Художественное своеобразие романа отцы и дети. Идейно-художественные особенности романа «Отцы и дети

Художественные особенности романа «Отцы и дети».

Романы И. С. Тургенева - своеобразная худо­жественная летопись 60-70-х годов XIX века. Их идеи, темы и образы неразрывно связаны с тем временем, в котором жил и творил писатель.

Можно выделить ряд художественных особенностей романа «Отцы и дети». Этот роман невелик по объему. Его действие развертывается без побоч­ных сюжетов. Стремясь запечатлеть в художест­венной форме быстро сменявшие друг друга этапы развития русской общественной жизни, Тургенев относит действие романа к точно обозначенному времени. Так, сюжетные события в нем начинают­ся определенной датой: 20 мая 1859 г.

Биография героев «Отцов и детей» описывает­ся то подробно и развернуто (Павел Петрович, Ни­колай Петрович), то кратко, бегло (читатель мало знает о прошлом Базарова, Фенички, Одинцовой). Герой романа - типичный и лучший представи­тель своей социальной группы. У Тургенева Евге­нию Базарову отведено особое место. В романе 28 глав. Только в двух из них не появляется Базаров. Он стремится понять, в чем смысл жизни, ради чего стоит жить, работать, наконец, любить. Но его поиски терпят крах. Условия русской жизни обрекают его на неудачу. Умирает Базаров - кон­чается роман. И Тургенев последние, глубоко про­чувствованные строки посвящает Базарову: «Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными гла­зами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодуш­ной» природы; они говорят также о вечном при­мирении и о жизни бесконечной...»

Идейная позиция тургеневского героя особенно наглядно проявляется в спорах. В них. речь идет об остром, непримиримом конфликте не столько между представителями разных поколений, сколько между аристократами и демократами, между либералами и революционерами-разночин­цами.

Очень символичен, значим в романе «Отцы и дети» пейзаж. Так, в начале романа пейзаж отра­жает бедность, нищету, запустение: «Речки с об­рытыми берегами, и крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низкими избами...» Он как бы подводит к мысли о необходимости унич­тожения тех порядков, которыми порождены эти бедность и запустение.

Лиризмом, печалью проникнут пейзаж в пос­ледних строках романа. В описание сельского кладбища, на котором похоронен Базаров, писа­тель вложил неподдельное чувство утраты, ис­кренней боли. И в то же время он утверждает, что «страстное, грешное, бунтующее сердце» его героя билось во имя временных целей.

Композиционная роль пейзажа очень разнооб­разна. Иногда он как бы обрамляет действие, давая читателю представление лишь о том, где и когда это действие происходит.

Нелепость, вздорность затеянной Павлом Пет­ровичем дуэли с Базаровым оттеняется описанием «славного, свежего» утра, росы, которая «блиста­ла серебром на паутинках», неба, с которого «сы­пались песни жаворонков», фигурой крестьянина, гнавшего «двух спутанных лошадей». Вот как на­чинает Тургенев описание этого события: «Утро было славное, свежее; маленькие пестрые тучки стояли барашками на бледно-ясной лазури; мел­кая роса высыпала на листьях и травах, блистала серебром на паутинках...»

Иногда пейзаж рисуется Тургеневым в кон­трасте с настроением и переживаниями героя. Так, картина вечереющего дня настраивает Ни­колая Петровича на мечтательный лад, будит в нем грустные воспоминания, заставляет сопе­реживать, сочувствовать природе. Сочувствуя, Николай Петрович покоряется ее очарованию, лю­бимые стихи приходят ему на память, уми­ротворенный, успокоенный, он думает: «Как хоро­шо, боже мой!»

Язык персонажей романа «Отцы и дети» резко индивидуален, отражает их духовный мир. В речи Кирсанова-старшего мы видим строгую логич­ность, отвлеченность в суждениях, обилие ино­странных слов, произносимых по-русски и по-французски, острую полемичность. В речи Аркадия чувствуется, с одной стороны, юношес­кий задор, подражание «нигилисту», стремление несколько приподнять себя; с другой - болтли­вость, неуравновешенность, страсть к красивой фразе. «Для ради важности держат», - говорил он о тетушке Одинцовой.

В языке Базарова проявляется остроумие, сме­лость, резкость суждений, некоторая грубоватость, «почти дерзость». В жестком споре, когда Павел Петрович, ссылаясь на прошлое, пытался убедить Базарова в ошибочности его взглядов, последний спокойно, но смело сказал, обобщая:

«Аристократизм, либерализм, прогресс, принци­пы... сколько иностранных... и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны».

Итак, в языке персонажей Тургенева отража­ется их яркая индивидуальность, широта или, на­оборот, немощность духовного развития, их инте­ресы, наклонности.

Проза Тургенева музыкальна, ритмична. «От­цы и дети» - высокохудожественное произведе­ние XIX века.

Художественные особенности романа «Отцы и дети».

Романы И. С. Тургенева - своеобразная худо­жественная летопись 60-70-х годов XIX века. Их идеи, темы и образы неразрывно связаны с тем временем, в котором жил и творил писатель.

Можно выделить ряд художественных особенностей романа «Отцы и дети». Этот роман невелик по объему. Его действие развертывается без побоч­ных сюжетов. Стремясь запечатлеть в художест­венной форме быстро сменявшие друг друга этапы развития русской общественной жизни, Тургенев относит действие романа к точно обозначенному времени. Так, сюжетные события в нем начинают­ся определенной датой: 20 мая 1859 г.

Биография героев «Отцов и детей» описывает­ся то подробно и развернуто (Павел Петрович, Ни­колай Петрович), то кратко, бегло (читатель мало знает о прошлом Базарова, Фенички, Одинцовой). Герой романа - типичный и лучший представи­тель своей социальной группы. У Тургенева Евге­нию Базарову отведено особое место. В романе 28 глав. Только в двух из них не появляется Базаров. Он стремится понять, в чем смысл жизни, ради чего стоит жить, работать, наконец, любить. Но его поиски терпят крах. Условия русской жизни обрекают его на неудачу. Умирает Базаров - кон­чается роман. И Тургенев последние, глубоко про­чувствованные строки посвящает Базарову: «Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными гла­зами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодуш­ной» природы; они говорят также о вечном при­мирении и о жизни бесконечной...»

Идейная позиция тургеневского героя особенно наглядно проявляется в спорах. В них. речь идет об остром, непримиримом конфликте не столько между представителями разных поколений, сколько между аристократами и демократами, между либералами и революционерами-разночин­цами.

Очень символичен, значим в романе «Отцы и дети» пейзаж. Так, в начале романа пейзаж отра­жает бедность, нищету, запустение: «Речки с об­рытыми берегами, и крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низкими избами...» Он как бы подводит к мысли о необходимости унич­тожения тех порядков, которыми порождены эти бедность и запустение.

Лиризмом, печалью проникнут пейзаж в пос­ледних строках романа. В описание сельского кладбища, на котором похоронен Базаров, писа­тель вложил неподдельное чувство утраты, ис­кренней боли. И в то же время он утверждает, что «страстное, грешное, бунтующее сердце» его героя билось во имя временных целей.

Композиционная роль пейзажа очень разнооб­разна. Иногда он как бы обрамляет действие, давая читателю представление лишь о том, где и когда это действие происходит.

Нелепость, вздорность затеянной Павлом Пет­ровичем дуэли с Базаровым оттеняется описанием «славного, свежего» утра, росы, которая «блиста­ла серебром на паутинках», неба, с которого «сы­пались песни жаворонков», фигурой крестьянина, гнавшего «двух спутанных лошадей». Вот как на­чинает Тургенев описание этого события: «Утро было славное, свежее; маленькие пестрые тучки стояли барашками на бледно-ясной лазури; мел­кая роса высыпала на листьях и травах, блистала серебром на паутинках...»

Иногда пейзаж рисуется Тургеневым в кон­трасте с настроением и переживаниями героя. Так, картина вечереющего дня настраивает Ни­колая Петровича на мечтательный лад, будит в нем грустные воспоминания, заставляет сопе­реживать, сочувствовать природе. Сочувствуя, Николай Петрович покоряется ее очарованию, лю­бимые стихи приходят ему на память, уми­ротворенный, успокоенный, он думает: «Как хоро­шо, боже мой!»

Язык персонажей романа «Отцы и дети» резко индивидуален, отражает их духовный мир. В речи Кирсанова-старшего мы видим строгую логич­ность, отвлеченность в суждениях, обилие ино­странных слов, произносимых по-русски и по-французски, острую полемичность. В речи Аркадия чувствуется, с одной стороны, юношес­кий задор, подражание «нигилисту», стремление несколько приподнять себя; с другой - болтли­вость, неуравновешенность, страсть к красивой фразе. «Для ради важности держат», - говорил он о тетушке Одинцовой.

В языке Базарова проявляется остроумие, сме­лость, резкость суждений, некоторая грубоватость, «почти дерзость». В жестком споре, когда Павел Петрович, ссылаясь на прошлое, пытался убедить Базарова в ошибочности его взглядов, последний спокойно, но смело сказал, обобщая:

«Аристократизм, либерализм, прогресс, принци­пы... сколько иностранных... и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны».

Итак, в языке персонажей Тургенева отража­ется их яркая индивидуальность, широта или, на­оборот, немощность духовного развития, их инте­ресы, наклонности.

Проза Тургенева музыкальна, ритмична. «От­цы и дети» - высокохудожественное произведе­ние XIX века.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Художественная отделка романа

безукоризненно хороша.

Д. И. Писарев

Художественная форма «Отцов и детей» тесно связана с содержанием романа. Сюжет его построен на постепенно усиливающихся идейных спорах двух вражду-ющих групп. Конфликт между ними заканчивается полным разрывом. Внутрен-ний мир и характер героев раскрываются в спорах-диалогах, из которых становят-ся очевидными взгляды, мысли и вкусы противников. Старая, уходящая Русь не сдается без боя; новая, молодая Россия не только не уклоняется от него, но неиз-менно выходит победителем. «Базаров, по-моему, постоянно разбивает Павла Петровича, а не наоборот», — писал Тургенев.

Тургенев — великолепный мастер речевых характеристик. Речь героев передает не только мысли, но и характеры, привычки, неповторимое человеческое своеобра-зие. Политические убеждения Павла Петровича и Базарова отчетливо проявляются прежде всего в спорах, в речи. Речь Кирсанова-старшего отличается строгой логич-ностью, отвлеченностью от реальной действительности, обилием иностранных слов. Часто он не может подобрать нужное слово на русском языке и заменяет его фран-цузским или английским. Говорит он с подчеркнутой, «изысканной учтивостью». Любезность, мягкость, осторожность проявляются в речи Николая Петровича.

В языке Базарова сказываются остроумие, смелость, резкость суждений, неко-торая грубоватость. В споре с Павлом Петровичем он спокойно, но смело обобщает: «Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы... сколько иностранных... и бес-полезных слов! Русскому человеку они и даром не нужны». Основой речи «плебея» Базарова является язык народа. Он часто пользуется пословицами и поговорками, подчас грубоватыми словами и выражениями: «слыхали мы эту песню», «черт меня дернул», «рассиропился» и др. Многие его суждения звучат категорично: «Поря-дочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», «Попал под колесо — туда и дорога», «Рафаэль гроша медного не стоит».

Портреты героев помогают понять их сущность. Тургенев тщательно выписыва-ет облик Павла Петровича, его костюм, отмечая его красивую «руку с длинными розовыми ногтями», снежной белизны манжет, застегнутый крупным опалом, ду-шистые усы, «прекрасные белые зубы».

В портрете Евгения выделено его лицо, «длинное и худое», которое оживлялось улыбкой и выражало самоуверенность и ум, красную руку, темно-белокурые воло-сы, длинные и густые. Эти детали портрета подчеркивали его трудолюбие, неизне-женность, постоянную и напряженную работу мысли.

Значительно дополняет характеристики героев и окружающая их обстановка. Тургенев изобразил представителей различных социальных групп. Окружающие их вещи, одежда, предметы личного обихода помогают глубже познать их хозяев. Об-становка кабинета Павла Петровича наглядно подтверждает его изысканный арис-тократический вкус. Рабочая комната Базарова сразу же превратилась в лаборато-рию, наполнилась различными запахами, склянками, банками с лягушками для опытов. Это комната ученого, труженика, преданного своей профессии. «Бивуак» отца Базарова, так он называл свой дом, — это дом бедного провинциального лекаря.

Комната Фенечки отличалась чистотой и уютом. Все было просто, опрятно, пах-ло ромашкой, мелиссой, на окнах стояли банки с вареньем, в клетке жил чиж. Обстановка комнаты Фенечки очень скромная, все дышит тишиной и покоем. Со-вершенно иная комната у Кукшиной, эмансипированной женщины. Сумбурная, неопрятная, безвкусная обстановка свидетельствовала о дурном эстетическом вку-се, о какой-то распущенности и неряшливости ее хозяйки. Материал с сайта

Понять настроения и переживания героев помогает пейзаж романа. Демократа Базарова привлекают не аромат лесов и полей, а болота с лягушками. Даже у ли-рически настроенного помещика Николая Петровича на первом месте не поэзия природы, а хозяйственные заботы. Оскудение дворянских поместий подчеркивает-ся бедностью пейзажа. Вид убогой и печальной русской деревеньки «с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами», опустелые гумна, «мужичков на плохих клячах» сливаются с переживаниями героя.

Нелепость, вздорность затеянной Павлом Петровичем дуэли оттеняется описа-нием «славного, свежего» утра, росы, которая «блистала серебром на паутинках», неба, с которого «сыпались песни жаворонков».

Лирической печалью овеяно описание сельского кладбища, на котором похоронен Базаров, цветы, растущие на его могиле, «говорят... о вечном примирении и о жизни бесконечной».

Проза Тургенева музыкальна и ритмична. По справедливому замечанию зарубежного литератора Ю. Шмидта, «читая его романы, так и кажется, будто слышишь аккомпанемент пения».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • художественные особенностиромана отцы и дети

Художественная форма «Отцов и детей» тесно связана с содержанием романа. Сюжет его построен на постепенно усиливающихся идейных спорах двух вражду­ющих групп. Конфликт между ними заканчивается полным разрывом. Внутрен­ний мир и характер героев раскрываются в спорах-диалогах, из которых становят­ся очевидными взгляды, мысли и вкусы противников. Старая, уходящая Русь не сдается без боя; новая, молодая Россия не только не уклоняется от него, но неиз­менно выходит победителем. «Базаров, по-моему, постоянно разбивает Павла Петровича, а не наоборот», - писал Тургенев.

Тургенев - великолепный мастер речевых характеристик. Речь героев передает не только мысли, но и характеры, привычки, неповторимое человеческое своеобра­зие. Политические убеждения Павла Петровича и Базарова отчетливо проявляются прежде всего в спорах, в речи. Речь Кирсанова-старшего отличается строгой логич­ностью, отвлеченностью от реальной действительности, обилием иностранных слов. Часто он не может подобрать нужное слово на русском языке и заменяет его фран­цузским или английским. Говорит он с подчеркнутой, «изысканной учтивостью». Любезность, мягкость, осторожность проявляются в речи Николая Петровича.

В языке Базарова сказываются остроумие, смелость, резкость суждений, неко­торая грубоватость. В споре с Павлом Петровичем он спокойно, но смело обобщает: «Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы... сколько иностранных... и бес­полезных слов! Русскому человеку они и даром не нужны». Основой речи «плебея» Базарова является язык народа. Он часто пользуется пословицами и поговорками, подчас грубоватыми словами и выражениями: «слыхали мы эту песню», «черт меня дернул», «рассиропился» и др. Многие его суждения звучат категорично: «Поря­дочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», «Попал под колесо - туда и дорога», «Рафаэль гроша медного не стоит».

Портреты героев помогают понять их сущность. Тургенев тщательно выписыва­ет облик Павла Петровича, его костюм, отмечая его красивую «руку с длинными розовыми ногтями», снежной белизны манжет, застегнутый крупным опалом, ду­шистые усы, «прекрасные белые зубы».

В портрете Евгения выделено его лицо, «длинное и худое», которое оживлялось улыбкой и выражало самоуверенность и ум, красную руку, темно-белокурые воло­сы, длинные и густые. Эти детали портрета подчеркивали его трудолюбие, неизне­женность, постоянную и напряженную работу мысли.

Значительно дополняет характеристики героев и окружающая их обстановка. Тургенев изобразил представителей различных социальных групп. Окружающие их вещи, одежда, предметы личного обихода помогают глубже познать их хозяев. Об­становка кабинета Павла Петровича наглядно подтверждает его изысканный арис­тократический вкус. Рабочая комната Базарова сразу же превратилась в лаборато­рию, наполнилась различными запахами, склянками, банками с лягушками для опытов. Это комната ученого, труженика, преданного своей профессии. «Бивуак» отца Базарова, так он называл свой дом, - это дом бедного провинциального лекаря.

Комната Фенечки отличалась чистотой и уютом. Все было просто, опрятно, пах­ло ромашкой, мелиссой, на окнах стояли банки с вареньем, в клетке жил чиж. Обстановка комнаты Фенечки очень скромная, все дышит тишиной и покоем. Со­вершенно иная комната у Кукшиной, эмансипированной женщины. Сумбурная, неопрятная, безвкусная обстановка свидетельствовала о дурном эстетическом вку­се, о какой-то распущенности и неряшливости ее хозяйки.

Понять настроения и переживания героев помогает пейзаж романа. Демократа Базарова привлекают не аромат лесов и полей, а болота с лягушками. Даже у ли­рически настроенного помещика Николая Петровича на первом месте не поэзия природы, а хозяйственные заботы. Оскудение дворянских поместий подчеркивает­ся бедностью пейзажа. Вид убогой и печальной русской деревеньки «с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами», опустелые гумна, «мужичков на плохих клячах» сливаются с переживаниями героя.

Нелепость, вздорность затеянной Павлом Петровичем дуэли оттеняется описа­нием «славного, свежего» утра, росы, которая «блистала серебром на паутинках», неба, с которого «сыпались песни жаворонков».

Лирической печалью овеяно описание сельского кладбища, на котором похоронен Базаров, цветы, растущие на его могиле, «говорят... о вечном примирении и о жизни бесконечной».

Проза Тургенева музыкальна и ритмична. По справедливому замечанию зарубежного литератора Ю. Шмидта, «читая его романы, так и кажется, будто слышишь аккомпанемент пения».

    Проблему отцов и детей можно назвать вечной. Но особенно она обостряется в переломные моменты развития общества, когда старшее и младшее поколения становятся выразителями идей двух разных эпох. Именно такое время в истории России - 60-е годы XIX века...

    Молодость - время для усвоения мудрости, старость - время для её применения. Ж.-Ж. Руссо Аркадий Кирсанов, погостив день в имении Базаровых, спрашивает своего старшего друга-учителя, любит ли тот родителей, и получает прямой ответ: «Люблю, Аркадий»...

    Философские взгляды Базарова и их испытания жизнью В романе И.С. Тургенева « Отцы и дети» изображена Россия конца пятидесятых годов девятнадцатого века, время, когда демократическое движение только-только набирает силу. И в результате этого возникает...

    Евгений Базаров- нигилист, а значит, материалист, не признающий догм, проверяющий все только опытом. Он медик, ув- лекается естественными науками. Каждый день его заполнен тру- дом, новыми поисками. Он постоянно находит себе дело. "Базаров вставал...

Трактовки как главных героев романа, так и замысла самого Тургенева, бывали различны. Именно поэтому следует критически относиться к этим трактовкам, и, в частности, трактовке Писарёва.

Принято считать, что основная расстановка сил романа отражена в противостоянии Базарова и Павла Петровича Кирсанова, так как именно они ведут полемику на различные темы - о нигилизме, аристократизме, практической пользе и проч. Однако, Павел Петрович оказывается несостоятельным оппонентом для Базарова. Все слова Павла Петровича - лишь «слова», так как не подкреплены никаким действием. Он, по существу, такой же доктринер, как и Базаров. Вся его предшествующая жизнь представляла собой прямой путь сплошных удач, данных ему по праву рождения, но первая же трудность - неразделенная любовь - сделала Павла Петровича ни на что не способным (о чем вполне справедливо говорит Базаров). Убеждений, как отмечает Писарев, у Павла Петровича нет, в качестве убеждений он пытается «протащить» принципы, причем принципы, понятые на свой манер. Все «принсипы» Павла Петровича сводятся к соблюдению внешних приличий и усилиям, направленным на то, чтобы считаться джентльменом. Форма без содержания - в этом суть Павла Петровича (это ярко прослеживается в описании его кабинета, а затем в том, что в качестве символа России Павел Петрович держит на столе пепельницу в форме «мужицкого лаптя»). Таким образом, Павел Петрович оказывается совершенно несостоятельным оппонентом Базарову.

Настоящий оппонент вождю нигилистов - Николай Петрович Кирсанов, хотя он и не вступает в словесные баталии с Базаровым. Все его мироощущение, лишенное внешней вычурности поведение, но вместе с тем душевная широта, противостоят всеотрицанию нигилистов. Павла Петровича во всем интересует лишь внешняя сторона вещей - он толкует о Шиллере, о Гете, хотя вряд ли удосужился их прочесть, его суждения самонадеянны и поверхностны. Но то же самое можно сказать о Базарове! То же пристрастие к «внешним эффектам» (бакенбарды, балахон, развязные манеры и проч.), и та же «неорганичность» с окружающим его миром. Связь Базарова и Павла Петровича не только внешняя, но и генетическая: Базаров отрицает все то уродливое и недееспособное, что есть в Павле Петровиче, но в этом отрицании впадает в крайность, а крайности, как известно, сближаются, и именно поэтому между Базаровым и Павлом Петровичем так много общего. Таким образом, Базаров - порождение пороков старшего поколения, философия Базарова - это отрицание жизненных установок «отцов», которые те успели изрядно дискредитировать, Базаров - это тот же Павел Петрович, только с точностью до наоборот.

Тургенев показывает, что на отрицании нельзя построить абсолютно ничего, в том числе и философии - сама жизнь неизбежно опровергнет ее, потому что суть жизни состоит в утверждении, а не в отрицании. Николай Петрович Кирсанов мог бы поспорить с Базаровым, но он прекрасно понимает, что его аргументы не будут убедительны ни для Базарова, ни для брата. Оружие последних в споре - логика, софистика. То знание, которым обладает Николай Петрович, нельзя передать словами, человек должен его сам почувствовать, выстрадать. То, что он мог бы сказать о гармоничном существовании, о единении с природой, о поэзии - для Базарова и для Павла Петровича пустой звук, потому что для понимания всех этих вещей нужно иметь развитую душу, которой ни у «уездного аристократа», ни у «предводителя нигилистов» нет. Это может понять сын Николая Петровича, Аркадий, который в конце концов приходит к выводу о несостоятельности идей Базарова. В немалой степени Базаров сам способствует этому: Аркадий понимает, что Базаров не только не уважает авторитеты, но и окружающих, что он никого не любит. Трезвый житейский ум Кати ему больше по сердцу, чем холодная софистика Базарова.

Весь дальнейший путь Базарова, списанный в романе, - опровержение его же нигилистической доктрины. Базаров отрицает искусство, поэзию, поскольку не видит в них никакого проку. Но после того, как влюбляется в Одинцову, понимает, что это не так. По его совету Аркадий отнимает у отца томик Пушкина и подсовывает немецкую материалистическую книжку. Именно Базаров высмеивает игру Николая Петровича на виолончели, восхищение Аркадия красотами природы. Однобоко развитая личность Базарова не в состоянии понять всего этого. Однако, для него еще не все потеряно, и это проявляется в его любви к Одинцовой. Базаров оказывается человеком, а не бездушной машиной, которая способна лишь ставить опыты и резать лягушек. Убеждения Базарова вступают в трагическое противоречие с его человеческой сущностью. Отказаться от своих убеждений он не может, но не может и задушить в себе проснувшегося человека. Для Базарова нет выхода из создавшегося положения, и именно поэтому он умирает. Смерть Базарова - это смерть его доктрины. Перед лицом неизбежной гибели Базаров отлетает все наносное, второстепенное, чтобы оставить самое главное. И этим главным оказывается то человеческое, что в нем есть - любовь к Одинцовой.

Тургенев на каждом шагу опровергает Базарова. Базаров заявляет, что природа не храм, а мастерская, и тут же следует великолепный пейзаж. Картины природы, которыми насыщен роман, подспудно убеждают читателя в совершенно обратном, а именно, что природа - храм, а не мастерская, и что только жизнь в гармонии с окружающим миром, а не насилие над ним может принести человеку счастье. Оказывается, что Пушкин и игра на виолончели в абсолютном измерении гораздо важнее всей «полезной» деятельности Базарова. Кроме того, Тургенев сумел показать в образе Базарова и очень опасные тенденции - крайний эгоцентризм, болезненное самолюбие, непоколебимую уверенность в собственной правоте, претензию на обладание абсолютной истиной и готовность в угоду своей идее проводить-насилие (разговор Павла Петровича с Базаровым, когда последний заявляет, что готов идти против своего народа, что их, нигилистов, не так мало, что если их сомнут, то «туда нам и дорога», но только «еще бабушка надвое сказала» и т. д.).

Тургенев увидел в своем герое ту «бесовщину», о которой позже будет писать Достоевский («Бесы»), но привел его все-таки к общечеловеческому началу, а идеи нигилизма к развенчанию. Не случайно после смерти Базарова у него не остается последователей. На бесплодной почве нигилизма взрастают только такие пародии на людей, как Кукшина и Ситников. В последней сцене - описании сельского кладбища и родителей, приходящих на могилу сына, - вечная природа, на спокойствие которой посягал Базарсв, дает «нигилисту» последнее успокоение. Все второстепенное, что придумал беспокойный и неблагодарный сын природы - человек, остается в стороне. Только природа, которую Базаров хотел превратить в мастерскую, да родители, подарившие ему жизнь, с которой он так неразумно обошелся, окружают его.