Коклюшкин виктор михайлович настоящая фамилия. Виктор Михайлович Коклюшкин — биография, где сейчас. Мировое признание и слава

СССР → Россия Россия

Ви́ктор Миха́йлович Коклю́шкин (род. 27 ноября , Москва) - советский и российский писатель -сатирик и телеведущий .

Биография

Виктор Коклюшкин родился в 1945 году в Москве. Окончил издательско-полиграфический техникум и Высшие театральные курсы ГИТИСа . В 1969 году Коклюшкин стал автором страницы «Клуб „Двенадцать стульев“» «Литературной газеты ». В 1972 году с его рассказами выступил на сцене конферансье Москонцерта Евгений Кравинский.

Коклюшкин писал монологи для таких эстрадных артистов, как Ефим Шифрин , Евгений Петросян , Клара Новикова , Владимир Винокур . Он придумал для Шифрина монолог «Алё, Люся» и написал четыре сольных спектакля. Автор 10 книг рассказов, повестей и романов.

Дебютировал на телеэкране в качестве юмориста в 1983 году в передаче «Вокруг смеха ». Участвовал в телепередачах: «Аншлаг », «Смехопанорама », «Кривое зеркало », «Смеяться разрешается», «Клуб юмора» и др. Вместе с Ефимом Шифриным еженедельно готовил и снимался в телепередаче «Юмориста вызывали». Рассказы В. Коклюшкина переводились и печатались с 1972 года в Польше, Венгрии, Чехословакии, Германии, Болгарии, а также переводились на языки народов СССР. С 2012 года Коклюшкин является колумнистом газеты «Аргументы и факты » (рубрика «Диагноз Коклюшкина»)

Личная жизнь

Женат вторым браком.

Премии

  • - первая премия на Всесоюзном конкурсе юмористов
  • , - Лауреат «Московского комсомольца»
  • , - премия Всесоюзного конкурса по разговорным жанрам
  • - литературная премия журнала «Юность »
  • - премия «Литературной газеты» «Золотой телёнок»

Библиография

  • - «Хорошо, когда светит солнце» (Москва, издательство «Искусство», тираж 50 тыс. экз.)
  • - «Юморист» («Детская книга», 1993, тираж 100 тыс. экз.)
  • - «208 избранных страниц» в золотой серии юмора (Москва, «Вагриус», тираж 30 000 экз.)
  • - «Блеск» (Москва, «Аграф»)
  • - «Смешная жизнь» (Москва, «Вече»)
  • - «Бывали дни веселые!» (Москва, «Империум пресс»)
  • - «Моё пальто» (Москва, «Зебра-Е» АСТ)
  • - 52 том, «Антология Сатиры и Юмора России XX века» (Москва, «ЭКСМО»)
  • - «Слёзы птеродактиля» (Москва, «Зебра-Е» АСТ)
  • - «Алло, Люся, это я!» (МОСКВА, «АСТ»)
  • 2010 - «Убойная реприза» (МОСКВА, «АСТ»)
  • 2010 - «Стой, кто идет?!» (МОСКВА, «Эксмо»)

Сценарист

  • - Последний фокус (мультфильм) (киножурнал «Фитиль » № 176)
  • - Великолепный Гоша . История восьмая (мультфильм)
  • - Великолепный Гоша . История девятая (мультфильм)

Напишите отзыв о статье "Коклюшкин, Виктор Михайлович"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Коклюшкин, Виктор Михайлович

Задача эта возможна только тогда, когда мы перестанем произвольно подставлять вместо значения всего неизвестного Х те условия, при которых проявляется сила, как то: распоряжения полководца, вооружение и т. д., принимая их за значение множителя, а признаем это неизвестное во всей его цельности, то есть как большее или меньшее желание драться и подвергать себя опасности. Тогда только, выражая уравнениями известные исторические факты, из сравнения относительного значения этого неизвестного можно надеяться на определение самого неизвестного.
Десять человек, батальонов или дивизий, сражаясь с пятнадцатью человеками, батальонами или дивизиями, победили пятнадцать, то есть убили и забрали в плен всех без остатка и сами потеряли четыре; стало быть, уничтожились с одной стороны четыре, с другой стороны пятнадцать. Следовательно, четыре были равны пятнадцати, и, следовательно, 4а:=15у. Следовательно, ж: г/==15:4. Уравнение это не дает значения неизвестного, но оно дает отношение между двумя неизвестными. И из подведения под таковые уравнения исторических различно взятых единиц (сражений, кампаний, периодов войн) получатся ряды чисел, в которых должны существовать и могут быть открыты законы.
Тактическое правило о том, что надо действовать массами при наступлении и разрозненно при отступлении, бессознательно подтверждает только ту истину, что сила войска зависит от его духа. Для того чтобы вести людей под ядра, нужно больше дисциплины, достигаемой только движением в массах, чем для того, чтобы отбиваться от нападающих. Но правило это, при котором упускается из вида дух войска, беспрестанно оказывается неверным и в особенности поразительно противоречит действительности там, где является сильный подъем или упадок духа войска, – во всех народных войнах.
Французы, отступая в 1812 м году, хотя и должны бы защищаться отдельно, по тактике, жмутся в кучу, потому что дух войска упал так, что только масса сдерживает войско вместе. Русские, напротив, по тактике должны бы были нападать массой, на деле же раздробляются, потому что дух поднят так, что отдельные лица бьют без приказания французов и не нуждаются в принуждении для того, чтобы подвергать себя трудам и опасностям.

Так называемая партизанская война началась со вступления неприятеля в Смоленск.
Прежде чем партизанская война была официально принята нашим правительством, уже тысячи людей неприятельской армии – отсталые мародеры, фуражиры – были истреблены казаками и мужиками, побивавшими этих людей так же бессознательно, как бессознательно собаки загрызают забеглую бешеную собаку. Денис Давыдов своим русским чутьем первый понял значение той страшной дубины, которая, не спрашивая правил военного искусства, уничтожала французов, и ему принадлежит слава первого шага для узаконения этого приема войны.
24 го августа был учрежден первый партизанский отряд Давыдова, и вслед за его отрядом стали учреждаться другие. Чем дальше подвигалась кампания, тем более увеличивалось число этих отрядов.
Партизаны уничтожали Великую армию по частям. Они подбирали те отпадавшие листья, которые сами собою сыпались с иссохшего дерева – французского войска, и иногда трясли это дерево. В октябре, в то время как французы бежали к Смоленску, этих партий различных величин и характеров были сотни. Были партии, перенимавшие все приемы армии, с пехотой, артиллерией, штабами, с удобствами жизни; были одни казачьи, кавалерийские; были мелкие, сборные, пешие и конные, были мужицкие и помещичьи, никому не известные. Был дьячок начальником партии, взявший в месяц несколько сот пленных. Была старостиха Василиса, побившая сотни французов.

Виктор Михайлович Коклюшкин, его биография в Википедия (настоящая фамилия, национальность), личная жизнь — семья и дети на фото, где сейчас и куда пропал, интересуют многих телезрителей.

Виктор Коклюшкин – биография

Родился Виктор Михайлович в 1945 году в Москве. Окончив школу, юноша ушел служить в армию, а когда вернулся, то стал учиться в полиграфическом техникуме.

Началом своей литературной деятельности Виктор считает 1969 год. Он стал писать юмористические рассказы, которые публиковались во многих литературных газетах и журналах, а уже в 1972 году его миниатюры стал исполнять Евгений Кравинский — конферансье Москонцерта.

Начиная с 1980 года Коклюшкин начал писать для эстрады, и в это же время окончил Высшие театральные курсы при ГИТИСе, получив диплом по специальности «эстрадный драматург».

Притом, что сам юморист долгое время оставался за кадром, его монологи все чаще стали входить в репертуар таких известных юмористов, как Евгений Петросян, Владимир Винокур, Ефим Шефрин и Клара Новикова.

Только в 38 лет он решился показаться зрителям, приняв участие в передаче «Вокруг смеха», где выступил со своим рассказом. И, как ни странно, несмотря на свою своеобразную внешность – лысоватый, с нелепыми большими очками и гнусавым голосом, автор сразу же полюбился зрителям, а его шутки мгновенно стали распространяться среди народа.

Успех юмористических монологов Коклюшкина был неслучаен, ведь в основе их сюжетов лежали его наблюдения и жизненные истории, которые были понятны и близки простым людям.

Кроме написания рассказов и монологов, Виктор Михайлович написал немало пьес и сценариев к различным программам, став активно сотрудничать с телевидением. Наиболее известными стали передача «Была зима», и фильм «Дядя Ваня и другие», вышедшие на Первом канале, к которым он написал сценарии.

Место рождения: г. Москва

Деятельность: писатель-сатирик

Вес: 59 кг

Знак Зодиака: Стрелец

Рост: 176 см

Биогра-фия Виктора- Коклюшкина-

Известный российский писате-ль-сатирик Виктор Коклюшкин известе-н зрите-лям сво-ими злободневными монологами «Демокра-тия», «Репетиция» и «Дура-к», которые исполняет сво-им неповторимым гну-савым голосо-м, ста-вшим сво-еобра-зной визитной карточкой юмориста-. Одна-ко о личности самого юмориста- известно куда меньше, нежели о его тво-рчестве.

Детство- и юность Коклюшкина-

Будущий сатирик родился в 1945 году в. Сво-ю трудовую деяте-льность он на-чал доста-точно ра-но, но с тво-рчество-м она- никак связана- не была, те-м не менее желания ста-ть писате-лем и прославиться у молодого Коклюшкина- со-всем не было. В 15 лет он пошел ра-бота-ть на- фабрику, продолжая вместе- с те-м учиться в школе ра-бочей молодежи-. По окончании школы Виктор Коклюшкин отдал долг Родине в рядах Полезный со-ветской Армии, а зате-м снова- ра-бота-, и снова- учеба, только те-перь был издате-льско-полигра-фический те-хникум и Высшие те-атра-льные курсы ГИТИСа.

Виктор Коклюшкин — шарж Эпигра-мма на- Виктора- Коклюшкина- С походкой и лицом неандерта-льца, Да и с умишком внешности подста-ть, Он юмор сво-й высасыва-л из пальца, И сильно умудрился исхудать. На пути к славе Коклюшкин сменил бесчисленное- количество- профессий: слесарь, корректор, редактор, комендант в горво-енкомате-, армейский ста-ршина-. О сво-ей ра-боте- на- фабрике и во-инской службе юморист вспомина-ет с те-плотой, а те- далекие годы счита-ет чуть ли не лучшими в сво-ей жи-зни. И все-та-ки известе-н на-м Виктор Коклюшкин со-бственно как та-лантливый писате-ль-сатирик.

Путь к славе: монологи и концерты Коклюшкина-

В конце 60-х Коклюшкин, как он сам уверяет, со-вершенно случайно попал на- последнюю полосу «Лите-ра-турной газеты». Так он ста-л автором популярной стра-ницы «Клуб „Двена-дцать стульев“». Но на-стоящий успех пришел к на-чина-ющему сатирику с выходом его на- эстра-ду. В 1972 году Евгений Кра-винский выступил на- сцене с ра-ссказами, на-писанными Виктором Коклюшкиным. С его монологами выступали и другие артисты со-временной эстра-ды. В их числе Клара- Новикова-, Владимир Винокур,. В 1983 году Виктор Коклюшкин впервые появился на- те-леэкра-не. Виктор Коклюшкин — Пробка + Амулет + Роды (юмор) В передаче «Вокруг смеха» он прочита-л 1 из сво-их сатирических ра-ссказов. В том же году Ефим Шифрин впервые исполнил ста-вший необыкновенно известный монолог «Алло, Люся!». После него появление Коклюшкина- на- голубом экра-не ста-ло дово-льно регулярным, и ни 1 юмористический концерт не обходился без сатирика.

Виктор Коклюшкин как сцена-рист и лите-ра-тор

За мате-риалом для сво-их монологов Виктору Коклюшкину- далеко ходить не на-до. На протяжении всей жи-зни он на-блюдал ра-зные эта-пы ста-новления российского государства-: и ра-звива-ющийся со-циализм, и посте-пенный переход к капита-лизму, и со-временну-ю демокра-тию. Многие его монологи – оценка произошедших со-бытий, взгляд изну-три человека, который может не только на-блюдать, но и ана-лизирова-ть. Одна-ко со- временем многочисленные миниатюры спосо-бны со-ста-вить и вполне цельное- произведение. На сегодняшний день Коклюшкин может похва-ста-ться неплохой библиогра-фией, на-считыва-ющей более десятка книг. Наибольшим чита-те-льским спросо-м пользуются «Алло, Люся, я!», «Убойна-я реприза» и «Стой, кто идет?!». Виктор Коклюшкин — Гуманоид-1991 Окончив те-атра-льные курсы ГИТИСа, Виктор Коклюшкин ста-л полнопра-вным «дра-матургом эстра-ды», как зна-чится у него в дипломе, а зна-чит, что есте-ственно не мог не реализова-ть себя в этом качестве. Сатириком на-писаны четыре со-льных спекта-кля. Коклюшкин принял участие в со-здании со-ветского десятисерийного мультипликационного фильма «Великолепный Гоша», выходившего на- экра-ны в 80-х годах.

Профессиона-льное- призна-ние

За сво-и многочисленные тво-рческие ра-боты Виктор Коклюшкин получил ряд престижных премий, в числе которых перва-я премия на- Всесо-юзном конкурсе юмористов в 1972 году, премия «Лите-ра-турной газеты» «Золотой те-лёнок» в 1999 году, та-кже сатирик два-жды получал премию Всесо-юзного конкурса по ра-згово-рным жанра-м в 1985 и 1989 годах.

Лична-я жи-знь Виктора- Коклюшкина-

В та-йны сво-ей личной жи-зни Виктор Коклюшкин ста-ра-ется посторонних не посвящать. Одна-ко достоверно известно, что во-т уже на- протяжении долгих лет известный сатирик хра-нит верность сво-ей жене Эльге Злотник. Эльга та-кже является тво-рческой личностью, сумела реализова-ть себя в качестве писате-льницы, несмотря на- то, что перво-е обра-зова-ние получила в МИСИ, а второе- на- киноведческом факульте-те- ВГИКа.

Виктор Коклюшкин жена-т, у него есть дво-е дете-й У Виктора- Коклюшкина- дво-е взрослых дете-й: дочь Эльга Сэпп, жена- известного те-леведущего Владимира- Соловьева-, и сын Ян. В сво-ей книге «Юморист» сатирик Коклюшкин призна-ется, что «любит со-бак, кошек, лошадей и птичек ра-зных тоже», неудивите-льно, что дома у него целый зверинец, а одна-жды Коклюшкину- и его питомцам посчастливилось ста-ть героями програ-ммы «В мире жи-во-тных». Тво-рчество- отнимает немало времени и сил, те-м не менее по призна-нию сатирика лучшим отдыхом для него служи-т нова-я ра-бота-, а профессия, со-пряженна-я с плотным гастрольным гра-фиком, пра-ктически исключает дальние пое-здки в отпуск.

Виктор Коклюшкин сегодня

На сегодняшний день Виктор Коклюшкин – успешный автор и счастливый семьянин. Помимо эстра-дных выступлений, сатирик ведет колонку в газете- «Аргументы и факты», где комментирует актуальные для на-шей стра-ны со-бытия в хара-кте-рной для себя иронической манере.

Для Ефима ШИФРИНА (справа) Виктор Михайлович написал знаменитый монолог «Алё, Люся» и четыре сольных спектакля

Будущую жену телеведущего папа-сатирик колотил линейкой

У писателя-сатирика Виктора КОКЛЮШКИНА заканчивается юбилейный год. В прошлом ноябре ему исполнилось 70 лет, но это никак не отразилось на его привычном жизненном укладе. Сбривать бороду или меньше писать Коклюшкин не стал, вот только на телеэкранах появляется все реже. Почему - мы узнали из первых рук.

- Виктор Михайлович, что сейчас происходит в вашей творческой жизни?

Стало сложнее артистам и юмористам старшего поколения попадать на ТВ. Но я не собираюсь превращаться в члена Политбюро, которые до последнего вздоха на Старой площади сидели. С другой стороны, не зря в Библии сказано, что под лежачий камень вода не течет, а дорогу осилит идущий. Сейчас вот дописываю иронический роман. Уж не знаю, в каком виде он выйдет - в бумажном или электронном.

- Вы с юности решили покорять вершины сатиры и юмора?

Поступал в военное училище, но меня туда не взяли. А если бы получилось наоборот, не иначе сейчас бы министром обороны стал и во всем мире воцарился бы мир. Тогда меня судьба в юмористику и занесла: артисты попросили, чтобы я для них писал, а дальше и сам на эстраду пошел. В 1983 году впервые в «Останкино» попал, в программу «Вокруг смеха». Там рядышком с телецентром стоит Троицкая церковь, где сто лет назад венчались мои бабушка и дедушка, которые встретились и быстро обрели взаимное счастье.

Жену Эльгу Владимир СОЛОВЬЁВ нежно называет Лялей

- Вы ведь, если не ошибаюсь, сейчас второй раз женаты?

Да. Моей первой супругой была Любовь Сэпп, девушка с эстонскими корнями. Вернулся из армии и довольно быстро женился. У нас родилась дочка Эльга. Сейчас она уже сама мама пятерых детишек и супруга популярного вруна Владимира Соловьева.

- А почему она носит фамилию мамы - Сэпп?

Я не хотел, чтобы дочка мучилась с моей фамилией. Коклюшки ведь это не только то, чем вяжут вологодские кружева. Раньше была присказка: «брынчать коклюшками» - что значит рассказывать байки. Так что у меня профессиональная фамилия, которая очень подходит. А для дочки, которая, впрочем, в детстве сочиняла прекрасные сказки, когда еще даже в школу не ходила, нет. Она выросла и стала и психологом, и фотомоделью, и, как уже говорил, отличной мамой.

- Вы хороший дедушка?

Нет. Мало времени провожу с внуками. Все они очень разные, родители их не сдерживают, поэтому характеры сразу появляются.

- Какой в детстве была дочка?

Однажды, когда ей лет пять было, мы остались в квартире вдвоем. Она мало ела, я взял тонкую линейку и пригрозил: «Будешь плохо кушать, я тебя ударю». И легонько так по попе стукнул. Она тут же ушла в другую комнату. И вдруг, через некоторое время, дверь тихонько открывается, и дочка оттуда робко спрашивает: «Разве можно людей по попе бить линейкой?!» Я эту фразу почему-то на всю жизнь запомнил.

- А я, изучая вашу биографию, обратила внимание, что вашу нынешнюю супругу тоже зовут Эльга.

Так получилось. Я уже тридцать пять лет женат на Эльге Злотник. Она обладательница двух высших образований: технического - после окончания МИСИ и гуманитарного - после окончания киноведческого факультета ВГИКа. Публикуется в газетах и журналах, пишет книги. Нашему сыну Яну 32 года, пока не женат. Ян выучился на художника-оформителя в Школе-студии МХАТ.

Дети и многочисленная родня СОЛОВЬЁВА во дворе его загородного дома на семейном торжестве

Седина в бороду

- Как вы с зятем Владимиром Соловьевым ладите?

Он хороший ведущий, но... Конечно, на его место многие претендуют: выходить все время в эфир, размахивать руками и учить людей жизни - о чем еще можно мечтать? Мы с Володей, если честно, не очень близко общаемся. А все из-за того, что в одной крупной газете последние шесть лет я веду свою рубрику. Каждую неделю смеюсь над правительством, депутатами и другими ключевыми фигурами. А Соловьев - по другую сторону. Вот и не хочу ему ненароком помешать. С другой стороны, сатирик от оппозиционера отличается тем, что последний хочет, чтобы власть сменилась, а первый - чтобы она хорошо работала. Но не все люди смотрят на меня с улыбкой.

Был случай, когда я пошутил по поводу Стаса Михайлова, и за это поплатился. Стою однажды на трамвайной остановке, и вот женщина-водитель, увидев меня, бешено посмотрела и дальше помчалась, даже не притормозив. Люди у нее не вышли, не вошли другие. Они просто обалдели от этого, а я сразу понял, что ей не понравилось, что я написал о Стасе. Ох уж эти фанатки. Но мне больше жаль артистов, которым те поклоняются. Не все же понимают, что к успеху быстро привыкаешь, а он со временем проходит. И потом видишь такого человека с расстроенным взглядом, который недоумевает, что раньше стадионы собирал, а теперь никому не нужен.

Подмосковное имение телеведущего расположено в знаменитом писательском посёлке Переделкино

- Да, но многие успевают за это время отлично заработать. Вот ваш зять Соловьев состоятельный человек?

Состоятельный. Но я не лезу к ним в их жизнь, прекрасно помня, что мое детство прошло на крыше с голубями. И я сформировался совершенно в другом обществе. Лично мне всего всегда хватало. В моей школе учились разные дети. В том числе сын маршала, дочка министра. Но двери их домов были открыты, мы ходили в гости друг к другу и не обращали внимания, что у кого-то шесть комнат и две машины «ЗИЛ», а у других - шиш.

- Но вы же ощутили свою минуту славы?

Тридцать лет назад у меня была своя передача на ТВ, где, например, Лев Лещенко с Таней Веденеевой пели песню «Татьянин день», а Боярский, исполняя свой хит «Рыжий конь», на скульптуру залез и оттуда голосил. Тогда меня во многих газетах критиковали. Мол, зачем нужна такая программа? А ее любили и смотрели люди… В том году мне исполнилось 70. В связи с этим снова стали звать на экран, но я в основном отказывался. Просто в архивах лежат около ста записей моих номеров. На них я еще ничего выгляжу. Это сейчас у меня борода седая и на макушке плешь. Да и труднее учить людей жизни. Хотя, на мой взгляд, надо брать пример с животных - они умеют по-настоящему ладить и с друг с другом, и с человеком. У меня вон кошка и собака вместе жили и даже спали в обнимку. У дочки Эльги, кстати, тоже живут несколько собак. Когда есть маленькие дети, обязательно дома должны быть животные, они доброте учат. У них с Володей большой дом, есть куда разгуляться, понятно, все собаки у них породистые. Внукам на дни рождения я дарю книжки, игры, а дочку и зятя просто поздравляю, говорю теплые слова. У них же другой уровень жизни и особо ничего не нужно. Ну и дай бог.

- А свою гастрольную жизнь часто вспоминаете?

Еще бы! Чего у нас там только не происходило. Как-то один артист чуть не утонул утром в реке Амур, после того как вечером накануне на банкете выпил и, толком не проспавшись,полез плавать. Или в другой раз во Владивостоке до меня выступала какая-то рок-группа, и их зрители во время концерта переломали все стулья. Так из-за этого ко мне на выступление вызвали охранять имущество ОМОН. Я со сцены что-то смешное рассказал, а один слушатель так звонко залился, что милиционер его для профилактики даже дубинкой огрел. Или в Новосибирске было дело. Ко мне на концерт пришел журналист, мои шутки записал, напечатал в газете, но потом честно выслал мне гонорар. Я пошел на почту, чтобы его получить. Стою в очереди, за мной старушка пристроилась. Все смотрела на меня внимательно, а потом заявляет: «А вы знаете, что вы на Коклюшкина похожи? В конкурсе двойников точно первое место получили бы». А потом немного подумала и добавила: «Хорошие деньги бы вам за это заплатили и купили бы себе что-нибудь приличное. А то одеваетесь, как бродяга».

Виктор Михайлович Коклюшкин ( род. 27 ноября 1945 , Москва) — писатель- сатирик и телеведущий.

Виктор Коклюшкин родился в 1945 году в Москве. Окончил издательско-полиграфический техникум и Высшие театральные курсы ГИТИСа. В 1969 году Коклюшкин стал автором страницы « Клуб «Двенадцать стульев» » «Литературной газеты». В 1972 году с его рассказами выступил на сцене конферансье Москонцерта Е. Крапивский.Коклюшкин писал монологи для таких эстрадных артистов, как Геннадий Хазанов, Евгений Петросян, Клара Новикова, Владимир Винокур. Он придумал для Хазанова героя его ранних выступлений — студента кулинарного техникума.

Дебютировал на телеэкране в 1983 году в передаче «Вокруг смеха». Участвовал в телепередачах «Аншлаг», «Смехопанорама» и др.

На дочери Виктора Коклюшкина женат известный телеведущий Владимир Соловьёв.

Голос у Виктора Коклюшкина действительно такой, каким вы его слышите с экрана. Специально он его под смешную интонацию не подгоняет. Да и ничего он под общепринятые стандарты не подгоняет. Собственно, и писателем он становиться не собирался…

Виктор Михайлович, вы признанный мастер в своем цехе - цехе юмористики. А сами вы считаете себя уже классиком?

Отвечаю. Недавно вышла книга, где Аверченко, Зощенко, Булгаков, О’Генри, Марк Твен, Шукшин и… Коклюшкин. Поэтому кто-то, может быть, считает. Сам я себя классиком, конечно же, не-счи-таю (подчеркивает, разбивая интонационно по слогам). И готов, по завету Владимира Ильича Ленина, учиться, учиться и еще раз учиться.

А учиться, как я понимаю, вы именно у классиков собираетесь?

В первую очередь нужно учиться у жизни. Жизнь в России настолько богата, многообразна, загадочна и непредсказуема, что учиться надо каждую секунду.

А кого из классиков вы любите? Кого-то вы перечитываете до сих пор?

Вообще из классиков, конечно, Антон Павлович Чехов, а из тех классиков, кто считался чистым юмористом, это Аркадий Аверченко. Он не просто смехач, не просто давильник - это те юмористы, которые только ради смеха. А у него и забавные сюжеты, и характеры, и комические ситуации - великолепный мастер юмористического жанра Аркадий Аверченко.

А из современных писателей кто-то вам интересен?

Из современных писателей - вот сейчас я скажу, что я своим чутким носом почувствовал. Сейчас появляются и в серьезной прозе, и в поэзии, и в юмористике просто как грибы после дождя талантливые люди. Читаю некоторые прозаические рассказы, написанные замечательно, но меня охватывает страх, что этим ребятам и этим девочкам надо где-то печататься, чтобы они не скисли, не покрылись плесенью. А тиражи у литературных журналов крохотные, по четыре тысячи. В Интернет они уходят, но толстый журнал всегда был учителем писателя. Чтобы попасть на страницы «Нового мира» - нужно было пройти серьезную не только цензуру, но и редактуру. Если молодой идет в Интернет без редактуры - он лишается умного советчика. Редактура - это как хороший фуганок горбыль остругивает. К тому же кризис тушит некоторые издательства - уже в начале года погасли как свечки на ветру. Вот что я могу сказать.

А как вы выбираете вообще книгу для чтения? Ктото вам советует?

Нет, не по совету, конечно. Советуют, так я нарочно - наверное, характер у меня такой противоречивый - не буду. Если где-то случайно я заметил фамилию интересного писателя, то невольно в книжном магазине или еще где-то остановлю свое внимание. Ну и сарафанное радио продолжает действовать. Или кто-то кому-то сказал, или я кому-то…

Когда вы сами поняли, что хотите быть писателем и помните ли вы свою первую публикацию?

Я не собирался становиться писателем. В пятнадцать лет Витя Коклюшкин пошел на фабрику и учился в школе рабочей молодежи. После школы рабочей молодежи он был в рядах Вооруженных сил. После службы в рядах опять работал и учился и совершенно случайно попал на последнюю полосу «Литературной газеты». Там был «Клуб 12 стульев», в ту пору супермодный. Потом случайно попал на эстраду, случайно какой-то мультфильм сняли, случайно стал лауреатом и т. д. Витя не собирался становиться писателем. Мне нравилось в армии, я с удовольствием работал на фабрике - оглядываясь назад, это мои самые солнечные дни.

А как вы отдыхаете? Где, каким образом?

Я не знаю. Если я устаю, то начинаю что-нибудь делать и - сразу отдыхаю. Наверное, Всевышний сделал меня для того, чтобы я не отдыхал, а работал. Я заметил: если я устаю, мне нужно срочно начать что-то делать.

В отпуск-то вы все равно куда-то ездите, наверное?

Редко. Во-первых, работа была связана с гастрольными поездками, а во-вторых, кто-то родился врачом, кто-то артистом, кто счастлив, что он сажает маленькие деревца, которые потом станут большими, кто с удовольствием их рубит - у каждого свое предназначение. Самое главное - это в юношестве учуять, в чем твое предназначение, и тогда ты будешь счастлив. И надо учуять человека, который мог бы пойти с тобой рядом по жизни.

Молодежи сегодня объясняют, что надо выйти замуж за того, у кого крутая иномарка, ну, значит, человек будет несчастлив чисто по-бабьи, а ее муж - по-мужски. Надо все это в раннем возрасте найти - свою профессию, свою вторую половину - и все будет о’кей!

Это уже пожелания, а я как раз и хотел спросить, что бы вы пожелали читателям «Вечерней Москвы»?

Если вы смотрите фильмы 50-60-х годов, то обязательно или на столе лежит, или кто-то читает, сидя на бульваре, «Вечернюю Москву». «Вечерняя Москва» - это символ нашей столицы. Поэтому желаю газете процветать, а читателям ее читать.

К кому вы прислушиваетесь, выбирая книгу для чтения?

Александр СЕМЕННИКОВ, депутат Мосгордумы:

Бывает, что боишься начать книгу, которая испортит настроение или впустую израсходует твое время. Я читаю рецензии. Но для меня важнее рекомендации и советы моих знакомых и друзей. Я прислушиваюсь к людям, вкусам которых я доверяю. Например, я знаю, если книгу посоветовал депутат Мосгордумы Евгений Бунимович - ее стоит прочитать.

Не верите - спросите у Петьки. Он, козел, вместо того чтобы мусор на свалку отвезти, привез на выставку.

Ну там, на бывшем заводе, какая-то выставка: сломанные стулья, арматура… и он, козел, кучу мусора туда! На свалку далеко везти, он и свалил. А тут мужик какой-то кричит: «Это что?!» А Петька показывает вокруг и говорит: «А это что?» Мужик: «Это экспонаты!» Петька ему: «И у меня тоже экспонат!» Ну а у Петьки вид небритый, злой с похмелья… вылитый художник. Мужик спрашивает: «А как называется?» Петька подумал и говорит: «Голос разума!» После таких умных слов мужик сразу вежливее стал. «А как ваша фамилия?» - интересуется.

Петька, подлец, чувствует, что наклевывается что-то и говорит: «СыровГолландский!» Мужик ему: «Ждем вас завтра на открытие, господин СыровГолландский!» Ну, Петька приехал, смотрит - куча на месте, а рядом табличка «Голос разума».

Люди разные… ходят туда-сюда. Остановятся у кучи, подбородок вздернут, прищурятся, губу подожмут, головой понимающе покивают.

Петька рядом с кучей гарцует, наслаждается. Корреспондент какой-то спрашивает: «Что значит для вас творчество?» Петька говорит: «Все!» Телевизионщики подкатились, в глаза светят, в нос микрофон тычут: «Что вы этим хотели сказать?» Петька говорит: «Я хотел сказать, что искусство не должно отрываться от помойки… то есть от народа!» Какая-то тетка баламутная с диктофоном: «Как вы относитесь к нетрадиционным отношениям в сексе?» Петька говорит: «Я б их всех!..» Она говорит: «Браво!» А тут - банкет! Петька, козел, упился дармовой водки, к женщинам полез, в глаз получил…

Короче, в репортажах с выставки современного искусства он на фотографиях и на экране везде в центре: в порванной рубахе, с синяком, на полу на карачках… То есть пока мы честно трудились - он, козел, знаменитым стал! Через два дня приехал на автобазу, мы тут на мусорных машинах, он - на джипе! Говорит: «Со своей кучей скоро в Берлин поеду на биеннале!» Мы говорим: «А джип откуда?» Он нам: «Это спонсорская поддержка!» А из этой поддержки три телки пялятся, хихикают. «Голландский! - кричат. - Иди к нам! Нам скучно!» Ну, блин, не приедь он на джипе с бабами - не было б ничего, а так!.. Наутро все наши козлы мусор вместо свалки на эту выставку поволокли! Сашка - мебель поломатую, ну там комод, этажерка, диван-клоповник, назвал: «Светлое прошлое»; Васька остатки двух «запорожцев» - обозвал: «Запорожцы пишут письмо турецкому султану на пляже Антальи». Генка вообще нечто эротическое: старая никелированная кровать, а на ней бревно! Юрка в политику ударился - ржавые батареи парового отопления, стеариновая свеча, коробок спичек и надпись: «Заседание Совета министров в отопительный сезон»! Да все и не перечислить! Хлипкие интеллигентные художники в панике - что они против наших мусорщиков! Выставка трещит от экспонатов, а их везут и везут отовсюду. Торопятся! В городе - паника! Лично мэр, не буду называть его фамилию, надел кепку и поехал разбираться. А там хрен разберешься, где мусор, где инсталляция, где хлам, а где перформанс ихний! Короче, закончилось все тем, что выставку закрыли, а на ворота повесили объявление: «Свалка мусора запрещена! Штраф 1000 рублей!» А все Петька, козел, отвез бы свой мусор куда положено, и люди могли бы спокойно наслаждаться на этом самом биеннале современным искусством!

Виктор Коклюшкин Если бы не эстрада, он стал бы столяром

Он написал о себе в собственной книге «Юморист» так: «Виктор Коклюшкин родился в Москве утром, он красив, скромен, элегантен. Виктор Михайлович любит собак, кошек, лошадей и птичек разных тоже. Как почти всякий пишущий, он сменил несколько профессий: был слесарем, корректором, выпускающим издательства, полотером, комендантом пенсионного отдела горвоенкомата, старшим инженером по охране и реставрации памятников истории и культуры, редактором отдела сатиры и юмора в еженедельнике, артистом, кроме того, он - старшина запаса». Пожалуй, такую характеристику вряд ли можно чем-то дополнить. И тем не менее…

— Виктор Михайлович, сколько книг у вас уже вышло?

— Четыре. И столько же вышло моих спектаклей. Но в основном мои тексты на эстраде, на радио, в телепрограммах с успехом «озвучивают» популярные артисты. В 1983 году Ефим Шифрин стал лауреатом первой премии Всесоюзного конкурса артистов эстрады, исполнив мои юмористические и сатирические рассказы. В том же году я впервые появился на телеэкране в передаче «Вокруг смеха» с каким-то сатирическим рассказом. А Шифрин в той же передаче впервые прочитал мой монолог «Алло, Люся!» С тех пор меня стали приглашать на телевидение довольно регулярно, хотя до этого мои рассказы часто звучали в радиопередаче «С добрым утром!»

— Коклюшкин - это ваша подлинная фамилия или псевдоним?

— Хороший вопрос. У меня все свое: и фамилия, и голос. А моя фамилия произошла от слова «коклюшки» - это палочки, на которых плетут вологодские кружева. В словаре Даля при толковании этого слова есть сноска: мол, есть такое выражение «бренчать коклюшками», то есть рассказывать какие-нибудь смешные байки. Так что я полностью соответствую своей фамилии.

— Первый рассказ свой помните?

— А как же! После армии я работал на заводе. И как-то меня бес попутал: сочинил рассказ и отправил его в одну из московских газет. Сюжет был простеньким: о трех выпивохах. Две недели покупал газету, но так и не увидел своего произведения. А месяца через полтора получил письмо, которое могу процитировать дословно: «Уважаемый товарищ Кукушкин! Ваше письмо, сигнализирующее о нарушениях отдельными лицами общественного порядка, направлено на рассмотрение в Мосгорисполком». Я даже взбесился: ведь я рассказ написал, а не какой-то там сигнал о недостатках. Вскоре получил еще одно письмо, уже из управления коммунального хозяйства. Там было следующее: «Уважаемый товарищ Клюшкин! Ставлю вас в известность, что, согласно такому-то постановлению, распивать спиртные напитки в общественных местах категорически воспрещается». После этого мне, что называется, под хвост вожжа попала, и я написал еще один юмористический рассказ, который отправил в «Литературную газету». На этот раз его напечатали, и вскоре я стал постоянным автором 16-й полосы клуба «12 стульев» «Литературки».

Мои рассказы звучали по радио, и за свое писательство я стал получать гораздо больше, чем на основной работе. От «Литературной газеты» я принимал участие в вечерах юмора в ЦДЛ. Так стал выступать и на сцене.

— А кто вы по образованию?

— В моем дипломе черным по белому написано, что моя профессия - драматург эстрады. Я окончил Высшие театральные курсы при ГИТИСе.

— Почему вы все время читаете на сцене по бумажке? Неужели не помните собственные рассказы?

— Дело в том, что у меня плохая память. Я всегда удивляюсь театральным артистам, которые запоминают огромные тексты.

— Теперь, думаю, самое время вспомнить что-нибудь смешное.

— Смешные случаи бывают чуть ли не на каждом концерте. К примеру, как-то в концертном зале «Россия» снималась новогодняя передача «Аншлаг». Ведущая Регина Дубовицкая объявляла в радиомикрофон выступавших, а после этого сразу же его отключала и уходила за кулисы. И вот Регина объявила Владимира Винокура. Ушла за кулисы, а микрофон отключить забыла. Смотрит, Винокур за кулисами, как обычно, травит байки. Она и сказала ему: «Володя, твою мать, я же тебя объявила!» А микрофон-то включен, и эти ее слова слышал весь огромный зал. Такого подарка зрители не ожидали, хохот стоял несколько минут.

— Судя по всему, ваш любимый артист - Ефим Шифрин…

— С Шифриным мы сотрудничаем уже 20 лет, вместе выпускали четыре спектакля.

В них принимали участие также Клара Новикова и Валерий Гаркалин. Еще мои тексты читают Владимир Винокур и Евгений Петросян. К сожалению, молодых артистов речевого жанра сейчас очень мало. А прежде только в мастерской сатиры и юмора Москонцерта в штате насчитывалось 156 человек, в мастерской чтецов - 92 человека. А ведь были еще Росконцерт, областная филармония.

— Виктор Михайлович, ваши герои какие-то занудные и язвительные. А вы сами какой по характеру?

— Позволю себе смелость сказать, что я добрый и общительный.

— В свободное время чем занимаетесь?

— В основном читаю книги. Особенно люблю Чехова, Тургенева. А телевизор смотреть боюсь. Какую программу ни включишь, все бегают с пистолетами и стремятся или убить кого-то, или банк ограбить. Новости посмотришь - тоже за голову хватаешься…

— У вас счастливая семья?

— Дай Бог здоровья всем семейным людям, и мне в том числе. У меня замечательная семья. Жена Ольга окончила строительный институт и киноведческий факультет ВГИКа. Сын Ян вот-вот закончит школу.

— Если бы вам пришлось сменить профессию, кем бы стали работать?

— Думаю, что столяром. В детстве это мне очень нравилось. Мой дядя работал столяром, и я любил запах стружки, с удовольствием работал стамеской, рубанком…

— Если не секрет, сколько вам лет?

— Да какой же это секрет! Я с 1945 года. Меня и Виктором родители назвали в честь Победы…