм».

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 марта 1984 года за большие заслуги в развитии советской литературы, плодотворную общественную деятельность и в связи с шестидесятилетием со дня рождения писателю Бондареву Юрию Васильевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

В 1994 году Юрий Бондарев отказался от награждения орденом Дружбы народов в связи с 70-летием, написав в телеграмме Президенту РФ Б.Н. Ельцину: «Сегодня это уже не поможет доброму согласию и дружбе народов нашей великой страны».

Избирался депутатом Верховного Совета РСФСР 9–10 созывов (1975–1984), был заместителем председателя Совета национальностей Верховного Совета СССР (1984–1989), членом ЦК Компартии РСФСР (1990–1991).

Ю.В. Бондарев – действительный член Русской, Международной славянской, Петровской академий, Академии российской словесности, почётный член Пушкинской академии, председатель комиссии по присуждению Международной премии М.А. Шолохова.

Живёт и работает в городе Москве.

Награждён советскими 2 орденами Ленина (22.06.1971; 14.03.1984), орденами Октябрьской Революции (07.08.1981), Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), Трудового Красного Знамени (18.03.1974), «Знак Почёта» (28.10.1967), российским орденом Дружбы народов (14.03.1994), медалями, в том числе 2 медалями «За отвагу» (14.10.1943; 21.06.1944), а также орденами и медалями иностранных государств.

Лауреат Ленинской премии (1972), Государственной премии СССР (1977, 1983), Государственной премии РСФСР имени Братьев Васильевых (1975), премии имени Льва Толстого (1993), Международной премии имени Михаила Шолохова (1994).

Постановлением Волгоградского городского Совета народных депутатов от 8 сентября 2004 года за заслуги в области сохранения исторической памяти героев Сталинградской битвы и большой личный вклад в формирование образа города-героя

Юрий Васильевич Бондарев - прозаик, эссеист, публицист - родился 15 марта 1924 года в г. Орск Оренбургской области. В детстве вместе с семьей много ездил по стране.

С 1931 семья обосновалась в Москве, где прошли школьные годы будущего писателя. После окончания школы был призван в армию, направлен в Чкаловское артиллерийское училище, а затем на фронт. Неизмеримо трудные дороги артиллериста Бондарева пролегли от берегов Волги до границ Чехословакии. Командир орудия, Бондарев был дважды ранен, четырежды награжден орденами за боевые заслуги. После окончания войны и демобилизации в 1946 Бондарев поступил после недолгих колебаний в Литературный институт им. М. Горького, где занимался в творческом семинаре К. Паустовского.

Первый рассказ Бондарева «В пути» появился в молодежном журнале «Смена» в 1949 , и с этого времени началась профессиональная деятельность писателя. В ранних рассказах Бондарева, как и во всей беллетристике того времени, превалировала тема мирного труда представителей самых разных профессий. Несмотря на то, что в прозе Бондарева можно было отметить точную психологическую обрисовку характеров, пластическое воспроизведение реального мира, глубину и бескомпромиссность нравственных коллизий, эти рассказы не выделялись из общего потока литературы подобного рода. После окончания Литературного института в 1951 Бондарев был принят в члены СП СССР.

В 1953 был издан сборник его рассказов «На большой реке».

Настоящий творческий успех принесли Бондарев «военные повести» конца 1950-х - начала 1960-х. Этот цикл открывала повесть «Юность командиров» (1956 ). Героями Бондарев стали офицеры и курсанты военного училища, прошедшие суровую школу на передовой.

Следующие повести - «Батальоны просят огня» (1957 ) и «Последние залпы» (1959 ) - сделали Бондарева известным писателем, которого критика причислила к т.н. «лейтенантской прозе». В этих произведениях сложилась в основных чертах поэтика изображения войны, присущая Бондареву-прозаику. Ему свойственно стремление к точной психологической детализации событий (все критики отмечали «эффект присутствия», «верность правде», «смелость батальных эскизов», «окопную правду»), экспрессивному действию в максимально-напряженных, порой безвыходных ситуациях. Рассматривая своего героя перед лицом смерти с состраданием и верой, Бондарев показывает, как человек овладевает «великой тайной», «осознав ценность жизни, перестает бояться смерти и, умирая во имя убеждений и веры, сеет зерна добра...» (Бондарев Ю. Поиск истины. М., 1979. С. 14).

В 1958 выходит еще один сборник прозы Бондарева «Трудная ночь», в 1962 - «Поздним вечером», основу которых составляют публиковавшиеся ранее произведения. Параллельно с военной темой у Бондарева развивается тема современности, связанная с художественным постижением послевоенного времени, так поразившего «тишиной» вернувшихся с фронта солдат, обострившего забытые из-за войны конфликты как семейного, так и общественного характера.

В 1960 появляется в печати большой роман писателя «Тишина» и повесть «Родственники» (1969) . Бондарев пытается углубить психологическую характеристику персонажей, создать полнокровные образы людей со своей собственной биографией, манерой мышления, со своим страданием и ощущением ненужности в этом новом, невоенном мире.

И вновь от современной темы Бондарев обращается к войне.

В 1970 выходит из печати роман «Горячий снег», который в литературе того времени наряду с повестями В. Астафьева, К. Воробьева, В. Кондратьева, В. Быкова, В. Богомолова и др. составлял ядро «военной прозы».

Роман «Горячий снег» посвящен казалось бы локальным событиям - одному дню из жизни артиллерийской батареи Дроздовского, которая на подступах к Сталинграду вела ожесточенные бои, выбивая фашистские танки и не допуская соединения вражеских войск. Оптимистический финал романа, по-видимому, дань времени (батарею находят, раненых увозят в тыл, а героев тут же на передовой награждает сам генерал Бессонов), не заслонял трагической сути происходившего.

С середины 1970-х начинается новый этап в творчестве Бондарева. Писатель соединяет военную тему с современной, а героем его произведений становится художник. Романы «Берег» (1975 ), «Выбор» (1980 ), «Игра» (1985 ) составляют своеобразную трилогию, посвященную сложной и трагической жизни бывшего фронтовика (писателя, художника, кинорежиссера), который в современной жизни обнаруживает утрату тех мощных нравственных импульсов, которые поддерживали его во время войны. Выбор героя, связанного с творческой профессией, говорит о попытках авторского самоопределения и самоидентификации. Эти тенденции усиливались в конце XX в., становясь одной из определяющих черт литературного процесса. Все три романа построены по одному структурному принципу: чередованием глав, посвященных современности, и глав-воспоминаний о войне.

В конце 1970-х Бондарев размышлял о новом типе романа - «нравственно-философском с изобразительно-мыслительной тканью». В этом романе эмоциональный, «рисующий», лирический элемент проявляется при изображении событий прошлого, мыслительное начало непосредственно раскрывается в сфере настоящего. Этот тип романа Бондарев и реализовал в своей трилогии. Многие критики отмечали различие повествовательной ткани в этих произведениях, причем «мыслительное» начало, по их мнению, всегда уступало изобразительному и лирическому.

К этой трилогии примыкает роман «Искушение» (1991 ), в котором уже исчезает столь резкое противопоставление прошлого и настоящего, хотя интеллектуальное начало, проявляющееся в диалогах, усугубляется. Героями этого романа являются ученые-экологи, которые не выдерживают административного давления власти и дают согласие на строительство ГЭС в небольшом сибирском городе. Образ героя-интеллектуала, героя-творца, в какой-то мере отражает процесс самоидентификации писателя, который ищет свой путь к берегу обетованному через выбор, игру и искушение.

Роман Бондарева «Непротивление» появился в печати в журнале «Молодая гвардия» в 1994-95 . И вновь писатель уже в который раз обращается к давно прошедшим временам - первому году после окончания войны. Но послевоенная Москва в этом романе имеет уже другой облик. Изобразительный ряд включает грязные, полные животных криков и ругани рынки, темные забегаловки и шалманы с пьяной, прокуренной толпой, где слились воедино и людской сор, и уголовники, и вернувшиеся с фронта солдаты. Они не то празднуют до бесконечности победу, не то поминают друзей, не то попросту не умеют жить и запивают водкой свой страх.

Роман «Бермудский треугольник» (1999 ) посвящен событиям 1993 - расстрелу «Белого дома» в Москве. Однако эти события - только трагический и страшный фон произведения, герою которого выпадают на долю не только унижения за защиту парламента, но и, как всегда у Бондарева, предательство старого студенческого друга, который под видом все продолжающейся дружбы уже давно является воплощением зла и губит вокруг все, к чему прикасаются его грязные руки.

Бондарев в течение всей творческой жизни выступал как публицист, эссеист (сборник «Мгновения», 1978 ), критик и литературовед. Он - автор работ о Л. Толстом, Ф. Достоевском, М. Шолохове, Л. Леонове и др. (сборники «Взгляд в биографию», 1971 ; «Поиск истины», 1976 ; «Человек несет в себе мир», 1980 ; «Хранители ценностей», 1987 ).

В своих статьях Бондарева много размышлял о морально-этических вопросах. Программные из них даже поэтикой названий свидетельствуют о пристрастии художника к этической теме («О нравственности в литературе», «Нравственность - это социальная совесть писателя», «Гомо моралис» и др.).

В 1941 году комсомолец Бондарев вместе с тысячами молодых москвичей участвовал в сооружении оборонительных укреплений под Смоленском . Летом 1942 года, после окончания 10 класса средней школы, направлен на учёбу во 2-е Бердичевское пехотное училище, которое было эвакуировано в город Актюбинск . [ ]

В октябре того же года курсанты были направлены под Сталинград . Бондарев зачислен командиром миномётного расчета 308-го полка 98-й стрелковой дивизии . В боях под Котельниковским (ныне Котельниково) был контужен, получил обморожение и лёгкое ранение в спину. После лечения в госпитале служил командиром орудия в составе 89-го стрелкового полка 23-й стрелковой дивизии Воронежского фронта . Участвовал в форсировании Днепра и освобождении Киева . В боях за Житомир был ранен и снова попал в полевой госпиталь. [ ]

За уничтожение в районе села Боромля Сумской области из боевых порядков пехоты трёх огневых точек, автомашины, противотанковой пушки и 20 солдат и офицеров противника был награждён медалью «За отвагу» . За подбитый танк и отражение атаки немецкой пехоты в районе города Каменец-Подольский награждён второй медалью «За отвагу». [ ]

С января 1944 года Ю. Бондарев воевал в рядах 121-й Краснознаменной Рыльско-Киевской стрелковой дивизии в Польше и на границе с Чехословакией . Член ВКП(б) с 1944 года. [ ]

Дебютировал в печати в 1949 году. Первый сборник рассказов «На большой реке» вышел в 1953 году. Автор рассказов (сборник «Поздним вечером», 1962), повестей «Юность командиров» (1956), «Батальоны просят огня» (1957; 4-серийный фильм «Батальоны просят огня » по мотивам повести, 1985), «Последние залпы» (1959; одноимённый фильм, 1961), «Родственники» (1969), романов «Горячий снег» (1969; одноимённый фильм, 1972), «Тишина» (1962; одноименный фильм , 1964), «Двое» (продолжение романа «Тишина»; 1964), «Берег» (1975; одноименный фильм , 1984). [ ]

В своих романах 70-х годов XX века и позже писатель напряженно размышляет о судьбах Советского союза и России, во многом предвидит причины развала СССР и последующей деградации советского общества, размышляет о смысле жизни, о смерти, о вреде конформизма, исследует тончайшие чувства и переживания человека в переломные и судьбоносные моменты личной и общественной истории.

В 1994 году публично отказался принять орден Дружбы народов по случаю своего 70-летия от Б. Н. Ельцина. Свою позицию он выразил в телеграмме на имя первого президента России, в которой указал: «Сегодня это уже не поможет доброму согласию и дружбе народов нашей великой страны».

Почётный член Санкт-Петербургской общественной организации Академии русской словесности и изящных искусств имени Г. Р. Державина. [ ]

Юрий Бондарев достаточно жёстко оценивает современную российскую действительность. По его словам, мы живем в безвременье, время без больших идей, без нравственности и естественной доброты, без защитительной стыдливости и скромности. «Наша свобода - это свобода плевка в своё прошлое, настоящее и будущее, в святое, неприкосновенное, чистое». Но при этом писатель не теряет веры в будущее России, он убежден в том, что даже в очень страшной трагедии есть место надежде.

6 марта 2014 года подписал обращение Союза писателей России к Федеральному собранию и Президенту России Путину, в котором выразил поддержку действиям России в отношении Крыма и Украины .